Правление Екатерины II (1762 – 1796 гг.) 28 июня 1762 г. В результате заговора был свернут российский император Петр III. В тот же день гвардейские полки и дворянство провозгласили императрицей супругу Петра III немецкую принцессу Софью Августу Фредерику, вошедшую в историю под именем Екатерины II.

Среди русских самодержцев Екатерина II выделялась своей образованностью, умом и выдержкой.

Екатерина II хотела претворить в жизнь идеал «философа на троне», который предполагает обеспечение блага народа с помощью мудрых законов. Основная же цель внутренней политики Екатерины II была укрепление Российской империи, централизации органов управления.

В 1763 г. была проведена сенатская реформа. Сенат был разделен на шесть департаментов со строго определенными функциями.

В1764 г. монастырские земли были отобраны у церкви в пользу государства. Почти 2 млн. монастырских крестьян должны были теперь платить налоги государству.

Российское законодательство во многом устарело и это привело императрицу к мысли о необходимости создания нового свода законов.

Для этого была создана Уложенная комиссия, в которую избрали по всей России 564 делегата. Делегаты представляли духовенство, дворянство, казачество, крестьянство.

В1764-1765 гг. Екатерина создала «Наказ для депутатов», руководящий для работы комиссий. «Наказ» признавал право всех людей быть свободными, требовал подчинения всех законам.

В то же время, в «Наказе» четко проводилась мысль о том, что власть и общество стоят выше прав каждого человека.

Начавшаяся в 1767 г. работа Уложенной комиссии, показала, что депутаты плохо подготовлены к законодательной деятельности.

Екатерина II опережала свое время. Общественное сознание России не было готово к реформам. Стало понятно, что преобразования Екатерины II не получат социальной поддержки населения (прежде всего дворянства).

В декабре 1768 г. комиссия была распущена. В том же году при императрице был создан императорский Совет, который стал главным правительственным органом страны.



В 1775г. была проведена губернская реформа. Вся империя делилась на 50 губерний, а каждая губерния делилась на 10-12 уездов.

Власть в губерниях принадлежала губернатору. Во главе каждого уезда стоял капитан –исправник из местного дворянства.

Полностью изменилась судебная система. Она была построена по сословному принципу. Дворян судили земский и уездный суды; горожан – губернские суды, крестьян – верхняя и нижняя судебные расправы. Все сословные суды были выборными.

Дворяне получали право местного самоуправления. На своих собраниях они выбирали губернского предводителя дворянства.

Одновременно с этим предпринимались все меры для промышленного развития страны.

В 1775 г. были введены льготы для русского купечества, в том, же году Екатерина II отменила промышленные монополии и провозгласила свободу промышленности и торговли.

Произошли изменения в земледелии. В конце 18 в. Россия начала вывозить хлеб за рубеж.

Значительного развития достигла экономика Урала. Россия во второй половине 18 в. стала крупнейшим поставщиком металла в Европу.

В середине 80- х гг. в России окончательно оформляется сословный строй.

Дворяне имели исключительной право на землю. Лишить дворянства мог только Сенат. Примечательно, что о монопольном праве иметь крепостных – в «Грамоте»не говорилось ни слова.

В 1785 г. была издана «Жалованная грамота городам».

Все население города делилось на шесть сословий. Органы городского самоуправления были представлены общей городской думой Жители города раз в три года избиратели городского главу и депутатов думы.

Екатерина II вынуждена была идти на уступки дворянству, т.к. этот социальный слой была естественной опорой государственной власти. Уступки эти шли за счет других сословий, прежде всего за счет крестьян.

Следствием этого стал рост социальной напряженности.

В 1773 г. на Урале вспыхнуло восстание уральских казаков Емельяна Пугачева. Восстание переросло в настоящую войну против империй Екатерины. С огромным трудом правительственные войска подавили восстание в 1775 г.

В области внешней политики Екатерина II завершила начатое Петром I.

Внешняя политика России во второй половине 18 в.

Во второй половине 18 в. Россия решила несколько внешнеполитических задач:

Выход к берегам Черного моря; это привело к длительной борьбе с Турцией и Крымским ханством;

Возвращение древнерусских земель, захваченных Польшей.

В июне 1770 г. началась русско – турецкая война. В том же году 30 тыс. русская армия под командованием П.А. Румянцева разгромила 80-тыс. турецкую армию в Молдавии.

В 1771 г. русские войска заняли Крым.

В 1773 г. А.В. Суворов дважды разгромил турецкую армию.

