УНИФОРМА, ЦВЕТА И ШТАНДАРТЫ

Наиболее известной частью мушкетерской униформы был синий плащ с серебряной или золотистой окантовкой. Спереди, по бокам и на тыльной части плаща располагался белый крест, обрамленный языками пламени. Нижняя часть креста была удлиненной. Фактически, все что мы знаем о настоящем мушкетерском плаще является производной из двух источников Etat de la France 1642 года и Le vray et nouveau estat de la France 1656 года. Скудность данных и отсутствие сохранившихся артефактов привели к тому, что за пару последних столетий художники и иллюстраторы придумали огромное количество белых крестов и схем раскраски мушкетерских плащей (от светло-синей до фиолетовой).

В 1657 году Филипп де Виллье написал, что каждый мушкетер владеет синим плащом с большим серебряным крестом на груди. Концы креста увенчаны золотистыми лилиями. С каждой стороны перекрестия виднеются языки пламени. Сам плащ украшен серебристой окантовкой. В 1660 году появилось еще одно описание мушкетеров, в котором упоминалось, что «первые 76 мушкетеров имели шляпы, украшенные белыми плюмажами, тогда как оставшиеся 72 мушкетера имели белые, черные и желтые плюмажи. Третье подразделение мушкетеров, состоявшее из 52 человек, имело шляпы с белыми, голубыми и черными плюмажами, тогда как шляпы четвертого были украшены плюмажами зеленого и белого цвета. Все мушкетеры были одеты в богато украшенные плащи, и их униформа выгодно выделялась на фоне униформы других военных отрядов.

В апреле 1665 года отец Себастьян Бокателли описывал первый полк мушкетеров следующим образом: «Мушкетеры ехали на породистых белых лошадях. Все они были одеты в синие плащи с серебристой окантовкой. На спине и груди мушкетеров можно было увидеть крест, окруженный языками пламени».


Знамя 1-го мушкетерского полка.


Знамя 2-го мушкетерского полка.


Стоит отметить, что плащи 17-го века были довольно короткими и доходили мушкетеру до бедер. Их боковины крепились друг к другу при помощи маленьких пуговиц. К концу века плащи стали увеличиваться в размерах. Наблюдая за этой нехорошей тенденцией, Людовик XV приказал носить новый вид плаща «безрукавки-субревеста», который был меньше и легче утяжеленных плащей стандартного образца. Такая синяя «безрукавка» была отделана серебряным кружевом и имели крест, как на груди, так и на спине. Примерно в это же время на униформе стали появляться кресты, перекладины которых были украшены золочеными лилиями. В уголках креста располагались языки пламени (багровые для 1-го полка и оранжевые для 2-го полка). Субревесты оставались стандартной униформой мушкетеров до 1776 года, когда полк был полностью расформирован.

Стоит отметить, что начиная с 1668 года, и субревест и длинный плащ покупались за счет короля. Однако кираса, находившаяся под верхней одеждой, приобреталась самим гвардейцем. Забавно, что кираса была обязательным элементом экипировки, но многие мушкетеры не любили ее. Начиная с середины 17-го века, мушкетеры одевались в стандартную униформу, которая украшалась драгоценностями и даже бриллиантами, во время королевских выездов. Роскошная верхняя одежда менялась время от времени по воле и прихоти короля. Так, например, в 1665 году король приказал сшить для мушкетеров длинные синие пальто, расшитые серебряным кружевом.

До 1677 года мушкетеры одевались, кто во что горазд. Ибо единых стандартов униформы (кроме плаща) в гвардии не было. В 1677 году мушкетерская униформа стала алой, и этот оттенок одежды сохранялся до тех пор, пока в конце 18-го века полки не были окончательно расформированы.

Что касается знамен, то мушкетеры были единственным военным подразделением королевства, которое имело кавалерийский штандарт и пехотные флаги. Оба флага имели одинаковые орнамент и единую цветовую гамму. Если мушкетеры сражались верхом, в бой они шли под кавалерийским штандартом, в противном случае они сражались под полковым пехотным знаменем.


Бранденбургские мушкетеры.


ОРУЖИЕ, ЛИЧНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ, ЛОШАДИ

Изначально в мушкетерском полку не было никаких предписаний относительно оружейных стандартов. Поэтому мушкетеры вооружались, как душенька изволит. Ситуация изменилась в конце 17-го века, когда король разрешил сержантам и младшим офицерам иметь кремневые карабины (при этом их применяли во время кампаний, но никогда не демонстрировали на парадах). Парные пистолеты на вооружении мушкетеров появились около 1660 года.

