В России эпоха Просвещения занимает преимущественно вторую половину XVIII века, когда правительство активно способствовало развитию наук и искусств. В этот период возникли первые российские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса. Наибольший вклад в российское Просвещение принадлежит Екатерине Великой, которая, как и прочие просвещенные монархи, играла ключевую роль в поддержке искусств, наук и образования. Хотя в России, как и в других европейских странах, в эту эпоху произошли существенные перемены, отличие России от западного Просвещения состоит в том, что здесь не только не произошло сдвига общественного мнения в сторону развития либеральных идей, но напротив, они были встречены крайне настороженно. В особенности русское дворянство сопротивлялось нападкам на крепостничество. Тем не менее восстание Пугачёва и Великая французская революция породили иллюзии предстоящих политических перемен и оказали значительное влияние на интеллектуальное развитие российского общества. Место России в мире в эту эпоху активно обсуждали Денис Фонвизин, Михаил Щербатов, Андрей Болотов, Иван Болтин и Александр Радищев. В дальнейшем эти дискуссии породили раскол русского общества на западников и славянофилов. (см. )

Петр I. Идеи Просвещения вначале были восприняты знаменитым царем-реформатором Петром I и его сподвижниками. Этими идеями вдохновлялись проповеди Феофана Прокоповича, сатиры Антиоха Кантемира и историография Василия Татищева. (см. , )

В начале царствования Петра Великого школы в России были предназначены для обучения лиц духовного звания. Он предпринял усилия для организации в России школ западного образца. Одной из первых была навигацкая школа в Москве, созданная в 1701 г. для подготовки кадров вновь построенного русского флота. В 1715 г. для той же цели была открыта морская академия в Петербурге. В 1707 г. в Москве появилась медицинская школа при военном госпитале, в 1715 г. -- инженерная школа и в том же году в Петербурге -- артиллерийская. В 1720х годах в России насчитывалось до полусотни школ в провинциальных городах, по большей части начальных, в которых выпускники Московской навигацкой школы преподавали «цыфирные науки».

Школа математических и навигационных наук была открыта в Москве в 1701 году. Это было первое реальное училище в Европе. Другое, открытое в 1708 году в Галле (Германия) реальное учебное заведение, называвшееся «Математическое, механическое и экономическое реальное училище», было частным, имело мало учеников (12 человек) и просуществовало всего несколько лет.

Московская школа, функционировавшая в течение первой половины XVIII века, была государственной, в ней обучалось ежегодно не менее 200, а иногда до 500 учащихся. Большое количество учащихся принадлежало к «низшим» сословиям (дети дьяков, подьячих, посадских и солдат), заинтересованным в получении образования и технической специальности.

В период царствования Петра I были открыты артиллерийские школы в Петербурге, в Москве и других крупных городах, навигацкие школы - в портовых городах, а также хирургическая, инженерная и «разноязычная» школы в Москве.

В 1721 году на Урале создается первая горнозаводская школа под руководством русского ученого и государственного деятеля В. Н. Татищева, который в то время управлял уральскими горными заводами. Позже при всех уральских государственных заводах были открыты арифметические школы, на некоторых - горнозаводские школы, в Екатеринбурге - Центральная школа, руководившая всеми арифметическими и горнозаводскими школами Урала.

В начале XVIII века была сделана попытка создать государственные общеобразовательные школы. В 1714 году был разослан указ по всем церковным епархиям об открытии цифирных училищ для обучения грамоте, письму и арифметике, а также элементарным сведениям по алгебре, геометрии и тригонометрии. В 1718 году было открыто 42 цифирных училища, в них, так же как и в школе математических и навигацких наук, зачислялись не только добровольно, но и принудительно дети всех сословий, за исключением крепостных крестьян.

Наряду с организацией светских школ была проведена реформа духовного образования: созданы начальные архирейские школы и духовные семинарии, имевшие довольно широкую общеобразовательную программу. В них обучались иногда и дети податного населения. Крепостное крестьянство было лишено возможности получать образование в государственных школах. Только редкие одиночки из народа учились у дьячков и домашних учителей церковной грамоте.

При всей своей классовой ограниченности реформы оказали большое влияние на развитие просвещения и школы.

Петр I ввел новый гражданский алфавит, написание букв которого приобрело сходство с латинским. Им были изданы Геометриа и другие светские учебники, а также знаменитое Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению , переведенное с немецкого наставление по светскому поведению для молодых дворян, которое только при жизни Петра выдержало три издания.

Будучи в Европе, царь пригласил в свою новую столицу многих учёных, из которых сформировал Академию наук. При ней уже после его смерти открылись два учебных заведения: гимназия и университет с тремя факультетами и преподаванием математики, физики, анатомии, философии, истории и права. Вторым русским университетом стал Московский университет, открывшийся в 1755 г. Кроме его медицинского факультета и уже упомянутой Московской госпитальной школы в Петербурге также уже существовали медицинские школы при госпиталях, которые в 1786 г. были объединены в Главное врачебное училище. В 1798 г. система здравоохранения и медицинского образования была дополнена созданием Московской медико-хирургической академии. Для высшего дворянства в 1731 г. был учрежден Шляхетский кадетский корпус, а в 1752 г. -- Морской кадетский корпус. В программу Шляхетского корпуса входили логика, математика, физика, риторика, история, география, латинский и французский языки, этика, право, экономика, навигация, артиллерия и фортификация, фехтование, музыка, танцы, архитектура, рисование и скульптура. Во второй половине XVIII века получили распространение также частные пансионы и домашнее образование. Гувернерами русские дворяне обычно приглашали французов.

Существенный толчок к развитию научных исследований был дан учреждением Петербургской Академии наук, куда были приглашены многие известные учёные Европы. Среди них был и Герхард Миллер, второй русский историк, автор «Описания Сибирского царства» (1750 г.) и норманнской гипотезы происхождения Руси. Географию и флору Сибири изучали академики Степан Крашенинников, Иван Лепехин и Петер Паллас. Русским академиком почти всю свою жизнь был и знаменитый математик Леонард Эйлер, который не только писал учебники на русском языке, но и стал в Петербурге автором множества научных трудов, среди которых «Механика, или наука о движении, в аналитическом изложении» (1736 г.) и «Всеобщая сферическая тригонометрия» (1779 г.), первое полное изложение всей системы сферической тригонометрии.

М.В. Ломоносов. Большой вклад в развитие русской науки сделал академик Михаил Ломоносов. Он заложил основы современной физической химии, молекулярно-кинетической теории тепла, изготовлял телескопы собственной конструкции, с помощью которых открыл атмосферу у планеты Венеры, а также был одаренным поэтом и одним из создателей современного русского языка. Среди российских естествоиспытателей эпохи Просвещения известны также химик Товий Ловиц, натуралисты и этнографы Иоганн Георги и Иоганн Гюльденштедт, ботаник и географ Иоганн Фальк, географы Н. Я. Озерецковский и П. И. Рычков. (см. )

Во время правления дочери Петра императрицы Елизаветы идея просвещённого абсолютизма была подхвачена её фаворитом Иваном Шуваловым. Он был идеальным просвещенным придворным, содействовал основанию Московского университета и Императорской Академии художеств, в которых сосредоточилась интеллектуальная жизнь многих деятелей искусства последней четверти XVIII века. Шувалов покровительствовал и величайшему из русских учёных того времени Михаилу Ломоносову, который многое сделал в самых различных областях естествознания, а также в поэзии, религиозной философии и изобразительном искусстве.

Изумительная разносторонняя деятельность великого сына русского народа М. В. Ломоносова вдохновлялась его страстным патриотическим стремлением сделать свою любимую родину могучей, богатой и просвещенной.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), сын крестьянина-помора, учился сначала у себя в селе близ Холмогор у домашних учителей по учебникам Смотрицкого и Магницкого. Девятнадцати лет он пешком пришел в Москву и, скрыв свое крестьянское происхождение, поступил в Славяно-греко-латинскую академию, откуда был командирован как один из лучших учеников в академическую гимназию в Петербург. В 1736 году был направлен для продолжения образования за границу, где учился у крупнейших ученых.

В 1741 году Ломоносов становится адъюнктом Петербургской Академии наук, затем в 1745 году - профессором химии, а в дальнейшем - академиком. Его деятельность была исключительно разносторонней и эффективной; он создал ряд новых отраслей науки. «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения... Историк, Ритор, Механик, Химик, Минералог, Художник и Стихотворец - он все испытал и все проник», - писал А. С. Пушкин.

Ломоносов явился создателем русской классической философии, основоположником философского материализма, научного естествознания. Он открыл всеобщий закон природы - закон сохранения материи и движения, который лежит в основе естествознания. С именем Ломоносова связано создание русской грамматики и формирование в России литературного языка, что имело огромное значение для дальнейшего развития литературы, поэзии, искусства. Ломоносов обогатил лексику русского языка научными терминами, первый из академиков читал лекции по физике и писал научные труды на русском языке.

Ломоносов вел непримиримую борьбу с теми реакционными учеными, которые тормозили развитие русской науки и подготовку «ученых россиян», пользуясь поддержкой придворных невежд, действовавших в корыстных целях. Он с возмущением говорил о том, что крестьянам закрывают доступ в учебные заведения, всемерно добивался организации в России бессословной школы. В патриотической борьбе Ломоносова за развитие русской науки большое место занимала его педагогическая деятельность в университете и гимназии при Академии наук.

