«Переход на новые образовательные стандарты»

«В учении нельзя останавливаться»
Сюнь-цзы

2015-2016 учебный год стал для нас началом перехода на новые образовательные стандарты на ступени основного общего образования. А значит, перед педагогами и школой в целом, ставятся новые задачи.

Планируя работу с новыми стандартами, я выяснила, что в соответствии с ФГОС меняется направленность педагогической деятельности. Основы обучения, реализуемые по новым стандартам, требуют от меня умения учить детей формировать своё мышление, свою учебную деятельность, умение добывать знания. Изменения в современной педагогике отличаются постоянной подвижностью и разнообразием. Мне, как учителю необходимо быстро и умело адаптироваться под создавшиеся условия, к изменениям в содержании образования. Большое значение имеет готовность саморазвиваться и стремление принять и понять новое, передовое.

Понять, готова ли я к работе по новым стандартам можно по следующим показателям: знание предмета, психологическая готовность реализации ФГОС, умение применять полученные знания.

Особенностью нового стандарта является системно - деятельностный подход. Целью - развитие личности на основе формирования УУД. Главное требование к условиям осуществления ФГОС - инновационный характер в структуре образования. В прошлое уходят традиционные представления результатов обучения в виде ЗУН. Немаловажно, что одной из особенностей нового стандарта является изменение учебных планов, появление внеурочной деятельности и индивидуальных планов обучения.

Работая с новым образовательным стандартом, необходимо планировать не только урок, но и вариативную деятельность ребенка. Для меня и всех педагогов стоит очень сложная задача, так как в большей мере приходится проектировать образовательную среду ученика и класса в целом, следовать за ходом мысли ученика, учить ребёнка добывать знания, самосовершенствоваться, самореализовываться.

Одним из сложнейших и обязательных условий реализации ФГОС является рефлексия на уроке. В словарях дается следующее определение: рефлексия - это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление, самоанализ, самооценка, "взгляд внутрь себя". Применительно к урокам, рефлексия - это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности.

Моя готовность к реализации ФГОС нового поколения характеризуется наличием соответствующих ценностных ориентаций, любовью к своей профессии, предмету.

В соответствии с требованиями профессионального стандарта, необходимо обладать определенными знаниями (компетенциями).

Социально-личностные компетенции : способность видеть в каждом ученике потенциально успешную личность, способность индивидуализировать образовательный процесс, способность понимать и принимать точку зрения других участников образовательного процесса, общая культура, эмоциональная устойчивость, позитивная направленность на педагогическую деятельность, уверенность в себе.

Постановка целей и задач педагогической деятельности : способность перевести тему урока в педагогическую задачу, способность ставить педагогические цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными способностями обучающихся.

Мотивация учебной деятельности : способность обеспечить успех в деятельности, компетентность в педагогическом оценивании, способность превращать учебную задачу в личностно значимую.

Информационная компетентность : глубокое знание своего предмета, качественное использование методов преподавания, знание психологических аспектов обучающихся, самообразование.

Разработка программ педагогической деятельности и принятие педагогических решений : способность разработать образовательную программу, выбрать учебники и учебные комплекты, способность принимать решения в различных педагогических ситуациях.

Компетенции в организации учебной деятельности : способность педагога к взаимопониманию, сотрудничеству, чувствовать интересы других участников образовательного процесса, оказывать помощь в обучении, позитивный настрой педагога, использование современных средств и систем организации учебно-воспитательного процесса.

При освоении новых ФГОС обнаружила ряд проблем, объединила их в три группы: общие, личностные и системные.

Общая проблема в неготовности к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС; изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

Личностные проблемы связаны с психологической неготовностью педагога к изменениям в традиционной, сложившейся педагогической деятельности. Нет осознания себя, как учителя «нового поколения».

Системные проблемы обусловлены неподготовленностью педагогов к выполнению требований ФГОС, в том числе недостаточностью опыта проектной и исследовательской деятельности.