Типовым оружием мушкетеров была рапира (во время церемониалов и городских патрулей, мушкетеры могли вооружиться алебардой). Типовая мушкетерская модель рапиры появилась в 1650-ых годах, это было элегантное и легкое оружие. В кавалерийском строю мушкетеры использовали 90-см палаш. Рукояти оружия 1-го мушкетерского полка были покрыты позолотой, тогда как рукояти второго мушкетерского полка были посеребрены. Во время семилетней войны на вооружении мушкетеров появился 92-см широкий палаш со сферообразным эфесом, защищавшим руку от возможного повреждения. На эфесе 1-го полка располагался крест с тремя языками пламени, тогда как на эфесе 2-го полка располагался крест с пятью языками пламени. На лезвиях палашей была выгравирована полковая принадлежность, а также данные о производителе оружия. 92-см палаш состоял на вооружении мушкетерских полков до момента их окончательного роспуска.

Вплоть до 1683 года рапиры и палаши крепились на подплечевой ремень. Как правило, подобные ремни были сделаны из бычьей кожи и украшены серебром или позолотой. Иногда к тому же ремню был прикреплен байонет и лядунка (если мушкетер не мог взять эти принадлежности с собой, он крепил их к седлу). В течение многих лет лядунка располагалась возле правой пистолетной кобуры, тогда как рог с порохом размещался возле левого плеча на поясе с золотой или серебряной окантовкой. Начиная с 1740 года, лядунка переехала в область правого плеча. Как правило, патронная сумка была сделана из бычьей кожи и украшена белым крестом. Мушкетерские уздечки и седла были желтыми, с золоченым или серебряным кантом.

Что касается лошадей, то типовая мушкетерская лошадь стоила, примерно, 300 фунтов, и, изначально, могла быть любого цвета. В 1660 году мушкетерам было вменено в правило приобретать только белых лошадей. Начиная с 1665 года 1-ый мушкетерский полк ездил на белых и серых лошадях, тогда как 2-ой, только на черных.


Мушкетеры Людовика XVIII.


ПОСЛЕ ВОЙНЫ

Что становилось с мушкетерами, покинувшими службу? Начнем с того, что многие не доживали до ее окончания. Например, генерал Бопре стал мушкетером в 1640-ых годах, дослужился до генерала и погиб в 1679 году. Виконт Лотрек стал мушкетером 2-го полка в 1690 году, дослужился до полковника в своем собственном драгунском полку и погиб в 1705 году в Италии. В противовес им Филип де Рижо де Водре начал службу мушкетером, потом стал бойцом морской пехоты, отправился в Канаду, где и стал генерал-губернатором Новой Франции (с 1703 по 1725 год). Возможно, самым известным реальным мушкетером стал Жильбер дю Мотье Маркиз де Лафайет, который был мушкетером в молодости, а потом присоединился к американской армии в Войне за незавимость и стал одним из самых знаменитых американских генералов.

Мушкетеры, отдавшие службе несколько десятков лет, выходили в почетную отставку. В этом случае мушкетер вел относительно спокойную жизнь и уже не участвовал в сражениях. Однако, король следил за своими любимчиками, посещал их и не давал в обиду. Частенько бывало и так, что вышедших на пенсию мушкетеров могли вернуть на службу в качестве военных консультантов или специалистов по решению отдельных проблем.


Капитан-лейтенант 1-го мушкетерского полка.

ПОДРАЖАТЕЛИ

Репутация королевских мушкетеров была столь высока, что правители других королевств хотели иметь на своей службе подобное же подразделение. Так, например, в 1690 году электор бранденбургский Фридрих Вильгельм основал собственный гвардейский отряд униформа которого включала в себя синий плащ с вышитым поверх него белым крестом. Отряд был быстро распущен, но немцы не отказались от идеи создания «германских мушкетеров». В 1740 году по аналогии с мушкетерским отрядом был создан кавалерийский прусский Garde du Corps, который обеспечивал безопасность прусского короля, а после 1871 года - безопасность германского императора. Униформа прусской гвардии включали в себя багровый супервест (камзол без рукавов), одетый поверх белой униформы. На супервесте был изображен символ звезды Ордена Черного орла. В таком виде германская гвардия просуществовала до 1918 года.

