А.Т. Твардовский всю Великую Отечественную войну работал во фронтовой печати, и на протяжении всего военного периода создавалась его наиболее выдающаяся и всенародно любимая поэма «Василий Теркин» (1941 – 1945).

Сначала отважный солдат Вася Теркин появился как герой стихотворных фельетонов Твардовского периода белофинской кампании (1939 – 1940). В годы войны с фашистами этот образ приобретает более глубокое содержание и масштабы художественного обобщения. По собственному признанию автора, Теркин был для него «лирикой, публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой. Разговором по душам и репликой к случаю».

Основной подход к обрисовке событий и участников войны, который прямо декларируется поэтом во вступлении к поэме, – предельная искренность и достоверность повествования:

А всего иного пуще

Не прожить наверняка

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька.

Подобный принцип художественного изображения позволил Твардовскому удивительно ярко и, одновременно, емко воссоздать всю гамму чувств, переживаний человека на войне: с одной стороны, боль от ран, от отчаяния во время отступления, от разлуки с близкими; с другой стороны, радость от победы в бою, от письма из дома, от веселой шутки командира.

Первое знакомство читателя с героем происходит в главе «На привале». Уже здесь мы видим Теркина общительным человеком, интересным рассказчиком, опытным, «своим» в полку «воякой».

Во второй главе «Перед боем», описывающей период отступления русской армии, раскрываются такие качества героя Твардовского, как бодрость, сила духа, непоколебимая уверенность в победе:

Шли бойцы за нами следом,

Покидая пленный край.

Я одну политбеседу

Повторял:

– Не унывай.

Не зарвемся, так прорвемся,

Будем живы – не помрем,

Срок придет, назад вернемся,

Что отдали – все вернем.

Третья глава поэмы «Переправа» демонстрирует мужество и героизм Теркина, переплывающего реку, чтобы передать командиру важное донесение. Мы видим героя достойно преодолевающим трудности, не теряющим присутствия духа в минуту опасности, философски воспринимающим возможность гибели:

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый.

Снег шершавый, кромка льда…

Кому память, кому слава,

Кому темная вода.

Ни приметы, ни следа.

Так в простых по форме, но наполненных внутренним напряжением, глубоким драматизмом картинах военной жизни последовательно и полно раскрывается характер Василия Теркина.

Последующие главы добавляют к образу отдельные штрихи. Мы отмечаем стойкость, героя, любовь к жизни («Теркин ранен», «Смерть и воин»), видим сдержанность, скромность («О награде»), находчивость («Кто стрелял?»), умение веселиться и радоваться («Гармонь»).

Особая черта характера Теркина – сильно развитое чувство национального самосознания: ощущение своей сопричастности с народом, близости его мировоззрению, традициям. Это отчетливо проявляется в главе «Два солдата», в которой герой быстро находит общий язык со старым солдатом-участником Первой мировой войны, особо отмечая свое продолжение ратного дела отцов:

Но уже идут ребята,

На войне живут бойцы.

Как когда-нибудь в двадцатом

Их товарищи – отцы.

В развернутых лирических отступлениях Твардовский подчеркивает особую личную значимость образа Теркина, свою духовную близость герою поэмы, неразрывную общность взглядов, переживаний, оценок:

И скажу тебе, не скрою. –

В этой книге там ли, сям,

То, что молвить бы герою,

Говорю я лично сам.

Я за все кругом в ответе,

И заметь, коль не заметил,

Что и Теркин, мой герой,

За меня гласит порой.

Пусть читатель вероятный

Скажет с книжкою в руке:

– Вот стихи, а все понятно,

Все на русском языке.

Полноту и достоверность образу Теркина придает также его колоритный и, одновременно, простой язык, изобилующий разговорными выражениями, народными присказками, прибаутками, веселыми шутками.

Итак, мы видим, что главный герой поэмы – простой русский человек, рядовой солдат, настоящий защитник своей Родины, чьи смелость, сила духа, живость ума и искрометное чувство юмора не могут не вызвать симпатии у читателя. Этим и объясняется огромная популярность в народе образа Василия Теркина. Многие даже узнавали в нем реальных конкретных людей – своих друзей, боевых товарищей. «Читая «Василия Теркина» с начала до конца, я видел прежде всего самого себя, своих близких боевых товарищей, всю нашу семью во всем своем поистине правдивом облике», – писал Твардовскому один из рядовых бойцов.

