Экспериментальный советский аппарат (гидросамолёт, бомбардировщик и торпедоносец) конструкции Роберта Бартини, советского авиаконструктора итальянского происхождения. Создавался как аппарат, имеющий возможность взлетать и садиться на воду и как обычный самолёт, и как самолёт вертикального взлёта и посадки. Первый полёт - 4 сентября 1972 года.

Из-за сложностей в разработке необходимых двигателей для вертикального взлёта была проведена последняя модификация (14М1П) - превратившая аппарат в экранолёт (1976).

Бартини Роберт Людвигович - один из малоизвестных героев советской авиаконструкторской школы

«Каждые 10-15 лет клетки человеческого организма полностью обновляются, и поскольку я прожил в России более 40 лет, во мне не осталось ни одной итальянской молекулы». (Роберт Бартини)

Малоизвестный для широко круга общественности Роберт Бартини был не только выдающимся ученым и авиационным конструктором, но и одним из тайных вдохновителей советской космической программы. Известный всем Сергей Павлович Королев называл Бартини своим учителем, также считали и многие другие известные советские авиаконструкторы. В разные годы с Бартини были связаны: Яковлев, Ильюшин, Антонов, Мясищев и многие другие. Всего на счету данного конструктора было более 60 законченных проектов самолетов, все из которых отличались особой оригинальностью и новизной идей. Помимо авиации и физики, Бартини достаточно много занимался философией и космологией. Им была разработана уникальная теория шестимерного мира, в котором время, как и окружающее нас пространство, обладало 3-мя измерениями. Данная его теория получила известность, как «мир Бартини».





Биография Роберта Бартини по-настоящему удивительна. Его настоящее имя Роберто Орос ди Бартини (итал. Roberto Oros di Bartini). Потомственный итальянский аристократ, родился в семье барона 14 мая 1897 года в Фиуме на территории Австро-Венгрии. В 1916 году Бартини заканчивает офицерскую школу и отправляется на Восточный фронт, где в ходе Брусиловского прорыва попадает в плен и отправляется в лагерь для военнопленных под Хабаровском, где, как предполагается, проникается идеями большевизма.

В 1920 году Роберто возвращается на родину, к этому времени его отец уже вышел в отставку и осел в Риме, сохранив при этом многие привилегии и звание государственного советника, но сын отказывается пользоваться возможностями отца, в том числе и финансовыми. Он идет работать на миланский завод «Изотта-Фраскини», одновременно с этим за 2 года экстерном сдает экзамены в авиационном отделении Миланского политехнического института и получает диплом авиационного инженера. Примерно в это же время в 1921 году он вступает в итальянскую коммунистическую партию (ИКП). После фашистского переворота в Италии в 1923 году Роберто Бартини по решению ИКП отправляется в СССР для помощи молодой республике в области авиастроения. Так начинается советский этап истории «красного барона», именно это прозвище Бартини получил в Советском Союзе.

Советская карьера Роберто Бартини берет начало на Научно-опытном (ныне Чкаловском) аэродроме, где он занимал должность начальника отдела и главного инженера. В 1928 году Бартини возглавил экспериментальную группу, которая занималась проектированием гидросамолетов. Работая в данной группе, он предложил проект экспериментального истребителя «Сталь-6» и 40-тонного морского бомбардировщика МТБ-2. Однако в 1930 году его группа была включена в состав ЦКБ, откуда Бартини уволили за критику создаваемой организации. В том же году по рекомендации М. Н. Тухачевского Бартини был назначен главным конструктором ОКБ НИИ Гражданского воздушного флота. Знакомство и покровительство Тухачевского позднее сыграют с конструктором злую шутку.

В 1933 году на созданном Бартини самолете «Сталь-6» был установлен мировой рекорд скорости – 420 км/ч. На базе уже созданной машины был спроектирован новый истребитель «Сталь-8», однако данный проект был закрыт, так как не соответствовал тематике гражданского авиастроения, которым и занималось ОКБ. Уже в работе над истребителями «Сталь-6» и «Сталь-8» Бартини показал себя как очень дальновидный конструктор-новатор, который не боится предлагать смелые и неординарные идеи.

В конструкции своего экспериментального истребителя «Сталь-6» Бартини применил следующие новшества:

1. Убирающееся шасси, которое снижало общее сопротивление. При этом шасси было одноколесным.
2. Использование сварки, что позволило снизить трудоемкость конструкции и значительно аэродинамическое сопротивление самолета. В некотором роде сварка снижала и вес конструкции.
3. Материал – особо легкие сплавы алюминия и магния, более коррозостойкие материалы покрывали самолет снаружи, защищая менее корозостойкие от вредного воздействия внешней среды.
4. Испарительное охлаждение с радиатором, который был вынесен в крылья. Для повышения боевой живучести машины отсеки радиатора делались независимыми, то есть они могли работать даже при пробитии крыла. Позднее данная система охлаждения была использована на немецком самолете Хе-100, однако там система отсеков не использовалась, что снижало боевую живучесть машины.

Осенью 1935 года Бартини разрабатывает 12-местный пассажирский самолет, получивший название «Сталь-7» и имеющий крыло «обратная чайка». Данный самолет в 1936 году был продемонстрирован на Международной выставке в Париже, а в августе на нем удалось установить международный рекорд скорости. На дистанции в 5000 километров средняя скорость составила 405 км/ч. Также в конце 1935 года конструктором был спроектирован дальний арктический разведчик (ДАР), который одинаково легко мог садиться на воду и лед. На базе своего самолета «Сталь-7» Бартини начал работы по созданию дальнего бомбардировщика ДБ-240, который позднее был классифицирован как Ер-2. Его разработку заканчивал уже другой главный конструктор В. Г. Ермолаев, так как Бартини к тому моменту был арестован НКВД.

14 февраля 1938 года Бартини был арестован, ему предъявлялись обвинения в связи с «врагом народа» маршалом Тухачевским, а также в шпионаже в пользу Муссолини (при том, что в свое время он бежал в СССР от его режима). Решением внесудебного органа, так называемой «тройки», Роберт Бартини был приговорен к типичному для таких дел сроку в 10 лет лишения свободы и пяти лет в – «поражении в правах». Заключенный Бартини был отправлен в закрытое ЦКБ-29 тюремного типа, такие конструкторские бюро в СССР называли «шарашками». Находясь в заключении, он принимал активное участие в работах по созданию нового бомбардировщика Ту-2. По своей же просьбе он был переведен в группу заключенного Д. Л. Томашевича (бюро 101), которая занималась проектированием истребителя. Это сыграло с ним злую шутку. В 1941 году всех, кто работал вместе с конструктором Туполевым освободили, в то время как сотрудники бюро «101» освободились только после войны.

Уже в начале войны было организовано специальное ОКБ Бартини, которое работало над 2-мя проектами. Сверхзвуковым одноместным истребителем «Р» типа «летающее крыло» и Р-114 – зенитным истребителем-перехватчиком, который должен был оснащаться 4-мя ЖРД конструкции В. П. Глушко и иметь стреловидное крыло. Для 1942 года истребитель Р-114 должен был развивать невиданную скорость в 2 Маха, но уже осенью 1943 года ОКБ было закрыто.

