Анатолий Васильевич Ляпидевский. Родился 10 (23) марта 1908 года в селе Белая Глина Ставропольской губернии (ныне Краснодарский край) - умер 29 апреля 1983 года в Москве. Прославленный советский лётчик, генерал-майор авиации, первый Герой Советского Союза (1934).

Анатолий Ляпидевский родился 10 (23 по новому стилю) марта 1908 года в селе Белая Глина Ставропольской губернии (ныне это Краснодарский край).

Отец был священником, также как и другие предки Анатолия по отцовской линии (они жили в Тульской губернии).

По национальности русский.

Детство провёл в станице Старощербиновской и городе Ейске Кубанской области (ныне Краснодарского края). Работал подручным в кузнице, учеником слесаря, мотористом косилки, помощником шофёра на маслобойном заводе.

В 1926 году Анатолия призвали в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии, он решил поступить в морское училище. Однако «непролетарское происхождение» не позволило ему стать военным моряком. Кто-то, пожалев парня, посоветовал идти в школу летчиков.

В 1927 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС. В 1928 году - Севастопольскую школу морских лётчиков. Служил в строевой части ВВС Краснознамённого Балтийского флота, затем - лётчиком-инструктором в Ейской школе морских лётчиков.

В 1933 году Анатолий Ляпидевский был отправлен в запас. Он ушел из армии в Гражданский Воздушный Флот и попросился на одну из самых трудных линий – сахалинскую, в Чукотский отряд Управления полярной авиации Главсевморпути. Работал пилотом в Дальневосточном управлении Гражданского Воздушного флота (ГВФ). Летал из Хабаровска через Татарский пролив в Александровск. Трасса эта очень тяжелая, но освоив ее, Ляпидевский перевелся на Крайний Север.

Спасение «челюскинцев»

В 1934 году Ляпидевский принимал участие в спасении «челюскинцев». Для эвакуации людей со льдины, разными маршрутами были направлены несколько групп летчиков, имевших опыт полетов в сложных метеоусловиях. Ближе всех оказался экипаж летчика Анатолия Ляпидевского. Именно там, на Крайнем Севере, и застал летчика приказ вылететь на помощь «челюскинцам», и Ляпидевский даже не обдумывая такого приказа, сказал своему экипажу: «летим спасать «челюскинцев!».

Экипажу АНТ-4, в который помимо командира самолета Анатолия Ляпидевского входили второй летчик Е.М. Конкин, штурман Л.В. Петров и бортмеханик М.А. Руковской, предстояло не просто найти дрейфующую льдину, но и посадить на импровизированный аэродром тяжелый самолет, чего еще никому в мире не удавалось. Помимо всего прочего, летчики боролись с непогодой – сильнейшими морозами и ветрами.

Экипаж Ляпидевского первым прибыл в Уэлен на мыс Дежнева, где была организована база по спасению «челюскинцев». Это был первый его полет на Север. Оттуда они и должны были вылететь на поиски и спасение терпящих бедствие. Время на основательную подготовку к поисковой экспедиции не было – на кону стояли жизни людей. Ведь на помощь «челюскинцам» ринулись многие летчики, но им не удалось даже долететь до Уэлена, кто разбил самолет, кто не смог по техническим причинам лететь дальше.

Экипаж Ляпидевского примерно представлял, где нужно было искать лагерь «челюскинцев», но все это были предположения, и искать пришлось все же «вслепую». Но они никак не могли вылететь на поиски: «трудно описать наши переживания. Бушует пурга, ветер с дьявольским свистом издевается над нашим бессилием. Даже на собаках ездить нельзя – не то, чтобы летать! Локти готовы грызть от досады!», - вспоминал Ляпидевский.

Более того, для того чтобы завести двигатели необходимо было разогреть масло в них, а разогревали его открытым огнем и затем заливали в картеры двигателей. Да и грелась вода и масло очень долго. Причем, заводились двигатели далеко не одновременно, бывало частенько так: один уже завелся, а другой долго не мог запуститься, в итоге – не хватало банального светового дня для полета на поиски. И так каждый день, с каждым двигателем.

У «челюскинцев» была одна надежда - именно на их экипаж. Но случись что с самолетом Ляпидевского, то помощи они точно не получат - их просто не найдут, не успеют спасти и они просто замерзнут. Отечественные самолеты тогда еще не были оборудованы радиосвязью.

