В нем сокрыт обильный мед, Вкусный и душистый. Земледельцу ж это клад: Ничего из почвы он Даром не похитит. Ею вскормлен и взращен И ее насытит.

Под весенними майскими лучами солнца быстро развертываются тройчатые листочки с розовыми многоцветковыми головками. Клевер из семейства бобовых, он, как и все остальные представители этого семейства, на корнях имеет клубеньковые бактерии, усваивающие азот из воздуха и обогащающие им почву. Его можно встретить на лугах, по лесным полянам, среди кустарников.

— многолетнее травянистое растение с красно-розовыми цветами, представитель семейства бобовых (Fabaceae). Встречается повсеместно. В научной медицине не применяется. В народной медицине используют головки клевера вместе с верхушечными листьями. Сырье содержит эфирное и жирное масло, дубильные и смолистые вещества, кумариновую и салициловую кислоты, витамины Е, С, каротин и другие. Препараты из цветков клевера лугового обладают отхаркивающим, противовоспалительным, болеутоляющим действием. Применяют при простудных и кожных заболеваниях (Флоря, 1975). Растение обладает мягчительным, мочегонным, потогонным, антисептическим действием. Настой или отвар цветочных головок клевера на Урале и в Западной Сибири применяют при туберкулезе, малокровии, кашле, малярии, золотухе, белях, истощении, болезненных менструациях. Наружно настой и отвар клевера применяют в виде припарок как мягчительное средство при нарывах и ожогах. Свежие измельченные листья прикладывают к гнойным ранам, язвам для их заживления. Отваром листьев моют глаза при глазных болезнях и уши при золотухе. Для приготовления настоя 3 чайные ложки цветочных головок клевера заливают стаканом кипятка и настаивают в течение часа в закрытой посуде, процеживают. Принимают по 1/4 стакана 4 раза в день за 20 минут до еды (Сурина, 1974).

Описание . Двухлетнее травянистое растение высотой 15—50 см. Листья тройчатые, с эллиптическими или обратнояйцевидными листочками, которые, как и у других видов клевера, на ночь складываются кверху; прилистники широкие, яйцевидные, кверху сразу суженные в шиловидное острие. Соцветие — шаровидная головка, снабженная оберткой. Чашечка в 10 жилках. Венчик бледно-красный или темно-пурпуровый, редко белый. Плод — боб. Цветет с апреля до октября.

Географическое распространение . Почти по всей России.

Используемые органы : корневища, листья, соцветия.

Химический состав . Содержит, по данным разных авторов, эфирное масло, флавоноидный гликозид трифолин, изотрифолин, аспарагин, тирозин, трифозид, кумариновую и салициловую кислоты, жирное масло, следы алкалоидов. В корнях обнаружены кумарины. В клевере луговом, произрастающем в Средней Азии, найдены эфирное масло, фурфурол, метиловокислый кумарин (X. X. Халматов, 1979).

Применение . В народной медицине чай из соцветий растения пьют при маточных кровотечениях, белях, одышке, от кашля и т. д., отвар или настой его — при малокровии, истощении и как отхаркивающее, мочегонное и антисептическое средство, настой, кроме того, рекомендуют при анемии, болезненных менструациях, как болеутоляющее мягчительное и противовоспалительное средство. Измельценные листья прикладывают к гноящимся язвам и ранам (В. П. Махлаюк, 1967).

Траву другого вида — клевера гибридного (Т. hibrudum L.) — в народной медицине употребляют по тем же показаниям, а также при грудной жабе и мышечных,болях, появляющихся при некоторых заболеваниях.

Способ приготовления и использования

Одну — две столовые ложки цветочных головок клевера лугового или клевера гибридного заливают стаканом кипяченой воды, настаивают не менее 45 мин, процеживают. Назначают внутрь по 1—2 столовые ложки 3—4 раза в день.

В пищу употребляют свежие и высушенные головки клевера, им заправляют супы, кладут в салаты, добавляют в чай. Особенно полезен такой чай при цистите, малокровии, кашле, астме, маточных кровотечениях, тромбофлебите.

Салаты из листочков клевера полезны при диатезах у детей, при заболеваниях почек, при простуде.

В листьях и головках клевера содержатся витамины С, Е, B 1 , В 2 , каротин, салициловая кислота, минеральные вещества. В траве клевера найдено до 5 % флавоноидов, они нормализуют жировой обмен при атеросклерозе и снижают содержание холестерина, обладая сильными антиокислительными свойствами, они защищают организм от кислородного голодания, ионизирующей радиации и отравлений, стимулируют регенерацию и иммунитет. Биостимулирующие свойства клевера объясняются богатым содержанием янтарной кислоты, которая активизирует обмен веществ. Головки клевера содержат аналоги женских половых гормонов — фитоэстрагены. Женщины пьют клеверный чай для образования молока, при болезненных маточных кровотечениях, болях после родов, для профилактики климакса. Растение содержит салициловую кислоту и понижает температуру тела при простуде, ангине, заболеваниях легких, оказывает противовоспалительное действие при ревматизме, кожных заболеваниях. Если вы натерли мозоль, приложите клевер — и боль пройдет. При экземе и кожных сыпях полезны клеверные ванны.

На Кавказе молодые нераспустившиеся головки клевера заквашивают , как капусту. Молодые листья и ростки добавляют в салаты. Листья всех видов клевера в годы войны собирали, сушили, измельчали и добавляли в муку при выпечке ржаного хлеба. Такой хлеб особенно полезен при тромбофлебитах.

Чай с клевером : возьмите одну часть сухой травы зверобоя, две части листьев смородины и одну часть головок клевера. Все это перемешайте и используйте для заварки.

Масло с клевером : 100 г масла смешайте с таким же количеством тертого сыра, 10 свежими или сухими головками клевера и одной чайной ложкой семян тмина или укропа, добавьте соли и перца по вкусу. Используйте для бутербродов.

Щи весенние : отварите мелко нарезанный картофель, заправьте взбитым яйцом, мелко нарезанными листьями щавеля и клевера и пассерованным луком и сразу снимите с огня. Перед подачей в каждую порцию положите ложку сметаны.

Напиток из клевера : 30 головок клевера положите в 3 литра кипящей воды, добавьте полстакана сахара, по вкусу лимонной кислоты или 100 г листьев щавеля. Оставьте на 6—8 часов, затем процедите и охладите.

Особенно полезен чай из головок клевера при астме , тромбофлебите, маточных кровотечениях, цистите. Салат из листочков клевера полезен при диатезе у детей, при заболевании почек.

В траве содержится до 5% флавоноидов, они нормализуют жировой обмен при атеросклерозе и снижают содержание холестерина , обладая сильным антиокислительным свойством, защищают организм от кислотного голодания, ионизирующей радиации и отравлений, стимулируют регенерацию и иммунитет.

Биостимулирующие свойства клевера объясняются богатым содержанием янтарной кислоты, которая активизирует обмен веществ. Головки клевера содержат фитоэстрогены. Женщины пьют чай из клевера для образования молока, при болезненных маточных кровотечениях, болях после родов, для профилактики климакса.

Растение содержит салициловую кислоту и используется для понижения температуры тела при ангине , заболевании легких, ревматизме и других болезнях.

При экземе и кожных болезнях полезны клеверные ванны (Сурина, 1991).

Клевер применяют как гемостатическое средство при желтухе, кишечных коликах, головных болях, злокачественных опухолях.

Клевер ползучий белый применяют при грыже (Юдина, 1988).

В Средней Азии население использует отвар листьев и соцветий при болях в груди, малярии, для укрепления желудка. Сок из листьев пьют при золотухе (Гаммерман, 1983).

В Белоруссии соцветия клевера заваривают и пьют как чай при учащенном дыхании — одышке, при общих недомоганиях.

Клевер ползучий белый применяют при эпилепсии .

Клевер пашенный применяют при поносах, повышенной кислотности желудочного сока, заболевании мочевого пузыря, почек, при головной боли, мигрени, нервных расстройствах. В отваре клевера купают детей при судорогах (Гесь, 1976).

Клевер пашенный в Германии применяют при гематурии (когда моча с кровью), диабете, дизентерии, подагре , а также как бактерицидное средство.

Клевер люпиновый в тибетской медицине применяют при болезнях печени, желчных путей, при желтухе.

Клевер средний в виде настоя и отвара применяют как противолихорадочное, при неврозах. Наружно — при паронихиях (поражение ногтевых валиков), панарициях, абсцессах, при артральгии.

