Ок. Смоленска) - тверской купец, путешественник. В 1466 отправился с товаром в "Ширванскую землю" на Сев. Кавказе. Под Астраханью караван Никитин Афанасий был ограблен ногайскими татарами. Не желая, вернувшись домой, стать за долги холопом, Никитин Афанасий "от многыя беды поидох до Индеи", куда добрался после многих тягот в 1469. Часто без средств и с риском для жизни три года путешествовал по стране, рассказав о ее управлении, хоз-ве, религии, быте, природе в сочинении "Хождение за три моря", ставшем не только точным источником сведений об Индии, но и памятником древнерус. лит-ры, переведенным на многие языки. Обстоятельства смерти Никитин Афанасий на обратном пути на родину неизвестны.

Является научным сотрудником Центра исторических исследований, Школы социальных наук, Университета Джавахарлала Неру, Нью-Дели. Индия была посещена путешественниками разной земли в пред-современный период. Именно во времена колониального господства в Индии, в конце 18-го и начале 19-го столетия, британские ученые предприняли усилия для взаимодействия с историческими источниками досовременной Индии. Проконсультировались многие исторически достоверные и современные коренные и иностранные источники, на основе которых была написана история Индии.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997.

Никитин Афанасий (г. рожд. неизв. - ум. 1472) - тверской купец, путешественник, писатель. В 1466-1472 годы совершил длительную торговую поездку в страны Востока. Из Твери по Волге и Каспийскому морю он прибыл в Иран, где находился около года. В 1469 году по Аравийскому морю Никитин приплыл в Индию, где жил около 3 лет. Никитин внимательно изучал жизнь и быт народа Индии, его занятия, общественный строй, государственное управление, религию. Обратный путь совершил через Аравийское море, восточное побережье Африки, снова пересек Аравийское море, проехал от Ормуза через Тебриз к Трапезунду и по Черному морю прибыл в 1472 году в Кафу (современная Феодосия). Написанное Никитиным сочинение "Хожение за три моря" является выдающимся произведением, в котором описано его путешествие. Оно свидетельствует о широте кругозора и передовых для своего времени взглядах Никитина, дружественных отношении его к индийскому и другим народам, в чьих землях он побывал. На родине Никитина (…) ему сооружен памятник.

Интересные факты Афанасия Никитина

Причина такого отбора источников британскими учеными не представляет сложности, поскольку основной целью колониального изучения прошлого Индии было установление понятия «нецивилизованной» и «варварской» Индии в период до колониального периода, что могло бы помочь колонизаторам создать империю на индийском субконтиненте, чтобы «цивилизовать» их, как и в случае Африки, где было «белым мужским бременем», чтобы цивилизовать жителей Африки. Недавно появилась новая тенденция, в которой нетрадиционные источники истории серьезно заняты, чтобы иметь лучшую и целостную идею о дореволюционных временах Индии.

А. М. Сахаров. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 10. НАХИМСОН - ПЕРГАМ. 1967.

Литература: Хожение за три моря, 2 изд., М.-Л., 1958 (в приложении: библ. и ст. В. П. Адриановой - Перетц, М. К. Кудрявцева и Я. С. Лурье).

Никитин Афанасий Никитич (ск. ок. 1474), тверской купец, путешественник, первый из русских людей, с научными целями посетивший Индию. Оставил записки “Хожение за три моря” (1468 - 74). Из этих записок следует, что русские купцы вели широкую торговлю с разными странами, находились в дружественных отношениях с иностранными купцами. Афанасий Никитин представляет собой образ настоящего русского купца, соединявшего в себе коммерческую хватку с глубокой религиозностью, совестливостью и патриотизмом. Увлеченный рассказами иностранных купцов о богатствах Индии, Афанасий Никитин, несмотря на все трудности, пробирается в неведомые земли, чтобы привезти оттуда товары, полезные для своей Родины. Из записок видно, что Афанасий Никитин - человек общительный, наблюдательный, быстро усваивавший языки, тщательно знакомился с предметами торговли каждого города, а попутно и с природой и с жителями каждой страны. В своем “Хожении за три моря” - Каспийское, Индийское и Черное - Афанасий Никитин преодолевает полный смертельных опасностей путь, может быть самый длинный по тем временам - от Твери до южных берегов Каспийского моря, через всю Персию, Индию, Африку (Сомали), Маскат, Турцию, а затем возвращение на Русь. Он посещает Индию, почти за тридцать лет до Васко да Гама и, по сути дела, открывает Индию для России.

Краткая биография никитина афанасия

Необходимо изучить современную Индию из призмы россиян, у которых был свой взгляд на современную Индию во время и в пространстве, которое они посетили. Вспоминая те же чувства, Иван Минаев предположил, что настало время покончить с написанием истории Индии в рамках некоторых «великих теорий и предварительно построенных структур некоторых западных ученых» и изучить альтернативы, основанные на часто рассматриваются менее важные источники.

