Рисование - навык достаточно сложный. Вам необходимо научиться правильным движениям, различным техникам, точности, перспективе, изучить жесты и анатомию, свет и тень…но даже если вы все это освоили, даже если на вашем рисунке все на своих местах, порой случается, что с ним будто бы что-то все еще не так. Этот неуловимый фактор называется композицией.

Плохая композиция может просто разрушить даже самую прекрасную работу. Да-да, эту тему часто обсуждают на уроках рисования, правда при этом приводится всего пара плохих и пара хороших примеров, оставляя остальную работу вашей интуиции.

В этом уроке я хотела бы рассмотреть более практический подход к композиции. Что же это на самом деле? Из чего она состоит? И, самое главное, как узнать наверняка, будет ли композиция удачной, прежде чем нарисовать самую первую линию, а не увидеть ее только тогда, когда рисунок будет завершен? Что ж, продолжайте читать, и вы найдете ответы на все эти вопросы!

Что такое композиция и почему она так важна?

Постараюсь сформулировать, как можно проще - итак, композиция - это расположение элементов, благодаря которому они кажутся одним целым. В каждом рисунке есть какая-то композиция. Вы создаете ее намеренно или случайно, но без нее вы не можете создать рисунок.

В более практическом смысле, композиция - это отношения между элементами рисунка. И вот это самое отношение, а не элементы, мы замечаем в первую очередь. В то же время, она, на самом деле, для нас невидима. В каком-то смысле, композиция подобна скелету живого существа: мы не видим кости, но именно благодаря им тело выглядит так, как должно, а без него форма была бы утрачена.

Скелет создает форму, хоть мы его и не видим

Да, мы видим форму, и если вы попытаетесь нарисовать только ее, возможно, у вас выйдет что-то неестественное. Конечно, может вам случайно и удастся создать форму, которая будет выглядеть правильно, но если вы будете помнить о влиянии скелета, ваши шансы на успех значительно повысятся.

То же самое и с композицией. Вы можете попробовать разместить элементы рисунка наугад и понадеяться на лучшее, но вы также можете разобраться, как создать хорошую композицию, и применять эти знания на практике.

Главное в хорошей композиции - это баланс. Перебор в данном случае также плохо, как и нехватка. Если бы рисунок был блюдом, то композиция - это заправка. Не важно, сколько времени вы провели на кухне, ведь если вы что-то напутали с заправкой, блюдо может быть испорчено. Так как же обращаться с ней «правильно»? И вообще, что такое «заправка» в композиции?

Какие существуют композиционные элементы в рисунке?

Исходя из того, что композиция - это отношение, мы можем заключить, что элементов должно быть как минимум два. Это отношение между ними может быть основано на многих факторах, что осложняет этот вопрос. Давайте разберемся с ними один за другим.

Обрамление и негативное пространство

Хоть для композиции и необходимы как минимум два элемента, вы не сможете избежать ее создания, нарисовав всего один элемент, ибо в таком случае все равно останется отношение между этим элементом и рамкой.

Говоря «рамка» я имею в виду не только роскошно украшенные рамы традиционных картин. Рамка - это край работы. Даже если вас это не особо волнует, край листа (или кадра, если вы сфотографируете работу), на котором вы рисуете, так или иначе, создаст эту рамку.

Иными словами, рамка - это граница между тем, что является частью рисунка, а что нет. Она становится частью композиции, как только вы нарисуете что-то внутри нее - это подобно мини вселенной вашей работы. Когда вы показываете кому-то свои работы, они видят рамку в целом, вне зависимости от того, где в действительности находится рисунок.

1 - рисунок; 2 - не рисунок

И теперь мы приблизились к вопросу негативного пространства. На рисунке мы видим не только то, что нарисовано, но и то, чего нет. Пространство между рисунком и рамкой это не просто «пустота». Мы видим его, хоть оно и не было создано осознанно. И даже если мы игнорируем эту часть, она все равно добавляет смысл рисунку и влияет на его восприятие.

Позитивное пространство vs. негативное пространство - когда вы создаете одно, второе создается автоматически.

Примеры

Вот тут, например, рисунок по сравнению с остальным пространством работы крошечный. Наблюдатель увидит кучу пространства и персонажа. На самом деле, на этом рисунке в главной роли пространство! Если вы так и задумали, то это не плохо - такая композиция показывает незначительность персонажа, что может оказаться весьма полезно. А вот если вы задумывали совсем не так, и основное внимание должно было принадлежать персонажу, то это ошибка.

А вот тут обратная ситуация. Персонаж занимает почти все пространство, и в итоге сам становится пространством. Здесь персонаж и есть работа, а не ее часть, его детали становятся персонажами работы.

Здесь персонаж выглядит так, словно он пытается покинуть работу. Наблюдатель видит большой кусок пустого пространства, а персонаж будто бы и не заинтересован в своей собственной демонстрации. Хорошо это или плохо? Повторюсь, все зависит от намерений.

Упражнение

Как можно сделать эти композиции более интересными? Подсказка: ни в одном случае нет единственно правильного решения.

Контраст

Композицию можно объяснить, показав сравнение между элементами. Контраст - есть степень различия между ними. Это очень важно, так как мы видим благодаря сравнению - мы сравниваем белое пространство с темными линиями, дабы увидеть рисунок.

Контраст делает вещи интересными, ибо он притягивает наше внимание. Он разделяет два предмета, заставляя нас рассматривать их по отдельности. В изображениях ниже содержится одинаковое количество элементов, но в том, что справа контраст выше. Какая композиция кажется вам более интересной?

Высокий контраст позволяет вам быстрее отыскать элемент, что внезапно повышает ваш интерес. Низкий контраст показывает вам то же самое медленнее, с бОльшим усилием, что выливается в более спокойную реакцию.

Когда вы смотрите на картинку, вы сравниваете различные ее признаки, чтобы зрительно сгруппировать их для ускорения реакции. Чем выше контраст, тем проще группировать, и тем приятнее это ощущается. Существует множество характеристик, при помощи которых можно оценить контраст:

  1. Размер (большой и маленький)
  2. Форма (резкая и размытая, вытянутая и круглая)
  3. Затенение (темный и яркий)
  4. Оттенок (красный и зеленый, синий и оранжевый)
  5. Материалы (блестящий и матовый)
  6. Тема (большой и страшный волк и младенец, застывшая жизнь и движение)

Мы можем использовать все эти характеристики для создания контраста в нашей композиции. Однако есть тут один нюанс. Чтобы контраст имел эффективность, необходим баланс. Слишком много объектов сливаются в один - выходит хаос. Слишком мало объектов также сливаются в один - порядок. Дабы достичь нейтрального эффекта, вам необходимо отыскать баланс между хаосом и порядком.

1 - хаос; 2 - баланс; 3 - порядок

Контраст силен еще и потому, что имеет важную роль в эволюции - он позволяет нам разглядеть голову льва в поле высокой травы или, например, красный фрукт среди зеленых листьев. Именно контраст привлекает наше внимание к тому, что важно. Так вы и должны использовать его в своей композиции: чтобы привлекать внимание к тому, что важно.

Конечно, это значит, что вам придется решить, что на рисунке важно, а что просто фон. После этого остается только наделить эти элементы противоположными характеристиками. Не обязательно использовать их все или делать их все противоположными. Все это вопрос стилистического выбора: в реализме преувеличение - это не есть хорошо, но вот мультяшные стили его обожают.

Стилю тиби присущ контраст между маленьким телом и огромной головой - благодаря такому решению, персонажи похожи на милых малышей

Примеры

Каждый из этих объектов был бы скучен, помести мы его отдельно. Вместе они создают отношение, и это то, что мы видим - не два объекта, а ощущение масштаба.

А вот тут ощущение масштаба уже теряется. Слишком большое количество контраста превращается в хаос, создавая беспорядочный узор, а не картину.

Но хаос может стать прекрасным фоном для важного элемента, который мы хотим показать! Если он будет достаточно отличаться от хаоса, мы увидим его в первую очередь, делая фон маловажным.

Упражнение

Какие из этих композиций интересные, а какие нет? Почему?

