Сочинение рассуждение по тексту.

(I)Лето. (2)Солнце разливает мёд по сотам дворов, раскрашивает яркой зелёнкой пышные кроны деревьев. (3)Я подхожу к раскрытым окнам и на детской площадке вижу разномастную стайку мальчишек. (4)Звонкое: «На воротах Пашка и Митька!» (б)Футболисты! (б)Сейчас рассыпятся на две команды, и игра будет продолжаться до тех пор, пока мамино: «Домой!» не разобьёт последнюю пару, уже в темноте гоняющую мяч.
(7)Как и в моём детстве.
(8)Помню, мальчишкой идёшь по бульварам, утопленным в аромате черёмухи, и под ноги падают скрученные в тугие конусы домики гусениц-листовёрток. (9)Возьмёшь такой в руки, и, если не уснула в нём в предвкушении крыльев хозяйка, выскользнет из убежища, испуганная, повиснет на тонкой паутинке в воздухе. (10)Так и память детства: тронешь её хрупкий кокон - и подарит, встревоженная, давно забытую историю...
(II)Был у нас во дворе дед.
(12)Обычно он появлялся ранним утром, доходил, прихрамывая, до лавочки под тенистой раскидистой черёмухой в самом центре двора и там просиживал до самого вечера.
(13)Чей это был дед? (14)Откуда? (15)С кем жил? (Іб)Детству не интересна старость.
(17)Для нас он был просто неизменным атрибутом летнего двора. (18)Дед никогда не заводил разговоров с нами, а мы не мешали ему, потому что постоянно убегали на школьный стадион, где до ночи считали голы с мальчишками соседнего района. (19)Там не было ворот, но с их ролью справлялись четыре палки, устанавливаемые попарно на разных краях песочного поля.
(20)Мечтать вот о такой футбольной коробке, где сейчас, по-взрослому уперев руки в колени, Пашка и Митька грудью стояли каждый за свои ворота, а с ними и за честь команды и славу лучших голкиперов школы, нам и не приходилось. (21)Поэтому день, когда чей-то отец раздобыл где-то пару настоящих ворот с белой сеткой, непродранной и не залатанной на сто рядов шнурками, стал для нас настоящим праздником. (22)Мы теперь хозяева всех чемпионатов и властители турнирного календаря!
(23)Ворота установили аккурат напротив скамейки, где сидел дед. (24)Когда работа была закончена, он медленно обошёл их, опираясь на палочку, и ушёл со двора. (25)«Согнали старика», - нахмурился мой отец.
(26)Но спустя несколько минут дед вернулся. (27)Мы не сразу заметили его, увлечённые игрой, и ему пришлось обратить на себя внимание негромким окликом:
(28)- Орлы! (29)А ну подь-ка сюда!
(30)Дед принёс нам мяч. (31)Настоящий, из чёрно-белых шестиугольников, тугой - не чета нашему затёртому серому сдутышу! (32)«Чего рты раззявили? (33)А ну на поле - марш!» (34)Из нагрудного кармана рубашки он достал настоящий судейский свисток и оглушительно, на весь двор, свистнул.
(35)Мы капитулировали. (Зб)Мальчишескую спесь, напускное презрение к футбольным советам отцов, наши позиции в мальчишеском рейтинге игроков - всё отрезал и оставил в прошлом тот свисток. (37)Наши двенадцать сердец в каждой игре до самого конца сезона того лета держали равнение на сухонькую фигурку в тени черёмухи.
(38)Дед оказался знатным стратегом и строгим судьёй. (39)Мы внимали ему не дыша, пока он в перерывах чертил на песке палочкой схемы и тихо объяснял нам, как обходить противников и прорываться к их воротам. (40)У него был слабый голос, и он не мог кричать, поэтому во время игры общался с нами свистком. (41)Резкий, пронзительный звук раздавался над двором в моменты, когда кто-то из нас проводил запрещённый приём или осмеливался схитрить или позволить себе играть вполноги. (42)Дед не выкрикивал имён, но каждый, замирая, думал: «Не мне ли свистят?», и каждому казалось, будто дед смотрит на него одного, и каждый старался не подвести старика. (43)3а какие-то три месяца лета мы стали самой честной, самой бесстрашной, дисциплинированной и почему-то самой дружной командой района.
(44)А потом дед пропал.
(45)Мы заметили это не сразу: наступила первая неделя сентября, школа, музыкальный театр по абонементу... (46)Вечером пятницы я пришёл домой, толкнул открытую дверь - родители, видимо, только что сами вернулись с работы - неслышно ступил в коридор и услышал, как мама со вздохом спросила отца: «Как же Коле объяснить, что деда больше нет?
(47)- Мама?!
(48)Она обернулась, ахнула:
(49)- Колечка, мы хотели сказать...
(50)...Во всём нашем пацанячьем детстве не было слёз горше...
(51)Детство не знает оправданий смерти...
(52)Наша дворовая команда продержалась до самого выпускного. (53)И до самого выпускного никто из наших ни в одной игре не позволял себе на поле неспортивного поведения. (54)Нет, мы уже не боялись услышать строгий оклик свистка. (55)Самым страшным для каждого из нас было хоть на секунду дать нашему черёмуховому деду усомниться в том, что его уроки честности - перед командой, противником и, в первую очередь, перед самим собой - прошли не зря.
(По О. Павловой)

Вариант 1
В моём понимании честь - это целый набор качеств: благородство, верность слову, порядочность, достоинство. Эти качества могут рождаться в каждом из нас в результате общения с умным, порядочным, достойным восхищения человеком.
В рассказе О. Павловой для мальчишек из дворовой футбольной команды таким стал «черёмуховый дед». Он был строгим судьёй (предл. 38), не допускал запрещённых приёмов и хитростей на поле (предл. 41). Старик научил ребят честности, бесстрашию, порядочности (предл. 43) - тому, что входит в понятие «честь». Именно она не позволяла ребятам предать память деда, когда его уже не стало (предл. 55).
Честь в почёте во всём мире. Русская народная пословица предупреждает: «Береги честь смолоду», арабы говорят: «Поддержка правды - честь, поддержка лжи - потеря чести», в Украине считают, что «лучше честь, чем волов шесть».
Я думаю, это замечательно, что ценность чести подчёркивается в культуре всех народов.