Афанасий Никитин в названиях

М Кемп утверждает, что Никитин не был первым русским, который приехал в Индию. Его аргумент основан на представлении о том, что российские караваны вели длительные путешествия в течение 15-го века. Никитин записал свой индийский опыт в дневнике под названием «Путешествие за три моря». В течение 15-го века Индия не имела прямых отношений с Россией, поэтому Никитин не очень разбирался в коммерческих перспективах, которые мог бы предоставить ему этот субконтинент.

В Твери на берегу Волги в 1955 ему сооружен памятник.

Никитин Афанасий Никитич (? – 1472), тверской купец. В 1466, когда посол владетеля Шемахи, ширван-шаха Форус-Есара, именем Асан-бек, бывший у великого кн. Ивана III, собрался в обратный путь в Шемаху вслед за русским послом Василием Папиным, Никитин, проведавший о московском посольстве в Шемаху, решил вместе с ним отправиться туда для распространения русских товаров. Он с товарищами снарядил два судна, получил проезжую грамоту от Тверского кн. Михаила Борисовича и посадника Бориса Захарьича и с благословения владыки Геннадия, помолившись в соборе Спаса Золотоверхого, поплыл вниз по Волге. В Костроме Никитин получил от вел. кн. Александра Васильевича великокняжескую проезжую грамоту за границу и с ней поехал в Н. Новгород, где думал сойтись с послом московским Папиным, но не успел его захватить. Дождавшись приезда шемахинского посла Асан-бека, он вместе с ним поплыл Волгой далее, благополучно опустился к рукаву Волги – Бузану, но подле Астрахани был ограблен татарами, причем погибло все имущество Никитина, в т.ч. и книги. Татары отпустили из устья Волги только два судна, но одно из них разбилось во время бури о берег, и бывшие на нем русские люди были захвачены в плен горцами – кайтанами. Никитину, однако, удалось добраться до Дербента, где он застал московского посла Василия Папина, которого стал просить позаботиться об освобождении захваченных кайтанами русских. Русские были освобождены и вместе с Никитиным представлены в Кайтуне ширван-шаху, который принял их очень ласково, но на просьбу помочь возвратиться на родину отвечал отказом, ссылаясь на то, что их слишком много. Пришлось русским людям расходиться в разные стороны, причем Никитин, по его собственным словам, «пошел к Дербенту, из Дербента к Баке, где горит огонь неугасимый, а потом за море». Свое путешествие Никитин впоследствии назвал «хожением за три моря» – Дербентское (Каспийское), Индейское и Черное. «Хожение» Никитина можно разделить на четыре части: 1) путешествие от Твери до южных берегов Каспийского моря; 2) первое путешествие по Персии; 3) путешествие по Индии и 4) обратное путешествие через Персию на Русь. Первое его путешествие через персидские земли, от южных берегов Каспийского моря (Чебукара) до берегов Персидского залива (Бендер-абаси и Ормуза), продолжалось более года, от зимы 1467 до весны 1469. Он проехал через «Чебокар, Сару, Амиль, Димовант, Рей, Кашан, Каин, Езд, Сырчан, Таром, Лар, Бендер, Гурмыз». В его заметках об этом путешествии имеется лишь указание пути посредством обозначения местностей и некоторых расстояний и упоминание о смутном состоянии, в котором тогда находилась Персия. Переправившись из Дагестана по Каспийскому морю в Мазандеран, Никитин полгода провел в Чапакуре, где, между прочим, праздновал и Пасху 1468, затем перешел в Сари, где оставался месяц; отсюда направился в Амоль, из которого поднялся в горы, и за Демавендом спустился к Тегерану, или, точнее, к Рею, ибо Тегеран был в то время незначительным городом в окрестностях Рея. Затем из Тарома Никитин повернул на запад к Лару, а из Лара опять на восток в Бендер-Абаси. Такой характер путешествия Никитина объясняется его торговыми интересами; он посещал все видные торговые места и даже по месяцу оставался в них. Из Персии Никитин отправился в Индию. Путешествие его по Индии продолжалось почти три года: от весны 1469 до янв. или февр. 1472. Описание этого путешествия занимает большую часть дневника Никитина. Он отправился из Ормуза на Фоминой неделе 9 или 10 апр. 1469 и в 20‑х числах апреля подошел к Индийскому берегу в Диу, затем имел остановку у Камбои по пути к Чювилю, куда прибыл через шесть недель. Здесь он был поражен видом «черных» обнаженных индийских туземцев и их «плохой едой». Продолжая свое путешествие через горы Гатские до Пали, Умри и далее к Чюнейру (Джюниру), Никитин не забывал своего торгового дела и, по-видимому, умел и на чужбине