Клевер горный применяют от грыжи .

В гомеопатии соцветие применяют в виде эссенции при паротите (острой кишечной инфекции), болезнях желез.

Клевер луговой в Великобритании и США применяют в виде припарок при злокачественных опухолях.

Корни клевера ползучего в Германии применяют при грыже, воспалении придатков, при головокружении («Растительные ресурсы», 1987).

Из корней клевера выделено антигрибковое вещество — трифолизин.

Облиственные верхушки растений, собранные в период цветения, применяют при атеросклерозе, шуме в ушах: 40 г травы настаивают сутки в 500 г 40-градусного алкоголя, процеживают и принимают по 20 г перед обедом или перед сном. Курс лечения 3 месяца с перерывом в 10 дней (Ковалева, 1971).

Применяют клевер при бронхите, кожном туберкулезе . Отвар корней клевера показан при воспалении яичников и как противоопухолевое средство (Пастушенков, 1990).

Эксперименты показали, что стерильность овец была вызвана клевером. Практически все виды клевера содержат фитоэстрогены.

Клевер и другие растения семейства бобовых могут вызвать затрудненные роды, неосеменение, бесплодие (Городинская, 1989). Синильная кислота в стеблях и листьях (семена и цветки ее не образуют) вызывает отравление животных (Гусынин, 1955).

Клевер – многолетнее растение семейства Бобовых с ветвистым корнем. Оно имеет многочисленные прямые стебли высотой до 60 сантиметров. Листья тройчатые, широкояйцевидные, ярко-зеленые. Цветет клевер яркими розовыми или темно-красными шаровидными головками. Как правило, его цветение можно увидеть, начиная с конца весны, заканчивая началом осени. Клевер размножается двумя способами – вегетативно и через семена. Как правило, растет он на лугах, на полянах в лесу, в кустарниках. Это растения встречается по всей территории Европы, Северной Африки, Средней и Западной Азии.

Заготовка и хранение

Соцветие лугового клевера, как правило, собирают с лекарственными целями. Сбор происходит во время его полного цветения. Для того чтобы это растение сохранило свои лечебные свойства, его необходимо срывать вместе с верхними листками. Для сушки сырье раскладывают небольшим слоем. Если сушить это растение на открытом воздухе, необходимо найти место с навесом, чтобы предотвратить попадание прямых солнечных лучей. Если высушивать сырье в помещении, то необходимо чтобы оно хорошо проветривалось. Хранить клевер необходимо обязательно в закрытой таре, чтобы он не высыхал и не терял при этом свои лечебные функции. Срок хранения не больше одного года.

Применение в быту

Данное растение используют не только в лечебных целях. Из свежих листьев готовят вкусные салаты, используют их как заправку для зеленых щи. Наши предки добавляли растертые листья в муку для выпечки ржаного хлеба, а также применяли для готовки соусов и сыров. На Кавказе головки молодого клевера квасят подобно капусте, чтобы зимой добавлять в салаты. Также, он является одной из наиболее популярных кормовых трав. По питательности это растение практически не уступает люцерне. Его используют как корм не только в свежем виде, но и заготавливают из него сено. После сбора урожая выбираются семья, а сено идет на корм для скота. В корне растения есть азот, который остается в земле после скашивания, что делает почву более плодородной. Корень клевера тоже используется в быту, правда, как антигрибковое средство. Что касается эфирного масла, которое содержит это растение, то его часто используют в ароматических композициях.

Состав и лечебные свойства

  1. Соцветия клевера содержит много полезных веществ (эфирные масла, каротин, полезные кислоты, витамины групп C,B,E,K).
  2. Клевер имеет отличные лечебные свойства. Его использовали в медицине еще наши предки много лет назад. Он является отличным онкопротектором и помогает в лечении злокачественных опухолей молочной железы и яичников. Это растение широко используется в народной медицине в приготовлении целебных ванн и лечебных чаев.
  3. Травники могут вылечить с помощью клевера очень много заболеваний. Настоями и отварами из этого растения можно лечить гепатит и мононуклеоз.
  4. Кроме того, клевер обладает отхаркивающими и мочегонными действиями.
  5. Его используют также для лечения таких болезней как: ревматизм, простуда, малярия, малокровия и т. д.
  6. На основе этого растения создают средства, которые эффективны при лечении псориаза , кожных и других заболеваний.
  7. Также используется клевер для лечения таких болезней как цистит, ожоги, туберкулез, кровотечения и т.д.
  8. Препараты, изготовленные из клевера, показаны при бронхиальной астме, маточных кровотечениях, бронхите , оттеках, атеросклерозе, что сопровождается сильными головными болями у шумом в ушах, но удовлетворительным артериальным давлением.
  9. При воспалении яичников тоже используется клевер, только не цветки, а корень. Такие же настойки применяются при болях в суставах.
  10. Свежий сок тоже имеет лечебную силу. Его используют для лечения ногтевого ложа, при кожном туберкулезе, при заболевании или воспалении глаз и ушей.
  11. Клевер также популярный при лечении женских болезней. Перед лечением необходимо обязательно проконсультироваться у врача!

Применение в народной медицине

Витаминный настой

Клевер является прекрасным средством для профилактики авитаминоза. Его дают для ослабленных людей, которые страдают анемией и упадком сил. Для этого необходимо залить 3 столовые ложки измельченного клевера кипятком в двухлитровом термосе. Желательно добавить туда сок лимона (приблизительно 40 миллилитров) и немного меда. Такой настой необходимо пить утром и вечером для детей (по 50 мл), и три раза взрослым (по 100 мл).

Тонизирующий напиток из клевера и шиповника

Для этого необходимо разомкнуть вилкой шиповник и положить в термос, дуда добавить две столовые ложки высушенного клевера. После этого, необходимо залить смесь тремя стаканами кипятка и закрыть крышкой, дать настоятся восемь часов. Этот напиток необходимо пить по пол стакана после еды два раза в день (желательно утром и вечером).

Настойка от стенокардии из красного клевера

Для того, чтобы сделать лечебную настойку, необходимо залить стакан свежего клевера пол литра спирта (медицинского) и поставить в темное место на две недели. Бутылку (или другую посуду) з настойкой необходимо время от времени стряхивать.

Клевер красный – отличное лекарство против головной боли и атеросклероза

Принимать при повышенном или пониженном артериальном давлении – запрещено! Для приготовления такой настойки, необходимо залить 100 грамм растения литром водки и настаивать примерно 10 суток. Принимать необходимо перед сном по 20 мл. График лечения: 15 дней принимаете, после этого 10 отдыхаете, после чего опять принимаете 15 дней. После перерыва (хотя бы 2 месяца) курс можно повторить с начала.

Настой при нерегулярных или болезненных менструальных циклах

Чтобы избавиться от проблемы нерегулярных или болезненных менструаций, необходимо залить две столовые ложки высушенных цветков клевера кипятком (хватит одного стакана) и настоять 6-8 часов. Принимать необходимо по пол стакана 2-3 дня перед началом менструального цикла.

Клеверная ванна отлично помогает при крапивнице и кожных раздражениях

При заболеваниях такого рода, необходимо принимать теплую ванную (37-39 градусов) не дольше 20 минут. Это процедура успокаивает кожу и поднимает настроение, ведь клевер является еще и прекрасным антидепрессантом.

Целебный напиток как укрепляющее и успокоительное средство

В течение лета можно готовить прекрасный напиток из клевера. Для этого соберите 200 грамм свежих соцветий, залейте водой (1 литр) и кипятите на небольшом огне несколько минут. После процеживания, добавьте для вкуса мед и поставьте напиток в холодильник. Этот вкусный, целебный отвар можно употреблять вместо воды или сока. Ваше самочувствие значительно улучшиться, а сон станет очень крепким.

Ванночки из клевера при белях и вульвитах

1 столовую ложку сухих соцветий настаивать в термосе 6 часов с 250 мл воды. Развести вдвое для сидячих ванночек или делать примочки.

Настой соцветий от воспаления глаз и стоматита

2 столовые ложки высушенных цветков клевера залить кипятком (хватит одного стакана) и настоять 6 часов. Делать теплые примочки. Этим же настоем полоскать рот при стоматитах неинфекционного характера.

Настой соцветий при опухолях, ожогах, золотухе

2 столовые ложки сухих корзинок соцветий клевера залить стаканом кипятка и настаивать в термосе (или на водяной бане) 1 час. Далее ежедневно за 30 минут до еды выпивать 50 мл настоя. Минимум 4 раза в день. Курс лечения – 21 день, потом 7 дней – перерыв. Потом курс повторить. Каждый день готовить свежий настой в утра.