Таким образом, в поэме Твардовского отразились наиболее яркие черты русского национального характера в годы Великой Отечественной войны. Именно поэтому произведение А.Т. Твардовского не утрачивает с годами своей художественной силы и глубины воздействия на читателя.

Образ защитника родины в поэме Твардовского Василий Теркин

Образ защитника родины в поэме Твардовского Василий Теркин

А. Т. Твардовский всю Великую Отечественную войну работал во фронтовой печати, и на протяжении всего военного периода создавалась его наиболее выдающаяся и всенародно любимая поэма «Василий Теркин» (1941 – 1945).

Сначала отважный солдат Вася Теркин появился как герой стихотворных фельетонов Твардовского периода белофинской кампании (1939 – 1940). В годы войны с фашистами этот образ приобретает более глубокое содержание и масштабы художественного обобщения. По собственному признанию автора, Теркин был для него «лирикой, публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой. Разговором по душам и репликой к случаю».

Основной подход к обрисовке событий и участников войны, который прямо декларируется поэтом во вступлении к поэме, – предельная искренность и достоверность повествования:

А всего иного пуще

Не прожить наверняка

Без чего? Без правды сущей,

Во время отступления, от разлуки с близкими; с другой стороны, радость от победы в бою, от письма из дома, от веселой шутки командира.

Во второй главе «Перед боем», описывающей период отступления русской армии, раскрываются такие качества героя Твардовского, как бодрость, сила духа, непоколебимая уверенность в победе:

Шли бойцы за нами следом,

Покидая пленный край.

Я одну политбеседу

Повторял:

– Не унывай.

Не зарвемся, так прорвемся,

Будем живы – не помрем,

Срок придет, назад вернемся,

Что отдали – все вернем.

Третья глава поэмы «Переправа» демонстрирует мужество и героизм Теркина, переплывающего реку, чтобы передать командиру важное донесение. Мы видим героя достойно преодолевающим трудности, не теряющим присутствия духа в минуту опасности, философски воспринимающим возможность гибели:

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый.

Снег шершавый, кромка льда…

Кому память, кому слава,

Кому темная вода.

Ни приметы, ни следа.

Так в простых по форме, но наполненных внутренним напряжением, глубоким драматизмом картинах военной жизни последовательно и полно раскрывается характер Василия Теркина.

Последующие главы добавляют к образу отдельные штрихи. Мы отмечаем стойкость, героя, любовь к жизни («Теркин ранен», «Смерть и воин»), видим сдержанность, скромность («О награде»), находчивость («Кто стрелял?»), умение веселиться и радоваться («Гармонь»).

Особая черта характера Теркина – сильно развитое чувство национального самосознания: ощущение своей сопричастности с народом, близости его мировоззрению, традициям. Это отчетливо проявляется в главе «Два солдата», в которой герой быстро находит общий язык со старым солдатом-участником Первой мировой войны, особо отмечая свое продолжение ратного дела отцов:

На войне живут бойцы.

Их товарищи – отцы.

В развернутых лирических отступлениях Твардовский подчеркивает особую личную значимость образа Теркина, свою духовную близость герою поэмы, неразрывную общность взглядов, переживаний, оценок:

И скажу тебе, не скрою. –

В этой книге там ли, сям,

То, что молвить бы герою,

Говорю я лично сам.

И заметь, коль не заметил,

Что и Теркин, мой герой,

Пусть читатель вероятный

– Вот стихи, а все понятно,

Все на русском языке.

Полноту и достоверность образу Теркина придает также его колоритный и, одновременно, простой язык, изобилующий разговорными выражениями, народными присказками, прибаутками, веселыми шутками.

