Встали ровно, проверили свою готовность к уроку. На столе учебник, тетрадь, пенал. Садитесь.
На сегодняшнем уроке за хорошую работу вы можете получить звёздочку. Чем больше звёздочек, тем лучше трудились. А в конце выявим лучшего ученика! Давайте постараемся.

Мы с вами изучили уже очень много букв и звуков русского языка. Давайте проверим свои знания. Для начала скажите, чем отличаются звуки от букв?
Я буду показывать вам буквы, а вы называть их.

А, б, в, г, д, е, з, и, к, л, м, н, о, р. с, т, у, ы, я.

Скажите, на какие группы делятся все звуки?
Как мы характеризуем гласные звуки?
Как мы характеризуем согласные звуки?

В изучении нового звука нам помогут картинки.
Посмотрите на доску, какие предметы изображены на рисунках?
Давайте послушаем слово “мяч”.
Сколько слогов в этом слове?
Какой первый звук?
Дайте его характеристику.

Какой звук второй?
Что мы о нём знаем?
Какой звук последний?
Вот с этим звуком мы сегодня знакомимся.
Как мы его произносим, что расскажем о нём?

В слове “мяч” звук ч в конце слова. Посмотрите на другую картинку. Что это? А какие ещё бывают ручки?

Как называются слова, которые имеют несколько значений?
Верно, а теперь ещё раз произнесём слово “ручка”.
Где теперь мы слышим звук ч?
Произнесём это слово, и скажем сколько в нём слогов.
На какой слог падает ударение?
Давайте дадим характеристику звука ч в этом слове.
Снова мягкий.

Перед нами схемы к словам. Подберите нужную схему к слову “ручка”.

А почему не подошла эта схема?

Физкультминутка.

Давайте немного отдохнём. Встали и повторяем за мной.

Ч – напомни этот звук,
Как пускает пар утюг,
Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч.

Как вагончики спешат,
Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч.

Как жалеют малыша,
Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч.

Ч – промчался поезд быстро,
Впереди два машиниста.
Ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч-ч.

А в вагоне едет врач,
Пропоют вагоны – АЧ.
Ач-ач-ач-ач-ач-ач-ач.

Хочет врач больным помочь.
Пропоют вагоны – ОЧ.
ОЧ-оч-оч-оч-оч-оч-оч.

Очень ждут того врача.
И спешат вагоны – ЧА.
ЧА-ча-ча-ча-ча-ча-ча.

Будут рады все врачу.
Повторяем слоги – ЧУ.
ЧУ-чу-чу-чу-чу-чу-чу.

Его встретят горячо.
Повторяем слоги – ЧО.
ЧО-чо-чо-чо-чо-чо-чо.

Молодцы, присаживаемся на места.

Открываем свои учебники на странице 6–7.

Перед нами буква “Чч”.

Читаем слоги слияния с буквой “ч”.

Как мы слышим звук Ч в этих случаях, может быть кто – то заметил, что-нибудь необычное?
Да. Ребята, оказывается, что некоторые согласные звуки бывают всегда мягкие или твёрдые. И звук Ч всегда мягкий.
Какого цвета мы его будем изображать на схемах?
Открываем тетради и напечатаем зелёным карандашом букву “Чч”.

Буква Ч сказала: “Есть!”,
Отдала кому – то честь.
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя.

Посмотрите на картинку в учебнике, что здесь изображено и почему?

А какие разнообразные здесь часы!

Читаем текст на странице 7.

В своих тетрадях напечатали слово ЧАСЫ и ЧАСИКИ. Составляем к ним схемы.

Физкультминутка.

А часы идут, идут.
Тик-так, тик-так,
Кто умеет в доме так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт.

А в часах сиди кукушка,
У неё своя избушка.

Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью.

Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга.

Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой.

А часы идут, идут,
Иногда вдруг отстают.

А, бывает, что спешат,
Словно убежать хотят!