В 1783 г. Россия окончательно присоединила к себе Крым и земли по реке Кубань. В 1783 г. по просьбе грузинского царя Ираклия II в Георгиевске был подписан договор, по которому Россия брала Грузию под свое покровительство.

В августе 1787 г. Турция объявила России войну. В этом же году А.В. Суворов уничтожил турецкий десант у Кинбурна.

Летом 1788г. в двух морских сражениях был разгромлен турецкий флот, а в декабре 1788 г. войска Суворова заняли крепость Очаков.

В 1789 г. состоялась историческая битва на р. Рымник. Войска Суворова практически уничтожили целую турецкую армию.

В декабре 1790 г. войска Суворова штурмом взяли крепость Измаил, которая открывала путь на Стамбул. В 1790-91 гг. российский черноморский флот под командованием Ф.Ф. Ушакова дважды громил турецкий флот.

В декабре 1791 г. был подписан Ясский мирный договор между Россией и Турцией. Россия получила Крым, Грузию, все северное черноморское побережье.

Во второй половине 18 в. Польша переживала глубокий кризис.

Этим воспользовались Австрия, Пруссия и Россия. В 1772 г. они напали на Польшу. Россия получила Восточную Белоруссию и Украину. В 1795 г. был осуществлен третий раздел Польши, которая перестала существовать как независимое государство. Россия получила всю Литву, Западную Белоруссию, часть Латвии. Большинство украинских и белорусских земель вошли в состав России.

В 1789 г. произошла французская революция. Екатерина II осудила деятельность революционного правительства, но ввязываться в военные действия против Франции не спешила.

1762-1796 гг. - Правление Екатерины II.

Правление Екатерины II принято назвать эпохой «про­свещенного абсолютизма» - это особый политический курс, связанный с использованием идей французских, английских и итальянских мыслителей - идеологов Просвещения (Ш. Монтескье, Вольтера, Ч. Беккариа); главной целью политики являлось приспособление старого абсолютистского режима к новым условиям, зарождавшимся буржуазным отношениям. «Просвещенный абсолютизм» как особый этап государствен­но-политического развития был связан с поиском новых форм взаимоотношений господствующего социального слоя с государственной организацией.

1762 г. - Дворцовый переворот, начало царствования Ека­терины II.

Немецкая принцесса Софья Ангальт-Цербстская, в право­славии Екатерина Алексеевна, жена Петра III, при поддержке гвардии свергла своего мужа, непопулярного в политической элите.

1764 г. - Издание указа о секуляризации церковных земель.

Это пополнило казну и позволило прекратить волнения монастырских крестьян. Духовенство потеряло имуществен­ную самостоятельность, оказалось на содержании государ­ства. В политике Екатерины по отношению к церкви заклю­чалось: во-первых, влияние антиклерикальных (светских, антицерковных) позиций идеологов Просвещения; во-вто­рых, продолжение начатого Петром процесса превращения духовенства в особый отряд чиновничества.

1767-1768 гг. - Работа Уложенной комиссии.

В России по-прежнему действовало Соборное уложение 1649 г. Требовалось создать новый свод законов, отобрав ре­ально действующие положения. В комиссию вошли предста­вители всех сословий, кроме крепостных крестьян. Подоб­ного представительного собрания Россия не видела почти в течение века.

Комиссия не оправдала надежд императрицы: каждое со­словие отстаивало свои корпоративные привилегии, зачастую противоречащие друг другу. Поняв, что Уложенная комиссия не может выполнить поставленные перед ней задачи, Екате­рина распустила ее под предлогом начала войны с Турцией в 1769 г. Окончательно упразднена была комиссия в 1774 году.

1768-1774 гг. - Первая русско-турецкая война.

Фактором ухудшения отношений с Османской империей стал рост русского влияния в Польше, введение российских войск на территорию Польши (Речи Посполитой). В 1770 г. состоялось сражение на реке Ларге (приток Прута, террито­рия Молдавии), где русская армия под командованием Петра Румянцева обратила в бегство турецкие войска и крымскую конницу. Второе знаменитое сражение, в котором отличился Румянцев, произошло на реке Кагул. Здесь удалось разгро­мить противника, который по численности в 5 раз превышал русские силы. Успешными были действия русского флота. Балтийский флот под командованием адмирала Григория Спиридова обогнул Европу и в Средиземном море атаковал турецкий флот в Чесменской бухте, у Хиосского пролива. Ту­рецкая эскадра была уничтожена. По Кючук-Кайнарджий- скому мирному договору Россия получила полоску черно­морского побережья между устьями Днепра и Южного Буга, Керчь и Еникале в Крыму, Кубань и Кабарду; Крым стал независимым от Османской империи; Молдавия и Валахия перешли под российское покровительство; Турция платила России контрибуцию.