Вариант 2
Честь, как я понимаю, это такая нравственная ценность, которая помогает нам вести себя достойно, принимать решения по совести и не опускаться до мелких склок, зависти, жадности. Человек чести - это порядочный человек.
В прочитанном мною рассказе «черёмуховый дед» научил команду мальчишек-футболистов играть по совести, быть дружными (предл. 43). Он передал ребятам вместе с умением вести мяч ещё и благородство, желание не допускать «неспортивного поведения» на поле и в жизни (предл. 55).
Понятие чести связано для меня и с эпохами рыцарей и мушкетёров, когда красота поступков, верность себе, даме сердца или короне ставились превыше личной выгоды и золота.
Можно вспомнить короля Артура, который, по мнению некоторых историков, создал орден самых доблестных «рыцарей круглого стола». Об их чести, справедливости до сих пор ходят легенды.
Я считаю, что на протяжении всей жизни человек дол-Ж6Н беречь свою честь и не терять её.

Вариант 3
Я считаю, что честь - это такое поведение, которое вызывает чувство уважения у окружающих. Честь подразумевает умение поступать справедливо, без лжи, фальши, страха, не проявляя малодушия и эгоизма.
Это качество рождается в условиях повседневной жизни. Именно так и происходит в рассказе О. Павловой. Мальчишки переняли у своего «черёмухового деда» нечто, чему они не дают названия. Рассказчик признаётся, что они «почему-то» стали не только самой дружной командой района (предл. 43), но и ещё самой честной, бесстрашной и дисциплинированной. Безусловно, это достойно уважения и восхищения!
Безымянный дед сформировал в них понятие чести. Ведь даже после его ухода команда не забыла преподанных уроков (предл. 53, 55).
Хорошо, когда в жизни рядом есть такие люди, учась у которых ты понимаешь, кого можно считать человеком чести.

Открытый урок по теме:

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

(выполнение задания 15.3 части 3)».

Конспект урока развития речи в 8 классе.

Что такое честь?

Цель урока:

- выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

Усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

Задачи:

1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как честь, честность, милосердие, отзывчивость, человечность.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа

Средства обучения: компьютер, презентация

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста

План урока.

Ӏ. Организационный момент.

    Запись даты, темы урока в тетрадь.

    Эмоциональный настрой.

II. Собеседование с классом. Орфографическая и лексическая работа. Расширение словарного запаса учащихся.

Задание: определить лексическое значение слова :

- честь –

III. Отбор материала к сочинению. Работа с текстом: совместная и по группам.

ӀV. Рефлексия.

V. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на тему: «Что такое честь».

Ход урока.

Эпиграф на доске (запись в тетради):

«Береги честь смолоду»

Тема урока:

Что такое честь?

Ӏ. Эмоциональный настрой.

Когда-то дружили Вода, Ветер, Огонь и Честь. Они всегда были вместе, но как-то им необходимо было на время разойтись, чтобы каждый мог заняться своими делами. При расставании стали они рассуждать, как им вновь найти потом друг друга. Вода сказала, что её можно найти там, где растёт камыш. Ветер сказал, что он всегда находится там, где трепещут листья. Огонь отметил, что его можно найти по идущему вверх дыму. Лишь одна Честь стояла молча. Поинтересовались, почему она не называет своих признаков. Она сказала: - Вы можете и расходиться, и вновь сходиться, а мне это не позволено. Тот, кто однажды расстался со мною, расстался навсегда и более со мною не встретится.
Как вы поняли смысл притчи?

ӀӀ. Беседа с классом :

    Сегодня мы поговорим с вами о таком понятии, как честь и соберем материал к сочинению.

- Как вы понимаете значение этого слова? Давайте подберем синонимы и антонимы к нему

Синонимы: достоинство, доброе имя, репутация, целомудрие, безгрешность

Антонимы: бесчестие, бесславие, позор, стыд, бессовестность.

2). Крылатые выражения о чести

    Честь – это внешняя совесть, а совесть это внутренняя честь.

Артур Шопенгауэр

    Береги платье снову, а честь смолоду. Русская пословица

    Настоящая честь – это решение делать при всех обстоятельствах то, что полезно большинству людей Бенджамин Франклин -

    «Честь нельзя отнять – её можно потерять» А.П.Чехов

    «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство – сильнее всего» Ф.М.Достоевский

    « Честь – вот истинная красота.» французский писатель Ромен Роллан

    Есть достоинства выше знатности рода, а именно: достоинство личности» А.С.Пушкин

    В Священном Писании слово, понятие чести оценивается настолько высоко, что приравнивается к святости.

3). Попробуйте сформулировать: что такое честь?

(учащиеся самостоятельно формулируют определение)

Обратимся к словарю, посмотрим, насколько мы правы: одно, понравившееся запишите.

Честь – категория, означающая моральную оценку индивидуума со стороны общества, а также самооценку человека. Честь - одно из нематериальных благ, принадлежащих человеку от рождения, оно неотчуждаемо и непередаваемо.
Большой юридический словарь

Честь – комплексное морально-этическое и социальное понятие, связанное с оценкой таких качеств индивида, как верность, справедливость, правдивость, благородство, достоинство.
Википедия

4). А что же даёт человеку честь? Преимущества чести

    Честь даёт силы – для преодоления даже самых сложных и грозных препятствий.

    Честь даёт уважение – «человек чести» с давних пор это один из самых значимых в России комплиментов благородному человеку.

    Честь даёт надежду – даже в безнадежной ситуации.

    Честь даёт свободу – от низких поступков, лжи и неискренности.

    Честь даёт возможности – для ничем не ограниченного духовного развития.

5). Какова роль?

    Даёт возможность остаться Человеком

    Даёт ощущение свободы и счастья

    Не допускать сделок с совестью

    Не совершать проступков

    Иметь личное мнение

    Всегда помнить о чувстве собственного достоинства

Запишем самые важные на ваш взгляд преимущества А для чего?

(для комментария)

7). Как проявляется честь в повседневной жизни?

