Наряду с политическими и экономическими институтами существенное значение имеет функционирование иных, в том числе — социально-культурных институтов, таких как институты системы образования, науки, здравоохранения, культурно- воспитательные учреждения, система права и правосудия, армия и т. д. Все эти (и другие) институты общества — предмет специализированных социологических исследований.

Система образования относится к числу важнейших социальных институтов. С функциональной точки зрения система образования включена в число институциональных структур, обеспечивающих социализацию индивидов. Социализация индивида есть процесс, посредством которого индивидуумы развивают качества, существенные для эффективного функционирования в обществе, в котором они живут. Социализация обеспечивает преемственность культуры, ее передачу от поколения к поколению. Агентами, проводниками первичной социализации (социализация ребенка) служат семьи, и социализация носит во многом стихийный, самопроизвольный характер.

Параллельно с названными , действующими в течение всей жизни, являются общественные структуры (политические, юридические, религиозные, средства массовой информации и т. д.). Здесь социализация имеет по преимуществу целенаправленный характер. В современном обществе решающим инструментом такого рода сознательной социализации являются системы образования. В их деятельности также воспроизводится двоякая функция процесса социализации: передача культуры и развитие личности.

Исторически институциональные структуры целенаправленной социализации вплоть до Нового времени охватывали сравнительно незначительную часть общества и обеспечивали цель формирования единой политической, религиозной, военной и экономической элиты. В настоящее время система образования по своему значению, объему и содержанию играет, как никогда прежде, решающую роль в жизни общества. Если исторически приобретение образования было экономически непродуктивной, но престижной принадлежностью представителей узкого, привилегированного слоя элиты, то в настоящее время производительный потенциал общества непосредственно определяется широким распространением специализированного знания. Условием успешного функционирования современной демократической политической системы также является распространение массового образования.

Образование служит развитию личности, содействует ее самореализации. В то же время, образование имеет решающее значение для самого общества, обеспечивая выполнение важнейших задач практического и символического характера. Функция передачи культуры наиболее представлена в обществах с ярко выраженным исторически ориентированным самосознанием, где существует озабоченность сохранением традиционных ценностей, опасение их утраты вне специальной системы соответствующего образования. Реализация такой функции образования находит выражение в поощрении дисциплин гуманитарного цикла — истории общества, языка, литературы, географии, религии и философии.

К числу проблем, возникающих в связи с реализацией функции передачи культуры, относится проблема сочетания консервативного, охранительного элемента культурного наследства (вне которого передача культурных ценностей невозможна), с элементами культуры, позволяющими сохранить ее динамизм, сочетать уважение к традиции со способностью их критической оценки. В своем крайнем выражении консерватизм образования может принимать форму индоктринации либо политического (идеология тоталитаризма), либо религиозного (фундаментализм), либо национального (этноцентризм) характера.

Система образования вносит существенный вклад в интеграцию общества. Большинство современных стран характеризуется наличием различных этнических, расовых, религиозных групп. Образование может вносить вклад в формирование (особенно среди подрастающего поколения) чувства общности исторической судьбы, принадлежности к данному единому обществу и, сохраняя национальные особенности культурного своеобразия таких групп, содействовать выработке общих ценностей, предпочтений, идеалов и устремлений в рамках культурной интеграции.

В настоящих условиях перед системой образования в России стоит необходимость решения задач как содержательного , так и структурно-организационного характера.

К числу организационных относится задача сочетания государственных учебных заведений, бесплатного образования с развивающимися образовательными учреждениями негосударственного, платного образования (строго говоря, термин «бесплатное образование» не вполне точен, оно бесплатно для учащихся, но такого рода образование оплачивается через государственный бюджет, оплачивается налогоплательщиками, населением в целом). Очевидно важное социальное значение такого образования, гарантированного Конституцией РФ. Его поддержание и развитие напрямую зависят от размера государственного бюджета и доли в нем, выделяемой для этой цели.

Вместе с тем очевидна правомерность параллельного развития системы платного, негосударственного образования. Его доступность напрямую зависит от уровня доходов граждан. Платная система образования позволяет расширять материальную базу таких заведений, обеспечивать повышенную оплату преподавателям, что позволяет улучшать на конкурсной основе их состав, претендовать на повышенный (элитный) уровень обучения, гибко реагировать на возникающие новые потребности в специализации такого образования и т. д. По мере развития платной системы образования проявится ее элитный характер.

