Если вы впервые заметили у себя проблемы со зрением, не стоит торопиться и приобретать очки в не предназначенных для этого местах (рынки, стойки в супермаркетах, продажа с рук). Прежде чем заказывать очки, следует обязательно записаться на консультацию к офтальмологу: специалист определит причины, которые привели к снижению зрения, и только после этого выпишет рецепт. Если раньше вы уже имели проблемы со зрением, но сейчас стали видеть еще хуже, или зрение ухудшилось с возрастом – вы можете обратиться в оптику, предоставляющую услугу консультации офтальмолога или специалиста по подбору очков - оптометриста.

Проверка остроты зрения

Перед подбором очков всегда производится проверка зрения. Современные клиники и салоны оптики оснащены авторефрактометром - он позволяет ориентировочно определиться с остротой зрения. Однако для получения рецепта на очки этого недостаточно - врач должен провести еще ряд обследований.

Оценка остроты зрения производится по специальным таблицам или с помощью проектора. При этом изображенные знаки находятся на расстоянии пяти метров от пациента. Сначала проверяется острота зрения справа, затем исследуется левый глаз. Следует перечислить все знаки сначала в самой верхней строке, затем каждой последующей. Острота зрения без коррекции определяется последней строкой, которую пациент в состоянии прочитать: вторая строка - 0,2; седьмая - 0,7 и т.д.

После того как врач определится с остротой зрения без коррекции, он предлагает пациенту надеть пробную оправу, в которую по очереди вставляются линзы с разной степенью преломления, до достижения максимальной для каждого глаза остроты зрения. Линзы берутся собирательные (+) или рассеивающие (-) в зависимости от полученных на приборе результатов. Если в салоне нет авторефрактометра, то полярность линз подбирается эмпирически: пробуют слабую плюсовую и минусовую - подходит та полярность, с которой зрение улучшается.

Для близоруких пациентов подбирается линза с минимальной преломляющей силой, при которой будет наибольшая острота зрения; при - наоборот, с максимальным преломлением. Сначала по очереди подбирают линзу так, чтобы острота зрения стала 0,8 для каждого глаза; затем вставляются обе линзы - бинокулярно острота зрения должна быть около 1,0. Если же острота зрения обоих глаз отличается, то максимальная разница преломляющей силы линз не должна быть более 3 Дптр, а может быть и меньше - в зависимости от реакции пациента. Для того чтобы убедиться в нормальной переносимости подобранных линз, следует дать возможность пациенту не снимать их некоторое время, свободно передвигаться по кабинету, почитать.

Видео о том, как подобрать очки по форме лица

Коррекция астигматизма

Наиболее сложной задачей для врача является коррекция . Для этого используются цилиндрические линзы, требующие длительного привыкания. При высокой степени астигматизма подбор линз проводится постепенно в течение длительного времени, начиная с более слабых. Для определения остроты зрения при астигматизме и подбора очков обычно используется фороптер - специальное дополнение к офтальмологическому прибору для диагностики.

Что касается подбора очков для чтения, то для этого используют другие таблицы - для диагностики зрения вблизи. Правила подбора линз здесь такие же: сначала проверяют правый глаз, затем левый, и в конце - зрение обоих глаз (бинокулярное). Необходимо ориентироваться примерно на 5 текст данных таблиц, но окончательное решение принимается с учетом пожеланий пациента.

При проведении подбора бифокальных и прогрессивных очков необходимо диагностировать остроту зрения и вблизи, и вдаль; разница между этими параметрами не должна быть более 3 Дптр, а острота зрения должна быть оптимальной и для дали, и для близких расстояний.

Измерение межзрачкового расстояния

После того как подобраны линзы необходимой преломляющей силы, доктор измеряет межзрачковую дистанцию. Для этого используется прибор пупиллометр; если его нет - обычная линейка. Замер производится по специальной методике. В очках для дали это расстояние должно на 2мм превышать параметр для очков для чтения. Если межзрачковое расстояние измерить неправильно, то при изготовлении очков в них будет нарушена центровка, и их ношение будет доставлять дискомфорт.

