Система образования призвана обеспечить активное развитие детей и молодёжи, их творческих способностей, включение в общественно-значимую деятельность. Именно в школьные годы происходит всестороннее развитие личности, формирование основных черт, и во многом это зависит от той социальной среды, в которой находится ребенок. Как говорит теория и свидетельствует практика, важным условием оптимального развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного эмоционально-психологического климата, что обуславливает актуальность рассмотрения данного вопроса. Понятие «климат» психология позаимствовала из метеорологии и географии. Сейчас это научное понятие, которое уже устоялось в современной психологии, характеризует невидимую, уникальную, деликатную, психологическую сторону коммуникации, взаимосвязи и взаимовлияния между людьми. В современной психологической науке под психологическим климатом понимается «качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе». В.М. Шепель утверждает, что психологическим климат состоит из трех компонентов:

  • - социальный климат - определяется осознанием общих целей и задач группы;
  • - моральный климат - определяется принятыми и устоявшимися моральными ценностями группы;
  • - психологический климат - это неофициальные отношения, которые складываются между членами группы и значительно влияют на ее работоспособность.

Только оптимизация каждого элемента комплексного понятия психологического климата приводит к доверительной атмосфере в коллективе. Положительный психологический климат не формируется сам собой. Это результат упорного, целенаправленного и длительного труда всего коллектива, результат хорошо спланированной и организованной деятельности, при этом важное место в формировании благоприятного климата отводится учителям и классным руководителям.

В коллективе школьников существует та атмосфера, которая формируется в первую очередь учителем.

От особенностей его взаимодействия и взаимопонимания с детьми зависят результаты деятельности ученического коллектива, а они в свою очередь, если являются хорошими и устойчивыми, помогают создавать необходимый психологический климат.

Важным моментом, на который учитель должен обратить свое внимание прежде всего, является то, насколько каждый из учащихся знает свои обязанности, а также их отличие от обязанностей остальных членов коллектива. Такое четкое разделение функций и обязанностей учащихся класса обеспечивает детям ощущение своих границ, а также приводит к чувству стабильности и устойчивости в отношении своего места в данной группе. Следующий критерий - осознание своих личных убеждений. При здоровом психологическом климате каждый из учеников знает свои ценности и взгляды. Вместе с тем, не менее важным критерием является определение своей позиций по отношению к себе и другим членам группы. Важно, чтобы каждый из учеников обращал внимание в первую очередь на себя, мог проводить самоанализ действий и поступков.

Стоит помнить о том, что состояние психологического климата ученического коллектива зависит и от уровня группового развития. Следует отметить, что между состоянием психологического климата в развитом коллективе и результативностью общей деятельности всех членов группы существует положительная зависимость. Она приводит к появлению взаимопонимания и доверия, открытости и взаимовыручки. Высокий уровень группового развития содействует становлению в каждом человеке цельной личности, который будет являться активной единицей всего коллектива и, вместе с тем, субъектом собственной жизнедеятельности. Прямое влияние на психологический климат имеет стиль управления и самоуправления в группе. Педагогам в своей деятельности по созданию здоровой социальной ситуации и психологического климата класса следует опираться на наиболее сознательных, активных, авторитетных членов ученического коллектива.

Успешное развитие классного коллектива обязано способности не только учителя, но и каждого ученика в классе, помогать выдерживать совместное направление движения группы. Оно определяется и задается самими учениками совместно с учителем. Можно говорить о положительном психологическом климате, если каждый ребенок в классе достаточно целенаправлен и эмоционально вынослив.

Стоит отметить, что важнейшими признаками благоприятного психологического климата по Макаренко являются чувство собственного достоинства, защищённость каждой личности, гордость за свой коллектив, эстетика коллектива, соблюдение внешних норм поведения. Все вышеперечисленные характеристики здорового климата ученического коллектива способствуют нормальному функционированию класса, следовательно, и учебно-воспитательной деятельности, и всестороннему развитию личности. Это позволяют ребенку испытывать в процессе учебной деятельности положительные эмоции: доброжелательность, инициативность, работоспособность, защищённость, мобильность, креативность, оптимизм. При отсутствии благоприятного климата в классе преобладающими эмоциями являются незащищенность, агрессивность, леность, пессимизм, зажатость, пассивность. Это не может не отразиться на эффективности учебно-воспитательной работы.

К условиям, определяющим эффективность влияния учителя на благоприятный психологический климат в коллективе школьников, относятся следующие:

  • - устремление педагога на эмоциональный комфорт школьников;
  • - личностные особенности педагога (открытость, инициативность, расположенность к детям, чувство юмора, креативность, коммуникабельность, стиль общения);
  • - профессиональные качества педагога (знание теории и методической базы).

Каждому педагогу необходимо знать и применять способы формирования психологического климата.

В силу специфики работы педагога и возрастных особенностей учащихся, именно учитель должен обладать определёнными средствами и механизмами управления этим явлением. Из чего следует, что ответственность за формирование психологического климата лежит в первую очередь на нём. Среди наиболее эффективных способов формирования учителем благоприятного психологического климата в ученическом коллективе следует выделить следующие:

  • - создание ситуаций коллективного сопереживания значимых для группы событий;
  • - привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь коллектива;
  • - использование коллективных игр;
  • - формирование традиций группы и обязательное их соблюдение;
  • - разработка системы морального и материального поощрения учеников;
  • - умение увидеть и решать конфликтные ситуации среди обучающихся;
  • - стремление учителя вкладывать силы и средства в благополучие группы;
  • - знание и учит индивидуальных особенностей учащихся (соматические, интеллектуальные, психологические);
  • - знание и уважение всего спектра чужих мнений;
  • - умение разделять и передавать ответственность.