    Военные действия. Воинская честь – это главное качество, которое должно быть присуще хорошему воину, как рядовому, так и полководцу.

    Бытовые ситуации. Человек, вступившийся за слабого или оскорбленного – человек чести.

    Религия . Священнослужитель, подвергающийся гонениям или осуждению, но не предающий своих религиозных убеждений – человек чести.

    Экстремальные ситуации. Человек, который в экстремальной ситуации думает не о том, как спастись одному, но о том, как спастись вместе со всеми – человек чести.

8).Какие качества для этого нужны?

    порядочность

    честность

    принципиальность

    справедливость к другим и требовательность к себе

Все ли мы люди, имеющие честь?

9).Как воспитать в себе честь?

    Честь должна быть у человека с рождения ; если же человек не ощущает в себе чести, ему придется приложить значительные усилия для того, чтобы стать человеком чести.

    Исполнение обязательств и обещаний . Человек, который приучает себя не давать невыполнимых обещаний и всегда держать слово – становится человеком чести.

    Психологические тренинги . Чем меньше у человека страхов и опасений, тем больше вероятность, что в сложной ситуации он проявит себя, как человек чести. Избавиться от многих страхов помогают психологические тренинги.

    Самосовершенствование. Если человек сумеет трезво оценить себя, увидеть негативные стороны своего характера и поставить цель преодолеть их – он на пути к тому, чтобы стать человеком чести

10).Какие выражения со словом честь вы знаете?

.Дело чести (какое-либо дело. Поступок. Которые надо сделать, совершить. Иначе ваше достоинство будет задето, вы не сможете себя уважать)

Честь мундира, белого халата (официальный авторитет, репутация военного, врачей)

С честью выполнить (сделать очень хорошо. Добросовестно, ваша работа достойна похвалы)

Жить по чести (поступать по совести. В соответствии с представлениями о чести)

Суд чести (разбирательство чьей –то вины какой –то группой людей, а не судебным органом)

Какой-то поступок делает вам честь ,(то есть характеризует вас с хорошейстороны)

Кодекс чести _(комплекс правил поведения:мораль, совесть, долг, ответственность, справедливость)

Честь имею

так обычно говорят военные люди

11).Что приводит к утрате чести?

Предательство

Равнодушие

жестокость

1) Подбор материала к сочинению.

    Вот каким могло быть вступление к сочинению

Запишем вступление к сочинению – определение:

1.Честь - это нравственный стержень человека. Истинная честь состоит в том, чтобы поступать по законам своей совести, поэтому порядочный человек в ситуации нравственного выбора, ни секунды не раздумывая, не нарушит закон чести и справедливости.

2.Я считаю, что честь - это такое поведение, которое вызывает чувство уважения у окружающих. Честь подразумевает умение поступать справедливо, без лжи, фальши, страха, не проявляя малодушия и эгоизма.

3.Честь, как я понимаю, это такая нравственная ценность, которая помогает нам вести себя достойно, принимать решения по совести и не опускаться до мелких склок, зависти, жадности. Человек чести - это порядочный человек.

(помимо определения у вас должен быть и комментарий к тезису :

2-3 предложения, содержащие ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

В данном случае это могут быть размышления по поводу того, по отношению к кому и при каких обстоятельствах может проявляться честь? Что может послужить причиной бесчестия?)

2).Аргументация

А.с.Пушкин «Капитанская дочка» (человек чести Пётр Гринёв, бесчестный герой – Алексей Швабрин)

В.А.Каверин «Два капитана» (Саня Григорьев, Иван Львович Татаринов – капитан шхуны «Святая Мария» - Ромашов (Ромашка,), Николай Антонович Татаринов)

3).Работа над схемой сочинения - рассуждения.

Слово учителя: Итак, мы продолжаем работать над алгоритмом написания сочинения-рассуждения.

Вопрос классу:

Какова схема построения сочинения-рассуждения?

Памятка № 1.

1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.

2. Комментарий определения.

3. Первый пример – аргумент из текста + комментарий.

4. Второй пример - аргумент из вашего жизненного опыта (из читательского) + комментарий.

Второй аргумент может быть от противного: о том, что люди бывают бесчестными. Такого быть не должно!

ӀӀӀ. Отбор материала к сочинению

1). Анализ текста.

Готовясь к сочинению – рассуждению, мы будем говорить сегодня о чести в разных ее проявлениях.

Для анализа мы возьмём текст О.Павловой.

    (Ученик, подготовленный заранее, выразительно читает текст.)

