Филиппо Брунеллески. Интерьер церкви Сан-Лоренцо. XV в.

Флоренция.

ных задач итальянской архитектуры XV столетия.

Следующий этап развития италь­янской архитектуры XV в. связан с именем Леона Баттисты Альберти (1404-1472), философа и учёного. По многогранности деятельности и интересов, охватывавших гумани­тарные и точные науки, экономику, философию, поэзию, музыку, живо­пись, скульптуру, архитектуру, Альберти - идеальная «ренессансная личность», сравнимая лишь со все­мирно известным мыслителем и ху­дожником классического Возрожде­ния Леонардо да Винчи.

Альберти принадлежал к образо­ванной флорентийской семье, из­гнанной из родного города полити­ческими противниками. Он испытал в юности лишения, но всё-таки су­мел получить блестящее образова­ние, изучая в университетах Падуи и Болоньи юриспруденцию, матема­тику и естественные науки. В 1428 г. ему удалось вернуться во Флорен­цию, где он вошёл в круг учёных и художников, группировавшихся во­круг двора Медичи.

В 1432 г. Альберти переселился в Рим, где получил должность секретаря Папы римского Евгения IV. Страстный поклонник античности, Альберти создал в 30-х гг. «Описание города Рима», составив его первую топографическую карту, и здесь же написал свой знаменитый трактат «Десять книг о зодчестве» (1449- 1452 гг.). Ранее им были созданы трактаты «О живописи» и «О статуе» (1435-1436 гг.). В Италии и за её пределами Альберти снискал себе славу выдающегося теоретика искус­ства. И всё же его главным призва­нием оставалась архитектура, хотя зодчему далеко не всегда удавалось осуществить свои смелые замыслы. С одной стороны, ему хотелось вер­нуться к классическому стилю с его чёткими геометрическими форма­ми, строгой планировкой зданий, стенами с ордером и сдержанным оформлением. Но с другой стороны, в его творчестве было немало не­обычного, обращённого в будущее. Первоначальный замысел зод­чего ярче всего выражен во фло­рентийском палаццо (дворец) Ручеллаи (1446-1451 гг.), которое завершил помощник Альберти, из­вестный архитектор Бернардо Росселино. Общая композиция здания

ДВОРЦЫ ФЛОРЕНЦИИ

Дворцы в Италии называются палаццо (от лат. palatium; отсюда и рус­ское слово «палата»). Тип богатого городского палаццо складывался во Флоренции в XV в. Его особенно­стями являются чёткое разделение замкнутого объёма здания на три этажа, открытый внутренний двор с летними поэтажными аркадами, применение руста (от лат. rusticus - «грубый», «неотёсанный») для обли­цовки фасада, т. е. камня с грубо-околотой или выпуклой лицевой поверхностью, а также сильно вы­несенный декоративный карниз.

Самая капитальная постройка ученика Брунеллески и его одарён­ного последователя Микелоццо ли Бартоломмео (1396-1472), при­дворного архитектора семьи Меди­чи, - сооружённое в 1444-1460 гг. палаццо Медичи - Риккарди (Риккарди - фамилия последнего вла­дельца дворца). Здание расположе­но на углу двух улиц, что даёт возможность с наибольшей полно-

той оценить в тесно застроенной Флоренции его мощный объём, ос­новные членения, выразительность деталей. Ритм горизонтальных поя­сов и редко расставленных больших окон на фасаде (ещё сохраняющих традиционное готическое деление на две части средней колонкой), по­этажное уменьшение (от низа к вер­ху) выпуклости руста создают впе­чатление сдержанной силы. Подобен парадному залу внутренний двор с галереей на первом этаже, галереей с окнами - на втором, открытой лоджией с колоннами - на третьем. Помещения второго, парадного, эта­жа богато оформлены: стены обли­цованы мрамором, позолоченные потолки отделаны лепными украше­ниями, полы покрыты мраморными плитками, окна и двери имеют рель­ефные обрамления, а мебель и две­ри инкрустированы мозаикой из де­рева разных тонов. Домовая капелла Медичи расписана знаменитыми фресками Беноццо Гоццоли.

Палаццо Медичи - Риккарди послужило образцом при строительстве многих флорентийских дворцов. К созданию Микелоццо близок дворец Строцци (заложен­ный в 1481 г.), который связывают с именем архитектора и скульпто­ра Бенедетто да Майано (1442- 1497). В некоторых деталях здесь ещё можно видеть следование ма­стера готическим традициям, но в целом здание отмечено тонкой гар­монией, оно создаёт впечатление законченности и элегантности.

