Общество погибнет от того, что поверило словам,
лишенным смысла или противоречивым...

Маркиз де Кюстин. Записки о России. 1839 г.

Понятие "гендер" было введено в русский язык в начале 1990-х г. Посадской Анастасией. Позднее оно все чаще начинает употребляться, в частности, социологами, однако в совершенно различных смыслах, что создает концептуальную путаницу и препятствует сопоставимости результатов. Некоторые авторы просто отождествляют "гендер" с "женщиной", другие под гендером понимают социокультурные аспекты жизнедеятельности полов (которые различны в разных этнокультурах в разные исторические периоды). Г.Г. Силасте предлагается понятие "социогендерных исследований ", предметом которых является "социальный (а не личностный, или профессиональный, или должностной) статус женщины" [ , с.16], в то же время, например, Е.А. Здравомыслова и А.А.Темкина определяют "гендер" как социальный статус, который определяет индивидуальные возможности в образовании, профессиональной деятельности, доступе к власти, сексуальности, семейной роли и репродуктивного поведения [ , с.84]. На Западе конкретное содержание этого термина определяется концептуальным контекстом феминистски-ориентированных исследовательниц [см. подр. ]. Принципиальным для введения этого термина в российскую науку является разграничение двух смыслов, в которых "гендер" употребляется в английском языке. В рамках феминистских концепций - гендер (по аналогии с классом) прежде всего стратификационная категория и подразумевает наличие угнетения, субординации, социальное неравенство женщин, т.е. неравный в сравнении с мужчинами доступ к власти, богатству и престижу. Понятие гендера предполагает социальное конструирование различий с тем, чтобы использовать эти различия для сохранения власти мужчин, и каждодневное производство гендера, как подчеркивание полярности мужского и женского с целью обесценить женщин [ , с. 593]. Причем, если представительницы радикального феминизма считают гендерную стратификацию повсеместной и основной, другие исследовательницы рассматривают этот вектор наряду с иными стратификационными категориями - класс, возраст, инвалидность, этничность и т.д., чему во многом способствовало несогласие "черных" женщин с позицией представительниц "белого" среднего класса, исследования среди индейцев, рабочего класса и т.д. Гендер одновременно выступает и как эвристическое понятие и как обозначение того, что феминистки хотят изменить или элиминировать в социальных отношениях [ , с.604] .

В широком смысле, вне феминисткой ориентации, в западном научном языке гендер употребляется для описания социальных характеристик пола в отличие от биологических (т. е. особенностей мужской и женской анатомии, сексуальности, гормонального баланса и т.д.), что также было инициировано феминистскими учеными. Это было достаточно разумно в связи с явной биосексуальной коннотацией, содержащейся в слове "sex".

В русском языке понятие пол не содержит столь явной ассоциации, а если иметь в виду дореволюционную традицию, то, как отмечал Н. Бердяев, развивавший платоновскую идею андрогинности, пол - это половина человечества. Кстати он же рассматривал стремление женщин к эмансипации как потребность уйти от рода (т.е. gender) , т.е. игнорировать в числе биологических особенностей и свое репродуктивное предназначение (что является «пагубной» вехой движения цивилизации).

В связи со сказанным представляется, что в русском языке имеет смысл употреблять понятие "гендер" лишь в узком смысле, предполагающем феминистскую интерпретацию, гендерный подход, т.е. выявление и изучение угнетения женщин/мужчин. При этом, вероятно, имеет право на существование и традиционная социология пола, в рамках которой анализируются субкультурная дифференциация полов (смысл которой возможно иной, нежели женская субординация и угнетение), половые аспекты сексуального поведения (см. напр. работы С.И.Голода , И.С.Кона), изучение половых различия в других сферах социального поведения. Явление стереотипизации (что препятствует развитию личностей в условиях дифференциации жизненных стилей) представляется как качественно отличное от дискриминации. И.С. Коном уже подчеркивалось, что половая стратификация и социальный статус могут быть разными не только в разных обществах, но и в "разных сферах жизнедеятельности одного и того же социума" [ , с.177]. Как, например, квалифицировать факт российской культуры - власть части матерей над взрослыми сыновьями, жен над мужьями, дочерей над пожилыми отцами и т.д. Возможно, необходимо другое понятие, описывающее обратную составляющую властных отношений по признаку пола. Таким образом, категория гендер это еще один вектор при анализе социальной стратификации, причем является ли он доминирующим в каждом конкретном обществе - это исследовательская проблема. Например, уже высказывались предположения, что советское общество было патриархатным преимущественно по вектору возраста, т.е. власти старших мужчин. Сегодня, похоже, именно этот вектор власти наряду с этничностью являются в большей мере конфликтным, отношения между полами вышли на уровень доминирующего противоречия внутри особых социальных групп (богатых, части среднего класса).

Более сложная проблема в связи с понятием "гендер" стоит в гносеологическом аспекте. Феминистками поставлена проблема ограниченности знания, представленного в истории исключительно мужчинами (квалифицируемого как андроцентризм), т.е. в широком контексте речь идет о зависимости теорий и интерпретаций от особенностей субъекта познания, в данном случае по признаку пола. Феминистский подход также вполне согласуется с развитием нового типа рациональности - постнеклассической, которая учитывает не только особенности субъекта познания, но и ценностную ориентацию, т.е. дает ответ на вопрос "для чего необходимо знание". Если считать женщин маргинальной группой (в том числе в сфере науки), тогда вероятно необходим их вклад с точки зрения "особого видения" социальной реальности. Но, если отталкиваться от факта, что в бывшем российском обществе (многие элементы которого сохранились и поныне) женщины были достаточно сильно (в отличие от Западных стран того же периода) представлены в различных социальных институтах, в том числе в науке, и не имели длительного опыта исключительно "приватного существования" - возникает вопрос об основаниях (помимо биологических) такого особого видения реальности. Т.е. вопрос о женском особом месте в науке с точки зрения методологии пока остается открытым.

