Окончание Второй мировой войны не означало прекращения борьбы за влияние в мире. Началась эпоха холодной войны, ключевым элементом которой стало противостояние Организации Североатлантического договора (НАТО) и Организации Варшавского договора (ОВД).

В послевоенные годы западноевропейские страны вполне реальной считали опасность дальнейшей экспансии СССР в Европе. Они считали, что противостоять угрозе поодиночке нереально и видели выход в консолидации усилий. Первым шагом на пути к НАТО стал Брюссельский пакт, подписанный в марте 1948 года Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом. Его положения легли в основу Западноевропейского союза. Параллельно велись переговоры между США, Великобританией и Канадой о заключении союза, основанного на цивилизационном единстве этих стран. Конечным итогом сложного дипломатического процесса стало подписание 4 апреля 1949 года в Вашингтоне представителями двенадцати стран Североатлантического договора. Соглашение окончательно вступило в силу 24 августа 1949 года — после ратификации его всеми подписавшими государствами.

Сутью Североатлантического договора стало создание системы коллективной безопасности: все стороны обязывались коллективно защищать любого участника договора, на которого будет совершено нападение. Такая система была чрезвычайно привлекательной, что и обусловило неоднократное расширение НАТО. В 1952 году к Договору присоединились Греция и Турция, в 1955-м — ФРГ, в 1982-м — Испания. Настоящая волна расширения НАТО началась в конце XX века: в 1999 году членами Организации Североатлантического договора стали Венгрия, Польша и Чехия, в 2004-м — Литва, Латвия, Эстония, Болгария, Румыния, Словакия и Словения, в 2009-м — Хорватия и Албания. Целый ряд европейских государств стремятся вступить в НАТО. Наиболее близко к этому подошли Македония, Черногория, а также Босния и Герцеговина, осуществляющие «План действий по членству». Грузия является участницей т. н. «ускоренного диалога». В таком диалоге участвовала и Украина, но в 2010 году, с приходом к власти В. Януковича, из него вышла. Азербайджан, Армения, Казахстан и Молдавия реализуют Индивидуальные партнерские планы. Наконец, еще почти полтора десятка государств являются участниками программы НАТО «Партнерство ради мира».

ОРГАНИЗАЦИЯ ВАРШАВСКОГО ДОГОВОРА

В Восточной Европе взаимодействие между СССР и его союзниками — странами народной демократии — поначалу строилось на основе двусторонних договоров, подписанных в 1943-1949 годах. Однако к середине 1950-х годов такая договорно-правовая база была признана советским руководством недостаточной. Поводом для установления более тесной многосторонней формы военно-политического сотрудничества социалистических государств стало принятие в 1954 году решения о ремилитаризации ФРГ и включении ее в НАТО. 14 мая 1955 года в столице Польши был подписан Варшавский договор. Этот документ оформил создание Организации Варшавского договора — военно-политического союза, ведущая роль в котором принадлежала СССР. Кроме Советского Союза участниками ОВД стали еще семь государств — Польская Народная Республика, Чехословацкая Социалистическая Республика, Венгерская Народная Республика, Германская Демократическая Республика (принимала участие в военных структурах ОВД с 1956 года), Социалистическая Республика Румыния, Народная Республика Болгария и Народная Республика Албания.

Таким образом, участниками ОВД стали все европейские социалистические страны за исключением Социалистической Федеративной Республики Югославии. Договор вступил в силу 5 июня 1955 года. 26 апреля 1985 года, ввиду истечения срока действия, он был продлен еще на 20 лет. По мере изменения политической ситуации в мире ОВД сокращалась. «Самым слабым звеном» оказалась Албания, довольно быстро переориентировавшаяся с Советского Союза на маоистский Китай. В 1961-1962 годах она фактически прекратила участие в структурах ОВД, а 12 сентября 1968 года формально вышла из Организации. Поводом для официального выхода Албании стал ввод войск стран-участниц Организации Варшавского Договора в Чехословакию в 1968 году. А 25 сентября 1990 года в связи с объединением с ФРГ из состава ОВД вышла Германская Демократическая Республика. В связи с преобразованиями в СССР и других странах Центральной и Восточной Европы 25 февраля 1991 года государства-участники ОВД упразднили ее военные структуры, а 1 июля 1991 года в Праге подписали Протокол о полном прекращении действия договора.

АЛЬТЕРНАТИВЫ

Сфера влияния НАТО вплоть до 1990-х годов ограничивалась Европой и Северной Атлантикой. Но и в других регионах мира создавались военно-политические союзы.

Военно-политическое сотрудничество США, Австралии и Новой Зеландии, активно развивавшееся в годы Второй мировой войны, нашло продолжение и в послевоенное время. 1 сентября 1951 года эти три государства подписали в Сан-Франциско Тихоокеанский пакт безопасности, в соответствии с которым в следующем году был создан блок АНЗЮС (аббревиатура от Australia, New Zealand, United States). Главной задачей АНЗЮС являлась координация усилий по коллективной обороне в районе Тихого океана (в 1978 году в сферу действий блока был включен и Индийский океан). Дополнением АНЗЮС стал блок АНЗЮК, созданный в 1971 году. Его участниками являлись Австралия, Новая Зеландия и Великобритания. Но если сотрудничество в рамках АНЗЮС продолжается и в настоящее время (главным образом при проведении миротворческих операций), то АНЗЮК прекратил свое существование уже в 1975 году — в связи с выходом из его состава Новой Зеландии.

МАНИЛЬСКИЙ И БАГДАДСКИЙ ПАКТЫ

8 сентября 1954 года в столице Филиппин Маниле был подписан Договор о коллективной защите Юго-Восточной Азии (Манильский пакт), положивший начало блоку СЕАТО (South-East Asia Treaty Organization — Организация Договора Юго-Восточной Азии), официально созданному в 1956 году. Его участниками стали США, Австралия, Великобритания, Новая Зеландия, Франция, Таиланд, Филиппины и Пакистан, а партнерами по диалогу являлись Южная Корея и Южный Вьетнам. Главной задачей СЕАТО являлось противодействие распространению коммунистического влияния в Юго-Восточной Азии. Штаб-квартира СЕАТО находилась в Бангкоке (Таиланд), но объединенное военное командование в этом блоке (в отличие от НАТО) отсутствовало. В начале 1970-х годов СЕАТО оказался в кризисе. Отделение в 1971 году Восточного Пакистана и создание независимого Бангладеш лишило Пакистан смысла участвовать в СЕАТО, и он покинул ряды Организации в 1973 году. В 1974 году блок покинула Франция, в 1975-м — Таиланд, а 30 июня 1977 года СЕАТО был официально распущен.

После окончания Второй мировой войны США и Великобритания вынашивали планы воссоздания Ближневосточной Антанты. Первым шагом стало подписание в 1954 году договора между Турцией и Пакистаном. 24 февраля 1955 года был подписан Багдадский пакт между Ираком и Турцией, а в течение нескольких последующих месяцев к нему присоединились Великобритания, Пакистан и Иран. Так был создан блок СЕНТО (Central Treaty Organization — Организация Центрального договора). СЕНТО мыслился как военный блок для региона Юго-Западной Азии и Индийского океана. Однако в 1959 году Ирак вышел из СЕНТО. В 1979 году после исламской революции из СЕНТО вышел Иран, а вскоре ряды Организации покинул и Пакистан. В итоге в составе СЕНТО остались лишь две страны-члены НАТО, что лишало смысла дальнейшее существование блока. В августе 1979 года СЕНТО был официально распущен.

АЛЬТЕРНАТИВЫ НАТО

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) объединила часть бывших республик Советского Союза. Начало ей было положено 5 мая 1992 года подписанием Договора о коллективной безопасности в Ташкенте (Узбекистан) главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана.

В 1993 году к Договору присоединились Азербайджан, Белоруссия и Грузия. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора. В мае 2002 года было принято решение о преобразовании Договора о коллективной безопасности в полноценную международную организацию — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Соответствующее соглашение вступило в силу 18 сентября 2003 года. В 2006 году в ОДКБ вступил Узбекистан, но в декабре 2012 года он покинул ряды организации. Задачей ОДКБ является защита территориально-экономического пространства стран — участниц договора совместными усилиями армий и вспомогательных подразделений от любых внешних военно-политических агрессоров, международных террористов, а также от природных катастроф крупного масштаба.

В 2001 году Китай, Россия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия и Узбекистан создали Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). Эта организация не является военным блоком (как, например, НАТО) или открытым регулярным совещанием по безопасности (как, например, Региональный форум АСЕАН), а занимает промежуточную позицию. Главными задачами организации провозглашены укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия. В июле 2015 года было одобрено решение о принятии в ШОС Индии и Пакистана. Ожидается, что эти государства станут полноправными членами Организации.

4250

Североатлантический альянс (НАТО) - был образован в 1949 году представителями 12 стран: Бельгия, Канада, Дания, Франция, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Греция и Турция присоединились в 1952 году; Федеративная Республика Германии в 1955; Испания в 1982.

