Методы исследования (блиц-информация)

В соответствии с логикой научного поиска осуществляется разработка методики исследования. Она представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать сложные и многофункциональные объекты.

Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.

Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений. Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения. Можно выделить следующие этапы наблюдения:

Определение задач и цели (для чего, с какой целью ведется наблюдение);

Выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать);

Выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающий сбор необходимой информации (как наблюдать);

Выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи);

Обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).

Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и невключенное - "со стороны"; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.

Наблюдение - это очень доступный метод, но он имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Методы опроса - беседа, интервью, анкетирование. Беседа - самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование. При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы. Беседу и интервью называют опросом "лицом к лицу", анкетирование - заочным опросом.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов. План беседы, интервью и анкета - это перечень вопросов (вопросник). Разработка вопросника предполагает определение характера информации, которую необходимо получить; формулирование приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; составление первого плана вопросника и его предварительная проверка путем пробного исследования; исправление вопросника и окончательное его редактирование.

Особую роль в исследованиях играет эксперимент - специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности. Собственно эксперимент - проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций. Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо в совершенстве владеть техникой его проведения.

Перечисленные методы еще называют методами эмпирического познания. Они служат средством сбора научноых фактов, которые подвергаются теоретическому анализу. Поэтому и выделяется специальная группа методов теоретического исследования.

Теоретический анализ - это выделение и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, мы выявляем в них общее и особенное, устанавливаем общий принцип или правило. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых явлений.

Индуктивные и дедуктивные методы - это логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный - от общего суждения к частному выводу.

Теоретические методы необходимы для определения проблем, формулирования гипотез и для оценки собранных фактов. Теоретические методы связаны с изучением литературы: трудов классиков; общих и специальных работ; исторических документов; периодической печати и др.

Изучение литературы дает возможность узнать, какие стороны и проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, что устарело, а какие вопросы еще не решены. Работа с литературой предполагает использование таких методов, как составление библиографии - перечня источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой; реферирование - сжатое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тематике; конспектирование - ведение более детальных записей, основу которых составляет выделение главных идей и положений работы; аннотирование - краткая запись общего содержания книги или статьи; цитирование - дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике.

Математические и статистические методы применяются для обработки полученных данных методами опроса и эксперимента, а также для установления количественных зависимостей между изучаемыми явлениями. Они помогают оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов являются регистрация, ранжирование, шкалирование.

С помощью статистических методов определяются средние величины полученных показателей: среднее арифметическое; медиана - показатель середины; степень рассеивания - дисперсия, или среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации и др.Для проведения этих подсчетов имеются соответствующие формулы, применяются справочные таблицы. Результаты, обработанные с помощью этих методов, позволяют показать количественную зависимость в виде графиков, диаграмм, таблиц.

Для каждого проекта выбирается свой метод исследования

Анализ Расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Может использоваться сравнительно-правовой анализ, статистический анализ, анализ системно-структурный, системно-генетический, монографический, факторный, исторический, психоанализ, контент-анализ.

Дедукция Вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

Индукция Метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок (от частного к общему).

Классификация Разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком.

Моделирование Изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта.

Наблюдение Целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.

Обобщение Прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и общий признак объектов.

Описание Фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.

Прогнозирование Специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления.

Синтез Соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

Эксперимент Метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. В зависимости от способа проведения выделяют главным образом три вида экспериментов:

· Лабораторный эксперимент.

· Полевой, или естественный эксперимент.

· Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент.

Опыт Исследование какого-либо явления природы с вмешательством в процесс явления со стороны исследователя.

Опрос Наиболее распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Опрос может быть устным (личным) или письменным.

Интервью Наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану), основанной на непосредственном, личном контакте с респондентом. При формализованном интервью используется опросный лист, содержащий заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них.

Анкетирование Метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы.

Анкета - социологический инструментарий, представляющий собой определенным образом структурированную систему вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования.

ВПОЛНЕ полезные сайты в контексте:

http://vo.hse.ru/arhiv.aspx?catid=252&z=1566&t_no=1567&ob_no=1599 (Радаев В. Как написать академический текст)

http://www.аспирантура.рф/metod

http://kmariinka.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id

http://rgrtu-640.ru/philosophy/62.html

Садоводство – одно из любимейших времяпрепровождений американцев. Но садоводство это не всегда легко и просто и если Вам надоело наблюдать, как Ваши красивые растения мрут одно за другим, сделайте паузу и послушайте, что советуют эксперты.

