Русский язык является одним из богатейших в мире. В то же время он считается структурой со сложным грамматическим строем. Поэтому очень часто произношение слов не определяет их правильного написания. Примеров такого несовпадения можно привести массу: в слове "посолить" безударная гласная в корне слова "о" слышится и произносится как "а". Как же быть в этом случае? Как не ошибиться в таких написаниях? В статье рассмотрим эти вопросы подробнее.

Безударные гласные в корне слова

Практически все сомнительные случаи попадают под то или иное правило. Сложность зачастую создают безударные гласные буквы в корне слова. Существует несколько способов разрешения данной ситуации. В простейшем варианте следует написание проверять родственным или несколько измененным словом. В результате должна получиться конструкция, в которой сомнительный звук стоит в "сильном" (ударном) положении. Если такое слово существует, то говорят о том, что вызывающая вопрос буква - это проверяемая безударная гласная в корне слова. Например: города - город; вода - воды. Но не для всех случаев подходит такой способ проверки написания. Например, таким образом не устанавливается слова или написание букв о-ё после шипящих. Например: подгореть - угар, шёлк и крыжовник. Тем не менее основная часть корней в русских словах пишется в соответствии с морфемным принципом русской орфографии. Он гласит, что правописание конструктивных элементов слова находится вне зависимости от их произношения.

Как проверить безударные гласные в корне слова?

Существуют несложные действия, совершив которые, пишущий сможет проверить сомнительный случай. Чтобы установить, какую букву употреблять, нужно:

Найти корень в слове (например, болеет - корень "бол").

Подобрать родственное слово с ударением на проблемную гласную (болеет - больно).

Особый случай - буква "ё", которая всегда находится в "сильной" (ударной) позиции. Это означает, что в словах одного корня в слабом положении будем писать "е". Например: вёсны - весна, звёзды - звезда, налёт - налетать.

Определение ударением гласной в корне позволяет правильно писать все однокоренные слова: весна - весной - весенний, морской - море - заморский.

Словарные случаи

Когда безударная гласная в корне слова не поддаётся проверке указанным выше способом, следует обратиться к справочной литературе. Написание таких "трудных" случаев следует запомнить. Эти слова в русском языке не подчиняются общим правилам и поэтому называются словарными. А знание правильного написания одного такого речевого элемента позволяет правильно писать и все родственные конструкции. К примеру, возьмём слова вагон, диван, вазелин, винегрет, археолог, президент, экскаватор . В этих случаях проверочные основы не подобрать, но их написание можно запомнить. Что нам это дает? Мы будем знать написание всех их однокоренных слов и производных форм: вагон - вагонный, вагоновожатый; диван - диваны, диванный; вазелин - вазелиновый .

Двойные сомнительные

Мы выяснили, как проверяется одна безударная гласная в корне слова. А если таких букв две, то как быть? Например, в словах молотить, голосит . В таких случаях следует опять же поступать по правилам. Необходимо подобрать родственные конструкции: молотить - молот, молотит; голосит - голос, многоголосие. Таким образом, мы для себя можем сформулировать правило под названием "безударная гласная в корне слова, которую можно проверить путём подбора родственного речевого элемента". В этих случаях буква должна слышаться явно, так как она находится под ударением. В случае наличия двух сомнительных букв следует подобрать несколько родственных речевых элементов. В одном ударение будет падать на одну безударную гласную, а в другом, соответственно, на другую, как показано в примерах выше.

Буквы "о" и "а"

У многих вызывает затруднения чередующая безударная гласная в корне. Это связано с некоторыми расхождениями в правилах для тех или иных речевых элементов. Например:

КОС - КАС, где "а" пишется, при наличии за корнем суффикса "а" (коснуться - прикасаться).

ЛОЖ - ЛАГ, где перед согласной "ж" пишем букву "о", а перед согласной "г" пишем "а". Пример: положить - возлагать.

КЛОН - КЛАН, где в безударном положении пишем только "о". Пример: наклониться.

ТВОР - ТВАР, где в безударной позиции пишем "о". Пример: творец (исключение в данном случае - утварь).

