1. Природно-территориальные аспекты экологических проблем.

2. Природные ресурсы и способы их охраны.

3. Охрана лесных ресурсов в России.

1. Природно-территориальные аспекты экологических проблем

Наиболее значимым фактором, обусловливающим специфику России и ее экологическое своеобразие, является большая территория. Она равна 17,1 млн. км 2 , что составляет 11,5% общей поверхности суши. На этой территории проживает около 147 млн. чел., что обусловливает среднюю плотность 8,5 чел/км 2 . Для сравнения укажем, что средняя плотность населения в Европе равна 64 чел./км 2 , а в Азии - 55 чел./км 2 . Вторая особенность России -неравномерная рассредоточенность населения по территории страны. В Сибирско-Дальневосточном регионе она не превышает 3 чел./км 2 . Примерно в такой же степени неравномерна освоенность территории и нагрузки на природную среду.

На Европейско-Уральский регион, площадь которого составляет 31,2% от территории страны, приходится около 70% промышленного потенциала. В Сибирско-Дальневосточном регионе соотношение противоположное- 30% промышленного потенциала и 70% территории.

Третья экологически важная особенность России - большое природное разнообразие. Оно представлено различным рельефом, природными зонами, ландшафтами, климатическими, гидрологическими и другими условиями. Так, наличие обширных равнин резко уменьшает вероятность застойных атмосферных явлений и способствует рассредоточению загрязняющих веществ, самоочищающей способности воздушной среды.

Экологическая специфика России связана также с наличием больших площадей, занятых болотами и заболоченными территориями. Они занимают 200-220 млн. га, что составляет около 65% болотного фонда планеты. Это, с одной стороны, объекты колоссальной концентрации ценного органического вещества - топлива, сырья для химической переработки, удобрения и пр., а с другой – важнейший фактор связывания, аккумуляции и вывода из атмосферы углерода (его «стока» или «ухода в геологию», по В. И. Вернадскому), а также различных загрязняющих веществ.

Освоение болотных образований невозможно без высокой технологической и экологической культуры. Кроме потери этих уникальных экосистем, их использование неизбежно сопровождается нарушением водного режима, интенсификацией круговорота веществ, превращением экосистем аккумулятивного типа в деструктивные или транзитные и выведением углерода в атмосферу. Нарушение болотных экосистем Крайнего Севера чревато возможностью размерзания грунтов и высвобождением из этих природных «ловушек» колоссальных запасов метана, сероводорода и других соединений, не безразличных для глобальных атмосферных процессов.

В целом природно-территориальные особенности России можно оценивать положительно как в плане формирования экологической среды, так и в отношении возможностей нейтрализации отрицательных последствий деятельности человека. Россия относится к числу тех немногих государств мира, которые обладают значительными неосвоенными или слабо освоенными территориями. На их долю, как отмечалось выше, приходится более 60% поверхности страны.

Следует, однако, иметь в виду, что наличие таких территорий мало связано с какими-либо целенаправленными мероприятиями по их сохранению. Это в основном отдаленные районы, трудные или экономически невыгодные для освоения. Значительная доля их представлена легкоранимыми (тундровые, лесотундровые, болотные и т. п.) экосистемами, требующими крайне осторожного обращения при дальнейшем освоении.

2. Природные ресурсы и способы их охраны

Природные ресурсы - это объекты и силы природы, используемые человеком для поддержания своего существования. К ним относятся солнечный свет, вода, почва, воздух, полезные ископаемые, энергия приливов и отливов, сила ветра, растительный и животный мир, внутриземная теплота и др.

Природные ресурсы классифицируют по ряду признаков:

По их использованию - на производственные (сельскохозяйственные и промышленные), здравоохранительные (рекреационные), эстетические, научные и др.;

По принадлежности к тем или иным компонентам природы - на земельные, водные, минеральные, а также на животный и растительный мир и др.;

По заменимости - на заменимые (например, топливно-минеральные энергетические ресурсы можно заменить ветровой, солнечной энергией) и незаменимые (кислород воздуха для дыхания или пресную воду для питья заменить нечем);

По исчерпаемости - на исчерпаемые и неисчерпаемые.

К неисчерпаемым природным ресурсам относятся преимущественно процессы и явления, внешние по отношению к нашей планете и присущие ей как космическому телу. Прежде всего - это ресурсы космического происхождения, например, энергия солнечного излучения и ее производные - энергия движущегося воздуха, падающей воды, морских волн, приливов и отливов, морских течений, внутриземная теплота.

К исчерпаемым ресурсам относятся все природные тела, находящиеся в пределах земного шара как физического тела, имеющего конкретную массу и объем. В состав исчерпаемых ресурсов входит животный и растительный мир, минеральные и органические соединения, содержащиеся в недрах Земли (полезные ископаемые).



По способности к самовосстановлению все исчерпаемые ресурсы условно можно классифицировать на возобновимые, относительно возобновимые и невозобновимые (рисунок 5).

Рисунок 5. Классификация природных ресурсов по их исчерпаемости и возобновимости

Возобновимые ресурсы - это ресурсы, способные к восстановлению через различные природные процессы за время, соизмеримое со сроками их потребления. К ним относятся растительность, животный мир и некоторые минеральные ресурсы, осаждающиеся на дно современных озер и морских лагун.

Невозобновимые ресурсы - это ресурсы, которые совершенно не восстанавливаются или скорость их восстановления настолько мала, что практическое использование их человеком становится невозможным.

К ним относятся, в первую очередь, руды металлов и неметаллов, подземные воды, твердые строительные материалы (гранит, песок, мрамор и т. п.), а также энергоносители (нефть, газ, каменный уголь).

Особую группу составляют земельные ресурсы. Почва представляет собой биокосное тело, возникшее в результате различных форм выветривания (физического, химического, биологического) горных пород в обстановке различного климата, рельефа и в условиях земной гравитации.

Почвообразовательный процесс длителен и сложен. Известно, что слой черноземного горизонта толщиной 1 см образуется примерно за столетие. Таким образом, будучи в принципе возобновимым ресурсом, почва восстанавливается в течение очень длительного периода времени (многие десятилетия и даже столетия), что дает основания оценивать ее как относительно возобновимый ресурс.

Особое положение имеют два важнейших природных тела, являющихся не только природными ресурсами, но и одновременно основными составляющими среды обитания живых организмов (природные условия): атмосферный воздух и вода. Будучи неисчерпаемыми в количественном отношении, они являются исчерпаемыми качественно (по крайней мере, в отдельных регионах). Воды на Земле достаточно, вместе с тем запасы пресной воды, пригодные к использованию, составляют 0,3% от общего объема.

3. Охрана лесных ресурсов в России

Российские леса имеют общемировое значение, обусловленное запасами древесины, биоразнообразием, ролью в глобальном круговороте и потенциальным влиянием на международную торговлю лесными продуктами.

В лесах России сосредоточено 82 млрд. м 3 древесины с ежегодным приростом в 994 млн. м 3 . Лесосырьевые ресурсы России дают возможность не только обеспечить текущую и перспективную потребность страны в древесине и продуктах ее переработки, но и значительно расширить их экспорт в условиях прогнозируемого роста спроса на древесину на мировом рынке.

Однако лесной фонд России было бы неправомерно считать неисчерпаемым: почти 95% лесов России произрастает в бореальном поясе, а около 50% имеет низкую природную продуктивность. В районах, доступных для эксплуатации, лесной фонд истощен в результате концентрированных рубок 1950-1960 годов и еще не полностью восстановился.

