("Тишайший"), Федор Алексеевич, царевичи Петр и Иван при регентстве царевны Софьи.

Главной отраслью экономики России оставалось с/х, а основными с/х культурами были рожь и овес. За счет освоения новых земель в Поволжье, в Сибири, на юге России производилось больше с/х продукции, чем в прошлом веке, хотя методы обработки земли оставались прежними, с помощью сохи, бороны; плуг внедрялся медленно.

В 17 веке зародилась первая мануфактура, развивалась торговля, но очень плохо, т.к. Россия не имела выхода к морю.

Русская культура 17 века характеризовалась постепенным отходом от церковных канонов, распространением светских знаний, обмирщением зодчества, живописи, скульптуры. Происходило это из-за ослабления влияния церкви, подчинения ее государству.

В конце 16 века после смерти остался его сын Федор, который был слабоумным, и малолетний царевич Дмитрий. Федор не мог править, т.к. из-за своего слабоумия он "не мог держать выражения лица", поэтому вместо него стали править бояре, среди которых выделился . Он имел большую известность, т.к. был татарским ханом, шурином Федора и зятем Малюты Скуратова, т.е. имел богатые родовые связи.

Борис Годунов все делал тихо, но "по смыслу", поэтому получил прозвище "Хитрый Бес". За несколько лет он уничтожил всех своих противников и стал единоличным правителем при Федоре. Когда в Угличе в 1591 г. погиб царевич Дмитрий (по официальной версии он сам напоролся на нож), а в 1598 г. умер царь Федор, на царство был венчан Борис Годунов. Народ поверил ему и крикнул: "Бориса на царство!" С воцарением Бориса на престоле династия Рюриковичей пресеклась.

Многие мероприятия, проведенные в период его царствования, были реформаторскими и напоминали правление . К положительным преобразованиям царя относятся следующие:

  1. Он первым пригласил на иностранных специалистов, при этом всех иностранцев стали называть немцами не только потому, что германцев среди них было больше всех, но и потому,что они не говорили по-русски, т.е. были "немыми".
  2. Постарался успокоить общество, объединив правящий класс. Для этого он перестал преследовать бояр и возносить дворян, тем самым прекратил гражданскую войну в России.
  3. Установил внешний мир за столом переговоров, т.к. практически не вел войн.
  4. Отправил несколько сот молодых дворян учиться за границу и попытался первый сбрить бороды боярам (хотя удалось это только Петру I).
  5. Начал освоение Поволжья, в его царствование были построены города Самара, Царицын, Саратов.

Отрицательным было ужесточение крепостного права - он ввел пятилетний срок сыска беглых крестьян. Тяжелое положение народа усугубляется голодом 1601-1603 гг., который начался из-за того, что в 1601 г. все лето шли дожди, и рано ударил мороз, а в 1602 г. наступила засуха. Это подорвало экономику России, люди умирали от голода, а в Москве началось людоедство.


Василий Шуйский фото

Борис Годунов пытается подавить социальный взрыв. Он начал раздачу хлеба даром из государственных запасов, установил твердые цены на хлеб. Но эти меры не имели успеха, т.к. раздатчики хлеба стали им спекулировать, к тому же, запасов не могло хватить на всех голодных, а ограничение цен на хлеб привело к тому, что его просто перестали продавать.

В Москве за время голода умерло около 127 тыс. человек, хоронить успевали не всех, и тела умерших подолгу оставались на улицах. Народ решает, что голод - это проклятие Господа, а Борис - сатана. Постепенно поползли слухи, что приказал убить царевича Дмитрия, потом вспомнили, что царь-татарин. Эта обстановка была благоприятной для дальнейших событий, которые произошли в .

В 1603 г. появляется Григорий Отрепьев - монах Саввино-Сторожевского монастыря, заявивший, что он "чудесно спасшийся" царевич Дмитрий. Люди ему поверили, Борис Годунов прозвал его , но доказать ничего не смог. Попасть на российский престол помог польский король Сигизмунд III . Лжедмитрий заключил с ним сделку, согласно которой Сигизмунд дает деньги и войско, а Григорий после воцарения на российском троне должен был жениться на польке, Марине Мнишек. Кроме этого, Лжедмитрий обещал отдать полякам западные русские земли со Смоленском и ввести на Руси католичество.

Поход Лжедмития на Москву продлился два года, но в 1605 г. он терпит поражение под Добрыничами. В июне 1605 г. умирает Борис Годунов, его 16-летнего сына Федора выкинули из окна четвертого этажа. Весь род Бориса Годунова убили, в живых оставили только дочь Бориса, Ксению, но ей была уготована участь любовницы Лжедмитрия.

Алексей Михайлович фото

Царевич Лжедмитрий был избран на царство всем народом, и в июне 1605 г. в Москву торжественно въехал царь и великий князь Дмитрий Иванович. Лжедмитрий был очень независим, он не собирался выполнять обещания, данные польскому королю (кроме женитьбы на Марине Мнишек). Попытался ввести в русских столовых этикет, вилку и сам очень ловко ею пользовался за обедом.

Наблюдая за этим, его приближенные решили, что он - Лжедмитрий, т.к. русские цари не умели пользоваться вилкой. В мае 1606 г. во время восстания, вспыхнувшего в Москве, Лжедмитрий был убит.

На Земском соборе 1606 г. царем был избран боярин . Именно в его правление появился - польский наемник, который собрал войско из крестьян и двинулся на Москву. При этом он говорил, что ведет на трон Дмитрия. В 1607 г. восстание было подавлено, но скоро в Стародубе появился новый самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия. Марина Мнишек (за 3 тыс. рублей) даже "признала" в нем мужа, но взойти на трон ему не удалось, в 1610 г. был убит в Калуге.

В стране росло недовольство Шуйским. Дворяне во главе с Прокопием Ляпуновым свергли Шуйского, и он был пострижен в монахи. Власть перешла к олигархии семи бояр, получившей название " ". Бояре во главе с Федором Мстиславским стали править Россией, но они не имели народного доверия и не могли решить, кто же из них, будет править.

патриарх Никон фото

В итоге, на престол позвали польского королевича Владислава, сына Сигизмунда III. Владиславу нужно было перейти в православие, но он был католиком и менять веру не собирался. Бояре упросили его приехать "посмотреть", но сопровождало его польское войско, захватившее Москву. Сохранить независимость русского государства можно было только, опираясь на народ. Осенью 1611 г. в Рязани было образовано первое народное ополчение, которое возглавил Прокопий Ляпунов. Но ему не удалось договориться с казаками и его убили на казачьем кругу.

