Square

Этнограф, литератор Владимир Иванович Даль известен для многих только созданием «Толкового словаря живого великорусского языка», в этой статей разберем доселе неизвестные интересные факты из жизни медийной личности XIX века. Российский ученый преодолел чуму за Дунаем, заслужил почетное звание хирурга, знал 12 языков, собирал материал для magnum opus (главного детища) 53 года.

Отец В.И.Даля — датчанин, но вот сам российский лексикограф никогда не ощущал себя этой нации. Для него на первом плане была Российская империя и великий русский язык. Позже для интереса Владимир Даль все-таки съездит в Данию, об этом он напишет в своих мемуарах. Дания не впечатлила писателя, а только еще больше проявилась сильная любовь его к России.

Луганский казак

Сейчас у современного человека с Луганском ассоциируются довольно неприятные события, творящиеся на Украине за каменноугольный Донбасс, но когда-то прославил казачий Луганск великий российский ученый — В.И.Даль. Да, с детства он уже знал несколько языков, был грамотен в области медицины и ботаники, но его тянуло именно к литературному искусству. Первый сборник «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый» был представлен русскому народу под псевдонимом Казак Луганский, именно под этим именем пришел Даль показывать свои творения А.С.Пушкину, которому очень понравились сказки. С тех пор зародилась между Далем и Пушкиным крепкая дружба. А псевдоним в скором времени был сменен на настоящее имя писателя.

Интересный факт из периода работы военным врачом

С 1830 по 1831 годы во время войны с поляками В.И. Даль проработал в 29-летнем возрасте военным врачом (до этого выучился на медика в Дерптском университете). Но однажды случилась удивительная история по образованию глазной хирург Владимир Даль стал командиром пехотного полка за свои инженерные знания, иначе погибли бы несколько десятков русских солдат!

Даль придумал, как из подручных средств (деревянных бочек, досок, канатов) построить переправу, чтобы перебраться на другой берег Вислы и спастись от окружения поляков. За подобную заслугу Николай І наградил Даля почетным Владимирским крестом, но вот только военное руководство не оценило подвиг военного врача и вынесли выговор за отклонение от служебных обязанностей.

Даль и Пушкин

После знакомства Даль и Пушкин стали постоянно видеться, делиться своими достижениями, давали друг другу советы. Кстати, Владимир Даль на 2 года младше Александра Пушкина! Интересный факт из жизни обоих литераторов, как однажды в 1836 году Даль приехал Пушкину и употребил в своей речи слово «выползина». Пушкин удивился, так как доселе никогда не слышал этой лексемы. Оказалось, что «выползина» — это шкура, которую сбрасывают пресмыкающиеся.

И вот в следующий раз приходит Пушкин к Далю и говорит: «Как тебе моя выползина! Я из этой выползины не скоро вылезу, такое в ней напишу!» Отчасти пророчество великого поэта сбылось, именно в этом сюртуке он был ранен на дуэли с Дантесом. Чтобы не причинять боль Пушкину, «выползину» пришлось распороть.

Так как по образованию Даль медик, он приехал к раненому Пушкину. Вокруг поэта собрался целый консилиум светских врачей, но вот Даля в их число не пригласили. Но вот Александру Сергеевичу было важно именно мнение друга, он спросил у Даля, сможет ли выжить. Владимир Даль ответил: «Мы за тебя надеемся, право, надеемся, не отчаивайся и ты». Только вот позже Даль проводил вскрытие тела Пушкина. На последок поэт на смертном одре протянул Владимиру Ивановичу свой перстень-талисман с крупным изумрудом на память, а ведь этот перстень был для Пушкина талисманом, он помогал ему творить. Даль замешкался, но принял подарок. А позже рассказывал, что когда смотрит на перстень, хочет работать и творить. Также Даль пытался вернуть изумрудный перстень жене Пушкина Наталье Николаевне, она отказалась и еще отдала ему пробитый пулей сюртук, ту самую «выползину».

Разговорный русский язык лучше высокопарного

Владимир Даль с детских лет отмечал, что простая разговорная речь удивительно краткая, легкая понятная. И всегда думал, почему нельзя говорить на языке крестьян. С возрастом лингвист убеждал, что русскую речь портит именно иностранщина, поэтому всячески старался не употреблять заграничные слова.

Magnum Opus

С 17 лет Владимир Даль начинает неосознанно собирать материал для создания «Толкового словаря живого великорусского языка». Однажды он ехал из Петербурга, ему было холодно, потому что в мичманская одежда не приспособлена для сильных морозов. Ямщик видя, что юноша ежится от холода, приободряющим голосом ему говорит:

— «Замолаживает!» — указывает пальцем на затянувшееся тучами небо.

Даль удивился, и переспросил:

— «Как замолаживает?» — так как не понял, что имеет в виду ямщик.

Тогда ямщик объяснил, что замолаживает — это когда небо становится пасмурным, что говорит о приближающейся оттепели. Именно этим он хотел приободрить юношу, мол, скоро станет теплее. Тогда Даль достал замершими руками записную книжку, где написал новое слово и его значение. Так в течение 53 лет Даль записывал в записную книжку новые услышанные слова, местные поговорки и прибаутки. Его труд состоит из 200 тыс. слов и 30 тыс. пословиц.

Некоторые малоизвестные интересные факты из жизни Даля

  • Владел двенадцатью языками(кроме немецкого, французского, греческого и латыни, но особенно ему нравились тюркские языки). Так что Даль считается первым российским тюркологом.
  • Увлекался спиритизмом. Рассказывал, что однажды он смог вызывать дух Жуковского, который помог ему с решением личных проблем.
  • Был интересующийся человек, знал и умел многое — играл на музыкальных инструментах, занимался токарством, создавал огромный по размеру словарь и изучал гомеопатию.
  • Всю жизнь относился к Лютеранской церкви, но после первого удара причастился и принял благословение у православного батюшки.
  • Был дружен с крестьянами, которые отказывались верить, что Даль светский человек. Всегда помогал своим врачеванием каждому человеку, независимо от сословия, да и домашних животных вылечивал.
  • Дом, где последние годы прожил Владимир Даль, находится на Большой Грузинской, дом 4-6, с 9, это один из старейших зданий в России, где хранятся рукописи литератора и личные вещи. Во время ВОВ в 1941 году во двор залетела бомба, но она удивительным образом не взорвалась, позже оказалось, что в нее вложен чешско-русский словарь.

Владимир Иванович Даль — человек-легенда для российского общества, именно он законспектировал народные лексемы, поговорки, загадки, прибаутки, которые могли бы быть потеряны во времени. Сейчас «Толковый словарь живого великорусского языка» для нас исторический памятник всего народа, который собрал всего один человек, но великий во всех своих делах! Если интересные факты из жизни Даля в моей статье произвели на вас впечатление, читайте другие истории о литераторах, историках, композиторах из рубрики ««.

САНКТ-ПЕТЕРБУРЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ЛЭТИ»

Кафедра русского языка


РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

«Жизнь и творчество Владимира Ивановича Даля»


Выполнила: студентка 1 курса

Корчовая Инна

Проверила: Стрельникова Н.Д.


САНКТ-ПЕТЕРБУРГ


«Это был человек на все руки...»


Владимир Иванович Даль, русский лексикограф, писатель, этнограф и врач, родился 10 ноября 1801 года в Екатеринославской губернии, в местечке Лугань (Луганский завод), в Малороссии. Отсюда и его псевдоним: казак Владимир Луганский. Отец его, Иван Матвеевич Даль, выходец из Дании, «из датских офицерских детей», был многосторонне образованным лингвистом (знал даже древнееврейский язык), медиком и богословом; он принял российское подданство и был горячим русским патриотом. Мать, Мария Христофоровна, урожденная Фрейтаг, свободно владела пятью языками. Бабка, М.И. Фрейтаг, переводила на русский произведения С. Геснера и А.Ф. Ифланда.

Получив домашнее образование, будущий автор «Словаря живого великорусского языка» в 1815 году был отдан в Петербургский морской кадетский корпус. В 1817 году во время учебного плавания он побывал в Дании, однако родина предков, по его собственному свидетельству, не вызвала у него в душе теплого отклика. Сердце юноши принадлежало России.

В марте 1819 года В.И. Даль стал мичманом Черноморского флота. А спустя семь лет вышел в отставку. Причиной послужило то, что он плохо переносил морскую качку, к тому же в 1823 году молодой мичман оказался под арестом: его подозревали в авторстве едкой эпиграммы в адрес главнокомандующего Черноморским флотом. Суд вынес оправдательный приговор, но желания служить это ему не прибавило.

Одним из самых светлых воспоминаний В.И. Даля была студенческая жизнь: в 1826 году он поступил в Дерптский университет. Жил в нужде, ютясь в тесной чердачной каморке, зарабатывал на хлеб уроками русского языка. В Дерпте он познакомился и на долгие годы подружился с Н.М. Языковым, В.А. Жуковским, Н.И. Пироговым, А.Ф. Воейковым, И.Ф. Мойером, К.К. Зейдлицем. Первые свои стихотворения публиковал в воейковском журнале «Славянин».