В 1944-1946 годах Бартини работает над проектированием транспортных самолетов Т-107 и Т-117. Т-117 представлял собой магистральный транспортный самолет, который планировалось оснащать 2-мя двигателями АШ-73 мощностью по 2300 л.с. каждый. Схема самолета – высокоплан с достаточно широким фюзеляжем, поперечное сечение которого было образовано тремя пересекающимися окружностями. Данный самолет был первым в СССР позволяющим перевозить грузовики и танки. Также разрабатывался пассажирский и санитарный варианты, которые обладали герметичными салонами. Проект данного самолета был готов уже к осени 1944 года, весной 1946 года он был представлен в МАП, после чего получил положительные заключения ГВФ и ВВС. После того как было подано несколько ходатайств и писем от ряда выдающихся советских авиационных деятелей (М. В. Хруничева, А. Д. Алексеева, Г. Ф. Байдукова, И. П. Мазурука и др.) проект был утвержден и в июле 1946 года был дан старт постройке самолета. В июне 1948 года самолет был закончен практически на 80%, но работы по нему были свернуты, так как Сталин посчитал использование двигателей АШ-73, которые были необходимы для оснащения стратегических бомбардировщиков Ту-4, непозволительной роскошью.

Позднее Бартини начинает работу над новым тяжелым военно-транспортным и десантным самолетом Т-200. Это был высокоплан с фюзеляжем большой емкости, обводы которого создавались крыльевым профилем. Задняя кромка, которая раскрывалась вверх и вниз, между 2-мя хвостовыми балками, образовывала широкий проход высотой 3 метра и шириной 5 метров, который идеально подходил для погрузки крупногабаритных грузов. Силовая установка машины была комбинированной и состояла из 2-х турбореактивных РД-45 по 2270 кгс тяги и 2-х поршневых двигателей АШ мощностью в 2800 л.с. Данный проект разрабатывался в 1947 году и даже был утвержден, самолет был рекомендован к постройке, но так и не был построен. Впоследствии многие наработки по этому проекту были использованы при разработке транспортных самолетов Антонова.

В 1948 году Роберт Бартини освобождается и по 1952 год работает в ОКБ гидроавиации Бериева. В 1952 году его командировали в Новосибирск, где он был назначен начальником отдела перспективных схем СибНИА – Сибирского научно-исследовательского института авиации им. Чаплыгина. Здесь в это время осуществлялись исследования по профилям, управлению пограничным слоем на сверхзвуковых и дозвуковых скоростях, по регенерации пограничного слоя силовой установкой самолета, по теории пограничного слоя, сверхзвуковому крылу с самосбалансированием при переходе на сверхзвук. У такого крыла балансировка происходила без потерь в аэродинамическом качестве. Бартини был выдающимся математиком и ему удалось буквально вычислить данное крыло, не прибегая к особо большим затратам и дорогим продувкам. Тогда же он представляет проект сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика А-55. Данный проект поначалу был отклонен, так как обозначенные характеристики были приняты за нереальные. Помогло Бартини обращение к С. П. Королеву, который обосновал данный проект экспериментально.

В 1956 году Бартини был реабилитирован. В апреле 1957 года его откомандировали из СибНИА в ОКБС МАП в подмосковных Люберцах. Здесь до 1961 года он разрабатывает 5 проектов разнообразных самолетов массой от 30 до 320 тонн различного назначения. В 1961 году он предлагает проект сверхзвукового дальнего разведчика, который должен был оснащаться ядерной силовой установкой Р-57-АЛ. Именно в этот период карьеры у него рождается еще одна выдающаяся идея – создание крупного самолета-амфибии, который бы мог взлетать вертикально и позволял охватить транспортными операциями большую часть Земли, включая моря и океаны, регионы вечных льдов и пустыни. Начинаются работы по использованию экранного эффекта для улучшения взлетно-посадочных характеристик самолетов. В 1961-1963 годах проводятся испытания небольшого самолета Бе-1, который можно назвать «первой ласточкой».

В 1968 году коллектив Роберта Бартини из Подмосковья перебирается на завод им. Димитрова в Таганрог, данный завод специализировался на гидросамолетах. Здесь в КБ Бериева ведутся работы над концепцией «безаэродромных самолетов». В 1972 году здесь были построены 2 противолодочных самолета ВВА-14 (вертикально взлетающих амфибии). Работа над этим проектом была последней в жизни Бартини, в 1974 году он скончался в возрасте 77 лет, оставив после себя более 60 оригинальных проектов самолетов.

ВВА-14 - вертикально взлетающая амфибия, самолет был выполнен в металле, совершал полеты

51 год Роберт Бартини прожил в СССР, почти 45 из них он провел, работая главным конструкторам. Вместе с ним работали тысячи отечественных специалистов («с ним», а не «у него» – он неизменно поправлял всех при подобного рода оговорках). Министры, директора, академики, начальники цехов и отделов, рядовые конструкторы, слесари, копировщицы, летчики – ко всем он относился с одинаковым уважением, как к своим коллегам по общему делу.

Бартини Роберт Людвигович, был известен под именем Роберто орос ди Бартини до своего переезда в СССР.

Один из золотых умов Советской России и самый загадочный авиаконструктор, который мог создать первый в мире невидимый самолет, но не успел довести его до совершенства. Биография Бартини очень красочна и полна самых невероятных тайн и загадок.

Юность

Само рождение будущего гения советской авиации, было окружено тайнами и загадками. Согласно утверждениям самого Бартини, барон ди Бартини, усыновил его, но при этом он являлся его биологическим отцом.

Несмотря на то, что настоящая история рождения и истинные биологические родители, так и не были установлены, принято считать, что Роберто Бартини, был единственным наследником огромного состояния. Которое оказалось ему абсолютно ненужным и он предпочел стать простым тружеником и был искренне счастлив переехать в СССР.

Юный гений Роберт Бартини, рос в очень богатой семье итальянцев, они могли позволить своему ребенку практически все и никто не подозревал, что юное дарование предпочтет науку, всем привилегиям богатства и успеха.

Мальчик с ранних лет предпочитал проводить время в библиотеке, он был настолько одаренным, что за несколько недель смог выучить немецкий язык, только для того, чтобы прочитать переведенную книгу Жюля Верна «20 000 лье под водой». По мере взросления Роберто Бартини научился свободно говорить на 7 языках.

Спорт, являлся еще одним пристрастием юного гения, он с наслаждением фехтовал, играл в футбол и плавал, это настолько захватило Роберто, что он стал брать призовые места во всех этих видах спорта, а по мере взросления даже подумывал над тем, чтобы стать профессиональным спортсменом. Но судьба уготовила ему совсем другое будущее.


В 13-летнем возрасте, Роберто орос ди Бартини, увлекся историей и философией, что подтолкнуло его на идею создания генеалогического древа своей родословной, но вот странность – начало ветви он положил с момента создания Земли.

Это запутало мальчика и в итоге, его отец прекратил все попытки Роберто в истории. Но отнять природную тягу к наукам у него не получилось.

По мере взросления, Роберто стал проявлять склонность к точным наукам, таким как физика, математика, но языки так и остались его слабостью.

Помимо уже упомянутых наук, он овладел умением зеркального письма – подражая Леонардо да Винчи, мальчик научился синхронно писать как правой, так и левой рукой, в ответ на удивленные восклицания окружающих, уверяя всех, что это смогут сделать и они.

В качестве аргументов к своим убеждениям, он приводил пример способности людей синхронно двигать обеими руками.

Странности подобного рода, не только не исчезали с годами, но только увеличивались. К примеру, по мере увеличения академических познаний барона Бартини, у него проявилась особенность отсутствия чувства голода и жажды.

Как правило, он питался строго по часам (если конечно не забывал посмотреть на время) и как выяснилось впоследствии, утолял жажду также строго по времени.

