Бульвары Москвы многочисленны и разнообразны. Слово бульвар в переводе с французского и немецкого означает укрепленный земляной вал. Позже этим словом стали обозначать аллеи, окруженные зелеными насаждениями, появившиеся на месте городских защитных валов или вдоль морского побережья, реки, предназначенные для прогулок. Самые первые бульвары появились в Париже, после того, как город вырос, и власти снесли городские стены, оказавшиеся на его территории.

Бульвары Москвы, образующие Бульварное кольцо – это последовательность улиц, расположенных в Центральном административном округе города. Бульварное кольцо состоит из десяти бульваров, в общей сложности протянувшихся более чем на 9 километров. Бульварное кольцо Москвы не замкнуто, а ограничено на юге Москвой-рекой.

Когда в 18 веке Москва значительно выросла, то защитная стена Белого города была разобрана, а там, где она проходила, были заложены первые московские бульвары. Самым первым в 1796 году появился Тверской бульвар, а окончательно кольцо сформировалось уже после 1812 года. В 1887 году по Бульварному кольцу пустили конку, просуществовавшую до 1911 года, когда ей на смену пришел трамвай.

На протяжении своего существовании Бульварное кольцо претерпевало различные изменения и улучшения. К 800-летнему юбилею Москвы в 1947 году сетчатую ограду бульваров заменили на чугунный барьер, вместо старых скамеек поставили более удобные, а также высадили более 4 тысяч деревьев и 13 тысяч кустарников. Проектом реконструкции Бульварного кольца руководил В.И. Долганов. В 1878 году бульварное кольцо было официально объявлено памятником садово-паркового искусства.

Самый старый бульвар в Москве – Тверской, но он еще и самый длинный из всех улиц, составляющих Бульварное кольцо – он протянулся на 857 метров. Самый широкий из этих бульваров – Страстной (123 метра), самый короткий – Сретенский (214 метров), а самый молодой – Покровский бульвар, появившийся в Москве в 1891 году.

Если прогуляться по этим старинным бульварам Москвы, можно увидеть много интересного, такого, что во время обычной обзорной экскурсии останется незамеченным. Интересен такой факт, что в старину, Тверской бульвар был любимым местом прогулок аристократов, а людям простого сословия было запрещено здесь гулять. До нашего времени на Тверском бульваре в Москве сохранились особняки 19 века, в которых жили выдающиеся личности ушедшей эпохи, в них бывали Пушкин, Грибоедов, Герцен. Огарев, именно на этом бульваре размещались литературные учреждения, по примеру которых Булгаков описал МАССОЛИТ в романе "Мастер и Маргарита". Здесь находятся особняки профессора Склифосовского и актрисы Ермоловой.

Не менее интересна история и архитектура еще одного бульвара Москвы – Гоголевского. Первоначально он назывался Пречистенский, начинается от станции метро Кропоткинской и заканчивается у памятника Горькому. На этой улице тоже почти каждое здание – памятник архитектуры, хранящий память о многих известных деятелях прошлого. Например, в здании нынешнего Шахматного клуба когда-то располагался центр музыкальной московской жизни, здесь можно было встретиться с Шаляпиным, Рахманиновым, Глазуновым. Гоголевским бульвар называется не только из-за памятника писателю, на этой улице в Москве жил и работал Николай Васильевич, здесь сжег второй том Мертвых душ, уже подготовленных к печати. Прекрасное место для отдыха – Страстной бульвар, светлый и просторный, облюбованный художниками и фотографами.

Это лишь три самых известных бульвара, входящих в московское Бульварное кольцо, остальные семь не менее интересны. В период 20 века в Москве появились новые бульвары, расположенные за пределами кольца – их более двадцати. Конечно, они менее интересны для туристов, на них реже можно встретить интересный памятник, но и они играют важную и незаменимую роль в жизни сегодняшней Москвы, на них кипит современная жизнь, по аллеям бегают дети, торопятся по делам взрослые, неспешно прогуливаются пенсионеры.

Гостиница «Оксана»
метро «ВДНХ»

3 мин пешком до м.«ВДНХ»
1-2-3 мест номера

Отель «Вива»
м.Проспект Мира



5 мин пешком до м.«ВДНХ»
1-2-3 мест номера

Что скрывает район: Останкино

В Москве множество районов. И у каждого из них своя история. Иногда уходящая в глубь веков, иногда совсем коротенькая. Но даже если московская история района коротка, существует история домосковская: история села, усадьбы, просто места.

От Крестовского моста – путепровода, построенного над Николаевской железной дорогой и названного по заставе, оберегавшей когда-то современные ей московские рубежи, – слева по проспекту Мира с Мурманского проезда начинается - Останкинский. С юга он ограничен Октябрьской (Николаевской) железной дорогой. Четыре года назад площадь района увеличилась до 1240 га за счет присоединения территорий ВВЦ и Главного ботанического сада им. Н. В. Цицина Российской академии наук.

Первая ассоциация (да и последняя для большинства граждан нашей родины), возникающая при упоминание Останкинского района, – телебашня. Но начнем мы не с нее, а с села Останкино, которому район обязан своим названием. И с усадьбы, выросшей на месте этого села и превратившейся впоследствии в Государственный музей творчества крепостных, а еще позже в музей-усадьбу «Останкино».