1772 г., 1793 г., 1795 г. - Участие России в разделах Речи Посполитой.

Упадок могущества раздираемой внутренними противоре­чиями Речи Посполитой на протяжении XVIII века предопре­делил раздел ее территории Россией, Австрией и Пруссией. В результате третьего, окончательного раздела Австрия за­владела Малой Польшей с Люблином; к Пруссии отошла большая часть польских земель с Варшавой; Россия получила Литву, Западную Белоруссию, Волынь (украинские земли).

1773-1775 гг. - Крестьянская война под руководством Е. Пугачева.

Крупномасштабное казацко-крестьянское восстание под руководством Емельяна Пугачева, объявившегося себя Пе­тром III, началось на Яике (Урал), и обрело такой размах, что историки называют его крестьянской войной. Ожесточен­ность и массовость восстания показали правящим кругам, что ситуация в стране требует перемен. Следствием войны стали новые реформы, которые привели к укреплению того строя, против которого направлялось народное возмущение.

1775 г. - Областная (губернская) реформа.

Количество губерний возросло с 23 до 50, провинции были ликвидированы, а губернии делились на уезды. Каждую губернию возглавлял губернатор, а группу из 2-3-х губер­ний (наместничество) - наместник или генерал-губернатор. Губернское правление состояло из Казенной палаты, ведав­шей промышленностью, доходами и расходами, и Приказа общественного призрения, отвечавшего за содержание школ и больниц (богоугодных заведений). Была сделана попытка отделить судебную власть от административной. Судебная система строилась по сословному принципу: для каждого со­словия - свой выборный суд.

Губернская реформа привела к ликвидации многих кол­легий (кроме Иностранной, Военной, Адмиралтейской), по­скольку их функции перешли к местным губернским органам. Таким образом, делалась попытка децентрализации власти. Губернская реформа привела к увеличению числа городов, так как ими были объявлены все центры губерний и уездов.

1783 г. - Присоединение Крыма к России; подписание Геор­гиевского трактата о протекторате России над Восточной Грузией.

В 1777 г. в результате вторжения русских войск в Крым на ханский престол был избран российский ставленник Ша- гин-Гирей, но для упрочения положения в Крыму Екатерина направила Григория Потемкина. После переговоров крым­ский хан отрекся от престола и передал Крым России. За ди­пломатическую победу Потемкин получил титул «князь Тав­рический» (Крым - Таврида в древности). В 1783 г. Восточная Грузия заявила о желании перейти под покровительство Рос­сии, что зафиксировал Георгиевский трактат. Грузинский царь Ираклий II стремился обезопасить страну от мусульман­ских Турции и Персии.

1785 г. - Издание Жалованной грамоты дворянству и Жало­ванной грамоты городам.

Пытаясь реализовать основополагающий принцип фи­лософии Просвещения - верховенство права и закона, Ека­терина делает шаги по регламентации правового положения сословий. Дворянам даруется свобода от телесных наказа­ний, подушной подати, обязательной службы; право неогра­ниченной собственности на имения и в том числе землю с ее недрами, право торгово-промышленной деятельности; лише­ние дворянского достоинства могло производиться лишь по решению Сената с утверждением главы государства; имения осужденных дворян не подлежали конфискации; расширялись полномочия сословных учреждений дворянства. По существу дворянство получило самоуправление: дворянские собрания во главе с губернскими и уездными предводителями.

Не случайно правление Екатерины нередко называют «золотым веком дворянства». Жалованная грамота городам подтвердила дарованное богатому купечеству освобождение от подушной подати, рекрутской повинности. Именитые граждане и купцы первых двух гильдий освобождались от телесных наказаний. Городское население делилось на шесть разрядов, составлявших «градское общество»: купцы, мещане (мелкие торговцы ремесленники), духовенство, дворяне и чи­новники. Горожане избирали городского голову, членов маги­страта и гласных (депутатов) общей градской думы.

1787-1791 гг. - Вторая русско-турецкая война.