Если их не заведут,
То они совсем встают.

А сейчас мы побудем сказочными художниками и распишем красиво букву Ч.

Давайте сделаем выставку.

Сегодня на уроке все очень хорошо работали, и стоит подвести итоги.

У кого одна звёздочка?
У кого три?
У кого пять?
Победитель….

Что нового мы узнали на уроке?

Всё ли понятно? Что было трудно и непонятно?

Урок окончен. Всем спасибо!

Тема: Звук [ ч"] , буква Чч.

Цели.

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

Ход урока.

    Орг. момент.

    Актуализация знаний.

Из чего состоит наша речь?

Из чего состоят предложения?

Из чего состоят слова?

Из чего состоят слоги?

Что вы знаете о звуках? (слышим, произносим)

На какие группы можно разделить звуки?

Гласные: Согласные:

Произносятся без преград; - произносятся с преградой;

Можно пропеть; - бывают звонкие и глухие;

Обозначают мягкость и твердость - звонкие произносятся с голосом,

согласных; глухие с шумом.

Могут обозначать 2 звука (я,ё).

    Что видите на доске?

    Разделите эти слоги на группы.

На какие группы разделили слоги?

Почему –ча- определили в 1 группу?

    Сегодня мы познакомимся с этим звуком и буквой, которая обозначает этот звук.

Что мы узнаем о новом звуке? (опора)

А в конце урока мы посмотрим правильно ли мы определили слог ча ?

    Работа над новым материалом.

    Знакомство со звуком.

Что мы услышали? (слияние мягкого согласного [м"] и [а] и звук [ч]).

Какой звук еще услышали? [ч"]

Как он произносится? (согласный)

РУЧКА (аналогично)

    В первом слове где мы слышим звук ч? А во втором? В первом и втором словезвук [ч] произносится мягко.

    Как произносится звук [ч]?

    Какой вывод можно сделать из наших наблюдений? (он особый, он не бывает твердым, он всегда мягкий)

    Игра «Кто внимательный»

Услышите и назовите звук [ч"].

    Знакомство с буквой.

Кто знает, какой буквой обозначается этот звук? (лента букв)

    Физкультминутка.

Тик – так, тик – так

Все часы идут вот так:

Тик – так, тик – так

Смотри скорей, который час.

Тик – так, тик – так

Налево раз, направо раз,

Мы тоже можем так

Тик – так, тик – так.

Звук [ч"] обозначается буквой «че».

На что похожа буква «че»? (стихотворение)

Буква ч сказала «есть»

Отдала кому-то честь.

Да, вы правильно решили

Ч мы пишем как 4.

Только с цифрами друзья

Буквы путать нам нельзя.

    Сейчас мы прочитаем слоги с буквой «че». Чтение слогов.

Как произносится звук [ч"] в слогах? Даже если после «че» стоят гласные, которые обозначают твердость согласных, звук [ч"] произносится мягко.

    Работа с учебником.

Что вы видите на рисунке?

Кто чинит часы?

    А сейчас вы прочитаете текст и ответите на вопрос:

Какие бывают часы?

(чтение текста, история часов)

    Чтение слов

Что изменилось во втором слове?

Изменилось ли значение слова?

    Работа с многозначными словами.

Прочитайте заглавие. (Ручки)

Сейчас вы прочитаете предложения: I ряд – 1 предложение

II ряд – 2 предложение

III ряд – 3 предложение.

Найдите рисунки о тех ручках про которые читали.

    Итог урока.

С каким звуком и буквой мы познакомились?

Что особенного в этом звуке?

Самоанализ урока чтения

учителя Присяжнюк Н.А., декабрь, 2006г.

Это 32 урок при изучении раздела «Основной период» и первый урок при изучении темы «Звук [ч"], буква Чч». Этот урок связан с предыдущими уроками, где учащиеся учились распознавать звуки.

