Тема: «Увы! Как скучен этот город…» Петербург в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова

1.Показать учащимся отношение М.Ю.Лермонтова к Петербургу и отношение членов царской семьи к поэту, его творчеству. Рассказать об истории написания известных стихотворений М.Ю.Лермонтова.

2.Формировать навыки учащихся в информации находить источники формирования характера поэта.

3.Воспитывать в душе ученика-читателя интерес к чтению и литературным героям.

Предмет: литература

Оборудование: презентация

Ход урока

«Увы! Как скучен этот город…»

1.Слово учителя.

Неприветливо встретил Петербург в августе 1832 года восемнадцатилетнего Лермонтова. Северная столица была пасмурной и угрюмой. Жандармский мундир то и дело мелькал в толпе.

Увы! Как скучен этот город

С своим туманом и водой!..

Куда ни взглянешь, красный ворот,

Как шиш, торчит перед тобой…

Это первое, юношеское впечатление от города на Неве, но оно останется надолго.

Лермонтов поселился со своей бабушкой Е.А.Арсеньевой на набережной Мойки, в доме графа Ланского.

Просторы Финского залива. Лермонтов давно мечтал встретиться с северным морем. Его «Парус» - символ свободы- написан здесь, в Петербурге. Быть таким же вольным, как парус! Но вместо петербургского университета, вместо занятий поэзией – школа гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров, муштра, военные парады, караульная служба. «Увы! Как скучен этот город…»

Школа находилась в доме Чернышева на набережной Мойки у Синего моста.

Два года Лермонтов писал стихи тайком, урывками, запершись один в отдалённом классе. Потом последовало направление в Царское Село, в лейб-гвардии гусарский полк. Но не прерывается связь поэта с Петербургом. Он часто бывает у родственника. Один из современников вспоминал: «как-то я подошёл к окну и увидел на нём тетрадь и очень толстую: на заглавном листе крупными буквами было написано: «Маскарад, драма».

Лермонтовский «Маскарад», где поэт смело срывал маску со всего великосветского лживого света, не был допущен к постановке.

Острые и горькие наблюдения за великосветским Петербургом вылились в петербургский роман «Княгина Лиговская».

В Петербурге, в доме Шаховского, Лермонтов узнал о гибели А.С.Пушкина. В этом же доме он написал своё гневное стихотворение «Смерть поэта», но без последних 16 строчек. Они были дописаны на Кавказе.

Современники переписывали стихи Лермонтова, читали их вслух в кондитерской Вольфа и Беранже, в той самой модной кондитерской, где совсем недавно встречались Пушкин и Данзас перед тем, как отправиться на Чёрную речку.

«Воззвание к революции»,- с такой надписью получил Николай I это стихотворение.

Через год благодаря хлопотам бабушки Лермонтова переводят сначала в Новгород, а затем в Царское Село. Петербург снова рядом.

Частым гостем бывает Лермонтов в музыкальном и литературном салоне М.Ю.Виельгорского, страстного любителя музыки, одного из самых образованных людей своего времени. В его доме устраивались домашние концерты. Лермонтов сам играл на нескольких музыкальных инструментах, он здесь всегда желанный гость.

На набережной реки Мойки, неподалёку от дома, где в 1832-1834 годах жил Лермонтов, жила Александра Осиповна Смирнова- Рассеет. Знакомство с этой умной и обаятельной женщиной оставило след в творчестве поэта. Портрет Смирновой-Рассет: «…она была среднего роста, стройна, медленна и ленива в своих движениях; чёрные, длинные, чудесные волосы оттеняли её ещё молодое, правильное, но бледное лицо, и на этом лице сияла печаль мысли».

Отношения Лермонтова и Смирновой-Рассет отразились в повести «Штосс».

Уже написаны «Герой нашего времени», «Демон», «Мцыри». В них впечатления от недавней ссылки на Кавказ.

Природа горного края, полуразрушенные замки Грузии, ущелья вплелись в повествование. И ещё есть в этих поэмах ощущение вольного простора, свободы духа, что так редко чувствовал поэт в Петербурге.

Растёт слава Лермонтова, а с ней растёт ненависть к нему Николая I . На бале- маскараде Лермонтова окружают какие-то маски, берут его под руки, нашёптывают ему что-то, пытаясь, очевидно, вызвать скандал.

Как часто, пёстрою толпою окружён,

Когда предо мною, как будто бы сквозь сон,

При шуме музыки и пляски,

При диком шёпоте затверженных речей,

Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски.