Внедрение новых стандартов в полной мере зависит от мотивации на изменения в методах и приемах своей деятельности. Новое сознание, новая позиция, новое отношение к своей работе – вот основа успешной работы по ФГОС.

ПЕРЕХОД НА НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ: ЧТО ДОЛЖНО ИЗМЕНИТЬСЯ

В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ?

Почетный работник высшего профессионального образования РФ,

кандидат исторических наук, доцент, проректор по учебной работе,

Воронежский государственный педагогический университет

Одним из элементов модернизации российского образования является переход на новое поколение образовательных стандартов. С 1 сентября 2011 г. по Федеральным государственным образовательным стандартам начнут работать высшие и средние профессиональные учебные заведения, а также начальная школа. Для системы высшего образования РФ – это уже третье поколение стандартов, для школы – второе. История внедрения образовательных стандартов довольно долгая и имеет несколько этапов. В начале 1990 годов, у государства было ожидание, что с переходом на рыночную экономику в стране будет развиваться негосударственное образование. Возникал вопрос – как регулировать негосударственную сферу образования в условиях либерализации? Отсюда и возникла идея образовательных стандартов, как нормативных документов, которые должны будут регулировать сферу образования. Первые стандарты были разработаны для системы высшего профессионального образования, затем они распространились и на другие уровни образования.

Если посмотреть, какова история образовательных стандартов в западных государствах, то следует отметить, что до конца 90-х гг. XX в. в большинстве из них стандарты, как инструмент повышения качества образовательных результатов образования, не применялись. В ряде европейских стран реформа образования, основанная на стандартах, проводится в настоящее время. На десятилетие раньше, с середины 1980-х гг., стандарты образования начали внедряться в США.

Какими же факторами объясняется переход российского образования на ФГОС нового поколения и в чем их отличие от ныне действующих стандартов?

Прежде всего, это те существенные изменения, которые произошли в современном обществе в последнее время. «В условиях новой экономики, основанной на знаниях и высоких технологиях, в которой интеллект играет все более определяющую роль, быть эффективным, добиваться успеха способен только человек свободный, заинтересованный в своем постоянном развитии», – говорит министр образования и науки РФ А. Фурсенко. В этой связи возникает необходимость изменить парадигму: от «образования на всю жизнь» к «образованию через всю жизнь». Должна поменяться и роль учителя. Он не может быть только ретранслятором знаний. Его главная задача – сформировать у обучающихся такие компетенции, которые помогут им самостоятельно приобретать знания и уметь применять их в практической деятельности.

Задачи, стоящие перед современной школой, нашли отражение в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Одним из ее направлений является повышение качество образования, которое и должны обеспечить новые образовательные стандарты. Образовательный стандарт – это инструмент обеспечения качества образования подрастающего поколения.

Новые государственные образовательные стандарты общего образования подготовлены в Российской академии образования коллективом российских педагогов-ученых с привлечением практических работников . В основу разработки стандартов положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования. При этом стандарты разрабатывались как инструмент реализации государственной политики в образовании, обеспечивающие: сохранение единства образовательного пространства России; равенство и доступность образования при различных стартовых возможностях; преемственность ступеней общего образования.

Школьные образовательные стандарты базируются на двух основаниях. Это Фундаментальное ядро содержания общего образования и Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является идеологической и методологической основой новых школьных стандартов. Это принципиально новый для отечественной школы документ, в котором сформулированы система базовых общенациональных российских ценностей, требования к результату организации и условиям воспитания российских школьников, структуре и содержанию программ воспитания и социализации гражданина России. Разработчиками Концепции являются директор издательства «Просвещение» А. М. Кондаков, профессор кафедры педагогики Московского государственного открытого педагогического университета им. А. Я. Данилюк, директор института этнологии и антропологии РАН В. А. Тишков.

К числу базовых национальных ценностей российского общества этот документ относит: патриотизм, социальную солидарность, гражданственность, семью, здоровье, труд и творчество, науку, традиционные религии России, искусство и литературу, природу, человечество. Эти национальные ценности, по мнению авторов документа, должны определять идеологию содержания образования; основное содержание программ духовно-нравственного развития и воспитания молодых граждан России; содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации.