ГОР - ГАР, где "а" бывает в слове только в "сильной" позиции. Буква "о" употребляется в безударном положении. Пример: загар, загорит.

ЗОР - ЗАР. Пишем, наоборот, под ударением букву "о". В слабой позиции используется буква "а". Пример: заря - зори. Исключения здесь: птица-зорянка, (решили) зоревать.

РАСТ - РОС, где в позиции перед буквосочетанием СТ и согласной Щ пишем "а". В случаях, когда употребляется "с", то перед ней используется "о". Пример: подрастать, выращивать. Но при этом: росли. В качестве исключений следует запомнить: росток, ростовщик, наименование города Ростов, мужское имя Ростислав, подростковый, отрасль.

РАВН - РОВН, где "а" употребляется в словах со значением "равный по каким-то параметрам", а "о" - в словах со значением на ровной поверхности. Пример: уровень, уравнение.

МОК - МАК, где МАК пишется при смысловом значении окунать в жидкость, а МОК - пропускать жидкость. Пример: обмакнуть, но намокать.

Употребление "е" и " и"

Для чередующихся корневых гласных Е-И правило написания одинаково для всех идентичных корней - пишем гласную И при наличии в закорневой позиции суффикса А, при его отсутствии ставим Е:

БИР - БЕР: уберём - убирать;

ДИР - ДЕР: сдерёт - сдирать;

МИР - МЕР: замереть - умирать;

ПИР - ПЕР: отпереть - запирать;

ТИР - ТЕР: оттереть - оттирать;

ЖИГ - ЖЕГ: поджигать - сжёг;

СТИЛ - СТЕЛ: расстилать - постелить;

БЛИСТ - БЛЕСТ: блестеть - блистать.

Правописание букв О-Ё после шипящих

В таких случаях в сильной позиции пишем корневую гласную букву Ё, если при изменении слова в корне появляется гласная Е. Например: дешёвый - дешевле; жёрдочка - жердь. Это же правило действует, если при изменении слова ударение переходит на соседний слог: чёлка - чело; бечёвка - бечева. Во всех остальных случаях в корне после шипящей следует писать букву "о".

Прочие сочетания

Сегодня в русском языке есть корни с неполногласными сочетаниями -ра-, -ре-, -ле-, -ла- и прочие, пришедшие из старославянского языка, которым соответствуют полногласные корневые буквосочетания -оро-, -оло-, -ере-, -ело-. Слова, содержащие такие буквосочетания, не требуют проверки ударением, их нужно просто узнавать. Примеры: город (русск.) - град (ст. слав.); здоровье (русск.) - здравие (ст. слав.); молодёжь (рус.) - младое (ст. слав.); золото (рус.) - злато (ст. слав.); берег (рус.) - брег (ст. слав.); дерево (рус.) - древо (ст. слав.); шлем (рус.) - шелом, ошеломлённый (ст. слав..); молоко (рус.) - млечный (ст. слав.). Чаще всего такие полногласные и неполногласные буквосочетания сразу определяемы и, как правило, не вызывают трудностей. Однако не все такие соответствия могут быть восстановлены в современном нам русском языке. Примеры: корова - крава; мороз - мраз. В некоторых словах второй вариант древнеславянского корня сохранился только в других славянских языках. Пример старославянского корня в русском языке сохранился в слове Бологое - наименовании населённого пункта. Исходным словом является "благо".

Слова современного русского языка, вошедшие в него из старославянского, зачастую бывают со стилистической окраской (град, брег, злато и прочие), так как они были неотъемлемой частью книжной, поэтической речи, торжественной и высокопарной. Это был литературно-книжный сакральный язык всех славянских народов, живших в 9-11 в, на который была переведена с древнегреческого языка и Библия, на нём велись богослужения. Есть слова старославянской эпохи, которые за долгое время пребывания в составе русского языка претерпели изменения в значении, утратив былую возвышенно-торжественную окрашенность, и стали обычными, вполне нейтральными по смыслу, то есть обрели новое значение. Примеры: омонимичные слова глава - руководитель города, делегации и прочего, и глава - часть издания, книги, статьи.