Переезд в СССР

Р.Л. Бартини окутан загадками и нераскрытыми тайнами. В молодости, он служил лейтенантом в австро-венгерской армии, и был приговорен к расстрелу, за убийство офицера старшего по званию, но судьба сложилась так, что его взяла в плен армия СССР, после чего его перенаправили на дальний Восток.

Именно там, его захватили идеи коммунизма.

По возвращении на Родину, Р.Л. Бартини принимал активное участие в устранении белогвардейца Бориса Савинкова, который входил в состав террористической группы и планировал убийство Ленина, в том случае, если он посетит Геную.

В этом же 1922 году, по приказу Муссолини, Бартини должны были казнить, но он совершил побег из тюрьмы, после чего его путь был нацелен на СССР. Существуют несколько расхожих мнений о том, как именно он попал в Советский Союз.

Одни выдвигают гипотезу, что он попал в страну Советов на самолете, другие, что он использовал лодку для подводного плаванья. С 1922 по 1925 гг. его встречали на Цейлоне, в Китае, Германии и Австрии. Окончательно он поселился на территории Советского Союза лишь в конце 1925 года.

Начало его головокружительной карьеры было с работы простым лаборантом-фотографом при аэродроме на Ходынке, после чего умный и талантливый молодой человек, начал стремительное продвижение на вершину успеха.


В 1927 года, Р.Л. Бартини, вошел в состав научно-технического комитета ВВС СССР. Но должность чиновника ему не понравилась и он был направлен в ОПО-3, самая главная самолетостроительная фирма тех годов.

С этого началась серия разработок, которые взорвали научные способности человечества того времени и сделали СССР одной из ведущих держав относительно военного вооружения. Во главе с Бартини, советские ученые, смогли разработать серию уникальных гидросамолетов:

  • Летный крейсер МК-1;
  • МБР-2 для проведения разведки на ближние дистанции;
  • МДР-3 для проведения разведки на дальние дистанции.

Он являлся одним их техников, способствовавших осуществлению перелета ТБ-1 «Страна Советов», по рейсу Москва-Нью Йорк.

Его творения, были намного больше, тех возможностей, которыми обладало то время. К примеру, один из его самых невероятных проектов – самолет невидимка, эту идею протестировали и реализовали в 1935 году.

Разработки и идеи гениального конструктора, опережали время минимально на 100 лет.

Родоид – это органическое стекло, которое применил Роберт Бартини, в целях создания самолета невидимки.

Для создания эффекта невидимости самолет был оснащен специальным устройством, которое распыляло голубовато-серый газ. При распылении которого, родоид начинал принимать наружность неба.


По рассказам очевидцев, после запуска двигателей, из выхлопных отверстий начал идти голубой дым, после чего самолет исчез из видимости. Остался только шум двигателей, который удалился и через некоторое время снова приземлился на землю.

В 1935 году, Роберт Людвигович стал главным конструктором СНИИ СССР, где по его разработкам создали летательный аппарат «Сталь-7» – 12 местный пассажирский самолет.

Один из самых первых проектов самолетов, который был успешно осуществлен. А в период Великой отечественной войны, Сталь-7 трансформировался в военный бомбардировщик ЕР-2.

Как отмечало военное руководство Советского союза, ЕР-2 внес существенный вклад в общую победу, ведь по тем временам это единственная машина, которая обладала необходимой мощностью, чтобы летать на длинные дистанции.

Р.Л. Бартини, разработал несколько невероятных идей, для постройки самолетов, но они так и не увидели жизнь, так как были слишком революционны для того времени, ведь не было необходимого оборудования и материалов для их изготовления.

Лишь спустя 12 лет, США с большим трудом смогли воплотить в жизнь одну из задумок великого конструктора – «Валькирию».


Печально, но один из умнейших людей того времени, был осужден за предательство Родины и в 1938 году, «Тройка» осудила его на 15 лет лишения свободы.

За решеткой

НКВД СССР предъявило Бартини обвинение о связях с врагом народа Тухачевским и его преданности делу Муссолини. После чего, его хотели приговорить к расстрелу, что было обычным делом в те мрачные предвоенные годы.

Но благодаря Ворошилову, который упомянул Сталину что «Уж больно хорошая голова», Роберто орос ди Бартини, смог избежать верной смерти, а вместо этого попал в «шарагу», спецкамеру, при КБ советской авиации, который был оборудован под тюремное помещение.

Будучи под арестом, Бартини начал свою работу в КБ, под контролем Туполева (такого же осужденного).

Как позже отмечал сокамерник, работал Бартини очень интересными методами.

Он мог сидеть целые часы с закрытыми глазами и иногда создавалось ощущение, что его дыхание отсутствует. После чего Роберт Людвигович открывал глаза и произносил свои невероятные задумки в области самолетостроения.

К сожалению, большинство из них были слишком трудны для осуществления в те годы.

В 1942 году, сам Берия призвал к себе Бартини. Л.П. Берия, оказал радужный прием конструктору и изъявил просьбу о разработке истребителя-перехватчика. Р.Л. Бартини выразил согласие на содействие, но в ответ попросил освободить его из тюремного заключения, ведь преступления за ним не было.


Берия пообещал, что после создания истребителя, конструктор будет освобожден.

Р.Л. Бартини вернулся под конвоем с улыбкой на губах, ведь у него появилась надежда на скорое освобождение, которое было ложным.

Его истребитель-перехватчик Р-144 с невероятной сверхзвуковой скоростью и стреловидным крылом, был слишком мощным, для того, чтобы реализовать его в 1942 году! Поэтому освобождение гения так и не последовало.

В 1946 году, разработчик был переведен из Омска в Таганрог, где в местной «шараге» встретил любовь всей своей жизни – будущую жену Валентину, которая была одним из инженеров-конструкторов на заводе.

Спустя непродолжительное время, он был переведен в Институт аэродинамики отделения Новосибирской Академии наук СССР, и начальник НИИ был предупрежден о склонности заключенного к созданию невероятных проектов.

Но несмотря на все прогнозы, именно тут Бартини смог спроектировать первый в мире межконтинентальный взлетающий в вертикальном положении бомбардировщик ВВ-14, который смогли разработать и реализовать.

По рассказам очевидцев, когда Бартини шел к своему творению по взлетному полю, то плакал от счастья. Ведь это была вторая разработка, которую удалось построить и привести в рабочее состояние.


Это было творение, обладающее невероятными, почти фантастическими характеристиками. Грузоподъемность и скорость были просто потрясающими, а способность моментального взлета и посадки впечатлила все умы тех годов.

В 1956 году, Р.Л. Бартини был полностью реабилитирован, но он стал единственным конструктором, который провел за решеткой весь отведенный ему срок.

Работа в послевоенное время

Интересно, что основные его разработки и идеи, пришлись на время проведенное в тюрьме. Именно здесь, предпринимая отчаянные попытки к освобождению, конструктор предпринимал попытки создания сверхмощных летательных аппаратов, которые бы способствовали победе над фашистами.

Даже на его надгробии стоит надпись, что он сдержал данную клятву и всю жизнь положил на то, чтобы красные самолеты были быстрее и мощнее черных.

Даже несмотря на несправедливость со стороны советского правительства, благодаря чему он провел за решеткой 15 лет, Бартини продолжил трудиться на благо страны.

Спустя короткий промежуток времени, после освобождения, его откомандировали в ОКБС МАП, который находился в Люберцах.