Спиртовой настой от шума в голове, при раке внутренних органов

Взять 0,5 л банку, сложить плотно на треть сухим цветом клевера (только красного!), долить водкой и наставить в теплом темном месте 14 дней. Пить по 1 чайной ложке 4 раза в день до еды. Курс лечения – 21 день, потом 7 дней – перерыв. Потом курс повторить.

Настой корней клевера при женской онкологии: грудь, матка, яичники

Столовую ложку с горкой измельченных сухих корней клевера классного варить полчаса на водяной бане в 250 мл воды. Далее охладить, отцедить сырье, а объем долить холодной кипяченой водой до 250 мл. Принимать по 2 столовые ложки 4 раз в день до еды.

Настой клевера с чайным грибом для профилактики онкологии и в период ремиссии

Взять 3 л банку и положить туда сколько влезет свежих, хорошо промытых цветов растения. Слегка утрамбовать. Положить чайный гриб и залить прохладным некрепким чаем 2 столовыми ложками сахара, недоливая на 2 см до края. Закрыть марлей и настаивать в кухне неделю. Пить такой настой по половине стакана перед каждой едой в течение нескольких месяцев. Можно постоянно. Для профилактики – достаточно 2 раза в день утром и вечером.

Противопоказания

Перед употреблением лугового клевера, обязательно проконсультируйтесь у врача. Имеются противопоказания на употребления клевера при беременности и кормлении грудью. Побочных эффектов, как правило, это растение не вызывает, за исключений факта индивидуальных особенностей организма. Как показывает медицинская практика, клевер, как и множество других лекарственных растений, не всегда является полезным для организма. Поэтому перед приемом узнайте все противопоказания. Например, беременным женщинам категорически не разрешается употреблять клевер, так как это может негативно повлиять на развитие плода. Также не желательно принимать настойки из этого растения людям, которые жалуются на расстройство желудка и в период реабилитации после инсульта. Остальные люди, которые не имеют вышеуказанных заболеваний, клевер окажет лишь положительное влияние.

Для женского здоровья очень полезным оказывается кашка, или красный клевер: лечебные свойства этого растения позволяют использовать его для решения самых разных проблем. На его основе можно легко приготовить в домашних условиях отвары и настойки, которые легко и мягко пьются, имеют очень мало противопоказаний и почти не вызывают побочных эффектов. Обладая сверхспособностью восстанавливать повреждённые ткани и запускать процессы регенерации, клевер способствует общему омоложению организма изнутри, делает кожу ухоженной и упругой, как в молодости. Обязательно воспользуйтесь его уникальными свойствами, чтобы побороть свои недуги.

Лечебные свойства красного клевера

От самых разных болезней издавна использовали красный клевер: полезные свойства его обусловлены его уникальным химическим составом, в котором очень много самых полезных для женского организма веществ. Список состояний, которые можно облегчить с помощью этой луговой травы, бесконечен. Гораздо проще перечислить те болезни, с которыми она не справляется. Показаниями для употребления отваров и настоев из клевера являются:

  • мышечные судороги;
  • неврозы, депрессии, стрессы;
  • болезни яичников;
  • ректальное раздражение, запоры;
  • ревматизм, подагра;
  • СПИД;
  • скарлатина, коклюш;
  • артрит;
  • раковые опухоли;
  • глазные болезни;
  • грибковые заболевания ног;
  • потеря аппетита (экстракт красного клевера активно используется в БАДах для улучшения аппетита);
  • поражения мочевого и желчного пузырей;
  • проблемы с кровообращением и сосудами, лейкемия;
  • кожные дефекты: фурункулы, ожоги, язвы, раны, псориаз, прыщи;
  • болезни лёгких и дыхательных путей: туберкулёз, бронхит, кашель, воспаление лёгких;
  • простуда, грипп;
  • расстройства пищеварения;
  • болезни почек;
  • проблемы с лимфатической системой;
  • раздражение влагалища, менопауза (такие показания делают красный клевер просто незаменимым для женского здоровья);
  • сифилис.

Такие ценные лечебные свойства клевера позволяют использовать его для эффективного лечения хрупкого женского организма в любом возрасте. Проблемы с яичниками, климакс, подростковые прыщи, раковые опухоли, нервное перенапряжение - со всем этим рекомендуется обращаться за помощью к лучшему природному «доктору» - красному (луговому) клеверу. Несмотря на столь обширный список показаний, есть несколько болезней, состояние при которых может ухудшиться вследствие бесконтрольного и хаотичного употребления народных средств на основе этого растения. Их обязательно нужно изучить, прежде чем приступать к такой фитотерапии.


Противопоказания

Trifolium pratense - клевер красный луговой не рекомендуется употреблять при наличии таких заболеваний и состояний, как:

  • беременность;
  • низкая свёртываемость крови;
  • диарея;
  • хронические заболевания желудочного тракта;
  • лишний вес;
  • гипертония.

Противопоказаний по сравнению со списком заболеваний, которые можно излечить с помощью данной травы, ничтожно мало. Поэтому получил в народе красный клевер применение самое широкое. Его употребляют внутрь в виде вкусного и мягкого отвара, нежного настоя, обжигающей настойки, делают примочки и ванны с его участием. При этом в ход идут и листья, и цветы. Рецептов достаточно много, выбрать есть из чего, так что стоит попробовать.

Рецепты на основе красного клевера

Рецепты подбирайте в зависимости от того заболевания, которое хотите вылечить. Если средство подобрано неправильно, клевер теряет полезные свойства и не оказывает нужного эффекта. Например, бесполезно парить ноги в ванночке с отваром клевера от артрита, если при данном заболевании его назначают пить внутрь. Так что будьте предельно внимательны на этапе отбора нужного вам рецепта.

  • Универсальный настой для применения внутрь от любых болезней

Распотрошить головки клевера на три чайных ложки, залить их стаканом кипятка. Для настаивания хватит одного часа. Принимать от трёх до пяти раз на день по четверть стакана, за 20–30 минут до основательного приёма пищи.

  • Настой для наружного применения

Распотрошить головки клевера на две чайных ложки, залить их стаканом кипятка. Для настаивания оставить в термосе часов на 6. Смачивать в данном настое марлю и прикладывать к поражённому участку кожи, тела. На его основе можно делать эффективные ножные и сидячие ванны, припарки.

  • Терапия клевером при раковых заболеваниях

1. Клеверный чай

Распотрошить головки клевера на одну столовую ложку, залить стаканом кипятка, оставить для настаивания 10 минут. Пить трижды в день по стакану.

2. Клеверный мёд

Ежедневно съедать по одной столовой ложке.

3. Клеверная настойка

Распотрошить головки клевера на один стакан, залить водкой (500 мл), настаивать две недели. Принимается настойка клевера на водке в течение полугода, трижды в день, желательно перед едой, всего по одной чайной ложечке.

  • Инфекционные заболевания

6 соцветий залить половиной стакана кипятка, накрыть и оставить для настаивания на 15 минут. Принимать в течение 6 недель трижды в день после основательного перекуса.

  • Простуда

400 гр высушенного клевера (листья вместе с цветками) залить литром кипятка. Оставить на 40 минут в эмалированной посуде в тёмном и прохладном месте. Пить трижды в день по полстакана.

  • Кожные заболевания

Смешать по 50 гр цветков клевера и фиалки с 70 гр тысячелистника. Перемешать, отсыпать 30 гр, залить 2 стаканами кипятка, оставить для настаивания на 6 часов. После процеживания пить по полстакана четырежды в день перед едой.

  • Сердечные болезни

Утихомирить сердечную боль поможет отвар клевера, который также снизит уровень холестерина и повысит эластичность сосудов. 15 клеверных головок залить стаканом кипятка и держать на огне 3–5 минут. Настаивать под крышкой ещё 20 минут. Пить до еды трижды в день.

  • От холестерина

Врачи советуют употреблять красный клевер от холестерина: две столовых ложки соцветий заливаются стаканом тёплой кипячёной воды, закрываются на пару часов плотной крышкой. Пить трижды на день по две столовых ложки настоя в течение трёх недель (обязательно перед едой).

  • В качестве косметического средства

Отвар из цветков клевера можно использовать в качестве ополаскивателя для волос с повреждёнными, секущимися кончиками. Его же можно добавлять в маски для сухой, шелушащейся, проблемной кожи лица вместо обычной воды, указанной в рецептах.