В конце 1611 года в Кузьма Минин пожертвовал деньги на создание . Возглавил его князь Дмитрий Пожарский. В октябре 1612 года польский гарнизон в Москве пал.

В начале 1613 года состоялся Земский собор, на котором должны были избрать царя. На нем были представлены все социальные сословия, были даже казаки. На царство был избран с подачи громкого крика казаков. Казаки думали, что царем можно будет легко манипулировать, т.к. ему было всего 16 лет, и он не знал ни одной буквы. Отец Михаила, митрополит Филарет, находился в польском плену, мать в монастыре. Первой женой Ивана Грозного был Романова, к тому же Романовы не были "замазаны" опричниной, что тоже играло немаловажную роль при избрании царем Михаила.

После восшествия его на престол между боярами начинается борьба. Решали, на ком женить юного монарха. Однако когда невесту подбирали, она умирала. Михаил женился только через 13 лет на Евдокии Стрешневой, и бояре так и смогли приобрести на него влияния.

В 1619 г. из плена вернулся отец Михаила, в результате в стране установилось двоевластие. Формально правил Михаил, официально - Филарет, и продолжалось это до смерти Филарета в 1633 г. Правление Михаила было справедливым и мудрым. Были снижены налоги, русский человек платил в казну так называемую "пятую деньгу", 4/5 оставлял себе. Иноземцам были предоставлены права на строительство заводов в России, началось развитие металлургической и металлообрабатывающей промышленности.


Петр 1 фото

Михаил Федорович почти не вел войн, в России наступило успокоение. В 1645 г. он тихо умер, и на престол взошел его сын, Алексей. За свою доброту и мягкость был прозван "Тишайшим". У него было две жены, от первой, Марии Милославской, родился сын Федор, от второй, Натальи Нарышкиной,- сыновья Петр и Иван, и дочь Софья.

Во время своего правления Алексей Михайлович проводил умеренные преобразования, а также провел церковную реформу и реформу городов. Важное деяние - издание Соборного Уложения 1649 г. Оно представляло собой свод законов по всем вопросам от хозяйства до государственного устройства (самодержавия).

Самой важной частью были статьи "О чести государевой". Никто не мог посягнуть на власть царя, но царь должен был советоваться с боярами. Устанавливалось наказание за покушение на государя "словом и делом" - смертная казнь.

Главы, посвященные крестьянскому вопросу - "Суд о крестьянах". Произошло оформление крепостного права, крестьяне являлись собственностью владельца, могли покупаться и продаваться. Судьей над крепостными был их помещик. Крепостной крестьянин имел только одно право жаловаться государю.

Согласно главе "О поместьях", поместья было разрешено передавать по наследству, лишить дворянина поместья не могли, т.е. роль дворянства усилилась.

Церковная реформа


До Алексея Михайловича церковь была независима от государства. Царь подчинил церковь государству с помощью следующих мер:

  • церковь стала платить государству налоги, т.е. была лишена финансовых привилегий;
  • судьей над церковью стал царь;
  • монастыри были лишены права покупать землю.

Предложил свою реформу: креститься не двумя пальцами, а тремя; отдавать поясные поклоны в церкви. Это вызвало недовольство части духовенства и светской знати. Произошел церковный раскол, появилось движение старообрядцев, во главе которых стоял протопоп Аваакум.

Алексею Михайловичу удалось сломить церковь и подчинить ее себе. В 1666 г. патриарх Никон был лишен своего сана и заключен в монастырскую тюрьму, а протопоп Аваакум - расстрижен и проклят на церковном соборе. После этого начались жестокие преследования старообрядцев.

Реформа городов

Горожане были признаны особым, независимым сословием, но они были прикреплены к городам. Защищались права горожан на торговлю: крестьянин должен был продать горожанину свою продукцию оптом, а горожане могли продавать в розницу.

В конце 17 века после смерти Алексея Михайловича на престоле началась чехарда, т.к. у него было три сына и дочь. В 1676 г.на престол взошел его старший сын, 14-летний Федор, но он был болен, не мог самостоятельно ходить и власть была в руках его родственников со стороны матери. В 1682 г. Федор умирает, и при малолетнем Иване и Петре стала править царевна Софья. Правила она до 1689 г. и успела совершить немало полезного:

  • дала свободу городам;
  • осознала необходимость прорыва к морю для развития торговли, для этого были предприняты два (правда, неудачных) крымских похода, в 1687 и 1689гг.

Софья пыталась захватить всю власть, но 17-летний царь уже был готов принять власть на себя.

Итоги

Итак, 17 век в - это не только " ", смутный век, но и век противоречий. В экономике России господствующее положение занимал феодальный уклад, и в то же время возникает капиталистический уклад хозяйства. Несмотря на то, что положение народа было крайне тяжелым, произошло оформление крепостного права, тем не менее, именно народ мог помочь стать царем тому или иному претенденту на российский престол, поверить ему и пойти за ним.


Каким же было образование в России в XVII веке? Если говорить о системе образования в общегосударственном масштабе (мы не оговорились, речь идет именно о системе), то оно было начальным.

Ценный материал для изучения школьного образования в России в XVII веке содержат исследованные Д. Л. Мордовцевым азбуковники (рукописный 1660 года и печатный 1679 года). Эти азбуковники представляют собой руководства к чтению для детей, уже получивших основы грамотности, а также руководства для самих учителей. В них излагается методика обучения, даются правила для учащихся, наставления, как вести себя в школе, в церкви, дома и на улице. Из содержания азбуковников видно, что русские школы XVII века были частными учебными заведениями, а учителя, которыми были духовные лица, вознаграждались за свою работу, главным образом, натуральными продуктами. Ученики не жили при школах, они посещали их утром, а затем снова после обеда; остальное время они находились дома. Учились дети людей «всякого чина... и сана, славных и худородных, богатых и убогих, даже и до последних земледельцев».

Большую роль в жизни школы играли старосты. Они выдавали книги, назначали дежурных по отоплению школы и уборке помещения, следили за дисциплиной. Иногда старосты замещали учителей, что имело важное значение, для подготовки учительских кадров. Эта особенность принятой у нас в то время формы обучения оказалась настолько устойчивой, что вошла в практику созданной позднее высшей школы- Славяно-греко-латинской Академии.

В школах существовала своя особая этика, что также предполагает необходимость достаточно длительной традиции. Правила поведения требовали от учеников бережного отношения к книгам и школьному имуществу, соблюдения чистоты и порядка. Неписаные законы запрещали кляузничать, давать обидные клички товарищам, устанавливали нормы своеобразной корпоративной солидарности:

"В школу добрую речь вноси,

Из нее же словеснаго сору не износи.