Договор северного Атлантического Альянса, подписанный в Вашингтоне, 4апреля 1949 года, предусматривал взаимную защиту и коллективную безопасность, первоначально против угрозы агрессии со стороны Советского Союза. Это был первый союз послевоенного времени, созданный Соединенными штатами Америки, и представлявший собой союз капиталистических стран. Поводом для создания договора был увеличивающий размах холодной войны. Поскольку Западноевропейские страны чувствовали себя слишком слабыми для индивидуальной защиты от советского союза, они в 1947 году начали создавать структуру для сотрудничества в защите. В марте 1948 года, 5 стран - Бельгия, Франция, Люксембург, Нидерланды и Великобритания подписали Брюссельский договор, который и стал основой для НАТО годом позже. Основным принципом НАТО, как и всех военных союзов, стала статья 5: "Стороны соглашаются, что вооруженная атака против одной или более из них, в Европе или Северной Америке, будет рассматриваться как атака против их всех". НАТО разрабатывался в соответствии с 51 статьей устава Организации Объединенных Наций, которая предусматривала право коллективной самозащиты региональными организациями. Это обязывало нации, входящие в НАТО, к защите западной Европы и Севера Атлантики; также договор разрабатывался с целью углубления политической, экономической и социальной связи между его членами.

Вооруженные силы НАТО были созданы в 1950 году в ответ на корейскую войну, которая началась в июне 1950 года, и воспринималась западными странами, как часть всемирного коммунистического наступления. Война закончилась перемирием в 1953 г, причем на тех же позициях, на которых и начиналась. Главным органом, определяющим политику НАТО является североатлантический совет, который собирается в Брюсселе (до 1967 года, когда встречи происходили в Париже). Каждая страна-участник обеспечивает представителя посольского уровня, и эти представители встречаются как минимум раз в неделю. Также совет собирается 2 раза в год на министерском уровне и изредка на уровне глав государств. Военные вопросы НАТО рассматривает комитет планирования защиты.

Ответом СССР на создание НАТО стала Организация Варшавского договора, которая была основана в 1955 году - через 6 лет после образования НАТО. Однако сотрудничество стран соцлагеря существовало задолго до этого: после второй мировой войны в странах восточной Европы пришли к власти правительства во главе с коммунистами, отчасти это было связано с тем, что после второй мировой войны в восточной Европе остались советские войска, создававшие психологический фон. До образования ОВД отношения между государствами социалистической системы строились на основе договоров о дружбе и сотрудничестве. В 1949 году был создан Совет экономической взаимопомощи, в который первоначально вошли СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Чехословакия, а затем и ряд других стран.

В связи с некоторыми перекосами в отношениях СССР со своими союзниками после марта 1953 года в Восточной Европе, в некоторых странах соцлагеря обозначились признаки массового недовольства. Прошли забастовки и демонстрации в некоторых городах Чехословакии, обострилась ситуация в Венгрии. Наиболее серьезные волнения в июне 1953 года в ГДР, где забастовки и демонстрации, вызванные ухудшением уровня жизни населения, привели страну на грань всеобщей забастовки. Советское правительство было вынуждено ввести в ГДР танки, которые с помощью полиции подавили выступления рабочих. После смерти И.В. Сталина новое советское руководство предприняло ряд поездок за рубеж, с целью переговоров и личного знакомства с лидерами соцстран. В результате этих поездок в 1955 году и была образована организация Варшавского договора, в которую вошли почти все страны Восточной Европы, кроме Югославии, которая традиционно придерживалась политики неприсоединения. В рамках ОВД были созданы объединенное командование Вооруженных сил и Политический консультативный комитет-орган, координирующий внешнеполитическую деятельность стран Восточной Европы. Определяющую роль во всех военно-политических структурах ОВД играли представители советской армии.

Создание НАТО было следствием холодной войны, и поэтому вся его деятельность была направлена на противоборство с Советским Союзом и другими соцстранами (впоследствии объединившимися в Варшавский договор). Вся холодная война просто пронизана различными конфликтами, спорами и кризисами по всему миру, в которых, так или иначе, принимали участие соперничающие державы.

В 1949 году была ликвидирована атомная монополия США, что привело к резкому усилению тенденции соперничества и наращиванию производств оружия массового уничтожения. После создания термоядерного оружия в 50-х годах, а вслед за тем доставки его к цели, СССР направил свои усилия на установление военно-стратегического паритета с США, которое произошло на рубеже 60-70-х годов. Первый кризис начался уже через год после образования НАТО в 1950 году - это был кризис в Корее. Военное командование США намеревалось применить атомное оружие, его удержало только опасение аналогичных ответных мер со стороны СССР. В сложившейся ситуации СССР счел необходимым оказать военно-техническую помощь Корее. Кроме СССР, помощь КНДР оказывали КНР и другие социалистические страны. К середине 1951 года обстановка в Корее стабилизировалась, начались мирные переговоры, в результате которых 27 июля в 1953 года было подписано соглашение о перемирии.

Благодаря смене высшего руководства СССР и так называемой «Хрущевской оттепели» в 1954 году состоялось совещание министров иностранный дел США, Великобритании, Франции и СССР. По ряду вопросов о коллективной безопасности в Европе и ряде кризисов. Поскольку западные представители рекламировали на совещании оборонительный характер НАТО, то после совещания советское правительство выступило с предложением вступления СССР в НАТО и заключению договора о коллективной безопасности в Европе с участием США. Все эти предложения были отвергнуты западом. На все дальнейшие инициативы Советского союза по началу переговоров о заключении пакта о не нападении между НАТО и странами Варшавского договора НАТО отвечало отказом и объявляло эти инициативы как пропагандистские. Самый опасный международный кризис возник осенью 1962 года в связи с обстановкой вокруг Кубы. После революции на Кубе и установления там социализма, Советский Союз, в связи с территориальной близостью Кубы с США, разместил там атомные ракеты. В ответ на это США стянуло к острову свой флот и выдвинуло ультиматум. На начавшихся переговорах был достигнут компромисс и атомные ракеты с Кубы были выведены, что завершило Карибский кризис.

Руководителям США и СССР в ходе Карибского и Корейского кризисов, несмотря на взаимную неприязнь, удалось избежать прямого военного столкновения, которое вероятно привело бы к атомной войне со всеми ее последствиями. Западные политики использовали блоковую стратегию для опоясывания с запада, юга и востока территории СССР и дружественных ему государств в Европе и Азии цепью военно-политических союзов и баз, на которых размещались американские военно-воздушные и военно-морские силы.

Доклад ЦРУ 1976 г., посвящённый анализу баланса военных сил между НАТО и странами Организации Варшавского договора в Европе в области обычных (неядерных) вооружений. На русском языке публикуется впервые.

Низкое качество иллюстраций обусловлено таковым в первоисточнике. Метками [цензура] помечены те места, которые были удалены из доклада перед его публикацией на сайте ЦРУ. В первоисточнике перепутан порядок страниц при составлении pdf-файла из отсканированных страниц доклада. В данном переводе текст идёт в соответствии с фактической нумерацией страниц, а не в том порядке, в котором они идут в первоисточнике.

1. Сегодня я проинформирую вас о балансе вооруженных сил между Организацией Варшавского договора и НАТО. Как таковой, наш доклад будет, конечно, акцентирован на вооруженные силы в Западной Европе. Поскольку Советский Союз является такой большой страной, и имеет, по крайней мере, один потенциальный противника вне Европы, мы полностью рассмотрим ее неядерные силы.
Перед тем, как переходить к самому изложению, было бы полезным кратко описать наши источники разведки, которые мы использовали, для создания оценок вооруженных сил, планов и возможностей армий, авиации и военно-морских сил Варшавского договора.

цензура

Введение

Военные вопросы НАТО-ОВД
Сдерживание Советов от атаки на НАТО
Если сдерживание потерпит неудачу, то Советы могут захватить инициативу и осуществить быстрое наступление
НАТО и ОВД осуществляют модернизацию наземных, воздушных и морских сил.
Силы НАТО и ОВД заметно асимметричны, обе организации имеют слабые и сильные стороны, но сдерживание подкреплено примерным балансом сил

Данная часть доклада будет сконцентрирована на четырех главных темах:

Первая: сдерживающие причины, препятствующие нападению Советов на НАТО:
- Основная причина заключается в возможности НАТО развить конфликт до применения ядерного оружия, и угрожать СССР неприемлемыми разрушениями.
- Кроме того, НАТО может обеспечить прочную оборону за счет неядерных средств, лишив ОВД (Организацию Варшавского договора) возможности быстрого захвата значительной части территории НАТО. Более детально мы рассмотрим основные элементы этого "локального сдерживания" при обсуждении баланса в Европе.

Вторая: В случае, если сдерживание потерпит неудачу, Советы планируют проведение наступления. Они не хотят повторения своих последних больших войн:, если они будут проводить боевые действия, то они должны проходить на чужой, а не на русской, земле.

Третья: Обе стороны демонстрируют тенденции в направлении качественного улучшения военного оборудования. При этом НАТО осуществляет определенное расширение своих вооруженных сил.

Наконец, несмотря на заметную асимметрию в составе вооруженных сил, между НАТО и ОВД существует примерный баланс возможностей ведения военных действий, и это укрепляет сдерживание.