Гендерная социология

Определение 1

Гендерная социология представляет собой социологическую теорию, которая занимается изучением закономерностей дифференциации мужских и женских социальных ролей. Объектом исследования для неё выступают неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин, сложившиеся исторически.

Предмет исследования – социальная несправедливость и гендерное неравенство в отношении женщин.

Само понятие «гендер» в переводе с английского языка означает «пол», «род». Этот термин появился с началом рыночных преобразований 1990-х годов и в отечественную современную социологию пришел из англоязычных стран.

Замечание 1

Основополагающими понятиями гендерной социологии являются гендер, патриархат, матриархат, сексизм, феминизм. Основой теории двух систем и теории однородности являются два понятия «патриархат» и «капитализм».

Теории создавались в полемике представителями разных направлений социологии гендерной. Первая теория утверждала, что общество строится вокруг двух систем эксплуатации. В структурном плане они друг от друга независимы – патриархат эксплуатирует женщин, и капитализм эксплуатирует рабочую силу.

Система полов и экономическая система разделены в целях анализа, хотя существуют вместе. Семейная оплата труда в конце XIX века якобы служила интересам, как работодателей, так и мужчин рабочих. Подобное положение существовало с той целью, чтобы держать женщин в экономической зависимости от мужчин.

Женщина должна была заниматься хозяйством, воспроизводить и воспитывать новую рабочую силу. Патриархат воспринимается в этом случае, как часть семейной структуры, а капитализм выступает за её пределами.

Сторонники теории однородности считают, что капитализм не является нейтральным в отношении пола и его ядром становится эксплуатация женщин. Таким образом, если патриархат и капитализм проявляются в одной социально-экономической структуре, то совершенно логично говорить об одной системе, материальная база которой заключается в разделении труда по признаку пола.

Замечание 2

Причина эксплуатации женщин, как считает большинство авторов той и другой теории, является разделение труда по половому признаку. Современная гендерная социология выделяет пол как важную составляющую в анализе разделения труда, социальной структуре, образе жизни, поведении в семье и в профессиональной деятельности.

Анализ сексуального насилия над женщинами в семье, и сексуальных домогательств на службе, является новым направлением гендерных проблем.

Важной проблемой современной гендерной социологии является выбор методов исследования. В отечественной гендерной социологии широкое применение находят традиционные методы опроса, данные социальной статистики и относительно новые западные методы, например, метод устной истории Д. Берто.

Все гендерные исследования обязательно должны учитывать социально-экономический уровень развития и специфику культуры страны, а также особенности её исторического развития, потому что для ряда развивающихся стран Азии, Африки, стран Восточной Европы целый ряд методов просто неприменим.

Сущность гендерной социологии

Гендерная социология и социология пола имеют между собой принципиальное отличие.

Гендерная социология отличается тем, что на первый план выдвигает особенности мужской и женской социальной общностей, их социальное поведение и статус. В России гендерной социологией стали интересоваться после перестройки. Основная причина этого интереса заключалась в том, что произошло резкое падение уровня жизни населения и особенно это коснулось женщин и детей.

Практически во всех сферах жизни общества открыто стала проявляться дискриминация женщин, причем, в больших масштабах. С 1990 г. научный коллектив «ГАЛСИ» проводит в России социологические исследования положения женщин и женских движений.

За это время разрозненные российские центры и лаборатории собрали опыт изучения гендерных проблем. Начиная с 1989 г. ВЦИОМ проводил общенациональный мониторинг общественного мнения. Он касался экономических и социальных проблем, включая положение российских женщин.

Результатом этой работы стал сформированный банк данных. В журнале «Социологические исследования» регулярно появляются соответствующие публикации.

Для развития гендерной социологии в России существует достаточно обширная, но, правда, слабо востребованная эмпирическая база данных. Исходя из этого, можно дать следующее определение гендерной социологии - это частная социологическая теория, изучающая процессы развития и социального взаимодействия двух общностей – мужской и женской.

Теория анализирует эволюцию их социальных статусов с учетом культурных традиций, рассматривает влияние биопсихологических особенностей пола на поведение и сознание мужчин и женщин.

Методологическая база представлена диалектическим подходом к изучению социального взаимодействия мужчин и женщин, как друг с другом, так и с их социальным окружением.

Принцип социального детерминизма дает возможность исследовать социогендерные отношения в конкретных исторических условиях в их динамике. Есть необходимость дополнить социологический анализ изучением демографических факторов, особенностями мужской и женской психологии, использованием теории ролей.

Замечание 3

Если говорить другим словами, то гендерная социология при рассмотрении положения мужчин и женщин и их социальных статусов, предполагает применение междисциплинарного подхода. Она имеет тесную связь с социологией семьи, социологией личности, социологией безопасности и с социальной геронтологией.

Функции гендерной социологии

Для гендерной социологии характерны свои функции, среди которых важнейшими являются:

  • мировоззренческая,
  • прогностическая,
  • управленческая,
  • информационная,
  • прикладная.

Мировоззренческая функция объективно связана с социально-политической жизнью общества и выражается в использовании выверенных количественных данных, потому что именно они могут убедить современного человека в чем-либо. Социологическое знание является мощным инструментом социально-политической жизни общества. На каких позициях сегодня стоит общество, кто главный в этом обществе – мужчина или женщина.

Прогностическая функция выполняет важную задачу, прогнозируя будущее общества. Прогностическая функция может иметь дело с конструированием моделей социальных объектов, создавая образ будущего.

Выводы и рекомендации, которые делают специалисты в результате своих исследований того или иного социального объекта являются основой для принятия решений, в этом заключается суть управленческой функции. Решения, которые принимаются на основании социологического знания, всегда более аргументированы и весомы, поэтому оспорить их непросто. Решения могут носить очень серьезный характер, так использование социологического знания, например, позволяют вырабатывать решения по преобразованию общества, его политической и экономической системы.

