ambivalence) Термин введен Юджином Блейлером, чтобы отразить сосуществование противоречивых ИМПУЛЬСОВ и ЭМОЦИЙ, направленных на один и тот же объект. Обычно термин относят к сосуществованию ЛЮБВИ и НЕНАВИСТИ. Амбивалентность следует отличать от смешанных чувств по отношению к кому-либо. Она связана с глубинной эмоциональной установкой, где противоречивые отношения имеют общий источник и являются взаимозависимыми, тогда как смешанные чувства могут базироваться на реалистической оценке несовершенной природы объекта. В рассказе о яйце кюре не был амбивалентен по отношению к яйцу, хотя не исключено, что он был амбивалентен по отношению к епископу. Хотя амбивалентность порождается невротическим КОНФЛИКТОМ, ее легче всего наблюдать в ОБСЕССИВНЫХ НЕВРОЗАХ, при которых делается попытка уравновесить в СОЗНАНИИ обе стороны амбивалентности. При других видах неврозов та или другая сторона амбивалентности обычно оказывается вытесненной (см. ВЫТЕСНЕНИЕ).

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

лат. ambi - вокруг, с обеих сторон, valens - сильный) . Понятие, введенное для обозначения одного из существенных признаков шизофрении - склонности отвечать на внешние раздражители двоякой, противоположной, антагонистической реакцией. Различают три вида А.: 1) в аффективной сфере - одно и то же представление сопровождается и приятными и неприятными чувствами; 2) области воли - амбитендентность, двойственность поступков, действий, движений; 3) в области интеллектуальной деятельности - одновременное возникновение и сосуществование мыслей противоположного характера. K. Spett как проявления А. в мышлении и двигательной экспрессии различал амбитенденцию и амбисентенцию. У больного обнаруживаются одновременно проявляющиеся противоречивые или противопоставляемые суждения, амбитендентные проявления в движениях, мимике, жестах. Эти расстройства типичны для больных шизофренией, но могут наблюдаться и при некоторых интоксикациях, например мескалином.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

Ambivalence; Ambivalenz) - психическое состояние, в котором каждая установка уравновешена своей противоположностью (см. конфликт и противоположности). Термин введен Ю. Блейлером для описания сосуществования внутренне противоречивых импульсов и эмоций по отношению к одному и тому же объекту.

Амбивалентность следует отличать от наличия смешанных чувств по отношению к кому-либо. Смешанные чувства могут возникать на базе реалистической оценки несовершенной природы объекта, тогда как амбивалентность представляет глубинную эмоциональную установку, в которой противоречивые отношения вытекают из общего источника и оказываются взаимосвязанными. Юнг использовал данное понятие для характеристики: а) сплава положительных и отрицательных чувств в отношении одного и того же объекта (другой человек, образ, идея, часть самого себя); эти чувства исходят от одного источника и не являются смесью качеств, присущих тому человеку, на которого они направлены; б) интереса к фрагментации, множественности и изменчивости психического; амбивалентность в этом смысле - всего лишь одно из состояний человека; в) самоотрицания любого положения, которое и описывает амбивалентность; г) отношения к родительским образам, в частности (см. имаго) и к архетипической образности вообще (см. архетипы); д) универсальности - амбивалентность присутствует повсеместно: "силы природы всегда двулики" и Бог тоже, что уже однажды обнаружил Иов (CW 5, par. 165. К. Г. Юнг. Символы трансформации. М. 2000. Далее СТ). Сама жизнь - это вечное "добро и зло, успех и поражение, надежда и отчаяние, которые уравновешивают друг друга" (CW 9ii, par. 24. А, пар. 24).

Амбивалентность, в широком смысле, ассоциируется с влиянием бессознательных комплексов, в частности с психологическими функциями на этапе их недифференцированности. Хотя она порождается всеми невротическими конфликтами, легче всего ее наблюдать в неврозах навязчивых состояний, при которых делается попытка сбалансировать обе стороны амбивалентности в сознании, в случаях других неврозов та или другая сторона обычно подавляется.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

явление нескольких значений (пониманий, прочтений), неоднозначности в высказываниях, текстах, символах и т. д.

Что такое А. в речи, амбивалентный текст (утверждение), можно проиллюстрировать старым советским анекдотом. На собрании выступает высокопоставленный руководитель и заявляет: "В десятой пятилетке мы будем жить еще лучше!" Голос из зала: "А мы?"

В языке А. проявляется у многозначных слов, напр., "занять" означает "занять (место и т. п.)" и "одолжить (деньги)".

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

греч. ampi - двойственность, лат. valentia - сила). В психологии чувств обозначает одновременное присутствие в душе человека противоположных, несовместимых друг с другом стремлений, касающихся одного и того же объекта.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

AMBIVALENCE)

Термин обозначает одновременное существование противоположных чувств, установок, стремлений, проявляемых в отношении других лиц, предметов, ситуаций. При таком широком понимании амбивалентность представляет собой универсальный и не слишком существенный феномен, поскольку привязанность часто осложнена враждебными чувствами, о многие враждебные отношения смягчаются привязанностью. Однако когда сило этих конфликтных чувств достигает уровня, при котором то или иное действие представляется неизбежным и в то же время неприемлемым, предпринимается некий защитный маневр, часто напрямую ведущий к психическому заболеванию (например, к психозу либо неврозу навязчивых состояний). При таких обстоятельствах амбивалентность вытесняется. Это означает, что только одно из конкурирующих чувств допускается в сознание. Чаще вытесняется враждебность, но иногда - привязанность. Успешное выявление вытесненного компонента и успешная демонстрация его пациенту обычно усиливают терапевтический эффект.