Именно тут, под началом Бартини, создали проекты по разработке 5 самолетов, разной массовой категории, которые весили от 30 до 320 тонн и имели предназначения для разнообразных целей. Но как только, Министр обороны Маршал Жуков, лишился своей должности, работа над разработками приостановилась.

Р.Л. Бартини – самый выдающийся конструктор своего времени, спроецировал 60 самолетов, но только 1 из них вошел в серийный выпуск и 4 были собраны для проведения опытов.

Итальянский авиаконструктор Роберт Бартини, создал много проектов самолетов для СССР и смог стать первым конструктором, который выдвинул предложение о создании разведчика, развивающего сверхзвуковую скорость и имеющую ядерную установку дальнего действия – Р-57-АЛ.

К сожалению, советское правительство не приняло положительного решения. Просьба о начале тестирования самолета была отклонена.

В 1961 по 1963 года, прошел успешные летные испытания самолет-амфибия под названием Бе-1, который проектировался в качестве устройства, позволяющего контролировать большую часть земной поверхности. Он имел вертикальные взлет и посадку, а также предназначался для использования на льду, на море и в океане.


Даже сейчас, спустя столько времени, строение современных самолетов включает в себя расчет поверхности крыла, согласно методике Бартини.

Летательные аппараты

  • МТБ-2 (1930) – тяжеловесный морской бомбардировщик, который так и остался невыполненным проектом;
  • Сталь-6 (1933) - экспериментальная версия истребителя;
  • Сталь-7 (осень 1935) - самолет для пассажирских перевозок, обладал дальностью полета в 5000 км. Прошел проверку и был запущен для массового производства;
  • ДАР (конец 1935) - разведывательный аппарат, предназначенный для исследования Арктики, дальнего действия, прошел испытания;
  • Сталь-8 (1934) - истребитель, планировался для создания на базе проекта Сталь-6;
  • Ер-2 (ДБ-240) (лето 1940)
  • Ер-4 (1943) - бомбардировщик с дальним действием, прошел испытания;
  • Р - истребитель рассчитанный на одного человека, должен был обладать сверхзвуковой скоростью, но так и не перешел на стадию испытания;
  • Р-114 (1942) - один из истребителей перехватчиков, не был допущен даже для рассмотрения соответствующей комиссией;
  • Т-107 (1945) - еще одно проектирование пассажирского самолета;
  • Т-108 (1945) - малогабаритный транспортный самолет;
  • Т-117 (1948) - транспортный самолет, строительство которого началось, но так и не было окончено;
  • Т-200 (1947) - самолет десантник, военно-транспортного назначения, так и остался незаконченным проектом;
  • Т-203 (1952) - самолет предлагающий наличие оживального крыла, должен был обладать сверхзвуковой скоростью;
  • Т-500 - транспортный экранолет с тяжелыми габаритами, еще один нереализованный проект;
  • А-55 (1955) - самолет средней дальности полета, призванный бомбардировать вражеские территории, был запланирован как военный дирижабль;
  • А-57 (1957) - лодка стратегического бомбардирования, должна была обеспечить дальность полета на 14 000 км.;
  • Е-57 - (ядерный носитель гидросамолет, был рассчитан на экипаж из 2 человек и дальность полета до 7 000 км.;
  • Бе-1 (1961) - прошел испытания, но в массовое производство так и не поступил;
  • МВА-62 (1962) - еще один проект, который мог бы быть реализован, но строительство так и не началось;
  • ВВА-14М-62 (1972) - вертикально взлетающая амфибия, которая также осталась одним из гениальных, но не построенных проектов Бартини.

Научная деятельность Бартини

Несмотря на огромный талант в проектировании моделей самолетов, Бартини искренне полагал, что это лишь увлечение.


В течение всей жизни он трудился над теоретической физикой. Существует множество недоказанных им теорий, которые изучаются ученым до сих пор.

Физика

Роберто орос ди Бартини, являлся сторонником и основоположником идеи о многомерном пространстве. Роберт Людвигович Бартини, разработал теорию существования шестимерного пространства.

Вселенная, придуманная Бартини, существует в трехмерном пространстве и трехмерном временном измерении.

Мир Бартини – так назвали эту теорию современные ученые, которые утверждают, что в середине 20 века, Роберто Бартини, создал уникальную систему измерения.

Он полагал, что время можно измерить в пространстве, а пространство во времени.

Согласно его теории, прошлое, настоящее и будущее является одним и тем же временным пространством, в котором нет начала и конца. Это больше походило на длинную дорогу, которая никуда не исчезает, сколько бы людей по ней не ходили и в дальнейшем не появляется из ниоткуда.

Роберто Бартини, также известен как тренер, который проводил кружок под своим началом. Он разъяснял слушателям о пространственно-временном консилиуме и пояснял, что прошлое тесно связано с настоящим и прошлым.

Еще одним достижением в физике, стало создание кинематической системы единиц, которая представляет собой предложение, перевести выражение всех физических величин, в том числе массу и заряд, через единицу измерения времени и пространства.


Если глубоко изучать таблицу Бартини, то можно не только сопоставлять все уже известные меры измерения, но и открывать новые.

Философия

Философские работы Роберта Бартини, так и не увидели свет, так что, широкой публике они не известны. Но видимо, что для более адекватного восприятия и оценки опубликованных работ по физике, нужно изучать его философские работы, в которых отражена вся суть размышлений этого гениального человека.

Но вполне возможно, что Бартини публиковал свои замыслы и идеи сжато, преследуя определенные цели, ведь многие его задумки были заимствованы другими учеными того времени, без указывания его соавторства.

В среде литераторов, бытовало мнение, что Бартини был близко знаком с Булгаговым, который писал сюжет «Мастера и Маргариты» именно с великого гения.

По мнению биографов, Воланд был наделен всеми качествами загадочного Бартини.

Удивительно то, что роман был написан в 1933 году, именно тогда, когда после создания самолета Сталь-6, было заявлено о начале работ над более мощным аналогом Сталь 8, который должен был развивать скорость до 630 км/ч.

Роберто орос ди Бартини, проявлял склонность к философствованию не только в своей работе, но и в обычной жизни. Это объясняет его привычку закрывать глаза и проводить часы медитации, в поисках своих гениальных решений.


Некоторые современники, склонные к мистицизму, заявляют, что таким образом, Роберт Людвигович устанавливал контакт с высшими цивилизациями и брал всю необходимую информацию.

Квартира на Кутузовском проспекте, в которой жила легенда советской авиации, до сих пор хранит воспоминания о минутах, которые гений провел за медитацией. Стены и потолок были разукрашены как солнце, небо и морские волны, а на полу располагалось дно.

Именно в этой комнате Бартини проводил часы, обдумывая свои невероятные открытия. Его супруга, дети и внуки, проживали отдельно, так как жить в таком бардаке, было невозможно. К тому же, Роберт Бартини, предпочитал работать в полном одиночестве.

Последним знамением того, что Бартини был явно человеком из будущего, который пришел, чтобы поднять современность на новый уровень развития, стала его смерть. Умирал он также как и жил, загадочно и тайно.

Заранее предвидев свою скорую кончину, Бартини оставил завещание, согласно которому, все его труды должны быть запечатаны в металлический ящик и не вскрываться до 2197 года.

По всей видимости, только через 200-300 лет человечество дойдет до такого уровня развития техники и духовного развития, чтобы в полной мере осознать открытия гениального итальянца и начать строительство созданных им проектов самолетов.

Видео

Жизнь Роберта Бартини, барона и советского авиаконструктора, во многом фантастична. Он стоял у истоков реактивной авиации и даже работал над первым в СССР самолетом-невидимкой.