Возглавляя с 1758 года эти учебные заведения, Ломоносов определил общие правила работы гимназии и университета, разработал учебный план гимназии и распорядок учебной работы университета, установил принципы и методы обучения в этих учебных заведениях. В составленном им в 1758 году «Регламенте академической гимназии» Ломоносов отстаивал мысль об общеобразовательном и бессословном характере средней школы.

Для гимназии и университета он создал ряд учебников. В 1748 году им была написана «Риторика», в 1755 году - «Российская грамматика», которые в течение 50 лет были лучшими учебными руководствами русской общеобразовательной школы. В них нашло свое применение передовое учение Ломоносова о языке и литературе, в которых, по его мнению, отражаются реальные отношения действительности. Ломоносов написал книгу по истории. В переведенном им учебнике «Экспериментальная физика» явления природы объяснялись в духе философского материализма. В этой книге впервые было дано не догматическое изложение физических законов, а описание физических опытов, подводящих учащихся к пониманию законов физики. Ломоносов принял самое активное участие в создании Московского университета.

Екатерина II. Как и в остальной Европе, на русское Просвещение сильное влияние оказало Просвещение Франции. Наиболее сильным это влияние было в период правления Екатерины II. Екатерину обычно считают образцом просвещенного деспота. Как известно, она поддерживала дружескую переписку с Вольтером и Дидро, основала один из крупнейших музеев мира -- Эрмитаж, Вольное экономическое общество и Российскую национальную библиотеку в Санкт-Петербурге, три учреждения, важнейших для последующего распространения образования и просвещения в России. Ко двору Екатерины стремились знаменитые иностранцы из европейских стран: Дени Дидро, Леонард Эйлер, Петр Паллас и Алессандро Калиостро. Когда во Франции издание Энцикпопедии было под запретом, Екатерина предлагала Дидро закончить его работу в России. (см. , )

Страна нуждалась в грамотных, образованных кадрах. Поэтому в 1786 году был издан «Устав народным училищам в Российской империи», по которому в каждом губернском городе открывались четырехлетние народные училища, в уездных городах - малые народные училища, работавшие по единым государственным программам.

В 1768 году была создана сеть городских школ, основанных на классно-урочной системе. Активно стали открываться училища. При Екатерине уделено особое внимание развитию женского образования, в 1764 году были открыты Смольный институт благородных девиц, Воспитательное общество благородных девиц. Академия наук стала одной из ведущих в Европе научных баз. Были основаны обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, типография, библиотека, архив. 11 октября 1783 года основана Российская академия.

В мае 1764 г. было основано первое в России учебное заведение для девочек -- Смольный институт благородных девиц. Следом открылся Новодевичий институт для воспитания мещанских девиц. Вскоре Екатерина II обратила внимание на Сухопутный шляхетский корпус, и в 1766 г. был принят его новый устав. Разрабатывая Указ «Учреждений для управления губерний Всероссийской империи» в 1775 г., Екатерина II активно приступила к разрешению проблем в образовании. Обязанность открывать училища губернского и уездного уровня ею была возложена на приказы общественного призрения.

Недостаточность правительственных мер была предметом критики не только со стороны Новикова и Радищева. Видный публицист и историк Михаил Щербатов, на чьи представления о свободе сильно повлияли работы Руссо, считал, что России необходимо по-настоящему массовое образование. Иван Бецкой также ратовал за реформу образовательной системы. Его предложения отчасти воплотились в организации Смольного института, первого в России учебного заведения для женщин благородного происхождения. Этот проект был, в свою очередь, практическим воплощением идей французского просветителя Франсуа Фенелона, который считал, что женское образование является ключом для изменения общественной морали в целом. Знаменитого директора Императорской Академии наук и искусств Екатерину Дашкову нередко считают также одной из основательниц суфражизма. Она, в частности, реформировала русскую Академию по образцу французской. Даже Русская православная церковь отчасти попала под влияние идей Просвещения. Московский митрополит Платон (Левшин) призывал к реформе духовного образования и религиозной толерантности.

Хотя православие по-прежнему оставалось государственной религией, Екатерина, следуя советам своих просвещенных друзей, провела целый ряд реформ, в частности секуляризацию большей части русских монастырей. Для комиссии был составлен Наказ, который содержал многие идеи государственного устройства, авторство которых принадлежит Чезаре Беккариа и Монтескьё. Хотя никаких практических последствий для ограничения режима самодержавия Наказ не имел, законодательная активность послужила некоторым стимулом для распространения либеральных идей; кульминацией его было появление книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790 г.).

Тем не менее, энтузиазм Екатерины по поводу французской Энциклопедии и идей её создателей никак не повлиял на режим её собственной абсолютной власти, а когда после американской и французской революций оказалось, что Просвещение оказывает сильное влияние на политическую жизнь, Николай Новиков за вольнодумство был заключен в тюрьму, Радищев -- сослан на каторгу, а его работы, как и работы Вольтера, были сожжены и запрещены. Конституция Речи Посполитой от 3 мая 1791 г. Екатериной была расценена как якобинская и опасная по своему влиянию на Россию и её собственному влиянию в Польше. В итоге в 1792 г. разразилась русско-польская война, за которой последовали разделы Польши. Этот поворот от политики Просвещения получил название контрпросвещение.

Н.И. Новиков. Известный просветитель-педагог второй половины XVIII века Николай Иванович Новиков (1744-1818) воспитывался в Московском университете, где формировалось его мировоззрение а затем развернулась просветительская деятельность. Новиков возглавил общественное движение по организации независимых от царской власти народных училищ, направляя общественную инициативу на создание школ для непривилегированного населения. Он стремился помочь домашним учителям правильно поставить обучение детей и издал много учебной литературы: азбук, букварей, учебников по различным предметам. Новиков был создателем и редактором первого в России детского журнала «Детское чтение для сердца и разума», издание которого затем передал известному историку и писателю Н. М. Карамзину. Об этом журнале очень положительно впоследствии отзывался В. Г. Белинский. В своих сатирических журналах «Трутень», «Живописец» и других изданиях Новиков помещал статьи на педагогические темы, привлекая общественное внимание к вопросам воспитания. (см. )

В просвещении Новиков видел главное средство разрешения социальных вопросов. Новиков призывал к нравственному совершенствованию людей, полагая, что они станут добродетельными, если будут просвещенными и образованными, стремился примирить науку с религией и видел в религиозном воспитании составную часть нравственного воспитания детей и юношества.

Цель воспитания, по его мнению, заключается в формировании активной добродетельной личности, направляющей свою деятельность на то, чтобы приносить пользу отечеству и своим согражданам. Всякий человек тем полезнее бывает государству, чем просвещеннее его разум, и Новиков настаивал на том, чтобы дать детям широкое и разностороннее умственное образование. Руководствуясь идеей народности воспитания, которая занимает большое место во всей его педагогической системе, Новиков считал, что детям необходимо прежде всего изучить родной язык и словесность, историю и географию своей страны. В содержание обучения он включал «элементарные основания» как гуманитарных, так и точных наук, а также знания о природе.

Новиков считал, что детям надо изучать мир растений и животных, знакомиться с трудовой деятельностью людей и с трудовыми процессами. В то время как в дворянской России подрастающему поколению внушали презрение к простым людям, занятым физическим трудом, он открыто призывал воспитателей прививать детям уважение к труженикам.

В области нравственного воспитания Новиков сделал также много ценных предложений. Он считал необходимым любить и уважать детей, воспитывать их на положительных примерах, заставлять их вдумываться в мотивы своих поступков, постоянно упражняться в нравственных действиях. Новиков решительно выступал против физических наказаний. Очень важно воспитывать у детей любовь к правде и твердое намерение отстаивать истину, с ранних лет приучать детей к полезному труду.

В журнале «Прибавление к Московским ведомостям» Новиков напечатал замечательную статью «О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия». Это важнейший педагогический труд своего времени, в котором рассматриваются вопросы физического, нравственного и умственного воспитания. Автор призывал в нем к разработке педагогики как теории воспитания, утверждал, что есть уже «довольно материалов для сия науки, которую можно назвать педагогикой», стремился ознакомить широкий круг читателей его изданий, родителей и воспитателей с уже имеющимися в педагогике сведениями о том, как следует воспитывать детей. Деятельность и взгляды Новикова оказали большое влияние на формирование мировоззрения передовых людей России, в частности А. Н. Радищева.

А.Н. Радищев. Крупнейшим представителем прогрессивной педагогической мысли России второй половины XVIII века является зачинатель русского революционного движения Александр Николаевич Радищев (1749-1802).

Он опирался на научные открытия Ломоносова, перед которым преклонялся, считая его взгляды вершиной научной мысли XVIII века. Он развивал передовые положения русского философского материализма во взглядах на природу, происхождение человека и его сознания. Радищев признавал наличие внешнего мира, его материальность, познаваемость, а официальную церковную идеологию и масонские учения называл мистическими бреднями, напоминающими прежние времена схоластики. (см. )

Педагогические взгляды А. Н. Радищева отражают сильные и слабые стороны его материализма и революционно-просветительских воззрений. Он рассматривал человека как материальное существо - часть природы.

Основной задачей воспитания Радищев считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего свое отечество. В отличие от многих современных ему мыслителей он полагал, что настоящим патриотом может быть только человек, способный активно бороться с самодержавием за благо угнетенного народа. Эти возвышенные мысли он изложил в своем замечательном сочинении «Беседа о том, что есть сын Отечества».