извлекать из него выгоду. Из Чюнейра, где он чуть не лишился свободы за отказ переменить веру, Никитин отправился через Кулонгер и Кельбург в Великий Бедер, где оставался несколько месяцев. В течение следующего года Никитин, по-видимому, продолжал путешествовать по Индии, что видно из подробных описаний городов Биджнагура и Рачюра. С наступлением 1471 Никитин задумал вернуться на родину, что осуществить было нелегко вследствие происходивших в то время на Индостане войн. Боясь оставаться в Индии, чтобы не издержать всего своего достояния, Никитин вынужден был отказывать себе во многом: «не пил ни вина, ни сыты и все же издерживал в день по два с половиной алтына». За месяц до байрама он вышел из Бедера и через Кельбург, Кулури, город, знаменитый драгоценными камнями, особенно сердоликом (в этом городе Никитин провел пять месяцев), Алянд, куда он прибыл, вероятно, во 2‑й пол. окт. 1471, Камендрию, Кынаряс, Сур в н. 1472 добрался до Дабыля. Т. о., во время своего путешествия по Индии Никитин объехал значительную часть западного п-ова, между реками Кистной и Годавери, т.е. области Аурунгабад, Бедер, Гейдерабад и Беджапур. Вместе с описаниями местностей, которые он посетил, он занес в свои записки и замечания о природе страны и ее произведениях, о народе, его нравах, верованиях и обычаях, о народном управлении, войске и т.п. Его заметки о народном управлении, несмотря на свою сбивчивость, любопытны тем, что их нет в рассказах др. современников. Большой точностью отличается рассказ Никитина о поклонении индусов «Буте» в священном городе Парвате. Из животных он обратил внимание на слонов, буйволов, верблюдов, обезьян, живущих, по его словам, в горах, по скалам и по лесам и имеющих своего «князя обезьянского». Поразили Никитина также змеи «в две сажени длиной» на улицах Бедеря и птица «гукук», летающая ночью, предвещающая смерть и изрыгающая огонь на тех, кто намеревается ее убить. Из царства растительного Никитин обратил внимание исключительно на некоторые пальмы и «великие», по-видимому кокосовые, орехи. Подробно описаны Никитиным в особых заметках пристани Индийского моря. Описание это особенно любопытно, т.к. дает довольно подробные сведения о торговле и мореплавании того времени. Никитин указывает, чем богата каждая пристань. В Дабыле Никитин окончательно распростился с Индией. Припоминая свой отъезд, он отметил, что Дабыль – город очень большой, что туда съезжается все поморье Индейское и Эфиопское. «И ту окаянный аз рабище Афанасие Бога вышняго, творца небу и земли, взмыслихся по вере, по христианской, и по крещении Христове и по говейных святых отец устроенных, и по заповедех апостольских, и устремихся умом поити на Русь». Он сел в тову (судно), получив для себя место за два золотых от Дабыля до Ормуза. Однако ветры занесли корабль в сторону и после месячного плавания он пристал к берегу ввиду Эфиопских гор, где подвергся нападению туземцев. Через пять дней корабль продолжал плавание, а через двенадцать Никитин высадился в Мошкат. Здесь он отпраздновал шестую за время своего странствования Пасху и после 9‑дневного плавания прибыл в Ормуз, откуда по знакомым местам добрался до расположенного близ Тавриза стана знаменитого завоевателя Западной Азии – Асан-бека, где провел десять дней, чтобы разведать, каким путем можно пробраться на север. В сент. 1472 он через Арцингам направился в Трапезонт, куда прибыл ко дню Покрова. Здесь Никитин подвергся обыску, причем у него «все, что мелочь добренькая, они выграбили все». С большим трудом, вследствие частых бурь на Черном море, удалось Никитину добраться до Балаклавы, а оттуда к Кафе, где он облегченно воскликнул: «милостию Божиею преидох три моря». Неизвестно, какой дорогой воротился Никитин на Русь, но можно думать, что возвращался он через Крым и Литву.

Но некоторые из его мусульманских друзей ему посоветовали о лучших перспективах в Индии, и с этой надеждой он приземлился на индийском субконтиненте. Чтобы построить историю отношений между Индией и Россией в течение пятнадцатого века, путевод по Никитину является важным источником. Однако он охватывает почти все аспекты доисторической истории Индии, особенно 15-го века, настолько, что многие вещи могут быть добавлены ко всему описанию Индии 15-го века. Никитин посетил Индию с коммерческим мотивом, но, по словам Минаева, это не оказалось препятствием для его записи тех аспектов индийской жизни, которые не имели прямой связи с его интересом к прибыли.