В конечном счете в сфере образования также проявится универсальный принцип: то, что дороже стоит, обладает лучшим качеством (и больше ценится). Такова явная социальная функция подобной системы. Ее латентная функция выразится в том, что дифференциация в уровне, качестве образования не только выразит, отразит дифференциацию граждан по уровню доходов, но и предоставит своим выпускникам лучшие стартовые условия для социальной мобильности, продвижения по социальной лестнице и занятия соответствующих социальных позиций, т. е. внесет свой вклад в социальную стратификацию общества.

Интеллект в технотронную эпоху. В истории человечества каждый период развития цивилизации может быть охарактеризован различными символами общественного богатства, основной силой, движущей производством. Так, для традиционного, по преимуществу сельскохозяйственного производства символ богатства — это хлеб, орудие производства — человеческая (и животная) сила. Для сменившего его индустриального производства символ богатства — металл, основное орудие — инструменты, машины, механизмы, невероятно увеличившие силу человека.

Сегодня, в постиндустриальную, технотронную эпоху возникает новый символ общественного богатства, представляющий собой в этих условиях решающую силу дальнейшего экономического развития. Таков микрочип — нервная клетка компьютера. Его вещественная, материальная сила ничтожна — это кристалл кремния, песчинка. Но в эту песчинку впечатана микросхема — высшее достижение технического интеллекта, и именно в этом высокая ценность такой песчинки. Это же обстоятельство выявляет и решающую силу («орудие») общественного производства технотронной эпохи - высокоразвитый интеллект человека.

Человечество по-прежнему не может жить без хлеба и металла. Ему пo-прежнему нужны сила человека и мощь механизмов. И конечно, интеллект неизменно вел человека по дороге цивилизации. Однако именно сегодня он выступает как самостоятельная, решающая сила общественного производства. Ни количество угля и стали, ни рост урожая не решают сами по себе сегодня вопрос об уровне развития общества, о его созидательном потенциале. Но если сегодня «интеллект решает все», то общество и те его институты (образование, воспитание), которые призваны воспроизводить духовное богатство общества, сохранять достигнутый уровень знания и интенсивно развивать его, готовить тех, кто будет делать все это, — то именно такое общество с подобными высокоэффективными системами образования сможет занять и сохранить достойное место в сегодняшнем мире. Перед таким вызовом стоит в наше время Россия.

Понятие социального института

Любое общество при нормальном функционировании нуждается в социальной стабильности, которая обеспечивается наличием общепринятой системы норм, правил и ценностей, включающих идеалы, моральные нормы, веру, традиции и т.д.

Механизмом обеспечения целостности и устойчивости общества и социальных структур является социальный институт, который представляет собой комплекс ценностей и норм, с помощью которых осуществляется управление деятельностью людей в сферах жизнедеятельности.

Замечание 1

Таким образом можно сказать, что социальный институт – это организация, которая осуществляет удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Можно говорить об эффективной деятельности социального института при соблюдении некоторых условий, а именно:

  • наличия системы социальных норм и правил, которые осуществляют управление поведением людей;
  • внедрения деятельности института в ценностную структуру общества, что позволяет институту обеспечить свою деятельность правовой базой и осуществлять контроль над поведением членов общества;
  • наличие ресурсов и условий для его нормального функционирования

Сущность института образования

Для нормального функционирования общества и воспроизводства его структуры необходим социальный институт образования. Он позволяет передать накопленный социальный опыт, знания, ценности, установки, идеалы от предшествующих поколений последующему поколению, а также способствует усвоению этих знаний и ценностей нынешним поколением.

Образование как социальный институт является самостоятельной системой, которая выполняет задачу последовательного обучения и воспитания индивидов, ориентированных на получение определенных знаний, ценностей, навыков, норм, сущность которых определяется обществом и его особенностями.

Современная социология выделяет формальное и неформальное образование.

  • Формальное образование включает в себя наличие в обществе системы образовательных учреждений, осуществляющих функцию обучения, а также предписанного государством образовательного стандарта, который предписывает минимальные объемы знаний и умений, требуемых обществом. Система формального образования зависит от принятых и приоритетных в обществе культурных стандартов и идеологии.
  • Неформальное образование является частью социализации личности человека, оказывая ему помощь в усвоении социальных ролей и статусов, норм и ценностей, а также способствует духовному развитию, то есть неформальное образование – это несистематизированное усвоение человеком знаний и навыков, осваиваемых им стихийно в результате взаимодействия с окружающим миром.

Рассматривая образование как социальный институт, следует говорить, прежде всего, об институте формального образования.

Функции образования как социального института

Образование выполняет множество функций. В зависимости от направлений исследования, выделяют различные функции, наиболее распространенными являются следующие функции:

    Распространение культуры в обществе.

    Данная функция заключается в передаче культурных ценностей между поколениями. Каждый народ имеет свои культурные особенности, поэтому институт образования является универсальным средством передачи и сохранения культурных традиций народов.

    Социализация.

    Институт образования считают одним из основных институтов социализации, поскольку образование формирует мировоззрение молодого поколения. Благодаря усвоенным в процессе образования ценностям и установкам, молодое поколение становится частью общества, социализируется и вовлекается в социальную систему.

    Социальная селекция.

    Данная функция подразумевает посредством образовательного процесса осуществление различного подхода к учащимся с целью отбора наиболее талантливых и способных, что позволяет молодежи получить статус, отвечающий ее интересам и способностям.

    Замечание 2

    Таким образом, результатом селективной функции образования, является распределение социальных позиций в социальной структуре общества, а также осуществление данной функции способствует социальной мобильности, поскольку получение той или иной ступени образования позволяет продвинуться выше по каналам социальной мобильности.

    Функция социального и культурного изменения.

    Данная функция осуществляется посредством процесса научных исследований, научных достижений, которые вносят вклад и изменения в сам образовательный процесс, технологии, экономику, в свою очередь, образовательный процесс также вносит изменения в процесс научных исследований. Таким образом, можно наблюдать взаимосвязь и взаимозависимость образовательного процесса и общества.

Структура системы образования

Система образования является сложной формальной организацией. В ней существует иерархическая система управления, возглавляет которую аппарат министерства.

Ниже располагается департаменты образования регионов, которые координируют и управляют школами и среднепрофессиональными учреждениями региона.

Следом идет руководство школ и образовательных учреждений среднепрофессионального звена – ректоры, деканы, директора и завучи.

Для системы образования также характерна специализация видов деятельности. Так, например, учителя и преподаватели различаются по предметам, которые они преподают. Высшие и среднепрофессиональные образовательные учреждения специализируются по своим профессиональным и образовательным программам.

В системе высшего образования существует также иерархия должностей преподавателей.

Замечание 3

Особенностью образования как системы является стандартизация образовательного процесса. Каждое учебное заведение осуществляет свою деятельность в соответствии с обязательными учебными планами.

Преподаватель выступает в роли административного руководителя, который организует и управляет учебным процессом в группе.


Тема 8. Сущность, значение и роль высшего профессионального образования (6 часов)
План лекции:

    1. Высшее образование как социальный институт. Субъекты ВПО

    2. Статус высших учебных заведений. Вузовский комплекс

    3. Содержание и образовательные программы ВПО

    4. Технологии обучения в ВПО

    1. Модернизация ВПО и Болонский процесс

8.1. Высшее образование как социальный институт. Субъекты ВПО

Согласно Всемирной декларации ЮНЕСКО, высшее образование, история которого насчитывает несколько столетий, убедительно продемонстрировало свою жизнеспособность и способность к изменениям, к содействию преобразованиям и прогрессу общества.

В современном мире его роль также возрастает. Это выражается:


  • с одной стороны в численном росте (численность студентов в мире с 1960 по 2004 г. увеличилась более чем в шесть раз: с 13 млн. до 82 млн. чел.),

  • с другой - в расширении функций и задач высшего образования, в повышении его статуса и престижа.

В документах ЮНЕСКО высшее образование рассматривается как совокупность учебных курсов подготовки или переподготовки специалистов (после получения ими среднего профессионального образования).