Ритм

Мы часто говорим, что композиция - это расположение элементов относительно друг друга. Но бывает ли расположение правильным и неправильным? Не совсем, но есть один момент - иногда определенное расположение элементов приобретает для нас значение.

Ритм - это зрительное сокращение, которое совершает наш мозг. Если несколько элементов следуют ритму, нам не нужно смотреть на них по одному - ряд стоящих досок - это забор, «облако» из листьев - это крона дерева и т. д. Но мы также воспринимаем и более тонкие подсказки, отделяя естественные объекты («как должно быть») от неестественных («будто бы кто-то их сделал»).

Ритм создает иной тип контраста. На этой картинке маленький цветок привлекает наше внимание не только потому, что он мал по сравнению с другими, побольше, но еще и потому, что он прерывает ритм. Из «ряда цветов» это превращается в «маленький цветок между большими».

Но дело тут не только в контрасте. Ритм заставляет нас увидеть что-то, что на деле не рисовали. Если камни лежат в ряд, это значит, что кто-то их так положил. «Облако» листьев на дереве означает, что все они относятся к тому же растению. Если элементы движутся в одном направлении - это означает, что это происходит благодаря одной и той же силе (будь то ветер или страх).

Это добавляет информацию рисунку, и эта информация не должна быть случайной, так как она влияет на композицию. Просто взгляните: простой рисунок на тему «плывущие рыбки» можно превратить в «идущий против течения» всего лишь нарушив ритм.

Ритм (или его нарушение) не должен быть случайным. Он имеет определенный смысл - так не позволяйте этому смыслу рушить ваши идеи

Примеры

Нарушенный ритм, например, дыры в заборе обязательно привлечет наше внимание. Что тут произошло? Может быть, это было стадо бешеных коров? Или просто пьяный тракторист? Нарушив ритм можно создать целую историю.

В этой композиции главное - порядок. Присутствует контраст, что делает ее интересной, но мы видим тут и еще кое-что: она на 100% сделана человеком и контролируется им. Все стремится к хаосу, но тут кто-то останавливает эту тенденцию.

Здесь мы видим аналогичную ситуацию - деревья, посаженные человеком. Эта композиция проста, однако есть какая-то неуловимая красота в предсказуемом ритме.

Упражнение

Что рассказывают эти композиции?

Центр внимания

Ваш рисунок - это не просто случайный набор линий. Они должны что-то означать, но даже самое невероятное сообщение можно испортить, если неверно его прочесть, например, задом наперед.

Композиция может привести наблюдателя к тому, что мы хотим ему показать, и именно тем путем, который мы считаем наиболее эффективным для того, чтобы правильно понять сообщение. Если вы будете это игнорировать, у наблюдателя может появиться совершенно неправильное первое впечатление, и он махнет на работу рукой, так и не поняв ее истинного смысла.

Когда мы смотрим на рисунок, мы в первую очередь ищем что-то, за что можно зацепиться взглядом. Порядок, в котором мы рассматриваем объекты, важен, так как даже если это занимает какие-то доли секунды, чтобы все просмотреть, в природе миллисекунда может стать вопросом жизни и смерти. Сначала нам обязательно нужно увидеть самые важные элементы.

В процессе планирования композиции, вам необходимо решить, какие элементы будут самыми важными. Затем вы сможете воспользоваться контрастом, чтобы их выделить, и ритмом, чтобы заставить наблюдателя рассматривать их в определенном порядке.

Примеры

Давайте вернемся к предыдущему примеру. Все линии ведут нас к центр. Вы смотрите туда даже прежде, чем вы заметите дорогу или деревья. Не важно, что вы поместите в центр - это заметят в первую очередь.

Тут все чуть более тонко, так как линии ритма находятся внутри тела животного. Ваши глаза скользят по ним, ни на чем не останавливает. Это добавляет ощущение движения.

Здесь из-за контраста вы в первую очередь заметите эту большую фигуру, а затем, в поисках недостающей информации, вы посмотрите туда, куда смотрит фигура.

Упражнение

Взглянув на эти примеры, что вы заметите в первую очередь? Как двигаются ваши глаза? Почему?

Как создать интересную композицию

Теперь вы знаете, что такое композиция и как найти в ней недостатки. Только это будет бесполезно, если вы завершите рисунок, и только потом увидите, что оставили слишком много негативного пространства, или из-за ритма ваш пейзаж выглядит искусственно. Поэтому вам стоит подумать о композиции, прежде чем провести самую первую линию.

Но как это сделать, если вы даже не уверены, что вы рисуете? Планирование делает все слишком жестким и скучным, а спонтанность вовсе нельзя спланировать. Давайте посмотрим, как решить эту проблему.

Миниатюры

Вам не нужно видеть полноразмерную работу, чтобы сделать выводы о ее композиции. Обратите внимание, что я не уделяла особое внимание деталям в теоретической части. Это потому, что они не играют никакой роли в композиции. Их видят в последнюю очередь, спустя какое-то время после того, как разбираются с тем, что же нарисовано на картине.

Вот поэтому вам не обязательно заканчивать рисунок, чтобы оценить его воздействие. Вам просто нужно создать рамку, контраст, ритм и центры. А это вы можете сделать достаточно быстро - так вы увидите, как элементы сочетаются вместе!

Мы называем этот метод миниатюрами. Миниатюра - это маленькая версия рисунка, которую мы видим, прежде чем откроем оригинал. Вы не можете разглядеть детали на миниатюре, однако вы видите, что на рисунке главное.

Миниатюра дает вам представление об изображении, ничего по факту не говоря.

Чтобы создать миниатюры, для начала нарисуйте несколько рамок, которые будут уменьшенной версией интересующего вас формата (например, небольшие прямоугольники с пропорциями вашего листа). Затем набросайте рисунок в общих чертах. Простые фигуры, простые силуэты, простое затенение - это все, что вам нужно увидеть, чтобы понять, выглядит ли композиция так, как вы хотели. Также вы можете свободно экспериментировать, не тратя времени впустую.

Миниатюрные наброски не должны быть аккуратными, не тратьте слишком много времени на каждый, просто набросайте основную идею, а потом уже оцените их все.

«Призрак Композиции»

Сложно сохранять верные пропорции и расстояния на большом формате. Чтобы убедиться, что композиция получается такой, как вы задумали, для начала нарисуйте только основные элементы.

А делается это так: посмотрите на лист бумаги, и решите, где будет внешний край рисунка, и легонько его набросайте. Затем набросайте края элементов внутри, все также очень легко. У вас должен получиться «призрачный» рисунок - настолько легкий, что почти невидим, но этого должно быть достаточно, чтобы понять, правильная ли выходит композиция.

Эти линии не должны иметь никакого отношения к анатомии, это должны быть общие пятна, которые вы увидите в первую очередь, когда рисунок будет готов.

Правило третей

Возможно, вы уже о нем слышали, но я просто не могу пропустить это правило в уроке про композицию. Есть много правил, которые можно привести в этом уроке, но я считаю, что правило третей - самое простое и универсальное.

Чтобы воспользоваться этим правилом, разделите (мысленно или физически) ваш рисунок на три равные части по горизонтали, и такие же три равные части по вертикали. Согласно правилу третей, точки пересечения этих линий являются естественными местами фокусировки наших глаз. Размещайте самые важные элементы в этих точках, те элементы, которые должны быть замечены первыми.

На самом деле, будет даже лучше, если элементы будут расположены близко к этим точкам, а не совсем на них. Немного непредсказуемости сделает рисунок более интересным.

Также это правило говорит нам о композициях, которые стоит избегать. Например, мы используем «правило половин» на интуитивном уровне, но такие композиции в лучшем случае просто неинтересные, а в худшем очень запутывают.

Можно легко улучшить подобную композицию, всего лишь слегка подвинув ее центр вбок/вверх/вниз.

Правило третей зачастую умело используется при создании книжных обложек.

Распределение веса среди композиционных элементов

На композицию влияет множество факторов. Как справиться со всеми этими факторами? Вы можете воспользоваться воображаемыми весами, чтобы их взвесить.

