Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Русский язык 4 класс Минутка чистописания Праз. ник, ст. лица, сер. це, ур. жай, звёз. ный, к. рзина.дододо

Словарно-орфографическая работаСитуация, падеж, путешествие, ремонт, карниз, камыш, адрес, обаяние, свитер.пристижныйstyle.color Улей – пчелаконура – собакатропинка – пешеход – транспорт?дорога
Дорога – это полоса земли со специальным покрытием, например асфальтовым, или без него, предназначенного для движения различных видов транспорта. Прочитайте пословицыДобрая слава за печкой сидит, а худая по дорожк _ бежит. Беседа дорог _ коротает, а песня работу. Всякая дорог _ – вдвоём веселей.еу а

Тема урока:Правописание безударных падежных окончаний имен существительных Для того чтобы проверить правописание безударных падежных окончаний имён существительных:Ставлю существительное в начальную форму и определяю, к какому склонению оно относится.Подбираю, слово-помощник и ставлю его в ту же форму.Пишу такое окончание, какое у слова-помощника.Проверяю написанное.

Слова помощники:1 скл. – луна, земля; 2 скл. – конь, окно; 3 скл. – печь, степь. Спрыгнул с ветк _ , случай из жизн _ , ветка ел _ , пятно на обложк _ , шёл по площадк _ , вода с крыш _ , взял из тарелк _ , рассказ о сирен _ , очищают от пыл_. Выполнить морфологический разбор:1вариант - (с) ветки2 вариант - (из) жизни Игра «Верно»:Написание безударной гласной в падежном окончании существительного - это орфограмма. Слова конь, окно являются словами-помощниками для 2-го склонения. У всех существительных в П.п. пишется в окончании буква е.Когда сомневаешься, какую букву и или е написать в безударном окончании имени существительного 3-го склонения, пиши и и никогда не ошибёшься. существительных в роще, на ветке в окончание пишется е. -++++

Домашнее задание: Придумать любые 3 существительных и выполнить морфологический разбор.


Приложенные файлы

Готовимся к ЕГЭ.
Выполняем задание 5.
Лексическая сочетаемость,
паронимы.
Федореева И.А.,
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ с. Ленинское

Пароонимы (от др.-греч. παρα- - приставка со
значением смежности, ὄνομα - «имя») - это слова,
сходные по звучанию и морфемному составу, но
различающиеся лексическим значением.
Также обычно ошибочное употребление одного из
них вместо другого. Например, адресат - адресант.




подобранное слово.
Я непременно должен высказать своё ЛИЧНОЕ мнение
по этому вопросу.
Природная БЕДНОСТЬ этого края
суровыми климатическими условиями.
обусловлена
День обещал быть ДОЖДЕВЫМ и ветреным.
Бабушка растапливала ГЛИНЯНЫЙ очаг.
Пётр
человек
ДИПЛОМАТИЧНЫЙ.
мягкий,
тонкий,
ДОЖДЛИВЫМ
весьма

В ОДНОМ из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО
употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую
ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите
подобранное слово.
Мария Петровна была женщиной весьма вздорной,
со ЗЛОБНЫМ характером.
Этот случай оказался ЕДИНИЧНЫМ и, наверное,
исключением из правил.
Он пренебрегал правилам и этикета и был полным
НЕВЕЖЕЙ.
Между учителем и учениками
ровные, ДОВЕРЧИВЫЕ отношения.
установились
Вон уж в окно смотрит ВЫСОКИЙ месяц.
ДОВЕРИТЕЛЬНЫЕ

В ОДНОМ из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО
употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую
ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите
подобранное слово.
Ему казалось,
способности.
что
у
него
АРТИСТИЧЕСКИЕ
Он с ДЕЛОВИТЫМ видом обстоятельно отвечал на
все вопросы.
Сегодня холодно, так что я ОДЕНУ тёплую куртку.
На многих купюрах можно увидеть ВОДЯНЫЕ
знаки.
Почва здесь КАМЕНИСТАЯ, поэтому
зерновые культуры не выращивают.
никакие
НАДЕНУ

В ОДНОМ из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО
употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую
ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите
подобранное слово.
Его брат был полным НЕВЕЖДОЙ в вопросах
древнерусского искусства.
Папа
поражал
всех
ВОИНСТВЕННЫМ характером.
своим
чересчур
Её постигло НЕСТЕРПИМОЕ горе.
За ЗЛОБНЫЕ нарушения правил дорожного
движения предусмотрены большие штрафы.
Своими поступками он преследовал ДВОЯКУЮ
цель.
ЗЛОСТНЫЕ

В ОДНОМ из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО
употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую
ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите
подобранное слово.
ВЗРЫВНОЙ
подчинённых.
характер
начальника
пугал
его
Ему была ПРЕДСТАВЛЕНА возможность повысить
свою квалификацию.
БОЛОТНЫЙ
удобрением.
Его
доклад
познавательным.
ил
был
является
превосходным
ИНФОРМАТИВНЫМ
Ивану ПРОЧИЛИ карьеру дипломата.
ПРЕДОСТАВЛЕНА А1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) брапА 2) принЯл 3) кранЫ 4) начАты
А2. В каком предложении вместо слова ЗЛОБНЫЙ необходимо употребить ЗЛОСТНЫЙ?
1) Читатель, конечно, подумает, что я разговаривал с Ефимом ЗЛОБНЫМ тоном, но он окажется неправ.
2) Катерина Петровна была особой весьма вздорной, со ЗЛОБНЫМ характером.
3) Собаки встретили путешественников ЗЛОБНЫМ лаем.
4) За ЗЛОБНЫЕ нарушения правил дорожного движения пешеходы понесут заслуженное наказание.
А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) пять пихт
2) более легче
3) более двух тысяч человек
4) испеки пирог
А4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения. Заимствовав греческую систему письма,
1) от римлян она перешла к народам Западной Европы.
2) римляне не переняли греческие названия букв.
3) у римлян было несколько вариантов алфавита.
4) начертания букв в латинском алфавите были значительно изменены.
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) В выступлении я обратил внимание на ряд деталей, вызвавшие неподдельный интерес.
2) Об этих событиях писали в «Известиях».
3) Большинство произведений русской классической литературы посвящено истории души человеческой.
4) Одним из случаев, свидетельствующим о верности принятого решения, был наш уход из команды.

(1). . . (2) И тем не менее можно привести интересные примеры, опровергающие распространённое положение: прочитанная по заранее подготовленному тексту лекция не воспринимается слушателями. (З) Сохранилось свидетельство современников, что Владимир Иванович Вернадский иногда начинал лекцию, читая рукописный текст. (4) Почему же слушатели не теряли интереса к изложению? (5) Дело не только в уникальности тех сведений, которые сообщал аудитории крупный учёный. (6). . . Вернадский время от времени, оставив рукописный текст, более детально разъяснял некоторые идеи, как бы размышляя вслух, чтение было не сплошным, оно прерывалось свободной речью.
А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Воздействие на аудиторию произнесённых речей, как правило, выше, чем речей прочитанных.
2) Искусство свободной речи приобретается не сразу, а в процессе длительной работы и необходимых тренировок.
3) Выступающему публично нужно владеть своим голосом, уметь сделать его соответствующим содержанию речи.
4) Хорошая речь не только правильная, но и образная.
А7. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте
пропуска в шестом предложении текста?
1) А
2) Вследствие этого
3) Дело в том, что
4) За исключением того, что
А8. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) лекция (не) воспринимается (предложение 2)
2) читая текст (предложение 3)
3) разъяснял текст (предложение 6)
4) прерывалось речью (предложение 6)
А9. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.
1) простое осложнённое
2) сложное бессоюзное 3) сложносочиненное 4) сложноподчинённое
А10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ЧИТАЯ
(предложение 3).
1) наречие 2) причастие 3) деепричастие 4) прилагательное
А11 Укажите значение слова АУДИТОРИЯ в предложении 5,
1) помещение, предназначенное для чтения лекций, докладов
2) слушатели лекции, доклада
3) официальный приём у лица, занимающего высокий поет
4) объединение лиц одних политических взглядов
А12 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
Удивительный факт: революцио (1) ой «Марсельезой» заинтересовалась
прежде всего Екатерина II, хотя, как утверждали многие, императрица
была соверше (2) о лише (3) а музыкального слуха.
1) 1, 2, 3 2) 2 3) 3 4) 1, 3

Паронимы. Готовимся к ЕГЭ, повышаем речевую культуру.