Е.Г. Турицына

Практикум по анатомии животных

Модуль 1. Аппарат движения

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Красноярский государственный аграрный университет

Е.Г. Турицына

ПРАКТИКУМ

ПО АНАТОМИИ ЖИВОТНЫХ

Модуль 1. АППАРАТ ДВИЖЕНИЯ

Рекомендовано Сибирским региональным учебно-методическим центром высшего профессионального образования для межвузовского использования в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся специальности «Ветеринария»

Красноярск 2013

Рецензенты:

В.Ю. Чумаков, д-р вет. наук, проф., зав. каф. морфологии и физиологии животных Хакас. гос. ун-та им. Н. Ф. Катанова.

Ю.М. Малафеев, д-р вет. наук, проф., зав. каф. анатомии и гистологии ин-та вет. медицины Алтай. гос. аграр. ун-та, почетный работник высшего профобразования

С.Н. Чебаков, канд. биол. наук, доц. каф. анатомии и гистологии ин-та вет. медицины Алтай. гос. аграр. ун-та.

Т у р и ц ы н а, Е. Г. П р а к т и к у м п о а н а т о м и и ж и в о т - н ы х. М о д у л ь 1 . А п п а р а т д в и ж е н и я: у ч е б н о е п о с о б и е / Е. Г. Турицына; – изд-е 2-е исправл. и перераб. – Краснояр. гос. аграр. ун-т. – Красноярск, 2013. – 237 с.

Практикум составлен в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебной программой по анатомии животных для студентов очной и заочной форм обучения специальности «Ветеринария» и направлению «Ветеринарно-санитарная экспертиза». Практикум может быть использован при обучении студентов другим биологическим специальностям и направлениям.

© Турицына Е.Г., 2013

© Красноярский государственный аграрный университет, 2013

Введение

Анатомия животных является базовой дисциплиной при подготовке ветеринарного врача и изучается студентами 1-го и 2-го курсов

в течение первых трех семестров. Общая трудоемкость дисциплины в соответствие с ФГОС ВПО третьего поколения (2010) составляет 432 часа (12 зачетных единиц), включая аудиторные часы (лекции и лабораторные занятия) и самостоятельную работу. Изучение дисциплины предусматривает двухнедельную учебную практику. Текущая аттестация осуществляется в виде коллоквиумов, тестирования, контрольных работ. Промежуточный и итоговый контроль включает дифференцированный зачет – в первом семестре, зачет – во втором семестре и экзамен – в третьем семестре.

Цель преподавания дисциплины : изучить анатомическую основу функционирования органов, аппаратов и систем органов и организма

в целом продуктивных сельскохозяйственных и мелких домашних животных.

Задачи изучения дисциплины : получить целостное представление об изучаемых органах и систем органов, включая их внешнюю форму, топографию, видовые и возрастные особенности.

Дисциплина «Анатомия животных» нацелена на формирование у выпускников ряда общекультурных и профессиональных компетенций. Например, использование основных законов естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, способность и готовность анализировать закономерности функционирования органов и систем организма, использование знаний морфофизиологических основ функционирования организма животных.

При изучении дисциплины «Анатомия животных» студенту предъявляются следующие требования.

Студент должен знать: закономерности строения систем и органов в свете единства структуры и их функции, видовые и возрастные особенности строения продуктивных сельскохозяйственных и мелких домашних животных, основные закономерности развития организма в филогенезе и онтогенезе.

Студент должен уметь: правильно пользоваться анатомическим инструментом при препарировании трупов животных, ориентироваться на теле животного в расположении органов, знать части и области тела, определять по особенностям строения видовую и возрастную принадлежность органов.

Введение

Предлагаемый практикум по анатомии животных состоит из восьми модулей. В настоящем практикуме представлен учебный матенриал первого модуля «Аппарат движения». Модуль содержит краткий теоретический курс, лабораторный практикум, состоящий из 27 лабораторных занятий, контрольные вопросы и тесты, позволяющие проверить степень усвоения учебного материала, методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы. В приложении к практикуму даны правильные ответы ко всем представленным тестовым заданиям.

