Развитие науки неразрывно связано с созданием методологии, которая воплощает необходимые ее принципы. Подобно делению объективных законов на общие и отдельные, связанные с развитием тех или других отдельных областей знания, методология науки также может быть общей и отдельной. Общая методология науки – это принципы материалистической диалектики, а также теория познания, которая исследует законы развития научного знания в целом. Отдельная методология основана на законах отдельных наук, особенностях познания конкретных процессов и проявляется в осуществлении с одной стороны, теоретических обобщений, принципов отдельных наук, а с другой – частичных исследовательский приемов.

Предметом изучения методологии научных исследований являются понятия и методы самой науки, их сфера применения, обоснованность научных результатов, осмысление достижений науки с точки зрения общечеловеческой культуры. Общенаучные исследовательский приемы основаны на методах философии.

Метод (от грец. methodos – исследование) – это способ исследования явлений, который определяет планомерный подход к изучению научного познания и установлению истины. Диалектический метод является настоящим научным методом познания мира, отображением законов развития мышления как средства достижения истины. Материалистическая диалектика является наукой о законах бытия и мышления.

В своей основе метод является инструментом к решению главной задачи науки - познание объективных законов действительности с целью использования их в практической деятельности людей. Метод определяет потребность и место применения научных приемов и способов исследования, экспериментальной проверки результатов исследования.

Каждая наука включает в себя один или несколько отдельных исследовательский приемов, например, абсолютные, относительные и средние величины, вариационные ряды в статистике.

Вместе с отдельными методами существует общий философский метод познания, который определяет основные пути любого научного исследования и имеет для него большое значение. Сам по себе философский метод не входит в содержание всех экономических наук, так как является составным элементом особой формы общественного познания - философии. В экономических исследованиях методы философии являются основоположными в разработке отдельных методик исследования в экономических науках.

В методологии научных исследований выделяют два уровня познания:

· теоретический – выдвижение и развитие научных гипотез и теорий, формулировка законов и выводы логических следствий из них, сопоставление разных гипотез и теорий;

· эмпирический – наблюдение и исследование конкретных явлений, эксперимент, а также группировка классификация и описание результатов исследования и эксперимента, внедрение их в практическую деятельность людей.

Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает и многообразие методов научного познания, которые могут быть классифицированы по различным основаниям или критериям. Прежде всего, в научной методологии выделяют методы духовной (в том числе научной) и методы практической деятельности . Однако в настоящее время очевидно, что методология не может быть ограничена лишь сферой научного познания, а должна, в свою очередь, выходить далеко за его пределы и непременно включать в свою орбиту и сферу практики. Необходимо иметь в виду достаточно тесное взаимодействие научного познания и практики.

Что же касается методов науки, или когнитивных методов, то оснований для их разделения на группы (или классы) может быть несколько. Так, по роли и месту в процессе научного познания различают методы формальные (методы формальной и математической символической логики) и содержательные. К основным видам содержательной методологии относятся методы философские, общенаучные, общелогические и частнонаучные . Выделяются и такие методы науки, как эмпирические и теоретические, фундаментальные и прикладные, методы исследования и методы изложения .

Содержание изучаемых объектов также может служить основанием для разделения совокупности методов на две группы: методы естествознания и методы социально-гуманитарных наук. В свою очередь, методы естественных наук могут быть подразделены на методы изучения неживой природы и методы изучения живой природы. В этой связи выделяют также методы качественные и количественные, вероятностные, непосредственного и опосредованного познания и др.

В современном науковедении успешно работает многоуровневая методологическая классификация методов научного познания, согласно которой по степени общности и сфере действия методы научного познания подразделяются на всеобщие философские, общенаучные, частнонаучные, дисциплинарные и междисциплинарные методы исследования.

1. Всеобщие философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический и метафизический. По существу каждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философские методы не исчерпываются двумя названными. К ним относятся также такие методы, как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.