Таким образом используется красный клевер в народной медицине: через отвары и настойки на его основе лечатся самые разные заболевания. Кроме того, можно приобрести в аптеке и биологически-активные добавки на основе цветов красного клевера в удобной для приема форме - в виде капсул. Женщины с его помощью могут поправить своё здоровье, использовать для лечения детских недугов, улучшить состояние своей кожи. Оказывается, что секрет вечной молодости произрастает на наших заливных лугах, так что грех не воспользоваться таким природным даром.


Понравилась статья? Поделитесь с друзьями, щелкнув по значку своей социальной сети.

Похожие записи



или СДВГ – это самая распространенная причина нарушения поведения и проблем в учебе у детей дошкольного возраста и школьников.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка – расстройство развития, проявляющееся в нарушении поведения. Ребенок с СДВГ непоседливый, проявляет «бестолковую» активность, не может усидеть на занятиях в школе или детском саду, не станет заниматься тем, что ему неинтересно. Он перебивает старших, играет на уроках, занимается своими делами, может залезть под парту. При этом ребенок правильно воспринимает окружающее. Он слышит и понимает все указания старших, однако не может выполнять их инструкции из-за импульсивности. Несмотря на то, что ребенок понял задание, он не может довести начатое до конца, не в состоянии планировать и предвидеть последствия своих поступков. С этим связан высокий риск получить бытовую травму, потеряться.

Неврологи рассматривают синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, как неврологическое заболевание. Его проявления не являются результатом неправильного воспитания, запущенности или вседозволенности, они следствие особой работы мозга.

Распространенность . СДВГ обнаруживается у 3-5% детей. Из них 30% «перерастают» заболевание после 14 лет, еще около 40% приспосабливаются к нему и обучаются сглаживать его проявления. Среди взрослых этот синдром обнаруживают лишь у 1%.

У мальчиков синдром дефицита внимания и гиперактивности диагностируют в 3-5 раз чаще, чем у девочек. Причем у мальчиков синдром чаще проявляется деструктивным поведением (непослушанием и агрессией), а у девочек невнимательностью. По данным некоторых исследований заболеванию больше подвержены светловолосые и голубоглазые европейцы. Интересно, что в разных странах уровень заболеваемости значительно отличается. Так, исследования, проведенные в Лондоне и штате Теннесси, выявили СДВГ у 17% детей.

Типы СДВГ

  • Дефицит внимания и гиперактивность выражены в равной степени;
  • Преобладает дефицит внимания, а импульсивность и гиперактивность проявляются незначительно;
  • Преобладает гиперактивность и импульсивность, внимание нарушено незначительно.
Лечение . Основные способы – педагогические меры и психологическая коррекция. Медикаментозное лечение применяется в тех случаях, когда другие методы оказались неэффективны, поскольку используемые препараты обладают побочными эффектами.
Если оставить синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка без лечения повышается риск развития :
  • зависимости от алкоголя, наркотических веществ, психотропных лекарственных средств;
  • трудностей с усвоением информации, которые нарушают процесс обучения;
  • высокой тревожности, которая приходит на смену двигательной активности;
  • тиков – повторяющихся подергиваний мышц.
  • головных болей;
  • антисоциальных изменений – склонности к хулиганству, воровству.
Спорные моменты. Ряд ведущих специалистов в области медицины и общественных организаций, среди которых Гражданская комиссия по правам человека, отрицает существование синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка. С их точки зрения проявления СДВГ считаются особенностью темперамента и характера, поэтому не подлежат лечению. Они могут быть проявлением естественной для активного ребенка подвижности и любознательности, либо протестным поведением, которое возникает в ответ на психотравмирующую ситуацию – жестокое обращение, одиночество, развод родителей.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, причины

Причину синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребенка установить не удается. Ученые убеждены, что болезнь провоцирует сочетание нескольких факторов нарушающих работу нервной системы.
  1. Факторы, нарушающие формирование нервной системы у плода, которые могут привести к кислородному голоданию или кровоизлиянию в ткань мозга:
  • загрязнение окружающей среды, высокое содержание вредных веществ в воздухе, воде, продуктах питания;
  • прием женщиной во время беременности лекарственных препаратов;
  • воздействие алкоголя, наркотиков, никотина;
  • инфекции, перенесенные матерью во время беременности;
  • конфликт по резус-фактору – иммунологическая несовместимость;
  • угроза выкидыша ;
  • асфиксия плода;
  • обвитие пуповиной;
  • осложненные или стремительные роды, приведшие к травмированию головы или позвоночника плода.
  1. Факторы, нарушающие работу мозга в младенческом возрасте
  • заболевания, сопровождающиеся температурой выше 39-40 градусов;
  • прием некоторых лекарственных средств, оказывающих нейротоксическое действие;
  • бронхиальная астма , пневмония ;
  • тяжелые заболевания почек;
  • сердечная недостаточность , порок сердца .
  1. Генетические факторы . Согласно этой теории, 80% случаев синдрома дефицита внимания и гиперактивности связано с нарушениями в гене, который регулирует выделение дофамина и работу дофаминовых рецепторов. Результатом становится нарушение передачи биоэлектрических импульсов между клетками мозга. Причем болезнь проявляется в том случае, если помимо генетических отклонений присутствуют неблагоприятные факторы окружающей среды.
Неврологи считают, что эти факторы способны вызвать повреждение на ограниченных участках мозга. В связи с этим некоторые психические функции (например, волевой контроль над импульсами и эмоциями) развиваются несогласованно, с опозданием, что вызывает проявления болезни. Это подтверждает факт, что у детей с СДВГ обнаруживалось нарушение обменных процессов и биоэлектрической активности в передних отделах лобных долей мозга.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, симптомы

Ребенок с СДВГ одинаково проявляет гиперактивность и невнимательность дома, в детском саду, в гостях у незнакомых людей. Не бывает ситуаций, в которых бы малыш вел себя спокойно. Этим он отличается от обычного активного ребенка.

Признаки СДВГ в раннем возрасте


Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, симптомы
которого ярче всего проявляются в 5-12 лет, можно распознать в более раннем возрасте.

  • Рано начинают держать голову, сидеть, ползать, ходить.
  • Испытывают проблемы с засыпанием, спят меньше нормы.
  • Если утомляются, не занимаются спокойным видом деятельности, не засыпают самостоятельно, а впадают в истерику.
  • Очень чувствительны к громким звукам, яркому свету, незнакомым людям, смене обстановки. Эти факторы вызывают у них громкий плач.
  • Выбрасывают игрушки, еще до того, как успели их рассмотреть.
Подобные признаки могут указывать на склонность к СДВГ, но они присутствуют и у многих беспокойных детей до 3-х лет.
СДВГ накладывает отпечаток и на функционирование организма. Ребенок часто испытывает проблемы с пищеварением. Поносы – результат чрезмерной стимуляции кишечника вегетативной нервной системой. Аллергические реакции и кожные высыпания появляются чаще, чем у сверстников.

Основные симптомы

  1. Нарушение внимания
  • Ребенок с трудом концентрирует внимание на одном предмете или занятии . Он не обращает внимания на детали, не в силах отличить главное от второстепенного. Ребенок пытается заниматься всеми делами одновременно: раскрашивает все детали не доводя до конца, читает текст, перескакивая через строчку. Это происходит, из-за того, что он не умеет планировать. При совместном выполнении заданий объясняйте: «Сначала сделаем одно, затем другое».
  • Ребенок под любым предлогом пытается избежать рутинных дел , уроков, творчества. Это может быть тихий протест, когда ребенок убегает и прячется, или истерика с криком и слезами.
  • Выражена цикличность внимания. Дошкольник может заниматься одним делом 3-5 минут, ребенок младшего школьного возраста до 10 минут. Затем на протяжении такого же периода нервная система восстанавливает ресурс. Часто в это время складывается впечатление, что ребенок не слышит речь, обращенную к нему. Затем цикл повторяется.
  • Внимание может быть сосредоточено, только если остаться с ребенком один на один . Ребенок более внимательный и послушный, если в комнате тишина и отсутствуют раздражители, игрушки, другие люди.
  1. Гиперактивность