Среди вариантов оформления дворцов и вилл следует отметить отделку зданий гранёным камнем. Благодаря этому довольно редкому приёму, называемому алмазной рустовкой, фасад здания выглядел более нарядным. Такой гранёный камень был применён в конце XV в. в палаццо ден Диаманти в Ферраре; этим постройкам подражали зодчие Испании и Португалии.

В России таким образом отде­лана знаменитая Грановитая пала­та в Московском Кремле, постро­енная итальянскими мастерами в 1487-1491 гг.

Одно из самых совершенных и ярких произведений Брунеллески - капелла Пацци во дворе францисканской церкви Санта-Кроче во Флоренции. Заказчиком этой небольшой постройки был богатый купец Андреа Пацци, принадлежавший к старому аристократическому роду. В 1423 году на территории монастыря Санта Кроче был пожар и большая его территория нуждалась в перестройке. В 1429 году началось бурное строительство на территории монастыря, возводили новый дормиторий (общую монастырскую спальню) и новициат (помещение для монастырских послушников).

В то же время Андреа Пацци заключил с монастырем договор, обязуясь возвести капеллу, которая должна была служить одновременно капитульным залом для собраний духовных лиц из монастыря Санта-Кроче и семейной молельной, к проектированию которой привелк Брунеллески.

Перед архитектором стояла нелегкая задача, «встроилось» новую капеллу в участок трудной конфигурации в глубине узкого и длинного средневековом дворе монастыря, замкнув одну из его коротких торцовых сторон. Причем территория, отведенная монастырем, была расположена к югу от трансепта церкви впритык к более капелле Кастеллани (слева), сакристии и капелле Барончелли (сзади), В результате Филиппо с таким искусством вышел из трудного положения, что это вызвало справедливое восхищение у его современников.

Для строительства капеллы архитектор использовал металлические модули и проектировал ее с помощью геометрических формул, как и для Сан-Лоренцо, но организация пространства в поздних работах архитектора становится более компактной и рациональной. Полукруглый купол покрывает центральную часть, но она является и центром прямоугольника. Открытое пространство меньшей стороны выходит на главную площадь и связано апсидой, включающей алтарь.

Фасад этого небольшого крытого куполом здания с портиком, открывается во двор шестиколонным портиком с большим арочным проемом в центре. Кремовая поверхность капеллы снаружи подчеркнута геометрическими формами из темного камня. Гармоническая соразмерность, легкость и изящество, присущие стилю Брунеллески, особенно заметны в этом небольшом шедевре. Капелла Пацци остается одним из выдающихся образцов Раннего Возроджения и высочайших достижений не только Брунеллески, но и всей итальянской архитектуры эпохи Возрождения, реализованный зодчим ордер на многие десятилетия определила пути развития ренессансного зодчества.

С самого начало архитектурной деятельности Брунеллески тяготел к центрическим формам. Вполне естественно, что вскоре он обратился к идее создания центрально-купольной постройки. Центрическое пространство завоевало привелигерованное положение в архитектуре Ренессанса. Это произошло не только благодаря его символическому значению Божественной гармонии, но и по причине его уравновешенности и соотносимости с человеком, придающих ему веру в собственные силы и умиротворение. Идея такой постройки уже лежала в основе Старой сакристии церкви Сан Лоренцо.

В небольшой капелле Пацци, расположенной в глубине узкого двора флорентийской церкви Санта-Кроче, эта конструкция также еще не получила полного выражения, поскольку простой в плане квадрат здания был расширен в боковые стороны до прямоугольника в результате введения двух компартаментов.

Перекрытая в центре куполом, а по бокам полуциркульными сводами, капелла Пацци отличается ясностью пространственной композиции, чистотой линий, изяществом пропорций и декоративной отделки.

Брунеллески спроектировал капеллу так, что она сочетает в себе поперечное развитие пространства интерьера с центрической композицией, а снаружи подчеркнуто фасадное решение здания с его купольным завершением. Тем самым пространство интерьера вытягивается в ширину, не утрачивая в то же время своего центрического характера, чему в первую очередь содействует купол.

Основные пространственные элементы интерьера распределены по двум взаимно перпендикулярным осям, отчего возникает уравновешенная система здания с куполом на парусах в центре и тремя неравными по ширине ветвями креста по его сторонам. Отсутствие четвертой восполнено портиком, средняя часть которого выделена плоским куполом.