[цензура - изъяты страницы 3-5]

Документы

D. Используемые документы.
1. К таковым документам относятся
- Открытые источники: регулярная пресса, журналы, военные журналы, технические журналы.
- Иногда - фотографии: статьи с деталями, которые мы не могли получить другим путем.
- Секретные документы, которые иногда попадают нам в руки.
2. Некоторые их этих документов находятся в хорошем состоянии, некоторые - в плохом, часто они написаны на коммунистическом жаргоне для внутрипартийного использования, и не имеют большого веса.
a. Иногда нам попадалось и что-то ценное: доктрина, или мнения одной стороны при обсуждении доктрины, планы, или критические замечания.
E. В общем, на основании этих источников, наши большие числа - суммарные данные - имеют высокую степень надежности, хотя в деталях могут оказаться неполными.

Сдерживание в Европе

III. В изучении сдерживания в Европе я рассмотрю два вопроса

A. Во-первых, почему мы должны верить, что сдерживание Советского Союза предотвратит возможность его нападения на НАТО?
1. Ответ на этот вопрос лежит, в основном, в желании Москвы избежать большого риска разрастания даже ограниченного военного конфликта в полномасштабную ядерную войну. Такая война способна нанести СССР неприемлемые разрушения. Такая война может сопровождаться (или не сопровождаться) ядерным возмездием со стороны США. Франция и Великобритания также обладают достаточными ударными ядерными силами, чтобы уничтожить десятки крупнейших городов Советов.

a. В эпоху Хрущева, военные стратеги Советов предполагали, что любая война между Востоком и Западом начнется либо с массивного обмена ударами ядерного оружия, либо быстро перерастет в ядерную войну. Теперь Советы считают, что природа ядерной войны за последние 10 лет изменилась, в основном, в связи с изменением ядерной доктрины НАТО.
(1) В середине 1960-х годов блок НАТО перешел от доктрины ядерной триады к доктрине "гибкой реакции", в которой применение ядерного оружия откладывается до тех пор, когда обычные вооружения окажутся недостаточными.

b. К концу 1960-х у Советов окрепла уверенность, что война в Европе, скорее всего, вначале будет вестись обычным, а не ядерным оружием, и они начали реорганизацию своих вооруженных сил общего назначения с тем, чтобы увеличить их эффективность.

c. Однако Советы все еще уверены, что быстрая эскалация ядерной войны вероятна, как только НАТО применит ядерное оружие, даже в очень ограниченном количестве,. Это заставляет сохранять сдерживание.

2. Мы также знаем, что Советы еще не определились в полной мере относительно ведения войны в Европе.

Их сдерживают сухопутные и воздушные силы НАТО, особенно вооруженные силы Западной Германии и США.
- Они находятся под впечатлением потенциала НАТО, позволяющего быстро развернуть свои силы в боевую готовность (вероятно, особенно беспокоит их мобилизационный потенциал Западной Германии).
- Они не уверены в надежности своих восточноевропейских союзников.

3. Другой фактор заключается в том, что за последние шесть лет лидеры Советов проводили линию достижения своих целей мирными средствами - о чем свидетельствует их политика разрядки напряженности в отношении Европы.

4. Кроме того, Кремль обеспокоен перспективами ведения войны на два фронта. Они, мягко выражаясь, не доверяют Китаю.

B. Второй вопрос заключается в следующем: какова природа военного "баланса"?

1. Самые общие соображения включают в себя то, что валовой национальный продукт стран НАТО почти втрое превышает аналогичный показатель стран ОВД, и НАТО имеет населения на 54 процента больше. Однако в странах ОВД на 20 процентов больше военнослужащих. Но лучшим способом оценки баланса сил является изучение ситуации в трех зонах возможных конфликтов в Европе - Северный, Центральный и Южный регионы.

2. Вначале я обращусь к "балансу" в центральной Европе, где сконцентрированы основные вооруженные силы Восточного и Западного блока. Обе стороны рассматривают этот регион Европы в качестве решающего театра военных действий в любом конфликте между Востоком и Западом. Как известно, исторически, основные маршруты вторжений в направлении Восток-Запад пролегали именно через центральную Европу.

a. Начнем с рассмотрения того, в каком состоянии находятся сухопутные силы.
(1) Они представляют собой наиболее значимый компонент вооруженных сил Варшавского договора.
(a) Личный состав сухопутных сил ОВД в центральной Европе превышает личный состав сил НАТО почти на 20%.

Баланс сил в центральной Европе. Сухопутные войска

Половина наземных сил ОВД принадлежат СССР, в то время как только четверть сил НАТО являются американскими.
(с) ОВД имеет примерно вдвое больше дивизий, чем НАТО, хотя большинство дивизий НАТО крупнее.
(2) Что касается танков, то у ОВД их вдвое больше, чем у НАТО. С другой стороны, НАТО имеет вдвое больше противотанковых ракетных пусковых установок.

(3)У ОВД вдвое больше артиллерийских орудий, но это преимущество снижается благодаря лучшим боеприпасам НАТО и технике стрельбы.
(a) Запад также находится впереди по разработкам артиллерийских снарядов, поражающая способность которых значительно улучшена.
(b) Запад имеет намного больше самодвижущихся артиллерийских орудий.
(4) Обе стороны примерно равны по количеству пусковых установок ракет класса "земля-воздух"

b. В воздушных силах тактического назначения НАТО обладает значительным качественным преимуществом. Однако количество самолетов ОВД в центральной Европе вдвое больше, чем у НАТО.
(1) Несмотря на количество, Советы, очевидно, воспринимает воздушные силы НАТО в качестве основной угрозы своему решающим преимуществу в центральной Европе.
(a) Самолеты НАТО, такие как F-4 Phantom, имеют лучшие системы поиска и поражения целей и, в целом, они более универсальные.
(b) Самолеты НАТО имеют большую дальность полета, и несут больше полезного груза, чем самолеты ОВД.
(с) Пилоты НАТО лучше подготовлены, и обладают большим опытом, так как они осуществляют больше вылетов, чем пилоты ОВД.

с. По системам тактического ядерного оружия НАТО, в настоящее время, имеет численное преимущество.
(1) Это связано с тем, что НАТО развернуло дополнительно 650 единиц ядерной артиллерии, в то время, как у нас нет подтверждений аналогичных действий со стороны ОВД. Однако имеются свидетельства того, что Советы также получают ядерные заряды для своей артиллерии.

(2) Баланс ядерных сил внутри центральной Европы, это, естественно, только одна сторона монеты.
(a) Как мы указывали в предыдущем докладе, Советы имеют значительные силы, включающие ракеты и бомбардировщики, размещенные в западной части СССР, и нацеленные, в основном, против НАТО в Европе.

(b) НАТО также имеет впечатляющие ядерные системы вне центральной Европы, в том числе, штурмовые самолеты в США и Великобритании, и несколько подводных лодок с баллистическими ракетами, приписанные к НАТО.

Баланс сил в Центральной Европе

Еще одним важным фактором в балансе сил является готовность к ведению боевых действий. Обеим сторонам требуется некоторое время на переход к военным действиям. Наземные силы Варшавского договора не находятся в состоянии постоянной высокой боевой готовности.
(1) Ни одна из их дивизий в центральной Европе не укомплектована до численности военного времени. Однако дивизии СССР в центральной Европе почти укомплектованы, и могут быть приведены в боевую готовность в течение нескольких часов. Все дивизии стран Восточной Европы нуждаются в укомплектовании резервистами запаса - некоторые из них в своем составе имеют лишь минимальное количество кадровых военных. Такое доукомплектование займет несколько дней.

(2) Основное предположение, на котором основана стратегия Советов, заключается в том, что военным действиям будет предшествовать период роста напряженности, который даст СССР хотя бы несколько дней для подготовки.
(a) Советы предполагают использовать этот период для проведения некоторых подготовительных действий, большая часть которых будут скрытыми.

(3) Мобилизационная система Варшавского договора основана на традиционной европейской практике: всеобщая воинская повинность в мирное время, и частично укомплектованная в мирное время регулярная армия, которая доукомплектовывается резервистами из запаса и приводится в состояние готовности в течение нескольких дней.

(4) Аналогичная система применяется в большинстве стран НАТО (за исключением США и Великобритании). И Западная Германия, и Франция имеют планы, позволяющие удвоить личный состав своих армий в течение 72 часов после начала мобилизации. Подразделения США в Западной Германии поддерживают численность личного состава близкой к боевому составу, не испытывая потребности в доукомплектовании. При этом имеются планы по перемещению в случае необходимости наземных и воздушных подразделений из США в Западную Германию по воздуху.

(5) Все европейские страны время от времени проводят мобилизационные учения, и у нас нет основания предполагать, что их системы не будут работать.

Сухопутные силы НАТО и ОВД

На приведенном графике показано, как мы оцениваем способность обеих сторон в центральной Европе к развертыванию своих вооруженных сил путем мобилизации и пополнения в течение 30-дневного периода.