  • Ребенок совершает большое количество нецелесообразных движений, большую часть которых он не замечает. Отличительный признак двигательной активности при СДВГ – ее бесцельность . Это может быть вращение кистями и стопами, бег, прыжки, постукивание по столу или по полу. Ребенок бегает, а не ходит. Карабкается на мебель. Ломает игрушки.
  • Разговаривает слишком громко и быстро . Он отвечает, не дослушав вопроса. Выкрикивает ответ, перебивая отвечающего. Говорит неоконченными фразами, перескакивая с одной мысли на другую. Глотает окончания слов и предложений. Постоянно переспрашивает. Его высказывания часто необдуманные, они провоцируют и обижают других.
  • Мимика очень выразительная . Лицо выражает эмоции, которые быстро появляются и исчезают - гнев, удивление, радость. Иногда кривляется без видимой причины.
Установлено, что у детей с СДВГ двигательная активность стимулирует структуры мозга, отвечающие за мышление и самоконтроль. То есть, пока ребенок бегает, стучит и разбирает предметы, его мозг совершенствуется. В коре устанавливаются новые нейронные связи, которые в дальнейшем улучшат работу нервной системы и избавят ребенка от проявлений болезни.
  1. Импульсивность
  • Руководствуется исключительно своими желаниями и выполняет их незамедлительно. Действует по первому побуждению, не обдумывая последствий и не планируя. Для ребенка не существует ситуаций, в которых он должен сидеть спокойно. На занятиях в детском саду или в школе он вскакивает и бежит к окну, в коридор, шумит, выкрикивает с места. Забирает у сверстников понравившуюся вещь.
  • Не может выполнять инструкции , особенно состоящие из нескольких пунктов. У ребенка постоянно появляются новые желания (импульсы), которые мешают довести до конца начатое дело (сделать домашнее задание, собрать игрушки).
  • Не способен ждать или терпеть . Он должен немедленно получить или сделать то, что ему хочется. Если этого не происходит, он скандалит, переключается на другие дела или выполняет бесцельные действия. Это ярко заметно на занятиях или при ожидании своей очереди.
  • Перепады настроения случаются каждые несколько минут. Ребенок переходит от смеха к плачу. Вспыльчивость особенно характерна детям с СДВГ. Рассердившись, ребенок швыряет предметы, может завязать драку или испортить вещи обидчика. Он сделает это сразу, не обдумывая и не вынашивая плана мести.
  • Ребенок не чувствует опасности. Он может совершать поступки, опасные для здоровья и жизни: взобраться на высоту, гулять по заброшенным зданиям, выходить на тонкий лед, потому что ему захотелось это сделать. Это свойство приводит к высокому уровню травм у детей с СДВГ.
Проявления болезни связаны с тем, что нервная система ребенка с СДВГ слишком уязвима. Она не в состоянии осилить большой объем информации, поступающий из внешнего мира. Излишняя активность и недостаток внимания – попытка защититься от непосильной нагрузки на НС.

Дополнительные симптомы

  • Трудности в обучении при нормальном уровне интеллекта. Ребенок может испытывать трудности с письмом и чтением. При этом он не воспринимает отдельные буквы и звуки или полностью не владеет этим навыком. Неспособность к изучению арифметики может быть самостоятельным нарушением или сопровождать проблемы с чтением и письмом.
  • Нарушения в общении. Ребенок с СДВГ может проявлять навязчивость по отношению к сверстникам и незнакомым взрослым. Он может быть слишком эмоциональным или даже агрессивным, что осложняет общение и установление дружеских контактов.
  • Отставание в эмоциональном развитии. Ребенок ведет себя излишне капризно и эмоционально. Он не терпит критики, неудач, ведет себя неуравновешенно, «по детски». Установлена закономерность, что при СДВГ происходит отставание на 30% в эмоциональном развитии. Например, 10-тилетний ребенок ведет себя как 7-милетний, хотя интеллектуально развит не хуже сверстников.
  • Негативная самооценка. Ребенок слышит за день огромное количество замечаний. Если при этом его еще и сравнивают со сверстниками: «Посмотри как хорошо себя ведет Маша!» это усугубляет ситуацию. Критика и претензии убеждают ребенка, что он хуже других, плохой, глупый, непоседливый. Это делает ребенка несчастным, отстраненным, агрессивным, прививает ненависть к окружающим.
Проявления синдрома дефицита внимания связаны с тем, что нервная система ребенка слишком уязвима. Она не в состоянии осилить большой объем информации, поступающий из внешнего мира. Излишняя активность и недостаток внимания – попытка защититься от непосильной нагрузки на НС.

Положительные качества детей с СДВГ

  • Активны, деятельны;
  • Легко считывают настроение собеседника;
  • Готовы на самопожертвование ради людей, которые им нравятся;
  • Не злопамятны, не способны затаить обиду;
  • Бесстрашны, им не свойственны большинство детских страхов.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, диагностика

Диагностика синдрома дефицита внимания и гиперактивности может включать несколько этапов:
  1. Сбор информации – интервью с ребенком, беседа с родителями, диагностические опросники.
  2. Нейропсихологическое обследование.
  3. Консультация педиатра.
Как правило, невролог или психиатр ставит диагноз на основании беседы с ребенком, проанализировав информацию от родителей, воспитателей и учителей.
  1. Сбор информации
Большую часть информации специалист получает во время беседы с ребенком и наблюдения за его поведением. С детьми беседа проходит в устной форме. При работе с подростками врач может попросить заполнить бланк опросника, напоминающий тест. Дополнить картину помогает информация, полученная от родителей и учителей.

Диагностический опросник – это список вопросов, составленный таким образом, чтобы собрать максимальное количество информации о поведении и психическом состоянии ребенка. Обычно он имеет вид теста с вариантами ответов. Для выявления СДВГ используются:

  • Диагностический опросник СДВГ для подростков Вандербильта. Существуют версии для родителей, педагогов.
  • Родительский симптоматический опросник проявлений СДВГ;
  • Структурированный опросник Коннерса.
Согласно международной классификации болезней МКБ-10 диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» у ребенка ставится при обнаружении следующих симптомов:
  • Нарушение адаптации. Выражается несоответствием характеристикам нормальным для этого возраста;
  • Нарушение внимания, когда ребенок не может сосредоточить свое внимание на одном предмете;
  • Импульсивность и гиперактивность;
  • Развитие первых симптомов в возрасте до 7-ми лет;
  • Нарушение адаптации проявляется в различных ситуациях (в детском саду, школе, дома), при этом интеллектуальное развитие ребенка соответствует возрасту;
  • Данные симптомы сохраняются на протяжении 6-ти и более месяцев.
Врач имеет право поставить диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности» в том случае, если у ребенка обнаруживаются и прослеживаются на протяжении 6-ти и более месяцев минимум 6 симптомов невнимательности и минимум 6 симптомов импульсивности и гиперактивности . Эти признаки проявляются в постоянно, а не время от времени. Они выражены настолько, что мешают ребенку в обучении и повседневной деятельности.

Признаки невнимательности

  • Не удерживает внимание на деталях. В работе допускает большое количество ошибок из-за небрежности и легкомыслия.
  • Легко отвлекается.
  • С трудом сосредоточивает внимание при игре и выполнении заданий.
  • Не слушает речь, обращенную к нему.
  • Не в состоянии довести до конца выполнение задания, сделать домашнюю работу. Не может придерживаться инструкции.
  • Испытывает трудности в выполнении самостоятельной работы. Нуждается в руководстве и контроле со стороны взрослого.
  • Сопротивляется выполнению заданий, которые требуют длительного умственного напряжения: домашних заданий, задач учителя или психолога. Избегает такой работы под разными поводами, выказывает недовольство.
  • Часто теряет вещи.
  • В повседневной деятельности проявляет забывчивость и рассеянность.