Пути Господни неисповедимы

Считается, что Роберт родился 14 мая 1897 года в городе Фиуме. Его матерью была девушка из знатного рода Ферцель, которой вскружил голову молодой красавец барон ди Бартини. Тайные встречи закончились беременностью, однако мужчина женился на другой женщине. Юная девушка от бесчестия утопилась, а новорожденного ребенка по имени Роберто положила на порог крестьянского дома Людвига Орожди.

Позднее семья Орожди переехала в Фиуме, и опекун, по иронии судьбы, стал садовником барона ди Бартини. Роберт часто бывал у них, и однажды его увидела бездетная баронесса. Мальчик напоминал ей мужа, поэтому она настояла, чтобы малыша взяли в семью. Дальнейшие расспросы ди Бартини о настоящих родителях ребёнка, привели барона к счастливому выводу. Оказывается, он нашёл родного сына. Вот такую интересную историю рассказал о себе сам Роберт Бартини.

Впрочем, его биографы - Сергей и Ольга Бузиновские - так и не обнаружили подтверждения этой версии. Но выяснили, что некий барон всеётаки жил вблизи Фиуме, правда, был не Бартини, а являлся итальянцем, со знакомой фамилией - Орожди. У него был брат Людвиг – член местного аэроклуба и владелец заводов. Вот и получается, что Ферцель подкинула своего малыша родному отцу Людвигу Орожди. В любом случае, рождение Роберта Бартини было таким же таинственным, как и вся его жизнь.

Тайный путь в СССР

Молодость Роберта Бартини полна белых пятен и невероятных историй. Будучи лейтенантом армии Австро-Венгрии, он был приговорен к расстрелу за убийство старшего офицера, но попал в плен к русским во время Брусиловского прорыва и был отправлен на Дальний Восток. Там он проникся идеями коммунизма.

Вернувшись в Италию, в 1922 году Бартини участвовал в нейтрализации белогвардейской группы террориста Бориса Савинкова, готовившего покушение на Ленина, если «бы тот приехал в Геную».
В этот же год по приказу Муссолини Бартини был приговорен к смертной казни, но сбежал из тюрьмы. По одной версий, Роберто добрался в СССР на самолёте, по другой – на подводной лодке. В период с 1922 по 1925 годов его видели в Китае, на Цейлоне, Сирии, на Карпатах, в Германии и в Австрии. Только после этого он окончательной остался в Советской России.

И швец, и жнец, и на дуде игрец

Начав с простого лаборанта-фотографа научно-опытного аэродрома на Ходынке, Роберт Бартини за два года сделал головокружительную карьеру. В 1927 году петлицы его мундира украшали ромбы комбрига, а сам он вошёл в состав научно-технического комитета ВВС СССР.

Однако чиновничья работа его не устраивала, и он перевелся в ОПО-3, в самую главную самолетостроительную фирму того времени. Вместе с ним трудились Д. П. Григорович, С. А. Лавочкин, И. В. Четвериков и С. П. Королёв.

Именно там Бартини возглавил группу конструкторов, разработавших уникальные гидросамолеты: летающий крейсер МК-1, а также МБР-2 для ближней разведки и МДР-3 для дальней разведки. Вскоре он был награжден автомобилем М-1 за организацию морского этапа перелета ТБ-1 «Страна Советов» из Москвы в Нью-Йорк.

Самолёт-невидимка

В журнале «Изобретатель и рационализатор» за 1936 год журналист И. Вишняков рассказал о самолете, сделанном из органического стекла – родоида, который с внутренней стороны был покрыт амальгамой. Бартини оборудовал машину устройством для распыления голубоватого газа. Этого оказалось достаточным, что обеспечить аэроплану маскировку на фоне чистого неба.

«Необычность той машины проявлялась уже в тот момент, когда запускался двигатель, - писал И. Вишняков. - Раздавались привычные команды и ответы: «От винта! Есть от винта!». Потом все увидели густой голубоватый выхлоп от бортовых отверстий. Одновременно с этим резко ускорилось вращение пропеллеров, и самолет стал исчезать из вида. Казалось, что он растворяется в воздухе. Те, кто находился близко к старту, уверяли, что видели, как машина уносится в небо, остальные теряли её из виду ещё на земле».

Бартини и Булгаков

Исследователи творчества Михаила Булгакова предполагают, что писатель был знаком с авиаконструктором Бартини и даже узнал от него о перспективных разработках. Об этом, в частности, говорят строки в романе «Мастер и Маргарита»: «Римский представил себе Стёпу в ночной сорочке, торопливо влезающего в самый-самый, делающий триста километров в час аэроплан. И тут же сокрушил эту мысль, как явно гнилую. Он представил другой самолёт, военный, сверхбоевой, шестьсот километров в час».

Интересно, что это было написано в примерно в 1933 году, когда специалисты СНИИ ГВФ под управление Бартини начали испытания своей машины «Сталь-6», с невероятной для того времени скоростью 450 км/час. При этом было заявлено, что следующий аэроплан «Сталь-8» будет летать еще быстрей – 630 км/час. Однако проект был свёрнут при 60% готовности из-за своих запредельных характеристик.

Сделка с дьяволом

В 1939 году самолет «Сталь-7» конструкции Бартини установил новый мировой рекорд: пролетел 5000 километров со средней скоростью 405 км/час. Однако авиаконструктор об этом не узнал. Его обвинили в шпионаже в пользу Муссолини. От верной смерти Бартини спас Климент Ворошилов, заявивший Сталину: «Уж больно голова хорошая».

Конструктора перевели тюремное конструкторское бюро ЦКБ-29 НКВД.

Однажды, в начале войны, Бартини встретил Берию и попросил его отпустить. Лаврентий Павлович поставил ему условие: «Сделаешь лучший в мире перехватчик, отпущу». Вскоре Роберто Бартини предоставил проект сверхзвукового реактивного истребителя. Однако Туполев поставил на этой разработке крест, заявив, что «наша промышленность не потянет этот самолет». Он считал Бартини гением, который, однако, не доводит свои идеи до конца. По другой версии, разговор Берии с Бартини состоялся до войны и касался переделки пассажирского самолета «Сталь-7» в дальний бомбардировщик ДБ-240.

Настоящая биография Бартини видна не более, чем его легендарный амальгамовый самолет.

«Каждые 10-15 лет клетки человеческого организма полностью обновляются, и поскольку я прожил в России более 40 лет, во мне не осталось ни одной итальянской молекулы». (Роберт Бартини)

Малоизвестный для широко круга общественности Роберт Бартини был не только выдающимся ученым и авиационным конструктором, но и одним из тайных вдохновителей советской космической программы. Известный всем Сергей Павлович Королев называл Бартини своим учителем, также считали и многие другие известные советские авиаконструкторы. В разные годы с Бартини были связаны: Яковлев, Ильюшин, Антонов, Мясищев и многие другие. Всего на счету данного конструктора было более 60 законченных проектов самолетов, все из которых отличались особой оригинальностью и новизной идей. Помимо авиации и физики, Бартини достаточно много занимался философией и космологией. Им была разработана уникальная теория шестимерного мира, в котором время, как и окружающее нас пространство, обладало 3-мя измерениями. Данная его теория получила известность, как «мир Бартини».


