Иоанн Павел II – это имя у большинства людей ассоциируется с образом Папы Римского. Можно сказать, что он на долгие годы задал своего рода тенденцию, создал в умах людей всего Мира устойчивое понимание того, каким должен быть человек руководящий католической частью христианского мира. И дело тут даже не в вере – в этой статье мы не будем касаться теологических вопросов. Дело в том, какой это был человек: который смог стать Римским Папой и остался Человеком.
27 апреля 2014 года произойдёт канонизация 264-го Папы Римского Иоанна Павла II. 30 сентября 2013 года Папа Франциск провел кардинальскую консисторию, в результате которой и было принято решение о канонизации – причислению к лику святых.
Кароль Юзеф Войтыла родился в Вадовицах недалеко от Кракова. С самого детства на воззрения будущего Римского Папы оказал влияние тот факт, что его мать Эмилия Качоровска была по происхождению Русинкой римскокатолического прихода. Кароль с детства уважал русский язык и русскую культуру, связанные с православной верой. Он был убежден, что христианство должно дышать двумя легкими - западным и восточным. Отец его, офицер армии польской Кароль Войтыла (Старший), в совершенстве владея немецким языком, обучал ему сына. У мальчика проявились способности к языку. Уже будучи юношей он бегло говорил на одиннадцати языках. Кроме польского он знал латинский, словацкий, русский, украинский, белорусский, немецкий, английский, французский, испанский, итальянский и португальский языки.
Юный Кароль Войтыла увлекался театральным искусством и хотел сделать актерскую карьеру. Попробовав свои силы в школьном драмтеатре, написал пьесу «Король-Дух». Но судьба приготовила ему совсем другую роль. Еще в юности Кароль Войтыла решил посвятить себя служению Богу. Спустя годы это привело его к Папскому престолу. 16 октября 1978 года Кароль Войтыла в возрасте 58 лет навсегда входит в мировую историю как Римский Папа Иоанн Павел II.

Чудо единения

Это был необычный папа. Иоанн Павел II старался быть проще, всегда стремясь подчеркнуть роль, обозначенную в папском титуле – «раб рабов Божьих». Он отказался от коронации, заменив её на интронизацию, о себе говорил «я», а не «мы». Митру носил редко, чаще на его голове была белая шапочка - пилеолус. Он заменил роскошные папские ботинки из красной кожи на коричневые кожаные полуботинки, сделанные в родной Польше, убрал из облачения маццетту. Он не просто старался быть скромным – он был таковым: «Мне неудобно как-то. Президент стоит, кардинал стоит, а я сижу».
Он встречался с теми, с кем встреча Папы Римского до него казалась делом невероятным. Он стирал границы непонимания, призывая к миру во всем мире: «Излечите раны прошлого любовью. Пусть общее ваше страдание не ведет к разрыву, пусть оно приведет к чуду единения.»
Кроме разносторонних увлечений, Иоанн Павел II был выдающимся мыслителем, миротворцем. Во многом он был первым.

