Биография Петра I начинается 9 июня 1672 года в Москве. Он был младшим сыном царя Алексея Михайловича от второго брака с царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной. Петр был младшим из 13 детей в большой семье Алексея Михайловича. С одного года воспитывался няньками.

Перед своей смертью, царь Алексей Михайлович благословил на правление своего старшего сына Федора, которому исполнилось на тот момент 14 лет. После восхождения Федора на трон, Наталья Кирилловна решила уехать с детьми в село Преображенское.

Отец

Алексей I Михайлович Романов

Мать

Наталья Кирилловна Нарышкина

Никита Зотов принимал активное участие в воспитании молодого царевича, однако Петр изначально не радел к науками и не отличался грамотностью.

В. О. Ключевский отмечал:

«Не раз можно слышать мнение, будто Петр I воспитан не по-старому, иначе и заботливее, чем воспитывались его отец и старшие братья. Как только Петр стал помнить себя, он был окружен в своей детской иноземными вещами; все, во что он играл, напоминало ему немца. С летами детская Петра наполняется предметами военного дела. В ней появляется целый арсенал игрушечного оружия. Так в детской Петра довольно полно представлена была московская артиллерия, встречаем много деревянных пищалей и пушек с лошадками». Даже иностранные послы везли в подарок царевичу игрушечное и настоящее оружие. «На досуге он любил слушать разные рассказы и рассматривать книжки с кунштами (картинками)».

Бунт 1682 года и приход к власти царевны-регентши Софьи

Смерть царя Федора Алексеевича в 1682 году ознаменовала начало активного противостояния двух кланов дворян - Нарышкиных (родственников Петра со стороны его матери) и Милославских (родственники первой жены Алексея Михайловича отстаивающих интересы Ивана). Каждая из семей пыталась продвинуть своего кандидата, однако, принять окончательное решение должна была боярская дума и большая часть бояр решили сделать царем Петра, так как Иван был болезненным ребенком. В день смерти Фёдора Алексеевича 27 апреля 1682 года Пётра провозгласили царём.

Не желая терять власть, Милославские пустили слух, что Нарышкины задушили царевича Иоанна Алексеевича. Под удары набата многие стрельцы ворвались в Кремль, сломив оборону немногочисленной царской охраны. Однако, к их замешательству, им навстречу с Красного крыльца показалась царица Наталья вместе с царевичами Иваном и Петром. На вопросы стрельцов Иван отвечал:

«Меня никто не изводит, и жаловаться мне не на кого »

Царица Наталья выходит к стрельцам, чтобы доказать, что Иван V жив-здоров. Картина Н. Д. Дмитриева-Оренбургского

Накалённая до предела толпа была спровоцирована обвинениями князя Долгорукова в измене и воровстве — стрельцы зарезали нескольких бояр, многих из клана Нарышкиных и стрелецких начальников. Расставив внутри Кремля собственные караулы, стрельцы не выпускали и не впускали никого, фактически взяв в заложники всю царскую семью.

Понимая высокую вероятность мести со стороны Нарышкиных, стрельцы подали несколько прошений (на самом деле это были скорее не просьбы, а ультиматума), чтобы Иван был также назначен царем (притом старшим), а правительницей-регентшей — Софья. Кроме того, они требовали узаконить бунт и отказаться от преследования его зачинщиков, признав их действия правомерными и защищающими интересы государства. Патриарх и боярская дума вынужденно выполнили требования стрельцов, и 25 июня Иван V и Пётр I были венчаны на царство.

Царевна Софья с удовольствием наблюдает как стрельцы выволакивают Ивана Нарышкина, царевич Петр успокаивает мать. Картина А. И. Корзухина, 1882

Царевна-регентша Софья Алексеевна Романова


Петр был серьёзно потрясен вышеописанными событиями 1682 года, согласно одной из версий нервные конвульсии искажающие его лицо во время волнения появились вскоре после пережитого. Кроме того, этот бунт и будущий, 1698 года, окончательно убедили царя в необходимости роспуска стрелецких частей.

Наталья Кирилловна посчитала, что оставаться в Кремле полностью захваченном Милославскими весьма небезопасно и решила перебраться в загородное имение Алексея Михайловича - село Преображенское. Царь Пётр мог жить здесь под присмотром верных людей, иногда отправляясь в Москву для участия в церемониях, обязательных для царской особы.

Потешные полки

Царь Алексей Михайлович очень любил соколиную охоту и прочие подобные развлечения — после его смерти осталось большое хозяйство и около 600 человек прислуги. Эти преданные и смышлёные люди не остались без дела — приехав в Преображенское Наталья Кирилловна поставила задачу организовать военную школу для сына.

Первый «потешный» отряд царевич получил осенью 1683 года. К следующему году в Преображенском рядом с царским дворцом уже отстроили «потешный город» Пресбург. Петр получал военную подготовку наравне с остальными подростками. Он начал службу маршируя впереди Преображенского полка в качестве барабанщика, и со временем дослужился до бомбардира.

Одним из первых отобранных кандидатов для «потешной армии», был Александр Меншиков. Ему предстояло выполнять особую роль: стать телохранителем юного царя, его тенью. Согласно свидетельствам современников тех событий, Меншиков даже спал в ногах Петра возле его кровати. Находясь при царе практически неотступно, Меншиков стал одним из главных его соратников, особенно доверенным лицом во всех важнейших делах, касающихся управления огромной страной. Александр Меншиков получил отличное образование и также как Пётр I получил аттестат об обучении кораблестроению в Голландии.

Меншиков А. Д.

Личная жизнь юного Петра I — первая жена

Первая жена Петра I, Евдокия Лопухина была выбрана матерью Петра I в качестве его невесты без согласования этого решения с самим Петром. Царица надеялась что род Лопухиных, пусть не считающийся особенно знатным, но многочисленный, упрочнит положение молодого царевича.

Венчальная церемония Петра I и Лопухиной произошла 6 февраля 1689 в церкви Преображенского дворца. Дополнительным фактором необходимости женитьбы стал русски обычай того времени, согласно которому женатый человек являлся полноправным и совершеннолетним, что давало Петру I право избавиться от царевны-регентши Софьи.

Евдокия Фёдоровна Лопухина


В течении первых трех лет данного брака, родились два сына: младший Александр умер во младенчестве, а старший царевич Алексей, родившийся в 1690 году, будет лишён жизни по приказу самого Петра I где-то в застенках Петропавловской крепости Санкт-Петербурга.

Воцарение Петра I — смещение Софьи

Второй Крымский поход 1689 года, возглавляемый фаворитом Софьи, князем Голициным, оказался неудачным. Общее недовольство её правлением добавило шансов семнадцатилетнему Петру на возвращение трона — его мать и верные её люди начали подготовку к смещению Софьи.

Летом 1689 года мать вызвала Петра из Переслявля в Москву. В этот переломный момент его судьбы, Петр начинает показывать Софье собственную власть. Планировавшийся в июле этого года крестный ход он саботировал, запретив Софье в нём участвовать, а после её отказа от послушания — уехал, устроив таким образом гласный скандал. В конце июля он едва поддался на уговоры выдать награды участникам Крымского похода, но отказался их принимать, когда те явились к нему с благодарностями.

К началу августа отношения между братом и сестрой достигли такого накала, что весь двор ожидал открытого противостояния, однако обе стороны не проявляли инициативы, полностью сосредоточившись на обороне.