После столь дерзкого стихотворения тучи над поэтом стали сгущаться.

16 февраля у графа Лаваля на Английской набережной был бал. Среди гостей и Лермонтов. Подъезжающих к богатому, ярко освещённому дому встречают добродушные, флегматичные каменные львы. Они совсем не похожи на грозных сторожевых львов другого богатого дома- дома князя Лобанова- Ростовского на том же Невском берегу. Особняк графа Лаваля, построенный по проекту архитектора Тома де Томона, великолепен. Не только внешний вид, но и необыкновенное внутреннее убранство, вестибюль, лестница отличают этот дом среди других богатых петербургских зданий.

Многое могли бы рассказать спокойно лежащие львы. Они видели, как из этого дома уезжала несколько лет назад в глухую Сибирь к осуждённому мужу князю Трубецкому дочь старого Лаваля. Впереди была бесконечно длинная дорога.

Раньше, когда дом графа был литературным салоном, эти флегматичные львы встречали Пушкина, Гнедича, Крылова, Грибоедова.

А теперь в этом доме Лаваля бал. И сын французского посланника Эрнес де Барант ищет ссоры с Лермонтовым. Защищая честь русского офицера, Лермонтов принимает вызов. Дуэль должна состояться за Чёрной речкой. Минуло всего 3 года после кровавой драмы на Чёрной речке. И вот великосветский Петербург спешит расправиться ещё с одним великим поэтом.

Де Барант промахнулся, Лермонтов тоже выстрелил в сторону.

Снова арест. Лермонтова посадили в комендантское управление. Следует вторая ссылка на Кавказ. В день отъезда друзья собрались у Карамзиных. Лермонтов стоял у окна и задумчиво смотрел на темневшую в высоких гранитных берегах Фонтанку, на Летний сад, ещё совсем недавно скованный петербургской зимой, на низко плывущие облака. Грустно и легко ложились стихи на бумагу, здесь же, в доме Карамзиных:

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

Февраль 1841 года. Последний приезд Лермонтова в Петербург. Его появление на балу в доме графини Воронцовой- Дашковой произвело неблагоприятное влияние на членов царской семьи. Они спешат объявить визит опального поэта неприличным. Лермонтову предложено в срок 8 часов покинуть город.

3.Слово учителя.

Впервые приехав в Петербург, Лермонтов назвал его скучным городом. Покидая навсегда северную столицу, он писал с горечью:

Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ.

Быть может, за стеной Кавказа

Сокроюсь от твоих пашей,

От их всевидящего глаза,

От их всеслышащих ушей.

Примите дивное посланье
Из края дальнего сего;
Оно не Павлово писанье –
Но Павел вам отдаст его. 1
Увы! Как скучен этот город,
С своим туманом и водой!..
Куда ни взглянешь, красный ворот, 2
Как шиш, торчит перед тобой;
Нет милых сплетен – всё сурово,
Закон сидит на лбу людей;
Всё удивительно и ново –
А нет не пошлых новостей!
Доволен каждый сам собою,
Не беспокоясь о других,
И что у нас зовут душою,
То без названия у них!..
И наконец я видел море,
Но кто поэта обманул?..
Я в роковом его просторе
Великих дум не почерпнул;
Нет! Как оно, я не был волен;
Болезнью жизни, скукой болен
(Назло былым и новым дням),
Я не завидовал, как прежде,
Его серебряной одежде,
Его бунтующим волнам. 3

1 Третий и четвертый стихи заключают каламбур, основанный на сопоставлении имен апостола Павла и Павла Евреинова, родственника Лермонтова со стороны бабушки поэта Е. А. Арсеньевой. С Евреиновым Лермонтов отправил свое письмо в Москву.
2 «Красный ворот» – речь идет о полицейских мундирах.
3 «Примите дивное посланье». Впервые опубликовано: со значительными купюрами – в 1854 г. в «Современнике» (т. 13, № 1, отд. I, с. 5–7); центральная, политически острая часть послания (стихи 5 – 17) – в 1860 г. в «Колоколе» (15 мая, л. 71, с. 598); полностью – в 1873 г. в «Русской старине» (№ 3, с. 402).
Автограф находится в письме Лермонтова С. А. Бахметевой, написанном из Петербурга в августе 1832 г. (см.: наст. изд., т. IV).
Петербург, куда переехал Лермонтов в это время из Москвы, оттолкнул поэта своей столичной официальностью.

