Понравилась ли она Вам? Нужно ли делать другие видео-лекции по теме этологии?

Марина Львовна Бутовская


В 1982 г. окончила биологический факультет Московского Государственного Университета им. М.В. Ломоносова (каф. Антропологии).

С 1982 по 1984 г. училась в аспирантуре Института этнологии и антропологии (ИЭА) РАН.

Научный сотрудник (1985-1992); старший научный сотрудник (1992-1995); ведущий научный сотрудник (1995-2002) ИЭА РАН.

С 2002 г. по настоящее время Зав. Центром эволюционной антропологии, в.н.с. Института этнологии и антропологии РАН.

С 1998 по настоящее время – профессор Центра социальной антропологии Российского Государственного Гуманитарного Университета.

Доктор исторических наук, диссертация защищена в ИЭА РАН (1994).

Член международных организаций – Европейская антропологическая ассоциация, Американская ассоциации физических антропологов, Общество по изучению поведения и эволюции человека, Международное общество по изучению агрессии, Международной общество по этологии человека, Международное приматологическое общество.

Научные интересы: эволюция человека; этология человека и приматов (изучение структуры социальных отношений у разных видов приматов, социальных отношений в детских коллективах, реконструкция ранних этапов развития человеческого общества, эволюция смеха и улыбки у человека) городская антропология (исследования поведения горожан в условиях анонимного взаимодействия на улицах города, структурирование пространственного поведения в разных культурах, изучение структуры городской популяции нищих и взаимоотношений нищих с горожанами), гендерные исследования (исследования критериев выбора постоянного партнера в современных условиях, удовлетворенности браком у мужчин и женщин, процессов формирования гендерных стереотипов у детей и подростков) конфликтология и способы мирного разрешения конфликтов (изучение этологических и физиологических механизмов агрессии и ее урегулирования у детей и подростков, агрессии и примирения у различных видов приматов, теоретические исследования в области эволюции механизмов агрессии и примирения у человека, изучение роли стресса в пост-конфликтном поведении) кросс-культурные исследования в области проблем альтруизма (анализ формирования дружественных отношений у детей в разных культурах).

Читает курсы лекций: Этология человека и Методы сбора этологичского материала; Основы физической антропологии; Спец. курс по эволюционной антропологии; Теория и практика межкультурной коммуникации.

Опыт научных исследований: Полевые наблюдения по изучению социального поведения приматов в Сухумском приматологическом центре (1979-1991) и в Российском приматологическом центре, г. Адлер (1992 – по настоящее время), исследования в приматологическом центре Кассельского университета, Германия (1992-1993) и в приматологическом центре Страсбургского университета (1999-2001); экспедиционные работы по изучению гендерных стереотипов в Калмыкии (1993-1995). Изучение этологических и гормональных основ регуляции агрессии у детей и подростков (Москва Элиста, Ереван) (1997 – по настоящее время); изучение проблем городских нищих в Восточной Европе (1998 – по настоящее время); этологические исследования поведения пешеходов в городских условиях (1999 – по настоящее время).

Организация и проведение двух международных летних школ по этологии человека (Звенигород, 19-26 июня, 2001 и Пущино, 30 июня -7 июля 2002).

Гранты и премии: исследовательский грант от Немецкой академии наук (1992-1993); исследовательский грант от Сороса "культурная инициатива" (1993-1994); исследовательские гранты от РФФИ (1996-1998, № 96-06-80405; 1997-1999, № 97-06-80272; 1999-2001, № 99-06-80346) и РГНФ (1996-1998, № 96-01-00032; 1998, № 98-01-00176); исследовательский грант от Французской академии наук (1999-2000); исследовательский грант от Открытого Общества, Схема поддержки исследований, (1999-2001, № 138/99). Гранты на посещение научных конференций с докладами от Сороса (1994, 1996, 1997, 1998), от Международного общества по изучению агрессии (2000), от коллоквиума по изучению мозга и проблем агрессивности (2000), от РФФИ (2000), от РГНФ (2002, 2003). Грант-премия от президиума РАН по программе "Выдающиеся ученые, молодые доктора и кандидаты" 2001.