(I)Лето. (2)Солнце разливает мёд по сотам дворов, раскрашивает яркой зелёнкой пышные кроны деревьев. (3)Я подхожу к раскрытым окнам и на детской площадке вижу разномастную стайку мальчишек. (4)Звонкое: «На воротах Пашка и Митька!» (б)Футболисты! (б)Сейчас рассыпятся на две команды, и игра будет продолжаться до тех пор, пока мамино: «Домой!» не разобьёт последнюю пару, уже в темноте гоняющую мяч.
(7)Как и в моём детстве.
(8)Помню, мальчишкой идёшь по бульварам, утопленным в аромате черёмухи, и под ноги падают скрученные в тугие конусы домики гусениц-листовёрток. (9)Возьмёшь такой в руки, и, если не уснула в нём в предвкушении крыльев хозяйка, выскользнет из убежища, испуганная, повиснет на тонкой паутинке в воздухе. (10)Так и память детства: тронешь её хрупкий кокон - и подарит, встревоженная, давно забытую историю...
(II)Был у нас во дворе дед.
(12)Обычно он появлялся ранним утром, доходил, прихрамывая, до лавочки под тенистой раскидистой черёмухой в самом центре двора и там просиживал до самого вечера.
(13)Чей это был дед? (14)Откуда? (15)С кем жил? (Іб)Детству не интересна старость.
(17)Для нас он был просто неизменным атрибутом летнего двора. (18)Дед никогда не заводил разговоров с нами, а мы не мешали ему, потому что постоянно убегали на школьный стадион, где до ночи считали голы с мальчишками соседнего района. (19)Там не было ворот, но с их ролью справлялись четыре палки, устанавливаемые попарно на разных краях песочного поля.
(20)Мечтать вот о такой футбольной коробке, где сейчас, по-взрослому уперев руки в колени, Пашка и Митька грудью стояли каждый за свои ворота, а с ними и за честь команды и славу лучших голкиперов школы, нам и не приходилось. (21)Поэтому день, когда чей-то отец раздобыл где-то пару настоящих ворот с белой сеткой, непродранной и не залатанной на сто рядов шнурками, стал для нас настоящим праздником. (22)Мы теперь хозяева всех чемпионатов и властители турнирного календаря!
(23)Ворота установили аккурат напротив скамейки, где сидел дед. (24)Когда работа была закончена, он медленно обошёл их, опираясь на палочку, и ушёл со двора. (25)«Согнали старика», - нахмурился мой отец.
(26)Но спустя несколько минут дед вернулся. (27)Мы не сразу заметили его, увлечённые игрой, и ему пришлось обратить на себя внимание негромким окликом:
(28)- Орлы! (29)А ну подь-ка сюда!
(30)Дед принёс нам мяч. (31)Настоящий, из чёрно-белых шестиугольников, тугой - не чета нашему затёртому серому сдутышу! (32)«Чего рты раззявили? (33)А ну на поле - марш!» (34)Из нагрудного кармана рубашки он достал настоящий судейский свисток и оглушительно, на весь двор, свистнул.
(35)Мы капитулировали. (Зб)Мальчишескую спесь, напускное презрение к футбольным советам отцов, наши позиции в мальчишеском рейтинге игроков - всё отрезал и оставил в прошлом тот свисток. (37)Наши двенадцать сердец в каждой игре до самого конца сезона того лета держали равнение на сухонькую фигурку в тени черёмухи.
(38)Дед оказался знатным стратегом и строгим судьёй. (39)Мы внимали ему не дыша, пока он в перерывах чертил на песке палочкой схемы и тихо объяснял нам, как обходить противников и прорываться к их воротам. (40)У него был слабый голос, и он не мог кричать, поэтому во время игры общался с нами свистком. (41)Резкий, пронзительный звук раздавался над двором в моменты, когда кто-то из нас проводил запрещённый приём или осмеливался схитрить или позволить себе играть вполноги. (42)Дед не выкрикивал имён, но каждый, замирая, думал: «Не мне ли свистят?», и каждому казалось, будто дед смотрит на него одного, и каждый старался не подвести старика. (43)3а какие-то три месяца лета мы стали самой честной, самой бесстрашной, дисциплинированной и почему-то самой дружной командой района.
(44)А потом дед пропал.
(45)Мы заметили это не сразу: наступила первая неделя сентября, школа, музыкальный театр по абонементу... (46)Вечером пятницы я пришёл домой, толкнул открытую дверь - родители, видимо, только что сами вернулись с работы - неслышно ступил в коридор и услышал, как мама со вздохом спросила отца: «Как же Коле объяснить, что деда больше нет?
(47)- Мама?!
(48)Она обернулась, ахнула:
(49)- Колечка, мы хотели сказать...
(50)...Во всём нашем пацанячьем детстве не было слёз горше...
(51)Детство не знает оправданий смерти...
(52)Наша дворовая команда продержалась до самого выпускного. (53)И до самого выпускного никто из наших ни в одной игре не позволял себе на поле неспортивного поведения. (54)Нет, мы уже не боялись услышать строгий оклик свистка. (55)Самым страшным для каждого из нас было хоть на секунду дать нашему черёмуховому деду усомниться в том, что его уроки честности - перед командой, противником и, в первую очередь, перед самим собой - прошли не зря.
(По О. Павловой)

2). Вопросы классу:

Какова тема этого текста?

Назовите стиль данного текста. (Художественный).

Какой тип речи использован в тексте? (Повествование).

Какова основная мысль текста ? Запишем.

Черёмуховый дед научил команду мальчишек честности, благородству, бесстрашию, порядочности.

3). Работа в группах.

1-й аргумент – выбрать из прочитанного текста (цитата или № предложения). Прокомментировать. Первые 3 ряда думают над текстом

2-й аргумент– вспомнить и записать пример из Вашего жизненного опыта (из художественной литературы). Оформить аргумент с использованием выразительных средств речи: эпитетов, метафор, фразеологизмов и т.д.. 4,5, 6 ряд

В рассказе О. Павловой для мальчишек из дворовой футбольной команды таким стал «черёмуховый дед». Он был строгим судьёй (предл. 38), не допускал запрещённых приёмов и хитростей на поле (предл. 41). Старик научил ребят честности, бесстрашию, порядочности (предл. 43) - тому, что входит в понятие «честь». Именно она не позволяла ребятам предать память деда, когда его уже не стало (предл. 55).

В прочитанном мною рассказе «черёмуховый дед» научил команду мальчишек-футболистов играть по совести, быть дружными (предл. 43). Он передал ребятам вместе с умением вести мяч ещё и благородство, желание не допускать «неспортивного поведения» на поле и в жизни (предл. 55).

Гринев предстает перед нами как честный и благородный человек, несмотря на все трудности и ошибки, выполняет завет своего отца: бережет честь смолоду. Хотя Петр Гринев не раз оказывается в руках Пугачева и принимает его милость, даже находит помощь и покровительство у беглого казака, он ни разу не нарушает военной присяги, даже в тех случаях, когда это может угрожать его жизни, герой никогда не изменяет себе и людям, которые от него зависят.

Пётр Гринёв, совершая ошибки, все время пытается выполнять наставления отца: “Береги честь смолоду”. Он ни разу не изменил присяге, данной императрице. Выбирая между смертью и изменой присяге, он предпочел первое. Тем не менее, он смог увидеть положительные качества в вожде антидворянского восстания: честность, благородство, мужество, ум.

Ему свойственно умение отвечать за свои поступки, не перекладывать свою вину на другие плечи, не подставлять других, ответственность, смелость, любознательность.