Итак, мы видим, что главный герой поэмы – простой русский человек, рядовой солдат, настоящий защитник своей Родины, чьи смелость, сила духа, живость ума и искрометное чувство юмора не могут не вызвать симпатии у читателя. Этим и объясняется огромная популярность в народе образа Василия Теркина. Многие даже узнавали в нем реальных конкретных людей – своих друзей, боевых товарищей. «Читая «Василия Теркина» с начала до конца, я видел прежде всего самого себя, своих близких боевых товарищей, всю нашу семью во всем своем поистине правдивом облике», – писал Твардовскому один из рядовых бойцов.

Таким образом, в поэме Твардовского отразились наиболее яркие черты русского национального характера в годы Великой Отечественной войны. Именно поэтому произведение А. Т. Твардовского не утрачивает с годами своей художественной силы и глубины воздействия на читателя.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

г. о. Рошаль Московской области

Урок литературы в 8 классе по теме:

«Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина»

Учитель русского языка и литературы

Минаева Елена Владимировна

г. о. Рошаль

2015 год

Урок-исследование

Тема: Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина.

Цели урока:

Образовательные:

    Продолжить работу над главами из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» (чтение фрагментов и комментарий)

    Понимание идейно-художественного замысла поэмы

    Систематизация литературоведческих понятий

Развивающие:

    Развитие ассоциативного и логического мышления

    Развитие умения проводить мини-исследование поэтического текста

    Развитие умения высказывать и доказывать свою точку зрения

Воспитательные:

    Учиться понимать чувства и переживания человека

    Проникнуться гордостью за русский народ-победитель

    Воспитывать интерес к истории родной страны

Оборудование урока: слайдовые презентации учителя и обучающихся; схема анализа исследования лирического героя; план исследования; маршрутные листы.

ХОД УРОКА

    Самоопределение деятельности. Организационный момент.

    Постановка учебной цели.

2.1) Актуализация знаний

1 СЛАЙД – портрет А. Твардовского

Учитель: Кто изображен на портрете? (А.Т. Твардовскеий, автор поэмы «Василий Теркин»)

2 СЛАЙД – портрет В. Теркина

Учитель: Кто герой этой картины? (В. Теркин – главный герой одноименной поэмы, или «Книги про бойца»)

В класс входит обучающийся Гелос Х. в одежде солдата и читает строки из поэмы:

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час Земли родной

Не шутя, Василий Теркин,

Подружились мы с тобой.

Так писал о своем герое А. Твардовский. (Обучающийся занимает свое место)

Учитель: - Каким представлен герой в поэме? (Настоящим русским воином, солдатом, защитником родной страны.

Определите тему урока?

3 СЛАЙД – тема урока

2.2) Тема урока: Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа В. Текрина.

2.3) Постановка учебной задачи (проблемы)

Учитель:

Что непонятно в теме урока?

Что значит новаторский?

(На доске запись: новаторский – новый, созданный вновь)

2.4) Активизация знаний учащихся

4 СЛАЙД – задачи урока

Учитель:

Исходя из темы, определите учебную задачу нашего урока?

1. Проанализировать образ В. Теркина и определить черты народного характера.

2. Выявить новаторский характер образа В. Теркина

ЦЕЛИ УРОКА.

2.5) 5 СЛАЙД

Учитель: определим цели урока.

    Продолжить работу над главами из поэмы А. Твардовского "Василий Теркин" (чтение фрагментов текста и комментарий).

    Понимание идейно-художественного богатства поэмы.

    Развитие умения высказывать и доказывать свою точку зрения.

    Учиться понимать чувства и переживания человека.

    Проникнуться гордостью за русский народ-победитель.

    Воспитывать в себе интерес к истории родной страны.

6 СЛАЙД – план урока

Учитель:

Давайте вместе составим план урока.

ПЛАН УРОКА.

    Определить черты защитника родной страны

    Определить новаторство образа Василия Теркина

    Открытие нового знания.

Получение заданий на исследование.

3.1) Учитель:

Чтобы выполнить все пункты плана нашего урока, вам нудно будет провести исследования в группах.

Исследуйте материал, который у вас на столах, привлекая к работе план исследования.

1 группа – глава «На привале».

2 группа – глава «Переправа».

3 группа – глава «О награде».

Вы также используете содержание всей поэмы для своих ответов. На данную практическую работу отводится 8-10 минут.

    Первичное закрепление.

