Городская усадьба Гагариных – значительный памятник архитектуры XVIII–XIX веков. В 1716 году владение «у Петровских ворот» с каменным главным домом (на сохранившихся в кладке кирпичах – клеймо 1690–1710-х годов) принадлежало князю Богдану Ивановичу Гагарину. С этого момента начинается отсчет владения усадьбой представителями рода Гагариных. В 1786–1790 годах в ней, по проекту архитектора М.Ф.Казакова, был выстроен дворец в духе классицизма, включивший ранние каменные постройки. Главный фасад трехэтажного здания с протяженными боковыми двухэтажными крыльями украсил двенадцатиколонный портик. Второй этаж дома был отведен под анфиладу роскошных парадных комнат с овальным залом посередине. С левой стороны здания, по Страстному бульвару, находился полуциркульный корпус манежа и конного двора с флигелями по сторонам.

С 1802 года в доме Гагариных располагался Английский клуб. Здесь проходили званые обеды, устраивались карточные игры. Именно здесь, в 1806 году, состоялся торжественный обед в честь князя Багратиона, который Лев Толстой описывал в романе "Война и мир". Этот обед был манифестацией московского дворянства против кутузовской стратегии в отношении Наполеона, и поддержка суворовских планов, воплощенных в действиях Багратиона при Аустерлице и Шенграбене. Однако во время Отечественной войны 1812 года клуб был закрыт. На здание перекинулся пожар, и, по воспоминаниям Анри-Мари Бейль, более известного под его творческим псевдонимом - , французский Интендантский штаб так и не смог расположиться в доме, хотя собирался это сделать. Впрочем, офицеры немного пограбили винный погреб, содержимое которого огонь пощадил. Стендаль писал, что в Париже нет ни одного клуба, который мог бы сравниться с московским.

В 1820 году по проекту архитектора отстраивают заново корпус манежа и левое крыло здания. Правое же крыло и центральная часть еще долго остаются нежилыми. С 1828 года Гагарины больше не владеют усадьбой. Городские власти решают разместить здесь больницу – Ново-Екатерининскую, преемницу Екатерининской, основанной в 1775 году.

Приспособление городской усадьбы под медицинское учреждение шло в 1830–1835 годах так же по проекту О.И.Бове, который он разработал еще в 1825 году. Изменилась планировка главного корпуса – со стороны двора появились трехэтажные ротонды-ретирады. В центральном объеме здания была устроена главная трехмаршевая лестница, ведущая на второй этаж из парадного вестибюля. Две симметрично расположенные лестницы соединяли все три этажа с входами в здание со стороны двора. На втором этаже, в бывшем овальном зале после перестройки разместилась домовая церковь Св. Екатерины.

Архитектурный декор фасадов здания изменился согласно стилевым предпочтениям эпохи. Всю часть строения циркумференции О.И.Бове отделил от бульвара металлической оградой на белокаменном цоколе.

Капитальный ремонт здания осуществлялся в 1920 годах, а в 1954–1957 годах были проведены реставрационные работы в вестибюле и домовой церкви. Со временем состояние исторических фасадов и интерьеров стало неудовлетворительным: в частности, белокаменный фасадный декор частично оказался утрачен или закрашен масляной краской; настенная живопись скрыта под поздними покрасками или отделкой; художественный паркет покрыт линолеумом; утрачены пролеты чугунных лестниц.

В ходе работ 2013–2015 годов после вычинки кирпичной кладки фасадных стен и проемов была выполнена реставрация белокаменных колонн портика, венчающего карниза центральной части здания, подоконников, междуэтажных карнизов, эдикул дворового фасада, цоколя. Установлены новые столярные оконные и дверные заполнения, слуховые окна, световые фонари, выполненные по сохранившимся образцам и аналогам. Осуществлена реставрация лепного декора антаблемента портика главного фасада с воссозданием из гипса герба Российской Империи. Отреставрировано каменное крыльцо центрального входа. Выполнены заново каменные крыльца и площадки входов в здание со стороны двора и курдонера. Установлены металлические козырьки над входами. На кровле воссоздана главка с барабаном домовой церкви. Отреставрирован белокаменный цоколь и пилоны ворот ограды по Страстному бульвару.

В ходе реставрационных работ на первом и втором этажах здания под штукатуркой были найдены фрагменты первоначального фасада – белокаменный декор, скрытый во время реконструкции времен О.И.Бове. Все элементы из белого камня отреставрированы с воссозданием утрат и включены в новый интерьер здания.

По имеющемуся фрагменту чугунной ступени был воссоздан облик парадной лестницы и лестниц центрального объема. Проведена реставрация лестниц конца XIX века из песчаника. В помещениях второго этажа восстановлены и воссозданы настенные и потолочные росписи, художественный паркет, лепной и штукатурный декор. Установлены двери по сохранившимся образцам и аналогам. Интерьерам возвращено историческое колористическое решение.

Усадьба в 2015 году стала лауреатом конкурса "Московская реставрация" в номинациях "За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ" и "За лучший проект реставрации".

