Видеоурок 2:

Видеоурок 3: Тире для обозначения различных пределов и в неполных предложениях

Лекция: Тире в простом и сложном предложениях

Существуют два разных типа тире: одиночное тире, как отделяющий знак, и парное тире, как выделяющий знак, похожий на две запятые.

Тире в простом предложении

Пишем,

    Существительным в И.п. Пример: Дербент - древнейший город России.

    Числительным в И.п., один главный член выражен числительным или числительным с существительным, а другой член - существительным в И.п. Пример: Шестью шесть - тридцать шесть. Семь - счастливая цифра.

    Инфинитивом. Пример: Курить - здоровью вредить. (Инфинитив часто можно заменить существительным: курить - курение).

    Существительным и инфинитивом. Пример: Хороший пример детям - любить свою Родину. Сохранить Землю - наша первоочередная задача.

Не пишем, когда главные члены выражаются:

    Личным местоимением и существительным. Пример: Она добросовестная налогоплательщица.

NB! Но если местоимение-подлежащее логически выделяется, подчёркивается интонационно, тире можно ставить. Пример: Наташа гордо заявила: «Я - королева бала!». Или личные местоимения-подлежащие противопоставляются в одинаково построенных частях предложения. Пример: «Ты - голова, а я - шея!» - воскликнула супруга Николаю.

    Любыми частями речи, однако впереди сказуемого находятся не или слова как, точно, как будто, словно, точно, всё равно что. Пример: Гусь свинье не товарищ. Дорога как змея. Лес точно терем расписной.

    Между главными членами стоит дополнение либо обстоятельство. Пример: Наташа мне приятельница.

    Сказуемое представлено прилагательным (полным, кратким, в сравнительной либо превосходной степени). Пример: Парнишка радушен и гостеприимен. Тропинка у`же и у`же.

NB! Однако при логическом и интонационном делении предложения на две части тире может ставиться. Пример: Тропинка - у`же и у`же, поэтому пришлось спешиться и идти цепочкой. Или при структурном параллелизме частей сложного предложения также может употребляться тире. Пример: Невеста - красивая, жених - удалой, почему бы не любоваться ими?

    Именная часть сказуемого означает признак конкретного лица, нет интонации «разрыва». Пример: Его отец учитель в сельской гимназии.

    В предложении использована инверсия, то есть сказуемое стоит впереди. Пример: Хороший человек этот преподаватель.

NB! Если перед тире стоит обособленная конструкция, то перед тире пишем запятую. Пример: Парнишка, окончивший школу на серебряную медаль, - мой брат.

Тире в неполном предложении

Пишем, если:

    В эллиптических предложениях (разновидности неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается и не подсказывается предыдущим контекстом) есть пауза. Пример: На улице - метель. Тире ставится вместо сказуемого.

    При параллелизме конструкций. Пример: «Руки - мои, ноги - мои, голова - тоже моя!» - закричал от обиды Коржиков.

    В предложениях особой структуры, в основе которых два существительных (одно в форме Д.п., другое в форме В.п.), эти предложения делятся на две части. Пример: Рабочим - фабрики, крестьянам - земли!

    Если неполное предложение - часть сложного, когда пропущенный член можно восстановить из контекста. Пример: Родители теперь стали опытнее, дети - послушнее.

Тире в предложениях с однородными членами

Пишем, если:

  • Обобщающее слово стоит после однородных членов. Пример: Мама занесла в комнату бананы, яблоки, мандарины - фрукты. О, О, О – О.
  • После однородных членов перед обобщающим словом стоит вводное, то перед ним также ставят тире, а после - запятую. Пример: На подоконниках, на свежеокрашенном полу, на полках книжного шкафа - словом, везде лежали разорванные на мелкие клочки листья тетрадок. О, О, О – словом, О.

NB! Когда обобщающее слово стоит перед однородными членами, однако предложение ими не заканчивается, тогда перед однородными членами ставится двоеточие, а после них - тире. Пример: Всё в саду: земля, скамейка, столик - было устлано упавшими с деревьев разноцветными листьями. О: О, О, О – ...

Тире при приложениях


Пишем, если:

  • Перед ним можно вставить а именно. Пример: Впереди засверкали огни ночного города - родины Шота Руставели. (Приложение чаще всего уточняет информацию и стоит в конце предложения).
  • Подчеркивается самостоятельность приложения либо приложение нужно для разъяснения. Пример: В октябре наступило «бабье лето» - кусочек лета осенью. (Приложение, как правило, стоит в конце предложения).
  • Выделяются с обеих сторон приложения, которые носят пояснительный характер. Пример: Старейший из сидящих - седобородый старец в обшитой драгоценными камнями шубе и с посохом в руках - поздоровался с падчерицей.

NB! Пример 1: Если бы Петруша поел приготовленный мамой завтрак - кашу с молоком, то сейчас не испытывал бы голод. (Здесь второе тире "съедает" запятая, которая разделяет части сложного предложения). Пример 2: Главный виновник случившегося - преступник раскрывается под конец детектива. (Приложение находится перед определяемым словом, поэтому только одно тире).


NB! Второе тире может опускаться, если приложение относится только к одному из однородных членов предложения. Пример 1: В колхозах сеяли пшеницу, кукурузу - царицу полей, но сажали ещё и рожь, овёс. Пример 2: Первый парень на селе, лучший тракторист и любимый девушками аккордеонист - Сергей хотел произвести на красавицу впечатление, поэтому и начал лихо играть на инструменте. данном предложении одно тире, которое отделяет определяемое слово от однородных приложений). Сравните: Сергей - первый парень на селе, лучший тракторист и любимый девушками аккордеонист - хотел произвести на красавицу впечатление, поэтому и начал лихо играть на инструменте.

