Толочко Кирилл

Скачать:

Предварительный просмотр:

  1. Введение……………………………………………………………1
  2. Что такое родословие, генеалогия……………………………….2
  3. Моя семья

1. Самые близкие родственники…………………………......................3

2. Значение фамилий……………………………………………………..4

IV. Мои предки

  1. Представители родословной линии со стороны отца………………5
  2. Представители родословной линии со стороны матери……………7

V. Заключение……………………………………………………………......9

VI. Литература………………………………………………………………10

Введение.

Меня зовут Толочко Кирилл. В 2016 году мне исполнилось 14 лет. В свой день рождения я получил от дедушки необычный подарок – казачью шашку с надписью «Помни корни свои, внучок!» (Приложение1)

Казаки во все времена защищали свое Отечество, а их главными чертами характера были понятия о чести, достоинстве, крепкой семье и незабвенной любви к Дону. И я горжусь тем, что я казачьих кровей. Казаки говорят: «Плох тот казак, кто не знает и не помнит, откуда происходят его корни, кем были его деды и прадеды»! Я задался вопросом: а что я знаю о своих корнях? Ответ меня, увы, огорчил: знаю об отце, многое - о дедах по отцовской и материнской линиях, а о прадедах – почти ничего. Это и вдохновило меня на то, чтобы узнать о своих предках и составить генеалогическое древо семьи. К счастью, моя семья бережно сохранила пусть не всю, но обширную историю своего рода. И, как и в прежние времена, передавалось это наследие с рассказами мамы, бабушек, дедушек.

Проблематика моего исследования состоит в сохранении знаний о своей родословной. Цель работы - изучение родословной по линии моих родителей и составление генеалогического древа.

Для достижения цели мною были определены следующие задачи:

1. Выяснить значение наших фамилий.

2. Проследить генеалогию семьи Толочко, обобщить полученные данные.

3. Составить генеалогическое древо семьи по линии отца и по линии матери.

Актуальность данной темы в том, что через историю родов постигается история и современность. Стихийно это происходит в каждой семье через рассказы и живое общение, но устные рассказы и предания недолговечны, многое со временем утрачивается, поэтому необходимы специальные усилия, чтобы история рода не исчезла бесследно.

Объектом моего исследования стала родословная. Предметом – история родословной семьи Толочко. В ходе работы я использовал следующие методы исследования: беседы с родственниками; обращение к семейному фотоальбому и дневниковым записям прапрадеда; работа с документами; анализ полученной информации.

Хронологические рамки охватывают период c начала XX века – по настоящее время. Практическая значимость определяется возможностью использовать материал на уроках истории и классных часах в своей школе, передать работу в школьный музей «Связь поколений», а также сохранить память о своих предках для будущих поколений рода семьи Толочко. Гипотеза: возможно, я смогу собрать информацию о своих родственниках, что позволит мне составить родословную.

Основная часть

1. Что такое родословие, генеалогия

Слово «род» в словаре русского языка означает ряд поколений, происходящих от одного предка. Таким образом, родословная – это перечень поколений одного рода. Существует особая наука, генеалогия, которая изучает происхождения, историю родственных связей семьи.
Генеалогия (от греч. genea, «семья» и logos, «знание») – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением родословных взаимосвязей людей, историей родов, происхождением отдельных лиц, установлением родословных связей, составлением генеалогических древ. В более широком смысле, генеалогия – наука о родственных связях вообще.
Генеалогическое древо - схематичное представление родственных связей в виде символического «дерева». (Приложения 9,10)

Его издревле составляли самые старшие в роду люди, а потом оно передавалось из поколения в поколение. Генеалогическое дерево являлось и является одной из самых ценных семейных реликвий - ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.
Генеалогическое древо бывает трех видов – нисходящее, восходящее и кругообразная таблица. Существуют родословия восходящее и нисходящее. «В родословии восходящем главным объектом является лицо, о предках которого собираются сведения, с него начинают, затем уже идут по восходящим ступеням, т.е. к отцу, деду, прадеду и т.д., - это первоначальный вид родословия». Когда же собрано уже достаточно материала, то переходят к родословию нисходящему, т.е. начинают с самого отдалённого из известных предков и переходят к его потомкам. Как восходящие, так и нисходящие родословия бывают мужские и смешанные. Историки советуют начать составление своей родословной со смешанной восходящей.

3. Моя семья.

3.1 Самые близкие родные

Для меня мой род начинается с мамы и папы, забота, доброта и любовь которых окружают меня с первых дней жизни. Отец мой – Толочко Сергей Валентинович (приложение №3), 24.12.1973 года рождения. Родился он в п.Усть-Донецкий Ростовской области. По профессии – учитель. Работает в настоящее время директором Апаринской средней общеобразовательной школы Усть-Донецкого района. С его приходом в школу активизировалась работа по возрождению традиций казачества. Он – член объединённого поискового отряда. Я очень горжусь своим отцом. (Приложение 2)

Мама – Толочко Виктория Юрьевна (в девичестве – Наумова), 11.02.1983 года рождения. Родилась также п.Усть-Донецкий. Имеет высшее образование. Работает начальником сектора в финансовом отделе Администрации Усть-Донецкого района. (Приложение 3)

У меня есть младший брат – Арсений, ему 3 годика. Он ходит в детский сад.

У меня 3 родных дяди, которыми гордится вся наша семья и на которых мне хотелось бы быть похожим:

  • Толочко Александр Валентинович, кадровый военный – полковник, кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством III степени», кандидат исторических наук. Но при всех регалиях, он очень простой человек, доступный в общении, жизнерадостный;
  • Наумов Александр Леонидович. После окончания Рижское военно-политического училища с 1991 по 1997 служил в г. Капустин Яр. С 1997 года служил в МВД. Вышел в отставку в звании майора.
  • Шикин Вадим Александрович закончил Рижское военно-политическое училище и с 1986 по 1992гг. служил в Белоруссии. В 1996г. окончил политическую академию им.Ленина в Москве. Работал в Санк-Петербурге в кадетском корпусе им. Петра Великого. Вышел в отставку в звании подполковника.
    3.2. История фамилий

В моём роду тесно переплелись две фамилии – Толочко и Наумов.

