Образ Бирюка в одноименном рассказе И. Тургенева. Художественные средства изображения главного героя

Просто, поэтично и с любовью показана Россия в «Записках охотника» И. С. Тургенева. Автор любует-ся нехитрыми народными характерами, полями, ле-сами, лугами России. Как бы ни относились к расска-зам, это в первую очередь поэзия, а не политика. С большой любовью и наблюдательностью написан са-мый короткий рассказ цикла «Бирюк». Глубина со-держания сочетается с совершенством формы, что го-ворит об умении писателя подчинять все компоненты произведения, все свои художественные приемы еди-ной творческой задаче.

Бирюком в Орловской губернии называли угрюмого и одинокого человека. Лесник Фома одиноко жил в за-коптелой и низкой избушке с двумя малолетними деть-ми, жена его бросила, семейное горе и тяжелая жизнь сделали его еще более угрюмым и необщительным.

Главным и единственным событием рассказа явля-ется поимка лесником бедняка-крестьянина, срубив-шего в барском лесу дерево. Конфликт произведения состоит в столкновении лесника с мужиком.

Образ Бирюка сложный и противоречивый, и что-бы разобраться в нем, обратим внимание на художест-венные средства, которыми воспользовался автор.

Описание обстановки, говорит о том, насколько бе-ден герой. Печальное зрелище представляло собой это жилище: «Я посмотрел кругом — сердце во мне заны-ло: не весело войти ночью в мужицкую избу».

Психологический портрет лесника свидетельству-ет об исключительной силе Бирюка, становится по-нятно, почему все окрестные мужики боялись его. «Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. ...Черная курчавая борода закрывала до половины его суровое и мужественное лицо; из-под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза». С виду этот человек грубый и грозный, а на самом деле — хороший и добрый. И рассказчик явно любует-ся своим героем.

Ключ к пониманию характера Фомы — прозвище, которым его наделяют крестьяне. От них мы получа-ем косвенную характеристику лесника: «мастер сво-его дела»; «вязанки хворосту не даст утащить»; «си-лен... и ловок, как бес... И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет».

Сюжет, состоящий из двух эпизодов (лесник встре-тил охотника во время грозы и помог ему; он же пой-мал крестьянина на месте преступления, а потом от-пустил его на свободу), раскрывает лучшие черты ха-рактера героя. Фоме трудно сделать выбор: поступить по велению долга или пожалеть мужика. Отчаяние пойманного крестьянина пробуждает у лесника луч-шие чувства.

Природа в рассказе служит не просто фоном, она неотъемлемая часть содержания, помогающая рас-крыть характер Бирюка. Сочетания слов, рисующих быстрое наступление ненастья, унылые картины при-роды подчеркивают драматизм положения крестьян: «гроза надвигалась», «туча медленно поднималась», «неслись облака».

Тургенев помог не просто увидеть быт крестьян, по-сочувствовать их бедам и нуждам, он обратил нас к ду-ховному миру русского мужика, заметил много непо-вторимых, интересных индивидуальностей. «Мне все-таки моя Русь дороже всего на свете...»,— напи-шет позже И. С. Тургенев. «Записки охотника» — это дань писателя России, своеобразный памятник рус-скому крестьянству.

Характеристика героя

Бирюк – личность цельная, но трагичная. Его трагедия заключается в том, что у него есть собственные взгляды на жизнь, но иногда ему приходится ими поступаться. В произведении показано, что большинство крестьян середины XIХ века относились к воровству, как к чему-то обыденному: «Вязанки хворосту не даст из леса утащить», – говорил мужик, будто у него было полное право красть из леса хворост. Конечно, главную роль в становлении такого мировоззрения сыграли некоторые социальные проблемы: необеспеченность крестьян, необразованность и безнравственность. Бирюк не похож на них. Он сам живет в глубокой бедности: «изба Бирюка состояла из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок»,- но не ворует (если бы он воровал лес, он мог бы себе позволить белую избу) и пытается отучить от этого других: «а ты все равно воровать не ходи». Он четко осознает, что, если каждый будет воровать, станет только хуже. Уверенный в своей правоте, он твердо шагает к собственной цели.

Однако его уверенность иногда подрывается. Например, в случае, описанном в очерке, когда человеческие чувства жалости и сострадания состязаются в нем с жизненными принципами. Ведь если человек действительно нуждается и у него нет другого пути, он часто идет на воровство от безнадежности. Фоме Кузьмичу (леснику) выпала тяжелейшая доля всю жизнь колебаться между чувствами и принципами.

Очерк «Бирюк» имеет много художественных достоинств. Это и живописные картины природы, и неподражаемый стиль повествования, и своеобразие героев и многое, многое другое. Вклад Ивана Сергеевича в отечественную литературу бесценен. Его сборник «Записки охотника» стоит в ряду шедевров русской словесности. А проблемы, поднятые в произведении, актуальны и по сей день.

Сочинение на тему «Характеристика Бирюка»

Работу выполнил ученик 7 «В» класса Балашов Александр

Главным героем рассказа И.С. Тургенева «Бирюк» является лесник Фома. Фома - очень интересная и необычная личность. С каким восхищением и гордостью автор описывает своего героя: «Он был высокого роста, плечист и сложен на славу. Из-под мокрой замашкой рубашки выпукло выставлялись его могучие мышцы». У Бирюка было «мужественное лицо» и «небольшие карие глаза», которые «смело глядели из-под сросшихся широких бровей».