Философские системы (соответственно и их методы) часто сочетались и переплетались в разных пропорциях. Так, диалектический метод Г. Гегеля был соединен с идеализмом, у К. Маркса (как, кстати, и у Гераклита) - с материализмом. Гадамер пытался совместить гepменевтику с рационалистической диалектикой.

Следует отметить, что философские методы - это не "свод" жестко фиксированных регулятивов, а система "мягких" принципов, операций, приемов, носящих всеобщий, универсальный характер, находящийся на самых высших "этажах" абстрагирования. Поэтому философские методы не описываются в строгих терминах логики и эксперимента, не поддаются формализации и математизации.

Философские методы определяют лишь самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно. Опыт показывает, что "чем более общим является метод научного познания, тем он неопределеннее в отношении предписания конкретных шагов познания, тем более велика его неоднозначность в определении конечных результатов исследования" . – Ростов на Дону: Феникс, 2003. – 448 с.

2. Баскаков А. Я. Методология научного исследования: Учеб. пособие для вузов / А. Я. Баскаков, Н. В. Туленков. – К.: МАУП, 2004. – 216 с.

Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология науки – это учение о принципах построения, методах, формах организации и способах научного познания.

Метод - (метод исследования) - 1.Прием, способ, образ действия. 2. Способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни; способ практического осуществления чего-либо. Способ организации деятельности, обоснованный нормативный способ осуществления исследования научного. Путь исследования, вытекающий из общих теоретических представлений о сущности изучаемого объекта . В широком смысле сюда относятся и самые общие принципы , лежащие в основе познания и практики, и вполне конкретные приемы обращения с тем или иным предметом, - понятие метода распространяется на различные области практики. Разработке и совершенствованию методов в науке уделяется специальное внимание , поскольку необходима уверенность в достоверности полученных данных, а потому - и в оптимальности способа их получения.

Основная функция метода – внутренняя организация и регулирование процесса познания или практического преобразования того или иного объекта. Поэтому метод (в той или иной своей форме) сводится к совокупности определенных правил, приемов, способов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые должны ориентировать в решении конкретной задачи, достижении определенного результата в той или иной сфере деятельности. Он дисциплинирует поиск истины, позволяет (если правильный) экономить силы и время, двигаться к цели кратчайшим путем.

Типология. Методы научного познания подразделяются на всеобщие философские, обще­научные, частнонаучные, дисциплинарные и междисциплинарные ме­тоды исследования.

I. Всеобщие философские методы, среди которых наиболее древ­ними являются диалектический и метафизический. По существу каж­дая философская концепция имеет методологическую функцию, яв­ляется своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэто­му философские методы не исчерпываются двумя названными. К ним относятся также такие методы, как аналитический (характерный для современной аналитической философии), интуитивный, феноменоло­гический, герменевтический (понимание) и др.

Диалектика (от греч. dialectic - искусство вести беседу, спор) - это учение о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и основанный на этом учении универсальный метод мыш­ления и действия. В истории философии различают три основные формы диалектики.

1. Античная диалектика, которая была «наивной и стихийной», поскольку опиралась на житейский опыт. Она представлена в уче­ниях Гераклита, доказывающего, что «все течет, все изменяется», Платона, понимавшего диалектику как искусство диалога, Зенона, пытавшегося выразить реальные противоречия в логике понятий, и некоторых других.

2. Немецкая идеалистическая диалектика была разработана Кан­том, Фихте, Шеллингом и особенно - Гегелем в его работе «Наука логики». Гегель проанализировал важнейшие законы и категории диалектики, логики и теории познания, сформулировал основные принципы диалектического метода, ввел идею развития в понимание всех явлений реальной действительности.

3. Материалистическая диалектика, основы которой были разра­ботаны классиками марксизма. Эта форма диалектики вобрала в себя все позитивное, что было накоплено предшествующим развити­ем философии и науки.