Биография Роберта Бартини по-настоящему удивительна. Его настоящее имя Роберто Орос ди Бартини (итал. Roberto Oros di Bartini). Потомственный итальянский аристократ, родился в семье барона 14 мая 1897 года в Фиуме на территории Австро-Венгрии. В 1916 году Бартини заканчивает офицерскую школу и отправляется на Восточный фронт, где в ходе Брусиловского прорыва попадает в плен и отправляется в лагерь для военнопленных под Хабаровском, где, как предполагается, проникается идеями большевизма.

Бартини Роберт Людвигович


В 1920 году Роберто возвращается на родину, к этому времени его отец уже вышел в отставку и осел в Риме, сохранив при этом многие привилегии и звание государственного советника, но сын отказывается пользоваться возможностями отца, в том числе и финансовыми. Он идет работать на миланский завод «Изотта-Фраскини», одновременно с этим за 2 года экстерном сдает экзамены в авиационном отделении Миланского политехнического института и получает диплом авиационного инженера. Примерно в это же время в 1921 году он вступает в итальянскую коммунистическую партию (ИКП). После фашистского переворота в Италии в 1923 году Роберто Бартини по решению ИКП отправляется в СССР для помощи молодой республике в области авиастроения. Так начинается советский этап «красного барона», именно это прозвище Бартини получил в Советском Союзе.

Советская карьера Роберто Бартини берет начало на Научно-опытном (ныне Чкаловском) аэродроме, где он занимал должность начальника отдела и главного инженера. В 1928 году Бартини возглавил экспериментальную группу, которая занималась проектированием гидросамолетов. Работая в данной группе, он предложил проект экспериментального истребителя «Сталь-6» и 40-тонного морского бомбардировщика МТБ-2. Однако в 1930 году его группа была включена в состав ЦКБ, откуда Бартини уволили за критику создаваемой организации. В том же году по рекомендации М. Н. Тухачевского Бартини был назначен главным конструктором ОКБ НИИ Гражданского воздушного флота. Знакомство и покровительство Тухачевского позднее сыграют с конструктором злую шутку.

В 1933 году на созданном Бартини самолете «Сталь-6» был установлен мировой рекорд скорости – 420 км/ч. На базе уже созданной машины был спроектирован новый истребитель «Сталь-8», однако данный проект был закрыт, так как не соответствовал тематике гражданского авиастроения, которым и занималось ОКБ. Уже в работе над истребителями «Сталь-6» и «Сталь-8» Бартини показал себя как очень дальновидный конструктор-новатор, который не боится предлагать смелые и неординарные идеи.

Экспериментальный истребитель Сталь-6


В конструкции своего экспериментального истребителя «Сталь-6» Бартини применил следующие новшества:

1. Убирающееся шасси, которое снижало общее сопротивление. При этом шасси было одноколесным.
2. Использование сварки, что позволило снизить трудоемкость конструкции и значительно аэродинамическое сопротивление самолета. В некотором роде сварка снижала и вес конструкции.
3. Материал – особо легкие сплавы алюминия и магния, более коррозостойкие материалы покрывали самолет снаружи, защищая менее корозостойкие от вредного воздействия внешней среды.
4. Испарительное охлаждение с радиатором, который был вынесен в крылья. Для повышения боевой живучести машины отсеки радиатора делались независимыми, то есть они могли работать даже при пробитии крыла. Позднее данная система охлаждения была использована на немецком самолете Хе-100, однако там система отсеков не использовалась, что снижало боевую живучесть машины.

Осенью 1935 года Бартини разрабатывает 12-местный пассажирский самолет, получивший название «Сталь-7» и имеющий крыло «обратная чайка». Данный самолет в 1936 году был продемонстрирован на Международной выставке в Париже, а в августе на нем удалось установить международный рекорд скорости. На дистанции в 5000 километров средняя скорость составила 405 км/ч. Также в конце 1935 года конструктором был спроектирован дальний арктический разведчик (ДАР), который одинаково легко мог садиться на воду и лед. На базе своего самолета «Сталь-7» Бартини начал работы по созданию дальнего бомбардировщика ДБ-240, который позднее был классифицирован как Ер-2. Его разработку заканчивал уже другой главный конструктор В. Г. Ермолаев, так как Бартини к тому моменту был арестован НКВД.

14 февраля 1938 года Бартини был арестован, ему предъявлялись обвинения в связи с «врагом народа» маршалом Тухачевским, а также в шпионаже в пользу Муссолини (при том, что в свое время он бежал в СССР от его режима). Решением внесудебного органа, так называемой «тройки», Роберт Бартини был приговорен к типичному для таких дел сроку в 10 лет лишения свободы и пяти лет в – «поражении в правах». Заключенный Бартини был отправлен в закрытое ЦКБ-29 тюремного типа, такие конструкторские бюро в СССР называли «шарашками». Находясь в заключении, он принимал активное участие в работах по созданию нового бомбардировщика Ту-2. По своей же просьбе он был переведен в группу заключенного Д. Л. Томашевича (бюро 101), которая занималась проектированием истребителя. Это сыграло с ним злую шутку. В 1941 году всех, кто работал вместе с конструктором Туполевым освободили, в то время как сотрудники бюро «101» освободились только после войны.

Дальний бомбардировщик Ер-2


Уже в начале войны было организовано специальное ОКБ Бартини, которое работало над 2-мя проектами. Сверхзвуковым одноместным истребителем «Р» типа «летающее крыло» и Р-114 – зенитным истребителем-перехватчиком, который должен был оснащаться 4-мя ЖРД конструкции В. П. Глушко и иметь стреловидное крыло. Для 1942 года истребитель Р-114 должен был развивать невиданную скорость в 2 Маха, но уже осенью 1943 года ОКБ было закрыто.

В 1944-1946 годах Бартини работает над проектированием транспортных самолетов Т-107 и Т-117. Т-117 представлял собой магистральный транспортный самолет, который планировалось оснащать 2-мя двигателями АШ-73 мощностью по 2300 л.с. каждый. Схема самолета – высокоплан с достаточно широким фюзеляжем, поперечное сечение которого было образовано тремя пересекающимися окружностями. Данный самолет был первым в СССР позволяющим перевозить грузовики и танки. Также разрабатывался пассажирский и санитарный варианты, которые обладали герметичными салонами. Проект данного самолета был готов уже к осени 1944 года, весной 1946 года он был представлен в МАП, после чего получил положительные заключения ГВФ и ВВС. После того как было подано несколько ходатайств и писем от ряда выдающихся советских авиационных деятелей (М. В. Хруничева, А. Д. Алексеева, Г. Ф. Байдукова, И. П. Мазурука и др.) проект был утвержден и в июле 1946 года был дан старт постройке самолета. В июне 1948 года самолет был закончен практически на 80%, но работы по нему были свернуты, так как Сталин посчитал использование двигателей АШ-73, которые были необходимы для оснащения стратегических бомбардировщиков Ту-4, непозволительной роскошью.

Позднее Бартини начинает работу над новым тяжелым военно-транспортным и десантным самолетом Т-200. Это был высокоплан с фюзеляжем большой емкости, обводы которого создавались крыльевым профилем. Задняя кромка, которая раскрывалась вверх и вниз, между 2-мя хвостовыми балками, образовывала широкий проход высотой 3 метра и шириной 5 метров, который идеально подходил для погрузки крупногабаритных грузов. Силовая установка машины была комбинированной и состояла из 2-х турбореактивных РД-45 по 2270 кгс тяги и 2-х поршневых двигателей АШ мощностью в 2800 л.с. Данный проект разрабатывался в 1947 году и даже был утвержден, самолет был рекомендован к постройке, но так и не был построен. Впоследствии многие наработки по этому проекту были использованы при разработке транспортных самолетов Антонова.