у стихотворения ПРИМИТЕ ДИВНОЕ ПОСЛАНЬЕ… аудио записей пока нет...

"Примите дивное посланье" «ПРИМИТЕ ДИВНОЕ ПОСЛАНЬЕ» , юношеское стих., две строфы, к-рыми Л. начинает письмо к С. А. Бахметевой, написанное вскоре после приезда в Петербург в авг. 1832. Л. делится своими первыми - крайне неблагоприятными - впечатлениями от северной столицы: «Увы! как скучен этот город, / С своим туманом и водой!...» Из писем Л. того времени видно, что он постоянно сопоставлял в своем сознании Петербург с Москвой - городом, к к-рому испытывал неизменную и глубокую привязанность: «...Москва есть и всегда будет моя родина. - Я в ней родился , в ней много страдал , в ней был чрезмерно счастлив » (письмо к М. А. Лопухиной от 2 сент. 1832). В стих. «Примите...» сопоставление двух городов перерастает в противопоставление двух укладов жизни - московского, сохраняющего дружескую откровенность и радушие, и петербургского, где царит дух казенной, обезличенной холодности, распространяющейся даже на неофиц. отношения («Нет милых сплетен - все сурово. / Закон сидит на лбу людей...»), и где отличит. чертами становятся себялюбие, бездушие («Доволен каждый сам собою, / Не беспокоясь о других, / И что у нас зовут душою, / То без названия у них!...»). Упоминаемый в стих. «красный ворот» («Куда ни взглянешь, красный ворот / Как шиш торчит перед тобой») - прямой предшественник «мундиров голубых» («Прощай, немытая Россия») - вносит в юношескую зарисовку Л. элемент политич. сатиры. В начале второй строфы - иронич. переосмысление излюбленного в романтич. поэзии образа моря («И наконец я видел море, / Но кто поэта обманул?.. / Я в роковом его просторе / Великих дум не почерпнул»; ср. у Языкова: «В роковом его просторе / Много бед погребено»); в последующих строках - нарочитое его снижение. Автограф - ИРЛИ, оп. 1, № 24. Впервые - «РС», 1873, т. 7, № 3, с. 402-03.

Лит.: Кирпотин (3), с. 238.

Л. М. Аринштейн Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. - М.: Сов. Энцикл. , 1981

Смотреть что такое ""Примите дивное посланье"" в других словарях:

    Полиция в городах отличалась от полицейских органов в сельской местности. До 1917 года более или менее крупный город разделялся на ЧАСТИ, то есть своего рода районы. Во главе полиции каждой части стоял ЧАСТНЫЙ ПРИСТАВ. Здесь… … Энциклопедия русского быта XIX века

    - (1814 1841), поэт. Не окончив Московский университет, в августе 1832 Л. переехал в Петербург, а в ноябре того же года поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (помещалась в бывшем дворце И. Г. Чернышёва,… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    - (1800 г. смерти неизв.), приятельница Л. с детских лет. Воспитывалась в доме Е.А.Арсеньевой. Лето 1830 провела вместе с Л. в Середникове. Была старше поэта, но, по словам Висковатого, «любила молодежь и разные ее похождения...»; «веселая,… … Лермонтовская энциклопедия

    - (1812 70), рус. писатель, революц. деятель. В 1830 32 одновременно с Л. учился в Моск. ун те, принимал участие в «маловской» истории (см. Малов М. Я.). В ст. «Провинциальные университеты» (1861) Г. писал: «Лермонтов, Белинский, Тургенев, Кавелин… … Лермонтовская энциклопедия

    ЕВРЕИНОВЫ, родственники Л.: Александра Алексеевна (урожд. Столыпина; 1777 г. смерти неизв.), жена А. П. Евреинова, моск. (1812), а затем пензенского вице губернатора (до 1816), сестра Е.А. Арсеньевой, мать П. А. Евреинова. Л., видимо, встречался… … Лермонтовская энциклопедия

    ЖАНРЫ поэзии Лермонтова. Лит. деятельность Л. протекала в эпоху разрушения и диффузии жанровой системы 18 в., и его творч. наследие далеко не всегда поддается жанровой классификации, отражая в то же время поиски новых форм. Ученич. лирика Л.… … Лермонтовская энциклопедия