Учащиеся 1Д класса обучаются по стандартной программе. Класс разноуровневый, есть средние и слабые ученики, поэтому материал урока подобран так, чтобы думали и работали все учащиеся. При планировании урока учитывала знания, умения и навыки полученные учащимися на предыдущих уроках, умение анализировать, сравнивать, группировать, обобщать.

Тема: Звук [ ч"] , буква Чч.

Цели.

Образовательные: познакомить учащихся с согласным звуком [ч"], буквой Чч; сформировать представление о звуке [ч"], как о мягком согласном.

Развивающие: развивать фонематический слух, устную речь, расширять словарный запас, развивать внимание, память, мышление.

Воспитательные: воспитывать положительную мотивацию к учению, воспитывать культуру учебного труда.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Изучение нового материала строила через создание проблемной ситуации, используя опорные знания учащихся; звуковой анализ слов, характеристика гласных и согласных, определять звук на слух и обозначать буквой. При работе на уроке использовала форму беседы. Училась говорить грамотно, верно, красиво. Из всего сказанного и выполненного дети выделили и усвоили главное.

На каждом этапе урока работала по достижению цели. Использовала различные сочетания форм обучения. Это индивидуальная работа, коллективная и фронтальная. При построении своей работы основывалась на использовании продуктивных методов: поисковой деятельности, исследовательской работы (постановки и решения проблемной ситуации, составления схем). При подведении итогов урока учащиеся выделили то новое, что узнали на уроке.

Считаю, что хорошая работоспособность детей в течении всего урока обеспечивалась их интересом к изучаемому материалу, организацией всех этапов урока, с включением момента отдыха с целью снятия напряжения и усталости от урока с переходом к другому виду деятельности. Атмосфера на уроке была доброжелательная, дети слушали и слышали учителя. Время использовала рационально. За урок сделано достаточно много. Интерес учащихся к уроку присутствовал на всех его этапах. Велась работа по формированию их мыслительной деятельности, внимания, умению сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, расширять кругозор, пополнение их словарного запаса. Воспитательную цель реализовала, так как удалось организовать учащихся на работу, создать атмосферу доброжелательности, стимулировать работу учащихся в течении всего урока.

Считаю, что задачи урока выполнены.

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

(ЧТЕНИЕ) В 1 КЛАССЕ

Буква Чч, согласный звук [ч’].

Учитель

2017 г.

Интеграция предметов:

Тема:

чтение и изобразительное искусство

повторение и закрепление изученного материала. Буква Чч, звук [ч"].

Цели:

Закрепить знания детей о букве Чч и согласном звуке [ч"], учить образовывать однокоренные слова.

Учить детей правильному, осознанному, выразительному, беглому чтению.

Развивать речь, логическое мышление, фонема тический слух, воспитывать любознательность, способность воспринимать и понимать прочитанное, расширять словарный запас детей.

Способствовать формированию положительной мотивации к чтению художественной литературы через интерес к книге.

Учить передавать эмоциональную окраску героев произведения с помощью цвета.

Ход урока

I. Организационный момент.

Давайте проверим, всё ли мы приготовили. У нас на партах лежат «Азбуки», карточки, простой и зелёный карандаши. У всех всё есть? Молодцы!

II. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

У. Сегодня у нас с вами будет необычный урок. Нас пригласили в путешествие. Поднимите руки, кто любит путешествовать?

В наше путешествие мы отправимся на весёлом кораблике. (Учитель вывешивает изображение кораблика).

Какого цвета наш кораблик? (Красный, жёлтый, белый, фиолетовый).

Какое настроение создают эти цвета? (Весёлое, радостное).

(Учитель показывает игрушку Чебурашка).

А почему сегодня нашим капитаном стал Чебурашка? (Потому что он добрый, хороший …его имя начинается со звука [ч"]).

Какой это звук? (Согласный, глухой, непарный, всегда мягкий).