Лесной фонд Российской Федерации, находящийся в федеральной собственности, занимает 1172,3 млн. гектаров.

Однако этот огромный потенциал используется крайне нерационально. За прошедшие годы резко снизилось производство многих социально значимых товаров из древесины: пиломатериалов - более чем в 4 раза, древесных плит, целлюлозы, бумаги - в 2,5 - 3 раза. Доля России в мировом лесном секторе также незначительна: по вывозке древесины - 3,2%, по производству пиломатериалов - 4,4%, древесных плит - 2,4%, бумаги и картона - 1,4%.

Характерной особенностью размещения лесосырьевых ресурсов России является резкий дисбаланс в их наличии и фактическом использовании. Запас древесины спелых лесов Европейско-Уральской части России составляет 18% от общего запаса спелых лесов страны, а заготавливается в этой части свыше 60% от общего объема заготовок.

Площади лесов на территории России постоянно сокращаются вот уже 500 лет, но, безусловно, наиболее резко - в ХХ в. Но все же этот процесс затронул Россию в меньшей степени, чем основной мир.

Выделяют несколько проблем, вызывающих деградацию лесных ресурсов:

1. Сложившаяся практика лесопользования и отклонения от основных лесоводческих принципов. Еще в начале XX в. во многих странах была разработана система ведения лесного хозяйства, которая предусматривала, с одной стороны, возможность крупномасштабных заготовок леса, а с другой - восстановление, защиту лесов с учетом их ценности для сохранения земельных и водных ресурсов, обеспечения благоприятных жизненных условий для населения, регулирования экологических процессов.

2. Лесные пожары. Всего с начала пожароопасного сезона в лесном фонде РФ возникло 13 486 пожаров, огнем пройдено 323 542 га.

Основными причинами возникновения лесных пожаров являются антропогенные факторы, вследствие которых возникает более 80 процентов лесных пожаров.

3. Во многих регионах имеет место восстановление лесов, связанное с глубоким кризисом сельского хозяйства и экономики в целом. Но в то же время запасы древесины снизились на 1.2 млрд. м 3 , что говорит о том, что леса России “молодеют”, то есть вырубаются наиболее ценные - спелые и продуктивные леса, в восстановление идет за счет малоценных мелколиственных молодняков. Вместе с тем увеличение объемов рубок главного пользования не достигнуто. На высоком уровне сохраняется объем незаконных рубок.

4. В последние годы значительным фактором деградации лесов становится радиоактивное загрязнение. По подсчетам ученых, общая площадь лесов, пораженных в результате аварии на Чернобыльской АЭС, в Челябинской области и в зоне влияния ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, составила более 3,5 млн га.

Общие требования по обеспечению охраны и защиты лесов. Все леса в нашей стране подлежат охране от пожаров, незаконных рубок (порубок), нарушений порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, а также защите от вредителей и болезней леса (ст. 92 ЛК). Охрана и защита лесов осуществляются с учетом их биологических и иных особенностей и включают в себя комплекс организационных, правовых и других мер по рациональному использованию лесного фонда и не входящих в лесной фонд лесов, сохранению лесов от уничтожения, повреждения, ослабления, загрязнения и иных негативных воздействий.

Охрана и защита лесов осуществляются наземными и авиационными методами организациями Минприроды: лесхозами, базами авиационной охраны лесов и другими организациями. Основные задачи охраны лесов от пожаров - предупреждение лесных пожаров, их обнаружение, ограничение распространения и тушение. Важнейшие мероприятия по охране и рациональному использованию лесных ресурсов в курортно-рекреационных зонах заключаются в следующем:

а) усиление и дальнейшее совершенствование мер по охране лесов от пожаров, повышение пожароустойчивости лесов;

б) упорядочение и регулирование развивающегося процесса массового рекреационного использования лесов;

в) защита леса от вредного влияния твердых, газообразных, пылевых и других выбросов промышленных и других предприятий в атмосферу;

г) выявление и усиление мер по охране ценных лесных массивов - памятников природы, истории и культуры, реликтовых формации, лесных массивов, имеющих исключительно большое санитарно-оздоровительное и защитное значение;

д) всемерное улучшение санитарного состояния лесов, защита их от вредителей и болезней;

е) сохранение и обогащение полезных диких зверей, птиц и микроорганизмов, упорядочение применения ядохимикатов;

ж) регулирование гидрологического режима лесных земель;

з) регулирование перевода лесных площадей в другие категории земель в результате урбанизации, роста городских агломераций, строительства водохранилищ, транспортных систем и других коммуникаций.

4. Возможности управления экологическими системами (на примере лесных биогеоценозов)

Устойчивое управление (Sustainable forest management) лесным хозяйством подразумевает содержание и использование лесов таким образом и в такой степени, при которой сохраняется их продуктивность, регенерационная способность, биоразнообразие и потенциал для выполнения в настоящем и будущем экологических, экономических и социальных функций на местном, национальном и мировом уровнях. Следовательно, целью устойчивого управления лесными экосистемами является получение возможно большего числа полезностей, включая социальные и сохранение экологических функций лесов.

В руководящем документе Федеральной службы лесного хозяйства России (ФСЛ) Критерии и индикаторы (1996) определены основные критерии и индикаторы устойчивого управления лесами Российской Федерации. Они соответствуют европейским критериям. Выделено 6 критериев:

Поддержание и сохранение продуктивной способности лесов;

Подержание приемлемого санитарного состояния и жизнеспособности лесов;

Сохранение и поддержание защитных функций лесов;

Сохранение и поддержание биологического разнообразия;

Поддержание социально-экономических функций лесов;

Инструменты лесной политики для сохранения устойчивого управления лесами

Под управлением системой понимается такое воздействие на нее, при котором обеспечивается ее устойчивое функционирование в условиях внешней и внутренней среды для достижения определенной цели. Система управления включает в себя объект управления и активный регулятор или управляющую систему. Объектом управления являются лесные экосистемы разного ранга и основанные на них хозяйственные единицы (хозяйственная секция, хозяйственная часть, части разных категорий защитности или групп лесов и т.д.). Задающее воздействие (лесоустроительный проект, директивные документы) принуждает объект управления вести себя требуемым образом.

Устойчивое управление лесными экосистемами имеет две особенности.

(1) Для достижения цели управления необходимо решать несколько разнородных задач: получение продукции, сохранение лесных экосистем, сохранение их роли в выполнении ими экологических функций; выполнение социальных функций лесов.

(2) Лесные экосистемы относятся к очень сложным вероятностным системам, и задача устойчивого управления ими значительно усложняется. Необходимо учитывать не только возмущающие внешние воздействия на объект, но также законы поведения самого объекта, прежде всего механизмы его устойчивости.

За последние годы в России стало больше внимания уделяться вопросам экологической безопасности. Создание специализированной природоохранной системы явилось первым шагом на пути разрешения противоречий между потребителями природных ресурсов и обществом, заинтересованном в их разумном использовании под контролем государства.

В настоящее время приняты важные законы: «О защите населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера»; «Водный кодекс»; «О радиационной безопасности»; «Об особо охраняемых природных территориях»; «О мелиорации земель»; «Об охране окружающей среды». Реализуются федеральные целевые программы, направленные на обеспечение населения высококачественной водой, а также многочисленные экологические программы.

Законодательством страны ещё в 1997 г. были определены основные природоохранные требования, ограничения и запреты, установлены виды нарушений, влекущие за собой применение мер ответственности. В целом речь идёт об экологизации большинства отраслей экономики; но этот процесс нельзя ограничить только разработкой правовых документов и принятием мер по их реализации.

Среди экологических программных документов, реализуемых в настоящее время, особо следует отметить федеральную целевую программу «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)», утверждённую постановлением Правительства РФ № 860. Эта ФЦП имеет большое значение и для развития отдельных регионов, так как её цели и задачи конкретизированы в 186 региональных программах (34 из них имеют минерально-сырьевую направленность, 27 - водохозяйственную, 71 - лесохозяйственную, 54 - природоохранную).

Для нормализации экологической ситуации в ряде регионов страны завершается внедрение федеральной целевой программы по оздоровлению экологической обстановки р. Волги и её притоков, восстановлению и предотвращению деградации природных комплексов Волжского бассейна. В рамках решения проблемы водосбережения продолжается разработка федеральной целевой программы по обеспечению населения России питьевой водой.

Ежегодно подготавливается межведомственный «Государственный доклад о состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации», утверждаемый Правительством РФ. Он обеспечивает общественность и государственные органы управления объективной аналитической информацией о состоянии окружающей среды, природных ресурсов и реализации экологической политики государства. В 2004 г. отдельным томом был выпущен «Государственный доклад о состоянии водных ресурсов Российской Федерации в 2002 году».

Экологическая безопасность - одно из важных звеньев системы национальной безопасности страны; в связи с этим были приняты ряд нормативных документов и созданы специализированные федеральные структуры, включая Межведомственную комиссию Совета безопасности РФ по экологической безопасности. В её задачи входит анализ состояния и подготовка прогнозов экологической безопасности, подготовка соответствующих вопросов к рассмотрению на заседаниях Совета Безопасности. Комиссия, в частности, обсуждала такие вопросы, как ввоз токсичных отходов из-за рубежа, загрязнение подземных вод, истощение и расхищение лесных ресурсов, концепцию экологической безопасности России. По её представлению Правительством РФ был принят ряд постановлений, определяющих состав, содержание, порядок финансирования и сроки выполнения организационных, управленческих и технических мероприятий экологического характера федерального и регионального уровня.

В рамках своей компетенции Министерство природных ресурсов РФ принимает непосредственное участие в оценке экологической обстановки на территории страны при установлении зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия, в реализации Концепции перехода России на модель устойчивого развития, в разработке политики экологической безопасности, сохранения естественного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала.

Важную роль в укреплении экологической безопасности играет внедрение результатов научных исследований; все планы этого направления должны быть обеспечены реальной финансовой базой.

В апреле 1996 г. был издан Указ Президента РФ №440 «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию». В развитие данного документа Минэкономики РФ подготовило соответствующую Концепцию; в её рамках проводится большая работа по преодолению негативных экологических тенденций и переориентации рыночных отношений на цели устойчивого развития страны.

Согласно Концепции, устойчивым считается развитие экономики, при котором не разрушаются природные основы существования и функционирования народного хозяйства, когда антропогенные воздействия на окружающую среду не превышают её способности к самовосстановлению. Следовательно, переход к устойчивому развитию - это поэтапное сокращение нагрузок на окружающую среду до экологически допустимых пределов. Такой переход невозможен без исправления допущенных ранее ошибок в области охраны окружающей среды.

Принимаются новые экстренные меры:

Усилить внимание к вопросам охраны природы и обеспечения рационального использования природных ресурсов;

Установить систематический контроль за использованием предприятиями и организациями земель, вод, лесов, недр и других природных богатств;

Усилить внимание к вопросам по предотвращению загрязнений и засоления почв, поверхностных и подземных вод;

Уделять большое внимание сохранению водоохранных и защитных функций лесов, сохранению и воспроизводству растительного и животного мира, предотвращению загрязнения атмосферного воздуха;

Усилить борьбу с производственным и бытовым шумом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Охрана окружающей среды. Общества по охране окружающей среды, движения и дружины по охране природы. Заповедники. Заказники и памятники природы. Меры по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха. Рациональное использование водных ресурсов.

    реферат , добавлен 24.08.2008

    Последствия человеческой деятельности. Рациональное природопользование как возможность управления природными экосистемами. Направления охраны природы в процессе ее использования. Учет взаимосвязей в экосистемах при использовании природных ресурсов.

    презентация , добавлен 21.09.2013

    Международное экологическое сотрудничество по охране окружающей среды на современном этапе. Конференции и соглашения по охране природы. Предмет и функции экологического менеджмента. Новый подход к оценке стоимости биотических компонентов экосистем.

    дипломная работа , добавлен 12.12.2010

    Изучение деятельности ООН в области охраны окружающей среды: международный союз охраны природы и природных ресурсов, европейская экономическая комиссия. Цели и задачи Международного Социально-экологического Союза. Заключение международных договоров.

    реферат , добавлен 21.06.2010

    Антропогенное воздействие на биосферу. Государственная политика России в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Влияние горного производства на природный ландшафт. Рациональное использование водных ресурсов.

    курс лекций , добавлен 22.12.2010

    Определение сущности окружающей среды, использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека. Виды природных ресурсов: минеральные, земельные, климатические, водные, биологические. Причины истощения или полного исчезновения ресурсов.

    презентация , добавлен 10.10.2011

    Роль природы в жизни человека и общества. Ошибочные тенденции в природопользовании. Антропогенные факторы изменения природы. Законы экологии Б. Коммонера. Глобальные модели-прогнозы развития природы и общества. Концепция экологического императива.

    реферат , добавлен 19.05.2010

    Проблемы сохранения окружающей среды, включающие технологию рационального природопользования. Реализация принципов экологической безопасности, приоритеты городского развития в данной сфере. Охрана водных ресурсов, атмосферного воздуха, зеленых насаждений.

    контрольная работа , добавлен 23.07.2012

Истощение природных ресурсов – одна из основных проблем, обусловливающих глобальный экологический кризис.

Ресурсы – тела и силы природы, необходимые человеку для жизни и хозяйственной деятельности.

Природоресурсный потенциал страны – совокупная способность всех природных ресурсов страны обеспечить собственное и здоровое воспроизводство и условия жизнедеятельности населения. Природоресурсный потенциал России огромен. В принципе Россия – вполне самодостаточная страна и по природным ресурсам не испытывает никакой зависимости от других государств.

Существуют различные виды классификации природных ресурсов. Экологическая классификация основана на признаках исчерпаемости и возобновляемости их запасов. По этим признакам ресурсы можно разделить на практически неисчерпаемые и исчерпаемые.

Неисчерпаемые ресурсы – солнечная энергия, термальное (подземное) тепло, приливы, отливы, энергия ветра, осадки.

В зависимости от географического положения разные регионы земного шара по-разному одарены солнечной энергией . В низкоширотных странах при достаточном орошении снимают по два и более урожая в год. В наше время в этих регионах используются солнечные батареи, дающие весомый вклад в энергоснабжение. Россия – северная страна, значительная часть ее территории находится в средних и высоких широтах, поэтому аккумулированная солнечная энергия практически не используется.

Термальное тепло – там, где оно есть, успешно применяется не только в лечебных целях (горячие источники), но и для отопления жилищ. В России самые крупные термальные источники находятся на Камчатке (Долина гейзеров), но серьезно пока не используются, так как находятся довольно далеко от крупных населенных пунктов.

Энергия океанских приливов и отливов тоже пока не нашла повсеместного применения из-за технологических сложностей, но известно, например, что на берегу пролива Ла-Манш на приливной волне работают две электростанции: одна во Франции, другая в Великобритании.

Энергия ветра – новое, хорошо забытое старое. Еще в прошлые эпохи человек научился использовать энергию ветра – ветряные мельницы. В конце ХХ в. в северной Европе (Германии, Нидерландах, Бельгии) появилось довольно много современных «ветряков» – гигантские агрегаты, похожие на вентиляторы, поднятые на высоту 20–30 м. Экономисты в этих странах подсчитали, что такая ветряная мельница окупается за два года, а затем начинает приносить чистый доход. Правда, при эксплуатации возникла другая экологическая проблема: такие «ветряки» работают очень шумно.

Все остальные ресурсы планеты относятся к исчерпаемым, которые, в свою очередь, подразделяются на невозобновляемые и возобновляемые.

Невозобновляемые ресурсы – горючие полезные ископамые (нефть, природный газ, уголь, торф), руды металлов, благородные металлы и строительные материалы (глины, песчаники, известняки).

Чем больше человечество их добывает и использует, тем меньше остается следующим поколениям.

Крупнейшим мировым нефтедобывающим регионом является Ближний Восток (Саудовская Аравия, Ирак, Иран, Ливия, Иордания, Кувейт). В России также имеются значительные запасы нефти и природного газа , расположенные в основном в Западной Сибири. Своеобразным «нефтяным центром» является Тюменская область. Крупнейшие запасы природного газа – Уренгой, Ямбург (крупнейшие в мире). Экспорт нефти и газа сегодня дает весомый вклад в бюджет России.

Истощение запасов нефти и газа является крупнейшей ресурсной проблемой XXI в. Поэтому современная научная и техническая мысль в нынешнем столетии должна быть направлена на разработку альтернативных источников энергии, на то, каким образом человечеству научиться жить без газа и нефти.

Мировых запасов угля , по оценке геологов, хватит на 2–3 века (если темпы его добычи многократно не возрастут в связи с истощением нефтяных и газовых потоков).

Запасы руд металлов в недрах также не безграничны, хотя с ними ситуация не столь напряженная, как с горючими ископаемыми. Однако как в нынешнем, так и в последующие века темпы добычи железа и цветных металлов будут неуклонно возрастать, что, несомненно, следует учитывать при оценке их запасов и времени их использования. Все это относится к благородным металлам.

Может показаться, что запасы строительных материалов (глин, песчаников, известняков) на Земле беспредельны. Однако, несмотря на то, что по сравнению с другими невозобновляемыми ресурсами, запасы строительных материалов кризисной ситуации пока не предвещают, следует помнить, что правило «чем больше добываем, тем меньше остается» распространяется и на них.

Возобновляемые ресурсы – почвы, растительный и животный мир, вода и воздух (последние частично возобновляемые).

Почвы – тонкий (в глубину не более 10 м) поверхностный плодородный слой литосферы, который кормит весь растительный и животный мир, включая человека и домашний скот. Почвы выполняют целый ряд экологических функций, но интегрирующей является плодородие. Почва достаточно инертное тело по сравнению с водой и воздухом, поэтому ее способность к самоочищению ограничена. И антропогенные загрязнения, попавшие в нее, как правило, накапливаются, что приводит к снижению и даже потере плодородия. Кроме загрязнения, существенным фактором потери плодородия является эрозия (ветровая, водная) как результат неграмотной вспашки земель, уничтожение лесов, техногенез и т. п.

Зеленые растения – составляют основу биомассы земли, это продуценты, обеспечивающие питанием и кислородом все остальные живые организмы планеты. Среди природных растительных сообществ наибольшее значение имеют леса (40 % площади всей суши) как национальное богатство любого народа и легкие всей планеты. С началом земледелия начался процесс обезлесения планеты. Сейчас на земле остались по существу три крупнейших лесных массива – джунгли Амазонки, сибирская тайга и леса Канады. Грамотно и по-хозяйски к своим лесам относится только Канада. Бразилия варварски вырубает леса – свое национальное богатство.

В России ситуация также плачевная. Хищнически и безграмотно вырубаются леса в европейской части (Карелия, Архангельская область) и в Сибири. Экспорт древесины является одной из доходных статей бюджета страны. Новые леса на месте рубок вырастают не менее чем за 40 лет, а скорость уничтожения намного превышает скорость естественной регенерации (восстановления), потому для предотвращения вымирания лесов необходимы новые лесопосадки, которые в последнее время не осуществляются. Между тем, помимо экономической пользы (древесина), леса имеют колоссальную рекреационную ценность, которая иногда может превосходить стоимость получаемой от них продукции. Однако здесь возникает другая проблема: растущие города оказывают все большую антропогенную нагрузку на окрестные леса, горожане замусоривают и вытаптывают их. Возникновение пожаров по вине человека – также один из факторов потери лесов.

Российские леса имеют не только национальное, но и общепланетарное значение, поставляя кислород Европе и оказывая глобальное влияние на общеклиматические изменения. Ученые полагают, что сохранение колоссальных лесных массивов Сибири поможет приостановить процесс глобального потепления климата Земли.

Животный мир – имеются в виду только дикие животные, находящиеся в состоянии естественной природы. Животные испытывают огромное антропогенное давление, связанное с глобальным экологическим кризисом (потеря биоразнообразия и пр.). В этих условиях ряд европейских стран ввели запрет на охоту на своей территории. Россия пока лишь регламентирует ее, но эти ограничения не выполняются, процветает браконьерство, особенно рыбное.

Например, морская рыба идет на нерест в пресные воды, она поднимается вверх по большим и малым рекам. Здесь она попадает в створы плотин и сети браконьеров. В результате в десятки раз сократилось поголовье осетровых на Каспии (сейчас там действует полный запрет на вылов осетровых), лососевых на Дальнем Востоке.

Частично возобновляемые ресурсы – воздух, вода.

Вода – в глобальном масштабе водные ресурсы планеты неисчерпаемы, но они распределены очень неравномерно и местами оказываются остродефицитными. В природе постоянно идет круговорот воды, сопровождающийся ее самоочищением. Способность к самоочищению – удивительное и уникальное свойство природы, позволяющее ей противостоять антропогенным воздействиям. Запасы пресной воды на планете составляют менее 2 %, чистой еще меньше. Это серьезная экологическая проблема, особенно для стран, расположенных в аридных зонах.

Атмосферный воздух – как и вода, является уникальным и необходимым всему живому природным ресурсом, способным к самоочищению. Огромную роль в этом процессе, как и в круговороте воды, играет Мировой океан. Но ассимиляционный потенциал природы не бесконечен. Пресная вода, используемая для питья, атмосферный воздух, необходимый для дыхания, ныне нуждаются в дополнительной очистке, поскольку биосфера уже не справляется с колоссальной антропогенной нагрузкой.

Повсеместно требуется принятие решительных мер по рациональному использованию природных богатств. Биосфера нуждается в охране, а природные ресурсы в экономии.

Основные принципы такого отношения к природным ресурсам изложены в международном документе «Концепция устойчивого экономического развития» (далее – «Концепция»), принятом на второй Всемирной Конференции ООН по ООС в Рио-де-Жанейро в 1992 г.

По поводу неисчерпаемых ресурсов «Концепция» настоятельно требует возврата к их повсеместному использованию, и там, где это возможно, заменить невозобновляемые ресурсы на неисчерпаемые. Например, уголь заменить энергией солнца или ветра.

В отношении невозобновляемых ресурсов в «Концепции» отмечено, что их добычу следует сделать нормативной, т. е. уменьшить темпы извлечения полезных ископаемых из недр. Мировому сообществу придется отказаться от гонки за лидерство по добыче того или иного природного ресурса, главное – не объем извлеченного ресурса, а эффективность его использования. Это означает совершенно новый подход к проблеме добычи полезных ископаемых: надо добывать не столько, сколько может каждая страна, а столько, сколько нужно для устойчивого развития мировой экономики. Разумеется, к такому подходу мировое сообщество придет не сразу, для его реализации потребуются десятилетия.

Для современной России минеральные ресурсы составляют основу экономики. В России добывается более 17 % мировой нефти, до 25 % газа, 15 % угля. Главная проблема при их добыче – неполное извлечение из недр: нефть из скважины выкачивают в лучшем случае на 70 %, каменный уголь добывают не более чем на 80 %, не менее крупные потери и при переработке.

Создание и внедрение новых технологий позволит повысить долю извлеченной нефти, угля, руд металлов. Для этого нужны немалые средства. В России увеличивается число «неперспективных» затопленных шахт, брошенных нефтяных скважин.

К задаче более полного извлечения из недр полезных ископаемых примыкает другая – комплексное использование минерального сырья. Анализ некоторых руд Урала показал, что кроме основного добываемого металла (например, меди), в них содержится большое количество редких и рассеянных элементов, стоимость которых часто превышает стоимость основного материала. Однако это ценное сырье остается в отвалах из-за отсутствия технологии его извлечения.

Кроме того, горнопромышленный комплекс превратился в один из самых крупных источников загрязнения и нарушения окружающей среды. В местах добычи полезных ископаемых, как правило, страдают леса, травяной покров, почва; в тундре, например, природа вынуждена десятилетиями восстанавливаться и самоочищаться.

Принципы охраны окружающей среды требуют от природопользователя:

Максимально полного извлечения из недр полезных ископаемых и их рационального использования;

Комплексного извлечения не одного, а всех содержащихся в рудах компонентов;

Обеспечения сохранности природной среды в районах проведения горнодобывающих работ;

Безопасности для людей при проведении горных работ;

Предотвращения загрязнения недр при подземном хранении нефти, газа и др. горючих материалов.

Возобновляемые ресурсы – «Концепция» требует, чтобы их эксплуатация производилась хотя бы в рамках простого воспроизводства и общее их количество не сокращалось во времени. С точки зрения экологов, это означает: сколько взяли у природы (например, леса), столько и верните (лесопосадки).

Лес по оценкам Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), суммарные ежегодные потери в мире за первые 5 лет XXI в. составили 7,3 млн га. Частично потеря лесов в одних странах компенсируется увеличением их площади в других. Ежегодно площадь лесов Земли сокращается на 6 120 млн га (0,18 %). Это несколько меньше, чем в период с 1990 по 2000 гг., когда среднее ежегодное сокращение площади лесов Земли составляло 8,9 млн га. Максимальная скорость сокращения площади лесов характерна для Южной Америки (4,3 млн га в год) и Африки (4,0 млн га в год). В Океании ежегодное сокращение площади лесов составляет 356 тыс. га, а в Северной и Центральной Америке – 333 тыс. га. Существенно изменилась ситуация в Азии (без азиатской части России). В 1990-е годы сокращение площади лесов в Азии составляло около 800 тыс. га в год, а теперь оно сменилось ежегодным приростом примерно на миллион гектаров. Это объясняется крупномасштабным лесоразведением в Китае. В Европе (включая Россию целиком) общая площадь лесов как увеличивалась в 1990-е годы, так и продолжает увеличиваться в настоящее время, хотя и с меньшей скоростью. Средний ежегодный прирост площади лесов Европы (включая Россию целиком) составляет за период с 2000 по 2005 гг. около 660 тыс. га, а прирост накопленных запасов древесины в этих лесах – около 340 млн. м 3 в год. Предполагается, что усилия по восстановлению леса за следующие полвека приведут к увеличению площади лесов на 10 %. Однако уменьшение скорости обезлесения не решает уже созданных этим процессом проблем.

Скорость обезлесения сильно зависит от региона. В настоящее время скорость вырубки лесов наиболее высока (и увеличивается) в развивающихся государствах, расположенных в тропиках. В 1980-х годах тропические леса потеряли 9,2 млн га, а в последнее десятилетие XX в. – 8,6 млн га.

Человечество с давних пор вырубало лес, используя древесину в строительстве и в качестве топлива или отвоевывая землю у леса для ведения сельского хозяйства. Позже у человека возникла потребность в создании инфраструктуры (городов, дорог) и добыче полезных ископаемых, что подхлестнуло процесс обезлесения территорий. Однако главной причиной вырубки лесов является увеличение потребности в площадях для выпаса скота и посева сельскохозяйственных культур.

Лесное хозяйство не в состоянии произвести столько же пищи, как очищенное от деревьев угодье. Тропические и таежные леса практически не в состоянии поддерживать соответствующий уровень жизни населения, поскольку съедобные ресурсы слишком разбросаны. Метод подсечно-огневого земледелия для краткосрочного использования богатой золой почвы леса применяется 200 миллионами коренного населения по всему миру.

В России в течение последних 15 лет объемы рубок многократно возросли (древесина – одна из доходных частей бюджета), а лесопосадок в этот период не проводилось вообще. Вместе с тем для восстановления лесов после рубок требуются 2–3-кратные по площади лесопосадки, для воспроизводства полноценного леса требуется 35–40, 50 лет.

Отсутствие необходимых мероприятий приводит к тому, что в настоящее время из-за пожаров, вредителей и болезней погибает около 1 млн га лесов в год. Влияние на лесные ресурсы оказывают природные и антропогенные факторы. Так, сплошные рубки с 1987 по 1993 г. проводились на площади около 1 млн га в год. Крайне ощутимо влияние пожаров: с 1984 по 1992 г. на 1,6 млн га. Совокупный ущерб, по оценкам на 1996 г., составил 26,5 млн га лесов, причем 99 % из них приходится на Сибирь и Дальний Восток. В Центральной Сибири (территория Красноярского края), где сосредоточена значительная часть бореальных лесов (21,5 % от площади лесов России), основными экзогенными факторами, обусловливающими потерю лесного фонда, являются пожары, вырубки, вспышки массового размножения шелкопряда. Периодически ущерб, наносимый пожарами, вредителями, болезнями и промышленным загрязнением в лесостепи и южных таежных лесах края, затрагивает 62–85 % их площади, в результате сохранилось лишь 5–10 % девственных сообществ спелых и перестойных насаждений. В последние годы возросли негативные процессы в сохранении, использовании и воспроизводстве лесных ресурсов. Идет снижение объемов заготовки древесины и в то же время растут площади лесов, уничтоженных пожарами. Так, с 1990 по 1996 г. лесные территории были пройдены рубками на площади 430 тыс. га (21 %), уничтожены пожарами – 840 тыс. га (42 %), шелкопрядом - на 740 тыс. га (37 %). От выбросов газа и пыли Норильского горно-металлургического комбината погибло или сильно деградировало около 500 тыс. га. Участки леса, страдающего от этих выбросов, расположены на расстоянии до 200 км, а на расстоянии 80–100 км выживаемость почти нулевая. В то же время лесными службами Красноярского края проводится определенная работа по лесовосстановлению – на 1 января 1998 г. площади лесовосстановительных земель лесного фонда составляли 1 795,4 тыс. га, из них 989,1 тыс. га восстанавливались естественным образом, 402 тыс. га благодаря содействию естественному возобновлению и 4 04,9 тыс. га – за счет создания лесных культур.

Земельные ресурсы – основа для получения урожая сельскохозяйственных культур, главное богатство, от которого зависит наше существование.