В процессе познания и практики часто применяют также метафи­зический метод, который является антиподом диалектического мето­да. Термин «метафизика» (буквально «то, что следует после физики») был введен в I в. до н. э. комментатором философии Аристотеля А. Родосским. Систематизируя произведения великого древнегрече­ского мыслителя, он расположил после физики те работы, в которых речь шла об общих вопросах бытия и познания, и назвал ее «мета­физика». «метафизика»имеет три основных значения:

Философия как наука о всеобщем, исходным прообразом которой и было учение Аристотеля;

Особая философская наука - онтология, учение о бытии как та­ковом, независимо от его частных выводов и отвлечений от воп­росов теории и логики познания. В этом значении данное понятие употреблялось как в прошлом (Декарт, Лейбниц, Спиноза и др.), так и в настоящем. Представители современной западной науки (Агасси и др.) задачу метафизики видят в создании картины мира, тех или иных моделей реальности, онтологических схем на осно­вании обобщения частнонаучного знания;

Философский способ познания (мышления) и действия, противо­стоящий диалектическому методу как своему антиподу. Далее рассмотрим именно этот аспект понятия«метафизика»(как анти­диалектику).

Самая характерная, существенная черта метафизики - односто­ронность, абсолютизация одной из сторон процесса познания. Мета­физика (как и диалектика) никогда не была чем-то раз и навсегда данным, она изменялась, выступала в различных исторических фор­мах, среди которых можно выделить две основные.

II. Общенаучные методы исследования, так же, как и другие мето­ды познания, классифицируются по степени общности и сфере дей­ствия. Они получили широкое развитие и применение в науке XX в. Общенаучные методы выступают в качестве своеобразной промежу­точной методологии между философией и фундаментальными теоре­тико-методологическими положениями специальных наук. К обще­научным относятся такие понятия, как "информация", "модель", "структура", "функция", "система", "элемент", "вероятность", "оп­тимальность".

в структуре общенаучной методологии чаще всего выделяют три уровня методов и приемов научного ис­следования:

· методы эмпирического исследования - наблюдение, экспери­мент, сравнение, описание, измерение;

· методы теоретического исследования - моделирование, форма­лизация, идеализация, аксиоматический метод, гипотетико-де- дуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному и др.;

· общелогические методы научного исследования - анализ и син­тез, индукция, дедукция и аналогия, абстрагирование, обобщени­е, идеализация, формализация, вероятностно-статистические ме­тоды, системный подход и др. Более подробно общенаучная ме­тодология будет рассмотрена в следующей главе.

III. Частнонаучные методы исследования. Определяются, прежде всего, специфическим характером отдельных форм движения мате­рии. Каждая сколько-нибудь развитая наука, имея свой особый пред­мет и свои теоретические принципы, применяет свои особые методы, вытекающие из того или иного понимания сущности ее объекта.

Частнонаучную методологию чаще всего определяют как сово­купность методов, принципов и приемов исследования, применяе­мых в той или иной науке. К ним обычно относят механику, физику, химию, геологию, биологию, социальные науки.

III. Дисциплинарные методы научного исследования, т. е. системы приемов, принципов, применяемых в той или иной дисциплине, вхо­дящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наука представляет собой комплекс дис­циплин, которые имеют свой специфический предмет и свои методы исследования.

V. Методы междисциплинарного исследования. Углубление взаи­мосвязи наук приводит к тому, что результаты, приемы и методы од­них наук все более широко используются в других, например, приме­нение физических и химических методов в биологии, медицине. Это порождает проблемы методов междисциплинарного исследования. Последние можно определить как совокупность ряда синтетических, интегративных способов, возникших как результат сочетания эле­ментов различных уровней методологии, нацеленных главным обра­зом на стыки научных дисциплин. Эти методы широко применяются в комплексных научных программах.