Честно говоря, большинство из этих профессиональных советов по садоводству на столько просты, что Вы скорее всего хлопните себя по лбу «Семен Семёныч!». Но не корите себя слишком - у Вас все еще есть время выучиться обращаться с растениями и не загубить очередную партию.

Итак, приступим…

1. Составьте план

На рисунке: Ландшафтный дизайн, выполненные в Home Outside Palette app.

Как говорит ландшафтный дизайнер и эксперт Джули Мойр Мессерви (Julie Moir Messervy), садоводство – это отнюдь не разбрасывание семян по ветру. Госпожа Мессерви считает: «Не зависимо от того, создаете ли Вы новый ландшафт у своего нового дома, или хотите привнести какие-то изменения в свой уже существующий ландшафт, тщательно проверьте свои идеи, чтобы приступить к работе с наибольшей отдачей. Планировать можно как на бумаге, так и в каком-либо специальном приложении (см. рисунок).»

И продолжает: «Запомните: цвет и текстура – основное для получения хорошего ландшафтного дизайна, но я еще делаю упор на растения, которые будут процветать в данных климатических условиях без какого-либо там «кутанья». Лучший выбор – это, конечно же, местные растения, адаптированные к данной среде.»

2. Начинайте загодя

Художник и садовод-партизан Дон Стивард, M.D., делится своей, как он сам ее называет «классической технологией ненапряжного» садоводства: «Примите во внимание: дождевые черви всю зиму занимаются своим обычным делом. Поэтому, как только примите решение о том, где устроить огород, просто накройте землю в том месте двумя-тремя слоями картона. Не нужно косить траву, или удалять сорняки - просто накройте, что бы там ни было. На картон набросайте около 25 см (10-12 дюймов) органического мусора: листья, компост, мусор со двора и пр.»

«Слой органики будет служить изолирующим и утепляющим материалом для земли всю зиму, привлекая червей в теплый участок под картоном. Сначала они съедят корни травы и сорняков, а затем прогрызут картон. К весне получите вспаханный, удобренный участок, готовый к посадке. Оставшийся мусор можно просто перекопать, или использовать как мульчу.»

3. Выбирайте правильную почву

Как считает заядлая садовод Джоана Казанова залогом успешного и простого садоводства является выбор правильного типа почвы: «Успех начинается с почвы. Большинство овощей прекрасно себя чувствуют во влажной, хорошо дренируемой почве, богатой органикой – компостом или торфяным мхом. Добавляя органику в почву, тем самым мы её рыхлим, что способствует удержанию влаги и питает важные почвенные организмы.»

4. Не берите диковинные удобрения

Автор с ником The Garden Lady, которая написала целый сборник «Кофе для роз и еще 70 мифов садоводства» (по-английски «Coffee for Roses and 70 Other Misunderstood Myths About Backyard Gardening») - заслужившая доверие читателей эксперт, объясняет, почему садоводство важно вести на столько просто, на сколько возможно: «Используйте одно общее органическое удобрение для всех растущих в саду растений и применяйте его раз в году. Наши бабушки и прабабушки не держали на полках десятками пакетиков и бутылочек и росло всё у них прекрасно.»

Если Вы ищите синтетическое средство типа «размешайте - в воде – и поливайте» - Вы конечно его найдете. Но, как бы там ни было, матушка-природа кормит свои растения разлагающимся органическим материалом, она обходится без всех тех десятков удобрений с отдельной специализацией. Отсюда следует, что на самом деле многочисленные синтетические удобрения не столь уж необходимы.

5. Подбирайте правильные растения

Одним из элементов стратегии успешного планирования сада, считает г-жа Мессерви, является выбор местных растений: «Выбирайте растения, привлекающие пчел. Одна из прелестей сада, в котором растения привлекают насекомых-опылителей в том, что сад, богатый кормом для опылителей на самом деле обычно еще и полон цветов - по сути это ситуация «в выигрыше все»! Местные растения, питающие местную фауну, также являются наиболее выносливыми, адаптированными и не требующими ухода.»

Госпожа Казанова рекомендует краткий список для начинающих, которые занимаются посадкой впервые: «Хотя все растения растут из семян, с саженцами Вы добьетесь успеха быстрее. Саженцы – это способ проскочить период жизни растения, когда оно наиболее уязвимо - так что они с большей вероятностью выживут и будут процветать.»