    - (1783 1852), рус. поэт романтик, старший современник Л., поэзией к рого Л. увлекался с раннего детства. Первое из дошедших до нас свидетельств запись в юношеской тетради рукой Л. полного текста поэмы Дж. Байрона «Шильонский узник» в пер. Ж. (по… … Лермонтовская энциклопедия

    ИРОНИЯ, вид тропа, иносказания и шире элемент мироощущения художника, предполагающий насмешливо критич. отношение к действительности. Как средство худож. выразительности (стилистич. прием) и как эстетич. категория И. находится на периферии… … Лермонтовская энциклопедия

    МОТИВЫ поэзии Лермонтова. Мотив устойчивый смысловой элемент лит. текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив означает минимальную единицу сюжетосложения) и лит. худож. произв. Мотив м. б. рассмотрен в контексте всего творчества… … Лермонтовская энциклопедия

    - (до 1914 Санкт Петербург, в 1914 24 Петроград, с 1924 Ленинград), столица Рус. гос ва (1712 28 и 1732 1918), осн. Петром I в 1703 на р. Неве. Л. прожил в П. в общей сложности более 7 лет. Впервые он приехал в столицу в авг. 1832 и оставался здесь … Лермонтовская энциклопедия

… Увы! как скучен этот город,
С своим туманом и водой! . .
Куда ни взглянешь, красный ворот,
Как шиш, торчит перед тобой;
Нет милых сплетен – все сурово,
Закон сидит на лбу людей;
Все удивительно и ново –
А нет не пошлых новостей!
Доволен каждый сам собою,
Не беспокоясь о других,
И что у нас зовут душою,
То без названия у них!..

М.Ю.Лермонтов. 1832
Перевод в Петербургский университет разрешили не иначе, как с условием, чтобы проситель начал сызнова, то есть выдержал вступительный экзамен. Такое требование рассердило Лермонтова; он с досады поступил в юнкерскую школу. Гвардейская школа помещалась тогда у Синего моста в огромном доме, принадлежавшем когда-то Чернышевым, а потом перестроенным во дворец великой княгини Марии Николаевны. Бабушка наняла квартиру в нескольких шагах от школы, на Мойке же, в доме Панскова. Она не захотела расстаться со своим любимцем, и потому решили, чтобы он был зачислен полупансионером, – следовательно, каждый вечер возвращался бы домой.

Внутренний порядок был заведён тот же, который существовал в полках, но вместе с тем сюда вошли и распоряжения, общие всем военно-учебным заведениям. Так, подпрапорщики поднимались барабанным боем в 6 часов утра и, позавтракав, отправлялись в классы от 8 до 12 часов, далее один час длились строевые занятия, а с 3 до 5 – вечерние занятия. По воспоминаниям А.М. Миклашевского обращение в школе было самое гуманное, никакого особенного гнёта они не испытывали. Молодые люди все считались на действительной службе, пользовались привилегиями и относительно большою свободою.

“В юнкерской школе Лермонтов был хорош со всеми товарищами, хотя некоторые из них не очень любили его за то, что он преследовал их своими остротами и насмешками за всё ложное, натянутое и неестественное, чего никак не мог переносить”, – пишет А.М. Меринский.

Почти у каждого в школе было прозвище. Лермонтова прозвали Маёшкой, уменьшительной от Маё – название одного из действующих лиц бывшего тогда в моде романа Notre Dam de Paris . Маё этот изображен в романе уродом, горбатым, а Лермонтов был немного кривоног из-за удара, полученного в манеже от лошади в первый год пребывания его в юнкерской школе, а также сутуловат и неуклюж.

В конце 1834г Лермонтов окончил школу, был произведен в корнеты и отправлен служить в Царское село. Такое место службы давало Лермонтову возможность часто наведываться в Петербург то на бал, то на премьеру, то на маскарад. Лермонтов вступил в большой свет.

“Шумною и довольною толпою зрители спускались по извилистым лестницам к подъезду. . . внизу раздавался крик жандармов и лакеев. Дамы, закутавшись и прижавшись к стенам, и заслоняемые медвежьими шубами мужей и папенек от дерзких взоров молодежи, дрожали от холоду – и улыбались знакомым. Офицеры и штатские франты с лорнетами ходили взад и вперед, стучали – одни саблями и шпорами, другие калошами. . . Купцы и простой народ проходили другими дверями. Это была миньятюрная картина всего петербургского общества”, – так описал Лермонтов театральный разъезд в неоконченном романе “Княгиня Лиговская”. (1836)