Фасад капеллы открывается во двор шестиколонным портиком с большим центральным проемом.

Интерьер капеллы Пацци по сути не отличается от построек светского характера. Светлая, прекрасно освещенная капелла покоряет красотой своих пропорций, равновесием отдельных частей, чистотой линий. В ней особенно наглядно выражены пространственная свобода, цельность и ясная закономерность композиции; выделенные цветом пилястры, антаблемент и арки четко выражают гармоничное соотношение опоры и нагрузки.

Интерьер капеллы Пацци один из наиболее характерных и совершенных образцов архитектуры раннего итальянского Возрождения в применении ордерной художественной организации стены. С помощью ордера пилястр зодчие расчленяли стену на несущие и несомые части, выявляя действующие на нее усилия сводчатого перекрытия и придавая сооружению необходимую масштабность и ритм. Брунеллески был первым, кто при этом сумел наглядно показать несущие функции стены и условность ордерных форм. Плоскости жемчужно-серых стен словно расчерчены выполненными из темно-серого камня полосами архитектурных тяг, прямоугольниками, кругами медальонов, дугами арок. Вся система членений основывается на чередовании несущих и несомых частей, выражающих архитектоническую структуру, упорядоченность действующих сил, согласно намеченному зодчим четкому плану.

Убранство стен капеллы воспринимается как элемент архитектуры, которая производит общее впечатление легкости и одухотворенности. Открытая алтарная арка повторяется в виде глухих арок на других стенах, где также дается двойная арка. Простенки между пилястрами Филиппо украшает глухими арками, точно совпадающими по форме и размеру с полуциркульными окнами входной стены. Арки опираются на антаблемент, поддерживаемый коринфскими пилястрами и консолями. Пилястры опираются на высокую скамью, идущую по периметру всей капеллы, благодаря этому высокому цоколю приобретают особую устойчивость.

Брунеллески использовал излюбленное сочетание прямых и закругленных линий, придающее системе членений такую мягкость. Окна купола, медальоны арками и окнами, окна над архивольтами арок также имеют круглую форму. Простенки не перегружены украшениями, они намного легче обрамления (пилястр), и между ними и обрамлением остается свободное пространство. Это и порождает то ощущение легкости и особой прозрачности, которое вызывает интерьер капеллы Пацци.

Благодаря обилию окон капелла освещена ровным светом, и с первого же взгляда подкупает своей гармонией, совсем особого рода соразмерностью. Здесь все радует - и пропорции, и повтор мотивов, придающих такую кристальную ясность всей композиции, легко обозримой с первого взгляда, и обилие света и белого цвета, приобретающего от соседства с темно-серыми членениями и яркими красками поливной глазури медальонов особую выразительность. Главное, что сближает архитектуру Брунеллески с передовыми течениями гуманистической мысли это то что пространство в капелле Пацци не подавляет человека, а, наоборот, преисполняет его ощущением собственного достоинства. Благодаря этому капелла Пацци остается одним из высочайших достижений не только Брунеллески, но и всей итальянской архитектуры эпохи Возрождения.

Фасад капеллы Пацци открывается во двор шестиколонным портиком с большим центральным проемом, средняя часть которого выделена плоским куполом. Как и в старой ризнице Сан Лоренцо портик, возведенный Брунеллески, впоследствии был перестроен.

Постройка капеллы проходила меделенно, с длительными задержками из-за прерывающегося финансирования. Ранее полагали, что в 1443 году капелла была в основном завершена. Известно, в этом году папа Евгений IV вкушал трапезу в покое, расположенном над капеллой Пацци. В действительности это помещение распологалось над сакристией капеллы, возведенной мастерами школы Микелоццо раньше, чем все остальное здание. Предположительно, к моменту смерти Брунеллески капелла была готова только до уровня немного выше внутреннего антаблемента.

В 1445 г. Андреа Пацци умер, и его старший сын Якопо взял на себя строительство капеллы. Якопо Пацци известен тем, что был со своим племянником Франческо во главе заговора 1478 г. против Лоренцо Медичи. Сохранилось сведения, что Бенедетто да Майано в 1478 г. подал на него иск в суд, требуя оплаты строителям капеллы. Вероятно, именно он был руководителем постройки портика.

Портик капеллы Пацци отличается необычным для Брунеллески богатством скульптурной отделки, античным стилем, он чужд брунеллескиевской сдержанности. Скорее всего, Филиппо планировал ограничиться для фасада одной фронтальной стеной, предназначенной для облицовки, и не собирался размещать перед ней портик.