Информационная функция связана со сбором информации, его систематизацией и накоплением. В крупных социологических центрах она сосредотачивается в памяти ЭВМ. Данные социологических исследований могут быть полезны не только специалистам, ученым, студентам, но и разным структурам гражданского общества. Социологическая информация является методологической базой для феминизма.

Ключевые понятия : гендерная социология, гендерные исследования, женские исследования, мужские исследования, гендерная социология в России.

Каким образом определяется объект и предмет гендерной социологии. Здесь мы наблюдаем различие точек зрения исследователей.

По Н. Смелзеру, социологи исследуют различия между мужчинами и женщинами на основе анализа четырех компонентов половой идентичности:

а) биологического пола, или первичных и вторичных физических признаков, которые определяют принадлежность человека к мужскому или женскому полу;

б) гендерной идентичности, или осознания своего пола;

в) гендерных идеалов, или культурных, стереотипов поведения мужчин и женщин;

г) сексуальных ролей, или разделения труда, прав и обязанностей в соответствии с полом. 6

Это определение предметной области гендерной социологии. За рубежом в последние десятилетия гендерные исследования про­водятся преимущественно на теоретической основе феминистских тео­рий, позволивших значительно расширить традиционную социологиче­скую проблематику. По мнению Л.Г. Титаренко , гендерная социология 7 – (1)специальная (частная) социологическая теория , изучающая закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей, разделения труда по признаку пола, культурные символы и социально-психологические стереотипы мужественности и женственности, их влияние на разные стороны общественной жизни. Объектом исследования гендерной социологии являются исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин и соответствующий им патриархальный образ социальной реальности. Предметом исследования гендерной социологии является гендерное неравенство и социальная несправедливость в отношении женщин, которые наиболее полно проявляются в социальной стратификации по признаку пола на микро-, мезо- и макроуровнях. Как специальная теория, гендерная социология является частью социологического знания в рамках любой из существующих парадигм; (2) новая социологическая парадигма , признающая необходимость кардинального пересмотра всего социологического знания под углом зрения признания исторически сложившегося взаимоотношения полов несправедливым и включения уникального научного и повседневного опыта женщин в социологическое знание и ставящая своей целью не только понимание и объяснение мира, но и его изменение. Теоретико-методологической основой такого подхода выступает феминизм 8 .

С точки зрения Г.Г. Силласте , гендерная социология изучает закономерности развития и социального взаимодействия гендерных общностей (мужской и женской) во всех сферах общественной жизни, эволюцию их социальных статусов, сознания и отношений с учетом влияния конкретных исторических условий, культурных традиций, символов и стереотипов, а также биопсихологических особенностей пола. Понятие «гендерная социология» в западной литературе практически не употребляется 9 .

Объект гендерной социологии, по Г.Г. Силласте, - мужчины и женщины как крупные гендерные общности в социальной структуре населения, различающиеся статусными характеристиками, ролевыми функциями, особенностями психологического склада, поведения и сознания. Преобладающим объектом гендерной социологии в российской социологии традиционно является женский социум . Предмет гендерной социологии - социальный статус мужчин и женщин как гендерных общностей и его эволюция под влиянием конкретных условий (исторических, политических, экономических, духовных). Большой вклад в развитие гендерной социологии внесли работы Маргарет Мид 10 , Бетти Фридан 11 , Симона де Бовуар 12 и др.

Т.А. Гурко пишет, что «так же, как и на Западе, в России и СССР гендерные аспекты вначале анализировались не столько в рамках социологии, сколько в смежных с ней дисциплинах. <…> В последние годы хотя и появились специальные исследовательские гендерные центры, но недостаточная проработанность теоретических и методических основ пока не позволяет говорить об окончательной сформированности этой дисциплины» 13 .

Отметим точку зрения Е. Здравомысловой и А. Темкиной . По их мнению, «термин «гендерный подход» возникает в социологии в 70-е годы. Он формируется как оппозиция исследованиям отношений между полами. Под гендерным подходом в социологии мы понимаем анализ отношений власти, организованных на основании культурно-символического определения пола. Культурно-символическое определение пола (то, что называется гендером) - это комплексная характеристика статуса, которая возникает на пересечении множества признаков индивида и/или группы. Таким образом, гендерный подход представляет собой вариант стратификационного подхода, в нем всегда присутствует тезис о неравном распределении ресурсов по признаку приписанного пола, об отношениях господства-подчинения, исключения-признания людей, которых общество относит к разным категориям пола» 14 .

Социология практически всегда включала в свое поле рассмотрение отношений полов, которое зависело от общего теоретического подхода, пол при этом интерпретировался как «аскриптивный», или приписанный статус. Гендерный подход сформировался как критика представлений классической социологии о природе отношений между полами. В его рамках статус пола перестает быть аскриптивным. Гендерные отношения рассматриваются как социально организованные отношения власти и неравенства 15 . Гендерный подход развивается как феминистская критика основных направлений социологии.Как считают социологи Здравомыслова и Темкина, гендер - это социальный статус, который обусловливает индивидуальные возможности образования, профессиональной деятельности, доступа к власти, сексуальности, семейные и репродуктивные роли мужчин и женщин.

Под влиянием феминистских идей в 1970-е годы в американских университетах стали развиваться учебно-исследовательские программы «женских исследований» (women"s studies), в которых женщины изучали и переосмысливали опыт женщин. Главными отличиями «женских исследований» как научного направления от всех предшествующих исследований, касающихся социально-половых ролей, этнографии, психологии и социологии пола, были:

1. Ориентация на критику наук, ранее не «видевших» женщин . Под видом изучения человека вообще, то есть Homo sapiens, эти науки фактически изучают мужчин, а женщины не включены в исследовательское поле. Так, например, биология, антропология, медицина и психология долгое время изучали под видом «человека вообще» мужчину. Традиционные исторические исследования касались, как правило, событий «большой» (мужской) истории - войн, битв, революций, смены династий, а повседневная жизнь людей, считающаяся сферой деятельности женщин, редко оказывается в поле зрения исследователей. Женщины, таким образом, оказались «спрятанными» от истории, но в таком случае и сама история не в полной мере описывает жизнь людей. Обнаружение этих тенденций вылились в констатацию того, что науке свойственны андроцентризм и маскулинизм. Социально-политический контекст появления женских исследований был создан либералистскими идеями (эмансипации, равенства, автономии, прогресса), нашедшими отражение в (1) молодежных движениях конца 1960-х гг. и революции «новых левых», (2) сексуальной революции, от последствий которой женщины выиграли более мужчин.