Быть первым

Иоанн Павел II – первый Папа не итальянского происхождения. Он был первым славянином, который стал Папой. Для Польши это было время духовного сплочения и подъема. Сейчас в Польше сложно найти населенный пункт, где именем Иоанна Павла II не названа улица, площадь или рондо.
Иоанн Павел II в 1979 году принимает у себя министра иностранных дел СССР Андрея Громыко. Все знали об отношении папы к идеологии коммунизма и о том, что у Ватикана и СССР не было на тот момент дипотношений, а отношение компартии к католицизму тоже оставляло желать лучшего. Но 24 января 1979 года эта встреча состоялась, что стало беспрецедентным историческим фактом.
2 июня того же года Иоанн Павел II впервые в роли главы Римско-католической церкви прибыл на родину – в Польшу.
Череду исторических визитов продолжила королева Англии Елизавета II, являющаяся еще и главой Англиканской церкви. В 1980 году Елизавета II первой из британских монархов нанесла государственный визит в Ватикан. Также она пригласила Иоанна Павла II посетить Англию с пастырским визитом.
В декабре 1983 года Иоанн Павел II стал первым Римским Папой, посетившим лютеранскую церковь в Риме.
В 1986 году, 13 апреля понтифик посещает синагогу. Приветствуя иудеев, он назвал их «старшими братьями».
В 1989 году – снова беспрецедентная встреча. 1декабря впервые папа римский принимает в Ватикане советского лидера - Михаила Горбачева. Всем было известно о насаждаемых атеистических настроениях в коммунистическом обществ. И эта встреча стала началом стирания границ. Отношения СССР и Ватикана сдвинулись с мертвой точки, в Союзе начала свое возрождение католическая церковь. Уже через 4 месяца - 15 марта 1990 года –между Ватиканом и СССР установились официальные дипломатические отношения.
Иоанн Павел II повлиял и на процесс снятия «железный занавес». 1 августа 1991 года более сотни тысяч молодых людей по внутригражданским паспортам, без виз и разрешений, отправились в Польшу для встречи с Иоанном Павлом II, где он пребывал с пасторским визитом.
Первым в истории католической церкви глава католической церкви извинялся за своих братьев и за всю католическую церковь. Речь идет о событии, произошедшем 21 мая 1995 года. Иоанн Павел II просит прощения за всё зло, причиненное католиками представителям иных конфессий.
21 января 1998 года своим визитом на Кубу Иоанн Павел II меняет отношение к церкви в этой стране. Также с его приездом на Кубе разрешают праздновать Рождество. При встрече с Фиделем Кастро папа передал ему документ с именами 302 политзаключенных, некоторых из которых власти Кубы отпустили. Исторический визит был ознаменован также мессой на площади Революции Гаваны при скоплении более миллиона кубинцев.
12 марта 2000 года Иоанн Павел II во время традиционной мессы публично покаялся в грехах членов католической церкви. Папа просил прощения за религиозные войны и церковные расколы, за «презрение, акты враждебности и умолчания» по отношению к евреям, за насильственную евангелизацию Америки, за дискриминацию по национальному и половому признаку, за грехи деятелей церкви, за проявления социальной и экономической несправедливости. Никогда еще в истории человечества ни одна религия или конфессия не каялась и не просила у всех прощения, как это сделал Иоанн Павел II.
В 2000 году Иоанн Павел II посещает с папским визитом Израиль, где совершает молитву у Стены плача в Иерусалиме. 6 мая того же года происходит еще одно историческое событие. Впервые за всю историю папа римский посещает мечеть. Произошло это в Дамаске.
5 ноября 2003 года Иоанн Павел II принял в Ватикане Президента Владимира Путина.
Иоанн Павел II, удивительный и миролюбивый Папа Римский, считал, что будущее за крепкими и здоровыми связями между людьми всего мира вне зависимости от конфессии. Он своим примером показывал, что нужно с неизменным уважением относиться ко всем религиям. Он был против всякого насилия и всегда выступал за мир и совершенствование этого мира путем самосовершенствования каждого из нас: «Настоящая цивилизация не зиждется на силе. Она есть плод побед над самим собой, над силами несправедливости, эгоизма и ненависти, которые в состоянии обезобразить обличие человека.»

Быть Человеком и остаться в памяти

Ему удалось стать живой иконой, вдохновителем для многих людей. Его образ стал отражением самой сути пути к миру. Его портреты печатались на футболках, которые с удовольствием носила молодежь. Он, как и многие известные люди, становился объектом сатиры, но в отношении него она всегда была положительной. Возможно, это от того, что, став папой Иоанном Павлом II, он остался и человеком. Человеком, не отгородившимся роскошью, красным плащом и белой сутаной, а человеком, который был близок к таким же, как он:
«Человек велик не через то, что он что-то имеет, а через то, кем он является; не через то, что у него что-то есть, а через то, чем он делится с другими.»
Он любил горы и во время пастырских визитов в родную Польшу старался посещать их. В Татрах недалеко от Закопане есть пеший маршрут, носящий имя Иоанна Павла II. Он приезжал в Татры с детства. Сначала с отцом и братом. Это было в начале 30-х годов ХХ века. С 1950 приезжал туда как кзендз. Встретить его можно было не только в Татрах, но и в Пьенинах и в Бескидах. Понтифик любил Татры. Писал о них так: «Здесь с исключительной силой играет синевой небо, проявляется зелень лесов и долин, серебристость озер и горных потоков. Тут пение птиц звучит особенно знакомо, по-польски.»
Иоанн Павел II прекрасно катался на горных лыжах и однажды признался:
«Все же один предмет роскоши у меня имеется. Это Head Giant Slalom 195!»
Именно таким – простым, близким, открытым и стремящимся к миру во всем мире запомнится людям Кароль Войтыла - человек, ставший Папой Римским и оставшийся человеком. Его земная жизнь была удивительным примером того, что каждый человек с помощью добра и доброй воли может сделать вещи, которые многим кажутся чудом. Сам он говорил о себе: «Многие пытаются понять меня снаружи. А понять меня можно только изнутри». «Я верю, что чем больше любишь, тем больше делаешь. Любовь, которая ничего не делает, а является только чувством, я даже не могу назвать любовью».
Для принятия решения о канонизации требовалось доказанное чудо, произошедшее с кем либо от молитвы, обращенной к Блаженному Иоанну Павлу II. Такое чудо произошло с женщиной из Коста-Рики. Молясь Иоанну Павлу II, она победила тяжелое заболевание головного мозга.