Какой буквой обозначается звук [ч" ]? (Ч).

(Учитель вывешивает карточку с буквой Ч).

И как у настоящего капитана, у него есть помощник. Послушайте загадку:

Ей на месте не сидится –

Всё кривляется, резвится.

Рассмешит нас без обмана

В зоопарке… (Обезьяна)

(Учитель показывает игрушку Обезьяны).

О. Здравствуйте, ребята! Вы готовы отправиться в путешествие? (Да).

Тогда в путь по Океану Знаний!

III. Повторение изученного материала.

1. Звуки, буквы.

У. А начнём мы наше путешествие с «Острова букв».

Почему он так называется? Кто живёт на этом острове? (Буквы).

Что обозначают буквы? (Звуки).

Дайте характеристику звука [ч" ]. (Согласный, глухой, непарный, всегда мягкий).

Какой буквой он обозначается? (Ч).

2. Чтение слогов, слов.

Молодцы! Вот какие замечательные буквы и звуки живут на этом острове.

Они очень дружные и весёлые. А когда ходят друг к другу в гости, то образуют… (Слоги).

Посмотрите, какие слоги у них получаются. (Учитель показывает слоги, а дети хором читают).

Какая буква первая в этих слогах? (Ч).

С какой гласной пишется слог ЧА? (А).

А слог ЧУ? (У).

Ой, смотрите, кто к нам прилетел?! (Бабочка).

(Учитель вывешивает изображение бабочки).

Что это у неё на крыльях? (Слоги).

Давайте их прочитаем. (Читают хором).

Из слогов можно составить… (Слова).

Прочитаем, какие слова принесла нам весёлая бабочка. (Дети читают по одному слову, а учитель задаёт вопросы:

Отвечай (Как?) Хорошо

Получай (Что?) Пятёрки

Чайник

Чайная (Что обозначает это слово? Чайная (ложка, чашка) – признак,

Чайная – место, где пьют чай.)

Чайка

Какой звук есть во всех этих словах? ([ч" ]).

IV. Физкультминутка.

У. В небе летают ещё какие-то странные птицы. Их крылья похожи на пальчики. Покажите мне свои ладошки. Давайте и мы немного отдохнём и полетаем вместе с птицами-пальчиками.

Встаньте. Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной. (Дети выполняют под музыку упражнение «Птицы-пальчики»).

Птицы-пальчики летят

То вперёд, а то назад.

Что за птицы, назови.

Это пальчики мои!

Вверх взлетели высоко,

Полетели далеко,

Вот уже над головой!

Не пора ли им домой?

Птицы возвращались,

Плавно опускались,

Прилетели, сели,

Кушать захотели.

Просо поклевали.

Видно, что устали.

Птицы отдыхают

И опять летают.

V. Закрепление и обобщение.

1. Работа над буквой Ч и звуком [ч" ].

У. Готовы продолжать путешествие?

Но чтобы взойти на корабль, надо предъявить билеты. Так как путешествие наше необычное, то наш капитан Чебурашка приготовил для вас необычные билеты. (У каждого на парте).

Возьмите, пожалуйста, билеты и положите их перед собой.

Какую букву держит Чебурашка? (Ч).

Какой звук она обозначает? ([ч" ]).

Как обозначают одиночный звук [ч" ]? (Зелёным квадратом).

(Учитель показывает).

Возьмите зелёный карандаш и закрасьте букву Ч зелёным цветом. (Дети закрашивают букву Ч).

Чтобы наш билет был действительным, нужно обвести в зелёный кружок те предметы, названия которых начинаются со звука [ч" ]. (Дети обводят часы, черепаху, чайник, чашку и Чебурашку).

Какой предмет не обвели? (Щуку).

Почему? (В нём нет звука [ч" ]).

Поднимите свои билеты, чтобы Обезьянка смогла их проверить.

(Учитель с Обезьянкой проходит по классу и проверяет работу детей).