Требования определяют планируемые результаты начального общего образования, возможность достижения которых должна быть гарантирована всеми учреждениями, реализующими основные образовательные программы начального общего образования, независимо от их вида, местонахождения и организационно-правовой формы. Планируемые результаты являются обязательной составной частью основной образовательной программы начального общего образования.

Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Требования расписаны по образовательным областям, изучаемым в начальной школе, т. е. представлено, например, какую возможность достижения планируемых результатов дает конкретная предметная область "Русский язык" и т. п. Личностные и метапредметные результаты обучения достигаются через освоение всех предметов и внеклассную работу .

Личностные результаты обучения – это уровень сформированной ценностной ориентации выпускников начальной школы, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

Метапредметные результаты обучения – это освоенные при изучении нескольких или всех предметов универсальные учебные действия, межпредметные понятия.

Предметные результаты обучения – это освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Раздел «Требования к структуре основных образовательных программ» определяет, какой должна быть по содержанию и структуре основная образовательная программа, а также какова доля инвариантной и вариативной частей (для начальной школы обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования).

ФГОС определяет, что основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы:

2) планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

3) учебный план начального общего образования;

4) программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

5) программы отдельных учебных предметов, курсов;

6) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

7) программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

9) система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему нормативов и регламентов кадрового, финансового, материально-технического и иного обеспечения, необходимого для реализации основной образовательной программы и достижения планируемых результатов начального общего образования.

Резюмируя, выделим основные особенности новых образовательных стандартов:

1. Значительно расширены функции и круг пользователей ФГОС.

2. Впервые при разработке ФГОС выявлялись и учитывались потребности личности, общества и государства в общем образовании.

3. Изменилась структура стандарта (совокупность требований).

4. Системообразующей составляющей ФГОС стали требования к результатам освоения основных образовательных программ.

5. Изменилось представление об образовательных результатах (личностные, метапредметные, предметные).

6. ФГОС имеет методологическое основание (системно-деятельностный подход).

7. Ориентиром при построении содержания образования стали Фундаментальное ядро содержания общего образования и Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России.

8. Изменились методологические основы системы оценки достижения требований к результатам образования.

9. Значительно расширена часть ООП, формируемая участниками образовательного процесса.

10. Представлены широкие возможности реализации этнокультурной оставляющей ФГОС.

11. Предложена новая структура Базисного учебного плана, в состав которого включена внеурочная деятельность.

12. ФГОС декларирует необходимость создания условий для обучения детей с ограниченными возможностями.

2010 – Год учителя в России//Образование: цели и перспективы. 2010. № 10. С.91.


Общие. Общие проблемы заключаются в неготовности нас, педагогов к: - планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС; -синхронизации действий со всеми участниками образовательного процесса при введении ФГОС; -изменениям в профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС; - выявлению социального заказа с целью формирования комфортной развивающей образовательной среды.


Системные. Вытекают из неготовности педагога к реализации ФГОС с позиции выполнения его требований (трех «Т») к результатам, структуре программы, к условиям образовательного процесса. - недостаточность опыта проектной и исследовательской деятельности; - слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности; - неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений учеников (контрольно- оценочная деятельность часто остается полем деятельности педагога, учащиеся не стали субъектами контрольно-оценочной деятельности, которая является важным компонентом учебной деятельности);


Личностные (связанные с особенностями личности педагога). - психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии, а не осознанием себя как учителя «нового типа»; с неприятием идеологии ФГОС, консервативным мышлением в силу возраста или профессиональной усталости и др.; -дидактическая, обусловленная недостаточным уровнем теоретико- методологической подготовки в части изменений в технологии организации образовательного процесса, типологии уроков, организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и неаудиторной занятости; -организационно-нормативная, возникающая при отсутствии научной организации труда, практики работы с нормативно-правовыми документами, навыков командно-проектной работы; -профессиональная, определяемая неготовностью учителя к реализации в деятельности экспертно-аналитических, прогностических и организационных функций; Эти трудности возникли не потому, что учитель не хочет перестроиться, а потому, что ТРУДНО перестроиться.