Тире в водных и вставных конструкциях

Вводные и вставные конструкции выделяются тире, если :

  • Само вводное предложение распространенное. Пример: Устное народное творчество, или - как по–научному оно называется - «фольклор», показывает представление народа о мире.
  • Они выражают чувства автора, часто бывают вопросительными или восклицательными предложениями, поэтому перед вторым тире, закрывающим вставную конструкцию, стоит восклицательный или вопросительный знак. Пример: Скорость света - вы только представьте! – равна трёмстам тысячам километров в секунду.
  • Вставные конструкции, которые дополняют или поясняют основное предложение, в художественной литературе могут отделяться тире, хотя чаще отделяются скобками. Пример: По представлениям приглашённых - и Наташи между прочим тоже - постановка будет увлекательной.

Тире в бессоюзном сложном предложении

Пишем, если:

  • Происходит быстрая смена событий либо неожиданный результат. Пример: Встал 1 - в комнате уже никого не было 2 .
  • Есть противопоставление (между частями можно использовать союзы а, но ). Пример: Наташа красива 1 - (=а) Света умна 2 .
  • В первом предложении показаны время или условие действия (перед первым предложением можно использовать когда, если). Пример: (Если) Хочешь кушать 1 - приготовь себе еду 2 . (Если) Сделал дело 1 - гуляй смело 2 .
  • При сравнении (между частями можно использовать словно, будто ). Пример: Скажет слово 1 - (=будто) канарейка поёт 2 .
  • Второе предложение есть следствие или вывод (между частями можно использовать следовательно, значит). Пример: Кошка лежит у печки 1 - (=значит) день будет морозный 2 .

Тире в сложносочиненном предложении (ССП)

Пишем, если:

  • Во второй части ССП находится неожиданное присоединение или резкое противопоставление. Пример: Я в больницу прибежал - а там собралась уже вся наша семья.
  • Хотя бы одна из частей является назывным предложением. Пример: «Ещё пять минут - и перемена», – думал Сидорченко, глядя на часы.

Тире в сложноподчиненном предложении (СПП)

Пишем, если:

  • Придаточная изъяснительная находится впереди главной части, особенно при использовании союзов ли… или, ли…ли и если в главной части есть слова это, вот. Пример: Что случилось потом - это история умалчивает.
  • Придаточное условное или уступительное находится впереди главной части, тогда возможна постановка тире вместо запятой. Пример: "Если хочешь быть счастливым - будь им!» – говорил Козьма Прутков.
  • Придаточная часть - это неполное предложение с пропуском сказуемого, в этом случае по аналогии ставится тире. Пример: Некоторые думают, что для похудения надо правильно питаться и заниматься спортом, другие - что надо «исправлять» тело путём хирургического вмешательства.
  • Несколько придаточных находятся впереди главной части, тогда по аналогии с обобщающим словом при однородных членах предложения ставится тире. Пример: Когда всё это кончится, как жить дальше - этого никто не знал.


Играют большую роль в русском языке. Это отметил еще Ф. Буслаев, указывая, что они способствуют ясности изложения мысли. Всем известна фраза из сказки «Двенадцать месяцев»: «Казнить нельзя помиловать». Это наглядный пример того, как знаки препинания могут изменить смысл предложения.

Пунктуационное оформление текста всегда вызывает сложность. И особенно трудна постановка тире в предложениях, как простых, так и сложных. Объясняется это многозначностью и различными функциями знака препинания. К тому же в отдельных случаях его идентифицируют с запятой.

Роль тире в предложениях

Грамматика русского языка делит все знаки препинания на выделяющие, отделяющие и разделяющие. Кроме того, они могут быть одиночными и парными.

Отделяющее тире находится между подлежащим и сказуемым, однородными членами и обобщающим словом в простых предложениях и между частями сложных: бессоюзных, реже с союзной связью. Выделяющее используется как парный знак при приложениях, вводных и вставных конструкциях. Еще одна (дополнительная) функция тире - оформление на письме предложений с прямой речью и диалога. Таким образом, можно обозначить алгоритм действий при постановке этого знака препинания: вспомни правило и определи роль тире в предложении. Такой подход поможет писать осознанно и избежать

Тире между подлежащим и сказуемым

Самое известное правило постановки рассматриваемого пунктуационного знака - внутри грамматической основы. Его роль в данном случае сводится к замене пропущенной части составного сказуемого, обычно именного. Отсюда и условия постановки тире в подобном случае. Предложение «подлежащее тире сказуемое» будет соответствовать одной из схем:

  • существительное - существительное (оба в именительном падеже): «Сибирь - необъятный и богатый край России»;
  • инфинитив - инфинитив: «Учиться - постоянно трудиться»;
  • существительное - инфинитив или инфинитив - существительное: «Творить добро - закон жизни нравственных людей»;
  • числительное - числительное: «Пятью шесть - тридцать».

Перед словами ЭТО, ЗНАЧИТ, ЭТО ЕСТЬ всегда ставится тире: «Помогать пожилым людям - это признак воспитанности». Еще один возможный случай: инфинитив - наречие со значением (или слово категории) состояния, но только при наличии логической паузы между подлежащим и сказуемым: «Не знать правил перехода через дорогу - опасно для жизни».