6. Возьмите вредителей под контроль

Главный озеленитель курорта the Pechanga Resort & Casino (а это около ни много не мало 200 гектаров земли), что в южной Калифорнии, Реймонд Запата делится своим секретом получения богатого, пышного зеленого ландшафта: «Если Вы еще этого не сделали, купите или сделайте нетоксический спрей для обрызгивания съедобных растений и цветов. Спреи на основании мыла дают лучший результат. Свежие летние плоды, такие как базилик и помидоры нравятся слизнякам и червям не меньше, чем нам. Будьте настойчивы, обрызгивайте растения, которые Вы не хотите отдавать вредителям, каждый день.»

7. Чаще обрывайте отцветшие головки

Реймонд Запата убежден, что если регулярно обрывать отцветшие головки, сад будет постоянно в цвету. Еще один суперпростой способ – не только общипывать головки, но полностью обрезать такие цветы вместе со стеблем, так растение прекратит тратить свою энергию на отживший цветок, но направит её на новый рост.

8. Нужно знать, когда отпустить

Как утверждает наша новая знакомая Garden Lady, вся суть истинно успешного садоводства – это охватить полный цикл жизни растения. «Если растение выглядит непривлекательно или оно просто уже отжило, поблагодарите его за всё, что оно дало и без сожалений отправляйте в компост. Слишком часто люди думают, что растение еще живо или, может быть, оно возродится. В большинстве случаев растение «выкладывается на полную», не оставляя сил «на потом», поэтому если растение страдает, выглядит уродливо или странно - 9 из 10 - это максимум, на что оно способно. Поблагодарите его за усилия и действуйте.»

1. Чем наука отличается от религии и искусства?

Ответ. Можно выделить ряд существенных отличий:

1. Наука опирается на объективные факты

2. Служит конкретно поставленным задачам с использованием стандартизированных методов

3. Используемые методы эксперимента, моделирования, неоднократно перепроверяются

4. Наука не преследует субъективных целей

5. Имеет более высокие темпы развития

6. Строится на объективных противоречиях

7. Имеет определенные стандарты

2. Какова основная цель науки?

Ответ. Основная цель науки – изучение окружающего мира на основе объективных законов развития природы и общества.

3. Какие методы исследования, применяемые в биологии, вы знаете?

Ответ. Основными методами исследования, применяемыми в биологии в биологии являются: наблюдение, эксперимент, прогнозирование, моделирование.

Вопросы после §2

1. В чем заключается основная цель и задача науки?

Ответ. Наука – одна из сфер человеческой деятельности, цель которой – изучение и познание окружающего мира. Для научного познания необходим выбор определённых объектов исследования, проблем и методов их изучения. Каждая наука имеет свои методы исследования. Однако независимо от того, какие методы используются, для каждого учёного важнейшим всегда остаётся принцип: «Ничего не принимай на веру». Главная задача науки – построение системы достоверного знания, основанного на фактах и обобщениях, которые можно подтвердить или опровергнуть. Научные знания постоянно берутся под сомнение и принимаются лишь при достаточных доказательствах. Научным фактом (греч. factum – сделанное) является лишь тот, который можно воспроизвести и подтвердить.

2. Почему можно утверждать, что развитие биологии определялось разработкой и применением новых научных методов исследования?

Ответ. Развитие биологической науки сопровождалось развитием научных методов. Это объясняется противоречием между имеющимися фактами, накопленными биологической наукой и фактами других естественно-математических наук и результатов, полученных при помощи традиционных методов. На развитие методологии оказывает влияние научно-технический прогресс, развитие информационных технологий, достижения смежных с биологией наук. Развиваясь как общество потребления, человек ставит новые задачи перед наукой, решить которые возможно только применяя новые методы иссдедования.

3. Какое значение имели описательный и сравнительный методы для развития биологии?

Ответ. Описательный метод широко применялся ещё учёными древности, занимавшимися сбором фактического материала и его описанием. В основе его лежит наблюдение. Практически до XVIII в. биологи в основном занимались описанием животных и растений, делали попытки первичной систематизации накопленного материала. Но описательный метод не потерял своего значения и сегодня. Например, он используется при открытии новых видов или изучении клеток с помощью современных методов исследования. Сравнительный метод позволил выявлять сходства и различия между организмами и их частями и стал применяться в XVII в. Использование сравнительного метода позволило получить данные, необходимые для систематизации растений и животных. В XIX в. он был использован при разработке клеточной теории и обосновании теории эволюции, а также в перестройке ряда биологических наук на основе этой теории. В наше время сравнительный метод также широко применяется в различных биологических науках. Однако если бы в биологии использовались лишь описательный и сравнительный методы, то она так и осталась бы в рамках констатирующей науки.