Работа в группах.

Совместная работа участников группы должна воплотиться в «продукт» деятельности – выступление представителей группы с сообщением и презентацией. (4-5 слайдов)

    Самостоятельная работа с проверкой по эталону

5.1) Включение нового материала в систему знаний.

5.2) Представление учащимися своих результатов деятельности. (Сопровождение ответов учащихся слайдами)

1 группа – Гривина О.

2 группа – Гелос Х.

3 группа – Осипова К.

5.3) Первичное обобщение.

Учитель:

Обратимся к пунктам плана.

На какие вопросы ответа не нашли?

В чем же новаторство это образа В. Теркина?

(В этом образе собраны все лучшие черты народного героя. Можно сказать, что этот образ собирательный. Теркин – это народный герой). На доске буквы Вася Теркин – расшифруем каждую букву.

Вывод учителя:

Образ В. Теркина – собирательный образ, многогранный, емкий, яркий, запоминающийся, а рифма «Василий – Россия», несколько раз повторяется в тексте, подчеркивает тем самым, что этот герой является воплощением богатырства русского народа. Он является народным защитником родной страны. В этом и заключается новаторство образа Василия Теркина.

Рефлексия деятельности.

Вопросы для рефлексии

    На уроке мне было…

    Я узнал, что…

    Я хотел бы…

    Минута памяти

Учитель:

70 лет прошло со дня Великой Победы. Но раны не заживают, а душа скорбит о погибших. О тех, кто не дожил до Великой Победы. Их имена здесь, в книге Памяти. Скорбным напутствием сквозь года звучат слова Р. Рождественского:

Помните – через века, через года – помните,

О тех, кто, уже не придет никогда –

Помните! Не плачьте в горле сдержите слезы, горькие слезы.

Памяти павших – будьте достойны, вечно достойны.

Почтим память павших минутой молчания.

8 СЛАЙД – Вечный огонь

(Обучающиеся встают. Учитель зажигает свечу).

    Урок окончен.

Домашнее задание: продолжить анализ глав поэмы.

Спасибо всем за работу.

Эрест Дэрвильи - французский драматург, прозаик, поэт, живший в 1839-1911 годах. Одна из самых известных его повестей - «Приключения доисторического мальчика». Краткое содержание позволит читателю ознакомиться с данным произведением за несколько минут, тогда как на изучение оригинала у вас бы ушел не один час.

Герои повести

В первых строках произведения писатель знакомит читателя с главным героем, которого зовут Крек. Он сидел на берегу реки холодным, пасмурным утром и наблюдал за тем, как мчится поток воды вместе с камнями, ветками, льдинами.

Перед ним лежал хворост, который Крек набрал для очага. Ребенку было всего 9 лет, но он уже трудился, как все члены племени. Имя такое он получил за то, что был отличным птицеловом, ведь на первобытном языке «крек» - это «птицелов».

Из пещеры, в которой жил ребенок вместе с другими сородичами, вышел старик по имени Старейший и позвал ребенка. С этого начинается книга «Приключения доисторического мальчика», главные герои которой - это не только Старейший, Крек, но и другие соплеменники. С некоторыми из них автор также знакомит в первой главе.

Гель был самым старшим из детей, ему уже исполнилось 15 лет. Главное его умение заключалось в том, что юноша прекрасно ловил рыбу. Еще один подросток - Рюк - отличался отменным нюхом и слухом. Он по запаху мог почувствовать, где выросли грибы или созрели ягоды.

Все эти персонажи являются одними из главных действующих лиц повести «Приключения доисторического мальчика», краткое содержание поведает о дальнейших событиях.

Старик и дети отправляются за кремнями

Старейший подозвал к себе Крека и сказал, что сейчас мальчики отправятся за кремнями, которые потом будут обтесывать, чтобы сделать наконечники для топоров, стрел. Все маленькие спутники Старейшего одели на спины корзины и пошли вслед за стариком к Белым Холмам. Тут были Крек, Гель, Рюк и другие ребята. Их матери и девочки - Он и Маб - смотрели вслед уходящим, стоя около пещеры. А в ней находился самый маленький ребенок этого племени - шестилетний Ожо. Ему было велено поддерживать огонь, поэтому он периодически подкладывал в кострище сухие палки. Мальчика огорчало, что его не взяли с собой, но еще больше то, что он был голоден, поэтому с нетерпением ожидал возвращения братьев и взрослых мужчин племени, которые еще до этого ушли на охоту.

Хотелось есть не только малышу. Подростки, ушедшие со Старейшим, также были голодны. Но все, что находили по дороге, они должны были складывать в свои торбы, чтобы по возращении домой или на привале старик осмотрел, съедобны ли ягоды, а затем разделил добычу между всеми членами племени.

Страшный случай на реке

Наконец, было решено сделать долгий привал. Дети показали Старейшему то, что добыли. Он сказал, чтобы те принимались за еду. Старик отказался от змейки, которую преподнес ему Крек, сказав, что это - детям.

Вдруг со стороны реки раздался шум, все перепугались. О том, что это было, рассказывается в книге «Приключения доисторического мальчика». Краткое содержание позволит узнать, что же произошло, за минуту.

Крек сказал, что над рекой кружит стая птиц. Рюк увидел, что что-то черное виднеется вдали на белой глыбе. Оказывается, на огромной льдине шла битва, гигантский слон-мамонт и косматый носорог ранили друг друга, но продолжали поединок. Дети, видя такое, стали в страхе прижиматься к Старейшине. Но битва закончилась, смертельно раненые враги не подавали больше признаков жизни, а льдина уносила их все дальше.

В пещере

Экспедиция вернулась домой в пещеру засветло. Подростки рассказали женщинам, сестрам о страшном случае. Здесь им было спокойно и надежно. В маленький вход страшное, большое животное не смогло бы проникнуть.

Но один ужасный враг у членов племени все-таки был, и название ему - голод. Старшие мужчины вот уже 4 дня не приходили с охоты. Те, кто оставались в пещере, съели почти все. Было решено сварить даже кожу со шкур, от которой отделили мех.

В те времена еще не было глиняной посуды, об этом рассказывает Эрвильи. «Приключения доисторического мальчика» - уникальная книга, из которой можно узнать о быте древних людей. В пещере был спертый воздух, стоял смрад. Конечно, тут не было никакой мебели. Спали на куче мха, листьев, которые были прикрыты шкурами. состояла из чаш, сделанных из черепов больших животных, широких раковин и корзин, сплетенных из древесной коры. В такую корзину наливали воду, а затем опускали раскаленные угли - жидкость постепенно нагревалась.

Таким образом был сварен суп из кожи. Он был невкусный, но помог немного притупить чувство голода. Гель поймал рыбу, которую тотчас же разделили на всех. Насытиться этими крохами не удалось. Поэтому Старейший принял решение - отправил почти всех соплеменников на поиски чего-нибудь съедобного. Поиски нужно было закончить до заката солнца. Все ушли, оставив в пещере лишь Крека, который должен был зорко следить за очагом, подбрасывая в него хворост.

Этим заканчивается 3 глава книги «Приключения доисторического мальчика». Краткое содержание дальнейших событий будет изложено ниже.

Пеструшки

Еще до того как почти все ушли из пещеры, Ожи пошел собирать желуди. Крек ждал младшего брата - тот прибежал радостный и возбужденный. Он показал Креку животное, похожее на большую крысу, это была пеструшка. Ожи радостно восклицал, что он сам поймал и убил ее и непременно станет хорошим охотником. Радостный малыш стал звать с собою старшего брата, уверяя, что там еще много пеструшек, они сейчас их быстро поймают, и у племени будет шикарный ужин.

В Креке стали бороться два чувства - долг и голод. Он понимал, что очаг нужно постоянно поддерживать, но соблазн принести много еды для себя и голодных соплеменников оказался сильнее. Вот такой сюжет, который вполне мог быть реальным, придумал Эрвильи Д. Приключения доисторического мальчика продолжаются.

Подкинув в огонь побольше сучьев, он вместе с Ожи поспешил за добычей. Когда они пришли на место, то увидели, что трава вокруг находится в неестественном движении. Когда они поняли почему, было уже поздно. Оказывается, этому способствовал нескончаемый поток петструшек, которые переселялись на новое место. Крысы начали кусать мальчиков, тем повезло, что неподалеку были засохшие сосны. Ребята, помогая себе палками, стали пробивать дорогу. Затем они взобрались на дерево и уснули.

Приговор племени

А в это время вернулись мужчины племени с хорошей добычей. Они встретились со своими детьми и женщинами, еще не дойдя до пещеры. Люди так оголодали, что Старейший принял решение дать всем по куску мяса, которое было съедено прямо сырым. Самому старику в знак уважения охотники преподнесли содержимое оленьего желудка.

После трапезы все отправились в пещеру и пришли в ужас: огонь не горел. Это грозило племени вымиранием, так как надвигалась зима, а без огня нечем было обогреть жилище. К тому же дикие гиены, которые боялись огня, могли напасть ночью на людей и истребить их.

Когда Крек и Ожи вернулись, по законам того сурового времени, было решено казнить их за столь чудовищный проступок. Один из охотников уже занес над ними топор, но Крек вырвался и упал на колени перед Старейшим. Он рассказал, как можно вернуть огонь. Об этом знал писатель Эрвильи Д, «Приключения доисторического мальчика» - интнресная книга еще и потому, что факты, в ней изложенные, вполне могли иметь место.

Сокровище Фо-чужеземца и изгнание птицелова

Когда-то племя приютило израненного чужеземца. В благодарность он хотел показать Старейшему то, чем обладал, но не успел, так как скончался от ран. Однако Крек успел узнать о его тайне. Как-то мальчик переворачивал камни, в надежде найти под ними съедобные личинки или змейку, и увидел деревянные палочки. Сначала Фо-чужеземец разозлился на ребенка, но потом открыл тайну. Оказывается, если вставить одну палочку в отверстие другой и потереть, то сначала пойдет дым, а затем появится огонь. Этим Крек закончил свой рассказ. Приключения доисторического мальчика продолжаются.

Старик с сыновьями отправились в ту пещеру, на которую указал ребенок. Они, действительно, нашли эти палочки. К радости племени, вскоре удалось зажечь огонь. За это Ожи был полностью прощен, а Креку даровалась жизнь. Но за этот проступок было решено изгнать мальчика из племени. Считалось, что тот, кто поступил плохо один раз, может сделать это еще.

Птицелову дали еду, оружие, одежду. Старейший сказал, чтобы мальчик вспомнил все, чему он его учил - это поможет выжить. До заката солнца Креку было велено уйти.

Друзья

Крек устроился на ночлег на дереве, которое уже облюбовала рысь. В схватке с животным победил мальчик. Не успел он перевести дух, как услышал, что его окликнули. Это были Гель и Рюк. Рядом с ними он увидел Старейшего. Тот рассказал, что ушел из племени, чтобы сопровождать Крека, и напомнил тому случай на реке. Ведь тогда Крек не убежал, а остался со стариком, чтобы защитить его. А Гель и Рюк попросились с ним, и Старейшина взял их с собою.

Конечно, вчетвером путешествовать было веселее и спокойнее. Но на этом не закончились приключения доисторического мальчика. Главные герои отправились дальше в путь вместе. Необходимо было найти пещеру, где можно было бы пережить зиму. Благодаря Рюку отыскали такую и провели там остаток зимы.

Жители озера

Сделав плот, друзья отправились вплавь. Вдруг они увидели людей в лодках. Старик показал жестами, улыбкой свое миролюбивое настроение.

Когда все прибились к берегу, Старейшему и трем юношам было чему удивиться. Ведь это племя умело строить невиданные дома в воде на сваях из деревьев. Пищу готовили на печах, сложенных из камней и ила. Когда все сели обедать, Крек увидел двух зверьков. Это были предки современных собак, но мальчик очень удивился, так как в его племени не приручали животных.

Крек отплатил добром за то, что их не прогнали лесные жители. Он вовремя предупредил, что на них хотят напасть, и храбро сражался на стороне новых друзей.