В своем основном произведении «Путешествие из Петербурга в Москву» он рисовал тяжелую картину страданий, которым подвергают помещики крестьянских детей. Он указывал, что крепостнический строй препятствует духовному развитию крестьянских детей, глушит их природные способности, притупляет их сообразительность, требовал воспитания для всех детей вне зависимости от их сословного положения и считал, что одним из величайших пунктов конституции государства является воспитание, как общественное, так и частное. Государство обязано позаботиться о том, чтобы подрастающие поколения получили надлежащее воспитание, которое бы помогло развить силы ребенка и сделать его настоящим патриотом, истинным сыном Отечества.

Радищев выступал против слепого подчинения детей воле родителей. Он указывал, что взаимоотношения родителей с детьми не их частное, а глубоко общественное дело. Вместе со всеми передовыми людьми своего времени он решительно настаивал на том, чтобы отечественный язык стал языком науки и образования. В этом видел необходимое условие, обеспечивающее развитие в России науки, а также демократизацию просвещения. Он выдвигал обширную программу образования, в которую должны были входить знания об обществе и природе.

Радищев высоко оценивал взгляды французских просветителей, но в то же время подверг обстоятельной критике их теории о взаимоотношении человека с обществом. Он считал человека существом социальным, которое развивается в обществе, черпает свои силы в общественном союзе, нуждается для своего формирования в общении с людьми.

Радищев критиковал индивидуалистическую концепцию воспитания Руссо, едко высмеивал его поклонников, указывал на несообразность их воспитательных средств и методов, эмилеподобных представлений по лесам, лугам и нивам, возражал против идеализации детской природы. В то же время он призывал считаться с природными особенностями детей.

Главное в формировании человека, по Радищеву, не его природные данные, а обстоятельства жизни, все те социальные факторы, которые окружают человека.

Критикуя закрытые, изолированные от окружающей жизни воспитательно-образовательные учреждения, Радищев указывал на необходимость такой организации воспитания, которая помогала бы «наклонять человека к обществу». Он считал, что в условиях изолированного от общества воспитания нельзя сформировать человека с общественными стремлениями, интересами и наклонностями. В своих произведениях «Житие Федора Васильевича Ушакова», «Путешествие из Петербурга в Москву» он отмечал, что в формировании «истинных сынов Отечества» огромную роль играет их повседневное участие в борьбе с деспотизмом, насилием, несправедливостью.

Радищев стоял в ряду лучших мыслителей своего времени. Он оказал несомненное влияние на зарубежную общественную мысль XVIII века. Бюст Радищева был выставлен в Париже в период французской буржуазной революции. Его «Путешествие из Петербурга в Москву» в рукописном виде распространялось среди деятелей французского Конвента. Эта книга была переведена в Лейпциге на немецкий язык. Но особенно велико было влияние Радищева на развитие революционно-демократической мысли в России.

Д.И. Фонвизин. Денис Иванович Фонвизин (3(13).04.1745 - 1(11).11.1792гг.) - писатель, драматург. Родился и вырос в Москве в богатой дворянской семье. Фонвизин - крупнейший русский драматург XVIII в., создатель русской социальной комедии. Он способствовал также формированию русской художественной прозы. Первые десять лет Фонвизин провел в семье. Здесь он научился грамоте. Открытие первого русского университета в 1755 году изменило судьбу Фонвизина. Фонвизин был зачислен в латинскую школу дворянской гимназии, которая готовила для поступления в университет. Окончив гимназию весной 1762 года, он был переведен в студенты. (см. )

В гимназические годы начал Фонвизин заниматься и литературными переводами. «Склонность моя к писанию являлась ещё в младенчестве, -- вспоминал писатель, -- и я, упражняясь в переводах на российский язык, достиг до юношеского возраста». «Упражнения в переводах» проходили под руководством профессора Рейхеля (он преподавал всеобщую историю и немецкий язык), В 1762 году в университетском журнале «Собрание лучших сочинений к распространению знания и к произведению удовольствий» были напечатаны некоторые переводы: «Господина Менандра изыскание о зеркалах древних», «Торг семи муз». К тому же времени относится и начало работы над переводом трагедии Вольтера «Альзира».

Подготовленный Фонвизиным перевод басен Гольберга -- это книга маленьких нравоучительных и сатирических рассказов, проникнутых гуманной идеей глубокого уважения к человеку, исполненных просветительского презрения к сословной спеси. Уже здесь проявилась особенность стилистической манеры будущего сатирика -- лаконизм повествования, любовь к афористически четким фразам-формулам.

Фонвизин широко известен как автор комедии «Недоросль», как смелый и блистательный сатирик. Но творец «Недоросля» был не только крупным и талантливым драматургом XVIII века. Он -- один из основоположников русской прозы, замечательный политический писатель, воистину великий русский просветитель, бесстрашно, в течение четверти века, воевавший с самодержавием Екатерины II. Эта сторона творческой деятельности Фонвизина изучена недостаточно, и потому прежде всего, что до сих пор не собраны и не изданы все оригинальные и переводные сочинения Фонвизина. Тем самым не выяснен до конца воинствующе-просветительский характер его художественных произведений, их место в общественной жизни России в канун появления радищевской революционной книги «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790).

7 марта 1782 года Фонвизин подал на имя Екатерины прошение «уволить со службы». Через три дня императрица подписала указ об отставке. Фонвизин демонстративно отказывался служить Екатерине, решив все силы посвятить литературной деятельности. После написания «Недоросля» его внимание все больше привлекает проза. Ему хочется писать небольшие по размеру сатирические прозаические произведения. Печатать их лучше всего было бы в периодическом издании. Так возникает мысль о собственном сатирическом журнале. Неожиданные обстоятельства, предоставившие возможность принимать участие во вновь открытом в столице журнале заставили на время отложить план организации собственного журнала.

С мая 1783 года начал выходить журнал «Собеседник любителей российского слова». Официальным редактором его была княгиня Е. Р. Дашкова. Негласно журналом занималась сама Екатерина, печатая в нем свои пространные исторические и сатирические сочинения. Фонвизин решил принять участие в журнале и напечатать в нем анонимно несколько сатирических произведений. Писатель давал бой императрице на ее же плацдарме.

Фонвизин стоит в начале того периода русской литературы, когда она оказалась способной увидеть и открыть поэзию действительности. Классицизм, сыграв свою историческую роль, уже исчерпал себя. Он утверждал, что «искусство есть подражание природе, но что природа должна являться в искусстве украшенною и облагороженною. Вследствие такого взгляда из искусства были изгнаны естественность и свобода, а следовательно, истина и жизнь, которые уступили место чудовищной искусственности, принужденности, лжи и мертвенности».

В произведениях Фонвизина, драматических и прозаических, жизнь начала являться «как бы на позор, во всей наготе, во всем ужасающем безобразии и во всей ее торжествующей красоте».

Сменивший в 1796 г. Екатерину на русском троне император Павел I, хотя и правил не менее самодержавно, освободил из тюрем вольнодумцев Новикова и Радищева. В годы его короткого правления фаворитом императора среди писателей стал Иван Крылов, чьи басни вошли в моду как образец иносказательной речи на политически опасную тему.

Следующий император Александр I, вновь пришедший к власти в результате государственного переворота, осознавал опасность противостояния между либерально настроенным дворянством и режимом его абсолютной власти. Впервые созванный им уже в 1801 г. Негласный комитет, как и Уложенная комиссия 1767 г., должен был разработать программу политических реформ. В 1801--1803 гг. рядом указов государственным крестьянам, купцам и прочим подданным неблагородных сословий разрешалось покупать землю, передача помещикам и закрепощение государственных крестьян были запрещены, был даже установлен механизм выкупа крестьянами личной свободы, которым, впрочем, сумела воспользоваться только наиболее предприимчивая часть крестьянства. После отмены крепостного права в Германии и Австрийской империи Россия все ещё оставалась единственной европейской страной, где господствовало средневековое крепостничество. Тем не менее, вновь присоединенное к империи Великое княжество Финляндское стало автономным, его законы не могли быть изменены без согласия местного сейма. После войны 1812 г. было отменено крепостное право в Прибалтике, а в 1815 г. получило конституцию Царство Польское. В 1810 г. был учрежден новый орган управления, Государственный совет, канцелярию которого, по рекомендации одного из членов Негласного комитета, возглавил видный реформатор М. М. Сперанский, продолжавший свою деятельность даже в эпоху политической реакции, наступившую с воцарением Николая I. Программа реформ была в значительной мере осуществлена лишь при Александре II.

Русские просветители второй половины XVIII века - Конспект Лекций, раздел Философия, Философия: конспект лекций Для Понимания Философского Процесса В России В Содержательном...

Для понимания философского процесса в России в содержательном плане большое значение имеет прослеживание концепции и проблем, последовательно проходящих через несколько исторических периодов. Они порождали многообразные комбинации мировоззрения, использовались одновременно всеми борющимися партиями, течениями, направлениями (разумеется, в несовпадающих интерпретациях и выводах). Сейчас невозможно проследить все сквозные концепции и проблемы, но некоторые из них, достаточно актуальные и сегодня, имеет смысл осветить. Это и проблема соотношения России и Запада, и социальная проблематика, и др.

Наивысшего своего развития, становления своих течений и школ, выхода на мировую арену ее наиболее значительных представителей, полнокровной реализации ее национальных особенностей русская философия добилась в три последних века своего существования – XVIII–XX века.

Русские просветители второй половины XVIII века (А. Н. Радищев, Я. П. Козельский, Д. С. Аничков, И. А. Третьяков, С. Е. Десницкий и др.) продолжили такие передовые традиции русского просветительства, как отделение философии от богословия, связь философии с естествознанием, общественными науками и жизнью. Они постоянно подчеркивали общественный, гражданский характер философии.