Ляпидевский вспоминал: «Двадцать девять раз пытались мы пробиться сквозь пургу и туманы в тяжелейших условиях Заполярья, и все безуспешно... Вылетали, брали курс, и каждый раз возвращались – стихия свирепствовала, мороз доходил до минус 40 градусов, а летали мы тогда без стеклянных колпаков над кабиной и даже без защитных очков, просто лицо оленьей шкурой обматывали и оставляли маленькие щелочки для глаз. Но от холода ничего не спасало. В конце концов на 30-й полет я обнаружил этот лагерь. Первым лагерь увидел Лев Васильевич Петров, наш штурман, показал мне пальцем: «Толя, смотри!» Я обратил внимание: действительно, маленькая палаточка и около палатки три человека. Потом выяснилось – это были Погосов, Гуревич и бортмеханик Бабушкина Валавин, команда аэродрома, которая, живя в палатке, наблюдала за состоянием взлетного поля, которое они организовали на льдине. Решил садиться. Захожу на посадку раз, другой – но для большой тяжелой машины площадка была очень маленькой, всего 400 на 150 метров (длина АНТ-4 - 18 метров). Промажу – ударюсь о льды, проскочу – свалюсь в воду. Сделал два круга и на минимальной скорости сел на льдину. Когда вылез, все вокруг кричали, обнимались, лезли целоваться. А у меня в голове одна мысль: черт, а как же я отсюда вылетать-то буду?! Зарулил к троим этим храбрецам. Мы им привезли аккумуляторы для питания радиостанции, две туши оленей, взбодрили их. Они убедились, что самолет – это реальное спасение. Посоветовались с Отто Юльевичем Шмидтом и решили сразу взять с собой десять женщин и двух девочек… Самолет большой, тяжелый... впихнули, фигурально выражаясь, в большие, тяжелые малицы женщин и детей, и им пришлось кому-то лежать, кому-то сидеть, сильно сжавшись».

После первого полета на льдину Ляпидевский неоднократно вылетал из Уэлена к лагерю челюскинцев, но из-за погоды не мог к нему пробиться. 15.03.1934 г. он должен был доставить запас горючего в Ванкарем. Однако во время полета в одном из двигателей его машины сломался коленчатый вал. Ляпидевскому пришлось идти на вынужденную посадку. При этом самолет повредил шасси и выбыл из строя. Ляпидевский не вернулся на аэродром и в отсутствии связи пропал без вести.

Сын пилота Роберт Ляпидевский впоследствии рассказывал: «Отца нашел возле самолета какой-то местный чукча, который привез его в свою ярангу, отогрел и накормил. Этот же чукча дал Анатолию Васильевичу и свою собачью упряжку, чтобы тот съездил в поселок Ванкарем и изготовил в местных мастерских новую раму для ремонта сломавшейся лыжи шасси. Взлетал он тоже сам… На ремонт ушло сорок два дня» Следующий рейс на льдину был совершён только 7 апреля. За неделю летчики Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов, Маврикий Слепнёв, Иван Доронин вывезли на материк остальных «челюскинцев».

А.В. Ляпидевский совершил 29 поисковых полётов в пургу и в ненастье, прежде чем 5 марта 1934 года, обнаружив их лагерь, совершил посадку на льдину и вывез оттуда 12 человек - 10 женщин и 2 ребенка.

За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, Ляпидевскому Анатолию Васильевичу 20 апреля 1934 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина (№ 515). 4 ноября 1939 года, при вручении медалей «Золотая Звезда», ему была вручена медаль № 1.

С 1935 года вновь в рядах армии.

В 1939 году окончил инженерный факультет Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. С 1939 года - заместитель начальника Главной инспекции Народного комиссариата авиационной промышленности, директор авиационного завода № 156 (г. Москва, с октября 1941 года - г. Омск).

В 1940 году тридцатидвухлетний А.В. Ляпидевский был назначен директором авиационного завода №156 (Москва).

4 июля 1941 года Наркомат авиационной промышленности издал приказ об организации в городе Омске авиационного завода на базе Московского опытно-конструкторского завода № 156 и Тушинского серийного завода № 81. Первым директором авиационного завода в г. Омске 18 июля 1941 года и был назначен А.В. Ляпидевский. 24 июля 1941 года он объявил приказ наркома авиапромышленности об объединении 81-го, 156-го и 166-го заводов в один с присвоением ему номера 166 (будущее ОНПО «Полёт»).

C середины октября 1941 года авиазавод № 166 вышел в нормальный производственный режим, в сборочном цехе из деталей и агрегатов, изготовленных в Москве, начали собирать первый фронтовой бомбардировщик Ту-2.

4 апреля 1942 года вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР об образовании Молотовского района в г. Омске, а 27 июля 1957 года – Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о переименовании Молотовского района в Октябрьский. Так на основе эвакуированных предприятий, бараков для их работников и заключенных «Омлага» возникла новая административная единица, которая также получила другое название - посёлок имени Чкалова, как признание заслуг самолётостроителей. За годы Великой Отечественной Войны завод № 166 изготовил 80 бомбардировщиков Ту-2, более 3500 истребителей Як-9.

В мае 1942 года А.В. Ляпидевский был переведен из Омска в Подмосковье на должность начальника отдела испытаний Научно-испытательного института ВВС. Но Ляпидевский хотел воевать, и в сентябре 1942 года он был назначен заместителем командующего ВВС 19-й армии по тылу.

В декабре 1942 года - сентябре 1943 года служил помощником начальника и начальником отдела полевого ремонта 7-й воздушной армии (Карельский фронт). Участвовал в обороне Заполярья. На его плечах лежала забота о сотнях вернувшихся из боя машин, а что такое ремонт техники в условиях полевых аэродромов Заполярья - это понять может только тот, кто там сам служил.

В 1946 году А.В.Ляпидевскому присвоили звание генерал-майора и назначили главным контролёром Министерства госконтроля СССР.