Тире лишнее

Нужно также хорошо знать, когда знак препинания между подлежащим и сказуемым не ставится. В подобных случаях часто допускается пунктуационная ошибка, что не всегда объясняется простой невнимательностью. Вот правила, зафиксированные русской грамматикой:

  • подлежащее - личное местоимение, сказуемое - существительное;
  • между главными членами, выраженными именной частью речи, употреблены отрицательная частица НЕ или союзы: КАК БУДТО, СЛОВНО, КАК, БУДТО;
  • сказуемое - прилагательное, обычно в краткой форме.

Вот возможные предложения с тире - примеры их употребления в речи: «Ты человек с неуемной энергией», «Молодой повеса не пример для подражания», «Ее глаза словно огонь», «Мальчик робок и чрезмерно пуглив».

Также нужно отметить следующие варианты (они встречаются не так часто): «Графиня уже престарелая особа» - перед сказуемым-существительным есть относящийся к нему второстепенный член; «Прекрасный человек этот рыбак» - инверсия (т. е. обратный порядок слов).

Хотя следует отметить, что постановка тире в предложениях такого типа допускается в художественных произведениях. Задача автора при этом - акцентировать внимание читателя на значении, выражаемом подлежащим или сказуемым.

Тире в простом предложении, синтаксически или семантически неполном

Довольно часто, особенно в разговорной речи, которую нужно зафиксировать на письме, можно столкнуться со случаями пропуска сказуемого (или второстепенного члена). Смысл при этом не страдает, а вот оформление вызывает трудности. Это пример в котором пропущенный член (чаще сказуемое) избыточен. Причины могут быть следующими:

  • он с легкостью восстанавливается из контекста («Первые хотели мяса, вторые - рыбы, поэтому решили ограничиться салатиком»);
  • при синтаксическом параллелизме («Здесь - все мое, за лесом - мое, за тем полем - тоже мое»);
  • в конструкциях, где присутствуют два существительных - первое в дательном, второе в винительном падеже («Сестре - куклу, брату - машинку»).

Пунктуационное оформление однородных членов

Существует еще один случай постановки тире в простом предложении. Это касается постановки при однородных членах, где также можно выделить несколько моментов.

  1. Однородные члены - обобщающее слово («Ромашки, васильки, колокольчики - полевые цветы хорошо смотрелись в вазе»).
  2. Обобщающее слово: однородные члены - … («Одноклассники: Виталий, Юра, Сергей - сразу же пришли на помощь»).
  3. На месте пропуска второй части двойного союза, связывающего однородные члены («Хозяин не только радушно принял гостя - еще и дал ему в дорогу целую корзину еды»).
  4. Когда между однородными членами устанавливаются отношения противопоставления или неожиданности («Вопреки ожиданиям, она не испугалась - даже обрадовалась известию»).

Выделяющий знак при приложении

Тире может употребляться в простом предложении и как парный знак. Это обособление приложения или выделение вводных и вставных конструкций. Иногда в подобных ситуациях допускается замена его запятыми. Но есть случаи, когда тире - единственно возможный знак препинания. Чтобы не ошибиться в его постановке, следует запомнить предлагаемые правила.

Вот наиболее часто встречающиеся предложения с тире: примеры выделения приложений.

  1. Перед ним можно поставить слово А ИМЕННО: «Хозяйка приготовила вкусный обед - уху из пойманной рыбы и салат из свежих овощей».
  2. Оно носит поясняющий характер: «Вышедший на крыльцо хозяин - еще довольно бодрый старичок - долго всматривался в лица нежданных гостей».
  3. Приложение стоит перед определяемым словом: «Вкусная сладкая ягода - клубника на десерт, вызвала восторг у всех, кто сидел за столом».
  4. Распространяет один из однородных членов: «К вечеру приехали все: престарелая тетушка, кузен - сын недавно погибшего дяди, три двоюродные сестры по линии матери».
  5. Тире отделяет несколько однородных приложений от определяемого слова: «Отличница с первого класса, активная участница всех школьных мероприятий, опора и голова коллектива - Марина не могла не принять участия в готовящемся празднике».

Выделяющий знак при вводных и вставных конструкциях

В предложениях такого типа могут стоять запятые, скобки, тире. Как же не ошибиться в выборе нужного знака препинания? Чем характеризуются предложения с тире?

Примеры, хорошо иллюстрирующие данное пунктуационное правило, указывают на то, что вводная конструкция:

  • распространена: «Маленькие посетители мастерской, или - как их ласково называют и приветливые хозяева, и авторы работ - вдохновители новых идей, всегда были желанными гостями»;
  • передает чувства автора (в этом случае перед тире стоит еще и восклицательный или вопросительный знак): «Вся программа - как вам это нравится? - была в результате подготовлена в угоду одному человеку».

При выделении вставных конструкций в одинаковой мере используются тире и скобки.

Сложные предложения с сочинительной и подчинительной связью

В подобных случаях тире, как правило, не является основным знаком препинания и может употребляться вместо запятой. Подобная замена объясняется тем, что внимание акцентируется на ключевых словах или их сочетании в предложении, особом интонационном оформлении фразы.

Вот примеры уместной постановки тире в с союзной связью.

  1. Отношения противопоставления или неожиданности в ССП (сложносочиненном): «Опустишь длинную соломинку на воду - и она легко поплывет по волнам речушки».
  2. Одна или обе части ССП - назывное предложение: «Мгновенье - и разбойник оказался прямо перед ней».
  3. В СПП (сложноподчиненном), если перед главной стоит придаточная изъяснительная, уступительная или условная: «Если во время нашего отсутствия кто-нибудь постучит - не открывай дверь!»
  4. Повторяющееся сказуемое-глагол опущено в одной или нескольких частях сложноподчиненного предложения: «Одни полагали, что такого пожертвования будет достаточно, другие - что сумму все же нужно увеличить».
  5. В СПП с однородным соподчинением придаточных, расположенных в его начале: «Что случилось после его ухода, почему сестра открыла дверь незнакомцу - ответов на эти вопросы он так и не нашел».