ПОНЯТЛИВЫЙ – ПОНЯТНЫЙ

Понятливый – быстро и легко понимающий, усваивающий что-либо.

Понятный – 1. Доступный пониманию, ясный, вразумительный. 2. Имеющий основание, оправданный, объяснимый; законный.

ПОСТУПОК – ПРОСТУПОК

Поступок – действие, совершенное кем-либо.

Проступок – поступок, нарушающий обычный, признанный обязательным, порядок, какие-либо нормы, правила поведения; провинность.

ПОХВАЛА – ПОХВАЛЬБА

Похвала высокая оценка, лестный отзыв о ком-либо, о чем-либо.

Похвальба – неумеренное восхваление самого себя, своих поступков, своих возможностей.

ПОЧЁТНЫЙ – ПОЧТЕННЫЙ – ПОЧТИТЕЛЬНЫЙ

Почетный – достойный почета; являющийся проявлением почета; заключающий в себе почесть; делающий честь кому-либо.

Почтенный – 1. Достойный почтения. 2. Большой, значительный (о размере, величине чего-либо).

Почтительный – относящийся к кому-либо с почтением; исполненный почтения.

ПРАКТИЧЕСКИЙ – ПРАКТИЧНЫЙ

Практический – 1. Относящийся к практике. 2. Занимающийся непосредственным делом. 3. Связанный с применением знаний, навыков на практике.

Практичный – 1. Опытный, хорошо разбирающийся в жизненных делах. 2. Удобный, пригодный в деле.

РАДОСТНЫЙ – РАДУШНЫЙ

Радостный – связанный с радостью; то, что радует.

Радушный – относящийся с радушием; гостеприимный, приветливый.

СКРЫТНЫЙ – СКРЫТЫЙ

Скрытный – скрывающий от других свои чувства, настроения, помыслы и т. п.

Скрытый – такой, который не виден, скрыт от чьего-либо взора.

СОКРУШЁННЫЙ – СОКРУШИТЕЛЬНЫЙ

Сокрушенный – 1. Повергнутый в печаль, скорбь; огорченный. 2. Поломанный, разбитый, разрушенный.

Сокрушительный – 1. Причиняющий разрушение, гибель; уничтожающий; очень большой силы. 2. Потрясающий все существо человека; глубокий, сильный (о чувстве, переживании).

ТАКТИЧЕСКИЙ – ТАКТИЧНЫЙ

Тактический – относящийся к тактике.

Тактичный – обладающий тактом.

ТЕХНИЧЕСКИЙ – ТЕХНИЧНЫЙ

Технический – используемый в промышленности, в технике.

Техничный – обладающий высокой техникой исполнения; искусный.

ТЩАТЕЛЬНЫЙ – ТЩЕТНЫЙ

Тщательный – старательный, усердный, добросовестный; очень внимательный к деталям.

Тщетный – бесполезный, бесплодный, напрасный.

УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ – УВЛЕЧЕННЫЙ

Увлекательный – такой, который увлекает, вызывает интерес; занимательный, интересный.

Увлеченный – проникнутый горячей заинтересованностью, глубоким увлечением чем-либо.

УДАЧЛИВЫЙ – УДАЧНЫЙ

Удачливый – такой, которому сопутствует удача; счастливый.

Удачный – успешный, завершившийся удачей.

ЧУДНОЙ – ЧУДНЫЙ

Чудной – странный, необычный, вызывающий удивление.

Чудный – 1. Вызывающий удивление своей необычностью, сверхъестественностью; волшебный. 2. Прекрасный, удивительный по красоте.

Источники:

1. , Субботин банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2014. Русский язык. Ступени подготовки к успешной сдаче экзамена. Задания и алгоритмы их выполнения. Учебное пособие. – Москва: Интеллект-Центр, 2014. – 344 с.

2. , Колесников словарь паронимов русского языка. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 192 с.

3. Загоровская к ЕГЭ. Пособие для учащихся. Ч. А./ , . – М.: Просвещение, 2009. – 173 с.

">060501 Сестринское дело

Курс 1 Семестр 2

Вариант № 1

Инструкция

1.В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?

1) ап_лляционый, осн_щение, прот_рать

2) акт_визироваться,аккл_матизироваться, ст_снённый (в средствах)

3) мец_нат, разн_мавший, ут_пический

4) серт_фикат,д_лига, прост_равшийся

2. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

3) пр_следовать, пр_клонный, пр_винтить

4) обе_доленный, и_древле, не_сдержанный

3.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) постел_шь, вер_ривший

2)выход_шь, провер_нный

3) наде_шься, разве_нный

4) огранич_шь, слыщ_мый

4 Укажите ">ошибочное суждение

1) В слове ГИГАНТСКОГО согласный звук {т } не произносится.

2) В слове ТЕПЕРЬ все согласные звуки мягкие

3) В слове ВСКОРЕ первый звук – { ф }.

4) В слове ЯСНЫХ количество букв и звуков совпадает.

5.Укажите слово ">с чередующейся безударной гласной в корне

1) отмечал

2) растущих

3) внезапно

4) добивался

6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая гласный звук?

1) налИвший

2)прозОрлива

3) черпАть

4) принЯтый

">неверно?

1)Отправляясь на охоту, он надел ветровку БОЛОТНОГО цвета.

2) Зимой в ЛЕДЯНОМ дворце часто проходят соревнования по фигурному катанию.

3) Пётр – человек мягкий, тонкий, весьма ДИПЛОМАТИЧНЫЙ.

4). Вон уж в окно смотрит ВЫСОКИЙ месяц.

8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) более пятиста человек

2) инженеры

3)наисложнейший

4) в день именин

9.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Говоря о богатстве русского языка,

1) в аудитории началась дискуссия.

2)у меня возник интерес к этой проблеме.

3) требуются конкретные проблемы.

4) мы касались главным образом его словарного запаса

10.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

1) Благодаря современных технологий учёные исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.

2) В один из осенних дней, освежённых холодным воздухом, лес как будто помолодел, заблистал золотом и красноватой сетью берёзовых ветвей.

3) О жизни и творчестве художник, о его загубленном таланте можно прочитать в повести К. Паустовского «Орест Кипренский».

4) Многие, кто бывал в Переяславле –Залесском, знают, что этот город моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далёкое прошлое.

11.Укажите верную морфологическую характеристику слова ПОГРУЖЕНА в предложении.

Если Луна погружена в тень не вся, то наблюдается частичное лунное затмение .

1) причастие

2)наречие

3)деепричастие

4)прилагательное

12.Укажите ряд, в котором все существительные третьего склонения:

1)авария, чтение, история;

2) тишь, дочь, ночь;

3) врач, шалаш, зрение;

4) почка, условие, полночь

До наших дней в архивах сохранились сета, предъявле(1) ые художнику за доставле(2)ые ему масля(3)ые краски.

14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

После длительного путешествия по России художник Айвазовский задержался в Крыму, который с этого времени стал местом его постоя(1)ого жительства: здесь им были построе(2)ы художестве(3)ая мастерская и дом .

15.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А . ута_вать

Б . фасол_вый

В .повел_вать

Г .назойл_вый

1) А,Б,Г. 2) А,Б

3) А,Г 4) Б,В

16. Укажите, в каком предложении не со словом пишется раздельно?

1) Случилось так, что мне (не)кому было рассказать о своих сомнениях.

2) Сначала все помолчали, обдумывая, как начать разговор в такой (не)привычной обстановке.

3)Комната была (не) освещена, поэтому трудно было различать лица сидящих напротив людей.

4) Но говорят, вы (не)людим: в глуши, в деревне всё вам скучно.

17.Укажите, какое из прилагательных может иметь краткую форму?

1) чувствительный

2) физический

3) льняной

18.Укажите ряд, в котором только собирательные числительные:

1) первый, двадцать четыре, три пятых

2) семеро, восемьсот, пятнадцать

3) двое, трое, один

4) оба, обе, пятеро

19.Укажите возвратный глагол:

2)пройдёшь

3) тащиться

4) вернуть

20.Укажите строчку, в которой все слова являются причастиями:

1) строжайший, строгий, строгая

2) превращающийся, превратившийся, превращая

3) возглавляемый. Возглавляющий, возглавленный

4) тающий, таявший, тая.

21. Среди записанных слов укажите деепричастие:

1) считанные

22. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно ?

1) ЧТО(БЫ) полнее ощутить течение жизни, осенью1877 года Чайковский уезжает (ЗА)ГРАНИЦУ: он долго живёт в Италии, Швейцарии, Франции.

2) (И)ТАК, речевой этикет – явление универсальное, но в ТО(ЖЕ) время каждый народ выработал свою специфическую систему правил речевого поведения.

3) ЧТО(БЫ) ни утверждали критики, Толстой увидел в личности Наполеона проявление несвободы, ТАК(КАК) подлинная свобода, по мнению классика, предполагает добровольное подчинение «высшей цели».

4) Шопен СРАЗУ(ЖЕ) покорил парижские салоны своеобразной и непривычной манерой исполнения, а ТАК(ЖЕ) своими гениальными импровизациями.

23.Укажите правильное объяснение запятой или её отсутствие в предложении:

Дрожащими от волнения руками расстегнул он ворот рубашки () и дышать сразу стало легче.

1) Сложноподчинённое предложение, передсоюзом И нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

На закате солнца облака (1) вытянувшись длинными полосами (2) летели от востока к западу и там загорались одно за другим, как будто ураган кидал их в жерло (3) кем-то раскалённой (4) печи .

1) 1,3 2) 1,2 3) 3,4 4)1,2,3,4

25.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Один из героев романа (1) конечно (2) Евгений Онегин - типичный молодой дворянин начала 19 века. Но главный герой (3) без сомнения(4) сам А.С.Пушкин – автор произведения.

1) 1,2 2) 1,3 3) 3,44) 1,2,3,4

26.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).

1) В зарослях всю ночь жалобно крякали утки или какие-то другие птицы.

4). Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться.

27.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении ?

Чаще всего В.А.Серов рисовал деревню осенью: русскую природу художник воспринимал в её простом, скромном варианте, любил серенькое небо, осенние серые краски полей и перелесков

1)Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершенствования действия, о котором говорится во второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит вывод из того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

28.Найдите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Сомнения появились у меня, и у него.

2) Сегодня потеплело и пошёл дождь.

3) В доме ждут гостей и накрыт стол.

4) Зазвенел телефон, я подошёл к аппарату.

29.Укажите предложение, в котором есть однородные сказуемые :

1) Мы сами вызываем ту или иную ситуацию.

2) Если утренник холодный, то и зима холодная

3) Настоять пять минут, добавить столовую ложку мёда и смешать с тёплой водой.

4) Вероятно вам приходилось встречать людей, которых называют жадными и скупыми.

30.Прочитайте текст:

Московские меценаты не были ни великими художниками, ни гениальными артистами.

Они вошли в историю отечественной культуры потому, что способствовали её развитию. Как правило, это были выходцы из московского купечества, представители богатейших промышленных династий России.

В каком из приведённых ниже предложений, верно передана главная

1) Московские меценаты – представители богатейших и купеческих династий России.

2) Московские меценаты, как правило, представители богатейших промышленных и купеческих династий России, вошли в историю отечественной культуры потому, что способствовали её развитию.

3) Московские меценаты вошли в историю отечественной культуры, так как они были представителями богатейших промышленных и купеческих династий России.

4) Московские меценаты, будучи великими художниками и гениальными артистами, внесли большой вклад в развитие российской промышленности.

Задания в тестовой форме для проведения административного контроля

По дисциплине ОДб.01 Русский язык. Специальность ">060501 Сестринское дело

Курс 1 Семестр 2

Вариант № 2

Инструкция

Выберите один правильный вариант ответа из 4-х предложенных. В качестве правильного ответа запишите его номер

1.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Готовясь к устному выступлению,

1) необходимо разобраться в существе вопроса.

3) у меня возникло своё видение проблемы.

4) стала понятна точка зрения оппонента.

2.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1)Трудно было ожидать такого поворота дела!

2) Выразителен в «Записках охотника» язык писателя, поэтичны образы русских людей.

3) По окончании учебного года классным руководителем были написаны развёрнутые характеристики учеников.

4) А.С.Пушкин в своё время поразился о том, что даже пословицы и поговорки народ «оснащает» рифмой.

3.Укажите предложение, в котором есть личное местоимение.

2)Многие из этих изменений вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем.

3)Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. 4) Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды.

1) 5 2) 2 3)3 4)4

4.В каком слове есть звук { д }?

2) пятнадцать

4) отбежать

5.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) согнУтый

3) кухОнный

4) каталОг

6. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено ">неверно ?

1) Я непременно должен высказать своё ЛИЧНОЕ мнение этому вопросу.

2) Природная БЕДНОСТЬ этого края обусловлена суровыми климатическими условиями.

3) День обещал быть ДОЖДЕВЫМ и ветреным.

4) Бабушка растапливала ГЛИНЯНЫЙ очаг. Ошибкой в образовании формы слова.

7.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) на берегу

2) горячее супы

4) с обеими учениками.

8.Укажите верную характеристику предложения:

Облачные элементы по тем или иным причинам получают электрические заряды разного знака, и происходит разделение этих разрядов.

1)сложноподчинённое

2) сложное бессоюзное

4) сложносочинённое

9.Укажите верную морфологическую характеристику слова ЛИШЬ в предложении.

Можно лишь сказать, что, пока обозначаемыеэтими словами предметы, явления действительности сохраняют черты ощутимой новизны, до тех пор и сами эти слова воспринимаются как новые.

1) местоимение

3) частица

4) предлог

10.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

В 60-70 –е годы 18 века в России начинается подли(1)ый фольклорный бум, хотя отношение к песне как к це(2)ому памятнику народной истории и культуры ещё не сформирова(3)о.

1) 1 2) 1,2 3)3 4)1,2,3

11.В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) упр_влять, заг_релый, к_рифей

2) распол_житься, прик_снуться, д_лёкий

3) в_ренье, п_ролон, доск_нально

4) одр_хлеть, разр_дить (обстановку), осв_тить (прожектором).

12.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) ро_черк, не_гибаемый, и_сподтишка

2) сверх_яркий, под_езд, сер_ёзно

3)пр_смыкаться, непр_менно, без пр_крас

4) д_огнать, вз_браться, з_облачный

13.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) леч_шь, приемл_мый

2) лепеч_шь, расцвеч_нный

3) тащ_шь, невид_мый

4) выскоч_шь, изуча_мый

14.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А . удва_вая

Б .черешн_вый

В. преодол_вавший

Г .рубаш_чный

1)А, Б,Г 2) А,Б,В 3) Б,В,Г 4) А,В,Г

15.В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) За туманом (не)было видно огней.

2) В глубине озера (не)ясным рогом отражался молодой месяц.