Кроме немцев французских мушкетеров имитировали испанские гвардейцы. В октябре 1702 года король Филип V Испанский сформировал гвардейский отряд, состоящий из 100 мушкетеров. Их униформа целиком и полностью повторяла униформу 1-го полка французских мушкетеров. Однако, в отличие от своих французских коллег, испанские мушкетеры рекрутировались не из молодежи, а из ветеранов многочисленных военных кампаний. Второй полк испанских мушкетеров должен был охранять королеву. 23 июня 1704 года гвардейские полки испанских мушкетеров были распущены, тогда как сами мушкетеры влились в состав 3-ей гвардейской роты.

ПОСЛЕДНИЕ МУШКЕТЕРЫ

Восемнадцатый век стал для Франции веком тяжелых военных и революционных испытаний. После завершения Наполеоновских войн и отречения Наполеона I, на трон взошел Людовик XVIII. 15 июня 1815 года он возродил два мушкетерских полка. Большая часть новых мушкетеров была молодыми людьми роялистских убеждений. Однако в состав полка вошло 50 ветеранов - настоящих мушкетеров в возрасте от 55 до 79 лет (они служили в полку до 1775 года, когда мушкетерские подразделения были полностью расформированы). Униформа новых мушкетеров впитала в себя элементы классического мушкетерского обмундирования. 21 января 1815 года ее показали широкой публике, и она немедленно произвела фурор. Во время 100 дней, мушкетеры эскортировали Людовика XVIII в Гент. 31 декабря 1815 года подразделение вновь было распущено по причине высокой стоимости содержания и общей неготовности к ведению реальных боевых действий.

На этом история мушкетерских полков во Франции завершилась окончательно.

Создание этого флота началось в 1703 году. Балтийский флот был создан Петром I во время Северной войны 1700-1721 гг. Он появился намного раньше Черноморского и считается самым старым флотом в нашей стране.

В этот праздник на кораблях и в соединениях Балтийского флота традиционно происходит торжественное поднятие Андреевских флагов, проходят построения личного состава. Возлагаются цветы и венки на братские могилы моряков-балтийцев.


История Балтийского флота

18 мая 1703 г. в устье Невы 30 шлюпок под командованием Петра I захватили два шведских корабля, которые назывались «Гедан» и «Астрильд».

В этой военной операции участвовали солдаты Преображенского и Семеновского полков. После ее завершения они были награждены знаками отличия, на которых было написано: «Небываемое бывает».

Через 9 дней после этих событий на острове Заячий была заложена крепость, с которой и началась история Санкт-Петербурга.

Новый город и флот были неотделимы друг от друга. Можно сказать, что начало БФ положили боевые корабли, которые были построены на верфи на р. Сясь и Олонецкой верфи (Лодейное поле) на р. Свирь. Первенцем Балтийского флота принято считать 28-пушечный фрегат Штандарт.


На левом берегу Невы уже на следующий год была построена Адмиралтейская верфь. К этому времени Балтийский флот включал в себя 29 вымпелов, в их числе 9 фрегатов.

Балтийский флот создавался в условиях постоянных военных действий. Флот увеличивался за счет перевода кораблей из Белого моря, корабли также закупали и в других странах. Одновременно строился гребной флот для действий в шхерных районах.

Во время Северной войны БФ во многом способствовал захвату русскими войсками крепости Выборг, портов Ревель (Таллин), Рига, Пернов (Пярну), а также Моонзундских островов.


В 1714 г. Балтийский флот победил в Гангутском сражении, в 1719 – в Эзельском, в 1720 – в сражении у Гренгама. После этого наша страна сумела утвердиться на Балтийском море, она стала одной из важных морских держав.

В 1721 году в состав БФ входило 32 линейных корабля, около 100 других парусных кораблей и до 400 гребных судов.

В 1861 г. началось строительство парового броненосного флота. К концу века в состав Балтийский флота входили: 19 броненосцев, 4 броненосца береговой обороны, 4 броненосных крейсера и 39 миноносцев.

Корабли Балтийского флота прославились и в мирное время, они участвовали также и в многочисленных научных экспедициях. Семь отрядов за 10 лет открыли и описали десятки островов, проливов, бухт.

Особенно успешными оказались научные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева, Ф. П. Литке, Г. И. Невельского.