В дом отходя, школьных бытностей не кажи,

Сему и всякого товарища своего накажи."

Судя по азбуковникам, дисциплина в русской школе XVII века была строгой. Однако из дифирамбов розге мы не вправе заключить, что в обучении тогда преобладало неумеренное суровое обращение с учениками.. В этой связи Д. Л. Мордовцев замечает, что «суровость с необходимыми спутниками - жезлом, ремнем, плетью, лозою и розгой и вдобавок с ужасающим школьным козлом, выражалась искусно сплетенными виршами, и каждый описатель. учебника фантазировал на эту тему, сколько его душе было угодно; это было простое словесное устрашение, которое, конечно, не всегда и не во всей мере выполнялось, хотя и выполнялось».

Что касается предметов, изучавшихся у нас в тот период в начальной школе, то они находят полную аналогию с тем, что изучалось в соответствующих школах Греции и Западной Европы. Это-чтение, письмо, пение, счет. Кроме того, начальные школы на Руси сообщали ученикам основы религии, некоторые сведения по Священной истории, давали представление о семи свободных науках, составлявших тогда курс университетского обучения (грамматика, диалектика, риторика, музыка, арифметика, геометрия, астрономия). Написанные стихами азбуковники - ученики их учили наизусть - давали образцы стихосложения и писем, адресуемых высокопоставленным лицам и благодетелям.

Таким образом, азбуковники XVII века, излагавшие одни и те же «уставные правила» и зафиксировавшие единообразную форму обучения, позволяют вполне определенно говорить о наличии системы, единой методики образования, повсеместно распространенной на территории государства и, возможно, восходящей к периоду домонгольской Руси.

Начальное образование на Руси носило церковный характер. Занятия в школе начинались и заканчивались молитвой. Занималось образованием, как уже говорилось, духовенство. И это вполне понятно, поскольку духовенство видело свою важную миссию в распространении грамотности и знаний, которые были необходимы для внушения пастве понятий о христианской вере и нравственности. Ему важно было дать верующим возможность самим читать Священное Писание и понимать истинный смысл евангельского учения. Не случайно, конечно, устройство школ повсеместно следовало за введением христианства.

Сам характер церковного образования предполагал решение двух задач - дать подрастающему поколению основы грамотности и знаний и воспитать его в духе христианской нравственности. Знание и нравственность не вступали в конфликт друг с другом, не были оторваны друг от друга, а представляли собой две стороны одного и того же явления.

Русское общество допетровской эпохи обязано, главным образом. Церкви тем, что оно получало знания, причем знания, выходящие за узкие рамки утилитарных потребностей. Более Того, Церковь открывала перспективу беспредельного углубления этих знаний и беспредельного нравственного совершенствования. Благодаря ей русское общество поднималось до высот боговдохновенной мысли, запечатленной в творениях преподобного Иоанна Лествичника и святого Дионисия Ареопагита, преподобных аввы Дорофея и Симеона Нового Богослова, Исаака Сирина и Григория Синаита. О том, что это было так, свидетельствует множество списков их творений в рукописях XIV-XVII веков. Их переписывали и жадно читали, они будили живую мысль. Без них невозможно понять глубин творчества Феофана Грека, преподобного Андрея Рублева и Дионисия. А такие фигуры, как преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский, стоят на уровне древних отцов Церкви. Это, конечно, вершины русской духовной жизни и русской культуры. Но они творили и проповедовали среди своих соотечественников и современников» у которых их мысли и их творения находили понимание и отклик.

Система образования в допетровской Руси не только позволяла русским людям достигать глубоких богословских познаний, но и приобретать достаточные знания в области так называемой внешней мудрости.

На Руси, например, отмечался интерес к логическим знаниям. На русский язык переводились такие сложные произведения, как «Диалектика» преподобного Иоанна Дамаскина и «Логика Авиасафа», представляющая собой фрагменты из произведений арабского мыслителя ал-Газали. Уже в конце XV века на Руси существовала.самостоятельная система терминов, способная адекватно изложить концепции аристотелевской логики. Сохранилось большое число списков переработанного на Руси сочинения Маймонида под названием «Книга, глаголемая логика». На полях списков этой книги содержатся глоссы, разъясняющие те или иные логические термины. А это значит, что «Книгу, глаголемую логика» наши предки внимательно изучали.

Важным источником астрономических и географических познаний в средневековой Руси был «Шестоднев» Иоанна, Экзарха Болгарского, имевший широкое распространение у нас вплоть до XVIII века. Рассматривая вопросы устройства Земли и Вселенной, Экзарх Иоанн исходит из идеи шарообразности Земли, покоящейся в. центре сферического небесного свода. Вслед за Аристотелем на основании лунных фаз он доказывает шарообразность спутника Земли, а затем, по аналогии, распространяет эту форму на солнце и звезды. Фазами Луны автор «Шестоднева» объясняет приливы и отливы на море. Приводимые им размеры нашей планеты довольно точно соответствуют данным современных исследований. Экзарх Иоанн дает понятия о климатических зонах Земли. Сведениям, приводимым в этой своеобразной естественнонаучной энциклопедии, соответствовал уровень науки в Западной Европе в XVI - XVII веках, где гелиоцентрическая концепция Коперника и Галилея еще не получила признания.

В области практической механики русские строители едва ли уступали своим западным современникам. Строители не только делали планы будущего сооружения, но и планировали технологический процесс. Они знали условия прочности, нагружения отдельных конструкций - стен, колонн, сводов, учитывали состояние почвы, свойства материалов, над которыми, как предполагают исследователи, производились выборочные испытания. Шедевром фортификационных сооружений был Соловецкий кремль, неприступная для того времени крепость. Строители достигали оптимальных результатов при решении проблем акустики помещений.

С середины XVI века возникают мануфактуры для производства полотна, бархата, кожи, стекла, бумаги. Создаются сложные подъемные приспособления, печатные, маслобойные и монетные прессы, ткацкие станки. Выдающимся инженером был. Митрополит Московский и всея Руси Филипп, который в бытность игуменом Соловецкого монастыря создал ряд технических машин для переработки продуктов питания с использованием конвейеров. Энергию производили водяные мельницы, для которых была создана специальная водная система.

В XVI-XVII веках происходит становление «механизированной» металлургии на Руси, в частности на Урале. Проводятся дренажные работы, строятся водоотводы, плотины и мосты. А все это было невозможно без достаточно высоких познаний в области практической механики.

По оценкам исследователей, достаточно высокой была культура математического исчисления и инструментального счета на Руси.