Другой областью их философских интересов была гносеология, или «познание истины», то есть проблемы происхождения, развития и совершенствования человеческого знания, характер этого знания, происхождение и соотношение души и тела и т. д.

Наконец, много внимания просветители уделяют проблеме человека, синтезирующей два первых их интереса.

Идеалистический взгляд на взаимоотношения души и тела ими отвергался. В тех случаях, когда медицина, физиология, психология не давали оснований для материалистических утверждений, они путем отказа от решения проблемы объявляли ее идеалистическую интерпретацию несостоятельной (Я. П. Козельский в «Философических предложениях», А. Н. Радищев в трактате «О человеке, его смертности и бессмертии»).

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Возникновение философии и становление ее предмета
Слово «философия» имеет древнегреческое происхождение. Оно образовано из двух греческих слов: «филео» («люблю») и «софия» («мудрость»), что означает «любовь к мудрости». Этот термин

Предмет философии
Существует множество определений предмета «философия». Так, для Платона философия есть размышление о мире, человеческой жизни и смерти, смысле человеческого существования, природе з

Основные функции философии
Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения. 1. Мировоззренческая функция состоит в том, что филосо

Философия как мировоззренческое знание
Философское знание иногда рассматривается как рефлексивное, то есть такое, в котором человек познает себя, свои фундаментальные черты (рефлексия – само‑обращенность). Но ведь

Мировоззрение как философское понятие
Мировоззрение – это совокупность общих представлений о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это поняти

Формы мировоззрения
Философия занимает основное место в культуре человека. Философия играет огромную роль в формировании мировоззрения. Мировоззрение – целостный взгляд на мир

Основной вопрос философии: бытие и сознание
Основной, базисной, проблемой философии является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи. Понятия «бытие»‑«природа»‑«материя» и «дух»

Онтологическая сторона основного вопроса философии
При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии выделяют следующие направления: 1. Материализм (основатель Демокрит) – напра

Гносеологическая сторона основного вопроса философии
При рассмотрении гносеологической (познавательной) стороны основного вопроса философии выделяют следующие направления: эмпиризм (сенсуализм); рационализм;

Мифология как начальная форма мировоззрения
На заре истории человечества, когда были еще в силе родовые принципы в хозяйственной и культурной жизни, существовала мифология. Мифология – результат наст

Учения Древней Индии
Индийская философия берет свое начало в древних религиозных гимнах – Ведах. Под их воздействием возникли первые элементы философского сознания, началось оформление первых философски

Философия Древнего Китая
Начало китайской философской мысли связывают с древними мифами, представляющими собой совокупность взглядов на мир: природу, общество, человека. В «Книге истории» говорится

Мировоззрение и культура античности
Античность отличается от Востока тем, что здесь с самого начала знали, что люди неравны. К дорогому рабу относятся хорошо, берегут. Дешевого раба можно истязать или убить. Раб – тел

Милетская школа
Фалес Фалес из Милета (ок. 625–547 гг. до н. э.) – родоначальник европейской науки и философии, математик, астроном и политик. По свидетельствам Геродота и Диогена

Философская школа Пифагора
Пифагор (580–500 гг. до н. э.) отвергал материализм милетцев. Организовал школу, которую могли посещать женщины. Исходная позиция учения Пифагора – «Все есть число». Основа мира – н

Гераклит Эфесский
Гераклит из Эфеса (ок. 530–470 гг. до н. э.) великий диалектик античного мира. Все существующее, по Гераклиту, постоянно переходит из одного состояния в другое. Ему принадлежат знам

Ксенофан и элеаты
Ксенофан из Колофона (ок. 570–478 гг. до н. э.) – путешественник, поэт, философ. Ксенофана принято считать основателем школы элеатов, однако правильнее было бы называть его независи

Элейская школа
Парменид Парменид (кон. VI‑cep. V в. до н. э.) – философ и политический деятель, центральная фигура Элейской школы. Парменид вкладывает свое учение в уста не

Учения Эмпедокла
Эмпедокл (ок. 490‑ок. 430 гг. до н. э.) родом из Агригенте, поэт, философ, демократ. Оказал воздействие на всю направленность научного и философского мышления. Внес большой вк

Учения Анаксагора
Историки науки считают Анаксагора (ок. 500–428 гг. до н. э.) первым ученым‑профессионалом, целиком посвятившим себя науке. В Греции середины V века до н. э. это был новый, дот

Античная атомистика: Левкипп, Демокрит
Предпосылкой атомизма была потребность дать материальное объяснение наблюдаемым свойствам вещей – их множеству, движению и изменению. «Атом» – по‑гречески то, что не делится.

Софистика
В Древней Греции мыслители посвящали жизнь исканию истины ради нее самой, замыкаясь в тесном кругу друзей, которых объединяли духовные интересы. В спорах они делились своими идеями,

Субъективистско‑антропологическая тенденция Сократа
Произошел переход от натурфилософии к рассмотрению человека, его жизни во всех ее многообразиях. В философии возникает субъективистско‑антропологическая тенденция. Основатель

Учения Платона
Учение Платона о бытии, душе и познании Платон (427–347 гг. до н. э.) был учеником Сократа, впервые организовал учебное заведение – академию. Платон считается основателем о

Философия Аристотеля
Аристотель (384–322 гг. до н. э.) – мыслитель‑энциклопедист – оставил сочинения по всем важным областям знания. Научная деятельность Аристотеля – это не только вершина антично

Эпикуреизм, кинизм, стоицизм
Важнейшие философские течения эпохи эллинизма – эпикуреизм, кинизм, стоицизм. Эпикуреизм. Эпикур (341–270 гг. до н. э.) разделял свое учение на три части:

Великие стоики
Философия стоиков подразделяется на три основные части: физику (философию природы), логику и этику (философию духа). Физика стоиков составлена главным образом из учений их философск

Учения Блаженного Августина
Учение о бытии. Религиозная ориентация философских систем Средневековья диктовалась основными догматами христианства, среди которых наибольшее значение имели такие,

Философия Аристотеля и Авиценны
Расцвету схоластики в Западной Европе в XIII веке предшествовало прогрессивное развитие арабской, среднеазиатской и еврейской философии. Поворотным пунктом в развитии философии этих

Аверроэс, Маймонид
Аверроэс – арабский философ Ибн Рушд (1126–1198), представитель восточного аристотелизма, автор философских и медицинских трудов. Он разграничивал рациональную рели

Идеи Фомы Аквинского
Фома Аквинский (1225/26‑1274) – центральная фигура средневековой философии позднего периода, выдающийся философ и богослов, систематизатор ортодоксальной схоластики. Он коммен

Номиналисты и реалисты в философии Средневековья
Одна из особенностей средневековой философии проявилась в споре между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе универсалий, то есть о природе общих понятий. Реалисты (Иоанн Ск

Позднее Средневековье
Роджер Бэкон Роджер Бэкон (1214–1292) внес существенный вклад в развитие естествознания и философии позднего Средневековья. Исходные принципы его философии состоят в том, ч

Номинализм в позднем Средневековье
Расцвет номинализма приходится на XIII–XIV века. Главные представители – Уильям Оккам (ок. 1285–1349), Жан Буридан (ок. 1300‑ок. 1358), Николай из Отрекура (ок. 1300‑пос

Теоцентризм и основные направления средневековой философии
Специфической чертой Средневековья был теоцентризм – идея, согласно которой реальностью, определяющей все сущее, является Бог, а не природа. В основе лежат два тесно переплетающихся

Антропоцентризм эпохи Возрождения
В период позднего Средневековья возникает период Возрождения (приблизительно XIV–XVI века). В эпоху Возрождения формально остается в силе центральное положение Бога, но действительн

Становление науки Нового времени
В XVII веке происходило крушение средневековой картины мира, которое началось с изменения отношения к природе. Ее стали рассматривать как объект пользы. Возникают различные новации

Эмпиризм
Эмпиризм не исключает важности чувственного восприятия для процесса познания, но настаивает на тесном союзе чувств и разума. Данная философская концепция основу познания и критерий

Философия от Декарта до Гольбаха
Рене Декарт Рене Декарт (1596–1650) – французский математик и философ. Сводил роль опыта к простой практической проверке данных интеллекта. Источником познания и критерием

Просвещение и романтизм
Просвещение – философское направление, возникшее в Англии и Франции (Д. Локк, В. Руссо, Д. Дидро, Ж.‑Ж. Руссо). В эпоху Просвещения главная роль отво

Философия А. Шопенгауэра
Артур Шопенгауэр (1788–1860) – немецкий философ, один из первых представителей иррационализма. Шопенгауэр полагал, что сущность личности составляет воля, которая независима от разум

Философия С. Кьеркегора
Серен Кьеркегор (1813–1855) – датский философ, предшественник экзистенциализма. Основная позиция философии Кьеркегора – абсолютная свобода личности. Он освобождал личность

Философия Ф. Ницше
Фридрих Ницше (1844–1900) рассматривается как предтеча философии жизни. Центральной для него является проблема воли. Ницше видел средство спасения жизни в «воли к власти». «Воля к в

Позитивизм О. Конта
Огюст Конт (1798–1857) – основатель позитивизма – философского течения, утверждающего, что позитивное знание может быть получено как результат сугубо научного (не философского) позн

Философия прагматизма Чарлза Пирса
Прагматизм (от греч. pragma – «дело», «действие») – направление в философской мысли, которое считает, что философия должна иметь практическую направленность. Чарлз Сандерс