Во время русско-японской войны из состава Балтийского Флота была сформирована 2-я Тихоокеанская эскадра. Она героически сражалась при Цусиме, но потерпела поражение.

Во время Первой мировой войны Балтийский Флот проводил крупные минно-заградительные операции, предотвратил прорыв германского флота в Финский и Рижский заливы, помогал сухопутным войскам, защищал морские подступы к столице.


Большую роль в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде сыграли моряки именно этого флота. 7 ноября 1917 г. сигналом к штурму Зимнего дворца послужил орудийный залп знаменитого крейсера "Аврора".

Велика роль Балтийского Флота и во время Великой Отечественной войны. Его корабли принимали активное участие в обороне Лиепаю, Таллина, Ханко. Первые удары по Берлину в августе 1941 года нанесли дальние бомбардировщики флота. В битве за Ленинград участвовали почти все корабли, авиация и личный состав Балтийского флота.

В феврале 1946 года Балтийский флот был разделен на два самостоятельных оперативных объединения - 4-й и 8-й флоты. Он был восстановлен в прежнем виде в декабре 1955 г.

В настоящее время Балтийский флот представляет собой разновидовое оперативно-тактическое объединение. В его составе насчитывается более 100 боевых кораблей, более 150 самолетов и вертолетов морской авиации.

Сухопутные и Береговые войска Балтийского флота включают в себя танковые и ракетные соединения, части ПВО и морскую пехоту. Балтийский флот – это важнейшее звено в системе национальной безопасности, ведь он находится на передовых европейских рубежах в постоянном соприкосновении с силами НАТО.

С Балтийским Флотом связаны имена таких прославленных флотоводцев, как: Ушаков, Лазарев, Нахимов, Корнилов, Макаров и Эссен.


Корабли Балтийского флота с 1993 г. регулярно участвуют в учениях Балтопс, которые проводятся в Балтийском море под эгидой США.

После того, как наша страна присоединилась к программе «Партнерство ради мира», Балтийский флот с каждым годом наращивает свое участие в ее мероприятиях.

СКР Неустрашимый, СКР Дружный и ТН Лена также участвовали и в многосторонних международных учениях.

Если вы хотите узнать какого числа День Балтийского флота и все о празднике - читайте эту статью.

Флот для нашего государства имеет огромное значение, поэтому праздник День Балтийского флота отмечают 18 мая. Дело в том, что наше государство было и остается одним из наиболее могущественных в мировом океане, а следовательно, профессия моряка в России весьма почетна. Именно поэтому на сегодняшний день есть сразу несколько праздников, которые призваны отметить данную профессию, а также в очередной раз подчеркнуть её значимость для всего государства. Не смотря на это, многие наши соотечественники не знают когда день балтийского флота в России, даже учитывая тот факт, что именно он во многом является олицетворением современной мощи Российского флота в целом.


История праздника - Дня Балтийского флота

Для того, чтобы понять значимость данного праздника для нашего государства, нужно немного окунуться в историю. Дело в том, что восемнадцатого мая 1703 года, под командованием Петра I флотилия из тридцати шлюпок с солдатами Семеновского и Преображенского полков одержала первую победу в своей истории, захватив при этом два шведских военных судна в устье Невы.

В честь этой победы, каждый из участников сражения получил памятную медаль, на которой была надпись «Небывалое бывает». Именно 18 мая принято считать датой возникновения Российского Балтийского флота.

Для чего нужен Балтийский флот России

На сегодняшний день, Балтийский Флот России является крупнейшим разно видовым оперативно-стратегическим территориальным объединением Военно-Морского флота, которое базируется на балтийском море, и способно одинаково эффективно действовать на суше, в воздухе, а также непосредственно на море.

Дело в том, что Балтийский флот включает в себя большое количество современных корабельных сил, морской авиации, средств, противовоздушной и воздушно-космической обороны, а также береговые войска. Балтийский флот располагает более чем ста боевыми кораблями, и порядка 150 вертолетов и самолетов.

Среди основных задач, которые поставлены командованием Российской Армии перед Балтийским флотом значится защита районов производства, а также экономической зоны, предупреждение выполнение незаконной производственной деятельности.

Кроме того, Балтийский флот принимает участие в совместных учениях с другими государствами, а также выполняет боевые задания в составе миротворческих сил на территории мирового океана.

