Терминграмматика употребляется в двух значениях.

1) Грамматика как совокупность средств, способов и правил построения словосочетания и предложения;

2) Грамматика - учение об этих средствах, способах, правилах, с помощью которых можно создавать словосочетания, предложения в том или ином языке.

Грамматика в первом значении синонимична понятию грамматического строя языка.

Грамматика состоит из нескольких аспектов:

1.Морфология - изучает законы изменения слов как частей речи, а также категории, присущие той или иной части речи.

2.Синтаксис(в переводе с греческого "военный строй") исследует различные типы сочетания слов, отношения между словами в словосочетании и предложении, наконец, предложение как целое, различные виды и типы предложений.

МОРФОЛОГИЯ (от греч. "учение о форме") - раздел лингвистики, основным объектом которого являются слова естественных языков и их значимые части – морфемы. В задачи морфологии входит определение слова как особого языкового объекта и описание его внутренней структуры. Морфология описывает не только формальные свойства слов и образующих их морфем, но и те грамматические значения, которые выражаются внутри слова (или «морфологические значения»). В соответствии с этими двумя крупными задачами морфологию часто делят на две области: «формальную» морфологию, или морфемику, и грамматическую семантику.

СИНТАКСИС (от греч. "строй, порядок") - совокупность грамматических правил языка, относящихся к построению словосочетаний и предложений. В более расширительном понимании под синтаксисом понимаются правила построения выражений любых знаковых систем, а не только вербального языка.

Её суть - в единстве грамматического значения и средства его выражения.

Признаки грамматического значения – регулярность (значение числа у всех существительных) и типизированный характер средств выражения, ограниченный набор средств.

Средства выражения этого значения напрямую зависят от языка.

1) в синтетических языка – служебные морфемы(аффиксы), редубликация(orang-orang), супплетивизм(человек-люди), внутренняя флексия(фоот-фиит) и ударение(рУки-рукИ).

2) В аналитических языках – служебные слова (предлоги, союзы, частицы, артикли), интонация, порядок слов (хи хэз а пэн, хэз хи э пэн?)

Грамматические категории различаются по своим параметрам(система противопоставления членов, двучленная система категории числа, многочленная система категории рода), по соотнесенностью с действительностью реальные – лексико-грамматические(категория числа) и нереальные – собственно-грамматические (категория одушевленности или рода)

Под категорию мужского рода подпадают также самые разнообразные слова: существительные хлеб, карандаш, дом, разум, прилагательные большой, сильный, радостный, красивый, глаголы делал, строил, писал.

В русском языке имени существительному свойственны грамматические категории числа, рода и падежа , а глаголу - числа, времени, вида, наклонения, залога, лица, рода .

Проблема категории рода осложняется тем, что грамматическая категория рода даже в тех языках, в которых она выражена, очень часто не совпадает по языкам. В русском часовой - мужского рода, в немецком и французском женского. Встречаются языки, имеющие общий род, примеры из русского языка - сирота, тихоня, зануда, плакса.

Для живых существ способы дифференциации внутри самой грамматической категории рода в разных языках очень многообразны:

1. с помощью особых окончаний: гость - гостья, супруг-супруга, или особых суффиксов: актер - актриса, медведь - медведица;

2. с помощью разных слов (гетеронимия): отец-мать, брат-сестра.

3. с помощью лишь контекстного уточнения: кит, белка, обезьяна, сорока, акула, бегемот (и самцы и самки).

Категория числа . Человек издавна различал один предмет и много предметов, и это различение не могло не найти своего выражения и в языке. Универсальность категории числа заключается в том, что она охватывает не только имена существительные и прилагательные, но и местоимения и глаголы.

Если падежная система в том или ином языке не развита, то язык вполне обходится и без нее, привлекая для выражения грамматических отношения другие способы (предлоги, порядок слов и так далее).

По характеру грамматических значений выделяются грамматические категории :

(2) формальные категории, отражающие ограничения словоформ, связаные с сочетаемостью (напр., “согласовательные” грамматические категории участвуют в оформлении отношений согласования).

Также выделяют категории формообразующие , по которым лексема может изменяться (напр., падеж существительного; род, число и падеж прилагательного; время и наклонение глагола); и классифицирующие , свойственные целой лексеме и постоянные для неё (напр., род неодушевлённых существительных, одушевлённость/неодушевлённость большинства существительных, переходность/непереходность и личность/безличность большинства глаголов).

Понятие грамматического значения слова. Средства выражения грамматических значений слов. Понятие грамматической формы слова. Основные способы и средства образования грамматических форм слова.

Грамматическое значение слова – обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее свое регулярное выражение в грамматических формах.

Способы выражения грамматического значения.

1.Флексия. Так в словосочетании «книга Петра» связь между словами достигается при помощи окончания а.

2.Служебные слова (предлоги, союзы, частицы, артикли вспомогательные глаголы) «пошел к брату»

3.Порядок слов выступает как способ выражения грамматического значения в тех языках, в которых нет словоизменения.и слово в прямом и косвенном падежах сохраняет одну и ту же форму.

4.Ударение. Например: Руки-руки, дома -дома. В этих примерах грамматическая категория числа и падежа передается при помощи ударения.

5.Интонация. В зависимости от того, как мы скажем «студенты внимательны» с интонацией утверждения или «студенты внимательны?» с интонацией вопроса меняется и предложение, его смысл, его грамматическое оформление.

6.Супплетивизм - это соединение в одну грамматическую пару разнокорневых или разноосновных слов:

a. при образовании степеней сравнения прилагательных: хороший - лучше, плохой – хуже.

b.при образовании личных местоимений: я – меня.

7.Редупликация(повторы, удвоения) - когда происходит полное или частичное удвоение основы, например:

a. для обозначения множественного числа в индонезийском orang (человек)- orang-orang (люди);

b.для образования превосходной степени прилагательного в китайском языке: хао (хороший) - хао-хао (очень хороший, превосходный).

Грамматическая форма - это связь грамматического значения с грамматическим способом его выражения. Так, в глаголах прыгнуть, лопнуть, крикнуть есть суффикс –ну -, который указывает на однократность действия, а –ть – суффикс инфинитива.

Способы образования грамматических форм слова. Способы формообразования.

Русский язык принадлежит к языкам синтетического строя. Поэтому для выявления грамматических значений он использует преимущественно синтетические средства.

Способы формообразования:

1.Аффиксация = суффикс, окончание, префикс выражают грамматическое значение.

2.Изменение звукового состава корня, выражающее различные грамматические значения (убирать – убрать, посылать – послать); чередование (замереть – замирать, пеку – печешь).

3.Ударение: дома (= р.п., ед.ч.) – дома (им. п., мн.ч.).

4.Супплетивизм – выражение грамматического значения с помощью корней других слов: человек – люди, я – меня, плохой – хуже .

5.Интонация: например, в передаче разнообразных оттенков значения повелительного наклонения глагола.