В 1954-1961 годах А.В.Ляпидевский работал в должности директора опытного завода КБ-25. В 1961 году, когда во время испытаний самой мощной в мире 50-мегатонной водородной бомбы над Новой Землей все участники правительственной комиссии получили жесткую дозу облучения. По этой причине в том же 1961 году Ляпидевский по состоянию здоровья вышел в отставку.

Однако в отставке долго сидеть без дела не смог. В свое конструкторское бюро его пригласил Артем Иванович Микоян. И до конца жизни А.В.Ляпидевский руководил разработкой истребителей «МиГ», в том числе МиГ-25, МиГ-27. Сначала он работал ведущим инженером (1962-1965 гг.), затем ведущим конструктором (1965-1971 гг.), заместителем главного инженера по капитальному строительству (с 1971 г.).

Умер 29 апреля 1983 года, простудившись на похоронах В.С. Молокова, который был одним из первых его летных инструкторов, товарищем по спасению «челюскинцев». Для больного лейкемией Анатолия Васильевича эта простуда стала фатальной. Несколько месяцев он сражался с болезнью, но возраст взял свое. И первый Герой СССР ушел из жизни последним - из той «великолепной семерки». Он был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Герой Советского Союза Анатолий Ляпидевский

Личная жизнь Анатолия Ляпидевского:

С 1935 года был женат на Ирине Ляпидевской. В 1937 году у них родился сын Роберт - его назвали в честь знаменитого полярного исследователя Роберта Пири. Позже у пары родилась дочь Александра.

Роберт Ляпидевский учился в Нахимовском училище, затем стал актером кукольного театра имени С.В. Образцова.

Роберт Ляпидевский - сын Анатолия Ляпидевского

Анатолий Васильевич Ляпидевский родился 23 марта 1908 г. в с. Белая Глина (Краснодарский край), в семье священнослужителей. Детство будущего героя прошло в г. Ейске. Когда мальчику исполнилось 12 лет, он ушел на заработки в ст. Старощербинскую (Кубань), где работал батраком почти 4 года. Затем стал подручным кузнеца и учеником слесаря, а после этого - помощником шофера маслобойного завода.

В 1926 год Ляпидевский вступил в Красную Армию, а когда по всей стране прокатились лозунги партии, призывающие молодежь вступать в ряды авиации, молодой парень исполнил свою давнюю мечту - в следующем году успешно закончил военно-теоретическую школу для летчиков. Его наставниками стали такие опытные инструкторы Сигизмунд Леваневский и Василий Молоков.

В 1928 г. Анатолий Ляпидевский стал выпускником Севастопольской высшей школы красных морских летчиков. Трудовой стаж парня на этом поприще прошел через ВВС Краснознаменного Балтийского флота, а также через Школу морских летнабов Ейска, где он работал летчиком-инструктором. В 1933 г вышел в запас.

Но и после этого Ляпидевский не оставил своей любви к небу и попросился на один из самых трудных летных линий – Сахалинскую, где был пилотом в правлении ГВФ Дальнего Востока. Затем, уже на Крайнем Севере, трудился в отряде управления полярной авиации Главсевморпути.

В 1934 году ему довелось участвовать в спасении команды челюскинцев, находившихся в плену у полярных льдов. Он самым первым прибыл в зону бедствия и совершил на своем двухмоторном самолете АНТ-4 целых двадцать девять поисковых полетов в страшную пургу, которые вначале не привели к успеху. Наконец пятого марта 1934 г, Анатолию Ляпидевскому удалось обнаружить лагерь Шмидта, сесть на дрейфующую льдину и вывезти оттуда десять женщин и двоих грудных детей.

Подвиг двадцатипятилетнего молодого парня сделал его известным далеко за пределами СССР. Анатолий Васильевич Ляпидевский стал считаться лучшим полярным летчиком во всем мире, но… слишком секретным. Из - за «железного занавеса» иностранным журналистам пришлось довольствоваться лишь крохами информации о его биографии.

За совершенный полярный подвиг Анатолию Ляпидевскому самому первому в СССР 20 апреля 1934 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. А четвертого ноября 1939 года он был удостоен медали «Золотая Звезда» под номером 1.

В 1935 году Анатолий Ляпидевский вернулся в армию, одновременно поступив в военно – воздушную академию им. Жуковского. После окончания ВУЗа, в 1939 году был назначен на должность заместителя главы инспекции Народного комиссариата авиапромышленности, а с октября 1941 г, Анатолий Васильевич Ляпидевский возглавлял авиационный завод №156 в столице.

Когда началась Великая Отечественная война А.В. Ляпидевский стоял во главе четвертого отдела НИИ ВВС, а в сентябре 1943 г его назначили заместителем командующего ВВС девятнадцатой армии. После этого опытного управленца и летчика направили на Карельский фронт в качестве начальника полевого ремонта седьмой воздушной армии.

Начиная с 1943 года, и до окончания войны, Анатолий Васильевич Ляпидевский возглавлял авиационный завод. После окончания ВОВ был главным контролером Госконтроля СССР, первым замом министра авиапромышленности, руководил заводом, подконтрольным Министерству машиностроения. В 1961 году генерал-майор авиации Анатолий Васильевич Ляпидевский уволился в запас.

Умер двадцать девятого апреля 1983 года от простуды. Похоронили героя на Новодевичьем кладбище в городе Москва.

Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:

Парадоксально, но факт: несмотря на то, что звание Герой Советского Союза – самая высокая и почетная награда советского периода, о точном количестве героев споры ведутся по сей день. Называются разные цифры, чаще всего – 12 776.

Дело в том, что многие Герои – личности засекреченные, и награждались, соответственно, тоже секретно. Ни имен, ни свидетельств о награждении. Иные становились Героями под чужими именами. Многие награжденные были впоследствии лишены высокого звания. Немало и тех, кому после реабилитации звезду Героя возвращали обратно.

В общем, путаница велика и работа по уточнению данных продолжается. Зато совершенно точно известно имя человека, который первым удостоился звания Героя Советского Союза – Анатолий Ляпидевский. 23 марта 2013 года исполняется 105 лет со дня его рождения.

Спасение челюскинцев

Об отважном летчике Анатолии Ляпидевском страна узнала во время спасения челюскинцев. 29 поисковых полетов в пургу и ненастье совершил 25-летний пилот, прежде чем обнаружил вынужденное зимовье участников экспедиции. 5 марта 1934 года, выполнив сложнейшую посадку на льдину, Ляпидевский первым спас двенадцать человек – десять женщин и двоих детей. И уже вслед за ним другие советские летчики вывезли остальных полярников. Успели вовремя: люди находились на грани гибели, ибо льдина, на которой располагался лагерь Отто Шмидта, раскалывалась и подвергалась сжатиям.

Годы спустя Ляпидевский вспоминал: «Мы готовились к броску на льдину челюскинцев 29 раз. Вылетали, брали курс и каждый раз возвращались - стихия свирепствовала, мороз доходил до сорока градусов, а летали мы тогда без стеклянных колпаков над кабиной и даже без защитных очков, просто лицо оленьей шкурой обматывали и оставляли маленькие щелочки для глаз. Но от холода ничего не спасало. На самолетах не было и радиосвязи, то есть приходилось полностью полагаться на свой опыт. Но в конце концов на 30-й полет я обнаружил этот лагерь. Решил садиться. Захожу на посадку раз, другой - но для большой тяжелой машины площадка была очень маленькой, всего 400 на 150 метров. Промажу - ударюсь о льды, проскочу - свалюсь в воду. Сделал два круга и на минимальной скорости сел на льдину. Когда вылез, все вокруг кричали, обнимались, лезли целоваться. А у меня в голове одна мысль: черт, а как же я отсюда вылетать-то буду?!».

Последний самолет вылетел с льдины 13 апреля 1934 года, а уже спустя неделю, 20 апреля, во всех советских газетах был опубликован правительственный указ о присвоении летчикам Анатолию Ляпидевскому, Сигизмунду Леваневскому, Василию Молокову, Николаю Каманину, Маврикию Слепневу, Михаилу Водопьянову и Ивану Доронину звания Героя. В народе их прозвали «великолепной семеркой». Собственно и само звание было учреждено «под них» – постановлением ЦИК от 16 апреля 1934 года.

По Ляпидевскому не было отдельного постановления, но поскольку в списке он значился первым, его и стали считать Героем № 1. Когда в августе 1939-го учредили Золотую Звезду, то и медаль № 1 досталась ему.

Поповский сын

Говорят, Сталин относился к Ляпидевскому с большой симпатией. На приеме в Георгиевском зале, где чествовали героев, он подошел к летчикам с бутылкой вина в руках. Увидев, что те пьют нарзан, Сталин отдал Ляпидевскому свой бокал и назидательно произнес: «Раз торжество, надо пить не нарзан, а вино. Какое торжество без вина!». И сам отхлебнул прямо из горлышка бутылки. А потом сказал: «Запомни, Анатолий, у тебя отец - поп, я сам - почти поп, так что можешь ко мне всегда обращаться по любому поводу». Летчик не растерялся и тут же обратился к вождю с просьбой дать ему возможность продолжить учебу.

Уже через несколько дней нарком обороны Климент Ворошилов поставил на рапорте Ляпидевского о поступлении в Военно-воздушную инженерную академию им. Н.Е.Жуковского свою знаменитую резолюцию: «Проверить знания тов. Ляпидевского: если подготовлен - принять, если не подготовлен - подготовить и принять».

Просьба Ляпидевского только на первый взгляд может показаться странной. На самом деле путь для него в академию был фактически закрыт. И именно по той причине, о которой упомянул Сталин, – у Героя № 1 была неблагонадежная биография.

Анатолий Ляпидевский родился в казачьей станице Белая Глина (Краснодарский край). Его отцом был сельский священник, и «поповское» происхождение серьезно осложняло парню жизнь. Детство он провел в Ейске. Работал подручным в кузнице, учеником слесаря, помощником шофера на маслобойне, мотористом косилки. И мечтал о море. Но в морское училище прошли ребята с «правильным» происхождением, а ему ответили, что «квоты выбраны». Кто-то, пожалев парня, посоветовал идти в Севастопольскую школу морских летчиков, переведенную в Ейск. Что ж, летчик – тоже профессия мужская, решил Ляпидевский. Однако по окончании школы его - за «непролетарское происхождение» - услали служить на Дальний Восток, в транспортную авиацию. Так, скорее всего, и остался бы он безвестным авиапочтальоном на краю советской империи, если бы по совету друзей не подал рапорт с просьбой зачислить его на службу в только что открывшееся управление Главсевморпути. А в море тем временем уже вышел пароход «Челюскин» – навстречу своей гибели и… спасению, обессмертившему имя Анатолия Ляпидевского.

