Должность. Тьютор обеспечивает разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуализации и индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного образования.

В России должностные обязанности тьютора и должностные требования к нему устанавливаются Министерством здравоохранения и социального развития РФ .

Историческая справка

Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов и происходит из Великобритании . Он оформился примерно в XIV веке в классических английских университетах - Оксфорде и несколько позднее - в Кембридже . С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества.

В то время университет представлял собой братство, исповедующее единые ценности, говорящее на одном языке и признающее одни научные авторитеты. Английский университет не заботился о том, чтобы все студенты слушали определенные курсы. Студенты из одних колледжей могли быть слушателями лекций профессоров из других колледжей. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Студенту предстояло самому решать, каких профессоров и какие предметы он будет слушать. Университет же предъявлял свои требования только на экзаменах, и студент должен был сам выбрать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. В этом ему помогал тьютор.

Так как непреходящей ценностью того времени была свобода (преподавания и учения), тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным школяром. Ценность свободы была тесно связана с ценностью личности, и задача тьютора состояла в том, чтобы соединять на практике личностное содержание и академические идеалы.

Процесс самообразования был основным процессом получения университетских знаний, и тьюторство изначально выполняло функции сопровождения этого процесса самообразования.

В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется - все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор - ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях.

В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. С 1700 по 1850 год в английских университетах не было публичных курсов и кафедр. К экзаменам студента готовил тьютор. Когда в конце XIX века в университетах появились и свободные кафедры (частные лекции), и коллегиальные лекции, то за студентом оставалось право выбора профессоров и курсов. В течение XVIII-XX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная система служила лишь дополнением к ней.

Сравнение позиций тьютора и учителя

Сегодня ученые различают следующие процессы: обучения, образования и подготовки, полагая их как относительно самостоятельные педагогические процессы. В организационно-педагогическом плане это означает, что целостное образовательное пространство старшеклассника представлено в трех «горизонтах» или в трех относительно самостоятельных пространствах - учебном, образовательно-рефлексивном и социально-практическом.

В традиционном понимании образовательного пространства акцент делается на обучении, а процессы социальной практики и образовательной рефлексии, как правило, не рассматриваются. В тьюторской же модели, в отличие от традиционной, процессы обучения, социальной практики и образовательной рефлексии рассматриваются как рядоположенные, при этом, ведущая функция - за процессом образовательной рефлексии.

Базовым процессом образовательной рефлексии выступает процесс самоопределения личности. «Выпускник школы должен представлять собой индивида, способного не только реализовывать на практике тот набор знаний и умений, которые он „усвоил“ в школе, но и обладающего готовностью… создавать, вырабатывать новые знания и способы деятельности, необходимые для адекватного действования в ситуациях, в которых не „срабатывают“ знания и умения, полученные в школе. Одним из средств, позволяющих индивиду конструировать новое, не имевшееся у него ранее, знание, понимание, новые способы деятельности, является рефлексия» (В. Г. Богин) . Образовательная рефлексия - это осмысление учащимся своей образовательной истории и построение проекта собственного образования через создание образа себя в будущем. Для этого учащемуся необходимо осознать свои возможности и образовательные перспективы, сделать осознанный заказ к обучению, то есть составить свою индивидуальную образовательную программу. Взрослый, обеспечивающий этот процесс - «тьютор» .

Тьютор (позиционно) - это тот, кто организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося.

Традиционно базовым процессом обучения является процесс трансляции культуры в её знаниевой форме. Взрослый, который обеспечивает этот процесс - учитель. Учитель (позиционно) - это тот, кто учит, то есть передает элементы культуры и работает с ними, чтобы они закрепились у школьников в виде знаний, умений и навыков. Обучение современных старшеклассников требует перехода от «знаниевого» к «компетентностному» подходу, когда педагогической целью становится «способность молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними задачи» (А. Б. Воронцов) . В этом подходе учитель - это тот, кто средствами и способами своего предмета помогает старшекласснику сформировать способность успешного решения жизненных, карьерных и образовательных задач за пределами этой обучающей системы. То есть, по выражению В. В. Репкина, превращает ученика в учащегося.

Базовым процессом социальной практики выступает процесс социальных и профессиональных проб, процесс обретения социального опыта. Для реализации индивидуальной образовательной программы и складывания жизненной траектории через представления о своем будущем необходимо наличие реальных социальных действий. Позиция взрослого в этом пространстве - «социальный продюсер». Он помогает молодому человеку вывести свои образовательные проекты в социальную сферу.