При обсуждении активных и пассивных тенденций анально-садистской организации парциальных влечений Фрейд (1905), указав на Блейлера как автора понятия и концепции амбивалентности, высказал мнение, что амбивалентность характеризуется примерно одинаковым уровнем противоположных влечений. Это понятие он использовал также при рассмотрении одновременного положительного и отрицательного переноса (1912). Абрахам (1924), обосновывая разграничение доамбиволентных, амбивалентных и постамбивалентных объектных отношений, использовал представление о сосуществовании любви и враждебности. Ранняя оральная стадия рассматривалась им как доамбиволентноя, в то время как более поздняя стадия, связанная с кусанием, оценивалось как амбивалентная. Амбивалентность характеризует также анально-садистскую стадию. Генитальная стадия проявляется тогда, когда ребенок становится способным психологически щадить объект, оберегая его от разрушения. Эта стадия обозначается как постамбивалентная. Амбивалентность является одним из важных элементов теории Кляйн, высказавшей идею о том, что амбивалентно воспринимаемый объект расщепляется на "плохой" и "хороший".

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (МКБ 295)

сосуществование антагонистических эмоций, идей или желаний по отношению к одному и тому же лицу, предмету или положению. Согласно Блейлеру, который ввел этот термин в 1910 г., кратковременная амбивалентность является частью нормальной психической жизни; выраженная или устойчивая амбивалентность - первоначальный симптом шизофрении, при которой она может иметь место в аффективной идеаторной или волевой сфере. Она является также частью обсессивно-компульсивного расстройства, а иногда наблюдается при маниакально-депрессивном психозе, особенно при затяжных депрессиях.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (ДВОЙСТВЕННОСТЬ)

двойственность, двузначность, иногда противоречивость. В психологии чувств означает двойственное переживание, совместное присутствие в душе двух противоположных, как будто несовместимых стремлений касательно одного объекта - например, симпатии и антипатии.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

от лат. ambo - оба + valentia - сила).

1. В объективном смысле А. - свойство ситуации, в которой человек или животное подвергается одновременно действующим противоречивым, против, воздействиям. Напр., амбивалентная оптокинетическая стимуляция (совмещенные на одном участке поля зрения стимулы, движущиеся в противоп. направлениях) и ситуация Буриданова осла (см. определение 2) и др.

2. В субъективном смысле А. - особенность состояний сознания (и вообще психических состояний), которые характеризуются сосуществованием противоречивых, против, мыслей, мотивов, эмоций.

Мотивационную А. (амбитендентность) описывал в "Этике" Спиноза: желания (побуждения, влечения) человека бывают "нередко до того противоположны друг другу, что человек влечется в разные стороны и не знает, куда обратиться". Теоретической моделью мотивационной А. служит конфликтное состояние Буриданова осла, стоящего между 2 идентичными и равнопривлекательны-ми стогами сена (это, разумеется, "умственный эксперимент"). Об эмоциональной А. см.Амбивалентность чувств. (Б. М.)

Амбивалентность

от лат. ambo - оба и valentia - сила) термин З. Фрейда. А. - характеристика влечений, в которых психоанализ выделяет созидательные и разрушительные тенденции - влечение к жизни и влечение к смерти (Эрос и Танатос).

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

ambivalence) - (в психологии) сосуществование противоположных тенденций или эмоций (например, любовь и ненависть) по отношению к одному и тому же индивидууму или предмету. Чрезмерная и преобладающая амбивалентность считается, согласно Блейлеру, характерным признаком шизофрении.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

1. Наличие одновременно противоположных или смешанных чувств по отношению к какому-то человеку, объекту или идее. 2. Склонность постоянно изменять свои чувства или отношение к человеку, объекту или идее. Это значение предполагает наличие значения 1.3. Состояние, при котором кто-то стремится в двух взаимно исключающих друг друга направлениях или к двум противоположным целям. Это значение первоначально возникло в работах К. Левина по теории поля и наиболее ярко проявляется в исследованиях поведенческих реакций на различные формы КОНФЛИКТА.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

En.: Ambivalence

Амбивалентность - это свойственная человеку установка, при которой мы хотим чего-либо и одновременно желаем противоположного. Например, мы хотим измениться и одновременно отвергаем изменение; мы хотим двигаться вперед и в то же время нам хочется сопротивляться... Искусство терапевта вообще и гипнолога в частности состоит в умении приспособиться к этому факту и научиться давать выход (поочередно или одновременно) этим противоречивым стремлениям пациента. Проблема скорее практическая, нежели теоретическая, поскольку в действительности мы имеем дело с сопротивлением и способами его преодоления.

Например, терапевт в определенный им момент позволяет сопротивлению выразиться, одновременно удовлетворяя двум устремлениям: одна рука может левитировать, в то время как другая сопротивляется (см. пример Ноэми). Использование парадокса также может быть решением проблемы (см. также Erickson & Rossi, 1981).

Амбивалентность

внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к чему-либо, характеризующееся одновременным принятием и отвержением.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

противоположность установок, чувств, импульсов и эмоций, направленных на один и тот же объект. Данное понятие введено в научный оборот швейцарским психиатром Э. Блейлером (1857–1939) применительно к шизофрении, характеризующейся расщепленностью сознания больного в результате его противоречивого отношения к объекту. Различая волевую, интеллектуальную и аффективную амбивалентность, Э. Блейлер считал, что противоположность чувств и установок может наблюдаться не только у шизофреников, но и у нормальных людей.