Засекреченный герой

До войны имя Ляпидевского знал каждый школьник. А вскоре после ее окончания о легендарном летчике как-то сразу «забыли». Не звучали фанфары, не писали газеты. В сталинские времена это не было чем-то необычным. Звание Героя Советского Союза не защищало от ярлыка «враг народа». Люди исчезали внезапно и навсегда. С портретов, из газет, из памяти. Но случай с Ляпидевским – особый. Анатолия Васильевича попросту «засекретили».

После войны, которую он последовательно прошел заместителем командующего ВВС 19-й армии, начальником полевого ремонта 7-й воздушной армии и директором авиазавода, Ляпидевский откровенно скучал на почетных начальствующих должностях, выражая явное недовольство тем, что не находится ему «настоящего живого дела». Однажды, накануне 1 мая 1949 года, глава авиапромышленности СССР Михаил Хруничев позвонил Ляпидевскому и сообщил, что он освобожден от всех занимаемых должностей без объяснения причин. «Сам ничего не могу понять, Анатолий Васильевич, приказ сверху!» – посочувствовал министр.

Опала длилась два месяца. Ляпидевский остро переживал случившееся. Два месяца не выходил он из кабинета и даже на телефонные звонки не отвечал. Анатолий Васильевич готовился к худшему.

До сих пор приходится слышать мнение, что Ляпидевскому вышла боком публикация в «Огоньке», посвященная 25-летию челюскинской экспедиции. Мол, завистники продемонстрировали Сталину журнал с парадным портретом летчика-замминистра, чья грудь вся в медалях и орденах, и «отец народов» решил осадить выскочку. Но, скорее всего, тут имел место один из излюбленных трюков Сталина – перед очередным назначением он таким образом проверял человека «на вшивость».

Назначение вскоре последовало. Герой № 1 неожиданно получил один из руководящих постов в сверхсекретном КБ-25 (ныне Всероссийский НИИ автоматики), занятом созданием водородной бомбы.

О своей работе он не рассказывал даже самым близким. Ни сыну Роберту, названному так в честь полярного исследователя Роберта Пири, ни дочери Александре, ни зятю – знаменитому товарищу Сухову, актеру Анатолию Кузнецову.

— А ведь в то время отец был дважды награжден орденом Ленина, но за что конкретно давались награды, никому и никогда не говорил, – вспоминает Роберт Анатольевич. – Просто приходил домой и по солдатской привычке опускал ордена в стакан с водкой. Сами понимаете, в той отрасли ордена давались без лишнего шума. О том, чем он занимался, мы узнали только в 1961 году.

Последний из " великолепной семерки "

30 октября 1961 года об этом узнали все. В тот день над Новой Землей была испытана самая мощная в мире 50-мегатонная водородная бомба, вошедшая в историю под именем Царь-бомба и неофициальным прозвищем «Кузькина мать». Все участники правительственной комиссии получили жесткую дозу облучения.

В том же году Ляпидевский по состоянию здоровья вышел в отставку. Диагноз «лейкемия» не стал для него приговором. Он прожил еще 22 года. Не усидев на пенсии, довольно продолжительное время работал ведущим конструктором в КБ Микояна – руководил разработкой МИГов.

Умер Анатолий Васильевич от банальной простуды, которую подхватил на похоронах Василия Молокова, своего героического товарища, с которым полвека назад вместе спасал челюскинцев.

29 апреля 1983 года Ляпидевского не стало – из «великолепной семерки» первых героев он ушел последним.

Московская Русь (1262-1538)

Усобица преемников Александра Невского

Со смертью Александра Невского в 1263 г. на Руси вновь вспыхнула усобица – «нелюбье». Его многочисленные братья, сыновья и племянники так и не стали достойными преемниками великого князя. Они ссорились и, «бегая… в Орду», наводили на Русь татар. Епископ Владимирский Серапион с болью и гневом писал об этом: «Мы… считаем себя православными… (а) неправды всегда преисполнены и зависти, и немилосердья: братий своих мы грабим и убиваем, язычникам их продаем… если бы можно, так съели б друг друга…»

После Александра великим князем стал его брат Ярослав Ярославич, который правил до 1271 г., пока, подобно отцу и брату, не умер по дороге из Орды. Золотой ярлык получил последний из оставшийся в живых детей Ярослава, Василий Ярославич, но в 1276 г. и он скончался. Великокняжеский стол перешел к сыну Александра Невского, Дмитрию Александровичу. С ним жестоко враждовал его младший брат Андрей, который «добыл» для себя в Орде золотой ярлык и привел татар, которые помогли ему свергнуть Дмитрия. Так князь Андрей Александрович первым из русских князей захватил власть с помощью вражеской силы. Пришедшая с Андреем на Русь так называемая «Дюденева рать» сожгла и разграбила 14 русских городов. Современники сравнивали это время с Батыевым нашествием. Словом, больше всего от этих усобиц страдала Русь, подвергавшаяся опустошительным набегам завоевателей.