В последние годы были обнаружены ранее неизвестные надписи:
- на подпорной стенке у северной стены капеллы Пацци - «10 мая 1443 года»,
- на тамбуре купола - надпись: «Закончен 11 октября 1459»,
- на обмазке купола портика - «10 июня 1461 года».
Работы в капелле продолжались в 1469-1473 гг..

Название : Cappella dei Pazzi (it), Pazzi Chapel (en)

Создание : 1456 - 1464 гг.

Стиль : Ренессанс

Архитектор(ы) : Филиппо Брунеллески

Заказчик / Основатель : Семейство Пацци

Архитектура капеллы

Источник:
И.А. Бартенев “Зодчие итальянского Ренессанса”

1936 г.; Изд-во: ОГИЗ

Общепризнанным шедевром творчества Брунеллески считается капелла Пацци, сооруженная во дворе церкви Санта-Кроче во Флоренции . Капелла Пацци была начата Брунеллески в 1430 году, но закончена другими мастерами спустя два десятка лет после его смерти.

Капелла Пацци послужила отправной точкой для всего церковного зодчества Возрождения, благодаря тем новым идеям, которые были в ней заложены. Этой работой Брунеллески окончательно порвал с приемами решения церковных сооружений, унаследованными от готики.

В капелле Пацци Брунеллески отошел от принципа римской базилики, которому он был верен в церкви Сан-Лоренцо , и остановился на спокойном очертании плана, приближающемся по форме к равностороннему греческому кресту, перекрытому посредине куполом.

Этим приемом он добился максимальной насыщенности самой пространственной организации, причем общая конфигурация плана послужила прообразом для более поздних церквей с центрально-купольной системой. Прием этот был по тем временам совершенно новый.

Вместо мистически настраивающего готического храма с его колеблющимися, неясными, расплывчатыми очертаниями, причудливо-туманными вертикально устремленными формами, с крайне ограниченным количеством света, Брунеллески удалось создать церковное здание совершенно противоположного порядка, восходящее в своей архитектурной основе к жизнерадостным, светлым формам греческих храмов.

Капелла Пацци отнюдь не вызывает у посетителя экзальтически восторженного настроения. Наоборот, она пробуждает уравновешенное, спокойно-созерцательное состояние, человек обретает в ней чувство индивидуальной свободы, осознания собственной значимости.

В архитектурном отношении бросается в глаза последовательно выдержанная простота формообразования, общая грациозность и изящество пропорций, а также чувство меры в отношении декоративного оформления.

Крайне ценно здесь и то единство наружной и внутренней архитектурной обработки плоскостей, которым так мастерски владел Брунеллески и которое легло в основу всего позднейшего зодчества Ренессанса.

Чрезвычайно интересно выполнен мастером входной портик капеллы.

Шесть легких коринфских колонн поддерживают систему сводчато-арочного перекрытия. Снаружи лобовая часть портика решена в виде небольших коринфских пилястр, разделенных большими прямоугольными окнами с простым крестовым переплетом.

Вся фасадная плоскость делится на две симметричных части легкой циркульной аркой с небольшим изящным архивольтом. Плавная кривизна арки гармонирует с общим построением всего фасада.

Внутренние поверхности сводов обработаны прямоугольными и шестигранными кессонами, облегчающими конструктивную основу перекрытия и создающими чрезвычайно приятную скульптурную лепку, контрастирующую со сравнительно простой обработкой наружной лобовой части портика.

Автор капеллы сумел гармонично сочетать формы прямоугольных очертаний с криволинейными поверхностями, приводя их к органически неделимому целому, что является одним из основных приемов Брунеллески. Примером может служить организация внутреннего пространства капеллы. В основу здесь положено сферическое перекрытие прямоугольного плана, в своей центральной части образующее парус, увенчанный пологим куполком, своеобразно обработанным сходящимися в центре, резко выступающими ребрами, подобно тому, как это было сделано в сакристии Сан-Лоренцо.

В долях стены, между ребрами, помещены небольшие круглые окошечки. Благодаря им, в куполе получается облегчающая его игра светотени.

Снаружи купол имеет очертания, близкие к пологому конусу, с весьма слабой кривизной. Купол лежит на простом гладком низком цилиндре, оживляемом теми же круглыми окнами. В верхней части купол завершен легким стройным фонариком весьма своеобразных пропорций, еще более подчеркивающим вертикальную ось сооружения.