Умер Никитин, не доехав до Твери, – в Смоленске. Лучшая характеристика Афанасия Никитина и его дневника, внесенного в полном виде в «Софийский временник» под 1475 под заглавием «Написание Офонаса тверитина купца, что был в Индеи четыре года, а ходил, сказывают, с Васильем Папиным», – дана акад. И.И. Срезневским. «Как ни кратки записки, оставленные Никитиным, – говорит он, – все же и по ним можно судить о нем, как о замечательном русском человеке XV в. И в них он рисуется, как православный христианин, как патриот, как человек не только бывалый, но и начитанный, а вместе с тем и как любознательный наблюдатель, как путешественник и писатель, очень замечательный, не хуже своих собратьев иностранных торговцев XV в. По времени, когда писаны, его записки принадлежат к числу самых верных памятников своего рода: рассказы ди Конти и отчеты Васко да Гама одни могут быть поставлены на один уровень с «Хожением» Никитина. Как наблюдатель, Никитин должен быть поставлен не ниже, если не выше современников-иностранцев».

Афанасий Никитин: биография

Для Минаева он был гением, который записал то, что меньше упоминается в других современных источниках, например, о том, что и как едят индийцы? Как они молились своим богам? Что они сделали с родственниками, которые умирают? Насколько отличался уровень жизни между правителями и правителями? Карамзин обнаружил оригинальную рукопись Никитина «Путешествие за тремя морями», в раскрытой рукописи не было оригинальной копии, написанной самим Никитиным, а копиями, которые были переписаны в 16-м и 17-м веке.

Даты из биографии Афанасия Никитина

Граф Виелёрский перевел эту рукопись на английский язык. Он назвал повествование Никитина «грубым стилем предприимчивого, но необразованного человека». Таким образом, то, что записал Никитин, было не меньше, чем «преобладающей реальностью». Впоследствии он был изображен как основатель культурных контактов между Индией и Россией. Его сравнивали с такими путешественниками, как Колумбус и Магеллан, и он стал фигурой национального значения. Статуя его была помещена в его родной город, Тверь.

Как отмечал историк Карамзин, странствие Афанасия Никитина доказывает, что «Россия в XV в. имела своих Тавернье и Шарденей, менее просвещенных, но равно смелых и предприимчивых, что индейцы слышали о ней прежде, нежели о Португалии, Голландии, Англии. В то время, как Васко да Гама единственно мыслил о возможностях найти путь от Африки к Индостану, наш Тверитянин уже купечествовал на берегу Малабра и беседовал с жителями о догматах их веры». Предприимчивый, совершивший, вероятно, не одно путешествие за пределы Руси, что видно из приведенного им сравнения изображения Будды со статуей Юстиниана, находившейся в Константинополе, и дружественных его отношений с иностранными купцами, Никитин, несмотря на неудачи, не падал духом и, увлеченный рассказами восточных купцов, «залгавших его псов-бесерменов» о находившихся в Индии товарах, полезных для его родины, смело пробирался вперед, в земли неведомые. Общительный, наблюдательный, быстро усваивавший языки, Никитин тщательно знакомился с предметами торговли каждого города, а попутно и с природой и жителями каждой страны. Человек верующий, после пропажи религиозных книг вынужденный соблюдать посты и праздники приблизительно, Никитин искренно скорбел об этом, жалуясь в «Хожении», что не знает, «когда пост, когда Рождество Христово, когда среда, когда пятница». Видя новые религии, Никитин невольно должен был задаваться вопросом, какая же вера правая, и приходил к замечательному для человека того времени заключению: «А правую веру Бог ведает, а правая вера – Бога единого знати и имя его призывати на всяком месте чисте чисто». Отмечая особенности и достоинства виденных им земель вполне беспристрастно, Никитин часто переносился мыслью на Русь. С особенной силой проснулись в нем воспоминания о родине в городе Дабыле. Даже после всего того, что он видел в разных странах, русская земля кажется ему всего прекраснее, и, вспоминая ее, Никитин восклицает: «А Русская земля – да сохранит ее Бог, Боже, сохрани ее! В этом мире нет такой прекрасной страны. Да устроится Русская земля!»

Хотя жители Запада могут гордиться объяснением своей истории открытий и поиском нового мира, соразмерного с концом 15-го века, когда португальцы достигли Индии, путешествие Никитина в Индию показало, что торговцы России смогли совершить свое путешествие в Азию без особых трудностей. Афанасий Никитин был сыном Никиты, купца из города Тверь, расположенного на берегу реки Волги. Затем он пересек Каспийское море через Баку и Дербент, путешествовал по Персии и достиг северного берега Персидского залива.