Как уже было сказано выше, значение Балтийского флота для такого мощного морского государства как Россия сложно переоценить. Именно поэтому, ежегодно 18 мая на территории нашего государства отмечается день Балтийского флота.

Главная Энциклопедия История войн Подробнее

18 мая - День Балтийского флота












































Строительство военно-морского флота на Балтике определялось военно-политическими целями Российского государства, поставленными на период ведения войны со Швецией, начавшейся в 1700 г. Важнейшей из них являлся выход России к побережью Балтийского моря. Для достижения этой цели необходимо было разгромить шведские озерные флотилии и овладеть приморскими крепостями, и именно для этого были необходимы военные суда. В 1702 г. на новгородской и псковской верфях началось строительство кораблей. К тому моменту структура предполагаемых морских соединений еще не была определена.

Овладение 11 (22) октября 1702 г. русскими войсками крепостью Орешек, расположенной в устье Невы, существенно изменило военно-политическую ситуацию в регионе. Это событие, по существу, подготовило условия для перевода вопроса о создании регулярного флота на Балтийском море в практическое русло. Заложенные в конце 1702-го — начале 1703 гг. на Сясьской верфи 2 новых фрегата, в дополнение к уже заложенным там 4 фрегатам, изначально предназначались не для Ладожского озера, а для формирования корабельного состава будущего флота на Балтике.

Указом Петра I от 13 (24) января 1703 г. было предписано построить еще 6 фрегатов. Ближе к марту Петр I пришел к выводу о необходимости создания более мощного соединения на Балтике, чем предполагалось ранее. В том же году им был составлен судовой список, который с полным основанием можно считать программным документом строительства Балтийского флота.

В нем определялись количественный и качественный состав судов, необходимых для флота: «12 кораблей, 10 шнав, 3 флейта, 6 буеров, 1 буерс, 6 шмак, 10 шкун, 10 галер». Однако дата написания этого документа осталась неизвестной, в связи с чем при установлении дня основания Балтийского флота пришлось использовать определенное допущение. Наиболее приемлемой датой определено 7 (18) мая 1703 г. — день победы 30 российских лодок с двумя ротами Семеновского и Преображенского полков под командованием Петра I над двумя шведскими военными судами «Гедан» и «Астрильд».


Л.Д. Блинов. Взятие бота «Гедан» и шнявы «Астрильд» в устье Невы 7 мая 1703 года. Центральный военно-морской музей (ЦВММ)

Тогда 5 (16) мая указанные шведские суда, из эскадры Г. Нуммерса, не зная о том, что крепость Ниеншанц находится в руках русских, подошли к ней и стали на якорь. Петр решил воспользоваться неосторожностью неприятеля. Отряд русских гвардейцев, посаженный на 30 лодок, под командованием самого царя и А.Д. Меншикова в ночь на 7 (18) мая внезапно атаковал суда и захватил их. На судах находилось 18 пушек. Из 77 человек было пленено 19, остальные 58 человек убиты.

Этот бой являлся первым вооруженным столкновением на Балтике, имел большой резонанс и важное символическое значение в истории создания Балтийского флота. В честь победы выбита медаль с надписью: «Небываемое бывает». Военный совет наградил Петра I и Меншикова орденами Андрея Первозванного, а все участники боя удостоились наградных медалей (офицеры — золотых, солдаты — серебряных).


Наградная медаль «Небываемое бывает». Медальер Ф. Алексеев

Со взятием Ниеншанца Россия получала выход в Балтийское море. Открывалась возможность для налаживания торговых связей с другими странами. Встал вопрос о защите устья Невы. В журнале Петра I есть такая запись: «По взятии Канец (Ниеншанца. — Авт.) отправлен воинский совет, тот ли шанец крепить, или иное место удобнее искать (понеже оный мал, далеко от моря, и место не гораздо крепко от натуры), в котором положено искать новаго места, и по нескольких днях найдено к тому удобное место остров, который назывался Люст Еланд (то есть Веселый остров), где в 16 день мая крепость Петропавловская заложена и именована Санктпетербург». Так 16 (27) мая 1703 г. был основан город Санкт-Петербург, ставший позднее новой столицей Российского государства.


А. Шарлемань. Заложение Санкт-Петербурга. 1703 г.

Весной 1703 г. с целью надежного прикрытия подступов к устью Невы и Санкт-Петербургу близ острова Котлин была построена крепость Кроншлот, вооруженная 14 орудиями. На Котлине установили артиллерийскую батарею из 60 орудий.