Рецепт на очки

После подбора всех параметров офтальмолог выдает рецепт, в котором будут указаны все необходимые данные: сила линз (сферических или цилиндрических, с указанием осей), расстояние между , цель (для дали, близи, постоянного использования). Следует хранить все рецепты, выписываемые офтальмологом, для контроля изменений остроты зрения.

Подбор линз должен осуществлять непременно врач высокой квалификации, потому что при несоблюдении всех необходимых условий ношение очков может вызывать значительный дискомфорт и переутомление, ухудшать зрение, провоцировать головную боль.

Где подбирать очки

Выписать рецепт, подобрать оправу и заказать линзы можно и в обычной оптике. Но, в данном случае, нет никакой гарантии того, что персонал (который, зачастую не обладает высшим медицинским образованием) установит, что причина снижение зрения это именно нарушение , а не серьезное заболевание глаз. Поэтому, рекомендуем обращаться в специализированные глазные клиники - это исключит вероятность ошибки и сохранит Вам зрение!

Не все носят линзы для коррекции зрения, а также не каждый согласится на операцию глаз, поэтому очки для зрения все еще актуальны в наше время. Как же подобрать мужские очки для зрения, чтобы выглядеть в них солидно и стильно?

На что следует обращать внимание при выборе?

Мужчины достаточно требовательно относятся к аксессуарам, поэтому оправа для очков должна отвечать основным запросам владельца. А именно она должна быть практичной, удобной и долговечной.

Далеко не каждому идет крупная оправа, она массивно смотрится на лице, утяжеляет его. Поэтому чаще всего мужчины предпочитают тонкие металлические оправы, которые выглядят легко и изящно. Однако тут многое зависит от диоптрий, ведь толстые линзы не всегда красиво выглядят с такой оправой. Необходимо учитывать и это, прежде чем делать заказ на очки.

На что еще обращаем внимание при покупке мужских очков для зрения :

  • Наличие пружинных петель. Данная вещь помогает защитить очки от растяжения при ношении;
  • Гибкая оправа и сами дуги очков, чтобы очки не могли разбиться;
  • Стоит обратить внимание на дужки очков, чтобы они комфортно сидели на голове;
  • Длина заушников тоже имеет значение, ведь в этом случае оправа не спадет;
  • Нужно посмотреть, как сидят очки на переносице. Не спадают ли они при наклоне.

и другие особенности оправы позволят носить ее в любых ситуациях, невзирая на погодные условия, время суток и профессию мужчины. Тем, кто вынужден носить очки постоянно очень важно, чтобы материал был прочным. Это может быть из титана, нержавеющей стали и других гибких материалов.

Очки должны быть легкими, подходящими по строению к лицу, ведь мужчины чаще имеют широкие скулы, крупные черты, поэтому очки должны придавать интеллигентности образу, мужественности, а не делать его нелепым и смешным. Именно поэтому каждую оправу нужно мерять, а подбор линз должен делать врач, исходя из качества зрения пациента.

Какие оправы для мужчин особенно востребованы

  • Авиаторы или очки с двойными дугами;
  • Широкие стекла и оправы. Однако для маленького лица больше подойдут обычные круглые очки в стиле Леннона;
  • Очки без оправы, которые держатся за счет винтиков и прозрачного нейлона. Очень стильно эти очки смотрятся с антибликовыми линзами.

Мода переменчива, и сегодня популярны как титановые оправы, так и пластиковые. Последние больше относятся к ретро стилю, титан более современен, но очень много зависит от черт лица человека, поэтому нужно обязательно примерять очки. Особенно это важно тем, кто связан на работе с постоянными контактами с людьми.

Так бизнесменам и начальникам необходимо обязательно соблюдать не только имидж, но и вызывать доверие, поэтому очки должны быть практически незаметны на лице. Массивная оправа старит, закрывает глаза, она делает человека сухим и недоступным. Очки без оправы делают лицо открытым, а антибликовые стекла оправу незаметной.

Даже если очки стоят дорого, не стоит жалеть на них средств. Это вклад в свою презентабельность, успех.

Размеры для оправы, для чего нужны и как посмотреть?