З. Фрейд рассматривал амбивалентность как введенное Э. Блейлером удачное название противоположных влечений, часто проявляющихся у человека в форме любви и ненависти к одному и тому же сексуальному объекту. В работе «Три очерка по теории сексуальности» (1905) он писал о противоположных влечениях, объединенных в пару и относящихся к сексуальной деятельности человека. В «Анализе фобии пятилетнего мальчика» (1909) З. Фрейд отмечал, что жизнь чувств у людей складывается из противоположностей. Контрастные пары в сфере чувств у взрослых доходят одновременно до сознания только на высоте любовной страсти. У детей они могут долгое время сосуществовать друг с другом, как это наблюдалось, например, у маленького Ганса, который одновременно любил своего отца и желал его смерти. Выражение одного из амбивалентных переживаний маленького ребенка по отношению к близким ему людям не мешает проявлению противоположного переживания. Если же возникает конфликт, то он, по мнению З. Фрейда, разрешается благодаря тому, что ребенок меняет объект и переносит одно из амбивалентных душевных движений на другое лицо.

Будучи нормальным явлением в жизни человека, амбивалентность чувств может достичь такой степени проявления, которая характеризуется развитием невротического расстройства. Как показал З. Фрейд, при фобиях (навязчивых страхах конкретного содержания) ненависть, как одно из амбивалентных чувств, противоположных любви, переносится на замещающий объект. В случае маленького Ганса противоречивые чувства к отцу проявились в двойственном отношении ребенка к лошади.

В работе «Из истории одного детского невроза» (1918) З. Фрейд соотносил амбивалентность с одновременным проявлением у ребенка пассивных и активных стремлений. Анализ случая, названного им человеком-волком, позволил выявить картину соответствия интенсивной и длительной амбивалентности больного с развитием противоположных влечений, связанных с активно-садистскими целями и мазохистскими намерениями.

Понятие амбивалентности использовалось основателем психоанализа и при рассмотрении такого явления, как перенос, с которым приходится иметь дело аналитику в процессе лечения пациентов. Во многих работах он подчеркивал двойственный характер переноса, имеющего позитивную и негативную направленность. В частности, в написанной в конце жизни и неопубликованной после его смерти работе «Очерк о психоанализе» (1940) З. Фрейд подчеркивал, что «перенос амбивалентен: он включает в себя как положительную (дружелюбную), так и отрицательную (враждебную) позиции в отношении психоаналитика».

Последователи З. Фрейда внесли изменения в психоаналитическое понимание амбивалентности. К. Абрахам (1877–1925) связывал амбивалентность с фазой кусания, характерной для анальной стадии психосексуального развития ребенка. В статье «Опыт описания истории либидозного развития на основе психоанализа душевных расстройств» (1924) он провел различие между доамбивалентной (ранней оральной) стадией, связанной с сосанием ребенком материнской груди, амбивалентной (поздней оральной и анально-садистской) стадией, на которой наблюдается враждебное отношение ребенка к объекту, и постамбивалентной (фаллической) стадией, характеризующейся способностью ребенка к сохранению, обереганию объекта от его разрушения.

Согласно М. Кляйн (1882–1960), сексуальное влечение человека амбивалентно по своей природе. Оно присуще ему изначально и связано с противоположными установками человека, направленными на овладение объектом и в то же время на его разрушение. Так, в виде психического представления грудь матери воспринимается младенцем как «хорошая», когда удовлетворяет его, и как «плохая», поскольку является источником фрустрации. Подобному восприятию, «амбивалентному отношению к первому объекту», способствуют, по ее мнению, процессы проекции и интроекции. Младенец проецирует свои любовные и деструктивные импульсы, приписывая их удовлетворяющей или фрустри-рующей его груди. Одновременно с этим посредством интроекции внутри психики младенца формируются представления о «хорошей» и «плохой» груди.

Понятие амбивалентности широко используется в современной психоаналитической литературе.

Я возненавижу ее так же сильно, как прежде любил… Тут-то я и проявлю всю силу своей души, если возненавижу ее, покину ее, сколь прекрасной, сколь любезной она бы мне ни казалась (Ж.-Б. Мольер, Мещанин во дворянстве).

И еще раз теперь я задал себе вопрос: люблю ли я ее? И еще раз не сумел на него ответить, то есть, лучше сказать, я опять, в сотый раз, ответил себе, что я ее ненавижу. Да, она была мне ненавистна. Бывали минуты (а именно каждый раз при конце наших разговоров), что я отдал бы полжизни, чтоб задушить ее! Клянусь, если б возможно было медленно погрузить в ее грудь острый нож, то я, мне кажется, схватился бы за него с наслаждением. А между тем, клянусь всем, что есть святого, если бы на Шлангенберге, на модном пуанте, она действительно сказала мне: «бросьтесь вниз», то я бы тотчас же бросился, и даже с наслаждением. Я знал это (Ф. Достоевский, Игрок).

Ср. в «Вишневом саде» А. Чехова – Лопахин и жалеет Гаева и Раневскую, и одновременно злорадствует по поводу их краха.

У него была в душе какая-то болезненная, незалечимая трещина, нанесенная женщиной… Будучи пьяным, он часто вытаскивал из своей дорожной корзинки портрет какой-то женщины… Он то целовал эту фотографию, то швырял ее на пол, прижимал ее к сердцу и плевал на нее, ставил ее в угол на образ и потом капал на нее стеарином (А. Куприн, Как я был актером).

Ведь я люблю тебя и проклинаю!

Отдай, отдай мне снова жизнь, вернись!