Автора поражает убогость избы лесника, которая состояла «из одной комнаты, закоптелой, низкой и пустой, без полатей…», все здесь говорит о нищенском существовании - и «изорванный тулуп на стене», и «груда тряпок в углу; два больших горшка, которые стояли возле печки…». Тургенев сам подводит итог описания: «Я посмотрел кругом - сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу».

Жена лесника сбежала с проезжим мещанином и бросила двоих детей; может, поэтому лесник был так суров и молчалив. Бирюком, то есть угрюмым и одиноким человеком, Фому прозвали окрестные мужики, боявшиеся его как огня. Говорили, что он «силен и ловок как бес…», «вязанки хворосту не даст утащить» из леса, «в какую бы ни было пору… нагрянет, как снег на голову» и не жди пощады. Бирюк - «мастер своего дела», которого ничем не возьмешь, «ни вином, ни деньгами». Однако при всех своих горестях и бедах Бирюк сохранил в сердце доброту и милосердие. Он тайно сочувствовал своим «подопечным», но работа есть работа, и спрос за ворованное прежде всего будет с него самого. Но это не мешает ему совершать добрые дела, отпуская наиболее отчаявшихся без наказания, а лишь изрядно припугнув.

Трагедия Бирюка заключалась от понимания, что вовсе не от хорошей жизни идут крестьяне воровать лес. Часто чувство жалости и сострадания одерживают верх над его принципиальностью. Так, в рассказе Бирюк поймал мужика, рубившего лес. Одет тот был в драные лохмотья, весь мокрый, с растрепанной бородой. Мужик просил отпустить его или хотя бы отдать лошадь, ведь дома ребятишки, их нечем кормить. На все уговоры лесник твердил одно: «А ты воровать не ходи». В конце концов Фома Кузьмич схватил вора за шиворот и вытолкнул за дверь, сказав: «Убирайся к черту со своей лошадью». Этими грубыми словами он словно прикрывает свой великодушный поступок. Так лесник постоянно колеблется между принципами и чувством сострадания. Автор хочет показать, что у этого мрачного, нелюдимого человека на самом деле доброе, великодушное сердце.

Описывая подневольный народ, обездоленный и угнетенный, Тургенев особенно подчеркивает, что даже в таких условиях он смог сохранить свою живую душу, способность сопереживать и откликаться всем существом своим на добро и ласку. Даже эта жизнь не убивает в людях человечность - вот что является самым главным.

Один из типов «хорошего» мужика выведен в рассказе «Бирюк». Он живет в бедной избе с двумя детьми — жена его убежала с каким то мещанином. Он служит лесником и про него рассказывают, что он «вязанки дров не даст утащить … и ничем его нельзя взять: ни вином, ни деньгами — ни на какую приманку не идет». Он угрюм и молчалив; на расспросы автора он сурово отвечает: «должность свою справляю — даром господский хлеб есть не приходится». Несмотря на эту внешнюю суровость, он в душе очень сострадательный и добрый человек. Обыкновенно, поймав в лесу мужика, только пристращает его, а затем, сжалившись, отпускает с миром. Автор рассказа становится свидетелем такой сцены: Бирюк отпускает пойманного им в лесу мужика, поняв, что только крайняя нужда заставила этого бедняка решиться на воровство. При этом он нисколько не рисуется своими благородными поступками — ему скорее даже неловко, что посторонний человек стал свидетелем этой сцены. Он один из тех людей, которые на первый взгляд не выделяются, но способны вдруг совершить что-нибудь из ряда вон выходящее, после чего они снова становятся теми же обыкновенными людьми.

Величавая его осанка — высокий рост, могучие плечи, суровое и мужественное лицо, широкие брови и смело глядевшие небольшие карие глаза — все в нем обличало необыкновенного человека. Свою обязанность лесника Бирюк отправлял настолько добросовестно, что все про него говорили: «вязанку хворосту не даст утащить … И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку нейдет». Суровый с виду, Бирюк имел нежное, доброе сердце. Поймает в лесу мужика, срубившего дерево, так пристращает, что и лошадь пригрозит не отдать, а дело обыкновенно кончится тем, что сжалится над воришкой и отпустит его. Бирюк любит сделать доброе дело, любит и обязанности свои исполнять добросовестно, но не будет кричать об этом на всех перекрестках, и не будет рисоваться этим.

Суровая честность не проистекает у Бирюка ни из каких умозрительных принципов: он простой мужик. Но глубоко прямая натура его дала ему понять, как следует исполнять взятую на себя обязанность. «Должность свою справляю, говорит он угрюмо, — даром господский хлеб есть не приходится … ». Бирюк хороший человек, хоть и грубый с виду. Он живет один в лесу, в избе «закоптелой, низкой и пустой, без полатей и перегородок», с двумя детьми, покинутый женой, сбежавшей с прохожим мещанином; должно быть, семейное горе и сделало его угрюмым. Он лесник, и про него говорят, что «вязанки хворосту не даст утащить … и ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами, ни на какую приманку не идет». Автору довелось быть свидетелем, как этот неподкупно-честный человек отпустил пойманного им в лесу вора, мужика, срубившего дерево, — отпустил потому, что почувствовал своим честным и великодушным сердцем безысходное горе бедняка, решившегося, с отчаяния, на опасное дело. Автор прекрасно рисует в этой сцене весь ужас бедности, до которой иногда доходит крестьянин.