Философская антропология Макса Шелера
Макс Шелер (1874–1928) – немецкий философ. Он полагал, что определение личности через разум обезличивает человека. Разум и деятельность у людей слишком идентичны. Личность полнее оп

Философия западного экзистенциализма
Экзистенциализм – философское течение, считающее своим предметом человеческую жизнь, человеческое существование. Экзистенциализм (от нем. existieren и франц. exister – «сущ

Становление русской философии
В русской философии воплотились творческие поиски русского народа, проявились своеобразные черты национального характера и мышления. Философские идеи русских мыслителей (Н. Бердяев,

Идеи западноевропейской философии в России
Освобождение России от религиозного контроля, начатое Петром I, привело к тому, что русская философская мысль стала развиваться в тесной связи с философией западноевропейских народо

Философско‑социальные теории
Стремление к преодолению отсталости, борьба за уничтожение крепостничества, а затем и самодержавия, растянувшаяся на многие годы, обусловили тесную связь философско‑социальных

Западники и славянофилы
XIX век – новый, значительный этап развития русской философии. Высшей точкой развития русской общественной мысли в первой четверти XIX века были политические программы, философия и

Русская философия XX века
Русская философия XX века, испытав несомненный взлет в начале века, после революции 1917 года постепенно утратила национальное своеобразие, превратившись в интернациональную марксис

Философия неопозитивизма и постмодерна XX века
Неопозитивизм (20‑е годы XX века) фиксирует внимание на проблеме языка, стремясь прояснить его структуру и тем самым провести границу между его идеалом и таки

Понятие бытия
Понятие «бытие» объединяет по признаку существования все бесконечное многообразие вещей, явлений, предметов, процессов, их свойств, связей и отношений. Философия объединяет их в раз

Пространство и время
Пространство и время – важнейшие атрибуты бытия. В мире нет материальных систем, не обладающих пространственно временными свойствами. Пространство характеризует протяженность, струк

Сознание
Сознание предстает в качестве универсальной способности человека приобретать знания, преобразовывать, хранить и воспроизводить их, вновь обеспечивать регуляцию и ценностные ориентац

Гносеология
Гносеология – это раздел философии, в котором изучаются природа познания, пути, источники и методы познания, а также отношение между знанием и действительностью. Существуют

Общество и его структура
Общество – система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой. Общество – форма существования бытия, о

Государство как форма общественной власти
Общественная власть – это особое воплощение воли, отчуждение от сообщества людей их самостоятельности в выборе целей и средств их достижения и присвоение ее общественным учреждением

Национальное государство современного типа
Современное национальное государство – это политическая система, получившая наибольшее распространение, независимо от идеологий и цивилизаций, на нашей планете. В качестве политичес

Философия морали
Философия морали – это область размышлений, предметом которой являются мораль, этика (как теория морали) и нравственность (как нормативная и описательная этика). Ее

Информационные процессы в современном обществе
В современном мире все более актуальным становится лозунг: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Положение человека в системе информационных потоков становится все

Понятие прогресса в обществе
Долгое время западное общество находилось на индустриальной стадии развития, где господствовала линейно‑поступательная концепция общественного прогресса. Ее смысл заключался в

Исторические формы отношений человека и природы
В античной философии природа воспринималась как полнота бытия, эстетически прекрасное, результат целесообразной, упорядочивающей деятельности демиурга (Платон). Считалось, что по св

Проблема «человек‑природа» в условиях НТР
Общественная производственная деятельность включает в себя как умственный, так и физический труд. Главное содержание трудовой деятельности образуют умственные процессы. Физическое н

Общество и природа: на пороге катастрофы
Каждое общество преобразует природную среду, используя достижения предыдущих эпох, и, в свою очередь, передает ее в наследство будущим поколениям. Воздействие общества на природу об

  • На подступах к Просвещению
  • Академия художеств

Сегодня, в День знаний, вспоминаем тех, кто стоял у истоков отечественного образования и науки и преследовал благородную цель - сделать Россию крепкой и просвещенной державой, а также о том, чем славились российские университеты, долгое время находящиеся в тени западных ориентиров и достижений.

Российская наука немыслима без реформ Петра I и Елизаветы, научных открытии Михаила Ломоносова, тяги к искусству и энциклопедических знаний Екатерины Великой, гибкого ума ее интеллектуальной сподвижницы и соперницы Екатерины Романовны Дашковой и, конечно, Шувалова и Ивана Ивановича Бецкого. Все эти незаурядные личности двигали нашу страну вперед, разбивая стереотип об ее косности и дремучей отсталости. Открытие Петербургской академии наук, Смольного института и Московского университета, составление толкового словаря, популяризация русского языка и привлечение лучших иностранных специалистов к преподаванию - таковы их заслуги. С чего начинался этот тернистый путь, история российского образования, и насколько сладкими оказались плоды отечественного Просвещения?

На подступах к Просвещению

«Вечный снег, все ходят в шубах и все военные, но гостеприимство чрезвычайное и все крестьяне очень послушны !» - вот самое распространенное мнение о России, которое транслировала фрау Леноре в тургеневских «Вешних водах» - и это в 1840 году!

В XVIII веке наша страна в глазах иностранцев выглядела неким странным заледеневшим и полудиким государством, которое никак не ассоциировалось с прогрессом и европейской широтой взглядов. Но надо отдать должное: в любые времена находились люди, которые умело опровергали этот стереотип - и не словами, а решительными действиями. Самой знаковой фигурой в процессе масштабных преобразований нашего отечества по праву считается Петр I. «Быв странником, в пыли и в поте, Великий Петр, как некий бог, Блистал величеством в работе: Почтен и в рубище герой! » - писал о нем Гавриил Романович Державин. Примечательно, что русский царь впервые поехал за границу не в качестве монарха, а старательного ученика, настроенного на изучение европейского уклада жизни. Он работал по 14 часов в сутки и овладел сразу 12 профессиями, среди которых плотник, кораблестроитель, токарь, часовщик, врач, артиллерист, каменщик - неугомонный Петр гордился каждым своим амплуа. Именно этому царю принадлежа идея открытия светских учебных заведений в России, ведь до его реформ образование было религиозным, да и острой потребности в ученых мужах в те времена не было, поэтому неудивительно, что даже дворяне не могли похвастаться безупречной грамотностью.

Амбициозный Петр всячески пытался вывести страну из культурной изоляции, чем снискал себе как преданных сторонников, так и непримиримых врагов, называвших его не иначе как Антихристом. (Впрочем, любое нововведение всегда вызывает всплеск разноречивых эмоций, а вот его подлинное значение здраво осознается гораздо позднее.) Царским указом от 14 января 1701 года быта открыта «Школа математических и навигацких наук» в Москве - и именно она стала первым светским заведением в России, где к тому же могли получать образование не только дворянские дети, но и отпрыски приказных и других неродовитых служилых людей. Надо сказать, неслыханное по тем временам преобразование. Но разумеется, Петр делал упор не на все существовавшие науки, а в первую очередь на военно-морское и врачебное дело. Уже в 1707 году им были открыты Медицинская школа при военном госпитале в Москве и Хирургическая в Петербурге (обе стали впоследствии академиями). Прибавьте к этому так называемые цифирные и солдатские школы, которые были призваны готовить грамотных людей для будущей государственной службы.

А за год до своей смерти, в 1724-м, Петр I открыл Петербургскую академию наук, ставшую средоточием лучших умов Европы. Немецкий математик Гольдбах, французский астроном Делиль, химик Бюргер, профессор правоведения Бекенштейн и многие другие читали тогда лекции для российских студентов. К сожалению, со смертью Петра Великого деятельность академии оказалась в подвешенном состоянии: слишком неопределенным был статус науки в нашем отечестве. Новую жизнь в нее вдохнула только дочь царя-реформатора Елизавета Петровна, утвердившая регламент и штат этого заведения (случилось это уже в конце 1740-х годов).

«Веселая царица» и русская наука

«С правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко », - писал Ключевский об эпохе Елизаветы, достойной дочери своего отца, всячески продолжавшей его дело, но лишь с одним принципиальным отличием - бескровно. Несмотря на то что императрица была любительницей балов и заправской модницей (по слухам, в ее гардеробах хранилось 15 тысяч платьев, и ни одно она не надевала дважды), она не только веселилась и щеголяла, но и укрепляла отношения с Англией и Голландией и добилась того, что важный имперский статус России признали ведущие европейские державы. Немало было сделано и для науки.

Славное имя Елизаветы неустанно воспевал Ломоносов в своих одах, ведь именно при ней были учреждены Московский университет и Академия художеств (ее открытие было мечтой Петра, которую он не успел воплотить в жизнь), а также Драматический театр и первые гимназии.

Во времена правления «веселой царицы» и сам Петербург приобрел нарядный вид «гармонический почерк Растрелли - оратория кружев лепных », как выразился современный поэт Алексей Пурин, украсил главные архитектурные ансамбли города. Большой дворец в Петергофе, Смольный монастырь и Зимний дворец - все это создал итальянский зодчий, благодаря которому мрачная столица, традиционно окрашенная в свинцовые тона, засверкала позолотой, теплой охрой, сливочной белизной и нежно-голубой лазурью.