У каждой оправы есть индивидуальные размеры. Не каждый обращает внимание на цифры, которые расположены на внутренней стороне. Однако они имеют значение. Например, 140- длина дужек оправы. 19- размер моста, или расстояние ширины спинки носа. 48- размер стекол. Чтобы очки сидели идеально, нужно, чтобы параметры человека и оправы совпадали. Именно поэтому подбор очков должен осуществляться мастером.

Для какого лица, какая оправа подходит

Прежде всего, необходимо определиться с формой лица:

  1. Квадратное лицо требует очков круглой формы, а также отлично будут смотреться авиаторы или стекла без оправы;
  2. Для круглого лица наоборот, оправа может быть квадратной и прямолинейной. Отлично смотрятся цветные оправы из пластика;
  3. Лицу в форме сердца лицу подходят очки без оправы или круглые стекла;
  4. Овальному и удлиненному лицу неплохо будет с похожей низко расположенной оправой прямоугольной формы.

Выбирая форму оправы, опирайтесь на собственные ощущения, ведь даже выполняя рекомендации стилистов каждое лицо индивидуально, и требует обязательной примерки очков. Если покупаете в интернет бутике воспользуйтесь виртуальной примеркой оправы, такие услуги часто предоставляются в магазинах.

Цветные оправы, кому они подходят

Зачастую магазин предлагает не только необычную форму оправы, но и разнообразную расцветку. Как быть, и покупать ли такой аксессуар. Если хочется выглядеть модно, то почему бы нет. Однако цветные очки подойдут молодым людям до 30 лет, с определенным видом занятий и кругом общения.

Например, их можно носить художникам или дизайнерам, журналистам или работающим в шоу бизнесе.

А вот деловым людям лучше выбирать сдержанные расцветки очков и прозрачные стекла. Тут очень важны контакты с глазами человека.

Диоптрии, кому доверить подбор

Выяснить близорукий человек или у него дальнозоркость должен врач. Кроме этого многие люди страдают астигматизмом. Именно поэтому лучше всего сходить в поликлинику к офтальмологу, в салонах точного подбора очков могут не сделать. После этого с рецептом можно идти выбирать оправу и заказывать очки.

Не стоит приобретать готовые очки, даже если их стекла имеют похожие значения. Даже разница в несколько миллиметров может привести к ухудшению зрения, если использовать их постоянно.

Когда очки нужны срочно и выхода нет, то возьмите готовые, но более слабые диоптрии, и замените их при первом удобном случае.

Очки для чтения, дали, работы за ПК

Если нужны очки для чтения, а они чаще всего плюсовые, то обязательно наденьте их и посмотрите, комфортно ли в них читать. Некоторые предпочитают очки с двойным стеклом, оправа включает в себя диоптрии для дали и для работы с бумагами. Это очень удобно, но, к сожалению не все могут привыкнуть к таким очкам, так как глаз постоянно должен адаптироваться к сложной линзе.

В этом случае нужно приобрести отдельные очки для чтения и для постоянного ношения, работы за компьютером.

Линзы, что нужно знать о них

При выборе линз для очков стоит обратить внимание на их материал. Бывают стеклянные и пластиковые линзы. Стекло имеет такие преимущества как:

  1. Прочность;
  2. Долгий срок службы;
  3. Отличный коэффициент преломления.

Стекло меньше царапается, но обращаться с ним придется довольно бережно. В отличие от пластика линза не потеряет своих свойств со временем. Конечно, стекло сложнее обрабатывать, трудно сохранить, они имеют больший вес, но качество картинки перед глазами безупречно. Разумеется, офтальмологи посоветуют не экономить и заказать стеклянные линзы.

Линзы бывают бесцветными, фотохромными и тонированными. Фотохромные могут затемняться на солнце и светлеют в помещении. На линзы также может быть нанесено специальное покрытие: просветляющее, водоотталкивающее, упрочняющее, многофункциональное.

Просветляющее уменьшает блики, водоотталкивающее предохраняет от запотевания и осадков. Упрочняющее покрытие помогает предохранить от поломки при падении и других механических воздействиях. Многослойные мультифункциональные покрытия объединяют все выше перечисленные функции.