В 1829 году началась война с Турцией. Даль досрочно защищает диссертацию и поступает в действующую армию. Он участвует в нескольких сражениях, приобретает славу искусного хирурга и одновременно работает над будущим словарем, материалы для которого начал собирать еще десять лет назад. Походная жизнь сталкивает его с выходцами из разных областей России, и молодой доктор заполняет свои записные книжки целыми вереницами областных речений, не переставая удивляться, насколько народная речь, с ее своеобразными оборотами и стремлением к краткости и ясности, отличается от книжного языка.

Потом была борьба с эпидемией холеры, участие в польской кампании, где Даль отличился на необычном для медика поприще: при переправе через Вислу у Юзефова под его руководством был сооружен мост. Он защищал его во время переправы, а затем уничтожил, что спасло от разгрома большой русский отряд.

По окончании войны В.И. Даль поступил ординатором в Санкт-Петербургский военно-сухопутный госпиталь. В это время он познакомился и близко сошелся с А.С. Пушкиным,

И.А. Крыловым, Н.В. Гоголем, В.Д. Одоевским. В 1832 году в Петербурге выходит из печати его сборник «Русские сказки и предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные казаком. Владимиром Луганским. Пяток первый». А за два года до -этого он уже выступил в печать как прозаик, опубликовав в «Московском телеграфе»», повесть «Цыганка». В «Сказках...» проявлялись этнографические наклонности автора. Однако тираж книги был изъят, так как, по донесению управляющего III отделением А. Н. Мордвинова, «...она напечатана самым простым слогом, вполне приспособленным для низших классов, для купцов, для солдат и прислуги. В ней содержатся насмешки над правительством, жалобы на горестное положение солдата и пр.». Даль взят под арест, но выпущен в тот же день с извинениями.

Сохранились свидетельства, что за него хлопотал В.А. Жуковский. Один из уцелевших экземпляров книги автор подарил А.С. Пушкину.

В 1833 году В. И. Даль женится на Юлии Андре и переводится в Оренбург чиновником особых поручений при военном губернаторе В.А. Перовском. Новая служба была связана с частыми разъездами. Писатель близко знакомится с жизнью крестьян разных национальностей, что открывает новые возможности для сбора материалов к словарю. Одновременно он пишет повести «Бикей и Мауляна» (из жизни казахов) и «Башкирская русалка». В 1836 году В.И. Даль несколько дней проводит с А.С. Пушкиным, сопровождая поэта в его поездке по пугачевским местам. В эту встречу Пушкин сообщает ему сюжет «Сказки О Георгии Храбром и о волке», опубликованной затем В. И. Далем в «библиотеке для чтения». Новая встреча с поэтом состоялась в конце того же года, Когда Даль на несколько месяцев приезжал в Петербург. А 28 января 1837 года Даль узнает о роковой дуэли. Он неотлучно дежурит у постели поэта. После смерти А.С. Пушкина Даль получил от его вдовы простреленный сюртук, и знаменитый перстень-талисман.

Работая чиновником, В.И. Даль не оставлял и другие свои виды деятельности. Он продолжал лечить, особенно занимаясь офтальмологией и гомеопатией. Его перу принадлежит одна из первых в России статей в защиту гомеопатии. А за собранные коллекции флоры и фауны Оренбургского края он в 1838 году избран членом-корреспондентом Академии по отделению естественных наук.

В 1837 году он сопутствовал будущему императору Александру II в его поездке по Оренбургскому краю, участвовал и в бесславно закончившемся хивинском походе 1839-1840 годов. В 1838 году В. И. Даль овдовел. Спустя три года, вскоре после новой женитьбы на Екатерине Львовне Соколовой, дочера отставного майора, он переезжает в Петербург, где получает должность секретаря и чиновника особых поручений при товарище министра уделов Л.А. Перовском, брате оренбургского губернатора.

Вскоре Даль становится правою рукою министра, пишет по его поручению «Исследование О скопческой ереси», вместе с Н.А. Милютиным составляет и вводит «Городовое положение в Санкт-Петербурге», публикует статьи «Полтора слова о нынешнем русском языке» «Москвитянин», 1842,1, NQ 2) и «Недовесок» (там же, V, NQ 9), издает брошюру «Об убивании евреями христианских младенцев», создает повесть «Похождения Х.Х. Виольмадура и его Аршета» (1844).

Прочное служебное положение и налаженный семейный быт позволяют ему продолжить многолетний труд - работу над словарем. Сохранились свидетельства о том, что в это время он получал множество корреспонденции, где содержались словаобразчики местных говоров. В его канцелярии все этопереписывалось, равно как и сказки, пословицы, примерыразличных поверий и т. п. В это время В.И. Даль публикует рядстатей, объединенных общим заглавием «Русский словарь», составляет учебники ботаники и зоологии для военных учебных заведений, печатает несколько повестей и очерков в «Библиотеке для чтения», «Москвитянине», сборнике А.П. Башуцкого «Наши, списанные с натуры русскими» И других изданиях. В частности, статьи «О русских пословицах» (в «Современнике»), «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» (в «Иллюстрациях,», повести «Вакх Сидорович Чайкин» «Библиотека для чтения»), «Небывалое в бывалом» и «Павел Иванович Игривый,) и др.

В произведениях Даля, близких к принцыпам натуральной школы, можно отметить и рельефность бытописания, достоверность деталей, богатый образный язык. Сюжеты подчеркнуто обыденны – это рассказы о жизни «маленького человека», попытка взглянуть на мир глазами героя из народной среды. Повести имели читательский успех и были замечены коллегами-литераторами.

Вот что писал о творчестве Даля И.С. Тургенев в «Отечественных записках»: «Он, как говорится, себе на уме, смотрит невиннейшим человеком и добродушнейшим сочинителем в мире; вдруг вы чувствуете, что вас поймали за хохол, когти в вас запустили преострые: вы оглядываетесь, автор стоит перед вами как ни в чем ни бывало...... Я, говорит, тут сторона, а вы как поживаете?»

Даль все время старается упростить конструкцию произведения, он постепенно отказывается от развернутых сюжетов и в конце концов приходит к форме, наиболее для него органичной, пишет маленькие рассказы или психологические очерки. Таким образом он становится одной из центральных фигур русской натуральной школы.

Его очерки «Уральский казак», «Денщик», «Чухонцы в Питере» вызывали восхищение идеологов нового литературного движения, а В. Г. Белинский, откликавшийся чуть ли не на каждую его книгу,

находил в его очерках «живую, внутреннюю верность действительности» и называл писателя «живой статистикой живого русского народонаселения».

О его коротких рассказах и зарисовках, иной раз неотличимых от очерков, тепло отзывался Д.В. Григорович, они охотно публиковались журналами различных направлений, но в 1848 году литературные занятия принесли В.И. Далю серьезные неприятности. В журнале «Москвитянин» был напечатан его рассказ «Ворожейка», В котором усмотрели намек на бездействие начальства. Л.А. Перовский был возмущен и потребовал от писателя сделать выбор: «писать - так не служить; служить так не писать». В том же году Даль сжег свои интереснейшие записки, которые вел с 1833 года...

В 1849 году писатель соглашается занять должность управляющего Нижегородской удельной конторой. Это было значительное понижение по службе, но оно было совершенно добровольным. Под его ответственность попадают тридцать семь тысяч государственных крестьян. В. И. Даль ведет их дела, пишет за них жалобы, обходит больных, лечит.

Это постоянное общение с простыми людьми доставляло ему новые возможности для сбор этнографического материала и работы над словарем.

В это время он готовит к печати сборник «Пословицы русского народа», где впервые применяет новый принцип построения: не алфавитное, а тематическое. В 1852 году в «Вестнике Императорского Географического общества» В.И. Даль публикует статью «О наречиях русского языка», вошедшую впоследствии в словарь в качестве одного из предисловий. По поручению великого князя Константина Николаевича он пишет «Матросские досуги»: наблюдая перипетии народной жизни, утверждается в мысли о том, что одна только грамотность, без общего воспитания и просвещения, пользы простым людям принести не может. Статьи об этом «Письмо к издателю А.И. Кошелеву» и «Заметка О грамотности», опубликованные в 1856 и 1857 годах, сильно навредили ему в глазах общества. Ему резко возражали представители самых разных общественных лагерей. Впрочем, В.И. Даль не примыкал ни к одному из них. Его общественнополетическая позиция не поддается четкой классификации. Он печатался и у Н.И. Погодина и у Ф.В. Булгарина, при этом дружил с Киреевскими и А.С. Хомяковым, но и их взглядов не разделял. Это стремление поступать по совести, по собственным выстраданным убеждениям всегда отличало его. И нельзя сказать, что это не осложняло ему жизнь.