К явлениям амбивалентности психоаналитики относят случаи, когда женщина имеет двух любовников (мужа и любовника, бывшего мужа и нынешнего мужа), и ненависть направляется на одного из их пары, пока другой любим ею; если ненавидимый отвергается или уходит, ненависть может проявляться в отношении оставшегося с ней, который, в свою очередь, может быть брошен ею, чтобы с любовью вернуться к оставленному. Этим же объясняется и частое благополучие женщины во втором браке: ненависть, другие отрицательные эмоции направляются на первого мужа, а любовь – на второго.

Любить и ненавидеть. Злиться и тянуться. Желать и бояться. Человек – противоречивое существо. В психологии это называется амбивалентностью. Эмоции, желания, идеи, планы – все это может быть противоречивым. Вот почему человек часто неоднозначно себя ведет в отношениях, на работе, в решении какого-либо вопроса. В статье рассмотрим некоторые примеры амбивалентности, чтобы понимать, что это такое.

Что такое амбивалентность?

Что такое амбивалентность? Под амбивалентностью понимается противоречивое отношение человека к одному объекту или явлению. Другими словами это называется двойственностью. В человеке присутствует одновременно два противоречивых чувства, мысли, плана. Один исключает другое, однако они прямо сейчас находятся в человеке.

Впервые данное понятие ввел Э. Блейлер, который воспринимал данную двойственность как один из факторов, указывающих на наличие шизофрении. Вот почему амбивалентность делят на 3 вида:

  1. Эмоциональная – когда человек испытывает одновременно два противоречащих чувства к конкретному объекту или явлению. Очень ярко она проявляется в детско-родительских или любовных отношениях.
  2. Волевая (амбитенденция) – когда человек одновременно хочет два противоположных результата (цели). Поскольку он не может сделать выбор, это заставляет его вообще отказаться от принятия решения.
  3. Интеллектуальная – когда человек перескакивает с одной идеи на другую, которые противоречат друг другу.

З. Фрейд воспринимал амбивалентность как естественное явление человеческой природы, когда присутствует желание жить и тяга к смерти.

Современные психологи считают амбивалентность вполне нормальным явлением. Человеку естественно относиться неоднозначно к каким-то партнерам или объектам, которые играют в его жизни значимую роль. Чем больше человек притягивается к кому-то, тем больше ему хочется оттолкнуться, поскольку притяжение сродни потере своей целостности, индивидуальности, уникальности. Представьте себе две планеты, которые притягиваются друг к другу. Они и притягиваются сами, и притягивают друг друга, не желая сталкиваться, сходить со своей орбиты. Двойственность является вполне нормальным для людей, которые являются целостными личностями, однако при этом испытывают тягу к определенным партнерам, вещам, явлениям.

Вместе с тем психологи отмечают, что однополярность чувств, когда человек переживает только положительные или только отрицательные эмоции к конкретным объектам, говорит об идеализации или обесценивании данного явления. Либо человек не обладает достаточной информацией, либо игнорирует, либо слишком многого требует, либо чего-то не замечает. Таким образом, исключительно положительные или отрицательные эмоции (однополярность) говорят о недостаточности информации о данном объекте.

Амбивалентность чувств

Главной особенностью амбивалентности чувств является то, что человек не попеременно переживает какие-то эмоции, а одновременно испытывает их. Человек в данную секунду может испытывать любовь, а через 5 минут – ревность, однако внутри индивида они присутствуют всегда одновременно. Следует отличать амбивалентность от привычного явления, когда переживания возникают в результате какого-то события. Например, человек любит своего партнера. Он даже не задумывается о каких-то других чувствах. Однако происходит конкретное событие (партнер флиртует с другим человеком), что вызывает ревность. Данное чувство не присутствовало раньше, оно только что появилось. В дальнейшем может развиться амбивалентность, когда человек будет и любить, и ревновать своего партнера.

Главным фактором, который играет роль в формировании амбивалентности, является важность партнера, вещи или явления. Человек в некоторой степени должен притягиваться, зависеть, испытывать тягу к тому, к чему одновременно испытывает ненависть, злость, агрессию.

Часто в природе амбивалентности чувств прослеживается такое понятие, как перенос. Человек проецирует свои чувства на того, к кому испытывает их в двойственной форме. С одной стороны, он любит, о чем не говорит, с другой, ненавидит, что ярко выражает, проявляет и думает, что партнер испытывает подобные переживания.

Амбивалентность проявляется практически в каждом человеке в ситуации появления внутреннего конфликта. Возраст не играет большой роли: как дети, особенно подростки, так и взрослые люди могут переживать амбивалентность чувств. Роль внутреннего конфликта заключается в неудовлетворенности происходящим. С одной стороны, человек видит положительные выгоды в партнере, предмете, явлении. С другой стороны, данный объект не поддается контролю, не является идеальным, не понимается и т. д.

Чувства прекращают противоречить друг другу, когда человек может властвовать над объектом, понимать, контролировать, управлять им. Однополярность чувств отрицательного характера возникает также и тогда, когда человек отрекается от обладания партнером или предметом. Оно становится ему неважным (обесценивание). Если происходит идеализация (когда человек приукрашивает, добавляет несуществующие свойства объекту), тогда его эмоции становятся исключительно положительными.

Амбивалентность в отношениях

Любовь – чувство, которое имеет много тайн и загадок. Что это такое? Как понять, что вы или вас любят? Нет более другого чувства, о котором было так много вопросов, поскольку нередко партнеры еще могут ненавидеть друг друга..

Любовью можно назвать чувство, когда вас тянет к человеку. Вы хотите быть с ним не «потому что», а «не пойму, почему». Ваше чувство непонятное. Вы вроде понимаете, чем человек вам нравится, однако это знание неполное.