Согласно формальному определению, содержащемуся в ряде государственных документов Украины, высшее профессиональное образование (ВПО) - это образование на базе среднего общего или среднего профессионального, осуществляемое в высших учебных заведениях по профессиональным образовательным программам, завершающееся итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о ВПО.
Формы получения ВПО

Высшее образование можно получить не только в очной, но в очно-заочной (вечерней), заочной и экстернатной формах.

Экстернат - это самостоятельное изучение дисциплин учащимися по основной образовательной программе с последующей аттестацией.

Система ВПО
Учебные заведения, реализующие ВПО, соответственно именуются высшими, составляя в своей совокупности основу системы ВПО.

Наряду с ВУЗами система включает следующие элементы :


  • государственные образовательные стандарты и образовательные программы;

  • научные, проектные и культурно-просветительские учреждения, ведущие научные исследования и обеспечивающие функционирование и развитие высшего образования;

  • различные органы управления высшим образованием.

Декларация ЮНЕСКО определяет задачи высшего образования в ХХI веке следующим образом:

1) обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов, способных удовлетворять не только свои личные, но и социальные потребности во всех сферах человеческой деятельности путем предоставления им возможности приобретать соответствующую квалификацию;

2) предоставить возможность получения высшего образования и последующего обучения на протяжении всей жизни; обеспечить оптимальные возможности выбора и придать гибкий характер началу и прекращению получения высшего образования; предоставить возможность для индивидуального развития и социальной мобильности с целью активного участия в жизни общества;

3) развивать и распространять знания путем исследовательской деятельности и в качестве одной из услуг, предоставляемых обществу, чтобы содействовать его культурному, социальному, экономическому развитию;

4) содействовать сохранению, расширению, развитию и распространению национальных и региональных, международных и исторических культур;

5) защищать и укреплять общественные ценности, воспитывая молодежь в духе демократического общества.
Все сказанное иллюстрирует не только общность высшего образования с другими социокультурными институтами, но и отличие от них.
К числу основных субъектов ВПО относятся, прежде всего, преподаватели и студенты. Их права, обязанности, формы взаимодействия во многом определяют характер образовательного процесса в вузе.
В ноябре 1997г. ЮНЕСКО приняты рекомендации по вопросу о статусе субъектов ВПО. Они должны:


  • сохранять и расширять основные функции своей деятельности, соблюдая научную, и интеллектуальную этику;

  • абсолютно независимо и со всей ответственностью выступать по этическим, культурным и социальным проблемам для того, чтобы прогнозировать, предупреждать и предотвращать негативные тенденции в социальном, культурном, экономическом и политическом развитии общества;

  • использовать свой интеллектуальный потенциал и моральный авторитет для защиты и активного распространения признанных ценностей, (мир, справедливость, свободу, равноправие и солидарность).

Эти же рекомендации обращают особое внимание на следующие три положения .
1. ^ Политика повышения квалификации сотрудников, которая также связана с активным проведением ими научных исследований по обновлению и совершенствованию педагогических ЗУН.

2. Уделять учащимся и их потребностям самое пристальное внимание, рассматривая их в качестве основных партнеров и ответственных участников ВПО .

3. Развивать совместно со студенческими организациями службы ориентирования и консультирования , что бы оказывать учащимся содействие и адаптацию в переходе к высшему образованию в любом возрасте и чтобы учитывать потребности диверсифицированных (самых разных) категорий учащихся.

8.2 Статус высших учебных заведений. Вузовский комплекс

^ Высшее учебное заведение ( ВУЗ) – это образовательное учреждение, которое:


  • оказывает различные услуги, связанные с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации работников и специалистов;

  • способствует личностному росту человек, становлению его индивидуальности;

  • осуществляет научные исследования, объем и значимость которых являются одним из основных критериев определения его социального статуса.

Социальный статус учебного заведения определяется по ряду признаков:


  • тип (институт, университет, академия);

  • организационно-правовая форма (государственный, коммерческий),

  • наличие или отсутствие государственной аккредитации.
Статус влияет на:

  • престиж высшего учебного заведения;

  • качество подготовки выпускников,

  • характер проводимых научных исследований,

  • роль в культурном развитии страны и региона.

Типы ВУЗов

Высшие учебные заведения представлены тремя основными типами: университеты, академии, институты.
Университет в отличие от академии и института обеспечивает студентам специализацию в достаточно широком спектре наук и направлений подготовки.

Институт в отличие от академии и университете может не являться ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности. Они могут быть не только самостоятельными учреждениями, но и структурными подразделениями других высших учебных заведений.
Украинское законодательство допускает существование высших учебных заведений всех форм собственности, т.е. учебные заведения могут быть государственными и коммерческими. Большинство положений и правил, а также некоторые документы для коммерческих ВУЗов носят рекомендательный характер и являются примерными.
^ Миссия университета регионе
В начале XXI в. выявилась не только социальная востребованность высшего образования, но и осознание его решающего значения для социально-культурного и экономического развития отдельных регионов Украины.

Каждый ВУЗ располагает определенными ресурсами, особенность которых определяется различными культурно-образовательными условиями, определяющими характер, ценностные ориентации и предпочтения людей, проживающих в том или ином регионе. С этими ценностями люди приходят в вуз. Преподаватели и студенты руководствуются ими в жизни, а значит, и в образовательном процессе.

С другой стороны ВУЗ - это организация, автономное, суверенное сообщество преподавателей и студентов со своей культурой, своими правилами игры, которые в целом они сами, вольно или невольно, устанавливают.

Таким образом, идеология, содержание и технологии профессионального образования оказываются наполнены разным содержанием в разных ВУЗах, поэтому и результаты подготовки оказываются неодинаковыми.
Так постепенно происходит диверсификация единого типа учебного заведения. Поэтому деятельность университета большого города, где функционирует множество учебных заведений, существует мощная социокультурная и информационная инфраструктура, отличается от деятельности университета малого города, для которого первостепенное значение приобретают следующие функции:


  1. ^ Социальная функция - непосредственное участие в определении путей развития региона, изучение его социальных проблем и на этой основе корректировка структуры содержания учебного процесса.

  2. ^ Культурная функция - обеспечение возможностей для реализации творческого процесса. В связи с этим в университетский комплекс входят не только учебные помещения, но и все объекты социокультурного назначения (спортивные сооружения, университетский театр, музей и т.д.), которые являются элементами, обеспечивающими учебно-воспитательный процесс, выступая в роли подразделений или филиалов университетских факультетов и кафедр.

  3. ^ Научная функция - университет малого города, как правило, не может вести исследования по всем направлениям. Наиболее доступными для него являются проблемы, связанные с региональной проблематикой.

  4. ^ Профессиональная функция - концентрация в университете всей совокупности фундаментальных знаний: философии, математики; гуманитарных и естественнонаучных, технических и технологических знаний, а также трансляция этих знаний.

^ Вузовский комплекс
С целью дальнейшего совершенствования подготовки высококвалифицированных кадров в сфере профессионального образования Украины растет число разнопрофильных и разноуровневых учебных комплексов.
Они функционируют на основе принципов :


  • единство учебного, научного и инновационного процессов во взаимосвязи с экономикой и социальной сферой;

  • непрерывность образовательного процесса и взаимосвязь образовательных программ различных уровней;

  • инновационная направленность от проведения фундаментальных научных исследований до разработки, тиражирования и передачи в практику наукоемких технологий, в том числе и образовательных;

  • организационное, учебно-методическое, научное и информационное взаимодействие между всеми подразделениями университетского комплекса, равенство и учет их интересов.

Решение о создании ВУЗовского комплекса принимается совместно ученым советом ВУЗа, администрациями предприятий и учреждений разного уровня и педагогическими советами учебных заведений, которые могут войти в комплекс.
Виды ВУЗовских комплексов:


  • учебные , объединяющие учебные заведения одного профиля разных уровней образования в многообразных комбинациях (профиль педагогический, технический, медицинский: лицей-коледж-ВУЗ);

  • учебно-производственные , объединяющие в своем составе учебные заведения разных уровней и базовые предприятия;

  • учебно-научно-производственные , включающие наряду с учебными заведениями и предприятиями научные подразделения других ВУЗов, а также научно-исследовательские институты и учреждения.

ВУЗовский комплекс как система позволяет:


  • интегрировать различные образовательные учреждения, что создает широкие возможности для удовлетворения потребностей заказчиков в кадрах;

  • осуществлять многоуровневую подготовку специалистов в соответствии с современными нуждами региона;

  • согласовывать разноуровневые образовательные программы, формы и методы подготовки.

Функции ВУЗовского комплекса:


  1. Учебно-образовательный центр , реализующий на практике единство учебного и образовательного процессов с широким привлечением интеллектуального потенциала и материально-технической базы.

  2. ^ Центр развития широкого спектра научных и производственных исследований - в рамках университета реализуются междисциплинарные программы, объединяющие специалистов из разных областей знаний. Разрабатываются проекты для решения в первую очередь экологических, социальных и экономических проблем, для создания стратегических и тактических планов развития региона. С этой целью создаются постоянно действующие семинары, конференции, тренинги.

  3. ^ Центр непрерывного образования: выпускники и преподаватели комплекса принимают активное участие в деятельности учебных заведений НПО и СПО: школ, гимназий, лицеев, колледжей, специализированных классов. При активном участии выпускников и преподавателей проводятся региональные олимпиады, создается система спецфакультетов для переподготовки и получения второго высшего образования, разработки новых, актуальных предметных курсов различного уровня (для НПО и СПО).

  4. ^ Центр культуры , в котором создается атмосфера духовного общения, поддерживаются и развиваются нравственные и национальные ценности. С этой целью организуются конференции, симпозиумы, дискуссионные клубы, проводятся различные культурные мероприятия.

  5. Информационный центр :

  • занимающийся изданием учебников, научной, методической и общеобразовательной литературы;

  • активно представленный в средствах массовой информации (для формирования общественного мнения и поддержки и развития всех ступеней образования и науки);

  • использующий и развивающий современные средства получения и обмена информацией, компьютерные сети, Интернет;

  • решающий проблему финансирования каналов связи, привлекая все заинтересованные учреждения, предприятия и службы.

  1. Центр международного научного сотрудничества , развивающий международные образовательные контакты:

  • участие в международных образовательных и научных программах;

  • участие в конкурсах на получение грантов;

  • сотрудничество с информационными центрами ЮНЕСКО;

  • проведение совместной учебной и научной деятельности;

  • участие в программах обмена студентами, аспирантами, преподавателями;

  • зарубежная стажировка преподавателей.

Требования к содержанию ВПО

Содержание ВПО должно обеспечивать:


  1. Отвечающую мировому уровню профессиональную подготовку и квалификацию специалистов.

  2. Ориентацию на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации и саморазвития, свободного выбора мнений и убеждений.

  3. Высокий уровень общей и профессиональной культуры специалиста, уровень цивилизованности, направленной на взаимопонимание и сотрудничество между людьми независимо от их расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности.
Таким образом, содержание высшего образования не замыкается на профессиональной подготовке, а отражает современные тенденции развития общества, культуры и личности.
Поэтому, к основным элементам содержания ВПО относят:

  1. Профессионально-познавательную подготовку, результатом которой выступают знания.

  2. Профессионально-практическую подготовку, результат которой профессиональные умения и навыки.

  3. Профессиональное воспитание и развитие – результат которой профессионально-важные качества личности и ее профессиональная культура.

  4. Общее воспитание и развитие личности – результат – личностные качества и общая культура личности.

Содержание ВПО опирается на основные положения Госстандарта ВПО, который включает:


  • общие положения ВПО;

  • классификатор направлений и специальностей;

  • государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по каждому конкретному направлению или специальности;

  • образовательные программы подготовки специалистов.

В действующем Государственном стандарте ВПО утверждены три уровня высшего образования, которые реализуют образовательные программы.

Образование - важный социальный институт. Известно, что социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.

Успешная деятельность института возможна лишь при реализации определенной совокупности условий:

  • 1) наличие социальных норм и предписаний, регулирующих поведение людей в рамках данного института;
  • 2) интеграции его в социально-политическую и ценностную структуру общества, что, с одной стороны, обеспечивает формально-правовую основу деятельности института, а с другой - позволяет осуществить социальный контроль над соответствующими типами поведения;
  • 3) необходимо наличие материальных средств и условий, обеспечивающих успешное выполнение институтами нормативных предписаний и осуществление социального контроля.

Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.

Признаками института образования являются: установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость; символические культурные признаки; утилитарные культурные черты; кодекс устный и письменный; специфическая идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении.

Обладая ценностно-нормативной структурой с соответствующими ей социальными позициями, социальный институт может быть рассмотрен как самостоятельная социальная система, точнее, подсистема социального целого, деятельность которой связана с реализацией жизненно важной потребности большой социальной системы (общества). Таким образом, между социальным институтом, рассматриваемым в качестве подсистемы, и социальной системой в целом существуют определенные (функциональные) зависимости, благодаря которым обеспечивается стабильность и развитие общества.

Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся), учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

В современных концепциях, касающихся философии и социологии образования принято проводить различие между формальным и неформальным образованиями. Термин «формальное образование» подразумевает, во-первых, существование в обществе специальных учреждений (школы, училища, техникумы, вузы и др.), осуществляющих процесс обучения. Во вторых, господствующая в современном индустриальном обществе система образования подчиняется официально предписанному со стороны государства образовательному стандарту, который определяет минимальные границы знаний и умений, требуемые обществом в различных областях профессиональной деятельности. Кроме того, государственный образовательный стандарт в явном или неявном виде содержит определенные социокультурные ориентации, связанные с обучением и воспитанием молодого поколения в соответствии с:

  • а) нормативным каноном личности (гражданина), принятом в данном обществе;
  • б) нормативным требованиям к выполнению распространенных в данном обществе социальных ролей.

Поэтому деятельность системы формального образования определяется господствующими в обществе культурными стандартами, идеологией и политическими установками, которые воплощаются в проводимой государством политике в области образования.

В социологии объектом изучения выступает, прежде всего, система формального образования, отождествляемая с процессом образования в целом, поскольку образовательным учреждениям принадлежит в нем решающая роль. Что же касается термина «неформальное образование», то под ним понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам, которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной средой (друзьями, сверстниками и др.) или путем индивидуального приобщения к культурным ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и т.д. Неформальное образование является важной составной частью социализации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли, способствует духовному развитию, но по отношению к системе формального образования в современном обществе оно играет вспомогательную роль. В дальнейшем изложении, говоря о социологических проблемах образования, мы будем иметь в виду прежде всего систему формального образования. Система образования структурирована и по иным принципам, она включает ряд звеньев: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессионально-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров, образование по интересам.

Под функциями социальных институтов обычно понимают различные последствия их деятельности, влияющие определенным образом на сохранение и поддержание стабильности социальной системы в целом. Сам термин «функция» часто трактуется в положительном смысле, т.е. имеются в виду благоприятные последствия деятельности социального института, его позитивный вклад в интеграцию и сохранение общества. Поэтому деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Эта деятельность может расцениваться как дисфункциональная, если она мешает выполнению социальных потребностей системы, работает не на ее сохранение, а на ее разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации, неустойчивости социальной системы, что, кстати, характерно для нынешнего состояния России, где ряд основных институтов, в первую очередь, экономика и политика (государство) своей деятельностью порождают множество дисфункциональных последствий.

В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важнуюроль играет социальный институт образования, благодаря которому накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции передаются новому поколению людей и усваиваются им. Образование можно охарактеризовать как относительно самостоятельную систему, задачей которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на овладение определенными знаниями (прежде всего научным), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых определяется социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического развития. Образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи.

Понятие социального института

Любое общество при нормальном функционировании нуждается в социальной стабильности, которая обеспечивается наличием общепринятой системы норм, правил и ценностей, включающих идеалы, моральные нормы, веру, традиции и т.д.

Механизмом обеспечения целостности и устойчивости общества и социальных структур является социальный институт, который представляет собой комплекс ценностей и норм, с помощью которых осуществляется управление деятельностью людей в сферах жизнедеятельности.

Замечание 1

Таким образом можно сказать, что социальный институт – это организация, которая осуществляет удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Можно говорить об эффективной деятельности социального института при соблюдении некоторых условий, а именно:

  • наличия системы социальных норм и правил, которые осуществляют управление поведением людей;
  • внедрения деятельности института в ценностную структуру общества, что позволяет институту обеспечить свою деятельность правовой базой и осуществлять контроль над поведением членов общества;
  • наличие ресурсов и условий для его нормального функционирования

Сущность института образования

Для нормального функционирования общества и воспроизводства его структуры необходим социальный институт образования. Он позволяет передать накопленный социальный опыт, знания, ценности, установки, идеалы от предшествующих поколений последующему поколению, а также способствует усвоению этих знаний и ценностей нынешним поколением.

Образование как социальный институт является самостоятельной системой, которая выполняет задачу последовательного обучения и воспитания индивидов, ориентированных на получение определенных знаний, ценностей, навыков, норм, сущность которых определяется обществом и его особенностями.

Современная социология выделяет формальное и неформальное образование.

  • Формальное образование включает в себя наличие в обществе системы образовательных учреждений, осуществляющих функцию обучения, а также предписанного государством образовательного стандарта, который предписывает минимальные объемы знаний и умений, требуемых обществом. Система формального образования зависит от принятых и приоритетных в обществе культурных стандартов и идеологии.
  • Неформальное образование является частью социализации личности человека, оказывая ему помощь в усвоении социальных ролей и статусов, норм и ценностей, а также способствует духовному развитию, то есть неформальное образование – это несистематизированное усвоение человеком знаний и навыков, осваиваемых им стихийно в результате взаимодействия с окружающим миром.

Рассматривая образование как социальный институт, следует говорить, прежде всего, об институте формального образования.

Функции образования как социального института

Образование выполняет множество функций. В зависимости от направлений исследования, выделяют различные функции, наиболее распространенными являются следующие функции:

    Распространение культуры в обществе.

    Данная функция заключается в передаче культурных ценностей между поколениями. Каждый народ имеет свои культурные особенности, поэтому институт образования является универсальным средством передачи и сохранения культурных традиций народов.

    Социализация.

    Институт образования считают одним из основных институтов социализации, поскольку образование формирует мировоззрение молодого поколения. Благодаря усвоенным в процессе образования ценностям и установкам, молодое поколение становится частью общества, социализируется и вовлекается в социальную систему.

    Социальная селекция.

    Данная функция подразумевает посредством образовательного процесса осуществление различного подхода к учащимся с целью отбора наиболее талантливых и способных, что позволяет молодежи получить статус, отвечающий ее интересам и способностям.

    Замечание 2

    Таким образом, результатом селективной функции образования, является распределение социальных позиций в социальной структуре общества, а также осуществление данной функции способствует социальной мобильности, поскольку получение той или иной ступени образования позволяет продвинуться выше по каналам социальной мобильности.

    Функция социального и культурного изменения.

    Данная функция осуществляется посредством процесса научных исследований, научных достижений, которые вносят вклад и изменения в сам образовательный процесс, технологии, экономику, в свою очередь, образовательный процесс также вносит изменения в процесс научных исследований. Таким образом, можно наблюдать взаимосвязь и взаимозависимость образовательного процесса и общества.

Структура системы образования

Система образования является сложной формальной организацией. В ней существует иерархическая система управления, возглавляет которую аппарат министерства.

Ниже располагается департаменты образования регионов, которые координируют и управляют школами и среднепрофессиональными учреждениями региона.

Следом идет руководство школ и образовательных учреждений среднепрофессионального звена – ректоры, деканы, директора и завучи.

Для системы образования также характерна специализация видов деятельности. Так, например, учителя и преподаватели различаются по предметам, которые они преподают. Высшие и среднепрофессиональные образовательные учреждения специализируются по своим профессиональным и образовательным программам.

В системе высшего образования существует также иерархия должностей преподавателей.

Замечание 3

Особенностью образования как системы является стандартизация образовательного процесса. Каждое учебное заведение осуществляет свою деятельность в соответствии с обязательными учебными планами.

Преподаватель выступает в роли административного руководителя, который организует и управляет учебным процессом в группе.