Тире в сложном предложении с бессоюзной связью

Русская грамматика вполне четко определяет постановку Главное, на что нужно обратить внимание, - правильно установить заключенные в нем смысловые отношения. Тире между предложениями (предикативными частями) БСП ставится в нескольких случаях.

В первой части - указание на время либо условие совершаемого действия: «Прочитаешь книгу до конца - пойдешь на аттракционы». Такое предложение легко можно переконструировать в СПП.

Вторая часть:

  • обозначает быструю смену событий или неожиданный результат: «Дверь приоткрылась - раздался сильный хлопок»;
  • противопоставляется первой (= А): «Истекло много времени - тоска все не проходила»;
  • указывает на следствие или результат (= ТОГДА, ПОЭТОМУ): «Я больше не вернусь сюда - скоро все забудется»;
  • содержит сравнение (= БУДТО, СЛОВНО): «Глянет исподлобья - огнем обожжет»;
  • присоединяется с помощью слов ТАК, ЭТО, ТАКОЙ: «Дней через десять все встанет на свои места - такая мысль успокаивала и внушала надежду».

Таким образом, предложения с тире (примеры мы привели в статье) при знании правил не вызовут больших сложностей.

Часто ли вам приходилось задумываться во время письма, когда ставится двоеточие, а когда - тире? Наверное, часто, ведь эти знаки препинания, как и любые другие, требуют соблюдения определенных правил, хотя в некоторых случаях и очень похожих. А вот каких именно - мы поговорим далее в статье.

Связь между обобщающими словами и двоеточием или тире

Рассуждая о том, когда ставится двоеточие, а когда - тире, в первую очередь нужно упомянуть те предложения, в которых употреблены однородные члены, а при них имеется обобщающее слово. Именно после него, перед перечислением, и необходимо двоеточие.

Так, например, в предложении: «В его рюкзаке всегда можно было найти интересные вещи: камешки, болты, металлические шарики и даже муху в спичечном коробке », перед перечислением стоит обобщающее слово «вещи », после которого в данной ситуации и ставится двоеточие.

Если же обобщающее слово находится после перечисления, то перед ним требуется поставить тире. Например: «Камешки, болты, металлические шарики и даже муха в спичечном коробке - вот вещи, которые всегда можно найти в рюкзаке у Петьки ».

Кстати, после обобщающего слова часто можно встретить и тире, что тоже является верным вариантом. Например: «Там все иначе - язык, жизненный уклад и даже ценности ».

Двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях

Случаев, когда ставится двоеточие в сложных бессоюзных предложениях, несколько:

  1. Если вторая часть сложного предложения объясняет содержание первой. Тогда между ними можно поставить союзы «а именно» или «как то». Например: «Все в природе говорило о радости: с чистого неба ярко светило солнце, и на разные голоса пели птицы».
  2. Если во второй части предложения указывается причина того, о чем упоминается в первой его части. Тогда, кстати, между частями легко поставить союзы «потому что» и «так как». Например: «Иван был очень недоверчивым человеком: его слишком часто подводили близкие люди».
  3. Еще одним случаем, когда ставится двоеточие между частями предложения, является тот, где одна часть предупреждает о том, что изложение продолжится и далее. В таких предложениях в первой части употребляется, как правило, один из глаголов: видеть, знать, слышать, чувствовать и т. п. Например: «Петр и Анна знали: у них обязательно будет большая и шумная семья». Как видите, между частями этого предложения и подобных ему можно поставить союз «что», превратив его, таким образом, в сложноподчиненное предложение.

Допустимым вариантом является также и употребление в данных предложениях тире вместо двоеточия. Сравните:

  • Он понимал - случилось непоправимое .
  • Подобное при нем лучше не произносить - может обидеться .
  • Им казалось - еще немного, и все сбудется .

Кстати, предложения с предупреждением о продолжении повествования следует отличать от сложных предложений, не содержащих такового. В этом случае в них между частями ставится запятая. Например: «Знаю, жить они будут у нас ».

Когда ставится двоеточие в предложении с прямой речью

В тех предложениях, где используется прямая речь, двоеточие ставится после слов автора, например:

  • По дороге домой Нина жалобно спросила у Сони: «Ты сможешь когда-то простить меня?»
  • Она проговорила сквозь зубы: «Если бы ты знал, как мне ненавистна эта жизнь».

Предложения, в состав которых входит прямая речь, нужно отличать от сложноподчиненных конструкций. В последних перед придаточным ставят запятую, например:

  • По дороге домой Нина жалобно спросила у Сони о том, может ли она рассчитывать на прощение.
  • Она проговорила сквозь зубы, что ей крайне ненавистна эта жизнь.

В каких случаях ставится двоеточие в заголовке

Отдельного пояснения требуют правила написания заголовков. Если заголовок какого-то текста делится на две части, и первая из них (именительная) называет лицо, проблему, место действия и т. п., а вторая конкретизирует значение первой, то между ними ставится двоеточие.

Давайте рассмотрим примеры таких заголовков:

  • Ангина: признаки и методы лечения болезни.
  • Михаил Булгаков: неизвестные факты из биографии писателя.
  • Десять дней в Индии: страна чудес и контрастов.

Так что же ставить - тире или двоеточие?