В XVI веке русские знакомятся с биолого-медицинскими сочинениями Абу-Бекра Рази (Разеса) и Маймонида. Тогда же на Русь проникает учение Гиппократа об эмбриологическом развитии. От того времени сохранилась огромная литература - различные травники и лечебники. В 1620 году в Москве создается Аптекарский приказ. В XVII веке в России был уже известен микроскоп. На русский язык были переведены «Естествознание» М. Скотта и «Проблемы» Псевдо-Аристотеля.

Новейшие исследования дали возможность пересмотреть значение допетровской эпохи в истории биологических познаний в России. К этой эпохе восходят многие сохранившиеся до наших дней биологические термины: «завязь», «прививка», «черешок» и т. д.

Развитие связей с западными странами вызывало необходимость изучения иностранных языков, прежде всего латинского и польского, а расширяющееся западное влияние, о котором мы будем говорить ниже, отразилось на образе жизни русского общества, прежде всего знати. Стал меняться стиль эпохи. В новых условиях образованность становится престижным фактором и приобретает определенную общественную ценность. Русская знать начинает приглашать в свои дома иностранных учителей и направлять своих детей для обучения на Украину и в Польшу.

Подводя итог, можно сделать вывод: основу русского образования в патриарший период составляла начальная школа, но ее дополняло приватное обучение в монастырях, у частных учителей (в том числе иностранных), а также в сфере материального производства. Важным элементом образования было самостоятельное изучение богословской, естественнонаучной и художественной литературы. Эта система образования в целом удовлетворяла интересы Русского государства и Церкви, по крайней мере до второй половины XVII века, когда изменившиеся исторические условия сделали необходимым учреждение в России «правильной» высшей школы.



В 17-ый век Русь, объединенная Московским царством, вошла в тяжелом состоянии. После смерти Ивана IV Грозного, править государством стал слабый Федор Иванович. Его авторитет был чрезвычайно низким, поэтому вскоре в стране началась борьба за власть. Благодаря захватнической политике Ивана Грозного государство чрезвычайно расширилось, и удерживать его было достаточно сложно. После агрессии Москвы в ходе Ливонской войны отношения с западными странами стали напряженными, Речь Посполитая и Швеция были основными противниками Москвы на западе. При этом крымские татары, находящиеся под покровительством Османской империи, продолжали осуществлять опустошительные набеги на Русь.

В начале 17 века началось так называемое Смутное время. В это время многие города начали восставать против центральной власти, православная церковь раскололась. За период с 1598 до 1613 годы в стране сменилось шесть правителей. В это время прекратилась власть династии Рюриковичей, был поставлен на княжение первый князь, выбранный на Земском соборе. При его правлении Москва уладила некоторые споры с западными странами, и расширила свою территорию на восток. Однако при его правлении кризис в государстве продлился, им были недовольны как крестьяне, жизнь которых была очень сложной, так и знать, которая была лишена всесторонней власти над холопами.

К середине 17 века назрел новый военный конфликт с Речью Посполитой, которая объединяла в себе Польшу и Литву. В это время большая часть территории современной Украины находилась под владычеством поляков, однако местное население сопротивлялось католицизму, а разгул шляхты со временем привел к восстанию одного из казацких атаманов - Богдана Хмельницкого. Ему удалось поднять национально-освободительное движение в 1648 году, в результате которого Украина тех времен даже добилась независимости. Казаки нанесли несколько крупных поражений польским войскам. Однако в 1654 году Богдан Хмельницкий умер, а Московское царство, указывая на договор между ним и казаками (содержание которого так и не было установлено), приняло новые земли под свой протекторат, и совместно с казаками продолжило войну против Польши. К концу 17 века к власти пришел царь Петр I, который впоследствии назвал себя императором, а свое государство - Российской империей, или коротко - Россией.

Поэтому Русь в 17 веке кратко характеризировать как объединение русских княжеств и славянских племен уже нельзя - со времен Киевской Руси прошло столько времени, что славянские народы выделились в три основные группы - русских, украинцев и белорусов. Территория современной Беларуси в ходе войны с Польшей перешла под власть Москвы.

Русские исследователи прошлого века, занимавшиеся вопросами школ и просвещения на Руси в допетровскую эпоху, почти единодушно дают весьма пессимистическую оценку состояния образования в нашей стране в тот период. Г. Миркович, например, делает категорический вывод, что русское просвещение в патриарший период, по крайней мере в его первую половину, находилось в плачевном состоянии. Основание для таких выводов давала скудость исторических материалов, касающихся деятельности школ, а также свидетельства иностранцев, посещавших нашу страну и сравнивавших уровень ее образования с западным. Маржерет, бывший в России в 1600 — 1606 годах, писал: «Русский народ не знает ни школ, ни университетов. Один священник наставляет юношество чтению и письму, чем немногие впрочем занимаются».
Свидетельства иностранцев, безусловно, представляют ценный исторический материал, и все-таки к их оценкам состояния образования в нашей стране мы отнеслись бы осторожно. И дело тут не столько в снобизме пришельцев с Запада, сколько в естественной трудности проникнуть в дух незнакомой для них цивилизации, основанной на иных духовных и культурных ценностях. Они подмечали зачастую внешние, случайные стороны явлений, природу и внутреннюю логику которых не в состоянии были в полной мере постичь и оценить.

Обучение грамоте. Миниатюра из "Жития Антония Сийского", XVII век.