Проект стратегического бомбардировщика А-57 (летающая лодка)


В 1948 году Роберт Бартини освобождается и по 1952 год работает в ОКБ гидроавиации Бериева. В 1952 году его командировали в Новосибирск, где он был назначен начальником отдела перспективных схем СибНИА – Сибирского научно-исследовательского института авиации им. Чаплыгина. Здесь в это время осуществлялись исследования по профилям, управлению пограничным слоем на сверхзвуковых и дозвуковых скоростях, по регенерации пограничного слоя силовой установкой самолета, по теории пограничного слоя, сверхзвуковому крылу с самосбалансированием при переходе на сверхзвук. У такого крыла балансировка происходила без потерь в аэродинамическом качестве. Бартини был выдающимся математиком и ему удалось буквально вычислить данное крыло, не прибегая к особо большим затратам и дорогим продувкам. Тогда же он представляет проект сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика А-55. Данный проект поначалу был отклонен, так как обозначенные характеристики были приняты за нереальные. Помогло Бартини обращение к С. П. Королеву, который обосновал данный проект экспериментально.

В 1956 году Бартини был реабилитирован. В апреле 1957 года его откомандировали из СибНИА в ОКБС МАП в подмосковных Люберцах. Здесь до 1961 года он разрабатывает 5 проектов разнообразных самолетов массой от 30 до 320 тонн различного назначения. В 1961 году он предлагает проект сверхзвукового дальнего разведчика, который должен был оснащаться ядерной силовой установкой Р-57-АЛ. Именно в этот период карьеры у него рождается еще одна выдающаяся идея – создание крупного самолета-амфибии, который бы мог взлетать вертикально и позволял охватить транспортными операциями большую часть Земли, включая моря и океаны, регионы вечных льдов и пустыни. Начинаются работы по использованию экранного эффекта для улучшения взлетно-посадочных характеристик самолетов. В 1961-1963 годах проводятся испытания небольшого самолета Бе-1, который можно назвать «первой ласточкой».

В 1968 году коллектив Роберта Бартини из Подмосковья перебирается на завод им. Димитрова в Таганрог, данный завод специализировался на гидросамолетах. Здесь в КБ Бериева ведутся работы над концепцией «безаэродромных самолетов». В 1972 году здесь были построены 2 противолодочных самолета ВВА-14 (вертикально взлетающих амфибии). Работа над этим проектом была последней в жизни Бартини, в 1974 году он скончался в возрасте 77 лет, оставив после себя более 60 оригинальных проектов самолетов.

ВВА-14 - вертикально взлетающая амфибия, самолет был выполнен в металле, совершал полеты


51 год Роберт Бартини прожил в СССР, почти 45 из них он провел, работая главным конструкторам. Вместе с ним работали тысячи отечественных специалистов («с ним», а не «у него» – он неизменно поправлял всех при подобного рода оговорках). Министры, директора, академики, начальники цехов и отделов, рядовые конструкторы, слесари, копировщицы, летчики – ко всем он относился с одинаковым уважением, как к своим коллегам по общему делу.

Использованы источники:
www.oko-planet.su/spravka/spravkamir/24464-robert-bartini.html
www.findagrave.ru/obj.php?i=5612
www.airwar.ru/history/constr/russia/constr/bartini.html
www.planers32.ru/mc_191.html

  • Необычные явления
  • Мониторинг природы
  • Авторские разделы
  • Открываем историю
  • Экстремальный мир
  • Инфо-справка
  • Файловый архив
  • Дискуссии
  • Услуги
  • Инфофронт
  • Информация НФ ОКО
  • Экспорт RSS
  • Полезные ссылки




  • Важные темы

    Роберт (Роберто) Людвигович Бартини (настоящее имя — Роберто Орос ди Бартини (итал. Roberto Oros di Bartini); 14 мая 1897, Фиуме, Австро-Венгрия — 6 декабря 1974, Москва) — итальянский аристократ (родился в семье барона), коммунист, уехавший из фашистской Италии в СССР, где стал известным авиаконструктором. Физик, создатель проектов аппаратов на новых принципах (см. экраноплан).

    Малоизвестный широкому кругу общественности и также авиационным специалистам, был не только выдающимся конструктором и учёным, но и тайным вдохновителем советской космической программы. Сергей Павлович Королёв называл Бартини своим учителем. В разное время и в разной степени с Бартини были связаны: Королёв, Ильюшин, Антонов, Мясищев, Яковлев и многие другие.

    Помимо авиации и физики, Р. Л. Бартини занимался космогонией и философией. Им была создана уникальная теория шестимерного мира, где время, как и пространство, имеет три измерения. Эта теория получила название «мир Бартини». В литературе по аэродинамике встречается термин «эффект Бартини».

    Шестимерное пространство Бартини

    Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
    - Это во многом зависит от того, куда ты хочешь прийти, — ответил Кот.
    - Да мне почти все равно, — начала Алиса
    - Тогда все равно, куда идти, — сказал Кот.
    - Лишь бы попасть куда-нибудь, — пояснила Алиса.
    - Не беспокойся, куда-нибудь ты обязательно попадешь, — сказал Кот, -
    конечно, если не остановишься на полпути

    Л. Кэролл, «Приключения Алисы в Стране Чудес»

    «Прошлое, настоящее и будущее — одно и то же, — говорил Бартини. — В этом смысле время похоже на дорогу: она не исчезает после того, как мы прошли по ней и не возникает сию секунду, открываясь за поворотом».

    Мысли вслух о восприятии времени

    Я часто вспоминаю прошлое, как наверное, и все вы. Вспоминаю детские годы — вот я несусь по берегу Азовского моря на дедушкином велике, счастье переполняет меня, мне 10 лет и дедушка только что подарил мне свои Командирские часы… Вот моя первая линейка, первый класс, неизведанное и что-то магическое смотрит на меня из будущего. Это, кажется, чувствуют все — приятным волнением наполнен уже слегка прохладный сентябрьский воздух… Вот успехи и неудачи в школе, вот первая драка с сильным и злым старшеклассником (прям как в кино), первая любовь, потом была перестройка — все закрутилось как в плохом детективе. Я смотрю на себя отсюда, с высоты уже прожитого и явно понимаю — в некоторые моменты моей жизни словно невидимая рука направляла меня, что избежать некоторых очень неприятных вещей. Кто-то незаметно, но очень действенно выводил меня из глубоких тупиков.

    Однажды мне пришлось защищаться от бандитов. Их было трое. Но благодаря своей реакции и школе вольной борьбы, я точно знал, что мне удасться выкрутиться. Дело было все в том, что выкрутиться можно было, только убив одного из них. Мне дали стакан со спиртом и клофелином, потом протянули чайник и его носик через мгновение мог бы войти в глаз бандиту. Это был мой единственный шанс. Россия, 90-е.

    Мгновение на раздумья. Но этот миг стал вечностью. Кто-то невидимый железно сжал мою руку. И не дал сделать непоправимое. Впоследствии эти глупые ребята все как один ушли на небо.

    Но что стало бы со мной, совершив я этот шаг? Ясно что стало бы. Ничего хорошего.

    А вспомните дежа-вю. У кого их не было?! Что это? — когда ты отчетливо понимаешь, что ты тут был и все это видел, и даже смутно помнишь, что будет дальше — и это пугает похлеще дикой гиены.