О. Молодцы, ребята! Все билеты заполнены верно!

Товарищ капитан! Ребята готовы взойти на корабль и продолжить путешествие.

2. Отработка навыков чтения.

У. Следующий остров, который нас ждёт, называется… Прочитайте… «Остров слов».

На этом острове нас ждёт много препятствий. Готовы их преодолевать? (Да.)

И первое препятствие, которое нас подстерегает на пути – высокие горы.

Горы бывают высокие и … (низкие). А слова бывают длинные и … (короткие).

Альпинист" href="/text/category/almzpinist/" rel="bookmark">альпинист и готов прочитать первое слово? Преодолеваем первое препятствие. (Дети читают слова: туча, свеча, чудеса, чистота, человек).

У. Конечно, умеют! Покажем, ребята, Обезьянке, как мы умеем читать Азбуку? Откройте учебник на странице 132. (Учитель пишет на доске).

(Дети читают столбики слов, а учитель задаёт вопросы).

1 столбик . На какой вопрос отвечают слова? Чем отличаются? Как называют такие слова?

2 столбик. Что обозначают эти слова?

Можно ли их назвать однокоренными?

3 столбик . На какой вопрос отвечают слова?

Почему слово Танечка написано с большой буквы?

У. Вот видишь, Обезьянка, как хорошо умеют читать слова наши ребята.

О. Да, вижу. А предложения что? Тоже прочитают?

У. Конечно! Прочитаем, ребята?

(Дети три раза читают стихотворение В. Берестова по строчкам по одному человеку, затем хором девочки, потом - мальчики).

3. Словообразование.

У. Молодцы! Как звали девочек? Во что они играли? (В мяч).

На нашем корабле тоже есть мяч. Подберите признаки, какой он? (Большой, круглый, жёлтый, резиновый).

Давайте и мы с вами поиграем. Наша игра будет называться «Ласковые слова». Приготовили ручки.

Я даю мяч первой парте и говорю слово. Ребята называют это слово ласково и передают мяч второй парте. Посмотрим, как ловко и быстро может скакать наш мячик.

(Мама

Диван

Шкаф

Окно

Стул

Лампа

Собака

Кошка

Кольцо

Заяц

Огурец

Перец

Палец

Вода)

У. Умницы! А наш мячик закатился в сад, а в саду – сказочный домик. (Учитель вывешивает рисунок домика)

Что растёт в саду? (Цветы, фрукты, ягоды).

Чтобы узнать, кто живёт в нашем саду, составьте из букв, которые написаны на домике, слова. (Ягоды).

Посмотрите, как много ягод живёт в этом домике. (Картинки на доске).

Давайте прочитаем Обезьянке их названия в Азбуке на стр132. (Дети читают и подбирают к словам картинки).

Какие ягоды остались? (Дети называют по картинкам названия ягод).

Мы долго путешествовали. День солнечный, жарко, пить хочется. И хозяева домика решили угостить нас соком.

Каким соком угостила нас малина? (Малиновым) Вишня? (Вишнёвым) Клубника? (Клубничным) Клюква? (Клюквенным).

Спасибо вам, ягоды! Теперь мы можем отправляться в путь.

VI. Физкультминутка.

Но сначала надо проверить всё ли на нашем кораблике в порядке. (Дети выполняют дыхательную гимнастику.)

1. Длинный звук [у ] (трубы).

2. Короткие отрывистые звуки [чух - чух - чух] (моторы).

3. Упражнение «Выбрасывание звука» [ а ] (гудок).

VII. Работа над новым материалом.

1. Знакомство со сказкой В. Сутеева «Мышонок и Карандаш».

У. На кораблике всё в порядке. Наш путь продолжается и ведёт нас к «Острову интересных книг», на котором нас встречает книга В. Сутеева «Сказки-мультфильмы».

Поднимите руки, кто любит сказки? А мультфильмы?