Из-за трений с нижегородским губернатором А.Н. Муравьевым Даль выходит в отставку. С осени 1859 года он живет в собственном доме на Пресне, в Москве. Сегодня это Б. Грузинская улица, д. 4/6. После его переезда, в 1861-1868 ГГ., начал выходить в свет «Толковый словарь живого великорусского языка».

Издавал его Даль на средства русского помещика и общественного деятеля А.И. Кошелева. Кошелев был славянофилом, издавал и редактировал журналы «Русская беседа» и «Сельское - благоустройство». Спасибо ему, без его помощи и участия первое издание словаря не скоро увидело бы свет. Набор словаря осуществлялся в несколько шрифтов, и автору приходилось держать до четырнадцати корректур, работая «иногда до обмороков».

Плод почти полувековых трудов содержит около двухсот тысяч слов - почти вдвое больше, чем составленный Академией наук «Словарь церковно-славянского и русского языка». К тому же на своих страницах В.И. Даль неоднократно критиковал словарь Академии за неточность, поверхностность и многочисленные ошибки. Словарь вызвал множество откликов известных ученых, автор получил премии ряда научных обществ и в 1868 году был избран почетным членом Академии наук. Читающая Россия могла теперь оценить все богатство и выразительность русского языка, на котором ей выпало счастье говорить и писать, который ей необходимо развивать и беречь. Но работа на этом не закончилась.

В последние годы жизни В.И. Даль готовит второе издание словаря, пополняя запасы слов; пишет для детей, занимается переложением «Моисеева пятикнижия» «применительно К понятиям русского простонародья», собирается таким же образом пересказать и Евангелие. Незадолго до смерти писатель совершает еще один решительный поступок: переходит из лютеранства в православие.

Одновременно со словарем в 1862 году издан другой капитальный труд всей жизни В.И. Даля «Пословицы русского народа», затем появляется в печати его «Полное собрание сочинений», затем «Два сорока бывальщинок для крестьян». Свое собрание народных сказок и песен он передает соответственно А.А. Афанасьеву и П.В. Киреевскому. Он играл на многих музыкальных инструментах, прекрасно пел, занимался токарной работой по дереву, изобрел множество бытовых усовершенствований. «Это был прежде всего человек на все руки, - вспоминал Н.И. Пирогов. За что ни брался Даль, все ему удавалось усвоить». Он был богато одарен природой, и в его универсализме была и жизненная программа: «Надо зацеплять всякое знание, какое встретится на пути; никак нельзя сказать вперед, что в жизни пригодится...».

Отсюда и широчайший диапазон его деятельности: медицина, ботаника, зоология, география, фольклористика, этнография, литература, лингвистика, коллекционирование (лучшее в то время его собрание лубочных картин поступило в Императорскую публичную библиотеку).

Уже после его смерти, последовавшей в 1872 году, увидело свет второе издание словаря, а затем и третье, под редакцией И.А. Бодуэна де Куртенэ. И бессчетное количество раз переиздавались словарь и сборник пословиц в последние десять лет...

России повезло, нам всем повезло, что у нас был свой Даль. Впрочем, почему «был»? У России есть свой Даль, как есть и останется Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, знаменитые художники, музыканты, философы, инженеры, ученые... Люди, благодаря которым существует Россия.


«Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля


Это собрание нравственного, философского, житейского, фольклорного опыта, словесное закрепление огромной многовековой истории живого великорусского языка, словарь этот - дело всей его жизни. Сам же он о своем труде сказал просто: «Я любил отчизну свою и принес ей должную мною крупицу по силам». Но какова же эта «крупица»? Владимир Крупин, один из далеведов, в юбилейной статье к 180-летию со дня рождения В. Даля писал: «...всегда нам в укор будет то, что одиночка Даль свершил труд, равный труду многих десятилетий иного гуманитарного института с его могучим коллективом и современными средствами науки и техники». А известный современный писатель Андрей Битов назвал Даля Магелланом, «...переплывшим русский язык от А до Я. Представить себе, что это проделал один человек, невозможно, но только так и было». За полвека Даль объяснил и снабдил примерами около 200 тысяч слов! Но кроме всего Далем собрано более 37 тысяч пословиц русского народа!

А ведь он еще служил, врачевал, занимался научной и писательской деятельностью.

Работа Даля над словарем получила высокое признание всего русского общества, он получил престижную по тому времени Ломоносовскую премию. Интересен факт признания труда Даля. В Академии наук не было свободного места, и тогда академик Погодин выступил с предложением бросить жребий и одному из академиков выйти из академии, чтобы Даль занял вакансию. Но дело кончилось тем, что Даль стал почетным членом Академии наук.

К моменту завершения словаря здоровье Даля было уже основательно подорвано. «Казалось бы, - пишет далевед П.И. Мельников-Печерский, - с окончанием долговременных и тяжелых трудов здоровье Владимира Ивановича должно было если не восстановиться, то хоть поправиться. Вышло наоборот... Долговременная привычка к постоянному труду, вдруг прекратившемуся, вредно повлияла на здоровье великого трудолюбца».

«О русском словаре»

Читано в Обществе Любителей Российской словесности, в частном его заседании 25 февраля и публичном 6 марта 1860 года»

«Какой вид придать словарю, как его расположить? Как можно сподручнее. Именной и голый список всех слов, по азбучному порядку, крайне растянут и утомителен, требует многих повторений при толковании самых близких, однородных слов и разносит их далеко врозь. Расположение по корням – и опасно и недоступно; тут без натяжек и произвола не обойдешься, а отыскание слов очень затруднительно.

Я избрал путь средний: все одногнездки поставлены в кучу, и одно слово легко объясняется другим. Одногнездками я называю глаголы с производными: существительными, прилагательными, наречиями и дрпугими частями речи. Но предложенные слова того же гнезда отнесены на свое место, и там нередко образуют свои гнезда и кучки.»

«Самое усиленное старание прилагал я, чтобы достигнуть полноты словаря относительно выражений народных и верно объяснить их. Язык народа, бесспорно, главнейший и неисчерпаемый родник или рудник наш, сокровищница нашего языка, который, на письме, далеко уклонился от того, чем бы ему следовало быть»

«Общие определения слов и самих предметов и понятий – дело почти неисполнимое и притом бесполезное. Оно тем мудренее, чем предмет проще, обиходнее. Я устранился от этого, не говорю, что крендель «хлебное, в виде согнутой палочки»; что «стол есть широкая доска, утвержденная на ножках, на которую что-нибудь кладут или ставят» я называю только составные части стола: «он состоит из подстолья и столешницы; подстолье, из ножек и обвязки»


Пример иллюстраций из Толкового словаря живого великорусского языка»



ГUВЯДО ср. ирк. крупная рогатая скотина, бык, вол или корова. Говяжий, от быка, говяда взятый, из мяса его приспетый. Говядипа Ж. говяжье мясо. Части говядины, у мясников, называются: 1) толова, 2) шея, зарез, 3) оковалок, 4) челышко, 5) толстый край, 6) средина лопатки, 7) тонкая лопатка, рулька, 8) тонкий край, 9) от края покромка, 10) грудина, 11) тонкий филей, 12) подпашек, 13) завиток, 14) толстый филей, 15) бочок, 16) английский филей, 17) огузок, 18) средина бедра, 19) кострец, 20) ссек, подбедерок; окосток, часть ссека, с вертлюжн. костью, 21) голяшка. Зачисток, от краев, от шеи, тонкие остатки, оборыши. Голяшки и морда, студень. Легкие, сердце и печень, гусак, ливер, осердье. Желудок с кишками, требуха, требушипа. у мясников иностранных roвядина делится иначе. Были бы быки, а говядина будет. По барыне говядина, по харчевпе едок. Говядарь, гуртовщик, прогонщик, нагульщик скота и скотопромышленник.



Список используемой литературы


1. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даль

2. «Большой энциклопедический словарь школьника» А.П. Горкин

3. Ресурсы Интернета

4. «Мудрость тысячелетий» В. Балязин


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Владимир Иванович Даль (1801 - 1872), - замечательный знаток народной русской речи во всем разнообразии ее говоров и страстный борец за реформу русского литературного языка, за приближение его к народному языку, по образованию своему и по профессии не был ученым филологом. Учился он в Морском кадетском корпусе, куда его удалось определить родителям.

Произведенный в 1819 г. в офицеры, Владимир Даль оказался совершенно непригодным к морской службе (он не переносил качки). Через несколько лет он выходит в отставку поступает в Дерптский (Тартуский) университет, причем выбирает медицинский факультет только потому, что от покойного его отца осталась медицинская библиотека. Окончив университет, он через несколько лет, в поисках лучшего заработка, переменил профессию военного врача и сделался чнновником. Восемь лет он прослужил в Оренбурге чиновником особых поручений при тамошнем военном губернаторе В.А. Перовском, восемь лет - в Петербурге, в канцелярии министра внутренних дел, и десять лет - в Нижнем-Новгороде в должности управляющего удельными имениями (с населением в несколько десятков тысяч крестьян).