Интервью

Эволюция продолжается
Что нужно для подлинно объективного изучения человека? Непредвзятый взгляд. Он возможен, если рассматривать поведение человека в контек­сте поведения прочих живых существ. И тогда обнаружится, что схожесть изображений хищников на ацтекских барельефах, в мимике масок из Полинезии, в играх школьников начальных классов и детенышей шимпанзе - не просто совпадение. Что любовь не изобретена человеком, а унаследована им от животных. Что человек все еще во многом обезьяна - и слава богу
М.Л. Бутовская

Список работ автора имеющихся на сайте

Брить или не брить?
Отрывок из книги «Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции», в котором объясняется, как женщинами воспринимается растительность на лице мужчин.
М.Л. Бутовская

участника энциклопедии "Известные Ученые"

1950 года рождения, кандидат педагогических наук, профессор Российской академии естествознания (РАЕ), член-корреспондент Академии имиджелогии.

В 1975 году окончила исторический факультет Московского государственного заочного педагогического института (МГЗПИ) по специальности «история» с присвоением квалификации «учитель истории и обществоведения».

В 2004 году окончила факультет переподготовки специалистов по практической психологии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет» по программе дополнительного профессионального образования «практическая психология» с получением права (соответствие квалификации) на ведение профессиональной деятельности в сфере практической психологии.

Ученая степень кандидата педагогических наук присуждена 10 апреля 2002 года. Тема диссертационного исследования – «Управление развитием творческого потенциала учащегося».

Общий трудовой стаж составляет 40 лет, в том числе стаж научно-педагогической работы 12 лет.

С 1975 по 2008 год работала в системе общего и профессионального образования г. Москвы. В течение 10 лет работала учителем истории и заместителем директора школы №884 г. Москвы и все эти годы участвовала в эксперименте по разработке программ для классов с углубленным изучением истории. Программа по курсу «Демократия» в 1998 г. была отмечена как одна из лучших Институтом содержания образования. В течение 7 лет работала заместителем директора по художественно-эстетическому воспитанию профессионального лицея декоративно-прикладного искусства №332 им. Карла Фаберже. С 2003 года является доцентом кафедры профессионального обучения Московского института открытого образования. (МИОО). В период с 1996 по 1999 годы работала директором школы-новостройки №1929 экологической направленности.

В течение 19 лет работала в учреждениях начального и среднего профессионального образования заведующей учебной частью, заведующей отделением, заместителем директора, совмещая управленческую деятельность с преподавательской.

Место основной работы – Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский институт открытого образования» (ГАОУ ВПО МИОО), занимаемая должность – доцент кафедры профессионального обучения, заместитель заведующего кафедрой.

Тематика курсов, которые читает М. Л. Субочева, занимает одну из ведущих позиций в системе педагогической подготовки педагогов профессионального обучения. К их числу относятся:

«Общая педагогика»,

«История педагогики»,

«Педагогические технологии»,

«Методика воспитательной работы»,

«Психология профессионального образования»,

«Педагогический менеджмент»,

«Основы имиджелогии».

Основные научные направления - формирование гражданской позиции у обучающейся молодежи России, междисциплинарный подход в процессе изучения культурного наследия народов мира, педагогическая составляющая в деятельности педагогов профессионального обучения, проблемы развития педагогического образования на ступенях: бакалавриат, магистратура, поствузовское образование.

Результаты научных исследований представлены в 40 научных и учебно-методических публикациях. Статьи опубликованы в научных журналах, сборниках научных статей по профилю деятельности и в сборниках статей, выпущенных по итогам российских и международных конференций.

К числу наиболее значимых можно отнести: Воспитание гражданской позиции у школьников в современном обществе.// журнал «Мир психологии». №2(7), 1996; Роль учебной дисциплины «Основы имиджелогии» в формировании гражданской позиции студентов педагогического вуза.// Современные образовательные технологии – Тверь: НОУ Институт «Верховолжье», 2011; Принципы построения системы студенческого самоуправления.// Развитие студенческого самоуправления и личности учащихся профессионального коллежда на основе освоения современных педагогических технологий. Сборник научно-исследовательских статей и материалов экспериментальной деятельности за 2006-2007 учебный год.- М.: НП АПО, 2008.

В соавторстве с Л.А.Соколовой-Сербской подготовлено учебное пособие по истории костюма, основанное на междисциплинарном подходе и принципах развивающего обучения: Костюм: история и современность. Практикум: учеб. пособие для нач. проф. образования. – М. : Издательский центр «Академия», (2008, 2009, 2010).