Вот один из забавных эпизодов жизни Лермонтова этой поры. Однажды в Царском Селе шел пир горой. Пелись песни при громчайшем хохоте и звоне стаканов. Между тем соскучившаяся по Лермонтову бабушка прислала из Петербурга нарочного с приказом привезти внука к ней. Решено было ехать всем вместе. “Лермонтову пришло на ум дать на заставе записку, в которой каждый должен был расписаться под вымышленной фамилией иностранного характера. Булгаков подхватил эту мысль и назвал себя французом маркизом де Глупиньон, вслед за ним подписались испанец Дон Скотилло, румынский боярин Болванешти, грек Мавроглупато, лорд Дураксон, барон Думшвейн, итальянец сеньор Глупини, пан Глупчинский, малоросс Дураленко и, наконец, российский дворянин Скот-Чурбанов (имя, которое дал себе Лермонтов)”, – пишет П.А. Висковатов. В.П. Бурнашев продолжает: “По дороге нужно было сменить одну из лошадей, и мы остановились в пустом торговом балагане, снарядили что-то вроде столов и стульев из найденных досок и приступили к корзине с провизией. Тут было решено в память нашего пребывания написать на стене все наши псевдонимы, но в стихах, с тем чтобы каждый написал один стих.” Получилось следующее (часть Бурнашев забыл):

Гостьми был полон балаган,
Болванешти, молдаван,
Стоял с осанкою воинской
Болванопуло было грек,
Чурбанов, русский человек,
Да был еще поляк Глупчинский…
Так, в гусарских пирушках и, тем не менее, в творческом труде (Лермонтов написал поэму “Мцыри”, “Сашка”, “Боярин Орша”, две редакции драмы “Маскарад”, начал работу над романом “Княгиня Лиговская”) проходили годы службы в Царском, а фактически пребывания в Петербурге.

Но в январе 1837г трагическая смерть Пушкина пробудила весь Петербург от апатии. Под свежим влиянием истинного горя и негодования, возбужденного в нем этим святотатственным убийством, Лермонтов в один присест написал несколько строф, разнесшихся в два дня по всему городу. Лермонтову приходило даже на мысль вызвать убийцу и мстить за гибель русской славы. Первоначально стихотворение заканчивалось словами “И на устах его печать”. Но после жаркого спора с камер-юнкером Н.А. Столыпиным (братом Столыпина-Монго) Лермонтов дописал всем теперь известное окончание “А вы, надменные потомки…”. Дело было так: Лермонтов утверждал, что государь накажет виновников интриги и убийства, Столыпин же говорил, что тут затронута честь, что судить Дантеса и Геккерна по русским законам нельзя, что иностранцам дела нет до поэзии Пушкина и т. д. (такого мнения, кстати, придерживались многие в большом свете). Тогда Лермонтов прервал его, крикнув: “Если над ними нет закона и суда земного, если они палачи гения, так есть Божий суд”. Эта мысль вошла почти дословно в последние 16 строк стихотворения. "Навряд ли еще когда-нибудь в России стихи производили такое громадное и повсеместное впечатление. Разве что за 20 лет перед тем “Горе от ума” (В.В. Стасов). Сначала (до прибавленных строк) власти не обратили особого внимания на стихи Лермонтова, тем более, что шеф жандармов граф Бенкендорф был лично знаком с бабушкой Лермонтова. Но после того как русская аристократия на себя примерила слова “А вы, надменные потомки”, после того как государь получил анонимное письмо с последними строчками и подписью “Воззвание к революции”, делу нельзя было не дать ход. Лермонтова арестовали и провели обыск на квартире в Царском селе. Под арестом к Лермонтову пускали только камердинера, приносящего обед. Поэт велел завертывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина, печной сажи и спички написал несколько стихотворений – “Когда волнуется желтеющая нива”, “Я, матерь божия, ныне с молитвою”, “Кто б ни был ты, печальный мой сосед”, “Соседка”.


Лермонтова перевели в Нижегородский драгунский полк на Кавказ, а С.А. Раевского за распространение стихов посадили под арест на месяц и отправили на службу в Олонецкую губернию. Известны такие слова Николая I по поводу стихотворения “Смерть поэта”: “Приятные стихи, нечего сказать: Я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он, а затем мы поступим с ним согласно закону”.