Нет окончательного понимания сути изменений моей работы при введении ФГОС - непонятен процесс 18% Нет понимания того, к чему нужно стремиться в работе по новым Стандартам - непонятен результат 24% Нет возможности и обеспеченности средствами для реализации работы по ФГОС - отсутствуют условия 18% Нет обеспечения информацией и обмена опытом для реализации работы по ФГОС - отсутствует информация 65% Нет уверенности в собственных силах, знаниях и умениях для работы по ФГОС - отсутствие внутренних ресурсов 12%


Возможность изменить ситуацию в образовании к лучшему 42 Возможность проявить свои неиспользуемые таланты, новые подходы, инновации 16 Возможность научиться чему-то новому в профессии 47 Возможность доказать себе, что могу добиться успеха в любых условиях 5 Никаких перспектив не вижу 11 Какие перспективы от внедрения ФГОС Вы видите для себя?


Ознакомление с литературой по ФГОС 21% Общение с коллегами, в том числе из других школ 79% Методическая помощь от вышестоящих организаций 37% Посещение курсов, семинаров по обмену опытом, повышение квалификации 63% В чем (в какой помощи) Вы нуждаетесь при переходе к работе по ФГОС


В ком (в чем) Вы видите источник помощи в процессе реализации новых Стандартов? Проранжируйте предложенные субъекты (1 самый действенный источник… 6 самый бесполезный источник) 1.Администрация лицея 2.Коллеги, в т.ч. из других школ 3.Психолог 4.МИМЦ 5.Управление образованием


Применяете ли Вы в работе с детьми принципы деятельностного подхода, требуемого новыми Стандартами? Да - 89% Нет - 11% Приведите примеры деятельностного подхода в соей работе: Работа с информацией Само-взаимоконтроль Взаимопроверка Консультанты Целеполагание Смысловое чтение Работа в парах, в группах Выход за рамки своего предмета Самостоятельное «открытие детьми» нового знания Проектная деятельность Исследование


Понимание учителем результата занятия. Владение учителем инструментом оценивания для оценки нового результата. Организация учителем групповой работы учащихся: как делить на группы, распределение ролей в группе, нормы работы в группе. Разработка практико-ориентированных, проблемных и т.д. заданий самим учителем/группой учителей. Наличие разных вариантов помощи учащимся при организации их самостоятельной работы над заданием. Понимание уровня и способов работы с информацией для учащихся. Подготовка разных вариантов источников информации для организации самостоятельной работы. Создавать условия (не мешать) для самостоятельного выбора учащимися заданий и форм его выполнения. Сотрудничество с коллегами не только своего предмета: эксперты по тем или иным вопросам, наблюдатели за работой групп и т.д. Увеличение доли самостоятельной работы школьников. Уменьшение доли фронтальных форм работы на уроке.

Переход на новые образовательные стандарты в 5-6 классах. Какие изменения у педагога, у детей (из опыта работы).

« Если мы будем учить сегодня так,

как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи.

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности .

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении, в том числе и по математике.

В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.

Важность проблемы – развитие творческих способностей учащихся - обусловлена, на мой взгляд, двумя основными причинами. Первая из них – падение интереса к учебе. Вторая причина в том, что даже те ученики, которые, казалось бы, успешно справляются с программой, теряются, как только оказываются в нестандартной ситуации, демонстрируя свое полное неумение решать продуктивные задачи. Поэтому главное для себя как учителя математики вижу не только и не столько в том, чтобы передать ученикам определенный объем знаний, а в развитии творческих возможностей, продуктивного мышления ребенка. Для этого стремлюсь поддерживать и развивать интерес к предмету; формировать приемы продуктивной деятельности, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и т.д.; прививать навыки исследовательской работы; развивать логическое мышление, пространственное воображение учащихся; учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (Интернет, медиаресурсы, ЦОРы); показывать практическую направленность знаний, получаемых лицеистами на уроках математики; учить мыслить широко, перспективно, видеть роль и место математики в общечеловеческой культуре, ее связь с другими наукам.