Борьба братьев, наводивших на Русь монголо-татарское войско, тянулась почти четверть века, до 1294 г., когда Дмитрий умер. С тех пор Андрей Александрович 10 лет (до своей смерти в 1304 г.) наслаждался добытой вероломством и предательством властью, хотя подлинными хозяевами страны стали баскаки – сборщики дани, нещадно грабившие подданных жалких наследников Александра Невского.

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

3. Русь и Московская Русь на страницах Библии Перейдем к еще одному очень интересному вопросу – а что сказано о Руси в Библии? Напомним, что согласно нашей новой хронологии, Библия, в ее современном виде, была закончена по-видимому лишь в XIV-XVI веках …. Поэтому

Из книги Война и мир Ивана Грозного автора Тюрин Александр

Русь Полевая. Московская Некоторые историки говорят, что московские князья обслуживали ордынскую власть, что перенимали ее стиль управления. Наверное, некоторые историки хотели бы, чтобы Иван Калита на манер Святослава прокричал «иду на ты» и сложил свою буйну голову

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора Анисимов Евгений Викторович

Московская Русь (1262-1538) Усобица преемников Александра Невского Со смертью Александра Невского в 1263 г. на Руси вновь вспыхнула усобица – «нелюбье». Его многочисленные братья, сыновья и племянники так и не стали достойными преемниками великого князя. Они ссорились и,

Из книги Русь и Орда. Великая империя средних веков автора Носовский Глеб Владимирович

9. Гог и Магог, князь Рос, князь Мешеха и Тубала Русь-Орда и Московская Русь на страницах Библии В Библии, в книге Иезекииля, есть одно известное место, споры вокруг которого идут до сих пор. В синодальном переводе оно звучит так: «Сын человеческий! Обрати лицо твое к ГОГУ В

Из книги Кто есть кто в истории России автора Ситников Виталий Павлович

Из книги История России в рассказах для детей автора Ишимова Александра Осиповна

Московская Русь *XV–XVI ВЕКА* Новое состояние России от 1480 до 1498 года С того времени, как Россия избавилась от власти жестоких татар, как она опять стала независимым государством, все в ней как будто переродилось, все получило другой вид! Имя Иоанна начало греметь еще больше,

Из книги Книга 1. Новая хронология Руси [Русские летописи. «Монголо-татарское» завоевание. Куликовская битва. Иван Грозный. Разин. Пугачев. Разгром Тобольска и автора Носовский Глеб Владимирович

10. Гог и Магог, князь Рос, князь Мешеха и Тубала Русь-Орда и Московская Русь на страницах Библии В Библии, в книге Иезекииля есть одно известное место, споры вокруг которого идут до сих пор. В синодальном переводе оно звучит так: «Сын человеческий! обрати лицо твое к ГОГУ В

Из книги Наш князь и хан автора Веллер Михаил

Московская Русь – это как? К середине XIV века, о которой мы ведем речь, тщетно пытаясь не отвлекаться, Великокняжеский стол традиционно числился во Владимире. И Великое княжение Владимирское означало старшинство над князьями, как бы это точнее выразиться, всего

Из книги Забытый Иерусалим. Стамбул в свете Новой Хронологии автора Носовский Глеб Владимирович

9. Гог и Магог, князь Рос, князь Мешеха и Тубала Русь-Орда и московская Русь на страницах Библии В Библии, в книге Иезекииля есть одно известное место, споры вокруг которого идут до сих пор. В синодальном переводе оно звучит так: «Сын человеческий! обрати лицо твое к ГОГУ В

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

Тема 3. Московская Русь 3.1. Образование Московского княжества и политика московских князей Рубеж XIII–XIV вв. – сложный период в русской истории. Русские земли были страшно разорены Батыем. Набеги Орды не прекращались. Страна была разделена на множество удельных княжеств.

Из книги История России. Факторный анализ. Том 1. С древнейших времен до Великой Смуты автора Нефедов Сергей Александрович

4.7. Московская Русь Возвышение Москвы началось в начале XIV века борьбой московских князей за великокняжеский престол. После ухода баскаков за сбор и доставку ордынского «выхода» отвечал великий князь владимирский; это придавало титулу великого князя новое значение. В 1304

Из книги Эпоха Рюриковичей. От древних князей до Ивана Грозного автора Дейниченко Петр Геннадьевич

Русь московская: хроника П. Г. Дейниченко «Россия. Полный энциклопедический

Из книги Средневековая Европа. Восток и Запад автора Коллектив авторов

Московская Русь и протестантизм Глубокая амбивалентность в решении вопроса о терпимости и нетерпимости в отношении к «латинскому» Западу хорошо видна на примере отношения русского духовенства и государственных кругов к протестантам

Из книги Русская история. Часть I автора Воробьев М Н

УКРАИНА И МОСКОВСКАЯ РУСЬ 1. - События, предшествовавшие унии. 2. - Подготовка унии. 3. - Значение казачества. 4. - Деятельность по сохранению Православия на Украине. 5. - Войны гайдамаков. 6. - Воссоединение Украины с Россией и его последствия. Понять историю XVII века

Из книги Русь и ее самодержцы автора Анишкин Валерий Георгиевич

Московская Русь Первые упоминания о Москве встречаются в летописи XII в. В летописи говорится, что Юрий Долгорукий в 1147 г. принимал в Москве своего союзника Святослава Олеговича Черниговского на пиру. При этом нет сведений о том, что это был город, скорее всего Москва в то

Из книги Курс отечественной истории автора Девлетов Олег Усманович

1.4. Московская Русь в XIV – начале XVI вв. Возвышение Москвы. После нашествия Батыя процесс дробления русских земель усилился, возникли десятки новых княжеств. Одним из них было Московское княжество. Оно стало самостоятельным при князе Данииле Александровиче (1276–1304 гг.),

Монголо-татарское иго – период ордынского владычества на Руси с 1240 по 1480 год.