Существует три основных типа веса в композиции: негативное пространство, позитивное пространство и центры внимания. Позитивное пространство - это и есть рисунок. Негативное пространство - это область, его окружающая (и это не обязательно пустое пространство - это может быть просто небо). Центры внимания - это части, к которым вы хотите привлечь внимания наблюдателя.

Интересная композиция основывается на балансе между весом этих частей. У этого баланса также существует множество тонов, которые основаны на элементах контраста. В «линейном» рисунке основная ваша забота - это размер. Если же вы используете затенение, то оно будет еще более важным.

Давайте посмотрим, как с этим справиться. Тут мы имеем один элемент, помещенный в точку фокусировки, описанную в правиле третей. Композиция не сбалансирована, так как на ней присутствует всего один крошечный элемент и куча пустого места. Позитивное пространство и центр внимания в данном случае одно и то же.

Добавление еще одного идентичного элемента в любую другую точку фокусировки не решит проблему, так как она закрывает наблюдателя внутри этой области в центре, окруженной точками фокусировки. Следовательно, получается скучная центральная композиция.

Чтобы сбалансировать негативное пространство, лучше всего сделать его чуть менее негативным. Разделяйте негативное и позитивное пространства где-то поблизости от точек фокусировки по правилу третей.

Когда позитивное пространство преобладает над негативным, второе может стать точкой фокусировки.

Чтобы сбалансировать композицию, можно добавить любой элемент контраста. На самом деле, вся эта история с балансом фактически означает достижения необходимого уровня контрастности. Попробуйте работать более интуитивно, подумайте о сцене с низкой контрастностью в качестве фона, и добавьте что-то более контрастное, чтобы завершить композицию.

На данном изображении баланс основывается на нарушении ритма.

Перспектива

Мы уже знаем, что композиция - это отношение элементов, но есть и еще один элемент за гранью рисунка - это наблюдатель. Если вы включите их в свою композицию, то сможете достигнуть иного, более глубокого уровня отношений.

Когда наблюдатель смотрит на изображение, он может представить, будто он тоже находится там, нужна только пара подсказок с вашей стороны. Тут на помощь вам может прийти перспектива. Секрет состоит в том, чтобы поместить что-то возле «камеры», дабы сделать акцент на позиции.

Чем объект ближе к нам, тем он больше, так что если в вашей композиции присутствует увеличенная версия какого-либо предмета, это будет значить, что он находится близко к наблюдателю. Все остальное находится далеко от него, что создает ощущение глубины.

Также перспектива может улучшить композицию, если вы включите некий индикатор масштаба. Самый очевидный - это силуэт человека, но вы также можете воспользоваться животными или деревьями с этой целью. Если вы сделаете это правильно, масштаб станет еще одним элементом вашей композиции.

Использование зеркала

Даже если вы освоили композицию, после долгих часов работы над рисунком глаз может замылиться. Вы начинаете видеть рисунок, как «что-то, что я видел раньше», и вы не чувствуете его так же, как кто-то, кто видит его впервые.

Чтобы получить свежий взгляд, вам периодически стоит менять перспективу, заставляя свой мозг приспосабливаться. Рисуя на планшете, проще всего отразить изображение по горизонтали. Если вы рисуете на холсте или бумаге, вы можете повернуть его, или воспользоваться зеркалом. Делайте это часто - так у вас всегда будет свежий взгляд.

Перевернутое изображение превращается в новую композицию, с которой предстоит разобраться вашему мозгу

Обрезание рисунка

После того, как вы закончите работу над рисунком, если что-то все еще не так, есть последний прием, который может помочь. Изменив рамку - ее размер или пропорции - вы можете переместить точки фокусировки и сильно улучшить композицию.

При работе с планшетом вы всегда можете прибегнуть к какому-нибудь инструменту для обрезания. В традиционном рисовании вы можете либо воспользоваться канцелярским ножом, сфотографировать работу, и обрезать ее, как нужно, или воспользоваться рамкой, которая добавит немного негативного пространства, закрывая те части, которые вы хотите убрать.

У одного и того же изображение могут быть разные значения в зависимости от того, как оно обрезано.

Расширение интуиции

Теория теорией, но, в конце концов, все эти знания становятся частью вашей интуиции - чем-то, чем вы можете пользоваться, не думая об этом. Чтобы улучшить свою интуицию, включите еще один шаг в оценку рисунков. Попытайтесь понять, почему все выглядит так хорошо, отыщите композиционные элементы, и постарайтесь догадаться, как принимал решения художник.

Интуицию можно улучшить, просто наблюдая за хорошими работами. Так вы будете сравнивать свои композиции с теми, что вы уже видели, даже не понимая, что вы это делаете. Однако лучше всего комбинировать интуицию со знаниями.

Заключение

После объяснения всех этих правил мне следует добавить самое важное: в искусстве правил нет. Нам нравятся определенные изображения, определенные композиции, и мы не всегда знаем, почему. Художники пытаются создать какие-то эмпирические правила, которые будут полезны в большинстве случаев, но, в конце концов, вы можете создать фантастическую работу, нарушив их все.

При помощи правил композиции вы сможете понять, что не так с рисунком, но они - это не точный рецепт создания идеального рисунка. Экспериментируйте, будьте наблюдательны, и творите сердцем. Не бойтесь совершать ошибки - на них тоже можно поучиться!

Для того, чтобы правильно использовать в своей речи слова, заимствованные из других языков, необходимо хорошо понимать их значение.

Одним из слов, часто используемых в разных сферах деятельности, в основном, в искусстве, является «композиция». Что же означает это слово и в каких случаях его употребляют?

Слово «композиция» заимствовано из латыни, где «compositio» означает составление, сложение, связывание целого из частей. В зависимости от сферы деятельности значение этого слова может приобретать те или иные смысловые вариации.

Так, химикам-технологам хорошо известны композитные материалы, которые представляют собой композицию из пластика и минеральной крошки, древесных опилок или другого натурального материала. Но чаще всего это слово встречается в описаниях произведений искусства – живописи, музыки, поэзии.

Любое искусство представляет собой акт синтеза, в результате которого получается произведение, обладающее силой эмоционального воздействия на зрителей, читателей или слушателей. Важным компонентом творчества, касающимся организационных принципов художественной формы, является композиция.

Ее основная функция – придание цельности соединению элементов и соотнесение отдельных частей с общим замыслом автора. Для каждого вида искусства композиция имеет свое значение: в живописи это распределение форм и цветовых пятен на холсте или бумаге, в музыке – сочетание и взаимное расположение музыкальных тем и блоков, в литературе – структура, ритм текста и т.д.

Литературная композиция – это структура литературного произведения, последовательность расположения его частей. Она служит для наилучшего выражения общей мысли произведения и может использовать для этого все формы художественного изображения, имеющиеся в литературном багаже писателя или поэта.


Важными частями литературной композиции являются диалоги и монологи его героев, их портреты и системы используемых в произведении образов, сюжетные линии, структура произведения. Нередко сюжет развивается по спирали либо имеет циклическую структуру, большой художественной выразительностью отличаются описательные отрывки, философские отступления и переплетения историй, рассказываемых автором.

Произведение может состоять из отдельных новелл, связанных между собой одним или двумя действующими лицами, или обладать единой сюжетной линией и вести повествование от имени героя, сочетать несколько сюжетов (роман в романе) или вовсе не иметь никакой сюжетной линии. Важно, чтобы его композиция служила для наиболее полного выражения основной идеи либо усиливала эмоциональное воздействие сюжета, воплощая все задуманное автором.

Рассмотрим композицию стихотворения С.Есенина «Береза».

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

Первая строфа рисует общую картину: взгляд автора из окна падает на заснеженную березу.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

Во второй строфе описание березы становится более выпуклым.


Читая его, мы отчетливо видим перед собой ветви, опушенные инеем – чудесную, сказочную картину русской зимы.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

Третья строфа описывает картину раннего утра: люди еще не проснулись, и тишина окутывает березу, озаренную неярким зимним солнцем. Усиливается ощущение спокойствия и тихого очарования зимней природы.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

Тихое, безветренное зимнее утро незаметно переходит в такой же тихий солнечный день, но береза, как Спящая Красавица из сказки, остается . Искусно выстроенная композиция стихотворения направлена на то, чтобы читатели ощутили очаровательную атмосферу зимней русской сказки.