(a) За первые три дня обе стороны увеличивают личный состав своих вооруженных сил за счет призыва резервистов: 600 000 НАТО и 350 000 ОВД.
(b) НАТО осуществляет развертывание войск между 3-м и 15-м днями в связи с ожидаемым ранним прибытием французских и британских подкреплений, а также за счет дополнительной мобилизации в странах Бенилюкса, в то время как перемещение вооруженных сил Советов из западных районов СССР не достигает пика до 10-го дня.
(с) Массовое прибытие из США подразделений подкрепления для Германии начинается после 15-го дня.
(d) Как показывает кривая дивизий, мобилизация дает ОВД длительное преимущество в живой силе дивизий, порядка 1.4:1.

e. Другое, что следует рассмотреть, это надежность логистики .
(1) Доктрина и состояние логистической поддержки стран Варшавского договора ориентирована на стратегию Советов по ведению быстрой войны. Другими словами, нападающие силы в центральной Европе должны иметь в своем распоряжении достаточные запасы для ведения интенсивных боевых действий в течение 3-4 недель. Это, примерно, тот интервал времени, в течение которого они намереваются завершить кампанию.
(2) Наша информация по их актуальным запасам в центральной Европе, является разрозненной, но их склады могут вмещать 30-дневный запас.
(3) Большинство стран НАТО также ориентированы на короткую войну, и формируют запасы для проведения военных действий в течение месяца, или около того, полагаясь, в основном, на дополнительные поставки из США.

f. Последний аспект, связанный с балансом в центральной Европе, относится к переговорам по взаимному разоружению. Эти переговоры могут укрепить стабильность в центральной Европе, но цели, поставленные перед собой обеими сторонами, весьма различаются.
(1) Запад стремится снизить преимущества ОВД в танках и личном составе сухопутных войск путем устранения почти троекратного превосходства советской танковой армии и личного состава ОВД по отношению к НАТО. Целью Запада является достижение паритета.
(2) Восток стремится сохранить свое относительное численное преимущество за счет равного пропорционального снижения сухопутных, воздушных и ядерных сил. Принципиальной целью Советов является установление потолка военной мощи Западной Германии .
(3) Во время последней сессии переговоров о взаимном разоружении, Советы предприняли беспрецедентный шаг. Впервые в на международных переговорах по контролю над вооружениями, они, фактически, представили данные по своим вооруженным силам.

Максимальная численность сил ОВД и НАТО

(a) Они заявили, что общее количество личного состава сухопутных сил и авиации в Польше, Чехословакии и Восточной Германии составляет 987 300 человек.
(b) По нашим оценкам, в этих вооруженных силах ОВД находится 1 150 000 военнослужащих. Другим словами, их данные ниже наших оценок на 160 000 человек.
(с) Однако мы убеждены, что восточные данные не включают всех тех лиц, которых мы считаем состоящими на действующей воинской службе в регионе, связанном с переговорами о разоружении.
(d) Мы уверены, что их начальные данные были составлены таким образом, чтобы подкрепить утверждение о существовании паритета по количеству личного состава, с тем, чтобы при проведении переговоров была принята их позиция о равном пропорциональном сокращении. Я подчеркивают слово "начальные", потому что на ранних сессиях Восток требовал исключения из рассмотрения части своих сил на том основании, что Запад прибегает к использованию большого количества гражданских лиц для выполнения задач, которые в войсках Востока выполняют военнослужащие - повара, машинистки, технический персонал.
(e) Мы ожидаем, что дискуссии между Востоком и Западом по поводу данных, и о методах подсчета сухопутных и воздушных сил выявят тот факт, что - после того, как будет подсчитан весь, находящийся на службе личный состав – будет показан значительный количественный диспаритет.
(f) Перед тем, как обсуждения такого рода могут начаться, Запад должен представить обновленные данные о вооруженных силах НАТО. Это представляет проблему, так как сегодня Франция настаивает, чтобы союзники во время обсуждения данных для переговоров не учитывали в составе НАТО расположенные в Западной Германии французские вооруженные силы в количестве 60 000 человек.

Район Эгейского моря


[цензура]

3. "Баланс" сил на флангах дает [цензура] несколько другую картину.
a. В отличие от театра возможных военных действий в центральной Европе, на флангах основной интерес представляют военно-морские силы.
(1) Баланс морских сил оценить сложнее, из-за различных задач, стоящих перед флотами, и из-за значительной асимметрии сил.
(2) В северном регионе Европы основными силами Советов являются как раз морские силы. Северный флот, базирующийся вблизи Мурманска, является самым большим из четырех флотов Советов.
(a) К Северному флоту приписаны большинство из советских 176 (93 атомных) подводных лодок.
(b) Это основная база противолодочных сил, и подводных лодок, вооруженных крылатыми ракетами, которые станут основной угрозой оперативным морским соединениям НАТО в Атлантике.
(3) Самым маленьким из четырех флотов Советов является Балтийский флот.
(a) Его основной задачей является контроль над Балтийским морем и подходами к нему.
(b) В основном, в его состав входят небольшие надводные боевые корабли.
(4) В южном регионе Черноморский флот обеспечивает десантные подразделения и поддержку логистики для Средиземноморской эскадры Советов.
(a) Задача подводных лодок и надводных кораблей эскадры Советов в Средиземном море состоит в противодействии операциям, проводимым в этом регионе транспортными кораблями и подводными лодками США.
b. Несмотря на рост Средиземноморской эскадры Советов, давление на основную структуру НАТО, и другие виды давления, военный баланс в Средиземноморье остается в пользу Запада.

Баланс сил на флангах

Северный флот

Балтийский флот

Чёрное море

В состав основных ресурсов Запада в южной Европе входят:
- Превосходство в Средиземноморье в тактической авиации, как морского, так и наземного базирования, которое Советы не смогут компенсировать, если только не создадут базы воздушных сил на побережье.
- Наземные базы в Средиземноморье, которые, по большей части, не уязвимы для нападения с применением обычного вооружения;
- Тактическое ядерное вооружение, способное обеспечить надежное сдерживание;
- Увеличение интересов Франции и ее силы в Средиземноморье. Недавно Франция перевела два авианосца с кораблями охранения из Атлантики в Средиземное море.

(2) Эти преимущества, однако, ослаблены рядом аспектов.

(a) Количество боевых кораблей США, ежегодно отправляемых в этот регион, с середины 1960-х годов несколько снизилось, в то время, как развертывание советских военных сил, и средств борьбы с авианосцами, увеличилось.
(b) Кроме того, количество боевых кораблей США, доступных для быстрого усиления средиземноморской группировки, значительно сокращается на фоне постоянного увеличения числа советских боевых кораблей, выделенных для той же цели.

Средиземное море

Баланс сил в южном регионе. Личный состав сухопутных войск

(3) Тем не менее, морские силы НАТО значительно превышают морские силы Варшавского договора в данном регионе.

c. В сухопутных силах в южном регионе, численность личного состава НАТО превышает личный состав ОВД примерно на 30 процентов . Однако это преимущество сложно оценить.

(1) Силы ОВД в южном регионе менее эффективны, чем те, которые размещены в центральной Европе.
(2) Но и силы НАТО здесь менее эффективны, чем у союзников в центральном регионе.
(3) Вызывает обеспокоенность политическая неопределенность во всех южных страны НАТО.

[цензура]

СССР: другие силы

1. Дальний Восток, личный состав
- СССР - 445 000
- Китай – 1 565 000

2. Силы США в Корее
- 1 пехотная дивизия (2-я дивизия) и вспомогательные подразделения 8-й армии – 33 000 чел.
- 3 Эскадрильи F-4 (50 самолетов)*
- 1 эскадрилья OV-10 (16 самолетов)*

3. Силы США в Японии (Окинава)
- Морская пехота
- 1 дивизия морских пехотинцев (3-я дивизия
- 11 эскадрилий боевой и вспомогательной авиации (включая вертолеты)
- Воздушны силы
- 1 эскадрилья С-130 (4 самолета)*
- 1 эскадрилья RF-4 (18 самолетов)*
- 4 эскадрильи F-4 (67 самолетов) *

4. Силы США на Филиппинах
- 2 эскадрильи F-5 (50 самолетов)*
* Не учитывая самолеты на авианосцах

[ цензура]