Последняя попытка Софьи удержать власть

Неизвестно, решилась ли Софья открыто выступить против брата, или её напугали слухи о том, что Петр I со своими потешными полками планирует прибыть в Москву для отстранения сестры от власти — подручные царевны 7 августа начали агитировать стрельцов в пользу Софьи. Приверженцы царя увидев такие приготовления незамедлительно сообщили ему об опасности и Петр в сопровождении трех провожатых ускакал из села Преображенского в монастырь Троицкой Лавры. Начиная с 8 августа в монастырь начинают съезжаться оставшиеся Нарышкины и все сторонники Петра, а также его потешная армия.

Из монастыря от лица Петра I его мать и её сподвижники выдвинули Софье требование в отчете о причинах вооружения и агитации 7 августа, а также посыльных от каждого из стрелецких полков. Запретив стрельцам посылать выборных, Софья отправила к брату патриарха Иоакима для примерения, однако верный царевичу патриарх не вернулся обратно в столицу.

Петр I вновь направил в столицу требование прислать представителей от горожан и стрельцов — они приехали в Лавру несмотря на запрет Софьи. Понимая, что ситуация складывается в пользу брата, царевна решает сама ехать к нему, но уже в дороге её убеждают вернуться, предупреждая, что если она приедет к Троице — обойдутся с нею «нечестно».

Иоаким (патриарх Московский)

Вернувшис в Москву, царевна-регентша пытается восстановить стрельцов и горожан против Петра, но безуспешно. Стрельцы вынуждают Софью выдать Петру её соратнка, Шакловитого, которого по прибытию в монастырь пытают и казнят. По доносу Шакловитого были пойманы и осуждены многие единомышленники Софьи, большую часть которых отправили в ссылку, а некоторых — казнили.

После расправы над людьми, которые были преданы Софье, Петр почувствовал необходимость прояснить свои отношения с братом и написал ему:

«Теперь, государь братец, настает время нашим обоим особам Богом врученное нам царство править самим, понеже пришли есмы в меру возраста своего, а третьему зазорному лицу, сестре нашей, с нашими двумя мужескими особами, в титлах и в расправе дел быти не изволяем… Срамно, государь, при нашем совершенном возрасте, тому зазорному лицу государством владеть мимо нас.»

Иван V Алексеевич

Царевна Софья Алексеевна в новодевичьем монастыре

Таким образом, Петр I выразил однозначное желание взять бразды правления в собственные руки. Оставшись без людей готовых ради неё на риск, Софья была вынуждена подчиниться требованию Петра и удалиться в Святодуховский монастырь, а после — переехать еще дальше, в монастырь Новодевичий.

С 1689 по 1696 год правили одновременно Петр I и Иван V, пока последний не умер. Фактически, Иван V не принимал участия в правлении, до 1694 года правила Наталья Кирилловна, после — сам Петр I.

Судьба царя Петра I после воцарения

Первая любовница

Пётр быстро потерял интерес к супруге и с 1692 года сошелся в Немецкой слободе с Анной Монс, при содействии Лефорта. При еще живой матери, царь не показывал открытой антипатии к жене. Однако, сама Наталья Кирилловна незадолго до собственной смерти разочаровалась в невестке, ввиду её за самостоятельности и чрезмерного упрямства. После смерти Натальи Кирилловны в 1694 году, когда Пётр отбыл в Архангельск и перестал даже переписываться с Евдокией. Хотя Евдокию ещё называли царицей и она проживала с сыном во дворце в Кремле, но её клан Лопухиных попал в немилость — их начали снимать с руководящих должностей. Молодая царица пыталась налаживать контакты с лицами, недовольными политикой Петра.

Предполагаемый портрет Анны Монс

По мнению некоторых исследователей, до того, как Анна Монс стала фавориткой Петра в 1692, она состояла в связи с Лефортом.

Вернувшись в августе 1698 года из Великого Посольства Пётр I посетил дом Анны Монс, а уже 3 сентября отправил свою законную супругу в Суздальский Покровский монастырь. Ходили слухи, что царь планирует даже официально жениться на любовнице — настолько та была ему дорога.

Дом Анны Монс в Немецкой слободе на картине Александра Бенуа.

Царь преподносил ей дорогие украшения или замысловатые вещицы (например, миниатюрный портрет государя, украшенный алмазами на сумму в 1 тыс. руб.); и даже построил для неё на казенные деньги каменный двухэтажный дом в Немецкой слободе.

Большой потешный поход Кожуховский

Миниатюра из рукописи 1-й половины 18 века «История Петра I», сочинение П. Крекшина. Собрание А. Барятинского. ГИМ. Военные учения у села Коломенского и деревни Кожухово.

Потешные полки Петра уже не были просто игрой — размах и качество оснащения вполне соответствовали реальным боевым частям. В 1694 году царь решил провести свои первые масштабные учения — для этого на берегу Москвы-реки близ деревни Кожухово была построена небольшая деревянная крепость. Она представляла собой правильный пятиугольный бруствер с бойницами, амбразурами и вмещала 5000 человек гарнизона. Составленный генералом П. Гордоном план крепости предполагал дополнительный ров перед укреплениями, глубиной до трех метров.

Для комплектования гарнизона собрали стрельцов, а также всех оказавшихся поблизости дьяков, дворян, подьячих и прочих служилых людей. Стрельцам необходимо было оборонять крепость, а потешные полки осуществляли штурм и вели осадные работы — рыли подкопы и траншеи, взрывали укрепления, забирались на стены.

Патрик Гордон, составивший как план крепости, так и сценарий её штурма, был главным учителем Петра в военных делах. Во время учений участники не щадили друг друга - по разным данным с обеих сторон было до 24 убитых и более полусотни раненных.

Кожуховский поход стал финальным этапом военно-практических занятий Петра I под началом П. Гордона, продолжавшихся с 1690 года.

Первые завоевания — осада Азова

Острая необходимость в торговых путях черноморской акватории для экономики государства была одним из факторов, повлиявших на желание Петра I распространить свое влияние на побережья Азовского и Черного морей. Вторым определяющим фактором была страсть молодого царя к кораблям и мореплаванию.

Блокада Азова с моря во время осады

После смерти матери не осталось людей способных отговорить Петра от возобновления борьбы с Турцией в рамках Священной Лиги. Однако, вместо ранее провальных попыток походов на Крым, он решает наступать на юг, под Азов, который не покорился в 1695 году, но после дополнительной постройки флотилии, отрезавшей снабжение крепости с моря, в 1696 Азов был взят.


Диорама «Взятие турецкой крепости Азов войсками Петра I в 1696 г.»

Последующая борьба России против Османской империи в рамках соглашения со Священной Лигой потеряло смысл - в Европе начиналась война за Испанское наследство, и австрийские Габсбургов не желали более считаться с интересами Петра. Без союзников продолжать войну с османами не представлялось возможным — это стало одной из ключевых причин поездки Петра в Европу.

Великое посольство

В 1697-1698 годах Петр I стал первым русским царём совершившим продолжительную поездку заграницу. Официально царь участвовал в посольстве под псевдонимом Петра Михайлова, в чине бомбардира. Согласно первоначальному плано посольство должно было направиться по следующему маршруту: Австрия, Саксония, Бранденбург, Голландия, Англия, Венеция и в заключение — визит к папе римскому. Фактический путь посольства проходил через Ригу и Кёнигсберг в Голландию, потом в Англию, из Англии — обратно назад в Голландию, а затем в Вену; до Венеции добраться не получилось — в дороге Петра известили о восстании стрельцов 1698 года.