Композиция в музыкальном искусстве чрезвычайно важна. Сложное музыкальное произведение опирается на несколько базовых музыкальных тем, развитие и варьирование которых позволяет добиться нужного композитору эмоционального эффекта. Преимущество музыки в том, что она воздействует непосредственно на эмоциональную сферу слушателя.

Рассмотрим в качестве примера знакомую всем музыкальную композицию – Гимн Российской Федерации. Он начинается мощным вступительным аккордом, который сразу настраивает слушателя на торжественный лад. Величавая мелодия, плывущая над залом, пробуждает в памяти многочисленные победы и свершения России, а для старших поколений является связующим звеном между нынешней Россией и СССР.


Слова «Славься, Отечество» подкрепляются звоном литавр, как всплеском ликования народа. Далее мелодия становится более напевной, включающей русские народные интонации – вольные и широкие. В целом композиция пробуждает в слушателях чувство гордости за свою страну, ее бескрайние просторы и величавую историю, ее мощь и незыблемую крепость.

Материалы взяты из книги "Основы композиции" Н.М. Сокольникова.

Композиция (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. В изобразительном искусстве композиция – это построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением.

Слово «композиция» в качестве термина изобразительного искусства регулярно стало употребляться, начиная с эпохи Возрождения.

орой словом «композиция» называют картину как таковую – как органическое целое с выраженным смысловым единством, подразумевая в данном случае, что рисунок, цвет и сюжет объединяются. В таком случае неважно, к какому жанру относится картина и в какой манере выполнена, ее называют термином «композиция» как законченное произведение искусства.

В другом случае термин «композиция» означает один из основных элементов изобразительной грамоты, по которому строится и оценивается произведение искусства.

У композиции есть свои законы, складывающиеся в процессе художественной практики и развития теории.

Основной замысел композиции может быть построен на контрастах доброго и злого, веселого и грустного, нового и старого, спокойного и динамичного и т. п.

Тональный и цветовой контрасты используются в процессе создания произведений графики и живописи любого жанра.

Светлый объект лучше заметен, выразительнее на темном фоне и, наоборот, темный – на светлом.

На картине В. Серова «Девочка с персиками» можно хорошо видеть, что смуглое лицо девочки выделяется темным пятном на фоне светлого окна. И хотя поза девочки спокойна, все в ее облике бесконечно живо, кажется, что она сейчас улыбнется, переведет взгляд, пошевелится. Когда человек изображен в типичный момент своего поведения, способным на движение, не застывшим, мы восхищаемся таким портретом.

Пример использования контрастов в многофигурной тематической композиции – картина К. Брюллова «Последний день Помпеи» (ил. 37). Она отображает трагический момент гибели людей во время извержения вулкана. Композиция этой картины построена на ритме светлых и темных пятен, разнообразных контрастах. Главные группы фигур расположены на втором пространственном плане. Они выделены самым сильным светом от вспышки молнии и поэтому наиболее контрастны. Фигуры этого плана особенно динамичны и выразительны, отличаются тонкой психологической характеристикой. Панический страх, ужас, отчаяние и безумие – все это отразилось на поведении людей, их позах, жестах, действиях, лицах.

Для достижения цельности композиции следует выделить центр внимания, где будет расположено главное, отказаться от второстепенных деталей, приглушить отвлекающие от главного контрасты. Композиционной цельности можно добиться, если объединить светом, тоном или колоритом все части произведения.

Запомните:

– ни одна часть композиции не может быть изъята или заменена без ущерба для целого;

– части не могут меняться местами без ущерба для целого;

– ни один новый элемент не может быть присоединен к композиции без ущерба для целого.

Порой сознательное нарушение композиционных правил становится творческой удачей, если помогает художнику точнее воплотить свой замысел, то есть бывают исключения из правил. Например, можно считать обязательным то, что в портрете, если голова или фигура повернуты вправо, перед ними необходимо оставить свободное место, чтобы портретируемому, условно говоря, было куда смотреть. И, наоборот, если голова повернута влево, то ее сдвигают вправо от центра.

В. Серов в портрете Ермоловой нарушает это правило, чем добивается поразительного эффекта – создается впечатление, что великая актриса обращается к зрителям, которые находятся за рамой картины. Целостность композиции достигается тем, что силуэт фигуры уравновешивается шлейфом платья и зеркалом.

Можно выделить следующие композиционные правила: передачи движения (динамики), покоя (статики), золотого сечения (одной трети).

К приемам композиции можно отнести: передачу ритма, симметрии и асимметрии, равновесия частей композиции и выделение сюжетно-композиционного центра.

Средства композиции включают: формат, пространство, композиционный центр, равновесие, ритм, контраст, светотень, цвет, декоративность, динамику и статику, симметрию и асимметрию, открытость и замкнутость, целостность.

Передача ритма, движения и покоя

Ритм – универсальное природное свойство. Он присутствует во многих явлениях действительности. Вспомните примеры из мира живой природы, которые так или иначе связаны с ритмом (космические явления, вращение планет, смена дня и ночи, цикличность времен года, рост растений и минералов и др.). Ритм всегда подразумевает движение.

Ритм в жизни и в искусстве – это не одно и то же. В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, его неравномерность, не математическая точность, как в технике, а живое разнообразие, находящее соответствующее пластическое решение.

В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный, замедленный.

Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.

В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определенную эмоциональность.

Древнегреческая живопись. Геракл и Тритон, окруженные танцующими нереидами

Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Особая роль отводится ритму в произведениях народного и декоративно-прикладного искусства. Все многочисленные композиции разнообразных орнаментов построены на определенном ритмическом чередовании их элементов.

Ритм является одной из «волшебных палочек», с помощью которых можно передать движение на плоскости.

А. РЫЛОВ. В голубом просторе

Мы живем в постоянно изменяющемся мире. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. Движение в картине – выразитель времени. На живописном полотне, фреске, в графических листах и иллюстрациях обычно движение воспринимается нами в связи с сюжетной ситуацией. Глубина явлений и человеческих характеров наиболее ярко проявляется в конкретном действии, в движении. Даже в таких жанрах, как портрет, пейзаж или натюрморт, истинные художники стремятся не просто запечатлеть, но наполнить изображение динамикой, выразить его сущность в действии, в ходе определенного периода времени или даже представить будущее. Динамичность сюжета может быть связана не только с перемещением каких-нибудь объектов, но и с их внутренним состоянием.

Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные.

Почему же ритм передает движение? Это связано с особенностью нашего зрения. Взгляд, переходя от одного изобразительного элемента к другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении. Например, когда мы смотрим на волны, переводя взгляд от одной волны к другой, создается иллюзия их движения.

Изобразительное искусство относится к группе пространственных искусств в отличие от музыки и литературы, в которых основным является развитие действия во времени. Естественно, что когда мы говорим о передаче движения на плоскости, то подразумеваем его иллюзию.

Какими же еще средствами можно передать динамику сюжета? Художники знают много секретов, чтобы создать иллюзию движения объектов на картине, подчеркнуть его характер. Рассмотрим некоторые из этих средств.

Проведем простой эксперимент с маленьким мячиком и книгой

Мячик и книга: а – мячик спокойно лежит на книге,

б – медленное движение мячика,

в – быстрое движение мячика,

г – мячик укатился

Если немного наклонить книгу, то мячик начинает скатываться. Чем больше наклон книги, тем быстрее скользит по ней мячик, особенно быстрым становится его движение у самого края книги.

Почему же так происходит? Каждый может проделать такой несложный опыт и на его основании убедиться, что скорость движения мячика зависит от величины наклона книги. Если попытаться это изобразить, то в рисунке наклон книги является диагональю по отношению к его краям.

Правило передачи движения:

– если на картине используются одна или несколько диагональных линий, то изображение будет казаться более динамичным;

– эффект движения можно создать, если оставить свободное пространство перед движущимся объектом;

– для передачи движения следует выбирать определенный его момент, который наиболее ярко отражает характер движения, является его кульминацией.

В. СЕРОВ. Похищение Европы

Н. РЕРИХ. Заморские гости

Движение становится понятным только тогда, когда мы рассматриваем произведение в целом, а не отдельные моменты движения. Свободное пространство перед движущимся объектом дает возможность мысленно продолжить движение, как бы приглашает нас двигаться вместе с ним.

Примеры передачи движения

Большое количество вертикальных или горизонтальных линий фона может затормозить движение. Изменение направления движения может его ускорить или замедлить.

Особенность нашего зрения состоит в том, что мы читаем текст слева направо, и легче воспринимается движение слева направо, оно кажется быстрее.

Схемы передачи движения

Ощущение покоя может возникнуть в произведении искусства и при ряде других условий. Например, на картине К. Коровина «Зимой» , несмотря на то, что есть диагональные направления, сани с лошадью стоят спокойно, нет ощущения движения по следующим причинам: геометрический и композиционный центры картины совпадают, композиция является уравновешенной, и свободное пространство перед лошадью перегораживается деревом.

К. КОРОВИН. Зимой

Условно можно выделить два типа композиции: простой и сложный. В первом случае роль композиции сводится к объединению содержательных элементов произведения в единое целое без выделения особо важных, ключевых сцен, предметных деталей, художественных образов. В области сюжета – это прямая хронологическая последовательность событий, один и использование традиционной композиционной схемы: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Однако этот тип практически не встречается, а является лишь композиционной «формулой», которую авторы наполняют богатым содержанием, переходя к сложной композиции.Кольцевая относится к сложному типу. Цель такого вида композиции – воплотить особый художественный смысл, используя необычный порядок и сочетание элементов, частей произведения, опорных деталей, символов, образов, средств выразительности. В этом случае понятие композиции приближается к понятию структуры, она становится стилевой доминантой произведения и определяет его художественное своеобразие. В основе кольцевой композиции лежит принцип обрамления, повторения в конце произведения каких-либо элементов его начала. В зависимости от вида повтора в конце строки, строфы, произведения в целом определяют звуковое, лексическое, синтаксическое, смысловое кольцо. Звуковое кольцо характеризуется повтором отдельных звуков в конце стихотворной строки или строфы и является разновидностью приемов звукописи. «Не пой, красавица, при мне…» (А.С. Пушкин) Лексическое кольцо – это в конце стихотворной строки или строфы. «Подарю я шаль из Хорасана / И ковер ширазский подарю». (С.А. Есенин) Синтаксическое кольцо представляет собой повтор словосочетания или целого в конце стихотворной строфы. «Шаганэ ты моя, Шаганэ! / Потому что я с севера, что ли, / Я готов рассказать тебе поле, / Про волнистую рожь при луне. / Шаганэ ты моя, Шаганэ». (С.А. Есенин) Смысловое кольцо встречается чаще всего в произведениях и прозаических, способствуя выделению ключевого художественного образа, сцены, «замыкая» автора и усиливая впечатление замкнутости жизненного круга. Например, в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» в финале вновь описывается знаменитая «Атлантида» ? пароход, возвращающий в Америку тело умершего от сердечного приступа героя, который когда-то на нем отправлялся в круиз. Кольцевая композиция не только придает рассказу завершенность и гармоничность в соразмерности частей, но и словно расширяет границы созданной в произведении картины в соответствии с авторским замыслом. Не следует путать кольцевую с зеркальной, которая также основана на приеме повтора. Но в ней главным является не принцип обрамления, а принцип «отражения», т.е. начало и конец произведения в противопоставленном виде. Например, элементы зеркальной композиции встречаются в пьесе М. Горького «На дне» (притча Луки о праведной и сцена самоубийства Актера).

Связанная статья

Композиция (от лат. compositio – составление, связывание, сложение) – это соединение разных частей в единое целое. В нашей жизни этот термин встречается довольно часто, поэтому в различных сферах деятельности значение немного изменяется.

Инструкция

Рассуждение.Рассуждение обычно строится по одному и тому же алгоритму. Сначала автор выдвигает какой-либо тезис. Затем доказывает его, высказывает мнение за, против или и то, и другое, а в конце делает вывод. Рассуждение требует обязательного логического развития мысли, всегда идет от тезиса к и от аргумента к выводу. Иначе рассуждение просто не . Этот тип речи часто используют в художественном и публицистическом стилях речи .

Видео по теме

Притча с давних времен привлекала внимание людей. Небольшие истории, хранившие мудрость, передавались от поколения к поколению. Сохраняя доходчивость изложения, притчи предлагали человеку задуматься об истинном смысле жизни.

Инструкция

Притча по своим основным признакам очень похожа на . Термины « » и «басня» употребляли, основываясь не столько на жанровых различиях, на стилистической значимости этих слов. Притча – это более высокого «уровня», нежели басня, часто имеющая слишком обыденный и приземленный смысл.

Притчи, как и басни, имели иносказательный характер. В них акцентировалось морально-религиозное направление. При этом природе и характерам людей придавались обобщенные и схематичные черты. Притчами литературные произведения, которым попросту не подходило название «басня». Кроме того, басни имели законченный сюжет, чего притча была часто лишена.

В русской термин «притча» наиболее употребим к библейским сюжетам. В X в. до н. э., согласно библейской , царь Израильского Иудейского царства Соломон дал жизнь притчам, что входят в Ветхий завет. По сути своей они представляют собой изречения, имеющие морально-религиозный характер. Позднее появились притчи в виде историй с глубоким смыслом, моральным изречением для более отчетливого понимания сути. К таким произведениям можно отнести притчи, входящие в Евангелие, а также и другие многочисленные произведения этого жанра, написанные на протяжении нескольких столетий.

Притча - это интересный поучительный рассказ. У нее есть одна особенность, которая притягивает внимание читателя и очень точно ее характеризует. Истина в ней никогда «не лежит на поверхности». Она открывается в нужном ракурсе, т.к. люди все разные и находятся на разных этапах развития. Смысл притчи понимается не только разумом, но и чувствами, всем существом.

На рубеже XIX -XX в. притча не раз украшала произведения писателей того времени. Ее стилевые особенности позволяли не только разнообразить описательность художественной прозы, изображение характеров героев произведений и сюжетную динамику, но и привлечь внимание читателя к морально-этическому содержанию произведений. К притче не раз обращался Л. Толстой. За с ее помощью выражали свои философские и моральные убеждения Кафка, Марсель, Сартр, Камю. Жанр притчи до сих пор вызывает несомненный интерес и у читателей, и у современных писателей.

Видео по теме

Связанная статья

предлог . Например: «высокая гора», «ходить по кругу», « высоко», «кружить в небе».

В словосочетании одно слово главное, а второе зависимое. Связь в словосочетании всегда подчинительная. Слова связаны по смыслу и синтаксически. Любая самостоятельная часть речи может быть как главным, так и зависимым словом.

Самостоятельные части речи в русском языке – это имена существительные, имена прилагательные, местоимения, имена числительные, глаголы, деепричастия и наречия. Остальные части речи – предлоги, союзы, частицы – служебные.

От главного слова можно задать вопрос к зависимому: «лететь как? – высоко»; «гора какая? – высокая»; «кружить где? – в небе».

Если в словосочетании изменить форму главного слова, например, падеж, род или число у существительных, то это может повлиять на зависимое слово.

Три вида синтаксической связи в словосочетаниях

Всего существует три вида синтаксической связи в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.

Когда зависимое слово изменяется вместе с главным в роде, падеже и числе, речь идет о согласовании. Связь называется «согласование», потому что части речь в ней полностью согласуются. Такой характерен для сочетаний существительного с прилагательным, порядковым числительным, причастием и некоторыми : «большой дом», «первый день», «смеющийся человек», «какой век» и так далее. При этом – существительное.

Если зависимое слово не согласуется с главным по вышеуказанным критериям, то речь идет либо об управлении, либо о примыкании.

Когда падеж зависимого слова определяется главным словом, это управление. При этом, если изменить форму главного слова, зависимое слово не изменится. Такой тип связи часто встречается в сочетаниях глаголов и существительных, где главное слово - глагол: «остановить », «выйти из дома», «сломать ногу».

Когда слова связаны только по смыслу, и главное слово никак не влияет на форму зависимого слова, речь идет о примыкании. Так часто сочетаются наречия, глаголы с наречиями, при этом зависимые слова – наречия. Например: «говорить тихо», «ужасно глупо».

