На мой взгляд, неоспоримое достоинство стихов Бориса Пастернака на библейские темы – его умение вплетать библейские цитаты в стихотворный метр, почти не изменяя их. Поэтому, если у других поэтов мы видим что угодно – размышления, переживания, собственные рефлексии на библейские темы, то Пастернак – удивительно объективен.

Тексты Писания в его стихотворениях живут, как драгоценные камни в оправе – не теряя собственного блеска, они приобретают и что-то еще: настроение и те образы и идеи, над которыми размышляет поэт. В итоге и сам библейский сюжет, мимо которого легко пройти, потому что «я это уже много раз слышал», обретая новые краски, остается в сознании читателя.

Среди «Стихотворений Юрия Живаго» библейским сюжетам формально посвящены шесть – «На Страстной», «Рождественская звезда», «Чудо», «Дурные дни», «Магдалина I», «Магдалина II», «Гефсиманский сад». Но, поскольку в нашу задачу не входит академический анализ стихотворного цикла, мы выберем из них произвольно лишь те, которые соотносятся с идеями и настроением Страстной седмицы.

Великий Понедельник

Чудо

Он шел из Вифании в Ерусалим,
Заранее грустью предчувствий томим.

Колючий кустарник на круче был выжжен,
Над хижиной ближней не двигался дым,
Был воздух горяч, и камыш неподвижен,
И Мертвого моря покой недвижим.

И в горечи, спорившей с горечью моря,
Он шел с небольшою толпой облаков
По пыльной дороге на чье-то подворье,
Шел в город на сборище учеников.

И так углубился он в мысли свои,
Что поле в уныньи запахло полынью.
Всё стихло. Один он стоял посредине,
А местность лежала пластом в забытьи.
Все перемешалось: теплынь и пустыня,
И ящерицы, и ключи, и ручьи.

Смоковница высилась невдалеке,
Совсем без плодов, только ветки да листья.
И он ей сказал: «Для какой ты корысти?
Какая мне радость в твоем столбняке?

Я жажду и алчу, а ты – пустоцвет,
И встреча с тобой безотрадней гранита.
О, как ты обидна и недаровита!
Останься такой до скончания лет».

По дереву дрожь осужденья прошла,
Как молнии искра по громоотводу.
Смоковницу испепелило дотла.

Найдись в это время минута свободы
У листьев, ветвей, и корней, и ствола,
Успели б вмешаться законы природы.
Но чудо есть чудо, и чудо есть Бог.

Повествование о бесплодной смоковнице – евангельское событие Великого понедельника. Однако поэт находит в этом сюжете свои акценты.

Во-первых, это – состояние природы. Началась Страстная – и весь мир замер в предчувствии грядущих событий. Не двигаются дым, камыш, Мертвое море. Настроение горечи поддерживает и запах полыни, внезапно возникающий то ли в округе, то ли в мешающемся сознании Христа (и ощущение здесь явно важнее вопроса о том, растет ли полынь в Палестине и может ли пахнуть в это время года).

Новое значение приобретает и сама смоковница, «обидная и недаровитая». У нее был шанс утешить Бога в Его страданиях. И вместо этого она дарит Ему встречу «безотрадней гранита».

Завершается стихотворение обращением, пожалуй, к главной теме недели. Грядущего Воскресения автор здесь не упоминает, но рассуждает о качествах чуда, подчеркивая его всесилие, независимость от наших настроений и неожиданность:

Когда мы в смятеньи, тогда средь разброда
Оно настигает мгновенно, врасплох.

Каким бы ни было наше настроение и состояние к концу Страстной седмицы, ее главное чудо обязательно случится.

Алена Бальцева | 31.03.2015 | 9559

Алена Бальцева 31.03.2015 9559


Предлагаем хронологию событий Страстной седмицы – последней недели перед Пасхой.

Страстная седмица – самая важная неделя Великого поста, когда верующие вспоминают последние дни жизни Иисуса Христа на этой земле. Для большинства христианского мира, который пользуется григорианским календарем, она уже наступила. В наших краях, где церкви по-прежнему отмечают праздники по юлианскому календарю, Страстная неделя начнется 25 апреля и закончится Пасхой 1 мая.

Страстной неделя называется потому, что в ее течение произошли «страсти» (то есть страдания) Иисуса Христа.

Страдания Христа, Его смерть и Воскресение – ключевой момент в христианстве, поэтому к Великой неделе верующие относятся с особым трепетом. Если для вас Пасха – это не просто повод собраться с родными за куличами, но праздник, который вы хотите встретить осознанно, эта статья для вас.

Предлагаем вам хронологию евангельских событий Страстной недели.

