Просто - с помощью тактического урбанизма! И это не сухая теория или практика зарубежных стран, это сделали буквально за несколько дней в Саратове!

Знакомьтесь, такой недавно была площадь:

Вокруг сквера было одностороннее кольцо. То есть даже если вам не нужно было на вокзал - вы всё равно делали крюк, потому что внешний участок улицы был односторонним у сквера. Важно, что к самому вокзалу не пускали - нормы безопасности требуют отступ проезжей части от фасада, но кто-то решил не париться и просто закрыть площадь у вокзала от трафика. В итоге сквер был разрезан, все вынужденно делали круг, а пассажиры поднимались к вокзалу по лестнице:

Схема движения была хаотичной: не было мест для парковки, нормального фронта посадки у остановок, площадки для такси. Пешеходы шарахались от машин, потому что нормальных пешеходных связок не было. В общем, море асфальта, где водители и пешеходы друг друга ненавидели.

Рано или поздно хаос должен был закончиться. По планам, в 2018 году площадь должны были закрыть на реконструкцию. Но перед этим было решено проверить теории и схемы с помощью временного благоустройства. Так на улице изменилась схема движения, появилась городская мебель, светофоры, пешеходные переходы и столбики.

Транспорт
Начнём с транспортной схемы - это ключевое изменение. С помощью ликвидации одностороннего движения удалось развести транзитный трафик и собственно клиентов вокзала:

Бонусом появилась легальная парковка:

В Саратове только планируют ввести платную парковку, но здесь она де-юре уже есть) Знаки уже :

Раньше машины ехали через сквер, разрезая его. Архитекторам удалось вернуть частичное движение на площадку у вокзала и сделать сквер одним целым!

По нормам безопасности, машины не должны быть ближе 30 метров от вокзала. Сейчас проезжая часть проходит в 32 метрах, а когда-то было практически вплотную, судя по забору:

Появилась площадка для такси:

Общественный транспорт был разнесён на несколько остановок и фронтов:

Решение оптимизации правильное - так ускоряется посадка и больше порядка, но вот про навигацию забыли, из-за чего пассажиры теряются на новом-старом месте. Некоторые сразу начинают считать, что их маршрут просто отменили.

Павильоны хоть и временные, но всё-таки должны иметь пандус, я считаю:

Хорошим решением было бы в принципе сделать площадку приподнятой, чтобы облегчить посадку-высадку. Слишком высоко без этого:

Интересно, сколько раз обычный гаишник скажет "это невозможно" такому решению?)

С общественным транспортом в городе всё плохо. Даже у основного пересадочного узла не было павильонов...

Для безопасности и удобства пешеходов был вырыт подземный переход сделали новые наземные переходы с островками безопасности и успокоили движение машин:

Столбиков много не бывает)

Для велосипедистов ничего сделано не было.

Общественные пространства
Была попытка сделать островки безопасности не только полезными, но и красивыми с чертами общественного пространства:

У людей, как правило, асфальт ассоциируется с дорогой, поэтому при тактическом урбанизме часто работают красками - нужно общественное пространство, а не дорога. В идеале, конечно же, асфальт надо максимально убирать из города.

Все протоптанные тропинки были подсыпаны, чтобы было легче ходить и не было грязи:

Городская мебель:

Косяк получился с урнами - их запретили делать из дерева, а металлические где-то задержались. В общем, пока мусор приходится класть в карман.

Работа с жителями

Любой городской проект натолкнётся на сопротивление жителей. Это будет всегда - люди консервативны и боятся чего-то нового (делай что угодно, но только не в моём дворе). Поэтому работа с горожанами начинается на этапе проекта - . Это помогает получить одобрение проекта от местных сообществ и избежать ошибок - они лучше всех знают свой район и его необычные детали.

Тут подготовительной работы не было, людей просто поставили перед фактом нового пространства. Зато активная кампания идёт сейчас. Повсюду объявления, зачем это делается:

Инфографика:

В центре сквера сделали пирамиду, где стоят волонтёры и есть большая схема.

Мужчина на фото мучил волонтёров и начальника проекта минут 20. В начале был гнев и непонимание, а в конце - признание. Вообще, как мне кажется, многие начинают скандалить и критиковать просто из-за того, что у них накипело, а тут вроде власть поругать можно и тебя слушают.

Тут же раздают буклеты, где можно написать пожелания и отзыв:

По-моему, вышло хорошо. Самое главное, что это первый проект тактического урбанизма при организации движения - до этого подобное делали только на пешеходных зонах. Теперь будет сложнее писать отговорки в стиле у нас так делать нельзя, потому что никто так не делал . Саратов

Архитекторы реконструировали одну из центральных площадей Саратова в пробном режиме. После сбора пожеланий от жителей проект смогут изменить

Рабочие занимаются благоустройством привокзальной площади в Саратове (Фото: «КБ Стрелка»)

Привокзальную площадь в Саратове реконструировали в тестовом режиме. Речь идет о временном благоустройстве сроком на один год, стало известно на форуме «Среда для жизни: квартира и город», который организовали Министерство строительства и ЖКХ России, АИЖК и «КБ Стрелка». Такой метод впервые использовали для городского благоустройства в России, написано на стендах, установленных на форуме.

В 2017 году на саратовской привокзальной площади появилась новая разметка, которая изменила схему движения автотранспорта. В частности, все остановки автобусов перенесены в одно место, а автомобили теперь могут избежать кругового объезда привокзальной площади: прилегающий отрезок Аткарской улицы стал двусторонним, в результате чего машины получили возможность проехать на Большую Казачью улицу, минуя вокзал.

Еще одно новшество затронет центральную зону привокзальной площади. Сквер объединят с площадью, где находится памятник Дзержинскому, в одно непрерывное общественное пространство. Сейчас между сквером и площадью находится проезд для автомобилей. Этот проезд закроют для движения и сделают пешеходным, говорится в презентации проекта.


Новый план и схема движения на привокзальной площади в Саратове (Фото: Игнат Бушухин)

В 2017 году все перечисленные меры реализуют с помощью временной разметки. Третьим пунктом благоустройства станет установка мягких столбиков, которые будут разделять полосы движения на дороге, а также визуально разграничивать пешеходные и автомобильные зоны.

Полноценное благоустройство привокзальной площади в Саратове планируется завершить в 2018 году, утверждает «КБ Стрелка». В мае 2017 года часть работ проведут в тестовом режиме, чтобы собрать отзывы о проекте от местных жителей. Два пункта приема отзывов поставят на улице рядом с железнодорожным вокзалом. Там любой желающий сможет высказать свое мнение о проекте, написано на стендах форума «Среда для жизни: квартира и город». После получения рекомендаций от горожан «КБ Стрелка» сможет внести изменения в разработанный план благоустройства.

Ход работ по благоустройству привокзальной площади. Май 2017 года

Проект новой привокзальной площади в Саратове разработало голландское архитектурное бюро West8. Все работы пройдут при поддержке ГУПП «Институт Саратовгражданпроект». Помимо новой схемы движения и увеличения пешеходной зоны проект предусматривает установку скамеек, контейнеров с зелеными насаждениями, расширение тротуаров и ликвидацию наружной рекламы с фасадов прилегающих зданий. У города также появится новый дизайн-код, указывает «КБ Стрелка».

Финальным этапом станет размещение 47 парковочных мест, которые заменят нелегальную стоянку, существующую на площади в настоящий момент, написано в презентации проекта. Рядом с вокзалом окажутся четыре парковочных кармана для инвалидов. Еще ближе обустроят специальную площадку для посадки в такси, следует из макетов АИЖК.


Все пожелания жителей по результатам пробного преобразования территории учтут в следующем году, когда будет сформирован окончательный вид площади

Москва. 9 октября. ИНТЕРФАКС-НЕДВИЖИМОСТЬ — Масштабное благоустройство Привокзальной площади в Саратове пройдет в следующем году. В 2017-м здесь провели тестовые преобразования — изменили схему движения автомобилей и разбили сквер. Преображенная площадь была представлена жителям и гостям города во время форума "Среда для жизни" в мае этого года. Как известно, хочешь, чтобы тебя правильно поняли — пол работы не показывай. Не все идеи архитекторов пришлись саратовцам по душе, но на то оно и тестовое благоустройство, чтобы выяснить сильные и слабые стороны проекта. Как изменилось и как изменится это общественное пространство "Интерфаксу" рассказали в КБ "Стрелка".

Было/стало

Тестовое благоустройство Привокзальной площади в Саратове — первое тестовое благоустройство в России. Заложенные в проекте предложения тестируются «в поле» с помощью недорогих и мобильных решений. Общая территория благоустройства 33515 кв. м.

Когда архитекторы начали работать над Привокзальной площадью, они заметили сразу несколько "узких мест". Половину проезжей части занимала стихийная парковка, не было удобных остановок общественного транспорта. Еще в глаза бросались узкие тротуары и запущенный сквер как центр архитектурной композиции. Специалисты рассудили, что все это создает не лучшее впечатление от Саратова. А ведь первые эмоции о городе турист получает уже на выходе из поезда.

В итоге, площадь ждали серьезные перемены. Главной из них стало изменение схемы движения транспорта. Площадь по сути была кольцевой развязкой из-за одностороннего движения на прилегающей Аткарской улице. Даже те машины, которым не нужно было на площадь, были вынуждены проезжать через нее. Положение усугубляла стихийная парковка и отсутствие остановок для такси и личного транспорта. В итоге на Аткарской улице организовали двустороннее движение и избавили автовладельцев от необходимости ехать транзитом через площадь.

Новая транспортная схема Привокзальной площади должна сделать доступ жителей к вокзалу удобнее. Подобные решения уже применяются в большинстве городов России и мира относительно крупных транспортных хабов (аэропорты, вокзалы). Для общественного транспорта создали отдельный перрон, где концентрируются автобусы и троллейбусы. Со зданием вокзала перрон соединяет удобный пешеходный переход. А еще рядом со входом в вокзал появилась зона для посадки и высадки пассажиров такси и автомобилей.

Преобразился и сквер перед вокзалом. Раньше машины ехали по малому кольцу, "разрезая" это пространство. Архитекторы вернули дорожное движение на большое кольцо и вернули скверу целостность. Движение машин направляют специальные столбики из ударопрочного пластика — болларды, а на перекрестках установили светофоры. Еще у вокзала появилась организованная парковка на 47 мест.

На площади также разбили зоны отдыха с уличной мебелью. Новые пешеходные зоны украшены орнаментом саратовского уличного художника Олега Зябкина. Проектом предполагается высадка дополнительно 173 кустарников и деревьев, установка дополнительных лавочек и мачт освещения. Художественные элементы кроме эстетической играют важную прикладную роль: благодаря им пешеходные зоны лучше заметны водителям.

От теста к капитальному благоустройству

Тестовое благоустройство площади у вокзала проводилось для того, чтобы узнать реакцию местных жителей, выявить сильные и слабые стороны нового решения.

"Тестовое благоустройство — это возможность показать, что можно совершенно по-другому выстраивать взаимоотношения с городом и с тем, что окружает горожанина. Это базовая потребность человека и необходимое условие для нормальной жизни. Пока что для нас, для горожан, путь из пункта А в пункт Б — преодоление, мы добираемся до работы уже уставшими. Хотя эту часть жизни хочется проживать осознанно, находиться в полноценном контакте с городом", — отметила генеральный директор "Стрелка Архитектс" Дарья Парамонова.

Капитальное благоустройство пройдет на площади в следующем году, и в нем учтут пожелания жителей. Например, 47 мест для парковки перед вокзалом оказалось мало — их число будет увеличено. Изменения проекта позволят повысить его качество и сэкономить. Предлагается, что исло парковочных мест увеличится до 144. Если мы предполагаем, что город выставит стоимость парковки — 30 рублей за час, то одно машиноместо в сутки будет приносить бюджету 720 рублей. Ежедневно городской бюджет будет пополнятся более чем на 100 тыс рублей.

Важное решение будет принято городом по поводу памятника Дзержинскому, который установлен на площади на историческом постаменте. Его предложено перенести. Но предложение не окончательное, оно дискуссионное. Перенос позволит увеличить фронт посадки и высадки перед вокзалом до 9 машиномест (в рамках тестового благоустройства фронт высадки — 3 машиноместа, теперь до входа в вокзал менее 50 метров). Увеличение фронта — пожелание горожан. А финальное решение за городом.

Важно при этом, что город не тратит на программу своих средств. Реализация проекта Привокзальной площади осуществляется за счет федеральные субсидий в рамках Программы «ЖКХ и Городская среда».

В 2018 году Привокзальная площадь будет благоустроена по проекту голландского архитектурного бюро West 8 для совместной программы развития городской среды КБ "Стрелка" и Фонда единого института развития в жилищной сфере (создан АИЖК)

Семь территорий благоустройства

Всего же в Саратове до 2022 года планируется благоустроить семь общественных пространств. Проекты разработают три саратовских бюро. В этом году уже идут работы на улице Рахова. Также в этом году появился дизайн-код на проспекте Кирова, сейчас этот код интегрируется в другие общественные пространства Саратова. А еще на финальную стадию вышла разработка объемно-пространственных регламентов города.

В КБ "Стрелка" неоднократно заявляли, что формирование комфортной городской среды значительно повышает качество и уровень жизни. Современные общественные пространства должны быть удобными для пешеходов, экологичными и достаточно компактными — чтобы все было в пешей доступности. Саратов считается одним из лидеров благоустройства в России.

Горожанам крайне важно, чтобы проект благоустройства Привокзальной площади в Саратове был скорректирован с учётом мнения жителей. И все заинтересованные стороны готовы на это пойти. На общественных слушаниях, которые прошли в Саратове 9 октября, заместитель генерального директора АИЖК Денис Филиппов особо подчеркнул, что проект изменен.