Затем он отплыл в Маскат и после пересечения Аравийского Шона добрался до Чаула, теперь в Махараштре. Дата важна, чтобы отметить хронологию последовательность событий в пути Никитина. Никитин посоветовал своим соотечественникам отказаться от своей религии на своей земле, прежде чем приехать в Индию, так как в Индии правители, по словам Никитина, вынудили иностранцев обратиться в ислам. Нужно ли самому Никитину частично или полностью переходить в ислам, является спорным среди ученых, однако необходимо изучить, что именно было в Индии в отношении конверсии в дореволюционный период.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Об Афанасии Никитине нет других биографических сведений, кроме того, что он был купцом из города Твери. Совершил путешествие в Персию, Индию (1466-1474). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат, Турцию. Путевые записки "Хожение за три моря" (точное название дневника) - ценный географический документ и литературно-исторический памятник. В них автор рассказывает историю своих странствований по Кавказскому побережью Каспийского моря, Персии, Индии, Турции, Крыму и югу России.

Никитин заметил о индуистской религии, что в Индии насчитывается восемьдесят четыре религии, и каждый верит в «Но»; люди разных конфессий не едят и не пьют вместе, и они не вступают в брак; некоторые едят баранину, птицу, рыбу и яйца, но никто из этих людей не ел говядину. Они не едят и не пьют с мусульманами. Никитин далее отметил, «и они молятся лицом к востоку по-русски, и когда они садятся за едой, мыть руки и ноги, а также ополаскивать рот». Для Кодияна это был тяжелый костюм Никитина, который был предметом любопытства для индейцев, которые обычно одевались настолько легко, насколько это возможно.

Летом 1466 года купцы из Твери на двух судах отправились для заморской торговли в далекое плавание: вниз по Волге за море "Дербенское", или "Хвалынское" - так в старину называли Каспийское море.

Главой каравана избрали Афанасия Никитина. Караван плыл мимо Калязина, Углича, Костромы, Плёса. Короткие строки дневника говорят, что путь по Волге Никитину был знаком. В Нижнем Новгороде - длительная остановка. Плыть по Волге в то время было небезопасно: нападали татары.

Никитин Афанасий Никитич

Это также необычайно в его попытке упомянуть о продолжительности времени между двумя важными городами, между двумя важными портами, товарами, имеющимися в каждом порту, и городами, в которых он посетил, вместе с их ценой и т.д. посещение также было примечательным из-за продолжительности времени в четыре лет, которым Никитин смог жить в чужой стране. А также время, в которое он путешествовал, т.е. 15-й век, когда такое долгое путешествие было неслыханным. Какова была природа его взаимодействия с индейцами?

Как взаимодействия помогают формировать восприятие и, следовательно, идеи? и т.д. это вопросы, которые часто представляют интерес для ученых, чтобы понять истинную природу «путешествия за три моря». Его время в Индии совпало с упадком Султаната Бахмани. Интерес Никитина к Индии был хорошо документирован в его повествовании под названием «Путешествие за тремя морей».

В Нижнем Новгороде русские купцы присоединились к возвращавшемуся из Москвы на родину ширванскому посольству во главе с Хасанбеком.

Караван плыл "сторожко и с опаской". Благополучно миновали Казань и другие татарские города, но в дельте Волги на них напал отряд астраханского хана Касима. Купцы взялись за оружие. Татары "застрелили у нас человека, а мы у них двух застрелили", сообщает Никитин. К несчастью, одно судно застряло на рыболовном езу, а другое село на мель. Татары разграбили эти суда и захватили в плен четырех русских.

Памятник Афанасию Никитину в Твери. Есть только одна вещь: исторический русский город Тверь и деревня Чаул, недалеко от Мумбаи, разделяют: статую русского путешественника и торговца Афанасия Никитина. Первым европейцем, который отправился и документировал свой визит в Индию по морскому маршруту после Никколо де Конти, Никитин посетил страну еще до Васко да Гамы. Впечатления Никитина о Индии были хорошо задокументированы в его повествовании под названием «Путешествие за тремя морей».

В 15 веке Тверь славилась своими авантюрными торговцами, которые путешествовали по Европе и Ближнему Востоку. Мало что известно о жизни Никитина перед его плаванием, которое началось, когда он решил искать возможности в городе Ширван, в котором находится. В то время Великий Князь Мушковой послал своего посла в город на Кавказе. Никитин и другие купцы плыли по Волге, чтобы добраться до Ширвана. Затем он отправился в Баку и в Персию и прожил в стране в течение года, прежде чем отправиться в Индию, страну, в которой в то время мало кто знал о России.