Причины войны: 1 - стремление вернуть Крым; 2 - за­ключение русско-австрийского союза. Россия и Австрия планировали расчленить Турцию и создать на принадлежав­ших ей территориях с православным населением «Грече­скую империю» во главе с представителем династии Рома­новых. Выдающаяся победа была достигнута войсками под руководством Суворова у р. Рымник. Полководец применил тактику внезапности, которая помогла обратить в бегство 80-тысячную турецкую армию. Победы сухопутной армии были подхвачены на море. В 1790 г. флот под командованием Ф. Ушакова одержал победу в сражении у острова Тендра, тур­ки потеряли 4 линейных корабля. Летом 1791 г. Ф.Ф. Ушаков разгромил турецкий флот у мыса Калиакрия. В декабре был заключен Ясский мирный договор. Он подтвердил передачу России Крыма и российское покровительство Грузии; Бесса­рабию, Молдавию, Валахию пришлось вернуть Турции, что­бы не обострять отношения с европейскими державами, не­довольными усилением русских позиций на Дунае.

1788 г. - Взятие турецкой крепости Очаков.

Крепость Очаков считалась ключом к Черному морю.

1790 г. - Взятие турецкой крепости Измаил войсками под руководством А. Суворова; выход книги А. Радищева «Путеше­ствие из Петербурга в Москву».

Главным событием русско-турецкой войны стало взя­тие крепости Измаил в декабре 1790 г. Суворов организовал штурм считавшейся неприступной крепости. По преданию, комендант Измаила в ответ на ультиматум Суворова сказал: «Скорее Дунай потечет вспять, чем падут стены Измаила».

В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев впервые определил крепостное право как страшное и безус­ловное зло. Сочинение Радищева выходило за рамки просве­тительской идеологии с ее представлениями о мирном, эво­люционном пути развития. Екатерина II назвала Радищева «бунтовщик, хуже Пугачева».

1796-1801 гг. - Царствование Павла /.

Павел пересмотрел многие реформы Екатерины II: упо­рядочил и ужесточил дворянскую службу, в частности долго­срочные отпуска; отменил освобождение дворян от телесных наказаний по суду, ликвидировал дворянские собрания. Был изменен порядок престолонаследия: трон передавался по мужской линии старшему сыну царствующего императора или следующему по старшинству брату, что привело к стаби­лизации положения в данном вопросе.

1797 г. - Манифест о трехдневной барщине.

Манифест устанавливал трехдневную барщину, а также за­прещал помещикам заставлять крестьян работать в выходные и праздничные дни. Этим манифестом Павел I «положил пер­вое ограничение помещичьей власти» (С.Ф. Платонов).

1798-1799 гг. - Участие России в антифранцузских коали­циях, Итальянский и Швейцарский походы А. Суворова.

Россия стала участницей антифранцузского союза с Ан­глией и Австрией (1795 г.), а затем в 1798-1799 г. антифран­цузской коалиции вместе с Англией, Австрией, Турцией и Неаполем. Цель коалиции заключалась в изгнании францу­зов из Северной Италии, завоеванной генералом Бонапартом во время похода в 1797 г. Русско-турецкая эскадра во главе с Ф. Ушаковым изгнала французов с Ионических островов в результате взятия крепости Корфу.

В том же году началось наступление русско-австрийской армии под командованием А. Суворова в Северную Италию (Итальянский поход). Разбив французов, войска освободили Милан и Турин. Суворов готовился к вступлению во Фран­цию, но Австрия настояла на том, чтобы войска Суворова были направлены в Швейцарию на соединение с русским корпусом А. Римского-Корсакова.

Русские солдаты совершили уникальный переход через заснеженные Альпы, овладели Сен-Готардским перевалом. Но корпус Римского-Корсакова и австрийцы были разбиты французами, и Суворов с армией оказался в окружении, из которого с трудом вырвался. Павел I отозвал русскую армию на родину, так как расценил поведение англичан и австрий­цев как предательство.

К середине XVIII в. общий уровень образованности в России был невысок. В наказах депутатов в Уложенную комиссию 1767 - 1768 гг., где впервые публично высказывались соображения по вопросам образования, отмечалась небольшая польза от заведенных в России в петровское время училищ. Однако «образованность» становится модной среди дворянства.

Широкое развитие в семьях помещиков получает домашнее образование. Но чаще всего оно было поверхностным и заключалось лишь в стремлении овладеть «французским изяществом».

В стране фактически не существовало начальной школы. Основной формой обучения податного населения продолжали оставаться школы грамоты. Они создавались частными лицами («мастерами грамоты», как правило, священниками). Обучение в них велось в основном по Часослову и Псалтири, но использовались некоторые светские учебники, например «Арифметика» Л.Ф. Магницкого.