«Сегодняшний вариант проекта Привокзальной площади - это уже не тот проект, который был сделан мае. Это проект, учитывающий все корректировки и предложения, которые мы собирали в течение полугода. Я считаю, что половина проекта уже принадлежит жителям города», - отметил он.

Сегодня проектирование ведётся за счёт чистой прибыли АИЖК, а реализация проекта, как предполагается, будет происходить за счёт средств, которые область и город получат в рамках федеральной программы.

Четыре месяца привокзальная площадь была в состоянии тестового благоустройства: с помощью столбиков, краски, скамеек и вазонов на ней изменили схему движения и создали общественные пространства. Результаты тестирования и будущий проект реконструкции сегодня обсуждали в Общественной палате города.


Привокзальная площадь попала в список городов-участников федеральной программы «ЖКХ и городская среда». Особое внимание уделяется работе с жителями, как наиболее заинтересованной стороне в вопросах улучшении города, - в Саратове для этого проводили опросы перед началом работ и сбор предложений в процессе тестирования.

Ольга Баталина, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации выразила согласие с тем, что оптимальная транспортная развязка - это ключ к решению проблем Привокзальной площади.

«И вся дискуссия сейчас идет о том тестовом варианте, который существует эти шесть месяцев. Мы сделали из него выводы, разработчики предложили иное решение - но нам сегодня во время слушаний не оценить, насколько оно лучше, чем тестовое решение. Поэтому можно взять небольшую паузу, чтобы сделать две вещи. Первое - оценить текущее предложение транспортных потоков, сделанное с привлечением экспертов. Второе - доработать, оптимизировать, обсудить и представить конструкторскому бюро и экспертам как итоговое. Если мы решим, что там будет двустороннее, это одна история, если одностороннее - другая. Ваша площадь в таком виде существует уже десятки лет, но за это время сильно изменилась транспортная нагрузка. Тестовое благоустройство позволило не в теории, а в жизни понять, что нужно убрать, а что оставить. Реальные работы будут произведены в следующем году», - говорит Ольга Баталина.

Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области Дмитрий Тепин сообщил, что проект будет реализован уже в 2018 году.

«Совместно с федеральной программой „Комфортное жилье“ сегодня созданы все условия для того, чтобы найти правильное решение, которое позволит на следующий год реализовать будущие проекты. Мы принимаем 5-летнюю программу, в которой есть место Привокзальной площади, и пешеходным зонам, и транспортным развязкам».

Денис Филиппов, заместитель генерального директора АИЖК, рассказал, что в обсуждении проекта участвовали как специалисты, так и простые горожане.

«В мае мы сделали на Привокзальной площади тестовое благоустройство. Это первый случай в России, никто раньше такого не делал. Проект основан на лучших европейских практиках. Я считаю, что половина проекта уже принадлежит жителям города».

Перед началом зимы некапитальные объекты с площади будут убраны. Создание единой зоны общественного транспорта, площадок для посадки-высадки и запуск двустороннего движения по Аткарской улице позволили разделить потоки, повысить доступность вокзала и сделать схему движения интуитивно понятнее. Систематизация парковки позволила создать отдельные зоны для стоянки, которые не мешают всем остальным, уверена Алена Жмурова, руководитель проекта комплексного развития городской среды Саратова:

«Изменения должны повышать комфорт людей, которые пользуются пространством. Для людей, приезжающих на вокзал с тяжелыми чемоданами, предназначен посадочный фронт, это не парковка, которая здесь запрещена, это стоянка. Подобные решения уже применяются в большинстве городов России и мира относительно крупных транспортных хабов (аэропорты, вокзалы)».

По результатам наблюдений за проектом «в поле» было решено отказаться от парковки в карманах в пользу закрытой парковки за шлагбаумом, которую в будущем можно будет обратно превратить в сквер.

Желанов Виталий Анатольевич, председатель комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации Саратова, назвал этот прогрессивный проект лицом города.

«Обстановка меняется - меняется трафик и отношение к транспорту. Задача проекта - сделать лицо города».

От предложений по созданию подземной парковки с торговлей и замене памятника Дзержинскому было решено отказаться. Строительство парковки займёт длительное время и обойдётся жителям в большую сумму, а объекты торговли привлекут новый транспорт на уже перегруженную площадь.

Решения тестового благоустройства, по мнению Виталия Кудрявцева, заведующего кафедрой «Дизайн архитектурной среды» САДИ СГТУ им. Гагарина Ю.А., вывели транспортную схему на европейский уровень.