4. В распоряжении СССР имеются другие вооруженные силы общего назначения, не связанные непосредственно с Европой.
a. Раздоры между Советами и Китаем способствовали размещению значительных вооруженных сил на советском Дальнем Востоке.
(1) Начав в 1965 года с 12 слабых, плохо подготовленных дивизий, растянутых вдоль границы протяженностью в 4000 миль (около 6.5 тыс. км), к настоящему времени Советы развернули против Китая 40 дивизий, многие из которых обладают современным вооружением. [цензура]
(2) Советы также разместили на границе с Китаем тактические авиационные соединения, в состав которых входит около 1200 боевых самолетов.
(3) Советские вооруженные силы на Дальнем Востоке, находятся там, вероятно, для обороны. Они более мобильны, и обладают большей огневой мощью, чем противостоящие им вооруженные силы Китая, и способны не только дать быстрый отпор любой агрессии Китая, но и осуществить значительные наступления в периферийные районы Китая, такие как Манчжурия, Внутренняя Монголия или Синьцзян.
(4) Факторами, сдерживающими военные действия Советов в этом регионе, являются опасении ядерного ответа со стороны Китая, и безнадежного вовлечения в затяжную военную компанию внутри Китая.
b. Советы имеют резерв общего назначения из 28 дивизий и 400 единиц тактической авиации, расквартированный в центре СССР. Этот резерв может быть использован, как против НАТО, так и против Китая.
с. Если не брать во внимание возможную ситуацию радикального улучшения китайско-советских отношений, то мы не уверены в том, что многие (или вообще какие-либо) из этих 40 дивизий, противостоящих Китаю, будут развернуты в сторону НАТО.
d. У Советов также имеется четвертый, Тихоокеанский флот.
(1) По сравнению с другими флотами, это более крупный, хотя и менее современный флот. Современные надводные корабли и подводные лодки поступают в него из других флотов. Но в последние два года скорость обновления, похоже, увеличилась. [цензура]
(2) Основным назначением данного флота является оборона морских границ СССР и уничтожение нападающих военно-морских сил Запада.
(3) Базы флота находятся во Владивостоке (в Японском море) и в Петропавловске (на Камчатском полуострове). Они имеют в своем распоряжении подводные лодки и самолеты, предназначенные для противодействия морским силам США в западной части Тихого океана.
(4) Фактически, все военно-морские силы Советов, действующие в Индийском океане, являются частью. Тихоокеанского флота.

[цензура]

(5) Хотя редкие военно-морские учения проводятся в Филлипинском море, или на западе Тихого океана, большинство действий морских сил сосредоточено в территориальных водах.
e. СССР также поддерживает небольшие оперативно-тактические морские силы в Индийском океане и в водах западной Африки.

План наступления Советов


Надпись на стрелке: 1-2 армии подкрепления ко дню D+7

Если сдерживание потерпит неудачу

IV. Хотя Советы признают превалирование сдерживания, их стратегия направлена на победу в войне в Европе, если она будут развязана.

A. Эта стратегия состоит из трех ключевых элементов.
1. Во-первых, советы намерены захватить инициативу.
a. Их материальная часть, тренировки и тактическая доктрина подчеркивают наступательный характер.
b. В отличие от планов НАТО, ведению оборонительной войны в стратегии уделяется минимальное внимание.

Ключевые элементы стратегии ОВД
Захват инициативы
Проведение быстрого наступления
Подготовка к ядерной эскалации

2. Во вторых, Москва планирует сделать это быстро . Советская доктрина подчеркивает необходимость вывести из игры Западную Германию до того, как она сможет воспользоваться своим потенциалом, а также предотвратить мобилизацию стран Запада и развертывание сил США в Европе.
3. В-третьих, Советы готовы к ядерной эскалации войны. Так как они ожидают достижение преимущества в войне, проводимой обычными вооружениями, то стратеги ОВД ожидают, что НАТО, в конечном счете, начнет ядерную войну.

B. Давайте более внимательно посмотрим на представления Советов о войне в центральной Европе.





B. Давайте более внимательно посмотрим на представления Советов о войне в центральной Европе .

1. Независимо от того, будут ли они иметь запас времени на развертывание, мы считаем, что Советы ориентированы на ведение боевых действий в течение, как минимум, нескольких первых дней, используя только 58 дивизий ОВД, которыми они располагают в центральной Европе. Крупномасштабные подкрепления из западных округов СССР не начнут движение до начала войны.
a. Поскольку они больше не считают, что в начале войны произойдет массированный обмен ядерными ударами, они не видят необходимости в подкреплении из СССР до начала войны.
b. Даже если у них будет достаточно времени на подготовку, Советы могут опасаться, что накопление большого количества вооружений в центральной Европе может спровоцировать НАТО на ответные действия, и даже на нанесение ядерного удара.
с. В любом случае, Советы, похоже, уверены, что имеющиеся у них в наличии в настоящее время сухопутные силы вполне могут осуществить наступление на территорию НАТО.
2. Помимо риска нанесения блоком НАТО ядерного удара, Советы рассматривают в качестве основной угрозы успеху их наступления воздушные силы НАТО.
a. Для противодействия воздушной угрозе они планируют нанесение массированного поэтапного воздушного нападения на аэродромы НАТО.

(1) Приведенная схема должна реализоваться основными тактическими авиационными подразделениями ОВД, а также большим количеством бомбардировщиков средней дальности с территории СССР.
b. Однако эта стратегия ОВД достаточно рискованная.
(1) Она зависит от тактической неожиданности, достичь которую будет сложно.
(2) Аэропорты НАТО не являются беззащитными целями.
(3) В случае неудачи, потери самолетов ОВД будут огромными.

С. Советский взгляд на войну на флангах несколько более ограничен. [цензура]
1. В северном регионе цели и задачи Советов трояки:
- противодействовать морским силам, находящимся на расстоянии прямого удара от СССР.
- защищать вход в Норвежское и Балтийское моря, и
- защищать датские проливы.

Район операций Атлантического океана: на начало военных действий
Расположение военно-морских сил Советов


Возможные воздушно-десантные операции Варшавского договора против датских островов и турецких проливов 1

Датские острова
1 десантная дивизия (Польша)

Турецкие проливы
1 десантная дивизия(Советы)

Советские воздушно-десантные дивизии

Количество – 7 боевых
1 учебная
Численность дивизии – 8 000 (всего), 7 000 (в наступательных единицах)

Транспортные средства

1) Одновременно в воздух могут быть подняты при помощи транспортной авиации Советов только боевые части двух воздушно-десантных дивизий, либо 1 полная воздушно-десантная дивизия.

Театр военных действий центральной Европы: Планируемые военно-морские и десантные операции Варшавского договора

Театр военных действий южной Европы: Планируемые военно-морские и десантные операции Варшавского договора

Театр военных действий Средиземноморья: Планируемое размещение военно-морских сил Советов на начало военных действий

2. В южном регионе Советы нацелены на захват турецких проливов путем наземных атак через Балканы с применением десанта с Черного моря. Второй целью является противодействие военно-морским силам союзников, в основном, в восточном и центральном Средиземноморье.
a. Наконец мы уделили внимание специальной проблеме вторжения Советов в Югославию.
(1) Мы пришли к выводу, что такая интервенция не кажется вероятной, даже после смерти Тито, из-за огромных сложностей, которые с ней связаны.
(a) CCCР и его союзники по ОВД будут вынуждены мобилизовать больше сил, чем потребовалось в 1968 году для интервенции в Чехословакию. Им необходимо подготовиться и к сопротивлению Югославии и к возможной реакции НАТО. [цензура]


(b) Вторжение, если оно будут иметь место, должно, вероятно, возглавляться тактической авиацией, и воздушными операциями, после чего начнется нападение силами около 30 наземных дивизий с нескольких точек на территории Венгрии и Болгарии.
(2) Сдерживание вторжения в Югославию опирается на высокоорганизованные возможности длительного сопротивления и партизанской войны. Югославия планирует мобилизацию в военное время территориальных и гражданский сил обороны в количестве пяти миллионов человек. [цензура]

Тенденции

V. Теперь я буду говорить о тенденциях (как в НАТО, так и в ОВД) оснащения более высокотехнологическим и современным вооружением и оборудованием.

A. Советы за последнее десятилетие приложили значительные усилия по модернизации наземных сил, которыми ранее пренебрегал Хрущев.
1. Основные улучшения были достигнуты в защите и механизации дивизий. (прикладываются огромные усилия только по поддержанию парка в 45 000 танков)

Тенденции

НАТО Варшавский договор
Сухопутные силы
Новое вооружение, современные противотанковое оружие, улучшенное вооружение территориальной армии Западной Германии, больше французской артиллерии и танков, и новые боевые дивизии (3 ФРГ и 2 США) Новое вооружение, новая самоходная артиллерия, мобильные зенитные средства
Тактическая авиация
Новые превосходящие истребители (F-15), истребители поддержки (A-10), и многоцелевые боевые самолеты НАТО (MRCA) Самолеты повышенной дальности и грузоподъемности (МИГ-23 и СУ-17), использование высокоточных управляемых боеприпасов
Ядерные силы театра военных действий
Удвоение числа F-111, введение в 1980 г F-16, увеличение баллистических ракет, запускаемых с подводных лодок во Франции. Новые и мобильные ракеты средней дальности (SS-X-20), новые тактические ракеты (SS-X-21) и ядерная артиллерия
Военно-морские программы
Переориентация французского флота на Средиземноморье, новые противокорабельные ракеты Улучшенная противовоздушная оборона, новые корабли, усиление средств борьбы с подводными лодками

2. Проводится впечатляющая программа по обеспечению наземных сил более плотной, высоко мобильной защитой с воздуха.

3. Советы добились повышения совместимости полевой артиллерия с танковыми подразделениями, за счет перехода к самоходным орудиям (хотя в области артиллерии они на десятилетия отстают от НАТО).