В заключение можно сказать, что в современном языке решить, когда ставится двоеточие, а когда лучше обойтись тире, становится все проще, так как тире в этом « поединке» нередко выходит победителем.

По мнению знаменитого Д. Э. Розенталя, тире является более свободным знаком, часто « заходящим» и во владения двоеточия. Чем же это объясняется? Лингвист считает, что тире в предложении выполняет не только чисто синтаксические функции, но и придает ему эмоционально-экспрессивную окраску. Очевидно, поэтому его так любят употреблять авторы в художественной литературе и в периодических изданиях. В качестве примера можно привести несколько фраз из газет: «Выборы позади - можно подводить итоги » или «Эксперты называют этот процесс достаточно закономерным - спрос на земельные участки повысился ».

А значит, решать, когда ставится двоеточие в предложении, а когда - тире, можно и исходя из авторских предпочтений.

Цель урока: Обобщение введений о постановке двоеточия и тире в простом предложении.

Формирование умений:

  • устанавливать смысловые отношения между частями в БСП,
  • определять интонацию в БСП в соответствии со значением его частей,
  • правильно ставить двоеточие и тире в БСП,
  • определять синонимию БСП и СПП, ССП,
  • составлять БСП и употреблять их в речи.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний о постановке двоеточия и тире в простом предложении.

Какие правила постановки двоеточия в простом предложении вы знаете? Приведите примеры постановки двоеточия в простом предложении.

Ответы: “Это двоеточие при обобщающем слове”.

Примеры :

  1. Острым складным ножом на палке вырезали разные узоры: то белое колечко, то узкую спиральку, то мелкую шахматную клеточку. (В. Сол.)
  2. Гости говорили о многих приятных и полезных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице, о чепчиках, о жеребцах. (Гог.)
  3. У нее не было на лице никакого выражения, совсем никакого: ни волнения, ни радости, ни страха – ничего. (Сим.)
  4. А теперь вспомним случаи постановки тире в простом предложении.

Ответы : “Тире между подлежащим и сказуемым, тире в неполном предложении, тире при обособлении приложений, тире при вставных конструкциях”.

Примеры:

  1. Работа – лучшее лекарство.
  2. Задача науки – постигать законы природы.
  3. Рана от ножа заживает, от слова – никогда.
  4. Рыба ищет, где глубже, а человек – где лучше.
  5. Пришел ноябрь – месяц осенних заморозков.
  6. Этим летом я поехал в Тарусу – тихий городок на Оке.
  7. Однажды, подремав после обеда, - обедали в полдень – Миша вышел из дома и не спеша пошел в сад. (Бун.)
  8. Тишина – она казалась Наташе глубокой, как ночная вода, - стояла в лесах. (Пауст.)

II. Объяснение нового материала. Постановка двоеточия в БСП.

1. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если второе простое предложение имеет значение причины.

Печален я: со мною друга нет. (П.)

На какую известную вам синтаксическую конструкцию можно заменить данное БСП?

Ответ: “На сложноподчиненное предложение со значением причины” (Печален я, так как со мною друга нет.)”

2. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если вторая часть имеет значение пояснения.

В одном месте случилось совсем невероятное происшествие: продавец детских воздушных шаров был унесен шарами на воздух. (Олеша)

При этом между частями можно поставить слово а именно (происшествие, а именно:)

3. Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если вторая часть имеет значение изъяснения.

Я поднял глаза: на крыше моей хаты стояла девушка. (Л.)

Каким сложноподчиненным предложением можно заменить данное бессоюзное?

Ответ: “Сложноподчиненным с придаточным изъяснительным” (Я поднял глаза и увидел, что на крыше моей хаты стояла девушка.)

В БСП с двоеточием между его частями звучит предупредительная интонация.

III. Материал для отработки постановки двоеточия в БСП.

1. Киевские былины имеют героический характер: главное предназначение богатырей – стоять на рубежах Русской земли и сторожить ее от нашествий степных кочевников. (Ю.Лот.)

2. Одно было несомненно: назад он не вернется. (Тург.)

3. И вот два года тому назад начались в квартире необъяснимые происшествия: из этой квартиры люди начали бесследно исчезать. (Булг.)

4. Акакий Акакиевич прибежал домой в совершенном беспорядке: волосы, которые еще водились у него на висках и затылке, совершенно растрепались, бок, и грудь, и все панталоны были в снегу. (Гог.)

5. И он увидел: белый-белый как смерть Ланцелот стоит возле мертвых голов дракона. (Шварц)

6. Я отдернул руку: из самой середины цветка с яростным шипением вылетела пчела. (Л.Т.)

IV. Объяснение нового материала. Постановка тире в БСП.

1.Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если первая часть имеет значение времени.

Пашню пашут – руками не машут.

Ответ: “Сложноподчиненному обстоятельственному со значением времени. Когда пашню пашут, руками не машут.”

2. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если первая часть имеет значение условия.

Волков бояться – в лес не ходить.

Какому сложноподчиненному предложению синонимично данное?

Ответ: “Сложноподчиненному обстоятельственному со значением условия. Если волков бояться, то в лес нечего ходить.”

3. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится, если первая часть указывает на следствие, результат того, о чем говорится в первой части.

Мелкий дождь сеет с утра – выйти невозможно. (Тург.)

Какому сложноподчиненному предложению синонимично данное?

Ответ: “ Сложноподчиненному обстоятельственному со значением следствия. Мелкий дождь сеет с утра, так что выйти невозможно.”

4. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится при отношениях сравнения.

Слово молвит – соловей поет.

Какому сложноподчиненному предложению синонимично данное?