Отделим от любви страсть, когда человека влечет тело партнера. Ему просто хочется заняться сексом, после этого расстаться. Это не любовь, а просто страсть.

Любовь – это постоянное желание быть с человеком. И здесь уже неважно, понимаете вы, почему вас тянет к партнеру или нет. Здесь выделяют два вида любви:

  1. Разумная.
  2. Безумная.

Разумная любовь – это ощущение спокойствия при виде любимого человека. Вы хотите быть с ним, строить отношения и иметь совместное будущее, однако вы не переживаете, не ревнуете, не бежите к нему, потому что чего-то боитесь. Ваша любовь спокойная. Вы уверены в себе, своих чувствах, партнере, отношениях. Вы можете как быть вместе, так и врозь – в любой ситуации вы чувствуете спокойствие.

Безумная любовь – это страсть, ревность, обиды, переживания, страхи и т. д. Человек в такой любви просто не контролирует себя. Он становится сумасшедшим. Он совершает поступки самые разнообразные, поскольку подвержен страху, что его обманывают, предают, изменяют, не любят. Здесь кто-то может сказать, что это не любовь, а чувство собственничества. На самом деле это тоже любовь, просто перемешанная с недоверием и страхами.

Любовь – это желание быть с другим человеком, строить с ним отношения и будущее. Но само чувство может быть спокойным или волнующим, пугающим. В зависимости от того, что человек еще переживает, помимо любви, он совершает те или иные поступки, чувствует себя тем или иным образом.

Очень сложно сочетать любовь с теми периодическими переживаниями, которые человек подавляет в себе. Недовольство супругом, неумение налаживать общение с близкими, нерешенные конфликты – все вызывает отрицательные эмоции. Когда-то отношения зарождались на одной любви, но со временем она насыщается отрицательными чувствами, периодически возникающими по мере возникновения различных событий.

Может показаться, что человек в состоянии амбивалентности является равнодушным к потребностям партнера. Однако не стоит путать амбивалентность, при которой в голове у человека крутится множество противоречивых идей и чувств, и полное отсутствие каких-либо желаний и эмоций.

Ревность, ненависть, отторжение, боль, разочарование, желание побыть одному (одной) – все это перекликается с любовными чувствами. Кажется, что люди не могут любить и ненавидеть одновременно. Однако психологи утверждают, что амбивалентность в отношениях является нормальным явлением.

Примеры амбивалентности

Амбивалентность является многогранной и проявляется не только в отношениях между любящими людьми. Там, где встречаются два и более человека или человек с конкретным явлением, может возникнуть амбивалентность. Рассмотрим ее примеры:

  • Любовь к родителю и желание ему смерти. Как говорится, «с родителями хорошо, но когда они живут далеко».
  • Любовь и ненависть к партнеру, что нередко перемешивается с чувством ревности и даже завистью к имеющимся у него ресурсам или благам.
  • Безграничная любовь к ребенку, однако желание ненадолго его отдать бабушке и дедушке, отвести в детский садик/школу. Здесь прослеживается усталость родителей.
  • Желание находиться рядом с родителями, но при этом не сталкиваться с их нравоучениями, опекой, желанием помочь.
  • Переживание чувств ностальгии (положительные воспоминания) и потери одновременно. Человек тепло вспоминает о прошлом, однако переживает потерю чего-то важного.
  • Желание достичь цели, однако страх перед тем, к чему приведет человека результат всех его действий.
  • Сочетание страха и любопытства. Когда в темноте из комнаты доносятся страшные звуки, человек продолжает идти, чтобы посмотреть, что там происходит.
  • Сочетание понимания и критики. Человек может понять поступки партнера, однако недоволен тем, что они были им совершены.
  • Садомазохизм – когда человек любит своего партнера, однако испытывает возбуждение от причинения ему боли. Это можно распознать не только в сексуальных отношениях, но и в любовных, когда, к примеру, женщина страдает от мужа-алкоголика, но не бросает его.
  • Выбор между двумя кандидатами. Оба хороши по-своему и плохи одновременно. Хочется их объединить в одно целое, чтобы получить то, о чем на самом деле мечтается.

Когда человек ненавидит и злится, но не уходит, это является ярким примером амбивалентности — переполнение чувств и желаний, противоречивость стремлений и понимание, что необходимо делать и как это не согласуется с желаниями. Вполне нормально взрослому человеку находится в состоянии амбивалентности, что легко можно проассоциировать со стоянием на перепутье – «В какую сторону пойти?», чего человек не может решить.

Итог

Изменчивость мнения в отношении конкретного объекта называется высокой амбивалентностью. Стремление человека к конкретному результату, независимо от того, какие отрицательные эмоции на пути возникают, называется низкой амбивалентностью. Однако сама амбивалентность всегда присутствует в жизни человека, поскольку мир, в котором он живет, двойственен: существует добро и зло, надежда и отчаяние, успех и поражение. Итог амбивалентности полностью зависит от тех решений, которые человек все-таки принимает в состоянии «нахождения на распутье».

  • Можно обесценить ситуацию, то есть отвергнуть ее.
  • Можно бороться за то, чтобы положительных эмоций было больше.
  • Можно принять решение из двух имеющихся и идти по пути, которое будет не устраивать так же, как если бы это случилось при выборе другого решения.
  • Можно стоять на месте и никуда не двигаться. Тогда человек столкнется с тем, что его проблема никуда не исчезнет, а он всегда будет находиться в состоянии невесомости и колебания между двумя противоречивыми чувствами/мнениями/желаниями.

