1. Понятие о вводных конструкциях.

2. Семантика вводных слов.

3. Структурные особенности предложений с вводными конструкциями.

4. Вставные конструкции.

Вводные и вставные конструкции относятся к структурам, осложняющим предложение. Их значение имеет добавочный характер относительно основной части высказывания, для них характерно отсутствие грамматической связи с другими членами предложения. Их так и называют «слова, грамматически не связанные с предложением». Однако в последнее время стали говорить о наличии лексических и грамматических средств связи, благодаря которым вводные и вставные конструкции взаимодействуют с основной частью высказывания.

Вводные и вставные конструкции различаются прежде всего по функции и семантике.

Вводные конструкции служат в предложении как средство выражения субъективной модальности. Они несут оценку говорящего, характеристику высказывания или служат для привлечения внимания собеседника к высказыванию. Например: Разумеется, вы не правы . (Оценка с точки зрения достоверности). К моему величайшему изумлению, вы оказались не правы. (Эмоциональная оценка говорящего). Видите ли, вы не правы . (Привлечение внимания собеседника).

Вводные конструкции могут быть выражены средствами морфологии – модальными словами и синтаксиса – словосочетаниями и предложениями. Выражения «вводное слово» и «модальное слово» не являются тождественными. Вводные слова являются единицами синтаксического уровня, а модальные – морфологического. Точно так же не являются тождественными термины «дополнение» и «существительное».

Вводные предложения по форме соотносятся с предикативными единицами, но функционально – с вводными словами. Сравните: По-моему, вы не правы. Я полагаю, вы не правы. Иногда в составе вводных предложений могут быть союзы, но они лишены своей связующей роли. Например: Он не прав и, что еще хуже, не признает этого. Как хочешь, ты не прав.

По семантике вводные конструкции выражают различные оттенки значений. Рассмотрим наиболее типичные:



Наименование разряда Примеры
1. Модальная оценка (достоверность /вероятность сообщений): возможно, точно, конечно, разумеется, может быть, должно быть, однозначно, надеюсь, по-видимому, безусловно Но, знать, сердечное страданье уже пришло ему невмочь. Так, видно, небом суждено.
2. Эмоциональная оценка: к счастью, на беду, страшное дело, нечего сказать, не дай бог Боюсь: брусничная вода мне не наделала б вреда. В то время жирный был пирог (к несчастию, пересоленный)
3. Указание на обычность сообщаемого: бывает, случается, как водится, как обычно, по обыкновению . Бывало, он еще в постеле, ему записочки несут.
4. Источник сообщения: по слухам, по-моему, по-твоему, известно, как помнится, как говорится, на мой взгляд, с точки зрения, по сообщению, говорят На мой взгляд, в этом рассказе автору не удалось сказать ничего нового.
5. Указание на связи и отношения между частями предложения или более широкого контекста: следовательно, значит, во-первых, наконец, кстати, как было сказано, наоборот, например, итак Мария Гавриловна воспитывалась на французских романах и, следовательно, была влюблена.
6. Указание на способы выражения мыслей: иначе говоря, так сказать, в свою очередь, заметим, другими словами Вам следовало бы покинуть Нижний и два-три года, так сказать, потереться около литературы.
7. Слова, используемые для привлечения внимания собеседника: вообразите, представьте, помнишь, видишь ли, простите, прошу, пожалуйста, понимаете. Вообрази, я здесь одна…

По структуре вводные конструкции могут относиться или к предложению в целом, или к его частям. Это зависит от намерения говорящего. Если оценка относится ко всему высказыванию, то вводные конструкции стоят или в начале, или в конце предложения. Если к отдельной части – то в середине предложения. А кстати, Ларина проста и очень милая старушка. И начинает понемногу моя Татьяна понимать теперь яснее, слава Богу, того, по ком она вздыхать

Вводные конструкции не одинаковы по степени предикативности. В большей мере предикативны вводные предложения. Так люди (первый каюсь я) от делать нечего друзья. Затем на шкале предикативности следует располагать вводные слова, выраженные спрягаемыми формами глагола: Быть может, он для блага мира иль хоть для славы был рожден . Иногда бывает трудно разграничить, вводное слово это или предложение: Вы, надеюсь , осознали свою неправоту. Вы, я надеюсь , осознали свою неправоту. В меньшей степени предикативные остальные вводные слова и словосочетания.

Вставные конструкции содержат дополнительную информацию, попутные замечания. Они резко разрывают цепочку связей в предложении. Сравните: Я вас люблю (к чему лукавить), но я другому отдана… Им овладело беспокойство, охота к перемене мест (весьма мучительное свойств, немногих добровольный крест) . Во втором случае конструкция менее тесно связана с темой предложения. Она представляет собой авторскую ремарку, его отступление.

В отличие от вводных вставные конструкции не могут занимать интерпозицию. Хотя есть отступления. Например: Журналы иностранной литературы (два) я велел отослать в Ялту . Вставные конструкции содержат самые разнообразные сведения. Сравните: Она казалась верный снимок Du comme il fout (Шишков, прости: не знаю, как перевести). Онегин (вновь займуся им) убив на поединке друга, дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов…

Четкой границы между вводными и вставными конструкциями нет. По структуре вставные конструкции могут быть выражены предложениями, словосочетаниями, словами: Поверьте (совесть в том порукой!) супружество нам будет мукой. Трудно сказать, в данном предложении представлена вводная или вставная конструкция.

Вводные конструкции - это слова, словосочетания или предложения, с помощью которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает. Это отношение может быть различным: уверенностью, предположением, сомнением, ссылкой на чьё-либо мнение, сожалением по какому-либо поводу и т. п.

Вводные слова не являются членами предложения и не связаны с членами предложения ни сочинительной, ни подчинительной связью. Семантически же вводные конструкции тесно связаны со всем предложением или с его частью, так как употребляются для более полного выражения того или другого смысла, который автор вкладывает в предложение.

В устной речи вводные конструкции выделяются особой интонацией, а на письме - запятыми.

По значению вводные конструкции делятся на несколько групп:

1) Вводные конструкции , выражающие уверенность или, наоборот, неуверенность говорящего в достоверности сообщаемого: конечно, безусловно, разумеется, несомненно, действительно и др. - уверенность; наверное (наверно), должно быть, может быть, кажется, пожалуй, видимо, по-видимому, вероятно и под. - неуверенность, предположение, сомнение: Мы, разумеется, начали разговор о вчерашнем (Ф. Достоевский); Тогда я ещё не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок (К. Паустовский); Этот мучительный и радостный рассказ, видимо, был необходим для Наташи (Л. Толстой); Может быть,мы не увидимся более (М. Горький).

2) Вводные конструкции , выражающие эмоциональное отношение к сообщаемым фактам (радость, удовольствие, удивление, сожаление, досаду и т. п.): к счастью, на моё счастье, к нашему удовольствию, к общей радости, к сожалению, к несчастью, на беду, к удивлению, чего доброго и под.: К моему удовольствию, батюшка согласился на мою просьбу (М. Салтыков-Щедрин); Про вас я не слыхал, к несчастью, ничего (М. Лермонтов).

3) Вводные конструкции , указывающие на источник сообщения, источник определённого мнения, определённых сведений: по-моему, по-твоему, по сообщениям печати, по мнению директора, по их словам, по выражению Пушкина, дескать, говорят и т. д. (Косвенно подобные конструкции часто указывают на неполную уверенность говорящего в достоверности сообщаемого.) По-моему, такие зимы были лучшим временем в Батуми (К. Паустовский); По моему сужденью, пожар способствовал ей много к украшенью (А. Грибоедов).

4) Вводные конструкции , указывающие на логическую связь мыслей, их последовательность (с их помощью говорящий подчёркивает разного рода логические отношения между частями высказывания). Например, конструкции типа таким образом, словом, итак, следовательно, значит сигнализируют о формулировке вывода; прежде всего, во-первых, во-вторых, наконец и под. используются, когда есть потребность подчеркнуть количественный состав какого-либо перечня (чаще всего - перечня аргументов) и установить степень важности компонентов этого перечня; слова кстати, между прочим, кстати сказать свидетельствуют о побочном характере высказывания в общей логике диалога или монологического изложения; слова например, в частности, кроме того и др. сигнализируют о введении примеров, иллюстрирующих общее положение; наоборот, напротив - о контрастности явлений и т. д. Тишина на рассвете не успокаивала, а, наоборот, усиливала его волнения (К. Паустовский); Итак, предложение было принято (И. Тургенев).

5) Вводные конструкции , указывающие на приёмы и способы оформления мысли или на характер высказывания (на стиль и тон высказывания): короче (говоря), вернее, точнее, словом, одним словом, прямо скажем, грубо (мягко) выражаясь, по совести говоря и т. д. Я присмотрелся, попривык к окружающим меня явлениям, или, вернее сказать, чудесам природы (С. Аксаков); Аркадий Павлыч, говоря собственными его словами, строг, но справедлив... (И. Тургенев).

6) Вводные конструкции , выполняющие контактоус-танавливающую функцию. Они используются при непосредственном обращении к собеседнику с целью просто привлечь его внимание (слушайте, послушайте и под.), расположить к себе собеседника вежливым характером просьбы или вопроса (пожалуйста, будьте добры и др.), выразить доверительный характер отношения к собеседнику (видите ли, знаете, поверьте, понимаете и т. п.): Нельзя, видите ли, лечить какую-нибудь тяжёлую болезнь заочно, не видавши самого больного (А. Куприн); Вообразите, наши молодые люди уже скучают (И. Тургенев).

Вставные конструкции вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения, пояснения, поправки и так далее. Вставные конструкции, с одной стороны, распространены в устной речи, а с другой - широко используются в языке художественной литературы.

Вставные конструкции менее тесно связаны с предложением, чем вводные, и потому резко выпадают из его структуры. Они более интонационно изолированы значительными паузами, характерными для так называемой интонации включения:

До замка оставалось около трех часов пути, людоед шел уверенно и быстро (он очень хорошо помнил дорогу ), лишь иногда останавливаясь, чтобы перевести дух .

По структуре вставная конструкция является или отдельным словом , или словосочетанием , или предложением , простым или сложным:

Людоед не приходил сюда (в замок ) много лет.

Он подошел со стороны сада, перелез через ограду (с северной стороны ) и двинулся к дверям.

Конечно, людоеда в замке никто не ждал, но (есть же все-таки умные люди !), первый министр, оказывается, предупреждал короля, что такой визит весьма вероятен.

Вставные конструкции могут

Включать название или описание какого-либо предмета, лица, упомянутого в предложении:

Все теннисные ракетки и мячи (в основном, королевского оранжевого цвета )

валялись на полу и подоконниках.

Людоед всю свою жизнь (ему недавно исполнилось двадцать восемь лет ) мечтал бывать в королевском замке на всех праздниках.

Все в замке (включая всю обслугу ) обожали королевские праздники

Людоед очень любил сказки (он всегда слушал их ), и сейчас ему некстати вспомнилась одна, довольно страшная.

Служить для пояснения содержания всего предложения или отдельных его частей:

Выражать причину действия, события, явления , описываемого в предложении:

Людоед поморщился (он не любил спорт, особенно теннис ) и прошел дальше, в следующую дверь.

Могут выражать эмоциональную оценку высказывания или его части:

Вдруг людоед увидел проход и дверь, ведущую - какая неожиданная удача ! - на кухню.

Вставные конструкции могут находиться только в середине и реже в конце основного предложения, но не в его начале.

В речи вставные конструкции интонационно выделяются из состава предложения: они произносятся пониженным тоном, в ускоренном темпе, обычно без логического ударения на каких-либо словах. Интонация предложения как бы «размыкается» вставной конструкцией.

На письме вставные конструкции выделяются

Скобками

Тире

запятыми

Людоед огляделся в растерянности

( в холле было около десятка дверей ) , потом решительно повернул налево

и вошел в маленькую дверь.

Этот зал - в замке его называли Малый спортивный зал - был совершенно пуст.

Дверь, как потом выяснил людоед , вела в зал для игры в теннис.

1. Поясняющие отдельные слова в основном предложении;

3. Дополняющие или поясняющие содержание основного предложения.

1. Дополняющие или поясняющие основное предложение, выражающие чувства автора;

2. Если на месте вставки не должно быть никакого знака.

Очень редко.

Скобки выступают как универсальный в этом случае знак препинания: они выделяют вставную конструкцию и внутри предложения, и в конце его. Тире же может выделять вставную конструкцию только в середине предложения. Скобки обладают большей выделительной силой, чем тире, которое является многофункциональным знаком.

В тексте вставной конструкции сохраняются все необходимые для нее знаки (запятая, восклицательный и вопросительный знаки, многоточие, двоеточие):

Оказалось, что в ближних к Градову деревнях - не говоря про дальние, что в лесистой стороне , - до сей поры весной в новолунье и в первый гром купались в реках и озерах.

Стараясь не показать виду и собрав для этого всю выдержку (ведь неизвестно, что за люди !), лесник пригласил нас в дом.

Он встал и, прихрамывая - он был на протезе , - прошёл к окну.

Дополнительно

Обычно вставные конструкции включаются в предложение без помощи специальных слов, но иногда вставная конструкция предваряется, например, союзом или союзным словом :

Обычно на королевских кухнях, как все отлично знают , бывает очень много самой вкусной еды.

При наличии союзов или союзных слов вставные конструкции сходны с придаточными частями сложного предложения, но, в отличие от них, не образуют с предложением синтаксического единства, а по содержанию представляют собой сообщение добавочное, не сливающееся с основным высказыванием.

Сравните с предыдущим примером:

Когда повезет попасть на королевскую кухню, - если повезет , - надо не растеряться и попробовать все самое вкусное .

В этом предложении мы имеем дело не со вставной конструкцией, а с придаточным условным (если повезет, надо не растеряться ...).

Список литературы

  1. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. - М.: ЧеРо, 1999 ().
  2. Вводные и вставные конструкции (собрание материала) ().

Полный академический справочник под редакцией В.В. Лопатина ( .

Домашнее задание

Расставьте знаки препинания.

  1. Мой приход я это мог заметить сначала несколько смутил гостей Николая Ивановича. (И. Тургенев)
  2. Цезарь так звали льва в зверинце спит и тихо взвизгивает во сне. (А. Куприн)
  3. И каждый вечер в час назначенный иль это только снится мне? девичий стан шелками схваченный в туманном движется окне. (А. Блок)
  4. Когда все кончилось а бой длился около часу начдив сел на коня и шагом поехал по равнине. (А.Н. Толстой)
  5. Ежели часто Пьера поражало в князе Андрее отсутствие способности мечтательного философствования к чему особенно был склонен Пьер то и в этом он видел не недостаток а силу. (Л. Толстой)
  6. Калиныч как узнал я после каждый день ходил с барином на охоту. (И. Тургенев)
  7. А отшельник как ты помнишь он умел не только грустить но и думать стал думать.

Предложения с вводными конструкциями используются и в устной, и в письменной речи довольно часто. Они помогают автору точнее выразить свое отношение к тому, о чем идет речь, или же подчеркнуть важность какой-то части сказанного.

При произношении вводной конструкции или слова говорящий всегда делает небольшую паузу, выделяя их интонационно. Оформление их на письме часто вызывает трудности. Подробнее о вводных конструкциях, их значении, а также о правилах постановки знаков препинания при них будет рассказано далее в статье.

О том, для чего используются вводные конструкции

Вставные конструкции: чем они отличаются от вводных

К вставным конструкциям принято относить добавочные предложения или фразы, вносящие дополнительные поправки, уточнения или пояснения к предложению, в которое их ввели.

Как правило, они содержат информацию, которая не подразумевалась в начале и возникла в процессе высказывания. Поэтому основным различающим вводные и вставные конструкции признакомявляется тот, что с них не может начинаться предложение. А так как в силу смысловой самостоятельности они требуют более веского выделения в составе предложения, то на письме их отделяют не запятыми, а скобками или тире. При произнесении такой конструкции интонация понижается и соблюдается пауза. Например:

  • Рано утром (на траве еще блестела роса ) он отправился к реке.
  • По дороге купил себе чудесный галстук - нужно же было как-то отметить важность события ! - и отправился на свидание.

Связь вставных конструкций с членами предложения

Вводные и вставные конструкции различает также такая особенность, что с основным предложением вставные конструкции могут соединяться не только по смыслу, но и при помощи союзов или союзных слов.

  • Ирина стерпела упреки (так как чувствовала себя немного виноватой ) и попыталась сгладить ситуацию.
  • Он не успел хорошо разглядеть лица девушки (поскольку поезд быстро набрал скорость ), но что-то заставило его долго смотреть вслед уходящему составу.

А в некоторых случаях вводные конструкции лишаются структурной связи со всем предложением или его членами. Как правило, в этих случаях они стоят в именительном падеже.

  • Теперь Нинель Андреевна (имя тетушки ) стала главой в его доме.

Подведем итог

Из всего сказанного выше становится ясным, что предложения с вводными конструкциями могут вызвать затруднения в постановке знаков препинания, если при написании не опираться на определенные правила.

Важно помнить, что в связи с отсутствием грамматической связи между вводными сочетаниями слов и самим предложением их всегда можно легко изъять. При этом не будет нарушена основная мысль предложения - это может служить основной проверкой того, является ли данная конструкция вводной. Кроме того, к ней нельзя поставить вопрос. Сравните:

  • Ты, между прочим , пришел очень вовремя (вводное сочетание слов можно без ущерба изъять, а вопрос поставить невозможно);
  • Эти слова он произнес между прочим (к сочетанию между прочим легко поставить вопрос: как? , а если его убрать из предложения, то смысл теряется).

Предложения с вводными и вставными конструкциями

Простое предложение может быть осложнено словами и конструкциями, которые не вступают с членами этого предложения в подчинительную связь, т.е. не образуют с ними словосочетаний и не обнаруживают грамматической зависимости от них. Их называют вводными и вставными конструкциями.

А.М.Пешковский считал такие конструкции инородными, «внутренне чуждыми приютившему их предложению». Однако их инородность заключается лишь в изолированной позиции, интонационной и грамматической выделенности в составе предложения. В смысловом же отношении они тесно и непосредственно связаны с содержанием высказывания.

Вводными являются слова, сочетания слов и предложения, которые выражают авторское отношение к собеседнику, дают общую оценку сообщаемого, а также указывают на источник сообщения, связь с контекстом и т.д. Ведущим значением вводных слов и конструкций является значение оценочности – модальной, эмоциональной, экспрессивной.

Вставные конструкции содержат дополнительные сообщения, попутные сведения. Они разъясняют, комментируют содержание основного предложения в разных отношениях.

И вводные, и вставные конструкции довольно резко выделяются в предложении интонационно. На письме они выделяются знаками препинания. Для вводных и вставных конструкций характерна так называемая интонация водности, которая конкретизируется как интонация включения или выключения из предложения. Интонация вводности характеризуется понижением голоса и более быстрым темпом произношения по сравнению с произносительной интонацией остального предложения.

Вводные конструкции

Вводные конструкции – слова, сочетания слов и предложения – делятся по семантике на несколько разрядов:

1. Вводные конструкции с модальным значением . Они выражают оценку говорящим степени достоверности высказывания; уверенность, неуверенность, сомнение, возможность, предположение и др.: конечно, несомненно, безусловно, вероятно, кажется, правда, без сомнения, в сущности, само собой, очевидно, весьма вероятно, в самом деле, может быть, должно быть, надо полагать и др. Например: Стало быть, по-вашему, физическим трудом должны заниматься все без исключения?

2. Вводные конструкции могут указывать на обычность совершаемого : как водится, по обыкновению, случается, бывает, как всегда, по обычаю и др. Например: Муму, по обыкновению , осталась его дожидаться.

3. Вводные конструкции указывают на источник сообщения : по преданию, по слухам, по словам, по сообщению, по сведениям, по-моему, по-вашему, говорят, дескать и др. Например: Но, по слухам , какая-то часть упорно сражалась под Каменском.

4. Вводные конструкции могут характеризовать отношение к способу выражения мысли : иными словами, другими словами, по выражению, прямо скажем, с позволения сказать, попросту говоря, честно говоря, грубо выражаясь, так сказать, что называется, лучше сказать, словом, короче и др. Например: Словом , стал дед Щукарь кучером.

5. Вводные конструкции представляют собой призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание, внушить ему определенное отношение к высказанному : послушайте, знаете (ли), понимаешь (ли), простите, согласитесь, не поверишь (ли), вообрази, помилуй, скажи на милость, представьте себе и др. Например: Вообразите , наши молодые люди уже скучают.

6. Вводные конструкции указывают на связь мыслей, последовательность их изложения: итак, значит, наоборот, кроме того, вместе с тем, к тому же, при этом, сверх того, в общем, главное, кстати, наконец, к примеру, с одной стороны, между прочим, в конце концов, в довершение всего, следовательно, таким образом и др. Например: Между прочим , хотя рискую вас огорчить, но должен сознаться – кажется , один и ваш мост взорвал.

7. Вводные слова могут выражать эмоциональную оценку сообщаемого: к счастью, к несчастью, к удивлению, к радости, к сожалению, к изумлению, на беду, чего доброго, не ровен час и др. Например: К нашему счастью , взошло наконец прекрасное солнце.

8. Вводные конструкции могут указывать на экспрессивный характер высказывания : кроме шуток, по-настоящему, между нами, прямо скажем и др. Например: Сказать правду , спасенный не понравился Морозке с первого взгляда.

Специфическая функция вводных слов привела к появлению особой лексико-грамматической группы – модальных слов : это наречные по происхождению слова типа очевидно, конечно, вероятно ; некоторые из них выполняют только функцию вводных слов.

Вводные конструкции могут находиться в препозиции, интерпозиции и постпозиции. В препозиции и, редко, в постпозиции такие конструкции относятся к содержанию всего предложения. Например: К счастью , никто меня не заметил. Ничего и не скажешь, видно . В интерпозиции вводные конструкции, как правило, относятся к содержанию отдельных частей предложения. Например: Вечер провел я, по обыкновению своему , у коменданта.

Помимо вводных слов и словосочетаний, нередко встречаются и вводные предложения. Они выполняют те же функции, но отличаются своей структурой, являясь двусоставными, а чаще односоставными предложениями. Например: Но в этот день не то, что курочке негде было напиться, на даже, говорила мамаша , воробьи на лету замерзали.

Вводные предложения, в отличие от вводные сочетаний слов, не представляют собой застывших готовых выражений; они разнообразны по лексическому наполнению и не ограничены объемом.

Вставные конструкции

Вставными конструкциями называются слова, словосочетания и предложения, которые вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения, пояснения, поправки и резко разрывают, размыкают все предложение, его синтаксические связи. Как и вводные, вставные конструкции синтаксически не связаны с основным предложением, они сопровождаются значительными паузами.

Общее функциональное назначение вставных конструкций объединяет разнообразные по грамматической оформленности единицы: от минимальной и простейшей (например, только восклицательный или вопросительный знак, передающий отношение к мысли) до сложного предложения и даже целого абзаца.

Вставные конструкции могут стоять только в середине высказывания и, реже, в конце, но не в начале; они заключаются в скобки или выделяются знаком тире. Например:

Это было великолепное (!) зрелище, как мне потом сообщили, однако никому не было весело. Журналы иностранной литературы (два) я велел выслать в Ялту. Приблизительно в середине улицы (более версты длиной ) стояла большая деревянная церковь.

Вставные конструкции могут выполнять чисто служебную функцию, например, при оформлении ссылок на источник цитирования.

Стилистическая оценка вводных и вставных конструкций

Большинство вводных слов и конструкций стилистически нейтральны. Однако часть их стилистически маркирована. Так, книжный оттенок имеют: без всякого сомнения, к глубокому прискорбию, по всей вероятности, само собой разумеется и др.: Всякий, без всякого сомнения , заметил, как пустеют нынче усадьбы. Разговорно-просторечный характер имеют, например: видать, видно, знать, не иначе, чай и др.: У тебя женушка хоть еще и молода, а тоже, видать , смелая.

В стилистическом плане интересны те из них, которые выражают эмоциональную оценку содержания: к удивлению, на радость, удивительное дело, грешным делом, нечего греха таить и др. Выражая радость, удовольствие, огорчение, удивление, они придают речи экспрессивную окраску и нередки в живом общении людей, в художественном и публицистическом произведении.

Вводные слова могут использоваться и для речевой характеристики персонажей. Так, жена главного героя рассказа В.Шукшина «Микроскоп»во всем сомневалась, а потому любила употреблять слово «может ». Пришел муж и объявил супруге, что потерял деньги, получку;

М-хх, скважина! Где ты был? Может , вспомнишь? Может , на работе забыл где-нибудь? Может , под верстак положил да забыл?

Вводные предложения стилистически более независимы. Их основная сфера употребления – устная речь, которую вводные предложения обогащают интонационно; широко используются они и в художественной речи.

Предложения с обращениями

Обращениями называются слова и сочетания слов, называющие лицо или предмет, к которому обращена речь.

Обращение произносится с особой звательной интонацией. Основная функция обращения – побудить собеседника к какому-либо действию, ответу, привлечь внимание к сообщаемой информации. В роли обращения обычно выступают личные имена, реже – названия неодушевленных предметов, клички животных.

Самая естественная форма выражения обращения – имя существительное в именительном падеже. Однако в художественной литературе, разговорной речи встречается звательный падеж (звательная форма), которая функционировала в древнерусском языке. Например: Чего тебе надобно, старче. (См. также господи, господи боже мой, боже, батюшки светы и др.)

В современной разговорной речи распространены особые формы имен существительных для выражения обращений: усеченные Тань, Петь , повторение обращений с частицей а Иван, а Иван и др.

Сравнительно редко и только в экспрессивной функции в разговорной речи обращения выражаются и формами других падежей существительных: Эй, в шляпе , отойдите в сторону!

Обращение может стоять вне предложения или входить в его состав, располагаясь в любом месте – в начале, середине или конце предложения. Включаясь в состав предложения, обращение не становится его членом, т.е. не имеет сочинительной или подчинительной связи с другими словами и сохраняет обособленность своей позиции и грамматическую самостоятельность. Например: Дай, Джим , на счастье лапу мне. Край мой ! Любимая Русь и Мордва ! Притчею мглы ты, как прежде, жива.

При постановке обращений в начало предложений наблюдается тенденция к значительной его изоляции. Это обусловливает разнообразие знаков препинания (запятой, восклицательного знака). В ряде случаев обращение в начальной позиции может быть осложнено функционально; оно не только называет лицо, но и передает различные сопровождающие это название оттенки значения: упрек, испуг, радость, укоризненно-снисходительное отношение, т.е. субъективную модальность. Например: - Лиза , – произнес Лаврецкий, - Лиза , - повторил он и склонился к ее ногам… Такие предложения называют вокативными .

От обращений следует отличать и именительный темы (именительный представления), и номинативные предложения, например: Москва ! Как много в этом звуке для сердца русского слилось… Ср.: Москва ! Как много о тебе я думал (обращение); Москва . Ноябрь восемнадцатого. Первая годовщина революции (номинативные предложения).

Сфера распространения обращений очень широкая. Они – характерная принадлежность разговорной речи, особенно диалогической В речи поэтической и ораторской обращения выполняют особые стилистические функции: являются носителями экспрессивно-оценочного значения; как правило, они метафоричны: Край ты мой заброшенный, край ты мой, пустырь, сенокос некошеный, лес да монастырь .

Стилистическое использование обращений

Обращения выделяются особым разнообразием эмоциональных оттенков в сравнении с другими средствами экспрессивности речи. Наибольший интерес представляет использование обращений писателями, вкладывающими в этот синтаксический прием свойственные разговорной речи интонации – нежность, участие: Я помню, любимая , помню; Ты жива еще, моя старушка ? В иных контекстах обращение звучит грубо, фамильярно: Вот и мы. Здорово, старая! ; Ах ты, рыжая бестолочь , что наделал! С помощью обращений речи можно придать высокое патетическое звучание: Питомцы ветреной Судьбы, тираны мира ! Трепещите!, – или убийственный сарказм: Прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ . И вы, мундиры голубые, и ты, им преданный народ , - или яркую изобразительную силу: Клен ты мой опавший, клен заледенелый.

Для создания эмоциональности речи могут использоваться как обращения слова с яркой экспрессивной окраской: надменные потомки, самовластительный злодей; образные перифразы: О Волга, колыбель моя, любил ли кто тебя, как я? При обращениях часто стоят эпитеты, да и сами они часто являются тропами – метафорами, метонимиями: Ты брось мне, каланча пожарная , пугать людей; Иди сюда, борода!

Усиливают эмоциональность речи и употребляемые при обращении междометия, частицы: Эй, ямщик!; А ну-ка , дружок!; тавтологические сочетания, плеоназмы: Ветер-ветрило! Море-океан! ; наконец, особая интонация – все это усиливает выразительность этого синтаксического приема в речи.