В XVI веке на Руси были лица с широким образованием: архиепископ Новгородский Геннадий, князь Андрей Курбский, царь Иоанн Грозный, его старший сын Иоанн (автор Жития святого Антония Сийского), князь Юрий Токмаков, боярин Тучков и другие. В XVII веке таких лиц в России еще больше. Объяснить их появление как некий парадокс на фоне всеобщего невежества нельзя, точно так же как невозможно объяснить аналогичным образом расцвет русской литературы и искусства в то время.
Каким же было образование в России в XVII веке? Если говорить о системе образования в общегосударственном масштабе (мы не оговорились, речь идет именно о системе), то оно было начальным. Еще отцы Стоглавого Собора «уложили: в царствующем граде Москве и по всем градом... протопопом и старейшим священником и с всеми священники и диаконы, колиждо в своем граде.. избрати добрых духовных священников и диаконов и диаков женатых и благочестивых... могущих иных пользовати, и грамоте и чести и писати горазди, и у тех священников и у диаконов и у диаков учинити в домех училища, чтобы священники и диаконы и все православные христиане в коемждо граде предавали им своих детей на учение грамоте и на учение книжного письма и церковного пенья салтычнаго и чтения налоиного...». Нет сомнений, отцы Стоглавого Собора не изобретали ничего нового, их постановление основывалось на существовавшей практике и предполагало ее узаконение и повсеместное распространение. Поскольку правило Собора не сопровождалось стимулирующими добавлениями, оно не могло привести к резкому изменению уже существовавшего положения.
Ценный материал для изучения школьного образования в России в XVII веке содержат исследованные Д. Л. Мордовцевым азбуковники (рукописный 1660 года и печатный 1679 года). Эти азбуковники представляют собой руководства к чтению для детей, уже получивших основы грамотности, а также руководства для самих учителей. В них излагается методика обучения, даются правила для учащихся, наставления, как вести себя в школе, в церкви, дома и на улице. Из содержания азбуковников видно, что русские школы XVII века были частными учебными заведениями, а учителя, которыми были духовные лица, вознаграждались за свою работу, главным образом, натуральными продуктами. Ученики не жили при школах, они посещали их утром, а затем снова после обеда; остальное время они находились дома. Учились дети людей «всякого чина... и сана, славных и худородных, богатых и убогих, даже и до последних земледельцев».


Большую роль в жизни школы играли старосты. Они выдавали книги, назначали дежурных по отоплению школы и уборке помещения, следили за дисциплиной. Иногда старосты замещали учителей, что имело важное значение, для подготовки учительских кадров. Эта особенность принятой у нас в то время формы обучения оказалась настолько устойчивой, что вошла в практику созданной позднее высшей школы— Славяно-греко-латинской Академии.

А. Рябушкин. Школа 17 века.
В школах существовала своя особая этика, что также предполагает необходимость достаточно длительной традиции. Правила поведения требовали от учеников бережного отношения к книгам и школьному имуществу, соблюдения чистоты и порядка. Неписаные законы запрещали кляузничать, давать обидные клички товарищам, устанавливали нормы своеобразной корпоративной солидарности:

В школу добрую речь вноси,
Из нее же словеснаго сору не износи.
В дом отходя, школьных бытностей не кажи,
Сему и всякого товарища своего накажи.

Судя по азбуковникам, дисциплина в русской школе XVII века была строгой. Однако из дифирамбов розге мы не вправе заключить, что в обучении тогда преобладало неумеренное суровое обращение с учениками.. В этой связи Д. Л. Мордовцев замечает, что «суровость с необходимыми спутниками — жезлом, ремнем, плетью, лозою и розгой и вдобавок с ужасающим школьным козлом, выражалась искусно сплетенными виршами, и каждый описатель. учебника фантазировал на эту тему, сколько его душе было угодно; это было простое словесное устрашение, которое, конечно, не всегда и не во всей мере выполнялось, хотя и выполнялось».

Кустодиев. Школа в Московской Руси.

Что касается предметов, изучавшихся у нас в тот период в начальной школе, то они находят полную аналогию с тем, что изучалось в соответствующих школах Греции и Западной Европы. Это—чтение, письмо, пение, счет. Кроме того, начальные школы на Руси сообщали ученикам основы религии, некоторые сведения по Священной истории, давали представление о семи свободных науках, составлявших тогда курс университетского обучения (грамматика, диалектика, риторика, музыка, арифметика, геометрия, астрономия). Написанные стихами азбуковники — ученики их учили наизусть — давали образцы стихосложения и писем, адресуемых высокопоставленным лицам и благодетелям.
Таким образом, азбуковники XVII века, излагавшие одни и те же «уставные правила» и зафиксировавшие единообразную форму обучения, позволяют вполне определенно говорить о наличии системы, единой методики образования, повсеместно распространенной на территории государства и, возможно, восходящей к периоду домонгольской Руси.
Начальное образование на Руси носило церковный характер. Занятия в школе начинались и заканчивались молитвой. Занималось образованием, как уже говорилось, духовенство. И это вполне понятно, поскольку духовенство видело свою важную миссию в распространении грамотности и знаний, которые были необходимы для внушения пастве понятий о христианской вере и нравственности. Ему важно было дать верующим возможность самим читать Священное Писание и понимать истинный смысл евангельского учения. Не случайно, конечно, устройство школ повсеместно следовало за введением христианства.

Морозов. Сельская школа. 1865 г.

Сам характер церковного образования предполагал решение двух задач — дать подрастающему поколению основы грамотности и знаний и воспитать его в духе христианской нравственности. Знание и нравственность не вступали в конфликт друг с другом, не были оторваны друг от друга, а представляли собой две стороны одного и того же явления.
Русское общество допетровской эпохи обязано, главным образом. Церкви тем, что оно получало знания, причем знания, выходящие за узкие рамки утилитарных потребностей. Более Того, Церковь открывала перспективу беспредельного углубления этих знаний и беспредельного нравственного совершенствования. Благодаря ей русское общество поднималось до высот боговдохновенной мысли, запечатленной в творениях преподобного Иоанна Лествичника и святого Дионисия Ареопагита, преподобных аввы Дорофея и Симеона Нового Богослова, Исаака Сирина и Григория Синаита. О том, что это было так, свидетельствует множество списков их творений в рукописях XIV—XVII веков. Их переписывали и жадно читали, они будили живую мысль. Без них невозможно понять глубин творчества Феофана Грека, преподобного Андрея Рублева и Дионисия. А такие фигуры, как преподобные Иосиф Волоцкий и Нил Сорский, стоят на уровне древних отцов Церкви. Это, конечно, вершины русской духовной жизни и русской культуры. Но они творили и проповедовали среди своих соотечественников и современников» у которых их мысли и их творения находили понимание и отклик.
Система образования в допетровской Руси не только позволяла русским людям достигать глубоких богословских познаний, но и приобретать достаточные знания в области так называемой внешней мудрости.

Маковский. Сельская школа.