Таким образом, задача внешней характеристики капеллы решена весьма лаконично и просто. Поверхность стены выполнена в камне рустиковой кладкой, с гладкими фустами стоящих перед ней колонн, для которых она служит фоном. Стена прорезана большими окнами с полуциркульной верхней частью. Этот мотив повторен и внутри капеллы в виде плоских ниш, служащих для обработки спокойно-гладких стенных плоскостей с расположенными над ними круглыми барельефными медальонами.

Плоские каннелированные коринфские пилястры дополняют внутреннюю обработку капеллы.

Каковы же были источники и как ими пользовался Брунеллески при создании капеллы Пацци?

Византийское зодчество, конечно, не могло не отразиться на архитектуре городов-государств Италии, с которыми Византия поддерживала торговую и культурную связь. Брунеллески не мог не воспринять от Византии ряд технико-конструктивных приемов, но подверг их архитектурной переработке.

Элементы архитектурного оформления конструктивного и декоративного порядка, заимствованные Брунеллески в Риме, также получили переоценку в его творчестве. И это творчество, давшее в итоге прекрасно пространственно решенные сооружения нового типа, было абсолютно самостоятельным.

    Источники:

  • Всеобщая история архитектуры, том 5 Архитектура Западной Европы XV-XVI веков Эпоха Возрождения 1967г., Москва

В 1425 году партия гвельфов поручила Брунеллески закончить строительство начатого ещё в 1418 году Палаццо ди Парте Гвельфа (дворец гвельфов Флоренции), но по политическим причинам стройка вскоре остановилась.

В 1429 году по заказу богатого флорентийского семейства Пацци Брунеллески начал строительство капеллы Пацци во дворе церкви Санта-Кроче. Перед фасадом капеллы Брунеллески устроил простой открытый 6-колонный портик с аркой посередине, видимо, желая повторить мотив древнеримской триумфальной арки. Сам фасад никогда не был окончен - неудача заговора Пацци против Медичи решила в 1478 году его участь. Внутренняя часть капеллы была готова лишь в 1443 году, когда строился палаццо Питти. Ядро капеллы повторяет ризницу Сан-Лоренцо и расширяется по сторонам двумя помещениями. Маленький сферический купол без фонаря, перекрывающий пространство капеллы, по сути, является первым куполом Ренессанса, тогда как купол Санта-Мария дель Фьоре фактически построен с использованием готических приемов.

Контраст темной, красочной тектонической конструкции и светлой белой плоскости стены, легкость конструкции, цветные терракотовые рельефы работы Луки делла Роббиа производят то же радостное впечатление гармонии и возвышенной простоты, что и в более ранних зданиях Брунеллески.

Ораторий церкви Санта-Мария дели Анджели

В 1434 году Брунеллески начал строить ораторий делла Сколари альи Анджели, примыкавший к флорентийской церкви Санта-Мария дельи Анджели, принадлежавшей конвенту Ордена камальдолезцев. Он должен был строиться на деньги, оставленные по обету завещанием знаменитого кондотьера Пиппо Спано. Богословскую программу капеллы разрабатывал А. Траверсари - ему принадлежит идея разместить в этом здании Греко-латинскую Академию (впоследствии Козимо предлагавший закончить строительство на свои средства, собирался устроить здесь Академию рисунка). Число овальных капелл, идущих по кругу, начиная от входа, должно было, согласно этой концепции, видимо, символизировать Семь свободных искусств.

Фасад оратория Брунеллески вывел во двор монастыря, т. к. по уставу монахи не могли общаться с миром. В плане ораторий - 8-угольное, перекрытое куполом здание с восемью квадратными боковыми помещениями, каждое из которых увеличено полукруглыми нишами таким образом, что каждые две ниши соприкасаются между собой. Снаружи церковь выглядит как 16-угольник с нишами на 8 сторонах. К 1437 году Брунеллески успел возвести стены на высоту 4,5 метров, доведя их до капителей пилястр интерьера. Несмотря на то, что и впоследствии храм был закончен, именно в этом памятнике было положено начало долгой истории поисков и экспериментов, приведших к осуществлению великой мечты Возрождения - строительству подлинного центрического здания, перекрытого настоящим куполом, соперничающего с римским зодчеством и утверждающего возрождение человека уже в лоне христианства - собору Святого Петра в Риме.


Церковь Санто-Спирито. Палаццо Питти

Базилика Санто-Спирито (Святого Духа) лишь незначительно отличается от Сан-Лоренцо: наружные капеллы являются здесь нишами полукруглой формы.