Во второй половине XVIII в. была создана сеть закрытых сословных учебных заведений, предназначенных в первую очередь для детей дворянства. Помимо известного Сухопутного шляхетского корпуса в конце 50-х годов был основан Пажеский корпус, готовивший дворян к придворной службе.

В 1764 г. в Петербурге было основано «Воспитательное общество благородных девиц» при Смольном монастыре (Смольный институт) с отделением для девушек из сословия мещан.

Развитие сословной школы закрепляло господствующее положение дворянства в основных сферах административной и военной деятельности, превращало образование в одну из его сословных привилегий. Однако закрытые учебные заведения оставили заметный след в истории русской культуры. В них получили образование многие известные деятели культуры.

Со второй половины XVIII в. в России появились профессионально-художественные училища (Танцевальная школа в Петербурге, 1738; Балетная школа при Московском воспитательном доме, 1773).

Академия художеств, основанная в 1757 г., стала первым государственным центром художественного образования в области живописи, ваяния и зодчества. Музыкальные классы Академии художеств сыграли известную роль в развитии в России музыкального образования и воспитания. Все эти учебные заведения были закрытыми; в них запрещалось обучаться детям крепостных крестьян.

Качественно новым моментом в развитии просвещения в России было возникновение общеобразовательной школы. Начало ее связано с основанием в 1755 г. Московского университета и двух гимназий: для дворян и разночинцев с одинаковой программой обучения. Через три года по инициативе профессоров университета была открыта гимназия в Казани.

Открытие Московского университета, так же как и Академии наук, было важнейшим общественно-культурным событием. Университет в Москве стал общенациональным центром просвещения и культуры, в нем нашли воплощение демократические принципы развития образования и науки, провозглашенные и настойчиво проводимые М.В. Ломоносовым.

Уже в XVIII в. Московский университет стал средоточением отечественного просвещения. Типография, открытая при нем в 1756 г., была, по существу, первой гражданской типографией в Москве. Здесь печатались учебники и словари, научная, художественная, отечественная и переводная литература.

В типографии университета впервые были напечатаны многие произведения западноевропейских просветителей, начали издаваться первый журнал для детей («Детское чтение для сердца и разума»), первый в России естественно-научный журнал («Магазин натуральной истории, физики, химии»), журнал «Музыкальное увеселение». Московский университет начал издание первой в России неправительственной газеты «Московские ведомости», просуществовавшей до 1917 г.

Несомненной заслугой университета являлось издание азбук народов России - грузинской и татарской.

Во второй половине XVIII в. в России начала формироваться система общеобразовательной школы. Утвержденный в 1786 г. Устав народных училищ был первым общим для России законодательным актом в области народного образования.

Согласно Уставу, в губернских городах открывались главные четырехклассные училища, приближавшиеся по типу к средней школе, в уездных - двухклассные училища, малые, в которых преподавались чтение, письмо, священная история, элементарные курсы арифметики и грамматики. Впервые в школах вводились единые учебные планы, классно-урочная система, разрабатывалась методика преподавания.

Преемственность в обучении достигалась общностью учебных планов малых училищ и первых двух классов главных училищ.

Главные народные училища, открытые в 25 губернских городах, малые училища наряду с сословными школами, университетом и гимназиями в Москве и Казани составляли, таким образом, структуру системы образования в России к концу XVIII в. В стране, по имеющимся в литературе данным, было 550 учебных заведений с числом учащихся в 60 - 70 тысяч. В школе учился примерно один человек из полутора тысяч жителей. Статистика, однако, не учитывала различные формы частного обучения (домашнее образование в дворянских семьях, обучение в школах грамоты, в крестьянских семьях и т.д.), а также получивших образование за границей или приехавших в Россию иностранцев. Фактическое количество грамотных людей в России было, очевидно, существенно выше.

При каждом церковном приходе учреждались одногодичные приходские (церковноприходские) училища. В них принимались дети «всякого состояния» без различия «полу и лет». Устав провозглашал преемственную связь между школами разных ступеней.

Однако фактически для распространения образованности и просвещения среди массы народа было сделано очень мало. Казна не несла каких-либо затрат на содержание школ, передавая это или органам местного городского управления, или помещикам, или самим крестьянам в государственной деревне.