На Руси, например, отмечался интерес к логическим знаниям. На русский язык переводились такие сложные произведения, как «Диалектика» преподобного Иоанна Дамаскина и «Логика Авиасафа», представляющая собой фрагменты из произведений арабского мыслителя ал-Газали. Уже в конце XV века на Руси существовала.самостоятельная система терминов, способная адекватно изложить концепции аристотелевской логики. Сохранилось большое число списков переработанного на Руси сочинения Маймонида под названием «Книга, глаголемая логика». На полях списков этой книги содержатся глоссы, разъясняющие те или иные логические термины. А это значит, что «Книгу, глаголемую логика» наши предки внимательно изучали.
Важным источником астрономических и географических познаний в средневековой Руси был «Шестоднев» Иоанна, Экзарха Болгарского, имевший широкое распространение у нас вплоть до XVIII века. Рассматривая вопросы устройства Земли и Вселенной, Экзарх Иоанн исходит из идеи шарообразности Земли, покоящейся в. центре сферического небесного свода. Вслед за Аристотелем на основании лунных фаз он доказывает шарообразность спутника Земли, а затем, по аналогии, распространяет эту форму на солнце и звезды. Фазами Луны автор «Шестоднева» объясняет приливы и отливы на море. Приводимые им размеры нашей планеты довольно точно соответствуют данным современных исследований. Экзарх Иоанн дает понятия о климатических зонах Земли. Сведениям, приводимым в этой своеобразной естественнонаучной энциклопедии, соответствовал уровень науки в Западной Европе в XVI - XVII веках, где гелиоцентрическая концепция Коперника и Галилея еще не получила признания.
В области практической механики русские строители едва ли уступали своим западным современникам. Строители не только делали планы будущего сооружения, но и планировали технологический процесс. Они знали условия прочности, нагружения отдельных конструкций — стен, колонн, сводов, учитывали состояние почвы, свойства материалов, над которыми, как предполагают исследователи, производились выборочные испытания. Шедевром фортификационных сооружений был Соловецкий кремль, неприступная для того времени крепость. Строители достигали оптимальных результатов при решении проблем акустики помещений.

Маковский. Приезд учительницы.

С середины XVI века возникают мануфактуры для производства полотна, бархата, кожи, стекла, бумаги. Создаются сложные подъемные приспособления, печатные, маслобойные и монетные прессы, ткацкие станки. Выдающимся инженером был. Митрополит Московский и всея Руси Филипп, который в бытность игуменом Соловецкого монастыря создал ряд технических машин для переработки продуктов питания с использованием конвейеров. Энергию производили водяные мельницы, для которых была создана специальная водная система.
В XVI—XVII веках происходит становление «механизированной» металлургии на Руси, в частности на Урале. Проводятся дренажные работы, строятся водоотводы, плотины и мосты. А все это было невозможно без достаточно высоких познаний в области практической механики.
По оценкам исследователей, достаточно высокой была культура математического исчисления и инструментального счета на Руси.
В XVI веке русские знакомятся с биолого-медицинскими сочинениями Абу-Бекра Рази (Разеса) и Маймонида. Тогда же на Русь проникает учение Гиппократа об эмбриологическом развитии. От того времени сохранилась огромная литература— различные травники и лечебники. В 1620 году в Москве создается Аптекарский приказ. В XVII веке в России был уже известен микроскоп. На русский язык были переведены «Естествознание» М. Скотта и «Проблемы» Псевдо-Аристотеля.

Богданов-Бельский. Ученицы.

Новейшие исследования дали возможность пересмотреть значение допетровской эпохи в истории биологических познаний в России. К этой эпохе восходят многие сохранившиеся до наших дней биологические термины: «завязь», «прививка», «черешок» и т. д.
Развитие связей с западными странами вызывало необходимость изучения иностранных языков, прежде всего латинского и польского, а расширяющееся западное влияние, о котором мы будем говорить ниже, отразилось на образе жизни русского общества, прежде всего знати. Стал меняться стиль эпохи. В новых условиях образованность становится престижным фактором и приобретает определенную общественную ценность. Русская знать начинает приглашать в свои дома иностранных учителей и направлять своих детей для обучения на Украину и в Польшу.
Подводя итог, можно сделать вывод: основу русского образования в патриарший период составляла начальная школа, но ее дополняло приватное обучение в монастырях, у частных учителей (в том числе иностранных), а также в сфере материального производства. Важным элементом образования было самостоятельное изучение богословской, естественнонаучной и художественной литературы. Эта система образования в целом удовлетворяла интересы Русского государства и Церкви, по крайней мере до второй половины XVII века, когда изменившиеся исторические условия сделали необходимым учреждение в России «правильной» высшей школы.

Хозяйство и сословия. После изгнания из России и избрания нового царя “от природного корени” началось восстановление порушенной жизни, прежде всего хозяйства. На это ушло не одно десятилетие.

XVII век является переломным, в том числе и в развитии хозяйства. Именно к этому времени, как отмечали еще русские историки XIX в., относится начало “нового времени” . В экономике России появляются первые ростки новых буржуазных отношений (в промышленности, торговле, отчасти и в сельском хозяйстве). Правда, мнения среди специалистов по этому вопросу расходятся. Одни относят начало капиталистических отношений к XVI столетию, другие — к XVII в.; наконец, третьи — ко второй половине XVIII в., когда эти отношения оформились в особый, самостоятельный уклад в российской экономике.

Россия в этом плане отставала от ряда стран Западной Европы, где зарождение капитализма началось еще с XIV — XV вв., а собственно капиталистическая эпоха — с конца XVI — середины XVII в. (Нидерланды, Англия). Но все же она шла, хотя и с запозданием, тем же путем. Первые ростки, завязи капитализма в российской промышленности, торговле появляются именно в XVII в.

Сельское хозяйство России XVII век

Русские люди очищают и распахивают заросшие и заглохшие поля, лесные поляны. Оживают Замосковный край — центр Европейской России, уезды вокруг русской столицы на западе и северо-западе, северо-востоке и востоке. Русский крестьянин продвигается на окраины — к югу от реки Оки, в Поволжье и Приуралье, в Западную Сибирь. Здесь возникают новые поселения.

Восстанавливалось не скоро, причинами того были маломощность мелких крестьянских хозяйств, низкая урожайность, стихийные бедствия, недороды. Главный путь развития сельского хозяйства того времени — экстенсивный : в хозяйственный оборот земледельцы включают все большее количество новых территорий.

Больше всего сеяли рожь и овес. Далее шли ячмень и пшеница, яровая рожь (ярица) и просо, гречиха и полба, горох и конопля. То же в Сибири. На юге пшеницы сеяли больше, чем на севере. В огородах разводили репу и огурцы, капусту и морковь, редьку и свеклу, лук и чеснок, тыкву и даже арбузы. В садах — вишню, красную смородину, крыжовник (крыж-берсень), малину, клубнику, яблони, груши, сливы.

Урожайность была невысокой. Часто повторялись неурожаи, недороды, голод. Причины лежали в крепостническом характере хозяйства, климатических особенностях (вымерзание и вымокание посевов в центре и на севере страны, засуха и нашествия саранчи на юге).