2. Нацеленность на критику общества и потому связанность с женским движением , участницами которого являются только женщины. При этом они могут отстаивать как свои собственные права и интересы (и тогда термин выступает как синоним феминистского движения), так и права и интересы других людей (например, движение Солдатских матерей). Проблемы, для решения которых женщины объединяют свои усилия, могут быть сами разными – борьба за мир, за охрану окружающей среды, за социальную безопасность, против бедности, в поддержку людей с ограниченными физическими возможностями и др. Женские движения могут поддерживать самые разные политические взгляды, быть клерикальными или антиклерикальными.

3. Развитие на пересечении научных дисциплин в форме междисциплинарной исследовательской практики . В традиционной науке женщины не являются ни субъектом, ни объектом познания. Именно поэтому женские исследования открыто и сознательно апеллировали к использованию жизненного опыта женщин как основы для разработки новой методологии социального познания. В конце 70-х г. возникли Европейская сеть женских исследований и Национальная ассоциация женских исследований (США), появилось много специализированных журналов, в которых обсуждался вопрос о статусе этой дисциплины. В женских исследованиях особый акцент делается на образовательные программы, в ходе которых учащиеся в интерактивной форме обсуждают социальные дискриминационные практики, что содействует изменению познавательных и житейских установок. В 90-е гг. ХХ в. образовательные программ женских исследований были особенно распространены в США (они существовали в 600 колледжах и университетах 34 штатов, включая магистерские и докторские программы), а также в Европе (Германия, Великобритания, Нидерланды).

Развитие мужских исследований (Men"s Studies) стало своеобразным академическим ответом на феминизм и женские исследования. Но свою роль сыграли и социальные изменения положения мужчин на рынке труда и в семье. Мужественность казалась ясной, естественной и противоположной женственности. Переосмысление женщинами своей сущности привело к тому, что и мужчины оказались озабоченными этим вопросом. И при рассмотрении «загадки мужественности» белых пятен оказалось еще больше, чем при обсуждении в чем заключается «мистика женственности» (Б. Фридан). Выяснилось, что отождествление мужчины с «человеком вообще» сыграло злую шутку: универсализация образа мужчины привела к тому, что многие аспекты мужского опыта столь же мало изучены и осмыслены, как и женский опыт. Первыми обескураживающий вопрос «Что есть мужчина?» поставили американские антропологи, затем к нему обращались англичане, австралийцы и скандинавы. «Мужские исследования» пытались выявить основные этапы становления концепций маскулинности, возможные кризисы и девиации, особенности способов, механизмов, каналов формирования института мужского пола и предложить возможные варианты преодоления жесткости мужской гендерной роли (в частности – через так называемое «новое родительство», в рамках которого оба родителя активно участвуют в воспитании).

В современных мужских исследованиях анализируются этапы становления мужественности, исторические кризисы последней, особенности гендерных технологий в формировании образов маскулинности и т. д. Основная идея маскулинного менталитета - «Быть мужчиной, а это означает быть заведомо обреченным властвовать... иллюзия мужественности оправдывает право на обладание» (П. Бурдье). И наоборот - обладание удовлетворяет мужественность, пусть и иллюзорную. Довольно быстро «мужские исследования» в истории и социологии оказались востребованы не только академическим знанием, но мужскими организациями, которые показали себя такими же борцами с гендерными предрассудками и привилегиями, как и феминистки, защитниками прав геев, бисексуалов, транссексуалов, лесбиянок.

До середины 1980-х гг. мужским проблемам посвящались преимущественно популярные книги и исследования медико-биологического характера. Затем количество публикаций стало расти в геометрической прогрессии, захватывая все новые темы и отрасли знания. Наиболее полная библиография литературы о мужчинах и маскулинности, составленная и регулярно переиздающаяся Майклом Футом (Австралия) состоит из 50 разделов и насчитывает больше 3000 названий. Как грибы, растут специальные журналы о мужчинах и для мужчин.

Гендерные исследования (gender studies) – это теория, методология и практика междисциплинарного изучения общества и культуры на основе гендерного подхода. Феминизм первым остро поставил лежащие в его основе вопросы, но для их обсуждения и практического решения феминистские подходы - только одна из многих возможностей, тем более, что сами эти подходы неоднозначны. Между западными философскими феминистскими теориями и конкретными исследованиями, которыми занимаются обществоведы и психологи, - дистанция огромного размера.

Основой методологии гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения. Гендерные исследования рассматривают, какие роли, нормы, ценности, черты характера общество через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы предписывает исполнять женщинам и мужчинам, чтобы выстроить традиционную (патриархатную) иерархию власти. Истории становления гендерных исследований на Западе и в России различны. Гендерные исследования в США и Западной Европе формировались как феминистская критика основных социальных теорий (психоанализ, неомарксизм, экзистенциализм, феноменология, структурно-функциональный анализ, структурализм и постструктурализм).

Теоретический уровень гендерных исследований связан с разра­боткой таких основополагающих категорий, характеризующих струк­турные отношения в обществе, как патриархат и капитализм . Оба по­нятия широко применяются и вне гендерной социологии. Специфика их использования в гендерной социологии состоит в интерпретации всей истории человеческого общества на основе включения половых отношений в объяснительные модели.

Многие вопросы, обсуждаемые на Западе, для постсоветского пространства не имеют реального социального значения или, как минимум, не являются первоочередными. Обсуждать их можно и нужно, потому что главные тенденции развития являются глобальными, но «с крупинкой соли».Идти нужно от проблем, которые, при достаточно ясном понимании их сути, могут быть сформулированы «на пальцах».Если идти от «дискурса», дело сведется к усвоению некоторого количества новых иностранных слов, которые и на Западе являются эзотерическими и довольно быстро устаревают, сменяясь новыми. В наших же палестинах эта неизящная словесность выглядит и вовсе экзотической.

Гендерная концепция не была в России «выстрадана» долговременным развитием женского движения и не была ответом на его социальный запрос, как то случилось на Западе четверть века тому назад (в условиях молодежных движений конца 60-х гг., второй волны феминизма и сексуальной революции). Однако благодаря этому и, в известном смысле, вследствие того гендерной парадигме удается пока избегать того трагического разрыва между академическим знанием и практикой, когда «научные тексты, будь они философскими, историографическими или литературоведческими, остаются “китайской грамотой” для практических феминисток», когда теоретики и практические деятельницы не имеют никаких точек соприкосновения.И вот почему.

Гендерная теория в России не выступала и не могла выступить как критическое осмысление существовавших социальных теорий, потому что сама социальная теория существовала в России (тогда - в СССР) в «единственно верной форме», а с начала перестройки находится в стадии становления. Гендерная концепция в России была воспринята «сверху» и с некоторым временным опозданием. То есть Россия как страна запаздывающей модернизации в очередной раз имела возможность использовать готовые результаты прогресса Запада, причем заимствуя их, нимало не смущалась тем, что рецепция эта может происходить и довольно агрессивно, в том числе и в форме упрощений, схематизации, иногда даже профанизации знания. Усвоение интеллектуальных практик Запада, освоение идей разнообразных течений, направлений и школ, возникавших там в определенной последовательности и с определенной логикой, происходило и происходит в России ускоренными темпами 16 .

В России исследований и надежных эмпирических данных по гендерной проблематике значительно меньше, но сравнение результатов массовых опросов общественного мнения, качественных гендерных исследований представленных в российских СМИ образов маскулинности приводит к заключению, что и общее направление развития маскулинности, и связанные с нею проблемы в России те же, что и в странах Запада. В то же время приходится констатировать, что:

а) российское гендерное сознание, как мужское, так и женское, значительно более консервативно;

б) принцип гендерного равенства чаще принимается на словах, чем на деле, а то и вовсе оспаривается;

в) налицо значительное расхождение мужских и женских социальных ожиданий и предъявляемых друг к другу требований;

г) существует системное недопонимание социального характера гендерных проблем и одновременно переоценка возможностей государственной власти в их решении;

д) в ходе социальных трансформаций последних двух десятилетий в каноне маскулинности сформировались две противоположные тенденции: с одной стороны, признание своей мужской несостоятельности («несостоявшаяся маскулинность», выученная беспомощность и т. д.), а с другой – резкое усиление агрессивной маскулинной идеологии, чему способствуют поддерживаемое в обществе состояние моральной паники и идеализация исторического прошлого.

Вся гендерная проблематика исторически связана с постепенным признанием культурой, а затем и наукой, множественности индивидуальных различий, которые не укладываются в привычные дихотомические схемы. Сначала объявили о своей субъективности и праве на нее женщины. Этому предшествовали 150 или больше лет феминистского движения и, что не менее важно, глубочайшие и необратимые социально-структурные сдвиги в половом/гендерном разделении труда, характере публичной власти и т.д. Затем, после Второй мировой войны, вышли из чулана геи и лесбиянки. В конце ХХ в. настала очередь «третьего пола», трансгендерников.

Говоря о тенденциях развития гендерных отношений, необходимо иметь в виду следующее. Каждый человек имеет множество идентичностей, но главная из них - та, в которой он чувствует себя наиболее уязвимым. Социологам и социальным психологам это давно известно и у них есть понятийный аппарат для описания соответствующих процессов.

Отправной точкой новоевропейского дискурса о мужском и женском была дихотомическая модель, замкнутая на репродуктивную биологию, которой подчиняли все остальное. Позже эта модель стала многофакторной, показав, что соотношение мужского и женского в одних сферах жизнедеятельности предполагает взаимную исключительность, в других - более или менее существенные различия, а в третьих - полную взаимозаменяемость. Затем на свет божий вышли индивидуально-групповые вариации. Несколько десятилетий они казались преимущественно продуктом культуры и социализации, на одной и той же биологической основе.

Основной вопрос - что на самом деле меняется в социальном положении и деятельности мужчин и женщин, от которых (от положения и деятельностей) производны стереотипы маскулинности и фемининности и связанные с ними образы Я.

В первом приближении «мужская» позиция в рассматриваемом воп­росе может быть сформулирована следующим образом: женщины по неясным причинам начали требовать большего, чем им было отведено самой природой, и получили на свою голову в дополнение к рождению и воспитанию детей ещё и заботу о карьере и материальном достатке. Но они сами этого добивались и, в конечном итоге, именно реализация их желания поставила с такой остротой демографическую проблему на всем пространстве, именуемым по-западному «цивилизованным».

«Женская» позиция, в свою очередь, сводится к прямо противополож­ному убеждению. Она исходит из того, что мужчины, веками видевшие в женщине только объект для удовлетворения своих потребностей и маши­ну для рождения детей, сегодня наблюдают «бунт машин»: мы - такие же, как и вы, а потому требуем, чтобы вся «специфичность» женщины длилась не более девяти месяцев - в остальное же время, в том числе нужное для воспитания потомства, роли мужчин и женщин не должны различаться.

Теоретические основы понятия «Гендер. Гендерная социология»

Гендерный подход в социологии: история возникновения и современность

Термин «гендерный подход» возник в социологии в 1970-е годы. Он сформирован как оппозиция исследованиям отношений между полами. Под гендерным подходом в социологии понимается анализ отношений власти, организованных на основании культурно-символического определения пола. Культурно символическое определение пола (то, что называется гендером) является комплексной характеристикой статуса,возникающая на пересечении множества признаков индивида и/или группы. Таким образом, гендерный подход является вариантом стратификационного подхода, в котором всегда имеет место тезис о неравном распределении ресурсов по признаку приписанного пола, об отношениях господства-подчинения, исключения-признания людей, которых общество относит к разным категориям пола. Гендер становится «полезной» многоуровневой категорией социального анализа, которая «работает» на уровне анализа идентичности, межличностных отношений, системном и структурном уровне.

Разработка гендерного подхода на Западе берет начало с 1970-х годов как когнитивная практика женского движения второй волны и как критика социальной теории, и потому во многом определяется закономерностями развития последних. Исследования опираются на адаптированность социальной теории к проблематике социальных отношений между полами.

В 1968 году, Роберт Столлер ввел понятие гендер, таким образом в отличие от своих предшественников, Столлером выделилось понятия sex как биологический пол, и gender - в качестве пола социального.

Позже Джудит Лорбер в её работе «Пол как социальная категория» рассматривается категории sex и гендер в 5-ти возможных позициях:

  • - пол (sex) как биологическая категория в качестве непосредственного данного сочетания генов и гениталий, дородовой, подростковый и взрослый гормональный набор; способность к прокреации;
  • - пол (sex) в качестве социальной категории - предназначение от рождения, основанное на типе гениталий;
  • - половая (sex-gender) идентичность - осознание себя как представителя данного пола, ощущение своего женского или мужского тела, осознание своей принадлежности к полу в социальном контексте;
  • - пол (gender) как процесс - обучение, научение, принятие роли, овладение поведенческими действиями, уже усвоенными в качестве соответствующих (или несоответствующих - в случае бунта или неприятия) определенному гендерному статусу, «осознание пола как социальной категории» человеком, принадлежащим к данному полу как к биологической категории;
  • - пол (gender) в качестве социального статуса и структуры - гендерный статус индивида как часть общественной структуры предписанных отношений между полами, особенно структуры господства и подчинения, а также разделения домашнего и оплачиваемого труда по гендерному признаку.

Феминистской критической мыслью осваивается и развивается марксизм, структурно-функциональный анализ и драматургический интеракционизм.

Феминистскими последователями марксизма предлагается (по крайней мере) два варианта концептуализации гендерных отношений:

  • - сфера воспроизводства столь же значима для социального порядка, как и сфера производства. Воспроизводство является миром домашнего хозяйства, семьи и деторождения и представляет собой сферу восстановления и пополнения рабочей силы, где главным действующим лицом выступает женщина, при этом ее рабочая сила и домашний+эмоциональный труд не замечаются и не оплачиваются капиталистическим индустриальным обществом. Таким образом, марксистскими феминистками мыслится сфера воспроизводства как сфера угнетения женщин. Капиталистическая эксплуатация в системе производственных отношений рассматривается как производное от первичного угнетения женщины в семье.
  • - выдвижение концепции «двойной системы» угнетения женщин в современном обществе. Капитализм и патриархат - это параллельно действующие системы, которые создают структурные факторы гендерного неравенства. Главная мысль этой теории заключается в том, что капитализм и патриархат являются отличными друг от друга и равно всеобъемлющими системами социальных отношений, которые сталкиваются и взаимодействуют между собой. В результате наложения двух систем эксплуатации возникает современный общественный порядок, который может быть назван «капиталистическим патриархатом». Анализ гендерных отношений требует самостоятельной теории, логически независимой от классовой.

В марксистской феминистской традиции неравенство материальных ресурсов и жизненных возможностей мужчин и женщин рассматриваются в качестве структурно обусловленных (капитализмом и/или патриархатом), а сами «женщины» и «мужчины» - в качестве относительно недифференцированных категорий (иногда - как «социальный класс»). Отношения между категориями являются отношениями неравенства и эксплуатации (патриархата), при которых женщины как класс дискриминированы в публичной сфере. Другими словами можно сказать, что поло-гендерная система является «набором механизмов, с помощью которых общество преобразует биологическую сексуальность в продукты человеческой деятельности и в рамках которых эти преобразованные сексуальные потребности удовлетворяются» Павленок П.Д., Савинов Л.И. Социология. - М.: ИТК «Дашков и К», 2007. - 580 с..

Феминистками переосмысливается также и функционалистский поло-ролевой подход. Так, либеральным феминизмом (одним из направлений феминистской мысли), критикуя, адаптируется положение парсонсианства (в том числе о напряжении половых ролей и кризисе американской семьи), используя их для анализа угнетения женщин и мужчин предписанными традиционными ролями. Феминистский подход в этом своем варианте остается структурно-функционалистским, однако меняется пафос анализа гендерных отношений: акцент делается на измерение неравенства, на обоснование возможностей изменений в содержании этих ролей. Примерами такого варианта гендерного подхода можно считать исследование по андрогинии Сандры Бем, которой разработана методика измерения степени маскулинности и фемининности Введение в гендерные исследования. Ч. II: Хрестоматия / Под ред. С.В. Жеребкина. - СПб.: Алетейя, 2001 и многочисленные последующие феминистские исследования, которые используют понятия социализации, роли и статуса для интерпретации различий положения женщин и мужчин в обществе. Согласно этой позиции, поведение мужчин и женщин различно, в связи с тем, что оно находится в соответствии с разными социальными ожиданиями. Исследователями показывается, как эти ожидания воспроизводятся такими социальными институтами, как школа, семья, профессиональное сообщество, средства массовой информации Давыдова Н.М. Глава семьи: распределение ролей и способ выживания / Н.М. Давыдова // ОНС. - 2000. - № 4. Изменяющиеся ожидания становятся главной темой обсуждения социальных ролей в этом варианте гендерного подхода. Роли, которые предписаны представителям разного пола перестают рассматриваться как взаимодополняющие, делается акцент на их иерархию и отношения власти Ионов И.Н. Женщины и власть В России: история и перспективы / И.Н. Ионов // ОНС. - 2000. - № 4.