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально.

Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности.
В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.

Плохо ли это? или нет? Для ответа на этот вопрос мне бы хотелось сравнить современный урок с традиционным.

Традиционный и современный уроки различаются по следующим показателям: цели урока, роли и функции учителя на уроке, изменения отношений между учителем и учащимися, логика построения процесса обучения, использование межпредметных связей, внедрение коллективной учебной деятельности.

Цели традиционного урока направлены на усвоение знаний и умений, вопросы же воспитания осуществляют спонтанно. Цели современного урока –формирование и развитие личности с использованием всех компонентов образования.


Традиционный урок


Современный урок


На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.


На современном уроке происходит интегрирование материала, используются разнообразные формы построения урока


Традиционный урок не дает четкое внутренне разграничение учебного материала и отдельных частей урока.

Учитель выступает в роли передатчика знаний.

Ученик играет пассивную роль.

Ученик не участвует в конструировании урока.

Акцент делается на память, заучивание и повторение.

Учитель постоянно оценивает знания учеников.

Преобладает ориентация на академические (всеохватывающие) образцы формирования знаний.

Применяется постоянная проверка знаний учеников.

Акцент делается на соревновательность между учениками.

Обучение происходит в рамках класса.

Слабый акцент на творческое начало.

Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом.


Учитель выступает в роли организатора.

Ученик играет активную роль.

Ученик участвует в конструировании урока.

Акцент делается на самостоятельное добывание знаний.

Постоянное применение поощрений и наказаний необязательно.

Формирование знаний происходит по свободной системе.

Проверка знаний осуществляется не с такой систематичностью.

Акцент делается на совместную коллективную работу учеников.

Обучение не ограничивается только классом.

Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.

Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.

Практическая направленность учебного процесса.

Включение в содержание урока упражнений творческого характера.

Создание условий для проявления самостоятельности учащихся

Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.

Включение компьютеров в педагогические технологии.

Из данной сравнительной таблицы видно, что современный урок во многом превосходит традиционный. И если мы хотим воспитать современную Личность, то мы должны это делать современными методами.

Рассмотрим фрагмент урока по математике.


С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html . Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223 .

Какие требования выдвигает новый ФГОС НОО?

Стандарт выдвигает три группы требований:

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта?

Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.

Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.

Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся».

Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

Какие требования к результатам обучающимся устанавливает Стандарт?

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  • личностным , включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
  • метапредметным , включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
  • предметным , включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

Пример:

Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста.

Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.

Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

Что изучается с использованием ИКТ?

Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни, понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать и важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.

Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.

Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.

В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.

В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

Что такое информационно-образовательная среда?

Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.

Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).

Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.

Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.

Когда образовательные учреждения переходят на новый Стандарт начального образования?

Переход на новый Стандарт проходит поэтапно. В 2010-2011 учебном году Стандарт вводится в 1-х классах четырёх пилотных школ Туринского городского округа (№ 1,2,3, Ленская СОШ). С 1 сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях РФ (в 1 классах) введение Стандарта является обязательным.

Обращаем ваше внимание на то, что каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя).

Продолжительность уроков в начальной школе:

  • в 1 классе – 35 минут (при невозможности организовать специальное расписание звонков для 1 класса, активная фаза урока продолжается не более 35 минут);
  • во 2-4 классах – 40 минут (по решению общеобразовательного учреждения).

Продолжительность учебного года:

  • в 1 классе – 33 учебные недели;
  • во 2-4 классах – 34 учебные недели.

Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале).

Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся определяется учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает:

  • обязательные учебные занятия, объемом 20 часов в неделю;
  • внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 10 часов в неделю.
  • < Назад
  • Вперёд >