Основой развития животноводства являлось крестьянское хозяйство. Из него феодалы получали тягловых лошадей для работы на своих полях и столовые запасы: мясо, живую и битую птицу, яйца, масло и прочее. Среди крестьян имелись, с одной стороны, многолошадные, многокоровные; с другой — лишенные какого-либо скота. Скотоводство особенно развивалось в Поморье, на Ярославщине, в южных уездах.

Рыбу ловили везде, но особенно в Поморье. В северных районах, Белом и Баренцевом морях добывали треску и палтуса, сельдь и семгу; промышляли тюленей, моржей, китов. На Волге и Яике особую ценность представляли красная рыба, икра.

Промышленность и мануфактура России в XVII веке

В отличие от сельского хозяйства промышленное производство в России развивалось быстрее. Самое широкое распространение получила домашняя промышленность: по всей стране крестьяне производили холсты и сермяжное сукно, веревки и канаты, обувь валяную и кожаную, разнообразную одежду, посуду и полотенца, лапти и мочало, деготь и смолу, сани и рогожи, топленое сало и щетину, многое другое. Через скупщиков эти изделия, особенно холсты, попадали на рынок. Постепенно крестьянская промышленность перерастает домашние рамки, превращается в мелкое товарное производство. По этому пути идут мастера по изготовлению ярославских холстов, важских сукон, решминских рогож, белозерских ложек, вяземских саней и т. д.

Ремесло в довольно больших размерах перерастало в товарное производство. Так было, например, в металлообработке. Она основывалась на добыче болотных руд, дававших низкосортные железо и сталь (уклад). Центры металлургии издавна сложились в уездах к югу от Москвы: Серпуховском, Каширском, Тульском, Дедиловском, Алексинском. По всей стране расходились тульское железо и серпуховский уклад; местные мастера, работавшие на казну, в частности, изготовлявшие оружие для царской Оружейной палаты, в то же время давали много изделий для продажи на рынке.

Второй центр производства металла находился к северо-западу от Москвы: Устюжна Железнопольская, Тихвин, Заонежье. Устюженские сошники, сковороды, гвозди и другие предметы домашнего обихода расходились не только в близлежащих селениях и городах, но и в отдаленных, например в Москве, Смоленске, Ярославле. То же можно сказать об изделиях мастеров Нижнего Новгорода, Галича и их окрестностей.

Заметный рост русского ремесла в XVII в., превращение значительной его части в мелкое товарное производство, укрупнение, использование наемного труда, специализация отдельных районов страны, появление рынка рабочей силы создали условия для развития мануфактурного производства .

Увеличилось число мануфактур — крупных предприятий, основанных на разделении труда, остающегося по преимуществу ручным, и применении механизмов, приводимых в движение водой. Это свидетельствует о начале перехода к раннекапиталистическому промышленному производству, сильно еще опутанному крепостническими отношениями.

В это время расширяли старые мануфактуры, например Пушечный двор — построили “кузнечную мельницу” , чтоб “железо ковать водою” , каменные здания (вместо старых деревянных). В Москве же появились две казенные пороховые мельницы. Продолжали работать мастерские Оружейной, Золотой и Серебряной палат, швейные мануфактуры — Царская и Царицына мастерские палаты. Появились ткацкая мануфактура — Хамовный двор в Кадашевской слободе (Замоскворечье), шелковая— Бархатный двор (довольно быстро заглохла).

Эти мануфактуры были казенными или дворцовыми. На них применялся принудительный труд. Связей с рынком они не имели.

Другая группа мануфактур — купеческие: канатные дворы в Вологде, Холмогорах (возникли в XVI в.), в Архангельске (в XVII в.). Это были сравнительно крупные предприятия: только и Вологде работало около 400 наемных рабочих из русских людей. Холмогорский двор давал столько канатов, что ими можно было оснастить четвертую часть кораблей английского флота, одного из самых крупных в тогдашнем мире.

Под Москвой появился Духанинский стекольный завод Е. Койста, выходца из Швеции. Наиболее важные районы мануфактурного производства складываются на Урале, в Тульско-Каширском, Олонецком краях. Это — железоделательные, медеплавильные и другие заводы.

Мануфактурам принадлежала ведущая роль в производстве оружия. В изготовлении же сельскохозяйственных орудий, предметов бытового обихода с ними успешно конкурировали мелкие крестьянские промыслы и городские ремесленники.

В XVII столетии возникло до 60 различных мануфактур; не все они оказались жизнеспособными — до петровского времени дожили едва ли не меньше половины. Неудивительно применение здесь крепостного труда. Более показательно постепенное расширение труда вольнонаемного, как на мануфактурах, так и на водном транспорте (Волжский, Сухоно-Двинский и другие пути), соляных промыслах Тотьмы, Соли Вычегодской и Соли Камской (в последней к концу века насчитывалось более 200 варниц, добывавших ежегодно до 7 млн. пудов соли), рыбных и соляных промыслах Нижней Волги (в конце века в Астрахани и около нее — несколько десятков тысяч наемных рабочих только в летнее время).

В наймиты шли посадские люди, черносошные и частновладельческие крестьяне, холопы, в том числе и беглые, всякий вольный, гулящий люд. Крестьяне, как правило, отходили на временные заработки, а затем возвращались к своему хозяйству. Из наймитов уже тогда начала формироваться категория более или менее постоянных наемных работников.

Из крупных купцов вырастают предприниматели, занимающиеся, например, солеварением: Г. А. Никитников и Н. А. Светешников, В. Г. Шорин и Я. С. Патокин, О. И. Филатьев и Д. Г. Панкратьев, братья Шустовы и др. С XVI в. набирали силы Строгановы, с конца XVII — Демидовы.


Предприятие — мануфактура XVII века; производство артиллерийских орудий.

Торговля в России в XVII веке

В торговле хлебом в роли важных центров выступали на севере Вологда, Вятка, Великий Устюг, Кунгурский уезд; южные города — Орел и Воронеж, Острогожск и Коротояк, Елец и Белгород; в центре — Нижний Новгород. К концу столетия хлебный рынок появился в Сибири. Соляными рынками были та же Вологда, Соль Камская, Нижняя Волга; Нижний Новгород служил перевалочно-распределительным пунктом.

Ряд городов, прежде всего, конечно, Москва, имели торговые связи со всеми или многими областями страны. Немало торговцев, составлявших особый “купецкий чин” , вели свои дела, не занимаясь ничем иным.

Господствующее положение в торговле занимали посадские люди, прежде всего гости и члены Гостиной и Суконной сотен. Крупные торговцы выходили из зажиточных ремесленников, крестьян.

Они торговали разными товарами и во многих местах; торговая специализация была развита слабо, капитал обращался медленно, свободные средства и кредит отсутствовали, ростовщичество еще не стало профессиональным занятием; разбросанность торговли требовала много агентов и посредников.