Вербное воскресенье, 24 апреля

Несмотря на то, что технически Страстная неделя начинается с понедельника, стоит упомянуть и о Вербном (или Пальмовом) воскресенье как кульминационном повороте последних дней жизни Иисуса Христа.

Вход Господень в Иерусалим, фреска Джотто, XIV в.

События

В последнее воскресенье перед Пасхой верующие отмечают Въезд Господень в Иерусалим. Согласно Евангелиям, в этот день Иисус Христос вместе со своими учениками торжественно въехал в главный для евреев город, сидя на осленке. Это стало исполнением ветхозаветных пророчеств и показывало, что он въезжает с миром.

Как описывает Евангелие, жители Иерусалима встречали Иисуса Христа как царя и долгожданного Мессию и устилали дорогу перед ним своей одеждой и пальмовыми ветвями. Именно поэтому воскресенье было названо Пальмовым.

В наших краях, где пальмы попросту не растут, экзотическим листьям нашли достойную замену – ветви вербы, которые как раз распускаются к Пасхе. Принято в этот день приходить в церковь с букетом из веточек, освящать их и хранить дома.

Великий понедельник, 25 апреля

Первый день Страстной седмицы, начиная с которого пост становится строже.

Проклятие смоковницы, Книжная миниатюра из арабского Евангелия XVII в.

События

Как пишут евангелисты, на следующий день после своего торжественного въезда в Иерусалим Иисус проклинает неплодоносную смоковницу. Эту историю вспоминают в церкви как предостережение всем христианам, чья вера не приносит доброго плода в виде искреннего покаяния, любви, милосердия.

В тот же день Христос оплакивает Иерусалим, предвидя, что иудеи отвергнут и убьют Его. После – прогоняет из Иерусалимского храма торговцев, которые превратили религиозные обряды в прибыльный бизнес, а храм – в «логово разбойников».

В православных церквях в этот день также принято вспоминать ветхозаветную историю об Иосифе, который был продан родными братьями в рабство в Египет, а в результате от слуги «дорос» до правой руки фараона и впоследствии спас свою семью от голода. Иосифа рассматривают как прообраз Христа, который пострадал за Свой народ, чтобы спасти его.

Великий вторник, 26 апреля

Страстной вторник. Иногда называется Чистым вторником.

Мудрые и неразумные девы, Петер фон Корнелиус, XIX в.

События

Утром во вторник апостолы замечают, что проклятая смоковница засохла.

Христос проповедует в храме и обличает священников и старейшин. После наедине с учениками предсказывает Апокалипсис и Свое второе пришествие.

В тот день Иуда Искариот планирует предать Христа.

Во вторник Страстной недели в церквях читают слова Христа, сказанные Им в Храме:

О дани кесарю («кесарю – кесарево, а Богу – Божье»).
- О воскресении мертвых («Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых»).
- О самой главной заповеди («Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим и всей душою твоею, всем разумением твоим и всей крепостью твоею», вторая главная заповедь – «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»).
- Притча о 10 девах и т.д.

Великая среда, 27 апреля

События

События этого дня не описаны в Евангелии. В этот день Иисус не появлялся в Иерусалиме и находился в его пригороде – Вифании.

Предательство Иуды, Дуччо, XIII в.

В этот день верующие вспоминают о том, как Иуда Искариот предал Иисуса Христа, за что получил 30 серебренников. Также вспоминается о том, как одна из учениц Христа по имени Мария помазала Его ноги драгоценным маслом как предзнаменование того, что Ему предстоит вскоре умереть.

Великий четверг, 28 апреля

Страстной четверг, Чистый четверг, Чистый четверток.

Тайная Вечеря, фреска Леонардо да Винчи, XV в.

События

Тайная вечеря – Иисус отмечает еврейскую Пасху (Пейсах) с 12 Апостолами: умывает им ноги, устанавливает таинство Причастия, которое с тех пор проводится во всех христианских церквях.

Иуда Искариот выходит, чтобы организовать арест Христа. Иисус с оставшимися учениками отправляется помолиться в Гефсиманский сад, где просит Отца избавить Его от смерти на кресте («да минует Меня чаша сия»), но в итоге подчиняется Его воле. Этот момент еще называют борением в Гефсимании и молением о чаше.

Иуда поцелуем выдает Христа, которого тут же берут под стражу.

Апостолы от страха разбегаются, лишь апостол Петр издалека наблюдает за происходящим, а в результате за ночь Петр трижды отрекается от Иисуса, как Тот и предрекал.

В храмах читают отрывки из Евангелия о событиях этого дня. В народе Великий четверг получил название чистого, так как в этот день принято было делать генеральную уборку в доме накануне Пасхи и ходить в баню.