«Я искал вас, теперь вы меня нашли!»

10 интересных фактов о жизни Иоанна Павла II

Ответ редакции

16 октября 1978 года Иоанн Павел II стал первым Папой Римским неитальянского происхождения за последние 455 лет (Адриан VI , ставший папой в 1523 году, был голландцем по рождению), одним из самых молодых понтификов в истории церкви и первым папой славянского происхождения. Его понтификат стал третьим по продолжительности после Святого Петра и блаженного Пия IX .

Папа Римский, не носивший тиару

Сразу после избрания главой Римско-католической церкви Иоанн Павел II продемонстрировал, что не собирается быть похожим на своих предшественников: он отказался от церемонии коронации, не стал носить папскую тиару и всегда подчёркивал роль, обозначенную в титуле папы как Servus Servorum Dei («раб рабов Божьих»). Говоря о себе, Иоанн Павел II использовал местоимение «я» вместо «мы», как это принято у царствующих особ, в т. ч. предыдущих глав Ватикана.

Первый поляк в истории, который стал Папой Римским

Кароль Юзеф Войтыла родился 18 мая 1920 года в польском городе Вадовице около Кракова. Он был младшим из троих детей в семье поручика Кароля Войтылы и учительницы Эмилии Качоровской. Когда Каролю исполнилось 8 лет, умерла его мать, четыре года спустя умер его старший брат. В 1938 году Войтыла вместе с отцом переехал в Краков, поступил в Ягеллонский университет, где изучал философию и различные языки. Он выступал в театральных группах, посещал занятия по риторике и писал стихи. В это время расцвёл его талант к языкам: он бегло разговаривал на 12 языках.

Во время немецкой оккупации он оставил учёбу и работал в каменоломне, а потом на химическом заводе, чтобы избежать депортации на работы в Германию. В 1941 г. умирает его отец; «В 20 лет я уже потерял всех, кого любил», — впоследствии скажет об этом сам Иоанн Павел II. После смерти отца он начал серьёзно задумываться о жизни служителя церкви. В октябре 1942 года он постучал в дверь Епископского дворца в Кракове и попросил взять его учиться на священника. В подпольной семинарии Кароль оставался до конца войны, а 1 ноября 1946 года Войтыла был рукоположён в священники и был переведён в Рим для продолжения богословского образования. В 1948 г. он вернулся в Польшу, а в 1953 году защитил на богословском факультете Ягеллонского университета диссертацию, после чего приступил к преподавательской работе.

Визит в кармелитскую церковь Посещения Пресвятой Девы Марии в Кракове — начало июня 1967 года, незадолго до своего назначения кардиналом. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1958 году отец Войтыла был рукоположён в сан епископа и в 1962-1964 гг. принимал участие во всех четырёх сессиях Второго Ватиканского Собора, проявив себя одним из активных его участников. Благодаря этой работе, в январе 1964 года был возведён в сан архиепископа, митрополита Краковского. В 1967 году папа Павел VI возвёл его в кардиналы-священники. В августе 1978 года Кароль Войтыла участвовал в конклаве, избравшем папу Иоанна Павла I, но избранный папа скончался всего через 33 дня. В октябре состоялся ещё один конклав, на котором Войтыла был избран папой и при восшествии на престол принял имя своего предшественника, став Иоанном Павлом II.