Тьютор в инклюзивном образовании

В Федеральном государственном образовательном стандарте отмечено, что реализация индивидуальных учебных планов детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) сопровождается поддержкой тьютора образовательного учреждения. Необходимость индивидуального сопровождения ребёнка в образовательном учреждении тьютором может быть прописана в индивидуальной программе реабилитации, если ребёнок имеет инвалидность . Рекомендацию на тьюторское сопровождение с прописанными требованиями к квалификации тьютора и особенности сопровождения может дать

Успешность инклюзивной практики в общеобразовательной школе зависит от многих факторов, один из них сопровождение ребенка с особыми возможностями здоровья тьютором.

Тьютор - (англ. tutor) исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку Индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов и сопровождает процесс индивидуального образования в школе, вузе, в системах дополнительного и непрерывного образования.

Подробнее

Тьюторство в инклюзивном образовании. Справка

Должностная инструкция тьютора

Научная дискуссия на тему «Тьюторство в инклюзивном образовании»

Материалы конференции: Отчет о работе мастерской «Тьюторское сопровождение ребенка с ОВЗ в инклюзивном образовательном учреждении. Опыт работы»

Основными задачами в работе тьютора являются:

  • Организация насыщенной образовательной среды. У ученика должна быть возможность доступа к разным пособиям, книгам и другой информации, которая ему может понадобиться;
  • Реализация принципа индивидуализации. У ученика должна быть возможность выбора собственного образовательного маршрута. Опора на интерес ученика. У учащегося с ограниченными возможностями здоровья ресурсы активности могут быть существенно ограничены, но собственный интерес к чему-либо может иметь высокий потенциал.
  • Участие в разработке ИОП . Индивидуальная образовательная программа, включающая в себя цели, задачи и отражающая систему деятельности каждого из специалистов психолого-педагогического сопровождения (включая учителя, тьютора), позволяет увязать в единую форму все образовательные мероприятия, в которые вовлекается учащийся. Программа позволяет ответить на вопрос «Что делать?». Индивидуальный образовательный план должен содержать примерные сроки решения поставленных задач (так как речь идет об учащемся с особенностями развития, то времени может понадобиться больше, чем запланировано), расписание уроков, время для других занятий. Необходимо продумать методы и методические приемы, благодаря которым предполагается решать поставленные задачи, то есть ответить на вопрос «Как это делать?».

Принципы, которые заложены в основу тьюторского подхода, могут помочь педагогу решить многие задачи, трудноразрешимые на первый взгляд:

Открытость – преодоление границ контекста стандартной учебной программы. Каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный образовательный эффект, если его использовать соответствующим образом. В этом смысле очень важно, чтобы учащийся понимал, зачем и чему он учится. То есть формирование осознанности своего обучения – необходимый элемент в процессе образования. При этом для обычных учащихся существует множество секций, кружков, образовательно-развлекательных центров. Для ребят с ОВЗ их не так уж и много. Важно, чтобы тьютор или преподаватель группы имел представление о том, где и какие организации могут помочь учащемуся с ОВЗ и его семье углубить свое образование (Дома детского творчества, музеи, научно-познавательные центры и т.п.). Одна из главных целей открытого образования – научить учащегося и членов его семьи максимально использовать различные ресурсы для реализации своей образовательной программы. Образовательная же программа может формироваться за счет ресурсов образовательной организации, в которой осуществляется очная форма образования, либо дистанционная, либо совмещение и той, и другой.

Вариативность – создание насыщенной образовательной среды. Тьютор должен хорошо представлять, что может предложить учащемуся с ОВЗ образовательная организациядополнительные занятия, кружки, секции, ресурсы библиотеки, электронные ресурсы. Если возникает необходимость в создании чего-либо нового – например, релаксационной комнаты, то тьютор может инициировать процесс организации такой комнаты.

Непрерывность – обеспечение последовательности и цикличности тьюторского сопровождения на каждой возрастной ступени развития учащегося. Этот принцип позволяет учитывать все тонкости и нюансы развития учащегося с ОВЗ. При этом степень тьюторского участия, а также его содержательная часть, скорее всего, будут меняться. Так, в первом классе, возможно, тьютор будет осуществлять сопровождение учащегося на всех уроках, на переменах. По мере освоения учащимся образовательной среды степень участия тьютора также изменяется: тьютор может помогать только на письменных предметах, на переменах проявлять свое участие только в случае конфликтных ситуаций и т.д. При сопровождении учащегося в колледже максимальное участие тьютора может быть только на первых порах. На более поздних этапах тьютор может подключаться к проектной деятельности студента, помогать ему в поиске дополнительных профессиональных курсов и т.д. При этом, несмотря на то, что непосредственное участие тьютора в образовательном процессе может снижаться, учащийся должен знать и чувствовать, что рядом с ним (и с его семьей) всегда есть внимательный, чуткий и проницательный помощник.