«Береги честь смолоду»,- именно такой эпиграф имеет повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Понятие чести стало центральным в произведении. Честь – это и порядочность, нравственная чистота героев, таких как П.Гринёв, его родители, вся семья капитана Миронова; это и воинская честь, верность присяге, это, по большому счёту, любовь к Родине

Честь – это одно из высоких нравственных качеств личности. Оно формируется с детства. Читатель видит, как в семье Гринёвых понятие чести было основой характера отца Петруши. Несмотря на то, что Пётр, как и все дети, любил пошалить, но в нём воспитали главное - человеческое достоинство, порядочность, а это и есть честь. Герой проявляет её и возвратив карточный долг, и не унизившись предательством, как это сделал Швабрин (Гринёв Пугачёву: «Я придворный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу»)

Два капитана – Саня Григорьев и Татаринов. Их объединяет порядочность, нравственная чистота. Ещё мальчишкой Саня заинтересовался судьбой пропавшей экспедиции Татаринова. Впоследствии он пытается узнать правду о ней, восстановить честное имя капитана. Он узнаёт, что команда Татаринова открыла новую Северную землю, что виновником гибели людей стал двоюродный брат капитана - Николай Антонович. Именно он недобросовестно подготовил снаряжение для экспедиции, что стало причиной гибели людей. .

При любых испытаниях необходимо не терять человеческого достоинства, оставаться человеком чести, преодолевать препятствия и двигаться вперёд, как это дела Саня Григорьев вромане «Два капитана».

Саня Григорьев и капитан Татаринов - это люди чести, долга, мужественные и уверенные, целеустремленные и находчивые. Такие люди вызывают у нас чувство восхищения и гордости. Рядом с такими людьми живется уверенно и спокойно. На таких людей хочется равняться.

4).Слово учителя: вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.

Памятка № 2.

Клише для сочинения 15.3. ОГЭ по русскому языку

Часть (абзац)

Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений)

1. Тезис

На мой взгляд, человечность - это...(или)
Я думаю, что честь - это... (или)
Что такое честь? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что...

2. Аргумент 1

Обратимся к тексту О.Павловой, в котором говорится о... (или)

В тексте О.Павлова поднимает проблему...
В предложении № ... автор говорит о том, что... (или)

3. Аргумент 2

Проявления чести мы часто встречаем и в повседневной жизни. Например, ….

Свое мнение я могу подтвердить примером из произведения В.Каверина «Два капитана»
В жизни мы часто наблюдаем...
Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз..

В романе В.Каверина….

В повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»….

4. Заключение

Таким образом, ...
Итак, …

Объясните смысл притчи.

. ӀV. Рефлексия. : Что значит иметь честь?

Быть альтруистами;

Бороться с эгоизмом;

Делиться теплом;

Нести ответственность;

Будем испытывать стыд при виде того, что кажется аморальным;

Совесть - мера человечности.

V. Задание на дом: написать сочинение – рассуждение на тему: «Что такое честь?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Порядочность – это ответственное и честное отношение к окружающему миру. По-настоящему порядочный человек всегда отвечает за свои поступки, не избегая последствий совершенного. Докажем это на примере текста В.П. Крапивина.

Катаясь на велосипеде, Федя случайно сбивает девочку, которая во время столкновения поранила руку. Мальчик вполне мог бы уехать и оставить все, как есть, однако «алое пятнышко, которое Федя увидел на руке девчонки» и грызущая совесть («…царапало сознание подспудно, без всяких мыслей, однако потом появилась и первая тревожная мысль») заставили его вернуться помочь с перевязкой.

Федя поступил порядочно, решив помочь обработать ранку, ведь отчасти это и его вина, что все так произошло, он проявил ответственность за случившееся.

В моем личном опыте я проявила порядочность, когда, выбрасывая фантик от сладостей, я промахнулась мимо мусорного ведра, и он упал на землю. Однако я, тем не менее, подняла его и все-таки завершила начатое, потому что считаю это ответственностью каждого – хранить чистоту улиц.

Итак, порядочность – это неспособность к низким поступкам и умение честно принимать последствия совершенных действий.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-04-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Краткий словарь понятий и терминов на морально-этические темы

с примерами из сочинений

Альтруизм - моральный принцип, предписывающий человеку подавление собственного эгоизма, бескорыстное служение «ближнему», готовность пожертвовать своим интересом в пользу интересов других.

Аскетизм – моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижения каких-либо социальных целей или нравственного самосохранения.

Бескорыстие - отсутствие корысти, жадности к имуществу, желания скоплять богатства, приобретать неправо; нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим.

Благодарность – отношение человека к оказавшему ему в прошлом благодеяние, услугу лицу (группе лиц, организации), выражающееся в особом чувстве готовности ответить взаимным благодеянием и в соответствующих практических действиях.

Благородство – моральное качество, характеризующее поступок людей с точки зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы. Оно включает целый ряд более частных положительных качеств: мужество, самоотверженность, верность высоким идеалам, великодушие и др.) Это высокая нравственность, самоотверженность и честность.

Вежливость – моральное качество, характеризующее поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. Противоположностью вежливости являются грубость, хамство, проявление высокомерия и пренебрежительного отношения к людям.

Великодушие - свойство характера, выражающееся в бескорыстной уступчивости, снисходительности, отсутствии злопамятства, в способности жертвовать своими интересами, щедрость души, благородство.

Взаимовыручка - это оказание друг другу помощи, поддержки в трудной ситуации. В основе взаимовыручки лежит принцип "ты - мне, я - тебе". Это значит, что человек, оказавший тебе помощь, ждёт от тебя ответных действий, но не всегда эти действия могут совершаться во благо.

1.Что такое взаимовыручка? Этот вопрос имеет глубокий духовный аспект. Ведь без взаимовыручки, думаю, не существовало бы само человечество. Во взаимовыручке реализуется человеколюбие, когда на помощь приходят незнакомые люди, выручая тебя из беды.

2.Взаимовыручка - это прежде всего помощь человеку, который в ней нуждается. В ней заложен эффект бумеранга: твоя помощь другому человеку к тебе вернется.

Взаимопомощь – отношения между людьми в коллективе возникающие в условиях общности интересов и целей, когда объединение усилий и разъединение функций предполагает взаимную поддержку индивидуальных усилий каждого.