Психологический климат занимает важное место в гармоничном и всестороннем развитии ребёнка, требует специальной профессиональной подготовки педагога, для грамотной ориентации его на формирование и управление психологической средой в классе, а также для передачи учащимся необходимых знаний.

Психологический климат в классе зависит не только от классного руководителя, учителя, на него влияют организация учебно-воспитательной деятельности, качество учебников, обучаемость и способности учащихся, их здоровье и питание.

Таким образом, создание оптимального психологического климата является важным элементом повышения результативности учебно-воспитательной работы в классе. Благоприятный психологический климат способствует и лучшему усвоению учебного материала школьником, и полноценному развитию его личности.

Следовательно, создание благоприятного психологического климата в классе является важным элементом педагогической работы в школе.

Можно выделить три основных фактора, влияющие на состояние психологического климата: личные качества членов ученического коллектива, стиль руководства со стороны учителя и материальная среда учебного процесса. Для достижения положительной атмосферы среди учеников немаловажным являются профессиональные качества педагога, который имеет главную роль в данном процессе. Откуда следует, что практические и теоретические навыки педагога должны быть направлены на создание благоприятного климата в ученической среде, как необходимого условия разностороннего развития личности.

Одним из первых раскрыл содержание социально-психологического климата В.М. Шепель. Социально-психологический климат, по его мнению - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Он считал, что климат отношений между людьми в организации состоит из трех составляющих. Первая составляющая - это социальный климат, который определяется осознанием общих целей и задач организации. Вторая составляющая - моральный климат, определяющийся принятыми моральными ценностями организации. Третья составляющая - это психологический климат, т.е. те неофициальные отношения, которые складываются между работниками.

В психологическом словаре дается следующее определение социально-психологического климата. Социально-психологический климат - качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.(12) Важнейшая особенность социально-психологического климата состоит в том, что он дает обобщенную, интегральную характеристику психологического состояния всех проявлений жизни коллектива, так как объединяет в себе взаимодействие всего многообразия социальных, групповых и личностных факторов как условий трудовой деятельности.

Феномен социального-психологический климат включает понятие состояния психологии организации как единого целого. Разработана определенная система показателей, на основании которой оказывается возможным оценить уровень и состояние социально-психологического климата. При его изучении с помощью анкетного опроса за основные показатели обычно берутся следующие:

  • 1) удовлетворенность работников организации характером и содержанием труда, взаимоотношениями с коллегами по работе и менеджерами, стилем руководства фирмой,
  • 2) уровень конфликтности отношений сотрудников организации, конфликтность между членами формальных и неформальных групп,
  • 3) уровень сплоченности коллектива организации,
  • 4) степень совпадения формальных и неформальных лидеров организации.

Математический анализ полученных в ходе анкетирования данных позволяет выявить характеристики и факторы благоприятного и неблагоприятного климата, формирование и совершенствование, которого требует от руководителей и психологов в фирмах понимания эмоционального состояния людей, настроения, отношений друг с другом.

Многие руководители считают, что социально-психологический климат это нечто трудно осязаемое: с одной стороны, он вроде бы и есть, а с другой -- его довольно трудно почувствовать. В таком случае следует обратиться к мнению особо чуткой категории работников, достаточно долго проработавших на предприятии, чтобы суметь оценить особенности отношений, и недостаточно долго, чтобы притерпеться, махнуть на эти отношения рукой. По данным психологов, это люди, которые проработали в коллективе 10-15 лет.

Состояние социально-психологического климата -- один из ведущих показателей работы руководителя. Он зависит от хороших, доброжелательных отношений, усиливается положительной мотивацией, взаимоуважением, успешным руководством, хорошими коммуникациями, сотрудничеством, взаимопомощью. Достижение высокого уровня социально-психологического климата это длительный процесс, реализовать который в короткий срок на основе призывов и лозунгов практически невозможно.

Здоровый социально-психологический климат в коллективе медленно вызревает и трудно поддерживается на необходимом уровне. Состояние микроклимата в коллективе, как погода, может изменяться изо дня в день. Колебания настроений, состояний людей могут быстро изменяться под влиянием неожиданных, как благоприятных, так и неблагоприятных условий. К сожалению, природа человеческой памяти такова, что он часто забывает хорошее и долго помнит плохое, а поэтому негативные, отрицательные эмоции могут резко ухудшить положительный настрой работника и длительное время влиять на выполнение им производственных задач.

Чтобы определить качество социально-психологического климата, нужно проанализировать все его структурные составляющие. В структуре социально-психологического климата Б. Д. Парыгин выделяет 2 основных подразделения -- отношения людей к труду и их отношения друг к другу. Все многообразие этих отношений рассматривается через призму двух основных параметров психического настроя -- эмоционального и предметного.(7)

Под предметным настроем подразумевается направленность внимания и характер восприятия человеком тех или иных сторон его деятельности. Под эмоциональным -- отношение удовлетворенности или неудовлетворенности этими сторонами деятельности.

Помимо этого, подчеркивает Б. Д. Парыгин, социально-психологический климат определяет отношение людей к миру в целом и восприятию себя в нем.(7) А это, в свою очередь, может проявиться во всей системе ценностных ориентации личности, являющейся членом данного коллектива. Климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе.

Получается что, структура проявлений социально-психологического климата состоит в отношении людей друг к другу, к общему делу, к миру и к самому себе.

Важнейшими признаками благоприятного социально-психологического климата являются:

  • -- доверие и высокая требовательность членов.группы друг к другу;
  • -- доброжелательная и деловая критика;
  • -- свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;
  • -- отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать отдельные значимые для группы решения;
  • -- удовлетворенность принадлежностью к коллективу;
  • -- высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива;
  • -- принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов.