Практикум является частью учебно-методического комплекса по курсу «Анатомия животных», предназначен для работы в учебных аудиториях по время лабораторных занятий и для самостоятельной работы студентами различных форм подготовки, обучающихся направлению «Ветеринария», «Ветеринарно-санитарная экспертиза», «Зоотехния» и другим биологическим специальностям.

В данном учебном пособии использованы иллюстрации из следующих источников: «Атлас топографической анатомии сельскохозяйственных животных» в трех томах (автор П. Попеско, 1961, 1978), «Анатомия домашних животных» (авторы Юдичев Ю.Ф., Ефимов С.И., Хонин Г.А., Жабин Н.П., Понкратов Ю.А., 2003), «Анатомический атлас» (автор Т. Уэстон, 1998), «Атлас по гистологии и эмбриологии» (авторы И.В. Алмазов, Л.С.Сутулов, 1978), «Анатомия домашних животных» (под редакцией С.Б. Селезнева, 2005).

Аппарат движения обеспечивает ряд важнейших жизненных функций организма. У наземных животных отвечает за респираторную моторику – дыхательную функцию легких; поиск и захват пищи; смену и сохранение различных положений тела в пространстве при одновременном сохранении равновесия; помощь сердцу по передвижению крови и лимфы в сосудах, что улучшает процесс обмена веществ. У теплокровных животных аппарат движения участвует в сохранении постоянной температуры тела. Функция аппарата движения обеспечивается нервной и сердечно-сосудистой системами; аппаратами дыхания, пищеварения и мочеотделения, кожным покровом, железами внутренней секреции.

Аппарат движения подразделяется на пассивную часть – костную систему иактивную часть – мышечную систему. Согласованное взаимодействие всех элементов делает возможным удержание тела в пространстве и выполнение разнообразных по форме движений.

Все органы аппарата движения обильно снабжены нервными волокнами и кровеносными сосудами. Учение о костях называется остеология (osteologia), учение о соединении костей – синдесмология (syndesmologia), учение о мускулатуре – миология (myologia).

Остеология

Скелет (греч. skeleton – истощенный, высушенный) представлен системой, костей и хрящей, соединенных между собой при помощи суставов. Наиболее примечательным свойством костей скелета является их прочность и твердость, что позволяет скелету как системе выполнять несколько функций.

1. Опорно-двигательная функция . Скелет представляет собой каркас, состоящий из костей и хрящей. Мышцы, воздействуя на кости как рычаги, приводят организм и отдельные его части в движение.

2. Защитная функция. Скелет защищает жизненно важные органы, особенно расположенные в естественных полостях тела. Он служит прочной защитой для головного и спинного мозга, органов грудной полости (сердца и легких).

3. Функция минерального депо организма. В минеральном об-

мене костная система занимает центральное место. В костях откла-

дывается: кальция 99%, фосфатов 90%, карбонатов 80%,

цитратов 70%, натрия 60%, магния 50% в пересчете на общее содержание минеральных веществ.

4. Участие в белковом обмене. Около 20% содержащегося в организме белка находится в скелете. Основное вещество кости на 90-95% состоит из белка – коллагена.

5. Функция кроветворения (гемопоэза). Внутри губчатого ве-

щества костей располагается красный костный мозг, вырабатывающий клетки крови – эритроциты и лейкоциты.

Скелет – наиболее точный показатель степени развития и возраста животного. Многие кости, легко прощупываемые под кожей, являются постоянными ориентирами при проведении зоотехнических измерений животного.

Скелет делится на осевой и периферический скелет. К осевому скелету (skeleton axiale) относится скелет шеи, туловища, хвоста и череп.Скелет шеи, туловища и хвоста включает позвоночный столб, ребра и грудную кость. Позвоночный столб состоит из позвонков и делится на пять отделов – шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой. Все позвонки сходны по строению, но отличаются в зависимости от положения в позвоночном столбе. Чем ближе расположены позвонки друг к другу, тем больше в них сходства, даже если они принадлежат к разным отделам.

К грудному отделу, кроме позвонков, относятся ребра и грудная кость. Элементарной составной частью скелета является полный костный сегмент . Он состоит из одного позвонка, пары ребер и соответствующего участка грудины. Полный костный сегмент присущ только 7–9 сегментам грудного отдела позвоночного столба. В других отделах отдельные части костного сегмента подвержены редукции или полностью исчезли. В сегментах, не имеющих грудины, вначале исчезли ребра, а затем составные части позвонка.

В шейном отделе остатки ребра срослись с позвонком в двух точках: с телом позвонка и с поперечным отростком. Поперечное отверстие – это результат срастания рудимента ребра с телом позвонка

и поперечным отростком. В поясничном отделе ребра срастаются только с концом поперечного отростка.

Рис. 1. Скелет коровы:

1 – шейные позвонки; 2– грудные позвонки; 3– поясничные позвонки; 4– крестец; 5– хвостовые позвонки; 6– ребра; 7– реберные хрящи; 8– грудная кость; 9– лопатка; 10– плечевой сустав; 11– плечевая кость; 12– локтевой сустав; 13– лучевая кость; 14– локтевая кость; 15– кости запястья; 16– кости пясти; 17– I фаланга (путовая кость); 18 – II фаланга (венечная кость); 19– III фаланга (копытцевая кость); 20– таз; 21– подвздошная кость; 22– тазобедренный сустав; 23– бедренная кость; 24– коленная чашка; 25– коленный сустав; 26– большая берцовая кость; 27– заплюсневый (скакательный) сустав; 28– плюсна

Рис. 2. Скелет лошади:

1 – шейные позвонки; 2 – грудные позвонки; 3– поясничные позвонки; 4– крестцовые позвонки; 5– хвостовые позвонки; 6 – лопатка; 7 – плечевая кость; 8 – локтевая кость; 9 – лучевая кость; 10 – кости запястья; 11 – кости пясти; 12 – путовая кость; 13 – венечная кость; 14 – копытная кость; 15 –тазовый пояс; 16 – бедренная кость; 17 – коленная чашка; 18 – большая берцовая кость; 19 – кости заплюсны; 20 – кости плюсны

Рис. 3. Скелет свиньи (П. Попеско, 1978):

1 – верхняя челюсть; 2 – нижняя челюсть; 3 – атлант (первый шейный позвонок); 4 – эпистрофей (второй шейный позвонок); 5 – шестой шейный позвонок; 6 – первый грудной позвонок; 7 – седьмой грудной позвонок; 8 – четырнадцатый грудной позвонок; 9 – шестой поясничный позвонок; 10 – крестцовые позвонки;11 – хвостовые позвонки;12 – четвертое ребро; 13 – реберные хрящи; 14 – четырнадцатое ребро; 15 – грудная кость (грудина); 16 – мечевидный хрящ грудины; 17 – лопатка; 18 – плечевая кость; 19 – локтевая кость; 20

– лучевая кость; 21 – кости запястья; 22 – кости пясти; 23 – пальцы грудной конечности; 24 – тазовая кость; 25 – бедренная кость; 26 – коленная чашка; 27 – малая берцовая кость; 28 – большая берцовая кость; 29 – кости заплюсны; 30 – кости плюсны; 31 – кости пальцев тазовой конечности

Окончание. начало см. No 33, 34, 35, 36, 37, 38/2001г.

Лабораторный практикум по анатомии, физиологии и гигиене человека

(9-й класс химико-биологического профиля)

Лабораторная работа No 34.
Опыты, выясняющие объем внимания, эффективность запоминания,
особенности воображения и мышления

1. Объем внимания

Цель : определить объем внимания.

Оборудование : таблица с произвольно расположенными цифрами от 101 до 136, изготовленная на листе бумаги (формат A4), секундомер (или часы с секундной стрелкой), карандаш.

ХОД РАБОТЫ

Испытуемому дают инструкцию с заданием: «В квадратах в случайном порядке «разбросаны» числа от 101 до 136. Вам предстоит их найти в порядке возрастания - сначала 101, затем 102, 103 и т.д. до 136 (найденное число зачеркивается карандашом). Работу начинать по команде экспериментатора».

Форма отчетности

Определить объем внимания по формуле:

B = 648: t ,

где B - объем внимания, t - время работы в секундах.