Власть – это способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия (родительская власть, государственная, экономическая и др.).

Первые ассоциации со словом «власть», возникающие у меня, - это политика, правительство, царь, государство и подобные этим понятия, то есть власть для меня – это, прежде всего, власть в обществе .

Внутренний мир человека

Это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. Есть люди с богатым внутренним миром, а есть с бедным. О внутреннем мире человека можно судить по его поступкам. Набор качеств, своеобразная собственная реальность человека, которая не только отличает его от других, но и очень сильно влияет на его собственную жизнь.

это некое психическое пространство, в котором помещается вся духовная жизнь личности, в нем сосредоточена вся ее энергия. Во внутреннем мире происходит формирование и сохранение культурных ценностей человека, а затем и их преобразование. Это своеобразная виртуальная реальность, которая служит посредником между нейронными сетями головного мозга и окружающей непосредственной реальностью человека.

1.Психологи и философы считают, что внутреннего мира имеются следующие составляющие: эмоции, чувства, мировоззрение и интеллект .

2.Внутренний мир человека или, другими словами, духовный или душевный мир человека имеет сложную структуру, состоящую из таких основных элементов, как интеллект, эмоции, чувства, мировоззрение.

3.Внутренний мир человека - это мир, который человек создает исключительно для себя. Это мир, который находится где-то в мыслях, в информационном поле человека, но может быть не менее реален для него, чем окружающий его мир. Прежде всего, внутренний мир - это разум, который в зависимости от своего развития, опыта, гибкости, формирует отношение человека к окружающим и окружающему, заставляет его либо спрятаться от мира реального в мире внутреннем, либо раскрыться и преобразовать мир внешний по законам мира внутреннего.

Война — конфликт между политическими образованиями — государствами, племенами, политическими группировками и так далее, — происходящий в форме вооружённого противоборства, военных (боевых) действий между их вооружёнными силами. Одни из целей войны — собственное выживание или уничтожение противника. Как правило, война имеет средством навязывание оппоненту своей воли.

Л.Н.Толстой, великий гуманист XIX века, говорил: «Война – это безумие, заставляющее усомниться в разуме людей. Это самое гадкое дело в жизни… противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие».

Воспитание

– это целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

— воздействие общества на развивающегося человека. В узком смысле слова воспитание есть планомерное воздействие родителей и школы на ребёнка, т.е. на незрелого человека…

Выбор

- это осознанное принятие решения из предложенного множества вариантов, это предпочтение одного варианта другому. С ситуацией выбора человек сталкивается постоянно, это жизненная необходимость. Особенно важно принять правильное решение при выборе будущей профессии, ведь от этого зависит дальнейшая жизнь человека. Порой сделать такой выбор очень непросто.

это принятие человеком одного решения из предложенного множества вариантов, самоопределение личности в отношении принципов, решений и действий. Предпочтение одного другому — жизненная необходимость для человека, который, проживая жизнь, вынужден постоянно выбирать себе «в собственность», в той или иной мере, зло или добро.

1.Что такое выбор? На этот вопрос очень точно ответил Абрахам Маслоу, известный американский психолог, который сказал: «Жизнь – это процесс постоянного выбора». Мы, действительно, каждый день стоил перед выбором, и только от нас самих зависит, пойдем мы по пути добра или зла.

2.Что такое выбор? По определению Википедии, выбор – это наличие различных вариантов для осуществления воли; наличие выбора связано с обоснованием свободы воли человека. А в толковом словаре В.Зорина «Евразийская мудрость» слову «выбор» дается следующее определение: «выбор - духовно-практическая процедура, в ходе которой сознание личности осуществляет избирательное предпочтение одних ценностей и норм, отвергая другие». Как видим из приведенных определений, выбор требует наличия нескольких отличных друг от друга вариантов.

Выбор нравственный

это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос "Как поступить?": пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными представлениями о жизни. Это принятие человеком одного решения в ситуации, когда ему приходится поступать во благо другой личности или в соответствии со своими взглядами и убеждениями.

1.Рано или поздно перед каждым человеком встает вопрос нравственного выбора, будь то мужчина или женщина, неважно. Что такое нравственный выбор человека? Это выбор между «добром» и «злом», между тем, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

2.Нравственный выбор - это выбор между добром и злом, который человек осуществляет в любой вариативной ситуации.

Выдержка – моральное качество, в котором находят проявления определенные стороны самообладания; включает:

*умение человека осуществлять контроль над своими чувствами, подчинять свои действия достижению поставленной цели, несмотря на возникающие препятствия и непредвиденные обстоятельства (настойчивость);

* способность преодолевать трудности, подавлять в себе малодушное желание отказаться от намеченных задач (упорство);

* верность избранным идеалам и принципам вопреки тяготам и лишениям, пассивному или активному противодействию и принуждению со стороны открытых врагов (стойкость).

Героизм – особая форма человеческого поведения, которая в нравственном отношении представляет собой подвиг. Герой берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, возлагает на себя большую меру ответственности и обязанностей, чем предъявляется к людям в обычных условиях общепринятыми нормами поведения, преодолевает в связи с этим особые препятствия.

Грубость – отрицательное моральное качество, характеризующее пренебрежение культурой поведения, противоположно вежливости.

Гуманизм – принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества.

Добро – одно из наиболее общих понятий морального сознания и одна из важнейших категорий этики. Добро является наиболее обобщенной формой разграничения нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение, того, что отвечает требованиям нравственности, и того, что противоречит им: благодеяния, добродетели, справедливости и др.

Доброта — это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им. Доброта делает нашу жизнь светлее и радостнее. Она способна изменить человека, его отношение к окружающему миру.

Что такое доброта? Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Доверие – отношение к действиям другого лица и к нему самому, которое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности.

Долг – необходимость, выраженная в нравственных требованиях в такой форме, в какой они выступают перед определенной личностью. Это превращение требования нравственности в личную задачу данного конкретного лица, сформулированную применительно к его положению и ситуации, в которой он находится в данный момент. Личностьвыступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей деятельности.

