Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Что есть сознание человека?

А если оно живет благодаря деятельности мозга, то вместе с прекращением последнего исчезает и сознание. Этот феномен вызывает интерес у представителей различных научных направлений. Что известно о нем человечеству на сегодняшний день?

О сознании простыми словами

Давно доказано, что сознанием наделен : оно является его главной отличительной чертой по сравнению с другими живыми существами. Цветок не думает, во сколько закрывать свои лепестки или раскрывать их – он делает это в определенный час, потому что так заложено в его ДНК.

Лев не расстроится, если не поймает добычу и не станет строить наполеоновских планов, чтобы отомстить тигру, с которым недавно подрался. Аквариумные рыбки не вспоминают, какого вкуса был вчерашний корм, не рисуют его мысленный образ. Все это доступно только представителю человеческого рода .

Таким образом, сознание – это свойство психической материи, с помощью которого мы можем отражать реальную действительность.

Простой пример: я вижу перед собой чашку. Она красивого красного цвета. Кстати, может чаю попить? Того, что я купил неделю назад на выставке чаев. Продавец очень нахваливал этот сорт. Пора убедиться в его честности и заварить этот многообещающий напиток.

За одну минуту в моей голове пронеслась куча мыслей и образов, с ними связанных. Я побывал в прошлом, в будущем и настоящем, испытал определенные эмоции и даже ощущения. Это и есть то, что мы называем сознанием .

Сознание можно сравнить с ветром, который увидеть нельзя, но можно наблюдать следы его активности.

Эту мысль я почерпнул из этого интересного видео:

Понятие сознания в психологии

С точки зрения психологии, сознание – это , своих действий и окружающего мира, что является высшей психической функцией.

То есть я знаю, что я – это я, а ты – это ты. Я вижу причинно-следственные связи событий и явлений, а если не вижу, то могу представить их абстрактно, фантазировать.

Я могу ощущать свое тело, осознавать чувства и эмоции, мне принадлежащие. Я даже умею транслировать все это через речевую деятельность, мимикой и жестами ().

Что говорят философы

Деятели философии считали, что сознание не существует в отрыве от реальности. Оно есть соотношение себя с реальностью.

Мы видим окружающий мир и что-то чувствуем, ощущаем, думаем, фантазируем в связи с этим.

Разные направления философии по-своему трактовали данное понятие:

  1. дуализму свойственно делить человека на сознание и материю, где первое есть дух, второе – тело. Сознание вечно, так как продолжает жить даже после физической смерти тела;
  2. согласно идеализму , сначала идет сознание, затем окружающий мир. Материи не существует, если она неосознанна;
  3. материалисты писали, что сознанием обладает только высокоорганизованная материя, которая способна созидать (я понимаю, что речь идет о человеке).

Структура, свойства и функции сознания

Структура – это то, из чего собственно и состоит сознание:

  1. Познавательные процессы – восприятие окружающего мира через 5 органов чувств (глаза, уши, нос, язык, рот), память, мышление, речь.
  2. Спектр эмоциональных состояний.
  3. Воля как способность управлять своими действиями.


Свойства

Описать сознание можно двумя главными свойствами:


Сознание имеет свои функции, основными из которых являются:

  1. Отражательная функция заключается в организации психических процессов (память, мышление, восприятие, представление), направленных на познавание окружающего мира.
  2. Креативная или творческая – создание чего-либо нового.
  3. Оценочная – мы даем оценку всему, что нами осознается, даем этому эмоциональную и чувственную оценку.
  4. Преобразующая функция заключается в построении определенных целей и воплощение их в реальность через действия. То есть мы преобразуем окружающий мир.
  5. Времяобразующая – формирование общей картины о мире, где есть прошлое, настоящее и будущее.
  6. Рефлексивная функция или самосознание – способность наблюдать за собой как бы со стороны, оценивать свои мысли и поведение.

Сознание vs подсознание

Человеческая психика содержит в себе сознание и подсознание. Для более лучшего понимания данной информации, в научной литературе часто демонстрируется изображение айсберга, большая часть которого скрыта под водой.

Его верхушка, торчащая над поверхностью – это сознание. То, что скрыто под водой и невидимо – подсознание. Поверхность воды – это граница между сознанием и подсознанием, которые связаны между собой, но никогда не перемешиваются .

Что-то можно, конечно, выуживать из нижнего пласта (психологи используют для этого различные техники), но вытащить и осознать буквально все – невозможно. Целой жизни не хватит.

Что такое сознание, мы выяснили. Это то, что есть в данный момент времени, и чем мы можем управлять. А что есть подсознание ? Фрейдисты противопоставляют оба эти понятия как прямо противоположные.

Кстати, именно Фрейд, создатель психоанализа активно говорил о бессознательных процессах, а его психотерапия заключалась в том, чтобы проникнуть в глубокие пласты психики человека и обнаружить там не осознаваемые конфликты, становящиеся причиной неврозов.

В подсознании хранится вся информация о том, что индивид когда-либо видел, слышал, чувствовал, ощущал, говорил и о чем думал. Можно назвать подсознание складом или хранилищем психического опыта.

Представьте, что вы идете по парку: вокруг много цветов, деревьев, людей с детьми, колясками, собаками, лавочек и т.д. И вот вы разглядываете прохожих, не обращая внимания на растительность.

Но так как последняя все равно попадалась вам на глаза (вы просто ее не осознали), информация о зеленых растениях запечатлится и направится прямиком в подсознание . Этой же ночью вы увидите во сне деревья и будете удивленны, к чему и почему вам снился именно такой сон?

А сны – это и есть «привет оттуда», из бессознательной части. Часто они бывают странными и нелогичными: так происходит потому, что в мире сновидений () не работают никакие законы (научные, политические, личные и т.д.)

Также подсознание хранит в себе негативный опыт, элементы реальности, которые личность не может осознавать безболезненно для себя, действующие разрушительно на человеческую психику (шокирующие события, смерти, изнасилования и т.д.).

Главной функцией подсознания является сохранение психического здоровья. Если бы мы осознавали буквально все , то давно сошли бы с ума.

Для этого в психике существует цензор, стоящий на границе между сознанием и подсознанием. Обусловленный множественными показателями, именно он решает, что пройдет в зону осознаваемого, а что останется скрытым.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Что такое сон - зачем мы спим и видим сны, 10 интересных фактов К чему снится сон во сне Что такое метаморфоз и чем он отличается от метаморфозы Что такое философия - первые философы, предмет изучения и функции философии, а также ее основной вопрос Аффирмации - работают ли позитивные установки на каждый день (на деньги, на удачу, на здоровье, для женщин) Что такое традиции (семейные, народные) и почему они так важны

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Происхождение и сущность сознания.

2. Структура сознания.

3. Соотношение сознания и бессознательного.

Заключение

Список литературы

1. Происхождение и сущность сознания

Сознание человека (психология ) -- это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов. К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, представление, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий.

Именно в процессе эволюции животного мира и были подготовлены условия и предпосылки для качественного скачка - от животного состояния и психики животных к человеку и человеческому сознанию. Но в чем суть скачка? Для ответа на этот вопрос, очевидно, следует выяснить, чем отличается сознание человека от психики животных. Эти отличия можно свести к трем основным:

1) человеку свойственно абстрактное, понятийное мышление, отсутствующее у животных;

2) человек пользуется языком, второй сигнальной системой, которой нет у животных;

3) человек способен не только отражать мир в своем сознании, но и целенаправленно его преобразовывать.

Иными словами, сознанию человека свойственна творчески-конструкторская функция. Таково главное содержание очерченного выше скачка. Однако при всей его глубине он был подготовлен еще в пределах животного царства, где у высших животных особенно у антропоидов формируются животные, биологические формы труда, зачатки орудийного использования предметов. А наряду с этим здесь уже обнаруживаются проявления предметного мышления, а также получает определенное развитие звуковая сигнализация. Но это были лишь биологические предпосылки, решающую же роль в формировании сознания играли новые, социальные факторы. Инстинктивные на первых порах формы трудовой деятельности наших далеких предков в дальнейшем постепенно уступили место осознанной, целенаправленной деятельности. Поначалу это было в основном предметночувственное сознание с зачатками логического мышления, а сам труд в значительной степени еще носил инстинктивный характер. Сознание на этом этапе еще было непосредственно вплетено в материальную деятельность людей. Глубокий качественный сдвиг в труде и сознании произошел с началом изготовления орудий труда и превращением на этой основе труда в собственно человеческий труд. Именно на базе труда и складывается постепенно абстрактное, понятийное мышление. Какими же своими сторонами труд воздействовал на формирование сознания? Прежде всего труд предполагает способность целеполагания, мысленного моделирования будущего, выработку плана действий, ведущих к цели, и определение средств достижения этой цели. Именно эти моменты и сыграли основную роль в становлении мышления. Ведь важнейшая особенность труда в том и состоит, что его результат еще до начала деятельности должен присутствовать в голове человека идеально, как внутренний образ, как потребность, как побуждение и как цель. Этим в первую очередь и объясняется, что сознание могло сложиться лишь в процессе труда. Труд, связанный с изготовлением орудий труда, опять-таки «работал» на формирование абстрактного мышления, поскольку он требует абстрагирования от непосредственных, биологических потребностей, так как направлен на создание лишь средств удовлетворения этих потребностей. Кроме того, труд требует определенных знаний относительно свойств предметов, которые включаются в сферу труда, причем по мере расширения этой сферы растет и объем необходимых знаний, что, естественно, способствует развитию сознания. В процессе труда и в тесной связи с ним осваиваются и определенные логические операции, например, анализа и синтеза, вырастающие на основе практического анализа и синтеза. Но труд с самого начала был коллективным трудом, и он не мог носить иной характер при примитивности использовавшихся орудий труда, поэтому возникновение сознания и его развитие тесно связаны с развитием языка. Язык возник из потребности общения и координации действий членов первобытного коллектива в процессе совместного труда. Он так же древен, как и сознание. Язык выполнял не только функцию средства общения, но и закреплял успехи в развитии сознания и в познании мира на основе обогащения словарного запаса и усложнения грамматических форм языка. Кроме того, через посредство языка как средства общения то, чего достиг один из членов коллектива, становилось достоянием всех. А наряду с этим язык служил важнейшим средством передачи социального опыта от поколения к поколению, обеспечивал аккумулирование этого опыта и тем самым точно так же способствовал развитию сознания. В тесной связи с трудом и языком важнейшую роль играл в развитии сознания первобытный коллектив, общение его членов. Именно первобытный коллектив аккумулировал и передавал от поколения к поколению опыт освоения мира, обеспечивал непрерывность и преемственность процесса становления и совершенствования сознания. Труд и членораздельная речь явились двумя главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг.

Сознание возникает и формируется в практической деятельности людей как необходимое условие ее организации, регулирования и воспроизводства. А поскольку практически преобразующая деятельность общественного человека многообразна, постольку и общественное сознание, отражающее ее опыт и содержание, столь же многообразно в своих формах, выступая как экономическое, политическое, правовое, нравственное, эстетическое, религиозное, философское сознание, а также в виде науки.

Сущность сознания как высшей формы отражения выражается в том, что: во-первых, в том, что чувственное отражение наполняется более глубоким и осознанным содержанием. Возникает своеобразная надстройка над ним -- абстрагирование, которое состоит в мысленном выделении отдельного предмета, отношения, свойства из совокупности предметов, отношений, свойств. Абстрагирование является способом превращения наблюдений и представлений в понятия. Оно расчленяет, разрывает, схематизирует целостную подвижную действительность. В отдельно взятой абстракции субъект отходит от действительности. Но именно это обеспечивает изучение отдельных сторон предмета в чистом виде и, таким образом, проникновение в их сущность; во-вторых, сознание отражает мир не в чувственно-наглядных, а в идеальных образах. При рассмотрении категории «идеальное» надо иметь в виду, что идеальное характеризует, во-первых, гносеологическое отношение сознания к бытию, выявляя принципиальное отличие между отражением и отражаемым, образом и объектом. Это отличие состоит в том, что идеальные образы, отражая свойства реальных объектов, сами этих свойств не имеют. Идеальному образу не свойственны какие бы то ни было физические, химические и прочие признаки материальных объектов. Они не имеют ни пространственных размеров, ни геометрических форм, ни объема, ни массы и т. п. Следует заметить, что в понимании проблемы идеального сложились два взаимосвязанных подхода. Первый условно обозначают как «деятельное толкование идеального». Связан он с именем Эвальда Ильенкова. Сторонники этого подхода выводят свойства идеального из неотъемлемых свойств материи. Психологизм, или информационный подход, становление которого связано с именем Давида Дубровского, рассматривает идеальное как особое свойство субъективности, духовности, относительно независимой от материального, нейронального, предметно-практического. Оба подхода имеют положительные и отрицательные моменты;в-третьих, человеческое отражение носит не приспособительный, а активно-преобразовательный характер. Человека не удовлетворяет то, что дано природой, и он стремится изменить эту данность так, чтобы она отвечала его потребностям. Это человек осуществляет, прежде всего, в своем сознании. Содержание сознания, так или иначе, практически реализуется. Но перед этим оно приобретает характер замысла или идеи. Идея -- не только знание, но и планирование того, что возможно. Идея -- понятие, ориентированное на практическую реализацию. Человек сначала в сознании создает, конструирует новое -- проекты зданий, машин, технологические процессы, а потом воплощает их в действительность с помощью труда. Потребности человека, отражаясь в сознании, приобретают характер цели, т. е. идеальной модели желаемого будущего. Реализуясь в практической деятельности, цель материализуется в предметной форме, в формах реально существующих предметов, которых раньше не было в природе.

2. Структура сознания

Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание , то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание . Развитие сознания предполагает, прежде всего, обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.

Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства , представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.), настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром.

Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства.Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли . Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложноструктурированное целое.

К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь , представление , мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий. В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

Познавательные процессы (ощущение , восприятие , мышление, память ). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.

Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.

Отношения человека к себе и окружающему миру (его чувства, эмоции, переживания).

Креативная (творческая) составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления и интуиции).

Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, воображение формирует модели будущего).

Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение). С точки зрения материалистической науки, между сознанием человека и окружающим материальным миром существуют четыре вида взаимодействий. Первый и второй тип взаимодействия диалектически связаны: первично сознание рождается из материального мира и определяется им, но затем, по мере своего созревания, оно начинает активно влиять на этот мир, преобразуя его по собственному плану. Третий и четвертые типы взаимодействия сами по себе не материальны, а относятся к информационному типу. При этом третий тип взаимодействия только кажется пассивным. На самом деле это активное отражение, включающее в себя элементы осмысления, оценки и преобразования. Самый сложный и позже всех развивающийся -- четвертый тип взаимодействия, который знаменует собой высшую стадию развития сознания -- самосознание.

Функции сознания человека

Исходя из структуры сознания можно вывести основные его функции:

Отражательная: Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.

Оценочная: Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.

Креативная: Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.

Рефлексивная: Разновидностью сознания является самосознание -- процесс, при помощи которого человек анализирует свои мысли и поступки, наблюдает за собой, оценивает себя и т. д. Одно из значений слова «рефлексия» -- это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Кроме того, данным термином еще обозначается механизм взаимопонимания, то есть осмысления человеком того, как мыслят и чувствуют другие люди, с которыми он взаимодействует.

Преобразующая: Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению. При этом он часто не ограничивается совершением мысленных операций с предметами и явлениями, а выполняет и реальные действия с ними, преобразуя окружающий мир в соответствии со своими потребностями.

Времяобразующая: Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Этим сознание человека отличается от психики животных.

3. Соотношение сознания и бессознательного

На вопрос “Что такое сознание?” - вряд ли можно дать ответ, обладающий точностью математической формулы. Как и понятие психики, понятие сознания прошло сложный путь развития, получило различные трактовки у разных авторов. В психологии вплоть до настоящего времени оно употребляется в очень разных значениях, между которыми подчас почти нет ничего общего. Одно из определений сознания, которое дал советский психолог А. Г. Спиркин: “Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека”.

В настоящее время перечень эмпирических признаков сознания является более или менее установившимся и совпадающим у разных авторов. Если попытаться выделить то общее, что наиболее часто указывается в качестве особенностей сознания, то они могут быть представлены следующим образом:

1. Человек, обладающий сознанием, выделяет себя из окружающего мира, отделяет себя, свое “я” от внешних вещей, а свойства вещей - от них самих.

2. Способен увидеть себя находящимся в определенном месте пространства и в определенной точке временной оси, связывающей настоящее, прошлое и будущее.

3. Способен увидеть себя в определенной системе отношений с другими людьми.

4. Способен устанавливать адекватные причинно-следственные отношения между явлениями внешнего мира и между ними и своими собственными действиями.

5. Отдает отчет в своих ощущениях, мыслях, переживаниях, намерениях и желаниях.

6. Знает особенности своей индивидуальности и личности.

7. Способен планировать свои действия, предвидеть их результаты и оценивать их последствия, т.е. способен к осуществлению преднамеренных произвольных действий.

Все эти признаки противопоставляются противоположным чертам неосознаваемых и бессознательных психических процессов и импульсивных, автоматических или рефлекторных действий. Обязательным условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний. “Язык - особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание”.

Сознание и в наши дни является предметом психологического исследования. Предреволюционный период можно назвать плодотворным в разработке проблемы сознания. Проблемами сознания лишь частично продолжали заниматься П. А. Флоренский и Г. Г. Шпет, результаты разработок которых в то время, не оказали заметного влияния на развитие психологии. В середине 20-х гг. появились: М. М. Бахтин и Л. С. Выготский, целью которых было понимание природы сознания, связи с языком, словом и т.д. Для них марксизм был одним из методов понимания и объяснения проблемы. В 30-е гг. наступил перелом, остановка исследования сознания, а также и бессознания: Л. С. Выготский скончался. М. М. Бахтин вынужденно был сослан и не имел возможности работать, П. А. Флорентский и Г. Г. Шпет погибли в лагерях. Возврат к проблеме сознания в ее достаточно полном объеме произошел по второй половине 50-х гг. прежде всего благодаря С. А. Рубенштейну, а затем и А. Н. Леонтьеву.

Одно из первых представлений о структуре сознания ввел З. Фрейд. Его иерархическая структура выглядит следующим образом: подсознание-сознание-сверхсознание, и она, уже исчерпала свой объяснительный материал. Но необходимы более приемлемые пути к анализу сознания, а подсознание и бессознательное вообще не обязательны как средство в изучении сознания. Более продуктивной является давняя идея Л. Фейербаха о существовании сознания для сознания и сознания для бытия, развивавшаяся Л. С. Выгодским. Можно предположить, что это единое сознание, в котором существует два слоя: бытийный и рефлекторный. А. Н. Леонтьев выделил 3 основных образующих сознания: чувственную ткань образа, значение и смысл. А уже Н. А. Бернштейн ввел понятие живого движения и его биодинамической ткани. Таким образом при добавлении этого компонента мы получаем двухслойную структуру сознания. Бытийный слой образует биодинамическая ткань живого движения и действия и чувственная ткань образа. Рефлекторный слой образует значение и смысл. Все компоненты предлагаемой структуры уже являются объектами научного исследования.

Значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком - это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения-понятия.

Смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы осмысления значений и означения смыслов выступают средствами диалога и взаимопонимания.

Бессознательное проявление в психике и поведении человека

Наряду с сознательными формами отражения и деятельности для человека характерны и такие, которые находятся как бы за “порогом” сознания. Термины “бессознательное”, “подсознательное”, “неосознанное” часто встречаются в научной и художественной литературе, а также в обыденной жизни. Говорят: “Он сделал это неосознанно”, “Он не хотел этого, но так получилось” и прочее. Повседневный опыт знакомит нас с мыслями, которые всплывают у нас в голове, и неизвестно откуда и как они возникают.

Психическая деятельность может находиться в фокусе сознания, а иногда не достигает уровня сознания (досознательное или предсознательное состояние) или опускается ниже порога сознания (подсознательное). Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю, охватывается понятием бессознательного. Неосознанное выступает то как установка, инстинкт, влечение, то как ощущение, восприятие, представление и мышление, то как интуиция, то как гипнотическое состояние или сновидение, состояние аффекта или невменяемости. К бессознательным явлениям относят и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным “озарением” новой идеей, рождающихся как бы от какого-то толчка изнутри, случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым, и другое.

Бессознательное - не мистика, а реальность духовной жизни. С физиологической точки зрения бессознательные процессы выполняют своего рода охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения сознания там, где в этом нет необходимости. Человеческий разум нес бы на себе непомерно тяжелый груз, если бы он вынужден был контролировать каждый психический акт, каждое движение и действие. Человек не мог бы ни результативно думать, ни разумно действовать, если бы все элементы его жизнедеятельности одновременно потребовали сознания.

В истории философской и психологической мысли впервые лишь Лейбницу удалось вполне отчетливо сформулировать концепцию бессознательного как низшей формы духовной деятельности. Бессознательными бывают врожденные, приобретенные и вытесненные из сознания идеи. Кант связывал понятие бессознательного с чувственным познанием, с интуицией. Он указал на наличие сферы восприятия чувств, которые не осознаются, хотя и можно прийти к выводу о их существовании. В противоположность принципам рационализма представители теории романтизма развивали идею бессознательного как глубинного источника прежде всего художественного творчества. Такие психологи, как Гербарт, Фехнер, Вундт и др. положили начало психологическому исследованию проблемы бессознательного.

Первое международное совещание, посвященное проблеме бессознательного, состоялось лишь в 1910 г. в Бостоне (США). Еще тогда осознали, что бессознательное есть фактор, учет которого необходим при анализе самых важных вопросов поведения, клиники, наследственности, природы эмоции, произведений искусства, взаимоотношения людей. Бессознательное обсуждалось ими как объясняющий фактор, но путей к осмыслению его особенностей и закономерностей не предлагалось.

В советской психологии проблема бессознательного разрабатывалась главным образом школой Д. Н. Узнадзе в Грузии, приверженце которой проводят исследования бессознательного в виде.Бессознательное возникает в детстве человека. Практически каждый вспоминает из раннего детства только отрывочные детали ничего не значащих сцен, совершенно забыв те события, которые тогда были для него важнее всего. Эти собственно детские душевные силы, не воспринимаемые сознанием взрослого, не могут бесследно исчезнуть. В психическом мире также господствует закон сохранения энергии, инфантильное, вытесненное из сознательной душевной жизни, не исчезает, оно образует тот центр, вокруг которого кристаллизуется бессознательная душевная жизнь. Следствием такого положения была бы никогда не кончающаяся борьба; сознание, которое должно разбираться во впечатлениях внешнего мира, было бы всецело занято восприятием этой психической борьбы, и психическая экономия была бы нарушена. Только вытеснение пережитых форм удовлетворения полового чувства из поля зрения сознания дает возможность сохранить сознание для чувствительных восприятий и удержать психику в равновесии. То. С чем мы познакомились только что - ядро, но не весь его объем. На пути своего развития человеку приходится отказываться боле всего в сексуальной области, и этот отказ труднее всего провести в жизнь; но содержание бессознательного образует и другие, не приведенные в исполнение желания. Следствием неудачного вытеснения является невроз. Но и у здоровых людей, при благоприятных условиях сна, невыполненные желания в определенный момент вступают в связь с детскими, и из этого соединения возникает сновидение.

Заключение

В заключение рассмотрения темы необходимо резюмировать все вышесказанное и подвести некоторые итоги. Итак:

Сознание - высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями.

“Ядром” сознания, способом его существования является знание.

Формирование сознания связано с возникновением труда.

Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.

Сознание - функция сложнейшей материальной, физиологической системы - человеческого мозга.

Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее оно - единое целое.

Сознание обладает возможностью воздействовать на окружающую его действительность. Оно активно.

Список литературы

1. Щербатых Ю. В. Общая психология". -- СПб: Питер, 2008

2. Быкова Г. Ф. Гегелевское понимание мышления. М., 1990.

Подобные документы

    Становление сознания как предмета изучения психологии. Определение сознания с точки зрения различных ученых–психологов. Психология сознания и метод ее исследования. Бессознательное проявление в психике и поведении человека, его взаимосвязь с сознанием.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2010

    Сознание, как высший уровень психического отражения объективной реальности. Бессознательное проявление в психике и поведении человека. Сущность сознания принято видеть в способности человека к абстрактному вербальному мышлению.

    курсовая работа , добавлен 02.06.2007

    Сущность сознания как высшей ступени развития психики человека: формирование, проявление, значение. Виды, типы, свойства и закономерности восприятия. Непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Соотношение сознания и бессознательного.

    курсовая работа , добавлен 18.06.2014

    Характеристика сознания как явления человеческой психики. Особенности структуры сознания, его специфические свойства. Понятие бессознательного, его разграничение с сознательными процессами. Основные психологические характеристики бессознательного.

    реферат , добавлен 08.06.2013

    История возникновения сознания человека. Сравнение периодов развития сознания в онтогенезе с его историческими этапами. Основные качества, уровни знания и характеристики сознания человека. Взаимосвязь процессов, протекающих в мозге человека, и сознанием.

    курсовая работа , добавлен 07.06.2014

    Понятие о психике и ее биологической основе, способность психики отражать объективный мир. Анализ проблем восприятия, хранения и переработки информации. Стадии развития психики животных. Объяснение причин происхождения, возникновения и развития сознания.

    реферат , добавлен 22.04.2010

    Теоретический анализ проблемы взаимодействия сознания и подсознания, их влияние на жизнь и деятельность человека. Понятие бессознательного и его проявление в психике и поведении. Психологическая структура личности в соответствии с теорией З. Фрейда.

    реферат , добавлен 13.11.2013

    Природа человеческого сознания, его возникновение и развитие. Идеальное как отражение внешнего мира в общественно определенных формах деятельности человека, его связь с потребностью в учении. Особенности и функции сознания, понятие бессознательного.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2011

    Развитие сознания у человека. Основной закон исторического развития психики. Структура сознания, Я-концепция. Развитие человеческого мозга. Сознание как высшая ступень развития психики. Взаимодействие сознания и подсознания. Состояния сознания, роль сна.

    контрольная работа , добавлен 03.09.2010

    Возникновение сознания как высшей формы психики. Сознание и бессознательное в психике человека. Три составляющих структуры индивидуального сознания по А.Н. Леонтьеву. Виды фазовых состояний. Гипноз и внушение. Самосознание личности, "Я-концепция".

Психика при эволюции живых существ развивалась как отражение действительности в мозгу. Наивысший уровень ее развития присущ человеческому сознанию.

Психология возникновение сознания людей объясняет общественным способом жизни людей и их трудовой деятельностью, которые и побуждают развитие сознания.

Сознание в психологии представляет собой достаточно сложное понятие. При его определении возникает много трудностей, которые связаны с различными подходами к изучению этого вопроса. Проблема сознания - одна из сложнейших в психологической науке.

По определению В.Вундта, сознание в психологии заключается в том, что мы находим в себе определенные психические состояния. С этой позиции сознание представляет собой внутреннее свечение, которое иногда бывает ярче или темнее, а может вообще погаснуть.

У.Джеймс определяет сознание как хозяина психических функций, практически отождествляя его с субъектом.

К. Ясперс считает сознание в психологии особым психическим пространством, своего рода «сценой». Стаут пишет о том, что сознание бескачественно, поскольку само является качеством психических процессов и явлений.

Представителей французской школы (Хальбвакс, Дюркгейм, др.) также признают бескачественность сознания, но понимают его как плоскость, являющуюся основой для проецирования на нее понятий, концептов, которые составляют содержание сознания общественного. Они практически объединяют понятия сознания и знания (сознание – продукт общественного знания).

Интересен взгляд на сознание в психологии Л.Выготского. По его определению сознание – это рефлексия человеком действительности, самого себя и собственной деятельности. Сознание не дается изначально, не порождается природой, оно – продукт деятельности общества, которое его производит.

Б. Ананьев пишет о сознании как о психической деятельности, динамическом соотношении логических и чувственных знаний, их системе. По его мнению, сознание выступает составной частью эффекта действия.

Сознание является высшим уровнем саморегуляции и психического отражения, который присущ только человеку. Оно выступает как меняющаяся совокупность образов чувственного и умственного уровней во внутреннем опыте человека, которые способны предвосхищать его практическую деятельность.

Сознание характеризуется интенциональностью (направлено на предмет), активностью,

способностью к самонаблюдению, рефлексии, различными уровнями ясности, мотивационно-ценностным характером.

Сознание любого человека уникально. Его изучение сталкивается с серьезными трудностями. Прежде всего, это связано с тем, что психологические явления представляются человеку и осознаются им в той мере, в которой он способен их осознать.

Во-вторых, сознание не локализуется во внешней среде и его нельзя расчленить во времени. Поэтому его невозможно изучать стандартными психологическими методами (измерять, сравнивать).

Структура сознания в психологии разделяется на три уровня отражения действительности: чувственно-эмоциональный (отражение объекта действительности органами чувств); рационально-дискурсивный (отражение объекта опосредованное, то есть выделение в нем обобщающих существенных черт и свойств); интуитивно-волевой (целостное восприятие объекта, определяет самосознание, приводит к единству чувства и разум).

Самосознание в психологии определяется как совокупность процессов психики, посредством которых человек осознает себя как субъект действительности. Самосознание отражает бытие личности не зеркально. Представление человека о себе не всегда адекватно. Мотивы человека не всегда отражают его действительные побуждения. Самопознание является результатом познания, то есть оно не дано только в переживаниях. Оно не присуще человеку изначально, а является продуктом развития.

/ 2

Билет2

Сознание как психологический процесс. Определение, функции, характеристики сознания.

1.Проблема сознания в психологии.

Сознание - высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку. Сознание - процесс, результатом которого является осознание человеком событий и явлений. При наблюдении (и самонаблюдении) сознание выступает как совокупность чувственных и умственных образов.

Оно не может быть изучено обычными экспериментальными методами. Для каждого человека сознание - специфический инструмент, мощное средство познания мира и себя.

В результате становления сознания постепенно происходит познание и преобразование окружающей действительности. Основная функция сознания заключается в формировании всех целей деятельности, предварительном осмысленном построении действий и анализе их результатов. Именно это обеспечивает разумное регулирование в поведении и деятельности человека. В сознании каждого человека вложено определенное отношение к окружающей среде, людям.

Выделяют два типа сознания:

    Бытийное – т.е. сознание для бытия. Этот тип включает биодинамические свойства движений и чувственные образы.

    Рефлективное - т.е. сознание для сознания.

Существуют методы для формирования сознания у человека.

В обучении – это целенаправленный процесс деятельности преподавателя и учащегося, заключающийся в передаче и степени усвоения знаний, умений и определенных навыков.

В воспитании – оно представляет собой целенаправленный процесс формирования и развития интеллекта, физических и духовных сил личности, хорошей подготовки этой личности к жизни, активному участию в трудовой деятельности.

В образовании – это достигнутый результат (среднее образование, высшее и т. д.).

Психика человека не исчерпывается сознанием. Имеются также подсознательная и бессознательная сферы.

Подсознательное - представления, желания, действия, устремления, знания, которые в данный момент не присутствуют в сознании, но могут быть возвращены в него в результате рефлексии или при затруднении деятельности, которое не позволяет действовать автоматически, требует нестандартного подхода.

Бессознательное совокупность процессов и состояний, обусловленных опытом индивида, в которых он не отдает себе отчета.

Самосознание-осознание человеком самого себя.

Структура:

1.самооценка -оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств. своего места среди других людей. Функция самооценки- регуляция поведения личности. Оценка себя осуществляется с помощью эталона, который составлен из ценностных ориентаций, идеалов личности. Виды самооценки: адекватная-неадекватная, устойчивая-неустойчивая, завышенная-заниженная.

2. уровень притезаний - желаемый уровень самооценки личности;максимальный успех, который расчитывает добиться человек в каком то виде деятельности.

3. Самоуважение - отношение действительных достижений личности к тому, на что человек расчитывает. Самоуважения по Джеймсу = успех. деленное на притязания. Для сохранения самоуважения человеку необходимо. либо а)приложить максимальные усилия, чтобы добиться успеха, либо б) снизить уровень притизаний, тогда при неудачах самоуважения не пострадает

4. Образ «Я» -устойчивая, не всегда осознаваемая, система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. Когнетивный компонент-представление о своих способностях, внешности, социальной значимости. Эмоционально-оценочный компонент-самокритичность себялюбие. Поведенческий компонент- стремление быть понятым, завоевать симпатию, уважение, скрыть свои недостатки.

Функции самосознания:

Осознание своего тела и своих действий;

Анализ и осознание своих мотивов, целей, ценностей, личностных смыслов и психических состояний

Само понятие «сознание» долгое время не имело точного определения. Так, Владимиром Михайловичем Бехтеревым за основу определения сознания было взято отличие сознательных психических процессов от бессознательных. Он понимал под сознанием ту субъективную окраску, которой сопровождаются многие из наших психических процессов.

Деятельностный подход к изучению сознания представлен в работах Алексея Николаевича Леонтьева иСергея Леонидовича Рубинштейна. По А.Н. Леонтьеву суть сознания составляют психические образы продукта как цели. С точки зрения С.Л. Рубинштейна , сознание есть специфическая форма отражения объективной действительности, появляющаяся в процессе общественной практики, трудовой деятельности, формирования речи. Основные трудности, возникающие при изучении сознания, связаны с тем, то:

все психические явления предстают перед человеком в той степени, в которой он их осознает. Поэтому сознание в психологии рассматривалось либо как "бескачественное" условие существования психики, либо отождествлялось с какой-либо психической функцией; сознание, в отличие от психических функций, не локализовано не только в пространстве, но и во времени, что затрудняет его изучение в рамках существующих психологических направлений.

Периодизация возрастного развития. Критерии периодизации. Вклад Л.С. Выготского в периодизацию возрастного развития

Периодизация – разделение жизненного цикла на отдельные периоды или возрастные этапы.

Разделение жизненного пути на периоды позволяет лучше понять закономерности развития, специфику отдельных возрастных этапов. Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются представлениями автора периодизации о наиболее важных, существенных сторонах развития.

Этим вопросом занимались: Жан Пиаже, Эрик Эриксон, З.Фрей, Выготский Лев Семенович, Давыдов Василий Васильевич и др..

Психические процессы динамичны, изменчивы, постоянно находятся в развитии.

Л.С. Выготский различал три группы периодизации: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам развития.

Для первой группы периодизация на основе внешнего, но связанного с процессом развития критерия.Периодизация Штерна , созданная по биогенетическому принципу (онтогенез в кратком и сжатом виде повторяет филогенез, поэтому процесс индивидуального развития соответствует основным периодам биологической эволюции и исторического развития человечества). Рене Заззо (этапы детства совпадают со ступенями системы воспитания и обучения детей).

Во второй группе – используется не внешний, а внутренний критерий – какая-либо одна сторона развития. Развитие костных тканей у П.П. Блонского и развитие детской сексуальности у З. Фрейда. Периодизации, основанные на одном признаке, субъективны: авторами произвольно выбирается одна из многих сторон развития. Кроме того, в них не учитывается изменение роли выбранного признака в общем развитии на протяжении жизни, а значение любого признака меняется при переходе от возраста к возрасту.

В третьей группе периодизаций предпринята попытка выделить периоды развития на основе существенных особенностей этого развития. Это периодизация Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина. В них используются три критерия: социальная ситуация развития, ведущая Деятельность и центральное возрастное новообразование.

Возрастная периодизация Л.С. Выготского имеет следующий вид: кризис новорожденности – младенческий возраст (2 месяца – 1 год) – кризис 1 года – раннее детство (1 – 3 года) – кризис 3 лет – дошкольный возраст (3 – 7 лет) – кризис 7 лет –

Возрастная периодизация по Эриксону:

    Новорожденность (с рождения – 1,2 месяцев), в этот период появляется зрительная и слуховая сосредоточенность, эмоциональная и двигательная реакция на взрослого (мимика, жесты, вокализация).

Младенчество (1 мес. – 1 года) ведущая деят-ть – эмоциональный контакт со взрослыми, появляется предречевая деятельность (гуление, лепет), овладевает походкой, возникает кризис 1-го года, если в этот период плохо ухаживали, то может возникнуть подозрительность, недоверчивость к др.

    Раннее детство (1год – 3года) ведущ. деят-ть – предметно-действенное общение ребенка со взрослым,т.е. знакомится с миром вещей. Овладевает вертикальной походкой и речью, переход мышления от наглядно-образного к словестно-логическому, происходит осознание своего Я, как активного деятельного начала. Кризис 3 лет, проявляется в конфликте ребенка и взрослого.

    Дошкольн. (3-6,7лет) ведущ. деят. – игра. Нарабатывается самооценка, развив. воображение, развив. познавательные процессы, проявляются способности ребенка. Новообразование – соподчинение мотивов. Кризис 7 лет, развивается из-за неправильного понимания иерархии потребностей в результате недостатка воспитания или обучения, или при недостаточной самооценке. Кризис проявляется в капризности, вертлявости, поясничестве

    Младш. школьный возраст (6,7-10,11лет) Появление новой деятельности – учебной, развив. познавательные процессы. Кризис возникает потому, что с семье он был в центре внимания, а теперь он как все

    Подростковый (11-14,15 лет) ведущ. деятельность – учебная и общение со сверстниками. Новообразование – «чувство взрослости» Кризис возникает когда подросток пытается быть взрослым, а взрослые его подавляют. Взрослые теряют авторитет, а приобретают сверстники.

    Ранняя юность (18-20лет) ведуш. деятельность – учебно-профессиональная. Потенциальное начало семейной жизни, определение собственных перспектив. Новообразование – самосознание.

    Взрослый (начинается с трудовой деятельности до пенсии). Характеризуется самоидентификацией профессиональной деятельности и гармоничностью развития личности. Кризис среднего возраста =40 лет

    Старость – (60-65 лет, но границы определяются социумом) начинается с окончания трудовой деятельности. Возникает кризис старения, ухудшается здоровье.

Возрастная периодизация по Выготскому и Давыдову:

Они считали, что в каждый период развития преобладает только одна область познания предметный мир или социум, и на их стыке, переходе возникает кризис.

    До 1года. Социум, ведущая. деят-ть – базовые потребности (питание, движение и т.д.) Кончается кризисом, когда ребенок встает и основным становится предметный мир.

    С1-2,5 лет, от хотьбы до начала речи, ведещ. Деятельность – манипулятивная.

    В 3 года необходимо утвердить свое Я, определить пределы возможностей, чем больше ему позволено тем кризис протекает легче.

    С 3 лет, снова преобладает социум. Начинается совместное взаимодействие с др. людьми и детьми, с 5 лет играют в ролевые игры, подчиняясь определенным правилам. Ведущ. деятельность – игра.

    Школьное детство. (7-10 лет) Преобладает предметный мир, появляется абстрактное мышление, учится читать, писать, считать и т.д. Ведущая деятельность – учебная

    В 10 лет ведущ. деятельность – общение, может упасть успеваемость, ребенок ходит в школу не за знаниями, а общаться, более авторитетны сверстники, чем взрослые.

    В 14-15 возникает кризис, он является отражением кризиса 3 лет. Это период созревания, переход во взрослость.

3.Понятие общения в социальной психологии

Вопросами общения занимались: Леонтьев Алексей Алексеевич (сын Алексея Николаевича), Рубинштейн Сергей Леонидович, Выготский Лев Семенович и др.)

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми включающий в себя: обмен информацией (коммуникация), выработку единой стратегии взаимодействия (интеракция), восприятие и понимание др. человека (перцепция).

Функции общения:

а. Информационно-коммуникативная (обмен информации)

б. Ругуляционно-коммуникативная (регуляция поведения и организация совместной деятельности в процессе взаимодействия)

в. Аффективно-коммуникативная (регуляция эмоциональной сферы при общении)

Главное средство общения – язык. Язык- система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности.

Виды общения:

Межличностное общение – непосредственный контакт людей в группах или парах, постоянных по составу участников.

Массовое общение – множество непосредственных контактов незнакомых людей, также коммуникация, опосредованная различными видами средств массой информации.

Межперсональное (неформальное) – участниками общения являются конкретные личности, обладающие специфическими, индивидуальными качествами, которые раскрываются по ходу общения и организации совместной деятельности

Ролевое – участники выступают как носители определенных ролей (покупатель – продавец).

Деловое – процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность.

Интимно-личностное – удовлетворение потребностей в аффилиации (потребность в общении), в понимании, сочувствии, сопереживании.

Виды коммуникации:

Вербальные (речь)

Невербальные (кинесика – жесты, движения тела, прикосновения, выражения лица, позы; паралингвистика – высота и громкость голоса, его тембр, особенности произношения и интонирования, паузы между словами, темп речи, смех, вздохи, речевые ошибки; визуальное общение – зрительный контакт; проксемика – пространственно-временные параметры общения

Механизмы воздействия в процессе общения: заражение, внушение, убеждение, подражание.

Сознание

У этого термина существуют и другие значения, см. Сознание (значения).

Созна́ние - состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях.

Сознание может пониматься в более широком или более узком смысле. Так, например, с точки зрения теории отражения сознание в широком смысле - это «психическое отражение действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном», а в узком смысле - «высшая, свойственная только людям и связанная со способностью объяснить мысли, функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека за счет рефлексии».

В Большом энциклопедическом словаре (2000) сознание определяется как «высшая форма психического отражения, свойственная общественно развитому человеку и связанная с речью, идеальная сторона целеполагающей деятельности».

Проблема того, чем же является сознание и каковы его рамки, и в чём же смысл существования данного термина выступает предметом исследования философии сознания, психологии, дисциплин, изучающих проблемы искусственного интеллекта. Проблемы практического рассмотрения включают в себя следующие вопросы: как можно определить наличие сознания у тяжело больных или находящихся в коме людей; может ли существовать не-человеческое сознание и как можно определить его наличие; в какой момент зарождается сознание людей; могут ли компьютеры достичь сознательных состояний и пр.

Понятие о сознании

Воспринимая какую-нибудь вещь, вспоминая событие, восхищаясь произведением искусства или стремясь к реализации какой-то цели, субъект может не знать о своей психической жизни, которая является условием возможности этих его действий или состояний. Эту психическую жизнь делает доступной рефлексивный поворот взгляда, осуществление внутреннего восприятия. То, что открывается благодаря рефлексии, имеет общее свойство - быть сознанием чего-то, сознанием, в котором что-то осознаётся. Так, в восприятии нечто воспринимается, в воспоминании - о чём-то вспоминается, и то же относится к боязни чего-то, любви к чему-то и т. д. Это свойство обозначают как интенциональность.

Философские теории сознания

Сознание есть интуитивный акт человеческого "я" относительно самого себя, после которого пережитое входит в память, и вместе с тем различение "я" от "не я", от окружающего мира. Сознание есть единство "я" и различие его от "не я".

Николай Бердяев.
«О назначении человека»

Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его... мир не удовлетворяет человека, и человек своим действием решает изменить его.

Ленин.
«Философские тетради»

В философии, сознание рассматривается как способность соотноситься, сознавать предмет (Гегель). При этом под «сознанием» понимается не психическая способность тела (как в психологии), а фундаментальный способ , каким человек соотнесен со своим предметом и миром вообще. Об этом говорят, что сознание есть форма или способ данности предмета, форма или способ данности мира вообще. Так понятое сознание есть всегда[источник не указан 265 дней ], не может ни начаться[источник не указан 265 дней ], ни прекратиться[источник не указан 265 дней ], не может исчезнуть[источник не указан 265 дней ], точно также как не может исчезнуть мир, который сознанием конституирован соотносительно[источник не указан 883 дня ]. Сознание и мир - два полюса одного и того же, единой соотнесенности сознания. Именно поэтому в строго философском смысле некорректно сознание рассматривать самостоятельно, в отрыве от его соотносительного полюса - мира (психологизм), как и мир - в отрыве от его соотносительного полюса - сознания (наивность).

Но сознание есть не только способность соотношения, но и само отношение . Это явствует из того, что мы не можем отвлечься от сознания, «выйти» за его пределы. По сути мы тотально охвачены сознанием. Если нет сознания, то для нас нет ничего. В этом смысле, сознание само есть некоторая со-отнесенность, раздвоенность, разделенность внутри себя. Об этом говорят, что сознание интенционально (Гуссерль). Сознание всегда проявляет себя как структура сознания о [чём-то] . Более того, философия пытается обосновать тот вывод, что такая природа сознания конституирует саму разделенность между субъектом и объектом, внутренним и внешним, я и миром. Как отношение, сознание есть некоторое переживание , определенный опыт, в котором мы соотносимся с миром. Этот опыт понимается одновременно и как сама деятельность соотнесения в целом и как переживание субъектом этой деятельности самого себя и своего отношения к миру. Именно поэтому, иногда в философии, из сознания «выделяют» собственно субъект и под «сознанием» в узком смысле понимают отношение субъекта и его объекта. Об этом говорят, что субъект (со)знает объект. В то же время, термин «сознание» в философии не употребляют, когда речь идет о движении «внутри» мышления, а не собственно о соотнесенности с миром. Это связано с тем, что вне опыта соотнесения с миром, сознание теряет своё самостоятельное значение и становится только способностью рефлексии относительно мыслимого содержания. Внутри мышления, субъектом движения становится не сознание, а само мышление, понимаемое одновременно и как некоторое всеобщее, безличное пространство деятельности и как сам субъект этой деятельности. Однако, при этом сознание всегда присутствует как возможная позиция, в которую субъект может перейти в любой момент - как опыт возможной соотнесенности с миром.

Выделяют следующие формы сознания: самосознание как сознание сознанием самого себя, рассудок как мыслящее сознание, то есть постигающее мир в понятиях (категориях рассудка), разум как самосознающий рассудок и дух как высшую форму сознания, включающую в себя все другие формы. Различие рассудка и разума состоит в том, что рассудок соотносит свои понятия с миром и поэтому его критерием истинности является непротиворечивость[источник не указан 265 дней ]. Разум как самосознающий[источник не указан 265 дней ] рассудок поднимается до диалектического удержания противоречий, поскольку соотносит не только свои понятия с миром, но и самого себя со своими понятиями.

Философия пытается ответить на два основных вопроса о сознании: какова природа сознания и как сознание связано с физической реальностью, прежде всего с телом. Впервые проблема сознания в явной форме была сформулирована Декартом, после сознание получило широкое освещение в новоевропейской философии, а также в различных философских традициях, таких как феноменология и аналитическая философия. Среди основных философских теорий сознания можно перечислить следующие:

В западной философии

Дуализм

Дуализм есть теория о том, что существует две разновидности субстанций: сознание и физические объекты. Основателем данной теории является Рене Декарт, который утверждал, что человек является мыслящей субстанцией, способной усомниться в существовании всего, кроме своего собственного сознания, и что сознание, таким образом, несводимо к физическому миру.

Дуализм души и тела - точка зрения, согласно которой сознание (дух) и материя (физическое тело) представляют собой две независимые, взаимодополняющие друг друга и равные по значению субстанции. Как правило, основывается на общефилософском дуализме. Основоположниками являются Платон и Декарт.

Платон считал, что тело принадлежит материальному миру и потому смертно, тогда как душа является частью мира идей и бессмертна. Он считал, что душа лишь временно привязана к телу до момента его смерти, после чего душа возвращается в свой мир форм. Душа, в отличие от тела, не существует в пространстве и времени, что дает ей доступ к абсолютной истине мира идей.

Из современных представителей дуализма можно отметить Дэвида Чалмерса. Называя свою позицию натуралистическим дуализмом, он настаивает на нефизической природе сознательного опыта, который не сводим к физическим свойствам, хотя и зависит от последних согласно законам природы. Психофизические законы полагаются Чалмерсом естественным дополнением к физическим законам и принципам.

Логический бихевиоризм

Логический бихевиоризм - теория о том, что быть в психическом состоянии означает быть в бихевиоральном состоянии, то есть либо осуществлять некоторое поведение, либо иметь диспозицию (расположение) к такому поведению. Логический бихевиоризм связан с бихевиоризмом в психологии, но их следует различать: в последнем случае бихевиоризм понимается как метод для изучения человеческих существ, но не пытается решить философские проблемы относительно природы сознания и соотношения сознания и тела. Среди представителей логического бихевиоризма можно назвать таких философов как Гемпель и Райл. Данная теория стремится опровергнуть дуализм Декарта, так как он противоречит тезису единства науки, понимаемому как физикализм. Некоторые основные предпосылки данной теории разделялись также Людвигом Витгенштейном.

Идеализм

Идеализм - это теория, согласно которой душа (сознание) - первично. А тело - вторично.[источник не указан 1634 дня ]. Идеалисты утверждают, что объекты физического мира не существуют вне их восприятия. Наиболее последовательно этот тезис был развит в субъективном идеализме Джорджем Беркли, который утверждал, что «быть - значит быть воспринимаемым».

Материализм

Материализм течение в философии, которое в качестве первичной признает материальную субстанцию. Сознание описывается материалистами[какими? ] как свойство высокоорганизованной материи. Материалисты критикуют как дуалистов и идеалистов, так и бихевиористов, доказывая, что поведение не является сознанием, но внутренней физической причиной сознания. Среди материалистов можно упомянуть Фридриха Энгельса, Дэвида Армстронга, Дональда Дэвидсона и других. См. также Картезианский театр.

Обращаясь к истории, проф. И. Кальной и Ю. А. Сандулов отмечают: движущую силу развития французские материалисты XVIII в. видят в просвещении, в распространении положительных идей. Исходный тезис их социальной философии заключается в том, что «мнения правят миром». Немецкие мыслители, лицезрев французскую буржуазную революцию в её ретроспекции, скажут: «Мнения не только правят миром, но и творят новый мир», от чего шаг - до абсолютизации сознания в формуле «Сознание не только отражает мир, но и творит его».

Функционализм

Функционализм (философия сознания) - это теория, согласно которой находиться в психическом состоянии значит находиться в функциональном состоянии, то есть выполнять некоторую определённую функцию. С точки зрения функционалистов сознание относится к мозгу так же, как, например, функция показывать время соотносится с конкретным физическим устройством часов. Функционализм занимает критическую позицию по отношению к материализму, так как отрицает необходимую связь между сознанием и мозгом. Так, по мнению функционалистов, сознание потенциально может быть функцией самых разных физических объектов, например компьютера. Функционализм является методологической базой теории искусственного интеллекта и когнитивной науки. К функционалистам можно отнести Дэвида Льюса, Хилари Патнема, Дэниела Деннета и Д. И. Дубровского.

Двухаспектная теория

Двухаспектная теория - это теория о том, что психическое и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая по сути не является ни психической, ни физической. Двухаспектная теория, поэтому, отвергает и дуализм, и идеализм, и материализм как представления о том, что существует психическая или физическая субстанции. Подобные взгляды характерны, например, для Бенедикта Спинозы, Бертрана Рассела и Питера Стросона.

Феноменологическая теория

Феноменология представляет собой попытку беспредпосылочного описания содержания опыта без каких-либо утверждений относительно реальности его предмета. Феноменология пытается открыть идеальные (сущностные) черты человеческого мышления и восприятия, свободные от каких-либо эмпирических и индивидуальных вкраплений, и обосновать таким образом все остальные науки как основанные на мышлении. Основным свойством человеческого сознания согласно феноменологии является интенциональность. Среди сторонников этой теории назовём Эдмунда Гуссерля и Мориса Мерло-Понти.

Эмерджентная теория

Эмерджентная теория - это теория о том, что хотя сознание и является свойством некоторого физического объекта (обычно мозга), оно тем не менее, несводимо к физическим состояниям последнего и является особой нередуцируемой сущностью, обладающей уникальными свойствами, подобно тому, как свойства молекулы воды нередуцируемы к свойствам атомов водорода и кислорода. Сознание, однако, является обычным реальным объектом, который должен изучаться наукой наравне со всеми прочими. Среди сторонников данной концепции - Джон Серл.

В восточной философии

В индуизме

В индуизме сознанию сопоставляется Пуруша («безмолвный высший свидетель»), который наблюдает за действиями Пракрити («материальной природы»). Сознание души склонно ошибочно отождествлять себя с материальным телом, будучи увлечённая и связанная гунами («качествами природы»).

В буддизме

В настоящее время некоторые исследователи и буддийские деятели (в том числе Далай-лама XIV) определяют буддизм как «науку о сознании».

Согласно известной буддийской доктрине о Трёх поворотах колеса Дхармы, во время третьего поворота Будда проповедовал учение о «только лишь сознании», согласно которому «все три мира суть только лишь сознание». Данный поворот, который Сутра развязывания узла глубочайшей тайны характеризует как наиболее полный и окончательный, связан с учением школы Йогачара.

Школой сознания Будды иногда называют школу дзэн, известный чаньский учитель Цзунми назвал школу чань «школой созерцания» (чаньцзун) и «школой сознания» (синьцзун). Основатель дзэнской школы Бодхидхарма определял дзэн как «непосредственный переход к пробуждённому сознанию, минуя традицию и священные тексты».

Сознание - это... Или многогранность определения

Существует множество подходов, которые совершенно по-разному описывают, что такое сознание. Соответственно, единое определение данного понятия в науке отсутствует, его до сих пор пытаются раскрыть философы, психологи, эзотерики. Ученые совершенно по-разному определяют сознание, каждый по-своему описывает его содержание. Так, например, Р. Карт говорил, что сознание – это неоспоримая, самоочевидная данность каждого человека, его психических переживаний. Согласно его мнению, сомневаться можно в любом предмете или явлении, кроме того, что «Я» есть «Я».

По прошествии времени данный термин стали ассоциировать со сценой, на которой разворачиваются те жизненные ситуации, действия, которые переживает определенный субъект. М. Вебер в своих работах указывал, что сознание – это свет, который находит свое воплощение в разных степенях ясности некоторого осмысления. Оно может быть «соткано» из смысла и значений слов.

Таким образом, данное понятие определяется по-разному: можно его расширять или сужать, брать за основу реальные переживания или рассматривать сознание как источник психической активности. Вместе с тем стоит не забывать, что сознание – это качество психики, которое появилось на эволюционной лестнице исключительно у человека.

Рассматривая данный термин в философии, мы можем говорить не о психической активности, а о способе, посредством которого человек соотносится с миром и с предметом. Таким образом, сознание есть всегда. Оно не имеет начала, не может прекратиться или исчезнуть. Эти философские понятия, мир и сознание - две стороны единого целого.

Для полного понимания термина необходимо рассмотреть его несколько уровней. Но сначала стоит дать точное определение. Сознание - это наивысшая форма отражения действительности, свойственная только людям и связанная с динамичным развитием той функции мозга, которая отвечает за речь. Оно управляет практически всеми процессами. Базой сознания является знание. То есть это субъективный образ реального мира.

В контексте данной темы выделяют несколько основных положений.

  1. Сознание - это отражение действительности, высшая форма, которая связана как с развитием речевых функций, так и с абстрактным мышлением, логикой человека.
  2. Основой, базой его является знание.
  3. Данная форма отражения действительности - это прежде всего мозговая функция.
  4. Для развития сознания необходимы активное познание себя и окружающего мира, а также труд.
  5. Описываемое понятие имеет место в более узких сферах. Например, экологическое сознание - это то, в котором проявляется познавательная, целостная форма взаимодействия в рамках системы «человек-природа».

Таким образом, «сознание» - категория в психологии, относительно которой нет единого мнения. В то же время в большинстве случаев его рассматривают как высшую психическую деятельность, которая есть продукт развития человечества в историческом контексте. Оно возникло как результат продуктивной совместной деятельности и общения людей посредством языка.

Понятие о сознании. Функции и свойства сознания.

СОЗНАНИЕ (сознательное) - форма отражения объективной действительности в психике человека - высший уровень отражения психического и саморегуляции. Содержание психической деятельности человека определяется его сознанием, образом жизни и деятельностями, в которые он включен. Сознание является основным атрибутом личности человека. Оно формируется и развивается в процессе его онтогенеза (жизненного пути). Всякое изучение сознания вне личности невозможно, так как, изучая сознание в развитии, психология изучает специфический процесс становления сознательной личности.

Психология изучает происхождение, структуру, свойства и функционирование сознания индивида.

Происхождение Ведущую роль в развитии сознания человека сыграл образ жизни. Сознание человека возникло и развилось в процессе общественной жизни. Предпосылками возникновения сознания человека явились: совместная продуктивная деятельность людей, распределение труда, ролевая дифференциация, выработка использования языка и других знаковых систем, а также становление материальной и духовной культуры.

Сознание признается границей, отделяющей человека от животных. Человека отличает от животных, прежде всего не наличие процесса формирования психических образов на основе предметного восприятия объектов окружающей действительности, а специфические механизмы его протекания. Именно механизмы формирования психических образов и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, каким является сознание.

Только человек способен сделать свой внутренний мир предметом осознания, то есть рефлексии. Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Причем наблюдать критически, т. е. человек в состоянии оценить себя и свое состояние, поместив полученную информацию в определенную систему координат. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы. Следовательно, человек способен не просто познавать мир, но и познавать самого себя, не просто знать, а знать, что знаешь.

Главная функция сознания это способность человека соотносить себя с внешним миром. Именно эта способность даёт возможность человеку осознать самого себя и формироваться как личность. Для этого сознание использует разные уровни восприятия и отражения объективной реальности. На сегодняшний день выделяют три уровня:

1. Чувственно–эмоциональный – восприятие и отражение мира органами чувств.

2. Рационально–дискурсивный – восприятие мира, через определение его характеристик.

3. Интуитивно–волевой – способствует целостности восприятия мира и осознанию себя.

Кроме рефлексии и отражения объективной реальности, сознание выполняет и другие функции , которые указаны в следующей классификации:

Отражательная – восприятие объективного мира через познавательные процессы (память, мышление, внимание). Познавательная функция, с помощью которой человек отражает объективную действительность, строит свою систему знаний о мире. Сознание позволяет человеку проникнуть в сущность предметов, процессов, явлений объективного мира, получить информацию о них. Познание осуществляется в формах отражения: чувственного и рационального - на эмпирическом и теоретическом уровнях мышления.

Оценочная – наше отношение к этому миру, событиям и к самим себе, которое может выражаться в виде чувств и эмоций. Ценностно-ориентационная функция, с помощью которой человек оценивает явление действительности, определяет свое отношение к ним.

Порождающая – творческая или креативная. Конструктивно-творческая функция, заключающейся в мысленном конструировании направлений и форм деятельности человека в целях создания принципиально нового. Сознание может предсказывать, предвосхищать то, что произойдет в силу действия объективных законов. Эту функцию в философии часто называют воображение, способность к чему один из наиболее мощных механизмов человеческой активности.

Преобразующая – управление волевыми процессами, где мы сами принимаем решения и действуем. Управленческая функция, с помощью которой человек осознает свои потребности, ставит цели, стремится к ним, то есть управляет своим поведением. На основе оценки факторов и в соответствии с поставленными целями сознание регулирует, упорядочивает действия человека, действия коллективов, то есть осуществляет управленческую функцию, обеспечивая разумное регулирование, самоконтроль поведения и деятельности человека, его взаимоотношения с внешним миром.

Время образующая – способность отслеживать связь между прошлым, настоящим и будущим. Функция прогностическая - человек до определенного предела с некоторой вероятностью может предвидеть будущее, а также прогнозировать свои действия, строить планы и осуществлять их.

Рефлексивная – основная функция, которая характеризует саму сущность сознания, нашу способность к самосознанию.

Аккумулирующая – накопление информации. В сознании накапливаются знания, полученные из личного опыта, а также добытые предшествующими поколениями людей или современниками. Эти знания становятся основой для добывания новых знаний, а также для осуществления практических действий.

Интеграционная – объединяющая все системы восприятия объективного мира. Систематизирующую функцию, критически оценочную и описательную, которые являются следствием перечисленных выше.

Коммуникативная – определяющая за наше окружение. Деятельность индивида требует общения с другими людьми, взаимного обмена мыслями и знаниями, поэтому сознание, преобразуя мысль в слово, осуществляет коммуникативную функцию.

Количество подобных классификаций, со временем продолжает расти. Это связано с новыми, дополняющими представлениями современной науки о сознании.

Рассмотрев основные важнейшие функции сознания, мы выявили, что все они взаимосвязаны, взаимно переплетаются. Соответственно этим функциям в сознании выделяют, со своими специфическими особенностями, три основные сферы: 1) интеллектуальную; 2) эмоциональную; 3) мотивационно-волевую.

Деление на эти сферы условно, так как они не могут существовать друг без друга.

1. К интеллектуальной сфере сознания относятся свойства:

Мышления: быстрота, систематичность, последовательность, критичность, гибкость;

Памяти: объем, скорость запоминания и забывания, готовность к воспроизведению;

Внимания: объем, концентрация, устойчивость, переключаемость;



Восприятия: наблюдательность, избирательность, способность узнавания.

2. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства (радости, удовольствия, горя), а также настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье). К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие. Чувства - это эмоции, характеризующие личность человека. Различают:

Нравственные чувства: гуманность, любовь, совесть, раскаяние;

Эстетические: чувство прекрасного, юмора;

Интеллектуальные: любопытство, удивление, сомнение.

Мысли всегда связаны с какими-то чувствами личностным смыслом.

3. В основе мотивационно-волевой сферы лежат потребности человека: биологические, социальные и духовные. Они являются источником его активности, когда осознаются и воплощаются в конкретные стремления - мотивы.

Свойства сознания : универсальность - в сознании могут быть отражены любые явления; избирательность - сознание избирает 1 элемент своим объектом; объективность - отражает так, как надо; целеполагание - прежде мыслить, чем думать; активность; творчество.

Совокупность свойств сознания может быть представлена следующим образом.

I. Сознание как целое (свойства системы).

1. Целостность: важнейшее свойство сознания - его целостность. Оно выражается в единстве всех его частей и функций, в их согласованности.

а) связность - позволяет выделять более связные объекты из менее связной среды. Связность есть показатель внутренних связей целого (между его частями) и внешних связей между целым и средой;

б) ограниченность - ограниченность указывает на наличие временных и пространственных границ индивидуального сознания. Во времени оно существует и функционирует в определенные периоды жизни каждого человека.

в) системность - выражается в наличии в составе целого (сознания) совокупности элементов (функций, видов, форм и уровней психического; чувственной и биодинамической ткани, значений и смыслов), связанных определенной структурой (совокупностью связей) и функционирующих совместно.

2. Идеальность - Специфическим свойством сознания выступает его идеальность. Суть его в отвлеченности, относительной самостоятельности образов и переживаний от вызвавших их реальных причин. Иначе говоря, идеальное - это особый способ бытия реальности, когда связь между отражаемым и отражением не носит непосредственного характера. Сознание может оперировать не самими существующими в действительности вещами, а их «заместителями»: образами, понятиями, знаками (с их значением и смыслом). Идеальное - это относительно самостоятельное существование объективного в субъективной форме.

Целостность и идеальность сознания предопределяют его рефлексивность, т. е. способность наблюдать самое себя, способность к самопознанию. На сознательном уровне отражения человек может воспринимать происходящее в его внутреннем мире, понимать свои психические процессы и состояния, влиять на их ход, развитие. На досознательном уровне рефлексия недоступна индивиду, поскольку еще нет выделения себя из среды.

3. Рефлексивность - определяет свойство подотчетности сознания, т. е. представленность сознания как способности человека отдавать себе отчет в своих действиях и поступках, контролировать их, руководить ими. В более широком плане это свойство есть проявление в человеке единства сознания и личности.

а) способность к самоконтролю;

б) подотчетность.

Целостность, идеальность и рефлексивность являются свойствами, характеризующими сознание преимущественно как целое, как систему. С определенной условностью сюда можно отнести такое свойство, как непрерывность.

4. Непрерывность - способность отражать прошлое, настоящее и будущее. Понятие непрерывности, конечно, шире, но в психологии этот термин используется в данном значении, поэтому оставим его.

Можно указать и на ряд свойств сознания, которые проявляются и на уровне его составляющих, характерных изученным ранее психическим явлениям, структурированным в единое сознание.

II. Сознание как система элементов (свойства элементов).

5. Предметность. - так, предметность сознания проявляется и в предметности восприятий, памяти, мышления, чувств.

6. Знаковость. - Знаковость (семантичность) сознания выражается в знаковости мышления и речи. Обозначающую функцию несут эмоции и психомоторика.

7. Константность - Константность (и более широко - устойчивость) сознания увязывается с константностью восприятия, модальным безразличием кратковременной памяти, устойчивостью внимания.

8. Центрированность - Центрированность (способность к фокусировке) сознания напрямую связана с концентрацией внимания.

9. Активность - присуща всем уровням психической деятельности, и когда речь идет об активности сознания, то имеется в виду не само по себе понятие активности, а наивысшая ступень ее проявления, характерная для этого уровня организации психики вообще и для высших психических процессов в частности (для мышления, для произвольных форм внимания, памяти и воображения, для волевой регуляции).

10. Ясность - Ясность сознания детерминирована прежде всего протеканием процесса внимания; это свойство, пожалуй, есть обобщение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости, распределяемости и др.). Понятие «ясность» применимо также и к интеллектуальной сфере: ясность мысли и речи. Близко по смыслу выражение «светлая память». По степени ясности различаются представления. Главным в этой характеристике является, конечно, степень осознанности объекта, но в него безусловно вплетена и четкость границ, сбалансированность, яркость образа. Следовательно, это свойство - не сугубо качество сознания.

11. Социальность - Часто в качестве свойства сознания приводят такую его характеристику, как социальность. Но, видимо, социальный аспект психики человека следует рассматривать не столько как свойство того или иного психического явления, а как условие его возникновения, формирования, развития, в целом существования. Социализация - механизм перевода психического отражения на сознательный уровень. Одновременно социализация невозможна без достаточного уровня организации психики. Это неразрывные, взаимно обусловливающие друг друга стороны становления человека. Происходит это становление одновременно и как повышение уровня организации психики, и как формирование личности в процессе деятельности людей, в первую очередь трудовой совместной деятельности. Поэтому лучше говорить не о социальности сознания как его свойстве, а о сознании как качестве психической деятельности, определяемом социальными факторами.

Таким образом, вышесказанное позволяет дать следующую общую характеристику: сознание - это высшая, свойственная только человеку, связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.

За последние два-три столетия человечество сделало гигантский шаг в постижении тайн окружающего мира, однако до сих пор мы можем лишь строить предположения о природе и законах происхождения того единственного отличия, которое делает нас разумными – человеческого сознания.

Учёные не выработали единого ответа на вопрос, что такое сознание. С точки зрения психологии сознание является одним из базовых элементов, объясняющих механизмы поведения человека и причины тех или иных его поступков. Различные школы психологической науки по-разному трактуют это понятие, выдвигая собственные теории сущности сознания.

Сознание как результат синтеза психологических процессов

На поведение человека оказывают влияние различные механизмы психики: эмоции, пережитый опыт, волевое усилие, внимание к изменениям окружающего мира и, конечно, сознание. В психологии принято считать, что творческим итогом синтеза различных явных и скрытых процессов, протекающих в нашей психике, является именно сознание. Оно базируется на взаимодействии физических факторов и психологических процессов:

— с одной стороны, сознание отражает при помощи наших органов чувств окружающую нас объективную реальность, что называется перцепцией;

— с другой стороны, происходит самоорганизация психических процессов, приводящая к их упорядочению и структурированию на более высоком уровне, т.е аперцепция.

Различные психологические школы по-разному определяют сознание, отводя главенствующую роль тем или иным его особенностям и функциям.

Определение сознания различными направлениями в психологии

В настоящее время психология представлена множеством научных школ, причём единый подход к предмету изучения чрезвычайно затруднён отсутствием общего базового понятийного аппарата. Сознание человека каждым из направлений определяется в свете собственного исследовательского метода.

Структурализм определяет сознание как многокомпонентное понятие, которое состоит из простейших базовых элементов психики. Составив условную «периодическую таблицу элементов», можно будет составить точную карту сознания любого человека.

Функционализм рассматривает сознание как важную функцию, присущую обитателям сложной структурированной среды, которой является современное человеческое общество. Неотъемлемой частью сознания является личностный, сознательно переживаемый и осмысляемый опыт.


Гештальт-психология полагает сознание итогом, суммой преобразования физических раздражителей по законам гештальта.

Бихевиоризм считает сознание внутренними реакциями и поведенческими особенностями человека, сформированными его привычками и окружающей социальной средой.

Когнитивная психология определяет сознание как логический процесс познания, в противовес эмоциональному восприятию. Информация либо перерабатывается самостоятельно, либо маркируется и в дальнейшем воспринимается в соответствии с установленным маркером.

Сознание и мышление

Важнейшей функцией сознания является мыслительный процесс, т.е. обработка поступающей информации об окружающем мире и преобразование этой информации в систему символов для передачи другим людям. В эту систему входит не только вербальный аппарат, но и мимика, жестикуляция, изображения, знаки и т.д.

Таким образом, сознание является не только частью личности отдельного человека, но и неким коллективным знанием, причём во многом передаваемым от одного поколения к другому. Некоторые школы психологии рассматривают сознание лишь в контексте возможности вербального общения, т.е. считают, что оно присуще только тем, кто владеет речью.

Сознание и бессознательное состояние

Человек обладает сознанием далеко не всё время своего существования. Так, во время сна он выпадает из сознания и не может адекватно воспринимать и оценивать происходящие вокруг него события. Аналогичный эффект производят некоторые психоактивные вещества, которые лишают человека возможности использовать своё сознание для восприятия и осмысления окружающего мира.

Получается, что сознание управляет лишь активной частью нашей психики, а во время сна, травмы или заболевания, а также в результате неких специальных воздействий, нами управляет бессознательная часть психики, или подсознание.


В целом можно, обобщая, сказать, что сознание необходимо нам для адекватного восприятия, творческого осмысления мира и передачи результатов работы нашей психики другим людям.