Сегодня мы познакомимся со сказкой Владимира Сутеева «Мышонок и Карандаш». Но мы будем не просто слушателями, а художниками-иллюстраторами. Для этого положите перед собой лист бумаги и возьмите простой карандаш.

Итак, сказка начинается… (Учитель читает и по ходу сказки вывешивает на доске иллюстрации, дети одновременно рисуют).

]. (Кошечки).

На уроке изобразительного искусства вы сможете свои работы раскрасить. Какие цвета вы будете использовать? (Белый, чёрный, серый, рыжий).

2. Работа над эмоциональной окраской героев произведения. «Цветовая палитра».

У. Давайте вспомним главных героев сказки. (Мышонок и Карандаш).

https://pandia.ru/text/80/412/images/image028_7.jpg" alt="C:\Users\личные документы\Desktop\Новая папка (2)\CIMG2174.JPG" width="213 height=164" height="164">

А какой был Карандаш? (Умный, смелый, находчивый).

(Подбор цвета для Карандаша).

Я надеюсь, что вам понравилась сказка Владимира Сутеева. Если вы захотите прочитать другие сказки этого автора, вы можете сделать это, взяв книги в библиотеке. А нам, к сожалению, пора покидать «Остров интересных книг» и заканчивать наше путешествие.

VIII. Подведение итогов урока.

Ребята, вам понравилось наше путешествие? Чем?

У. Да, мы сегодня с вами много вспомнили и повторили, познакомились с новой сказкой В. Сутеева. Кто запомнил, как она называется? («Мышонок и Карандаш»).

Пришло время прощаться с нашим весёлым корабликом, его капитаном Чебурашкой и юнгой Обезьянкой. Им нужно продолжать путь по океану знаний. Давайте помашем им рукой и дружно скажем: «До свидания!».

Буква Ч, ч (называется: че) — присутствует во всех кириллических славянских алфавитах (в болгарском - 24-ая, в русском - 25-ая, в белорусском - 26-я, в украинском и сербском - 28-я, в македонском - 29-я); некоторые неславянские народы также используют её в своих письменностях.

В церковно- и старославянской азбуках именуется «червь» (ц.-с.) или «чрьвь» (с.-с.) — словом этим обозначались не только черви, но и моль. Обычно в кириллице по порядку считается 26-й (в ц.-с. азбуке) или 27-й (в с.-с.), имеет вид и соответствует числу 90 (правда, сперва для обозначения числа применяли греческий символ «Ҁ, ҁ» (коппа); 28-я по счету в глаголице, имеет форму и обозначает число 1000.

Обычно происхождение этих двух букв (как и Ц), связывается с семитской буквой «цади» или «цаде» (ср. с еврейским символом для этой буквы, который применялся в началах и серединах слов: צ).

Из существовавших вариантов написания буквы Ч в кириллице следует отметить чашеобразное старое (схожее с латинской буквой Y) и её форму в босанчице, имеющую вид латинского v или даже современной русской У (прописной буквы); буква Ч смотрелась как «коппа» — Ҁ в шрифтах Ф. Скорины.

Произношение

В русском языке исторически букву Ч произносили как одиночный звук, т.е., глухой переднеязычный палатальный шипящий фрикативный звук /ɕ/. Сейчас буква Ч произносится как глухая аффриката: в русском языке является всегда мягкой /tɕ/, но в большинстве иных славянских языков, имеющих кириллическую письменность, вообще всегда или часто твёрдая /tʂ/. Русская фонетическая транскрипция традиционно для передачи сочетания звуков /tɕ/ использовала символ [ч], хотя встречаются в литературе и варианты [т’ш’] или даже [тьщ].

ЗЧ, СЧ, ЖЧ, ШЧ, ЗДЧ, СТЧ

Буквосочетания «зч», «сч», «жч», «шч», «здч», «стч» принято в русском языке выговаривать как долгое [ш̅’] (/ɕː/) (по аналогии с буквой «щ»).