По существу почва является «невозобновимым» природным ресурсом. Для восстановления 1 см 2 почвы требуется в зависимости от природно-климатических условий от нескольких лет до нескольких тысяч лет. Однако при правильном использовании почва в отличие от других природных ресурсов может не только не стареть, не изнашиваться, а даже улучшаться, возрастать, повышать свое плодородие.

Площади плодородных почв катастрофически сокращаются во всем мире: загрязняются, разрушаются воздушной и водной эрозией, заболачиваются, засоляются, опустыниваются, выводятся из сельскохозяйственного оборота вследствие отчуждения (отвода под строительство и другие цели несообразные их (почв) главному предназначению). Безвозвратные потери пашни только вследствие деградации почв достигли 1,5 млн га в год. Денежное выражение этих потерь составляет не менее 2 млрд долларов.

Занимающая обширную территорию Восточной Европы и всю Северную Азию Россия обладает огромным земельным фондом в 1709,8 млн га. Почвенный покров ее представлен множеством разных типов почв – от арктических пустынь и тундр, таежных подзолов и болот до лесостепных и степных черноземов, каштановых, бурых и засоленных почв полупустынь, субтропических коричневых почв и красноцветных terra rossa. Более половины площади России занимают разные северные почвы и около третьей части – почвы горных ландшафтов, преимущественно также холодных. На половине площади России залегает вечная мерзлота. Лишь четверть земельного фонда страны в разной степени благоприятна для сельского хозяйства, так как в северной и средней лесной зонах недостает солнечного тепла. Годовая сумма среднесуточных температур выше 10 о С в этих местах не превышает 1 400 градусодней. В южных континентальных районах недостает атмосферной влаги (меньше 400 мм в год). Всего 13 % территории России занято сельскохозяйственными угодьями, а пашней и того меньше – всего 7 %, причем более половины пашни сосредоточено на черноземах. Ежегодно и эти площади сокращаются в результате эрозии, нецелевого использования (строительство, свалки), заболачивания, проведения горных работ (добыча угля открытым способом).

Для защиты от эрозии используют:

лесозащитные полосы;

вспашку (без переворачивания пласта);

вспашку поперек склонов и залуживание (в холмистых районах);

регулирование выпаса скота.

Нарушенные загрязненные земли восстанавливаются сельскохозяйственной и лесной рекультивацией. Рекультивирование земель может осуществляться с помощью создания водоемов, строительства жилья. Земли могут оставляться и под самозарастание.

Водные ресурсы – по объему пресноводные источники (в том числе и ледники) составляют около 3 % гидросферы, остальное – Мировой океан. Россия обладает значительными запасами водных ресурсов. Территория омывается водами двеннадцати морей, принадлежащих трем океанам, а также внутриматериковому Каспийскому морю. На территории России насчитывается свыше 2,5 млн больших и малых рек, более 2 млн озер, сотни тысяч болот и других объектов водного фонда.

Самоочищение воды происходит за счет живущего в воде планктона. Мировой океан стабилизирует климат планеты, находится в постоянном динамическом равновесии с атмосферой, продуцирует огромную биомассу.

Но для жизни и хозяйственной деятельности человеку нужна пресная вода . Стремительный рост населения планеты и бурное развитие мировой экономики привели к дефициту пресной воды не только в традиционно засушливых странах, но и тех, которые недавно считались вполне обеспеченными водой. Практически всем отраслям экономики, кроме морского транспорта и рыболовства, требуется пресная вода. На каждого жителя Российской Федерации в год приходится в среднем 30 тыс. м 3 суммарного речного стока, 530 м 3 суммарного водозабора и 90–95 м 3 воды бытового водоснабжения (т. е. по 250 л в сутки). В крупных городах удельное водопотребление составляет 320 л/сут, в Москве – 400 л/сут. Средняя водообеспеченность населения у нас одна из самых высоких в мире. Для сравнения: США – 320, Великобритания – 170, Япония – 125, Индия – 65, Ирак – 16 л в сутки. Однако по сравнению со многими другими странами пресная вода у нас расходуется крайне неэкономно. В то же время в ряде районов на юге России, в Поволжье и Зауралье существуют трудности с обеспечением населения качественной питьевой водой.

При создании водохранилищ сильно сократился сток рек и увеличилось испарение и истощение водных объектов. Больших объемов воды требует для полива сельское хозяйство, при этом также возрастает испарение; огромные количества расходуются в промышленности; для бытовых нужд также нужна пресная вода.

Загрязнение Мирового океана и пресных источников – также одна из экологических проблем. В настоящее время отработанные сточные воды загрязняют более трети всего мирового речного стока, поэтому необходима жесткая экономия пресной воды и недопущение ее загрязнения.

Предыдущая

ОХРАНА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ - система мероприятий, обеспечивающая возможность сохранения природой ресурсовоспроизводящих и средовоспроизводящих функций, а также сохранение невозобновимых природных ресурсов.[ ...]

В сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования существует формально не определенный законодательством, но очень значимый механизм учета использования и охраны природных ресурсов, а также разнообразных воздействий на компоненты природной среды и их источников - государственная статистическая отчетность о состоянии (качестве) окружающей среды и воздействии на нее.[ ...]

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - федеральный орган исполнительной власти, проводящий гос. политику и осуществляющий управление в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов. М. п. р. РФ является гос. органом управления гос. фондом недр, специально уполномоченным органом управления использованием и охраной водного фонда и в пределах своей компетенции специально уполномоченным гос. органом в области охраны окружающей среды.[ ...]

Необходимость охраны природных ресурсов отражена в Конституции СССР. Статья 18 гласит: «В интересах настоящего и будущих поколений в СССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды».[ ...]

Основной принцип охраны природных ресурсов заключается в их рациональном, экономном использовании и воспроизводстве (по возможности). Ресурсы рекреационные - это ресурсы, обеспечивающие отдых и восстановление здоровья и трудоспособности человека, а эстетические - сочетание природных факторов, положительно воздействующих на духовные богатства людей.[ ...]

В настоящее время охрана природы поручена органу, который эксплуатирует природные ресурсы, неизбежно разрушая окружающую природную среду. При этом актуальным остается вопрос комплексности управления и охраны природных ресурсов.[ ...]

Формы платежей за природные ресурсы в зависимости от их вида и назначения могут быть различными. Например, за пользование лесными ресурсами плату взимают в виде лесных податей (налога) и арендной платы, за пользование водными объектами - в виде регулярных платежей в течение срока водопользования, за пользование землей - в виде земельного налога, арендной платы. Поступающие платежи перечисляют в местный бюджет (города или района), в фонды воспроизводства и охраны природных ресурсов.[ ...]

Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) содействует сотрудничеству между правительствами, национальными и международными организациями, а также отдельными лицами по вопросам защиты природы и охраны природных ресурсов. МСОП подготовил Международную Красную книгу (10 томов).[ ...]

Организация управления ресурсами в субъектах Федерации и роль МПР в формировании отношений между Центром и региональными органами несовершенны. Здесь сохраняются дублирование и раздробленность не столько усилий и деятельности, сколько средств, ответственности и прав контроля над природными ресурсами. Недостатком действующей административно-нормативной базы системы управления природоохранной деятельностью является то, что в ней приоритет отдается вопросам эксплуатации, а не охраны природных ресурсов, недостаточно обоснованными представляются методы расчета и порядок взимания экологических платежей.[ ...]

Государственные кадастры природных ресурсов и объектов - это своды экономических, экологических, организационных и технических показателей, характеризующих качество и количество природных ресурсов, составов и категории пользователей. Кадастры представляют собой совокупность количественных данных о природных ресурсах, их видах и подвидах; наглядных таблиц, диаграмм и схем; световых табло и карт; электронных данных. По кадастрам определяются экономическая оценка и бонитировка почв, других природных ресурсов, размеры и виды ренты, платежей, система мер по восстановлению нарушенного состояния природы и другие показатели, необходимые для рационального использования и охраны природных ресурсов и окружающей природной среды.[ ...]

Учитывая, что на Министерство природных ресурсов Российской Федерации возложена функция проведения государственной политики в сфере использования и охраны природных ресурсов, а также, что оно является специально уполномоченным государством органом в сфере охраны окружающей среды в пределах своей компетенции, представляется целесообразным в перспективе, при изменении системы управления природопользованием в целом, интегрировать в единый фонд охраны окружающей среды и воспроизводства природных ресурсов систему бюджетных экофондов и фондов воспроизводства природных ресурсов. Однако в настоящее время до принятия соответствующих организационных решений по структуре управления природными ресурсами и охраной окружающей среды целесообразно не менять существующую структуру экофондов, а использовать ее в полной мере для реализации интересов различных направлений природно-ресурсного комплекса, внеся поправки в действующие нормативно-правовые документы по функционированию экофондов, а также включив в состав правлений фондов представителей природно-ресурсного блока.[ ...]

Цели: защита окружающей среды, охрана природных ресурсов, соблюдение прав человека и животных. Основная деятельность: осуществление проектов по внедрению новых технологий в сельский быт развивающихся стран, реализация программ по сохранению исчезающих видов животных, развитие сотрудничества в этой обл.; проведение общественных дискуссий по различным проблемам науки и общества.[ ...]

Необходимость решения вопросов охраны природных ресурсов возникает уже на самой первой стадии создания накопителей жидких и твердых отходов поверхностного и подземного типов.[ ...]

Управление (Главное управление) природных ресурсов и охраны окружающей среды по субъекту (субъектам) Российской Федерации МПР России является территориальным органом министерства, осуществляющим на закрепленной за ним территории субъекта (субъектов) Российской Федерации управление в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности.[ ...]

Плата за нерациональное использование природных ресурсов-это форма экономической ответственности предприятия за ущерб, причиненный собственникам природных ресурсов в результате несоблюдения норм и правил охраны природных ресурсов и их рационального использования. Плата за природные ресурсы является налогами. Рассмотрим основные составляющие платы за природные ресурсы.[ ...]

Комплексное рациональное использование и охрана природных ресурсов, так же как и забота о создании нормальных для жизни человека условий окружающей природной среды, - основные принципы при организации системы охраны природы в России. На решение этих задач направлена вся деятельность государственных органов, общественных организаций и научных учреждений по охране природы. Из тех же задач они исходят при международном сотрудничестве.[ ...]

Объявление особого режима использования и охраны природных ресурсов на отдельных территориях получило в России название заповедования («заповедный» - неприкосновенный, запретный). Объявление территории или природных объектов заповедными означало установление ограничения или полного запрета их использования. Заповедование как способ охраны природы и решения иных государственных задач развивалось в России давно. Потребность в этом появилась несколько веков назад. Законодательством того времени строго запрещалась вырубка деревьев в засечной черте. Такие леса охранялись специальными сторожами.[ ...]

Подобное соотношение характерно также для природных ресурсов, хотя сущность охраны природных ресурсов с учетом специфики их товарной ценности несколько иная, чем охрана природы.[ ...]

С точки зрения рационального использования и охраны природных ресурсов важное значение имеют Основы земельного законодательства (1968), Основы водного законодательства (1970), Основы законодательства о здравоохранении (1969). В них сформулированы принципы приоритета благосостояния и здоровья человека, охраны окружающей среды с учетом многих антропогенных воздействий на природную среду.[ ...]

Авакян А.Б., Широков В.М. Комплексное использование и охрана природных ресурсов. Минск: Университетское, 1990. 240 с.[ ...]

Перспектива развития работ по экономической оценке природных ресурсов будет во многом связана с практической реализацией вышеуказанной статьи ГК РФ, а также с принятием государственной политики в области использования, охраны и воспроизводства природных ресурсов. В подготовленном МПР России с участием других ведомств проекте концепции государственной политики в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов (рассмотренной и одобренной на заседании Президиума Правительства Российской Федерации, протокол № 16 от 31.07.97 г, п.111) вопрос экономических оценок природных ресурсов прописан на уровне, позволяющем начать практические шаги в этой области.[ ...]

Нормативные объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов устанавливаются конкретным предприяти-ям-природопользователям специально уполномоченными государственными органами управления в области использования и охраны природных ресурсов в соответствии с их компетенцией. В пределах своей компетенции согласовывают такие нормативы органы Госкомэкологии РФ.[ ...]

Для рассмотрения научно-технических проблем использования и охраны природных ресурсов и принятия обоснованных решений образуется научно-технический совет, организационное обеспечение деятельности которого возлагается на центральный аппарат М. п. р. РФ. Персональный состав этого совета и положение о нем утверждаются министром.[ ...]

Ассоциация ЖКХ, г.Кишинсв; ЦСМ Молдавии, г.Кишинев; Управление охраны природных ресурсов, г.Тирасполь.[ ...]

В 30-х годах XX в. стала очевидной опасность истощения большинства природных ресурсов, необходимых для производственной деятельности. Появилось понятие «охрана природных ресурсов».[ ...]

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 76, п. 2) по вопросам охраны окружающей среды и природопользования субъектами Российской Федерации принимаются законы и иные нормативные акты, позволяющие регулировать природоохранную деятельность в пределах своих территорий. Все большее значение приобретает практика заключения договоров и соглашений между субъектами Российской Федерации по вопросам использования и охраны природных ресурсов.[ ...]

Руководит проведением государственного мониторинга Министерство природных ресурсов РФ, оно же является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области изучения, использования и охраны природных ресурсов.[ ...]

Регулируя одни и те же отношения по установлению права пользования природными ресурсами, лицензия и договор служат средствами выражения и защиты общественных и государственных, федеральных и региональных экологических интересов. Это проявляется в том, что лицензии на природопользование выдают федеральные специально уполномоченные органы управления в области использования и охраны природных ресурсов (к примеру, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ), а договоры на пользование теми же ресурсами заключаются с органами исполнительной власти субъектов РФ.[ ...]

Общие черты правового регулирования собственности, использования и охраны природных ресурсов рассмотрены с учетом принципа всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости в природе, в рамках интегрированного подхода к регулированию отношений, объектом которых выступает окружающая среда в целом. Природоресурсные акты законодательства, регулируя отношения использования и охраны «своих» природных ресурсов, предусматривают, что при этом должны соблюдаться требования по охране других природных ресурсов и окружающей среды в целом. Данное правило вытекает из ст. 36 Конституции РФ об ограничении свободы реализации полномочий собственника природных ресурсов. Таким образом, достижение целей рационального использования и охраны природных ресурсов может быть обеспечено посредством одновременного и комплексного регулирования соответствующих отношений многими как природоресурсными актами, так и актами других отраслей законодательства.[ ...]

Дормидонтов A.C., Софронов М.П. Биология осетра нижней Лены, его промысел и охрана // Природные ресурсы Якутии, их использование и охрана: Материалы VII Респ. совещ. по охране природы Якутии.[ ...]

Контроль и управление процессами обмена веществом и энергией между окружающей природной средой и промышленным производством, которые немыслимы без обмена информацией, являются основой повышения эффективности использования и охраны природных ресурсов, защиты окружающей среды при строительстве и эксплуатации промышленных предприятий и других объектов, находящихся в системе "общество-природа".[ ...]

Фактические показатели отражают современный уровень эффективности использования и охраны природных ресурсов и служат исходными данными при анализе состояния природной среды и прогноза его изменения, а также при расчете количественных характеристик.[ ...]

Общегосударственный уровень. Конституция РФ в ч. 1 ст. 9 провозглашает: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Данная норма содержит оценку природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов и указывает на два вида отношения к природным ресурсам - их использование и охрану. Конституционная оценка имеет абсолютный характер, юридически объявляя землю, воду, воздух, равно как и леса, животный мир, недра, тем, без чего невозможна человеческая жизнь, т. е. необходимым, неотъемлемым условием поддержания жизни, объектом деятельности человека и средством обеспечения его потребностей. Адресатом данной нормы являются народы, проживающие на территории РФ - суверенного государства. Поэтому использование и охрана природных ресурсов - неотъемлемое право и обязанность Российской Федерации. Именно эта норма самым непосредственным образом обосновывает экологическую функцию государства.[ ...]

Политические проблемы сегодня невозможно решать без связи с рациональным использованием природных ресурсов, без охраны природных ресурсов.[ ...]

Стратегической целью государственной политики в области воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов определено создание правовых, экономических, социальных и других отношений, необходимых для обеспечения нынешнего и будущих поколений ресурсами, качества жизни людей и устойчивого развития страны.[ ...]

В апреле 2001 г. было объявлено о начале проекта в рамках программы Тасис, который называется "Охрана природных ресурсов Тимано-Печорского региона". Этот проект призван сократить ущерб, который наносит нефтегазодобывающая отрасль экологии Севера. Проект рассчитан на 2 года. Бюджет этой программы - 2 млн евро. С российской стороны в проекте принимают участие Министерство энергетики РФ и администрация Ненецкого автономного округа и Республики Коми.[ ...]

Формирование и реализация государственной политики в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов на основе представленного проекта Концепции являются важными условиями выхода России из экономического кризиса, обеспечения национальной безопасности и перехода к устойчивому развитию. При реализации Концепции должно быть обеспечено соблюдение принципа социальной справедливости и общественного согласия, что предполагает оптимальное решение проблем собственности, разделения властных полномочий и управленческих функций на всех уровнях финансовых потоков, различных платежей, системы налогообложения, обеспечение гармоничного социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов.[ ...]

Сокращение в последние годы работ с соблюдением необходимых норм и правил в области воспроизводства и охраны природных ресурсов стало все больше выражаться в росте аварий и катастроф, бедствий природного характера. При этом размеры затрат на ликвидацию последствий на полтора - два порядка превышают необходимые средства на предупредительные, охранные и воспроизводительные действия.[ ...]

Насыйров Р. А. Некоторые гематологические показатели окуня оз. Б. Миассово Ильменского заповедника // Проблемы охраны природных ресурсов Южного Урала.[ ...]

МПР России с участием других ведомств разработан проект Концепции государственной политики в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов (рассмотрен и в основном одобрен на заседании Правительства Российской Федерации в июне 1997 г.). Одной из задач государственной политики является создание эффективной системы мониторинга состояния природных систем с целью прогнозирования природных и техногенных катастроф, а одним из выходов реализации Концепции в части экономических методов является создание механизма страхования и аудита в области природопользования.[ ...]

Нормативные показатели как характерные и типичные признаки устанавливаются с целью обеспечения научно обоснованного использования для охраны природных ресурсов и включают стандарты, нормы и нормативы.[ ...]

Новый термин «охрана окружающей среды» был введен в связи с тем, что «на первый план выступила заинтересованность человечества в сохранении благоприятного состояния природы как среды жизни людей в условиях бурного научно-технического прогресса, роста населения, урбанизации и т.п. »2. Одновременно с этим новым направлением деятельности в общественной практике зарубежных государств сохраняются как направления «охрана природы» (в узком.смысле, как охрана живой природы, охрана достопримечательностей) и «охрана природных ресурсов». Таким образом, под средой понимается или должно было пониматься нечто отличное от природы.[ ...]

Объектами проведения ОВОС являются: концепции, программы и планы отраслевого и территориального социально-экономического развития; схемы комплексного использования и охраны природных ресурсов; градостроительная документация; документация по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ; предпроектные обоснования инвестиций в строительстве, технико-экономические обоснования проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих хозяйственных объектов и комплексов.[ ...]

Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим водного объекта, специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности.[ ...]

Комплексный характер законодательства об окружающей среде предполагает интегрированный подход в его формировании: общим объектом правового регулирования в сфере использования и охраны природных ресурсов является природа в целом, не разделенная по ресурсам (земля, недра, воды, леса и т. д.). Основная же задача такой отрасли (экологического права) - формирование единообразных правовых основ регулирования охраны окружающей среды и природопользования на всей территории Российской Федерации. Подобное единообразие должно заключаться в том, чтобы при любом разделении полномочий в области охраны природы всесторонне обеспечивалось право граждан на благоприятную окружающую среду.[ ...]

В связи с этим разработка и реализация государственной природноресурсной политики становится важнейшим приоритетом в комплексе проблем реформирования экономики страны. Проект Концепции государственной политики в сфере воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов был разработан МПР России с участием Минэкономики России, Минтопэнерго России, Рослесхоза, Госкомзема России, Госкомэкологии России, Минсельхозпрода России, Миннауки России, РАН, других заинтересованных министерств и ведомств в очень сжатые сроки (март-июнь 1997г), и уже в июле 1997 г проект был вынесен на рассмотрение Правительства Российской Федерации и, в основном, одобрен.[ ...]

Биогеохимические циклы легко нарушаются человеком. Так, добывая минеральные удобрения, он загрязняет воду и воздушную среду. В воду попадает фосфор, вызывая эвтрофи-кацию, азотистые высокотоксичные соединения и др. Иными словами, круговорот становится не циклическим, а ациклическим. Охрана природных ресурсов должна быть, в частности, направлена на то, чтобы ациклические биогеохимические процессы превратить в циклические.[ ...]

Общие требования к планированию природоохранных мероприятий предусмотрены Федеральным законом от 20 июля 1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» и рядом подзаконных актов, которыми утверждены государственные программы в области охраны окружающей среды. Ведение территориальных комплексных схем охраны природы, выполняющих роль предпланового документа, регулировалось совместным постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 1 декабря 1978 г. «О дополнительных мерах по усилению охраны природы и улучшению использования природных ресурсов». Меры по планированию охраны природных ресурсов (вод, атмосферного воздуха, объектов животного мира) регулируются соответствующими законами. Что касается земель и лесов, то планирование их использования и охраны осуществляется в известной мере в порядке земле- и лесоустройства.[ ...]

Американская публика была ошарашена многочисленными предсказаниями грозящего экологического кризиса. Появилось направление в науке - энвайронментализм, который отличала широта научных подходов. В частности, и в такой форме американское общество сравнительно быстро отреагировало на экоцид в собственной стране. Начался широкий выпуск книг о сложившейся ситуации, обращенных к общественности. Некоторые из них переведены на русский язык. Таковы: Ж.Дорсет (1968) “До того как умрет природа”, Р.Парсон (1968) “Природа предъявляет счет”, Г.Уайт (1973) “Водные ресурсы США: проблемы использования”, О. Оуэн (1977) “Охрана природных ресурсов”, Б.Коммонер (1974) “Замыкающейся круг. Природа, человек, технология”.