Начало путешествия

9-10 марта 1697 года можно считать началом посольства — оно выдвинулось из Москвы в Лифляндию. Прибыв в Ригу, принадлежащую на тот момент Швеции, Пётр изъявил желание осмотреть укрепления городской крепости, но генерал Дальберг, шведский губернатор, не разрешил ему этого. Царь в гневе назвал Ригу «проклятым местом», а уезжая вслед за посольством в Митаву написал отправил домой о Риге следующие строки:

Ѣхали мы черезъ городъ и замокъ, гдѣ солдаты стояли въ пяти мѣстахъ, было ихъ меньше 1,000 человѣкъ, а сказываютъ, что всѣ были. Городъ укрѣпленъ гораздо, только не додѣланъ. Зѣло здѣсь боятся, и въ городъ и иныя мѣста и съ карауломъ не пускаютъ, и мало пріятны.

Петр I в Голландии.

Прибыв 7 августа 1697 года в Рейн, Пётр I спустился до Амстердама по реке и каналам. Голландия всегда была интересна царю — голландские купцы были частыми гостями в России и много рассказывали о своей стране, возбуждая интерес. Не уделяя много времени Амстердаму, Петр устремился в город с множеством верфей и мастерских корабельщиков — Заандам. Поп прибытию он записался учеником на верфи Линста Рогге под именем Петра Михайлова.

В Заандаме Пётр проживал на улице Кримп в небольшом деревянном доме. Спустя восемь дней царь перебрался в Амстердам. Бургомистры города Витсена помог ему получить разрешение для участия в работах на верфях Голландской Ост-Индской компании.


Увидев такой интерес русских гостей к верфям и процессу строительства кораблей, голландцы 9 сентября заложили на новый корабль (фрегат «Пётр и Павел»), при строительстве которого принимал участие и Пётр Михайлов.

Кроме обучения кораблестроению и изучения местной культуры, посольство занималось поиском инженеров для последующего развития производства в Русском царстве — армия и будущий флот остро нуждались в перевооружении и оснащении.

В Голландии Петр познакомился со множеством различных новшеств: местные мастерские и фабрики, китобойные суда, госпитали, воспитательные дома — царь внимательно изучал западный опыт для применения его на родине. Пётр изучил механизм ветряной мельницы, побывал на писчебумажной фабрике. Он слушал лекции по анатомии в анатомическом кабинете профессора Рюйша и выразил особый интерес к бальзамированию трупов. В анатомическом театре Бургаве Пётр участвовал во вскрытии трупов. Вдохновившись западными наработками, через несколько лет Петр создаст первый российский музей редкостей - Кунсткамеру.

За четыре с половиной месяца Петр успел многое изучить, но его наставники-голландцы не оправдали надежд царя, причину своего недовольства он описал так:

На Остъ-Индской верфи, вдавъ себя съ прочими волонтерами въ наученіе корабельной архитектуры, государь въ краткое время совершился въ томъ, что подобало доброму плотнику знать, и своими трудами и мастерствомъ новый корабль построилъ и на воду спустилъ. Потомъ просилъ тоя верфи баса Яна Поля, дабы училъ его пропорціи корабельной, который ему черезъ четыре дня показалъ. Но понеже въ Голландіи нѣтъ на сіе мастерство совершенства геометрическимъ образомъ, но точію некоторыя принципіи, прочее же съ долговременной практики, о чемъ и вышереченный басъ сказалъ, и что всего на чертежъ показать не умѣетъ, тогда дѣло ему стало противно, что такой дальній путь для сего воспріял, а желаемаго конца не достигъ. И по нѣсколькихъ дняхъ прилучилось быть его величеству на загородномъ дворѣ купца Яна Тессинга въ компаніи, гдѣ сидѣл гораздо невеселъ ради вышеописанной причины, но когда между разговоровъ спрошенъ былъ: для чего такъ печаленъ, тогда оную причину объявилъ. Въ той компаніи былъ одинъ англичанинъ, который, слыша сіе, сказалъ, что у нихъ, въ Англіи, сія архитектура такъ въ совершенствѣ, какъ и другія, и что краткимъ временемъ научиться можно. Сіе слово его величество зѣло обрадовало, по которому немедленно въ Англію поѣхал и тамъ черезъ четыре мѣсяца оную науку окончилъ.

Петр I в Англии

Получив личное приглашение от Вильгельма III в начале 1698 года Петр I отправился в Англию.

Посетив Лондон, царь большую часть из трех месяцев пребывания в Англии провёл в Дептфорде, где под руководством знаменитого корабельщика Энтони Дина продолжил изучать кораблестроение.


Петр I беседует с английскими корабелами, 1698

В Англии Петр I также осматривал все, что было связано с производством и промышленностью: арсеналы, доки, мастерские, посещал военные корабли английского флота, знакомясь с их устройством. Музеи и кабинеты редкостей, обсерватория, монетный двор — Англия смогла удивить русского государя. Существует версия, согласно которой он встречался с Ньютоном.

Оставив без внимания картинную галерею Кенсингтонского дворца, Петр весьма заинтересовался прибором определения направления ветра, который присутствовал в кабинете короля.

Английский художник Готфридом Кнеллером за время посещения Петром Англии успел создать портрет, ставший впоследствии примером для подражания — большая часть изображений Петра I распространенных в Европе на протяжении 18 века были выполнены именно в кнеллеровском стиле.

Вернувшись обратно в Голландию Петр так и не смог найти союзников для борьбы против Османской империи и направился в Вену, к династии австрийских Габсбургов.

Петр I в Австрии

По дороге в Вену, столицу Австрии, Петр получил новости о планах Венеции и австрийского короля заключить перемирие с турками. Несмотря на долгие переговоры, прошедшие в Вене, Австрия не согласилась на требование Русского царства о передаче Керчи и предлагала лишь сохранить уже завоеванный Азов с прилегающими территориями. Это ставило крест на попытках Петра получить доступ к Черному морю.

14 июля 1698 года Петр I попрощался с императором Священной Римской империи Леопольдом I и планировал выехать в Венецию, но из Москвы была получена новость о бунте стрельцов и поездка отменилась.

Встреча Петра I с королем Речи Посполитой

Уже по пути в Москву царю сообщили о подавлении бунта. 31 июля 1698 года в Раве Пётр I встретился с королём Речи Посполитой Августом II. Оба монарха были почти ровесниками, и за три дня общения успели сблизиться и обсудить возможность создания союза против Швеции для попытки пошатнуть её господство в Балтийском море и прилегающих территориях. Окончательно тайное соглашение с саксонским курфюрстом и польским королём было подписано 1 ноября 1699 года.

Август II Сильный

Оценив перспективы, Петр I решает вместо Черного моря сосредоточиться на Балтийском. Сегодня, спустя столетия, трудно переоценить важность этого решения — конфликт между Россией и Швецией, вылившийся в Северную войну 1700-1721 годов, стал одним из самых кровопролитных и изнуряющих за всё время существования России.

(продолжение следует)

Род князей Прозоровских ведет свое начало из Ярославской земли и особо возвышается после Смуты при первых Романовых. Год рождения одного из самых ярких представителей этого рода князя Петра Ивановича Прозоровского, который был воспитателем малолетних царей Ивана и Петра, а впоследствии выполнял многие важные поручения Петра I, точно неизвестен. Историк Д. Н. Бантыш-Каменский отмечает лишь, что в 1676 году на смертном одре царь Алексей Михайлович завещал четырем боярам: Головину, Головкину, Нарышкину и Прозоровскому – «хранить юного царевича Петра как зеницу ока». Жил Прозоровский в конце XVII века в подмосковном поместье Черемушки. Уже в 1689-м Петр Алексеевич назначил его управлять приказами Большой казны и Большого прихода. Вскоре началась Северная война со Швецией.

19 ноября 1700 года русская армия потерпела страшное поражение под Нарвой. В это время Петр I находился в Новгороде и, узнав о том, что в руки шведов попали вся казна и вся артиллерия, тотчас же предпринял действия, чтобы пополнить казну и создать новую артиллерию. Рассказывают, что, когда Петр еще не знал, где взять ему медь для отливки новых орудий, некий пушечный мастер пришел к нему и посоветовал снять с колоколен половину колоколов, добавив при этом: «А после того, как, Бог даст, одолеешь своего противника, то из его же пушек наделать можно колоколов сколько хочешь. К тому же из них много разбитых и без употребления». Так и сделали, и в ту же зиму армия получила множество новых пушек.

Что же касается казны, то велено было князю Петру Ивановичу Прозоровскому, в чьем ведении находилась не только казна, но и Оружейная палата, всю серебряную посуду и вещи из серебра перелить и перечеканить в деньги.

Князь вскоре прислал Петру множество серебряных монет. Петр думал, что они отлиты из посуды, однако Прозоровский все сохранил в целости, а прислал царю неприкосновенный запас государственной казны, который хранил он в великой тайне еще со времен Алексея Михайловича. Посуду же и вещи князь отвез к себе в дом и там спрятал, распустив слух, что эти сокровища переплавлены на монету.

Прошло несколько лет. В Москве праздновались первые победы над шведами, и Петр с сожалением говорил о своем старом решении:

– Жаль, да нечем пособить, уж нет тех вещей и посуды, которыми убиралась Грановитая палата прежде.

– Можно и теперь убрать их так же, – отвечал князь.

– Да чем?

– Посудою же.

– Но она переделана в деньги.

– Нет, спрятана.

Царь изумился и спросил:

– Да где же ты взял присланные мне деньги?

– Из кладовой.

– Да разве я не знаю, что нет в кладовой денег?

– Не прогневайся, государь, не знаешь. У меня на случай нужды сбережена довольно значительная сумма, о которой по сие время никто не ведал и которой еще довольно осталось на непредвиденные случаи.

Государь обнял заслуженного боярина и просил его показать место, где хранятся деньги.

– Изволь, покажу, только с договором – не брать с собой Меншикова, а то он размытарит все остатки.

После сего Прозоровский отвел государя в тайный угол, где хранятся деньги. Петр Алексеевич своими руками отложил в сторону десять больших мешков.

– На что это? – спросил князь.

– Это тебе, – отвечал царь.

– Мне?.. Я бы мог давно и всею казной завладеть, не опасаясь извета, но мне не надо. Ты знаешь, государь, что я по милости Божией, предков твоих и твоей доволен своим, при том одну только имею дочь, которая и без того нарочито богата будет!

Предание об этом разговоре долго потом передавалось в роде Прозоровских. А в сохраненной до нас его трудами Оружейной палате до сих пор на видном месте стоит кубок, пожалованный Петру Ивановичу Прозоровскому царем «за сохранение царской казны». Кубок князь, впрочем, тоже вернул в палату еще при жизни, зато ему, чуть ли не единственному из ближайшего петровского окружения, до самой смерти в 1718 году позволено было носить бороду и носить старое «русское платье».

«Князь Петр Иванович Прозоровский, боярин и его царского величества сокровищехранитель, хотя и знатен по благородству своего происхождения, но еще более отличается в своей среде благочестием жизни», – с сокрушением доносил своему двору пытавшийся подкупить князя иностранный резидент.

Так что не надо по всякому поводу или без повода заявлять, что в России всегда все воруют.

Не всегда.

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Рассказывают (1) что (2) когда Пётр I не знал (3) где взять ему медь для отливки новых орудий в период войны со шведами (4) некий пушечный мастер посоветовал ему снять с колоколен половину колоколов (5) и что именно благодаря этому русская армия смогла победить шведов в ряде сражений.

Пояснение (см. также Правило ниже).

[Рассказывают], (что, (когда Пётр I не знал), (где взять ему медь для отливки новых орудий в период войны со шведами), некий пушечный мастер посоветовал ему снять с колоколен половину колоколов) и (что именно благодаря этому русская армия смогла победить шведов в ряде сражений).

2 и 3 нужны по правилу 5 (см. Правило к заданию)

В 5 не нужна по правилу однородных придаточных. Рассказывают ЧТО? «некий пушечный мастер посоветовал ему снять с колоколен половину колоколов» и ЧТО? «что именно благодаря этому русская армия смогла победить шведов в ряде сражений».

Ответ: 1, 2, 3, 4.

Ответ: 1234

Актуальность: Используется в 2015-2017 году

Сложность: обычная

Правило: Знаки препинания в предложении с разными видами связи. 20 ЕГЭ

ЗАДАНИЕ 20 ЕГЭ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

В задании 20 учащиеся должны уметь расставлять знаки препинания в сложном предложении, состоящем из 3-5 простых.

Это сложнейшее задание проверяет умение выпускника применять на практике следующие знания:

1) на уровне простого предложения:

Понимание, того, что предложения без основы не бывает;

Знание особенностей основы односоставных предложений (безличных и др.)

Понимание того, что в простом предложении могут быть однородные сказуемые и подлежащие, знаки препинания между которыми ставятся по правилам однородных членов.

2) на уровне сложноподчинённого предложения:

Умение определять главное и придаточное в составе СПП по вопросу;

Умение видеть союзы (союзные слова) в придаточном предложении;

Умение видеть указательные слова в главном

Умение видеть однородные придаточные, при которых знаки препинания ставятся так, как и однородных членах.

3) на уровне сложносочинённого предложения:

Умение видеть части ССП и разделять их запятой. Общего второстепенного члена в этом задании не бывает.

4) на уровне всего предложения в целом:

Умение видеть те места в предложении, в которых встретились два союза: может быть рядом два подчинительных или сочинительный и подчинительный.

Соберём все базовые пунктуационные правила, важные при выполнения задания и пронумеруем их для удобства.

БП 6

Если в сложном предложении рядом оказались сочинительный и подчинительный союзы (И и ХОТЯ, И и КАК, И и ЕСЛИ, НО и КОГДА, И и ЧТОБЫ и др.), то нужно выяснить, нет ли после придаточной части соотносительных слов ТО, ТАК или еще одного сочинительного союза (А, НО, ОДНАКО и др.). Запятая ставится только тогда, когда эти слова после придаточной части отсутствуют. Например:

[Занавес поднялся], и, (как только публика увидела своего любимца), [театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков]

Сравните:

[Занавес поднялся], и (как только публика увидела своего любимца), так театр задрожал от рукоплесканий и восторженных криков].

и, (хотя слова ее были привычными для Сабурова), [от них вдруг защемило сердце].

[Женщина все говорила и говорила о своих несчастьях], и (хотя слова ее были привычными для Сабурова), но [от них вдруг защемило сердце].

Как видно, правила 5 и 6 очень похожи: выбираем-либо писать ТО (НО...), либо ставить запятую.

Рассмотрим предложения из базы РЕШУЕГЭ и алгоритм работы над предложением.

[Утвер­жда­ют](1) что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)(2) и (3) (когда (4) когда? то сами убе­ди­лись (5) в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

1. Выделяем основы.

1- Утвер­жда­ют (односоставное, сказуемое)

2- кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют

3- мы увидели

4- сами убедились

5- правы очевидцы

2. Выделяем союзы и соотносительные слова. Обращаем внимание, что рядом стоят И и КОГДА и на то, что есть ТО.

3. Помечаем придаточные предложения: все предложения, в которых есть подчинительные союзы, берём в круглые скобки.

(что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют)

(когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

(на­сколь­ко правы были оче­вид­цы).

4. Устанавливаем, к каким главным относятся придаточные. Для этого ставим вопросы от главных к предполагаемым придаточным.

[Утвер­жда­ют] что? (что бра­зиль­ские кар­на­ва­лы вос­хи­ща­ют и за­во­ра­жи­ва­ют). 1 компонент найден. Запятая 1 ставится по правилу 4 [ = ], (что- = и =).

Остались два придаточные и одно без подчинительного союза. Проверяем, можно ли от него поставить вопросы.

[то сами убе­ди­лись] когда? (когда мы впер­вые уви­де­ли его не­по­вто­ри­мую яркую кра­со­ту)

[сами убе­ди­лись] в чём? (на­сколь­ко правы были оче­вид­цы). Второй компонент найден. Запятые 4 и 5 ставятся по правилу 4.

(когда - =), [то- = ], (насколько - =) Два разных придаточных к одному главному, придаточное времени очень часто стоит ПЕРЕД главным.

1 и 2 компоненты связаны сочинительным союзом И в одно сложносочинённое предложение. Это запятая 2.

Схема: |[ = ], (что- = и =)|, и |(когда - =), [то- = ], (насколько - =)|

Осталось выяснить, нужна ли запятая 3. Между И и КОГДА по правилу 6 запятая не нужна, так как после придаточного находится идёт ТО.

Петр I - младший сын царя Алексея Михайловича от второго брака с Натальей Нарышкиной - родился 30 мая 1672 года. В детстве Петр получил домашнее образование, с юных лет знал немецкий язык, затем изучал голландский, английский и французский языки. С помощью дворцовых мастеров (столярное, токарное, оружейное, кузнечное и др.). Будущий император был физически крепкий, подвижный, любознательный и способный, обладал хорошей памятью.

В апреле 1682 года Петр был возведен на престол после смерти бездетного в обход своего сводного старшего брата Ивана. Однако сестра Петра и Ивана - и родственники первой жены Алексея Михайловича - Милославские использовали стрелецкое восстание в Москве для дворцового переворота. В мае 1682 года приверженцы и родственники Нарышкиных были убиты или сосланы, "старшим" царем был объявлен Иван, а Петр - "младшим" царем при правительнице Софье.

При Софье Петр жил в селе Преображенском под Москвой. Здесь из своих ровесников Петр сформировал "потешные полки" - будущую императорскую гвардию. В те же годы царевич познакомился с сыном придворного конюха Александром Меншиковым, который в последствии стал "правой рукой" императора.

Во 2-й половине 1680-х годов начались столкновения между Петром и Софьей Алексеевной, стремившейся к единовластию. В августе 1689 года, получив известия о подготовке Софьей дворцового переворота, Петр поспешно уехал из Преображенского в Троице-Сергиев монастырь, куда прибыли верные ему войска и его сторонники. Вооруженные отряды дворян, собранные гонцами Петра I, окружили Москву, Софья была отрешена от власти и заключена в Новодевичий монастырь, ее приближенные сосланы или казнены.

После смерти Ивана Алексеевича (1696) Петр I стал единодержавным царем .

Обладая сильной волей, целеустремленностью и большой работоспособностью, Петр I в течение всей жизни пополнял свои знания и навыки в различных областях, уделяя особое внимание военному и морскому делу. В 1689-1693 годы под руководством голландского мастера Тиммермана и русского мастера Карцева Петр I учился строить корабли на Переславском озере. В 1697-1698 годах во время первой заграничной поездки прошел полный курс артиллерийских наук в Кенигсберге, полгода работал плотником на верфях Амстердама (Голландия), изучая корабельную архитектуру и черчение планов, окончил теоретический курс кораблестроения в Англии .

По приказу Петра I за границей закупались книги, приборы, оружие, приглашались иностранные мастера и ученые. Петр I встречался с Лейбницем, Ньютоном и другими учеными, в 1717 году он был избран почетным членом Парижской Академии наук.

В годы царствования Петр I провел крупные реформы, направленные на преодоление отсталости России от передовых стран Запада. Преобразования коснулись всех сфер общественной жизни. Петр I расширил владельческие права помещиков над имуществом и личностью крепостных, заменил подворное обложение крестьян подушным, издал указ о посессионных крестьянах, которых разрешалось приобретать владельцам мануфактур, практиковал массовую приписку государственных и ясачных крестьян к казенным и частным заводам, мобилизацию крестьян и горожан в армию и на строительство городов, крепостей, каналов и др. Указ о единонаследии (1714) уравнял поместья и вотчины, предоставив их владельцам право передавать недвижимое имущество одному из сыновей, и тем самым закрепил дворянскую собственность на землю. Табель о рангах (1722) установил порядок чинопроизводства в военной и гражданской службе не по знатности, а по личным способностям и заслугам.

Петр I содействовал подъему производительных сил страны, поощрял развитие отечественных мануфактур, путей сообщения, внутренней и внешней торговли.

Реформы государственного аппарата при Петре I явились важным шагом на пути превращения русского самодержавия XVII века в чиновничье-дворянскую монархию XVIII века с ее бюрократией и служилыми сословиями. Место Боярской думы занял Сенат (1711), вместо приказов были учреждены коллегии (1718), контрольный аппарат представляли сначала "фискалы" (1711), а затем прокуроры во главе с генерал-прокурором. Взамен патриаршества была учреждена Духовная коллегия, или Синод, находившийся под контролем правительства. Большое значение имела административная реформа. В 1708-1709 вместо уездов, воеводств и наместничеств было учреждено 8 (затем 10) губерний во главе с губернаторами. В 1719 году губернии были разделены на 47 провинций.

Как военный деятель Петр I стоит в ряду наиболее образованных и талантливых строителей вооруженных сил, полководцев и флотоводцев русской и мировой истории ХVIII века. Делом всей его жизни было усиление военной мощи России и повышение ее роли на международной арене. Ему пришлось продолжать войну с Турцией, начавшуюся в 1686 году, вести многолетнюю борьбу за выход России к морю на Севере и на Юге. В результате Азовских походов (1695- 1696) русскими войсками был занят Азов, и Россия укрепилась на берегах Азовского моря. В долгой Северной войне (1700-1721) Россия под руководством Петра I добилась полной победы, получила выход к Балтийскому морю, что дало ей возможность установить непосредственные связи с западными странами. После Персидского похода (1722-1723) к России отошло западное побережье Каспийского моря с городами Дербент и Баку.

При Петре I впервые в истории России были учреждены постоянные дипломатические представительства и консульства за границей, отменены устаревшие формы дипломатических отношений и этикета.

Крупные реформы Петром I были проведены также в области культуры и просвещения. Появилась светская школа, была ликвидирована монополия духовенства на образование. Петром I были основаны Пушкарская школа (1699), Школа математических и навигацких наук (1701), медико-хирургическая школа; открыт первый русский общедоступный театр. В Санкт-Петербурге были учреждены Морская академия (1715), инженерная и артиллерийская школы (1719), школы переводчиков при коллегиях, открыт первый русский музей - Кунсткамера (1719) с публичной библиотекой. В 1700 году были введены новый календарь с началом года 1 января (вместо 1 сентября) и летосчисление от "Рождества Христова", а не от "Сотворения мира".

По распоряжению Петра I были проведены различные экспедиции, в том числе в Среднюю Азию, на Дальний Восток, в Сибирь, положено начало систематическому изучению географии страны и картографированию.

Петр I был дважды женат : на Евдокии Федоровне Лопухиной и на Марте Скавронской (позднее императрица Екатерина I); имел от первого брака сына Алексея и от второго - дочерей Анну и Елизавету (кроме них 8 детей Петра I умерли в раннем детстве).

Петр I умер в 1725 году, похоронен в Петропавловском соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Введение

В истории России период, именуемый Петровской эпохой, занимает особое место. В этот период отечественной истории свершились преобразования, которые затронули все сферы и оказавшие огромное влияние на развитие политической, экономической и культурной жизни страны. Именно в XVII столетии начался новый период русской истории, это было время, когда стало очевидным экономическое и культурное отставание русского государства от передовых стран Западной Европы и возникла острая необходимость преобразований. Петр I и многие передовые русские люди, его сподвижники, правильно поняли и оценили сложившиеся условия, осознали назревшие задачи своего времени.

Мой интерес к жизни и деятельности Петра I вызван тем, что его деятельность, продолжает и в настоящее время вызывать резкие споры у историков, публицистов, философов. Оценка деятельности царя-реформатора и самой его личности была, естественно, крайне противоречивой и остается таковой поныне: одни восхищаются им как гениальным политическим деятелем, переломившим ход русской истории, другие гневно осуждают за самовластье, а подчас и самодурство.

О, мощный властелин судьбы!

Не так ли ты над самой бездной,

На высоте уздой железной

Россию поднял на дыбы? (“Медный всадник” А.С. Пушкин)

А.С. Пушкин, спустя столетие, скажет, что некоторые из указов царя написаны кнутом…

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник. (Пушкин А.С. «Стансы»)

Данная тема является актуальной, так как у многих школьников возникает вопрос: кто он Пётр I – великий реформатор или великий тиран? Реформы Петра I – прогресс в истории России или откат назад?

Целью данной работы является попытка, используя материалы различных источников взглянуть на личность и реформы Петра I глазами разных историков, философов и современников Петра I .

Задачи:

1.Рассмотреть личность Петра.

2.Изучить и сравнить работы известнейших историков, философов разных времен и современников Петра I .

3.Проанализировав источники, сделать вывод о значении исследуемых событий.

Гипотеза : Пётр I – великий реформатор и великий тиран.

Предмет исследования: предметом исследования является источники о петровской эпохе

Практическая значимость: Возможность применения исследовательской работы для повышения образовательного уровня учащихся, использование ссылок для нахождения

исторических документов, хроник и другого справочного материала для углублённого изучения истории России.

Объект исследования: личность и реформы Петра I .

Методы исследования.

Для проведения исследовательской методики использовал историко-системный метод - обобщение интерпретации исторических фактов и создание единой системы, а также рассмотрение, анализ и оценивание отдельных фактов с позиции всей системы.

Проводя анкетирование в 8-11 классах, я ставил следующие задачи, насколько учащимся интересен Пётра I как личность и государственный деятель и как они оценивают его деятельность. (Приложение)

    Личность Петра I

Пётр родился в ночь на 30 мая (9 июня) 1672 года в Теремном дворце Кремля. Отец – царь Алексей Михайлович – имел многочисленное потомство: Пётр был 14-м ребёнком, но первым от второй жены, царицы Натальи Нарышкиной. Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. С юных лет он проявлял интерес к наукам и заграничному образу жизни.

В конце XVII в., когда на русском престоле оказался молодой царь Петр I, Россия переживала переломный момент своей истории. В России, в отличие от основных западноевропейских стран, почти не было крупных промышленных предприятий, способных обеспечить страну оружием, тканями, сельскохозяйственными орудиями. Она не имела выхода к морям – ни к Черному, ни к Балтийскому, через которые могла бы развивать внешнюю торговлю. Не имела поэтому Россия и собственного военного флота, который охранял бы ее рубежи. Сухопутная армия строилась по устаревшим принципам и состояла главным образом из дворянского ополчения. Дворяне неохотно покидали свои поместья для военных походов, их вооружение и военная выучка отставала от передовых европейских армий. Между старым, родовитым боярством и служивыми людьми дворянами шла ожесточенная борьба за власть. В стране происходили непрерывные восстания крестьян и городских низов, которые боролись и против дворян, и против бояр, так как они все были феодалами-крепостниками. Россия привлекала к себе жадные взоры соседних государств – Швеции, Речи Посполитой, которые не прочь были захватить и подчинить себе русские земли. Необходимо было реорганизовать армию, построить флот, овладеть побережьем моря, создать отечественную промышленность, перестроить систему управления страной. Для коренной ломки старого уклада России нужен был умный и талантливый руководитель, незаурядный человек. Таким и оказался Петр I. Петр не только постиг веление времени, но и отдал на службу этому велению весь свой незаурядный талант, упорство одержимого, присущее русскому человеку терпение и умение придать делу государственный размах. Петр властно вторгался во все сферы жизни страны и намного ускорил развитие начал, полученных в наследство.

Пётр женился в 17 лет по настоянию матери на Евдокии Лопухиной в 1689 году. Спустя год у них родился царевич Алексей, который воспитывался при матери в понятиях, чуждых реформаторской деятельности Петра. В 1698 году Евдокия Лопухина оказалась замешана в стрелецком бунте, целью которого было возведение на царство её сына, и была сослана в монастырь.

В 1703 году Пётр I встретил 19-летнюю Катерину, в девичестве Марту Скавронскую. В 1704 Катерина рожает первенца, названного Петром, в следующем году Павла (вскоре оба умерли). Ещё до законного замужества за Петром Катерина родила дочерей Анну (1708) и Елизавету (1709). Елизавета позже стала императрицей (правила в 1741–1761). Катерина одна могла совладать с царём в его припадках гнева, умела лаской и терпеливым вниманием успокоить приступы судорожной головной боли Петра. Звук ее голоса успокаивал Петра. Официальное венчание Петра I с Екатериной Алексеевной состоялось 19 февраля 1712. Она родила мужу 11 детей, но большинство из них умерло в детстве, кроме Анны и Елизаветы.

Ганноверская курфюрстина София писала о Петре так: «Царь высок ростом, у него прекрасные черты лица и благородная осанка; он обладает большой живостью ума, ответы у него быстры и верны. Но при всех достоинствах, которыми одарила его природа, желательно было бы, чтобы в нём было поменьше грубости. Это государь очень хороший и вместе очень дурной… Если бы он получил лучшее воспитание, то из него вышел бы человек совершенный, потому что у него много достоинств и необыкновенный ум».

В последние годы царствования Петра Великого встал вопрос о престолонаследии. Алексей Петрович, официальный наследник российского престола, осуждал преобразования своего отца. Боясь Петра, он бежал из России в Австрию в 1716 г. Но вскоре был возвращен на Родину. В 1718 г. началось следствие. Алексей признался в заговоре и выдал всех сообщников, которые вскоре были казнены. 24 июня 1718 г. Верховный суд, составленный из высших сановников – «министров Тайной канцелярии», вынес смертный приговор Алексею, признав его виновным в государственной измене. 26 июня (7 июля) 1718 года царевич, не дождавшись приведения приговора в исполнение, умер в Петропавловской крепости, при невыясненных обстоятельствах. Дело царевича Алексея послужило причиной издания в качестве законодательного акта «Правды воли монаршей», в которой обосновывалось право монарха назначать преемника престола по своему усмотрению. 5 февраля 1722 г. Петр подписал указ о престолонаследии (отменён Павлом I спустя 75 лет). Многие полагали, что престол займёт или Анна, или Елизавета, дочери Петра от брака с Екатериной Алексеевной. Но в 1724 году Анна отказалась от каких-либо притязаний на российский престол после того, как обручилась с герцогом Голштинским Карлом-Фридрихом. Если бы престол заняла младшая дочь Елизавета, которой было 15 лет (в 1724), то вместо неё правил бы герцог Голштинский, который мечтал с помощью России вернуть земли, завоёванные датчанами. Не устраивали Петра и его племянницы, дочери старшего брата Ивана: Анна Курляндская, Екатерина Мекленбургская и Прасковья Иоанновна. Оставался только один кандидат – жена Екатерина Алексеевна. Петру нужен был человек, который бы продолжил начатое им дело, его преобразования. 7 мая 1724 Пётр короновал Екатерину императрицей и соправительницей, но спустя короткое время заподозрил в супружеской измене (дело Монса). Указ 1722 года нарушил привычный уклад престолонаследия, наследника же Пётр перед смертью назначить не успел. Когда стало очевидно, что император умирает, возник вопрос, кто займёт место Петра. Сенат, Синод и генералитет – все учреждения, не имевшие формального права распоряжаться судьбой престола, ещё до смерти Петра собрались в ночь с 27 на 28 января 1725, чтобы решить вопрос о преемнике Петра Великого. В зал заседаний проникли гвардейские офицеры, на площадь вышли два гвардейских полка, и под барабанный бой войск, выведенных партией Екатерины Алексеевны и Меншикова, Сенат принял единогласное решение, трон наследовала Екатерина Алексеевна, ставшая 28 января (8 февраля) 1725 года первой российской императрицей под именем Екатерина I.

В начале шестого часа утра 28 января (8 февраля) 1725 года Пётр Великий скончался. Похоронен он был в соборе Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге.

Многоплановость и противоречивость оценок личности и деятельности Петра I сохранились до сих пор. Можно выделить три основные группы мнений и оценок:

А. «Панегиристы» (восхвалявшие Петра I , панегирики возникли еще при его жизни) – В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, С.М. Соловьев, М.П. Погодин.

Б. «Обличители» (обличения Петра также появились при его жизни) М.М. Щербатов, К.С. Аксаков, А.С. Хомяков

В. «Объективисты» (признающие заслуги в деятельности Петра, но показывающие, одновременно многие недостатки его деяний) – В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, С.Ф. Платонов.

II . ОБЩАЯ ОЦЕНКА ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕТРА I

А. «ПАНЕГИРИСТЫ»: Петр Великий - уникальная личность во всей русской истории. Петр полностью разрушил сложившийся столетиями образ русского царя. Петр ввел множество изумлявших современников новшеств в придворный быт и повседневную жизнь дворян. Он и сам изумлял современников своей одеждой, поведением, манерой общения. В отличие от всех предшествующих российских государей, он лично участвовал во всех своих начинаниях. Это он находился в пекле сражений, не жалея живота своего. Это он одерживал блистательные победы над сильным неприятелем. Это он странствовал по бездорожью России, а также по столицам западноевропейских дворов, чтобы возвести страну в ранг европейских государств, это он, наряду с другими кораблестроителями, работал топором, овладел в совершенстве кораблевождением и артиллерийским делом, фортификацией и градостроительством.

Известный русский историк М.П. Погодин отмечает: «…Да, Петр Великий сделал много в России. Смотришь и не веришь, считаешь и недосчитаешься. Мы не можем открыть своих глаз, не можем сдвинуться с места, не можем оборотиться ни в одну сторону без того, чтобы он везде не встретился с нами, дома, на улице, в церкви, в училище, в суде, в полку, на гулянье - везде он, всякий день, всякую минуту, на всяком шагу!...» .

Многим современникам импонировала простота царя, его неприхотливость, умение, напрягая волю, физические и нравственные силы, преодолевать препятствия.

Нарвский пастор Симон Дитрих Геркенс: «Обыкновенно его величество видят в такой простой одежде, что тот, кто его не знает, ни за что бы не признал в нем столь великого монарха…»

Не страшась смерти, подвергая собственную жизнь Петр, проявляя чудеса личной храбрости нередко находился в самой гуще боя, а в ходе Полтавского сражения вообще только его личный пример воодушевил солдат, когда он повел войска в контратаку.

Царь игнорировал давний обычай, в соответствии с которым физический труд считался зазорным для государя и для бояр. С полной самоотдачей и рвением он овладевал разнообразными ремеслами от плотничьего и кузнечного до ремесла хирурга и дантиста (он мог сам вырвать у кого-нибудь больной зуб!).

В результате реформаторских начинаний Петра мало кому известная Московия превратилась в Российскую империю, влиятельную европейскую державу. Становление Российской империи сопровождалось внедрением по крайней мере трех новшеств, позволивших России занять подобающее место среди европейских государств – это создание военно-морского флота, в результате чего Россия превратилась в морскую державу; создании регулярной армии, организация регулярной дипломатической службы.

Известный философ западник Кавелин писал: «Древняя русская жизнь исчерпала себя вполне… Петр вывел Россию из этого кризиса на новый путь» .

В ходе петровских реформ в Россию впервые пришло светское образования и светская культура. Впервые была создана светская наука (Академия наук), получило развитие светское искусство. Еще современник и сподвижник царя канцлер Г.И. Головкин утверждал, что только благодаря Петру I его подданные «из тьмы ничтожества и неведения вступили на театр славы и присоединились к образованным государствам европейским» . Таким образом, те культурные достижения Европы, которые до Петра отрицались или же были доступны только очень немногим, теперь становились достоянием если не всего народа, то значительной его части.

Б. «ОБЛИЧИТЕЛИ»:

Петр I полностью разрушил идущую с древности традицию в представлениях о личности российского государя. Всё это делалось Петром совершенно сознательно, он стремился к разрушению традиций, к уничтожению всего традиционно русского. Петр впервые узаконил нравственную распущенность при царском дворе. Именно он, еще в юности учредив «Всепьянейший собор», ввел в качестве нормы при царском дворе безудержное пьянство и публичные разгулы. Историк С.Ф. Платонов писал: «Петр нарушил это развитие. Он своей насильственной реформой внес к нам чуждые, даже противоположные начала западной германской цивилизации. Он повернул правильное течение народной жизни на ложную дорогу заимствований. Он не понимал заветов прошлого, не понимал нашего «национального духа» .