Школьная реформа сделала актуальной проблему подготовки учителей. Первые учебные заведения по подготовке учителей возникли во второй половине XVIII в. В 1779 г. была основана Учительская семинария при Московском университете. В 1782 г. открыто Петербургское главное народное училище для подготовки учителей народных училищ. Оно представляло собой закрытое учебное заведение, готовившее учителей гимназий, наставников пансионов, преподавателей университетов. Учителями уездных, приходских и других низших училищ работали в основном выпускники гимназий.

Появление новых учебников во второй половине XVIII в. связано с деятельностью Академии наук, прежде всего М.В. Ломоносова, и профессоров Московского университета. Изданная в 1757 г. «Российская грамматика» Ломоносова заменила в качестве основного пособия по русскому языку уже устаревшую грамматику М. Смотрицкого. Учебник по математике, составленный в 60-х годах студентом Московского университета Д. Аничковым, сохранял значение основного пособия по математике в школах вплоть до конца XVIII в. Учебником по горному делу стала книга Ломоносова «Первые основания металлургии, или рудных дел».

Важным показателем распространения просвещения были увеличение книгоиздательского дела, появление периодики, интерес к книге, ее собиранию.

Расширяется издательская база, помимо казенных появляются частные типографии. Указ «О вольных типографиях» (1783) впервые предоставлял право заводить типографии всем желающим. Частные типографии были открыты не только в столицах, но и в провинциальных городах.

Во второй половине XVIII в. изменяется репертуар книг, увеличивается число оригинальных научных и художественных изданий, книга становится более разнообразной по содержанию и оформлению.

Появляются первые общественные культурно-просветительские организации. Некоторое время (1768 - 1783) в Петербурге существовало «Собрание, старающееся о переводе иностранных книг», созданное по инициативе Екатерины II. Оно занималось переводом и изданием произведений древних классиков, французских просветителей. Издателем трудов «Собрания» некоторое время был Н.И. Новиков.

В 1773 г. Новиков организовал в Петербурге «Общество, старающееся о напечатании книг», нечто вроде первого в России издательства. В его деятельности приняли участие многие известные писатели XVIII в., в том числе А.Н. Радищев. Деятельность «Общества» также была непродолжительной, поскольку оно столкнулось с большими трудностями, прежде всего со слабым развитием книжной торговли, особенно в провинции.

Основными центрами издания книг и журналов были Академия наук и Московский университет. В академической типографии печаталась главным образом научная, учебная литература. По инициативе М.В. Ломоносова начал издаваться первый русский литературно-научный журнал «Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие» (1755). В академической типографии был напечатан и первый частный журнал в России «Трудолюбивая пчела» (1759), издателем которого был А.П. Сумароков.

Во второй половине XVIII в. заметным общественно-культурным явлением не только столичных, но и провинциальных городов становится периодика. В Ярославле в 1786 г. появился первый провинциальный журнал «Уединенный пошехонец». В 1788 г. в Тамбове стала издаваться еженедельная губернская газета «Тамбовские известия», основанная Г.Р. Державиным, в то время гражданским губернатором города. В Тобольске выходил журнал «Иртыш, превращающийся в Иппокрену» (1789).

Особая роль в издании и распространении книг в последней четверти XVIII в. принадлежала выдающемуся русскому просветителю Н.И. Новикову (1744 - 1818). Новиков, как и другие русские просветители, считал просвещение основой социальных изменений. Невежество, по его мнению, было причиной всех заблуждений человечества, а знания - источником совершенства. Отстаивая необходимость просвещения для народа, он основал и содержал первую народную школу в Петербурге. Издательская деятельность Новикова получила наибольший размах в период аренды им типографии Московского университета (1779 - 1789). Около трети всех издававшихся в России в то время книг (примерно 1000 наименований) выходило из его типографий. Он издавал политические и философские трактаты западноевропейских мыслителей, собрания сочинений русских писателей, произведения народного творчества. Большое место среди его изданий занимали журналы, учебники, масонская религиозно-нравственная литература. Новиковские издания имели большой для того времени тираж - 10 тысяч экземпляров, который в известной степени отражал возраставший интерес к книге.

В 60 - 70- е годы XVIII в. большое распространение получила сатирическая журналистика, на страницах которой печатались произведения «к исправлению нравов служащие», формировалась антикрепостническая просветительская мысль. Наиболее важная роль в этом процессе принадлежала новиковским изданиям «Трутень» (1769 - 1770) и особенно «Живописец» (1772 - 1773). Этот яркий и смелый сатирический журнал Н.И. Новикова содержал острую критику крепостнических порядков в России.