Признаки импульсивности и гиперактивности

  • Совершает большое количество ненужных движений. Не может спокойно сидеть на стуле. Вертится, совершает движения, стопами, кистями, головой.
  • Не может сидеть или оставаться на месте в ситуациях, когда это делать необходимо – на уроке, на концерте, в транспорте.
  • Проявляет необдуманную двигательную активность в ситуациях, когда это недопустимо. Встает, бегает, крутится, без спросу берет вещи, пытается куда-то забраться.
  • Не может спокойно играть.
  • Чрезмерно подвижен.
  • Излишне болтлив.
  • Отвечает, не дослушав вопрос до конца. Не задумывается перед тем, как дать ответ.
  • Нетерпелив. С трудом дожидается своей очереди.
  • Мешает окружающим, пристает к людям. Вмешивается в игру или беседу.
Строго говоря, диагностика СДВГ основывается на субъективном мнении специалиста и его личном опыте. Поэтому, если родители не согласны с диагнозом, то имеет смысл обратиться к другому неврологу или психиатру, который специализируется на данной проблеме.
  1. Нейропсихологическое обследование при СДВГ
С целью исследовать особенности работы мозга ребенку делают электроэнцефалографическое обследование (ЭЭГ). Это измерение биоэлектрической активности мозга в состоянии покоя или при выполнении заданий. Для этого через кожу головы измеряют электрическую активность мозга. Процедура безболезненная и безвредная.
При СДВГ бета-ритм снижен, а тета-ритм увеличен. Соотношение тета-ритма и бета-ритма в несколько раз выше нормы. Это говорит о том, что биоэлектрическая активность мозга снижена, то есть генерируется и проходит по нейронам меньшее количество электрических импульсов, по сравнению с нормой.
  1. Консультация педиатра
Проявления сходные с СДВГ могут быть вызваны анемией , гипертиреозом и другими соматическими заболеваниями. Подтвердить или исключить их может педиатр, после анализа крови на гормоны и гемоглобин .
Обратите внимание! Как правило, помимо диагноза СДВГ в медицинской карте ребенка невролог указывает еще ряд диагнозов:
  • Минимальная мозговая дисфункция (ММД) – легкие неврологические расстройства, вызывающие нарушения двигательных функций, речи, поведения;
  • Повышенное внутричерепное давление (ВЧД) – повышенное давление ликвора (спинномозговой жидкости) которая находится в желудочках головного мозга, вокруг него и в спинномозговом канале.
  • Перинатальное повреждение ЦНС – повреждение нервной системы, возникшее во время беременности, родов или в первые дни жизни.
Все эти нарушения имеют сходные проявления, поэтому часто и пишутся в комплексе. Такая запись в карточке не означает, что у ребенка большое количество неврологических заболеваний. Напротив, изменения минимальны и поддаются коррекции.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, лечение

  1. Лечение медикаментами при СДВГ

Лекарственные препараты назначают по индивидуальным показаниям только в том случае, если без них не удается улучшить поведение ребенка.
Группа препаратов Представители Эффект от приема медикаментов
Психостимуляторы Левамфетамин, Дексамфетамин, Дексметилфенидат Увеличивается выработка нейромедиаторов, благодаря чему нормализуется биоэлектрическую активность мозга. Улучшают поведение, уменьшаются импульсивность, агрессивность, проявления депрессии.
Антидепрессанты, ингибиторы обратного захвата норадреналина Атомоксетин. Дезипрамин, Бупропион
Уменьшают обратный захват нейромедиаторов (дофамина, серотонина). Их накопление в синапсах улучшает передачу сигналов между клетками мозга. Повышают внимание, снижают импульсивность.
Ноотропные препараты Церебролизин, Пирацетам, Инстенон, Гамма-аминомасляная кислота Улучшают обменные процессы в ткани мозга, его питание и обеспечение кислородом, усвоение глюкозы мозгом. Повышают тонус коры больших полушарий. Эффективность этих препаратов не доказана.
Симпатомиметики Клонидин, Атомоксетин, Дезипрамин Повышают тонус сосудов мозга, улучшая кровообращение. Способствуют нормализации внутричерепного давления.

Лечение проводят низкими дозами препаратов, чтобы свести к минимуму риск развития побочных эффектов и привыкания. Доказано, что улучшение наступает только на время приема препаратов. После их отмены симптомы появляются вновь.
  1. Физиотерапия и массаж при СДВГ

Этот комплекс процедур направлен на лечение родовых травм головы, шейного отдела позвоночника, снятие спазма мышц шеи. Это необходимо для нормализации мозгового кровообращения и внутричерепного давления. При СДВГ применяются:
  • Лечебная гимнастика , направленная на укрепление мышц шеи и плечевого пояса. Должна выполняться ежедневно.
  • Массаж воротниковой зоны курсами по 10 процедур 2-3 раза в год.
  • Физиопроцедуры . Применяют инфракрасное облучение (прогревание) спазмированных мышц с помощью инфракрасных лучей. Также используют прогревание парафином. По 15-20 процедур 2 раза в год. Эти процедуры хорошо сочетаются с массажем воротниковой зоны.
Обратите внимание, что это процедуры можно начинать только после консультации с неврологом и ортопедом.
Не стоит прибегать к услугам мануальных терапевтов. Лечение у неквалифицированного специалиста, без предварительного рентгена позвоночника, может стать причиной серьезной травмы.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности у ребенка, коррекция поведения

  1. БОС-терапия (метод биологической обратной связи)

БОС-терапия – современная методика лечения, которая приводит в норму биоэлектрическую активность мозга, устраняя причину СДВГ. Эффективно используется для лечения синдрома более 40-ка лет.

Мозг человека генерирует электрические импульсы. Их разделяют в зависимости от частоты колебаний в секунду и амплитуды колебаний. Основными являются: альфа-, бета-, гамма-, дельта- и тета-волны. При СДВГ снижена активность бета-волн (бета-ритм), которые связаны с фокусированием внимания, памятью, обработкой информации. Одновременно повышается активность тета-волн (тета-ритм), которые свидетельствуют о эмоциональном напряжении, утомлении, агрессивности и неуравновешенности. Есть версия, что тета-ритм способствует быстрому усвоению информации и развитию творческого потенциала.

Задача БОС-терапии нормализовать биоэлектрические колебания мозга – стимулировать бета-ритм и снизить до нормы тета-ритм. Для этого используется специально разработанный программно аппаратный комплекс «БОС-ЛАБ».
На определенные места на теле ребенка закрепляются датчики. На мониторе ребенок видит, как ведут себя его биоритмы и пробует произвольно их изменить. Также биоритмы изменяются в ходе выполнения компьютерных упражнений. Если задание сделано правильно, то раздается звуковой сигнал или появляется картинка, которые являются элементом обратной связи. Процедура безболезненная, интересная и хорошо переносится ребенком.
Эффект от процедуры – повышается внимание, снижается импульсивность и гиперактивность. Повышается успеваемость и взаимоотношение с окружающими.

Курс состоит из 15-25 сеансов. Прогресс заметен после 3-4 процедуры. Эффективность лечения достигает 95%. Эффект сохраняется длительно, на 10 лет и более. У части пациентов БОС-терапия полностью устраняет проявления болезни. Не оказывает побочных эффектов.

  1. Психотерапевтические методики


Эффективность психотерапии значительная, но для прогресса может потребоваться от 2-х месяцев до нескольких лет. Улучшить результат можно сочетая различные психотерапевтические методики, педагогические меры родителей и преподавателей, физиотерапевтические методы и соблюдение режима дня.

  1. Когнитивно-поведенческие методы
Ребенок под руководством психолога, а затем самостоятельно, формирует различные модели поведения. В дальнейшем из них выбирают наиболее конструктивные, «правильные». Параллельно психолог помогает ребенку понять свой внутренний мир, эмоции и желания.
Занятия проводят в форме беседы или игры, где ребенку предлагают различные роли – ученика, покупателя, друга или оппонента в споре со сверстниками. Дети разыгрывают ситуацию. Затем ребенку предлагают определить, что чувствует каждый из участников. Правильно ли он поступил.
  • Навыки управления гневом и выражения своих эмоций в приемлемой форме. Что ты чувствуешь? Чего ты хочешь? Теперь скажи это вежливо. Что мы можем сделать?
  • Конструктивное решение конфликтов. Ребенка учат договариваться, искать компровис, избегать ссор или выходить из них цивилизованно. (Не хочешь делиться – предложи другую игрушку. Тебя не принимают в игру – придумай интересное занятие и предложи другим). Важно научить ребенка говорить спокойно, выслушивать собеседника, четко сформулировать чего он хочет.
  • Адекватные способы общения с учителем и со сверстниками. Как правило ребенок знает правила поведения, но не соблюдает их из-за импульсивности. Под руководством психолога в игре ребенок совершенствует навыки общения.
  • Правильные методы поведения в общественных местах – в детском саду, на уроке, в магазине, на приеме у врача и т.д. осваиваются в форме «театра».
Эффективность метода значительная. Результат проявляется через 2-4 месяца.
  1. Игровая терапия
В форме игры приятной для ребенка, происходит формирование усидчивости и внимательности, обучению контроля гиперактивности и повышенной эмоциональности.
Психолог индивидуально подбирает набор игр с учетом симптомов СДВГ. При этом он может изменять их правила, если ребенку слишком легко или тяжело.
Игровая терапия на первых порах проводится индивидуально, затем может стать групповой или семейной. Также игры могут быть «домашним заданием», или проводится учителем во время пятиминутки на уроке.
  • Игры на развитие внимания. Найди 5 отличий на картинке. Определи запах. Определи предмет на ощупь с закрытыми глазами. Испорченный телефон.
  • Игры на развитие усидчивости и борьбу с расторможенностью . Прятки. Молчанка. Рассортируй предметы по цвету/размеру/форме.
  • Игры на контроль двигательной активности. Перебрасывание мяча с заданным темпом, который постепенно увеличивается. Сиамские близнецы, когда дети в паре, обнимая друг друга за талию, должны выполнять задания – похлопать в ладоши, пробежаться.
  • Игры на снятие мышечных зажимов и эмоционального напряжения . Направлены на физическое и эмоциональное расслабление ребенка. «Шалтай-болтай» на поочередное расслабление различных групп мышц.
  • Игры на развитие памяти и преодоление импульсивности. «Говори!» - ведущий задает простые вопросы. Но отвечать на них можно только после команды «Говори!», перед которой он делает паузу в несколько секунд.
  • Компьютерные игры, которые одновременно развивают усидчивость, внимание и сдержанность.
  1. Арт-терапия