Известный писатель-славянофилл К. Аксаков отмечал: «…в результате реформ Петра I произошел раскол в обществе, служилый класс в культурном отношении отделился от народа (земщины), более того, государство стало вмешиваться в бытовые, нравственные, экономические устои народа, что пагубно сказалось как на состоянии государства, так и быте народа.» .

Петр I нарушил еще одну древнюю русскую традицию - полностью подчинил себе Церковь, превратив ее в одну из структур общего государственного аппарата, недаром уже при жизни Петра в народном мнение распространяется убеждение, что царь Петр - это не царь, а антихрист. Или другое убеждение - царя Петра подменили в детстве на «немчина». Монах, бывший капитан Левин: «Последние времена пришли… Ныне у нас не царь, а антихрист - заставляет нас, монахов, есть мясо и с женами жить…».

Кроме того Петр совершил окончательное закрепощение крестьянства. Произошло это в 1718-1724 гг. в ходе проведения податной реформы. Мало того, что податная реформа усилила в 1,5-2 раза налоговый гнет населения так же была введена система паспортов и создана сеть контроля за передвижением населения. Человек, платящий тягло, оказывался чуть ли не навечно прикрепленным к своему месту жительства и без особого разрешения не имел даже права перемещения.

В. «ОБЪЕКТИВИСТЫ»:

Петр I - сложная, противоречивая личность. В его натуре сочетались совершенно противоположные качества. Доброта, иногда доходившая до необъяснимого всепрощения (так он относился к своим любимцам, к тем, кому полностью доверял, например, к А.Д. Меншикову) и жестокость, переходившая в столь же необъяснимое зверство (личное участие в казнях стрельцов, личное присутствие при пытках сына царевича Алексея). Искреннее желание превратить Россию в великую европейскую державу, имеющую большое политическое влияние, обладающую развитыми культурой и наукой, мощной промышленностью и полное отрицание старых русских традиций, неприятие древней России, погрязшей, как считал Петр, «во мраке невежества», т.е. неприятие реальной России. Известный русский историк Н.М. Карамзин отмечал: « Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною Петр. Он велик без сомнения; но еще мог бы возвеличиться больше, когда бы нашел способ просветить ум россиян без вреда для их гражданских добродетелей».

Преобразования Петра I проходили в конкретных исторических условиях, Россия воевала за выход к морям. Историк Ключевский отмечает: «… реформы Петра I направлялись условиями его времени, до него не действовавшими, частью созданными им самим, частью вторгнувшимися в его дело со стороны. Война была важнейшим из этих условий. Петр почти не знал мира: весь свой век он воевал …» .

Единственным образованным сословием в то время было только дворянство и он проводя свои преобразования опирался в первую очередь на дворянское сословие. Но, одновременно, он старался сделать доступ в дворянское сословие более открытым и законным. Почему и была принята Табель о рангах.

Создание мощного государственного аппарата, бюрократии, тоже было необходимо, ибо бюрократическая государственная система создавала дополнительную опору для самодержавной власти царя. Опираясь на государственный аппарат, зависящий только от воли государя, открытый для выходцев из разных сословий, Петр I получал значительную свободу в отношении дворянства, переставал зависеть только от него. Современный крупный специалист по проблемам петровской России Е.В. Анисимов пишет: «В основе военно-бюрократической системы, созданной Петром, лежало четкая иерархичность, соподчиненность всех звеньев. Вершиной этой системы является трон…» .

Если говорить об усилении крепостного права и эксплуатации крестьянства в годы правления Петра I, то, опять же, это было неизбежно. Других систем обеспечения материального существования государства в тот исторический период просто не существовало.

Церковь в допетровское время представляла мощнейшего в России феодального владельца. В распоряжении Церкви находились огромные земли и другие материальные богатства. Петр относился к Церкви очень рационально, ему потребовались ресурсы для проведения своих реформ - эти ресурсы он нашел, в том числе, во владении Церкви. К тому же Церковь, всегда пользовавшаяся определенной независимостью от светской власти, была для Петра помехой в проведении его начинаний.

Но все эти личные, противоречивые качества Петр I сумел подчинить главной идее - идее служения Отечеству и деятельному преобразованию своего Отечества в новых исторических условиях. И в этом его величие. Поэтому можно сказать, что в личности Петра преломились и отразились те объективные потребности и те объективные противоречия, которые существовали в России в тогдашних конкретно-исторических условиях.

Заключение

В заключение подведем некоторые итоги и сделаем выводы. За три столетия, прошедшие со дня смерти императора Петра I Алексеевича и в отечественном общественном сознании, и в научной литературе возникло множество различных мнений и оценок его личности и деятельности. Оценки эти, зачастую, противоположны, причем так было изначально и между собой спорили уже современники Петра.

Можно выделить три основные группы мнений и оценок:

«Панегиристы» (восхвалявшие Петра I , панегирики возникли еще при его жизни); «Обличители» (обличения Петра также появились при его жизни);

«Объективисты» (признающие заслуги в деятельности Петра, но показывающие, одновременно многие недостатки его деяний).

В первую группу можно отнести отечественных историков В.Н. Татищева, С.М. Соловьева, М.П. Погодина, русских «западников» XIX века Кавелина и др. Все они отмечают неукротимую энергию Петра Великого, невиданный размах и целеустремленность, смелость в ломке отживших учреждений, законов, устоев и уклада жизни и быта. С.М. Соловьев назвал Петра «царем-революционером», сумевшим европеизировать Россию. Петр I представляется ему как важнейший субъект истории, человек, от воли, характера, настроения которого зависели человеческие судьбы, государственные планы. Ему удалось нашу страну из мало кому известной Московии превратить в Российскую империю, влиятельную европейскую державу.

Во вторую группу можно отнести историка М.М. Щербатова, «славянофилов» К.С. Аксакова, А.С. Хомякова. Все они считают что Петр своими реформами внес к нам чуждые, даже противоположные начала. Он повернул Россию на ложную дорогу заимствований. Он не понимал заветов прошлого, не понимал нашего «национального духа». Кроме того, страшны были не только сами реформы Петра, но и методы их проведения. Неимоверная жестокость Петра поражала даже современников. Реформы Петра вводились насильственно. Жестокость царя по отношению к собственному народу необъяснима.

Третью группу составляют видные отечественные историки– В.О. Ключевский, П.Н. Милюков, С.Ф. Платонов, Е.В. Анисимов. Они считают что деяния Петра имели под собой объективную основу и объективные потребности страны. В это время происходит завершение процесса формирования единой русской нации, и возникновение сильной государственной власти вызывалось, в том числе, этими национальными потребностями. В России впервые в истории формулируется идея «служения Отечеству», идея «пользы Отечества» как важнейшие идеи национального сознания. Другое дело, что Петр I резко и даже слишком резко ускорил этот процесс. Бесспорно, заслуги Петра и его сподвижников перед Россией велики, но все эти реформы обошлись большими и трагическими потерями для простого народа. Идею Святой Руси он заменил теорией «общего дела», созданной в западноевропейских ученых кабинетах.