Поворот исследовательского интереса от уровня структур к уровню действий, к социологии повседневности, позволил феминистским теоретикам инкорпорировать идеи социального конструирования реальности в анализ гендерных отношений Рабжаева М. Попытка "увидеть" гендерную историю //Гендерные исследования. - Харьков: ХЦГИ, 2001, № 6. Драматургический интеракционизм и этнометодология вписывается в русло «социально-конструктивистского поворота» в социальных науках и радикализируется в гендерных исследованиях. В этой перспективе гендер понимается в качестве социально-сконструированного отношения связанного с категоризацией индивидов по признаку пола. Микросоциологией концентрируется внимание на уровне повседневных взаимодействий, посредством которых производятся разные гендерные отношения в разных культурах.

Теория социального конструирования гендера основана на различении биологического пола и социальной категории принадлежности к полу. Гендер определяется в качестве работы общества по приписыванию пола, которая производит и воспроизводит отношения неравенства и дискриминации.

Американскими феминистскими социологами (Кэндес Уэст и Дон Зиммерман) утверждается, что создание гендера происходит постоянно во всех институциональных ситуациях на микроуровне Лисичкин Г. Семья - недоступная роскошь / Г. Лисичкин // Родина. - 2000. - № 4. Следуя за Ирвином Гоффманом ими считается, что отнесение индивидов к той или иной категории по признаку пола является существенно значимым для социально компетентного («подотчетного») поведения. Успешная коммуникация опирается, как правило, на возможность однозначной идентификации пола собеседника. Однако, категоризация по признаку пола, далеко не всегда однозначна и не обязательно соответствует биологическому полу индивида. Приписывание пола происходит согласно правилам создания гендера, принятым в данном обществе и выражаются в гендерном дисплее. Понятие гендерного дисплея используется авторами для утверждения социальной сконструированность не только гендерных различий, но и биологического пола Пол женщины Сборник статей по гендерным исследованиям. - Алматы: Центр гендерных исследований. 2000.

Итак, можно утверждать, что гендерный подход развивается как феминистская критика основных направлений социологии. Однако под влиянием феминистской критики в настоящее время в западной социологии произошли некоторые изменения, которые уже не позволяют отделить тематику отношений полов от собственно гендерного подхода. В настоящее время гендерным исследованиям в области социологии приходится сталкиваться с теми же проблемами, что и социологическое знание в целом, а именно с проблемой соотношения уровней структур и действия, с полемикой символического интеракционизма и этнометодологии, с одной стороны, и структурализма и функционализма, с другой. Попытка концептуализировать гендерные отношения в рамках объединительной парадигмы была осуществлена австралийским социологом Робертом Коннеллом Самарина О. Социальная защита женщины и семейная политика в современной России / О. Самарина // Вопросы экономики. - 2000. - № 3. При анализе структуры имеется возможность исследовать ограничения макроуровня, которые являются условиями осуществления практик. В рамках данного подхода гендерные отношения рассматриваются в качестве процесса; структуры складываются исторически, а способы структурирования гендера многообразны и отражают господство разных социальных интересов.

СОЦИОЛОГИЯ ГЕНДЕРНАЯ (от англ. gender - пол, род; греч. … - происхождение, род, рождающийся) - отрасль социологии, изучающая закономерности развития и взаимодействия социального гендерных общностей (мужской и женской) во всех сферах общественной жизни, эволюцию их статусов социальных, сознания и отношений с учетом влияния конкретных исторических условий, культ, традиций, символов и стереотипов, а также биопсихологических особенностей пола.

Термин «гендер» стал утверждаться преимущественно в англоязычных странах в 60-х годах 20 века в интерпретации «социальный пол»; однако в Великобритании, во Франции, многих восточноевропейских странах этот термин не заменил активного применения традиционного понятия «women"s studies». Начало активного развития гендерных исследований в Западной Европе, США и Великобритании относится к концу 1970-х годов. Различия понятий «пол» и «гендер» - предмет длительных дискуссий. Первая попытка развести понятия «пол» и «гендер» принадлежит американскому психологу Р. Столлеру (1968). В качестве компонентов «гендера» западной психологи (Р. Унгер, Г. Рабин, А. Рич) выделяют гендерные стереотипы, гендерные нормы, гендерные роли и гендерную идентичность. При этом акцент делается на биологических, психологических, культурологических различиях полов при недооценке влияния социально детерминирующих их факторов. IV Всемирная конференция по положению женщин (Пекин, 4-15 сентября 1995) в полной мере институционализировала использование в научной и общественно-политической лексике термина «гендерный» как отражения биологической принадлежности к мужскому и женскому полу, ввела в широкий оборот такие понятия, как «гендерный фактор», «гендерные исследования», «гендерная политика», «гендерные аспекты», «гендерные различия», «гендерный анализ» и т.д.

В зарубежных исследованиях особенностей психологии пола, а также индивидуального поведения мужчины или женщины широко применяются: теория бихевиоризма социального - одного из направлений социологического психологизма, позволяющего изучать поведение индивида посредством наблюдаемых стимулов и реакций на них (по схеме «стимул - реакция»); психоанализ 3. Фрейда; концепция «коллективного бессознательного» Э. Фромма; принципы феноменологической социологии, рассматривающей общество как явление, созданное и воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов разного пола; теория интеракционизма символического (Дж. Мид, П. Бергер, Т. Лукман). Современные западные гендерные теории: социального конструирования гендера, гендер (пол) как культурная метафора, гендер как стратификационная категория - трактуют гендер как «социополовую роль» или как организованную модель отношений социальных между мужчинами и женщинами, характеризующую их межличностные связи и взаимодействия в семье, определяющую их социальные отношения в основных институтах общества (Унгер, Рабин, К. Уэст и др.).