Реже, но все-таки используются аналитические формы . Тогда лексическое и грамматическое значения получают раздельное выражение(лексическое – самим словом, грамматическое – вспомогательным компонентом: буду писать, пусть грянет… ).

Наконец, используются и аналитико-синтетические формы , в которых грамматические значения частично отражаются формой основного слова – носителя лексического значения, а частично – вспомогательным компонентом: сходил бы.


Грамматические категории обычно классифицируют по двум основаниям: по количеству членов, образующих категорию, и по характеру отношений между ними. Грамматическая категория не может иметь менее двух членов. Если бы существовала лишь одна форма с каким-либо значением, то это значение не могло бы быть грамматическим, поскольку оно было бы лишено, вопервых, соотношения конкретного и общего, а во-вторых, регулярности. Те категории, которые состоят из двух членов, называют бинарными. Однако существуют грамматические категории и с большим числом членов. Трехчленной, например, является категория времени. Еще большее количество членов содержит категория падежа.
Противопоставления, образующие грамматическую категорию, могут (как и в случае фонетических оппозиций) составлять эквиполентную оппозицию, т. е. быть в таких отношениях, когда члены равноправны. Именно в таких отношениях находятся словоформы, образующие, например, категорию числа у существительных. Возможны также категории, члены которых составляют привативную оппозицию, т. е. находятся в таких отношениях, когда один из членов может передавать не только «свой» признак, но и признак, выражаемый другим членом. Так, по мнению некоторых ученых, «устроена» категория времени у глаголов несовершенного вида, где словоформы прошедшего времени указывают на действие до момента речи, словоформы будущего времени - на действие после этого момента, а словоформы настоящего времени могут указывать на действие безотносительно к моменту речи. (Ср. с противопоставлением типа секретарь - секретарша, где второй член обозначает только лицо женского пола, а первый - лиц обоих полов.)
Особенностью грамматических категорий является также их способность или неспособность противопоставлять словоформы одной лексемы. Рассмотрим некоторые примеры.
Категория числа у существительных способна противопоставлять словоформы, которые ничем иным, кроме значения числа, друг от друга не отличаются: стол - столы, дорога - дороги, ружьё - ружья. Категория времени у глаголов способна противопоставлять словоформы, которые отличаются друг от друга не только значением времени, но и другими грамматическими значениями. Написал и напишу отличаются друг от друга значением времени, а также значениями рода и лица. Значения рода и лица являются грамматическими. Следовательно, грамматические категории числа у существительных и времени у глаголов способны противопоставлять словоформы одной лексемы.
Существительные кум и кума, заведующий и заведующая, студент и студентка различаются своими сочетательными возможностями, которые, будучи обязательными, формируют категорию рода у существительных. Однако рассматриваемые существительные различаются не только сочетательными свойствами, нет и по содержанию: кум, заведующий, студент указывают на лицо мужского пола; кума, заведующая, студентка - на лицо женского пола. Характеристика по полу не является обязательной для существительных. Не является она и регулярной: далеко не всегда у существительного со значением лица или животного найдется коррелят со значением противоположного пола. (Как образовать по-русски названия лиц женского пола от наглец или борец?) Следовательно, категория рода у существительных не способна противопоставлять словоформы одной лексемы. Эта категория сочетается всегда с такими характеристиками, которые не являются грамматическими и формируют противопоставление лексем.
Грамматические категории, способные противопоставлять словоформы одной лексемы, принято называть словоизменительными. Грамматические кате^ гории, не способные противопоставлять словоформы одной лексемы, принято называть классифицирующими либо лексико-грамматическими.

Итак, задачи морфологии состоят в следующем. Во-первых, морфология должна определить принципы объединения словоформ в лексему. Во-вторых, она должна установить, какая часть значения словоформы является грамматической. В-третьих, морфология должна составить перечень и установить характер грамматических категорий, соотнести их с характеристиками отражаемой в языке действительности, определить набор формальных средств, участвующих в формировании грамматических категорий.
Поскольку морфология неразрывно связана с грамматическими значениями и грамматическими категориями, она является частью грамматики. Слово «морфология» иногда употребляют для обозначения собственно морфологии и словообразования. Однако чаще под морфологией понимают только словоизменение. Термин «словоизменение» часто употребляется как синоним термина «морфология» в узком смысле слова (без словообразования). Как и многие другие лингвистические термины, морфология обозначает и правила словоизменения, и науку об этой стороне языка.
Уже не раз отмечалось, что морфология имеет дело как с содержательными, так и со «связывающими» свойствами словоформ. Таким образом, морфология одной стороной примыкает к словообразованию, к той части, которая содержит учение о смысловых свойствах русских морфем, другой - к синтаксису, к той части, которая содержит учение о формальной структуре словосочетаний и предложений.
Граница между морфологией и словообразованием проходит как граница между окончаниями и другими типами морфем, как граница между значениями, появление которых в словоформах обязательно и регулярно, и значениями, которые этими свойствами не обладают. Так, увеличительность ~ уменьшительность не является предметом морфологии, а изучается словообразованием. Это значение не характеризует обязательно все формы существительных. Среди них имеются такие, которые либо никак не охарактеризованы по этому признаку (город, стол, стена), либо вообще чужды этому признаку (сметана, электричество). Вместе с тем значение увеличительности ~ уменьшительности не является регулярным. Существование словоформы со значением уменьшительности не обязательно предопределяет наличие словоформы со значением увеличительности, и наоборот; ср.: дом - домик - домище и коробка - коробочка -?; рука - ручка - ручища и тоска -? - тощища.
Изучая обязательные сочетательные свойства словоформ, морфология проявляет к этому явлению самодовлеющий интерес. В этом отличие морфологического подхода от синтаксического, при котором словоформа рассматривается не сама по себе, а как элемент единиц более высокого уровня - словосочетания и предложения.
Существуют и такие характеристики словоформ, которые лишь одной своей стороной включены в морфологию. Например, значение одушевленности ~ неодушевленности, будучи обязательным для существительных, не является для них регулярным. Следовательно, с точки зрения содержания эта характеристика не является предметом морфологии. Однако одушевленность или неодушевленность существительного влияет на выбор согласуемых словоформ. Эта «связывающая» характеристика существительных, имея не индивидуальный, а обобщенный характер, является предметом изучения в морфологии.

Предмет морфологии. Этапы развития морфологии как науки. Понятие грамматического слова, грамматического значения, морфологической парадигмы, словоформы. (АКТИВНО МОЛИМСЯ БОГАМ, ЧТОБЫ ЭТО ПОПАЛОСЬ АРИНЕ, А НЕ НАМ)

Морфология в переводе с греческого языка обозначает буквально «учение о форме». Это раздел грамматики, который изучает грамматические свойства слова . Поскольку морфология неразрывно связана с грамматическими значениями и категориями, она является частью грамматики. Термин «словоизменение» часто используют в качестве синонима термина «морфология».

Известный лингвист В.В.Виноградов называл морфологию грамматическим учением о слове.

Слово как грамматическая единица представляет собой совокупность словоформ с единым лексическим и категориальным грамматическим значением. В тексте оно выступает в конкретной словоформе. Так, слово книга имеет 12 словоформ: 6 падежных форм единственного числа и 6 падежных форм множественного числа. В примерах Мне подарилиинтересную книгу и Мне подарили интересные книги выделенные словоформы различаются частными грамматическимизначениями – значениями ед. и мн. числа, при этом слово книга сохраняет как лексическое, так и категориальное грамматическое значение предмета. Лексема является представителем группы конкретных словоформ, обладающих тождественным лексическим значением. Вся совокупность словоформ, входящих в данную лексему именуется парадигмой.

При продуцировании текста, построении высказывания очень важно выбрать форму слова, наиболее оптимальную для выражения определенного смысла. Для этого нужно знать правила словоизменения разных частей речи, особенности функционирования грамматических форм, иметь представление о семантическом потенциале грамматических категорий разных частей речи.

Именно поэтому предметом морфологии является учение о частях речи (грамматических классах слов), их морфологических категориях (рода, числа, падежа, вида, наклонения, времени, лица, залога), системе словоизменения.

Задачи морфологии .

· определить принципы объединения словоформ в лексему.

· установить, какая часть значения словоформ является грамматической.

· установить перечень и характер грамматических категорий,

· соотнести их с характеристиками отражаемой в языке объективной действительности,

· установить набор формальных средств, участвующих в создании грамматических категорий. (СРЯ под ред. Белошапковой, 1981г.)

Аспекты изучения морфологии:

· Собственно грамматический или системно-структурный подход (в разных академич. грамматиках) -> полное описание грамматического строя языка.

· Контрастивный - изучение грамматики в сопоставлении с другими языками.

· Нормативный подход - создание различных словарей, норм, изменений в грамматике. Социолингвистические исследования. Грамм.варианты в различных сферах жизни.

· Грамматика русского языка как иностранного. Важно знать точности, уметь объяснить, писать для разных целей (научить говорить или писать рефераты).

· Функциональный аспект. Описывает, как реально функционирует язык. Работа над этим аспектом ведётся очень долго. Основоположник Бондарко.

Основные понятия морфологии:

· грамматическая (морфологическая) форма,

· грамматическое значение,

· морфологическая парадигма,

· части речи.

Грамматическим называют обобщенное языковое значение, присущее большому количеству слов и обязательно выражаемое формально: или отдельными элементами, или при помощи других слов в предложении.

Грамматические признаки словоформы ДОМИКОМ

  1. По вопросу мы можем определить, что эта словоформа называет вообще предмет.

2. По вопросу мы можем определить, что эта словоформа называет нечто неодушевленное

3. Толкование может быть дано через картинку, то есть это предмет определенного вида.

4. Модифицирующий суффикс указывает, что эта словоформа означает нечто маленькое.

5. Словоформа информирует, что имеется в виду только один предмет.

6. Допускает словосочетания белым домиком, любуясь домиком, стоять перед домиком и не допускает хорошо домиком, очень домиком (относится к классу слов с синтаксическими функциями существительного)

7. Допускает словосочетание домик, который я построил, и не допускает домик, которого я построил

(синтаксическая неодушевленность)

8. Допускает словосочетание белым домиком , и не допускает белой домиком или домиком, которое стоит на горе

(синтаксический мужской род)

9. Допускает словосочетание желтым домиком , и не допускает желтыми домиком

(синтаксическое единственное число)

10. Допускает словосочетание любуясь домиком, гуляй перед домиком, доволен домиком , и не допускаетстою в домиком , лишился домиком

(подчиненный творительный падеж)

11. Допускает словосочетание

чудным домиком, но не допускает чудному домиком

(подчиняющий творительный)

Грамматические значения дополнительны по отношению к лексическим, но в силу завидной регулярности могут осмысляться и отдельно.

Конкретное слово в определенной грамматической форме называется словоформой

Совокупность всех возможных словоформ одного конкретного слова и есть ГРАММАТИЧЕСКОЕ СЛОВО Брат, брата, брату, брата, братом, о брате; братья, братьев, братьям, братьев, братьями, о братьях .

Каждая грамматическая форма входит в определенную группу однотипных средств, где она противопоставлена другим формам. (ед и мн число, например)

Грамматическая форма – единство грамматического значения и средств выражения.

Грамматическое значение – обобщенное (не индивидуальное, в отличие от лексического), регулярное, обязательное для каждой словоформы, формально выраженное и являющееся одним из противопоставленных друг другу компонентов грамматической категории. В словоформах изменяемых частей речи выражается и общее грамматическое значение, и частные морфологические значения. Для неизменяемых частей речи характерно только общее грамматическое (категориальное) значение. Например, наречия обозначают признак действия (тепло оделся ), признак признака (по-московски гостеприимный ). Они не имеют морфологической парадигмы.

Морфологической парадигмой называется совокупность всех форм изменяемого слова. Общая парадигма слов одной части речи складывается из частных парадигм. Например, парадигма существительного включает числовую и падежную парадигмы.

Понятие грамматической категории. Типы грамматических категорий.

Грамматические формы по своему грамматическому содержанию объединяются в грамматические категории.

Грамматическая (морфологическая) категория – система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородным содержанием. Именно такое определение грамматической категории принято в современной грамматике. В нем указаны основные признаки грамматической категории. Это закрытая система.

Нужно различать словоизменительные и несловоизменительные (классифицирующие) категории.

Словоизменительные:

несловоизменительные :

Это необходимо для того, чтобы уметь правильно образовать формы. Так, например, форма защищу образована от глагола совершенного вида защитить , форма защищаю – от глагола несовершенного вида защищать.

Грамматическая категория – система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными грамматическими значениями. ГК характеризуют по количеству противопоставленных рядов.Г.к. подразделяются на морфологические и синтаксические. Среди морфологических категорий можно назвать грамматические категории вида, залога, времени, наклонения, лица, рода, числа, падежа; последовательным выражением этих категорий характеризуются целые грамматические классы слов (части речи).

Для русского языка, языка с развитой системой словоизменения, принципиально различение словоизменительных и классифицирующих грамматических категорий.

Члены словоизменительных категорий могут быть представлены рядами форм одного слова (падеж, время).

3. Части речи: основания для их разграничения. Л.В. Щерба и В.В. Виноградов о системе частей речи. Части речи в научной и школьной грамматике.(ЦЭ СЕМИНАР)
4. Характеристика имени существительного как части речи. Грамматическая категория одушевленности/неодушевленности.

Имя существительное – своеобразное ядро частей речи русского языка. Ядерность этой группы слов обеспечивается уникальными семантическими признаками: денотатом имени существительного может быть любая реалия . Например:

· Материальные объекты: дом, ручка .

· Признаки: синева .

· Качества: доброта .

· Действие: мытье .

· Движение: хождение .