Развитие просвещения связано с расширением круга читателей. В воспоминаниях современников встречаются свидетельства, что «люди из низших сословий с увлечением покупают различные хроники, памятники русской старины и многие ветошные лавки полны рукописных летописей».

Книги переписывались, продавались, этим часто кормились мелкие служащие и студенты. В Академии наук некоторые работники получали жалованье книгами.

Н.И. Новиков всемерно способствовал развитию книжной торговли, особенно в провинции, рассматривая ее как один из источников распространения книги. В конце XVIII в. книжные лавки существовали уже в 17 провинциальных городах, около 40 книжных лавок были в Петербурге и Москве.

В этот период при университетах, гимназиях, закрытых учебных заведениях имелись библиотеки. Продолжала работать библиотека Академии наук. В 1758 г. была открыта библиотека Академии художеств, основу фонда которой составили подаренная куратором Московского университета И.И. Шуваловым коллекция книг по искусству, собрание картин Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка. С момента основания она была общедоступной, в читальном зале книгами могли пользоваться не только ученики Академии, но и все желающие. В определенные дни недели для «любителей книг» открывались залы и других библиотек.

В 80 - 90-е годы XVIII в. в некоторых губернских городах (Туле, Калуге, Иркутске) появились первые публичные библиотеки. Возникали платные (коммерческие) библиотеки при книжных магазинах вначале в Москве и Петербурге, а затем и в губернских городах.

Большая роль в духовной жизни общества принадлежала интеллигенции. По своему социальному составу интеллигенция XVIII в. была в основном еще дворянской. Однако во второй половине этого столетия в среде художественной и научной интеллигенции появилось много разночинцев. Разночинцы учились в Московском университете, Академии художеств, некоторых закрытых учебных заведениях, предназначенных для недворян.

Одной из особенностей культурного процесса России конца XVIII в. было существование крепостной интеллигенции: художников, композиторов, архитекторов, артистов. Многие из них были талантливыми, одаренными людьми, они понимали всю тяжесть своего бесправного положения, и жизнь их нередко кончалась трагически.

Судьбы крепостной интеллигенции в России отражали несовместимость крепостного права и свободного духовного развития личности. Выработанная общественным сознанием новая концепция человеческой личности вступала в противоречие с реальной жизнью.

История России с древнейших времен до конца XX века Николаев Игорь Михайлович

Россия во второй половине XVIII в.

Петр III и Екатерина II

Вторую половину ХVIII века можно назвать эпохой Екатерины II. Подобно Петру I она удостоилась чести при жизни получить от подданных титул Великой.

Екатерина II, как и Елизавета, стала императрицей в результате дворцового переворота. Причем воцарилась она при двух живых императорах – Иване Антоновиче (заключенном в Шлиссельбургскую крепость) и Петре III (ее муже, спустя неделю после переворота убитом в Ропше). Чтобы разобраться в этих событиях, необходимо вернуться в царствование Елизаветы Петровны.

Еще в 1742 г. Елизавета объявила своего племянника, внука Петра I, герцога Шлезвиг-Голштинского Карла Петера Ульриха, наследником русского престола. Вскоре состоялась его свадьба с принцессой Софьей Ангальт-Цербстской. Невеста приехала в Россию, приняла православие и была названа Екатериной Алексеевной. После смерти Елизаветы в декабре 1761 г. ее племянник вступил на престол под именем Петра Федоровича (Петр III).

В начале царствования Петра III (18 февраля 1762 г.) был принят манифест, которого так долго добивалось российское дворянство – «О вольности дворянства». Документ имел огромное значение, так как завершил процесс превращения служилого сословия в привилегированное. По этому поводу В.О. Ключевский писал: «По требованию исторической логики и общественной справедливости на другой день, 19 февраля, должна была последовать отмена крепостного права; она и последовала на другой день, только спустя 99 лет». Дворянство, освобожденное от обязательной службы, именно со второй половины ХVIII в. резко усиливает свою власть над крестьянами, крепостное право достигает своего апогея.

Манифест был встречен дворянством с восторгом, но очень быстро политика Петра III стала вызвать недовольство придворных кругов. Неожиданно заключенный мир и союз с недавним противником – прусским королем, приготовления к войне с Данией за интересы голштинской родины Петра, намерение послать на войну гвардию, угроза заключить жену в монастырь и многое другое создали благоприятную почву для заговора в пользу Екатерины. Ее же поступки и поведение были полной противоположностью тому, что делал Петр. Группа гвардейских офицеров составила заговор, в котором участвовала Екатерина и ряд высших сановников.