Амбивалентность может как помогать, так и мешать человеку. Часто речь идет о некой дезинформированности, непонимании ситуации, неспособности понять собственные желания или увидеть объект, в отношении которого проявляется амбивалентность чувств, в реальном мире. Нередко человек хочет того, чего невозможно воплотить в имеющейся ситуации с использованием достигнутых ресурсов. Бывает, что амбивалентность является следствием внутреннего конфликта, в котором человек находится.

Иногда нужно просто подождать, а порой необходимо действовать очень быстро. Как поступить правильно, должен решать человек самостоятельно. Однако важно понимать, что иметь противоречивые желания, чувства, мысли и идеи вполне нормально в двойственном мире.

Женщины-инвалиды лишены возможностей образования, сексуального самовыражения и шансов стать родителями . Поскольку материнство обществом обычно воспринимается в качестве наивысшего женского достижения, женщины с инвалидностью не могут реализовать себя из-за общественных установок, государственной политики и культурных норм, которые поддерживают данные стереотипы. В мире, где прославляется «телесная красота» - молодое атлетическое тело, - женщины с инвалидностью испытывают особую дискриминацию. Инвалидизирующие стереотипы представляют женщин-инвалидов как недостаточно женственных, асексуальных или не способных вырастить своих детей, иными словами, отказывают в атрибутах, приписанных «нормальным» женщинам, то есть неинвалидам. Им остается переживать сопровождающие их состояние чувства утраты, грусти и страдания, ассоциируемые с личной неудачей. Кроме того, женщины-инвалиды испытывают сильную дискриминацию в трудовой и семейной сферах. В мировом масштабе они чаще оказываются на наименее желаемых рабочих местах с низкой оплатой труда и становятся беднейшими среди бедных . Женщины-инвалиды так же в большей мере, чем неинвалиды, подвергаются насилию, будь то физическое, эмоциональное или сексуальное. Женщины-инвалиды, живущие на юге, именно в связи с этим подвергаются еще более жесткой дискриминации . Феминистский анализ инвалидности использует понятия сексизма и патриархата, чтобы с их помощью объяснить всю сложность происходящего с женщинами-инвалидами. И все же феминистское движение во многом игнорировало особые состояния и потребности женщин-инвалидов, за что и подвергалось критике .

Женский опыт переживания реальности оформляется посредством социального конструирования гендерных отношений, которые подразделяют людей на категории мужчин и женщин. Этот опыт маскируется гендерно-нейтральным языком. Гендерные разграничения построены на такой социальной организации, которая навязывает диаду доминирования отношениям между мужчинами и женщинами. Эти (гендерно-специфические) бинарные разграничения и обусловливают тот факт, что мужчины как высшая часть диады угнетают женщин. Данная форма организации известна как сексизм. Сексизм может взаимодействовать и сосуществовать с другими формами угнетения - по признакам класса, «расы» и инвалидности (классизм, расизм и инвалидизм).

В моей работе я определяю сексизм как «систему угнетения, основанную на презумпции антагонистических отношений между мужчинами и женщинами. В этих отношениях мужчины реализуют свою власть над женщинами, будучи привилегированными или имея превосходство, а женщин рассматривают как низших существ. Система, организующая социальные отношения таким образом, что мужчины могут контролировать и эксплуатировать женщин на индивидуальном, институциальном и культурном уровнях, называется патриархатом» .

Сексизм есть нормализующая идеология, касающаяся гендера, которая девальвирует атрибуты женщин и ту работу, которую делают женщины. Прославляя качества и достижения мужчин и ущемляя достоинство женщин, сексизм способствует неравенству между полами. Сексистские социальные отношения утверждают мужчин в качестве нормы и диктуют, какое поведение считать «нормальным» как для мужчин, так и для женщин. Эта диада пронизывает все другие социальные различия, включая инвалидность, и детерминирует предпочтение интересов и деятельности мужчин-инвалидов по сравнению с инвалидами-женщинами. Кроме того, сексистские социальные отношения действуют в трех измерениях - индивидуальное (установки и убеждения), институциальное (законодательство, политика и повседневные практики) и культурное (принимаемые как должное предположение, ценности и нормы). Гендерные отношения, укоренные в сексистских взглядах на мир, делают мужское нормой и (воспроизводят неравенство между мужчинами и женщинами посредством сексистской диады, которая представляет привилегии мужчинам, делая женщин низшими существами и/или неравными мужчинам. Следовательно, сексистские социальные отношения закрепляют власть мужчин и делают их качества наиболее предпочтительными. Это осуществляется следующим образом:

Поддерживаются установки, формы поведения и культурные нормы, которые легитимируют и утверждают власть мужчин над женщинами;

Делается акцент на «различиях» между мужчинами и женщинами; присуще женщинам расценивается как менее значимое в обществе;

С инвалидами обращаются как с Другими или незначимыми, как с теми, кто отличается от установленных или доминантных мужских норм;

Женщин исключают из публичного пространства.

Сексизм приводит к неравным гендерным отношениям, нападая на атрибуты идентичности, самоопределение человека. Гендер по-разному переживается мужчинами и женщинами, поскольку одна группа оказывается в более привилегированном положении по сравнению с другой. Кроме того, гендер дифференцирован внутри самих категорий мужчин и женщин, поскольку пересекается с другими социальными различиями - «расой», возрастом, инвалидностью, сексуальной ориентацией и классом. Взаимодействие между гендером и другими основаниями социальных различий - это не просто сложение нескольких оснований, оно интегративно. Результат этой интеграции варьируется в зависимости от контекста и того или иного основания различий между группами. Так, классовая дифференциация означает, что опыт инвалидности двух темнокожих женщин, представляющих средний класс и рабочих, будет неодинаковым. Расовая дифференциация означает, что те испытания, которые представляет инвалидность белой женщине среднего класса, совсем не похожи на те, что знакомы черной женщине среднего класса.