Буквосочетание «чн» традиционно произносили как [шн] (/ʂn/), но теперь такое произношение сохраняется лишь в редких словах (напр., нарочно), в других словах в то же время (напр., точно), утвердилось [чн] (/tɕn/). На особенности произношения сочетания букв «чн» повлияли диалектные различия: чаще [шн] можно встретить в московской речи и оно было нормой в речи старомосковской; для произношения петербургского более типичным является [чн].

Словарной нормой считают произношение [шн] в таких словах, как скучный (и скучно), яичница, нарочно (и [чн] в нарочный, т.е. «посыльный»), очечник, конечно (но [чн] в словах, производных от слова «конечный»: алгоритм работать будет конечно, время жизни частицы конечно), скворечник; в производных от мужских личных имён I-го склонения (Илья, Кузьма, Никита, Фома и др.) женских отчествах, заканчивающихся на -ична: Ильинична, Кузьминична, Никитична.

Не является обязательным, но допускается произносить [шн] в следующих словах: молочный, сливочный, порядочный (здесь возможны вариации в зависимости от семантики: это порядо[чн]ый человек, а другой — сволочь порядо[шн]ая), шапочный, копеечный, шуточный, гречневый, бутылочный, горчичный (и горчичник), булочная, двоечник, прачечная, лавочник, троечник, собачник. В прочих случаях предпочтительнее произносить [чн].

Буквосочетание «чт» в таком местоимении, как что и в его производных (ничто, чтобы и др., кроме нечто) произносят как [шт] (/ʂt/), во всех прочих словах (включая нечто) произносят как [чт] (/tɕt/).

ТЧ, ЧЧ

Удвоенную букву "чч" (встречающуюся в заимствованиях, напр., каприччо) произносят одинарно, т. е. правильно произносить не /tɕtɕ/, а /tːɕ/, при этом появляется пауза в звуке /tː/ между выполнением смыкания и размыкания, и в целом звучание может происходить более медленно и отчётливо. Аналогично произносят и сочетание «тч»: отчество.

Орфография буквы

В орфографии русского языка выбор между чя/ча, чё/чо, чю/чу, чы/чи, чэ/че диктуется не произношением, а формализованными правилами и соображениями исторического и этимологического порядка. Обычно написание чу, ча, че, чи; противоположное им чю, чя, чэ, чы почти невозможно, хотя встречается в заимствованиях (Чэнду, Чюрлёнис, Чыонг) либо применяется по эстетическим соображениям: так, О. Н. Чумина (поэтесса, к. XIX — нач. XX вв.) печаталась под фамилией «Чюмина». Достаточно сложными правилами определяется выбор между чё и чо; в

ряде случаев смена чё на чо изменяет смысл слов: печонка (маленькая печь) — печёнка (печень). В фамилиях распространено двоякое написание: -чов/-чёв, причём, с точки зрения современной действующей орфографии более верна форма с о, но она встречается реже. Формальными правилами также задается выбор между чь и ч (если только не имеется в виду разделительный мягкий знак: бычьё, ничья): с чь пишут преимущественно неопределённые формы (жечься, лечь, стричь) и формы повелительных наклонений глаголов (плачь, тычься, прячь,), а также существительные женского рода ед. числа — именит. и винит. падежи — (речь, дочь) и наречия, образованные от них (заполночь, вскачь).

Применение

Ч сокращенно обозначают час - единицу времени

Ч - «время Ч» - некоторое определённое время

Ч - в рецептах, в сокращении слова «часть» (объёмная или массовая часть — понимают из контекста)

Ч — в обозначении серии паровозов.