B. НАТО также уже приняло разнообразные программы модернизации и улучшения боеспособности наземных сил. Что еще более важно, увеличивается количество боевых подразделений.
1. В Западной Германии формируются три новые боевые бригады.
2. США размещает в Европе две новые боевые бригады.
3. Германия реорганизует свою территориальную армию, с цвелью увеличения ее мобильности и огневой мощи.
4. Франция планирует реорганизовать свою армию, увеличив число боевых подразделений, особенно танковых и артиллерийских.
5. Армии НАТО продолжают получать больше управляемых противотанковых ракет и новых танков.

C. В своей тактической авиации Советы производят замену старых самолетов на новые, более сопоставимые с самолетами НАТО по дальности полета и грузоподъемности.
1. Советы также начинают получать современные высокоточные боеприпасы, хотя они все еще далеко отстают в этом отношении от НАТО.
2. НАТО планирует осуществить значительный шаг вперед в своей тактической авиации.
a. На замену F-4s в следующем году в Германию должны поступить новые превосходящие предыдущие модели истребители (F-15)
b. Для замены других самолетов F-4s в Европу в 1981 году будут поставлены новые истребитель непосредственной воздушной поддержки (A-10).
с. Начиная с 1901 года, на роль ударной и штурмовой авиации в различные подразделения воздушных сил НАТО, будет поступать F-16, с целью замены F-4s и F-104s.

Тенденции увеличения общей полезной грузоподъемности тактической авиации НАТО и стран Варшавского договора

d. В ближайшие два-три года, многоцелевой боевой самолет НАТО, разрабатываемый совместно Западной Германией, Италией и Великобританией, начнет поступать в воздушные силы этих стран.
e. Эти новые самолеты НАТО намного превосходят все, что можно увидеть сегодня в авиации ОВД.

D. Обе стороны проводят улучшение своих ядерных сил театра военных действий.
1. Советы увеличат производство своих баллистических ракет средней дальности мобильного базирования SS-X-20. Эта ракета менее уязвима, чем старые системы, и дает Советам более гибкие ядерные возможности.
a. Для замены менее точных систем предназначена новая тактическая ракета SS-X-21 класса "земля-земля".
b. Советы могут получать ядерные боеприпасы для артиллерии.
2. На стороне НАТО, США удваивает количество F-lll в Великобритании, в воздушные силы НАТО в 1980-х начнут поступать тактические истребители F-16, а Великобритания и Франция ведут строительство 5 или 6 новых подводных лодок.

Е. Морские программы дают аналогичную картину модернизации.
1. Страны Варшавского договора улучшают противовоздушную защиту для своих флотов, и строят новые улучшенные корабли. Советы продолжают прилагать большие усилия для разработки эффективных средств борьбы с подводными лодками.
2. Что касается НАТО, то военно-морской флот Франции переориентирован на действия в Средиземноморье, и морские силы НАТО получают новые противокорабельные ракеты.

Сильные и слабые стороны

VI. Явная несимметричность вооруженных сил НАТО и Варшавского договора, затрудняет их непосредственное сравнение. Однако мы может оценить сильные и слабые моменты обеих сторон, чтобы получить ощущение того, где находится баланс.

A. Вначале, список баланса для ОВД.
1. Основными сильными сторонами ОВД являются:
- Танки: по количеству, вдвое больше, чем в НАТО.
- Стандартизация: все армии ОВД используют одинаковую организацию, тактику, и материальную часть.
- География: близость СССР, основой базы снабжения.
- Защищенные командные посты: ОВД строит укрепленные командные посты для всех своих основных штабов.

Варшавский договор

2. ОВД также имеет и слабые стороны:
- Ненадежные союзники: наступательная стратегия Советов находится в зависимости от потенциально ненадежных союзников.
- Очень рискованный план использования воздушных сил: если тактическое воздушное наступление Советов окажется неудачным, то воздушные силы НАТО смогут остановить наземные наступления.
- Зависимость от значительных танковых сил: это потенциальная слабость, если противотанковые средства НАТО продолжат расти.

B. Плюсы и минусы НАТО выглядят следующим образом:
1. Преимущества НАТО, в основном, лежат в:
- Современное сложное оборудование: особенно, самолеты и высокоточное вооружение.
- Прекрасные, и относительно более точные системы доставки ядерного оружия.
- Надежные и сильные в военном отношении союзники, особенно в играющем критическую роль центральном регионе.
- Мобилизационные возможности Германии.

НАТО

2. К наиболее серьезным слабым сторонам НАТО относятся:
- Отсутствие стандартизации.
- Неудачное расположение, особенно уязвимые линии связи и недостаток наземных сил в северном регионе центральной Европы.
- Политическая нестабильность в странах южных союзников,
- Меньшая защищенность командных центров НАТО, по сравнению с командными центрами ОВД. (Как и в случае с другими изученными нами факторами, здесь имеет место заметная асимметрия в подходе к командам и управлению. Системы ОВД обладают высокой централизацией и стандартизацией. НАТО использует более современное оборудование, но менее централизовано, и имеет меньше возможностей по интеграции связи. Обе стороны, с профессиональной военной точки зрения, имеют проблемы в обеспечении командования армиями союзников в военное время.)

Выводы

[цензура]

VII. Сравнение всех факторов, указанных в настоящем изложение, конечно, представляется весьма проблематичным.
A. Лучшее, что можно сказать, так это то, что Организации Варшавского договора, несмотря на ее численное превосходство в большинстве боевых наземных элементов, противостоит впечатляющая оборона НАТО, которую нельзя рассчитывать подавить без огромных рисков.
B. Это приводит к заключению о сохранении примерного баланса сил.

НАТО в переводе означает - организация Североатлантического договора или Североатлантический альянс.

Это военно-политический блок, к-ый объединяет большинство стран Европы, США и Канаду.

4.4.1949 - подписание Североатлантического Пакта (НАТО) в Вашингтоне, чтобы защищать Европу от Советского влияния

Первоначально в НАТО входили 12 стран - США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия.

Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность.

Цели НАТО:

1. «Укрепление стабильности и повышение благосостояния в Североатлантическом регионе». «Укрепление своих собственных институтов»

2. «Страны-участники объединили свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности»

3. Обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства - члена НАТО или защиту от неё

4. В целом блок создавался для «отражения советской угрозы». По словам первого генерального секретаря Исмэя Гастингса, цель создания НАТО: «…удерживать русских в стороне, американцев внутри, а немцев под»

5. Стратегическая концепция НАТО 2010 года «Активное участие, современная оборона» представляет три важнейшие задачи НАТО - коллективная оборона, кризисное регулирование и безопасность на основе сотрудничества.

Политика НАТО направлена на: подрывания влияния СССР, - подавления роста международного освободительного движения, - расширения господства в мире.

ОВД - организация Варшавского договора.

14.5.1955 - образование ОВД. Подписан договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи. Это документ оформил создание Военного союза европейских социалистических стран. Ведущая роль - у СССР.

Документ закреплял биполярность мира на 36 лет.

Договор подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией 14 мая 1955 года на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе.

Договор вступил в силу 5 июня 1955 года. 26 апреля 1985 года, ввиду истечения срока действия, был продлён на 20 лет.

Участники этой организации договорились воздерживаться от угрозы силы и её применения.

Важное значение имело то, что если кто-то нападёт на кого-нибудь, то остальные страны будут помогать всеми средствами в т.ч. и военной помощью. Создавалось объединённое командование и Политический консультативный комитет.

Договор имел оборонительный характер и был направлен на укрепление обороноспособности соц-х стран и обеспечение мира во всём Мире.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме В 35 Создание военно-политических блоков в 1949-1955 гг. НАТО и ОВД:

  1. 45.Образование военно-политических блоков и союзов в Европе накануне I мировой войны. Формирование военных блоков 1879-1914 гг.
  2. Система международных отношений на рубеже 19-20 в. Складывание военно-политических блоков. Колониальный вопрос.
  3. 30. Система международных отношений на рубеже 19-20 в. Складывание военно-политических блоков. Колониальный вопрос.
  4. 31. Основные направления внешней политики России во второй половине XIX в. Складывание военно-политических блоков в Европе

В год Юбилея нашей страны в Великой Отечественной войне вспоминаем послевоенные страницы истории. Сегодня вполне подходящий случай: ровно 60 лет назад на карте мира появился советский военный блок, который сегодня можно называть "красным НАТО", сменщиком которой сегодня является ОДКБ — Организация Договора Коллективной Безопасности. Организация Варшавского Договора (сокращенно — ОВД) — о ней сегодня и пойдет речь.

Прежде чем мы перейдем к рассказу о нашем первом военном блоке, давайте обратимся к истории. Итак, год 1945-ый. Европа приходит в себя после 6 лет войны. Кругом руины, груды мусора и трупы как солдат, так и мирных граждан. Такую картину можно было наблюдать в послевоенных Германии и Австрии. На улицах вместо мужчин работают женщины. Они разгребают завалы, перевозят строительный шлам. Некоторые не выдерживают тяжелого физического труда и падают без сил на асфальт. Позже, в историографии их назовут Trümmerfrauen, память которых позже увековечут. Не своими силами восстанавливалась Европа. Британия, к тому моменту формально одержав победу, больше не играет роль первой скрипки в мире. Империя рухнула, а в Европе столкнулись интересы двух новых держав: СССР и США. Лондон примкнул к Вашингтону как то и ожидалось, а СССР вел свою внешнюю независимую политику. Вся Западная Европа, как и после Первой мировой войны, была загнана в финансовую каббалу США: "план Дауэса" сменил "план Маршалла". Предлагали американцы свою помощь и Советскому Союзу, однако власти Советского Кремля отказались от нее, чем вызвали негодование американцев. Советский дипломат В. Молотов вспоминал: "Раз мы отказались присоединиться к "плану Маршалла", значит мы правильно сделали". Обе стороны помогали Европе вставать на ноги: СССР занимался Восточной Европой, в которую входили Болгария, Югославия, Албания, Румыния, Венгрия, Чехословакия и Польша и которые присоединятся к ОВД 10 лет спустя, а США в свою очередь помогали своему главному союзнику в Европе — Британии, Франции, Италии, БеНиЛюксу и остальным, кроме Испании и Португалии, занимавших позицию нейтралитета. Германией и Австрией обе стороны занимались вместе, наряду с Англией и Францией, поделив 2 (во время войны — одно) государство на 4 части. И если Австрии удалось обрести нейтральный статус и вывести войска 4-х держав через 10 лет после оккупации, то Германии такой участи избежать не удалось. Послевоенная Германия стала ареной противостояния двух систем, расколовшись на ГДР (советская зона) и ФРГ (американская зона).


Флаг Германии первых послевоенных лет (временный), символизирующий разделение страны. 1946-49 гг.

Появление конкурента на Востоке американцам явно было не нужно и они старались всеми силами сдержать его. В марте 1948 года был заключен Брюссельский пакт между Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией, который позднее лег в основу «Западноевропейского союза» (WEU). Его принято считать началом оформления Североатлантического альянса. Параллельно велись секретные переговоры между США, Канадой и Великобританией о создании союза, в основу которого легло бы их цивилизационное единство. Вскоре последовали переговоры европейских стран с США и Канадой о создании единого союза. В 1946-ом Черчиль произносит свою "Фултонскую речь", положившую начало "холодной войне". 18 августа 1948 г. был принят "план Даллеса", а 4 апреля, ровно через 10 лет после окончания гражданской войны в Испании, на карте появился новый военный блок — НАТО, олицетворяющего сегодня злобного зверя, который в скором времени может и сам прекратить свое существование, ибо признаки загнивания этого блока налицо, а к большой войне НАТО просто-напросто не готово, да и рост антиамериканских настроений с каждым годом и днем все выше. В этом году блок отметил 66 лет своего агрессивного существования.

Однако у НАТОвцев все начиналось не так гладко, как хотелось. Исландия — единственное бельмо блока, у которого нет собственной армии, в связи с чем в стране вспыхнула акция протеста.

Инициаторами беспорядков считается Единая социалистическая партия Исландии, преемница Коммунистической партии Исландии. Группа протестующих утром 30 марта 1949 года собралась за школой в центре Рейкьявика и направилась к парку Аустурволлюр (исл. Austurvöllur) перед зданием альтинга. Там уже находилась другая группа протестующих, которая требовала от альтинга немедленно отменить решение о вступлении в НАТО. Изначально акция проходила мирно, однако затем один из протестующих, член Социалистической партии Исландии закричал в мегафон, что лидера партии захватили в заложники. Это был сигнал к началу: завязалась потасовка.

Альтинг проигнорировал выступления протестующих и подтвердил вступление страны в НАТО, но это привело к тому, что по всей стране начались массовые антинатовские выступления. С 18 по 21 мая 1951 года проходила крупнейшая в истории страны всеобщая забастовка рабочих, протестовавших против исландско-американского соглашения об обороне от 5 мая 1951 года, который считали неравноправным. В течение всех следующих лет не раз звучали лозунги «Исландию убрать из НАТО, а армию распустить!» (исл. Ísland úr NATO og herinn burt!). На выборы 50-х и 60-х годов левые партии шли с обещанием денонсации двустороннего исландско-американского оборонного соглашения, но, попадая в правительственную коалицию, были вынуждены отказаться от этого обещания.

Протестующие стали швыряться камнями и кирпичами в здание парламента и разбили все окна. Один камень чуть не угодил в голову главе альтинга. В дело вмешались полиция, а на защиту альтинга встали члены Партии независимости. Полицейские избивали протестующих дубинками и разгоняли их при помощи слезоточивого газа. Число участвовавших составляло несколько тысяч, данные о погибших и раненых неизвестны. В конце концов, в 2006 году части вооружённых сил США вынуждены были покинуть базу в Кеблавике, хотя Исландия осталась членом НАТО (высокопоставленный исландский дипломат Эйнар Бенедиктссон пишет, что решение о выводе частей из Исландии было принято в США задолго до этого, и окончательный шаг был отложен как минимум на десятилетие из-за настояний исландского правительства).


Создание блока в 1949 году СССР воспринял как угрозу собственной безопасности. В 1954 году в Берлине на совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР советских представителей заверяли в том, что НАТО является сугубо оборонительной организацией. В ответ на призывы к сотрудничеству СССР 31 марта 1954 года направил ноту с предложением рассмотреть «совместно с заинтересованными правительствами вопрос об участии СССР в Североатлантическом договоре», однако эта инициатива была отклонена в ответной ноте утверждением, что организация является «больше чем военной» и такое предложение «противоречит самим принципам, от которых зависит система обороны и безопасность западных государств».В 1954 г. Запад ратифицировал Парижские соглашения 1954 г., предусматривающих образование Западноевропейского союза, провел ремилитаризацию Западной Германии и включение ФРГ в НАТО.


Но и СССР не сидел сложа руки. Еще в 1949-ом. г. Советский Союз успел создать свою первую организацию — СЭВ, носившую характер экономической интеграции. В 1952 году в американский блок вошли Греция и Турция («Первое расширение НАТО»). Западная Германия стала членом НАТО в 1955 году («Второе расширение НАТО»). Над Советским Союзом и Восточной Европой нависла новая угроза. Руководители Кремля пошли на ответный шаг. Еще до момента создания ОВД, Сталин говорил, что "коммунизм подходит Польше, как кобыле седло", ведь Польша была краеугольным камнем Европы. 14 мая 1955 г. на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе соответствующий документ был подписан, закрепив вплоть до окончания 1991 г. биполярный мир. Так на карте Европы появился новый блок, представлявший альтернативу НАТО. ОВД — Организация Варшавского Договора.


Таким образом, к началу лета 1955 г. раздел Европы между СССР и США был окончательно закреплен. В мире воцарилось двоевластие.


Варшавский пакт — военно-политический блок, который являлся самым крупным военным образованием в мире, когда либо существовашим, площадь которого превосходила площадь сегодняшнего НАТО со всеми 28-ю его членами. Около 30 млн. кв.км суши, 22,1 из которых приходились на Советский Союз, он напоминал собой огромного колосса, поддерживать которого было сродни работе Атласа по поддержанию небосвода. Численность Вооруженных Сил составляла более 7,5 млн. солдат, 5 млн. из которых — части РККА.



С учетом того, что в суммарный военный потенциал стран Европы-участников ОВД был не сравним с военным потенциалом СССР, то суть ОВД заключалось в ядерном «зонтике» СССР над европейскими социалистическими странами и возможности советскими ВС использовать территорию союзников. Создание ОВД легитимизировало размещение советских войск в странах Центральной Европы. В середине 80-х гг. в ГДР была размещена группировка советских войск в 380 тыс. чел., в Польше - 40 тыс., в Чехословакии - 80 тыс., в Венгрии - около 70 тыс. военнослужащий СА. В конце 50-х гг. готовилось открытие военно-морской базы на Адриатическом море (Албания). В рамках ОВД Министерство обороны СССР получило возможность контролировать вооруженные силы стран - участниц ОВД, перевооружать их. Был налажен обмен разведывательной информацией. В рамках ОВД производилось постоянное перевооружение войск стран Варшавского договора, в плановом режиме происходило переобучение офицерского состава. Был развернут широкий обмен воинским опытом.


По числу своих участников в ОВД было принято 8 языков, причем вместо албанского были приняты чешский и словацкий, а вся документация и командование велись на русском языке. Если НАТО был типично экспансионистским блоком, коим он и остался в наши дни, то ОВД являлось противовесом и носило сугубо оборонительный характер.

Политически руководство ОВД осуществлял Политический консультативный комитет, объединявший глав государств — членов организации. Военное руководство осуществляло Объединенное командование вооруженными силами, которое, по традиции возглавлял маршал Советского Союза. Первым командующим стал герой Великой отечественной войны маршал И.С.Конев.


В русле дипломатических усилий СССР по предотвращению глобального ядерного конфликта, ОВД позиционировался в качестве оборонительного блока, деятельность которого направлена против возможной агрессии со стороны НАТО.