Уцелевшие два судна вышли в Каспийское море. Меньшее судно, на котором было "6 москвичь да 6 тверичь", во время бури разбило и выбросило на прибрежную мель близ Тархы (Махачкалы). Жители побережья кайтаки разграбили товар, а людей захватили в плен.

Афанасий Никитин с десятью русскими купцами, находясь на посольском судне, благополучно добрался до Дербента. Прежде всего, он начал хлопотать об освобождении пленных. Хлопоты его увенчались успехом: через год купцы были освобождены. Но товар кайтаки не вернули.

Он продолжил свое путешествие морем из Камбэя, прежде чем прибыть в Чаул, деревню, которая находится в районе Махаратры в Райгаде. Хотя он не был философом или ученым, писания Никитина демонстрируют четкое чувство наблюдения. Он проанализировал увиденное и сравнил с Россией.

Афанасий Никитин в кинематографе

«И здесь лежит земля Индии, и где все идут голыми; женщины бегут без головы и с обнаженными грудь, их волосы заплетены в одну косу», - писал он после прибытия в Чаул. Никитин также писал о том, как местные жители были очарованы увиденным человеком европейского облика.

Никитин был из тех купцов, что брали товар для заморской торговли в долг, и утрата товара грозила ему на родине не только позором, но и долговой ямой.

В сентябре 1468 года Никитин из Баку отплыл в прикаспийскую персидскую область Мазандеран, а затем, перевалив горы Эльбурс, двинулся на юг. Путешествовал не торопясь, иногда по месяцу жил в каком-нибудь селении, занимаясь торговлей. Весной 1469 года он добрался до "пристанища Гурмызьского", так он называет Ормуз - большой и оживленный порт, где пересекались торговые пути из Малой Азии, Египта, Индии и Китая. Товар из Ормуза доходил и до России, особенно славились "гурмыжские зерна" (жемчуг). Узнав, что отсюда вывозят в Индию лошадей, которые там "не родятся" и очень дорого ценятся, тверяк купил хорошего коня и из Гурмыза "...пошел есми за море Индейское..." 23 апреля 1471 года Никитин сел на судно и через шесть недель прибыл в индийский город Чаул.

Индия в то время в основном состояла из княжеских государств и воюющих империй. Из сочинений Никитина ясно, что он в основном путешествовал по мусульманским царствам, которые доминировали над Деканом. Самым мощным из них был Султанат Бахмани. Никитин был набожным православным христианином и вынужден был сопротивляться нескольким попыткам обращения в ислам. Некоторые западные ученые утверждают, что он действительно обнимал ислам в свое время в Индии, но такие претензии оспариваются многими российскими историками.

Известно, что Никитин принял мусульманское имя Ходжа Юсуфа Хорасани в Индии. Из его сочинений ясно, что Никитин постился с мусульманами в течение месяца Рамзана и чувствовал себя немного виноватым в том, что он отклонился от своей христианской веры. Друг Никитина, Ходжа Мохаммед из Хорасана, помог освободить его от хана. Никитин отправился в Бидар, где прожил несколько месяцев. Согласно его трудам, султаны Бахмани проводили несколько кампаний против индуистского королевства Виджаянагар. Он писал о том, как правящий класс в султанате имел избыток роскоши, в то время как люди остались бедными.

Индия поразила его. Даже не сама земля, столь не похожая на его родные места, а люди - темнокожие, нагие, босые. Лишь у тех, кто побогаче да познатнее, на голове да бедрах фата - кусок материи, но у всех, даже и бедных - либо золотые серьги, либо браслеты на руках и ногах, а вокруг шеи - украшение тоже из золота. Никитин недоумевал: если есть золото, отчего же они не купят хоть какую одежду, чтобы прикрыть свою наготу? Но в Чауле ему не удалось выгодно продать коня, и в июне он отправился через Западные Гаты в глубь страны, за 200 верст от моря, на восток, в небольшой городок в верховьях Сины (бассейн Кришны), а оттуда на северо-запад, в Джуннар - крепость, стоящую на высокой горе, к востоку от Бомбея. Асад-хан, наместник Джуннара, соблазнился превосходным конем и повелел силой забрать его. Вдобавок, узнав, что жеребец принадлежал иноверцу, Асад-хан вызвал русина к себе во дворец и посулил вернуть жеребца и отвесить тысячу золотых в придачу, если чужеземец согласится перейти в магометанскую веру. А нет, так не видать тому жеребца, да и самого продаст в рабство.

«Дворец Султана очень красив, с абажуром и позолотой, и каждый его камень расстроен и очень красиво окрашен в золото; и внутри дворца есть разные сосуды», - писал он. Никитин взаимодействовал с индусами в Бидаре и заметил, что между сообществом и русскими православными христианами существует сходство, например, тот факт, что обе общины молились, обращаясь лицом к востоку.