Московский университет и заслуги Ломоносова

Учреждение Московского университета состоялось 25 января 1755 года. «Любезнейшая Елизавета после своего восшествия на трон всея Руси представила право всем желающим изучать бесплатно любые науки как в Московском университете, основанном ею в 1755 году, так и в морском кадетском корпусе, открытом тогда же, где науки преподают бедным дворянам, из которых и составлен этот корпус », - докладывал посланник Людовика XV Дуглас своему королю. Этот шаг имел колоссальное значение для страны: теперь образование мог получать представитель любого сословия (кроме крепостных крестьян) - главным были талант и тяга к знаниям. И как тут не вспомнить Михаила Васильевича Ломоносова, который хоть и не преподавал в университете, но способствовал его открытию и хлопотал о том, чтобы лекции в нем читались по-русски. Характерная особенность: среди приглашенных академиков всего лишь двое были российскими подданными (Н.Н. Поповский, профессор красноречия и магистр философии, и А.А. Барсов, математик и знаток словесности). Правда, стремление Ломоносова сделать лекции русскоязычными воплотилось в жизнь только после его смерти: такой указ издала уже Екатерина II.

Первоначально Московский университет готовил только медиков, юристов и философов, а сам процесс проходил крайне медленно. Так, в 1758 году студентов было всего 100 человек и только 30 из них получали стипендию (40 рублей в год), иные же учились на собственные деньги.

Говоря о Московском университете, важно упомянуть его куратора Ивана Ивановича Шувалова и первого директора Алексея Михайловича Аргамакова, который хоть и пробыл на своем посту всего лишь два года, но успел обогатить его широтой своих взглядов. Он был слушателем Женевской академии, посещал лекции по юриспруденции, анатомии и математике, хорошо владел французским языком и активно путешествовал по Европе (этакая классическая модель настоящего просвещенного человека). Но, к сожалению, в 1757 году, во время одной из своих рабочих поездок в Петербург, Аргамаков скоропостижно скончался, не успев воплотить в жизнь все идеи.

А вот Шувалов преуспел не только в руководстве Московским университетом, но и стал первым директором Академии художеств - еще одного петровско-елизаветинского детища, о котором стоит рассказать подробнее.

Академия художеств

Академия художеств, расположенная на Университетской набережной в Санкт-Петербурге, выпустила целую плеяду блистательных художников, принадлежащих к разным поколениям. Федор Рокотов, Карл Брюллов, Михаил Врубель, Иван Айвазовский, Александр Бенуа, портретисты эпохи Просвещения, маринисты, баталисты, символисты - все они воспитывались в стенах этого учебного заведения, открытого в 1757 году по инициативе Ломоносова и Шувалова.

Именно Иван Иванович стал первым президентом и, пожалуй, одним из главных вдохновителей и меценатов наряду с архитектором Кокориновым. Шувалов пригласил педагогов из-за границы (из Франции, Италии и Германии) и в 1758 году набрал дебютный курс будущих художников из 38 учеников - 11 дворян и 27 разночинцев. Он же временно предоставил для проведения занятий свой особняк на Садовой, а затем и несколько жилых домов между 3-й и 4-й линией Васильевского острова. Кроме того, Иван Иванович подарил Академии 101 произведение искусства, несколько десятков гравюр и рисунков европейских художников, а также дорогие книги, среди которых были, например, труд по анатомии бельгийского хирурга Адриана Спигелия и альбом «Дворцы Генуи» Рубенса. Несмотря на мощную подпитку, как и в случае с Московским университетом, учебный процесс поначалу развивался медленно - многие дворяне скептически относились к самому занятию изобразительным искусством, считая его простым ремеслом, недостойным их внимания. Но со временем это мнение потерпело фиаско, ведь некоторые воспитанники Академии имели возможность стажироваться за границей, - например, Федор Рокотов, который, вернувшись из Парижа, написал портрет Екатерины II. Требовательная императрица осталась довольна этим «почти геральдическим по своей отточенности профилем» и впредь поручила изображать ее лицо по оригиналам молодого художника.

Собственно говоря, и сам процесс обучения на четырех отделениях (живопись, скульптура, гравюра, архитектура) нельзя было назвать простым. Ученики вставали в 5 утра, а заканчивали занятия только в 10 вечера. На каждого воспитанника ежегодно выделялись десятки кистей, фунт сажи, флорентийский лак, грунтовальные краски, льняное масло, киноварь, вохра и умбра… Студенты трудились, начиная с копировальной работы и совершенствуясь в выбранных техниках.

И вот любопытный факт: по одной из версий, Екатерина II специально приказала сделать внутри Академии круглый двор, площадь которого равна куполу собора Святого Петра в Риме, чтобы воспитанники вдохновлялись и «соотносились с ним» в своей работе. Идея совершенства и изящная эстетика пронизывали буквально все сферы той эпохи.

Просвещенный друг Екатерины Великой

Еще одной фигурой, связанной как с Академией художеств, так и с другими учебными заведениями, стал соратник Екатерины Великой Иван Иванович Бецкой, сменивший на посту директора Шувалова.

Бецкой родился в Стокгольме и большую часть своей жизни провел за границей, вдали от своей родины. Он был блестяще образован, в совершенстве владел французским и немецким, увлекался идеями Руссо, Вольтера и Дидро, обладал внушительным состоянием и имел возможность общаться с самыми просвещенными людьми Европы и августейшими особами. Но все же, несмотря на европейскую широту взглядов и долгую жизнь вне России. Иван Иванович был настоящим патриотом своей страны. В 1762 году он вернулся на родину и вскоре стал личным секретарем Екатерины II. Она меняла фрейлин, отталкивала фаворитов, но к Бецкому неизменно прислушивалась.

У них было много общего: образование, тонкий вкус, интерес к идее рационализма, увлечение энциклопедистами… Оба хотели создать, подобно Пигмалиону, своих просвещенных Галатей, людей новой эпохи, навсегда порвавших с безграмотностью и имеющих возможность свободно получать качественные знания. Отдадим должное: в этом они весьма преуспели. Благодаря Бецкому были открыты воспитательный дом для незаконнорожденных детей, коммерческое училище для купеческих отпрысков, училище при Академии наук и Императорское воспитательное общество благородных девиц (будущий Смольный институт), а также преобразован сухопутный шляхетский корпус. Иван Иванович искренне считал, что воспитание лучших качеств возможно только без принуждения и физических наказаний, а преподаватель должен быть образцом для своих подопечных.

Смолянки и женское образование

Императорское воспитательное общество благородных девиц, учрежденное в 1764 году, было призвано «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества ». Такая красноречивая пафосная формулировка, естественно, вызывала скепсис: только ленивый не шутил про барышень из Смольного, владевших иностранными языками, умевших рисовать и рассуждать о трагедиях Корнеля и Расина, но напрочь оторванных от реальной жизни. Шутить шутили, а между тем многие прославленные личности выбирали себе смолянок в спутницы жизни. Так, писатель Радищев, поэт Капнист и князь Иван Михайлович Долгоруков были женаты именно на выпускницах Института благородных девиц. А сколько незаурядных воспитанниц проявило себя в мятежном XX веке!

Но вернемся в XVIII век, когда смолянки только начинают свое образование. Так как же происходил сам процесс обучения? Он длился целых 12 лет (при том, что «отзывать» свое чадо назад родители не имели права) и делился на четыре этапа. Самые младшие воспитанницы, или «кофейницы», как их называли по цвету платья, штудировали Закон Божий, русский и иностранные языки, арифметику, рисование, рукоделие, танцы и музыку. С 9 до 12 лет барышень учили истории и географии, а также знакомили с азами ведения домашнего хозяйства. На следующем этапе девушек учили прежним дисциплинам, добавив физику, словесность, основы геральдики, архитектуры и стихотворства. А на заключительном курсе (с 15 до 18 лет) ученицы, которых называли «белыми» - опять же по цвету платья, углубляли все полученные ими знания, перед тем как выпорхнуть из alma mater.

И вот что важно: Бецкой не только поименно знал всех смолянок, но и относился к ним с отеческим участием, устраивал для них специальные вечера и «курировал» барышень и по окончании института. В это трудно поверить, но вальяжный старик в седом парике, влиятельный и образованный муж, робел в их присутствии! Особенно в общении с Глафирой Алымовой - своей главной симпатией. Девушка, кстати, сделала хорошую придворную карьеру, став фрейлиной Екатерины II, женой тайного советника Алексея Ржевского и одной из первых арфисток в нашем отечестве.

А вот Иван Иванович, увы, так и не создал собственной семьи, а к концу жизни был даже отдален императрицей от образовательных дел. Не любила Екатерина II, когда кто-нибудь «присвояет себя к славе государской».

Екатерина Малая и ее образовательные заслуги

Еще одной важной персоной в отечественном образовании была Екатерина Романовна Дашкова, амбициозная сподвижница императрицы и одна из самых просвещенных женщин своей эпохи (недаром ее называли Екатериной Малой по аналогии с Великой). Кстати, за пресловутое «присвоение государской славы» и ей доставалось от царицы, которая так характеризовала свою подругу: «Она очень умна, но с большим тщеславием соединяет взбалмошный характер ». Екатерина Романовна и правда была дамой энциклопедических знаний, и местами ее интеллектуальное превосходство доходило до комизма: она могла прервать спектакль, для того чтобы поправить речевые ошибки актеров, а то и церковную службу, если вдруг священник оказывался недостаточно грамотным. Свой крутой нрав и безапелляционность суждений Дашкова сохранила до самых седин. Например, издателю «Русского вестника» она однажды заявила следующее: «Я вызываюсь к вам в сотрудницы, только с уговором: я настойчива и даже своенравна в мнении и в слоге моем, прошу не переменять у меня ни буквы, ни запятой, ни точки ».