Внешнеторговые операции с западными странами велись через Архангельск, Новгород, Псков, Смоленск, Путивль, Свенскую ярмарку. 75% внешнеторгового оборота давал Архангельск— единственный и к тому же неудобный порт, связывавший Россию с Западной Европой. В восточной торговле первенствующую роль играла Астрахань.

По Торговому уставу 1653 г. в стране ликвидировали многие мелкие таможенные пошлины, оставшиеся со времен феодальной раздробленности. Взамен ввели единую рублевую пошлину — по 10 денег с рубля, т. е. 5% с покупной цены товара (рубль равен 200 деньгам). С иноземцев брали больше, чем с русских купцов. А Новоторговый устав 1667 г. еще более усилил протекционистские тенденции в интересах русского торгово-промышленного сословия.

Сословия России в XVII веке

Феодалы. Среди всех сословий господствующее место безусловно принадлежало феодалам. В их интересах государственная власть проводила меры по укреплению собственности бояр и дворян на землю и крестьян, по сплочению прослоек феодалов, их “одворянению” . Строго и последовательно власти стремились сохранить в руках дворян их поместья и вотчины. Требования дворян и меры властей привели к тому, что к концу века свели разницу между поместьем и вотчиной к минимуму.

В течение всего столетия правительство, с одной стороны, раздавало феодалам огромные массивы земель; с другой — часть владений, более или менее значительную, перевело из поместья в вотчину.

Переписные книги 1678 г. насчитали по стране 888 тысяч тяглых дворов, из них около 90% находилось в крепостной зависимости. Дворцу принадлежало 83 тысячи дворов, или 9,3%; церкви — 118 тысяч (13,3%); боярам—88 тысяч (10%); более же всего дворянам — 507 тысяч дворов, или 57%.

Крестьяне и холопы. Крестьяне работали в пользу феодалов на барщине (“изделье” ), вносили натуральный и денежный оброки. Обычный размер “изделья” — от двух до четырех дней в неделю, в зависимости от размеров барского хозяйства, состоятельности крепостных.

“Столовые запасы” — хлеб и мясо, овощи и фрукты, сено и дрова, грибы и ягоды — возили на дворы к владельцам те же крестьяне. Плотников и каменщиков, кирпичников и живописцев, других мастеров дворяне и бояре брали из своих сел и деревень. Крестьяне работали на первых фабриках и заводах, принадлежавших феодалам или казне, изготовляли на дому сукна и холсты и т. д.

Крепостные, помимо работ и платежей в пользу феодалов, несли повинности и в пользу казны. В целом их обложение, повинности были тяжелее, чем у дворцовых и черносошных крестьян. После 1649 г. широкие размеры принял сыск беглых крестьян. Тысячами их хватали и возвращали владельцам.

Чтобы прожить, крестьяне шли в отход, в “батраки” , на заработки. Нанимались на работу артелями. Обедневшие крестьяне переходили в категорию бобылей.

Феодалы, особенно крупные, имели много холопов, иногда по несколько сот человек (например, у бояр Н. И. Романова, Б. И. Морозова было по 300—400 человек). Это — приказчики и слуги для посылок, конюхи и портные, сторожа и сапожники, сокольники и “певчие ребята” . Самостоятельного хозяйства они не вели, их полностью содержал владелец. Некоторые дворяне начали переводить своих холопов на землю, наделяли инвентарем, а те платили им оброк, исполняли барщинные работы, но в отличие от крестьян не несли государственного тягла. Однако податная реформа 1678—1681 гг. уравняла тех и других. К концу века, по существу, произошло слияние холопов с крестьянами.

Средний уровень благосостояния русского крестьянина в XVII в. снизился по сравнению с предыдущими столетиями. Сократилась, например, крестьянская запашка. Одни крестьяне имели полдесятины, около десятины земли, у других и того не было. А у зажиточных случалось по нескольку десятков десятин.

Богатые крестьяне выходили в купцы, промышленники. Таковы, например, Федотовы-Гусельниковы — черносошные крестьяне Устюжского уезда, Осколковы и Шангины из Коми-края. Все они разбогатели на торговых операциях с Сибирью. И таких было немало. Феодалы и казна получали с них большие доходы.

Посадские люди. К середине столетия в стране числилось более двух с половиной сотен городов, а дворов в них, по неполным данным,— более 40 тысяч. Из них в Москве 27 тысяч дворов.

Население городов в первой половине столетия выросло более чем в полтора раза. Несмотря на скромную долю торговцев и ремесленников в общем количестве жителей России, они играли весьма существенную роль в ее хозяйственной и политической жизни. Среди посадских людей мы видим русских и украинцев, белорусов и татар, мордву и чувашей и т. д.

Ведущий центр ремесленного, промышленного производства, торговых операций—Москва. Здесь в 40-е гг. работали мастера многих специальностей. Центрами металлообработки, помимо Москвы, были Тула, Ярославль, Тихвин, Устюжна Железнопольская, Устюг Великий, Холмогоры, Соль Вычегодская; кожевенного дела — Ярославль, Кострома, Вологда, Нижний Новгород, Казань.

В меньшей, но достаточно заметной степени ремесло развивалось и в других городах России. Значительная часть ремесленников работала на государство, казну. Часть ремесленников обслуживала нужды дворца (дворцовые) и живших в Москве и других городах феодалов (вотчинные ремесленники). Остальные входили в посадские общины городов, несли (тянули, как тогда говорили) различные повинности и платили налоги, совокупность которых называлась тяглом. Ремесленники из посадских тяглецов от работы по заказу потребителя зачастую переходили к работе на рынок, и ремесло, таким образом, перерастало в товарное производство.

Применялся наемный труд. В наемники к разбогатевшим кузнецам, котельникам, хлебникам и другим шли бедные посадские люди, крестьяне. То же происходило на транспорте, речном и гужевом.

Развитие ремесленного производства, его профессиональной, территориальной специализации вносит большое оживление нехозяйственную жизнь городов, тортовые связи между ними и их округами. Именно к XVII в. относится начало концентрации местных рынков, складывания на их основе всероссийского рынка.

Гости и другие богатые купцы появлялись со своими товарами во всех концах страны и за ее рубежами. В годы Смуты и после нее они не раз ссужали власти деньгами. Правительство созывало совещания с участием купцов для решения насущных хозяйственных, финансовых проблем. Они же становились депутатами Земских соборов. Им поручали сбор налогов и пошлин — таможенных, кабацких, соляной и прочих.