Согласно его трудам, индусы казались ему более комфортными, чем с мусульманами. «Они не скрывали от меня, когда ели, торговали, молились или делали что-то еще; и не скрывали своих жен», - писал Никитин. Никитин заметил, что в индуизме есть много сект. «Всего в Индии насчитывается 84 религии, и каждый верит в Бога», - писал он. «Люди разных конфессий не едят и не пьют вместе, и они не встречаются в браке; некоторые едят баранину, птицу, рыбу и яйца, но без веры люди едят говядину».

Хан отвел на размышление четыре дня. Никитина спас случай - помог своим ходатайством случайно встреченный старый знакомый Мухаммед. Хан показал, что может быть милостив: не стал понуждать менять веру и вернул жеребца.

Никитин шел в Индию в надежде взять товар на Русь, "ано нет ничего на нашу землю".

Дождавшись, как подсохнут дороги после сезона дождей, в сентябре, повел жеребца еще дальше, за 400 верст, в Бидар, столицу бесерменского (мусульманского) государства Бахмани, владевшего тогда почти всем Деканом до реки Кришны на юге,- "город большой, многолюдный". Затем пошел он дальше - в Алланд, где открывалась большая ярмарка и где он надеялся выгодно продать жеребца. Только напрасно на это рассчитывал: тысяч двадцать коней собралось на ярмарке, и Никитину продать своего жеребца не удалось.

Только в Бидаре, в декабре 1471 года продал он, наконец жеребца. В 1472 году из Бидара Афанасий направился в священный город Парват, на правом берегу Кришны, куда богомольцы шли на праздник ночи, посвященный богу Шиве (Сиве). Путешественник отмечает, что этот город для индийцев-брахманов так же священен, как для мусульман Мекка, для православных Иерусалим. На этот большой праздник собиралось до 100 тысяч человек.

Из Парвата Афанасий Никитин снова вернулся в Бидар, который оставил в апреле 1473 года. Пробыв пять месяцев в одном из городов "алмазной" области Райчур, решил возвращаться "на Русь".

Никитин был разочарован результатами путешествия: "Меня обманули псы-басурмане: они говорили про множество товаров, но оказалось, что ничего нет для нашей земли... Дешевы перец и краска. Некоторые возят товар морем, иные же не платят за него пошлин. Но нам они не дадут провезти без пошлины. А пошлина большая, да и разбойников на море много"Из краткого вступления к его "Хожению...", включенному в "Львовскую летопись" под 1475 год, видно, что он, "Смоленска не дойдя, умер [в конце 1474 - начале 1475 года], а писание своей рукой написал, и его рукописные тетради привезли гости [купцы] в Москву..."Тетради, исписанные рукою Никитина, попали в Москву, к дьяку великого князя Василию Мамыреву. Тот сразу же понял, какую ценность они представляют - ведь до Никитина русские люди не были в Индии. В XVI-XVII веках "Хожение..." неоднократно переписывалось: до нас дошло по крайней мере шесть списков.

Перепечатывается с сайта http://100top.ru/encyclopedia/

Далее читайте:

Хождение за три моря Древнерусский текст.

Хождение за три моря Современный перевод.

Сочинение:

Хожение за три моря. М.; Л., 1958.

Литература:

Никитин А.//Русский биографический словарь: Т. «Нааке-Накенский – Николай Николаевич Старший». СПб., 1914.

Лурье Я.С. Русский "чужеземец" в Индии XV века // Хождение за три моря Афанасия Никитина. Л.,1986.

В то время как Васко да Гама единственно мыслил о возможности найти путь от Африки к Индостану, наш тверитянин уже купечествовал на берегу Малабара и беседовал с жителями о догматах их веры.

Н.М. Карамзин

Тверской купец Афанасий Никитин (? - 1475) в 1468-1475 гг. совершил поездку в страны Востока и оставил описание путешествия, известное под названием «Хожение за три моря».

Бывалый купец Никитин до этого не раз посещал дальние страны – Византию, Молдавию, Литву, Крым – и благополучно возвращался домой с заморским товаром. Афанасий получил грамоту от Великого князя Тверского Михаила Борисовича, собираясь развернуть широкую торговлю в районе современной Астрахани. Некоторым историкам это сообщение дало основание видеть в тверском купце тайного дипломата, лазутчика тверского князя, однако документальных подтверждений тому нет.

Путешествие началось весной 1468 г. из Твери. Караван плыл мимо Калязина, Углича, Костромы, Плёса. В Нижнем Новгороде в целях безопасности тверской караван должен был присоединиться к каравану московского посла в Шемаху Василия Папина, но тот уже ушел на юг.