Гибкость – поддержка инициативы, форм, темпов, выбора способов получения образования учащегося. Многие учебные программы построены на двух основных принципах: линейном (от простого к сложному) и концентричном (возвращение к одному и тому же материалу несколько раз на разном уровне: например, темы «Части речи», «Состав слова», все математические операции и т.д. с каждым классом или курсом изучаются все более углубленно). Но учащиеся с особенностями развития могут запоминать не всю информацию; кроме того, более сложное для них может оказаться более понятным. То есть восприятие, переработка, понимание и оперирование информацией могут происходить мозаично, фрагментарно. Это не значит, что если учащийся на данном этапе обучения усвоит лишь часть информации, то он не сможет в дальнейшем пользоваться ею в полном объеме. «Достраивание до полной картины» может произойти гораздо позже.

Индивидуальный подход. Учащиеся с особенностями развития требуют и особого индивидуального подхода к себе. И тьютору, и преподавателю в первую очередь необходимо выработать единую систему коммуникации, учитывающую индивидуальный способ восприятия и переработки информации учащимся. Для ряда учащихся с ограниченными возможностями здоровья эта система, вероятно, и останется единственно возможной. Как известно, каждый человек предпочитает воспринимать поступающую информацию извне тремя основными способами: преимущественно визуально, преимущественно аудиально или преимущественно кинестетически. Таким образом, если ребенок не может понять что-то через один канал, скорее всего, та же информация, но поданная в иной форме, с опорой на другой канал восприятия, может быть им усвоена очень хорошо. А после того, как ребенок получил некоторое знание через предпочитаемый канал восприятия, велик шанс, что он захочет и сможет усвоить информацию и через неведущую систему.

Индивидуализация. Ориентация на индивидуальные образовательные приоритеты каждого учащегося, помощь в определении собственного образовательного пути и сопровождение его в построении ИОП. Принцип индивидуализации основан на том, что каждый учащийся проходит свой собственный путь к освоению того знания, которое именно для него сейчас является наиболее важным. Поясним это на примере. При изучении темы «Животные Африки» каждый из учащихся может подготовить доклад об одном из животных. А учащийся с ограниченными возможностями здоровья, который очень любит слушать песни и разную музыку, но мало интересуется самими животным (в то время, когда изучается эта тема), может подготовить подборку африканской музыки, а также включить ее для прослушивания во время представления другими одноклассниками докладов. Такой подход можно использовать в рамках урока. В рамках образовательной программы важно учитывать, что, например, некоторые учащиеся будут посещать вместо одних уроков другие.

Использованы материалы публикаций: Карпенкова И. В. к.с.н., психолог, АНО «Наш Солнечный Мир», член Тьюторской Ассоциации Литература: Т.М.Ковалева, Е.И.Кобыща, С.Ю.Попова (Смолик), А.А.Теров, М.Ю.Чередилина. Профессия «Тьютор» – М., 2012; И.В.Карпенкова. Тьютор в инклюзивной школе.- М.: 2012.

Историческая справка

Феномен тьюторства тесно связан с историей европейских университетов и происходит из Великобритании . Он оформился примерно в XIV веке в классических английских университетах - Оксфорде и несколько позднее - в Кембридже . С этого времени под тьюторством понимают сложившуюся форму университетского наставничества.

В то время университет представлял собой братство, исповедующее единые ценности, говорящее на одном языке и признающее одни научные авторитеты. Английский университет не заботился о том, чтобы все студенты слушали определенные курсы. Студенты из одних колледжей могли быть слушателями лекций профессоров из других колледжей. Каждый профессор читал и комментировал свою книгу. Студенту предстояло самому решать, каких профессоров и какие предметы он будет слушать. Университет же предъявлял свои требования только на экзаменах, и студент должен был сам выбрать путь, которым он достигнет знаний, необходимых для получения степени. В этом ему помогал тьютор.

Так как непреходящей ценностью того времени была свобода (преподавания и учения), тьютор осуществлял функцию посредничества между свободным профессором и свободным школяром. Ценность свободы была тесно связана с ценностью личности, и задача тьютора состояла в том, чтобы соединять на практике личностное содержание и академические идеалы.

Процесс самообразования был основным процессом получения университетских знаний, и тьюторство изначально выполняло функции сопровождения этого процесса самообразования.

В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется - все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор - ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях.

В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. С 1700 по 1850 год в английских университетах не было публичных курсов и кафедр. К экзаменам студента готовил тьютор. Когда в конце XIX века в университетах появились и свободные кафедры (частные лекции), и коллегиальные лекции, то за студентом оставалось право выбора профессоров и курсов. В течение XVIII-XX веков в старейших университетах Англии тьюторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная система служила лишь дополнением к ней.