Что сделала эта женщина для российского образования? Во-первых, в 1783 году Екатерина Дашкова стала директором Петербургской академии наук. Кроме того, деятельная княгиня являлась инициатором создания Российской академии, основной целью которой было изучение русского языка. Она привлекала специалистов, хлопотала об открытии общедоступных курсов, активно стремилась наладить работу типографий и издательств… Именно Дашкова пригласила ученых для создания первого русского толкового словаря и собственноручно написала для него ряд определений, тщательно отобрав аж 700 слов на буквы «ц», «ч» и «ш». И вот парадокс: долгое время эта женщина не владела русским языком, а в итоге стала самым активным его поборником! Как знать, насколько далеко продвинулась бы Дашкова в своих образовательных экспериментах, если бы не ее опрометчивый шаг: в 1795-м в «Российском театре», издававшемся при Академии наук, была опубликована опальная пьеса Якова Княжнина «Вадим Новгородский». Екатерина II таких вольностей не прощала. Дашкова была отлучена от всех должностей.

Значение российского Просвещения 18 века

Эпоха Просвещения подарила отечественному обществу массу возможностей: женщины наконец-то смогли получать образование, русский язык стал доступнее, а сословные преграды постепенно минимизировались. Конечно, этот процесс был долгим и встречал немало усмешек, но в итоге разумное начато победило, а значит, все старания лучших умов нашего отечества были не напрасны. Иначе вы бы не читали сейчас эти строки…

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Наш мозг уже изучен достаточно, чтобы утверждать, что его можно тренировать с помощью ежедневных упражнений или простых действий. Например, мы знаем, что мозг - это ЖИР!! Да, да. И для хорошего его функционирования необходимо достаточное количество воды! Не только для красивой и сияющей кожи. В первую очередь, чтобы стать умнее!

Наш марафон рассчитан на 30 дней. 30 упражнений для мозга, которые помогут Вам быть умнее

День 1. Добавляйте в пищу куркуму и пейте гранатовый сок

Мозгу нужно не менее регулярное и полезное питание, чем желудку, но не спешите покупать биодобавки. По утверждению ученых института мозга РАН (СПб) и многих других исследователей, приправа карри, в состав которой входит куркума, укрепляет память и является хорошей профилактикой болезни Альцгеймера. В куркуме невероятное количество природных антиоксидантов - так же, как и в соке граната. Последний, кстати, способен даже предотвратить повреждения мозга у младенцев, вызванные гипоксией плода. Розмарин, корица, базилик, душица, тимьян и шалфей - все эти специи для мозга тоже очень хороши. Полезных антиоксидантов много и в чернике, винограде, черносливе, клубнике, шпинате, брокколи, артишоках, рыбе, индейке, оливковом масле и яблоках.

День 2. Растягивайте удовольствие

Есть теория, что гормон дофамин, необходимый для внимания и концентрации, выделяется в процессе предвкушения удовольствия. Дети, способные устоять перед соблазном съесть конфету, которую перед ними положили, годы спустя оказались более интеллектуально развитыми, чем те, которые сразу ее съедали, - потому что научились контролировать свое внимание, фокусируясь на чем-то еще. Последуйте их примеру. Оставьте пирожное, которое собирались съесть на ужин, до завтрашнего обеда - и вы не только сохраните фигуру и потренируете силу воли, но и повысите концентрацию.

День 3. Выучите наизусть телефоны ваших близких друзей

Зачем? Для тренировки кратковременной памяти, которую ученые называют «рычагом, способным поднять весь интеллект». Был такой эксперимент: добровольцев попросили одновременно слушать последовательность букв и наблюдать за появлением фигур в разных местах монитора. Участники должны были определить, когда произносимая буква и положение квадрата повторялись несколько раз. Чем больше они практиковались в этих заданиях, тем выше становился их подвижный интеллект - способность решать проблемы независимо от имеющихся знаний. Если телефоны запоминаются плохо, поиграйте в «мемори», составляйте список покупок и неотложных дел в уме, спрячьте подальше калькулятор или учите наизусть главы из «Евгения Онегина».

День 4. Выспитесь и почувствуйте разницу

Исследование, которое провели ученые Гарвардского университета, показало, что во сне продолжает работать память, поэтому наутро проще вспомнить то, что никак не приходило на ум накануне вечером. Поставьте букет роз в спальне или зажгите ароматическую лампу, когда готовитесь к экзамену или ответственному выступлению, и ваши шансы на успех увеличатся - запах розы, а также герани благотворно влияет на память и успокаивает нервы. Аромаэнергетиками для мозга считаются мята, кипарис и лимон.

День 5. Двигайтесь

Физическая активность способствует росту новых клеток гиппокампа (участка мозга, отвечающего за формирование эмоций и консолидацию памяти) и защищает уже существующие. Немецкие исследователи из университета Ульма доказали, что после 30-минутной пробежки повышается концентрация внимания, лучше запоминается информация, вы делаете в работе меньше ошибок. А в пожилом возрасте люди, которые ведут активный образ жизни с большим количеством аэробных нагрузок, на 40% лучше ориентируются в пространстве, что также соотносится с размерами их гиппокампа. Кроме того, когда организм тратит больше килоджоулей на работу мышц, мозгу приходится обходиться меньшим количеством энергии. В результате вырабатываются особые вещества, благотворно влияющие на активность нейронов.

День 6. Учите язык

Какой - неважно, все одинаково полезны. Когда мозг человека, говорящего по-французски и по-английски, выбирает, какой язык использовать, активируются корковые связи, отвечающие за оба языка. Затем подключается «управленческая» зона в подлобной коре мозга, которая и подбирает нужное слово. Эта зона отвечает за высшие функции мышления, поэтому, когда вы учите новые языки, активизируются и другие области мозга, поднимая ваш IQ. Если вы не готовы сразу записаться на курсы, начните с небольших шагов. Выучите слова понравившейся вам французской песни. Найдите оригинал любимого сонета Шекспира в аудиоверсии и прослушивайте его несколько раз в течение дня. Попробуйте посмотреть знакомый фильм без перевода. Поместите на видное место написанный крупными буквами латинский афоризм. А если решите заниматься по старинке - заучивая существительные и глаголы - будете вознаграждены: через час подобных упражнений вы почувствуете, как голова освобождается от лишних мыслей.

День 7. Решайте головоломки

Ребусы и кроссворды снижают риск болезни Альцгеймера и старческого слабоумия, поэтому не стоит ругать себя за то, что тратите полтора часа в день, решая судоку в телефоне. Еще полезно собирать паззлы - это нехитрое занятие тренирует отдельные участки мозга, не загружая его при этом на 100%, позволяя вам думать еще и о насущных делах. Но чтобы этот способ сработал наверняка, заведите постоянного партнера - для игры в скраббл и не только! Согласно многочисленным исследованиям, те, кто в середине жизни имел пару, на 50% меньше рискуют поглупеть в старости, чем те, кто жил один.

День 8. Послушайте умных людей

Лучшие умы мира регулярно собираются на международных конференциях TED (Технология, Развлечения, Дизайн), где обсуждают последние новости науки и культуры - такие, как составление карты мозга и пренатальный интеллект. Их крайне увлекательные и нередко сенсационные лекции можно слушать, загрузив приложение TED на телефон или через сайт www.ted.com/talks , - там можно установить субтитры с любым языком, включая русский.

День 9. Медитируйте

Мозг способен на перезарядку, когда он работает как бы в режиме standby. Это происходит, когда вы мечтаете или просто сидите, ни о чем особенно не думая. С помощью МРТ японские ученые измерили изменения мозгового кровотока у 63 добровольцев, которых попросили попытаться сознательно приостановить поток мыслей. Те, у которых было самое активное кровообращение в белом веществе, соединяющем нейроны, лучше всех потом генерировали новые идеи. Для неофитов подойдет классический способ медитации: закройте глаза, расслабьтесь, отвлекитесь от всего, а внимание сосредоточьте на дыхании. Если все сделать правильно, уже через десять минут вы почувствуете, что мозг отдохнул.

День 10. Ешьте горький шоколад, пейте красное вино и воду

Горький шоколад и красное вино содержат флавоноиды, которые улучшают память. Еще старайтесь пить не менее 1,5 л воды в день. Обезвоживание заставляет мозг работать в напряженном режиме, что снижает мыслительную активность.

День 11. Сходите на выставку

Британские врачи из Oxford Royal University обследовали 5350 человек из разных социальных слоев. В одной группе были любители интеллектуального досуга, регулярно посещающие спектакли и выставки, во второй - домоседы, проводящие уик-энд у телевизора. Оказалось, что память, внимание и интеллект представителей первой группы гораздо меньше пострадали от возрастных изменений. Вывод: мозг гораздо лучше отдыхает, когда мы что-то осмысливаем, анализируем, сравниваем, а при этом еще и получаем эстетическое удовольствие. При созерцании произведений искусства усиливается кровоток в той части мозга, которая отвечает за удовольствия и желания. Когда участники эксперимента любовались картинами, МРТ фиксировал чувства, схожие с теми, что человек обычно испытывает при взгляде на любимого.

День 12. Поиграйте в видеоигру

Многочисленные исследования доказывают, что видеоигры способны активизировать скрытый потенциал мозга и учат лучше ориентироваться не только в виртуальном, но и в реальном пространстве. Ученые из университета Рочестера установили: люди, несколько раз в неделю играющие в игры action, могут одновременно следить за большим количеством объектов и более эффективно обрабатывать быстро меняющуюся визуальную информацию.

День 13. Разучите сальсу

Танцы вообще отличная терапия, «разгружающая» тело и мозг. Любое ритмичное движение под музыку усилит мозговое кровообращение и обеспечит выброс гормона окситоцина, который активизирует работу нейронов. А некоторые танцы - особенно требующие развитой координации - учат быстрой реакции, помогают сконцентрироваться и настроиться на принятие решений.