Антиугнетающие подходы (anti-oppressive approaches) к практике базируются на ценности равенства обоих полов, стремятся остановить санкционированное обществом исключение женщин из публичного пространства и найти способ включить их в центр общественной жизни. Эти подходы способствуют формированию эгалитарных отношений между людьми. В таких отношениях взаимодействие основано на взаимном признании и утверждении обеими сторонами друг друга в статусе субъектов. Тем самым они относятся друг к другу как субъект к субъекту, а не как субъект к объекту. То, что люди действуют как субъекты, то есть создатели собственной реальности, -ключевой принцип антиугнетающих отношений. Работая с инвалидами, - женщинами или мужчинами - социальным работникам необходимо предпринять усилия в направлении создания эгалитарных отношений, которые бы утверждали субъектность тех и других, удостовериться, что инвалиды характеризуют интеракции со специалистами как субъект-субъектные.

С рождения. У нее редкое и очень тяжелое заболевание – спинальная амиотрофия. За 36 лет Ирине пришлось многое пережить. В надежде изменить свою жизнь несколько лет назад она приехала в Москву. Самая главная мечта Ирины – родить ребенка. Ирина часто заходит в детские магазины – пока только посмотреть. Но очень надеется, что когда-то сможет покупать игрушки и одежду и для своего малыша. Близкие друзья не верят, что в таком состоянии Ирина сможет выносить и родить ребенка. Врачи говорят: это опасно для жизни.

У Светланы Захаровой тоже была мечта – родить ребенка. И она ее осуществила. У Светланы не действуют ноги, по квартире она передвигается в инвалидной коляске, а по улице – при помощи рук. Но это не помешало ей родить сына Егорку. Сейчас Светлана мечтает о дочке, да и Егор просит сестренку.

В студии программы «Свобода и справедливость» пытаются понять, почему инвалид — колясочник, которая сама не может себя обслуживать, так жаждет иметь ребенка, имеет ли такая женщина право на материнство.


Ирина Ломтева – инвалид с рождения. У нее редкое и очень тяжелое заболевание – спинальная амиотрофия. За 36 лет Ирине пришлось многое пережить. В надежде изменить свою жизнь несколько лет назад она приехала в Москву. Самая главная мечта Ирины – родить ребенка. Ирина часто заходит в детские магазины – пока только посмотреть. Но очень надеется, что когда-то сможет покупать игрушки и одежду и для своего малыша. Близкие друзья не верят, что в таком состоянии Ирина сможет выносить и родить ребенка. Врачи говорят: это опасно для жизни.

ИРИНА ЛОМТЕВА, инвалид-колясочник, мечтает родить ребенка:
Для меня быть счастливой – конечно, это ребенок. Это самое главное, что может сделать человек в своей жизни. Ребенок для меня — это смысл жизни и цель жизни. Я из Уфы. Бросила все и приехала в Москву. Нашла людей, которые меня привезли, нашла квартиру, где я могла остановиться. Сначала сюда уехал мой любимый человек. Я поехала за ним, прежде всего, для того, чтобы поменять вообще свою жизнь, потому что дальше был просто тупик. Было очень много трудностей, когда я приехала. И мой любимый человек просто не выдержал. Поэтому пока я одна. Сначала было очень трудно, но потом я нашла работу. Пока я справляюсь. Конечно, хотелось бы чьей-то помощи, но пока приходится быть одной. Я работаю на компьютере, на телефоне. Мне хватает на квартиру, хватает оплачивать сиделку. Сама я не вообще не могу ничего абсолютно – ни покушать, ни в туалет сходить. Естественно, мне нужен человек, который мне помогает. Это была самая основная трудность, когда я приехала в Москву, потому что люди попадались всякие. Бывало, что я подолгу оставалась голодной, просто меня было некому покормить.

СВЕТЛАНА ХОХЛОВА, правозащитник, Московское общество инвалидов: А если бы в это время был с вами ребенок, то как бы вы? Вот вы представьте: в это время с вами ребенок, сиделка ушла. Дальше что? Я тоже инвалид-колясочник, поэтому я имею право задавать эти вопросы. От здорового человека вам обидно слышать, а я такой же инвалид с детства, и я прошла это. У меня тоже есть дети, внуки и правнучка. Я в детстве перенесла полиомиелит, и я была прикреплена к поликлинике МВД СССР. И мне гинеколог там сказала: «Свет, если ты забеременеешь, мы тебе сделаем принудительный аборт». Но я, поразмыслив, решила: «Света, в 20 лет надо родить». Но вы меня простите, у меня за спиной была хорошая , у меня папа был доктор, профессор, завкафедрой, и мама. И я знала, что я этого ребенка подниму, и у меня руки здоровые. А не было бы этой поддержки, я бы никогда не родила. Мы за ребенка отвечаем. Вот мы его родили, и мы больше даже, чем здоровые люди, за него в ответе.

НАТАЛЬЯ КАРПОВИЧ, депутат ГД РФ 5-го созыва: Если женщина смогла себя собрать, приехать в другой город, обеспечить себя… Не каждый здоровый человек себя может так обеспечить. Нам всем кто-то помогает, даже здоровым людям. Я хочу сказать, что я понимаю всех, кто в этой студии, потому что в 15 лет у меня была позвоночника. И диагноз врачей был достаточно жестким: мне сказали, что у меня не будет детей, а если я когда-то попробую родить, то тот нерв, который был чуть-чуть сохранен, он может окончательно лопнуть, и у меня не будет импульса, я не смогу ходить. У меня сегодня пять своих детей и один приемный из детского дома. В зале столько врачей, которые занимаются именно этой областью. Я ни от одного не услышала, чтобы он сказал: давайте попробуем, посмотрим, что с вами. Она – человек разумный, разумная женщина. Если не получится, она это поймет. Ну почему нужно на корню рубить мечту?