    Или что такое предвидения, знамения, воспоминания о будущем? Кто и зачем показывает нам их?
    Вопросов много, мыслей много. И чем больше думаешь, тем больше вопросов.

    Сергей Снегов (1910-1994)

    «Люди как боги» взята напрямую! из Докладов Академии наук СССР 1965 года. Идея, доказанная математически, что Время нелинейно и неодномерно. Оно трехмерно. Что из этого следует — можно прочитать в эпиграфе. Или додумать.

    Снегов не случайно за научную основу своей трилогии взял разработки Бартини. Они оба, в какой-то степени, сильно опередили свое время, И Снегова и Бартини не печатали, оба прошли сталинские лагеря, реабилитированы, но и впоследствии «высунуться» им не давали. Таким образом он хотел поддержать Бартини.
    Приведу краткое содержание трилогии из Википедии.

    Галактическая разведка (1966)

    Эли Гамазин в составе делегации с Земли отправляется на Ору на межзвёздную конференцию. Ора — это искусственная планета, плоская по форме и освещаемая искусственным солнцем, ночью превращающимся в луну. На Оре во время конференции земляне получают сведения о гуманоидах (галактах), которые ведут войну с невидимыми врагами. Отправляясь на разведку в Плеяды , земляне натыкаются на расу разрушителей, которые похищают Андре Шерстюка. В погоне за разрушителями Эли, Леонид Мрава и Ольга Трондайк обнаружили, что в рассеянном скоплении обрушиваются три гравитационных удара, пущенных кораблями разрушителей.

    Вторжение в Персей (1968)

    Две космические эскадры под командованием Эли Гамазина отправляются к скоплению χ Персея . Там они встречаются с Великим Разрушителем, галактами, Мозгом -Мечтателем, и узнают о существовании таинственного и могущественного народа рамиров, создавших свою цивилизацию задолго до галактов. Объединив усилия с Мозгом, галактами и своими новыми неожиданными союзниками из числа разрушителей, люди вырываются из сетей гравитационной неевклидовости, создаваемой станциями метрики, и устремляют свой взор в ту часть Вселенной, в которую ушли рамиры.

    Кольцо обратного времени (1977)

    После гибели Первой экспедиции посланной к Ядру , на Земле формируется Вторая, в состав которой входят люди, галакты и демиурги. Эли Гамазин включается в неё в качестве научного руководителя экспедиции. Небольшой флот из 15 звездолётов устремляется в глубины Галактики встречая на своём пути Красное светило, Гибнущие Миры, систему Трёх Пыльных Солнц, народ аранов и Оана, следы Жестоких Богов, Гимны Бытию и Небытию, Всёуничтожающий Луч, разрывы Времени, враждебное Тяготение, безумие Машин и искажения последовательности протекания событий. При этом члены Второй экспедиции испытывают боль тяжёлых утрат, пытаясь замкнуть Кольцо Времени, на что они решились увидев проявления силы рамиров.

    Время у Снегова приобретает такие причудливые формы, что приходится перечитывать по 5-10 раз, пока вникнешь в суть. Но главная его мысль, — помимо социальных коллизий заключается в том, что управление временем — дело возможное, но нам еще очень и очень далеко до этого.

    Но что же такого придумал Бартини? Что такое трехмерность времени?

    Теперь о том, что удалось извлечь из статьи Бартини мне. Прежде всего, это понимание тех трудностей, которые испытал Герштейн. Читать Бартини не трудно, а очень трудно. Пропустив многое из того, за публикацию чего так самоотверженно «воевал» Бартини, я все-таки понял его утверждение о том, что «введение однородных координат позволяет свести теоремы проективной геометрии к алгебраическим эквивалентам и геометрические соотношения к кинематическим связям». (Бартини, 254). Это означает, что предложенная мною в основном тексте замена координатной системы на систему «пространственный путь — космологическое время» должна быть плодотворной. Действительно, это предложение эквивалентно «введению однородных координат», а потому позволяет более эффективно описывать пространство-время.

    Конкретизируя свою концепцию «однородных координат» Бартини утверждает, что «… форма существования объекта А (Вселенной — Ю.Л.) является (3+3)-мерным комплексным образованием, состоящим из произведения трехмерной пространственноподобной и ортогональной к ней трехмерной времяподобной протяженности, обладающим ориентацией». (Бартини, 252). Здесь явно прослеживаются параллели с вращением в комплексных координатах Фейнмана, а также с рассуждениями о размерности времени.

    Лично мне это особенно интересно, поскольку трехмерность времени была для меня достаточно очевидным «архитектурным излишеством». Бартини придает этому гораздо большее значение. Согласно Бартини при таком подходе возникает возможность говорить о взаимных переходах пространственных и временных измерений «объекта А». Он утверждает, что всякий объект А «можно рассматривать как волну и как вращающийся осциллятор». (Бартини, 254). Последнее возможно из-за отмеченной в предыдущей цитате ориентации объекта А. Правда, возникает вопрос о том, по отношению к чему уникальный объект А обладает ориентацией? Но разрешается он, видимо, в рамках концепции Геделя — даже «тотальный», с нашей точки зрения, объект должен быть элементом некоего множества. Очень хорошо это вяжется с представлениями об ансамбле Вселенных по Эверетту.

    Продолжая свою мысль о вращении осциллятора, А. Бартини пишет: «В осцилляторе происходит поляризация компонентов фона, преобразование L — T или T - L в зависимости от ориентации осциллятора, создающего ветвление L и T протяженностей» (Бартини, 254). Иными словами, Бартини утверждает, что, при определенных условиях, возможно путешествовать во времени, используя перемещения в пространстве, и — наоборот, перемещаться в пространстве, используя ход времени.

    С этой точки зрения казавшаяся мне тривиальной трехмерность времени теперь представляется более заслуживающей подробных размышлений. Во всяком случае, тот факт, что физическое время может быть разложено по ортогональным координатам, которые вполне уместно назвать координатами Бартини, укрепляет представления о полной симметричности физического пространства и физического времени.

    Кстати, вот что рассказывает Герштейн о возникновении у Бартини идеи шестимерного пространства-времени. В перерывах обсуждения статьи, за чашкой чая, «… я старался навести разговор на тему работы Бартини в заключении. Кое-что об этом я слышал от Ю. Б. Румера. Бартини охотно рассказывал: «У нас было три отдела: Туполева, мой и Румера. Румер занимался у нас динамикой — фляттером, и мы были друзьями (вот откуда, подумал я, Бартини приобрел интерес к многомерной Вселенной). В моем отделе работало много известных теперь людей, например, Королев. Будущий директор ЦАГИ у нас был чертежником». (Герштейн).

    Очень жаль, что Бартини не сдержал одного своего обещания: «… в другом сообщении будет показано, что (3+3)-мерность пространства-времени является экспериментально проверяемым фактом и что шестимерная модель свободна от логических трудностей, созданных (3+1)-мерной концепцией»…. (Бартини, 260). Эта другая работа, насколько мне известно, опубликована не была. Но вряд ли можно винить в этом Бартини…

    Наверное, мы никогда не узнаем, что такое время. Мы будем приближаться, как к скорости света, но никогда ее не достигнем, будем черпать знания, но знания неисчерпаемы, будем дробить атомы в поисках новых частиц, но мироздание бездонно.

    Но идея — подумать о себе прошлом, послать себе совет в тот самый момент, когда ты его так ждешь там, в прошлом — почему нет? Если все времена существуют одновременно, то это не кажется невозможным. Задумайтесь об этом хотя бы на секундочку.

    В тексте использованы материалы с сайтов: