Такая сложная и интересная тема, как природное и общественное в человеке, часто является предметом научных исследований и споров. Ведь каждый индивидуум - это совокупность биологического и общественного начал. Важно это понимать. И не только для того, чтобы успешно подготовиться к . Без изучения человеческой природы существенно тормозится процесс развития личности. Рассмотрим эту тему кратко.

О сущности человека написано немало научных трудов. Принято считать, что он стоит на наивысшей ступени развития живых организмов на Земле. Все люди состоят из двух начал - биологического и социального. Прежде всего, это живой организм, который имеет определенное устройство. У каждого есть свои генетические особенности, врожденные способности и задатки.

Но человек не может получить должного развития, если не будет работать его социально-духовная часть. Он непременно должен общаться и взаимодействовать с окружающими, просвещаться культурно, работать и занимать определенное положение в обществе.

Презентация природного и общественного в человеке позволяет сделать определенные выводы. Несмотря на то, что человек - это биологическое существо, он отличается от животных и других организмов по определенным признакам:

  • у него есть способность к прямостоянию и прямохождению;
  • у человека очень развиты органы речи, поэтому он может выражать свои мысли;
  • волосяной покров менее плотный, чем у животных;
  • головной мозг большой по размеру;
  • человек способен развивать мелкую моторику рук, благодаря подвижным кистям.

Кроме того, только люди могут заниматься , культурой. Они способны создавать орудия труда и работать. Кроме того, люди имеют возможность развиваться духовно. Они задумываются о своей душе, о высшем разуме. Многие добровольно посвящают свою жизнь служению Богу и помощи ближним.

Важно! В обществознании есть определенные понятия, касаемо человека, - индивид, индивидуальность и личность.

Многие путают их между собой, но различия очень существенны.

Индивид - это просто член общества или рода. Это понятие больше относится к отражающим биологическую природу.

Индивидуальность - особенные свойства и качества, которыми обладает конкретный человек. Они могут появиться у него с рождения или сформироваться в течение жизни.

Личность - человек ею становится в результате своей осознанной деятельности, своего труда. Он живет не просто для себя. Он играет определенную роль в обществе.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что каждый является индивидом и имеет индивидуальные качества. Но личностью можно стать лишь в результате работы над собой, развития физических и умственных способностей, взаимодействия с окружающими.

Понятие личности также можно разложить на составляющие. Это положение человека в обществе и определенная социальная роль. А также, поведение человека, обусловленное его ценностями и принципами.

Полезное видео: природное и общественное в человеке

Социальная сущность человека

Рассмотрим понятие социальной сущности более подробно. Еще много лет назад, ведущие представители философской мысли - Огюст Конт, Карл Маркс, Георг Гегель - говорили о том, что каждый - продукт обработки природного биологического существа средствами культуры. Этот процесс, по сути, является движущей силой в . Поэтому, возникает человек как результат биологической и социокультурной эволюции только благодаря собственному развитию.

Человек воплощает свой внутренний мир в реальность, создавая предметы культуры. В неживом мире предметов и вещей его сущность очень хорошо просматривается.

Что было бы, если б однажды с планеты исчезли все люди, оставив лишь то, что было ими создано? Такую гипотетическую ситуацию уже рассматривали писатели — фантасты. Например, . На Землю в его произведении «В конце времен» прилетели инопланетяне и обнаружили предметы человеческой цивилизации. Смогли бы они восстановить в своем сознании внешний и внутренний облик людей? Скорее всего, смогли бы.

Ведь и сейчас ученые, делая раскопки и различные археологические находки, могут многое рассказать о том, как жили люди много веков назад:

  • Фридрих Энгельс говорил о том, что по основному орудию труда можно многое узнать о том, к какому общественному строю принадлежат люди.
  • По бытовым предметам можно судить о внешнем виде и пропорциях человеческого тела. Судя по тому, чем люди питаются, что растет на фермах и полях, чем забиты прилавки магазинов, можно понять, как устроен организм.
  • Изучив устройство предприятий и заводов, можно изучить общественные технологии. Определить, насколько развита производительность труда и какие основные социальные институты имеются в определенной местности.
  • Многое о человеческой цивилизации могут сказать книги, языки, видео и звукозаписи. Благодаря этому познается духовный мир людей, их мышление и психология. Можно узнать про цели, неудачи, радости, мечты и страхи.

Вещи и люди способны являться воплощением друг друга. Ведь человек создает вокруг себя мир вещей по своим меркам, взглядам и желаниям. Хотя, конечно же, без людей предметы мертвы. Именно люди дают им жизнь, приводят в движение.

Важное значение в обществе имеют также орудия коммуникации. Это разговорная речь и язык.

Взаимодействие с предметами, с системами знаков, оказывают большое влияние на человеческую психику. У людей формируется способность фиксировать и накапливать информацию, размышлять, делать прогнозы. Так они становятся частицей общественной системы. Индивид становится личностью.

Находясь вдали от цивилизации, человек как биосоциальное существо вряд ли сможет жить полноценно. И есть многочисленные примеры этого. Дети, волей случая, воспитанные среди волков, так и остаются «волчатами». Ученые утверждают, что если упущены первые месяцы и годы в развитии человека, его психика будет необратимо нарушена.

Биологическое начало

Человек как биологическое существо формируется на протяжении очень длительного времени. Уже около двух с половиной миллиардов лет. Когда-то на Земле не было людей, но жизнь существовала. В ходе долгого процесса эволюции появились первые люди.

В начале 20 века были найдены останки древнейшего из них - австралопитека. Предполагается, что он жил более трех миллионов лет назад. От него произошли современные люди и обезьяны.

Человек в современном воплощении появился примерно 20 тысяч лет назад. Интересно, что люди эволюционировали не одновременно. Более развитые жили среди менее развитых. Ученые говорят о том, что кроманьонцы считали неандертальцев своей добычей. По сути, это было каннибализмом. В современной цивилизации это явление обществом не признается.

Несмотря на то, что человек считается высшей ступенью в эволюции, он проигрывает большинству животных в силе и степени приспособления к природе. Человек может жить лишь в относительно теплом климате, у него нет шерсти, крепких когтей и клыков. Вертикальная походка людей неустойчива. Кроме того, они часто болеют из-за слабого иммунитета.

Факт! У представителей человечества есть неоспоримое превосходство - кора головного мозга.

На ней находятся 14 миллиардов нейронов. И благодаря этому индивид имеет сознание, способен к общественной жизни и труду. У него практически безграничные способности для духовного роста и развития. Хотя, в среднем, мы используем за свою жизнь лишь 7% нейронов.

Здоровье человека и долголетие тоже закладывается генетически. Биологическая природа человека включает и его темперамент. Он может быть сангвиником, меланхоликом, холериком и флегматиком. На генетическом уровне также закладываются таланты и способности.

Кроме того, в людях содержится множество молекул ДНК. Это уникальная биологическая информация - у каждого она своя.

Полезное видео: основы взаимосвязи биологического и социального

Вывод

В каждом индивиде сочетается биологическое и социальное начало. Не нужно об этом забывать. В нас заложен определенный генетический набор. Мы можем унаследовать от предков особенности здоровья. Можем перенять от них склонность к культурному развитию или физическую силу. Но, только взаимодействуя с обществом, мы становимся личностями. Мы ставим цели, формируем привычки. Мы радуемся нашим достижениям и делимся ими с окружающими.

Природное и общественное в человеке можно отразить в презентации, написать об этом в учебнике или в научном труде. Но также очень интересно исследовать сущность человека на практике, наблюдая за собой и за другими людьми. А прочитав нашу статью, вы легко сдадите тест по обществознанию.

Человек и общество

Тема 1.

Природное и общественное в человеке

(человек как результат биологической и социокультурной эволюции)


План урока

1.Теории происхождения человека

2. Человек – биосоциальное существо

3. Основные отличия человека от животного

4. Человек, индивид, личность


Антропогенез (от гр. Anthropos – человек и genesis – происхождение ) – теория происхождения человека, где рассматривается процесс его возникновения и развития.

Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.

Естественно-научные (материалистические теории)

Божественное происхождение человека.

Ч. Дарвин

Человек – создание неземное, пришельцы из космоса, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа.

Душа – источник человеческого в человеке.

Ф. Энгельс

(1809-1882) – английский естествоиспытатель, создатель эволюционной теории

Человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими.

Религиозная теория

Главная причина появления человека – труд.

Теория палеовизита

социальный мыслитель, политический деятель

Под влиянием труда сформировались специфичечские качества человека: сознание, язык, творческие способности.




Человек – высшая ступень развития живых организмов на Земле Человек – биосоциальное существо

Социальное существо

Биологическое существо

Человек при надлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии : он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования.

Условие, предпосылка существования человека

Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими.

Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.

Сущность человека


1.Человек обладает мышлением и членораздельной речью:

  • Размышляет о своем прошлом; критически его оценивая;
  • Думает о будущем;
  • Мечтает и строит планы;
  • Передает объективную информацию об окружающем мире;
  • Умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и др. образных форм.

2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:

  • Моделирует свое поведение и может выбирать различные социальные роли;
  • Обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
  • Выражает ценностное отношение к действительности.

Основные отличия человека от животного

3. Человек в процессе своей деятельности преобразует окружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности:

  • Осуществляет практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» – культуру.

4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.

5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность:

  • Удовлетворяет не только свои материальные, но и духовные потребности;
  • Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.


Индивид Индивидуальность Личность

Индивид

Индивидуальность

(от лат. Individuum –неделимый, неразделенный)

Это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт: разума, воли, потребностей, интересов и т.д.

Личность

Это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность, естественность и непринужденность его деятельности.

(от лат. Persona – особа)

Человек как отдельная особь среди других людей.

Это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств, которые он реализует в общественной жизни.

Человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т.д.

Человек с социально значимыми качествами.


Личность – человек как общественное существо, конкретное проявление общественной сущности человека, его индивидуальных психических свойств (темперамента, характера, способностей, уровня умственного развития, потребностей, интересов) и социальных функций (отношения к действительности, людям, обществу в целом; поведение человека, его общественная деятельность).

В определенной степени независима

от общества

Способна нести ответственность

и решать проблемы

Отличается самостоятельностью в поступках

ЛИЧНОСТЬ

Контролирует поведение, обладает волей


Л И Ч Н О С Т Ь

Факторы, обусловливающие развитие личности

Биологические факторы

(генотип – анатомно-физиологическая структура человека;

черты лица, окраска кожи, цвет глаз и волос и т.д.;

функциональные особенности (группа крови и др.);

некоторые особенности нервной системы человека;

психические свойства личности (характер, ум, воля, интересы, способности и др.)

Социальная среда

Воспитание

и обучение


НЕ всякий человек является личностью.

Человеком рождаются,

личностью становятся в процессе социализации

Домашнее задание

Баранов П.А. и др. Учебное пособие.Тема1.

Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

1.1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Антропогенез – 1) процесс выделения человека из мира животных; 2) процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества. К главным проблемам антропогенеза относятся: место (прародина) и время появления древнейших людей; непосредственные предки человека; основные стадии антропогенеза, его движущие силы на различных его этапах; соотношение эволюции физического типа человека с историческим прогрессом его культуры, развитием первобытного общества и речи. Важнейшими факторами прогрессивного развития людей были: совершенствование социальной организации и производственной деятельности; развитие способов общения людей (в первую очередь речи), общественной жизни коллективов (системы социальных институтов).

Периодизация антропогенеза: а) археологическая (технологическая) периодизация: палеолит, мезолит, неолит; б) социологическая периодизация: первобытное человеческое стадо; род (родовая община); соседская община.

Теории происхождения человека:

1) Креационизм (религиозная теория, божественная, теологическая) – подразумевает божественное происхождение человека.

2) Эволюционизм (теория эволюции Чарльза Дарвина ) – естественно-научная теория, согласно которой человек является биологическим видом, происхождение его – природное, естественное.

3) Трудовая теория (естественнонаучная, материалистическая теория Ф. Энгельса) – утверждает, что причиной выделения человека из животного мира и его эволюции является труд.

4) Теория внешнего вмешательства (палеовизита) – согласно этой теории, появление людей на Земле связано с деятельностью иных цивилизаций (люди – прямые потомки инопланетян, высадившихся на Землю в доисторическое время).

5) Катастрофизм – система представлений об изменениях живого мира во времени под влиянием природных катаклизмов, событий, приводящих к массовому вымиранию организмов.

6) Телеологизм – философское учение о целесообразности как характеристике отдельных объектов или процессов и бытия в целом, об объяснении развития в мире с помощью конечных, целевых причин.

Человек высшая ступень развития живых организмов на Земле. Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. В философском понимании природа человека является бинарной (двойной), а сам человек – биосоциальное существо, так как является одновременно и частью природы, и неразрывно связан с обществом.

Биологическая природа человека проявляется в его анатомии и физиологии. Человек рождается с набором биологических черт, но разумным становится под действием общества.

Человек – существо социальное: обладает членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способен создавать орудия и пользоваться ими, воспринимает и соблюдает общественные нормы поведения, выполняет определенные общественные функции и играет социальные роли. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как: способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и другие.

Человек – существо духовное. Духовный мир человека (микрокосм человека) – сложная система, которая включает в себя: духовные потребности в познании окружающего мира; знания о природе, обществе, человеке, самом себе; убеждения, взгляды, вера в их истинность; способность к различным формам социальной деятельности; чувства и эмоции; цели и ценности.

Человек, обособившись от животного мира, начал создавать вторую, искусственную среду обитания – культуру.

На формирование человека влияют три группы факторов: биологические данные (особенности физического строения и нервной деятельности, темперамент и др.); социокультурные условия (социальное окружение, среда обитания и др.); индивидуальная история.

Существует два подхода в решении вопроса о соотношении природного и социального в человеке:

а) натуралистический – преувеличивает значение в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение;

б) социологический – признание в нем только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы.

Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.

Человек – явление природы, он зависим от нее, но в то же время он возвышается над природой в духовно-культурном отношении. Человек отличается от всего животного мира своим сознанием, и особенно осознанием самого себя, своей общественной роли, смысла своей жизни, пониманием конечности своего индивидуального бытия. Человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию. Благодаря своей физически-духовной организации только человек может стать личностью, способной к осознанной деятельности, к творчеству, к целенаправленным и планомерным действиям, готовой к моральной ответственности.

Таким образом: человек – существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует (соединяет) в себе физическое, психическое и духовное начала).

Из книги Самые невероятные случаи автора Непомнящий Николай Николаевич

БИОМАГНЕТИЗМ - РЕЗУЛЬТАТ ОТРАВЛЕНИЯ? Более ста лет назад в печати впервые появились сообщения о феномене биомагнетизма. Тогда людей, обладающих этим свойством, называли «электрическими людьми».Каролина Клэр, семнадцать лет, из Онтарио, заболела в 1877 году. Она похудела

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

2.2.2. Низшие формы биологической опасности Насекомые могут создавать для вас больше неудобств и опасности, чем нехватка пищи и воды. Наибольшая опасность исходит от их способности переносить заразную и зачастую с фатальным исходом болезнь через укус.1) Передаваемые таким

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЦЕ) автора БСЭ

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Человек есть общественное животное Из сочинения «Политика» философа Древней Греции Аристотеля (384-322 до н. э.): «Человек по своей природе есть общественное (другой вариант перевода - политическое) животное».Выражение стало популярным после выхода в свет (1721) «Персидских

Из книги Здоровье спины и позвоночника. Энциклопедия автора Родионова Ольга Николаевна

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

6.2. Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции. Формы естественного отбора, виды борьбы за существование. Взаимосвязь движущих сил эволюции.

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

6.2.1. Развитие эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, учения Ж.-Б. Ламарка, эволюционной теории Ч. Дарвина. Взаимосвязь движущих сил эволюции. Элементарные факторы эволюции Идеи изменяемости органического мира находили своих сторонников уже с античных времен.

Из книги Большая энциклопедия консервирования автора Семикова Надежда Александровна

6.3. Результаты эволюции: приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов. Доказательства эволюции живой природы. Приспособленность организмов к среде обитания. В результате длительного эволюционного процесса у всех организмов постоянно развиваются и

Из книги Философский словарь автора Конт-Спонвиль Андре

6.4. Макроэволюция. Направления и пути эволюции (А.Н. Северцов, И.И. Шмальгаузен). Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Причины биологического прогресса и регресса. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Эволюция органического мира.

Из книги Настольная книга для женщин после сорока. Домашняя энциклопедия автора Данилова Наталья Андреевна

6.5. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда,

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Результат От 75 до 100 баллов. Вы сохранили много стимулов к жизни. Вы открыты, оптимистичны, доброжелательны, может быть, немного эксцентричны, общительны. Ваш энтузиазм заразителен, и людям нравится быть в вашем обществе. Эти качества не только поддерживают иммунную

Теперь закрепляем усвоенное! Решим письменное задание поля С.

С6. Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального. Приведите примеры реализации каждой из особенностей.

Итак, рассуждаем. Мы знаем общие для животных и человека свойства организма (млекопитание, живорождение) и уникальные (развитый головной мозг, прямохождение, развитая кисть руки). О каких нас спрашивают? Тех, которые являются предпосылками социальной деятельности (труд, общение, игра, творчество). Это уникальные особенности, следовательно, так как абстрактное мышление, например, позволяет творить (шедевры искусства).
Теперь даем примеры, причем конкретики здесь по формулировке задания не требуется, достаточно пояснить каждую особенность:

  1. Абстрактное мышление позволяет человеку создавать архитектурный проект дома.
  2. Членораздельная речь позволяет контактировать при строительстве этого дома в бригаде.
  3. Особое строение кисти руки позволяет человеку производить труда.

Теперь разберем еще несколько заданий разных видов по теме. Напоминаем, что в нашей группе группе мы регулярно решаем вопросы разных типов и уровней сложности. Вот пример нашего разбора задания по теме «Природное и общественное в человеке».

Мы видим, что большинство подписчиков сайта и группы, просмотрев тему поняли, что — это отличительный признак , а животное личностью не может являться. Сознание — это осознание результатов и последствий собственных действий, близкое к понятие. Использовать предметы природы — например, взять палку и сбить банан с дерева. И человек, и обезьяна, например, способны на это. Верный ответ, таким образом, 1.

Еще один пример задания части А на разбираемую тему:

Большинство правильно выбирает вариант 4. Цель — достижение (достоверные сведения почти синоним). Любая деятельность (характеристика активности человека) … вариант 1 не верен. Также как вариант 3 . Человек для любого вида собственной активности применяет орудия труда (лопату ли, приборы ли, неважно).

Теперь обратимся к более сложным заданиям части С, которые обязательно выполнять после разбора КАЖДОЙ изученной темы. Задания С5 и — идеальный способ закрепить ваши знания.

Давайте построим такой план (С8): «Природное и общественное в деятельности человека».

Прежде всего определим структуру нашего плана. Он 4-х (!!!) составный, это бывает крайне редко. Нам нужно осветить: 1. 2. природную составляющую деятельности 3. социальную составляющую деятельности 4. взаимосвязь природного и общественного в деятельности (это напрямую здесь не дается, но подразумевается).

С8. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Природное и общественное в деятельности человека». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Понятие «деятельность»

2. Природное в деятельности человека:

— инстинктивность

— стремление к самосохранению

— стремление к продолжению рода

Помним, что мы не раскрываем первый пункт, понятие давать не требуется. Почему начали с деятельности? Это ключевое понятие представленной темы плана. Далее, подумали, что сближает человека с животным? И раскрыли пункт 2. Далее:

3. Социальное в деятельности человека:

— труд и общение

— удовлетворение престижных потребностей

— потребление духовных ценностей

Прошлись по потребностям выше экзистенциальных по , немного перефразировали. Теперь самое важное — взаимосвязь. К тому же, без этого пункта мы. по сути, не раскроем план, он же нас подстрахует (требуют 3 — пиши 4!). Можно не сильно растянутую конкретику:

4. Взаимосвязь социального и духовного в деятельности человека:

— подавление природных потребностей социальными

— «очеловечивание» природных потребностей

— создание культуры в отличие от природы.

Вот наш план полностью:

1. Понятие «деятельность»

2. Природное в деятельности человека:

— инстинктивность

— стремление к самосохранению

— стремление к продолжению рода

3. Социальное в деятельности человека:

— труд и общение

— удовлетворение престижных потребностей

— потребление духовных ценностей

4. Взаимосвязь социального и духовного в деятельности человека:

— подавление природных потребностей социальными

— «очеловечивание» природных потребностей

— создание культуры в отличие от природы.

Итак, читаем теорию, смотрим видео , разбор заданий, самостоятельно пробуем сделать еще одно сложное письменное задание:

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «преобразовательная деятельность» ? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах деятельности человека, и одно предложение, раскрывающее связь мышления и деятельности.

Жду Ваши ответы в комментариях или в группе

1.1. Природное и общественное в человеке. (Человек как результат био­логической и социокультурной эволюции.)

1.2. Мировоззрение, его виды и формы

1.3. Виды знаний

1.4. Понятие истины, ее критерии

1.5. Мышление и деятельность

1.6. Потребности и интересы

1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности

1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы

1.9. Основные институты общества

1.10. Понятие культуры. Формы и разновидности культуры

1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

1.12. Образование, его значение для личности и общества

1.13. Религия

1.14. Искусство

1.15. Мораль

1.16. Понятие общественного прогресса

1.17. Многовариантность общественного развития (типы обществ)

1.18. Угрозы XXI века (глобальные проблемы)

1.1. Природное и общественное в человеке.

( Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)

Антропогенез - процесс происхождения и становления физического типа человека.

Антропосоциогенез - процесс становления социальной сущности человека.

Человек - биосоциодуховное существо , высшая ступень развития организмов на Земле.

В человеке сочетаются два начала, две природы: биологическая и социодуховная. Биологическая, природная составляющая проявляется в устройстве и особенностях человеческого тела, врожденных (генетиче­ских) задатках, способностях. Однако полноценным человеком можно стать только в обществе, взаимодействуя с другими людьми и социаль­ными институтами. Только в обществе формируется сознание, мышле­ние, навыки и знания.

Биологические отличия человека от животных:

    прямосотояние, прямохождение;

    развитый артикуляционный аппарат (органы речи);

    отсутствие плотного волосяного покрова;

    большой объём головного мозга (в соотношении с телом);

    развитая кисть руки, способная к мелкой моторике.

Социодуховные отличия человека от животных:

    мышление и членораздельная речь;

    сознательная творческая деятельность;

    создание культуры;

    создание орудий труда;

    духовная жизнь.

Индивид - человек как представитель общества и человеческого рода (в первую очередь, биологическая составляющая).

Индивидуальность - специфические, уникальные, неповторимые свойства и качества, присущие только этому человеку (как врожден­ные, так и приобретенные в обществе).

Личность - высшая ступень развития человека, на которой он вы­ступает как субъект сознательной деятельности и как носитель со­циально значимых свойств и качеств.

К социально значимым качествам личности относятся:

    активная жизненная позиция;

    наличие собственного мнения и умение его отстаивать;

    развитые коммуникативные способности;

    ответственность;

    наличие образования и т.п.

Структура личности:

    социальный статус - положение человека в социальной иерархии;

    социальная роль - образец поведения, ожидаемый обществом от человека с определенным статусом;

    направленность - определенность поведения человека высшими ценностями, установками, смыслом жизни, мировоззрением.

Человек не является личностью с момента рождения, а становится ею и процессе социализации.

Важнейшей социальной характеристикой человека является нали­чие у него сознания.

Существует несколько основных пониманий термина сознание:

    совокупность всех знаний человека;

    направленность на определенный объект;

    самосознание, самоотчет - наблюдение ума за собственной дея­тельностью;

    совокупность индивидуальных и коллективных идей.

Поскольку в индивидуальном сознании большую роль играют идеи, характерные для всего общества, говорят об общественном сознании.

Общественное сознание - сознание, присущее большим группам людей, обладающее рядом сходных для большинства этих людей идей, принципов, отношений, привычек, нравов, традиций.

Общественное сознание формируется, во-первых, благодаря сбли­жению интересов и деятельности больших групп людей; во-вторых, благодаря широкому распространению идей, присутствующих в обще­ственном сознании с помощью образования, СМИ, деятельности пар­тий.

Общественное сознание формируется под влиянием общественной деятельности и во многом соответствует ей. Однако в отдельных слу­чаях, развитие общественного сознания может отставать от разви­тия социального бытия (пережитки сознания); а в других случаях - опережать (передовое сознание).

Формы общественного сознания передаются из поколения в поколе­ние и активно воздействуют на жизнь общества.

Структура общественного сознания:

    философия;

    политическое сознание;

    правовое сознание;

  • эстетическое сознание;

Соотношение индивидуального и общественного сознания .

Между индивидуальным и общественным сознанием нет жестких границ, они постоянно взаимодействуют.

Индивидуальное сознание, с одной стороны, формируется под воз­действием общественного сознания, а с другой - отбирает наиболее приемлемое для себя содержание общественного сознания.

Общественное сознание, с одной стороны, существует через инди­видуальное сознание, а с другой - перенимает только отдельные эле­менты, достижения индивидуального сознания.

Особо выделяют массовое сознание - совокупность представле­ний, настроений, идей, отражающих отдельные стороны общественной жизни. Общественное мнение - состояние массового сознания, отра­жающее отношение к определенным социальным фактам.

Помимо сознания существует пласт явлений и процессов, не осо­знаваемых человеком, но влияющих на его поведение. В обществознании это называется бессознательным (в психологии - подсознанием).

К проявлению сферы бессознательного относятся:

    сновидения,

    фантазии,

    творческое озарение,

  • оговорки,

    аф­фекты,

    забывания и т.п.

Отличия бессознательного от сознания:

    слияние субъекта с объектом;

    отсутствие пространственно-временных ориентиров;

    отсутствие механизма причинно-следственных связей.

Самосознание - определение человеком себя как личности, спо­собной принимать самостоятельные решения и нести за них ответ­ственность.

Самопознание - постижение человеком своей индивидуальности во всем ее многообразии (также и изучение обществом самого себя).

Рефлексия - размышления человека о происходящем в его сознании.

Самореализация - наиболее полное выявление и осуществление лич­ностью своих целей и идеалов, стремление к творческой реализации.

Самосознание и самореализация являются основой социального поведения.

Социальное поведение - целенаправленная активность в отноше­нии других людей.

Социальное поведение становится возможным при условии успеш­ной социализации личности.

Социализация - длящийся на протяжении всей жизни процесс вза­имодействия человека с обществом и его институтами, в результате которого он усваивает социальные нормы, осваивает социальные роли, приобретает навыки совместной деятельности.

Социализация личности проходит в два этапа:

1. Первичная социализация - неосознаваемое самим человеком и некритически воспринимаемое воздействие общества, его норм и институтов, приводящее к первичному усвоению норм и навыков социального взаимодействия. Первичная социализация заканчивается формированием личности.

2. Вторичная социализация - критичное и выборочное освоение личностью новых норм и образцов поведения в рамках социальных институтов.

Социализация в обществе происходит с помощью институтов социализации.

Институты социализации - социальные институты, ответст­венные за социализацию индивида в обществе. В качестве таковых выделяют:

Агенты социализации - люди, которые осуществляют социализа­цию в рамках определенных институтов (отец, командир (начальник), журналист).