Награждена:

Почетным знаком «Отличник просвещения» в 1993 году,

Медалью «В память 850-летия Москвы» в 1997 году,

Грамотой Департамента образования города Москвы в 2005 году.

Марина Львовна Бутовская (род. 27 июня , Черкассы , Украина) - российский антрополог , доктор исторических наук, профессор.

В 1982 г. окончила кафедру антропологии биологического факультета МГУ . В 1985 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Этологические механизмы некоторых форм группового поведения приматов как предпосылка антропосоциогенеза». В 1994 г. защитила докторскую диссертацию на тему «Универсальные принципы организации социальных систем у приматов, включая человека».

Член Ассоциации этнографов и антропологов России, Европейской антропологической ассоциации (англ. European Anthropological Association ), Европейского приматологического общества (англ. European Primatological Society ), Американской ассоциации физических антропологов (англ. American Association of Physical Anthropologists ), Общества по изучению поведения и эволюции человека (англ. Human Behavior and Evolution Society ), Международного общества по изучению агрессии (англ. International Society for Research on Aggression ), Международного общества по этологии человека (англ. International Society for Human Ethology ) и Международного приматологического общества.

Область научных интересов: приматология , этология человека и приматов, эволюционная антропология (в т. ч. эволюционные предпосылки гомосексуальности), антропология пола, конфликтология , культурология , кросс-культурная коммуникация, охотники-собиратели Восточной Африки. Провела несколько сезонов полевых исследований среди охотников-собирателей хадза в Танзании.

Основные публикации

  • Бутовская М. Л., Файнберг Л. А. Этология приматов (учебное пособие). М.: Издательство МГУ, 1992. 190 с.
  • Бутовская М. Л. Половой диморфизм в социальном поведении бурых макаков (в связи с эволюцией поведения гоминид) // Женщина в аспекте физической антропологии. М., 1994. С. 102-109.
  • Бутовская М. Л., Плюснин Ю. М. Принципы организации пространственного поведения у человека и высших приматов (сравнительный анализ) // Современная антропология и генетика и проблема рас у человека / Ред. И.М. Золотарева, Г.А. Аксянова. М.: ИЭА РАН, 1995. С. 91-143.
  • Бутовская М. Л. Биология пола, культура и полоролевые стереотипы поведения у детей / Семья, гендер, культура. М., 1996.
  • Бутовская М. Л. Формирование гендерных стереотипов у детей: социокультурная и социобиологическая парадигма - диалог или новое противостояние? // Этнографическое обозрение. 1997. № 4. С. 104-122.
  • Бутовская М. Л., Артемова О. Ю., Арсенина О. И. Полоролевые стереотипы у детей Центральной России в современных условиях // Этнографическое обозрение. 1998. № 1. С. 104-120.
  • Бутовская М. Л. Агрессия и примирение как проявление социальности у приматов и человека // Общественные науки и современность. 1998. № 6. С. 149-160.
  • Бутовская М. Л. Эволюция человека и его социальной структуры // Природа. 1998. № 9. С. 87-99.
  • Butovskaya M. L. The Evolution of Human Behaviour: The Relationship Between the Biological and the Social // Anthropology. 2000. V. 38. № 2.
  • Butovskaya M. L., Korotayev A. V. , Kazankov A. A. Variabilité des relations sociales chez les primates humains et non humains: à la recherche d"un paradigme général // Primatologie. 2000. V. 3. P. 319–363.
  • Butovskaya M. L., Guchinova E. Men and Women in Contemporary Kalmykia: Traditional Gender Stereotypes and Reality // Inner Asia, 2001, N.3 p. 61-71.
  • Butovskaya M. L., Boyko E. Y., Selverova N. B., Ermakova I. V. The hormonal basis of reconciliation in humans // J. Physiol. Anthropol. Appl. Human. Sci., 2005, 24 (4), p. 333-337. (резюме)
  • М. Л. Бутовская, А. Мабулла. Хадза в условиях межкультурного взаимодействия: особенности социального поведения детей и подростков, обучающихся в школе поселка Эндомага // Межрасовые и межэтнические отношения в современной Танзании: Труды Российской комплексной экспедиции в Объединенной Республике Танзания (сезон 2005 г.) / Отв. ред. А.В.Коротаев , Е.Б.Деминцева. М.: Институт Африки РАН, 2007. С. 138-167.

Монографии

  • Бутовская М. Л., Файнберг Л. А. У истоков человеческого общества / РАН. Институт этнологии и антропологии им. Миклухо-Маклая. М.: Наука, 1993. 255 с.
  • Бутовская М. Л. Язык тела. Природа и культура (эволюционные и кросс-культурные основы невербальной коммуникации человека). М.: Научный мир, 2004. 437 с.

Марина Львовна Бутовская (27 июня 1959, Черкассы, Украина) — российский этолог, антрополог, доктор исторических наук, профессор.

В 1982 году окончила биологический факультет МГУ по кафедре антропологии. В 1985 году защитила кандидатскую диссертацию «Этологические механизмы некоторых форм группового поведения приматов как предпосылка антропосоциогенеза». В 1994 году защитила докторскую диссертацию «Универсальные принципы организации социальных систем у приматов, включая человека».

С 1995 по 2002 годы — ведущий научный сотрудник ИЭА РАН, c 2002 по 2008 годы — заведующая Центром эволюционной антропологии Института, с 2008 года заведует сектором кросскультурной психологии и этологии человека. Профессор Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ, где с 1997 года читает авторские курсы лекций (в 1998—2000 годах была заместителем директора Института культурной антропологии (ИнКА) РГГУ).

Член Ассоциации этнографов и антропологов России, Европейской антропологической ассоциации (англ.) русск., Европейского приматологического общества (англ.) русск., Американской ассоциации физических антропологов (англ.) русск., Общества по изучению поведения и эволюции человека (англ.) русск., Международного общества по изучению агрессии (англ.) русск., Международного общества по этологии человека (англ.) русск. и Международного приматологического общества.

Область научных интересов: приматология, этология человека и приматов, эволюционная антропология (в т. ч. эволюционные предпосылки гомосексуальности), антропология пола, конфликтология, культурология, кросс-культурная коммуникация, охотники-собиратели Восточной Африки. С 2006 года ежегодно проводит несколько сезонов полевых исследований среди охотников-собирателей хадза, скотоводов датог и других групп в Танзании.

Книги (6)

Антропология пола

в формировании современных видов животных и человека.

Пол и гендер в человеческом обществе представлены как комплексный биосоциальный феномен. Рассмотрены различия мужского и женского тела, особенности физиологии и генетики, психической деятельности и стратегий сексуального и родительского поведения.

В книге показана специфика мужского и женского поведения в традиционных обществах, продемонстрирована связь репродуктивного успеха с социальным статусом и экономическим благосостоянием.

Обсуждаются причины устойчивости ряда гендерных стереотипов в современном обществе. Подробно рассказано об универсальных и культурноспецифичных идеалах красоты и методах их исследования.

Власть, пол и репродуктивный успех

Книга «Власть, пол и репродуктивный успех» знакомит читателя с современными представлениями об эволюции полового поведения человека.

В книге предлагается реконструкция половых связей на разных этапах эволюции человека и обосновывается связь между формированием устойчивых пар между полами и удлинением сроков младенчества и детства. Обсуждается вопрос о связи между сексом и воспроизводством в современном обществе.

Этнография полевой жизни: воспоминания сотрудников ИЭА РАН

В книге собраны воспоминания сотрудников Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая Российской академии наук.

Основное внимание уделяется экспедиционной работе, осуществлявшейся сотрудниками института в разных регионах мира.

Язык тела. Природа и культура

В книге «Язык тела. Природа и культура» впервые и наиболее полно в отечественной научной литературе дается обзор эволюционных основ невербальной коммуникации человека.

Изложены самые современные теории эволюционной психологии и приведены материалы, полученные в последние годы отечественными и зарубежными специалистами, в том числе и лично автором книги.

В основу положены материалы курсов лекций по «Этологии человека» и «Теории и практике межкультурной коммуникации», читаемых автором для социальных антропологов, культурологов и лингвистов в Российском Государственном Гуманитарном Университете.

О дохлой кошке и живых котятах

Все люди рождаются и умирают — и у каждого народа с рождением и смертью связаны удивительные обычаи и обряды. Что такое инициация?

Что такое «мужские» и «женские» дома? Почему к рождению мальчика или девочки относятся по-разному? Как у разных народов хоронят умерших?

Об этом и о многом другом вы узнаете из книги Марины Бутовской — истории о дружбе русской и папуасской девочек и о том, чему они научились, всего лишь ухаживая за осиротевшими котятами.