Еще один важный критерий влияющий на климат в коллективе это конфликты.Конфликты являются вечным спутником нашей жизни. И потому даже самая последовательная политика гуманизации на предприятиях и в учреждениях и лучшие методы управления не защитят от необходимости жить в условиях конфликтов. Слово «конфликт» латинского корня и в буквальном переводе означает «столкновение». В основе любого конфликта лежит противоречие, которое ведет обычно либо к конструктивным (например, к усилению групповой динамики, развитию коллектива), либо к деструктивным последствиям (например, к развалу коллектива). Таким образом, конфликты в самом общем виде могут квалифицироваться как конструктивные- с позитивным знаком и деструктивные- с негативным знаком.

Любая конфликтная ситуация, помимо самого конфликта, включает в себя совокупность причин и условий, предшествующих возникновению разногласий. (11) Именно поэтому в известном смысле под конфликтной ситуацией следует понимать стечение психологических предпосылок, социальных условий и производственных причин еще не наступившего потенциального конфликта, угрожающих разрядиться реальным трудовым конфликтом, который возникает тогда, когда сознательное поведение одной из сторон вступает в неразрешимое противоречие с интересами другой стороны.

Противоположная ситуация в коллективе ведет к негативным последствиям и даже к самым необратимым. Не каждый руководитель понимает, что именно человеческий фактор играет одну из самых важных ролей в успешной работе предприятия в целом.

Неблагоприятные условия труда (отсутствие комнаты для персонала) порождают усталость, апатию, незаинтересованность в работе, а неприязнь к руководству вызвана безосновательными штрафами, задержкой или неуплатой заработной платы, личными обидами. Большие группы людей следует подвергать более глубинному анализу для выявления причин неблагоприятного психологического климата с последующей корректировкой сложившейся ситуации. Основными признаками анализа являются:

  • · производительность труда работников;
  • · степень кадровой текучести;
  • · качество продукции;
  • · прогулы и опоздания на работу;
  • · количество претензий клиентов и сотрудников;
  • · обращение с оборудованием (небрежность либо аккуратность);
  • · степень приверженности к своему коллективу сотрудников.

На основе выше сказанного, различают благоприятный и неблагоприятный социально - психологический климат в организации.

Благоприятный климат характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, вносить вклад в развитие организации, совершать ошибки без страха наказания и т.д.

Неблагоприятный климат характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д. психологический климат конфликт коллектив.

Таким образом, социально-психологический климат как качественная сторона межличностных отношений проявляется в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной деятельности и развитию личности в группе, который отражает характер, содержание и направленность реальной психологии членов организации.

Руководитель может целенаправленно регулировать характер отношений в группе и влиять на СПК. Для этого необходимо знать закономерности его формирования и осуществлять управленческую деятельность с учетом факторов, влияющих на СПК

Зарубежные исследователи выделяют такое важное психологическое понятие как доверие членов коллектива друг к другу, являющееся основой организационного успеха (Роберт Брюс Шо). С одной стороны, доверие - это проблема отношений между людьми, т.е. важная составляющая СПК организации. Но с более широкой точки зрения, доверие - это мощная универсальная сила, влияющая практически на все, что происходит внутри организации и в отношениях между организациями и одновременно являющаяся структурной и культурной характеристикой организации. Существенным элементом в общей концепции социально-психологического климата является характеристика его структуры. В структуре СПК очевидно наличие двух основных подразделений - отношения людей к труду и их отношения друг к другу.

Формирование благоприятного психологического климата в классном коллективе

Одной из главных задач педагога, классного руководителя является организация детского коллектива, развитие детских органов самоуправления, создание ближайших и дальних перспектив коллективного развития, создание мажорного тона в коллективе, т.е. обеспечение психологического комфорта всем ученикам класса .

Создание благоприятного психологического климата в классе является важным компонентом педагогической деятельности учителя и классного руководителя, поскольку психологически здоровые, творческие, уверенные в своих силах люди представляют особую ценность для современного общества. Обучение в школе занимает большую часть жизненного времени школьника, в течение которого происходит активное развитие личности. Психологический климат - это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. Это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений.

В понятии психологического климата выделяются три "климатические зоны":

Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.

Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.

Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.

Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача классных руководителей.

Современному классному руководителю необходимо четко представлять, с чего начинать развитие классного коллектива.

Любой классный руководитель, планируя воспитательную деятельность, желал бы, чтобы в классе была благополучная психологическая атмосфера.

Для этого необходимы определённые условия, которые должен создать классный руководитель:
а). каждый член классного коллектива должен чувствовать себя в безопасности (
имеется в виду физическая, психологическая и эмоциональная безопасность );
б)у каждого ученика должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности;
в)каждый ученик должен уметь заводить дружбу и поддерживать дружеские отношения с одноклассниками;
г) все члены ученического коллектива должны уметь ставить определенные цели, быть компетентными при решении поставленных задач, а также уметь разрешать конфликтные ситуации.
Для того чтобы изучить психологический климат в классе, современный классный руководитель должен знать основные характеристики, которые его формируют.

Характеристика благоприятного психологического климата в классе:

    В классе преобладает жизнерадостный тон взаимоотношений между учащимися; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимопомощи, доброжелательности; в классе присутствует атмосфера сотворчества; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика в адрес одноклассников высказывается с добрыми пожеланиями.

    Существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем членам ученического коллектива.

    В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.

    Учащиеся класса активны, выполняют полезное для всех дело и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.

    Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают общее сопереживание или радость.

    Группировки внутри класса отсутствуют.

Характеристика неблагоприятного психологического климата класса

    В классе преобладает подавленное настроение; учащиеся часто конфликтуют между собой; проявляют агрессию по отношению к одноклассникам; каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.

    В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях.

    Отсутствуют такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие.

    Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.

    Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива.

    В определённых ситуациях возникают, ссоры, взаимные обвинения.

Для изучения и формирования психологического климата в классе использую различные психолого-педагогические приемы , которые помогают мне, как классному руководителю, в моей педагогической деятельности.

а) Выявление лидера и его роли в классе;

б)коррекцию формальной и неформальной структуры класса (например, посредством перевыборов формального лидера);

в)определение уровня сплоченности класса и его психологической атмосферы;

г)применение игр, направленных на сплочение коллектива;

д)определение причин конфликтов в классе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения;

е)изучение индивидуальных особенностей учащихся класса;

ж)развитие коммуникативных навыков;

з)социально-психологическая коррекция взаимоотношений в ученическом коллективе (проведение социально-психологических тренингов совместно с психологом и психологических консультаций).

Для того чтобы исследование психологического климата было более объективно и отражало реальное положение дел в классе, можно использовать метод наблюдения за классом в деятельности. Например, при организации и подготовке класса к какому-либо досуговому мероприятию. Классный руководитель в этот период находится в роли наблюдателя . В большинстве случаев целесообразнее записывать результаты наблюдения пофамильно, что позволит классному руководителю увидеть вклад каждого ученика в общую психологическую атмосферу класса, его индивидуальное самочувствие в нем.

Эмпирические референты благоприятного психологического климата класса

Беседы с родителями – важная составляющая психологического климата в классе.

Классному руководителю стоит выяснить, нравится ли ученику ходить в школу, что он рассказывает о своем классе дома. Часто ли он жалуется на недомогания после школы или по утрам. Как ребенок готовит уроки: делает это самостоятельно или с помощью родителей. С этой целью провожу анкетирование родителей и учащихся класса.

Тест «Хорошие ли вы родители?»

Этот тест поможет вам определить, в каком состоянии вы находитесь в отношении ваших детей. Благодаря полученным результатам вы сможете скорректировать свое поведение, сделав воспитание детей максимально эффективным.

Отвечать надо "ДА", "НЕТ", "НЕ ЗНАЮ".

1. На некоторые поступки ребенка часто реагируете "взрывом", а потом жалеете об этом.
2. Когда не знаете, как реагировать на поведение вашего ребенка, пользуетесь помощью или советами других лиц.
3. Ваши опыт и интуиция - лучшие советчики в воспитании ребенка.
4. Иногда случается доверить ребенку секрет, который не рассказали бы никому другому.
5. Вас обижает негативное мнение других людей о ребенке.
6. Вам случается просить у ребенка прощение за свое поведение.
7. Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от родителей.
8. Вы замечаете различия между своим характером и характером ребенка; эти различия иногда удивляют (радуют) вас.
9. Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи ребенка.
10. Вы можете удержаться от покупки вещи для ребенка (даже если есть деньги), потому что знаете, что у него есть все необходимое.
11. Вы считаете, что до определенного возраста лучший воспитательный аргумент для ребенка - физическое наказание.
12. Ваш ребенок именно таков, о каком вы мечтали.
13. Ваш ребенок доставляет больше хлопот, чем радости.
14. Иногда вам кажется, что ребенок учит новым мыслям и поведению.
15. У вас конфликты с собственным ребенком.

Подсчет результатов.
За каждый ответ "ДА" на вопросы 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, а так же за ответ "НЕТ" на вопросы 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 - получаете по 10 баллов.
За каждый ответ "НЕ ЗНАЮ" - по 5 баллов.
Подсчитайте полученные очки.

100 - 150 баллов.
Вы прекрасно понимаете собственного ребенка. Ваши взгляды и суждения - союзники в решении различных воспитательных проблем. Если этому на практике сопутствуют открытое поведение, терпимость, вас можно считать примером для подражания. Для идеала не хватает одного маленького шага. Им может стать мнение вашего собственного ребенка.

50 - 99 баллов.
Вы находитесь на пути к лучшему пониманию собственного ребенка. Свои временные трудности или проблемы с ребенком можете разрешить, начав с себя. И не старайтесь оправдываться нехваткой времени или характером ребенка. Есть несколько проблем, которые вы в состоянии решить, поэтому постарайтесь это использовать. И не забывайте, что понимать - не всегда означает принимать. Не только ребенка, но и себя тоже.

0 - 49 баллов.
Кажется, можно больше сочувствовать ребенку, чем вам, поскольку он не попал к родителям, ставшим добрыми друзьями и проводниками на трудной дороге жизни. Но еще не все потеряно. Если вы действительно хотите что-то сделать для ребенка, попробуйте иначе. Может быть, найдете того, кто в этом поможет. Это будет нелегко, зато в будущем вернется сторицей.

Если вы относитесь ко второй или тем более третьей группе людей, описанных в тесте, конфликты между вами и детьми неизбежны. Причин может быть много, но одну из них нужно подчеркнуть особо: у вас нет никаких знаний ни о семейной психологии, ни о психологии детей, нет навыков разрешения конфликтов. А по сему, если вы хотите иметь гармоничные отношения со своими детьми, то стоит заняться самообразованием, а, возможно, и прибегнуть к помощи психолога. Вам решать.

Анкетирование учащихся.

При анкетировании необходимо предупредить, что ответы не станут известны одноклассникам.

Цель анкетирования: выяснить, насколько комфортно ученик чувствует себя в школе. После того, как классный руководитель проанализирует ситуацию в классе, необходимо предпринять шаги для того, чтобы учащиеся класса чувствовали себя более комфортно. Через какое-то время можно повторить анкетирование, чтобы убедиться, насколько эти шаги были эффективны.

1. Я боюсь, что ребята будут смеяться надо мной, когда я отвечаю у доски. (да, нет).