ЕВГЕНИЙ ПОНАСЕНКОВ, режиссер: Я считаю, что с моральной точки зрения Ирина не имеет права стать матерью. Потому что ребенок будет сразу во многом обделен.Когда делаете ребенка, вы должны понять, что он должен иметь достойное воспитание, он должен иметь возможности физиологические и душевные от родителей, чтобы они давали ему свои руки, ноги – гулять, в туалет, к врачу и так далее, и так далее. И нельзя обрекать изначально ребенка на катастрофическое существование. Я уж не говорю про наследственность.

НАТАЛЬЯ ПРИСЕЦКАЯ, руководитель общественной организации поддержки родителей с инвалидностью: А я хочу сказать, что мы находимся не в безвоздушном пространстве, а живем в государстве и в обществе. Государство должно нам помогать, и должны быть программы поддержки. Мы – граждане, я уверена, что девушка тоже платит налоги, как и мы, и она, конечно, вправе рассчитывать на поддержку со стороны государства. Я против того, чтобы детей изымали из семей, даже если сложная ситуация. Я считаю, что если в семье сложная ситуация, а в данном случае она сложная, государство должно помогать.

Вы замечали, что слово "инвалид" имеет мужской род? Женский вариант существует в такой уничижительной форме, что походит на ругательство.
В самом деле, общество предпочитает не думать, что среди людей с ОВЗ много представительниц прекрасного пола . Потому что неудобно, потому что неловко, потому что не хочется.

Между тем, этим девушкам хочется того же, что и их сверстницам. У особых девушек тоже есть цели , стремления желания и мечты.
Конечно, они с детства привыкают к некоторым ограничениям. Довольно скоро начинают понимать, что отличаются от других детей. Но от этого не перестают быть девочками, мечтающими о счастье и любви прекрасного принца , который непременно прибудет, и неважно на коне или автомобиле.
Духовно они развиваются иначе, чем их "условно здоровые" сверстницы.

Развитие особых девушек происходит через самосозерцание, чтение книг и размышления. Время, которое многие подростки и девушки тратят на бесконечные дискотеки, сомнительные компании и так далее, - барышни с ОВЗ используют для очень важной вещи - саморазвития.

Конечно, обидно видеть, как некоторые моменты в жизни проходят мимо тебя, но всегда можно найти нечто положительное в происходящем. Тогда жизнь покажется тебе много ярче. К тому же сейчас отношение к людям с инвалидностью меняется , и их все чаще можно увидеть на улице и в общественных местах. Просто важно воспринимать себя позитивно.

Одним из наиболее важных факторов в жизни таких девушек, безусловно, является семья . Ведь влияние родных в этом случае намного сильнее, чем в обычной семье. От отношений в семье зависит очень многое. Будет хорошо, если родные будут показывать девушке ее перспективы, возможности и потенциал. Если они сумеют вложить вечные общечеловеческие ценности и показать, что жизнь - это борьба . Борьба для всех, а не только для тех, кто имеет какие-то проблемы со здоровьем.

Конечно, не во всех семьях ситуация одинаковая. Порой даже среди родных отношение к девушке с ОВЗ, как и в принципе к любому человеку с инвалидностью, бывает пренебрежительным. Иногда даже негативным. Однако многое зависит от самого человека и его веры в себя . Потому что многие счастливые истории создавались, как правило, вопреки всем обстоятельствам.

Еще один важный аспект - девушка с ОВЗ может состояться в карьере.

В нашем обществе бытует стереотип, что люди с инвалидностью - это немощные иждивенцы, которые не в состоянии работать и обеспечить себя.
Подобная позиция встречается и среди самих людей с ОВЗ. Но в большинстве случаев, - это люди, чья мотивация и желание самореализоваться значительно выше, чем у многих людей. Они усидчивы, обязательны и талантливы. Давно доказано, что когда какая-то функция в организме нарушается, она компенсируется усилением существующих, или открытием новых умений.

Нужно уметь себя презентоват ь, быть усидчивой и настойчивой, и точно осознавать свои желания и возможности. Но главное - это верить в себя и в то, что все получится.

Пожалуй, самое важное, - это осознание себя девушкой . Девушкой, достойной любви, счастья и радости материнства. Ограничения по здоровью влияют на самооценку, да и общее отношение в обществе к людям с ОВЗ уверенности в себе не прибавляют. Но у особых девушек есть те преимущества, которых лишены многие современные девушки. Они умеют ценить жизнь, у них другое отношение к любви и семье , и, что самое главное, - они умеют и хотят отдавать свое тепло любовь и заботу.

Конечно, в некоторых аспектах им сложнее и они нуждаются в поддержке и помощи, но еще не перевелись молодые люди, которые умеют смотреть не глазами, а сердцем. Уж такие мужчины непременно оценят внутренний мир и личностные качества девушки. Для них ее особенности будут лишь еще одной жизненной трудностью, которую просто нужно преодолеть. Или, что точнее в нашем случае - придумать, как научиться жить с нею.

Материнство - это не красивая недостижимая мечта, а реальность для многих особых девушек. Достаточно пройти обследование, четко выполнять все предписания, верит и не сдаваться, несмотря ни на что.

У каждой из нас есть право быть женщиной . И неважно, есть ли у нас ограничения по здоровью или нет.