Ответ: “ Сложноподчиненному обстоятельственному со значением сравнения. Слово молвит, словно соловей поет.”

5. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится при отношениях противопоставления.

Не спеши языком – торопись делом.

Ответ: “Сложносочиненному предложению с противительными союзами. Не спеши языком, а торопись делом.”

6. Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится при отношениях быстрой смены событий, неожиданного результата.

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.(Кр.)

Какой конструкции синонимично данное предложение?

Ответ: “Сложносочиненному предложению с сочинительными союзами. Сыр выпал, и с ним была плутовка такова.”

Тире оказывается на высшей интонационной точке подобных БСП.

V. Материал для отработки постановки тире в БСП.

1. Поставишь кляксу – заставлю слизать языком. (Шварц)

2. В сумерки брат осторожно заглянул ко мне – я притворился, что сплю. (Бун.)

3. Взглянул – так и знакомый; взошел – так и живи. (Цв.)

4. Попробовал идти пешком – ноги мои подкосились. (Л.)

5. Гроза давно уже прошла – звезды засияли, все смолкло кругом. (Тург.)

6. Знай я ремесло – жил бы в городе. (М.Г.)

7. Светает – пора вставать.

VI. Материал для отработки постановки двоеточия и тире в БСП..

1. Все невольно глянули в окно: кто-то с усами в полувоенном сюртуке вылезал из телеги. (Гог.)

2. Выйдя из дому, я пошел по улицам; они были странны: немо, тепло, сыро всюду, вокруг в голых садах и среди тополей бульвара густо стоит белый туман, смешанный с лунным светом.

3. Поверь: для них смешон твой плач и твой укор. (Л.)

4. Меня отпусти на волю – я с голоду не умру, я не пропаду; дай мне пашню – я оброк хороший взнесу... (Тург.)

5. Утренняя заря не пылает пожаром – она разливается кротким румянцем. (Тург.)

6. Вы проходите мимо дерева – оно не шелохнется: оно нежится. (Тург.)

7. Не стыдно не знать – стыдно не учиться.

8. Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. (Тург.)

VII. Задание на эрудицию. Закончите цитаты из русских классиков, поставьте необходимые знаки препинания.

  1. Я помню чудное мгновенье... (П.)
  2. Идет направо...налево... (П.)
  3. Там чудеса... (П.)
  4. Сыр выпал... (Крыл.)
  5. Служить бы рад... (Гриб.)
  6. Чин следовал ему... (Гриб.)
  7. А потому обычай мой такой...подписано... (Гриб.)
  8. Забил заряд я в пушку туго и думал... (Л.)
  9. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы... (Гог.)

VIII. Домашнее задание: выучите теорию, выпишите из художественной литературы 8 предложений на двоеточие и тире в БСП, составьте их схемы.

Бессоюзными называют такие сложные предложения, в которых части связаны только при помощи интонации. Основным признаком таких сложных конструкций является отсутствие союзов. Вместо них употребляются знаки препинания в БСП.

Общая характеристика

Между предложениями в БСП устанавливаются смысловые отношения, сходные с отношениями в предложениях союзных: сложносочинённых и сложноподчинённых.

Например:

  • Ночь всё наступала, лес придвигался ближе к костру. В предложении обнаруживаются смысловые отношения перечисления одновременно совершающихся событий.
  • В один прекрасный день пикеты, сбиваясь с ног от беготни, приносят весть: сдаётся крепость. В этом предложении смысловые отношения аналогичны отношениям в изъяснительным.
  • Он говорил правду - ему не верили. В предложении сочетаются отношения временные, уступительные и противительные.

В зависимости от того, как соотносятся между собой части по смыслу, бывают БСП с разными Примеры, данные выше, служат этому доказательством. В зависимости от этого бессоюзные сложные предложения делятся на три группы.

БСП с запятой и точкой с запятой

Существует несколько пунктуационных особенностей, связанных с бессоюзными предложениями. В частности, есть два правила, регламентирующие постановку запятой и точки с запятой в предложении.

В БСП. Таблица с примерами

Запятая в БСП ставится, если имеет место перечисление определённых фактов, можно использовать союз и . В таком случае интонация при чтении будет перечисляющей, и перед каждой запятой необходимо выдержать небольшую паузу.

Голова у меня закружилась, в глазах заплясали звёзды.

Голова у меня закружилась, и в глазах заплясали звёзды.

Если предложение распространённое и имеет внутри свои запятые (однородные члены, обособленные члены, вводные слова и обращения), то оно отделяется от другой части точкой с запятой.

Зелёные лягушата прыгают по камням около ручья; на самом большом камне лежит, греясь на солнце, золотой уж.

Запятую или точку с запятой нужно выбрать?

Если правило хорошо понято и усвоено, то вы легко сможете справиться со следующими упражнениями:

1.Объясните постановку точки с запятой:

1) Всходит солнце, от холода бодрое и лучистое; отблеском золотится окно.

2) Всё утро, чистые и яркие, сверкали краски; полдня серебрились на окне морозные хризантемы.

2. Какие пропущены знаки препинания в БСП в скобках?

Счастливая невозвратимая пора - детство! Как не любить воспоминания о ней? Они так освежают и возвышают мою душу.

Набегаешься досыта (…) сидишь за столом на своём стульчике (…) уже поздно(…) давно выпита чашка молока (…) сон застилает глаза (…) но не двигаешься с места (…) всё сидишь и слушаешь. Мама разговаривает с кем-то (…) голос её так сладок (…) так приветлив. Звук маминого голоса так много говорит моему сердцу, так отзывается в моей душе!