Великая пятница, 29 апреля

Несение креста, Иероним Босх, XV в.

События

Суд над Христом:

1. Первый допрос – перед священником Анной.
2. Второй допрос – перед синедрионом (верховным судом иудеев) и первосвященником Каиафой.
3. Третий допрос – снова перед синедрионом. Отречение Петра. Христа обвиняют в богохульстве и отправляют к римлянам.
4. Четвертый допрос – перед Понтием Пилатом, префектом Иудеи. Пилат не находит никакого преступления за Иисусом и отправляет его к Ироду, правителю Галилеи.
5. Пятый допрос – перед Иродом. Ирод просит Христа совершить какое-нибудь чудо, но тот не отвечает ему.
6. Шестой, последний допрос – снова перед Пилатом.

  • Иисуса избивают плетьми.
  • Пилат предлагает на этом отпустить Христа, но толпа требует распятия.
  • Пилат умывает руки и отправляет Христа на казнь.
  • Солдаты унижают Христа, «коронуют» Его терновым венцом и делят между собой Его одежду.
  • Иуда совершает самоубийство.
  • Иисус несет Свой крест на Голгофу (около 9 утра).

Отречение Петра, Карл Блох, XIX в.

Иисус на Кресте

  • На крест Иисуса вешают табличку, где вместо обвинения написано «Царь Иудейский».
  • Толпа оскорбляет Христа. Иисус просит Отца «простить им, ибо не ведают, что творят».
  • Иисус обещает раскаявшемуся разбойнику, распятому рядом, что тот будет с Ним в раю в тот же день.
  • Иисус поручает заботу о Своей матери Марии апостолу Иоанну.
  • В 3 часа дня становится темно.
  • Иисус умирает на Кресте.
  • Завеса в Храме, которая отделяла Святое святых, разрывается надвое (это понимают как символ смены Ветхого завета Новым).
  • Происходит землетрясение. Как описано в Евангелиях, мертвые воскресают и выходят из гробниц.
  • К закату солнца тело Христа хоронят в гробнице, вход в которую заваливают огромным камнем.

В Великую пятницу верующие придерживаются особо строгого поста. На церковных службах в этот день выносят плащаницу, которая символизирует ткань, в которую было завернуто тело Христа. Некоторые полностью воздерживаются от пищи до субботы.

Великая суббота, 30 апреля

Страстная суббота, греческая икона

События

О событиях этого дня из Евангелия известно лишь то, что иудейские старейшины убедили римлян приставить к гробнице Иисуса стражу, опасаясь, что ученики украдут тело и заявят о воскресении учителя.

В этот день в храмах читаются ветхозаветные пророчества о Христе. Также освящаются куличи и яйца.

Светлое Христово Воскресение, 1 мая

Пасха, Воскресение Христово.

Воскресение Христа, фреска Фра Анжелико, XV в.

События

  • Рано утром ученицы Христа (в православной традиции их называют «жены-мироносицы», т.к. они пришли к гробнице с миром – маслом для бальзамирования) находят Его могилу пустой. Ангел возвещает им о воскресении Иисуса.
  • Христос является Марии Магдалене и дает ей поручение рассказать о Его воскресении апостолам.
  • Иисус является двум ученикам по дороге в Эммаус.
  • Христос является изумленным ученикам (Фомы, которого позже прозовут неверующим, тогда с ними не было).

Пасха – центральный праздник в христианстве. Ее наступление начинают праздновать с вечера Великой субботы. А традиции празднования (христосование, обмен яйцами и т.д.) вам и так хорошо знакомы.

Культурологический анализ стихотворения

Бориса Пастернака «На Страстной»

На Страстной

Еще кругом ночная мгла.

Еще так рано в мире,

И каждая, как день, светла,

И если бы земля могла,

Она бы Пасху проспала

Под чтение Псалтыри.

Еще кругом ночная мгла.

Такая рань на свете,

Что площадь вечностью легла

От перекрестка до угла,

И до рассвета и тепла

Еще тысячелетье.

Еще земля голым-гола,

И ей ночами не в чем

Раскачивать колокола

И вторить с воли певчим.

И со Страстного четверга

Вплоть до Страстной субботы

Вода буравит берега

И вьет водовороты.

И лес раздет и непокрыт,

И на Страстях Христовых,

Как строй молящихся, стоит

Толпой стволов сосновых.

А в городе, на небольшом

Пространстве, как на сходке,

Деревья смотрят нагишом

В церковные решетки.

И взгляд их ужасом объят.

Понятна их тревога.