· Состояние: грусть .

· Отношение: соответствие .

· Количество: сотня .

· Абстракции: импрессионизм .

Имя существительное – часть речи, которая выражает значение грамматического предмета (предметности), выполняет синтаксическую функцию подлежащего и дополнения и имеет самостоятельные морфологические категории рода, числа и падежа. Полностью названные признаки проявлены у конкретных существительных.

Имя существительное – это знаменательная часть речи, обозначающая предмет и выражающая это значение в словоизменительных грамматических категориях числа и падежа и не словоизменительных категориях рода и одушевленности-неодушевленности. Существительное всегда отвечает на вопрос кто? что? Задавать вопрос нужно к начальной форме слова.

Начальная форма существительного – форма именительного падежа, ед. числа, а у существительных, не имеющих формы ед. ч. – форма им. падежа мн. числа (сани, сутки, джинсы).

Имя существительное в предложении может быть подлежащим и дополнением, а также несогласованным определением: выступление фигуристов, сказки Пушкина.

Важный момент - способность существительного определяться прилагательным и причастием: холодная зима, прошедший праздник.

Деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые в основном зависит от того, какой предмет это существительное обозначает – живые существа или предметы неживой природы, но полностью отождествлять понятие одушевлённости-неодушевлённости с понятием живого-неживого нельзя. Так, с грамматической точки зрения берёза, осина, вяз – существительные неодушевлённые, а с научной точки зрения это живые организмы. В грамматике названия умерших людей – мертвец, покойник – считаются одушевлёнными, и только существительное труп – неодушевлённое. Таким образом, значение одушевлённости-неодушевлённости – категория чисто грамматическая.

Одушевлённость:

Одушевленные существительные называют, как правило, живые существа (лиц и животных). Имеют свою специфику склонения и представляют особый разряд по отношению к категории рода, так как род одушевленных существительных может быть связан с полом называемых существ:
Брат – сестра, бык – корова.

У одушевлённых существительных форма винительного падежа множественного числа (а в мужском роде и единственного числа) совпадает с формой родительного падежа.
Вижу кого? (вин.пад.) – учеников, ученика, лошадей.
Нет кого? (род.пад.) – учеников, ученика, лошадей. Жду кого? Ученика.

К одушевлённым существительным относятся не только названия людей и животных, но и названия таких предметов, которые представляются почему-либо живыми. Например: одеваю кукол, пускаю бумажного змея.

Неодушевлённость:

У неодушевлённых существительных форма винительного падежа множественного числа (а в мужском роде и единственного числа) совпадает с формой именительного падежа.
Вижу что? (вин.пад.) – самолёты, самолёт. Жду что? Автобус.
Это что? (им. пад.) – самолёты, самолёт.

Неодушевлённые существительные, употребляемые в переносном значении, получают значение лица и становятся одушевлёнными: турнир собрал всех звёзд настольного тенниса .

Существительные в сочетании с составными числительными, заканчивающимися на два, три, четыре, употребляются как неодушевленные: пригласить двадцать два специалиста (разговорный вариант).

Вывод : чтобы правильно определить одушевленность/неодушевленность существительного, слово нужно рассматривать в контексте предложения.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Одушевлённые Неодушевлённые
названия предметов живой природы названия предметов неживой природы
названия растений
названия богов названия планет по именам богов
названия мифических существ
названия фигур в играх
названия игрушек, механизмов, изображений человека
мертвец, покойник труп

названия микроорганизмов

образ, характер

5. Лексико-грамматические разряды существительных. Грамматическая категория числа существительных.

Существительные объединяются в лексико-грамматические разрядыпо их значению и проявлению грамматических категорий (числа и падежа).

Выделяют такие лексико-грамматические разряды существительных, как собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, конкретные и отвлеченные, вещественные, собирательные.

Лексико-грамматические разряды – семантические подтипы существительных, которые в силу особенностей значения по-разному взаимодействуют с его морфологическими категориями.

Специфичен род для одушевленных / неодушевленных субстантивов и неизменяемых существительных.

Одушевленность и неодушевленность связаны и с категорией падежа.

Морфологическая категория числа имен существительных – это система форм ед. и мн. числа существительных, выражающая противопоставление единичного объекта расчлененному множеству объектов. Это словоизменительная категория, охватывающая все изменяемые существительные.

Словоизменительный характер категорий отчетливо наблюдается при рассмотрении конкретных существительных как ядерной группы. Абстрактные, вещественные и собирательные существительные выражают значение количества формально и фактически лишены семантического противопоставления по категории числа.

Обратить внимание: лексически нетождественные формы числа: выбор, выборы . Ср.:

· снег / снега

· небо / небеса

· боль / боли

Лексико-грамматические группы слов, имеющие только единственное число.

1. Собирательные (вороньё, дворянство, беднота, профессура, пролетариат)

2. Вещественные (молоко, медь, парик из конского волоса)

3. Овощи, злаки, я годы и т.п. (малина, крыжовник, овес, сено?)

4. «Особенно ярко негативная, лишенная непосредственного отношения к числу, счету функция единственного числа выступает у слов с отвлеченными значениями свойства-качества, действия-состояния, эмоции, чувства, настроения, физического явления или явления природы, идейного направления, течения вообще у обозначений абстрактных понятий» (военизация, белизна, скука, скрытность).

5. Имена собственные.

6. Использование форм единственного числа наблюдается в том случае, когда один предмет относится к нескольким лицам или предметам и присущ каждому из них порознь (шли закрыв нос) (Люди шли, обвязав носы и рты платком. Толстой)

Лексико-семантические группы существительных pluraliatantum

1. Парные предметы;

2. Составные предметы (дровни, розвальни, салазки);

3. Масса, вещество, материал в его совокупности (дрожжи, дрова, харчи);

4. Совокупности денежных сумм (поборы, подати, финансы);

5. Отбросы или остатки от какого-л процесса: отруби, опилки, объедки;

6. Места и местности (запятки, в головах, выселки, а также имена собственные Бронницы);

7. Промежуток времени (сутки, сумерки, каникулы);

8. Сложное действие, состояние, складывающееся из многих актов (роды, хлопоты, побои, шашни);

9. Игры (прятки, ляпы, догонялки);

10. Обряды и праздники (крестины, именины, смотрины);

11. Единичные слова, обозначающие состояние (жить в потемках, быть в силах, нелады);

12. Единичные слова, обозначающие эмоции (завидки берут, на радостях).

Все существительные в форме ед. ч. имеют категорию рода, т.е. принадлежат к одному из 3 родов: мужскому, женскому и среднему.

Существительные с окончанием –а, -я в форме им. п. ед. числа относятся, как правило, к женскому роду (дорога, земля, страна, бабушка). Исключение составляют слова типа дядя, неряха, время.

Если начальная форма имеет окончание –о, -е, то существительное относится к среднему роду (море, благо). Исключение: домишко, домище (существительные со словами субъективной оценки, образованные от сущ-х м. рода).