Отуманенными глазами я пристально смотрю в её милое лицо (…) вдруг она делается вся маленькая - лицо её становится не больше пуговки (…) но я его вижу всё так же ясно. Мне нравится видеть её такой малюсенькой. Я прищуриваю глаза ещё сильнее (…) она теперь уже не больше тех мальчиков (…) какие бывают в зрачках (…) когда смотришь близко в глаза (…) но вот я пошевелился - и чудо исчезло (…) я снова суживаю глаза (…) всячески стараюсь возобновить видение (…) но напрасно.

БСП с тире

Знаки препинания в БСП напрямую зависят от смысловых взаимоотношений его частей. Для постановки тире в бессоюзных предложениях необходимо наличие одного из условий, приведённых в таблице.

Знаки препинания в БСП. Таблица постановки тире с примерами

Условия для использования тире

Понять тебя я рад - пойми и ты меня. (Понять тебя я рад, но пойми и ты меня).

Одно предложение заключает указание на время или условие того, о чём говорится в другом предложении. Можно поставить запятую и союзы ЕСЛИ и КОГДА.

Пойдёт дождь - отменим поход. (Если пойдёт дождь, отменим поход. Когда пойдёт дождь, отменим поход).

Во втором предложении заключён вывод или следствие того, о чём сказано в первом предложении. Можно поставить запятую и союзы ПОЭТОМУ или ТАК ЧТО.

Завтра предстоит много сделать - надо встать пораньше. (Завтра предстоит много сделать, поэтому надо встать пораньше).

Если в предложение рисуется быстрая смена событий. Можно поставить запятую и союз И.

Раздался громкий топот - всё смолкло. (Раздался громкий топот, и всё смолкло).

Тире или не тире?

1. Какие знаки препинания ставятся в БСП, приведённых ниже?

1) Учитель велел подать дневник (…) дневника у меня не оказалось.

2) Стоит ужасная духота (…) к ночи будет гроза.

3) Она села в кибитку около гусара (…) ямщик присвистнул (…) лошади помчались.

4) Раздался окрик (…) он бросился бежать.

5) За большим погонишься (…) маленькое потеряешь.

2. В тексте есть БСП с разными знаками препинания. С какими?

Послышалась песня (…) сразу смолкли голоса (…) стихли понукания (…) и весь обоз двигался дальше в молчании (…) лишь перестук колёс и чавканье грязи под конскими копытами можно было слышать в эти минуты (…) когда звучали слова печальной песни.

3. В каком из предложений ставится тире?

1) Солнце уже село, но в лесу ещё пока светло (…) воздух такой чистый и прозрачный (…) птицы щебечут и пересвистываются (…) молодая травка блестит, как изумрудная.

2) На душе у меня весело и празднично (…) на дворе весна (…) и воздух так чист и прозрачен (…) птицы щебечут ошалело и радостно (…) пробивается молодая травка.

БСП с двоеточием

Огромное значение в определении связи межу частями в БСП играет интонация. Если в конце первой части необходимо повысить тон голоса, то наверняка необходимо поставить двоеточие. Вот и получается, что знаки препинания в БСП зависят от интонации. Но и смысловые отношения имеют наиважнейшее значение. Рассмотрим условия для постановки двоеточия.

Знаки препинания в БСП. Таблица с примерами постановки двоеточия

Условия постановки двоеточия

Во втором предложении говорится о причине того, о чём сказано в первом предложении. Можно поставить запятую и союз ПОТОМУ ЧТО.

Дождливую погоду я недолюбливал: она вгоняла меня в тоску. (Дождливую погоду я недолюбливал, потому что она вгоняла меня в тоску).

Одно предложение служит для пояснения другого, раскрывает его содержание. Можно поставить запятую и вводное слово А ИМЕННО, тогда двоеточие будет стоять уже после этого слова.

В поле царит буйство красок: среди яркой зелени травы белеют ароматными сугробиками кустики ромашки, алеют мелкие звёздочки гвоздики, изредка проглядывают застенчивые глазки василька. (В поле царит буйство красок, а именно: среди яркой зелени травы белеют ароматными сугробиками кустики ромашки, алеют мелкие звёздочки гвоздики, изредка проглядывают застенчивые глазки василька).

Второе предложение служит для дополнения первого. В таком случае можно поставить между предложениями запятую и союз КАК, ЧТО или УВИДЕЛ, ЧТО.

Я чувствую: осторожно, словно опасаясь чего-то, пальцы медленно движутся вверх к плечу. (Я чувствую, как осторожно, словно опасаясь чего-то, пальцы медленно движутся вверх к плечу).

Двоеточие или не двоеточие?

В данном случае также есть свои правила.

1. Какие пропущены в предложении?

Как-то так получилось (…) что раньше срока уехала Вера (…) но сейчас это ничуть не пугало Сергея (…) он знал (…) что отец и все остальные вернутся к вечеру.

2. Расставьте знаки препинания в БСП. Примеры предложений даны ниже.

1) Картина изменилась (…) уже на белой скатерти полей кое-где виднелись чёрные пятна и полосы оттаявшей земли.

2) Мне очень нравилось слушать девочку (…) она живописала мне о мире, неведомом мне.

3) Ещё чуть-чуть (…) оживут её глаза, расцветёт на лице улыбка.

4) Я поглядел в окно (…) на очистившемся небе ярко разгорелись звёзды.

5) Сколько лет служу (…) этакого со мной ещё не было.

Обобщим изученное

БСП являются сложной системой, включающей четыре типа предложений, в зависимости от знаков препинания, стоящих между частями сложного предложения - запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.