Фамилия Толочко, по одной из версий, уходит корнями в Польшу, когда в княжестве был человек, который толковал Польському Князю разные непонятные фразы, то есть, был переводчиком. По другой версии, фамилия Толочко произошла от слова "толока": все родственники, друзья и соседи собираются вместе на помощь кому-нибудь, будь то строительство либо еще что-то, что в одиночку одной семье не осилить. Сегодня у одного, завтра - у другого соседа, родственника или друга. Таким образом, носящий фамилию Толочко –это приходящий на помощь.

Фамилия Наумов завершает первую сотню самых распространенных российских фамилий. Происхождение ее очевидно: православное имя Наум, что в переводе с древнееврейского означает ‘утешающий.’

4. Мои предки

К сожалению, старейшие представители обоих ветвей рода уже давно ушли из жизни, но остались воспоминания, которые я услышал из уст оставшихся родственников. Основную помощь в исследовании истории семьи мне оказывал мой дедушка – Наумов Юрий Леонидович и прабабушка – Наумова Таисия Павловна. Мною был собран материал о семье до седьмого колена.
4.1. Представители родословной линии со стороны отца

Дедушка - Толочко Валентин Александрович, 1938 года рождения. Закончил речное училище, 10 лет был капитаном. Около 12 лет занимал должность второго секретаря Усть-Донецкого райкома партии. Затем руководил Нижне-Кундрюченским лесхозом. За доблестный труд награждён медалями и орденом Трудового Красного знамени. (Приложение 4)

Бабушка - Толочко (Самсонова) Надежда Ивановна,1939 г.р. Окончила медицинское училище и до выхода на пенсию проработала медицинской сестрой в Усть-Донецкой районной больнице, большую часть времени – в хирургическом отделении. Сегодня они уже на заслуженном отдыхе, но активно помогают своим детям.

Прадедушка и прабабушка по папиной линии со стороны дедушки Толочко Александр Пантелеевич (1912 – 1996гг.) проживал в с.Аксай, Октябрьского района Волгоградской области. Работал шофёром грузовика. Был участником Великой Отечественной войны. Проявляя стойкость, героизм и мужество, также водил грузовик. Награждён был Орденом Отечественной войны 2 степени и медалью Георгия Жукова. В послевоенное время осваивал целинные земли, за что был удостоен медали «За освоение целинных земель»

Толочко (Пазухина) Анна Илларионовна (1912 - 2005) была простой колхозницей, на долю которой выпала война, тяжёлые послевоенные годы.

Прадедушка и прабабушка по папиной линии со стороны бабушки – Самсонов Иван Петрович (1927 - 1992) и Самсонова (Иванова) Клавдия Ивановна (1926-1993) жили в х.Апаринском, были рядовыми колхозниками. Прадед не был на войне, т.к. был инвалидом, но в тылу работал на Победу изо всех сил. (Приложение 5)

Прапрадедушка по линии прадеда - казак Толочко Пантелей. Известно, что он погиб в Гражданскую войну

Прапрадедушка по линии прабабушки - Пазухин Илларион. Его судьба схожа с судьбой Пантелея Толочко – он тоже погиб в годы Гражданской войны.

Прадедушки и прабабушки по папиной линии со стороны бабушки- Самсонов Пётр Осипович и его жена Самсонова Ольга Ивановна, Иванов Иван Иванович и Иванова Мария Ульяновна были репрессированными казаками. Известно, что Самсоновы были высланы в Пермь, а детей их приютили дальние родственники. Есть семейная легенда, что Ольга Ивановна ушла с Перми и год пешком шла к своим детям. Это о таких, как они, казаках написано: «Немало пережили бед

Они в годы красного террора,

Но в смуте тех кровавых лет

Не знали казаки позора».

Иванов Иван Петрович – мой прапрадед в 5 колене. С него идёт казачья ветвь отцовской линии. Он был последним атаманом хутора Ещеулова. Был женат, имел четверых детей. Вёл большое хозяйство. Был репрессирован. (Приложение 6)

4.2. Представители родословной линии со стороны матери
Дедушка - Наумов Юрий Леонидович – 1960 года рождения, уроженец х.Апаринский. После окончания школы поступил в Ростовский педагогический институт, после окончания которого работал в Апаринской школе учителем трудового обучения до выхода на пенсию. Сейчас занимается выращиванием сельхозпродукции. Много времени уделяет внукам. Увлекается охотой. (Приложение 4)

Бабушка – Наумова Ирина Александровна,1961 года рождения, родилась на Украине в семье научных работников. Во время обучения в Ростовском педагогическом институте познакомилась с моим дедушкой, вышла замуж и долгое время работала учителем начальных классов в Апаринской средней школе. Будучи уже пенсионеркой, она продолжает обучать детей в Усть-Донецкой средней школе №1. Моя бабушка – отличник образования. Это очень отзывчивый и добрый человек.

Казачья родословная ветвь по маминой линии идёт со стороны дедушки.

Прадедушка – Наумов Леонид Фёдорович (1935-1994) был рядовым колхозником. Он посторил свой дом на одном подворье с родителями жены и всю жизнь был им опорой. (Приложение7)

Прабабушка – Наумова Таисия Павловна (1941 г.р.), в девичестве – Фролова. Она считается родоначальником нашей семейной учительской династии. После окончания педагогического училища проработала всю жизнь в Апаринской средней школе учителем начальных классов и учителем математики в основной школе. Преданность своему делу, огромная любовь к детям – об этих её качествах до сих пор говорят в хуторе. Она и сегодня ещё в добром здравии, очень общительна и гостеприимна. Вместе с прадедушкой они воспитали двоих сыновей – моего дедушку и его брата, кадрового военного.(Приложение7)

Прапрадедушка и прапрабабушка по линии прадедушки

Наумов Фёдор Михайлович (1914 - 1977) и Наумова Пелагея Малофеевна (1913 - 1995) жили в х.Апаринском, работали в колхозе. Фёдор Михайлович прошагал дорогами Великой Отечественной войны. Совсем недавно на хуторском кладбище межрайонным военкоматом на его могиле был установлен памятник – дань благодарности потомков и признание его заслуг.