Оценка результатов

2. Объем памяти при механическом и логическом запоминании

Цель : определить возможности памяти при разных способах запоминания.

Оборудование : подготовленные ряды слов по 10 для каждого способа запоминания.

Возможный перечень слов для логического запоминания: сон, зарядка, умывание, завтрак, дорога, школа, звонок, урок, двойка, перемена. Возможный перечень слов для механического запоминания: квартира, елка, звезда, парус, керосин, бомба, слон, угол, вода, шлейф.

ХОД РАБОТЫ

Исследователь громко зачитывает испытуемому ряд слов из логического ряда. Через 1 мин испытуемый записывает названные слова.
Через 3 - 4 мин экспериментатор вновь громко зачитывает испытуемому ряд слов из механического ряда. Через 1 мин испытуемый записывает названные слова.

Форма отчетности

Сравните результаты воспроизведения первого и второго перечней слов. Объясните причину разного запоминания слов одним и тем же испытуемым.

3. Особенности воображения

На рисунке даны незаконченные изображения предметов. Дорисуйте их в течение 1 мин. Сравните их с рисунками товарищей, обратите внимание на индивидуальные различия в определении рисунков.

4. Логическое мышление

Цель : оценка логического мышления.

Оборудование : секундомер (или часы), лист бумаги, на котором изображены числовые ряды.

Примерные варианты числовых рядов:

1) 24, 21, 19, 18, 15, 13, -, -, 7;
2) 1, 4, 9, 16, -, -, 49, 64, 81, 100;
3) 16, 17, 15, 18, 14, 19, -, -;
4) 1, 3, 6, 8, 16, 18, -, -, 76, 78;
5) 7, 16, 19, 5, 21, 16, 9, -, 4;
6) 2, 4, 8, 10, 20, 22, -, -, 92, 94;
7) 24, 22, 19, 15, -, -.

ХОД РАБОТЫ

Экспериментатор предъявляет испытуемому лист бумаги, на котором представлено 7 числовых рядов. Испытуемый в течение 5 мин должен найти закономерность построения каждого ряда и вписать недостающие числа.

(Правильные ответы: 1) 12, 9 ; 2) 25, 36 ; 3) 13, 20 ; 4) 36 , 38 ; 5) 13 ; 6) 44, 46 ; 7) 10, 4 .)

5. Выявление объема кратковременной памяти

Цель : определить объем кратковременной памяти.

Оборудование : часы, тест.

ХОД РАБОТЫ

В течение одной минуты прочтите предложенный текст, затем отложите и закройте. В течение пяти минут запишите в любом порядке все слова, кторые вам удалось запомнить.

6. Работоспособность

Цель : выявить взаимосвязь между вниманием и работоспособностью.

Оборудование : часы, схема для эксперимента.

ХОД РАБОТЫ

Испытуемому предлагают следующее задание. Перед вами прямоугольник, состоящий из 16 полей. Каждое из них разделено по диагонали на 2 части. В прямом углу нижнего треугольника указан его порядковый номер, а в верхних– те же цифры в беспорядке. Ваша задача найти цифры над диагональю в порядке от 1 до 16, проговаривая вслух каждую найденную цифру. Начало и окончание работы точно фиксируется экспериментатором.

Форма отчетности

Сравните полученные вами результаты с нормативными.

Литература

Анисимова А.С., Бруновт Е.П. Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека: Пособие для учителя. 2-е изд., перераб. - М: Просвещение, 1987.

Батуев А.С., Кузьмина И.Д. и др . Биология-9. Человек.- М.: Просвещение, 1994.

Бинас А.В., Маш Р.Д. Биологический эксперимент в школе. - М.: Просвещение, 1990.

Воронин Л.Г., Колбановский В.Н ., Маш Р.Д . Физиология высшей нервной деятельности и психология. 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1984.

Воронин Л.Г., Маш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. - М.: Просвещение, 1993.

Рохлов В.С., Сивоглазов В.И . Практикум по анатомии и физиологии человека. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

Чебышев Н.В., Кузнецов С.В., Зайчикова С.Г. Биология. Пособие для поступающих в вузы. - М.: ООО «Издательство Новая Волна», 1998.