Консерватор, антикоммунист, миротворец

Иоанн Павел II считается одним из самых влиятельных лидеров XX века. Он проявил себя непримиримым борцом против коммунистических идей. Когда в 1989 году в Ватикане папа впервые провёл встречу с руководителем СССР Михаилом Горбачёвым, биограф Иоанна Павла II Джордж Ваагель так охарактеризовал её: «Визит Горбачёва в Ватикан стал актом капитуляции атеистического гуманизма как альтернативы развития человечества». Будучи убеждённым консерватором, Иоанн Павел II решительно осуждал популярную у католиков Латинской Америки «теологию освобождения» и, в частности, отлучил от церкви священника Эрнесто Карденаля, вошедшего в состав социалистического сандинистского правительства Никарагуа.

Иоанн Павел II был ярым противником абортов и средств контрацепции. В 1994 году Ватикан сорвал принятие ООН резолюции по поддержке планирования семьи. Понтифик также решительно выступал против гомосексуальных браков и эвтаназии, против рукоположения женщин в священники и поддерживал целибат. Одновременно с этим он доказал способность католической церкви развиваться вместе с научно-техническим прогрессом, признал с оговорками теорию эволюции и даже назначил покровителем Интернета святого Исидора Севильского.

Понтифика не раз обвиняли в излишней политизации Ватикана, указывая на его чрезмерную миротворческую деятельность. В 1982 году, во время войны за Фолклендские острова, он посетил и Великобританию, и Аргентину, призвав страны к миру. В 1991 году папа осудил войну в Персидском заливе, а в 2003 году — вторжение в Ирак.

Папа, протянувший руку другим церквям

Иоанн Павел II стал первым папой, который начал искать примирения с другими религиями. Символом этого стал Всемирный день молитв о мире, состоявшийся в Ассизи (Италия) 27 октября 1986 года, где 47 делегаций от различных христианских конфессий, а также представители 13 иных религий провели общую молитву.

Впервые с момента отделения англиканской церкви Иоанн Павел II встретился с архиепископом Кентерберийским и совершил совместное богослужение. В 2001 году он впервые начиная с раскола христианской церкви на католическую и православную в 1054 году посетил православную Грецию.

В августе 1985 года папа выступил в Марокко перед пятидесятитысячной аудиторией молодых мусульман с призывом к миру и единству между людьми и народами. В апреле 1986 года папа впервые в истории посетил синагогу, где произнёс фразу, ставшую одним из его наиболее цитируемых высказываний: «Вы — наши возлюбленные братья и, можно сказать, наши старшие братья». В 2000 году Иоанн Павел II посетил Иерусалим и коснулся Стены плача, а также побывал в мемориале Яд ва-Шем. 6 мая 2001 года Иоанн Павел II совершил молитву о мире в Дамаске и вошёл в мечеть Омейядов.

Покаяния за преступления времён крестовых походов и инквизиции

Будучи наместником Святого Престола, Иоанн Павел II принёс покаяние многим пострадавшим от рук Римско-католической церкви, в том числе за преступления времён крестовых походов и инквизиции. Никогда в истории человечества ни одна религия или конфессия не приносила подобного покаяния. Папа обнародовал извинения за более чем 100 преступлений, в том числе:

Иоанн Павел II также публично извинился за церковные расколы и религиозные войны, презрение по отношению к евреям, насильственную евангелизацию Америки, дискриминацию по половому и национальному признаку, проявления социальной и экономической несправедливости.

20 ноября 2001 года понтифик принёс извинения за случаи сексуального насилия в католической церкви, за «украденные поколения» детей аборигенов в Австралии и за поведение католических миссионеров в колониальные времена в Китае.

Апостольские визиты

Понтифик запомнился многим и как самый активно путешествующий папа. Он совершил свыше 200 пастырских поездок, в том числе 104 зарубежных путешествия, преодолев путь в 1 167 000 км — это более чем в три раза превышает расстояние от Земли до Луны. В ходе этих визитов он посетил 1022 города в 130 странах на всех континентах и провёл за пределами Ватикана в общей сложности более 822 суток.

Чаще всего он посещал Польшу, США и Францию, а также Испанию и Мексику. Эти поездки были призваны укрепить позиции католицизма и установить связи католиков с другими религиями, в первую очередь, с исламом и иудаизмом. Посещение России так и осталось несбывшейся мечтой Иоанна Павла II.

Покушение на площади Святого Петра

Жизнь Иоанна Павла II не раз была под угрозой. 13 мая 1981 он был тяжело ранен в результате покушения на площади Святого Петра. Член турецкой ультраправой группировки «Серые волки» Мехмет Али Агджа, попавший в Италию после побега из турецкой тюрьмы, ранил понтифика в живот и был арестован на месте. Два года спустя папа навестил находящегося в тюрьме Али Агджу, сказав, что «говорил с ним, как с братом, которого я простил и который имеет моё полное доверие».