2. Независимо от того, что происходит в моей жизни, когда я вхожу в класс, я чувствую себя лучше. (да, нет).

3. У меня часто болит живот или голова, часто мне кажется, что я вот-вот заплачу. (да, нет).

4. В моем классе есть человек, которому я могу рассказать о своих проблемах. (да, нет).

5. Я знаю, что в моем классе никто не сделает мне больно (да, нет).

6. Я уверен, что мой учитель будет не будет ругать меня, даже если я допущу ошибку. (да, нет)

7. Мне известны правила, которые нужно соблюдать в школе. Я знаю, что будет, если я их нарушу. (да, нет).

Как современный классный руководитель, в своей деятельности с ученическим коллективом опираюсь на наиболее эффективные способы формирования и поддержания психологического климата в классе:

а) создавать условия для организации совместной деятельности учащихся; информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность каждого ученика, его инициативу, креативность;

б) уметь находить общие интересы, которые объединяли бы учащихся класса и на их основе организовывать общие дела;

в) формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;

г) Совместное проведение свободного времени.

д) создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ученика.

е) создавать условия для повышения комфортности самочувствия учащихся в школе;

ж) развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;

д) развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.

Для формирования комфортного психологического климата в классе необходима система игр и упражнений.

1. Игра-тест "Альпинист".

В предложенной игре происходит наглядное определение степени сплоченности / разобщенности класса.

На доске выполняется рисунок (рис.1). Классный руководитель комментирует: "Сегодня мы – альпинисты. Сейчас нам предстоит отправиться по горам Горного Алтая. А именно, на вершину горы Белухи. Покорить эту вершину горы сложно, но очень интересно. Гора Белуха находится в Усть-Коксинском районе Горного Алтая . Она является высшей точкой Катунского хребта и высшей точкой Сибири. Её высота 4506 метров. Теперь представьте, что пик - это вершина горы - по-настоящему дружный класс, это коллектив, где все должны помогать друг другу. Какой высоты вы сможете достичь? Группа альпинистов - это твои одноклассники... (от 1 до 10), подумайте и попытайтесь дать ответ".

Классный руководитель подходит к каждому ученику, узнает их мнение и суммирует баллы. После этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается и на доске ставится соответствующая отметка. Как правило, это 6-7 баллов.)

2. Игра-проект "Школа – дом, где мы живём"

Самым безопасным местом для человека, как правило, является его дом. Мы говорим: «Будьте как дома», «Не чувствуйте себя в гостях». Чем отличается наш дом от любого другого места? Это то пространство, где человек в максимальной степени может проявить свою индивидуальность. В доме, в семье существуют традиции, которые сближают членов семьи. У семьи есть своя история, которая передается ее членам и дает ощущение принадлежности именно к этому дому. Для того чтобы класс, школа стали тем местом, где ученики чувствуют себя как дома, классный руководитель может использовать следующие приемы:

Участие учащихся класса в создании «дизайна» класса. Прежде всего, стоит обсудить с детьми, как можно сделать классную комнату более привлекательной, удобной и приятной. Часть идей может быть реализована быстро. Например, по-другому поставить мебель, оформить уголок цветов, уголок самых интересных сведений о чём-либо. В этом плане следует обсудить с учащимися, насколько реалистичны их предложения, что-то можно запланировать на будущее.

3. Игра-проект "АЛЬБОМ ДОБРЫХ ДЕЛ"

Главная идея данного проекта заключается в создании каждым учеником класса Дневничка добрых дел. Это позволяет предоставить возможность каждому ученику написать или нарисовать что-то доброе о себе, об одноклассниках. Тема для альбома классный руководитель не предлагает. Ученики ведут не только записи, они рисуют, вклеивают фотографии. Дополняют свой Дневник добрых дел рассказами о жизни класса. В этом проекте важно, чтобы классный руководитель, учащиеся и родители принимали равное участие в создании подобного Дневника. Представленная игра-проект стала традиционной для нашего класса. В ней принимают участие все желающие по-разному: кто-то пишет о том, что доброго на Зеле он сделал, кто-то рисует, кто-то сочиняет стихи или песни.

4.Игра: "Частички".

Цель: создание благоприятного психологического климата в классе. Все играющие хаотично бродят по площадке, по команде ведущего ученики должны объединиться в частички с заданным числом. Предложенная игра способствует сплочению коллектива, даёт каждому учащемуся право выбора, кого взять в пару.

5. Игра "Гусеница"

Цель: создание благоприятного психологического климата в классе. Класс становится друг за другом в колонну. Из колонны выходить нельзя. Ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать, как она спит; как ест, как умывается, как делает зарядку. Эта игра хороша тем, что в течение её можно наблюдать за учениками со стороны.

Принципы, на которых строится психологический климат класса

    Активно помогать учащимся подняться на качественно новую ступень. Ступень Успеха.

    Предоставлять ученикам возможность испытать себя в различных видах внеурочной деятельности.

    Никогда не нарушать данного ученикам слова.

    Поддерживать в себе твёрдую веру в собственное предназначение.

    Создавать условия, а не диктовать их.

    Осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику.

Игра-опрос «Хороший ли я друг?»

Цель: оценить, насколько у ученика сформировано умение устанавливать и поддерживать дружеские отношения в классе. Отвечая на вопросы необходимо обвести утверждения «да» или «нет ». При этом учащиеся знают о том, что их ответы не станут известны одноклассникам. Сделать это лучше в письменном виде, написав на бланке соответствующее предупреждение.

Опросник

1. Я очень быстро теряю друзей (да, нет).

2. Я часто говорю приятные слова моим друзьям (да, нет).

3. Часто мне кажется, что у меня нет друзей (да, нет).

4. Я всегда могу выслушать своего друга (да, нет).