Знаки препинания в БСП. Таблица с примерами

точка с запятой

двоеточие

Хлопнул выстрел, потом затрещал пулемёт.

Возле дверей я увидел мальчика, от холода всего посиневшего; на нём была мокрая, прилипшая к телу одежда; он был босой, и его маленькие ноги были в грязи, как в носках; дрожь пробрала меня с ног до головы при виде его.

Летом деревья сливались в одну зелёную массу - осенью каждое стоит отдельно, само по себе.

Начал брезжить рассвет - мы проснулись и вышли на улицу.

Жизнь без радости - день без солнышка.

Будешь давать - не возьму.

Вот что я сделаю: ночью приду с отрядом, подожгу взрывчатку и подниму тот дом, то бишь научно-исследовательскую станцию, на воздух.

Про себя он подумал: доктора надо вызвать.

Птица не могла летать: у неё было сломано крыло.

БСП с знаками препинания. Правило

Ставится запятая, если предложения с соединительными отношениями.

Ставится точка с запятой, если предложения с соединительными отношениями имеют внутри себя свои запятые.

Ставится тире, если предложения с противопоставительными, временными, сравнительными, уступительными, следственными отношениями.

Ставится двоеточие, если предложения с пояснительными, дополнительными, причинными отношениями.

Чем различаются знаки препинания в ССП, СПП, БСП

Между частями БСП устанавливаются отношения, сходные с отношениями, обнаруживающимся в союзных предложениях: сложносочинённых и сложноподчинённых.

Бессоюзные

В одном углу скрипнула половица, дверь скрипнула.

В одном углу скрипнула половица, и дверь скрипнула (ССП).

Уже вечерело, солнце скрылось за сосновую рощу, находившуюся за садом; тень от неё пролегла без конца через поля.

Уже вечерело, солнце скрылось за сосновую рощу, находившуюся за садом, и тень от неё пролегла без конца через поля.

Ему стало стыдно убивать безоружного - он задумался и опустил ружьё.

Ему стало стыдно убивать безоружного, поэтому он задумался и опустил ружьё.

Я вошёл в избу: две лавки по стенам да большой сундук около печки составляли всю её обстановку.

Я вошёл в избу и увидел, что две лавки по стенам да большой сундук около печки составляли всю её обстановку.

Как видно из таблицы, постановка знаков препинания в БСП значительно богаче, чем в союзных предложениях, у которых используются только запятые. Но в союзных конструкциях смысловые отношения частей понятны и ясны, благодаря союзам:

  • одновременность, последовательность - союз И;
  • причина - союз ПОТОМУ ЧТО;
  • следствие - союз ПОЭТОМУ;
  • сравнение - союз КАК;
  • времени - союз КОГДА;
  • условия - союз ЕСЛИ;
  • дополнение - союз ЧТО;
  • пояснение - союз ТО ЕСТЬ;
  • противопоставление - союз А.

Постановка знаков препинания в БСП нужна для выражения смысловых отношений между предложениями, они выполняют роль союзов.

Примеры БСП

Примеры иллюстрируют варианты БСП:

  • с условными отношениями: Побудешь здесь денёк - тогда и узнаешь.
  • с временными отношениями: Справишься - в руководители переведём.
  • со значением следствия: Дождь закончился - можно дальше двигаться.
  • с условными отношениями: Солнце светит - работаем, дождик идёт - отдыхаем.
  • с уступительными отношениями: Мне бы такую собаку - коровы не надо.
  • с противительными отношениями: Красивы городские - мне деревенская милей.

  • с соединительными отношениями: Мужчина, сидя за столом, говорил по телефону; ребёнок всё так же спал на диване.
  • с изъяснительными отношениями: Я вам советую: не поднимайте чужих кошельков.
  • с отношениями следствиями: Земля была нужна под посевы: пришлось перепахать огороды.
  • с пояснительными отношениями: Изредка слышались голоса: припозднившиеся пешеходы возвращались домой.
  • с отношениями причины: Надо отдать ему должное - он был очень горяч, смел и настойчив.
  • с отношениями сравнения: То не ветер шумит на просторе, не море бушует в шторм - моё сердце тоскует по Родине, нет покоя и счастья в нём.

Пример задания ОГЭ

Среди предложений нужно найти сложные с бессоюзной связью между частями:

1) Святое море - так называют Байкал с давних пор. 2) Не станем уверять, что лучше Байкала нет ничего на свете: каждый волен любить что-то своё, и для эскимоса его тундра - венец творения. 3) Мы с младых ногтей любим картины родной земли, они определяют саму нашу суть. 4) И недостаточно считать, что они нам дороги, они - наша часть. 5) Нельзя сравнивать ледяную Гренландию с раскалёнными песками Сахары, тайгу Сибири со степями среднерусской полосы, Каспий с Байкалом, однако можно передать свои впечатления от них.

6) Но всё же есть у Природы свои любимцы, которые она создаёт с особой тщательностью и наделяет особенной притягательностью. 7) Таким созданием является, несомненно, Байкал.

8) Если даже не говорить о его богатстве, славен Байкал другим - своей чудной силой, не подвластным времени заповедным могуществом.

9) Вспоминается мне, как мы с товарищем ушли далеко по берегу нашего моря. 10) Было начало августа, благодатнейшее время, когда вода нагрелась, сопки бушуют разноцветьем, когда солнце заставляет сиять выпавший снег на далёких горах Саян, когда Байкал, запасшись водой из растаявших ледников, лежит сыто и спокойно, набираясь сил для осенних штормов, когда весело плещется под крики чаек рыба.