Самой скандальной версией этого покушения была причастность к нему КГБ СССР через спецслужбы Болгарии. В 1984 году Агджа дал показания, согласно которым итальянская прокуратура предъявила обвинения трём гражданам Болгарии и трём гражданам Турции. Впоследствии все, кроме Агджи, были оправданы за отсутствием улик, а члены комиссии по расследованию спустя время заявили, что руководители СССР были инициаторами устранения Иоанна Павла II. Это мнение было основано на информации бывшего начальника архивного отдела КГБ СССР Василия Митрохина, бежавшего в Великобританию в 1992 году. Однако вскоре специальная комиссия была распущена. Её обвинили в клевете, а доклад в подтасовках, призванных очернить социалиста Романо Проди — соперника Берлускони на предстоящих выборах. В 2005 году Али Агджа дал новые показания и заявил, что к покушению были причастны некие ватиканские кардиналы.

До самой смерти Иоанн Павел II поддерживал контакты с семьёй Агджи. Встречался с его матерью и братом. Сам Агджа покаялся в преступлении и неоднократно просил прощения у понтифика, а после кончины папы называл его своим духовным учителем. Срок тюремного заключения Али Агджи истёк в январе 2010 года. После выхода из тюрьмы он выразил желание переселиться в Польшу, на родину папы, в том числе, по причине своего перехода в католичество.

Тело Иоанна Павела II в соборе Святого Петра. Фото: Commons.wikimedia.org

Причисление к лику блаженных и святых

После смерти Иоанна Павла II многие говорили о том, что папа достоин быть причисленным к лику блаженных и святых. В латинской традиции установлены для этого необходимые требования: сочинения должны соответствовать учению Церкви, проявленные добродетели должны быть исключительными, а факты чуда должны быть подтверждены документально или свидетельскими показаниями. 1 мая 2011 года папа Бенедикт XVI причислил Иоанна Павла II к лику блаженных. Утверждается, что Иоанн Павел II исцелил от болезни Паркинсона французскую монахиню Мари Симон-Пьер. А в этом году конгрегация по канонизации святых Святого Престола сделала заявление, что необходимое для канонизации второе чудо при содействии понтифика произошло 1 мая 2011 года. Комментариев о характере чудесного явления Ватикан пока не сделал, но предполагается, что чудо произошло в Коста-Рике с больной женщиной, которая исцелилась от тяжёлой болезни головного мозга благодаря молитвам покойному Иоанну Павлу II.

Процедура канонизации Папы Римского произойдёт 27 апреля 2014 года. Действующий глава Римско-католической церкви папа Франциск подписал об этом соответствующий документ. В истории католицизма — это самое быстрое причисление к лику святых: с момента смерти прошло всего 8 лет.

Иоанн Павел II

Иоанн Павел II в начале понтификата.
Репродукция с сайта http://monarchy.nm.ru/

Иоанн Павел II (Кароль Войтыла), 1978.10.16 - 02.04.2005

Иоанн Павел II, Папа Римский
Ioannes Paulus Secundus
Мирское имя: Кароль Юзеф Войтыла
Происхождение: Вадовице (Польша)
Годы жизни: 18 мая 1920 - 2 апреля 2005
Годы понтификата: 16 октября 1978 - 2 апреля 2005
Отец: Кароль Войтыла - старший
Мать: Эмилия Качоровска

Кароль Юзеф Войтыла родился в городе Вадовице, в южной Польше, в семье бывшего офицера австрийской армии. Он был младшим из двух детей Кароля Войтылы-старшего и Эмилии Качоровской, которая умерла, когда будущему папе было всего девять лет. Не достигнув 20-летнего возраста, Кароль Войтыла-младший остался круглым сиротой. Кароль успешно учился. Окончив лицей в 1938, накануне Второй мировой войны он поступил на философский факультет Ягеллонского университета в Кракове. Тогда же Кароль стал членом театрального кружка "Студия 38". Во время немецкой оккупации, чтобы избежать угона в Германию, он оставил учёбу и работал в каменоломне близ Кракова, а потом перешёл на химический завод. В 1942 Кароль Войтыла записался на общеобразовательные курсы подпольной Краковской духовной семинарии. Тогда же он стал одним из инициаторов действовавшего подпольно "Рапсодического театра". В 1944 архиепископ Краковский кардинал Стефан Сапега по соображениям безопасности перевёл Войтылу вместе с другими "нелегальными" семинаристами на работу в епархиальное управление в архиепископском дворце, где Кароль остался до конца войны. Ещё в юности он стал полиглотом и достаточно бегло разговаривал на девяти языках - на родном польском, словацком, русском, итальянском, французском, испанском, португальском, немецком и английском. А также, разумеется, знал латынь.

1 ноября 1946 Кароль Войтыла был рукоположен в священники и через несколько дней отправился в Рим для продолжения богословского образования. В 1948 в папском университете "Ангеликум" он защитил докторскую диссертацию по произведениям испанского мистика XVI века, реформатора ордена кармелитов, св. Иоанна Креста. Затем вернулся в Польшу, где его назначили помощником настоятеля прихода в Неговице, близ Гдова. Академический сенат Ягеллонского университета в Кракове признал действительным полученный Войтылой в Риме диплом и удостоил его докторского звания. В 1953 Войтыла защитил на богословском факультете Ягеллонского университета в Кракове диссертацию о возможности обосновать христианскую этику, исходя из этической системы немецкого философа Макса Шелера. Позднее Кароль Войтыла стал профессором этики и нравственного богословия в Краковской духовной семинарии и на богословском факультете Люблинского университета. 4 июля 1958 по назначению папы Пия XII отец Войтыла стал викарным епископом Краковского архиепископства и 28 сентября 1958 был рукоположен в сан епископа. Между 1962 и 1964 годами он принимал участие во всех четырёх сессиях Второго Ватиканского Собора, созванного папой Иоанном XXIII , являясь одним из самых молодых его участников. Благодаря этой работе спустя год он был рукоположен в сан архиепископа, митрополита Краковского. 28 июня 1967 папа Павел VI сделал его кардиналом. В августе 1978, после смерти Павла VI , Кароль Войтыла участвовал в конклаве, избравшем папу Иоанна Павла I , однако тот скончался всего через 33 дня после избрания. В октябре состоялся ещё один конклав. Его участники оказались расколоты на сторонников двух претендентов-итальянцев - Джузеппе Сири, архиепископа Генуи, известного своими консервативными взглядами, и более либерального Джованни Бенелли, архиепископа Флоренции. В конечном итоге Войтыла стал компромиссным кандидатом и был избран папой. При восшествии на престол Войтыла принял имя своего предшественника и стал Иоанном Павлом II. Он стал первым папой-поляком и первым неитальянцем с 1523 г.

Как и его предшественник, Иоанн Павел II попытался упростить свою должность, лишив её многих королевских атрибутов. В частности, говоря о себе, он использовал местоимение "я" вместо "мы", как это принято у царствующих особ. Папа отказался от церемонии коронации, проведя вместо нее простую инаугурацию. Он не носил папскую тиару и всегда стремился подчеркнуть роль, которая обозначена в титуле папы, Servus Servorum Dei (раб рабов Божьих).

В семье бывшего офицера австрийской армии. Не достигнув 20-летнего возраста, Кароль Войтыла остался круглым сиротой.

Папа Римский

Как и его предшественник, Иоанн Павел II попытался упростить свою должность, лишив её многих королевских атрибутов. В частности, говоря о себе, он использовал местоимение "я" вместо "мы", как это принято у царствующих особ. Папа отказался от церемонии коронации, проведя вместо нее простую инаугурацию. Он не носил папскую тиару и всегда стремился подчеркнуть роль, которая обозначена в титуле папы, Servus Servorum Dei (раб рабов Божьих).

В г. Иоанн Павел II впервые встретился с министром иностранных дел СССР А.А. Громыко. Это было беспрецедентное событие, учитывая отсутствие дипломатических отношений между Советским Союзом и Ватиканом . 1 декабря г. папа встретился с советским лидером М.С. Горбачевым, а уже 15 марта г. были установлены дипломатические отношения между СССР и Ватиканом.

25 января г. начался визит папы в Мексику. Это была первая из 104 зарубежных поездок понтифика. Летом г. Иоанн Павел II посетил родную Польшу. Его избрание главой Римско-католической церкви стало духовным толчком к борьбе поляков против коммунистического режима и к появлению движения "Солидарность". Позже папа посещал родину еще семь раз, но никогда не давал повода обвинить себя в подстрекательстве оппозиции к перевороту.

13 мая года на римской площади св. Петра на Иоанна Павла II совершил покушение член турецкой ультраправой группировки "Серые волки" Мехмет Али Агджа. Агджа ранил Иоанна Павла II в грудь и руку и был схвачен. В папа навестил находящегося в заключении Агджу, приговорённого к пожизненному заключению. О чем именно они разговаривали, до сих пор остается тайной, но папа сообщил журналистам, что простил Агджу. В г. Агджа дал показания о том, что покушение было организовано болгарскими и советскими спецслужбами. Были арестованы трое болгар и трое турок, якобы причастных к покушению, но за неимением улик были отпущены. Позже по просьба папы Агджа был помилован итальянскими властями и передан турецким органам правосудия. В Агджа заявил, что к покушению были причастны некие ватиканские кардиналы. 2 марта были опубликованы выдержки из доклада комиссии итальянского парламента, занимавшейся расследованием обстоятельств покушения на Иоанна Павла II. Глава комиссии сенатор Паоло Гуцанти сообщил журналистам о причастности руководства СССР к устранению Иоанна Павла II. Доклад основан на информации, опубликованной бывшим начальником архивного отдела КГБ СССР Василием Митрохиным, бежавшим в Великобританию в 1992 году.

Экуменическая деятельность

Иоанн Павел II активно шел на контакты с представителями других конфессий. В Ватикан с государственным визитом посетила английская королева Елизавета II (она же глава англиканской церкви). Это был исторический визит, учитывая, что многие столетия британские монархи и римские понтифики были непримиримыми врагами. Елизавета II первой из британских монархов посетила Ватикан с государственным визитом и даже пригласила папу в Великобританию с пастырским визитом к 4 млн. британских католиков.

В г. папа римский встретился с архиепископом Кентерберийским и совершил совместное богослужение.

В августе по приглашению короля Хассана II папа выступил в Марокко перед пятидесятитысячной аудиторией молодых мусульман. Он говорил о непонимании и вражде, которые существовали ранее в отношениях христиан и мусульман, и призывал к установлению "мира и единства между людьми и народами, составляющими на Земле единое сообщество".

В апреле папа впервые в истории католической церкви переступил порог синагоги, где, сидя рядом с верховным раввином Рима, произнёс фразу, ставшую одной из наиболее цитируемых его высказываний: "Вы - наши возлюбленные братья и, можно сказать, наши старшие братья".

В октябре в Ассизи состоялась первая межрелигиозная встреча, когда на приглашение понтифика обсудить проблемы межконфессиональных отношений откликнулись 47 делегаций от различных христианских конфессий, а также представители 13 иных религий.

6 мая г. в Дамаске Иоанн Павел II первым из понтификов посетил мечеть.

7 мая г. Иоанн Павел II впервые посетил православную страну, Румынию . В г. папа посетил с официальным визитом Грецию , впервые с 1054 г., когда Западная Церковь откололась от Восточной.

Покаяние за ошибки

Иоанна Павла II в ряду его предшественников выделяют уже одни только покаяния за ошибки, совершённые некоторыми католиками в ходе истории. Ещё во время Второго Ватиканского собора в, а в январе принял решение открыть архивы инквизиции.

12 марта в ходе традиционной воскресной мессы в соборе Святого Петра Иоанн Павел II публично покаялся в грехах католической церкви. Он просил прощения и признал вину церкви за восемь грехов: преследование евреев, раскол церкви и религиозные войны, крестовые походы и оправдывающие войну теологические догматы, презрение к меньшинствам и бедным, оправдание рабства.

Иоанн Павел II признавал обвинения в адрес католической церкви - в частности, в молчании во время событий Второй мировой войны и холокоста, когда католические священники и епископы ограничились спасением евреев и других преследуемых нацистами людей.

Болезнь и кончина

В середине 1990-х годов здоровье Иоанна Павла II начало ухудшаться. В г. ему была удалена опухоль в кишечнике. 29 апреля он упал, поскользнувшись в ванной, и сломал шейку бедра. С этого же времени он начал страдать болезнью Паркинсона. Несмотря на телесную немощь, он продолжал совершать зарубежные поездки.

В феврале г. папа был госпитализирован с острым ларинготрахеитом, и ему была сделана трахеотомия. Но, даже выписавшись из больницы, он не смог принять участие в богослужениях на страстной неделе и не смог произнести ни слова во время традиционного обращения к верующим после Пасхальной мессы.