5. Я сам всегда решаю, во что мы будем играть или куда пойдем (да, нет).

6. Если мне хочется с кем-нибудь подружиться, то я этого добиваюсь. (да, нет).

7. Когда кто-нибудь уговаривает меня сделать что-то, чего, как мне кажется, делать не стоит, я говорю «нет» (да, нет).

8. Мне неприятно, когда кого-то обижают, и я стараюсь помочь этому человеку (да, нет).

9. Друзья бывают разные - одни более близкие, другие менее (да, нет).

10. Если я не хочу быть одиноким и хочу иметь много друзей, я должен развить в себе такие качества, чтобы другие хотели со мной дружить (да, нет).

Эту игру-опрос провела в конце 5 класса и в 3 четверти 6 класса. В силу того, что в классе 15 мальчиков и 8 девочек, приходится каждый день думать о том, как сложатся отношения учеников сегодня. Таким образом, представленный опрос позволяет вовремя вывить ситуацию неудач, помочь каждому ребёнку.

Игра «Хорошие качества во мне»

Цель: обсудить с учащимися, какими качествами должен обладать человек, чтобы с ним хотелось дружить.

Учащиеся класса рассаживаются в круг. У классного руководителя в руках яркий мяч (для создания хорошего настроения ). Мяч передаётся по кругу, начиная с ведущего. Каждый ученик должен сказать хорошие слова в адрес рядом сидящего одноклассника. Здесь важно предложить детям отметить, что для них важнее всего в друге.

Игра «Помоги обиженному»

Цель: проиграть ситуации, в которых человек чувствует себя обиженным, смущенным. Это один из способов развития эмпатии. Классный руководитель просит учеников вспомнить или придумать ситуации, когда человеку приходится краснеть, когда он чувствует себя смущенным. Начать лучше с собственных воспоминаний. Эти ситуации могут быть смешными. Но следует подчеркнуть, что очень часто «жертве» они не кажутся смешными. Человек чувствует смущение, ему становится грустно и одиноко. Важно обсудить с учениками, каким образом реакция окружающих может изменить ситуацию в лучшую или худшую сторону.

Игра-дискуссия «Разреши конфликт»

Цель: научить анализировать жизненные ситуации, учить находить верное решение. Обсуждение случаев из жизни позволит не только помочь ученикам найти правильное решение, но и, возможно, предотвратить ссоры в классе.

1. Твой друг часто опаздывает. В прошлый раз из-за этого вы опоздали на интеллектуальную игру, а сегодня вот уже полчаса ты ждешь его, чтобы пойти играть в футбол. Остается всего 20 минут для игры. Как ты поступишь в этой ситуации?

2. У твоего друга плохое настроение. Ты не представляешь себе, чем ты мог так рассердить или расстроить его. Как поступить в этом случае?

3. Ты доверил важный секрет своему другу. На следующий день, придя в школу, ты обнаружил, что еще несколько человек узнали твою тайну. Что ты сделаешь?

4. Сегодня твой лучший друг ушел гулять вместе с вашим общим приятелем. Тебя они не позвали. Обычно вы всегда гуляли с другом вместе. Что делать в такой ситуации?

5. Ты одолжил другу 10 рублей несколько дней назад. Он не возвращает их тебе и ничего не говорит о долге. Ты не знаешь, стоит ли напомнить другу о долге. Ты уговариваешь себя, что сумма не так уж велика. Но почему-то это тебя все-таки беспокоит. Как ты поступишь?

Игра «С друзьями тепло и весело»

Цель: предложите ученикам описать чувства, которые они испытывают по отношению к близким людям. Обсудите, каким образом мы можем дать почувствовать другим людям, что они много значат для нас.

Для этого классный руководитель просит детей в центре листа изобразить яркий круг (пусть он будут похож на солнце). В центре круга слово «Я». Вокруг этого круга ученики должны разместить маленькие круги: людей, которые им близки.

После этого задания можно предложите детям еще раз нарисовать такую же картинку, только вокруг себя им надо расположить людей, от которых им самим тепло.

Обязательным условием должно быть обсуждение: насколько изменилась картина. Одни и те же люди на обеих картинках? На какой из них людей больше? Почему так получилось?

Социально-психологический климат - это преобладающий в группе или коллективе относительно устойчивый психологический настрой его членов, проявляю­щийся в отношении друг к другу, к труду, к окружающим событиям и к организации в целом на основании индивиду­альных, личностных ценностей и ориентации.

На формирование определенного СПК оказывает влия­ние целый ряд факторов:

    Реальная трудовая ситуация : успешный или неуспеш­ный ход производственного процесса, содержание, органи­зация и условия труда, система материального и морального стимулирования, характер межличностных отношений в кол­лективе и т. д. Если деятельность фирмы приносит прибыль, работники видят перспективы развития предприятия, удов­летворены системой стимулирования, они работают более производительно.

    Групповые нормы поведения , которые конкретизиру­ют социальные нормы (проявление отношений сотрудниче­ства и взаимопомощи в работе в условиях, когда действия одного работника обусловливают определенные действия других людей; соблюдение традиций, ритуалов, принятых в трудовом коллективе, и др.). К традициям, улучшающим кли­мат в коллективе, принятым в российских предприятиях, можно отнести введение вновь принятого сотрудника в кол­лектив, организацию совместных праздников для персонала и членов их семей.

    Стиль и методы руководства коллективом. В их основе, как известно, лежат два критерия: характер централизации власти и способ воздействия на подчиненных. Так, авторитар­ный руководитель нередко искусственно создает конфликт­ные ситуации, выживая неугодных работников. У либераль­ного руководителя работа практически пущена на самотек.

    Индивидуально-психологические особенности работни­ ков (пол, возраст, семейное положение, потребности и инте­ресы, ценностные ориентации). Учет личностных особеннос­тей работников для благоприятного СПК весьма важен.