Занятие различными видами искусства снижает утомление и тревожность, освобождает от негативных эмоций, улучшает адаптацию, позволяет реализовать таланты и поднять самооценку ребенка. Помогает развить внутренний контроль и усидчивость, улучшает взаимоотношения между ребенком и родителем или психологом.

Интерпретируя результаты работы ребенка, психолог получает представление о его внутреннем мире, душевных конфликтах и проблемах.

  • Рисование цветными карандашами, пальчиковыми красками или акварелью. Используются листы бумаги разного размера. Сюжет рисунка ребенок может выбирать сам или психолог может предложить тему – «В школе», «Моя семья».
  • Песочная терапия . Необходима песочница с чистым, увлажненным песком и набор разнообразных формочек, включающий человеческие фигурки, транспорт, домики и т.д. Ребенок сам решает, что именно он хочет воспроизвести. Часто он обыгрывает сюжеты, которые его бессознательно беспокоят, но он не может донести это до взрослых.
  • Лепка из глины или пластилина. Ребенок лепит из пластилина фигурки на заданную тему – веселые животные, мой друг, мой домашний питомец. занятия способствуют развитию мелкой моторики и функций мозга.
  • Слушанье музыки и игра на музыкальных инструментах. Для девочек рекомендована ритмичная танцевальная музыка, а для мальчиков – маршеобразная. Музыка снимает эмоциональное напряжение, повышает усидчивость и внимание.
Эффективность арт-терапии – средняя. Она является вспомогательным методом. Может использоваться для установления контакта с ребенком или для отдыха.
  1. Семейная терапия и работа с преподавателями.
Психолог информирует взрослых об особенностях развития ребенка с СДВГ. Рассказывает о эффективных методах работы, формах влияния на ребенка, как сформировать систему поощрений и санкций, как донести до ребенка необходимость выполнения обязанностей и соблюдения запретов. Это позволяет снизить число конфликтов, сделать обучение и воспитание более легким для всех его участников.
При работе с ребенком психолог составляет программу психокоррекции, рассчитанную на несколько месяцев. На первых сеансах он устанавливает контакт с ребенком и проводит диагностику, чтобы определить насколько выражены невнимательность, импульсивность и агрессивность. С учетом индивидуальных особенностей он составляет программу коррекции, постепенно вводя различные психотерапевтические методики и усложняя задания. Поэтому родителям не стоит ожидать кардинальных изменений уже после первых встреч.
  1. Педагогические меры


Родителям и учителям необходимо учитывать цикличность работы мозга у детей с СДВГ. В среднем ребенок 7-10 минут усваивает информацию, затем 3-7 минут мозгу необходимо на восстановление и отдых. Эту особенность обязательно использовать в процессе обучения, выполнения домашних заданий и в любой другой деятельности. Например, давайте ребенку задания, которые он успеет выполнить за 5-7 минут.

Правильное воспитание – основной путь борьбы с симптомами СДВГ. От поведения родителей зависит «перерастет» ли ребенок эту проблему и насколько успешным будет во взрослой жизни.

  • Будьте терпеливы, сохраняйте самоконтроль. Избегайте критики. Особенности в поведении ребенка не его вина и не ваша. Оскорбления и физическое насилие недопустимы.
  • Общайтесь с ребенком экспрессивно. Проявления эмоций в мимике и голосе помогут удержать его внимание. По этой же причине важно смотреть в глаза ребенку.
  • Используйте физический контакт . Держите за руку, поглаживайте, обнимайте, используйте элементы массажа при общении с ребенком. Это действует успокаивающе и помогает сосредоточиться.
  • Обеспечьте четкий контроль выполнения заданий . Ребенок не обладает достаточной силой воли завершить начатое, у него велик соблазн остановиться на полпути. Знание, что взрослый будет контролировать выполнение задания, поможет ему довести дело до конца. Обеспечит в будущем дисциплину и самоконтроль.
  • Ставьте перед ребенком посильные задачи . Если он не справляется с задачей, которую вы перед ним поставили, то в следующий раз упростите ее. Если вчера ему не хватило терпения убрать все игрушки, то сегодня попросите только собрать кубики в коробку.
  • Ставьте ребенку задание в виде коротких инструкций . За один раз давайте одно задание: «Почисть зубы». Когда это будет завершено, попросите умыться.
  • Делайте перерывы в несколько минут между каждым видом деятельности . Собрал игрушки, отдохнул 5 минут, пошел умываться.
  • Не запрещайте ребенку проявлять физическую активность во время занятий . Если он машет ногами, крутит в руках различные предметы, переминается возле стола, это улучшает его мыслительный процесс. Ели же вы ограничите эту мелкую активность, то мозг ребенка впадет в ступор и не сможет воспринимать информацию.
  • Хвалите за каждый успех. Делайте это один на один и в кругу семьи. У ребенка занижена самооценка. Он часто слышит, какой он плохой. Поэтому похвала ему жизненно необходима. Она стимулирует ребенка быть дисциплинированным, прикладывать еще больше усилий и упорства в выполнении заданий. Хорошо, если похвала будет наглядной. Это могут быть фишки, жетоны, наклейки, карточки, которые ребенок сможет пересчитать в конце дня. Время от времени меняйте «награды». Лишение награды – эффективный способ наказания. Он должен следовать сразу за проступком.
  • Будьте последовательны в своих требованиях . Если нельзя долго смотреть телевизор, то не делайте исключения, когда у вас гости или мама устала.
  • Предупреждайте ребенка, что последует далее. Ему трудно прервать деятельность, которая интересна. Поэтому за 5-10 минут до окончания игры предупредите, что скоро он закончит играть и будет собирать игрушки.
  • Учите планировать. Вместе составляйте список дел, которые необходимо выполнить сегодня, а затем вычеркивайте сделанное.
  • Составьте распорядок дня и придерживайтесь его . Это научит ребенка планировать, распределять свое время и предвидеть, что будет в ближайшее время. Это развивает работу лобных долей и создает ощущение безопасности.
  • Поощряйте ребенка заниматься спортом . Особенно полезны будут восточные единоборства, плаванье, легкая атлетика, велоспорт. Они направят активность ребенка в правильное полезное русло. Командные виды спорта (футбол, волейбол) могут вызвать сложности. Травматичные виды спорта (дзюдо, бокс) могут повысить уровень агрессивности.
  • Пробуйте различные виды занятий. Чем больше вы предложите ребенку, тем выше шанс, что он найдет свое хобби, которое поможет ему стать более усидчивым и внимательным. Это выработает у него самоуважение и улучшит отношения со сверстниками.
  • Оградите от длительного просмотра телевизора и сидения за компьютером. Примерная норма – 10 минут на каждый год жизни. Так 6-тилетний ребенок не должен смотреть телевизор дольше часа.
Помните, если вашему ребенку поставили диагноз «синдром дефицита внимания и гиперактивности», это не означает, что он отстает от сверстников в интеллектуальном развитии. Диагноз лишь указывает на пограничное состояние между нормой и отклонением. Родителям придется приложить больше усилий, проявить много терпения в воспитании, и в большинстве случаев после 14 лет ребенок «перерастет» это состояние.