В конце мая — начале июня 1703 г. русские войска овладели крепостями Ям, Копорье. Тем самым враг был изгнан с территории древней Ижорской земли. Во всем этом была немалая заслуга и молодого Балтийского флота.


М.В. Петров-Маслаков. Приход первого фрегата Балтийского флота «Штандарт» в Санкт-Петербург в 1703 г.

В 1704 г. в Санкт-Петербурге было основано адмиралтейство. Дальнейшее стремительное развитие российских морских сил на Балтике привело к созданию сильного флота Балтийского моря, разделенного на несколько эскадр с разными местами базирования. Главной задачей флота стала оборона столицы с моря.

Строящийся флот отвечал всем требованиям времени. Основными классами парусных судов были линейные корабли и фрегаты. Линейный корабль имел водоизмещение 1-2 тыс. т, трехмачтовое парусное вооружение, 2-3 батарейные палубы (деки), на которых устанавливалось 52-90 пушек 24-, 12- и 6-фунтового калибра. Фрегат имел 1-2 батарейные палубы и вооружался 25-44 орудиями.


Галера петровских времен. Фрагмент гравюры А. Зубова «Прешпект вверх по Неве». 1721 г.

Основным типом гребного судна стала скампавея. Она благодаря большей легкости и лучшей маневренности по своим мореходным качествам выгодно отличалась от западноевропейских галер. Это было особенно важным для действий в шхерных районах Финского и Ботнического заливов. Скампавея имела до 18 пар весел, 3-5 пушек 12-, 8- и 3-фунтового калибра и до 150 человек экипажа.

С 1703 по 1709 г. на Балтике было введено в строй 15 фрегатов, 13 шняв, 3 бомбардирских и 44 других более мелких парусных судов. Шхерная флотилия состояла из 114 гребных судов: 2 прамов, 91 бригантины, 21 галеры и полугалеры.


С.Д. Всеволожский. Смотр флота на Неве. ЦВММ

После 1709 г. были оборудованы базы флота в Кронштадте, Выборге и Ревеле. Основными классами боевых судов, базировавшихся в этих базах, стали линейные корабли и фрегаты. К концу войны Россия почти в два раза превосходила Швецию по численности линейных кораблей.


Крепость Кронштадт. 1780 г. Акварель

Балтийский флот сыграл важную роль в войнах XVIII в. Его история отмечена громкими победами в Гангутском (1714), Гренгамском (1720), Гогландском (1788), Ревельском и Выборгском (1790) и др. сражениях.


Л. Каравак. Портрет Петра I на фоне объединенной русско-англо-голландско-датской эскадры, которой он командовал в августе 1716 г.

Эскадры Балтийского флота участвовали в реализации политики вооруженного нейтралитета в 1780-х гг., в 1-й и 2-й Архипелагских экспедициях, в ходе которых были одержаны блестящие победы в Чесменском (1770), Афонском (1807) и Наваринском (1827) сражениях. В начале ХХ в. корабли Балтийского флота совершили беспримерный переход на Дальний Восток в составе 2-й и 3-й Тихоокеанских эскадр.


Памятник Петру I, основателю Кронштадта. Открыт в годовщину Полтавской победы 27 июня 1841 г. Отлит П.К. Клодтом по модели Т.И. Жако

Моряки Балтийского флота прославили Россию великими географическими открытиями и кругосветными плаваниями. Это в первую очередь относится к открытию русскими моряками под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева Антарктиды (1820).


Памятник Ф.Ф. Беллинсгаузену. Кронштадт. Установлен 11 сентября 1870 г. Скульптор И.Н. Шредер, архитектор И.А. Монигетти

К концу XIX в. Балтийский флот был одним из самых сильных флотов мира. Восстановленный в численности после неудачной Русско-японской войны 1904-1905 гг. Балтийский флот принял активное участие в Первой мировой войне.

Из кораблей Балтийского флота, переведенных на Север, 1 июня 1933 г. циркуляром начальника штаба РККА была сформирована Северная военная флотилия, преобразованная 11 мая 1937 г. в Северный флот.

Неоценим вклад балтийцев в победу советского народа в Великой Отечественной войне. Уже в первые дни войны дальняя авиация Балтийского флота нанесла бомбовый удар по Берлину. Корабли флота участвовали в защите города на Неве, в последующем активно действовали на коммуникациях противника и содействовали Красной Армии на приморских направлениях.