Достоинство – понятие морального сознания, выражающее представление о ценности всякого человека как нравственной личности, а также категория этики, которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности: самосознание и самоконтроль личности, на нем основывается требовательность человека к самому себе.

Дружба

это не просто эмоциональная привязанность, это близкие отношения, основанные на доверии и искренности. Настоящий друг не станет тебя обманывать ни при каких обстоятельствах. Он найдёт в себе силы сказать правду, даже если ему непросто будет это сделать.

1.Со времен Сократа считалась одной из основных добродетелей, выражающейся во взаимной привязанности и духовной общности двух людей. При этом высшей нравственной оценки удостаивалась дружба, основанная на взаимной любви, почтении, открытости и абсолютном доверии друг к другу.

2. Что такое дружба? Дружба – форма общения людей, основанная на общности интересов, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; предполагает личную симпатию, привязанность и затрагивает наиболее интимные, задушевные стороны человеческой жизни; одно из лучших нравственных чувств человека .

Жизненные ценности - это то, что люди считают важным в своей жизни. Это их убеждения, принципы, ориентиры. Это компас, который определяет не только судьбу человека, но и его взаимоотношения с окружающими. Жизненные ценности формируются в детстве, они закладывают фундамент всей дальнейшей жизни.

1.Что такое Жизненные ценности? Жизненные ценности - это цели и приоритеты, которые, управляя жизнью человека, определяют его сущность. Для одних важным в жизни является материальное благополучие, то есть деньги, или власть, или карьера. Другим дороги семья, Родина... Каждый выбирает сам свои приоритеты.

2.Что такое жизненные ценности? Думаю, это те ценности, которые служат ориентирами в жизни человека, эталоном, критериями качества жизни и «правильности» решений, действий.

3.Каждый из нас стремится к чему-то, чего-то хочет достичь. В этом нам помогают жизненные ценности, которых мы придерживаемся. Ведь то, что мы делаем и кем становимся, зависит от наших основных ценностей.

4.Жизненные ценности – это наш внутренний компас, по которому мы должны сверять каждый свой шаг на жизненной дороге. Думаю, к жизненным ценностям любой из нас отнесёт семью, любовь, дружбу. Именно они служат человеку опорой.

Зависть – неприязненно-враждебное чувство по отношению к успехам, популярности, моральному превосходству или преимущественному положению другого лица. Зависть возникает у человека на основе себялюбия, честолюбия и тщеславия. Чувство зависти ухудшает характер личность и взаимоотношения людей.

Зло - противоположность добру, понятие морального сознания, которое служит наиболее обобщенным выражением представлений о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающим осуждения. Как моральное зло обычно оцениваются отрицательные поступки людей.

Измена – нарушение верности общему делу, узам солидарности, товарищества, любви.

Искренность – моральное качество, характеризующее личность и ее поступки; выражается в том, что человек делает и говорит то, в правильность чего он верит, действует ради тех соображений, в которых готов признаться самому себе и др. Искренность противоположна лицемерию и обману.

Искусство. Настоящее искусство

– это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах. Произведения настоящего искусства являются народным достоянием, важнейшими духовными ценностями, которые должны передаваться другим поколениям.

1. Вы никогда не задумывались, какое искусство называют настоящим? На мой взгляд, это искусство, которое делает человека лучше, будит его душу, заставляет его задумываться о смысле жизни.

2. Настоящее искусство – это форма познания жизни, это образное осмысление действительности.

3. «Искусство – это великая борьба против одиночества. И вечная сила искусства заключается именно в том, что всем одиноким оно протягивает руку», - сказал известный режиссер Павел Лунгин. Интересная точка зрения, не правда ли? Соглашусь, именно в этом и заложен смысл настоящего искусства.

4. Ответ на вопрос «Что такое настоящее искусство?» я нахожу в словах Юрия Бондарева, который сказал: «Искусство призвано сохранять человеческое в человеке». Только такое искусство можно назвать настоящим.

5.Что такое искусство? Искусство – это творческое отображение действительности в художественных образах. Соприкосновение человека с произведениями искусства способствует его духовному обогащению. Настоящее искусство подобно могучей силе, способной пробудить в человеке сильные чувства, вызвать эмоции, заставить задуматься о серьёзных жизненных вопросах.

6.Искусство – это творческое отображение действительности в художественных образах. Настоящее искусство не только способно пробудить в человеке сильные чувства и эмоции, отвлечь на время от серой повседневности, доставить удовольствие, но и наполнить жизнь смыслом, найти ключ к самому себе.

Книги. Драгоценные книги - это книги, которые развивают воображение и фантазию человека, дарят ему новые впечатления, переносят в другой мир и закладывают основы нравственности. Такие книги должны быть у каждого ребёнка, потому что острота восприятия в детстве очень велика и ранние впечатления могут потом влиять на всю жизнь.

Какую книгу можно назвать драгоценной? Думаю, только ту, которая пробуждает в человеке лучшие стремления, смягчает сердце, учит мыслить, воспитывает. Драгоценная книга – это двигатель мысли, чувств, источник знаний, друг и советчик. К драгоценным книгам можно отнести и такую книгу, которая дорога человеку как память о ком-то, как семейная реликвия.

Красота - то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение.

Конфликт моральный - ситуация морального выбора. В конфликтной ситуации требуется совершить выбор между сталкивающимися моральными ценностями в пользу одной из них и через разрешение противоречия реализовать нравственную цель.

Культура

Совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и передаваемых тем, кто будет жить завтра.

— система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм, совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных, материальных носителях и передаваемых последующим поколениям.

Некоторое сложное целое, включающее в себя духовные и материальные продукты, которые произведены, социально усвоены и разделяемы членами общества и могут передаваться другим людям или последующим поколениям.

Культурный человек

1. Какого человека можно назвать культурным? Думаю, это человек, цивилизованный, интеллигентный.

2.Культурный человек - это человек, соблюдающий основные нормы поведения цивилизованного общества, но соотносящей себя и общество лишь в той пропорции, которая позволяет ему оставаться личностью и индивидуальностью.