В России социология гендерная начала формироваться в самом начале 1990-х годов. Исходной базой ее развития стала «социология пола». Исследования в области «социологии пола» сводились преимущественно к изучению положения женщин в быту и на производстве. Предмет отечественной социологии гендерной - социальный статус мужчин и женщин как гендерных общностей и его эволюция под влиянием конкретных социальных условий. Объект социологии гендерной - мужчины и женщины как крупные гендерные общности в структуре социальной населения, различающиеся статусными характеристиками, ролевыми функциями, особенностями психологического склада, поведения и сознания. Преобладающим вниманием в российской социологии традиционно пользуется женский социум. Его состояние характеризуется уровнем решения «женского вопроса». Мужская гендерная общность в современной российской социологии изучается слабо.

Исследования в области социологии гендерной условно можно разделить на две типологические группы: социогендерные (СОГИС, имеющие основополагающее значение для развития социологии гендерной как частной социологической дисциплины) и гендерные (ГИС - составной элемент гендерной теории). СОГИС отличаются от гендерных рядом типологических признаков: 1) социальным масштабом изучаемого объекта. В ГИС объект преимущественно микромасштабный: мужчина и женщина как индивиды, имеющие разную биологическую природу, психический склад, гендерные роли и культурно-символическую функцию (маскулинное и фемининное начало). В СОГИС объект макро-масштабный, им является женский и мужской социумы как крупные социогендерные общности, образующие гендерную структуру общества, являющуюся важнейшим элементом социальной структуры общества в целом; 2) ведущим научно-методологическим подходом. В СОГИС им являются социологический или социолого-психологический, опирающиеся на общесоциологические законы и принципы социального детерминизма. В ГИС - философский или историко-культурный, базирующиеся на конкретных теориях феминизма;

3) значимостью социальных выводов, вытекающих из анализа объекта и предмета социологического исследования. Выводы СОГИС характеризуют социальные явления и процессы, в которых участвуют крупные социогендерные общности и отражают состояние «женского вопроса» на данном этапе общественного развития, качество и стиль жизни гендерных общностей, их ценностные ориентации и установки социальные. Основанием для таких выводов являются результаты масштабных социологических исследований, базирующихся на крупных совокупностях выборочных (выборках) респондентов. Выводы ГИС имеют ограниченный характер, т.к. опираются на исследования в малых группах, выявляют биологические и психические особенности женщин и мужчин, обусловленные их гендерной принадлежностью;

4) методами сбора первичной информации и видами исследований. Социогендерные исследования - это, как правило, макроисследования, в проведении которых могут быть использованы разнообразные методы сбора первичной социологической информации: массовые опросы общественного мнения в форме раздаточного анкетирования; экспертные; почтовые, прессовые, электронные опросы; контент-анализ текстов документов и т.д. ГИС опираются преимущественно на микроисследования психологической направленности, использующие методы микроинтервью (чаще всего свободного), тестирования, психодиагностики и психоанализа. В познании социальных закономерностей развития гендерных общностей и их влияния на преобразование обществ, отношений целесообразно сочетать макро- и микросоциологические исследования.

Две типологические группы исследований присущи принципиально разным научным школам изучения положения женщин, сложившимся в России в 90-х годы 20 века. Первая (Г.Г. Силласте и др.) развивает социологический подход к изучению положения женщин в системе социальных отношений. С позиций этого подхода женщины и мужчины - крупные социогендерные общности, интегрированные в систему социальных отношений во всех сферах жизни общества и оказывающие влияние на развитие процессов социальных, институтов, явлений, групп и общностей. Мужская и женская общности образуют гендерную структуру общества. Гендерные общности рассматриваются как социумы, стремящиеся к взаимодействию социальному, взаимопониманию, сотрудничеству и гендерному паритету. Другая школа (С.И. Воронина и др.) базируется на ортодоксально-феминистском подходе к изучению места и роли женщины в социуме, биодетерминистских позициях при анализе биол. и психических различий между мужчинами и женщинами, их противопоставлении друг другу.

Перспективными направлениями исследований в области социологии гендерной являются: эволюция гендерной структуры общества и ее социальные последствия, гендерная асимметрия как социальные явление; феминизация бедности; экономического поведение гендерных общностей; гендерные особенности политики и управления; гендерный фактор в электоральных ориентациях и установках населения; гендерные стратегии выживания и адаптации социальной, духовные трансформации в гендерном измерении; социальной безопасность женщин и детей; гендерные аспекты насилия и терроризма; демографический кризис и репродуктивное поведение гендерных групп; социальная дискриминация как явление и его гендерные проявления в рыночной экономике; сегрегация и гендерная справедливость; гендерная стратификация общества и ее межстрановые особенности.

Принципы социологии гендерной используются в российской политике и социальной практике при разработке законодательных актов и других официальных документов по вопросам положения женщин, семьи, демографии, молодежи и детства; в проведении гендерной экспертизы законопроектов, в формировании государственной семейной политики, а также в сфере управления.

Г.Г. Силласте

Социологический словарь / отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. М, 2014, с. 438-440.

Литература:

Силласте Г.Г. Демократия без женщин - не демократия! Социол. очерки. М., 1991; Доклад IV Всемирной конференции по положению женщин. Пекин, 1995; Гидденс Э. Соц-я. М., 1999; Хоф Р. Возникновение и развитие гендерных иссл-й. М., 1999; Силласте Г.Г. Гендерная соц-я как частная социол. теория // Социол. иссл-я. 2000. № 11; Клингер К. Позиции и проблемы теории познания в женских иссл-ях // Пол. Гендер. Культура. М., 2000; Теория и методология гендерных иссл-й. М., 2001; Силласте Г.Г. Гендерная соц-я: состояние, противоречия, перспективы // Социол. иссл-я. 2004. № 9; Бендас Т. В. Гендерная психология. СПб., 2005; Women"s Studies Encyclopedia. N.Y., 1991.