Через год, в 1838г, после многочисленных прошений бабушки Лермонтову разрешено вернуться в Петербург. “Я пустился в большой свет. В течение месяца на меня была мода, меня наперерыв отбивали друг у друга. Все те, кого я преследовал в своих стихах, окружают меня теперь лестью. Тем не менее я скучаю. Просился на Кавказ – отказали, не хотят даже, чтобы меня убили”, – пишет Лермонтов об этом периоде М.А. Лопухиной.

В это время Лермонтов создает новую редакцию “Демона”, поэма имеет огромный успех. Княгиня Щербатова, например, говорит поэту: “Мне ваш Демон нравится: я бы хотела с ним опуститься на дно морское и полететь за облака”. А красавица М.И. Соломирская, танцуя с поэтом, сообщает: “Знаете ли, Лермонтов, я вашим Демоном увлекаюсь: Его клятвы обаятельны до восторга: Мне кажется, я могла бы полюбить такое могучее, властное и гордое существо, веря от души, что в любви, как и в злобе, он был бы действительно неизменен и велик”.

Однако недолго суждено было Лермонтову наслаждаться блестящим обществом столицы. 16 февраля 1840 года в доме графини Лаваль сын французского посланника Эрнест де Барант вызвал Лермонтова на дуэль. Современники называют три возможных причины. Соперничество из-за княгини М.А.Щербатовой (Лермонтов ей посвятил стихотворение “На светские цепи…”), борьба за прекрасные глазки жены русского консула в Гамбурге г-жи Бахерахт и, наконец, политическая ссора – Баранта интересовал вопрос, бранит ли Лермонтов в стихотворении “На смерть поэта” всю французскую нацию или же только убийцу Пушкина. Дуэль произошла на Черной речке и кончилась мирно. Барант промахнулся, а Лермонтов выстрелил в сторону. В результате Лермонтов и Столыпин (секундант Лермонтова) были посажены под арест, а Баранта отец срочно отправил в Париж.

Под арестом к Лермонтову пускали только камердинера, приносящего обед. Поэт велел завертывать хлеб в серую бумагу и на этих клочках с помощью вина, печной сажи и спички написал несколько стихотворений – “Когда волнуется желтеющая нива”, “Я, матерь божия, ныне с молитвою”, “Кто б ни был ты, печальный мой сосед”, “Соседка”.

Весной 1840г по резолюции государя Лермонтова переводят служить на Кавказ в Тенгинский пехотный полк. Но уже в феврале 1841г Лермонтов приезжает в Петербург в отпуск. Это его последний приезд. “Три месяца, проведенные тогда им в столице, были самые счастливые в его жизни. Он утром сочинял какие-нибудь прелестные стихи и приходил к нам читать их вечером. Веселое расположение духа проснулось в нем опять в этой дружеской обстановке, он придумывал какую-нибудь шутку или шалость, и мы проводили целые часы в веселом смехе благодаря его неисчерпаемой веселости,” – пишет Е.П. Ростопчина. В это время он закончил “Героя нашего времени”, написал множество стихов, в том числе “Родину”, о которой Белинский отозвался так: “…что за вещь! Пушкинская, то есть одна из лучших пушкинских”. В этот период в повести “Штосс” возникает образ Петербурга в прозе, столь же серовато-мрачный, как в поэзии: “Сырое ноябрьское утро лежало над Петербургом. Мокрый снег падал хлопьями, дома казались грязны и темны, лица прохожих были зелены; извозчики на биржах дремали под рыжими полостями своих саней; мокрая длинная шерсть их бедных кляч завивалась барашком; туман придавал отдаленным предметам какой-то серо-лиловый цвет. По тротуарам лишь изредка хлопали калоши чиновника, – да иногда раздавался шум и хохот в подземной полпивной лавочке, когда оттуда выталкивали пьяного молодца в зеленой фризовой шинели и клеенчатой фуражке”.


Лермонтов мечтал об отставке и о литературной деятельности. За несколько дней до отъезда на Кавказ Лермонтов посетил известную в Петербурге ворожею, жившую у “пяти углов”, ту самую, которая предсказала Пушкину смерть от белого человека. Поэт спросил у нее, будет ли выпущен в отставку и останется ли в Петербурге. В ответ он услышал, что в Петербурге ему больше не бывать и ожидает его отставка, “после коей уж ни о чем просить не станешь”. Последний вечер Лермонтов провел у Карамзиных. Лермонтов, к удивлению собравшихся, очень долго разговаривал с Н.Н. Пушкиной, вдовой поэта, хотя раньше демонстративно ее избегал.