МНЕНИЯ ИСТОРИКОВ

В дореволюционной русской историографии личность и деятельность Петра III единодушно оценивались крайне негативно. Этому долгое время способствовала официальная позиция властей в отношении Петра III. Советская историография вообще уделяла мало внимания личности монархов, считая степень их участия в управлении государством и их личные качества второстепенными в определении общей политики Российской империи. Попытки ряда современных отечественных и зарубежных историков придать личности Петра III более симпатичные черты, отмечая его увлечение игрой на скрипке и итальянской музыкой, любовь к живописи, простоту обращения с подданными и т. п., не могут, по всей видимости, изменить в лучшую сторону образ этого царя.

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги История. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ автора Николаев Игорь Михайлович

Из книги История. История России. 10 класс. Углублённый уровень. Часть 2 автора Ляшенко Леонид Михайлович

§ 58. Состояние экономики во второй половине XVIII в Территория и население. Во второй половине XVIII в. территория России расширилась за счёт земель, отошедших к ней в результате разделов Польши, присоединения Северного Причерноморья и Приазовья, а также Крыма. Таким образом,

автора

Глава 3 РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XV - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII В. § 1. ЗАВЕРШЕНИЕ ЗАХВАТА МОСКОВСКИМИ КНЯЗЬЯМИ СОСЕДНИХ КНЯЖЕСТВ В течение XIII–XV вв. в Восточной Европе повышались температура и влажность. Населению Северо-Восточной Руси это позволило приступить к освоению

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

Глава 4 РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVII - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVIII В. § 1. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ Во второй половине XVII в. в экономике существенных изменений не происходило. Сельское хозяйство по-прежнему было сосредоточено в зоне рискованного земледелия, что сдерживало отделение

Из книги История России [для студентов технических ВУЗов] автора Шубин Александр Владленович

Глава 7 РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. В советской историографии вторая половина XIX в. определялась как время буржуазных преобразований. Действительно, для развития капитализма сделано было много. Однако если в Западной Европе реформы в значительной степени были

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

Тема 9. Россия во второй половине XVIII века 9.1 Просвещенный абсолютизм Екатерины II Политика Екатерины II (1762–1796) получила название «просвещенный абсолютизм». Европейские политики того периода рассматривали Екатерину II как просвещенного главу государства и нации,

автора Николаев Игорь Михайлович

Россия во второй половине XVIII в. Петр III и Екатерина II Вторую половину ХVIII века можно назвать эпохой Екатерины II. Подобно Петру I она удостоилась чести при жизни получить от подданных титул Великой.Екатерина II, как и Елизавета, стала императрицей в результате дворцового

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Раздел VII. Россия во второй половине XIX в.

Из книги История России с древнейших времен до конца XX века автора Николаев Игорь Михайлович

Русская культура во второй половине XVIII в. Бо?льшая часть второй половины XVIII в. пришлась на эпоху правления Екатерины II. Пожалуй, никто на российском престоле ни до, ни после Екатерины не оказал такого влияния на развитие культуры и просвещения, как она. Никогда не было в

Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

Россия и мир в конце XVIII – первой половине XIX в. 1796–1801 Царствование Павла I Он родился в 1754 г. в семье наследника престола, великого князя Петра Федоровича (будущего императора Петра III), и великой княгини Екатерины Алексеевны (будущей императрицы Екатерины II). Отношения

Из книги История России с древнейших времен до наших дней автора Сахаров Андрей Николаевич

Глава 5. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в. § 1. Первые годы правления Екатерины IIВ первые годы правления не было предпосылок того, что взошедшая на русский престол честолюбивая немка станет великой русской царицей. Поначалу казалось, что она продержится на троне недолго.

Из книги Благотворительность семьи Романовых, XIX - начало XX в. автора Зимин Игорь Викторович

Питомцы императрицы. Призрение детей и юношества во второй половине XVIII – второй половине XIX вв. Важнейшим направлением работы благотворительных ведомств под покровительством дома Романовых было призрение детей и юношества. Для учреждений императрицы Марии это

Из книги История автора Плавинский Николай Александрович

Из книги Великое прошлое советского народа автора Панкратова Анна Михайловна

Глава VI. Россия во второй половине XVIII века 1. Участие России в Семилетней войне Пётр Великий умер в 1725 году. Он не назначил наследника. Среди столичных дворян, опиравшихся на гвардейские полки, началась борьба за власть. Это был период дворцовых переворотов, когда одни