Небольшая группа слов принадлежит к так называемому общему роду. К ним относятся существительные, не имеющие формы ед. числа (pluraliatantum сани, ворота, чернила), не распределяются по родам.

Родовая пара

Родовая пара – это парное противопоставление существительных м. и ж. рода, имеющих одинаковое лексическое значение, но различающихся значением биологического пола.

Различают пары:

1. супплетивные родовые пары (мужчина – женщина, бабушка – дедушка, овца - баран);

2. словообразовательные (студент – студентка, гусь – гусыня, лев - львица);

3. флективные – имеющие общую основу и различающиеся окончаниями (супруг – супруга, кум – кума, Александр - Александра).

Если же слова, входящие в родовую пару, являются названиями животных, то тип животных может быть обозначен как словом м. рода (зайцы, львы, ослы), так и словом ж. рода (кошки, овцы, козы).

Существительные общего рода

Кроме 3 основных родов (мужской, женский, средний) выделяются еще существительные общего рода , по значению они соотносятся с лицами и мужского, и женского пола, в контексте реализуют значение только одного рода (наш / наша Саша, страшный / страшная зануда, Белых знал / знала). В разговорной речи можно услышать: депутат принимала посетителей; мастер спорта установила новый рекорд; токарь хорошо справилась с заданием.

В стилизованной речи для речевой характеристики персонажей, при обращении к женщине по профессии рекомендуется использовать нейтральные формы: товарищ кондуктор, товарищ кассир.

Для обозначения мужского соответствия словам балерина, машинистка используются описательные выражения артист балета, переписчик на машинке . В профессиональном употреблении возникла пара медицинская сестра – медицинский брат .

Родовые варианты

Многие существительные употребляются в СРЯ и в форме м., и в форме ж. рода.

· -​ вольер – вольера (употребительнее 1 форма);

· -​ жираф – жирафа (употребительнее 1 форма);

· -​ клипс – клипса (литературной является 1 форма);

· -​ реприз – реприза (чаще употребляется 2 форма).

В грамматических категориях проявляется своеобразие языков мир. Так, привычная для восточнославянских языков категория рода оказывается неизвестной целым семьям языков-тюркской, финно-угорской и др. В китайском языке нет грамматической категории числа, в японском языке отсутствуют грамматические категории числа, лица и рода. В русском языке категория рода существительных выражается только в единственном числе, во множественном числе родовые различия нейтрализуются, тогда как в литовском языке существительные сохраняют родовые различия и во множественном числе.

1) грамматическая категория (ГК) выступает обобщением целого ряда (обязательно не менее двух) соотносительных между собой и противопоставленных друг другу грамматических значений , находящих свое выражение в определенных грамматических формах (обобщенное значение рода, числа, падежа, времени, лица и т.д.)

2) ГК могут изменяться и исчезать (падежи в английском языке (4=>2), категория числа в русском языке (единственное, множественное, двойственное)

3) ГК делятся на морфологические и синтаксические , а именно:

а) морфологические – объединяющая грамматические классы слов (части речи), принадлежащие этим классам грамматические (морфологические) категории и формы слов, т.е. в центре морфологических категорий стоит слово с его грамматическими изменениями и с его грамматическими характеристиками; морфологические ГК выражаются в следующих формах:

  • словоизменительные формы :

объединяют формы слова в пределах одной и той же лексемы (например: категория рода имен прилагательных является словоизменительной; прилагательное согласуется с именем существительным, принимая его грамматический род: белая бумага, белое пятно)

  • классификационные формы :

классификационные категории объединяют лексемы на основе общего грамматического значения (категория рода существительных – классификационная; существительное стол мужского рода, стена – женского, окно – среднего, и эта родовая «прикрепленность» строго обязательна)

б) синтаксические категории – это категории, базирующиеся на морфологических категориях, но далеко выходящие за их пределы: категории времени и модальности, а также – в широком синтаксическом понимании – и категория лица, т. е. те категории, которые выражают отношение сообщения к действительности и подводятся под общее понятие «предикативности».

Грамматическое значение:

Грамматическое значение – обобщенное, отвлеченное языковое значение, присущее ряду слов, словоформ, синтаксических конструкций и находящее в языке свое регулярное выражение.

Для определения специфики грамматического значения его обычно противополагают лексическому значению. Выделяют ряд свойств, отличающих грамматические значения от лексических.

1) степени охвата лексического материала:

Грамматическое значение объединяет группы слов в определенные грамматические классы , например, грамматическое значение предметности объединяет значительную часть лексики русского языка в грамматический класс имени существительного, грамматическое значение действия другую часть лексики – в класс глагола и т.д.

2) выступает по отношению к лексическому дополнительным, сопутствующим:

При помощи различных формальных показателей, мы можем изменить облик слова, не меняя его лексического значения (вода-воды-воде-воду-водой; несу-несешь-несет-несем-несете-несут и т.д.). При этом грамматические значения отличаются регулярностью своего выражения , то есть имеют один и тот же набор формальных показателей , с помощью которых они реализуются в разных словах (например, окончание -ы, -и в родительном падеже единственного числа у существительных женского рода).

3) по характеру обобщения и абстрагирования:

Если лексическое значение связано в первую очередь с обобщением свойств предметов и явлений, то грамматическое возникает как обобщение свойств слов, как абстрагирование от лексических значений слов , хотя за грамматическим абстрагированием также стоят общие свойства и признаки вещей и явлений (деление в русском и белорусском языках глагольного времени на прошедшее, настоящее и будущее соответствует тому, что все в мире существует для человека либо в прошлом, либо в настоящем, либо в будущем).

4) особенности отношения к мышлению и строю языка:

Если слова с их лексическими значениями служат номинативным средством языка и в составе конкретных фраз выражают мысли, знания, представления человека, то формы слов, словосочетаний и предложений используются для организации мысли, ее оформления , то есть характеризуются своей внутриязыковой природой.

Грамматическая форма – это та часть формы слова, словосочетания или предложения, которая выражает их грамматические значения (род, число, падеж и т.д.). Грамматическая форма тесно связана с понятием парадигмы.

Парадигма (от греч. paradeigma - пример, образец) – это совокупность грамматических форм слова или класса слов.

Морфологическая парадигма характеризуется наличием стабильной, инвариантной части слова (корня пили основы) и его изменяющейся части (флексии, реже суффикса).

Морфологические парадигмы делят на большие и малые , а также на полные и неполные . Полная парадигма включает в себя набор всех малых парадигм , то есть всех возможных форм слова, в неполной парадигме некоторые формы слова не образуются. Например, полная парадигма имени прилагательного в русском языке включает в себя от 24 до 29 форм, которые распределяются по ряду малых парадигм: парадигме рода, парадигме числа, парадигме полных и кратких форм, парадигме степеней сравнения. Большие парадигмы включают в себя все значения слова, в то время как малые – лишь часть значений .

30. Способы и средства выражения грамматических значений. Средства образования синтетических и аналитических форм. Смешанные формы слова

Грамматические значения могут выражаться как внутри слова – это аффиксация, чередование звуков в корне, ударение, супплетивизм, повторы и интонация , так и вне его – это интонация, способы

служебных слов и порядка слов . Первый ряд способов называют синтетическим , второй –

аналитическим .

1) синтетические способы:

а) аффиксация:

Способ аффиксации заключается в присоединении к корням или основам слов различных аффиксов , служащих для выражения грамматических значений. Так, многие грамматические значения русского глагола (лицо, род, число, время) выражаются окончаниями и суффиксом -л-: работа-ю, работа-ешъ, работа-em, работа-ем, работа-ете, работа-ют, работа-л, работа-л-а, работа-л-о, работа-л-и.

Грамматическое значение в слове может быть выражено и нулевым аффиксом, например, нулевым окончанием в словах дом, город, лес, сад, ученик и т.д. Нулевой показатель в грамматике имеет такую же формальную силу, как и положительные показатели. В системе грамматических форм он противопоставляется наличию формальных показателей , обретая тем самым в грамматических оппозициях свое грамматическое значение. В приведенных примерах нулевая флексия выражает значения именительного падежа, единственного числа и мужского рода у существительных, то есть нуль выражает сразу три грамматических значения. Нулевой грамматический показатель присутствует и в синтаксических конструкциях . Например, в выражениях типа Стол - мебель, Розы – цветы.

б) чередования звуков в корне:

Грамматические значения могут выражаться также чередованием звуков в корне, которые иногда называют внутренней флексией . Такие чередования звуков не обусловлены их фонетической позицией. Вместе с тем не всякое чередование звуков в корне, не обусловленное их фонетической позицией, является грамматически значимым. В русском языке имеется масса так называемых исторических, или традиционных, чередований, не обусловленных в современном языке фонетической позицией. Их называют историческими потому, что они происходили в тот или иной исторический период развития языка и не объясняются его современным состоянием. Эти чередования не выражают сами по себе грамматических значений, например, пень – пня, день – дня, сон – сна, бегу – бежишь, пеку – печешь, сухой – суше и т.д., а лишь сопровождают образование тех или иных грамматических форм, выступая в качестве обязательных по традиции.

в) ударение:

Одним из способов выражения грамматических значений является ударение. В русском языке такой способ можно наблюдать при выражении грамматического значения совершенного и несовершенного видов в глаголах : срéзать – срезáть, ссыпать – ссыпáть, выноситъ – выносúть, нарéзать – нарезáть, высыпать – высыпáть и т.д. Важным в русском языке является этот способ при в некоторых именах существительных: стены – стéны, трубы – трýбы, дóма – домá, гóрода – городá, пáруса – парусá, хýтора – хуторá и т.д. В английском языке глагол и существительное могут различаться только местом ударения в слове, например: progréss – прогрессировать, progress – прогресс, import – импортировать, ímport – импорт и т.д. В разных языках грамматический способ ударения играет различную роль, что зависит от вида и типа ударения в языке. В языках с фиксированным одноместным ударением невозможны противопоставления типа отмеченных выше русских пар слов.

г) супплетивизм:

В ряде случаев для выражения грамматических значений приходится употреблять формы слов, образованные от других корней . Подобное выражение грамматических значений с помощью других корней называется супплетивизмом , а сами формы носят название супплетивных. В русском языке супплетивный способ выражения грамматических значений считается непродуктивным. Супплетивным способом, например, выражается грамматическое значение косвенных падежей личных местоимений (я – меня, ты – тебе, он – им, мы – нас), значение множественного числа некоторых существительных (ребенок – дети, человек – люди), грамматическое значение совершенного вида ряда глаголов (брать – взять, говорить – сказать, искать – найти), значение сравнительной степени отдельных прилагательных (хороший – лучше, плохой – хуже).

д) повторы, или редупликации:

Состоят в полном или частичном повторении корня, основы или целого слова , что связано с выражением грамматического значения. Повторы могут осуществляться без изменения звукового состава слова или с частичным изменением его. В ряде языков повтор применяется для выражения множественного числа, например, в китайском, малайском, корейском, армянском и других языках: китайское жень – человек, жень-женъ – люди, син – звезда, син-син – звезды; малайское orang – человек, orang-orang – люди; корейское saram – человек, saram-saram – каждый из людей; армянское gund - полк, gund-gund – много полков. В русском языке повторы употребляются как средство усиления интенсивности действия или признака , а также длительности, многократности действия: да-да, нет-нет, еле-еле, чуть-чуть, добрый-добрый, большое-большое, думал-думал, высоко-высоко, ходишь-ходишь, просишь-просишь.

е) сложение:

Способ образования слов, при котором опорный (последний) компонент равен целому слову , а предшествующий ему компонент (или компоненты) представляет собой чистую основу . В состав словообразовательного форманта при чистом сложении входят: а) интерфикс, указывающий на связь компонентов сложного слова и сигнализирующий об утрате морфологического значения предшествующего компонента; б) закрепленный порядок компонентов; в) единое основное ударение, преимущественно на опорном компоненте: первоисточник, лесостепь, износостойкий,и полуобернуться. Интерфикс может быть нулевым: царь-пушка, грабь-армия (разг.)

2) аналитические способы:

а) интонация:

Средством выражения грамматических значений может служить интонация. В некоторых языках, например, китайском, вьетнамском, интонация используется для различения как лексических значений слова, так и грамматических . В русском языке интонация также является в отдельных случаях одним из средств выражения грамматических значений в слове. Например, глагол в форме инфинитива может выступать в повелительном наклонении, будучи произнесенным с интонацией повеления, приказа, побуждения к действию: встать! сесть! лечь! стоять! молчать! бежать! закрыть! и т.д. В русском языке интонация как средство выражения грамматических значений широко используется в предложении. Типом интонации отличаются между собой повествовательные, вопросительные и побудительные предложения, с помощью пауз внутри предложения показывают группировку членов предложения, выделяют вводные слова и выражения, могут различать простые и сложные предложения.

б) служебные слова:

Служебные слова – лексически несамостоятельные слова, не имеющие в языке номинативной функции (не называют предметов, свойств или отношений) и выражающие различные семантико-синтаксические

отношения между словами, предложениями и частями предложений.

в) порядок слов:

В языках, в которых нет форм словоизменения (или они используются редко) и слово обычно сохраняет одну и ту же форму, порядок слов выступает очень важным способом выражения грамматических значений . Например, в английском языке предложение имеет очень твердый порядок слов, в котором на первом месте стоит подлежащее, на втором – сказуемое, на третьем – дополнение, на четвертом – обстоятельство, то есть место, на котором стоит слово в высказывании, оказывается фактором, выражающим его грамматическое значение.

Предложения the man killed a tiger – человек убил тигра и the tiger killed the man – тигр убил человека получают противоположный смысл переменой мест подлежащего и дополнения. Важную грамматическую роль порядок слов играет также в таких языках, как китайский, французский, болгарский.

Русский язык отличается от других языков относительно свободным порядком слов. Но в ряде случаев порядок слов становится единственным средством различения грамматических значений. Так, в предложениях «Мать любит дочь» и «Дочь любит мать», «Бытие определяет сознание» и «Сознание определяет бытие», «Трамвай задел автомобиль и Автомобиль задел трамвай» значение именительного падежа создается постановкой существительного на первое место; на первом месте существительное играет роль подлежащего, на последнем – дополнения.

Смешанный, или гибридный , тип выражения грамматических значений объединяет признаки синтетического и аналитического типов. Так, в русском языке грамматическое значение предложного падежа выражается двояко: синтетически – падежной флексией и аналитически – предлогом (на машине, в доме, в лесу, о земле, об аварии и т.д.).

Многие языки объединяют оба типа выражения грамматических значений – синтетический и аналитический, но при этом один из типов всегда оказывается преобладающим. К языкам преимущественно синтетического строя относятся латинский, санскрит, русский, литовский, немецкий и другие языки. В языках преимущественно аналитического строя – английском, французском, испанском, датском, новогреческом, болгарском и других – преобладает аналитический тип выражения грамматических значений, основным способом которого являются служебные слова.

1) В зависимости от количества противопоставленных компонен- тов грамматические категории делятся на двухчленные (число, вид), трехчленные (лицо, наклонение, род) и многочленные (падеж) катего- рии.

2) По характеру противопоставления компонентов выделяют кате- гории, формирующиеся на основе 1) привативных (неравнозначных), 2) эквиполентных (равнозначных), 3) градуальных (ступенчатых) отно- шений.

Привативное противопоставление по роду образуют существитель- ные типа учитель - учительница, тракторист - трактористка, кас- сир - кассирша: существительное мужского рода в таких парах может называть и мужчину, и женщину, а существительное женского рода только женщину. Привативной категорией является вид в глаголе. Гла- голы совершенного вида отвечают только на смысловой вопрос Что сделать7, а глаголы несовершенного вида, кроме вопроса Что делать7, в некоторых речевых ситуациях отвечают и на вопрос Что сделать7: - Чем провинился этот мальчик7 Что он сделал7- Он рвал яблоки в чу- жом саду.

Эквиполентное противопоставление образуют некоторые личные существительные мужского и женского рода: мать - отец, брат - се- стра, девочка - мальчик. Существительные мужского рода обозначают мужчин, существительные женского рода - женщин.

Градуальные отношения представлены в степенях сравнения.

Падеж как грамматическая категория в определенном объеме уст- роен по принципу дополнительного распределения: одно и то же лекси- ческое значение при помощи падежа помещается в разные синтаксиче- ские позиции: лишиться кого-чего, завидовать кому-чему, ненавидеть ко- го-что, любоваться кем-чем, горевать о ком - о чем.

В одной и той же грамматической категории могут обнаруживать- ся разные принципы семантической организации. См. род существи- тельных.

3) Кроме этого, в зависимости от того, являются ли компоненты грамматической категории одним словом или представляют разные ле- ксемы, различают словоизменительные и классифицирующие (лексико- грамматические) категории. Классифицирующие категории объединя- ют разные слова, имеющие одинаковое грамматическое значение. Так, словоизменительными являются категории рода, числа и падежа у при- лагательных, категория падежа у существительных, категория лица, на-

клонения, времени у глагола и др К классифицирующим принято отно- сить категорию рода у существительных, вид в глаголе Некоторые ка- те! ории оказываются смешанного типа, частично словоизменительны- ми, частично лексико-грамматическими (классифицирующими). Тако- ва, например, категория числа у существительных.

А. В. Бондарко словоизменительные категории назвал коррелятив- ными, а классифицирующие - некоррелятивными. При этом он выде- лил последовательно коррелятивные, последовательно некоррелятив- ные и непоследовательно коррелятивные грамматические категории 8.


Примечание. Е.В.Клобуков предложил выделять в качестве особого типа интерпретационные морфологические категории, «предназначенные для выражения степени относительной значимости двух или нескольких однородных смысловых элементов» высказывания «Благодаря этим категориям один из однородных смыслов выделяется говорящим как основной, а другой смысл <> как дополнительная, сопутствующая, комитативная информационная часть9. Грамматическое значение, выражаемое такими категориями, Е В Клобуков называет комитативным На основе комитативности, по его мнению, организуется противопоставление полных и кратких форм прилага- тельного, спрягаемых и атрибутивных форм глагола, форм действи- тельного и страдатечьного залога, а также именительного и зватель- ного падежей косвенным падежам.

Части речи в русском языке и принципы их выделения. Вопрос о статусе модальных слов, междометий и звукоподражаний в системе частей речи. Явления переходности в системе частей речи.

Части речи - это грамматические классы слов, характеризующиеся совокупностью следующих признаков: 1) наличием обобщенного значения, абстрагированного от лексических и морфологических значений всех слов данного класса; 2) комплексом определенных морфологических категорий; 3) общей системой (тождественной организацией) парадигм и 4) общностью основных синтаксических функций.

Примечание. Тождественная организация парадигм (полных и частных) не нарушается отсутствием частных парадигм или отдельных форм у некоторых слов или групп слов, принадлежащих к той или иной части речи. Так, отсутствие у ряда прилагательных частных парадигм кратких форм или отсутствие у непереходных глаголов форм страдат. причастий не выводит слова с подобными неполными парадигмами за пределы таких частей речи, как прилагательное и глагол.

В современном русском языке существует десять частей речи: 1) имя существительное; 2) местоимение­-существительное; 3) имя прилагательное; 4) имя числительное; 5) наречие; 6) глагол; 7) предлог; 8) союз; 9) частицы; 10) междометие.

Первые шесть частей речи – это знаменательные (полнозначные или самостоятельные) слова, т. е. слова лексически самостоятельные, называющие предметы и признаки или указывающие на них, и способные функционировать в качестве членов предложения. Предлоги, союзы и частицы – это служебные, т. е. лексически несамостоятельные, слова, служащие для выражения различных синтаксических отношений (предлоги и союзы), а также для образования аналитических форм или для выражения синтаксических и модальных значений предложения (частицы). Междометия составляют особую группу слов: они ничего не называют и служат для выражения эмоционального отношения и субъективных оценок.

Внутри знаменательных слов, пересекая их основное грамматическое деление на части речи, проходит деление слов, во-­первых, на собственно­-знаменательные (слова неуказательные) и местоименные (слова указательные) и, во-­вторых, на несчетные и счетные. К указательным (местоименным) словам относятся слова, не называющие предмет или признак, а лишь указывающие на него, в том числе слова, указывающие на количество и количественный признак, например: я, ты, он; тот, такой, некоторый; там, туда; столько, сколько. К счетным словам относятся слова, называющие количество предметов (числительные), признак по месту в считаемом ряду (порядковые прилагательные), количественные характеристики (наречия), например: пять, двое, шестой, втрое, вдвоем. Ни среди указательных, ни среди счетных слов нет глаголов.

Среди знаменательных частей речи выделяются две группы: основные части речи, к которым относятся существительное, прилагательное, глагол и наречие, и неосновные части речи, к которым относятся местоимение­-существительное и числительное. Основные части речи обладают всем комплексом признаков, характеризующих часть речи как особый грамматический класс слов. Состав слов, входящих в эти части речи, постоянно пополняется за счет новообразований и заимствованных слов. Со стороны значения основные части речи характеризуются следующими противопоставлениями:

1) существительное как называющее предмет (субстанцию) противопоставлено всем другим частям речи – прилагательному, наречию и глаголу как называющим признак предмета или другого признака;

2) внутри частей речи, называющих признак, прилагательное и наречие, называющие непроцессуальный признак, противопоставлены глаголу, называющему процессуальный признак;

3) части речи, называющие признак, противопоставляются также друг другу в зависимости от того, называют ли они признак только предмета (глагол, прилагательное) или признак как предмета, так и другого признака (наречие).

Неосновные части речи – местоимение-­существительное и числительное – это замкнутые, непополняющиеся классы слов. У местоимения­-существительного система морфологических категорий близка к существительному; отличие от существительного состоит в непоследовательности выражения местоимением-­существительным морфологических значений рода и числа.

Числительное по своим морфологическим значениям и способу их выражения занимает промежуточное положение между существительным и прилагательным: для числительного характерна морфологическая категория падежа; система его падежных форм не отличается от системы падежных форм существительного или (у таких слов, как сколько, несколько, много, немного) от системы форм прилагательного; однако числительное не имеет морфологических категорий рода и числа (о некоторых исключениях. В косв. пад. формы числительного отличаются от форм прилагательного неполнотой согласования с определяемым существительным.

В зависимости от способности или неспособности слов к изменению (образованию форм) части речи знаменательных слов разделяются на изменяемые (все знаменательные части речи, кроме тех наречий, которые не образуют форм сравнит. степени) и неизменяемые (те наречия, которые не образуют формы сравнит. степени). По характеру словоизменения изменяемые части речи разделяются на склоняемые и спрягаемые. Склоняемые части речи объединяют в себе все имена: существительное, прилагательное, числительное и местоимение­-существительное; все они изменяются по падежам, т. е. склоняются. Спрягаемой частью речи является глагол; все глаголы изменяются по временам, наклонениям, лицам и числам (в прош. вр. и сослагат. накл. – по родам), т. е. спрягаются.

Служебные слова - предлоги, союзы и частицы не называют предметов и признаков; их лексические значения – это значения, абстрагированные от тех отношений, которые они выражают в предложении. Значение, объединяющее служебные слова в ту или иную часть речи, отличается от значения, объединяющего в одну часть речи знаменательные слова: общность служебных слов – это общность только функциональная.

Служебные слова противостоят знаменательным словам как такие слова, которые, во-­первых, не имеют морфологических категорий и, во-­вторых, выполняют только служебные функции в синтаксической конструкции. Служебные слова употребляются для связи слов, предложений или частей предложения, а также служат для выражения разных оттенков субъективного отношения говорящего к содержанию сообщения. Отдельные частицы участвуют в образовании аналитических форм слова.

Части речи – это наиболее общая грамматическая классификация слов. В пределах каждой знаменательной части речи выделяются лексико-­грамматические разряды слов. Это такие подклассы данной части речи, которые обладают общим семантическим признаком, влияющим на способность слов выражать те или иные морфологические значения или вступать в противопоставления в пределах морфологических категорий. Лексико­-грамматическими разрядами являются, например, в глаголе – способы действия, глаголы переходные и непереходные, разряды возвратных глаголов, глаголы личные и безличные; в существительном – существительные одушевленные и неодушевленные, собирательные, вещественные, отвлеченные и конкретные, а также собственные и нарицательные; в прилагательном – прилагательные качественные, относительные (включая притяжательные и порядковые), в наречии – наречия качественные и обстоятельственные. Многие лексико­-грамматические разряды слов характеризуются неполнотой парадигм. Так, существительные, относящиеся к разрядам вещественных, собирательных и отвлеченных, являются существительными только ед. ч. или только мн. ч. (singularia или pluralia tantum), существительные собственные, как правило, не употребляются в формах мн. ч.; прилагательные относительные, как правило, не могут иметь форм сравнит. степени, а также кратких форм; глаголы, относящиеся к разряду безличных, не изменяются по лицам.

Примечание. Сама по себе неполнота парадигмы, т. е. невозможность образования ряда форм или отдельных форм слова, еще не может служить определяющим признаком при классификации слов на лексико­грамматические разряды: такая неполнота может объясняться не только особенностями лексических значений слов, но и их морфологической структурой или фонемным составом. У отдельных слов неполнота парадигм связана с практической неупотребительностью отдельных форм (например, формы род. п. мн. ч. у слова мечта, формы 1 л. ед. ч. буд. вр. у слова победить).

Части речи и лексико-­грамматические разряды – это группировки слов. Наряду с этим членением возможна собственно морфологическая классификация форм слов (иногда включающая и целые слова). Это – классификация на морфологические разряды. Морфологические разряды - это объединения морфологических форм слов на основе общности их словоизменительных морфологических значений, а также тех формальных средств, с помощью которых эти значения выражаются.

Выделяются следующие морфологические разряды. 1) Разряд форм, выражающих только значение падежа; сюда относятся все формы (полные парадигмы) местоимений­существительных (я, вы, кто, что) и числительных, кроме слов один, два, оба и полтора. 2) Разряд форм, выражающих значения падежа и числа, объединяет все формы (полные парадигмы) существительных. 3) Разряд форм, выражающих значения рода и падежа, объединяет все формы (полные парадигмы) числительных два, оба, полтора. 4) Разряд форм, выражающих значения падежа, числа и рода, объединяет родочисловые падежные формы прилагательных, действит. и полных страдат. причастий и все формы (полную парадигму) счетно-­местоименного слова один (одна, одно – одни). 5) Разряд форм, выражающих значения рода и числа, объединяет краткие формы прилагательных и страдат. причастий, формы прош. вр. и сослагат. накл. глагола, а также все формы слов рад, люб, горазд, должен, таков, слов типа великоват, маловат, одинёхонек, одинёшенек, радёхонек, радёшенек и слов на ­енек, ­онек (близенек, строгонек). 6) Разряд форм, выражающих значения лица и числа, объединяет личные формы наст., буд. простого и буд. сложного времен.

Всем перечисленным разрядам противостоит разряд неизменяемых слов и форм слов, не выражающих значений падежа, числа, рода и лица. Здесь объединяются все наречия, формы сравнит. степени прилагательных и наречий, деепричастия и инфинитив.

Служебные слова морфологических разрядов не образуют.