Александр Невский

Ещё в XII-XIII веках народы западной Европы (немцы, шведы) вторглись в Прибалтику, с целью насадить там свою веру и установить феодальное рабство над проживающими там племенами. Русские князья, собирающие дань с этих племён, вступились за свои владения. Ещё в 1234 году новгородский князь Ярослав Всеволодович разбил их на реке Эльбе. А в 1237 году, крестоносцы потерпели поражение от Даниил Галицкого. Однако немцам удалось утвердится в Прибалтике, а шведам в Финляндии.

  • 15 июля 1240 года – Невская битва. Узнав о приближении шведов к Руси, новгородский князь Александр Невский собрал дружину и внезапно победоносно разбил шведский лагерь на Неве.
  • 5 апреля 1241 года – Ледовое побоище. Немецкие рыцари построились «свиньёй» и шли по Чудскому озеру. Александр Невский выставил вперёд ополчение из простых мужиков. По бокам располагались конницы вооружённые копьями и крюками, чтобы стаскивать рыцарей с лошадей. А в тылу стояли мощные полки. Битва была успешно выиграна.

Ордынское владычество

  • Владимирская земля: После Юрия Всеволодовича во главу княжества встал его брат Ярослав. В 1243 году он получил от Батыя добро на княжение.
  • Черниговское княжество: не желавший покорится врагу князь Михаил Всеволодович был убит. Ему на смену пришёл покорный Даниил Галицкий.

Власть над Русью Золотая Орда осуществляла через русских князей. Суть манголо-татарского ига заключалась в том, что баскаки (их посланники) собирали дань с каждого двора, часто беспредельничали. Дань брали чем угодно урожаем, шкурами, не редко и людьми.

Восстания против Орды

  • В 1257 году пошёл слух о том, что ордынце хотят провести перепись населения в Новгороде. Этому пытались безуспешно противостоять простые люди, однако восстание было подавлено. В этом сыграло не малую роль боярство.
  • В 1254 году владимирский князь Даниил избавил от ордынского владычества почти всю Владимиро-Суздальскую землю, однако спустя пять лет всё вернулось на круги своя.
  • В 1262 году жители Ростова, Владимира, Ярославля и Устюга Великого выгнали из города баскаков. Не обошлось без жертв.
  • В 1263 году умер Александр Невский. Начались новые усобицы между его сыновьями: переяславским князем Дмитрием и Городецким князем Андреем. Андрей использовал татарские отряды, чтоб утвердится на суздальском престоле.
  • В 1289 году куряне разгромили хана слободу местного баскака, а ярославцы не пустили в город ханского посла.
  • В 1293 году князь Андрей используя вражеские войска опустошил несколько русских городов. После этого наш народ ещё сильнее стал противостоять Орде.

Экономика

Война с монголо-татарами сильно отразилась на хозяйстве Руси. Однако уже во время ордынского владычества наш народ стал успешно поднимать Русь с колен. Строились новые избы, восстанавливались города и сёла. Появлялись и новые деревни на чистых полях. Засеявались новые поля, использовали такие методы как подсека (при которой вырубается лес, а остатки деревьев сжигают, и пепел используют, как удобрение) и перелог (при котором определённый участок земли засевают раз в несколько лет). Росла численность скота, посевные площади. Процветало бортничество, охота, рыбная ловля. Ремесло тоже не стояло на месте. Возрождались кузницы, производящие оружие и доспехи. Становилось больше литейщиков, колокольщиков, гончаров, каменщиков, плотников. Русь стала отливать пушки, чеканить серебряные монеты. Города сохраняли торговые функции, торговцам приходилось закупать товары в более отдалённых волостях. Появилось немало монастырей.

Сословия общества

Во время монголо-татарского ига, великие князья включили себе в собственность немало сёл. Иван Калита имел 50 деревень, а Василий Тёмный уже 125. На Руси в то время преобладала вотчина и феодальная собственность, переходившая им по наследству. Крестьяне имели, как правило, от пяти до пятнадцати десятин. Более богатые крестьяне брали себе в наём бедных (подворников, захребетников). Крестьяне работавшие на феодалов работали на барщине, уплачивали оброк. С XV века прикреплённый к барской земле крестьянин имел право перейти к другому владельцу. Холопы, как и прежде, не имели ничего. Они в то время делились на три категории: «дворня» (прислужники по дому), «страдники» (работавшие на полях), «приказные люди» (ключники, посольские) и военные холопы, ходившие с барином в поход. Некоторые холопы служили по договору, другим могли дать немного земли, были те, кто передавались по наследству. Крестьяне не редко совершали побеги и саботажи, феодалы усиленно боролись с этим. Основную массу городских ремесленников составляли мелкие торговцы. Более успешные имели большой достаток, жили в хоромах. Были те кто сводили концы с концами, порой даже опускались до холопов. Ремесленники старались объединяться в корпорации, жили на одной улице, равно как и купцы. Ремесленников порой селили за чертой города, так пошло название посадские люди. Не редко громили боярские владения из-за жесткого налогообложения. Купцы занимались строительством церквей.