С 2015 года здание бывшей Ново-Екатерининской больницы входит в комплекс Московского парламентского центра. Здесь проходят торжественные церемонии вручения городских наград, официальные встречи, художественные выставки и другие мероприятия, организуемые Московской городской Думой.

Главный дом усадьбы и полукруглый служебный корпус слева от него построены в стиле классицизма. Предположительно, автором проекта был известный .

В 1806 году в этом здании был организован торжественный прием в честь П.И. Багратиона, описанный в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

После занятия Москвы французской армией в 1812 году в доме на Страстном бульваре, 15 располагался штаб главного интенданта. Одним из интендантских офицеров был Анри Бейль - будущий известный французский писатель Стендаль.

В 1821 году был восстановлен полукруглый служебный корпус, который отдали в аренду организатору цирковых представлений Фенарди.

С 1826 года началось восстановление главного дома на Петровке, 29 по проекту архитектора О.И. Бове. В 1828 году здание было куплено казной и отдано приказу общественного призрения.

Ново-Екатериниская больница на углу Петровки и Страстного бульвара

В 1833 году в восстановленный дом переехала больница, получившая название Ново-Екатерининской. На фронтоне здания появилась дата ее основания - 1775 год.

На базе больницы были открыты клиники медико-хирургической академии, а с 1846 года - медицинского факультета Московского университета.

В 1980-х годах по адресу Страстной бульвар, 15 остались только некоторые отделения больницы, основная часть которой была переведена в другое место.

В 2009 году больница на углу с улицей Петровка, 29 полностью переехала в специально построенные для нее новые корпуса на Писцовой улице. Здание на Страстном бульваре было передано городу.

«Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о погибшем народе. Пусть же она, хоть отрывками, является среди наших городов в таком виде, в каком она была при отжившем уже народе». Н.В. Гоголь «Об архитектуре нынешнего времени».

На днях в своем посте упоминула особняк, расположенный по адресу Страстной бульвар, 15, с обещанием к нему вернуться, поскольку ему не было уделено должного внимания. Сейчас хочется наверстать упущенное. Судьба у этого дома действительно интересная, поскольку богата как событиями, так и известными именами.

Свою историю особняк начал отсчитывать с 1776 года. Строился дом по проекту известнейшего русского архитектора Казакова Михаила Федоровича. Считается, что Казаков создал школу многчисленных учеников, застроивших всю Москву и значительную часть России зданиями, вдохновлявших архитекторов на протяжении целого столетия, даже введено такое понятие, как казаковский стиль (Грабарь, "История русского искусства").


Так что, сразу можно представить масштабы и амбиции заказчика, пригласившего столь известного архитектора для строительства особняка. Дом строился для богатого аристократа Сергея Васильевича Гагарина (князь, действительный тайный советника, сенатор), князь был большим садоводом-любителем. Учитывая интересы хозяина дома, архитектор решал задачу планировки всего участка. Задача заключалось в том, чтобы при величественном фасаде сохранить участок для регулярного сада с оранжереями, а также фонтанами. Дом был поставлен на углу участка и главным фасадом обращен в сторону Петровки. Двор же примыкает с левой стороны здания и окружен циркумференциями служебного корпуса, являющегося продолжением основного двухэтажного массива, из которого выделена средняя часть в три этажа. Необычного размера портик составляет все богатство фасада, в остальном крайне простого.

С 1802 по 1812 гг. в доме князя С.С. Гагарина находился Английский клуб - место времяпрепровождения московской высшей знати. В 1806 здесь был устроен обед в честь П.И. Багратиона, победителя при Шёнграбене. Обед, данный в его честь, описан в "Войне и мире" с некоторыми подробностями, хотя исторические детали Толстой вводил в свое изложение с большой осторожностью. В частности, он не вдавался в подробности интерьеров здания, даже не указал, где оно располагается. При воспроизведении истории знаменитого обеда, о котором говорила вся Москва в продолжение нескольких месяцев, писатель использовал "Записки" очевидца и участника этого славного застолья Степана Петровича Жихарева. Изображением именитых гостей Английского клуба Толстой подчеркивает строгий отбор, который был установлен для поступающих с самого основания клуба. На обеде "большинство присутствовавших были старые, почтенные люди с широкими самоуверенными лицами, толстыми лицами, твердыми движениями и голосами. Этого рода гости и члены сидели по известным, привычным местам и сходились в известных, привычных кружках. Малая часть присутствовавших состояла из случайных гостей - преимущественно молодежи, в числе которой были Денисов, Ростов и Долохов..." (т. V, ч. I, гл. III, с. 20)

В 1812 в доме останавливался служивший в наполеоновской армии Стендаль, когда в нем располагался Главный штаб интенданта. Стендаль так отозвался о здании: "В Париже нет ни одного клуба, который мог бы с ним сравниться".

Французы были поражены увидев город богатый каменными дворцами. Один из офицеров наполеоновской армии в сентябре 1812 г. описал свое крайнее удивление увиденным: «При входе в Москву меня охватило удивление, смешанное с восхищением, потому что я ожидал увидеть деревянный город, как многие о том говорили, но, напротив, почти все дома оказались кирпичными и самой изящной и самой современной архитектуры. Дома частных лиц были похожи на дворцы, настолько они были богаты и красивы». Тот же Стендаль в письме к сестре пишет: «Москва - город до сего времени неизвестный Европе - имела от 600 до 800 дворцов, красота которых превосходит все, что знает Париж».

Но, к сожалению, судьба, как и многих других московских дворцов, была предрешена пожаром в 1812 году, если бы не пожар, то Москва сохранила бы во многом то лицо, которое ей придал именно Казаков. До Казакова дошла весть о вступлении французов в Москву, а затем и о гибели в грандиозном пожаре многих его творений. Тяжело больной, он не мог вынести этого удара и в ноябре 1812 г. скончался. Сильно обгоревший особняк Гагарина возобновлялся в 1825-28гг. учеником М.Ф. Казакова архитектором О.И. Бове. По-новому был решен цокольный этаж - арки заменены горизонтальными перемычками, имитирующими замковые камни, создан эффектный фриз - фриз фронтона украсился лепным орнаментом, типичным для ампира.

С 1833 года здесь обустраивают больницу. После проведенного ремонта, больница открылась для населения и стала именоваться Ново-Екатерининской. Тогда же на фронтоне поставили дату основания больницы. При больнице были открыты госпитальные клиники, сначала московской медико-хирургической академии, а с 1845 г – медицинского факультета Императорского московского университета. Очень занимательный факт из истории больницы уже в советское время описан .
В 2009 г. больница полностью переехала по адресу ул. Писцовая, 10. Здание передано г. Москве.

Фотографии от molar

Вот, что говорит известный архитектор, художник Вячеслав Локтев о современном состоянии особняка: «Современный вид больницы производит удручающее впечатление. Здание запущено и снаружи, и внутри. В ходе многократных «домоуправских» ремонтов (вместо обязательной по отношению к памятнику такого класса профессиональной реставрации) великолепные архитектурные детали - капители и базы портика, профили карнизов, лепнина фриза, замковые камни над проемами, подоконные балясины - совершенно утратили свою былую геометрическую правильность. Кое-как заплатанная кровля бахромой свисает со стен. Интерьеры в еще более печальном состоянии. А ведь это были великолепные залы, палаты со сводами, плафонами, с дверями строгого рисунка, стильными люстрами... Бедный Казаков, бедный Бове! Разве предполагали они, что потомки так распорядятся завещанным городу шедевром».

Фото интерьеров от shade33

Недавно компанией прогуливаясь вечером по Страстному бульвару, решили тайком пробраться во владения Новоекатерининской больницы. Тайком, потому что на заборе приклеено объявление, что «посторонним вход воспрещен, территория охраняется милицией», на воротах висит внушительного размера замок, слегка покрывшейся «патиной» времени, то есть ржавчиной. Но, проявив настойчивое любопытство, обнаружили, что ворота открыты, и соблазн поддаться искушению возрос.

Само по себе место очень красивое, когда оказываешься за воротами, отделяющими территорию больницы от бульвара, тебя встречает зеленый массив, который поглощает в свой таинственный мир тишины и покоя. Оказавшись на этой территории волей не волей начинаешь размышлять о судьбе этого дома.

Страшно заглядывать в будущее и тем более не благодарное дело заниматься гаданием судьбы этого памятника, но уж в больно плачевном состоянии оно находится, ведь факты говорят сами за себя:
- сгоревший Манеж,
- дом купца Быкова на 2-й Брестской улице. Инвестиционный контракт и решение правительства Москвы о его реализации существовали очень давно, однако этой осенью оно было отменено. К сожалению, буквально через несколько недель после этой отмены дом сгорел. Одно радует, что памятник сумел выстоять в пожаре;
- старинный доходный дом архитектора Гасинского по улице Климашкина 7/11. Пожарные предполагали, что причиной могли стать сварочные работы (велась реконструкция дома). Хотя два месяца назад дом был признан объектом культурного наследия, и Мосгорстройнадзор отозвал разрешение на строительные работы;
- «Дача Муромцева» в Царицыно;
- Факультет журналистики МГУ им. Ломоносова, ул. Моховая, 9. Памятник архитектуры XVIII века;
- Дом композитора Алябьева, Новинский бульвар, 7. Памятник архитектуры XIX века;
- Главный дом усадьбы князей Трубецких, улица Усачева, 7. Памятник архитектуры XVIII - XIX веков, считался одним из старейших деревянных зданий в Москве, в нем бывал даже Пушкин. После пожара остались только цоколь и подвалы;
- Академический музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, ул. Большая Дмитровка. Театр был закрыт на реконструкцию (решение о которой приняли еще до пожара) до сентября 2005 года. Здание перестроено, модернизировано и расширено.

Можно перечислять еще и еще, кто-то даже заметил, что Москва пылает, как при Наполеоне. И очень уж странно выглядят предупреждающие «агитки», которые московские власти с беспокойством рачительного хозяина развесили по всему городу.

А под занавес Владимир Владимирович Маяковский:

Вредители
нам
грозятся пожарами.
Следи
за их
фигурами поджарыми.