При выборе линз клиент может опираться на рекомендации специалистов или собственные предпочтения.

Рассмотрим плюсы и минусы стекла и пластика

  1. Пластик – легкий, не бьется при падении, отлично подходит для занятий спортом, защищает от УФ лучей. Минусы: мутнеет со временем, покрывается царапинами.
  2. Стекло – не царапается, защищает от УФ лучей, отлично выдерживает перепады температур, дает прекрасное качество картинки, не мутнеет со временем. Минусы: дорогое, запотевает, хрупкое, травмо опасное, тяжелое.

Очки выполняют сразу несколько функций. Они являются защитой для глаз, помогают улучшить зрение и создают имидж.

Для детей рекомендуют только пластик, а вот взрослые должны отдать предпочтения стеклу. Особенно, если это очки для работы или учебы. Можно иметь и другую оправу про запас, на случай, если первая выйдет из строя, но все-таки дорогие качественные очки не только придадут статусность мужчине, но и сделают его привлекательным.

Не стоит бояться носить очки, они очень даже идут людям, особенно если выбраны правильно. Оправа может придать элегантность, стиль, особый шик. Мужчина кажется солиднее, умнее, привлекательнее.

На данный момент у многих людей присутствуют разнообразные проблемы со зрением. Чтобы выполнить качественную коррекцию зрения, вам потребуются очки. Чтобы этот прибор выполнял качественную коррекцию, вам потребуется осуществить подбор очков для зрения.

Правильный подбор очков для зрения

В этой статье мы постарались рассказать, как подобрать очки для зрения и рассказали все детали. После обращения к офтальмологу он будет использовать специальное оборудование, которое поможет подобрать качественную продукцию.


Проверка остроты зрения

Чтобы выполнить правильный подбор очков для зрения, сначала необходимо определиться с остротой. Авторефрактометр поможет подобрать оптимальные показатели остроты зрения. Доверять все компьютеру не рекомендуется. Дополнительную проверку должен выполнить специалист.

Важно знать! Заказывать очки только по результатам компьютерного исследования недопустимо.

Проверить остроту зрения также можно по таблице или с помощью специального проектора знаков с расстояния 5м. Каждый глаз необходимо проверять по отдельности. Начинать подбор очков для зрения нужно с правого глаза.

Затем с помощью специальной оправы специалисты приставляют плюсовые или минусовые линзы. Подборка очков для зрения в этом случае будет происходить в зависимости от показателей авторефрактометра.


Острота зрения - важный параметр при выборе очков

Подбирать линзы необходимо только последовательно. Если у вас существует проблема близорукости, тогда назначают линзу, которая будет иметь минимальную силу преломления. При дальнозоркости наоборот будет подбирать линза с максимальными показателями. Острота зрения обоих глаз в обязательном порядке должна составлять 0.9-1.0.

Иногда можно столкнуться с проблемой, когда зрение правого и левого глаза будет отличаться. Максимально допустимая разница в диоптриях ни в коем случае не должна превышать показатель в 2-3 Дптр. В этом случае все будет зависеть от индивидуальной переносимости пациента. Если у человека возникают проблемы близорукости и дальнозоркости, тогда ему могут назначить .

Коррекция астигматизма

Наиболее сложной задачей для каждого специалисты является подбор коррекции при астигматизме. Основная сложность заключается в том, что необходимо привыкание. Соответственно, при высоких степенях астигматизма, вам могут назначить слабые линзы, а затем их эффект будет постепенно усиливаться. Вместо пробной оправы может использоваться специальная приставка к офтальмологическому диагностическому комплексу – фороптер.


Подбор коррекции астигматизма

При подборе очков для зрения офтальмологи используют специальную таблицу для проверки зрения вблизи. Подбор будет осуществляться по тем же правилам, что и для дали. Если пациент желает подобрать бифокальные очки, тогда зрение будет проверяться, как для дали, так и для близи. Оптическая сила в этом случае не должна превышать 2-3 Дптр. Где проверить зрение и подобрать очки? Это распространенный вопрос, который задает себе практически каждый пациент. Осуществить подбор смогут офтальмологи или специализированные центры, где осуществляется продажа.