Синтаксические связи в предложениях

Как правило, когда речь идет о синтаксической связи, вы имеете дело со словосочетаниями. Но иногда требуется определить синтаксическую связь в . Тогда вам нужно будет выбрать между сочинением (также называется «сочинительная связь») или подчинением («подчинительная связь»).

В сочинительной связи предложения независимы друг от друга. Если между такими поставить точку, то общий смысл от этого не изменится. Такие предложения обычно разделяются или союзами «и», «а», «но».

В подчинительной связи невозможно разбить предложение на два независимых, так как при этом пострадает смысл текста. Перед подчиненным предложением стоят союзы «то», «что», « когда», «как», «где», «почему», «зачем», «как», «кто», «который», «какой» и другие: «Когда она вошла в зал, уже началось». Но иногда союза нет: «Он не знал, правду ему говорят или лгут».

Главное предложение может стоять как в начале сложноподчиненного предложения, так и в его конце.

Композиция – (от лат. compositio – составление, связывание, соединение), построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером, назначением и законами, внутренне присущими композиции, и во многом определяющее его восприятие. Композиция – важнейший, организующий художественную форму процесс, придающий произведению единство и целостность, соподчиняющий его компоненты (составные части) друг другу и целому. Композицию часто отождествляют со структурой произведения. Композиция имеет множественный смысл: это и гармоничное (или дисгармоничное) соотношение частей, и процесс – компоновка произведения. Понятие композиция актуально для всех видов искусств. Первоначально оно разрабатывалось материале литературного текста. Основы его были заложены в «Поэтике» Аристотеля.

Композиция – построение произведения, организация его художественной формы. Она приобретает свои ценностные свойства во взаимодействии с человеком, его потребностями и восприятием. В её задачи входит установление связей «объект» - «субъект» во всей сложности, изучаемой психологией восприятия. Композиция – закон построения различных уровней, слоёв произведения. Она позволяет воспринимающему субъекту идти от части к целому, от одного слоя художественной формы к другому, от первичных значений и смыслов к обобщённому содержанию произведения и обратно. Композиция работает как программа восприятия, предлагаемая зрителю, а потому, при всей видимой естественности и непреднамеренности художественного восприятия, она имеет предварительный характер. Воплощая смыслы и значения, композиция несет в себе суггестивные, внушающие функции.

Основная цель композиции – целостность произведения, обеспечиваемая единством всех выразительных средств, а также целесообразной организацией функционального процесса, для которого предназначается то или иное изделие. В соответствии с тремя основными категориями формы – пространством, пластикой (объёмом, массой) и цветом, – единство композиции складывается как трёхуровневое (или трёхслойное) художественное единство, базирующееся на единстве содержательно-функциональном и смысловом. Цель композиции – организовать пространственную среду, окружающую человека. Главное для её целостности – пространственное единство, согласованность, соразмерность, соподчинённость трёхмерных и двухмерных элементов композиции, всех её форм, предопределяющих целостное восприятие произведения. По характеру формируемого пространства композиции может быть компактной и рассредоточенной, замкнутой, полуоткрытой и открытой, центричной и полицентричной, осевой и многоосевой, симметричной и ассиметричной. Поскольку свойства формируемого пространства неразрывно связаны с его структурой и характером формирующих его элементов (объёмов, поверхностей),- пространственное единство композиции зависит от соотношения объёмов и открытых пространств, от величины и геометрической формы тех и других, от характере формирующих пространство плоскостей, статичного или динамичного равновесия всех структурных направляющих пространства, будь то его оси или границы.

Пространственные стереотипы композиции наиболее устойчивы к стилевым изменениям, ибо связаны с самим существом мироощущения той или иной культуры. Поэтому пространственные стереотипы стадиальны и могут иметь множественную стилевую интерпретацию. Пространственное единство композиции воспринимается в движении и во времени. Исключение составляют многоцентрические и продольно-симметричные композиции, где пространство воспринимается как зрительное единство всех элементов композиции с одной статичной точки зрения, по аналогии с единством зрительной поверхности перспективно выстроенной живописной картины или графического листа. Отсюда чрезвычайно важным для восприятия единства и непрерывности пространства композиции является график движения в пространстве. Пространственное единство композиции осуществляется путём иерархии взаимосвязанных элементов, доминирование одних и соподчинения других. Наряду со сложными иерархическими системами соподчинения возможны отношения большей независимости – рядоположения, сопоставления и противопоставления элементов, создающих их определённое тяготение – отталкивание. Пластическая интерпретация композиции следует за пространственным замыслом, раскрывает его, обладая гораздо большей изменчивостью, подвижностью. Тенденция к пластической выразительности композиции, к скульптурной лепке пространств закономерно завершается применением собственно скульптурной пластики, связанной с композицией предмета.

Следующая группа формально-содержательных связей элементов композиции – цветовые связи. Благодаря первичности восприятия цвета и эмоциональной выразительности его тонов и сочетаний, цветовые гармонии композиции могут быть ведущими на ряду пространственных, пластических и колористических связей. Цветовой образ тогда становится ведущим началом целостного произведения. В единой композиции собственно цветовая композиция – инобытие живописи, результат творческого процесса, синтезирующего цвет с пространством, массой, пластикой, создающего цвето-пространство и цвето-пластическую форму. Цветовая форма эстетически самоценна, вариантна, мобильна, многофункциональна, может развивать автономные от объёмно-пространственной структуры отношения или соотношения, выявляющие эту структуру. Цветовая композиция развивает свою доминантность, динамику, масштабность, ритмический и пропорциональный строй хроматических и ахроматических цветностей, совпадающих или диалогизирующих с масштабом, ритмом, пропорциями и доминантностью масс и пространств.

Таким образом, возникает необходимость триединства пространственной, объёмно-пластической и цветовой композиции. Само это триединство может быть сформировано в соответствии с разными принципами целостности – унисонной (согласие, взаимное выявление всех сторон композиции) или диалогической, контрапунктической, полифонической (неслиятельность, противопоставление или сопоставление параллельно или автономно развивающихся аспектов композиции). Визуальная целостность композиции сосуществует с принципом единения полезного и прекрасного, конструкции и формы, внутренней среды и внешней формы. Визуальной целостности соответствует предпочтительная, некая «истинная» точка зрения, для неё характерно одномоментное, условно статическое восприятие. В осмыслении существа художественной целостности 20 в. большой вклад внесли теоретические разработки таких крупнейших художников, как В. Кандинский, С. Эйзенштейн, литературоведа и историка культуры М. Бахтина. Критически осмысленная ограниченность принципа параллельного (или унисонного) развития выразительных средств, в композиции Кандинский считал, что в их «противоположении» лежит неисчерпаемый ряд возможностей сложной композиции. Концепция контрапункта Эйзенштейна, заключающаяся в целенаправленной асинхронности звука и изображения, по существу намечает тот же тип диалогической и полифонической целостности, который был сформулирован М. Бахтиным на материале романов Ф.М. Достоевского. Три категориальных аспекта композиции, как и три визуально воспринимаемые аспекта художественной формы произведения – пространство, пластика, цвет, - могут быть связанны через диалогическое противополагание (контрапункт).

Существенные свойства композиции объекта в композиционном процессе выступают как средства, связанные с определённым кругом образно-композиционных задач. И напротив, участвуя в процессах композиционного мышления, средства композиции выражаются в материальных результатах – рисунках, чертежах, макетах, свойствах и качествах их художественной формы. Специфика творческих задач определяет преимущественное использование тех или иных средств композиции. Поскольку условием возникновения художественных качеств композиции является пространственное, пластическое и цветовое единство всех элементов формы, т.е. согласованность, соразмерность, соподчинённость их, то все композиционные средства – масштабность, контраст, нюанс, и др. – рассматриваются с точки зрения построения единства композиции.