Сразу же после смерти папы католики всего мира начали призывать Ватикан объявить его святым. Бенедикт XVI начал процесс его беатификации, пренебрегши правилом, согласно которому со дня смерти человека должно пройти не менее пяти лет.

Вслед за папой-поэтом-гуманистом папский престол занял племянник Евгения IV кардинал Пьетро Барбо, взявший имя Павла II (1464-1471); это был снова папа-антигуманист. Новый папа был подлинным венецианцем: он любил помпу, был ловким дипломатом, но подозрительным по натуре, суровым, расчетливым человеком. При принятии окончательного решения на конклаве в одинаковой мере сыграли роль два момента: обещание Пьетро Барбо начать крестовый поход против турок и обещание созвать вселенский собор.


При Павле II, который был, можно сказать, недосягаемым (очень редко проводил слушания советников и высших священнослужителей), папское достоинство обрело внешнюю помпезность Ренессанса. Павел II любил красоту, но не признавал в ней человеческого начала, однако сам был в восторге от собственной красоты. Вообще говоря, внешняя помпа стала в этот период органической частью католического культа. На место духовной, религиозной жизни, на место веры, идущей из самой глубины души, пришла внешняя помпезность церковных обрядов. У этой помпы сложились и популистские разновидности.



Для широких народных масс отнюдь не гуманисты, а по-прежнему церковь означала культуру, праздничность, развлечения. Возможности для этого предоставляли становившиеся все более красочными и щедрыми праздники церковного года. Кстати, именно в соответствии с распоряжением Павла II, изданным в 1470 году, Святой год полагалось отмечать раз в 25 лет.


Для правления Павла II характерны произвол и оттеснение на задний план кардинальской коллегии, влияние которой все возрастало. Усиливающаяся власть кардинальской консистории, разумеется, противоречила папскому абсолютизму. Папа урезал сказочные доходы кардиналов, расходы курии, преследовал симонию. Эти реформаторские распоряжения ограничивали меценатскую деятельность папы и кардиналов, что, в свою очередь, сделало римских гуманистов, художников и мастеров искусства обедневшими скитальцами. Нападки гуманистов на сурового и деспотичного папу поощрялись кардиналами. Вождь гуманистов Бартоломео Платина уже угрожал созывом вселенского собора. Папа ответил на это тем, что приказал арестовать Платину и содержать в Замке Святого Ангела. Тут надо иметь в виду, что Платина в своем труде по истории папства, над которым он в то время работал, представил Павла II варваром, врагом культуры и искусств. Позднее Павел II приказал освободить его, а Сикст IV назначил Платину префектом Ватиканской библиотеки.


Павел II стремился к внутреннему укреплению Церковного государства, сознавая, что, только опираясь на единое государство, папы смогут воспрепятствовать аннексии его со стороны французов или австрийских и испанских Габсбургов. Папа Павел сознавал также, что совместный поход против турок уже невозможен. Поэтому он видел свою задачу в помощи христианским государствам, которые вели с турками борьбу не на жизнь, а на смерть, причем не только в моральной, но и материальной - деньгами. Исходя из этого, он действительно поддержал значительными суммами Венгрию, Венецию и Албанию. При Павле II возник новый конфликт: между Чехией и папством. Чешский национальный король Иржи Подебрад (1458-1471) благоприятно относился к умеренному гусизму; за это папа в 1466 году отлучил его от церкви. В династической войне между венгерским королем Матьяшом и чешским королем папа стал на сторону Венгрии.


В 1464 г. в бенедиктинском монастыре в Субиако была создана первая на территории Италии типография. В 1467 г. Павел II приказал перевезти ее в Ватикан. Папа был коллекционером-нумизматом, он собирал также драгоценные камни. Его коллекции обогатили собрания Ватиканского музея.


Действуя в духе папского абсолютизма, Павел II последовательно уклонялся от созыва вселенского собора (собора реформ). На изменение этой его позиции не смог повлиять даже личный визит императора Фридриха III в 1468 году в Рим. Папа Павел ясно видел, что в это время собор реформ мог бы окончиться лишь поражением папского примата.


Старания папских легатов на международной арене не принесли решения конфликтов с Францией, Венецианской республикой и Флоренцией. Перспектива организации совместного крестового похода против турок отдалялась с каждым годом.

Источники:

Папы: каталог Ковальского