Сравнение позиций тьютора и учителя

Сегодня ученые различают следующие процессы: обучения, образования и подготовки, полагая их как относительно самостоятельные педагогические процессы. В организационно-педагогическом плане это означает, что целостное образовательное пространство старшеклассника представлено в трех «горизонтах» или в трех относительно самостоятельных пространствах - учебном, образовательно-рефлексивном и социально-практическом.

В традиционном понимании образовательного пространства акцент делается на обучении, а процессы социальной практики и образовательной рефлексии, как правило, не рассматриваются. В тьюторской же модели, в отличие от традиционной, процессы обучения, социальной практики и образовательной рефлексии рассматриваются как рядоположенные, при этом, ведущая функция - за процессом образовательной рефлексии.

Базовым процессом образовательной рефлексии выступает процесс самоопределения личности. «Выпускник школы должен представлять собой индивида, способного не только реализовывать на практике тот набор знаний и умений, которые он „усвоил“ в школе, но и обладающего готовностью… создавать, вырабатывать новые знания и способы деятельности, необходимые для адекватного действования в ситуациях, в которых не „срабатывают“ знания и умения, полученные в школе. Одним из средств, позволяющих индивиду конструировать новое, не имевшееся у него ранее, знание, понимание, новые способы деятельности, является рефлексия» (В. Г. Богин) . Образовательная рефлексия - это осмысление учащимся своей образовательной истории и построение проекта собственного образования через создание образа себя в будущем. Для этого учащемуся необходимо осознать свои возможности и образовательные перспективы, сделать осознанный заказ к обучению, то есть составить свою индивидуальную образовательную программу. Взрослый, обеспечивающий этот процесс - «тьютор» .

Тьютор (позиционно) - это тот, кто организует условия для складывания и реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося.

Традиционно базовым процессом обучения является процесс трансляции культуры в ее знаниевой форме. Взрослый, который обеспечивает этот процесс - учитель. Учитель (позиционно) - это тот, кто учит, то есть передает элементы культуры и работает с ними, чтобы они закрепились у школьников в виде знаний, умений и навыков. Обучение современных старшеклассников требует перехода от «знаниевого» к «компетентностному» подходу, когда педагогической целью становится «способность молодых людей самостоятельно решать встающие перед ними задачи» (А. Б. Воронцов) . В этом подходе учитель - это тот, кто средствами и способами своего предмета помогает старшекласснику сформировать способность успешного решения жизненных, карьерных и образовательных задач за пределами этой обучающей системы. То есть, по выражению В. В. Репкина, превращает ученика в учащегося.

Базовым процессом социальной практики выступает процесс социальных и профессиональных проб, процесс обретения социального опыта. Для реализации индивидуальной образовательной программы и складывания жизненной траектории через представления о своем будущем необходимо наличие реальных социальных действий. Позиция взрослого в этом пространстве - «социальный продюсер». Он помогает молодому человеку вывести свои образовательные проекты в социальную сферу.

Библиография

  • Ковалева Т.М. Сборник АПКиППРО / Т.М. Ковалева, Л.М. Долгова и др.- Москва. 2009.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Тьютор" в других словарях:

    - [англ. tutor Словарь иностранных слов русского языка

    ТЬЮТОР - (от лат. tutor – защитник, опекун). Преподаватель консультант или куратор ученика, помогающий ему в организации индивидуального обучения и осуществляющий учебно методическое руководство учебным процессом в рамках конкретной учебной программы … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    В условиях дистанционного обучения в Интернет среде: преподаватель консультант, наставник, советник; куратор информационного обмена, основанного на ресурсах сети, созданной в образовательных целях; организует эффективное изучение курса, проводит… … Словарь бизнес-терминов

    М.; = тьютер Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Тьютор - (англ. to tutor обучать, давать частные уроки, руководить, опекать, курировать) ключевая фигура в дистанционном обучении, человек, управляющий мышлением других. Тьюторская деятельность направлена на обучение профессионально занятых людей,… … Педагогический терминологический словарь

    тьютор - (2 м); мн. тью/торы, Р. тью/торов … Орфографический словарь русского языка

    тьютор - а, ч. Викладач, наставник, який допомагає студентам коледжу, університету найбільш оптимально побудувати навчальний процес … Український тлумачний словник

    ТЬЮТЕР [тэ]; ТЬЮТОР, а; м. [англ. tuter репетитор, наставник] Преподаватель, наставник, помогающий студентам колледжа, университета наиболее оптимально построить учебный процессЭнциклопедический словарь

    ТЬЮТОР - должность, соответствующая должности классного руководителя, но с функциями обеспечения благоприятных условий деятельности для каждого учащегося с целью их подготовки к выбору профессии на основе выявления способностей путем тестирования }