Сады выходят из оград,

Колеблется земли уклад:

Они хоронят Бога.

И видят свет у царских врат,

И черный плат, и свечек ряд,

Заплаканные лица -

И вдруг навстречу крестный ход

Выходит с плащаницей,

И две березы у ворот

Должны посторониться.

И шествие обходит двор

По краю тротуара,

И вносит с улицы в притвор

Весну, весенний разговор

И воздух с привкусом просфор

И вешнего угара.

И март разбрасывает снег

На паперти толпе калек,

Как будто вышел Человек,

И вынес, и открыл ковчег,

И все до нитки роздал.

И пенье длится до зари,

И, нарыдавшись вдосталь,

Доходят тише изнутри

На пустыри под фонари

Псалтирь или Апостол.

Заслышав слух весенний,

Что только-только распогодь,

Смерть можно будет побороть

Усильем Воскресенья.

1946

    История и предыстория создания стихотворения (дата, посвящение, эпиграф, историческая обстановка, взгляды поэта).

Стихотворение «На Страстной» датируется 1946 годом. Оно является частью цикла «Стихотворения Юрия Живаго».

1946 год в стране, обществе и в жизни поэта сыграл немаловажную роль. Люди постепенно начинают приходить в себя после жесточайшей войны. Правительство начинает налаживать программы довоенного времени. Выходит в свет первый выпуск еженедельного журнала «Культура и жизнь».

Для автора этот год стал переломным в личном плане. В его жизни появляется Ольга Ивинская. В один из октябрьских дней Борис Пастернак пришел по своим делам в редакцию журнала «Новый мир», где Ольга Ивинская в ту пору работала в отделе поэзии. Увидев его, она не сразу поверила в то, о чем ей давно грезилось. Тот, кто был для нее божеством, вдруг спустился на землю. «В те сороковые его желтоватые конские зубы, широко раздвинутые посередине, дополняли великолепным своеобразием его удивительное лицо», – вспоминала впоследствии Ольга Ивинская. Они разговорились. Вернее, говорил больше Борис Леонидович, поведав ей о творческих планах и с царственным великодушием пообещав подарить свои книги. Но главным для Ольги было то, как поэт смотрел на нее: «Это был требовательный, такой оценивающий, такой мужской взгляд, что ошибиться было невозможно: пришел человек, действительно необходимый мне, тот самый человек, который, собственно, уже был со мною. И это потрясающее чудо».

Несмотря на то, что Пастернак не был свободен, он уже 10 лет женат вторым браком на Зинаиде Николаевне Нейгауз, Ольга становится его последней любовью и прототипом Лары.

    Ведущие темы и мотивы стихотворения, содержащие культурологическую информацию.

Основная тема произведения, с одной стороны, – изменения, которые происходят в окружающем мире и в душе человека. В стихотворении чувствуется напряжённая борьба стихий ночи и дня, темноты и света, зимы и весны, что подтверждают средства контраста (ночная мгла – рань на свете; земля голым - гола – колеблется земли уклад ).

С другой, Великое чудо, произошедшее много веков назад, но до сих пор чтимое.

    Лирические о бразы произведения в их системе и внутренних связях , аккумулирующие культурологическую информацию.

Б. Пастернак показывает внешний мир параллельно внутреннему, поэтому напряжённая борьба стихий происходит не только в природе, а и в душе лирического героя. Перед нами разворачивается символический пейзаж: деревья, сады, вода, лес, утро, март принимают участие в библейском сюжете про Страстную неделю.

    Вид(ы) пафоса, пронизывающего содержание стихотворения.

Из всех видов пафоса данному произведению наиболее соответствую два: романтический и драматический. Мы видим душевную восторженность, которая овладела автором:

Еще кругом ночная мгла.

Еще так рано в мире,

Что звездам в небе нет числа,

И каждая, как день, светла,

И если бы земля могла,

Она бы Пасху проспала

Под чтение Псалтыри…

И взгляд их ужасом объят.

Понятна их тревога.

Сады выходят из оград,

Колеблется земли уклад:

Они хоронят Бога.

И видят свет у царских врат,

И черный плат, и свечек ряд,

Заплаканные лица….

И добавляет:

Но в полночь смолкнут тварь и плоть,

Заслышав слух весенний,

Что только-только распогодь,

Смерть можно будет побороть

Усильем Воскресенья.

Тем самым указывая на то, что эта ошибка имеет место быть вновь, ведь люди снова «отказались» от Бога. Закрыты и разрушены храмы, верующие люди подверглись гонениям.

    Жанровое своеобразие произведения (если есть).

