Кратко по пунктам весь ход Второй мировой войны делят на пять основных этапов. Постараемся доступно для вас их охарактеризовать

  • Кратчайшие этапы в таблице для 9, 10, 11 классов
  • Начало европейского конфликта - 1 этап начальный
  • Открытие Восточного фронта - 2 этап
  • Перелом - 3 этап
  • Освобождение Европы - 4 этап
  • Окончание войны - 5 этап завершающий

Таблица для девятого, десятого, одиннадцатого классов

Начало европейского конфликта - Первый начальный этап 1939 - 1941 года

  • Первый этап крупнейшего по своим масштабам вооруженного конфликта начался в тот день, когда гитлеровские войска вступили на Польскую землю и закончился накануне нападения фашистов на СССР.
  • Началом второго конфликта, который приобрел мировые масштабы, официально признано 1 сентября 1939 года. На рассвете этого дня началась немецкая оккупация Польши и страны Европы осознали угрозу, исходящую от гитлеровской Германии.
  • Спустя 2 дня на стороне Польши вступили в войну Франция и Британская империя. Вслед за ними войну Третьему рейху объявили французские и британские доминионы и колонии. Первыми о своем решении заявили представители Австралии, Новой Зеландии и Индии (3. 09), затем руководство Южно-Африканского союза (6.09) и Канады (10.09).
  • Однако, несмотря на вступление в войну, французское и английское государства ничем не помогли Польше, и вообще долго не начинали никаких активных действий, пытаясь перенаправить немецкую агрессию на восток - против СССР.
  • Все это в итоге привело к тому, что в первый военный период нацистской Германии удалось оккупировать не только польские, датские, норвежские, бельгийские, люксембургские и нидерландские территории, но и большую часть Французской республики.
  • После чего началась, длившаяся более трех месяцев битва за Британию. Правда в этом сражении немцам не пришлось праздновать победу - им так и не удалось высадить десант на британских островах.
  • По итогам первого периода войны большинство европейских государств оказались в фашисткой германо-итальянской оккупации или же попали в зависимость от этих государств.

Открытие Восточного фронта - Второй этап 1941 - 1942 года

  • Началом второго этапа войны стало 22 июня 1941 года, когда фашисты нарушили государственную границу СССР. Этот период ознаменовался расширением масштабов конфликта и крахом гитлеровского блицкрига.
  • Одним из знаковых событий этого этапа также стала поддержка СССР со стороны крупнейших государств - США и Великобритании. Несмотря на свое неприятие социалистической системы, правительства этих государств заявили о безоговорочной помощи Союзу. Тем самым был заложен фундамент нового военного союза - антигитлеровской коалиции.
  • Вторым важнейшим пунктом этого этапа Второй мировой войны считается присоединение к военным действиям США, спровоцированное неожиданным и стремительным нападением флота и авиации Японской империи на военную базу американцев в Тихом океане. Атака произошла 7 декабря, а уже на следующий день Японии была объявлена война со стороны США, Великобритании и ряда других стран. А спустя еще 4 дня германское и итальянское представили США ноту об объявлении войны.

Переломный момент в ходе II мировой войны - Третий этап 1942-1943

  • Переломным моментом войны считается первое крупное поражение германской армии на подступах к советской столице и Сталинградское сражение, в ходе которых гитлеровцы не просто понесли значительные потери, но и вынуждены были отказаться от наступательной тактики и перейти к оборонительной. Эти события произошли на третьем этапе военных действий, продолжавшемся с 19 ноября 1942 и до конца 1943.
  • Также на этом этапе союзники практически без боя вошли в Италию, в которой уже назрел кризис власти. В результате Муссолини был свергнут, фашистский режим потерпел крах, а новое правительство предпочло подписать перемирие с Америкой и Британией. 13 октября Италия вступила в войну со своей бывшей союзницей.
  • В это же время перелом произошел и на ТВД в Тихом океане, где одно за другим стали терпеть поражения японские войска.

Освобождение Европы - Четвертый этап 1944 -1945 года

Окончание войны - Пятый завершающий этап 1945

  • Несмотря на то, что германские войска сложили оружие, мировая война еще не закончилась - Япония не собиралась следовать примеру своих бывших союзников. В итоге войну японскому государству объявил СССР, после чего отряды Красной армии начали военную операцию в Маньчжурии. В результате поражение Квантунской армии привел к ускорению окончания войны.
  • Однако самым значимым моментом этого периода стала атомная бомбардировка японских городов, которую произвели американские военно-воздушные силы. Произошло это 6 (Хиросима) и 9 (Нагасаки) августа 1945 года.
  • Завершился этот этап, а с ним и вся война 2 сентября того же года. В этот знаменательный день на борту американского линейного крейсера «Миссури» представители японского правительства официально подписало акт о своей капитуляции.

Вторая мировая в цифрах и фактах

Эрнест Хемингуэй из предисловия к книге "Прощай, оружие!"

Выехав из города, еще на полдороге к штабу фронта мы сразу и услышали, и увидели отчаянную стрельбу по всему горизонту трассирующими пулями и снарядами. И поняли, что война кончилась. Ничего другого это не могло значить. Я вдруг почувствовал себя плохо. Мне было стыдно перед товарищами, но все-таки в конце концов пришлось остановить "виллис" и вылезти. У меня начались какие-то спазмы в горле и пищеводе, стало рвать слюной, горечью, желчью. Не знаю отчего. Наверное, от нервной разрядки, которая выразилась таким нелепым образом. Все эти четыре года войны в разных обстоятельствах я очень старался быть сдержанным человеком и, кажется, действительно был им. А здесь в момент, когда вдруг понял, что война кончилась, что-то стряслось - нервы сдали. Товарищи не смеялись и не подшучивали, молчали.

Константин Симонов. "Разные дни войны.Дневник писателя"

1">

1">

Капитуляция Японии

Условия капитуляции Японии были выдвинуты в Потсдамской декларации, подписанной 26 июля 1945 г. правительствами Великобритании, США и Китая. Однако японское правительство отказалось принять их.

Ситуация изменилась после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, а также вступления в войну против Японии СССР (9 августа 1945 г.).

Но, даже несмотря на это, члены Высшего военного совета Японии не были склонны принять условия капитуляции. Некоторые из них полагали, что продолжение боевых действий приведет к значительным потерям советских и американских войск, что позволит заключить перемирие на выгодных для Японии условиях.

9 августа 1945 г. премьер-министр Японии Кантаро Судзуки и ряд членов японского правительства обратились к императору с просьбой вмешаться в ситуацию с целью скорейшего принятия условий Потсдамской декларации. В ночь на 10 августа император Хирохито, разделявший страх японского правительства перед полным уничтожением японской нации, обязал Высший военный совет пойти на безоговорочную капитуляцию. 14 августа была записана речь императора, в которой он объявил о безоговорочной капитуляции Японии и прекращении войны.

В ночь на 15 августа ряд офицеров министерства армии и служащих Императорской гвардии совершили попытку захватить императорский дворец, взять императора под домашний арест и уничтожить запись его речи с целью не допустить капитуляции Японии. Мятеж был подавлен.

В полдень 15 августа речь Хирохито была передана по радио. Это стало первым обращением императора Японии к простым людям.

Акт о капитуляции Японии был подписан 2 сентября 1945 года на борту американского линкора "Миссури". Это поставило точку в самой кровопролитной войне XX века.

ПОТЕРИ СТОРОН

Союзники

СССР

С 22 июня 1941 г. по 2 сентября 1945 г. погибли порядка 26,6 млн человек. Общие материальные потери - $2 трлн 569 млрд (около 30% всех национальных богатств); военные расходы - $192 млрд в ценах 1945 г. Разрушено 1 710 городов и поселков, 70 тыс. сел и деревень, 32 тыс. промышленных предприятий.

Китай

С 1 сентября 1939 г. по 2 сентября 1945 г. в войне против Японии погибли от 3 млн до 3,75 млн военнослужащих и порядка 10 млн человек гражданского населения. Всего за годы войны с Японией (с 1931 по 1945 гг.) потери Китая составили, согласно официальной китайской статистике, более 35 млн военных и гражданских.

Польша

С 1 сентября 1939 г. по 8 мая 1945 г. погибли порядка 240 тыс. военнослужащих и около 6 млн гражданских лиц. Территория страны была оккупирована Германией, действовали силы сопротивления.

Югославия

С 6 апреля 1941 г. по 8 мая 1945 г., по разным данным, погибли от 300 тыс. до 446 тыс. военнослужащих и от 581 тыс. до 1,4 млн гражданских лиц. Страна была оккупирована Германией, действовали отряды сопротивления.

Франция

С 3 сентября 1939 г. по 8 мая 1945 г. погибли 201 568 военнослужащих и около 400 тыс. гражданских лиц. Страна была оккупирована Германией, действовало движение сопротивления. Материальные потери - 21 млрд долларов США в ценах 1945 г.

Великобритания

С 3 сентября 1939 г. по 2 сентября 1945 г. погибли 382 600 военнослужащих и 67 100 гражданских лиц. Материальные потери - около 120 млрд долларов США в ценах 1945 г.

США

С 7 декабря 1941 г. по 2 сентября 1945 г. погибли 407 316 военнослужащих и около 6 тыс. гражданских лиц. Затраты на военные действия - порядка 341 млрд долларов США в ценах 1945 г.

Греция

С 28 октября 1940 г. по 8 мая 1945 г. погибли около 35 тыс. военнослужащих и от 300 до 600 тыс. гражданских лиц.

Чехословакия

С 1 сентября 1939 г. по 11 мая 1945 г., по разным оценкам, погибли от 35 тыс. до 46 тыс. военнослужащих и от 294 тыс. до 320 тыс. гражданских лиц. Страна была оккупирована Германией. Добровольческие части сражались в составе вооруженных сил союзников.

Индия

С 3 сентября 1939 г. по 2 сентября 1945 г. погибли порядка 87 тыс. военнослужащих. Гражданское население прямых потерь не понесло, но ряд исследователей считает прямым следствием войны гибель от 1,5 до 2,5 млн индийцев во время голода 1943 г. (был вызван ростом поставок продовольствия британской армии).

Канада

С 10 сентября 1939 г. по 2 сентября 1945 г. погибли 42 тыс. военнослужащих и порядка 1 тыс. 600 моряков торгового флота. Материальные потери составили около 45 млрд долларов США в ценах 1945 г.

Я видел женщин, они плакали о погибших. Они плакали, потому что мы слишком много врали. Ты же знаешь, как возвращаются с войны уцелевшие, сколько они занимают места, как громко похваляются подвигами, какой ужасной изображают смерть. Еще бы! Они тоже могли не вернуться

Антуан де Сент-Экзюпери. "Цитадель"

Гитлеровская коалиция (страны "оси")

Германия

С 1 сентября 1939 г. по 8 мая 1945 г., по разным данным, погибли от 3,2 до 4,7 млн военнослужащих, потери гражданского населения составили от 1,4 млн до 3,6 млн человек. Затраты на военные действия - порядка 272 млрд долларов США в ценах 1945 г.

Япония

С 7 декабря 1941 г. по 2 сентября 1945 г. погибли 1,27 млн военнослужащих, небоевые потери - 620 тыс., ранены 140 тыс., пропали без вести 85 тыс. человек; потери гражданского населения - 380 тыс. человек. Военные расходы - 56 млрд долларов США в ценах 1945 г.

Италия

С 10 июня 1940 г. по 8 мая 1945 г., по разным данным, погибли от 150 тыс. до 400 тыс. военнослужащих, пропали без вести 131 тыс. Потери гражданского населения - от 60 тыс. до 152 тыс. человек. Военные расходы - порядка 94 млрд долларов США в ценах 1945 г.

Венгрия

С 27 июня 1941 г. по 8 мая 1945 г., по разным данным, погибли от 120 тыс. до 200 тыс. военнослужащих. Потери гражданского населения - около 450 тыс. человек.

Румыния

С 22 июня 1941 г. по 7 мая 1945 г., по разным данным, погибли от 300 тыс. до 520 тыс. военнослужащих и от 200 тыс. до 460 тыс. гражданских лиц. Румыния первоначально была на стороне стран "оси", 25 августа 1944 г. объявила войну Германии.

Финляндия

С 26 июня 1941 г. по 7 мая 1945 г. погибли порядка 83 тыс. военнослужащих и около 2 тыс. гражданских лиц. 4 марта 1945 г. страна объявила войну Германии.

1">

1">

{{$index + 1}}/{{countSlides}}

{{currentSlide + 1}}/{{countSlides}}

До сих пор достоверно оценить материальные потери, понесенные странами, на территории которых шла война, не представляется возможным.

За шесть лет тотальному разрушению подверглось множество крупных городов, в том числе и некоторые столицы государств. Масштаб разрушений был таков, что после окончания войны эти города строились практически заново. Многие культурные ценности были безвозвратно утрачены.

ИТОГИ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, президент США Франклин Рузвельт и советский лидер Иосиф Сталин (слева направо) на Ялтинской (Крымской) конференции (Фотохроника ТАСС)

Послевоенное устройство мира союзники по антигитлеровской коалиции начали обсуждать еще в разгар боевых действий.

14 августа 1941 г. на борту военного корабля в Атлантическом океане близ о. Ньюфаундленд (Канада) президент США Франклин Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль подписали т. н. "Атлантическую хартию" - документ, декларирующий цели двух стран в войне против нацистской Германии и ее союзников, а также их видение послевоенного устройства мира.

1 января 1942 года Рузвельт, Черчилль, а также посол СССР в США Максим Литвинов и представитель Китая Сун Цзы-вэнь подписали документ, который впоследствии стал известен как "Декларация Объединенных Наций". На следующий день декларация была подписана представителями еще 22 других государств. Были взяты обязательства приложить максимум усилий для достижения победы и не заключать сепаратный мир. Именно с этой даты ведет свою летопись Организация Объединенных Наций, хотя окончательная договоренность о создании этой организации была достигнута только в 1945 году в Ялте в ходе встречи руководителей трех стран антигитлеровской коалиции - Иосифа Сталина, Франклина Рузвельта и Уинстона Черчилля. Было условлено, что в основу деятельности ООН будет положен принцип единогласия великих держав - постоянных членов Совета Безопасности, имеющих право вето.

Всего в ходе войны состоялись три встречи в верхах.

Первая прошла в Тегеране 28 ноября - 1 декабря 1943 г . Основным вопросом стало открытие второго фронта в Западной Европе. Было также решено привлечь к антигитлеровской коалиции Турцию. Сталин дал согласие объявить войну Японии после завершения военных действий в Европе.

Утвердительная форма

Подлежащее + to be (am, is, are) + Present Participle (инфинитив без to с окончанием -ing )

1. I am typing a message – Я пишу сообщение (сейчас).

  • typing – инфинитив type + окончание -ing

2. Boris is playing the piano now – Борис сейчас играет на пианино.

  • playing – инфинитив play + окончание -ing
  • now (сейчас) – слово, обозначающее момент речи

3. We are watching the football match – Мы смотрим футбольный матч (сейчас).

  • watching – инфинитив watch + окончание -ing

Отрицательная форма

Подлежащее + to be (am, is, are) + not + Present Participle (инфинитив без to с окончанием -ing )

1. I am not having a bath – Я не принимаю ванну (сейчас).

2. It is not snowing – Снег не идет (сейчас)

  • is – вспомогательный глагол to be
  • not – отрицательная частица
  • snowing – инфинитив snow + окончание -ing

3. My parents are not sleeping – Мои родители не спят (сейчас).

  • are – вспомогательный глагол to be
  • not – отрицательная частица
  • sleeping – инфинитив sleep + окончание -ing

Вопросительная форма

to be (am, is, are) + подлежащее + Present Participle (инфинитив без to с окончанием -ing )

1. Is he cutting bread now? – Он сейчас режет хлеб? (общий вопрос)

  • is – вспомогательный глагол to be стоит на первом
  • cutting – инфинитив cut + окончание -ing

2. Is the plane taking off right now? – Самолет взлетает прямо сейчас?

  • is – вспомогательный глагол to be стоит на первом месте для образования вопроса
  • taking – инфинитив take + окончание -ing

3. Why are you shouting at him? – Почему ты кричишь на него? (специальный вопрос)

  • are – вспомогательный глагол to be стоит после вопросительного слова why и перед подлежащим
  • shouting – инфинитив shout + окончание -ing

#2 Случаи употребления Present Continuous

1. Длительное действие, которое происходит в момент речи.

  • The cat is playing with its tail – Кошка играет со своим хвостом. (сейчас, в данный момент)
  • Don"t make a noise, Mary is working – Не шумите, Мария работает.

2. Длительное действие продолжается сейчас , но не обязательно в момент речи.

  • I"m looking for a book the Codex Leicester – Я ищу книгу «Лестерский кодекс». (человек ищет книгу, но не в момент речи. Действие началось, но еще не закончилось)

Present Continuous показывает то, что в настоящий период времени человек ищет эту книгу, но обычно (вообще) он этим не занимается.

В данном случае не употребляется Present Simple, так как значение такого предложения было бы иным.

I often buy history books – Я часто покупаю исторические книги. (Present Simple выражает действие, которое происходит обычно, вообще. В данном случае подразумевается, что человек обычно покупает исторические книги).

Еще несколько подобных примеров.

  • Have you heard about John? He is writing a book about bodybuilding – Слышал про Джона? Он пишет книгу о бодибилдинге. (в настоящее время, но не в момент речи)
  • My brother is working on a new online shop – Мой брат работает над новым интернет-магазином. (в настоящее время, но не в момент речи)

3. Выражение действия в будущем , когда речь идет о намерении или заранее намеченном действии.

  • We are going to the cinema tonight – Сегодня вечером мы идем в кино.
  • Our manager is leaving London tomorrow – Наш менеджер завтра уезжает из Лондона.

4. Со словами always (всегда), constantly (постоянно) и т.д. Present Continuous выражает действие, которое повторяется снова и снова . Обычно в таких предложениях говорящий выражает нетерпение, неодобрение .

  • He is always losing his keys! – Он вечно теряет ключи!
  • Why are you always criticising her? – Почему ты всегда критикуешь ее?
  • She is constantly stealing our images – Она постоянно ворует наши изображения.

5. Present Continuous используется, чтобы показать изменение ситуации или тенденцию .

  • The weather is improving – Погода улучшается.
  • The climate is changing rapidly – Климат быстро меняется.
  • The cars are becoming more and more expensive – Машины становятся все более дорогими.

#3 Оборот TO BE GOING TO

Глагол to go в Present Continuous + инфинитив образует оборот to be going to , который имеет значение собираюсь, намерен.

  • I am going to work with them – Я собираюсь работать с ними.
  • She is going to complain to the manager about your behaviour – Она собирается пожаловаться менеджеру на твое поведение.
  • How long are you going to wait for him? – Как долго ты собираешься ждать его?
  • We are going to invite her – Мы собираемся пригласить ее.

#4 Глаголы, которые не употребляются в Present Continuous

Глаголы, перечисленные ниже, не употребляются во временах группы Continuous . Как правило, данные глаголы употребляются во временах группы Indefinite . Это объясняется тем, что данные глаголы отражают чувства и состояния , а не действия.

Например:

  • I am wanting some coffee (неверно)
  • I want some coffee (верно)
Чувство/восприятие
  • to feel* – чувствовать
  • to hear – слышать
  • to see* – видеть
  • to smell – чувствовать запах
  • to taste – пробовать (на вкус)
Мнение
  • to assume – допускать, предполагать
  • to believe – верить
  • to consider – полагать, считать
  • to doubt – сомневаться
  • to find (= to consider) – считать
  • to suppose – предполагать
  • to think – думать
Состояние ума
  • to forget – забывать
  • to imagine – воображать
  • to know – знать
  • to mean – иметь в виду
  • to notice – замечать
  • to recognise – узнавать
  • to remember – помнить
  • to understand – понимать
Эмоции/желания
  • to envy – завидовать
  • to fear – бояться
  • to dislike – испытывать неприязнь
  • to hate – ненавидеть
  • to hope – надеяться
  • to like – любить, нравиться
  • to love – любить
  • to mind – возражать
  • to prefer – предпочитать
  • to regret – сожалеть
  • to want – хотеть
  • to wish – желать
Измерение
  • to contain – содержать в себе
  • to cost – стоить
  • to hold – содержать в себе, вмещать
  • to measure – измерять
  • to weigh – весить
Другие
  • to seem – казаться
  • to have (when it means "to possess")* – иметь, обладать
  • to belong – принадлежать
*Исключения

Глаголы восприятия (see, hear, feel, taste, smell) обычно употребляются с can : I can see... – Я вижу... Эти глаголы могут употребляться и в Continuous, но с другим значением.

  • This coat feels nice and warm – Эта куртка кажется (ощущается) теплой и симпатичной. (ощущение качеств куртки)
  • John"s feeling much better now – Сейчас Джон чувствует себя намного лучше. (его здоровье улучшается)
  • She has three dogs and a cat – У нее есть три собаки и кошка. (владение чем-либо)
  • She"s having supper – Она ужинает. (она ест)
  • I can see Anthony in the garden – Я вижу Энтони в саду. (восприятие)
  • I"m seeing Anthony later – Я встречусь с Энтони позже. (мы планируем встретиться)

Present Continuous Tense – одна из временных форм английского языка, не имеющая аналогов в русском. Его точное название переводится как настоящее продолженное (длительное), и уже в этом заключена суть этого времени: оно используется для того, чтобы описать ситуацию, происходящую в данный момент времени.

Настоящее продолженное время в английском языке имеет много особенностей употребления, и ввиду того, что в русском языке нет деления времен на длительные или регулярные, может вызвать некоторые сложности у тех, кто изучает английский язык.

Так, можно привести два примера, отображающих такую ситуацию:

· I’m speaking English – Я говорю на английском (имеется в виду тот факт, что я говорю на английском прямо сейчас)
· I speak English – Я говорю на английском (имеется в виду, что я говорю на английском всегда).

Во втором примере употреблено время Present Indefinite (Simple), чтобы показать регулярность и постоянство действия. В первом же случае употребляется Present Continuous, чтобы сделать акцент на том, что ситуация происходит в данный конкретный временной промежуток.

Образование Present Continuous

Важно понять не только то, как образуется Present Continuous, но и почему это происходит именно так. Основу этого времени составляет вспомогательный глагол to be, три формы которого в настоящем времени, как известно, – это am (для местоимения “I”), is (“he”, “she”, “it”) и are (“we”, “you”, “they”). Кроме того, в конструкцию времени входит форму глагола, именуемая Present Participle, или Participle I и имеющая окончание –ing. Таким образом, настоящее длительное время в английском языке, а точнее, формула Present Continuous выглядит следующим образом:

Am
Is + V-ing
Are

Вопросы и отрицания

Вопросительные предложения

у такой временной формы отличаются тем, что здесь не употребляются никакие вспомогательные слова наподобие do и does, как это есть у Present Indefinite. В этом случае схема проста: на первое место ставится глагол to be в нужной форме, за ним идет подлежащее, а далее вся оставшаяся конструкция:

· Are you going to school now? – Ты идешь в школу сейчас?
· Is he watching a new film at the moment? – Он сейчас смотрит новый фильм?

Но здесь следует обратить внимание и на то, что, как и у любого другого времени, у Present Continuous вопросы бывают разных типов. И если вышеописанные предложения относятся к общим вопросам, то, например, специальные вопросы в Present Continuous (при этом вопрос к подлежащему сюда не относится) образуются с использованием специального вопросительного слова, которое стоит на первом месте, а дальнейший порядок точно такой же:

· Where is he going? – Куда он идет?
· Why are they running so fast? – Почему они бегут так быстро?

Вопрос к подлежащему

у презент континиус имеет некоторую особенность: на первом месте стоит вопросительное местоимение who, задающее вопрос об одушевленном объекте, или what (о неодушевленном). В русском языке вопрос к подлежащему начинается со слов кто или что.

Примеры того, как выглядит вопрос к подлежащему в Present Continuous:

· Who is making such a strange noise? – Кто издает такой странный шум?
· What is flying over that house? – Что летит над тем домом?

Отрицательные предложения

совершенно никакой сложности в себе не несут: к глаголу to be в нужной форме просто добавляется частица not. Вот некоторые примеры предложений, которые иллюстрируют отрицание в Present Continuous:

· I’m not walking with my friend now – Я не гуляю с другом сейчас
· They are not talking to their chief at the moment – В данный момент они не разговаривают с начальником.

Правила написания глагольных форм в Present Continuous

Грамматика present continuous требует соблюдения определенных норм написания некоторых глаголов, употребляющихся в длительной форме:

1. В том случае, если последней гласной глагола является непроизносимая –e, то в написании ее не будет:

to drive – driving
to describe – describing
to dance – dancing

2. Существуют также ситуации, где происходит удвоение согласного:

· в том случае, если перед последним согласным глагола стоит краткий ударный гласный звук, то этот согласный будет удваиваться:

to stop – stopping
to cut – cutting
to forget – forgetting

· в том случае, если последним согласным является –l, которому предшествует гласный, то этот –l также будет удваиваться:

to tell – telling
to travel – travelling
to spell – spelling

Note: для американского варианта английского языка правило удвоения –l не характерно.

3. В том случае, когда глагол оканчивается на буквосочетание –ie, то происходит замена на –y:

to die – dying
to lie – lying

Note: если глагол оканчивается на –y, то в этом случае к нему просто добавляется окончание –ing:

to fly – flying
to cry – crying

Случаи употребления Present Continuous

Употребление Present Continuous характерно для следующих ситуаций:

1. Для того чтобы показать длительное действие,

происходящее в конкретный данный момент времени. Время презент континииус, именуемое также Present Progressive Tense, зачастую имеет при себе некоторые так называемые маркеры, присутствие в тексте которых, как правило, свидетельствует о том, что время будет именно таким. Такие слова-указатели и конструкции – это обычно now, at the moment. Но при этом важно помнить, что, говоря о настоящем моменте, не стоит акцентировать внимание именно на том, что действие выполняется в один конкретный момент и только сейчас. Если в русском языке используются такие слова, как сейчас или теперь, в английском мы используем время Present Continuous в более широком смысле:

· John, you are talking nonsense – Джон, ты говоришь ерунду
· Jack and Mary are in London now. Mary is studying English – Джек и Мэри сейчас в Лондоне. Мэри изучает английский.

При этом существуют и такие примеры Present Continuous, когда это время используется для того, чтобы показать определенное состояние или качество, характерное для человека в конкретный момент времени:

· You are being a nuisance – Вы мешаете;
· You are being bitter – Вы сожалеете.

Note: в том случае, если речь идет о действиях, происходящих в настоящем времени, но описывающих не процесс, а сам факт совершения действия, то принято употреблять время Present Indefinite:

· Why don’t you answer, Emily? – Почему ты не отвечаешь, Эмили?
· Your defend him despite all his misdeeds – Вы защищаете его, несмотря на все его проступки

2. В ситуации, когда в одном предложении есть два действия,

и одно из них показывает регулярность, а другое – процесс, то в первом случае должно употребляться the Present Indefinite Tense, а во втором – the Present Continuous Tense:

· You never talk while you are working – Ты никогда не разговариваешь, когда работаешь
· She always dreams while she is walking – Она всегда мечтает, пока гуляет

3. Для выражения будущего

В английском языке в Present Continuous может быть выражено не только настоящее, но и . Это характерно для ситуаций, когда речь идет о действиях, решенных и запланированных предварительно, и шанс их совершения близок к стопроцентному:

· I am leaving tomorrow at sunset – Я уезжаю завтра на закате
· They are coming to us on Sunday – Они придут к нам в воскресенье

Отдельного внимания заслуживает конструкция to be going to, которая переводится на английский язык как собираться делать что-то и также используется для выражения намерений на будущее. Ее отличие от Present Continuous в том, что здесь, как правило, не указывается точное время:

· I am going to visit you – Я собираюсь навестить тебя
· She is going to come – Она собирается приехать

Note: правило Present Continuous предусматривает использование в таких ситуациях исключительно этого времени, а не Future Indefinite, где решения, нацеленные на будущие, обычно являются спонтанными и лишь вероятными.

4. С «сonstantly, always, ever»

С Present Continuous обычно употребляются те предложения, ситуации в которых нацелены на демонстрацию тех действий, которые являются продолжительными всегда и никогда не стоят на месте. В этом случае часто появляются специальные подсказки в виде наречий constantly, always, ever:

· The population of the Earth is always increasing – Население Земли постоянно увеличивается
· The Sun is ever shining – Солнце светит всегда

5. Раздражение

Часто встречаются такие предложения в Present Continuous, в которых говорящий выражает идею раздражения и негативных эмоций по отношению к другому. Здесь также обычно употребляются все те же спутники – наречия always, constantly:

· You are always grumbling! – Ты вечно ворчишь!
· She is constantly complaining! – Вечно она жалуется!

Глаголы, не использующиеся в Continuous

Английский язык, как и, пожалуй, любой другой, имеет свои строгие законы. Если мы говорим о Present Continuous Active, то здесь крайне важно помнить о том, что далеко не все глаголы могут образовывать форму Present Participle и употребляться для указания процесса. Ниже представлены категории глаголов, которые не употребляются в Continuous и не могут образовывать форму –ing или так называемые :

· глаголы чувственного восприятия (see, hear, smell, etc.);
· глаголы, суть которых – выразить желание и намерение (wish, intend, want, etc.);
· глаголы, иллюстрирующие умственную деятельность (think, suppose, believe, etc.);
· глаголы, показывающие чувства и эмоции (love, hate, like, etc.);
· глаголы, отображающие абстрактные отношения (have, belong, possess, etc.).

Но даже в этих случаях есть свои исключения: к примеру, глагол чувственного восприятия to see в своем прямом значении видеть не имеет права стоять в Continuous. Но, выступая, например, в роли фразового глагола (to see off – провожать) или являясь частью какой-нибудь конструкции (to see the sights of – осматривать достопримечательности), имеет полное право образовывать форму –ing. Это значит, что все глаголы, не употребляющиеся в Continuous, так или иначе могут быть использованы в длительном времени, и такие ситуации с ними образуются и звучат вполне естественно:

· I’m thinking of tomorrow’s meeting – Я думаю о завтрашней встрече
· What are you doing? – I am having breakfast – Что ты делаешь? Я завтракаю

Таким образом, даже у такого относительно простого времени существует множество нюансов, которые обязательно нужно учитывать. У Present Continuous правила употребления несложные, но каждое из них имеет свою особенность, разобравшись в которых использовать это время в речи будет гораздо проще.

Present переводится как «настоящее» и говорит нам о том, что действие совершается в данный момент. Continuous переводится как «длительное/продолжительное» и говорит о том, что действие началось какое-то время назад и еще длится.

Present Continuous - это длительное время. Мы его используем тогда, когда хотим сказать, что что-то находится в процессе. Например, я плаваю, то есть я нахожусь в процессе плавания. Present Simple же показывает просто факт того или иного действия без процесса. Давайте рассмотрим примеры.

1. Present Simple

I drive a car.
Я вожу машину.

2. Present Continuous

I am driving a car.
Я веду машину.

По-русски эти два предложения переводятся почти одинаково, но на английском языке они выражают совершенно разный смысл:

1) просто факт того, что я умею водить машину: у меня есть права и я могу её водить.

2) я за рулем: я еду за рулем автомобиля уже некоторое время и сейчас я еще веду машину, то есть я нахожусь в процессе вождения.

А теперь давайте подробнее рассмотрим, в каких именно случаях мы используем Present Continuous.

Употребление времени Present Continuous Tense

Простое продолженное время употребляется в нескольких случаях.

1. Когда мы говорим о действии, которое происходит сейчас (в данный момент).

То есть действие началось какое-то время назад и сейчас все еще длится (находится в процессе).
Пример: «Она танцует» - она в процессе танца; «Дети играют в игрушки» - они в процессе игры.

2. Действие, которое совершается в настоящее время, но не обязательно в данный момент.

Этим самым мы подчеркиваем процесс его длительности.
Пример: «Он учится в университете» - он находится в процессе учебы; «Она работает над крупным проектом» - она в процессе работы над проектом.

Утвердительные предложения в Present Continuous Tense

Утвердительное предложение образуется с помощью вспомогательного глагола to be в форме настоящего времени (am, are, is) и окончания -ing, которое прибавляется к глаголу, обозначающему действие.

Тот, о ком идет речь + am/are/is + глагол + -ing.

I am
You
We are playing
They swimming
She cooking
He is
It

Например

They are watching TV.
Они смотрят телевизор.

I am drinking tea.
Я пью чай.

He is smoking now.
Он курит сейчас.

Правила прибавления окончания -ing

Есть несколько особенностей при добавлении окончания -ing к глаголам.

  • Если глагол заканчивается на , то букву e мы убираем и к глаголу прибавляем -ing:

dance - dancing - танцевать;
move - moving -; двигать.

  • Если глагол короткий, последнюю согласную мы удваиваем:

sit - sitting - сидеть;
ban - banning - запрещать.

Исключения: глаголы, заканчивающиеся на -x и - w :

mix - mixing - смешивать;
flow - flowing - течь.

  • Если глагол заканчивается на -ie, то мы заменяем это окончание на -y:

lie - lying - лежать;
tie - tying - связывать.

Слова-указатели времени

Помочь определить, что перед нами именно Present Continuous, нам могут следующие слова:

  • now - сейчас;
  • at the moment - в данный момент.

Давайте рассмотрим примеры.

They are running now .
Они сейчас бегают.

I am eating now .
Я кушаю сейчас.

We аre working at the moment .
Мы работаем в данный момент.

She is having a break at the moment .
Она на перерыве в данный момент.

Глаголы, не употребляющиеся в Present Continuous Tense


Некоторые английские глаголы никогда не используются в этом времени.

1. Глаголы, выражающие чувства

В Present Continuous не используются глаголы, которые связаны с органами чувств (зрение, слух, осязание и т. д.).

  • hear - слышать,
  • smell - чувствовать запах,
  • feel - чувствовать и т. д.

2. Глаголы, выражающие умственное состояние

  • forget - забыть,
  • know - знать,
  • understand - понимать и т. д.

3. Глаголы, выражающие эмоции и желания

  • love - любить,
  • want - хотеть,
  • like - нравиться и т. д.

4. Глаголы, выражающие владение чем-либо

  • have - иметь,
  • possess - обладать и т. д.

Почему же эти глаголы не используются в Present Continuous?

Как мы уже разобрали, это время используется, чтобы подчеркнуть, что действие находится в процессе: мы начали это делать какое-то время назад, делаем это сейчас, но через какое-то время мы закончим это делать.

Чтобы употребляться в нашем длительном времени, глагол должен уметь длиться. Например: готовить - вы начали готовить, готовите сейчас, через какое-то время закончите.

Возвращаясь к нашим глаголам-исключениям. Мы не можем начать smell (нюхать) или hear (слышать) и через какое-то время закончить этот процесс. Это то, что мы делаем постоянно. Мы говорим о том, что умеем smell и hear. Так же не могут быть процессами забывание, понимание или эмоции, потому что иначе получится, что эти процессы начались когда-то, сейчас длятся и когда-нибудь закончатся.

Отрицательная форма в Present Continuous Tense

Отрицание строится как утвердительное предложение, только к нашему глаголу to be прибавляется отрицательная частица not.

Тот, о ком идет речь + am/are/is + not + глагол + -ing.

I am
You
We are playing
They not cooking
She swimming
He is
It

Примеры

We are not doing our homework now.
Мы не делаем домашнюю работу сейчас.

She is not driving at the moment.
Она не за рулем в данный момент.

I am not listening music now .
Я не слушаю музыку сейчас.

Вопросительная форма в Present Continuous Tense


Для того, чтобы спросить, делает ли кто-то что-то прямо сейчас, глагол to be выносим на первое место.

Am/are/is + тот, о ком идет речь + глагол + -ing?

Am I
you
Are we playing?
they cooking?
she swimming?
Is he
it

Утверждение

I am reading the book.
Я читаю книгу.

You are swimming in a pool.
Ты плаваешь в бассейне.

She is cleaning her room now.
Она убирает комнату сейчас.

Вопрос и положительный ответ (наше «да») будут выглядеть следующим образом:

Вопрос Короткий ответ (содержит глагол to be) Полный ответ (строится как утвердительное предложение)
Am I reading the book?
Я читаю книгу?

Yes, I am .
Да, я читаю.

Yes, I am reading the book.
Да, я читаю книгу.
Are you swimming in a pool?
Ты плаваешь в бассейне?

Yes, you are .
Да, ты плаваешь.

Yes, you are swimming in a pool.
Да, ты плаваешь в бассейне.

Is she cleaning her room now?
Она убирает комнату сейчас?

Yes, she is .
Да, она убирает.

Yes, she is cleaning her room now.
Да, она убирает комнату сейчас.

Отрицательные ответы (наше «нет») будут выглядеть так:

Вопрос Короткий ответ(содержит глагол to be + not) Полный ответ(строится как отрицательное предложение)
Am I reading the book?
Я читаю книгу?

No, I am not .
Нет, я не читаю.

No, I am not reading the book.
Нет, я не читаю книгу.
Are you swimming in a pool?
Ты плаваешь в бассейне?

No, you are not .
Нет, ты не плаваешь.

No, you are not swimming in a pool.
Нет, ты не плаваешь в бассейне.
Is she cleaning her room now?
Она убирает комнату сейчас?

No, she is not .
Нет, она не убирает.

No, she is not cleaning her room now.
Нет, она не убирает комнату сейчас.

Примеры

Are they playing tennis?
Они играют в теннис?

Yes, they are .
Да, они играют.

Are they playing tennis?
Они играют в теннис?

No, they are not .
Нет, они не играют.

Is he sleepingnow?
Он спит сейчас?

Yes, he is sleeping now.
Да, он спит сейчас.

Is he sleeping now?
Он спит сейчас?

No, he is not sleeping now.
Нет, он не спит сейчас.

Специальные вопросы в Present Continuous Tense

Когда мы задаем вопрос со следующими вопросительными словами:

      • what - что;
      • where - где;
      • who - кто;
      • which - какой;
      • why - почему.

Эти слова ставятся на первое место в предложении, а дальнейший порядок слов будет таким же, как и в обычном вопросе. Схема такая:

Вопросительное слово + аm/are/is + тот, о ком идет речь + глагол + -ing?

am I
you
What are they reading?
Where we playing?
Why she cooking?

Задание на закрепление

А теперь немного практики. Переведите следующие предложения на английский язык. Будьте внимательны, среди них спрятались предложения, которые относятся к Present Simple.

1. Она летит в самолете в данный момент.
2. Ты учишься сейчас? Да, я учусь.
3. Она ходит пешком на работу.
4. Сейчас дождь не идет.
4. Они учатся в школе? Нет, они не учатся.
5. Я рисую картину сейчас.
6. Он не летает самолетами.
7. Кошка лежит на столе.
8. Что они читают? Они читают новые журналы.
9. Моя подруга понимает физику.

Свои ответы, как всегда, оставляйте в комментариях под статьей.