14. Методы и формы. Эмпирический уровень научного познания направлен на исследование явлений (иными словами, форм и способов проявления сущности объектов, процессов, отношений), он формируется при использовании таких методов познания, как наблюдение, измерение, эксперимент. Основные формы существования эмпирического знания – группировка, классификация, описание, систематизация и обобщение результатов наблюдения и эксперимента.

Эмпирический уровень научного познания использует следующие методы:

1. Наблюдение. Научное наблюдение – это система мероприятий по чувственному сбору сведений о свойствах исследуемого объекта познания. Основное методологическое условие правильного научного наблюдения – это независимость результатов наблюдения от условий и процесса наблюдения. Выполнение этого условия обеспечивает как объективность наблюдения, так и реализацию его основной функции – сбора эмпирических данных в их естественном, природном состоянии.

Наблюдения по способу проведения делятся на:

– непосредственные (сведения получаются непосредственно органами чувств);

– косвенные (органы чувств человека замещены техническими средствами).

2. Измерение. Научное наблюдение всегда сопровождается измерением. Измерение – это сравнение какой-либо физической величины объекта познания с эталонной единицей этой величины. Измерение является признаком научной деятельности, поскольку любое исследование становится научным только тогда, когда в нём происходят измерения.

В зависимости от характера поведения тех или иных свойств объекта во времени, измерения делятся на:

– статические, в которых определяют постоянные во времени величины (внешние размеры тел, вес, твердость, постоянное давление, удельная теплоемкость, плотность и т. п.);

– динамические, в которых находят меняющиеся во времени величины (амплитуды колебаний, перепады давлений, температурные изменения, изменения количества, насыщенности, скорость, показатели роста и т.д.).

По способу получения результатов измерения делятся на:

– прямые (непосредственное измерение величины измерительным прибором);

– косвенные (путем математического расчета величины из её известных соотношений с какой-либо величиной, получаемой путем прямых измерений).

Назначение измерения состоит в том, чтобы выразить свойства объекта в количественных характеристиках, перевести их в языковую форму и сделать основой математического, графического или логического описания.

3. Описание. Результаты измерения используются для научного описания объекта познания. Научное описание – это достоверная и точная картина объекта познания, отображенная средствами естественного или искусственного языка.

Назначение описания состоит в том, чтобы перевести чувственную информацию в удобную для рациональной обработки форму: в понятия, в знаки, в схемы, в рисунки, в графики, в цифры и т.д.

4. Эксперимент. Эксперимент – это исследовательское воздействие на объект познания для выявления новых параметров его известных свойств или для выявления его новых, ранее неизвестных свойств. Эксперимент отличается от наблюдения тем, что экспериментатор, в отличие от наблюдателя, вмешивается в естественное состояние объекта познания, активно воздействует и на него самого, и на процессы, в которых этот объект участвует.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30

Важную роль в научном исследовании играют возникающие при решении научных проблем познавательные задачи, наибольший интерес из которых представляют эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы познания играют большую роль в научном исследовании. Они не только являются основой для подкрепления теоретических предпосылок, но часто составляют предмет нового открытия, научного исследования.

Эмпирические задачи направлены на выявление, точное описание и тщательное изучение различных факторов рассматриваемых явлений и процессов. В научных исследованиях они решаются с помощью различных методов познания - наблюдением и экспериментом.

Наблюдение -- это метод познания, при котором объект изучают без вмешательства в него; фиксируют, измеряют лишь свойства объекта, характер его изменения.

Эксперимент -- это наиболее общий эмпирический метод познания, в котором производят не только наблюдения и измерения, но и осуществляют перестановку, изменения объекта исследования.