Измерение зрачкового расстояния

После подбора коррекции специалисты начнут измерять межзрачковое расстояние. Обычно расстояние измеряют с помощью обычной линейки. Естественно на сегодняшний день существует определенная техника, которая позволяет выполнить измерение расстояния между зрачками. Как правило, расстояние вдаль будет на 2 мм больше, чем вблизи.


Определение межзрачкового расстояния

Рецепт на очки

После проверки всех необходимых показателей офтальмолог или оптометрист выпишет рецепт, в котором будет указано:

  1. Данные пациента.
  2. Оптическая сила оптических или цилиндрических линз.
  3. Цель назначения очков.

Оптотипы - это специальные таблицы, на которых изображены разнообразные символы

В некоторых случаях специалисты также могут указывать дополнительные показатели. Все рецепты, которые выписывает специалист выбрасывать не рекомендуется. Они необходимы для того, чтобы в дальнейшем вы могли взять рецепт и посмотреть, как изменилось зрение на протяжении определенного периода. Неправильно подобранные очки могут вызвать ряд проблем и поэтому перед выбором консультируйтесь только с настоящими профессионалами.

Цена ошибки

Иногда можно столкнуться с проблемой, когда выбор очков для зрения был сделать совершенно неправильно. Если вы столкнулись с подобной проблемой и дальше продолжаете использовать очки для зрения, тогда постепенно будет начинаться процесс привыкания. В результате этого организм будет пытаться компенсировать оптические искажения ценой переутомления глаз. Соответственно уже через несколько дней использования подобных очков вы можете заметить головную боль, а также дальнейшее ухудшение зрения.

Теперь вы точно знаете, как выбрать очки для зрения. Этот процесс не составит никакого труда, если вы тщательно изучите все рекомендации специалистов. Надеемся, что эта информация действительно была полезной и интересной.

1. Характеристика памяти, ее сущность, значение в жизни человека 3
II. Составить таблицу «Виды воображения» и схему «Способы создания образов воображения» 8
III. Решить практические задачи 9
IV. Определить особенности сенсорного развития дошкольников 13
V. Составить рекомендации по развитию мышления дошкольника 16
VI. Решить тесты по теме «Деятельность» 19
Список литературы 20

I. Дать характеристику памяти, ее сущность, значение в жизни человека

Память – это запечатление, сохранение и воспроизведение следов прошлого опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызывающие их явления исчезли» . Она имеет очень большое значение в жизни и деятельности человека. Благодаря памяти человек имеет представления о воспринятых ранее вещах или явлениях, в результате чего содержание его сознания не ограничивается наличными ощущениями и восприятиями, но включает в себя и приобретенные в прошлом опыт и знания. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Она связывает прошлое, настоящее и будущее человека, обеспечивает единство его психики, придавая ей индивидуальность, пронизывает все стороны его существования, проявляет себя в разных формах и на разных уровнях его функционирования, включается во все виды его деятельности, поскольку, действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт.
Без памяти не было бы ни знаний, ни навыков. Не было бы психиче-ской жизни, смыкающейся в единстве личного сознания, и невозможен был бы факт непрерывного учения, проходящий через всю нашу жизнь и делающий нас тем, что мы есть . Без памяти было бы невозможно не только нормальное функционирование отдельного индивида и общества в целом, но и дальнейший прогресс человечества.
Память – это основное условие психической жизни. Память – это си-ла, которая лежит в основе всего психического развития. Не будь в самом деле этой силы, каждое действительное ощущение, не оставляя по себе следа, должно было бы ощущаться и в миллионный раз своего повторения точно так же, как и первый, – уяснение конкретных ощущений с его последствиями и вообще психическое развитие было бы невозможностью». Без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожден-ного .
Память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, со-хранения и воспроизведения информации. Человеческая память – это процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания ; это одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию ; это способность к воспроиз-ведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения .
Основными функциями памяти являются запоминание информации, ее сохранение или забывания, а также последующего воспроизведения сохраненной информации.
Запоминание – это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации. По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное). Непреднамеренное запоминание – это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приемов и проявления волевых усилий. Произвольное запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель – запомнить некую информацию – и использует специальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить.
Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение может быть динамическим и статическим. Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти, а статическое – в долговременной. При динамическом сохранении материал изменяется мало, при статическом, наоборот, он обязательно подвергается реконструкции и определенной переработке .
Воспроизведение – это процесс восстановления прежде воспринятого. Воспроизведение является результатом и запоминания, и сохранения. Вос-произведение – не есть простое механическое повторение запечатленного, а реконструкция, т.е. мыслительная переработка материала: изменяется план изложения, выделяется главное, вставляется дополнительный материал, известный из других источников . Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное – это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации. Произвольное воспроизведение – целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.
Забывание – естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. Забывается в пер-вую очередь то, что не применяется, не повторяется, что перестает быть для человека существенным. Забывание может быть полным и частичным, длительным и временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести. Длительное забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Часто забывание бывает временным, когда человек не может воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его.
Для успешности трудовой, учебной и других форм индивидуальной деятельности человека имеют значение различные параметры памяти: а) объем памяти; б) скорость запоминания; в) прочность сохранения усвоенного материала; г) точность и скорость воспроизведения; д) готовность памяти к быстрому воспроизведению материала в нужный момент .