4. В чём сущность исторического метода?

Ответ. Этот метод помогает осмыслить полученные факты, сопоставить их с ранее известными результатами. Он стал широко применяться во второй половине XIX в. благодаря работам Ч. Дарвина, который с его помощью научно обосновал закономерности появления и развития организмов, становления их структур и функций во времени и пространстве. Применение исторического метода позволило превратить биологию из науки описательной в науку, объясняющую, как произошли и как функционируют многообразные живые системы.

5. Почему экспериментальный метод получил наибольшее распространение в XX в.?

Ответ. В XX в. экспериментальный метод стал ведущим в биологии. Это стало возможным благодаря появлению новых приборов для биологических исследований (электронный микроскоп, томограф и др.) и использованию методов физики и химии в биологии. В настоящее время в биологическом эксперименте широко используют различные виды микроскопии, включая и электронную с техникой ультратонких срезов, биохимические методы, разнообразные способы культивирования и прижизненного наблюдения культур клеток, тканей и органов, метод меченых атомов, рентгеноструктурный анализ, ультрацентрифугирование, хроматографию и т. д. Не случайно во второй половине XX в. в биологии развилось целое направление – создание новейших приборов и разработка методов исследования.

Предложите методы исследования, которые вы будете применять при изучении антропогенного воздействия на какую-либо экосистему (водоём, лес, парк и т. д.).

Ответ. При изучении антропогенного воздействия на экосистему можно использовать такие методы как наблюдение, химический анализ, мониторинг, сравнение, моделирование, прогнозирование.

Предложите несколько своих вариантов путей развития биологии в XXI в.

В XXI возможны следующие варианты развития биологии:

Биоинженерия, молекулярная биология позволит ликвидировать генетические заболевания;

Исследования ДНК позволит воссоздать картину исторического развития органического мира;

Селекционеры выведут новые сорта растений, породы животных, штаммы микроорганизмов с необходимыми характеристиками.

Биотехнология позволит получить новые материалы.

Развитие нано-технологий позволит вносить изменения в организацию клеточных органоидов

Какие болезни, по вашему мнению, будут побеждены человечеством при помощи методов молекулярной биологии, иммунологии, генетики в первую очередь.

Ответ. В первую очередь будет побежден СПИД, онкологические заболевания, генетические заболевания.

>> Методы исследования в биологии


1. Чем наука отличается от религии и искусства?
2. Какова основная цель науки?
3. Какие методы исследования, применяемые в биологии , вы знаете?

Наука как сфера человеческой деятельности.

Наука - одна из сфер человеческой деятельности, цель которой - изучение и познание окружающего мира. Для научного познания необходим выбор определенных объектов исследования, проблем и методов их изучения.

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей 1.а)отросток нервной клетки, по которому осуществляется передача нервного импульса от тела нервной клетки.

б)какой отдел головного мозга называют "главнокомандующим" всего организма?

2.после операционного удаления какого-то отдела мозга собака перестала реагировать на свою кличку, на вид и запах пищи, узнавать друзей и недругов.какой отдел мозга у неё удалён?

3.каким образом вы будете вырабатывать у собаки условный рефлекс на команду "сидеть"?(опишите ваши действия)

4.чем можно объяснить то, что люди, блестяще владеющие иностранным языком, могут через несколько лет его забыть?

2)Каким будет увеличение микроскопа, если увеличение линзы окуляра ×7,а линзы объектива ×40? 1)×740 2)×280 3)×47 4)×33 3)Чем спора

отличается от свободной бактерии?

1)Спора – многоклеточное образование, а свободная бактерия –одноклеточное.

2)Спора менее долговечна, чем свободная бактерия.

3)Спора питается автотрофно, а свободная бактерия – гетеротрофно.

4)Спора имеет более плотную оболочку, чем свободная бактерия.

4) Каким образом происходит распространение плодов и семян у клёнаостролистного?

3)млекопитающими

4)насекомыми

5) По каким признакам моховидных отличают от других растений?

1)имеют листья, стебель и ризоиды

2)способны к фотосинтезу

3)размножаются спорами

4)в процессе их развития происходит чередование поколений

6) Что свидетельствует о древности кишечнополостных животных?