3) Для ночлега гуси выбирали ровный, (не)заросший камышом берег.

4) Ещё (не)зажившая рана давала о себе знать.

16.В каком варианте ответа оба выделенных слова пишутся слитно ?

1) Выбрался Муравей из-под Верблюда-великана и призадумался: ЧТО(БЫ) такое сделать, ЧТО(БЫ) отомстить высокомерному обидчику?

2) (ОТ)ТОГО незнакомого и страшного зверя, который внезапно появился на поляне, надо было срочно спрятаться, ЧТО(БЫ) е попасться ему в лапы.

3) Отец ТАК(ЖЕ) страстно, как и все его друзья, болел за свою футбольную команду. Его сын ТО(ЖЕ) был азартным болельщиком.

4) Петя вздрогнул, ОТ (ТОШО) что в дверь позвонили, мама ТО(ЖЕ) не ожидала звонка.

17.Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

На сад опустился сумрак () и погасил уже едва дрожащий золотой свет солнца.

1)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

18.Какой из глаголов не употребляется в 1-ом лице?

1) чувствовать

2)привлечь

3) победить

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

19.Укажите наречие:

20. Укажите слово с ">чередующейся безударной гласной в корне.

1) гордился

2) унижения

3) выросшие

4) помирились

21.В каком слове правописание ">приставки определяется её значение – «присоединение»?

1) прикован

3)приходится

4) присматриваться

22. В каком слове правописание суффикса не определяется общим правилом (является исключением )

1)деревянные

2) огненные

3) бешеное

4)выселенная

23.Укажите ошибочное суждение.

1) В слове ХРЕБТЕ происходит оглушение согласного пере { т* }.

2) В Слове МИЛИЦИЮ все согласные звуки мягкие.

3) В слове ПАЛЬТО мягкость согласного { л* } на письме обозначается буквой Ь (мягкий знак)

4) В слове ПЕРЕЕХАЛИ звуков больше, чем букв

24.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Молодые мастера живописи (1) руководимые И.Н.Крамским (2) вышли из состава Академии(3) отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали (4) и организовали «Артель художников»- первую общественную организацию.

1) 1,2,3,4 2) 2,3 3) 2,4 4) 3,4

25.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят о тайнах шекспировского творчества.

3) Ролевое чтение или инсценировка фрагментов из изучаемых произведений особенно нравились нашему классу.

4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

26.Укажите, какое слово состоит из корня, суффикса, окончания?

1) домишко

2) надомный

3) разоружение

4)подберёзовик

27.В каком из данных слов нет окончания?

4) читающий

28.Укажите, значение какого слова определено неверно:

1) радикальный – решительный, придерживающийся крайних взглядов;

2) корректный – вежливый и тактичный, учтивый;

3) реакционный – направленный против общего прогресса;

4) алчный – жестокий, бессердечный.

29.Укажите ряд, в котором все числительные количественные:

1) пятнадцать, восемьдесят, тридцать восемь

2) девяносто, триста, сотый

3) двадцать три, семь, первый

4) сорок, шестьдесят, восемь, второй

30. Прочитайте текст:

(1)… (2) К этой гипотезе, родившейся в конце 19 века, не относились серьёзно до тех пор, пока первые полёты космических аппаратов к Меркурию не выявили ряд особенностей его внутреннего строения, которые заставили учёных предположить, что Меркурий сформировался не на своей орбите, как другие планеты. (3) Более того, точные расчёты процесса формирования планет привели к заключению, что Меркурий вообще не мог образоваться там, где он сейчас находится. (4) Тогда было сделано предположение, что Меркурий образовался как спутник Венеры. (5) Однако бо льшая масса Меркурия обусловила значительно бо льшие приливные эффекты, чем в системе Земля – Луна, что замедлило вращение и Венеры, и Меркурия и привело к распаду и их системы. (6)… Меркурий стал самостоятельной планетой.

Какие слова являются грамматической основой в предложениях текста?

1) полёты не относились (предложение 2)

2) заставили предположить (предложение 2)

3) Меркурий находится (предложение 3)

4)Меркурий не мог образоваться (предложение 3)

Задания в тестовой форме для проведения административного контроля

По дисциплине ОДб.01 Русский язык. Специальность ">060501 Сестринское дело

Курс 1 Семестр 2

Вариант № 3

Инструкция

Выберите один правильный вариант ответа из 4-х предложенных. В качестве правильного ответа запишите его номер

1.В каком слове выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

2) Оптовый

4) обеспЕчение

2.В каком варианте ответа выделенное слово употреблено ">неверно ?

1) Мария Петровна была женщиной весьма вздорной, со ЗЛОБНЫМ характером.

2) Этот случай оказался ЕДИНИЧНЫМ и, наверное, исключением из правил.

3) Он пренебрегал правилами этикета и был полным НЕВЕЖЕЙ.

4) Между учителем и учениками установились ровные, ДОВЕРЧИВЫЕ отношения

3.Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) полки для кухонь

2) красивее дочери

3) мощные компьютера

4) в тысяча девятисотом году

4.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Анализируя стихотворный текст,

1) мною был неверно определён размер

2) помните об особенностях поэтической речи

3) у нас завязался спор

4) учениками часто учитывается ритм

5.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы)

1) Жилищная проблема в городе решается не только за счёт нового строительства, но и путём реконструкции старых зданий.

2) Вопреки предсказанию моего спутника, погода прояснилась.

3) Уголок старой Москвы воссоздан В.Д.Поленовым в пейзаже «Московском дворике»

4) Тем, кто играет на фортепьяно, известны имена великих пианистов

6.Укажите верную характеристику предложения:

Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятного воздействия и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться.

1) сложноподчинённое

2) сложное бессоюзное

3) простое с однородными членами предложения

4) сложносочинённое

7. Прочитайте текст:

(1) … (2) Звёзд в этих скоплениях оказывается относительно немного: от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч. (3)Самым известным рассеянным скоплением является скопление

плеяды, видимое только в созвездии Тельца. (4) В том же созвездии находится скопление Гиады- треугольник из слабых звёзд вблизи яркого Альдебарана. (5) Часть звёзд, относящихся к

созвездию Большой Медведицы, также составляет рассеянное скопление. (6) … все скопления этого типа заметны вблизи Млечного Пути.

Укажите, какое из приведенных ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении:

2) Потому что

3) Практически

4) Наоборот

8.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется ">НН?

«Повесть временных лет» называет книги реками, торжестве(1)о поящими Вселе(2)ую мудростью пости(3) е неизмеримой глубины.

1) 1 2) 1,2 3) 2,3 4)1,2,3

9.В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) соб_рать, орнам_нт, г_роический

2) возн_кновение, н_жнейший, происх_дить

3) г_мназист, зав_щать, словосоч_тание

4) эт_кетка, тр_вожиться, побл_дневший

10.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) под_скать, меж_гровой, без_мянный

2) пр_грешение, пр_восходство, пр_бегнуть

3) н_говорились, пр_славяне, з_писать

4) ра_кодировать, _горбиться,и_древле

11.В каком рядув обоих словах на месте пропуска пишется буква ">Е ?

1) выгор_шь, добыва_мый

2) задерж_шься, подстрел_нный

3)дремл_шь, завис_мый

4) бре_шь, закручва_мый

12.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква ">И?

А .алюминии_вый

Б . застр_вать

В . проста_вввший

Г. находч_вый

1) Б, Г 2) А,В 3) Б,В,Г 4) В, Г

13. В каком предложении НЕ со словами пишется слитно?

1) Отец велел, (не)останавливаясь в гостинице, ехать на пристань.

2) Дом стоял посреди степи, ничем (не)огороженный.

3) Хозяева принимали гостей с (не)обыкновенным радушием.

4) Но страх (не)сжал души моей.

14.В каком варианте ответа оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Известны варианты картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», в ТО(ЖЕ) время лучший вариант хранится в Эрмитаже и (ПО)ТОМУ называется эрмитажной картиной.

2) (В)СЛЕДСТВИЕ высокого содержания окислов железа марсианские пески отличаются красным цветом, (ПРИ)ЧЁМ размер песчинок, их составляющих очень мал.

3) Студентка выбрала эту тему реферата, ЧТО(БЫ) лучше узнать историю знаменитого собора, и (В)ТЕЧЕНИЕ месяца прилежно изучала найденные в библиотеке материалы.

4) ПРИ(ЧЁМ) тут Серёжа? (КАК)БУДТО никто, кроме него, не мог взять книгу!

15.Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Поезд мчался в неясную даль () и мне вспоминался зимний день в горах Алатау.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна?

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И з апятая не нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

16.Укажите ">ошибочное суждение.

1).В слове СИДЕЛИ все согласные мягкие.

2) В слове ЧУВСТВОВАЛИ согласный звук { в } не произносится.

3) В слове СУДЬЁЙ количество звуков и букв совпадает

4) В слове ВСЛУХ первый согласный звук { в }

17. В каком слове правописание ">суффикса не определяется правилом: « В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одно Н»?

1) грустно

3) главного

4) приручён

18.Укажите слово ">с чередующейся безударной гласной в корне.

2) растение

3) выдержала

4) подмести

19.Укажите количество грамматических основ в предложении:

Однажды Евгения Ивановна не выдержала и решила проникнуть в таинственную жизнь своего ученика.

20.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Все события (1) обдуманные (2) и пережитые (3) облекались Тютчевым в художественные образы (4) поднимавшиеся на высоту философского обобщения .

1) 1,3 2) 2,3 3) 1,3,4 4) 4

21.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые (вводные слова)?

Медведь-камень на реке Тагил представляет сбой (1) без сомнения (2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь (3) по преданию (4) зимовал со своим войском Ермак.

1) 1, 2,3,4 2) 1,2 3) 3,4 4) 1,3

22.Укажите предложение, в котором нужно поставить ">одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Споры грибов хорошо сохраняются как при высоких так и при низких температурах.

2) В своих картинах Левитан не уходил в сказочный мир и древнерусскую старину.

3) Здесь и прозрачное небо и хрустально-чистый воздух и свежая зелень придают картине высшую степень одухотворённости.

4) Вечером отец обычно рассказывал мне сказки или читал стихи.

23.Укажите предложение с однородными дополнениями:

1) В каждой русской семье хранились рукописные медицинские книги.

2) Семья – это место, куда мы несём свои надежды и удачи, огорчения и потребности во внимании и чуткости.

3) А мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч.

4) Доброта и любовь к родственникам становится обязательным условием, если не любви, то хотя бы уважительного отношения к родственникам некровным.

24.Укажите ряд, в котором все существительные мужского рода:

1) вермишель, гавань, бандероль

2) пенал, гараж, радио

3) роспись, эмаль, хрусталь

4) кофе, тюль, янтарь

25.Какая из перечисленных синтаксических характеристик является неверной для предложения:

Уверенность умножает радости жизни и делает удовольствие ещё большим?

1)невосклицательное;

2) повествовательное;

3) сложное предложение;

4) простое предложение с однородными сказуемыми.

26.В каком предложении есть обособленные члены предложения (знаки препинания не расставлены)?

1) Спустя годы его подлинным концертным залом стал весь мир.

2) Ученики и последователи рано умершего Коула (художника) писали панорамы горных ущелий и бурные водопады.

3) Яркие глубокие и чистые краски в сочетании с позолотой белизной фарфора и блеском глазури создают великолепный декоративный эффект.

4) Работ выполненных народными умельцами становится всё больше и больше.

27.Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

В пути могут быть самые неожиданные опасности: обвалы, быстрый подъём уровня рек, туман.

1)Вторая часть бессоюзного сложного предложения раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.

2)Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

28. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Лёгкая светская комедия представляет собой пьесу (1) интрига (2) которой(3) весьма изящна.

1)1 2)2 3)3 4)2,3

29.Укажите, в каком предложении ">не ставится тире (знаки препинания не расставлены)?

1) Лучшее средство укрепления памяти чтение с полным пониманием.

2) Он настоящий учёный

3) Семью семь сорок девать

4)Порядок одобрительно сказал Давыдов и вошёл в полутёмные сени.

30. Укажите предложение, в котором средством выразительности является ">фразеологизм .

1) Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками.

2) Однажды он принёс воды, когда медвежонок разлил полное ведро, и с тех пор она разрешила Тимофею помогать ей.

3)Он помогает их переводить, ему доверили важное и опасное дело, ни одна контролёрша не посмеет подойти и просить у него билет, потому что он – с Машей, которую в зоопарке все знали.

4) Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей.

Задания в тестовой форме для проведения административного контроля

По дисциплине ОДб.01 Русский язык. Специальность ">060501 Сестринское дело

Курс 1 Семестр 2

Вариант № 4

Инструкция

Выберите один правильный вариант ответа из 4-х предложенных. В качестве правильного ответа запишите его номер

1.Укажите ">ошибочное суждение.

1) В слове СЧАСТЛИВ 8 звуков.

2) В слове СТАТЬЮ количество звуков и букв совпадает.

3) В слове ШЁЛ гласный звук – { о }.

4) В слове СЕРДЦУ согласный звук { д }не произносится

2) Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении:

«И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук».

1)олицетворение 3) антонимы

2) фразеологизмы 4) сравнительный оборот

3) Укажите слово с безударной гласной в корне, не проверяемой ударением.

1) хотим 2) минуты 3) подоконник 4) выпрямился

4) В каком слове правописание приставки НЕ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными –С?

1) сдерживая 2) измучивала 3) беспомощный 4) всхлипнула

5) В каком слове правописание НН определяется правилом: «В прилагательном, образованным при помощи суффикса –Н- от существительного, основа которого оканчивается на –Н-, пишется –НН-?

1) приглушенных 2) подоконник 3) длинных 4) удивлённо

6. В каком слове верно выделена буква, обозначающий ударный гласный звук?

1) прИняли

2) пОртфель

7.В каком варианте ответа выделенное слово употреблено ">неверно ?

1) Он с ДЕЛОВИТЫМ видом обстоятельно отвечал на вопросы.

2) Сегодня холодно, так что я ОДЕНУ тёплую куртку.

3) На многих купюрах можно увидеть ВОДЯНЫЕ знаки.

4)Почва здесь КАМЕНИСТАЯ, поэтому никакие зерновые культуры не выращивают

8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова

1) чистейший снег 3) устные выговора

2) две тысячи пятым годом 4) талантливых песен

8.Укажите, какое слово стоит из приставки, корня, двух суффиксов, окончания?

1) составитель

2)приготовление

3) образцовый

4)помедленнее

9.Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

1) беленький

2) заречье

3) дружище

4) рановато

Изучая растения средней полосы,

1) у меня появился интерес к этой проблеме

2) некоторые из них используются для озеленения участков

3) они были собраны в гербарий

4) обратите внимание на их отличие от растений других зон

11) Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Проблема поэтического языка А.Платонова настолько сложна, что она всё ещё ждёт исследователя, способного вскрыть глубинные языковые основания неповторимого стиля писателя.

2) В некоторых микрорайонах принят в эксплуатацию ряд зданий без подъездных путей, ведущих к этим зданиям и которые позволяли бы машинам подъезжать к ним от ближайшей магистрали.

3) А.П.Чехов писал, что в человеке всё должно быть прекрасно.

12. Прочитайте текст:

1) … (2) Он не сводится к столкновению двух несовместимых убеждений. (3) Протекая всегда в определённом контексте, он затрагивает такие черты характера человека, как достоинство, самолюбие, гордость. (4) Манера спора, его острота , уступки спорящих сторон, используемые ими средства определяются не только соображениями, связанными с разрешением конкретной проблемы, но и всем тем контекстом, в котором она встала. (5) Можно формально победить в споре, убедить в целесообразности своего подхода и одновременно проиграть в чём-либо ином, но не менее важном. (6)… побочные следствия спора могут существенно ослабить эффект победы в нём или даже вообще свести его на нет.

Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1Широкое распространение получили разнообразные некорректные приёмы достижения победы в споре.

2) Не следует прибегать к дискуссии без особой необходимости.

3) Спор – сложное явление.

4) Неотъемлемая черта науки – критицизм, без которого развитие научного знания невозможно.

13.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

В пейзажных работах Сальвадора Дали использова(1)ы различные приёмы, что заметно в ряде тонко написа(2)ых акварелей, сдела(3)ых одной краской –сепией.

1)1 2) 1, 2 3) 3 4) 1,2,3

14. в каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)кр_пыш, обл_скать, од_брительный

2 объ_снение) выгл_деть, к_снуться

3) предл_гать, пр_тензия, обр_млённый

4) р_мантичный, орг_низовать, р_форма

15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1)нед_верчивый,п_дорожник, нен_глядный

2) пр_мета, пр_красный, пр_стройка

3) и_брать, и_желта –красный, бе_вестный

4) вы_грать, от_мённое (прилагательное), раз_грать

16.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1)задерж_шься, атаку_мый

2)выгляд_шь, перекормл_нный

3) прос_шь, всклокоч_нный
4) сфоторграфиру_шься, предвид_вший

17.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А . сирен_вый

Б. стрях_вать

В . изменч_вый

Г. диков_нка

1) Б, В,Г 2) А,В,Г 3) Б,В 4) А,Г

18.В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Этот дом (не)большой, но очень уютный.

2) Мне (не)чего было сказать в ответ.

3) Компьютер (не) подключён к сети.

4) Гибнущий сад и (не)состаявшаяся любовь – две внутренние связанные темы пьесы.

19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (ОТ)ТОГО (НА)СКОЛЬКО человек приручен ценить своё и чужое время, зависит его будущее.

2) Вернер должен был настоять на том, ЧТО(БЫ) дело обошлось как можно секретнее, (ПО)ТОМУ что я не был расположен испортить навсегда свою репутацию в здешнем мире.

3) (В)ТЕЧЕНИЕ всей ночи шёл густой снег –(НА)УТРО пришлось расчищать двор от сугробов.

4) Ломоносов (ПО)ПРЕЖНЕМУ обращает внимание на сейсмические процессы, предполагая ТАК(ЖЕ) существование длительных волнообразных движений земной поверхности.

20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

За окном рос раскидистый вековой вяз () и тени от его листвы гуляли по стенам тёмными бесформенными разводами.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

21.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Встречный ветер (1) внезапно налетевший на нас (2) обдал всех вонами (3) разомлевшего за день (4) разнотравья.

1)1,3 2) 1,2 3)2,3 4) 1, 2, 3,4

22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые (вводные слова)?

Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута. Одни(1) например(2) держатся достойно, уважительно по отношению друг к другу, другие (3) наоборот(4) начинают вести себя как на войне.

1)1,2 2) 3,4 3)1,3,4 4) 1,2,3,4

23. Укажите предложение, в котором нужно поставить ">одну запятую (Знаки препинания не расставлены.)

1)Воины вооружены мечами и пиками одеты в железные латы.

2) Пушку нужно смотреть да хорошо вычистить!

3)Наука 16 века стремилась к синтезу наблюдения и математического расчёта так и к определению философской сущности вещей.

4) Часто именно по уровню развития автомобиля строения в той или иной стране судят о её индустрии в целом.

24. Как объяснить постановку двоеточия в приведённом ниже предложении?

Значение Византийской империи в истории человечества трудно переоценить: в тёмные века варварства и раннего Средневековья она донесла до потомков достижения Эллады и Рима.

1)Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится во второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?,

Особенно часто (1) поэт бывал у Олениных (2) дочь (3) которых (4) была предметом его увлечения.

1) 1,2, 4 2) 2 3) 1,3 4) 2,4

26.Укажите способ образования слова ЛЕДОКОЛ.

1) сложение основ

2) сложение слов

3) переход одной части речи в другую

4) бессуфиксальный

27.Среди данных предложений найдите односоставное:

1)Мы очень устали.

2) Северный ветер холоден.

3) Берегите друг друга.

4)Четыре делится на два

28.Определите предложение с пунктуационной ошибкой:

1) Мёд – эффективное средство, успокаивающее нервную систему.

2)ВЫ едете по зелёной, испещрённой тенями, дорожке.

3) Ивы, зыбко отраженные в воде, слегка порозовели, словно стёкла фонаря от затеплённой свечи.

4) Подъезжая к опушке леса, он оглянулся.

29.Укажите, какое предложение является сложным?

1) Тут он отвернулся и пошёл ходить по двору.

2)Барыня приняла капли и тотчас же слезливым голосом стала опять жаловаться на собаку.

3) Пехотные полки выходили из леса, роты уходили в разбивку.

4)Люди, появившиеся в этих местах, приехали недавно

30.Укажите предложение, в котором есть фразеологизм:

1) День был пасмурный.

2)Скоро осень

3)Наша команда – победитель.

4) Набрали ягод – кот наплакал.

Задания в тестовой форме для проведения административного контроля

По дисциплине ОДб.01 Русский язык. Специальность ">060501 Сестринское дело

Курс 1 Семестр 2

Вариант № 5

Инструкция

Выберите один правильный вариант ответа из 4-х предложенных. В качестве правильного ответа запишите его номер

1.Укажите ">ошибочное суждение.

1) В слове РАЗРЯД происходит оглушение конечного звонкого согласного звука.

2) В слове ОТБОЙНАЯ происходит озвончение согласного звука { т }.

3) В слове ОПЕШИЛ количество букв и звуков совпадает.

4) В слове ЗАГОГОТАЛИ все согласные звуки твёрдые.

2. Укажите слово ">с чередующейся гласной безударной гласной в корне.

1)молчаливое

3) тростинки

4) заливала

3.В каком слове правописание согласной в приставке не зависит от последующего согласного звука?

1)сбивало

2)обессилел

3)взглянул

4)вскипев

4. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «Два Н пишется в прилагательных, образованных с помощью суффикса –Н- от существительных с основой –Н-?

1) вытаращенными

2)каменных

3)медленная

4) неуверенно

5.Прочитайте текст. Укажите предложение в котором есть обращение;

1.Мальчик плохо плавал и носил очки.

2) Ребята, а Бычок –то тонет..

3) Их сбивало с толку то что он не кричал: «Помогите!» или что-нибудь в этом роде.

4) Бычок тонул молча и, если можно так сказать, с достоинством

1) 2 2)4 3)1 4) 3

6. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1)красивЕе

3)углУбить

7.В каком варианте ответа выделенное слово употреблено ">неверно ?

1)Он поздоровался с высоким мужчиной в ИНЖЕНЕРНОЙ фуражке.

2) ВЗРЫВНОЙ характер начальника пугал его подчинённых.

3)На радио пришло письмо, АЖРЕСАТ которого охарактеризовал себя так: «У меня нет друзей, и я люблю одиночество».

4)Ему была предоставлена возможность повысить свою квалификацию

8.Укажите, в каком ">значении употребляется в данном предложении слово «перенести».

Такого унижения Тимофей перенести не мог.

1)перенести из одного места на другое

2) мысленно, в воображении очутиться где –либо

3) назначить на другое время

4) выдержать, вытерпеть

9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1)пять пихт 2) более легче

3) более двух тысяч человек 4) испеки пирог

10.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Составляя предложение,

1)мне было сделано замечание.

2)обдумывается его структура.

3) учитывайте как лексическое, так и грамматическое значение слова

4) должен учитываться стиль речи

11.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1)Все, кто читал рассказы и повести К.Паустовского, убедились в живом интересе писателя к слову, к его образной основе.

2) В. Астафьев вспоминал, что он нигде не видел таких подснежников, как иссечённых ветром сопок.

3) Согласно данным древнерусских летописей суздальский князь Юрий Долгорукий укрепил Москву в 1156 году.

4) Докладчик привёл новые данные, которые частично были уже опубликованы.

12.В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить

1)Редки счастливые мгновения, которые позволяют нам снова почувствовать себя детьми.

2) Тут на книжных полках собраны редкие, очень нужные книги, за которыми писатель просиживал часами при тусклом свете оконца на крыше.

3) Клеточные поверхности, которые отделяют клетку от внешней среды, состоят из

водонерастворимых соединений.

4) Скупо и медленно пробивался свет сквозь сплошную тучу, которая окутала небо над морем.

13. Прочитайте текст:

1) … (2)Именно из неё произошло древнейшее словесное письмо. (3)Интересно, что многие народы, создав пиктографию, письмо изобрести так и не сумели.(4) Дело в том, что настоящее письмо возникает только тогда, когда изображение становится не рисунком, а знаком, абстракцией. (5) Такой знак начинает употребляться в переносном значении, обозначать и другие слова, которые так же или похоже звучат. (6)… учёные до сих пор спорят о табличках с острова Пасхи, об ацтекском письме, пытаясь определить, что это – предписьменность или уже письмо.

Кажите, какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1)Пиктография – внеязыковая знаковая система, напрямую выражающая мысли.

2) В Китае, как известно, сохраняется иероглифическая письменность.

3) Знаковая связь между звучащей речью и начертанием –основа любой письменности.

4) Существует две основные системы письма – идеографическая и фонетическая.

14.В каком варианте ответа правильно указаны цифры, на месте которых пишется НН?

Дом стоял несколько в стороне от леса; стены его тут и там были подновле(1)ы свежими лесинами, окна окраше(2)ы белилами, маленькое крылечко сбоку, изкураше(3)ое резьбой, ещё пахло смолой .

1)1 2) 1,2 3)3 4) 1,2,3

15.В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)ж_стикулировать, экз_менатор, разб_влять

2) ав_нгардный, з_рница,утр_мбовать

3) р_дчайший, забл_стать, к_снуться

4) б_ллон, возл_гать, през_дент

16.Укажите слово ">с чередующейся гласной в корне.

1) подросли

2) выследили

3) выронила

4)держали

17.В каком из данных слов есть приставка ">по – и нулевое окончание ?

1) подогрев (воды)

2)подождал

3) подарок

4 посмотрев

18. Значение какого слова определено неверно?

1) резонёр - человек, который любит рассуждать длинно нравоучительно;

2) приоритет - первенствующее положение;

3)факультативный – необязательный, нерегулярный

4) фурор - неуспех, полная неудача

19.Укажите ошибку в определении разряда местоимений:

1) себя - указательное

2)никто -отрицательное

3) весь - определительное

4) несколько – неопределённое

1)ра_пределить, нера_гаданный, не_кошенный

2) пр-тензия, пр_зрительный, пр_увеличишь

3) д_гнать, вз_браться, з_облачный

4) без_кусный, без_нициативный. за_тересованный

21.В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) завис_шь, обид_вшийся

2) задерж_шь, колебл_мый

3) бор_шься, вытащ_нный

4) верт_шься, поставл_нный

22. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. врач_вать

Б. сырь_вой

В. удва_вать

Г. незатейл_вый

1) А,Б 2) А,В 3)Б,В,Г 4) Б,Г

23.В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) (Не)чего было надеяться на чудо, поэтому мы так упорно готовились к соревнованию.

2) Эта задача так и (не)решена учениками.

3) (Не)яркое пламя в камине освещало письменный стол и картины на стенах.

4) А кругом на полях (не)пробудная тишь.

24. В каком варианте оба выделенных слова пишутся раздельно?

1) (В)ДАЛИ возвышали стройные паруса рыбачьих лодок, и, (ОТ)ТОГО, что их освещало заходящее солнце, они казались розовыми.

2)Князь Василий (НА)ХОДУ сказал несколько слов доктору и (НА)ЦЫПОЧКАХ прошёл в спальню.

3) (ПО)НАЧАЛУ казалось, что слова Кирилла на летучке не произвели никакого впечатления на окружающих, но (В)СКОРЕ обнаружилось, что весь отдел обсуждает его выступление.

4) (НЕ)СМОТРЯ на малое количество подтверждений, (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких лет общая теория относительности получила широкое признание.

Ветер перешёл в ураган ()и царство тишины превратилось в кромешный ад.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

В чёрной туче (1) отдыхающей на хребте западных гор (2) спряталось (3) уставшее за день (4) солнце.

1) 1,3 2) 2,3 3) 1,2 4) 1,2,3,4

26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые (вводные слова)?

В жаркий июньский полдень (1) словно (2) всё замерло в городе. Даже деревья (3) казалось (4) стояли понурые и неподвижные, точно изнемогающие от нестерпимого жара.

1) 1,2,3,4 2)2 3)3,4 4)1,3

27.Укажите предложение, в котором нужно поставить ">одну запятую.(Знаки препинания не расставлены.)

1)Литературе нужны как талантливые писатели так и талантливые читатели.

2) На первом снегу в осиновых и берёзовых рощах попадаются заячьи и беличьи следы.

3) На уроке-зачёте или устном экзамене стремились построить свой ответ в форме связного высказывания.

4) Лес и поле и цветущий луг залиты солнцем.

28. Укажите, какое предложение является сложноподчинённым?.

1) Часть картин висела в зале, и гости могли их рассмотреть.

2) Часть картин висела в зале, гости могли их рассмотреть.

3) Часть картин висела в зале, чтобы гости могли их рассмотреть.

4) Гости могли рассмотреть картины, висевшие в зале.

29.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Трудно было угадать (1) какой выдастся день (2) и альпинисты долго не могли решить (3) когда начать восхождение.

1) 1, 3 2) 2 3) 1,2 4) 1,2,3

30.Почитайте текст:

Как некоторые вещества расширяются при нагревании, видно на примере работы градусника. В тоненькой трубочке в середине градусника находится ртуть – металл, который уже при комнатной температуре переходит в жидкое состояние. Чем сильнее нагревается градусник, например, за счёт температуры тела, тем больше ртуть расширяется и поднимается по стеклянной трубочке.

В каком из приведённых ниже предложений ">верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1)Ртуть –металл, при комнатной температуре переходящий в жидкое состояние, -поднимается по трубочке градусника, показывая температуру тела.

2) Работа градусника иллюстрирует процесс расширения некоторых веществ при нагревании.

3)Ртуть – это металл, который уже при комнатной температуре переходит в жидкое состояние.

4) Ртуть находится в тоненькой трубочке в середине градусника.

Задания в тестовой форме для проведения административного контроля

По дисциплине ОДб.01 Русский язык. Специальность ">060501 Сестринское дело

Курс 1 Семестр 2

Вариант № 6

Инструкция

Выберите один правильный вариант ответа из 4-х предложенных. В качестве правильного ответа запишите его номер

1.Укажите,в каком варианте ответа содержится информация, необходимая для ">обоснования ответа на вопрос: «Почему ребята не замечали Нинкиной внешней некрасивости?»

1) Ребятам в играх некогда было обращать внимание на внешность Нинки.

2) Нинка в играх расцветала, становилась красавицей.

3) Ребята деликатно старались не замечать её некрасивость.

4) Нинка была «стоящей девчонкой», ребята любили с нею играть.