Так, более устойчивый климат складывается в коллек­тиве, в котором представлены и женщины, и мужчины. Для уравновешивания эмоциональности женщин необходимо на­личие мужчин в женском коллективе. Мужчины, как прави­ло, более рациональны, в то же время, они склонны прини­мать более рискованные решения; женщины в таком случае необходимы для принятия взвешенных решений, так как женский мозг устроен таким образом, что он в восемь раз быстрее считывает тревожную информацию. Кроме того, наличие в коллективе представителей разных полов застав­ляет и тех и других держать себя в рамках служебного эти­кета, быть всегда в форме.

Также в коллективе должны быть представлены работ­ники разных возрастов. Люди старшего возраста - для пе­редачи опыта молодым, а молодежь необходима для внесе­ния "свежей крови" в деятельность организации.

5. Совместимость его членов , понимаемая как наиболее благоприятное сочетание свойств работников, обеспечиваю­щее эффективность совместной деятельности и личную удов­летворенность каждого.

Совместимость членов коллектива проявляется во взаи­мопонимании, взаимоприемлемости, сочувствии, сопережи­вании друг другу.

Существует два вида совместимости: психофизиологичес­кая и психологическая.

Психофизиологическая связана с синхронностью инди­видуальной психической деятельности работников (различ­ная выносливость членов группы, скорость мышления, осо­бенности восприятия, внимания), что следует учитывать при распределении физических нагрузок и поручении отдельных видов работ. Так, например, не может быть одинаковой ско­рости работы у быстрого холерика и медлительного флегма­тика. Скрупулезно выполняющий порученное дело меланхо­лик будет раздражать своей медлительность холерика. Их не рекомендуется ставить в пару для выполнения работы.

Психологическая совместимость предполагает оптимальное сочетание личностных психических свойств: черт характера, темперамента, способностей, что ведет к взаимопониманию. Хорошее знание и понимание руководителем этих моментов способствует успешному управлению подчиненными, предска­занию их поведения и целенаправленному воздействию на него. Если мы наберем в коллектив одних только сангвиников, кото­рые предпочитают выполнять активную, постоянно меняющу­юся работу, бросающих выполнение работы на полпути, если она перестает их интересовать, то в коллективе не найдется человека, который будет выполнять точную, однообразную, порой монотонную работу (например, ведение документации), без чего не обходится ни одно дело. Кроме того, холерики и сангвиники стремятся к лидерству, поэтому в коллективе, со­стоящем из представителей только этих типов темперамента, вряд ли удастся сформировать благоприятный климат.

Несовместимость проявляется в стремлении членов кол­лектива избегать друг друга, а в случае неизбежности кон­тактов - к отрицательным эмоциональным состояниям и даже к конфликтам.

6. Применяемая шкала поощрений и наказаний.

7. Условия труда.

8. Обстановка в семье, вне работы, условия проведения свободного времени.

В зависимости от характера социально-психологическо­го климата его воздействие на личность будет различным - стимулировать к труду, поднимать настроение, вселять бод­рость и уверенность, или, наоборот, действовать угнетаю­ще, снижать энергию, приводить к производственным и нрав­ственным потерям.

Кроме того, СПК способен ускорять или замедлять раз­витие ключевых качеств работника, необходимых в бизнесе: готовность к постоянной инновационной деятельности, уме­ние действовать в экстремальных ситуациях, принимать не­стандартные решения, инициативность и предприимчивость, готовность к непрерывному повышению квалификации, со­четание профессиональной и гуманитарной культуры.

Как известно, СПК может быть благоприятным или не­благоприятным.

Выделим основные признаки благоприятного СПК:

    доверие и высокая требовательность друг к другу;

    доброжелательная и деловая критика;

    достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении. Стабильно поступающая достоверная информация создает у работника чувство уверенности в себе, в своем положении - даже при неблагоприятных перспективах, когда ясно, откуда и почему грядут неприятности и как их встретить. Отсутствие искус­ственных ограничений информации воспринимается челове­ком как доверие и уважение, способствует обретению им душевного комфорта и снижает степень его готовности к ка­ким бы то ни было конфликтам;

    свободное выражение собственного мнения при обсуж­дении вопросов, касающихся всего коллектива;

    отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;

    удовлетворенность принадлежностью к фирме;

    терпимость к чужому мнению;

    высокая степень эмоциональной включенности и взаи­мопомощи;

    принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов;

    сотрудники чувствуют себя в безопасности: им дают понять, что от них ожидают только самого лучшего, а в случае ошибки дают шанс исправиться;

    сотрудники проецируют положительное отношение друг к другу на отношения с клиентами, поставщиками и коллегами.

Нельзя рассчитывать на то, что необходимые отноше­ния в коллективе возникнут сами собой, их надо сознатель­но формировать.

Меры формирования благоприятного СПК:

Комплектование коллектива с учетом психологической совместимости работников. В зависимости от целей работы в коллективе надо сочетать разные типы поведения людей. Во многих ситуациях группа с представителями одного типа по­ведения окажется мало работоспособной, например, если со­берутся только лица, ждущие указаний и не умеющие про­явить инициативу или только любители командовать.