Придумал неожиданный и позитивный финал книги ее автор Дэрвильи. Приключения доисторического мальчика заканчиваются тем, что Крек встретил своего повзрослевшего брата Ожо и сестер Он и Маб. Они были чуть ли не единственными выжившими в племени. Юноша и девушки остались жить на озере, а Креку было суждено стать вождем.

"Приключения доисторического мальчика" - самая известная повесть французского драматурга Э. Дэрвильи.

В начале произведения читатель знакомится с мальчиком по имени Крек. Это главный герой. В свои 9 лет Крек полноценный помощник в племени. Он заслужил своё имя отличной охотой на птиц, Крек означает "птицелов". Он очень горд тем что может быть наравне в труде со взрослыми членами племени.

Вместе со Старейшим и мальчиками Гелем и Рюком, Крек отправляется за кремнями для изготовления орудий труда и наконечников для стрел.

В пещере поддерживать огонь остаётся самый маленький мальчик племени Ожо.

В пути подростки собирали в свои торбы ягоды и все что им казалось съедобным. На привале старейший проверял то что они собрали и делил на всех поровну.

Во время привала дети увидели на реке льдину. На льдине шёл бой дикого носорога и мамонта. Это пугающее зрелище заставило всех прижаться к старейшему. Но сражающиеся животные погибли и льдина их унесла.

Вернувшись в пещеру, дети рассказали про случай на реке. Но вход в пещеру узкий и крупное животное туда не попадёт, это успокаивало. Но дети были голодны. Мужчины племени уже долгое время были на охоте. Запасы были съедены и старейший решил оправить всех собирать хоть что-нибудь съестное. В этот раз поддерживать огонь остался Крек.
Маленький Ожо собирал жёлуди, и принёс в пещеру пеструшку. Чувство голода Крека победило чувство долга и мальчики отправились за пеструшками. Мигрирующие крысы-пеструшки начали их кусать, и маленькие охотники были вынуждены забраться на дерево. От усталости они уснули.

В это время вернулись в пещеру соплеменники мальчиков. По дороге голодное племя съело по куску мяса сырым. Войдя в пещеру с холода первобытные люди увидели потухший огонь. Приговор племени был суров, мальчиков решили казнить. Их несознательность могла привести к гибели все племя. Но Крек рассказал как можно добыть огонь. Он узнал у чужестранца, которого приютили в племени, он был изранен и вскоре умер. Но мальчику успел рассказать как извлечь огонь трением деревянных палочек.

Крека изгнали из племени. Решив ночевать на дереве Крек сражается с рысью и побеждает. Его догоняют старейший,Гель и Рюк. Они решили путешествовать вместе с мальчиком. Перезимовав в пещере, которую нашёл Рюк, они отправляются к реке. Там путешественники знакомиться с жителями озера и остаются с ними.

Заканчивается повесть тем, что Крек встречает оставшихся от его племени младшего брата Ожо и сестёр. Все остаются жить на озере, а Крек позже становится вождем.

Уважению к старшим, ответственности - вот чему учит книга.

Картинка или рисунок Эрвильи - Приключения доисторического мальчика

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание оперы Аида Верди

    «Аида» – история запретной любви на фоне экзотических декораций. Так большинство людей представляют себе эту оперу. На самом деле «Аида»

  • Краткое содержание Боярин Орша Лермонтов

    Боярин, прозванный Иваном Грозным Орша, после долгой службы отправляется домой. Его единственным утешением является молодая дочь.

  • Краткое содержание Горный мастер Бажов

    В этом рассказе Бажова речь идет о верности, доверии близкому человеку. Главная героиня – Катерина осталась одна, ее жених Данила пропал. Болтали всякое: будто сбежал, будто сгинул

  • Краткое содержание Островский Бедность не порок

    Действие происходит в небедном семействе купцов. Как говорится, в семье не без… странного дядюшки. Несчастный Любим пьёт и плохо шутит. Дошутился он до того, что (назло брату Гордею) пошёл на паперть.

  • Краткое содержание Кинг - Оно

    Летом 1958 года в одном небольшом городе под именем Дерри появляется серийный убийца. Он имеет нечеловеческую внешность и жестокость. Его жертвами становятся дети. Семь 11-летним ребятам из города приходится по отдельности столкнуться с чудовищем.