Память – интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности.

Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения – основное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой. Память интегрирует жизненный опыт, обеспечивает непрерывное развитие человеческой культуры и индивидуальной жизнедеятельности. На основе памяти человек ориентируется в настоящем и предвидит будущее.

Память – это процесс запечатления, сохранения, изменения, воспроизведения, узнавания и утраты прошлого опыта, к-ыйделает возможным его использование в деятельности и/или восстановление его в сфере сознания.

Память – это психический механизм ориентации человека как во внешнем, так и во внутреннем, субъективном мире, механизм локализации событий во времени и пространстве, механизм структурного самосохранения личности и ее сознания. Нарушения памяти означают нарушения личности.

Значение памяти в жизни человека очень велико. Абсолютно все, что мы знаем, умеем, есть следствие способности мозга запоминать и сохранять в памяти образы, мысли, пережитые чувства, движения и их системы. Человек, лишенный памяти, как указывал И.М. Сеченов, вечно находился бы в положении новорожденного, был бы существом, не способным ничему научиться, ничем овладеть, и его действия определялись бы только инстинктами. Память создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения и навыки, без чего не мыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность, чем больше человек знает и умеет, т.е. чем больше хранится у него в памяти, тем большую пользу он сможет принести обществу.

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим. Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Не помня о том, что с ним было, организм просто не смог бы совершенствоваться дальше, так как то, что он приобретает, не с чем было бы сравнивать и оно бы безвозвратно утрачивалось.

17. Теории памяти в различных направлениях и школах психологии

Одной из первых психологических теорий памяти, что до сих пор не утратила научного значения, была ассоцианистская теория . Исходным для нее стало понятие ассоциации, что означает связь, соединение. Механизм ассоциации состоит в установлении связи между впечатлениями, что одновременно возникают в сознании, и его воспроизведении индивидом.

Основными принципами создания ассоциаций между объектами являются: совпадение их влияния в пространстве и времени, сходство, контраст, а также их повторения субъектом. В. Вундт считал, что память человека состоит из трех видов ассоциаций: вербальных (связи между словами), внешних (связи между предметами), внутренних (логические связки значений). Словесные ассоциации рассматривались как важнейшее средство интериоризации чувственных впечатлений, благодаря чему они становятся объектами запоминания и воспроизведения.

Отдельные элементы информации согласно ассоцианистской теории, запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых связях с другими. В частности установлено, как изменяется количество элементов, которые запоминаются, в зависимости от повторений ряда элементов и распределения их во времени, и как хранятся в памяти элементы ряда, которые запоминаются, в зависимости от времени, которое прошло между заучиванием и воспроизведением.