Прапрадедушка и прапрабабушка по линии прабабушки

Фролов Павел Фёдорович (1907-1992гг.) был женат на Чернокнижниковой Клавдии Емельяновне (1908 – 1995гг), которая родом была из хутора Чумаковского. У них было трое детей – сын и две дочери. Оба работали в колхозе. Павел Фёдорович был бригадиром полеводческой бригады, в которой работала и прапрабабушка. С 1940 по 22 июня 1941г. был председателем колхоза имени Будённого (хутор Бронницкий). Воевать начинал на Западном фронте. В октябре 1941 попал в плен. Пережил ужасы концлагерей Литвы и Польши. Освобождён был в апреле 1945г. После войны продолжал трудиться в колхозе. Награждён орденом Трудового Красного знамени. Шесть раз избирался депутатом Апаринского сельского поселения.(Приложение №8)

И вот такой очень интересный факт. Отец Клавдии Емельяновны – Чернокнижников Емельян проживал в хуторе Чумаковском, был кузнецом. Он построил себе двухэтажный дом, первый и последний в истории хутора. Очень много изготавливал изделий кованых для церквей. Умер в 1918г.

Пятое родословное колено по линии дедушки – казак Михаил Наумов и его жена – казачка Наумова (Орехова) Мария. У них было 3 сына: Павел (1907г.р.), Пётр (1911г.р.) и Фёдор (1914г.р.). Известно, что он погиб при отступлении казаков где-то под Екатеринодаром.

Пятое родословное колено по линии бабушки – казак Фролов Фёдор Куприянович (1881-1922). У них с женой было 5 детей, но двое сыновей умерли в детском возрасте.

Шестое колено по линии прабабушки – казаки Фролов Куприян Петрович и Фролова Мария Стефановна, проживавшие в станице Золотовской. У них было 4 сына и дочь.

И ещё один интересный факт. Брат Марии Стефановны, будучи белым казаком, ушёл во Францию вместе с генералом Карниловым и вернулся на Родину только в 1926 году. Жил один. В 1930 его арестовали и с тех пор его дальнейшая судьба никому неизвестна.

Седьмое колено по линии прабабушки - казаки Фролов Пётр Яковлевич и Фролова (Тюрморезова) Евдокия, проживавшие в хуторе Бронницком. У них было два сына. Известно, что Пётр Яковлевич рано ушёл из жизни. А его внука в годы Великой Отечественной войны в Ростове расстреляли немцы.

Заключение.

В ходе работы по составлению родословной мне удалось достичь поставленных целей и решить намеченные задачи. Шаг за шагом открывалась передо мной история моей семьи. Безымянные, неведомые предки становились роднее и ближе, словно выступая из туманной дали прошлого. И пожелтевшие от времени фотографии ожили и заговорили, рассказывая о судьбах давно ушедших в небытие людей. Ушедших, но не забытых, ведь пока живёт память о них, живы и они. И моя работа поможет сохранить эту память для потомков, и, может быть, спустя много лет кто-нибудь из моих внуков и правнуков тоже напишет историю своих предков, и основой для его работы станет вот это моё исследование. Пушкин писал:

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

В результате своей исследовательской работы, я пришёл к таким выводам:
1. Родоначальником казачьего рода Толочко был Иванов Иван Петрович, последний атаман хутора Ещеулов (в 5 родословном колене).

2.Родоначальником казачьего рода Наумовых был Фролов Пётр Яковлевич (в 7 родословном колене).

3. Собрав всю информацию о своих казаках-предках и современных представителях рода по линии отца и матери и соотнеся её со значением фамилий, выявил их точное соответствие: приходящие на помощь и утешающие.

4. Все семьи рода чтили казачьи традиции и обычаи: бережное отношение к семье, ответственность за её благополучие, готовность стать на защиту семьи и Отечества, любовь к Донской стороне.

Исследования в этом направлении могут быть продолжены: общение с двоюродными и троюродными родственниками с целью расширения родословного древа и сбора материала для его составления.

Литература

  1. Как составить свою родословную. В.П. Петров, Е.В. Петрова, 2000, с. 57
  2. Варанкина, Л.И. Моя родословная. – Курганск, 2001, 45

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ № 10

Казачье родословное древо по линии матери

Если взять теософию, как учение нравственное, как философскую систему мысли, мы не найдем в ней ровно ничего враждебного христианству; наоборот, многие исповедующие христианство находят, что теософические идеи дают помощь, бросают свет на многие темные вопросы и делают саму христианскую веру сильнее и духовнее.

Теософия не нужна, она ничего не дает тем христианам, которые удовлетворены вполне догматами христианства, <но она для тех,> сердца которых тревожно волнуются, мысль которых мучается сомнениями, которые жаждут сохранить свою веру и чувствуют ее поколебленной и постоянно уходящей от них.

Для таких колеблющихся и стремящихся удержаться в светлом круге светлого влияния христианской веры теософия дает великую помощь, разрешая многие темные вопросы, которые неразрешимы догматическим христианством. И многих колеблющихся и терявших веру теософия возвращала в лоно христианской веры. Многие с привычкой к критической мысли, вдумчивые и интеллектуально развитые люди, не способные принять некоторые из христианских доктрин в той форме, в которой они преподаются церковью, нашли в мистических разъяснениях теософии приемлемую форму духовной истины. Они нашли, что некоторые учения, которые даже внутри Церкви вызывают споры, становятся понятными при свете древней мудрости; то, что казалось неприемлемым для разума в том виде, в каком оно передавалось темному и необразованному народу, становилось светлым и получало новое глубокое значение в новой форме, сохраняя ту же истину. Проходя через теософию, христианские основные истины являются облеченными в более научную, более доступную форму для современного ума.

Новое, глубокое и тонкое толкование теософии неожиданно пролило свет на многое, что казалось непонятным, темным или нелепым, что надо было принять только на веру. Небывалые высоты и глубины духа открылись многим голодным душам в этом новом духовном и мистическом толковании.