Балтийский флот награжден двумя орденами Красного Знамени (1928 и 1965). С Балтийским флотом связаны имена Петра I (адмирала Петра Михайлова), Ф.М. Апраксина, К.И. Крюйса, Г.А. Спиридова, С.К. Грейга, А.И. Круза, В.Я. Чичагова, Д.Н. Сенявина, Н.О. фон Эссена, В.Ф. Трибуца и многих других. И сегодня он является сильным оперативно-стратегическим объединением ВМФ России на северо-западном направлении.


Кронштадтский морской Николаевский собор. Храм-памятник морякам, прославившим Российский флот. Сооружен на Якорной площади Кронштадта по проекту архитектора В.А. Косякова. Освящен 23 июня 1913 г.

Капитан 1 ранга Владимир Овчинников,
ведущий научный сотрудник 11 отдела 1 управления
Научно-исследовательского института (военной истории)
Военной академии Генерального штаба
Вооруженных Сил Российской Федерации,
кандидат исторических наук

Начиная с 1996 года в России отмечают день Балтийского флота. Дата была приурочена к исторической победе, одержанной в 1703 году над шведскими военными кораблями. Эта дата официально считается днем рождения флота на Балтийском море. День БФ в России имеет статус государственного праздника и ежегодно отмечается 18 мая. Флот Балтики является самым старым флотом России. За более чем 300-летнюю историю своего существования он прошел достаточно нелегкий путь и стал основной испытательной и учебно-тренировочной базой ВМС России. Становление и развитие флота неразрывно связано с историей Российской империи и ее первой столицей.

БФ - история становления

Становление и развитие флота на Балтике неразрывно связано с историей города, который построил один из великих русских царей - Петр I. Адмиралтейская верфь, ставшая в последствии центром кораблестроения всей империи, была заложена сразу после закладки первых городских построений. Флот Балтики имел, и имеет для России достаточно важное стратегическое значение. На протяжении длительного времени, начиная с 1700-1721 годов, когда происходила Северная война и по сегодняшний день, он продолжает оставаться мощной стратегической единицей.

Первым судном Балтийского флота стал фрегат под названием "Штандарт". Первые корабли Российской Империи проектировал сам Петр I. Первый фрегат флота совмещал в себе концепции двух кораблестроительных школ того времени - английской и голландской. Строящиеся военные суда отвечали всем требованиям того времени. Основным типом гребного судна флота стала скампавея. Этот тип судна превосходил по своим мореходным качествам и маневренности западноевропейские галеры. Судно имело до 150 человек экипажа и на нем могло быть установлено от 3 до 5 пушек. Калибр пушек варьировался от 3 до 12 фунтов.

Значение флота в научных открытиях

Помимо важных стратегических задач представители флота вносили большой вклад в развитие кораблестроения и науки. Особую роль флот сыграл в деле новых географических открытий. Так, результатом Великой Северной экспедиции, выполнение которой легло на плечи офицеров Балтийского флота, была обследована и картографирована огромная территория. В первой половине XIX века основным центром подготовки научных экспедиций стал Кронштадт, являющийся основной базой Балтийского флота.

Стараниями моряков флота Россия заняла одно из ведущих мест по исследованию морей и океанов. Шлюпы "Надежда" и "Нева", вышедшие из порта Кронштадт, стали первыми русскими суднами, которые совершили плавание вокруг Земли. Капитаны этих шлюпов заложили особую морскую традицию - "Служить флоту и науке!". О неоценимом вкладе в картографии говорит тот факт, что 432 географических открытия носят имена офицеров и адмиралов Российского Балтийского флота. таким образом, современные границы России чертились бортами кораблей ее первого флота.

В годы Первой Мировой Войны БФ, несмотря на преимущество в силах, потопил около 100 немецких судов, выиграв тем самым битву за Балтику и Германии. Во Второй Мировой он сыграл весомую роль в обороне Ленинграда. Кроме этого, он предпринимал активные боевые действия в открытом море. Корабли и личный состав героически сражались с подводными лодками и военными судами противника. Большое количество балтийских моряков были задействованы в составе сухопутных частей армий.

В августе 1941 года, был осуществлен первый бомбовый налет на Берлин. Его осуществляли летчики минно-торпедного полка, находящегося в составе БФ. Боевые заслуги БФ были высоко оценены государством. 23 соединения флота получили звание гвардейских.