Дождавшись возвращения из Москвы татарского посла Ширвана Хасан-бека, Никитин с ним и с другими купцами отправился в путь на две недели позже намеченного. Под самой Астраханью караван ограбили местные разбойники – астраханские татары, не посчитавшись, что на одном из кораблей плыл «свой» и к тому же посол. Они отняли у купцов весь товар, закупленный в кредит: возвращение на Русь без товара и без денег грозило долговой ямой. Товарищи Афанасия и он сам, по его словам, «заплакав, да разошлися кои куды: у кого что есть на Руси, и тот пошел на Русь; а кой должен, а тот пошел, куды его очи понесли».

Желание поправить дела с помощью посреднической торговли погнало Никитина дальше на юг. Через Дербент и Баку он попал в Персию, пересек ее от Чапакура на южном побережье Каспия до Ормуза на берегу Персидского залива и по Индийскому океану к 1471 г. доплыл до Индии. Там он провел целых три года, посетив Бидар, Джункар, Чаул, Дабхол, совершил поездки в расположение алмазных копий, Райчур, Кулур, Голконду и Парват - одну из святынь индусов. В Индии он не только заключал выгодные торговые сделки, но и записывал сведения об увиденном и услышанном, а также сблизился с индусами, с которыми вел споры о жизни и вере.

На обратном пути в 1474 г. Никитину довелось побывать на побережье Восточной Африки, в «земле Эфиопской», где он снова был ограблен, но отпущен. Отсюда купец двинулся на север и по объятому войной Ирану к октябрю прибыл в Трапезунд, на южный берег Черного моря. Здесь Никитин был арестован турецкими властями, так как пришел из враждебного Ирана (Персия), и лишен остатков имущества. С трудом пересек Афанасий Черное море и достиг берега Крыма у Балаклавы, а 5 ноября высадился в Кафе-Феодосии, генуэзской колонии русских купцов. Зиму 1474-1475 гг. Никитин провел в Кафе, завершая записки о своих путешествиях, а весной с московским купцами направился днепровским путем в Тверь, но, не дойдя Смоленска, умер. Обстоятельства его смерти неизвестны.

В том же году спутники Никитина привезли «тетради» купца в Москву и передали их великокняжескому дьяку В. Мамыреву, ближайшему советнику Ивана III. Они были включены в Летописный свод 80-х гг. XV в. Афанасий Никитин в «Хожении...» обратил внимание на государственный строй, управление, религию, рассказал об алмазных копях, торговле, вооружении, упомянул экзотических животных – змей и обезьян, таинственную птицу «гукук», якобы предвещавшую смерть, и др. Его записки свидетельствуют о широте кругозора автора, дружественном отношении к чужим народам и нравам тех стран, где он побывал. В начале XIX в. в архиве Троицко-Сергиевского монастыря в составе Троицкой летописи записки Никитина обнаружил Николай Михайлович Карамзин. Он и опубликовал их впервые в 1817 г. под авторским названием «Хожение за три моря».

К настоящему времени найдено семь списков «Хожения» XV-XVII вв., которые хранятся в Российской государственной библиотеке, Российском государственном архиве древних актов и Российской национальной библиотеке. Текст «Хожения» издавался десять раз, и шесть раз переводился на иностранные языки.

Память отважного купца до сих пор чтят на его родине. Центральный Банк России выпустил в обращение две памятные монеты, посвященные 525-летию путешествия, достоинством в 2 рубля и тиражом монет каждого вида 7, 5 тыс. штук. В 1984 г. в Калининском (ныне Тверском) театре кукол режиссер В. Маслов поставил о Никитине спектакль. Начиная с 1978 г. в Твери ежегодно проводится регата по академической гребле - «Афанасий Никитин». В 1997 г. В центре города (на пересечении улиц Трехсвятской и Желябова) на одном из административных зданий красуется мозаика в память о мореплавателе. Автор мозаики заслуженный художник России А. Голубцов.

Литература:

    Афанасий Никитин // Тверская область: энциклопедический справочник / гл. ред. М.А. Ильин - Тверь: ТПК, 1994. - С. 172-173.

    Семенов Л.С. Хронология путешествия Афанасия Никитина // Хожение за три моря Афанасия Никитина. - Л., 1986. - С. 88-107.

    Хождение за три моря Афанасия Никитина / ред. Э.С. Смирнов. - М.: Советская Россия, 1980. - 208 с., ил.

    Хожение за три моря Афанасия Никитина / ред. Я.С. Лурье. - Л.: Наука, 1986. - 213 с., ил.

    Хожение за три моря Афанасия Никитина / ред. В.П. Козлов, Л.М. Сорина. - Тверь.: Твер. обл. тип., 2003. - 165 с.