Теоретические задачи направлены на изучение и выявление причин, связей, зависимостей, позволяющих установить поведение объекта, определить и изучить его структуру, характеристику на основе разработанных в науке принципов и методов познания. В результате полученных знаний формулируют законы, разрабатывают теорию, проверяют факты. Здесь исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность, внутренние связи, законы развития. Теоретические познавательные задачи формулируют таким образом, чтобы их можно было проверить эмпирически. В решении эмпирических и сугубо теоретических задач научного исследования важная роль принадлежит логическому методу познания, позволяющему на основе умозаключительных трактовок объяснять явления и процессы, выдвигать различные предложения и идеи, устанавливать пути их решения. Этот метод базируется на результатах эмпирических исследований.

Взаимодействие теоретического и эмпирического уровней исследования заключается в том, что:

  • 1) Совокупность фактов составляет практическую основу теории;
  • 2) Факты могут подтверждать теорию или опровергать её;
  • 3) Научный факт всегда пронизан теорией, поскольку он не может быть сформулирован без системы понятий, истолкован без теоретических представлений;
  • 4) Эмпирическое исследование в современной науке предопределяется, направляется теорией.

Одним из важнейших требований, предъявляемых к научному исследованию, является научное обобщение, которое позволит установить зависимость и связь между изучаемыми явлениями и процессами и сделать научные выводы. Чем глубже выводы, тем выше научный уровень исследования.

По целевому выделяют три вида научных исследований: фундаментальные, прикладные и поисковые.

Фундаментальные научные исследования - это экспериментальная теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Их целью является расширение научного знания общества установление того, что может быть использовано в практической деятельности человека. Такие исследования ведутся на границе известного и неизвестного, обладают наибольшей степенью неопределенности. Фундаментальные работы не всегда заканчиваются достижением положительного результата. При положительном результате, то есть открытие создание новой теории, фундаментальное исследование может быть основой проведения поисковых и прикладных научно-исследовательских работ.

Поисковые же исследования создаются на основе уже имеющихся теоретических исследований и направлены на установление факторов, влияющих на объект, определение возможных путей создания новых технологий и техники на основе способов, предложенных в результате фундаментальных исследований.

В результате проведения фундаментальных и поисковых исследований формируется новая научная и научно-техническая информация. Целенаправленный процесс преобразования такой информации в форму, пригодную для освоения в отраслях народного хозяйства, обычно называется разработкой. Она направлена на создание новой техники, материалов, технологии или совершенствование существующих. Конечной целью разработки является подготовка материалов для прикладных исследований.

Прикладные научные исследования - это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний, для достижения практических целей и решения конкретных задач. Иными словами, они направлены на решение проблем использования научных знаний, полученных на в результате фундаментальных исследований, в практической деятельности людей.

Разработкой же называют научное исследование, которые направлены на внедрение в практику результатов конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

Каждое научное исследование имеет тему. Темой могут быть различные вопросы науки и техники. Обоснование темы - это важный этап в разработке научного исследования.

Научные исследования классифицируют по различным признакам: по видам связи с общественным производством, по степени важности для народного хозяйства, в зависимости от источников финансирования и по длительности разработки.

  • 1) По видам связи с общественным производством - научные исследования, направленные на создание новых процессов, машин, конструкций и, полностью используемых для повышения эффективности производства; теоретические работы в области общественных, гуманитарных и других наук, которые используются для совершенствования общественных отношений, повышения уровня духовной жизни людей и других областях, а также научные исследования, направленные на улучшение производственных отношений, повышение уровня организации производства без создания новых средств труда;
  • 2) По степени важности для народного хозяйства - работы, выполняемые по заданию министерств и ведомств и также исследования, выполняемые по плану (по инициативе) научно-исследовательских организаций;
  • 3) В зависимости от источников финансирования - госбюджетные, финансируемые из средств государственного бюджета;

Хоздоговорные, финансируемые в соответствии с заключаемыми договорами между организациями-заказчиками, которые используют научные исследования в данной отрасли, и организациями, которые выполняют исследования;

4) По длительности разработки - долгосрочные, разрабатываемые в течение нескольких лет и краткосрочные, выполняемые обычно за один год.