В послевоенные годы, после пополнения флота новыми кораблями, имеющим достаточно мощное оружие. Ракетное вооружение, способное нести ядерный заряд, стало мощным сдерживающим фактором и является гарантом стабильности в регионе. В составе появились реактивные самолеты морской авиации, базирующиеся непосредственно на кораблях. Таким образом, возможности флота значительно выросли. Новые корабли стали успешно нести боевую службу в Тихом и Индийском океане, Средиземном и Северном морях. Флагманом БФ считается эсминец "Настойчивый". Этот эскадренный эсминец входит в 10 самых мощных кораблей ВМФ России.

Стратегические задачи Балтийского флота

Территория, которая позволяла иметь свободный доступ к морю, во все времена была причиной конфликтов и раздоров. Во времена Древней Руси от этого моря начинался знаменитый торговый путь "из варяг в греки". Помимо того, что этот путь имел достаточно большое экономическое значение, он выполнял роль географического стержня, вокруг которого активно развивались древнерусские земли. Море, как ранее, так и теперь, выполняет большие экономические и стратегические задачи России. Через его акваторию проходят важные пути, связывающие порты находящихся на его берегах с Атлантическим океаном.

Такое значение акватории моря во все времена, начиная с викингов и заканчивая современностью, порождало стремление различных государств иметь свободный доступ к морю. В настоящее непосредственный выход к Балтийскому морю имеют девять стран. Это:

  • Россия (порты: Санкт-Петербург, Усть-Луга, Приморск, Высоцк, Выборг, Калининград)
  • Германия
  • Польша
  • Швеция
  • Дания
  • Финляндия
  • Литва
  • Латвия
  • Эстония.

Современный Балтийский флот России

Современный флот, базирующийся в акватории Балтийского моря, выполняет задачи по защите экономической зоны, безопасности морских судоходных путей и выполнения внешнеполитических акций государства в экономически важных зонах мирового океана. Современный БФ позиционируется как армейское соединение, объединенное по территориальному признаку. Оно, помимо кораблей военного назначения и ПЛ, включает в себя следующие подразделения:

  • Авиация морского базирования
  • Средства ПВО
  • Группа войск, задачей которой заключается в охране береговой территории
  • Органы оперативного командования, технического и тылового обеспечения.

Начиная с 2000-го года корабли БФ посетили более 100 портов Европы, Азии, Африки, Америки. Военные сторожевые корабли флота принимают активное участие в международных проектах. Одним из таких проектов является защита судоходных путей в Аденском заливе. Это своеобразный форпост государства в регионе. Благодаря существованию такого флота, с его мощным оружием, обеспечивается стабильность военной и политической обстановки. Таким образом БФ защищает государственные интересы.

ВМС России, и БФ в частности, ежегодно пополняются новыми кораблями и ПЛ. Эти корабли строятся по новейшим технологиям. Так, в 2016 году БФ пополнился кораблем "Александр Обухов". Особенностью корабля является то, что его корпус изготовлен из стеклопластика. Такие технологии в России применяются впервые. Материал позволяет сделать корпус корабля более прочным, при этом значительно снизив его вес. Корпус из стеклопластика имеет очень весомые преимущества в плане наличия магнитного поля. Такое поле у кораблей гораздо меньше. Этот факт обеспечивает дополнительную безопасность при операциях по тралению мин. Корабль уникален самым большим в мире корпусом из нетрадиционных материалов, которые ранее на применялись для их изготовления.

Традиции праздника

В этот день проходят торжественные церемонии построения кораблей и экипажей флота. На судах, в торжественной обстановке, поднимают флаги флота. Традиционно проходят церемонии возложения венков к могилам и мемориалам, посвященным подвигам моряков балтийцев. Командование поздравляет личный состав. Лучшим морякам и служащим присваиваются очередные звания и объявляется благодарность за службу. На основной базе, которая находится в Балтийске, за все время празднований сложились определенные традиции. Так, празднование, в обязательном порядке, начинается с церемонии посещения памятника основателю флота Петра Великого. Кроме этого на основных базах БФ, в день празднования, на военных кораблях устраивают день открытых дверей.

Основные мероприятия по проведению празднования проходят в Балтийске и Кронштадте. Этот праздник, хотя и отмечается на государственном уровне, не является официальным днем отдыха.