Благодаря ассоцианистской теории были открыты и описаны механизмы и законы памяти. Например закон забывания Г. Еббингауза . Он сформулирован на основе опытов с запоминанием трипитерных бессмысленных слогов. Согласно этому закону после первого безошибочного повторения серии таких составов забывание происходит достаточно быстро. В течение первого часа забывается до 60% всей полученной информации, а через 6 дней - свыше 80%.

Слабой стороной ассоцианизма стал его механизм, связанный с абстрагированием от содержательной, мотивационной и целевой активности памяти. Не учитывается, в частности, избирательность (различные индивиды не всегда запоминают взаимосвязанные элементы) и детерминированность (некоторые объекты сохраняются в памяти после однократного восприятия крепче, чем другие - после многократного повторения) памяти.

Решительной критике подвергалась ассоцианистская теория памяти от гештальтпсихологии . Исходным в новой теории было понятие "гештальт " - образ как целостно организованная структура, которая не сводится к сумме его частей. В этой теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, доведение его до целостности, организации в систему при запоминании и воспроизведении, а также роль намерений и потребностей человека в процессах памяти (последнее объясняет избирательность мнемических процессов).

В исследованиях, которые основывались на гештальт теории памяти установлено немало интересных фактов. Например феномен Зейгарник : если людям предложить серию заданий, а через некоторое время прервать их исполнение, то оказывается, что впоследствии участники исследования почти вдвое чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные. Объясняется это явление так. При получении задания у исследуемого возникает потребность его выполнить, которая в процессе выполнения возрастает (такую потребность научный руководитель эксперимента Б. В. Зейгарник К. Левин назвал квазипотребностью ). Эта потребность полностью реализует себя, когда задание выполнено, и остается неудовлетворенной, если оно не доведено до конца. Мотивация благодаря связи с памятью влияет на избирательность последней, сохраняя в ней следы незавершенных заданий.

Память в соответствии с этой теорией существенно определяется строением объекта. Известно, что плохо структурированный материал запомнить очень трудно, тогда как хорошо организованный запоминается легко и почти практически без повторов. Когда материал не имеет четкой структуры, индивид часто разделяет или объединяет его путем ритмизации, симетризации т.д. Человек сам стремится перестроить материал для того, чтобы он лучше мог его запомнить.

Но не только организация материала определяет эффективность памяти. Гештальтисты не исследовали четких взаимосвязей между объективной структурой материала, активностью субъекта и производительностью памяти. Одновременно важнейшие достижения этой теории - изучение памяти в связи с перцептивными и другими психическими процессами - сыграли важную роль в становлении ряда психологических концепций.

Бихевиористическая теория памяти возникла на почве стремления внедрить в психологию объективные научные методы. Ученые бихевиористы сделали большой вклад в развитие экспериментальной психологии памяти, в частности, создали много методик, которые позволяют получить ее количественные характеристики. Используя схему условного рефлекса, разработанную И. П. Павловым ("стимул-реакция"), они стремились установить законы памяти как самостоятельной функции, абстрагируясь от конкретных видов деятельности человека и максимально регламентируя активность исследуемых.

В бихевиористической теории памяти подчеркивается роль упражнений, необходимых для закрепления материала. В процессе закрепления происходит перенос навыков - позитивное или негативное влияние результатов предыдущего обучения на дальнейшее. На успешность закрепления влияет также интервал между упражнениями, мера сходства и объем материала, степень научения, возраст и индивидуальные различия между людьми. Например, связь между действием и его результатом запоминается тем лучше, чем больше удовольствия вызывает этот результат. И наоборот, запоминание слабеет, если результат окажется нежелательным или безразличным (закон эффекта за Э. Торндайком).

Достижения этой теории памяти содействовали становлению программированного обучения, инженерной психологии, ее представители считают бихевиоризм практически единственным объективным подходом к исследуемым явлениям.

Взгляды на проблему памяти сторонников бихевиоризма и ассоцианистов оказались очень близкими. Единственное существенное различие между ними заключается в том, что бихевиористы подчеркивают роли упражнений в запоминании материала и много внимания уделяют изучению работы памяти в процессе обучения .