Жанр стихотворения поистине уникален. Это одновременно и исповедь, и проповедь. Именно в этом цикле стихов Пастернак показывает свое отношение и к религии, и к России. Можно говорить о том, что именно здесь он себя самоопределяет и идет в разрез с мнением тех, кто давно «списал» Христа со счетов.

    Лирический сюжет, микросюжеты, несущие культурологическую информацию .

Лирический сюжет этого стихотворения – это одно весеннее предпасхальное утро.

С первых же строк перед нами предстает картина еще морозной и темной ночи, но все уже знают, все уже ждут, что тьма пройдет и настанет оно – Светлое Воскресенье:

И шествие обходит двор

По краю тротуара,

И вносит с улицы в притвор

Весну, весенний разговор

И воздух с привкусом просфор

И вешнего угара.

И март разбрасывает снег

На паперти толпе калек,

Как будто вышел Человек,

И вынес, и открыл ковчег,

И все до нитки роздал.

    Своеобразие организации художественного времени и пространства произведения, отражающего культурные реалии.

Своеобразие организации художественного времени и пространства произведения позволяет нам в нескольких строках увидеть и Москву того времени, и предпразничную молитву, и весеннее пасхальное утро.

Особенные метафоры и эпитеты создают впечатление подвижности перемен, которые охватили весь мир (март разбрасывает снег; сады выходят из оград; вода буравит берега и вьет водовороты).

    Наличие реминисценций и аллюзий в художественной ткани стихотворения.

Все стихотворение пронизано аллюзией, отсылающей нас к Распятию Христа и его Воскресению.

Весна подаётся как живой символ Пасхи, как символ служения природы тому, кто в человеческом теле утвердил идею вечного Воскресения .

    Культурно-семантические пласты, заданные сведениями из области философии, религии, политики, эстетики (если есть).

Христос – центральная личность в христианстве, которое рассматривает его как предсказанного в Ветхом Завете Мессию, ставшего искупительной жертвой за грехи людей.

Пасха – главное богослужебное событие церковного календаря, древнейший и самый важный христианский праздник, отмечавшийся ещё во времена апостолов и установленный в честь Воскресения Иисуса Христа.

Страсти Христовы - согласно Евангелиям, совокупность событий, принёсших Иисусу Христу физические и духовные страдания в последние дни и часы его земной жизни.

Псалтырь - библейская книга Ветхого Завета, состоящая из 150 или 151 (в православных греческом и славянском вариантах Библии) песен.

Апостол – ученик и последователь Иисуса Христа.

Страстной четверг – в христианстве четверг Страстной недели (Великой седмицы), в который вспоминается Тайная вечеря и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии.

Страстная суббота – суббота Страстной седмицы, посвященная воспоминанию о пребывании Иисуса Христа во гробе и сошествии Его в ад (согласно вероучению большинства христианских конфессий), также она является приготовлением к Пасхе - Воскресению Христа, которое празднуется в ночь с субботы на воскресенье.

    Влияние речевого строя произведения на создание образов эпохи, выражение культурных ценностей.

Весь строй речи в стихотворении полон надежды и восхищения. С одной стороны это – «чтение Псалтыри», «слух весенний», «Человек».

С другой, волнение и тревога: «Страсти Хрестовы», «церковные решетки», «похороны Бога», «заплаканные лица».

    Место произведения в творчестве поэта.

Достоверно известно то, что автор очень страдал относительно своего еврейского происхождения. Несмотря на то, что его родственники это отрицали, Пастернак утверждал, что будучи ребенком, был крещен своей няней. Именно в этом цикле, и в этом стихотворении, повторюсь, можно увидеть авторское самоопределение. Он утверждает мысль о том, что настоящая жизнь человека (как и жизнь природы) – всегда борьба добра и зла, жизни и смерти. Страдания Христа, его распятие и Воскресение должны напомнить каждому про его собственный выбор.

    Роль произведения в истории русской и зарубежной литературы.

Поэзия Бориса Пастернака представляет собой явление, совершенно новое в русской литературе вообще и в литературе Серебряного века в частности. Сам Пастернак считается одним из величайших поэтов не только в рамках указанного периода, но и в контексте всей русской литературы. Поэзии он посвятил всего себя, всю свою жизнь, считая, что только творчество способно возвысить человека над серостью обыденной жизни, вознести его до светлых вершин бытия. Стихи Пастернака оригинальны и по форме, и по содержанию. Поэт ставил перед собой цель - уловить неуловимое и передать в стихах сиюминутность настроения, состояния, атмосферы с помощью различных художественных средств и приемов. Мир в его стихах предстает в движении, порыве, в отсветах и неповторимых образах.

Это стихотворение играет заметную роль в русской и зарубежной литературах.