День 14. Устройте себе сиесту

Участники эксперимента, которые спали днем в течение 90 мин. после того, как выполняли задание, задействующее гиппокамп (запоминали имена 120 незнакомых им людей), запомнили больше имен, чем те, кто не прилег подремать. Еще удивительней, что вечером им удалось запомнить еще больше имен, чем в первый раз, и опять опередить своих не спавших товарищей. Если у вас нет возможности подремать полтора часа, полежите с закрытыми глазами хотя бы пять-десять минут. Такая мини-сиеста также придает бодрость духа и повышает уровень энергии.

День 15. Запишитесь на массаж

Возьмите за правило минимум раз в две недели делать общий массаж тела. Прикосновения к коже активизируют огромное количество нервных окончаний - посредников между кожей и мозгом. Мозг в ответ отдает организму приказ вырабатывать эндорфин - гормон счастья. Этот древнейший способ воздействия на нервную систему может принести больше пользы, чем эксперименты с медикаментами, - особенно если делать массаж курсом. Также полезен секс - хотя бы раз в неделю, причем, как показывают исследования, наличие оргазма на работу мозга никак не влияет. Главное - процесс, а не результат!

День 16. Сделайте что-нибудь своими руками

Взмахните спицами и свяжите красивый шарф. Сделайте в подарок подруге браслет из разноцветного бисера. Вышейте ваши инициалы гладью на подушке любимого мужчины. На худой конец, пришейте отвалившиеся пуговицы. Любая тренировка мелкой моторики активизирует интеллект. Еще лучше, если вы попробуйте сделать это совершенно новым способом - например, попробуете пришить пуговицу левой рукой.

День 17. Купите желтую блузку или шарф

Доказано, что желтый цвет стимулирует мозговую деятельность. Также умственную активность тонизируют красный и оранжевый цвета, а зеленый и синий, наоборот, успокаивают.

День 18. Сделайте УЗИ шейных артерий

Раз в год проверяйте состояние ваших сосудов, чтобы убедиться, что ваш мозг не находится «на голодном пайке». При нарушениях микроциркуляции или спазме сосудов мозгу не хватает кислорода и глюкозы. От этого может заболеть голова и вы начнете в прямом смысле «тормозить». Но прибегать к риталину, когитуму и прочим препаратам для стимуляции работы мозга без серьезных медицинских показаний не стоит. Это «здоровье в кредит» - ноотропы помогают, но вызывают привыкание и массу побочных эффектов. Что касается витаминов, то для мозга полезны E, C и фолиевая кислота.

День 19. Постройте «Дворец Памяти»

Так называется методика, помогающая быстрее вспоминать. Ассоциируйте то, что вы хотите запомнить, с какой-нибудь яркой картинкой. Даже если вам не хватит терпения, чтобы построить «дворец», хотя бы ознакомьтесь с этой техникой, прочитав книгу Доминика О’Брайена «Как развить абсолютную память».

День 20. Попробуйте не улыбаться

Опыты доказали, что, просто нахмурившись, вы начинаете мыслить более скептически и аналитически. Возможно, этот американский эксперимент в России не показателен - у нас тут все привычно хмурятся. Но в целом это правда: смех - отдых для мозга, а меланхолия провоцирует серьезную работу мысли и рефлексию.

День 21. Слушайте Моцарта

Психологи десять лет назад сделали открытие: музыкальные произведения Моцарта улучшают математическое мышление. Даже крысы после прослушивания Моцарта преодолевали лабиринты быстрее и более точно, чем после шума или, например, Филипа Гласса.

День 22. Перечитайте Шекспира

Ученые из Ливерпульского университета доказали, что шекспировский язык способен сделать нас умнее. Да, в принципе, любой художественный язык, особенно если это стихи. Лингвистический «метод функционального сдвига», при котором, например, существительное используется как глагол, заставляет мозг понимать, что означает слово, еще до того, как осознается его функция в предложении. Это заставляет голову усиленно работать. Если от Шекспира вас клонит в сон, читайте любую классику. Пусть даже это будет 15 минут в день. Чтение стимулирует воображение: сюжет книги превращается в голове в визуальные образы, что стимулирует мозговую деятельность. Чем больше вы будете в течение жизни читать, тем меньше вас будут беспокоить «когнитивные нарушения» (читай «глупость»).

День 23. Попробуйте сделать по-другому

Профессор нейробиологии Лоуренс Катц называет это «нейробикой» - зарядкой для головного мозга. Эти упражнения не дают дендритам (отросткам нервных клеток) атрофироваться, поскольку их выполнение включает разные области мозга. Смысл в том, чтобы изменить обычное течение событий и заставить мозг работать по-новому в новых обстоятельствах. Например, поехать на работу совершенно другим маршрутом. Принять душ с выключенным светом, используя вместо зрения осязание. Сходить в ресторан «В темноте» со слепыми официантами, где едят на ощупь. Попробовать весь день держать ложку левой рукой (если вы правша). Неожиданная еда на завтрак, новый способ разминки перед тренировкой, кроссворд вместо детектива на ночь - все считается! Немного потренировавшись, вы сами сможете легко придумывать нейробические упражнения. Каждый день новые, это важно.

День 24. Обрадуйтесь стрессу

Академик Н.П. Бехтерева, в течение долгих лет руководившая исследованиями сверхвозможностей человеческого мозга, получила доказательства того, что озарения посещают не только гениев. Интеллектуальные и творческие прорывы у обычных людей происходят, когда им приходится решать сверхзадачи. Из чего следует вывод: трудности необходимы, а проблемы, которые на первый взгляд кажутся неразрешимыми, могут оказаться лучшим, что нам способна предложить жизнь.

День 25. Играйте на фортепиано

Вытащите старые ноты и смахните пыль с крышки. Больше никто не стоит над вами с указкой, как в школьные годы, и вы можете играть в свое удовольствие. Что хотите - от собачьего вальса до авангардистских пьес собственного сочинения. Не учились музыке? Вам повезло - не придется преодолевать собственный негативный опыт! Возьмите уроки у профессионального музыканта, одаренного соседа или у собственного сына-второклассника. Неважно, дудите вы, ударяете по струнам или стучите палочками - игра на любом инструменте повышает уровень IQ, поскольку задействует часть мозга, отвечающую за память и координацию.

День 26. Начните писать ручкой

Напишите письмо близкому человеку на бумаге. Попробуйте переписать понравившийся вам текст, изменяя несколько раз почерк до неузнаваемости. Потренируйтесь писать левой рукой, если вы правша. Выполняйте по утрам упражнение «Утренние страницы», рекомендованное Джулией Кэмерон в книге «Путь художника»: встаньте на полчаса раньше, возьмите ручку и просто записывайте все, что приходит вам в голову, не редактируя и не критикуя. Возможно, вам даже захочется заняться каллиграфией. Сканы мозга показывают, что при последовательных движениях, которые рука выполняет во время письма, активизируются отделы мозга, отвечающие за мышление, речь, память, то есть вся система временного хранения и обработки информации. К слову, доказано, что школьники младшего и среднего возраста используют больше слов, пишут быстрее и выражают свои мысли лучше, когда пишут от руки, а не печатают на клавиатуре.

День 27. Не отказывайте себе в кофе

Можете выпить и вторую чашку, и третью. Установлено, что у женщин, которые выпивают до четырех чашек кофе в день, реже случается депрессия, чем у тех, кто позволяет себе одну чашку в неделю. Другие исследования показали, что кофе улучшает кратковременную память. В 2011 г. журнал Nature Neuroscience опубликовал исследование, подтвердившее, что под воздействием кофеина у лабораторных крыс активизировались нейронные связи. А чем больше связей между нейронами - тем выше способность к обучению и запоминанию.

День 28. Заведите блог или напишите обзор в интернете

В Интернете любой имеет право быть критиком. Напишите о том, что вам нравится или не нравится, на сайтах, где приветствуются непрофессиональные рецензии (afisha.ru, tripadvisor.ru, booking.com). Изложение мнения поможет вам лучше понять ваш собственный образ мыслей. Анализ и критическая форма мышления - эффективные витамины для вашего мозга.

День 29. Сделайте перед сном упражнение Пифагора

Прокрутите в уме события минувшего дня, вспоминая мельчайшие детали. Спросите себя: «Что я сделала сегодня? Что важное не сделала? За что мне стыдно? Чему следует радоваться?» Освоив технику «экзамена сознания» касательно того, что произошло за день, начните постепенно погружаться в прошлое. Вспоминайте то, что было вчера, позавчера, пытаясь восстановить любые мало-мальски важные подробности. «Экзамен сознания» прекрасно тренирует память и внимание. И совесть - не случайно к исповеди готовятся примерно так же.

День 30. Поиграйте с детьми

Их непосредственность будит во взрослых творческую энергию. Кроме того, это отличная тренировка для миндалевидной железы - той части мозга, которая управляет эмоциями. (Всплакнуть от умиления для мозга тоже полезно.) Развитие эмоционального интеллекта (самосознания, самообладания, мотивации, эмпатии и коммуникабельности) - не менее достойная задача, чем борьба за высокий балл IQ. Плюс вечную детскую привычку про все спрашивать «почему?» неплохо перенять и взрослым. Если вы разрешите себе быть любопытной и будете задавать этот вопрос себе и другим по многу раз на дню, вам начнут отвечать. Представляете, сколько всего интересного вы узнаете!