На основе исторического опыта, прежде всего Классического периода, выявлен метод членения пространственных форм и определенных закономерных соотношениях, при помощи которых достигалось пространственное единство композиции. Известные в практике закономерные или гармоничные отношения членения объёмов, пространств и плоскостей подразделяются на две группы: простые, строящиеся на отношениях простых чисел, и иррациональные, получаемые при помощи геометрического построения. Простые отношения – 2:3, 3:4, 2:5, 3:5, 4:5, 5:6 содержат в себе модель, укладывающуюся целое небольшое число раз в каждой пространственной величине, входящей в отношение. Таким образом, в простых отношениях есть ясная закономерность пространственных величин, которая и является основой их гармонической связи. Иррациональные отношения основаны на простой геометрической закономерности их построения. Наиболее распространены отношения диагонали квадрата к его стороне (1:√2); отношения высоты равностороннего треугольника к половине его основания (1:√3); отношение 1,62…:1, известное под названием золотого сечения. Л.Б. Альберти проводил аналогию между отношениями пространственных величин и отношениями в музыке, утверждая, что в основе гармонии лежат одни и те же числа, на основе которых строятся отношения и созвучия.

Нет оснований говорить о полной аналогии, но родственность гармоний несомненна.

Универсальными художественными закономерностями, проявляющимися во всех видах искусства, являются закономерности тождества и различия, контраста и нюанса. Повторение разных величин, геометрической формы, цветовых тонов объемов и поверхностей устанавливает простейшую зависимость между ними в силу их тождества, по какому-либо аспекту, ряду аспектов. Отношения, приближающиеся к тождеству, называются нюансами. В нюансных отношениях, в т. ч. цветовых, сходство выражено сильнее, чем различие. При возрастании различия сопоставляемых величин ослабевает связь их по принципу сходства и начинает преобладать иная связь. Отношения с выраженным неравенством или различием называется контрастными. Контрастные величины связываются друг с другом в силу их различия и противопоставления. Контраст - средство выявления кульминационных и рядовых элементов композиции, их субординации в системе города, ансамбля, здания. Контраст акцентирует важнейшие звенья композиции, позволяя прочесть ее структуру. Виды контрастов неисчерпаемы: масса и пространство, крупное – мелкое, вертикальное – горизонтальное, легкое – тяжелое, прозрачное – непрозрачное, цветное – ахроматическое и т. д. Столь же многообразны типы и виды нюансных соотношений. Тождество, контраст и нюанс выступают как закономерные формы композиционной связи пространственных величин, средства построения пространственного, пластического и цветового единства композиции. Тождественные и нюансные отношения по трем координатам пространства и цветовым параметрам поверхностей характеризуют относительную статичность форм. Контраст в отношениях пространства и массы, пластических объемов, цветовых тонов объемов и поверхностей создает динамику композиции, которая выражается в зрительном движении в направлении доминирующей величины. Это в равной степени относится как к объемным, пространственным, так и к цветовым характеристикам формы. Принципы неравных отношений – контраст и нюанс – дают возможность членить форму на элементы по степени значимости их в системе целого. Степень нарастания различий и контрастов главной и соподчиненной форм и элементов композиции имеет пределы, связанные с условиями целостности. При бесконечном нарастании различий между элементами может наступить момент, когда контраст как композиционное средство нарушится и произойдет распад пространственного, пластического или цветового единства. С тождеством и различием как универсальными средствами композиции связаны закономерности симметрии и асимметрии. Проявления их весьма различны. История наряду с правильностью, геометричностью, ясным выражением в объемно – пространственных построениях зеркальной или центральной симметрии дает многочисленные примеры с преобладанием как бы случайных, геометрически неправильных построений. Отсутствие правильности, ассиметричное начало во многих ансамблях, в т. ч. сформированных преимущественно симметричными по своей композиции зданиями, объяснимо, во-первых, условиями длительного исторического формирования ансамблей, во-вторых, собственно принципом доминирования «живописного» начала. Отсутствие симметричной упорядоченности ряда ансамблей, зданий и сооружений не означает отсутствия их композиционной организованности. Скорее наоборот, долее сложные типы упорядоченности, основанные на асимметричном равновесии объемов и пространств, их сопоставлении по массе, величине, конфигурации, цвету, свидетельствуют о высокой степени организованности композиции. Такие композиционные приемы свойственны ансамблям, формировавшимся столетиями.

Ключевые средства композиции – масштаб и масштабность. Форма расчлененная кажется крупнее нерасчлененной, особенно это относится к горизонтальным членениям. Светлая поверхность всегда кажется крупнее, чем равная ей темная. Вертикальные линии и формы кажутся больше, чем равные им горизонтальные. Масштаб связан не с реальной величиной объекта, пространства или их элементов, а воспринимаемыми зрительно в соответствии с оптическими эффектами, определяемыми с членениями формы, ее цвето – фактурными характеристиками.

Представления о масштабе претерпевает изменения во времени – в историческом времени культуры, в течение жизни каждого человека. Наиболее остро они выявлены в деталях, непосредственно связанных с размерами человеческой фигуры: ступенях, балюстрадах, парапетах, выступающих «указателями масштабами». Масштабная согласованность произведения с окружающей средой достигается наложением разных масштабов – прием, типичный для архитектуры прошлого. Один из многих примеров – палаццо Питти во Флоренции с его крупными, но тонко моделированными арочными проемами. Построение целостной и масштабной композиции связано с возникающими при сопоставлении форм по вертикали отношениями верха и низа. Масса обладает тяжестью, весомостью, которая в зависимости от различных условий может быть зрительно выражена в большей или меньшей степени. Яркий пример активного выражения массы дает палаццо Дожей в Венеции. Массивная верхняя часть поддерживается пространственно решенной нижней частью. Вся композиция подчинена выражению сопоставления по вертикали массивного и пространственного. Обратное впечатление, т. е. отсутствие выраженных весовых соотношений и впечатление легкости обнаруживается при сопоставлении пространства и массы капеллы Пацци ф. Брунеллески.

Средством приведения к единству отношений параметров пространственной формы являются пропорции как метод построения единства пространственных величин. Пропорциональная соразмерность считалась в античности одним из обязательных условий красоты. Универсальным для любого художественного формообразованием средством выразительности является ритм. Ритм основан на повторяемости в пространстве элементов и соотношений через соизмеримые интервалы. Простейшая закономерность ритма – равенство форм и интервалов. Такой порядок называется метром. Примером его может служить расположение колонн в классическом портике. Сопоставление различных метрических рядов в композиции может служить выражением монументальности, спокойствия, масштабности. Ритм как закон связи элементов дает возможность строить единство композиции. Большое число ритмически изменяющихся элементов и форм при их большом протяжении и длительном восприятии может, аналогично ритмическому ряду, породить монотонность и однообразие. Напряжённость ритма в композиции образуется включением в ритмический порядок контрастов, акцентов, группировки элементов и тому подобных приёмов, усложняющих ритмическую закономерность. Традиционная категория композиции – тектоника. Связанный с нею непрерывно расширяющийся ряд тектонических представлений составляет семантическую основу. Тектоничность форм часто отождествлялась с буквальным совпадением формы и конструкции. Однако это частный случай тектоники, нашедшей своё подтверждение в произведениях П.Л. Нерви, Ф. Канделлы. В основном тектонические формы изображают, а не отображают работу конструкции, в чём проявляется художественная природа зодчества, тектоническое выражение изменения соотношения между основными элементами композиции (например, высоты колонны и величины интерколумния в ордере), меняет характер композиции, придавая разные образные ценностные свойства: мощь, силу, изящество и т.д. Таким образом, суть выражается через тектонику и с помощью конструкции. Особый тектонический смысл в композиции приобретает ритм. Различие горизонтального и вертикального ритма в композиции обусловлено его тектонической природой. Тектонический или атектонический смысл имеют пропорции, цвет, фактура. Тектоника предстаёт как универсальная и одновременно уникальная закономерность.

Т. к. пространство – основная категория формы, предмет и цель творчества, виды композиции различаются по признаку пространственного расположения элементов, связанного с тремя типами их восприятия другие измерения, хотя и могут быть отнесены к линейным, тем не менее, решаются методами объемной композиции (отдельно стоящие объекты, объёмы разных типов). Формы, в которых высота, напротив, контрастно мала по отношению к другим параметрам, хотя и носят плоскостной характер, также решаются методами объемной композиции. Выявление объемности формы зависит от характера членения ее поверхности и массы. При формах, образованных как криволинейными поверхностями, так и плоскими, сопрягающимися под углом, ясность объемности зависит от показа горизонтальных членений форм. В классических примерах объемной композиции горизонтальные членения вместе с активным выносом карниза, завершающего объект, выявляют сопрягающие поверхности то есть целостный объем. Выявление объемности композиции достигается не только членением массы, но и сопоставлением контрастных объемных элементов, сопряжением прямоугольных и криволинейных форм, окружающих основной объем или сопрягающихся с ним. Решение объемной композиции не ограничивается выявлением ее объемности, но обусловлено также членениями её поверхности и массы на основе пропорций, отношений и ритма, благодаря которым достигается выразительность единства, масштабности, напряженности и динамики объемной композиции. Членение объема следует как по поверхности, так и в целом по массе, возможно сочетание тех и других членений. В случае равнозначности членений всех сторон объема формируется центрально – симметричная композиция (вилла Ротонда, Угловая башня Московского Кремля). Членения могут выражать отличие между сторонами объема, соподчиняя их между собой. Яркий пример – клуб им. Русакова в Москве К. Мельникова, с его верно расположенными тремя залами, проявляющимися в трех крупных динамических объемных консолях на основной объемной форме. Один из основных вопросов единства и цельности объемной композиции, аналогичной фронтальной, – вопрос о композиционном центре. Композиционным центром может быть одна из поверхностей (сторон) простой объемной формы или объемная часть композиции, как напр., портик Пантеона, или одна из объемных форм в множестве соподчиненных форм, например, центральный шахтер в храме Василия Блаженного. Во всех случаях композиционных центр ориентируется на главные точки зрения, главные подходы (магистрали, улицы, площади). Положение и характер композиционного центра определяют характер композиции в целом. Так, при равнозначности всех подчиненных форм, окружающих центр, образуется композиция с вертикальной осью симметрии (вила «Ротонда»). При равнозначности элементов по две стороны от композиционного центра образуется композиция с вертикальной плоскостью симметрии (Пантеон). Если положение доминанты объемной композиции таково, что ее окружают неравнозначные объемы и элементы, то композиция определяется равновесием всех элементов и свойств формы (Эрехтейон). В объемной композиции могут сочетаться принципы симметрии и асимметрии (храм Василия Блаженного). В сложных объемных композициях возможно наличие двух и более композиционных центров, соподчиненных друг с другом и ориентирующих композицию на несколько главных подходов с разных сторон.

Глубинно-пространственная композиция характеризуется взаимоотношением поверхностей, объемов, пространств между ними, расположенных по трем координатам и рассчитанных на восприятие при движении в глубину. Характерный и доминирующий признак такой композиции – не одна какая-либо объемная форма или группа их, но и пространство, образуемое их закономерным расположением. Так, пространство площади Св. Петра ограничено с двух сторон колоннадой Л. Бернини и замыкается в глубине фасадом собора. Глубинное пространство Афинского Акрополя строится отдельно стоящими объемами. Начало композиции – подходы к холму, на котором расположен Акрополь. Следующий этап – Пропилеи, решенные как относительно замкнутое пространство, через которое раскрывается основное открытое пространство Акрополя, организованное 2-мя объемами – Парфеноном и Эрехтейоном и статуей Афины Паллады, стоявшей в центре площади. Весь комплекс Акрополя задуман и решен как ассиметричная пространственная композиция, воспринимаемая в движении. Акрополь задуман и решен так, что при движении в пространстве ансамбля в каждой из 3-х главных точек зрения доминировал только один объем: статуя Афины, Парфенон или Эрехтейон. Все эти зрительные картины композиции Акрополя были рассчитаны на движение по определенному маршруту и на определенные точки восприятия. Единство пространственной композиции двигалось подчинением каждого пространственного фрагмента главному мотиву. Асимметричность плана уравновешивалась взаимодействием объемов и пространств между ними.

При построении глубинного пространства недостаточно определить его границы, но необходимо установить ряд промежуточных форм, создающих отсчет длительности пространства. Число элементов, членящих пространство, зависит от действительных размеров пространства по глубине. Характерными приемами построения глубинного пространства служат:

1) метод сечения: форма, направленная своим большим измерением в глубину пространства, является его секущей и вызывает зрительное движение вдоль своего направления;

2) метод наложения или заслонения (оверлэппинг): при членении глубинного пространства линейными, плоскостными или объемными формами, расположенными фронтально по отношению к главным точкам объекта, формы переднего плана могут частично заслонять формы, расположенные на последующих планах. Такое наложение или заслонение форм выявляет их взаимное расположение. Этот прием построения пространства был известен еще в стенописях Древнего Египта;

3) перспектива (линейная, воздушная, цветовая) – самый распространенный прием построения глубинного пространства в живописи, – используется и в пространственной композиции (перспективные порталы). Однако этот прием применяется и в построении открытого пространства улиц, площадей ансамблей. Расположение в плане как бы идущих в одну точку плоскостей создает впечатление более глубокого пространства. И, вокруг формы;

4) при движении в глубину. Всякому произведению присущи все три вида восприятия, при доминировании того или иного.

В соответствии с принятым признаком, следует различать 3 вида композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Характерным признаком фронтальной композиции является построение элементов пространственной формы и их композиционной связи по двум фронтальным координатам, в то время как третья, глубинная, имеет подчиненное значение. Фронтальность композиции определяется ориентацией на главные точки зрения с одной стороны. Простейший вид фронтальной композиции – плоская прямоугольная поверхность, фронтально расположенная к главной точке зрения. Элементы такой композиции в своем взаимном расположении не получает развития в глубину, будучи только рельефом, членящим поверхность. Типично для фронтальной композиции нюансное отношение между основными величинами (протяженностью и высотой). Резкое доминирование высоты превращает композицию в объемную, хотя она и имеет выраженный фронтальный характер. Яркий пример такого типа композиции – башня Св. Марка в Венеции. Поверхности с преобладанием горизонтального измерения над вертикальным сохраняют характер фронтальности даже при значительном контрасте между главными величинами. Типичен для фронтальной композиции прямоугольный силуэт. Трапециевидный силуэт воспринимается как наклон фронтальной поверхности на или от зрителя; наклонный или криволинейный силуэт деформирует фронтальную поверхность, зрительно уводя ее в глубину. Характерные для фронтальной композиции членения – вертикальные и горизонтальные. Условием сохранения фронтальности служит равновесие цвета, фактуры, светотени и рельефа элементов поверхности. Усиление цветовой интенсивности, рельефа или фактуры, какого-либо элемента, создает напряженность, разрушающую фронтальную композицию.

Членения формы могут выявлять главные элементы по отношению к подчиненным, связывать все элементы в некое единство, формировать такие качества композиции, как напряженность, масштабность, динамичность или статичность и т. д. горизонтальные членения ограничивают поверхности, выделяют доминирующие части, определяют различие верха и низа, их весовое взаимодействие и соподчинение. Вертикальные членения также композиционно ограничивают фронтальную поверхность, выделяют доминирующую часть. Членение фронтальной поверхности возможно введением в нее замкнутой формы, сложного комплекса форм, что способствует выделению композиционного центра. Величина, вид и положение введенной замкнутой формы по отношению к основной и ее границам определяют характер композиции, придают ей качества статичности или динамичности, направленности, масштабности и др. совмещение разных видов членений позволяет решать сложные задачи композиции. Большое число членений фронтальной композиции может быть приведено к меньшему числу основных, ясно читаемых членений путем установления, их соподчиненности и группировке соотношения элементов поверхности, подчиненные элементы могут иметь свои соподчинительные членения. Таким образом, создается система двух, трех и более степеней соподчиненности фронтальной композиции.

Методом соподчинения большого числа членений композиции выявляется ее главная часть, вторичные акценты, начало и завершение. В зависимости от доминирования вертикальных или горизонтальных членений в нижних или верхних частях фронтальной поверхности возникает ощущение движения вверх, завершенности или устойчивости композиции. Членения могут иметь линейный или рельефный характер, различаться по плотности, цвету, фактуре.