Усадьба Останкино

Первое упоминание о селе Останкино содержится в одной из межевых книг и помечено 1558 годом. В писцовых книгах оно названо сельцом Осташкино на суходоле, вотчиной «за Василием Яковлевым Щелкаловым, что было преж сего поместье за немчином за Орном».

Василий Яковлевич Щелкалов был дьяком Посольского приказа, ведавшим делами Предуралья, занимал должность печатника, то есть хранителя государственной печати и заведующего личной царской канцелярией. Дослужился до чина окольничего. При нем были выстроены дом и деревянная Троицкая церковь, его «деловые люди» вырыли первый пруд на ручье Горячка. Еще одна запруда была устроена позже, на реке Копытовке, в наше время заключенной в трубу под заводом «Калибр».

В Смутное время Осташково было разорено, а Троицкая церковь сожжена. В 1617 году имение (уже Останкино) досталось князю Ивану Борисовичу Черкасскому. В 1625–1627 годах он отстраивает церковь снова. Но она не сохранилась. На ее месте в 1678–1683 годах по приказу внучатого племянника Ивана Борисовича, Михаила Яковлевича Черкасского, крепостной каменных дел мастер Потехин возводит каменный храм, который стоит до сих пор. Это самый старый из ныне сохранившихся на территории усадьбы памятников. Внутри храма девятиярусный резной иконостас. Два его нижних яруса относятся ко времени постройки, остальные – к концу XVIII века. Пятиглавый храм в стиле «московского узорочья» возведен из красного кирпича, отделанного белым резным камнем и полихромными изразцами.

При Михаиле Черкасском село становится одной из крупнейших подмосковных усадеб. По описанию 1678 года, помимо сокольничего двора там имелись двор приказчика, псарный двор, пятьдесят пять дворов дворовых и задворных людей, двадцать дворов бобыльских и двор скотный.

С 1719 года имением владеет князь Алексей Михайлович Черкасский. Кабинет-министр при дворе Анны Иоанновны и сенатор во время правления Елизаветы, он превратил Останкино в место для отдыха, охоты и пышных празднеств, куда съезжалась не только московская и петербургская знать, но и царствующие особы. В июле 1730 года усадьбу посетила императрица Анна Иоанновна. В 1742 году здесь четырежды принимали императрицу Елизавету Петровну.

Алексей Михайлович был последним из князей Черкасских. Его единственная дочь Варвара Алексеевна вышла замуж за графа Петра Борисовича Шереметева. После смерти князя усадьба перешла к Шереметевым и оставалась в их владении до 1917 года.

В первое время Останкино для Петра Борисовича, проживавшего сначала в Петербурге, а после смерти супруги и дочери – в Кусково, имело только хозяйственное значение. Там размещаются оранжереи, цветники и теплицы, где выращивают экзотические фрукты. Судьба усадьбы меняется, когда во владение вступает сын Петра Борисовича – Николай Петрович.

Новый владелец прекрасно образован, учился в Лейденском университете, четыре года путешествовал по Европе, еще в юности страстно увлекся искусством. Полюбил музыку, театр и книги. Собранная им библиотека была одной из богатейших в России. Но главным делом его жизни стал театр. В Кусково и Останкино он собрал крепостных детей, обучил их танцам, пению и декламации и составил из них актерскую труппу. Увлеченный идеей собственного театра, он распорядился выстроить в Останкино дворец, в котором хватило бы места не только для подобающей жизни хозяина и многочисленных гостей, но и для оборудованного согласно последним требованиям театрального помещения. Дворец был возведен по проекту П. И. Аргунова к 1795 году. Театр занимал в нем центральное и главенствующее место.

Первая премьера в Останкинском театре состоялась в июле 1795 года. Сезон открыл спектакль «Зелмира и Смелон, или Взятие Измаила» по пьесе Козловского. Зрителей поразила роскошь декораций, исполненных по рисункам Гонзаго, техническое оснащение сцены, великолепная акустика и мастерство исполнителей. Но особенно – яркий талант и красота примы театра, крепостной актрисы Прасковьи Ивановны Жемчуговой (впоследствии графини Шереметевой). Но «золотой век» Останкина продолжался недолго. Петр Николаевич переехал в Петербург и увез с собой в столицу будущую жену и других актеров и музыкантов.

Еще один раз, в 1817 году, в Останкине был организован пышный праздник с театральным представлением, музыкой и фейерверками. В честь высокого гостя – прусского короля Вильгельма III и его зятя – будущего императора Николая I это действо организовал новый владелец имения, четырнадцатилетний Дмитрий Николаевич Шереметев. Он же впоследствии перестроил и несколько видоизменил облик дворца и прилегающих построек.

К концу девятнадцатого века обстоятельства вынудили хозяев имения рассматривать его не только как свою подмосковную резиденцию или уникальный художественный музей, но и как источник дохода. Земли Останкина застроились сдаваемыми в аренду летними дачами, а Останкинский парк стал местом прогулок горожан.