Подбор и расстановка кадров по рабочим местам – одна из основных задач менеджера как руководителя. Уже при возникновении первичного коллектива первостепенное зна­чение имеет не только структура рабочих мест и необходи­мость обеспечить ее кадрами соответствующих профессий и квалификации, но и вопрос о том, насколько могут срабо­таться и эффективно взаимодействовать друг с другом ра­ботники. Размещать работников целесообразно с учетом их персональных особенностей, в том числе симпатий и антипа­тий. Когда на соседних, тем более технологически взаимоза­висимых местах оказываются люди, симпатизирующие друг другу, то уже одно это улучшает их настроение, повыша­ется удовлетворенность трудом и результативность работы.И, в конечном счете, это будет способствовать сплочению кол­лектива;

    необходимо оптимально ограничить количество лиц, подчиненных одному руководителю (5-7 человек);

    постановка ясных и понятных целей деятельности. На­личие общей цели и совместная деятельность для ее дости­жения создают особое чувство сопричастности к общему делу, рождает взаимное уважение и внимание к личным интере­сам, проблемам друг друга;

    четкое определение круга обязанностей, прав и от­ветственности для каждого сотрудника;

    отсутствие лишних работников и вакансий. Как недо­статок, так и избыток членов группы ведет к ее неустойчи­вости: появляется почва для возникновения напряженности и конфликтов в связи с желанием нескольких лиц занять ва­кантное место и получить продвижение по работе или в связи с возникающей неравномерностью трудовой загрузки отдель­ных работников при наличии лишних лиц;

    обучение и периодическая аттестация руководящих работников. Повышение квалификации руководителей раз­личных уровней расширяет их кругозор, позволяет по-ново­му взглянуть на проблемы, на своих подчиненных. Внимание со стороны руководителя, в свою очередь, поднимает уро­вень самооценки подчиненных, уверенность их в себе, осоз­нание значимости их работы для успеха фирмы в целом;

    в своей деятельности по оптимизации СПК руководи­телю следует опираться на наиболее активных, сознатель­ных, авторитетных членов коллектива;

    формирование общих норм поведения, "цементирую­щих" коллектив. Так, например, если в коллективе не поощ­ряются интриги, конфликты, осуждаются люди, их прово­цирующие, это приводит к отказу от подобного поведения. Здесь также важна роль руководителя, который показывает личный пример этичного поведения;

    применение социально-психологических методов, способствующих выработке у членов коллектива навыков эффективного взаимопонимания и взаимодействия (увлечение сотрудников личным примером, тренинги по формированию команды, отработке взаимодействия членов коллектива, де­ловые игры, метод убеждения и т. п.).

Ощутить себя единой командой, делающей одно дело, позволяют и просто регулярные выступления главы компа­нии перед всем коллективом. При этом желательно, чтобы руководитель был харизматической личностью. Руководите­лю следует рассказывать о ближайших планах, о достиже­ниях, о том, чего стратегически компания должна добиться, какие проблемы существуют в компании и как их решать вместе, что значит для компании тот или иной отдел. Это сильно сплачивает коллектив.

Однако слишком хорошие отношения в коллективе - не всегда хорошо. В данном случае имеются свои уязвимые места:

Иногда сотрудники излишне сосредоточены на отно­шениях внутри коллектива и недостаточно - на работе;

Они начинают избегать даже необходимой конфронта­ции, что мешает решать важные вопросы;

Из-за "доброты" люди отказываются решать трудные кадровые вопросы: нелегко уволить "друга" или сделать ему замечание. Но конфликт никуда не исчезает, он просто ухо­дит в "подполье";

Подчас забота о взаимоотношениях внутри коллектива приводит к введению уравнительной системы вознагражде­ния за труд, а это обессиливает наиболее амбициозных и целеустремленных людей;

Когда сотрудники всерьез дружат, это приводит к раз­рушению иерархии. Например, директор по маркетингу при­нимает решение о каком-то курсе, но не может реализо­вать его, потому что кто-то, пользуясь дружбой, обошел его и ослабил степень приверженности президента этому курсу;

В таких организациях люди иногда избегают ведения четкой статистики своих достижений.

Чтобы компания не потеряла способность заниматься бизнесом и не превратилась в благотворительную организацию, необходимо, заботясь о людях, сохранять приверженность конкретным бизнес - достижениям, которые можно объективно измерять.

Таким образом, формирование благоприятного социально-психологического климата – длительный, зачастую постоянно действующий в трудовом коллективе процесс.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность и структура психологического климата. Факторы, влияющие на психологический климат в коллективе. Создание психологического климата в коллективе. Механизмы сплочения коллектива. Роль руководителя в социально-психологическом климате коллектива.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2011

    Понятие и формирование социально-психологического климата коллектива. Основные факторы, влияющие на социально-психологический климат в коллективе. Анализ, оценка, основные меры по регулированию социально-психологического климата трудового коллектива.

    дипломная работа , добавлен 13.09.2016

    Требования к уровню психологической включенности индивида в его трудовую деятельность. Исследование социально-психологического климата в коллективе ЗАО "Брянский ЦУМ". Анализ трудовых ресурсов предприятия. Социально-психологический климат в коллективе.

    реферат , добавлен 18.05.2008

    Понятие социально-психологического климата и его роль в деятельности фирмы. Факторы формирования благоприятной атмосферы в коллективе. Исследование межличностных отношений персонала и его ценностно-ориентационного единства на примере ресторана "Сеул".

    курсовая работа , добавлен 10.11.2010

    Значение социально-психологического климата в коллективе, способы и методы его формирования. Задачи оптимизации социально-психологического климата в коллективе предприятия, программа организации кулинарного тимбилдинга и оценка его эффективности.

    дипломная работа , добавлен 12.01.2015

    Понятие психологического климата в коллективе, его структура и взаимодействие основных элементов, принципы и направления формирования, особенности исследования. Оценка влияния психологического климата в коллективе на эффективность делового общения.

    контрольная работа , добавлен 03.10.2014

    Понятие стиля руководства. Морально-психологический климат в коллективе. Психолого-педагогические условия положительного морально-психологического климата. Рекомендации по совершенствованию морально-психологического климата в коллективе.

    дипломная работа , добавлен 12.03.2005