2.Укажите, в каком значении употребляется в данном предложении слово ">«атласная»:

У тебя атласная кожа… соболиные брови… жемчужные зубы…

1)блестящая

2) пушистая

3.Укажите ">ошибочное суждение.

1)В слове ДРУГ все согласные звуки звонкие.

2) В слове ЦЕЛЛОФАНОВУЮ буква Ю передаёт два звука – { йу }

3) В слове РАДОСТНО 7звуков

4) В слове КРЫЛЬЯ количество букв и звуков одинаково.

4.Укажите слово ">с чередующейся гласной в корне.

1)уговаривала

2) приблизилась

3) твориться

4) рассыпались

5. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки на – ">З и - ">С - следует звонкий согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук?»

1)расцвела

2) сыграть

3) безжалостном

4) рассыпались

6. В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В наречия на –О и-Ё пишется столько Н сколько в прилагательных и причастиях, от которых они образованы».

1) дрянной

2) вычитанные

3) странное

4) удивлённо

7.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ">сравнение .

1)Ты будешь для меня единственной в целом свете.

2) Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду и выйду из своего убежища.

3).Но таких магазинов, где торговали бы друзьями, конечно, нет, и потому люди больше не имеют друзей.

4) Скучная у меня жизнь, но если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнцем озарится, -продолжил Лис.

8.Укажите, в каком слове правописание согласной ">в приставке не зависит от последующего согласного звука?

1)различать 2) отдавал 3) изменится 4) вздохнул

9.В каком слове правописание ">суффикса определяется правилом: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется одно Н»?

1)грустно 2) больно 3) главного 4) приручён

10.Укажите способ образования слова ПОТЕМНЕТЬ.

1)приставочный

2) приставочно-суффиксальный

3) бессуфиксальный

4) сложение слов

11. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) нажИтый

3) сливОвый

4) придАное

12.Укажите, в каком варианте ответа выделенное слово употреблено ">неверно?

1)БОЛОТНЫЙ ил является превосходным удобрение.

2) Её доклад был ИНФОРМАТИВНЫМ и познавательным.

3) ЛЕСИСТАЯ гора привлекла внимание туристов.

4) АРТИСТИЧЕСКИЙ по своей природе, он необыкновенно точно копировал поведение других людей

13.Укажите пример ">с ошибкой в образовании формы слова.

1)лучше всего 2) достигнули

3) детских яслей 4) к обеим соседкам 4

14.Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Стараясь убедить читателей,

2) многое зависит от того, какие примеры вы приводите.

4) часто достигается обратный результат.

15.Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1)В картине Левитана «Дождь» передана вся прелесть дождливых сумерек в приволжском городке.

2) Кто бы ни изучал историю русского флота, все восхищались блестящим военным искусством адмирала Фёдора Ушакова.

3) Благодаря необычной архитектуре Покровский сбор относится к выдающимся памятникам русского зодчества.

4) Никто из поэтов, воспевавших красоту русской природы, не делал это с таким лиризмом, как Тютчев.

16. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1)В поверхностном слое кометы содержится много льда, который ещё не успел улетучиться.

2) Для каждого организма существует наиболее подходящее сочетание факторов роста и развития, которое называется биологически оптимумом.

1) Побережье было загромождено плоскими, довольно толстыми льдинами, которые светились на месте обломков зелёно-голубым стеклом черноморской воды.

4) Проводник ничего не говорил и только указывал направление, которого следовало ожидать.

17.Прочитайте текст:

(1)… (2) Один –метод муравья, который тащит в свой муравёйник всё, что попадётся ему по дороге. (3) Это «ползучий» эмпиризм. (4) Второй – метод паука, который вытягивает нить из самого себя. (5) Это рационалистическая схоластика. (6) … метод пчелы, которая собирает в свой улей нектар разных цветов и превращает их в мёд, -это метод самого Бэкона, метод индукции.

Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1)Метод индукции существенно отличается от метода «проб и ошибок».

2)Функциональный метод прежде всего предполагает анализ единиц разных уровней языка.

3) Френсис Бэкон считал, что есть три метода научного познания.

4) Источником познания, по Бэкону, является не только опыт, но и размышления.

18.В каком варианте ответа правильно указаны всё цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Модель нового дворца была доставле(1)а в Петербург, одобре(2)а императрицей, после чего торжестве(3)о прошла церемония закладки первого камня.

1)1,2 2)2,3 3) 3 4) 1,2,3

19.В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)осв_тительный, отрем_нтировать,м_дицина

2) реан_мировать, объед_нение, зар_стать

3) ун_кальный, усм_ривший, бл_стательный

4) оч_ровательный, инв_нтарь, комп_нсировать

20.В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

2) чер_чур, бе_болезненный, не_сдержанный

3) пр_образование, пр_следовать, пр_датель

4) без_нициативный, вз_скать, по_скать

21. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква ">Е ?

1) брод_шь, прибавл_нный

2) выуч_шь, одобр_нный

3) исчезн_шь, охвач_нный

4) увид_шься, прпущ_нный

22. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква ">Е ?

А. фланел_вый

Б . расчётл_вый

В. обустра_вать

Г. претерп_вая

1) А,Б,Г 2) А,Б,В 3)В,Г 4) А,Г

23.В каком предложении не со словом пишется раздельно?

1) (НЕ)кого было спросить, как проехать к концертному залу.

2) В последние годы (не)измеримо увеличились наши знания об Атлантиде.

3) Вдали показались (не)высокий дом и двор, обнесенный забором.

4) (НЕ)счастье обеспечивает успех на экзамене, а хорошие знания предмета.

24.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно ?

1) (В)ТЕЧЕНИЕ многих дней продолжалось сильное извержение вулкана, клубы огня, над которым крутились (НА)ПОДОБИЕ вихря, увеличиваясь в размерах.

2) Мы посетили известные места пушкинского заповедника, а (ТАК)ЖЕ Святогорский монастырь; (ТАМ)ЖЕ находится могила А.С.Пушкина, на которой всегда лежат живые цветы.

3) За ЧТО(БЫ) она ни принималась – всё (ПО)ТОМУ выходит у неё красиво, что природа наградила эту мастерицу талантом, любовью к жизни, к людям.

4) Озеро Белое (ОТ)ТОГО и прелестно, что (ВО)КРУГ него- густая разнообразная растительность.

25.Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Матрос энергичными рывками выдёргивает скрепляющий мешок конец верёвки () в образовавшуюся брешь хлещет потоком рыба.

1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

2)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4)Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

26.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Сад(1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.

1)1,2 2)1,2,3 3) 3,4 4) 1,2,3,4

27.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые (вводные слова)?

Роман Лермонтова (1) несомненно(2) проникнут единством мысли, и потому его части нельзя читать не в том порядке, в каком расположил их сам автор: иначе вы прочитаете две превосходные(3) на мой взгляд (4) повести и несколько рассказов, но не роман.

1)1,2 2)3,4 3)1,2,3 4)1,2,3,4

28.Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1)Ваш внутренний мир настроен тонко и верно и отзывается на самые незаметные звуки жизни.

2) Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.

3) Ночью ветер злится да стучит в окно.

4) Попутчик не расслышал сказанного или пренебрёг моим намёком.

29.Укажите, какое предложение является сложноподчинённым?

1) Всё было бесполезно: дела не клеились.

2) Всё было бесполезно, потому что дела не клеились.

3) Всё было бесполезно, и дела не клеились

4) Дела мои не клеились.

30. Прочитайте текст:

Бактерии поистине вездесущи. В воздухе и воде, в любом комочке почвы и в каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий. Их удаётся обнаружить в верхних слоях атмосферы на высоте нескольких десятков километров и в глубоких подземных скважинах; в кипящих вулканических источниках и в толще антарктических ледников.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1)Бактерии обитают всюду.

2) Бактерии могут жить в самых суровых условиях.

3) В каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий.

4) Бактерии обитают в каждом живом организме.