Часто дети с СДВГ имеют высокий уровень IQ и их называют «дети индиго». Если ребенок увлечется чем то конкретным в подростковом возрасте, то он направит на это всю свою энергию и доведет до совершенства. Если это хобби перерастет в профессию, то успех гарантирован. Это доказывает тот факт, что большинство крупных бизнесменов и выдающихся ученых в детстве страдали от синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Подробное и доступное пояснение, что такое синдром дефицита внимания, а также каковы его особенности и симптомы.

Сегодня в родительской среде и среде детских психологов набирают популярности такие термины, как «синдром дефицита внимания », «гиперактивность», «импульсивность» и т.д.

Они до сих пор вызывают бурные споры и обсуждения, до сих пор детально не изучены, но в том, что существуют дети (а часто – и взрослые) с вполне конкретными симптомами, которые и квалифицируют как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), сомневаться не приходиться.

Существует ли на самом деле синдром дефицита внимания и гиперактивноси?

По поводу того, существует ли на самом деле синдром дефицита внимания, можно ли его действительно считать заболеванием, и насколько широко его распространение, до сих пор ведутся ожесточенные споры и в научных, и в образовательных, и в других кругах.

Частенько учителя, которые слышат о том, что какой-то ребенок страдает от синдрома дефицита внимания и гиперактивности, кривятся, как от зубной боли, и начинают бурно объяснять, что это все выдумки родителей, которые не хотят нормально воспитывать своего ребенка.

Родители же, возмущенные сомнениями педагогов в их родительских способностях, начинают в ответ обвинять учителей: «Мол, это вы не хотите работать и находить подход к разным детям».

Истина же, как всегда, находится где-то посредине.

Дети с СДВГ действительно существуют.

И с ними действительно нужно налаживать особый контакт – никуда учителя от этого не денутся.

Но и некоторые мамы с папами перегибают палку, считая, что поведение их детей в школе – проблемы исключительно учителей, даже не пытаясь со своей стороны повлиять на собственное чадо.

Именно невоспитанность, к которой приводит нежелание родителей заниматься серьезно своими малышами, принимается за синдром дефицита внимания.

“И никакого синдрома дефицита внимания у него нет!”…


Помню, однажды такой ребенок превратил на некоторое время в кошмар поездку для всех пассажиров вагона.

Он бегал по проходу, открывал все купе, пытался хватать то, что ему нравилось, орал, стучал по стенам.

На все это родители вообще не реагировали.

Попытки привлечь их внимание окончились ничем: мама, выслушав возмущение некоторых пассажиров, спокойно ответила, что позволяет своему сыну вести себя так, как ему хочется, и, если кого-то это не устраивает, то это исключительно их проблемы.

Дитю этому, кстати, было лет 10, то есть на несмышленого карапуза тот не тянул никак.

Приструнить маленького террориста удалось одной старшей женщине (потом оказалось, что дама воспитала троих мальчишек), моей соседке по купе.

Когда это невоспитанное чадо ворвалось к нам в купе, то женщина, встав, достаточно строго отчитала мальчика, запретив брать без спросу ее вещи и шуметь рядом с ее купе, пригрозив отшлепать его, как следует, если не успокоится.

Мальчик, очевидно, не привыкший к такому тону и к тому, что ему говорят «Нет», подзавис на некоторое время, а затем побежал жаловаться маме.

Та, выйдя из состояния флегмы, пришла разбираться: «Как так, ее чадо обидели?».

На что услышала спокойный ответ моей соседки: «Я веду себя так, как считаю нужным и, если это кого-то не устраивает, то это исключительно их проблемы».

В вагоне наконец-то воцарились мир и тишина, которые нарушали лишь сердитое сопение маленького террориста и его мамы.

Никакого синдрома дефицита внимания и гиперактивности у этого дитяти не было.

Был просто обнаглевший от безнаказанности пацаненок.

Первые исследования синдрома дефицита внимания


Исследования мозговой дисфункции проводились достаточно давно.

К примеру, еще в начале ХХ века Е. Кан и его соратники исследовали детей, которые отличались излишней активностью и импульсивностью, неумением долго , отвлекаемостью и т.д.

Сам же термин «синдром дефицита внимания» относительно новый, ведь впервые был использован лишь в начале 1980-х годов американскими психиатрами.

В этой же стране и начали активно исследовать этот интереснейший феномен.

Именно Американская ассоциация психиатров впервые создала классификацию детей, страдающих от синдрома дефицита внимания.

Согласно их исследованиям наблюдается три типа:

  1. Так называемый «чистый» синдром дефицита внимания.
  2. СДВ, сочетаемый с гиперактивностью.
  3. Синдром гиперактивности без дефицита внимания.

Чаще всего наблюдается именно комбинированная версия этого заболевания, поэтому аббревиатура СДВГ и стала столь распространенной в научной и научно-популярной литературе.

Отечественные же ученые от них, увы, пока сильно отстают.

Особенности синдрома дефицита внимания


Родителям, ребенок которых ведет себя не слишком хорошо и доставляет много неприятностей и им, и учителям, и воспитателям, и сверстникам, предстоит определить, действительно ли дитя страдает от синдрома дефицита внимания и гиперактивности или же у него просто имеют пробелы в воспитании.

Прежде чем говорить о симптомах, мне бы хотелось, чтобы вы узнали о трех особенностях этого синдрома:

    Его распространенность не так велика, как кажется: всего 5–7% детей школьного возраста страдают от него.

    Если брать усредненные данные, то в каждом классе может быть ребенок с СДВГ.

    Немало, согласна, но это и не настолько пугающие цифры, как пытается доказать популярная литература.

  1. Мальчики подвергаются этому синдрому в два раза чаще, чем девочки, поэтому, если вы, являясь родителем мальчугана, заподозрили у своего малыша СДВГ, то поводов для беспокойства у вас гораздо больше, нежели у родителей девочек.
  2. До 5–6 лет заботиться синдромом дефицита внимания не стоит.

    До того, как ребенок пойдет в школу или хотя бы в подготовительную группу и начнет систематически обучаться, достаточно трудно определить у него СДВГ.

О том, как выявить СДВГ у ребенка

и что делать после подтверждения диагноза,

рассказано в видеоролике:

Симптомы дефицита внимания и гиперактивности

Чтобы подтвердить свои опасения, обратите внимание на то, присутствуют ли у вашего малыша следующие симптомы:

  1. Не может сосредоточить свое внимание на долгое время.
  2. Постоянно вертит головой и отвлекается на что угодно, когда вы пытаетесь что-то рассказать или показать, или поиграть с ним в какую-то игру, требующую внимания.
  3. Трудно в правильной последовательности выполнять какое-либо задание.
  4. С трудом переключается с одного вида деятельности на другой.
  5. Постоянно теряет свои вещи, забывает, где оставил какую-то игрушку.
  6. Его невозможно организовать и привить ему какие-то правила поведения.
  7. Страдает от расстройств и забывает важные вещи.
  8. Не может совладать со своими побуждениями, да и не пытается этого делать.
  9. Если малыш что-то хочет, то должен получить это немедленно, потому что ожидание в очереди для него неприемлемо.
  10. Неспособен усидеть на месте даже короткое время, постоянно находится в бесцельном движении, причем не ходит, а бегает.
  11. Много болтает, перебивает других, не дает высказаться, не умеет слушать, когда ему что-то рассказывают.
  12. Легко впадает в истерику, демонстрирует свое раздражение и расстраивается даже тогда, когда для этого нет повода.
  13. Не учится на своих ошибках.

    Например, если он обжегся, то через некоторое время снова будет пить горячий чай, не дожидаясь, пока тот остынет.

  14. , может воспроизводить на бумаге буквы, будто отображенные в зеркале.
  15. Если отвлекается в процессе чтения, то ему достаточно трудно отыскать строку, на которой он закончил читать.

    Моментально забывает прочитанное.

  16. Вы замечаете, что дитя часто будто бы отключает свои чувства, то есть, физически он здесь, но в реальности не с вами, а мыслями где-то очень далеко.
  17. Наблюдаются пробелы в восприятии.

    Часто на ваш вопрос «Что вы делали сегодня на уроках?» вам отвечают: «Не помню».

Поодиночке эти симптомы еще не свидетельствуют о том, что у вашего ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивность, но, если хотя бы 5 из них вы обнаружили у своего малыша, то следует обратиться к доктору, чтобы он подтвердил или развеял ваши опасения.

Синдром дефицита внимания не поддается лечению, зато поддается коррекции.

Только специалист подскажет вам (ведь каждый случай уникален), как быть со своим чадом, чтобы он нормально адаптировался в общество и его СДВГ не мешал ему жить полной жизнью и не создавал проблем окружающим.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту