ачественное исследование не заканчивается на сборе данных. Кульминацией всей работы является скорее не полевая стадия, а анализ, интерпретация и представление результатов заказчику или читательской аудитории.

Проблема заключается в том, чтобы в массе собранных материалов найти скрытый смысл, эффективно "свернуть" огромный объем информации, создать или открыть важные модели или структуры и решить, в какой форме лучше передать то, что открывают нам данные. К сожалению, бес­спорных правил качественного анализа данных, которые имели бы универсальное значение для получения выводов и проверки их устойчивости и надежности не существует. В отличие от количественного анализа у нас нет неоспоримых формул или эффективных критериев для определения зна­чимости результатов. Нет, по существу, никаких прямых тес­тов для проверки надежности и обоснованности выводов. Кроме того, мы не можем точно воспроизвести процесс ана­литического мышления исследователя и поэтому его выводы могут оказаться невоспроизводимыми. Короче говоря, нет ни­каких абсолютных правил за исключением одного - сделать все возможное для того, чтобы ясно и полно представить читателям данные и то, что в них удалось обнаружить.

Это не означает, впрочем, что у нас нет никаких путевод­ных нитей, которые могли бы помочь в анализе данных. Но эти путеводные нити и процедурные предложения не являются правилами. Поскольку каждое качественное исследование яв­ляется уникальным, таким же будет и используемый аналити­ческий аппарат. Точно так же, как полевое качественное ис-

Посче поля

следование зависит на каждой своей стадии от умения, подготовки и способностей исследователя-полевика, качест­венный анализ зависит от аналитических способностей и стиля аналитика. Важно помнить, что пресловутый "чело­веческий фактор" является одновременно и большой силой, и фундаментальной слабостью качественного обследования и анализа.

В этой главе мы продемонстрируем стратегии, путевод­ные нити и идеи анализа, интерпретации и представления качественных данных. Эти стратегии и идеи скорее застав­ляют думать и облегчают работу, а не ограничивают в чем-то исследователя или усложняют его труд. Обычно, для того чтобы лучше приспособиться к специфической ситуации ис­следования, аналитику приходится адаптировать для своих нужд ряд стратегий и методик. Тем не менее как только анализ закончен, те, кто его проводил, обязаны сообщить о своих аналитических процедурах настолько полно и досто­верно, насколько это возможно. Это означает, что качествен­ный анализ является фактически еще одной стадией полевой работы, на которой аналитики должны точно так же зани­маться самонаблюдением и самоконтролем. В любом случае аналитик обязан сообщить о примененных аналитических процедурах в специальном разделе своего отчета о полу­ченных результатах.

Фокусировка анализа

Первая задача в качественном анализе - описание. Оно отвечает на вопросы типа: "Что происходило, как и при каких условиях?"; "Каковы были цели участников?"; "Что с ними стало в дальнейшем?"

Описание обязательно следует отделять от интерпрета­ции. Интерпретация включает объяснение результатов, по­лучение ответов на вопросы "почему" и развитие моделей и теоретических объяснений. Большое искушение - присту­пить к творческой работе по интерпретации данных преж­де, чем довести до конца тяжелую работу по сведению вместе согласованных ответов на главные описательные во­просы. Но описание всегда должно предшествовать анали­зу. Дисциплина и строгость качественного анализа зависят

от представления основательных описательных данных таким образом, чтобы читатели смогли их понять и извлечь из них свои выводы и смогли их интерпретировать.

Стратегии анализа интервью

Первое, что следует решить при анализе интервью, так это то, начать ли с анализа одного случая или сравнивать случаи один с другим. Если решено начинать с анализа случая, то необходимо провести исследование для каждого интервьюируемого или каждой исследуемой единицы (т. е. каждого критического события, каждой группы и т. п.). Если же решено начать с перекрестного анализа, то необходимо провести группировку ответов, полученных от разных людей на одни и те же вопросы, или анализ различных точек зрения на одни и те же проблемы.

Перекрестный анализ ряда случаев или фрагментов ин­тервью, посвященных одним и тем же вопросам, можно сделать сравнительно легко только в том случае, если ис­пользуется стандартизированное открытое интервью. Если же принято решение остановиться на неструктурирован­ном глубинном интервью, то ответы разных людей хотя и могут быть, при известном желании, сгруппированы по темам, но вряд ли можно ожидать, что соответствующие данные будут находиться в одном и том же месте в каждом транскрипте.

Эти две стратегии не являются взаимоисключающими. Исследование обычно включает оба вида анализа, но начи­нать приходится с чего-то одного. Попытка одновременно исследовать и отдельные случаи, и провести перекрестный анализ по какой-то теме может привести лишь к путанице.

Стратегии анализа наблюдений

Первоначальный анализ данных наблюдения заметно об­легчается, если есть ясность, в каком виде он будет наибо­лее полезен для представления результатов. Выбор может быть сделан в пользу принципов хронологии, ключевых событий, условий, людей, процессов и ключевых вопросов. Принцип хронологического описания состоит в описании того, что наблюдалось в хронологическом порядке, расска-

После поля

Анализ и интерпретация качественных данных

зать "историю" от начала до конца. Принцип описания в соответствии с ключевыми событиями основан на представ­лении данных, начиная с критически важных случаев, упо­рядоченных по их значению, а не в том порядке, как они происходили во времени. Принцип описания условий ста­вит в центр описание различных мест, пунктов, особеннос­тей размещения, территории для последующего перекрест­ного анализа. Если первичной единицей анализа являются люди или группы, то они также могут становиться фокусом исследования. Данные могут быть организованы таким об­разом, чтобы описать важные процессы, происходящие в таких группах (контроль, принятие решений, социализа­цию, коммуникацию). Наблюдения могут быть также сведе­ны вместе для того, чтобы осветить в первую очередь те ключевые проблемы, которые совпадают с первичными ис­следовательскими вопросами.

Следует еще раз повторить, что взаимоисключающих способов организации данных наблюдений не существует. Суть проблемы заключается в том, что исследователь дол­жен иметь некоторую первоначальную конструкцию для контроля за чрезвычайно обширными и, как правило, плохо структурированными данными, собранными на поле­вой стадии работы.

Начало анализа

Часто невозможно указать ту точку, в которой сбор дан­ных прекращается и начинается анализ, поскольку идеи относительно возможного анализа появляются уже на по­левой стадии. Настоящий анализ начинается именно с этих "черновых" идей, сохранившихся в полевых дневниках. Вот почему так важно записывать аналитические соображения, которые приходят в голову при сборе данных. Это "пере­крытие" во времени этапов сбора и анализа улучшает как качество собираемых данных, так и качество анализа, по крайней мере, до тех пор, пока исследователи не позволят своим первоначальным интерпретациям исказить сбор новых данных. В самом деле, вместо того, чтобы направить сбор дополнительных данных на подтверждение первона­чальных полевых гипотез (зачем вообще нужно выходить в

поле, если ответ на все вопросы известен заранее?), иссле­дователь может переориентировать полевую работу на поиск альтернативных объяснений, которые показали бы ошибочность первоначальных догадок. Когда сбор данных формально завершается и проходит время окончательного анализа, исследователь имеет два первичных источника, из которых он может исходить при организации анализа. Пер­вый включает те вопросы, которые возникли во время кон­цептуальной фазы исследования и прояснялись вплоть до окончательного анализа, второй - аналитические идеи и интерпретации, которые возникли во время сбора данных.

Организация данных

Данные, собранные с помощью качественных методов, как правило, объемны. Обычно это сотни диктофонных кас­сет, тысячи страниц транскриптов интервью, толстые тет­ради, испещренные полевыми заметками. Может показать­ся, что разобраться в этом - непосильная задача.

В первую очередь следует убедиться: собрано все, что следовало собрать. Полны ли полевые заметки? Может быть, какие-то полевые записи не были сделаны вовремя, отложены на потом и забыты? Нет ли каких-нибудь пробе­лов в данных, которые все еще можно заполнить при сборе дополнительной информации прежде, чем начнется ана­лиз? Полны ли транскрипты интервью? Итак, прежде всего проверяется полнота и качество собранной информации.

Когда интервьюер уверен, что все данные собраны, про­верено их качество и заполнены все пробелы и пропуски, можно приступать к анализу. Но прежде рекомендуется сделать по крайней мере четыре полные копии всех дан­ных, одну - резервную и три копии - для разных видов анализа, описываемых ниже. Но если данные собираются длительное время, разумно придерживаться правила: де­лать копии по мере их сбора и хранить одну копию в безопасном месте, где ее нельзя будет повредить, уничто­жить или потерять. Без всякого преувеличения можно ска­зать, что все полевые данные бесценны. Они уникальны, поскольку ни те наблюдения, которые были сделаны, ни точные слова, которые были сказаны в ходе интервью, ни-

После поля

когда не удастся получить в том же самом виде, даже если будут предприняты новые наблюдения и проведены новые интервью. Еще раз подчеркнем, что первичные материалы полевых исследований бесценны и требуют бережного об­ращения.

Итак, одна копия, назовем ее "мастер-копией", хранится в резерве, одна копия остается для анализа, одна - для пометок и одна - для вырезок и вклеек. Значительная часть работы над качественным анализом включает выре­зание и вклеивание данных независимо от того делается ли это с помощью компьютера или вручную, методом "рекле", т. е. используя ножницы и клей. Лучше всего иметь для этого хотя бы одну копию, чтобы ни при каких обстоятельствах не поддаваться искушению "приводить в порядок" мастер-копию. Мастер-копия становится ключевым ресурсом для размещения материалов и сохранения контекста сырых данных. Той же самой цели должен служить и компьютер­ный "мастер-файл".

Когда копии данных были сделаны, можно начинать формальный анализ. Анализ качественных данных - твор­ческий процесс. Он требует интеллектуальной дисциплины, аналитической строгости и большого труда. Поскольку раз­ные люди привыкли делать интеллектуальную работу раз­ными способами, нет единого способа организации, анализа и интерпретации качественных данных. Поэтому описание аналитических процедур, следующее ниже, скорее дает почву для новых размышлений, чем претендует на норма­тивность. Каждый исследователь может выбрать для себя ту процедуру анализа, которая лучше всего отвечает его склонностям. Ниже, в следующих разделах описываются некоторые альтернативные способы организации и пред­ставления качественных данных.

Контент - анализ

Под контент-анализом обычно понимается процесс иден­тификации, кодирования и категоризации первичных структур, содержащихся в интервью и наблюдениях.

Начало контент-анализа: кодировка. Один из способов начать контент-анализ - просмотреть все полевые замет-

Анализ и интерпретация качественных данных

ки или транскрипты интервью и сделать комментарии на полях или даже прикрепить к ним листки бумаги, которые содержат замечания о том, что следует сделать с теми или иными кусками данных. Эта процедура является первым шагом на пути организации данных по темам и файлам. Работа с темами похожа на индексирование - подготовку предметного указателя для книги или закладок в компью­терных текстовых редакторах. Нужно просто рассмотреть то, о чем говорится в том или ином куске и присвоить ему какое-либо имя или метку. Та копия, в которой содержатся эти пометы, становится индексированной копией полевых заметок или интервью.

Сокращения пишутся непосредственно на абзацах, со­держащих данные, на полях, или на дополнительных лист­ках, прикрепляемых к страницам. Полная "легенда" для этих пометок разрабатывается отдельно для каждого файла и служит в качестве первого шага на пути организа­ции данных методом вырезания и вклеивания. Одни и те же куски текста могут служить самым разным целям или иллюстрировать разные темы. Именно поэтому перед пол­ным индексированием необходимо изготавливать несколько копий данных.

Этот процесс организации меток для различных типов данных является первым шагом контент-анализа, с помо­щью которого классифицируется содержание данных. Кри­тически важной является предварительная разработка классификационной системы, без которой в данных царит полный хаос. Итак, первый шаг анализа - сведение слож­ной реальности в некоторое количество управляемых клас­сификаций. Ж. Санд в "Письмах путешественника" писала, что классификация - это нить Ариадны в лабиринте при­роды.

В том случае, когда для этого есть возможность, лучше, если над кодировкой будут работать не один, а несколько человек. Каждый из них может кодировать данные по классификационным схемам независимо от остальных и затем результаты кодирования можно сравнить и обсудить. Если обнаружатся различия в том, как двое людей смотрят на одни и те же данные могут появиться новые важные


По ,

кгле поля

для понимания данных идеи. В таком контексте этот под­ход можно назвать формой аналитической триангуляции.

Компьютерная обработка данных

Иногда возможен и желателен более тщательный клас­сификационный анализ, чем составление простой системы файлов. Это наиболее справедливо для больших проектов, когда одному человеку бывает очень трудно закодировать весь огромный массив данных. В этом случае следует раз­работать более формальную классификационную схему, которую могут использовать тренированные кодировщики, помогающие в организации данных. В идеале классифика­ционная схема должна обеспечить легкий доступ к данным для всех, кто захочет их использовать. Если бы данные предназначались для одного исследователя, в такой клас­сификации не было бы необходимости. Для того чтобы обеспечить доступ для нескольких исследователей, каждо­му параграфу в каждом интервью должен быть присвоен номер, состоящий из номера страницы этого интервью и номера параграфа на данной странице. В ходе первичного исследования интервью развивается сложная классифика­ционная схема, состоящая из нескольких основных катего­рий и множества подкатегорий. Все эти категории и подка­тегории имеют свои кодовые номера. Каждый параграф каждого интервью можно затем закодировать любым коли­чеством цифровых или буквенно-цифровых комбинаций, достаточным для того, чтобы описать содержание парагра­фа. Отдельный компьютерный вход имеется для каждой идеи, присутствующей в каждом параграфе. Вход содер­жит идентификационный номер интервью, общий класси­фикационный номер кода содержания, классификационный номер подгруппы, номер страницы и параграфа, где можно найти соответствующий материал и/или краткое описание тех данных, которые содержит параграф.

Далее каждый из полученных кодов может быть введен в компьютерную систему, позволяющую распечатывать все темы, включенные в классификационную схему, с кратким описанием содержания соответствующих отрывков. Анали­тик может затем использовать это меню для непосредст-

Анализ и интерпретация качественных данных

венного перехода к полным текстам. Кроме того, компью­терные системы обработки данных позволяют проводить простые перекрестные классификации и сравнения фраг­ментов текста для более углубленного анализа.

Только такая система кодировок подходит для строгого анализа большого количества данных. Система с множест­венным категориальным кодированием каждого параграфа в каждом интервью представляет собой, конечно, экстраор­динарную форму кодирования, которую вряд ли стоит ис­пользовать для небольших проектов. Создание такой совер­шенной системы, несмотря на всю ее желательность и уни­версальность может оказаться чересчур дорогостоящим и долгим. Тем не менее если предполагается, что данные будут использованы несколькими аналитиками или в тече­ние длительного периода, учитывая также и те дополни­тельные данные, которые, возможно, придется получить спустя некоторое время, то такая система может оказаться чрезвычайно полезной и в конечном счете поможет сэконо­мить большое количество времени.

Исследование случая

Цель классификации качественных данных для контент-анализа - облегчить поиск моделей в определенных усло­виях или для набора случаев. Существует ряд проблем, которые лучше всего исследовать с помощью анализа слу­чаев. Случаями могут быть отдельные люди, программы, институции или группы. Исследование случая в качествен­ном анализе - специфический способ сбора, организации и анализа данных. Его цель - собрать исчерпывающую, все­стороннюю, систематическую информацию о каждом слу­чае, представляющем интерес. Следовательно, начало ана­лиза случая - убедиться в том, что информация о каждом случае полна, насколько это возможно.

Исследованием случая может быть изучение, например, отдельной институции. Такой анализ может начинаться с индивидуальных случаев, затем следует их перекрестный анализ и, наконец, - их комбинация, которая и становится основой для анализа всей институции в целом. Возможно, таких уровней или слоев может быть и больше, особенно

После поля

если какое-либо явление исследуется на региональном или национальному уровне.

Каждое исследование случая опирается на все материа­лы, которые удалось применительно к нему собрать: все материалы интервью, данные наблюдений, документы, впе­чатления и утверждения других лиц и сведения об измене­нии каких-либо характеристик объекта изучения во време­ни. Все это становится сырым материалом, служащим для анализа случая. На персональном уровне данные о случае могут включать статистическую информацию о человеке, анализ условий жизни, автобиографию и дневники. На уровне институций анализ случая может включать про­граммные документы, отчеты, интервью с участниками каких-либо событий, персоналом, наблюдения над ее рабо­той и сведения об истории институции.

Когда исходные данные собраны, исследователь может начинать работу над описанием случая. Такое описание соединяет вместе и организует огромные по объему данные в единое обозримое целое. Эти записи включают всю ин­формацию, которая будет использована в проведении окон­чательного анализа случая. Информация редактируется, многословия выбрасываются, отдельные части лучше под­гоняются друг к другу и записи организуются для легкого доступа или в соответствии с хронологическим или темати­ческим принципом. Итоговые записи должны быть полны­ми, но контролируемыми. Хотя в них сохраняется вся ис­ходная информация, они организованы и классифицирова­ны на порядок лучше, чем сырые материалы, и уже не нуждаются в дополнительной преданалитической обработ­ке или интерпретации. Этот этап может и не является обязательным, но его следует предусмотреть, если имеется слишком большое число сырых данных, полученных в ходе интервью, наблюдений и сбора документов. Во многих слу­чаях исследователь, работая с сырыми данными, может начать подготовку окончательного отчета.

Записи случая используются для конструирования ис­следования случая. Последнее включает информацию, ко-

Анализ и интерпретация качественных данных

торая будет помещена в заключительный отчет. Она состо­ит из представления описательных данных. Отчет может включать не одно, а несколько исследований случаев, но, так или иначе, именно случай является базовым описа­тельным компонентом отчета.

Исследование случая должно погружать читателя в дан­ную ситуацию, в чью-то личную жизнь, жизнь группы, жизнь институции. Каждый случай, даже когда их несколь­ко, стоит особняком, что позволяет читателю понять его как уникальное, холистическое единство. Позднее может оказать­ся возможным и полезным сравнение и противопоставление случаев, но в первую очередь именно случаи должны быть представлены и поняты как выражение того явления, кото­рое интересно для исследователя. Описание случаев будет холистическим, всесторонним и станет включать множест­во размерностей, факторов и категорий, сплетенных в еди­ное целое в идеографической конструкции.

Таким образом, описание случая должно дать читаемую, описательную картину человека, институции или процесса, доступную для читателя всей информации и необходимую для их понимания. Исследование случая может быть орга­низовано хронологически или тематически и представлять холистический портрет человека или институции.

После того, как исследование случая закончено, необ­ходимы новые аналитические стратегии, которые будут описаны ниже, для будущего анализа и интерпретации данных.

Индуктивный анализ

Индуктивный анализ означает, что модели, темы, и кате­гории анализа вытекают из данных, а не накладываются на них еще до сбора и анализа. Аналитик смотрит на естест­венные вариации в данных.

Два способа представления проистекают из анализа дан­ных. Во-первых, аналитик может использовать категории, развитые самими респондентами для организации пред­ставления определенных тем. Во-вторых, аналитик может также быть знаком с категориями и моделями, о которых изучаемые люди не подозревали и для описания которых

После поля

не имели соответствующих терминов. В этом случае анали­тики развивают свою систему терминов для описания ин­дуктивно генерированных категорий.

В первом случае, прежде чем применять эти "естествен­ные" термины, полезно предварительно выяснить насколь­ко часто они употребляются и, главное - нет ли заметных различий в их понимании. Во втором случае те концепции, которые привносит исследователь, имеют свои корни в со­циальной теории, в имеющейся научной литературе или в исследовательских вопросах, сформулированных еще до начала исследования. Такие концепции дают общее чувство вовлеченности в общий исследовательский процесс и игра­ют для аналитика роль "дорожных указателей".

Посмотрим, как это разделение на естественные привне­сенные термины используется при составлении типологий .

" Естественные " типологии

Типологии - это классификационные системы, постро­енные из категорий, которые разделяют некоторые аспек­ты мира на части. Естественные типологии впервые появи­лись в антропологии. Согласно взглядам некоторых антро­пологов, например, Пелто, культурное поведение следует всегда изучать и категоризировать с точки зрения самих участников событий. Иначе говоря, единицы концептуали­зации в антропологических теориях должны быть "откры­ты" с помощью анализа когнитивных процессов у изучае­мых людей, а не привнесены извне из инокультурных (и поэтому этноцентрических) классификаций поведения.

Существует мощная тенденция, берущая свое начало с работ по сравнительной антропологии, направленная на со­хранение и включение в отчеты тех "естественных" типо­логий, которыми пользуются люди. Как выразился Ф. Боас, главная цель - понять мысли людей, и весь анализ их опыта должен быть основан на их, а не на наших концеп­циях.

Этот подход требует анализа вербальных категорий, ис­пользуемых респондентами, для того чтобы разбить слож­ные реальности на части. Фундаментальная цель языка - сказать нам, что представляется важным, дав этому имя и

н&шз и интерпретация качественных данных

тем самым отделить его от других вещей с другими имена­ми. Когда такие метки идентифицированы на основе анали­за того, что говорят люди, следующий шаг заключается в том, чтобы идентифицировать атрибуты или характеристи­ки, которые отличают одну вещь от другой. Итак, глав­ное - понять, как люди конструируют мир своего опыта исходя из того, что они говорят об этом (Фрейк).

Два примера " естественных " типологий , сконструированных респондентом

Типология селян по достатку. «Бывает человек чего-то хочет, чего-то добивается, но не может. Он хоть и работает, но маленькая зарплата. Но они стараются содержать детей хотя бы. А помогаем-то конкретно тем, кто получил эти несчастные... Даже пускай они и безработные , у нас бывает и безработные достаточно приличные люди; а вот есть те, которые... но помогаем мы им все-таки, помогаем, потому что жалко детей. Не родителей, конечно, а детей. Они по­лучили эти несчастные 30 тыс. - пособие на ребенка и быстренько постарались их пропить. А мы вот этим семьям помогаем. Купят себе бутылку, ребенку жвачку, радуйся! И ребенок радуется, потому что они редко это видят. А хлеба кусок им соседи дадут. Они голодными не останутся. А потом, в конце концов, та же мама пойдет на ГВК у нас на фабрике, украдет ту курицу, которая сдохла, которую только перерабатывать на удобрения, а она ее сварит и все равно дети будут есть. Выживают же, ведь выживают. Дохлятиной питаются и живут. И нормально. А кто сказал, что можно умереть от этого. Это одна прослойка, которые нищенствуют, не работают, живет на "детские" деньги. Но мы собираем им, что можем, потому что дети-то не винова­ты, хотя дети такие же. Нельзя, конечно, ярлык вешать, что такой же вырастет, но глядя на такую жизни очень сложно человеку подняться.

Другие, которые не пьющие, но опять же, на стадии вымирания. Ну как живут... Сельское хозяйство, конечно. Я даже считаю, если нам вообще платить не будут, хоть как-то, но выживем. Хотя бы картошка все равно уродится. На огороде все равно что-то будет: огурцы, помидоры, лук.

Анализ и интерпретация качественных данных

Ягоды какие-то, грибы. Этим лес кормит. С хозяйством подсобным, конечно, сложно, если не имеешь заработной платы , потому что сейчас свое хозяйство обходится очень дорого. Но на это у нас есть птицефабрика, с которой можно в случае чего что-то утащить. Тот же самый комби­корм. Из-за этого фабрика у нас и (жест - тонет). Полови­на комбикорма у нас идет на птицу, половина - на посе­лок. Все у нас растаскивается, это у нас все понимают прекрасно, но ведь не пойман - не вор.

А меня убедили на птицефабрике, что сейчас там
хорошая охрана.

Сейчас хорошая охрана, но я же, если честно сказать,
я же здесь живу, я никуда не уехала и у меня здесь
хозяйство, и у соседей, и у всех остальных. Но я же знаю,
что говорю, какая бы там охрана ни была. Меньше стали
воровать, меньше, я ничего не говорю, но все равно это
есть. И у охраны тоже свое хозяйство. У всех семьи, у всех
знакомые. Это всю жизнь и везде было. За это в принципе
кого-то осуждать нет смысла. За что осуждать, если людям
больше неоткуда взять и никто им не собирается помогать.
Потому что и мы сами все бюджетники . Я, например, и
рада чем-то помочь, а откуда я возьму денег. Хотели по­
мочь хотя бы бабкам старым, которым пенсию долго не
выплачивали, так мы не знали, по какой статье это все
отнести, чтобы выплатить. В бухгалтерии говорят: "Мы
сами без конца на ссудах живем, а ты сейчас начнешь
деньги раздавать". Из своего кошелька только. Вот когда
придет бабка, здесь сидит и говорит, что на хлеб денег
нету - достанешь 5000: "Хватит тебе на два дня?" -
"Хватит". Поплачет здесь и пойдет. Нормально это. Это
бабки. Те, которым долго пенсию не выплачивали. Сейчас,
конечно, к выборам два месяца будут платить, а потом
опять неизвестно, что будет с этим населением».

Средняя прослойка. «Это те, которые более-менее устрои­лись в жизни, работают. Вот я, например, себя к средней про­слойке отношу. Заплата у меня достаточно стабильная, муж неплохо зарабатывает. Ильдус, директор его предприятия, надо отдать ему должное, вот он из всех жил рвется, старается как-то приподнять социальное положение своих рабочих. Он

во всем, во всех отношениях - вот и нам (администрации округа) ни в чем отказа нет. И кто бы ни обратился особен­но эти старухи... Но у него свое предприятие, у него же с деньгами... Но он последнее, вот кто бы ни умер из стару­шек - но некому похоронить - он обязательно и оградку сделает, и гроб закажет, и транспорт даст. В этом плане он очень сердобольный человек. Для своих рабочих он тоже старается, как может, и зарплата у него - ну вот по всему нашему "кусту" ни у кого, наверное, такой заплаты нету, как на его предприятии. Хотя у него тоже своих проблем достаточно. И мы ратуем за то, чтобы это предприятие держалось. С ним и мы кое-как, но достаточно прилично, сможем жить... Ну и все. Более-менее живут те, кто рабо­тает в администрации, на птицефабрике, ИТР. Птичницы, конечно, им сложнее жить. Хотя тоже средняя прослойка. Все равно они как-то живут. Хоть какая-то материальная помощь. Пусть там мало зарабатывают, но там дают по­мощь яйцами и курами, ну и свое подсобное хозяйство, и люди выкручиваются. Если семья, конечно, не увлекается спиртным. Кто увлекается, у того, соответственно, хуже все это идет. Хотя если действительно взять общий совокуп­ный доход, то пора бы всем умереть. Но из-за этого и покупают меньше всего. Если раньше привозили в магазин ту же самую колбасу, ее брали палками и батонами, сейчас же очень мало всего этого расходуется. Это даже по мага­зину видно: выручка совсем небольшая, т. е. она больше стала, по сравнению с прошлыми годами, но за счет роста цен, а такого нет, как было раньше».

Богатые. «Те, которые богатые и неработающие - такие люди смогли где-то когда-то что-то хорошо достать. Есть такие. Их же, богатых, тоже очень много. Есть кому что-то досталось в наследство. Сумел крутануться, и на это живет. Есть кто-то хорошо выгодно что-то продал и тоже у него и машина, и дом, и все хорошо, хотя он не работает. Но вот удачно вложил свои средства и с процентов живет. Есть богатые, которые нигде никуда ничего не вкладывали и, однако, богатые. Потому что они могут вот так прийти, меня взять за горло и сказать: "Подруга, ты мне должна". У меня поначалу был такой вариант. Я говорю: "А что это


осле поля

я тебе должна?" - "У тебя есть дети - ты не забывай". Я сказала: "Я не забыла об этом". В принципе, когда детьми попрекают, всегда хочется сказать: "Вот забери, что тебе надо, только отстань от меня и от моих детей, ради Бога". Они даже подходят во время торговли - вот какая бы торговля ни приезжала - я замучилась выходить: машина подъехала, эти богатые, неработающие, уже возле этой ма­шины. Вот тут трудно сказать, работают они или нет, может, они это работай считают обирать эти машины. Они зато богатые, все у них есть. Можно поехать на рынок. Они к любому подойдут, один - в лоб, сзади еще трое: "Вот эту куртку мы берем". И что этот продавец ему скажет? Да ничего. Бери - только уходи, больше ничего не надо. "Я ящик этих фруктов забираю". - "Забирай, только больше никаких претензий". Лично сама видела, как это делается. И ничего, все нормально. Все отдают, и они... Потому что каждый боится и за свою жизнь, и за детей. И вроде думаешь, забирают не последнее. Вроде еще есть, зато уйдут и хоть оставят в покое, а то ведь могут и все за­брать, человек лишится всего, а так - только части лиша­ется. Сейчас такие люди берут все спокойно, нагло, не стесняясь. Они выполняют свою работу. Это их работа».

Основная масса населения. «Ну, хотя бы судить по тому, как они одеваются, какая у них дома обстановка - еще далеки от вымирания, далеки. Хотя тяжело, но мы уже привыкли. Деньги в принципе есть у населения. В малых, конечно, количествах, потому что каждый уповает в основ­ном на свое подсобное хозяйство. Раньше так не было, чтобы за каждый клок земли люди приходили тут... "Вот мне еще земли, еще земли..." Из-за чего ее не стало? Не из-за того, что ее распродали кому-то и раздали. А из-за того, что сейчас действительно стали крестьяне обрабаты­вать эту землю. И они уже поняли, что действительно надо, чтобы земля родила. Что ее надо менять, делать севооборот... Сами сажают то картошку, то на этом месте клевер - для подсобного хозяйства. Раньше им было как-то наплевать. "А, хватит мне и три мешка картошки". Сей­час все борются за урожайность. Все поняли, что это ос­новной доход. Если она вырастит 40 мешков картошки, а 10

Анализ и интерпретация качественных данных

продаст на дороге... На которой, кстати, запрещают прода-вать, мы здесь с милицией столкнулись - ругались. Я говорю: "Три месяца зарплату не дают, у нее единственный доход - продать эту картошку здесь". - "Пусть едут в город". "Да ей ехать - дороже встанет эта картошка". А многим и не на чем. Да и из-за чего ей ехать-то? Чтобы там налог заплатить? Конечно, тут можно подходить с раз­ных позиций, и что аварийная ситуация может быть на дороге... Милиции короче не нравится, что они здесь прода-ют. Считают, что тем самым создается аварийная ситуа-ция на дороге. Раньше ведь такого не было, не продавали. Раньше ведь была стабильность и никто не шел - кому надо это ведро за три рубля продавать? И не было такой торговли. А сейчас нету ни пенсии, ни зарплаты, поэтому люди и вынуждены идти на дорогу продавать то, что вы-растили: картошку, капусту, морковку. Живут за счет своего подсобного хозяйства.

У нас есть специальное распоряжение какой мы можем получать налог с тех, кто торгует на территории поселка. За грузовые машины - 10 тыс., с легковой - 7 тыс. за место. Просто так с лотка - 5 тыс. за место. Мы оформля­ем им квитанции, как положено. Вот кто к нам приезжа­ет - ни одна торговля не отказалась заплатить, и торгуют на законных основаниях. Из-за этого они и бегут ко мне, когда начинают их "богатые" обкладывать своим налогом. Если это местные "богатые", то пока я прихожу, их уже и след простыл, но и стоять возле машины, пока те торгуют, я тоже не могу. Получается, что торговля обижается на меня. А я не знаю, кто те "богатые", которые мешали им торговать. Записали тут, конечно, несколько номеров, разо­брались с ними. Вот сейчас, последнее время, не очень бегают. "Богатые", наверное, немножко успокоились.

Вот так люди и живут, воруют. Бомжей предостаточно. Приватизация привела не только к положительным, но в основном, наверное, к отрицательным результатам. Вот эти все, которые не могут отказаться от спиртного, они прива­тизировали сразу, когда была поголовная, всеобщая прива­тизация, а теперь свои квартиры продают. Они считают, что вот они продали, получили 15 млн и теперь обеспечены

  • 7. Характеристика идеографического и номотетического подходов к исследованию в психологии.
  • 8. Классификация методов исследования в психологии.
  • 9. Требование к методу наблюдения в психологии. Технология разработки программы наблюдения.
  • 10. Технология составления диагностической беседы.
  • 12. Технология составления тестов достижений. Коэффициент трудности теста.
  • 14. Понятие надежности исследования. Характеристика надежности ретостовой, надежности параллельных форм, надежности как гомогенности теста.
  • 15. Понятие валидности исследования. Характеристика видов внешней валидности.
  • 16. Понятие валидности иссл-ния.Хар-ка внутренней валидности
  • 17. Объем понятия эп
  • 18. Предмет, задачи эп как науки
  • 19. Исторические вехи развития экспериментальной психологии. История развития экспериментальной психологии
  • 20. Понятие переменной в псих-м иссл-нии. Хар-ка промежуточной и полномочной переменных
  • 21. Хар-ка независимой переменной в псих-м иссл-нии
  • 22. Хар-ка зависимой переменной в псих-м иссл-нии
  • 23. Способ контроля переменных в исследовании.
  • 24. Виды взаимосвязи переменных в психологическом исследовании.
  • 25. Характеристика видов данных в психологическом исследовании.
  • 26. Способы представления данных в исследовании.
  • 27. Схема экспериментального исследования.
  • 28. Правила формулирования гипотезы в исследовании. Требования к формулированию каузальной гипотезы.
  • 29. Суть корреляционной гипотезы и гипотезы о наличии явления. Требования к их формулированию.
  • 30. Понятие эксперимента. Особенности эксперимента как метода исследования в психологии.
  • 34. Характеристика экспериментальной выборки. Требование к выборке психологического исследования.
  • 35. Стратегии формирования выборки.
  • 36. Факторы, нарушающие внутреннюю валидность выборки.
  • 38. Хар-ка доэкспериментальных планов
  • 39. Хар-ка квазиэксперимента
  • 40. Суть исследования ex – post – facto.
  • 41. Понятие корреляционного исследования. Характеристика многомерного корреляционного исследования и исследования по типу сравнения двух групп.
  • 42. Понятие простого корреляционного исследования. Характеристика корреляционного исследования попарно эквивалентных групп.
  • 43. Понятие сравнительного корреляционного исследования. Характеристика структурного корреляционного исследования и лонгитюдного корреляционного исследования.
  • 44. Характеристика межгрупповых планов экспериментального исследования.
  • 45. Характеристика внутригрупповых планов экспериментального исследования.
  • 47. Обработка эмпирических данных в психологическом исследовании. Виды обработки данных.
  • 48. Интерпретация данных. Виды объяснения в психологии.
  • 49. Генетический и структурный методы интерпретации данных.
  • 50. Функциональный и комплексный методы интерпретации данных.
  • 48. Интерпретация данных. Виды объяснения в психологии.

    За количественной обработкой данных следует решающая фаза научного исследования - интерпретация результатов. Качесттвенная, теоретическая обработка данных.

    Теоретическая обработка выполняет две главные функции: 1) преобразование статистически подготовленных данных («вторичных данных», результатов) в эмпирические знания и 2) получение на их базе теоретических знаний.

    Описание (интерпетация) дает констатирующее представление об объекте в целом. Далее следует найти объяснение обнаруженным фактам и раскрыть сущность объекта. Именно в выяснении сущности объекта заключается смысл объяснения

    Виды объяснения в психологии:

    Ж.Пиаже предложил выделить два основных типа объяснений: 1) редукционизм - упрощающие объяснения и 2) конструктивизм - построение объяснительных моделей, дополняющих редукционистские объяснения. Внутри этих двух типов имеются разновидности:

    I. Редукционизм

    Психологический редукционизм.

    Внепсихологический редукционизм:

    а) физические (физикалистские) объяснения;

    б) физиологические (органические, срганистские) объяснения;

    в) социологические (психосоциальные) объяснения.

    II. Конструктивизм

    Модели прижизненного опыта.

    Модели врожденного опыта (генетические).

    Абстрактные модели.

    Психологический редукционизм заключается в сведении в психологических рамках сложного к простому.

    Внепсихологический редукционизм - объяснение психологических факторов причинами непсихологического характера

    Физические объяснения являются сведением психического к физическому. (физические гештальты напр.)

    Физиологические объяснения состоят в сведении психического к физиологическому.(теория эмоций Джеймса Ланге)

    Социологические объяснения - поиск причин индивидуальных реакций и индивидуального поведения в сфере микросредовых (а в некоторых случаях и макросредовых) социальных взаимосвязей (концепция мотивации Маслоу)

    Объяснение через модели прижизненного опыта. Объяснение здесь сводится к обращению к приобретаемым формам поведения, однозначно определяемым воздействиями среды, т. е. через феномен научения. (Бихевиоризм)

    Объяснение через генетические модели. Объяснительный принцип - врожденные поведенческие конструкции (Импиртинг)

    Объяснение через абстрактные модели. Производится отвлечение от разнообразия в формах поведения и реакций и апелляция к наиболее общему их выражению.

    49. Генетический и структурный методы интерпретации данных.

    интерпретация и обобщение результатов исследования означает поиск ответа на вопрос: как это произошло и почему?

    Генетический метод – это способ исследования и объяснения явлений (в том числе психических), основанный на анализе их развития как в онтогенетическом, так и филогенетическом планах. При этом требуется установление: 1) начальных условий возникновения явления; 2) главных этапов и 3) основных тенденций его развития. Цель метода – выявление связи изучаемых явлений во времени, прослеживание перехода от низших форм к высшим. Так что везде, где требуется выявление временной динамики психических явлений, генетический метод является неотъемлемым исследовательским инструментом психолога. Генетический метод особенно характерен для различных отраслей психологии развития: сравнительной, возрастной, исторической психологии. Понятно, что и любое лонгитюдное исследование предполагает применение рассматриваемого метода. Генетический подход может также рассматриваться как реализация одного из основных принципов психологии, а именно принципа развития. При таком видении другие варианты реализации принципа развития допустимо рассматривать как модификации генетического подхода. Например, исторический и эволюционный подходы.

    Структурный метод – это направление, ориентированное на выявление и описание структуры объектов (явлений). Для него характерно: углубленное внимание к описанию актуального состояния объектов; выяснение внутренне присущих им вневременных свойств; интерес не к изолированным фактам, а к отношению между ними. В итоге строиться система взаимосвязей между элементами объекта на различных уровнях его организации.

    Обычно при структурном подходе не акцентируются соотношение в объекте частей и целого и динамика выявленных структур. Важным достоинством структурного метода является возможность наглядного представления результатов в виде различных моделей. Эти модели могут даваться в форме описаний, перечня элементов, графической схемы, классификации и др. Неисчерпаемым примером подобного моделирования служит представление структуры и типов личности: трехэлементная модель по З. Фрейду, типы личности по К. Юнгу, «круг Айзенка» и пр.

    Структурный метод – атрибут любого исследования, посвященного изучению конституциональной организации психики и строения ее материального субстрата – нервной системы. Здесь можно упомянуть о типологии ВНД И.П. Павлова и ее развитии Б.М. Тепловым, В.Д. Небылицыным и другими.

    Это одна из традиционных задач для ЭС. Интерпретация – процесс определения смысла данных, результаты которого должны быть согласованными и корректными. Обычно предусматривается многовариантный анализ данных.

    Обнаружение и идентификация различных типов океанских судов по результатам аэрокосмического сканирования – SIAP.

    Определение основных типов свойств личности по результатам психодиагностического тестирования в системах АВАНТЕСТ и МИКРОЛЮШЕР.

    Рисунок 1.3 Классификация экспертных систем

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Введение в экспертные системы

    Введение в экспертные.. структура экспертных классификация систем основанных на интерпретация..

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Структура экспертных систем
    ЭС состоит из следующих основных компонентов: решателя (интерпретатора); рабочей памяти (РП), называемой также базой данных (БД); базы знаний (БЗ); компонентов приобретения зна

    Диагностика
    Диагностика – процесс соотнесения объекта с некоторым классом объектов и/или обнаружение неисправности в некоторой системе. Неисправность – это отклонение от нормы. Такая трактовка позволяет с един

    Мониторинг
    Основная задача мониторинга – непрерывная интерпретация данных в реальном масштабе времени и сигнализация о выходе тех или иных параметров за допустимые пределы. Главные проблемы – пропуск тревожно

    Проектирование
    Проектирование состоит в подготовке спецификаций на создание «объектов» с заранее определенными свойствами. Под спецификацией понимается весь набор необходимых документов – чертеж, пояснительная за

    Прогнозирование
    Прогнозирование позволяет предсказать последствия некоторых событий или явлений на основании анализа имеющихся данных. Прогнозирующие системы логически выводят вероятные следствия из заданных ситуа

    Обучение
    Под обучением понимается использование компьютера для обучения какой-то дисциплине или предмету. Системы обучения диагностируют ошибки при изучении какой-либо дисциплины с помощью компьютера и подс

    Поддержка принятия решений
    Поддержка принятия решений – это совокупность процедур, обеспечивающая лицо, принимающее решения, необходимой информацией и рекомендациями, облегчающими процесс принятия решения. Эти ЭС помогают сп

    Этапы разработки экспертных систем
    Разработка ЭС имеет существенные отличия от разработки обычного программного продукта. Опыт создания ЭС показал, что использование при их разработке методологии, принятой в традиционном программиро

    Представление знаний в экспертных системах
    Первый и основной вопрос, который надо решить при представлении знаний- это вопрос определения состава знаний, т.е. определение того, "ЧТО ПРЕДСТАВЛЯТЬ" в экспертной систе

    Исчисление предикатов
    Слово "логика" означает систематический метод рассуждений. Рассмотрим две конкретные системы логики - базисную (исчисление высказываний) и более богатую (исчисление предик

    Доказательство приведением к противоречию
    При построении выводов не всегда целесообразно ждать появления искомого заключения, просто применяя правила вывода. Именно такое часто случается, когда делается допущение В для дока

    Доказательство методом резолюции
    Применяется всего одно правило вывода, что позволяет не запоминать многочисленных правил вывода и тавтологии. Это- правило резолюции, которое приведено в таблице 2.1

    Применение метода резолюций для ответов на вопросы
    Предположим, что предикат F(х,у), означает х - отец у, и даны следующие факты об отцовстве: F(john,. harry)

    Эвристики для поиска доказательства
    При написании программы, которая будет делать за нас резолюцию и искать ответы на вопросы, полезно использовать следующие методы. Предпочтение единичных.

    Подстановка и унификация
    Метод резолюции требует, чтобы делались подстановки в дизъюнкты так, чтобы две литеры с противоположными знаками содержали совпадающие атомы. Так как эти атомы могут содержать перем

    Семантические сети
    Понятие семантической сети основано на древней и очень простой идее о том, что <память> формируется через ассоциации между понятиями. Понятие <ассоциативная память> появ

    Правила продукций
    Самым распространенным форматом для представления знаний, наиболее соответствующим их процедурному характеру, является правило продукции, которое по своей сути - просто программа из

    Методы стратегии поиска решений
    Как было показано в главе 1, экспертные системы состоят из трех компонентов: - базы знаний, содержащей правила продукций; - базы данных, которая отображает текущее

    Поиск решения задач в пространстве состояний
    Чтобы построить описание задачи с использованием пространства состояний, нужно иметь определенное представление о том, что собой представляют состояния в конкретной задаче. Таким об

    Методы поиска решений в одном пространстве
    Методы поиска решений в одном пространстве обычно делятся на поиск в пространстве состояний, поиск методом редукции, эвристический поиск и поиск генерация-проверка . В

    Процессы поиска на графе
    Граф определяется как множество вершин вместе с множеством ребер, причем каждое ребро задается парой вершин. Если ребра направлены, то их также называют дугами. Дуги з

    Эвристический поиск
    Подход “поиск в пространстве состояний” сформировался в результате попыток автоматизации игр. В большинстве игр имеется конечное число позиций (или “состояний”), которые могу

    Экспертная система на правилах
    В системе, базирующейся на правилах, результат является действием одного из продукционных правил. Эти продукционные правила определяются входными данными. Таким образом, экспертная система

    Экспертные системы, базирующиеся на логике
    В экспертных системах, базирующихся на логике, база знаний состоит из утверждений в виде предложений логики предикатов. Такие предложения могут группироваться, образуя базу

    Системы с доской объявлений
    В последние годы в разработке архитектуры экспертных систем появилось новое направление , которое получило название системы с доской объявлений (blackboard syste

    Принцип организации систем с доской объявлений
    В основу организации систем этого типа положена следующая идея. Представьте себе группу экспертов, которые сидят возле классной доски (или большой доски объявлений) и пытаются решить какую

    Система HEARSAY
    Архитектура на основе доски объявлений выросла из разработанной в конце 70 годов системы распознавания речи HEARSAY-II и HEARSAY-III. Программирование компьютера с целью распознаван

    Виды неопределенности
    В предыдущих примерах все знания были определенными. Утверждениями были или ИСТИНА, или ЛОЖЬ. Однако в жизни имеется тенденция к “нечеткости” в представлении знаний. Тем не менее, н

    Байесовский метод
    При байесовском подходе степень достоверности каждого из фактов базы знаний оценивается вероятностью, которая принимает значения в диапазоне от 0 до 1. Вероятности исходных фактов о

    Биполярные схемы для коэффициентов определенности
    Прототипом систем, основанных на приближенных рассуждениях, являются MYCYN и ее прямой потомок EMYCYN. В EMYCYN в любом случае, когда должна быть численно выражена определенность, и

    Теория свидетельств Демпстера-Шефера
    Подход, принятый в теории Демпстера-Шефера (ТДШ) отличается от байесовского подхода и метода коэффициентов уверенности тем, что, во-первых, здесь используется не точечная оценк

    Нечеткие множества и нечеткая логика
    Для формализации нечетких знаний, характеризуемых лингвистической неопределенностью, применяется теория нечетких или расплывчатых множеств. Основы теории нечетких множеств были созданы в 1965 году

    Многоступенчатые рассуждения
    Чтобы представить себе, что же такое многоступенчатое рассуждение, допустим, что вы заболели. У вас простуда, вирусная инфекция или грипп, и вы хотели бы знать, что следует предприн

    Процесс распространения в сети
    Рассмотрим пример, иллюстрирующий распространение коэффициентов определенности в сети (Рисунок 6.8).

    Особенности нейросетей
    Главное достоинство нейросетей в том, что они предоставляют в руки пользователю некий универсальный нелинейный элемент с возможностью широкого изменения и настройки его

    Свойства нейрона
    С конструктивной точки зрения нейрон, являющийся основным элементом нейросети, - это устройство для получения нелинейной функции нескольких переменных Xi с возможнос

    Использование нелинейных элементов
    Один из самых неожиданных результатов анализа И.Минского и С.Пейперта состоял в том, что персептрон, построенный на линейных функциях активации, не может воспроизвес

    Сеть Хопфилда
    В 1982 г. появилась работа Дж. Хопфилда , которая вызвала лавину теоретических и экспериментальных исследований и оживила угасавший интерес к нейронным сетям. Неожиданный успех работы объясняет

    Многослойные сети
    Сеть Хопфилда поддерживает множество лишних, неэффективных связей, по существу дублирующих друг друга. В реальных нервных системах поддержание таких связей требует определенных затр

    Динамика обучения и поведения
    В механике динамика в отличие от статики и кинематики предполагает наличие двух моментов: изменение переменных во времени и обусловленность этих изменений силами. Эти два момента им

    Обучение многослойных сетей
    Преимущества многослойных сетей были поняты достаточно рано. Ясно было также, что для использования этих преимуществ, преобразование при переходе от одного слоя к другому должно быть нелинейным: по

    Проблемы и перспективы
    Остановимся на трудностях, связанных с обучением нелинейных нейронных сетей. Основные из них следующие . Медленная сходимость процесса обучения. Строго сходимост

    Применение нейросетевой технологии
    В настоящее время известно много удачных примеров применения нейросетевого подхода для построения интеллектуальных информационных систем и, в частности, экспертных систем.

    Инструментальный комплекс G2
    История развития инструментальных средств (ИС) для создания ЭС реального времени началась в 1985 г., когда фирма Lisp Machine Inc. выпустила систему Picon для символьных ЭВМ Symboli

    База знаний
    Все знания в G2 хранятся в двух типах файлов: базы знаний (БЗ) и библиотеки знаний (БиЗ). В файлах БЗ хранятся знания о приложениях: определения всех объектов, объекты, правила, про

    Структура данных БЗ
    Глобально сущности в БЗ G2 с точки зрения их использования могут быть разделены на структуры данных и исполняемые утверждения. Примерами первых являются объекты и их классы, связи (

    Объекты
    Объекты в базе знаний представляют собой отображения элементов реального мира, которые будут применяться при решении поставленной перед ЭС РВ задачи. Выделяют постоянные и временные

    Связи и отношения
    G2 предусмотрены два вида взаимосвязей между объектами: связи и отношения. Под связями понимается взаимосвязь между двумя сущностями, задаваемая разработчиком приложения и им

    Исполняемые утверждения БЗ
    Основу исполняемых утверждений БЗ составляют правила и процедуры. Кроме того, есть формулы, функции, действия и т.п. Правила в G2 имеют традиционный вид: условие (антецедент) и закл

    Машина вывода
    Одним из основных компонентов G2 является машина вывода, выполняющая рассуждения на основании: знаний, содержащихся в базе знаний; данных, пост

    Планировщик
    В связи с тем, что С2-приложение управляет множеством одновременно возникающих задач, необходим Планировщик. Планировщик управляет всеми процессами в G2 (Рисунок 8.1). Планировщик о

    Моделирование
    Одним из возможных источников данных для G2 является система моделирования внешнего окружения. Данная система используется для моделирования реальных объектов и устр

    Естественно - языковой текстовый редактор
    Разработчик G2 представляет информацию о разрабатываемом приложении на ограниченном английском языке, и ему предоставлена возможность ссылаться на любую сущность в БЗ многими способ

    Изображения
    Изображения используются для того, чтобы предоставить пользователю возможность увидеть значение переменных и выражений. Существуют следующие варианты, реализующие возможность изобра

    Управляющие воздействия
    Управляющие воздействия (end-user controls) - это средства, с помощью которых конечный пользователь может взаимодействовать с приложением. Существуют следующие виды управляющих воздействий:

    Сообщения
    Сообщения (messages) есть класс сущностей, которые содержат в себе текст. Сообщения являются средством, позволяющим G2 информировать пользователя о каких-либо событиях. Например, в

    Управление доступом
    С помощью средств управления доступом (access control) разработчик может влиять на то, что конечный пользователь видит и может делать с БЗ. Например, разработчик может управлять дос

    Создание опций меню
    Разработчик может определить новые опции (строки) меню сверх тех, которые используются стандартно. Когда пользователь выбирает опцию меню (user menu choise - umc) для того, чтобы внести новую строк

    Средства инспекции и отладки
    Ясно, что отладка прикладной системы, объединяющей продукционные правила, процедуры, различные уровни абстракции и иерархию классов, может превратиться в далеко не тривиальную задачу. В этой ситуац

    Интерфейс с внешним окружением
    В G2 реализована распределенная обработка приложения на принципах архитектуры клиент-сервер. Клиентная система Telewindows обеспечивает множественный доступ к централизованной базе

    Информационные - ресурсы Интернет
    Ниже даны некоторые ресурсы Интернет, посвященные проблемам искусственного интеллекта и экспертным системам: 1. http://www.aaai.org – сервер Американской ассоциации искусст

    Интерпретация данных.

    Наименование параметра Значение
    Тема статьи: Интерпретация данных.
    Рубрика (тематическая категория) Социология

    Регрессионный анализ

    Корреляционный анализ – измеряет тесноту связи между переменными, ᴛ.ᴇ. их тенденцию изменяться совместно. Коэффициент корреляции Пирсона, коэффициент корреляции Спирмана.

    Представление данных. Формы:

    1.группировка данных в таблицы. Требования к составлению таблиц: наименование, номер, указатель за единицу измерения, объём выборочной совокупности.2.гистограммы3.диаграммы4.графики

    После обработки данных, результаты социологического исследования представляют из себячисловые величины, на базе которых в процессе интерпретации составляются выводы.

    Процедура интерпретации:

    Проверка гипотез на базе полученных данных. Характер проверки гипотез в прикладной социологии предопределœен видом исследования.

    В разведывательном исследовании гипотеза проверяется путем соотнесения предполагаемого утверждения с выявленной в результате исследования числовой величиной.

    В описательном исследовании один из наиболее распространенных способов интерпретации данных – сравнение рядов распределœения по относительно однородным группам, выделœенным в обследованной совокупности. Интерпретация социологических данных в описательном исследовании, в ходе которой проверяется гипотеза, допускает формулировку положений о состоянии и характере изменения изучаемого явления, но не доказывает причину этого изменения. Задачи на поиск таких причин решаются лишь в аналитическом исследовании.

    Логика доказательства гипотез в аналитическом исследовании основана на поиске связи между характеристиками объекта͵ их взаимовлияния, тенденций и причин изменения. Это предполагает, кроме сравнения числовых рядов распределœения, поиск факторного признака, ᴛ.ᴇ. признака, влияющего на состояние и характер изменения изучаемого объекта.

    Всесторонняя интерпретация результатов социологического исследования открывает возможность для их широкого применения на практике. В процессе обобщения и сопоставления эмпирических данных у исследователя постепенно формируется представление о конкретных путях и средствах решения возникших проблем. Детальное обоснование этих путей и средств – главная задача, которая решается при формулировке выводов исследования и разработке в соответствии с ними практических рекомендаций. Научный отчет – основной итоговый документ, в котором представлены методология, методика, анализ результатов проведенного исследования, выводы и рекомендации по внедрению полученной социальной информации в практическую деятельность.

    Лекция 4. Социальная общность и её виды.

    Основные критерии типологии социальных общностей

    Социальная общность является ядром предметного поля социологии, её можно определить как ʼʼсоциальный генʼʼ. Понятие ʼʼсоциальный генʼʼ характеризует материальный носитель наследственности (генетическую информацию). Социальный ген можно определить как своеобразие единой социальной наследственности. Он необходим для воспроизводства общества как социального организма. Но в отличии от биологических процессов он не передается таким же путем как человеческий, т.к. он несет в себе социальную информацию, а в наследственном аппарате человека нет механизма передачи и усвоения социальных взаимодействий. Этот механизм возникает только в процессе социализации – социального наследования.

    Социальное наследование – это особая форма передачи накопленной информации, знаний, норм, правил путём их закрепления в культуре. Понятие культуры употребляется в смысле совокупности всœех выработанных людьми на протяжении многих поколений способов действия. Каждое следующее поколение получает и осваивает данную социальную информацию и основным субъектом является социальная общность.

    В Западной социологии проблемой социальных общностей занимаются в период становления социологии. По этой проблеме существует большое количество мнений.

    Тённис (ʼʼОбщность и обществоʼʼ) рассматривает 2 типа отношений – общинные и общественные – и противопоставляет их друг другу. Он выделял следующие различия м/д общностью и обществом:

    Общность общество
    1. характеризует крестьянскую, дерев. Общину. характеризует индустриально-городской социальный организм.
    2. разделœение труда предполаᴦ.ограниченную специализацию(обязанности родственников в хозяйстве). профессионализация социальных ролей, отмежевание их от семейных ролей.
    3. социальный контроль - ϶ᴛᴏ обычаи, неписаные законом. 3. социальный контроль – соц-ное право.
    4. основные институты - ϶ᴛᴏ семья, община, сосœедство. 4. институты – корпоративные объединœения людей (партии, правительство, бизнес).
    5. культура базируется на религиозных ценностях. 5. культура базируется на светских ценностях.
    6. мотивация жизни в соответствии с общинным принципом (взаимопоним., коллективный труд) 6. личные интересы (материальные ценности – ʼʼза всœе нужно платитьʼʼ).

    Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, для общины характерна естественная, инстинктивная воля, а для общества характерна более рациональная (рассудочная) воля. По представлению Тённиса, социальный процесс изменения - ϶ᴛᴏ переход от общности к обществу с соответствующими изменениями (см. таблицу). Идеи Тённиса были восприняты Вебером в его теории ʼʼсоциального действияʼʼ. Категорию социальной общности Вебер использовал для объяснения определœенных типов поведения (прежде всœего, переход к целœерациональному типу поведения). Развитие общества, по Веберу - ϶ᴛᴏ движение от общественности от малой разумности к целœерациональности.

    В Западной социологии существует множество определœений социальных общностей. Их анализ позволяет сделать вывод, что понятие социальная общность включает в себя 3 характерные черты:

    1) территория;

    2) социальное взаимодействие;

    3) наличие прочных связей м/д индивидами.

    Смелзер подчеркивает, что понятие ʼʼсоциальной общностиʼʼ применимо и к живому миру, но у людей она гораздо сложнее и проявляется это, прежде всœего, в разделœении труда, коммуникации, сотрудничестве, конфликтах, отношениях господства и подчинœения. Важно заметить, что для социальных общностей характерно чувство принадлежности к определœенной группе (психологические характеристики), а также некий общий статус.

    Ядов рассматривает социальную общность как ключевую категорию предмета социологии, при этом он приходит к выводу, что в общественной организации именно ч/з взаимодействие многообразных социальных общностей продуцируется социальное. В ходе взаимодействия социальные общности реализуют свои интересы как в настоящем, так и в будущем. В соответствии с этим Ядов рассматривает социальные общности очень широко, как любые известные устойчивые формы самоорганизации социального субъекта.

    Большинство определœений социальной общности содержат в себе такие черты как совокупность людей и признаки, которые их определяют.

    Ядов уточняет, что вместо понятия совокупность крайне важно употреблять ʼʼвзаимосвязь индивидовʼʼ, т.к. понятие совокупность - ϶ᴛᴏ понятие механическое, а должно быть введено понятие органическое.

    Социальная общность – это взаимосвязь индивидов, являющихся самостоятельным субъектом социального действия и характеризуется относительным единством сходства их целœей, задач и интересов на базе общих условий бытия и деятельности.

    Интерпретация данных. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Интерпретация данных." 2017, 2018.