Прежде всего коснусь главной сути теософии. Суть теософии представляет собой антитезу современного агностицизма. Тогда, когда ученый мир вместе с проф. Гексли повторяет, что человек ничего не знает вне этой физической сферы, ибо он имеет чувства для наблюдения и ум для размышления, но не имеет никаких органов для восприятия вибраций сверхчувственных миров, для постижения духовного мира, если таковой есть, и становится в так называемое агностическое положение, - теософия провозглашает, что есть гнозис, т. е. знание Бога; человек может не только веровать в Бога, надеяться на Него и страстно стремиться к Нему, но он может познать Его и в этом познании найти жизнь вечную. С тех пор, как человечество стремилось познать Бога, всегда существовало это определенное знание, этот гнозис и в Древней Греции, и в Сирии, и в Палестине, и в Египте, и в Персии, и в Индии, и в Китае. Как бы далеко в глубь веков мы ни заглядывали, везде мы его найдем под разными наименованиями. И теперь, в тот момент, когда ученый современный мир стал на агностическую точку зрения и когда на Западе воцарилось общее мнение, что человек не может познать Бога, что он не духовное существо, а лишь остроумная физическая машина, в которой какими-то непонятными путями развиваются психические свойства, явилась теософия, чтобы снова провозгласить древнюю мудрость. Человек, как бессмертный дух, по тождеству своей природы может познать Бога: вот что утверждает теософия. Все религии основываются на этом незыблемом положении; все они говорят о том, что человек может прийти в соприкосновение с Богом, может, как подобие Божье, познать Отца своего Небесного. Теософия напоминает, что это познание не только по ту сторону смерти, но и по эту, ибо это познание есть жизнь вечная, оно вытекает из вечности того бессмертного духа, который и есть суть человека. Этим провозглашением старой истины теософия приходит на помощь христианству, а не становится в антагонизме с ним. Она лишь напоминает о драгоценном, ныне позабытом, важном положении, которое провозглашали все Учителя человечества и которое особенно ярко выразил Иисус Христос.

Сравнительная мифология установила, как известно, факт, что все религии исходят из одного источника. Изучая различные Св. Писания мира, встречаясь при археологических исследованиях с остатками других цивилизаций, терпеливо складывая разбитые черепки, находимые при раскопках Халдеи, изучая страницы Книги мертвых, найденные при мумиях в египетских гробницах, изучая памятники в древних храмах Мексики, <находим> поразительное тождество религиозных и нравственных учений, тождество символов и даже обрядов. Несомненно, что в этой истине ученые сделали неверный вывод, что все религии исходят из невежества и суеверия человека; таков, по их мнению, общий источник, таков ключ к объяснению их поразительного сходства.

Теософия признает это сходство: действительно все религии вырастают из одного общего ствола, но только этот ствол не суеверие и невежество, а Божественная Мудрость, Божественное Откровение. Во все времена человечество было руководимо Сверхчеловеком. Вот почему формы религиозных учений различны, а суть всегда одна и та же.

Во всех религиозных учениях, в теософии, как и в христианстве, на первом плане стоит учение о единстве Божьем. Есть одна Верхняя Жизнь, из которой проистекают все жизни, один Дух, начало и конец всего: таков краеугольный камень теософии и христианства и всех великих религий мира (за проявленным Богом есть непроявленный, которому имени нет, которого назвать нельзя).

Этот Единый, Верховный Дух Божества проявляет себя трояко, составляет Троицу, по христианской терминологии. Теософия исповедует ту же истину под другими наименованиями. Она приняла греческую терминологию, санкционированную 4-м Евангелием и употребляемую в философии; греческое слово "логос" переведено в 4-м Евангелии как "Слово" - "И слово бе Бог".

Вместо того, чтобы говорить о Боге Отце, Боге Сыне и Св. Духе, теософия говорит о 3-х Логосах. Первый, корень бытия, проявляется как Воля; второй, знание и любовь, проявляется как Божественная Мудрость; третий, проявляющийся как творческая деятельность, есть творческий Дух, присущий всякой материи, всем формам.

За учением о Троице идет учение о множестве правящих духов, ангелах и архангелах в христианстве.

Теософия признает эти иерархии существ, которые управляют законами природы и охраняют Вселенную. Это старшие сыны Божьи (плод эволюции иных миров), которые руководят нашим более молодым миром по линиям, начертанным его Божественным Владыкою. В этом отношении Римско-Католическая и Православная Церкви стоят ближе к истине, чем Протестантская, отвергшая существование этих высших, святых существ, наших помощников и хранителей. Во все времена человечество было руководимо Сверхчеловечеством.

Теософия думает, что человеческий дух в сокровенной своей сути тождествен с духом Божьим. Но это учение и провозгласил Христос в своей последней молитве, когда Он говорил своим ученикам: "Да будут все едины во Мне, как Я в Отце". Он желал, чтобы между Его учениками было такое же единение, как между Ним и Его Отцом. Истинно христианское сердце, мечтающее о том, чтобы быть "совершенным, как совершенен наш Небесный Отец", стремится именно к такому единству. Это признание Божественности в человеке равносильно в теософии и в христианстве; обе с такой же надеждой смотрят на человека, с таким же убеждением в процессе его совершенствования.

Эти учения совершенно тождественны в теософии и в христианстве, но есть учения, на первый взгляд совершенно разные; эти различия поверхностны; если их разобрать глубже, то окажется и здесь единство по существу. Таково учение об Искуплении (Atonement ). Если остановиться на распространенном толковании его в смысле законного договора, как бы юридической заменой Христом грешника, то, конечно, теософия не сходится с христианством.

Но в самом христианстве существует гораздо более глубокое мистическое понимание этой великой духовной истины. Так, у многих Отцов Церкви это учение объясняется в смысле спасения человека от темных сил, от ига зла, в даровании ему пути спасения, пути света, добра и самоотречения. В прекрасной книге ученого, д-ра богословия Macleod Campbell мы находим, например, следующее объяснение: "Искупление должно было человеку раскрыть Бога и божественные свойства человека, иными словами путь к Богочеловечеству". У многих древних и современных богословов встречается та же мысль: посредством искупления человек приближается к Богу. Через Христа он постигает свою божественность; Христос, как Богочеловек, образует мост, через который человек и Бог сливаются в одно.

Такое толкование совершенно совпадает с толкованием теософии. Искупление совершается не тем, что Христос заменяет человека и несет наказание за его грехи, а тем, что Христос рождается в душе человека (как молится Св. Павел) и вырастает до совершенного возраста "Христа" (человек сливается с Христом). Победив в себе все звериное и совершив все человеческое, человек вступает на новую ступень своей эволюции - ступень Сверхчеловека,и делается божественным.

Слово "Христос" имеет для теософа гораздо большее значение, чем одно имя Божественного Учителя, принесшего нам мир и всепрощение. Христос для теософа не только Спаситель, пришедший извне, но и постоянное духовное, живое присутствие, посредством которого все люди со временем станут божественными. С глубоким благоговением теософия преклоняется перед Божественным Учителем, основавшим Христианскую Церковь; она видит в Нем путь к тому великому процессу Богочеловечества, который человеку суждено со временем осуществить.

Это та мистическая истина, которая скрыта за лучезарным явлением исторического "Христа". Не только в возлюбленном Сыне Отца проявляется Христова жизнь, в мире. В каждом человеке постепенно раскрывается эта жизнь и вся земная жизнь Спасителя есть вместе с тем постоянно возобновляющаяся история человеческой души, идущей от мрака к свету, от смерти к бессмертию, от греха к праведности, от человека к Богу. Неужели такое толкование можно назвать антихристианским? Не есть ли оно, напротив, результат естественного роста человеческой мысли, человеческой нравственности, человеческой духовности?

Перейдем к учению о молитве. В публике часто слышен вопрос: молятся ли теософы? Признают ли они молитву? Без сомнения признают, но здесь сказывается стремление теософа к анализу. По мере того, как теософ растет, он все более и более избегает тех форм молитвы, которые не что иное, как моление о земных благах, зато он все чаще и чаще обращается к тому высшему типу молитвы, которая или блаженное созерцание божественной красоты и совершенства, или молитвенное размышление, стремление к познанию Бога. Теософия не отрицает, что молитвою можно достигнуть и разных земных благ, только она учит, что на такие молитвы отзывается не Господь, а Его помощники ангелы. Теософия считает высшим и более благородным то настроение, которое выражается в беззаветном доверии к Тому Всеведующему и Премудрому Существу, которое лучше нас самих знает, что нам нужно; при таком настроении человек стремится к духовному общению и не тратит этих драгоценных мгновений на моления о материальных благах. Дитя, которое действительно доверяет отцу, не пристает к нему с постоянными просьбами о себе и не указывает своих нужд: оно просто верит, ждет и любит.

Часто то, что кажется злом, есть скрытое благо для нас, а то, о чем мы в своей слепоте просим, может быть в сущности зло для нас. Оттого лучше не просить ни о чем, а жить со спокойным сердцем и смирно принимать горе и радость. По мере того, как душа и понимание растут, молитва одухотворяется, превращается из мольбы о себе в страстное стремление к очищению и благоговейное преклонение перед волей Божьей. Молитвы есть определенная, оккультная сила, а теософия учит никакие свои силы не употреблять ни на что иное, кроме служения Богу. Есть намек на эту духовную истину в истории "Искушение Христа Дьяволом". Христос силой Своей воли мог превратить камни в хлеб, но Он счел высшим проявлением Своей сыновней веры смиренно ждать посланника с неба, который бы принес Ему пищу.

Перейдем к следующему вопросу. Христиане спрашивают: но признает ли теософия Христа Божественным Учителем? Не уменьшает ли она Его значение? Считает ли теософия христианство единым откровением? Вот что на это отвечает теософия.

Во всех религиях мира 2-е лицо Троицы воплощается и раскрывается людям как Богочеловек, в образе человека. Это не исключительная особенность христианства, так как встречается во всех религиозных учениях. Везде это 2-е лицо, 2-й Логос, вызывает благоговейное поклонение, хотя носит иные названия.

Христа, как человека, теософия признает Великим Духовным Учителем, Основателем христианства, к которому христианская душа должна обращаться за помощью и утешением. Но теософия признает также, что есть другие Учителя, основавшие другие учения и занимающие по отношению к тем миллионам душ, которые поклоняются Им, то же положение, что и Христос занимает по отношению к Христианской Церкви. Христианин, сделавшись теософом, не теряет Христа; он также страстно и благоговейно к Нему обращает свой духовный взор, как и до своего знания теософии, но он признает, что другие люди находят в других религиях такую же помощь и то же руководство в других Божественных Учителях. Он не оскорбляет их веры, отрицая их Пророков; он признает Их, хотя ему ближе, может быть, его Учитель - Христос. Каждой человеческой душе ее Учитель действительно единственный Учитель, и каждый имеет право дорожить больше всего своим. Но теософия учит не считать свою религию единственным откровением Божьим, а радоваться тому, что Господь себя проявил разно и через многих своих Пророков и многими путями. Следовательно, теософия не может считать христианство единственным откровением и единственным путем к Богу. Напротив, теософия утверждает: Бог Един, но что все люди братья и всем равно открыт путь к Отцу. Везде, где сердце жаждет и ищет Бога, оно находит этот путь и приходит к Нему. Признавая основное единство всех религий, теософия рассматривает их все с тем благоговением, которое христианин требует обыкновенно для своей веры.

Перейдем к учению о перевоплощении, но прежде вспомним, что оно встречается постоянно во всех еврейских писаниях; особенно ярко оно выступает в Каббале. Нельзя не признать тесной связи еврейства с христианством, и это наводит на знаменательные размышления. Вспомним также, что многие Отцы Церкви исповедовали это учение и что в настоящее время многие представители духовенства открыто примыкают к учению об эволюции. Но что такое эволюция? Что подлежит развитию? Неужто только форма, тело? Неужто можно серьезно держаться такой глубоко материалистической точки зрения? Вышло бы так, что от совершенства тела зависит наиболее совершенная душа, чего мы совсем не видим. Говорят, что отцы передают усовершенствованное тело детям, но вспомним, что дети главным образом рождаются от молодых, а не старых родителей, так что, если родители и развили в себе какие-нибудь новые, важные качества, то это случается как раз в то время уже, когда они не могут их передать детям. Кроме того, наука вообще отрицает, чтобы что-либо приобретенное могло передаться детям. Что же такое развивается, если признать закон эволюции? Неужто кто-нибудь серьезно думает, что тело совершенствуется и что затем Бог создает более совершенные души, которые бы подходили к утонченным формам? Очевидно, что такое положение невозможно: учение об эволюции форм требует себе в дополнение древнее учение об эволюции духа. Этот процесс идет параллельно. По мере того, как раскрывается все полнее содержание бессмертного духа, физическая форма улучшается и утончается; красота Божьего плана постепенно развертывается в научную картину, на которой ум может отдохнуть с полным удовлетворением.

Стараясь опровергнуть учение о перевоплощении, лондонский епископ употребил старинный аргумент. Обращаясь к аудитории людей воспитанных и образованных, он сказал иронически, что если перевоплощение - истина, то все его слушатели были века назад преступниками и дикарями. Это совершенно верно. Но разве не было бы гораздо ужаснее и несправедливее, если бы образованные и культурные люди оказывались в своем привилегированном положении без всякой заслуги со своей стороны в развратной и темной среде? Удивительно, что люди никогда не жалуются на Божью несправедливость, когда получают больше счастья, чем, по-видимому, заслуживали. Но ведь это также несправедливо, как и получать меньше, чем заслуживаешь. У кого хватит духа пойти к несчастным обитателям трущоб и сказать им: "Вас Бог так создал и поместил здесь, а меня Бог создал иной и дал родиться в другой среде. Такова воля Божья". Неудивительно, что при таком толковании воли Божьей, которая сводится на какой-то неисповедимый, чудовищный каприз, так много людей отпадает от церкви и уходит в атеизм. Законы мира - выражение воли Божьей, а Бог есть Любовь; законы не могут не быть выражением гармонии и любви. Таков закон о перевоплощении, проливающий яркий свет на те явления общественной и личной жизни, которые иначе кажутся нелепыми и жестоко несправедливыми. Сказать обитателям трущоб: "Вы так созданы, а я так..."

Это ничего не сказать им и вызвать в них только горечь и ожесточение.

Но можно им сказать иное: "Братья! Я, которая кажусь такой культурной и образованной, я была в прошлом тем же, что и вы; я такой же была, но с тех низин я давно стала подниматься по горной тропе, ведущей к свету, и вы, братья, также поднимитесь; вы не хуже того, чем я была, я не лучше того, чем вы будете. Больше: перед нами поднимаются высоты, на которые я, вы и я

Мы когда-нибудь поднимемся, ибо вы божественны. Божий дух в вас и во мне, и, следуя закону божественного развития, вы вырастите со временем в героев и святых. Не падайте же духом, братья! Трудитесь, боритесь, стремитесь скорей подняться... и вы подниметесь!" Такие слова дойдут до сердца несчастного и пробудят в нем искру Божью, воскресят в нем облик человека.

Если все это так, то можно ли сказать, что теософия антихристианская проповедь? Не несет ли, напротив, теософия помощь и подкрепление пошатнувшейся Христианской Церкви? Церковь подтачивается, с одной стороны, археологическими раскопками и научными изысканиями, доказывающими, что она не едина и что ее тексты и толкования не безгрешны; с другой стороны, научные открытия разрушают как будто ее основные положения. И вот Церковь боится науки, бежит от библейского "критицизма", закрывает глаза на новые открытия, объявляет войну духу анализа, и рознь между Церковью и наукой все растет и растет, и ежечасно все больше и больше уходит из недр Церкви и присоединяются к ее врагам. Но все это одно недоразумение. Христианская Церковь не должна бояться критики или научных открытий, ибо они пошатнуть ее истинных основ не могут. Это станет всем ясно, когда наука будет более осведомлена и ее знание будет полнее и глубже. Эта рознь есть лишь кажущаяся рознь, временная и переходная стадия. Христианская Церковь не должна бояться открытий и изысканий, ибо она зиждется не на каких-нибудь древних документах и рукописях, не на авторитете или санкции соборов и не на традициях или преданиях. Она зиждется на Живом Христе, на развивающемся, раскрывающемся духовном общении человеческой души с Богом, на том великом пути к Богочеловечеству, который указал нам Иисус Христос. Теософия утверждает, что современный христианин может познать Христа и говорить с ним лицом к лицу, как знали Его ученики в те дни, когда Он странствовал с ними по Галилее. Лишь недостаток веры и увлечение земными благами и заботами мешают христианину. Задача теософии в том, чтобы напомнить миру, что человек не только гражданин своего отечества, но и гражданин Вселенной, ему дано познать невидимые миры, как и видимые. Для этого есть определенные методы или, лучше сказать, целая наука о душе. Очищенная и просветленная душа может научиться еще при жизни сбрасывать с себя одеяние плоти и познавать тайны иных миров; она может найти Учителя и у ног его склониться и учиться. В религии есть не только вера, но и знание, Гнозис. Воистину человек может познать Бога.

Если теософия может вернуть это знание христианству, то можно ли назвать ее антихристианской проповедью? Теософия не приносит чего-либо нового христианству, но она воскрешает забытые, старые истины, стирает пыль веков с его сокровищ и показывает в новом сиянии его великую красоту. Она как бы ставит его на ту непоколебимую скалу, где не могут его настигнуть никакие бури в мире и с высоты которой не страшны больше ни критика, ни исследования, ни анализ ученых, ни временное непонимание людей.

Одни носят килограммы золота и громкие ярлыки на одежде в надежде, что их примут «за своих» определенные люди. Другие играют роль общительных и социально-ориентированных личностей, только бы не оставаться один на один со своими проблемами.

Как же узнать, кем человек является на самом деле? Как можно понять, каков он внутри? Каковы его цели в жизни? Каковы его подлинные ценности и убеждения?

Можно ли это определить по тем словам, которые он произносит? Ну уж нет. Как говорит пословица, никогда никому не верь — и тебя не обманут. Верить сегодня людям на слово — это непозволительная роскошь. Сколько разбитых сердец, сколько обманутых вкладчиков, сколько обанкротившихся бизнесов сегодня мы наблюдаем по этой распространенной причине.

А можно ли узнать, кем человек является, по тому, что говорят о нем другие люди? В принципе, можно. Но тоже далеко не всегда. Здесь важную роль играют известность и авторитетность человека. И чем известнее и «весомее» фигура — тем больше можно доверять мнению других людей. Ведь обмануть нескольких человек довольно просто, а вот обмануть сотни и тысячи намного сложнее.

И все-таки, как же точно и достоверно определить, кто из нас кем в действительности является? Ответ на этот распространенный вопрос не так уж и сложен. Только поступки показывают, кто из нас кто. Только наши действия говорят о том, что мы думаем, что мы чувствуем и что вообще находится внутри нас.

И мне кажется, что сегодня намного важнее не то, как мы умеем слышать людей или что мы можем о них прочитать. Важнее то, насколько мы умеем наблюдать за людьми — и делать соответствующие выводы.

Ведь можно даже быть сколь угодно наблюдательным, но не делать никаких выводов. А без анализа наблюдения теряют всякий смысл. Вспомните, например, Гитлера. Все наблюдали за ним и отмечали его ораторские способности. Все видели, как он расправляется со своими идеологическими оппонентами, не стесняясь использовать агрессивные и силовые инструменты борьбы за власть. Но выводов никто не сделал.

Не реже бывает и обратное. Люди делают поспешные выводы, не потрудившись подвергнуть сомнению и проверить свои первоначальные догадки, домыслы и слухи. Здесь весомое значение играют наши ассоциации и собственный опыт.

Например, если вас когда-то обманули партнеры по бизнесу, то следующий человек, который предложит вам заниматься бизнесом вместе, сам того не подозревая, будет вынужден вначале доказать свою честность и порядочность, завоевать некий кредит доверия, прежде чем вы начнете общаться с ним на серьезные темы.

Или если вас раньше обманул любимый человек, то предыдущий негативный опыт скорее всего наложит свой отпечаток в виде недоверия и ожидания подвоха на отношения с новым кандидатом на место в вашем сердце. По крайне мере, до того времени, пока вы не узнаете друг друга поближе.

Поэтому если у вас нет природного чутья или интуиции, развивайте наблюдательность и аналитические способности. Выяснить, кем человек является на самом деле, не так уж и сложно. Удачи!

Классификация четырёх «Я» человека.

Образ «я».

Человек с детства привыкает идентифицировать себя с определенной формой и принадлежностью к какому-либо виду. От своих родителей и окружающего мира он собирает информацию о самом себе, отвечающую на вопрос «какой я?». Потом у него закрепляется привычка оценивать себя и свои поступки. Вследствие этой самооценки, в уме формируется представление о себе или образ себя. Этот собирательный «я»-образ закрепляется в нём, трансформируется с годами и проецируется в его жизни. Так у человека создаётся персональный взгляд на себя, который и определяет в дальнейшем способ его взаимодействия с окружающим миром. Теперь свою личность он воспринимает умом через образ своего персонажа , который создаёт внутренний диалог и становится активным в уме. И тогда человек, как во сне , действует от лица этого персонажа и живёт уже не своей, а «чужой» жизнью, подобно высказыванию Шекспира: «вся жизнь театр и люди в ней актёры ». Такое отождествление похоже на вживание в роль или маску на лице и приносит тяжесть и запутанность жизни, в ущерб истинной самореализации человека.

Многие люди ошибочно считают этот образ своим личным «я » и не понимают, что это всего лишь иллюзорная картина в уме, состоящая из мыслей, а не они сами. Этот статичный образ изначально ложен, так как является энергетической структурой с информацией, хранимой в памяти, подобно программе в компьютере. А сам человек является живым существом и может не соответствовать чертам своего персонажа. Если, например, в образе записано, что « я – хороший », а его поведение показывает отклонение от этого правила, то включается внутренний обвинитель и судья, придумывающий наказание за это. Чтобы казаться хорошим и производить на окружающих впечатление «хорошего парня или девушки», он должен «вести себя порядочно и прилично», пряча своё естественное лицо. Человек, на самом деле, может быть и хорошим и плохим в разных ситуациях, но если он игнорирует проявление своей индивидуальности, то испытывает страдание от этого, живя по принципу: «как подумают обо мне другие ». Сила образа захватывает внимание человека и управляет им, заставляя жить в рамках границ своего персонажа. Вот так образ, словно тёмные очки на глазах, искажает видение себя и образует искусственное «я» человека.

Истинное Я

Следующее «Я», которое мы рассмотрим, указывает на некую часть нашего существа, которое называют высшим или истинным «Я». Его присутствие можно осознать и пережить в пробуждённом состоянии сознания, когда человек получает опыт единства с жизнью и со всем сущим. Происходит обнаружение своей истинной природы и иллюзорности мысленного «я», что позволяет отпустить этот образ и обрести реальное и безоценочное восприятие себя.

Так что же такое истинное «Я»? Почему его невозможно познать умом? Потому, что это Я Живое, а ум пытается охватить его мёртвыми знаниями и заточить в клетку мысленных форм. Это «Я» без «я », неуловимое, не ограниченное телом, вне понимания ума. Всё, из чего состоит наше тело и наш ум, является проявлением Жизни. Мы есть творение Жизни, которая живёт через нас и нами, даже без «нашего» ведома. Нам кажется, что это мы живём в телах, но наши тела в первую очередь принадлежат Жизни по факту творения. Также и мы сами сотворены Жизнью, кем бы мы себя ни считали (человеком, душой и т.д.). Не жизнь принадлежит нам, а мы принадлежим Жизни. Если наше сознание тоже её проявление, то значит Жизнь не только осознаётся, но и осознаёт через нас.

Мы и есть эта Жизнь и всегда являемся Ею, независимо от того, знаем об этом или нет. Эта Жизнь, обладающая разумом и сознанием, является нашим истинным «Я» и нашей сутью. Это «Я» не может быть личным или индивидуальным, так как Жизнь существует одна во всех, и она Единственная, что есть во вселенной. Эта Жизнь в красочных вариантах, творящая Собою все миры и живущая во всём, лишь одна Истинная и Реальная . Нет ничего и никого, кроме этой Жизни, самозабвенно играющей Сама с Собой. И Она пробуждает сознание человека, открывая в нём знание Себя.

Индивидуальное «Я»

Следующее «Я», которое мы рассмотрим, имеет отношение непосредственно к человеку, как к отдельному живому существу. Ведь каждый организм на земле имеет индивидуальное сознание и воспринимает реальность через одно тело и ум. Никто не живёт одновременно во многих телах. Значит этот звук «я» указывает на нечто, связанное с человеческим телом, то есть с его отдельным существом.

Это «Я» и есть сознание Жизни в организме , живущее в нём и осознающее Себя единицей творения. То есть, Жизнь, отождествлённая с человеческим телом, осознает Себя Человеком и создаёт человеческое сознание. Из чего следует, что «я – сознание» отдельного индивида принадлежит Жизни, и не является результатом действия человеческого ума или общества. Это «Я» можно осознать через ощущение собственного присутствия или чувство «Я есть ». Оно указывает на естество человека, как уникального и самобытного объекта живой природы .

На земле живёт около 7 миллиардов человек, и среди них нет одинаковых людей. Все не похожи и неповторимы уже от рождения. Каждый имеет свой набор биологических и психических качеств , сочетание которых в совокупности составляет индивидуальность человека. К этим качествам относятся: физические особенности, интеллект, темперамент, привычки, склонности, предпочтения, вкусы, мировоззрение и многое другое. Как из комбинаций девяти цифр получаются миллиарды чисел, так же из взаимодействия этих черт формируется бесчисленное многообразие индивидуальностей. Некоторые черты могут изменяться и усиливаться вследствие профессиональной и личной деятельности. И чем сильнее они проявлены в человеке, тем в большей степени говорят о его уникальности.

Индивидуальность – это встреча с самим собой , вход в реальную подлинность самого себя. Когда отпадает маска персоны, тогда обнаруживается подлинное лицо, и вместо притворного ложного «я» остаётся родное, живое «Я» своей индивидуальности. То есть, без этой маски, без действующего персонажа в уме, человек просто остаётся самим собой, настоящим и реальным, какой он есть на самом деле, с присущими ему качествами и чертами. Такое отождествление со своей индивидуальностью, позволяет проживать себя настоящего, «жить по – настоящему », ощущать «правильность» своего жизненного пути.

Когда говорят о любви к себе, люди подчас не понимают, что имеется ввиду под этой фразой. Любить самого себя – значит ценить и выражать свою индивидуальность . То есть быть самим собой, ощущать свою значимость и жить в гармонии со своими чувствами и желаниями. Это и есть настоящее «Я» человека, обозначающее его живость (жизненность) и индивидуальность.

Личное «Я»

Итак, есть ещё одно значение «я», которое произносит человек, когда высказывает свои различные состояния. И в каждом случае меняется место его локализации в человеке, но воспринимается как единое «я». Например, когда он говорит: « я иду, я сижу или я рисую», то это «я» представляет человека как физическое тело. Когда он говорит: «я думаю, я понимаю», то «я» отождествляется с умом. Когда говорит «я чувствую, я хочу, я наслаждаюсь», то выражает его душу. А когда говорит « я могу, я намерен, я готов», то его «я» указывает на дух. Почему так скачет это человеческое «Я»? Потому, что человек – это трёхчастное существо, состоящее из духа, души и тела. И он не может существовать без какой – либо одной части. Человек – это не просто душа, живущая в теле, и не бесплотный дух, и не только разумный организм, а целостное существо, выражающее совокупность физических, душевых и духовных качеств посредством своей личности. То есть, когда человек говорит о своих действиях или состояниях, то он имеет в виду себя как личность или как живое лицо, обладающее именем.

Чтобы уяснить взаимосвязь личного «Я» с трёхчастной природой человека , возьмём для наглядности яблоко. Как и любое физическое тело, оно имеет форму, плотность и цвет. Его вкус может быть сладким или кислым, а мякоть иметь различный вкус и состав микроэлементов. Внутри него есть сердцевина с семенами. Мы видим, что яблоко – это не просто кожура или мякоть или сердцевина по отдельности, но оно также является целым фруктом. Только снаружи нам видна лишь кожура, обволакивающая форму и содержимое плода. Так же и личность человека подобна одежде, покрывающей его трёхчастную природу. Она, своего рода, живая витрина человека, представляющая его внутренний мир окружающим. Все его мысли и желания, чувства и эмоции, убеждения и взгляды, отношение к себе и к людям, отпечатываются в зеркале его личности и проецируются во внешнюю среду.

Личность, как феномен творения – это средство коммуникации, помогающее жить в обществе себе подобных. Она необходима для объединения обособленных индивидов в совместное общество – социум, в котором люди строят межличностные отношения. Обозначение «я – личность» по своей сути является живым внешним образом человека, олицетворяющим его самосознание. Каждый человек является одновременно и личностью и индивидуальностью . И назначение личности – быть выражением не мысленного образа «я», а своего внутреннего стержня – человеческой индивидуальности. Обнаружив и раскрыв её в себе, познав самого себя – человек становится индивидуальной Личностью (индивидуумом), выделяющейся из безличной массы социума. Выражение и реализация своей индивидуальности и есть предназначение человека в жизни.

Уровни «Я» сознания

Итак, подведём итоги и систематизируем все обозначения «я» в единую линию, соединяющую разные уровни человеческой природы. Мы увидели, что «Я» человека бывает умственным «я», телесным «я», душевным «я» и духовным «я».

  • На уровне ума – «Я» воспринимается в виде мысленного образа.
  • На уровне тела – «Я» ощущается как своя индивидуальность.
  • На уровне души – «Я» переживается как личность.
  • И на уровне духа – «Я» проживается как бытие.

Один и тот же символ «Я» на разных частотах энергии осознаётся образом «я», чувством «я», ощущением «я» и бытием «я». Это доказывает то, что существует единственное многомерное «Я», которое проявляется и осознаётся через человека. Таким образом, человеческое «я» – это самосознание Жизни как Субъекта личности.

Тайна «Я» заключается в том, что Жизнь в человеке это не просто энергия и сила, сотворившая его, но Сама является этим человеком и осознаёт Себя в нём.

«Я» – это Жизнь и Человек одновременно. С позиции Жизни – Я это То, что живёт и осознаёт себя человеком . А с позиции Человека – я есть тот, в ком пребываю Я (Жизнь).

@ Сергей Гейзер