1)наличие ротового отверстия

2)прикреплённый (сидячий) образ жизни

3)наличие раздельнополых особей

4)небольшое разнообразие клеток, образующих их тело

7) Какой признак позвоночных характерен только для представителей класса

Звери (млекопитающие)?

1)железы, которые вырабатывают молоко

2)кожа, которая поглощает кислород

3)глаза, которые различают цвета

4)скелет, который состоит из отделов

8) Как называют семейство, в которое помимо человека включены

человекообразные обезьяны?

1)игрунковые

2)гоминиды

3)сумчатые

4)лемуровые

9) Какая система органов обеспечивает освобождение организма от вредных

микроорганизмов?

1)иммунная

2)дыхательная

3)выделительная

4)эндокринная

11) К механической функции костей скелета человека относят

1)движение

2)участие в иммунитете

3)обмен солей

4)кроветворение

12) Термин «форменные элементы» применяется при описании клеток

1)кровеносной системы

4)нервной системы

13) Движение крови по сосудам обеспечивается

1)разной скоростью движения крови по сосудам

2)давлением, создаваемым желудочками сердца

3)большой разветвлённостью сосудов

4)работой створчатых клапанов сердца

14) В процессе пищеварения жиры расщепляются до

1)глюкозы

2)аминокислот

4)глицерина и жирных кислот

21)Как получают энергию редуценты (разрушители)?
1)Они потребляют воду из почвы.
2)Они питаются растущими растениями.
3)Они используют энергию солнца.
4)Они питаются органическими веществами мёртвых организмов

Помогите пожалуйста с биологией) Ответьте на все вопросы, на которые знаете ответы:

1. при каких условиях происходит нормальный рост растения?
2.На примере тополя (клена или березы) укажите признаки сезонного ритма развития растения. которые вы наблюдали в определенное время года (весной, осенью)
3. Каково принципиальное отличие роста растения от его разввития?
4.Почему одуванчик, растущий в высокой траве на лугу, отличается от одуванчика, выросшего на открытом месте?
5. В чем проявляется взаимосвязь между процессами роста и развития растения?

ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА? Все живые и неживые тела(мебель, посуда, приборы, растения, животные), с которыми Вы встречаетесь каждый день, и все вещества(вода,

сахар, соль, сода, уксусная кислота и многие другие), из чего-то состоят: предметы– из определённых деталей, эти детали состоят из веществ, а вещества, в свою очередь, состоят из мельчайших частиц– молекул и атомов. Атомы и молекулы, взаимодействуя друг с другом, образуют новые, более сложные вещества. Мельчайшие частицы, взаимодействуя между собой, образуют систему. Взаимодействующие между собой части системы называют элементами этой системы. Чем больше взаимодействующих элементов составляют систему, тем она сложнее. Вспомните хотя бы разные конструкторы. Чем больше в них деталей, тем сложнее и длительней будет их сборка. Детали различных приборов и механизмов, части организмов взаимодействуют между собой. В результате такого взаимодействия приборы нормально работают, а в организме идут процессы жизнедеятельности. И прибор, и организм– это системы, работающие благодаря взаимодействию деталей или органов. Но прибор– это неживая система, а организм– живая. Так как мы изучаем биологию, то нас будут интересовать живые системы, т.е. организмы. Примером не самой сложной системы в организме может служить рука человека. Она состоит из костей, мышц, связок. Лишённая хотя бы одного из составляющих элементов, рука работать не сможет. Рука является подсистемой(элементом) более сложной системы«человеческий организм». Глаза и уши, мозг и сердце, кости и мышцы– это элементы системы «человек». Все вместе они удивительно слаженно работают, образуя организм, хотя каждый из органов имеет свои особенности строения. Только взаимодействуя, отдельные органы образуют полноценный организм и обеспечивают его долгую и слаженную работу. Важно понять ещё одну мысль: свойства любой системы отличаются от свойств тех элементов, которые составляют систему. Так, например, лист, отделённый от растения, не способен создавать органические вещества, так как в него не поступает вода из корней. Клетка, лишённая ядра, не способна к размножению. Можно назвать много подобных примеров, чтобы доказать, что система приобретает новые свойства, которых не было у элементов, составляющих данную систему. Используя содержание текста«Что такое система?» и знания школьного курса биологии, ответьте на вопросы и выполните задание. 1) Что является главным условием возникновения системы? 2) Чем с позиции анатомии отличается система«рука» от системы«мышца»? 3) На примере строения цветка докажите, что это система. ПОМОГИТЕ ЗАВТРА ГИА