Вычислить шпиона

Иностранца в России можно распознать по тому, как он произносит слова, в которых есть буква Ч, например «чудо» или «ночной». У англичанина или немца звук [ч] распадется на две составляющие - [т] и [ш]. Дело в том, что звук [ч] - аффриката. Он состоит из двух звуков, произносимых слитно. В английском тоже своя аффриката - [j]. Она состоит из [д] и [ж] и напоминает звуки, произносимые нами на стыке слов «вот же». Но английское J - звонкое и твердое. А наше Ч - противоположность, мягкое и глухое. Поэтому слово «чудо» мы произносим как [чюдо], а в сочетании ЧН у неграмотного человека рука тянется поставить мягкий знак. Иностранцу воспроизвести [ч] очень сложно, вместо этого выходит твердое [тш].

Родственные связи

Свое очертание Ч, по одной из версий, заимствовало от греческого Y (ипсилон). Но в греческом языке такого звука нет, и создателям кириллической азбуки пришлось придумать для Ч новый знак. В древнерусском письме буква очень похожа на Ц - тот же двурогий церковный подсвечник. Это неудивительно, ведь и звук [ц] по свойствам похож на [ч]: тоже аффриката, только твердая. В говорах русского языка эти два звука иногда меняются местами или вытесняют один другой. Так, в России есть регионы, в которых вместо «черт» говорят «цорт», а где-то вместо «церковь» произносят «черква».

Аз есмь начало и конец

Многие слова на Ч в русском языке восходят еще к древнему индоевропейскому языку (на нем говорили 7–5 тысячелетий назад). Вот, к примеру, «чадо» - слово устаревшее, но все еще нам понятное. Праславянское čędo происходит от корня со значением «начинать». Этот корень, в свою очередь, соотносится с индоевропейским ken. Звук [k], стоящий перед [i] и [e], еще в общеславянском дал звук [ч], [еn] перешло в [ę] (Э носовое), а потом в [а]. Так и возникло наше слово «чадо». Получается, что ребенок - «тот, кто только начинается». С этим же корнем связана другая интересная история. Задумывались ли вы, откуда происходят слова «начало» и «конец»? Время - это петля, всякий конец означает начало чего-нибудь, а всякое начало в итоге приводит к концу. Корень ken/kon имел значение времени. Один его вариант привел к появлению слова «на-ЧА-ло» (то же самое изменение звуков, что и в слове «чадо»), а второй - к возникновению слова «КОНец». Подобное чередование в корне гласных Е и О довольно часто использовалось в индоевропейском языке для образования новых слов с похожим значением.

Правило сплошных исключений

В русском языке [ч] может восходить к разным звукам. Во-первых, он возникает на месте [k] там, где несколько тысяч лет назад перед ним были [i] и [e], как в слове «начало». Во-вторых, [ч] оказался на мес те сочетаний tj, kj. Именно поэтому мы говорим «свеча» - она «светит» и «я плачу» - от «плакать». Еще одна удивительная особенность буквы Ч: несмотря на то, что она всегда мягкая, мы пишем ее так, будто она твердая. Рядом с ней идут гласные, которые обычно «командуют» твердыми звуками: А, О, У (а не Я, Ё, Ю). Зато для И и Е сделано исключение: вспомните хоть одно слово с ЧЫ и ЧЭ. Трудно? Практически невозможно. Зато ЧИ и ЧЕ - сколько угодно: «чистюля», «читатель», «чебурек», «черемуха» и т. д. Этому есть простое объяснение: когда-то в русском языке всякий согласный звук был либо мягким, либо твердым. От гласных он не зависел. Но потом это правило перестало работать, и за одной и той же буквой начали скрываться два звука. Перед «твердыми» гласными - твердый, перед смягчающими, которые пришлось специально для этого придумать, - мягкий. Букву Ч это не коснулось - никакого твердого [ч] у нас не было и нет до сих пор. ЧА, ЧУ, ЧО нельзя прочитать иначе, чем [чя], [чю], [чё], а потому смягчающие буквы не понадобились - факт, который осчастливил школьников правилом «ЧА пиши с буквой А».