Брунеллески дожил только до закладки фундамента этой постройки. Лишь 8 лет спустя после его смерти была водружена первая колонна; детали, профили, украшения выполняли подчиненные строители, и их сухие формы лишь в самых общих чертах соответствуют замыслу самого мастера.

В 1440 году, в зените славы, Брунеллески получил заказ на постройку палаццо Питти. Лука Питти, разбогатевший купец, желавший политически и экономически разорить Медичи и фактически уже, казалось, побеждавший, потерял, в конце концов, всякое значение благодаря дипломатической ловкости Медичи и своей бесхарактерности. Его дворец должен был служить памятником его победы над Медичи и Флоренцией и должен был быть таким большим, что на его дворе можно было поместить самый большой дворец Флоренции. Двор остался открытым сзади, и получил фасад лишь столетие спустя (1558 г., архитектор Б. Амманати); и хотя дворец в целом и был, в конце концов, закончен, но совсем иначе, чем задумал его Питти, кроме того передний фасад был значительно удлинен в течение последующих столетий, так что первоначальное впечатление сильно изменилось.

Только средние 7 пролетов относятся к первоначальному зданию. Это было строение без подчеркнутой середины, без подчеркнутых углов, силуэт которого не имел уступов, - просто призматическая глыба. Над нижними этажами поднимались два одинаковых верхних этажа, все - огромных размеров (каждый высотой 12 м). Отделка всего фасада - грубым рустом, отдельные четырёхугольные камни - подавляющей тяжести. Чем сильнее чувствуется напряжение, тем больше чувствуется также, что мастер господствовал над материалом.

На последние годы жизни мастера падает постройка Палаццо Пацци-Кваратези (закончена после его смерти) во Флоренции. Нижний этаж обработан рустом, верхние этажи оштукатурены.

Только в 1972 году стало известно, что похоронен Брунеллески в соборе Санта-Репарата (IV-V вв., во Флоренции) в предыдущем храме, на останках которого и был возведён кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Santa Maria del Fiore).

Капелла Пацци (Италия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Италию
  • Горящие туры в Италию

В 1420-40х гг. богатый представитель древнего флорентийского рода Пацци решил пожертвовать деньги на строительство капеллы, чтобы увековечить свое имя. Проект поручили Филиппо Брунеллески, итальянскому скульптору и архитектору эпохи Возрождения, уже известному к тому времени в Италии благодаря своим экспериментам над прямой перспективой в живописи. Здание начали возводить на территории францисканского монастыря, рядом с церковью Санта-Кроче, и к 1443 г. капелла Пацци наконец предстала взору флорентийцев.

Что посмотреть

В капеллу можно попасть по аккуратной тропинке через внутренний двор обители. Ее здание разительно отличается от монастырских построек, да и всего городского квартала: в Пацци Брунеллески вложил античную грацию, простоту форм и почти греческую ясность линий. Скульптор не следовал ни готическим канонам, ни архитектуре римских храмов, он буквально из воздуха создавал новые сочетания привычных художественных элементов, выдерживая при этом легкий и жизнерадостный стиль, присущий многим его работам. Подходя к капелле замечаешь, что здание было фактически втиснуто между более старыми постройками, но благодаря гению архитектора оно смотрится совершенно уместно.

Историки по сей день спорят, какое из двух известных архитектурных сооружений послужило вдохновением для Брунеллески, - испанская капелла церкви Санта-Мария-Новелла или базилика Св. Лаврентия.

И снаружи, и внутри капеллы прослеживается строгая и ясная геометричность, характерная для произведений Ренессанса в той же мере, что и античных. Фасад здания украшен легким портиком с 6 коринфскими колоннами и системой изящных арок. Прямоугольную в плане постройку венчает полукруглый купол, внутренняя отделка включает пилястры и тонкий лепной орнамент. 13 цветных рельефных медальонов работы Л. Делла Робиа украшают главный зал.

Практическая информация

Адрес: Флоренция, Piazza S. Croce, 16.

Как добраться: пешком с пл. Дуомо по ул. Ориуоло, далее по Пьетрапиана и направо на ул. Пепи до церкви Санта-Кроче по левую руку, затем через монастырский двор до капеллы.

Часы работы: понедельник-суббота с 9:30 до 17:30. Посещение капеллы входит в общий билет комплекса Санта-Кроче (8 EUR). Цены на странице указаны на июль 2018 г.