Русские княжества

В результате ордынского владычества отдельные княжества стали по одиночке интенсивно развиваться. В XIV-XV веках Смоленское, Полоцкое и Туруво-Пинское княжества вошли в состав Великого княжества Литовского. Юго-Восточная Русь, находившаяся некогда во владениях Даниила Галицкого, были также разделены между Литвой и Польшей. А Северная Русь сохраняла зависимость от Золотой Орды, там выделялись такие могущественные центры, как Москва, Тверь, Суздаль, Нижний Новгород, Рязань. Золотоордынский хан назначил столицу – Владимир-на-Клязьме. На Западе приоритетом обладали Великий Новгород и Псков. Княжества поддерживали отношения, с целью взаимопомощи в поисках беглых крестьян. Однако усобицы и споры были в порядке вещей. Княжества состояли из городов. Во главе каждого города стояли наместники и волостели, боярская дума. Князья вели борьбу за первенство на Руси. Самым могущественным в то время являлось Тверское княжество. Его правитель Михаил Ярославович получил добро от хана на владимирский престол в 1304 году. Однако на арену борьбы выдвинулась Москва. После смерти Александра Невского она перешла в руки его сына Даниила. При нём она стала одним из самых слабых княжеств на Руси. Однако позже подчинила себе Коломну (1300), Можайск (1303). В это время встал на московский трон сын Даниила Юрий. Он вёл борьбу с Михаилом Ярославичем за владимирский престол. Добившись согласия хана, он пошёл на Тверь, но потерпел поражение. Попутно к тверскому князю попала жена Юрия, сестра хана, которая позже умерла. Кзязь был вызван в Орду, обвинён в её отравлении и после суда казнён. Позже Юрий утратил доверие хана и также был вызван в Орду, где был убит сыном Михаила Ярославовича Дмитрием. Хан Узбек был возмущён самосудом и убил Дмитрия. В конце концов владимирским князем стал брат Дмитрия Александр, а Московским брат Юрия Иван Калита.

Правление Ивана Калиты (1325 – 1340)

В 1327 году в Твери вспыхнуло восстание против Золотой Орды. Из-за того, что баскак отнял лошадь у попа. Иван Калита проявил активное участие в его подавлении. За что получил от хана право самостоятельно собирать дань. А в 1332 году получил ярлык на владимирское княжение. В годы своего правления присоединял к своему княжеству, не жалел подарков для хана. Благодаря этому монголо-татарское иго стало более терпимым, баскаки больше не обирали народ в этих краях. Также Калита добился, чтоб ярлык на московское княжение передавался по наследству.

(1340 – 1359)

Политику Ивана Калиты продолжили его сыновья Семён Гордый (1340 – 1353) и Иван II Красный (1353 – 1959). Они сильно укрепили роль княжеской власти в Москве. По-прежнему мирно ездили в Орду. Однако Московское княжество терпело набеги шведских и литовских войск.

Правление Дмитрия Донского (1359 – 1989)

Дмитрий Иванович вступил на трон в возрасте девяти лет. Неоднократно ему приходилось отбивать набеги литовцев (1368, 70, 22). Однако их набеги закончились неудачно, из-за возведённой в Москве белокаменной крепости. Попытки Рязани подчинить себе Москву закончились неудачей. В это время в Орде начались усобицы. За четверть века сменилось более двух десятков ханов. Виделись первые корешки её распада. Воспользовавшись этим русские княжества начали борьбу протии монгольского ига. В 1365 году рязанцы и нижегородцы разбили орды местных баскаков. Однако вскоре всё вернулось на круги своя. В конце семидесятых годов четырнадцатого века Дмитрий Донской прекратил посылать в Орду дань. Тогда хан Мамай послал на Новгород 1,5 тысячный отряд, который был полностью перебит. Однако второй отряд разгромил Нижний Новгород. Тогда в 1377 году московские войска двинулись по Волге и взяли несколько ордынских городов. Торговый путь на волге оказалась под контролем Москвы. 11 августа 1378 года состоялась битва на реке Вожи. Победа была на нашей стороне, ордынцы с позором бежали. Но Мамай не сдавался, за два года он собрал новые силы для похода на Русь. На этот раз он сосредоточил свои силы на Дон. В конце концов, 8 сентября 1380 года на Куликовом поле состоялась битва. Наши дружины, собранные с многих русских земель, с трудом разгромили врагов. Но потери были внушительны с обеих сторон. В 1382 году новый Ордынский хан Тохтамыш, воспользовавшись слабостью Москвы, сжёг город и Русь была вынуждена продолжить выплату дани. Но победа в Куликовской битве давала людям веру, что зависимость от Орды не будет вечной. Умирая, князь завещал престол своему сыну Василию (1389 – 1425).