В 1859 г. В.И. Даль окончательно вышел в отставку, чтобы посвятить остаток своей жизни приведению в порядок и изданию тех фольклорных и словарных материалов, которые он собирал в течение предшествующих сорока лет.

Даль был человек исключительно трудолюбивый и работоспособный, при этом очень плодовитым писателем. Начальство по-своему оценивало его литературный талант, поручало ему составлениевсяческих «положений», официальных записок и «всеподданнейших» докладов и косо посматривали на иную его литературную деятельность («Охота тебе писать что-нибудь другое, кроме бумаг по службе» , - сказал ему однажды министр внутренних дел генерал Перовский). Но Даль всегда находил время и для занятий литературой. Его перу принадлежит множество статей (многие из них затерялись по журналам того времени и до сих пор не приведены в известность) на самые разнообразные темы: медицинские, естественно-научные, этнографические, языковедческие, публицистические; он издал учебники ботаники и зоологии; он писал (под псевдонимом Казак Луганский) сказки, повести, рассказы и очерки, наполнившие девять томов посмертного собрания его сочинения. Но вся эта деятельность меркнет перед величайшим подвигом его жизни - собиранием сокровищ русской народной речи, изданных им в виде «Пословиц русского народа» (1-е издание увидело свет в 1861 - 862 гг.) и «Толкового словаря живого великорусского языка» (1-е издание вышло из печати в 1863 - 1866 гг.).

У Даля, датчанина по происхождению и католика по вероисповеданию, в течение всей его жизни была одна могучая страсть, радостная и мучительная, столь могучая, что она давала ему силы в течение ряда десятилетий без посторонней помощи, почти даже без поощрения от окружающих, выполнять огромную работу, размеры которой кажутся превосходящими силы одного человека. Это была страстная любовь, деятельная, творческая, к самобытной культуре и языку русского народа.

В борьбе за свою идею Даль был смел и красноречив и громко подымал свой голос против культурной разобщенности между народом и «образованным обществом», против оторванности литературного языка от народной стихии, против подражания всему иностранному. Актуальными остаются размышления Даля об искажении русского языка иностранными словами, о постоянной оглядке русского человека на Запад (к этому явлению писатель относился очень отрицательно), о необходимости обращения к богатствам русского народного языка и духа. В одном из писем В.И. Даля писателю Г.П. Данилевскому читаем: «Не знаю, откуда берется у писателей наших – особенно у молодого поколения – этот не русский склад речи, это непростительное искажение нашего языка, который постепенно слабеет и пошлеет при насильственной перетяжке его на немецкую колодку ». Приведем еще несколько высказываний. Или в письмах другим адресатам: «Да, для нас не годится Запад, нам пора собрать разметанные сонные члены свои и встать и протереть глаза, на чужом пиру с похмелья, приняться на свой пай за работу…». «Кто говорит, что у нас нет ничего путнего и что все надо перекорчевывать по-заморскому, тот не знает своего отечества, говорит наобум и вредит этим много».

Даль стремился заразить своею любовью к народному языку своих современников. Он начал пропаганду окольным путем, через художественную литературу. В 1832 г. вышло его первое крупное литературное произведение, цикл литературных сказок «Пяток первый». Через десять лет после этого в журнальной статье он писал, что за эти сказки его «и похвалили и побранили писателя…, но цели, намерения авторского не понял никто». Не сказки по себе были ему важны, а русское слово, «которое у нас в таком загоне, что ему нельзя было показаться в люди без особого предлога и повода - и сказка послужила предлогом».

Высокую оценку сказочного творчества В.И. Даля дал литературный критик В.Г. Белинский: «Даль любит простого русского человека, ... умеет мыслить его головой, видеть его глазами, говорить его языком».

Служебная деятельность Даля и как морского офицера, и как военного врача, и как чиновника, протекала в постоянном общении с представителями «низших» классов населения, с выходцами из разных концов России. Это давало ему возможность удовлетворять рано пробудившийся в нем интерес к народному языку. Он сам впоследствии рассказывал, что «с той поры, как... себя помнит, его тревожила и смущала несообразность письменного языка нашего с устной речью простого русского человека, не сбитого с толку грамотейством, а стало быть и самим духом русского слова...». Жадно хватая на лету родные речи, слова и обороты, когда они срывались с языка в простой беседе, он «записывал их, без всякой иной цели и намерения, как для памяти, для изучения языка, потому что они ему нравились. Прошло много лет, и записки эти выросли до такого объема, что «при бродячей жизни стали угрожать требованием особой для себя подводы...». Просмотрев запасы свои, собиратель убедился, что в громаде сору накопилось много хлебных крупиц, которые, по русскому поверью, бросать грешно.

Своим выходом в отставку в 1859 г., обеспечив себе необходимый досуг, Даль занялся окончательной обработкой огромных накопившихся у него словарных и фразеологических запасов и сначала в 1861 - 1862 гг. выпустил свои «Пословицы русского народа», а затем приступил к изданию, словаря, включив в него и весь материал ранее опубликованных пословиц.

В «Толковом словаре» не все принадлежит Далю. Он использовал предшествовавшую ему лексикографическую работу «Словарь Академии Российской» и изданные Академией наук «Словарь церковно-славянского и русского языка» 1847 г. и «Опыт областного великорусского словари 1852 г. Но весь этот материал (по его подсчетам, около 120 тыс. слов) он существенно переработал и пополнил собранным им самим словарным материалом (по подсчетам самого Даля, около 80 тыс. слов).

Даль стремился к исчерпывающей, по возможности,полноте своего словаря. Он хотел, как сам выражался, «захватить все то, что среди нынешнего великорусского народа можно услышать или прочитать». Он поместил в словарь «слова, речи и обороты всех концов Великой Руси», оговаривая при этом, что делает это «не для безусловного включения их в письменную речь, а для изучения, знания и обсуждения их».

Словарь Даля богат не только словами, но и фразеологическими сочетаниями слов - пословицами, поговорками, народными прибаутками, загадками (всего их в словаре более 30 тыс.). Наконец, - и в этом особое своеобразие и ценность словаря- в него включен огромный этнографический материал: описание народных поверий, обычаев, отдельных сторон хозяйственной и культурной жизни русского народа.

Так уж случилось, что за действительно великими трудами В.И. Даля сегодня забытыми остаются его литературные и публицистическими произведения для взрослых и детей, его размышления о православной вере, о воспитании и грамотности. Между тем, современная ситуация в культуре и образовании снова делает востребованным наследие В.И. Даля.

Данный образовательный ресурс адресован школьникам старших классов и состоит из следующих разделов:

-

Основные жизни и творчества В.И. Даля;

- произведений В.И. Даля для детского и школьного чтения;

- презентация «Жизнь и творчество В.И. Даля».

Создание ресурса стало возможным благодаря поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, соглашение № 14.В37.21.0539.


Основные даты жизни и деятельности В.И. Даля.

22 ноября (10 ноября по старому стилю) 1801 г. Родился Владимир Иванович Даль в г. Лугани (современный Луганск , Украина).

1814-1819 гг. Учился в Морском кадетском корпусе , г. Петербург.

1819-1824 гг. После окончания Морского кадетского корпуса произведён в мичманы, служил на Черноморском флоте.

1823 г. Арест и суд за эпиграмму на командующего флотом адмирала А.С. Грейга .

1824-1825 гг. Служил на Балтийском флоте, г. Кронштадт .

1826-1829 гг. У ход в отставку, учёба в Дерптском (Тартуском) университете на медицинском факультете.

1827 г. Первая публикация двух стихотворений в журнале «Славянин».

1829-1832 гг. Служил армейским лекарем, принимал участие в турецкой кампании (награждён орденом Святой Анны ), боролся с чумой и холерой на Украине, участвовал в Польской кампании, (спас пехотный корпус: изобрёл плавучий мост для переправы через Вислу, за что был награждён Владимирским крестом с бантом и грамотой генерала Ридигера).

1830 г. Публикация повести «Цыганка» в журнале « Московский телеграф ».

1832-1833 гг. Служил о рдинатором в Военно-сухопутном госпитале в Петербурге.

1832 г. Выход п ервой книги «Русские сказки Казака Луганского. Пяток первый», знакомство с А.С. Пушкиным.

1833-1840 гг. Служил в Оренбурге чиновником особых поручений при военном губернаторе В.А. Перовском .

1833-1839 гг. Вышли в свет «Были и небылицы Казака Луганского».

1833г. 18-23 сент. Знакомил А.С. Пушкина с «обстоятельствами осады Оренбурга Пугачёвым», ездил с поэтом по местам восстания.

1838 г. Избран членом-корреспондентом Российской Академии наук по отделению естественных наук.

1839-1840 гг. Участвовал в Хивинском походе .

1840-1849 гг. Служил в Петербурге чиновником особых поручений, управляющим канцелярией при Министре внутренних дел и секретарём при министре уделов.

1845 г. Участие как члена- учредителя в открытии в собственном доме в Петербурге Русского географического общества .

1846 г. Вышли в свет «Повести, сказки и рассказы Казака Луганского».

1849-1859 гг. Служил в Нижнем Новгороде управляющим Удельной конторой.

1859 г. Ушёл в отставку, переехал в Москву, избран действительным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете.

1860 г. Общество любителей российской словесности начинает печатать Словарь В.И. Даля отдельными выпусками.

1861 г . Присуждение Золотой Константиновской медали за первые выпуски Словаря, вышло Полное собрание сочинений в 8-х томах.

1862 г. Издан сборник «Пословицы русского народа».

1863-1866 г. Издан «Толковый словарь живого великорусского языка» в 4-х томах.

В юности он служил на флоте и плавал на одном судне с великим адмиралом Нахимовым. Его университетским однокашником и другом был хирург Пирогов, считавший медицинские способности приятеля выдающимися. Заглянув однажды к Пушкину, он так разговорился с поэтом, что со временем стал одним из его лучших друзей и долгие годы общался с ним и его близкими.

Казак Луганский и «первый талант в русской литературе»

Как правило, школьные учебники рассказывают о Дале что-то вроде «за что не брался добрый молодец, все у него получалось!» - и, несмотря на некоторую «сказочность» подачи информации, в сущности, все действительно так и было. Не стали исключением и литературные опыты Даля, писавшего под псевдонимом Казак Луганский.

Первые стихотворения Владимира Ивановича были опубликованы в конце 1820-х годов в журнале А.Ф. Воейкова «Славянин». В 1830 году Даль пишет повесть «Цыганка», напечатанную тогда же в «Московском телеграфе», однако, главный успех на поприще литературы приходит к нему спустя еще 2 года.

В 1832 году он выпускает свою первую полноценную книгу - «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый».

Тираж меткой сатирической книги был изъят из продажи, однако, автору удалось сохранить несколько экземпляров, один из которых был подарен Пушкину. Пушкину труд Даля показался блестящим.

Деталь: Спустя еще несколько лет, в середине 40-х годов, критик Белинский назовет Даля «решительно первым талантом в русской литературе» после Гоголя.

Выговор и награда

Принимая участие в Русско-польской войне 1830-1831 годов, Даль выполнял не только свои прямые обязанности - выпускник медицинского факультета Дерптского университета, он приехал на войну в качестве врача - но и при первой возможности помогал «нашим» выпутываться из непростых ситуаций.

Однажды пехотный корпус, в котором служил Даль, был прижат польскими войсками к берегу Вислы. Силы были слишком неравны для того, чтобы вступить в бой, но и отступить за реку русские солдаты тоже не могли - единственный существовавший в том районе мост был заблаговременно сожжен поляками...

Именно в этот опасный момент на авансцене появляется Даль. Вспомнив свои инженерные навыки - а были у него и таковые - Владимир Иванович руководит работами солдат по сооружению временной переправы. Материалом для сбора мостика служат валявшиеся неподалеку пустые деревянные бочки. Спустя некоторое время русские войска без труда перебрались на другой берег Вислы, а вот полякам повезло значительно меньше. Как только польские войска дошли до середины моста, Даль взмахнул топором, разрубил скреплявшие мост канаты и вражеские офицеры, а следом за ними и кавалерия, мгновенно оказались в реке. Русский корпус был спасен от неминуемого поражения.

Прознав о подвиге врача, военное начальство проявило себя не лучшим образом - Далю объявили строгий выговор за неисполнение его прямых обязанностей - однако, реакция Николая I была куда более адекватной случившемуся - царь наградил героя боевым Владимирским крестом с бриллиантами и бантом.

Датские корни, лютеранство, православие

Сын датчанина Иоганна Кристиана фон Даля (Johan Christian von Dahl), Владимир Иванович Даль вслед за отцом всю свою жизнь принадлежал к лютеранской церкви, однако, незадолго до смерти все-таки перешел в православие - это случилось после того, как состояние здоровья ученого впервые стало вызывать серьезные опасения.

Несмотря на то, что Даль прожил большую часть жизни, будучи лютеранином, его душа всегда принадлежала именно России с ее культурой, традициями и религиозными нормами. Иначе говоря, он не чувствовал своей внутренней связи с лютеранской Данией - родиной своих предков. Вот что писал Владимир Иванович, впервые подплывая к датским берегам: "Когда я плыл к берегам Дании, меня сильно занимало то, что увижу я отечество моих предков, моё отечество. Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что отечество моё Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков..."

Даль и Пушкин

Да-да, это действительно так - Даль действительно был одним из лучших друзей великого поэта, хотя знакомство Даля с Пушкиным было в достаточной мере случайным для того, чтобы перерасти в крепкую дружбу.

Дело было так - изначально познакомить Даля с Пушкиным должен был Жуковский, но Даль "деликатно" забыл о предложении Василия Андреевича и предпочел представиться Пушкину самостоятельно. Навестив поэта в его съемной квартире на углу Гороховой и Морской, Даль подарил ему свою книгу со сказками - "Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый". Пушкин тут же начал листать книгу, и по всему было заметно, что труд Даля ему очень по душе. "Очень хорошо," - приговаривал поэт, листая "Сказки". Встреча затянулась.

В этот же вечер Даль рассказал Пушкину о том, что собирает слова живого народного языка и получил в ответ горячее одобрение этой затеи. "... сделайте словарь! Позарез нужен словарь живого разговорного языка! Да вы уже сделали треть словаря! Не бросать же теперь ваши запасы!" - убеждал Даля Пушкин. "Ваше собрание не простая затея, не увлечение. Это совершенно новое у нас дело. Вам можно позавидовать - у Вас есть цель..." - продолжал он.

И поэт убедил своего друга. Даль не бросил своего "нового дела": первое четырехтомное издание «Толкового словаря живого великорусского языка» вышло в свет в 1863-1866 годах. А дружба Даля и Пушкина продолжалась до самой смерти поэта в 1837 году.

Даль и медицина

Напомним - выпускник медицинского факультета Дерптского университета, Владимир Иванович Даль принимал участие в Русско-турецкой войне и Польском восстании 1830 года в качестве военного врача, однако, вероятно, самый трагический опыт на поприще медицины Даль приобрел спустя 7 лет - в год смерти Александра Сергеевича Пушкина.

Узнав о состоявшейся дуэли и ранении Пушкина, Даль приехал домой к поэту и принимал участие в его - увы, но безуспешном - лечении. Именно Даль вместе с домашним доктором Пушкина Иваном Спасским проводили вскрытие тела поэта.

Незадолго до смерти, Александр Сергеевич подарил Далю на память свой золотой перстень-талисман: "Бери, друг, мне уж больше не писать..." "Как гляну на этот перстень, хочется приняться за что-либо порядочное" - вспоминал Даль...

АВТОБИОГРАФИЯ

Владимир Иванович Даль родился 10 ноября 1801 года в городке Лугань Екатеринославской губернии. Псевдоним - Казак Луганский, беллетрист, этнограф, лексикограф. Отец его был обрусевший датчанин – многосторонне образованный богослов и медик. Мать – немка, тоже обрусевшая, владела пятью языками и дала своим детям превосходное домашнее образование. В семье говорили по-русски, и отечеством своим Даль всегда считал Россию.

Детство Даля прошло в Николаеве: туда отца перевели на должность главного доктора Черноморского флота. По настоянию отца тринадцатилетний Владимир поступил на учебу в Морской кадетский корпус, где за пять лет получил отменные знания по астрономии, геодезии, фортификации, навигации, географии, иностранным языкам, механике, и многим другим дисциплинам – моряков на Руси всегда учили на совесть!

После выпускных экзаменов бравого офицера определили на Черноморский флот. По дороге из Петербурга в Николаев Даль по странному наитию вдруг дает себе зарок на всю дальнейшую жизнь: стать исследователем народной жизни во всех ее проявлениях.

Чем же вознамерился заниматься Даль?

1. Собирать по пути все названия местных урочищ, расспрашивать о памятниках, преданиях и поверьях, с ними соединенных…

2. Разузнавать и собирать, где только можно, народные обычаи, поверья, даже песни, сказки, пословицы и поговорки и все, что принадлежит к этому разряду…

3. Вносить тщательно в памятную книжку свою все народные слова, выражения. Речения. Обороты языка, общие и местные, но неупотребительные в так называемом образованном нашем языке и слоге…

От своего выбора он не отступится все последующие 53 года, вплоть до кончины. даль толковый словарь русский

Прослужив на флоте несколько лет, Даль вышел в отставку и опять последовал примеру отца: закончил медицинский факультет Дерптского университета. Дипломированный лекарь был направлен в действующую армию – поначалу в Турцию, затем участвовал в польской кампании (1830-31 гг.). При переправе наших войск через Вислу он проявил особую храбрость и смекалку, распорядившись навести мост, со товарищи защищал его от наседавших мятежников, а затем самолично взорвал, когда наши войска уже переправились. За сей подвиг он получил от государя награду – Владимирский крест с бантом.

В 1832 году Даль поселился в Санкт-Петербурге, желая быть поближе к центру культурной жизни и решив заняться литературой. В северной столице он близко сошелся с Пушкиным, Гоголем, Крыловым, Жуковским, князем Одоевским. Первая его книга, «Русские сказки», была благосклонно принята читателями, однако вскоре ее запретили по вздорным цензурным придиркам. Понимая, что в дальнейшем печататься под своим именем будет затруднительно, Даль решил укрыться под псевдонимом. Через год выходит первая из четырех «Былей и небылиц казака Луганского». В этом псевдониме легко угадываются воспоминания о Лугани – родине Даля. Книга быстро сделала имя автора знаменитым.

Но вместо того, чтобы блистать в литературных салонах, молодой писатель опять круто меняет ход своей жизни: поступает служить чиновником особых поручений при оренбургском губернаторе В.А. Перовском. Даль жаждет продолжить давно начатое дело: собирать материалы для своего словаря живого великорусского языка. Конечно, Оренбург – окраина империи, страшная глухомань, зато здесь раздолье собирателю народных речений. Народ съехался сюда со всей матушки-Руси, а в казачьих войсках, помимо русских, служили башкиры, калмыки, татары, мордва. Казачьи крепости тянулись едва ль не на тыщу верст, и губернаторову посланцу случалось проводить в седле недели, месяцы.

Помимо новых слов, он записывал песни, сказки, загадки, поверья. Ходил по домам, расспрашивал о дедовских обычаях. О старинных ремесла

Иван Даль в Петербурге женился на Марии Христофоровне Фрейтаг, у них родились четверо сыновей:

Владимир;

Карл (род. 1802), до конца жизни прослужил на флоте, проживал и похоронен в Николаеве, детей не имел;

Павел (род. 1805), был болен чахоткой и по состоянию здоровья часто проживал вместе с матерью в Италии, где и похоронен в Риме, умер в ранней молодости, детей не имел;

Лев (?-1831), убит польскими повстанцами.

Мария Даль свободно владела пятью языками. Бабушка по материнской линии Владимира Ивановича - Мария Ивановна Фрейтаг - происходила из рода французских гугенотов де Мальи, занималась русской литературой. Известны её переводы на русский язык С. Геснера и А.В. Иффланда. Дед Христофор Фрайтаг - коллежский асессор, чиновник ломбарда. Был недоволен филологическим образованием будущего зятя и фактически вынудил его получить медицинское образование, поскольку считал профессию врача одной из немногих «доходных и практических профессий».

Дом семьи Далей в Луганске, сейчас дом-музей

Получив в 1814 году дворянство, Иван Матвеевич, старший лекарь Черноморского флота, получил право на обучение своих детей в Петербургском морском кадетском корпусе за казённый счёт.

В январе 1837 года, будучи наездом в Петербурге, Даль услыхал страшную весть: Пушкин на дуэли ранен смертельно. Он тут же помчался в дом на набережной Мойки, где провел рядом с умирающим великим поэтом его последнюю ночь: менял компрессы, утешал, как мог. Вспоминалось, как он сопровождал Пушкина у себя в Оренбурге по пугачевским местам, рассказывая и о своем собирательстве слов… На память от уже угасающего гения Даль получил перстень – талисман, с которым никогда потом не расставался.

В 1840 году оренбургский военный губернатор Василий Алексеевич Перовский вышел в отставку. Но своего даровитого чиновника особых поручений вельможа не забыл и рекомендовал его своему брату, министру внутренних дел. Так Даль опять оказался на жительстве в Петербурге. Последующие восемь лет были заполнены не только службой, но и обработкой обширного материала.

В сентябре 1845 года в доме у Даля прошло первое заседание Русского географического общества. По смыслу Владимира Ивановича, оно должно было всячески способствовать собиранию памятников быта и словотворчества. Вскоре во все концы России был разослан «Этнографический циркуляр» - руководство для описания « местных обрядов, поверий, рода жизни, семейного и домашнего быта простолюдина, пословицы, поговорки, присловия, похвалки, присказки, были, предания, загадки, скороговорки, причитания, песни, думы…простолюдинов язык в выражениях своих, оборотах, слоге, складе и в словах». И вскоре в столицу потекли ручейками подобные материалы, сливаясь в полноводную реку.

Казалось бы, ничего более и не требуется для «подпитки» уже обретшего зримые очертания «Далева словаря». И все же сам автор его страшно тосковал на брегах Невы по провинциальной жизни, по ее просторному складу и ладу. Именно поэтому в 1849 году он уехал (притом на целое десятилетие!) в Нижний Новгород, желая самолично собирать слова. Будучи управляющим удельной конторой (она ведала делами крестьян, закрепленных за царской семьей), Даль боролся с «невыносимым своевольством полиции», построил больницу, открыл училище для крестьянских девочек. Приходилось заниматься и врачеванием. «Всякий шел к нему со своею заботой: кто за лекарствами, кто за советом, кто с жалобой на соседа… И всем была помощь, писала в своих воспоминаниях дочь Даля. – И долго-долго после отъезда Владимира Ивановича в Москву крестьяне посылали ему поклоны».

В Москву Даль переехал, получив отставку «согласно прошению», и здесь завершал работу над словарем. Трудился он денно и нощно, порою приходя в уныние от непосильного, как ему казалось, замысла. И тогда в рукописи в качестве примера к тем или иным статьям словаря появлялись горькие присловья: «Словарь – труд натужный», «Тогда будет досуг, когда вон понесут!» - или совсем уж отчаянное: «За этой работой когда-нибудь без покаяния умрешь!»

И все-таки настал, настал пресветлый денек, когда было растолковано последнее слово! Теперь дело стало за типографией. Но вот закавыка: за сорок лет государевой службы честнейший Владимир Иванович не накопил денег на издание своего труда, опять-таки по пословице: « От трудов своих сыт будешь - богат не будешь». Слава богу, напечатать первые выпуски словаря помогло «Общество любителей российской словесности». А с девятого выпуска было объявлено, что дальнейшее печатание «предпринято на высочайше дарованные средства» - государь соизволил пожаловать 2500 рублей.

О том, с какой ответственностью Даль относился к своему детищу, говорит хотя бы то, что он самолично прочитал и выправил четырнадцать корректур – это свыше 34 тысяч страниц убористого текста!

В 1866 году, по выходе в свет всего «Далева словаря», Академия наук присудила его автору Ломоносовскую премию, а Географическое общество – Константиновскую золотую медаль. Чрез два года Даль был избран почетным членом Академии наук.

Однако более всех этих почестей радовался Владимир Иванович многочисленным письмам со всех концов державы: учителя, сослуживцы, студенты, чиновники, литераторы благодарили того, кто за полвека проделал, по существу, труд целой академии – возвел стройное и величественное здание Русского Языка, внес в него гармонию и ясность, освободив от заемных речений, церковнославянизмов. Неправильных, искаженных толкований. А главное, ввел в оборот несметное множество новых слов, отсутствующих в прежних словарях. Кстати, свою кропотливую работу Даль продолжал и после выхода словаря, готовя второе издание. Увы, оно появилось лишь через десять лет после кончины великого языковеда – он успокоился 22 сентября 1872 года.

За год до своей смерти Владимир Иванович – ну как не усмотреть здесь опять – таки волю Провидения! – получил свидетельства того, что его род по отцовской линии – отнюдь не датский, а чистейше русский.

Оказывается, предки Даля, богатые старообрядцы, вынуждены были при царе Алексее Михайловиче бежать из России в Данию, спасаясь от религиозных гонений.

Владимир Иванович с душевной радостью перешел из лютеранства в православие. Он и без того всю свою сознательную жизнь считал себя русским человеком, всю жизнь боролся с засильем чужеземных словес в нашем языке, был славянофилом почище иного славянина. И вот наконец наследовал родовое право отстаивать честь и достоинство нашей древней, великой речи.

В начале XX века профессор И.А. Бодуэн де Куртенэ, известный ученый, основатель казанской школы языкознания, предпринял третье издание уже знаменитого «Далева словаря». К тому времени жизнь русского народа значительно изменилась: возникли новые науки, новые ремесла, новые слова. «Из уважения к монументальному труду я понял свою редакторскую задачу прежде всего в усовершенствовании подробностей внешней отделки словаря, исправлении ошибок и включении слов, почему – либо пропущенных Далем, а также тех новых слов, которыми обогатился живой русский язык за последние годы», - писал Бодуэн де Куртенэ. Над третьим изданием он работал семь лет, добавив в словарь около 20 тысяч слов – и не выпустив ни единого из прежних.

Бодуэновская версия выходила в 1903-09 гг., а затем была повторена перед Первой мировой войной. Пятое издание «Словаря живого велико-русского языка» появилось лишь в 1955 году, оно повторяло второе, с небольшими исправлениями.

Затем, уже в наше время, вышло еще несколько репринтных, фототипических изданий версии Бодуэна де Куртенэ.

Но ведь наша страна уже почти целый век читает и пишет по новой орфографии. Поэтому словарь воспринимается многими как исторический памятник. Здесь среди знакомых букв значатся неведомые «ять», «пси», «фита», «ижица», «ер»… Но главная трудность состоит в нахождении нужного слова. Поди уразумей, почему «тень» надобно выискивать после слова «тысяча», «ездить» - после «щурить», «ведать» - после «вьюк», «зевать» - после «зырить», «Фекла – заревница» - после «ящик»? А все дело опять-таки в расположении букв старого алфавита! Кроме того, во всех прежних изданиях сплошь и рядом толкование одного слова рассыпано по разным гнездам, порою в разных томах. Не в этом ли разгадка непопулярности словаря среди широкого читателя?

Конечно, новую полноценную жизнь «Далеву словарю» могло бы дать только издание, учитывающие нынешнюю орфографию. Но, как видим, в XX столетии такая задача оказалась нашей академической науке не подсилу…

Первые годы жизни

Псевдоним «Казак Луганский», под которым Владимир Даль вступил в литературный мир в 1832 году, в честь своей родины - Луганска. Родиной считал не Данию, а Россию. В 1817 году во время учебного плавания кадет Даль посетил Данию, и позже вспоминал:

Когда я плыл к берегам Дании, меня сильно занимало то, что увижу я отечество моих предков, моё отечество. Ступив на берег Дании, я на первых же порах окончательно убедился, что отечество моё Россия, что нет у меня ничего общего с отчизною моих предков.

В 1833 году В.И. Даль женился на Юлии Андре (1816-1838). Пушкин был знаком с нею в Оренбурге. Её впечатления об оренбургских днях поэта переданы в письмах Е. Ворониной («Русский архив», 1902, № 8. С.658.). Вместе они переезжают в Оренбург, где у них родятся двое детей. Сын Лев родился в 1834-ом, дочь Юлия в 1838-ом (названа в честь матери). Вместе с семьёй был переведён чиновником особых поручений при военном губернаторе В. А. Перовском.

Овдовев, женился в 1840-ом году на Екатерине Львовне Соколовой (1819-1872), дочери героя Отечественной войны 1812 года. У них родятся три дочери: Мария (1841-1903), Ольга (1843-?), Екатерина (1845-?). Екатерина Владимировна напечатала воспоминания об отце (журнал «Русский вестник» (1878), альманах «Гостиный Двор» (1995))

Осенью 1871 года с Владимиром Ивановичем случился первый лёгкий удар, после чего он пригласил православного священника для приобщения к Русской православной церкви и дарования таинства святого причащения по православному обряду. Таким образом, незадолго до кончины Даль перешёл из лютеранства в православие.

22 сентября (4 октября) 1872 года Владимир Иванович Даль скончался и был похоронен на Ваганьковском кладбище, вместе с супругой. Позднее, в 1878-ом году, на том же кладбище был похоронен его сын Лев.

Могила В.И. Даля и его супруги Е.Л. Даль на Ваганьковском кладбище в Москве.

Учёба

Начальное образование получил на дому. В доме его родителей много читали и ценили печатное слово, любовь к которому передалась всем детям.

В возрасте тринадцати с половиной лет, вместе с братом Карлом, младшим его на год, поступил в Петербургский морской кадетский корпус, где обучался с 1814 по 1819 годы. Выпущен 2 марта 1819 года мичманом в Черноморский флот, двенадцатым по старшинству из восьмидесяти шести. Позднее учёбу описал в повести «Мичман Поцелуев, или Живучи оглядывайся» (1841).

После нескольких лет службы во флоте, в 20 январе 1826 года Владимир Даль поступил в Дерптский университет на медицинский факультет. Жил он в тесной чердачной каморке, зарабатывая на жизнь уроками русского языка. Спустя два года, в январе 1828 года В. И. Даль был зачислен в число казённокоштных воспитанников. По словам одного из биографов Даля, он погрузился в атмосферу Дерпта, которая «в умственном отношении побуждала к разносторонности». Здесь ему прежде всего пришлось усиленно заниматься необходимым в то время для учёного латинским языком. За работу на тему, объявленную философским факультетом, он получил серебряную медаль.

Учёбу пришлось прервать с началом в 1828 году русско-турецкой войны, когда в связи со случаями чумы в задунайской области - действующая армия потребовала усиления военно-медицинской службы. Владимир Даль досрочно «с честью выдержал экзамен на доктора не только медицины, но и хирургии». Тема его диссертации: «Об успешном методе трепанации черепа и о скрытом изъязвлении почек».

Сфера научной деятельности

Научная деятельность Владимира Даля обширна: врач, естествоиспытатель, лингвист, этнограф. Наибольшую славу ему принёс Толковый словарь живого великорусского языка.

«Толковый словарь» - главное детище Даля, труд по которому его знает всякий, кто интересуется русским языком. Когда толковый словарь живого великорусского языка был собран и обработан до буквы «П», Даль решил уйти в отставку и посвятить себя работе над словарём. В 1859 году он поселяется в Москве на Пресне в доме, построенном историографом князем Щербатовым, написавшим «Историю Российского государства». В этом доме прошёл заключительный этап работы над словарём, до сих пор непревзойдённым по своему объёму. Две цитаты, определяющие задачи, которые поставил перед собой Владимир Даль: «Живой народный язык, сберёгший в жизненной свежести дух, который придаёт языку стройность, силу, ясность, целость и красоту, должен послужить источником и сокровищницей для развития образованной русской речи». «Общие определения слов и самих предметов и понятий - дело почти не исполнимое и притом бесполезное. Оно тем мудрёнее, чем предмет проще, обиходнее. Передача и объяснение одного слова другим, а тем паче десятком других, конечно, вразумительнее всякого определения, а примеры ещё более поясняют дело».

В 1861 году за первые выпуски «Словаря» получил константиновскую медаль от Императорского географического общества, в 1868 году выбран в почётные члены Императорской академии наук, а по выходе в свет всего словаря удостоен ломоносовской премии.

Как блестящий военный врач Владимир Даль показал в ходе сражений русско-турецкой войны 1828-1829 и польской кампании 1831 года.

С марта 1832 года В.И. Даль служит ординатором в Петербургском военно-сухопутном госпитале и вскоре становится медицинскою знаменитостью Петербурга.

Биограф Владимира Даля П.И. Мельников пишет:

Здесь он трудился неутомимо и вскоре приобрёл известность замечательного хирурга, особенно же окулиста. Он сделал на своём веку более сорока одних операций снятия катаракты, и всё вполне успешно. Замечательно, что у него левая рука была развита настолько же, как и правая. Он мог левою рукой и писать и делать всё, что угодно, как правою. Такая счастливая способность особенно пригодна была для него, как оператора. Самые знаменитые в Петербурге операторы приглашали Даля в тех случаях, когда операцию можно было сделать ловчее и удобнее левою рукой

Позднее, оставив хирургическую практику, Даль не ушёл из медицины, пристрастившись особенно к офтальмологии и гомеопатии (одна из первых статей в защиту гомеопатии принадлежит Далю: «Современник» 1838, № 12).

Литературная деятельность

Первые опыты

Одно из первых знакомств с литературой едва не завершилось плачевно. С сентября 1823 по апрель 1824 В. И. Даль находился под арестом по подозрению в сочинении эпиграммы на главнокомандующего Черноморским флотом Грейга и его гражданскую жену Юлию Кульчинскую (Лию Сталинскую) - еврейку, дочь могилёвского трактирщика, после первого брака выдававшую себя за польку. .Был оправдан судом, после чего перевёлся из Николаева в Кронштадт.

В 1827 году журнал А.Ф. Воейкова «Славянин» публикует первые стихотворения Даля. В 1830-ом В. И. Даль выступает уже как прозаик, его повесть «Цыганка» печатает «Московский телеграф».

Признание

Прославили его как литератора «Русские сказки из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные Казаком Владимиром Луганским. Пяток первый» (1832 год). Ректор Дерптского университета решил пригласить своего бывшего студента, доктора медицины Даля на кафедру русской словесности. При этом книга была принята в качестве диссертации на соискание учёной степени доктора филологии, но она была отклонена в качестве диссертации как неблагонадёжная самим министром просвещения.

«…она напечатана самым простым слогом, вполне приспособленным для низших классов, для купцов, для солдат и прислуги. В ней содержатся насмешки над правительством, жалобы на горестное положение солдата и пр.»

Бенкендорф докладывает императору Николаю Первому. В октябре или начало ноября 1832 года, во время своего обхода в госпитале, где работал В.И. Даль, его арестовывают и привозят к Мордвинову. Тот сразу обрушивает на доктора площадную брань, тыча ему в лицо его книжку, и отправляет в тюрьму. Даля выручил Василий Жуковский, бывший тогда наставником сына Николая Первого, будущего освободителя крестьян императора Александра Второго. Жуковский описал наследнику престола всё происшедшее в анекдотическом свете, обрисовал Даля, как человека примерной скромности и больших способностей, упомянул о двух орденах и медали, полученных на войне. Наследник престола пошёл к отцу и смог убедить того, что власти в этой ситуации выглядят нелепо. И Николай приказал освободить Даля.

Тираж данной книги был изъят из продажи. Один из немногих оставшихся экземпляров Даль решил подарить А.С. Пушкину. Жуковский давно обещал их познакомить, но Даль, не дожидаясь его, взял «Сказки…» и пошёл сам - без всяких рекомендаций - представляться Александру Пушкину. Так началось их знакомство.

В 1833-1839 вышли в свет «Были и небылицы Казака Луганского». Активно сотрудничал в журнале «Сельское чтение».

Пушкин и Даль

А.С. Пушкин и В.И. Даль в виде святых Косьмы и Дамиана. Икона XIX в.

Их знакомство должно было состояться через посредничество Жуковского в 1832-ом году, но Владимир Даль решил лично представиться Александру Пушкину и подарить один из немногих сохранившихся экземпляров «Сказок…», вышедших недавно. Даль так писал об этом:

Я взял свою новую книгу и пошёл сам представиться поэту. Поводом для знакомства были «Русские сказки. Пяток первый Казака Луганского». Пушкин в то время снимал квартиру на углу Гороховой и Большой Морской. Я поднялся на третий этаж, слуга принял у меня шинель в прихожей, пошёл докладывать. Я, волнуясь, шёл по комнатам, пустым и сумрачным - вечерело. Взяв мою книгу, Пушкин открывал её и читал сначала, с конца, где придётся, и, смеясь, приговаривал «Очень хорошо».

Пушкин очень обрадовался такому подарку и в ответ подарил Владимиру Ивановичу рукописный вариант своей новой сказки «О попе и работнике его Балде» со знаменательным автографом: Твоя отъ твоихъ!

Сказочнику казаку Луганскому, сказочник Александр Пушкин

Пушкин стал расспрашивать Даля, над чем тот сейчас работает, тот рассказал ему всё о своей многолетней страсти к собирательству слов, которых уже собрал тысяч двадцать.

Так сделайте словарь! - воскликнул Пушкин и стал горячо убеждать Даля. - Позарез нужен словарь живого разговорного языка! Да вы уже сделали треть словаря! Не бросать же теперь ваши запасы!

Пушкин поддержал идею Владимира Ивановича составить «Словарь живого великорусского языка», а о собранных Далем пословицах и поговорках отозвался восторженно: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!» Пушкин вдруг замолчал, затем продолжил: «Ваше собрание не простая затея, не увлечение. Это совершенно новое у нас дело. Вам можно позавидовать - у Вас есть цель. Годами копить сокровища и вдруг открыть сундуки перед изумлёнными современниками и потомками!» Так по инициативе Владимира Даля началось его знакомство с Пушкиным, позднее переросшее в искреннюю дружбу, длившуюся до самой смерти поэта.

Через год, 18-20 сентября 1833-его В. И. Даль сопровождает А.С. Пушкина по пугачёвским местам. Пушкин рассказывает Далю сюжет «Сказки о Георгии Храбром и о волке». Вместе с Далем поэт объездил все важнейшие места пугачёвских событий. В воспоминаниях Владимира Даля:

Пушкин прибыл нежданный и нечаянный и остановился в загородном доме у военного губернатора В. Ал. Перовского, а на другой день перевёз я его оттуда, ездил с ним в историческую Берлинскую станицу, толковал, сколько слышал и знал местность, обстоятельства осады Оренбурга Пугачёвым; указывал на Георгиевскую колокольню в предместии, куда Пугач поднял было пушку, чтобы обстреливать город, - на остатки земляных работ между Орских и Сакмарских ворот, приписываемых преданием Пугачёву, на зауральскую рощу, откуда вор пытался ворваться по льду в крепость, открытую с этой стороны; говорил о незадолго умершем здесь священнике, которого отец высек за то, что мальчик бегал на улицу собирать пятаки, коими Пугач сделал несколько выстрелов в город вместо картечи, - о так называемом секретаре Пугачёва Сычугове, в то время ещё живом, и о бердинских старухах, которые помнят ещё «золотые» палаты Пугача, то есть обитую медною латунью избу. Пушкин слушал всё это - извините, если не умею иначе выразиться, - с большим жаром и хохотал от души следующему анекдоту: Пугач, ворвавшись в Берды, где испуганный народ собрался в церкви и на паперти, вошёл также в церковь. Народ расступился в страхе, кланялся, падал ниц. Приняв важный вид, Пугач прошёл прямо в алтарь, сел на церковный престол и сказал вслух: «Как я давно не сидел на престоле!» В мужицком невежестве своём он воображал, что престол церковный есть царское седалище. Пушкин назвал его за это свиньёй и много хохотал…

Вернулся домой и быстро написал «Историю Пугачёва». Признательный за помощь, он в 1835 году выслал в Оренбург три подарочных экземпляра книги: губернатору Перовскому, Далю и капитану Артюхову, который организовал поэту отличную охоту, потешал охотничьими байками, угощал домашним пивом и парил в своей бане, считавшейся лучшей в городе.

В конце 1836 года Даль приезжал в Петербург. Пушкин радостно приветствовал возвращение друга, многократно навещал его, интересовался лингвистическими находками Даля. Александру Сергеевичу очень понравилось услышанное от Даля, ранее неизвестное ему слово «выползина» - шкурка, которую после зимы сбрасывают ужи и змеи, выползая из неё. Зайдя как-то к Далю в новом сюртуке, Пушкин весело пошутил: «Что, хороша выползина? Ну, из этой выползины я теперь не скоро выползу. Я в ней такое напишу!» - пообещал поэт. Не снял он этот сюртук и в день дуэли с Дантесом. Чтобы не причинять раненому поэту лишних страданий, пришлось «выползину» с него спарывать. и здесь присутствовал при трагической кончине Пушкина.

Даль участвовал в лечении поэта от смертельной раны, полученной на последней дуэли, вплоть до смерти Пушкина 29 января (11 февраля) 1837 года. Узнав о дуэли Поэта, Даль приехал к другу, хотя родные не пригласили его к умирающему Пушкину. Застал погибающего друга в окружении знатных врачей. Кроме домашнего доктора Ивана Спасского поэта осматривал придворный лейб-медик Николай Арендт и ещё три доктора медицины. Пушкин радостно приветствовал друга и, взяв его за руку, умоляюще спросил: «Скажи мне правду, скоро ли я умру?» И Даль ответил профессионально верно: «Мы за тебя надеемся, право, надеемся, не отчаивайся и ты». Пушкин благодарно пожал ему руку и сказал облегчённо: «Ну, спасибо». Он заметно оживился и даже попросил морошки, а Наталья Николаевна радостно воскликнула: «Он будет жив! Вот увидите, он будет жив, он не умрёт!»

Под руководством Н.Ф. Арендта он вёл дневник истории болезни. Позже И.Т. Спасский вместе с Далем проводил вскрытие тела Пушкина, где Даль писал протокол вскрытия.

«Пуля пробила общие покровы живота в двух дюймах от верхней передней оконечности подвздошной кости правой стороны, потом шла, скользя по окружности большого таза, сверху вниз, и, встретив сопротивление в крестцовой кости, разбила её и засела где-нибудь поблизости». Дантес выстрелил на расстоянии 11 шагов крупнокалиберной свинцовой пулей. Пуля проскочила между тонкими и слепой кишкой «в одном только месте, величиной с грош, тонкие кишки были поражены гангреной. В этой точке, по всей вероятности, кишки были ушиблены пулей»

Владимиру Далю умирающий Александр Сергеевич передал свой золотой перстень-талисман с изумрудом со словами: «Даль, возьми на память». А когда Владимир Иванович отрицательно покачал головой, Пушкин настойчиво повторил: «Бери, друг, мне уж больше не писать». Впоследствии по поводу этого пушкинского подарка Даль писал поэту В.Одоевскому: «Как гляну на этот перстень, хочется приняться за что-либо порядочное». Владимир Иванович пытался вернуть его вдове, но Наталья Николаевна запротестовала: «Нет, Владимир Иванович, пусть это будет вам на память. И ещё я хочу вам подарить пробитый пулей сюртук Александра Сергеевича». Этот был тот самый сюртук-выползина. В воспоминаниях Владимира Даля.

Мне достался от вдовы Пушкина дорогой подарок: перстень его с изумрудом, который он всегда носил последнее время и называл - не знаю почему - талисманом; досталась от В.А. Жуковского последняя одежда Пушкина, после которой одели его, только чтобы положить в гроб. Это чёрный сюртук с небольшою, в ноготок, дырочкою против правого паха. Над этим можно призадуматься. Сюртук этот должно бы сберечь и для потомства; не знаю ещё, как это сделать; в частных руках он легко может затеряться, а у нас некуда отдать подобную вещь на всегдашнее сохранение [я подарил его М.П. Погодину].