В рамках ОВД решения не принимались путем консенсуса. Организация находилась под полным контролем советского руководства, в военном плане - Генерального штаба МО СССР. В рамках ОВД проводилась политика двусторонней многоуровневой комплексной военно-политической интеграции социалистических стран Центральной Европы с СССР, установления жесткого контроля над армиями стран - союзниц Советского Союза. Эффективность данной политики была продемонстрирована в 1981 году, когда вооруженные силы Польской народной республики фактически выполнили полицейские функции, избавив ОД от необходимости вмешаться во внутренние дела Польши по примеру 1968 г. в Чехословакии.

Как и НАТО, ОВД не была лишена внутренних противоречий и проблем. В 1961 г. из-за политико-идеологических разногласий между Москвой и Тираной Албания прекратила свое участие в деятельности ОВД, в 1968 г. Албания оформила выход из организации. В 1966-ом такой же демарш сделал и генерал де Голль, выведя свою страну из НАТО, сохранив лишь свои политструктуры в блоке. Лидер "Национального фронта" Марин Ле Пен планирует и вовсе хлопнуть дверью от души и полностью вывести страну из НАТО, включая не только военные, но и политструктуры, в случае если одержит победу на президентских выборах 2016 г. В 70-80-е годы периодически свою особую позицию в деятельности ОВД демонстрировала Румыния. Периодически в деятельности союзников обнаруживались утечки военно-технической информации в страны-члены НАТО.

Важнейшей частью деятельности ОВД было широкое сотрудничество спецслужб и различных спецподразделений, составляющих основную опору правящих режимов в странах - участниках организации.

Договор вступил в силу 5 июня 1955 года. 26 апреля 1985 года, ввиду истечения срока действия, был продлён на 20 лет. Ныне не действует.
Договор состоял из преамбулы и 11 статей. В соответствии с его условиями и Уставом ООН, государства — участники Варшавского договора обязывались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооружённых сил.

Руководящие структуры ОВД
Политический консультативный комитет (ПКК) — высший коллективный орган организации. Создан для проведения консультаций и рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением Варшавского договора.
Объединённое командование вооружёнными силами (ОКВС) — для обеспечения взаимодействия вооружённых сил и укрепления обороноспособности стран — участниц Варшавского договора.

Главкомы ОКВС:
1955—1960 — И. С. Конев — Маршал Советского Союза,
1960—1967 — А. А. Гречко — Маршал Советского Союза,
1967—1976 — И. И. Якубовский — Маршал Советского Союза,
1977—1989 — В. Г. Куликов — Маршал Советского Союза,
1989—1991 — П. Г. Лушев — генерал армии.

Начальники штаба:
1955—1962 — А. И. Антонов — генерал армии,
1962—1965 — П. И. Батов — генерал армии,
1965—1968 — М. И. Казаков — генерал армии,
1968—1976 — С. М. Штеменко — генерал армии,
1976—1988 — А. И. Грибков — генерал армии,
1989—1991 — В. Н. Лобов — генерал армии.

Декларации ОВД
На Московском заседании ПКК (1958) была принята Декларация, в которой предлагалось заключить пакт о ненападении между государствами — участниками Варшавского договора и членами НАТО.

В принятой на заседании ПКК в Москве (1960) Декларации союзные государства одобрили решение Советского правительства в одностороннем порядке отказаться от ядерных испытаний при условии, что западные державы также не возобновят ядерных взрывов, и призвали создать благоприятные условия для завершения выработки договора о прекращении испытаний ядерного оружия.

На Варшавском совещании ПКК (1965) обсуждалось положение, сложившееся в связи с планами создания многосторонних ядерных сил НАТО, а также рассмотрены защитные меры на случай осуществления этих планов.

Наиболее полно миролюбивая программа государств - участников Варшавского договора была сформулирована в Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе, принятой на совещании ПКК в Бухаресте (1966г.). Развёрнутая в Декларации программа достижения европейской безопасности предусматривала, в частности, наряду с решением других важных вопросов, развитие добрососедских отношений между всеми европейскими государствами на основе принципов мирного сосуществования государств с различным общественным строем; частичные меры по военной разрядке на европейском континенте; исключение возможности допуска ФРГ к ядерному оружию в какой бы то ни было форме; признание реально существующих границ в Европе и т.д. Для обсуждения вопросов обеспечения безопасности в Европе и налаживания общеевропейского сотрудничества государства - участники Варшавского договора предложили созвать общеевропейское совещание.

Будапештское совещание ПКК (17 марта 1969) — принята Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе. Будапештское совещание ПКК, наряду с рассмотрением вопросов по укреплению и совершенствованию военной организации Варшавского договора, уделило большое внимание вопросам европейской безопасности и приняло Обращение ко всем европейским странам относительно подготовки и проведения общеевропейского совещания с целью найти пути и средства, ведущие к ликвидации раскола Европы на военные группировки и осуществлению мирного сотрудничества между европейскими государствами и народами, к созданию прочной системы коллективной безопасности.

Участники блока не бездействовали. Как и НАТО они также проводили совместные командно-штабные и войсковые учения и манёвры. Учения проводились на территории всех входящих в ОВД стран. К числу наиболее крупных относились учения под кодовыми названиями «Квартет» (1963), «Октябрьский штурм» (1965), «Родопы» (1967), «Днепр» (1967), «Север» (1968), «Братство по оружию» (1970), «Запад-81» (1981), «Щит-82» (1982).


В рамках ОВД был также создан Военный совет Объединенных вооружённых сил. Наличие ОВД обеспечило юридическое основание для участия советских войск в подавлении антикоммунистического восстания в Венгрии в 1965 г. В 1968 г. воинские контингенты стран-участниц ОВД приняли участие в событиях в Чехословакии, подавив «Пражскую весну». В том же 1968 г. Участники Бухарестского совещания ОВД, а также совещания ПКК в Софии решительно осудили вооружённую интервенцию США во Вьетнаме.

Война в Афгане стала началом конца не только СССР, но и самого блока. Красная Армия воевала против моджахедов в одиночку, в то время как ее союзники попросту отсиживались в своих офисах. Сработал главный тезис Российской истории: "наши союзники — армия и флот; все остальные против нас". Возможно из-за того, что советские руководители слишком брезговали им, история их за это и наказала. 1 июля 1991 г. "Союз мира и социализма", "красный ядерный дикобраз" прекратил свое существование.


Все началось с захвата в Польше власти профсоюзом "Солидарность" под руководством Л. Валенсы. Уже ни для кого не секрет, что "Солидарность" взращивало ЦРУ и захват власти фактически символизировал передачу польского суверенитета из одних рук в другие. Помнят ли этот факт представители нынешней польской элиты — это уже вопрос к ним. Так или иначе, но Польша стала 1-ым государством после Албании, покинувшей зону ОВД. В 1993-ем г. страна вступила в НАТО, где и находится до сих пор, но под другим протекторатом.
События в Польше присутствуют в песне группы Гражданская Оборона "Новая патриотическая":

"Нам не страшны Алма-Ата и события в Польше
Ведь геройских патриотов с каждым днём всё больше
А для контры матерой вроде Леха Валенсы
Мы по-новому откроем Бухенвальд и Освенцим
На всяких анархистах проводить эксперименты
На всё у нас имеются стальные аргументы

Ведь пылающей тропой мы идём к коммунизму
Пылающей тропой мы идём к коммунизму"


"Пылающей тропой" СССР пришел в итоге не к коммунизму, а к собственному распаду, Еще одна поговорка, которую забыли советские руководители: "в чужой костел со своим уставом не ходят". Сегодня ей брезгуют уже сами американцы, заварившие всю глобальную кашу, а теперь расхлебывающие ее и воюющие с терроризмом в одиночку и без помощи союзников, и к сожалению, безуспешно, тем самым расписываясь в разжигании терроризма и наступая на те же самые грабли.

Красная Армия ушла, а СССР прекратил свое существование. Но кто знает, когда мы вернемся вновь и когда исчезнут США — это вопрос времени. Создание ОДКБ — один из важных шагов во внешней политике постсоветской России, который не предусматривает создание марионеточных правительств на евразийском пространстве, в отличие от ОВД и НАТО и является более совершенной моделью военно-политического блока с учетом всех особенностей его участников. Поэтому я хочу обратиться с вопросом к тем людям, которые хотят назад в СССР: вы действительно хотите того, чтобы в Европе появились пророссийские марионеточные правительства? Одумайтесь, на дворе XXI век — век информации и инфовойн. Никто и никогда не будет вам вылизывать задний проход за ваше желание видеть ту или иную страну в своих рядах. Время сотрудничать со здоровыми силами Европы, время находить точки соприкосновения на равных условиях. Урок советского влияния на Западе, тем не менее, но хотя бы формально, все же выучили — зачем снова подставлять свою страну под стигму оккупанта?
Как заметил испанский философ Хорхе Сантаяна: "Кто не учит историю, обречен ее повторять". Опыт показывает, что нужно учиться на чужих ошибках, чтобы впоследствии их не повторять. Пусть их повторяют американцы, но это уже не наше дело и незачем нам им в чем-то помогать. Наше дело — идти своим самостоятельным путем.


Так что, в добрый путь, и пусть небесный свет указывает вам дорогу в ясное будущее! А ОВД и по сей день останется воспоминанием. Приятным воспоминанием о славной эпохе боевого и идеологического братства!