3.Культурным человеком можно назвать такого человека, который знает и всегда готов соблюдать основные нормы поведения, при этом он внутренне убежден в их необходимости. Подлинно воспитанный человек ведет себя подобающим образом не только на официальных приемах, не выставляет напоказ свои изысканные манеры, а проявляет свою воспитанность в самых незначительных поступках повседневной жизни.

Лицемерие – отрицательное моральное качество, состоящее в том, что заведомо безнравственным поступкам приписывается моральный смысл, возвышенные мотивы и человеколюбивые цели. Лицемерие противоположно честности, прямоте, искренности – качествам, в которых проявляется осознанное и открытое выражение человеком подлинного смысла его действий.

Личность – субъект нравственной деятельности. Человек становиться моральной личностью, когда он добровольно подчиняет свои действия моральным требованиям общества, осознает их содержание и значение, способен ставить перед собой нравственные цели и вырабатывать решения применительно к конкретным обстоятельствам, самостоятельно оценивать свои поступки и действия окружающих, воспитывать себя.

Любовь — это самое сокровенное чувство, которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. Любовь облагораживает, заставляет по-другому воспринимать окружающий мир, любоваться и восхищаться тем, кого любишь, и даже совершать подвиги.Противоположность любви является ненависть.

1.Что такое любовь? Любовь — чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

2.Удивительно точное определение слову «любовь» дала писательница Жорж Санд, которая сказала: «Любовь — это счастье, которое дарят друг другу». Нельзя не согласиться с этим утверждением. Любовь – это чувство, которое делает человека счастливым и заставляет его совершать безумные поступки ради любимого или любимой.

Любовь материнская - это самое прекрасное и сильное чувство, это огромная сила, способная творить чудеса, возрождать к жизни, спасать от опасных болезней. Материнская любовь многогранна, она проявляется в бескорыстной самоотдаче, заботе, волнениях за собственного ребёнка.

1.Что такое Материнская любовь? Это самое прекрасное и сильное чувство в мире. Мать никогда не предаст, всегда поддержит, разделит с тобой твою радость и печаль.

2.Материнская любовь – это понятие, которое практически невозможно охарактеризовать словами. Материнская любовь заставляет женщину радоваться, глядя на своего ребенка, переживать из-за всяких пустяков так, как будто случилось что-то серьезное, а трудную минуту мать готова на всё ради своего ребёнка.

3.Материнская любовь – это источник жизни на земле, излучающее свет, душевное тепло, нежность и ласку. Мать готова ради своего ребёнка на многое, даже на самопожертвование.

Малодушие – отрицательное моральное качество, характеризующее слабость воли личности; выражается в неспособности отстоять и провести в жизнь нравственные принципы, в которые он верит, из-за опасения за личные интересы, боязни навлечь на себя неблагоприятные последствия, из страха перед трудностями или неверия в собственные силы.

Мечта — особый вид воображения, заветное желание, исполнение которого часто сулит счастье.

1.В словаре С.И.Ожегова даётся такое определение: мечта - это «предмет желаний, стремлений, нечто, созданное воображением, мысленно представляемое». Думаю, мечта – это первый шаг к цели! Не будет мечты, не будет цели и не будет движения вперед на пути к своему счастью. Только мечты способны заставить человека совершить невозможное, это они зажигают в наших душах пламя надежды и веры в себя.

2.Мечта – это определенное чувство желания чего-то конкретного, ради чего человек готов начать действовать. Мечта – это наши мысли-желания, которые кажутся нам недоступными и невозможными, это сила, это смысл жизни, это интерес к жизни. Мечта – это самое ценное, что есть у человека: она наполняет его жизнь смыслом.

Милосердие - готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

Мораль – форма общественного сознания, выступающая в виде норм, правил и принципов, которыми люди руководствуются в своем поведении. Мораль регулирует поведение человека во всех без исключения сферах общественной жизни.

Мужество – моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека. Мужеству присущи такие качества, как смелость, стойкость, выдержка, самообладание, самоотверженность, чувство собственного достоинства, спокойная храбрость, присутствие духа в беде, опасности, храбрость, бесстрашие.

Навыки – действия, которые человек настолько усвоил в процессе длительного упражнения, что начал осуществлять их более или менее автоматизировано. В моральной деятельности посредством навыка может регулироваться выбор необходимых способов, путей, средств действия.

Ненависть – моральное чувство, соответствующее отношениям взаимной вражды между людьми. Оно включает ряд взаимосвязанных моментов, например: отвращение и желание зла другому, отказ в помощи ненавистному лицу, противодействие всем его стремлениям.

Неуверенность в себе - это отсутствие веры в себя, свои силы, возможности и способности. Неуверенные в себе люди имеют заниженную самооценку, они страдают комплексом неполноценности. Эта черта очень мешает в жизни. Необходимо с ней бороться, преодолевать.

1.Что такое неуверенность в себе? Думаю, это, в первую очередь, зависимость человека от мнения других и сомнение в своих физических и умственных силах. Кроме этого, это неумение принимать самостоятельные решения и низкая самооценка, и, как следствие, неуверенность является причиной многих неприятностей.

2.Неуверенность – это боязнь принимать самостоятельное решение из-за сомнения в своих силах, возможностях, способностях, боязнь потерпеть неудачу.

3.Неуверенность - это боязнь, внутренние опасения, связанные с заниженной самооценкой. Страхи, сковывающие человека, не дающие ему расти и развиваться дальше, заставляющие колебаться при решении каких-либо вопросов, свершении действий - всё это и есть определение того, что такое неуверенность в себе.

Нравственность - совокупность норм, определяющих поведение человека.

Ответственность – такое свойство личности с точки зрения выполнения, ею нравственных требований, предъявляемых обществом; выражающая степень участия личности и социальных групп, как в их собственном нравственном совершенствовании, так и в совершенствовании общественных отношений. Если долг человека состоит в том, чтобы практически осуществлять моральные требования, то вопрос в том, в какой мере эта задача выполняется или в какой мере человек повинен в ее невыполнении – это вопрос личной ответственности.

Отклоняющееся поведение (девиантное) – особый вид морального зла, выражающийся в негативных отступлениях от норм и образцов поведения.

Поведение – совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.

Полезность – одна из форм проявления общественного значения предметов и явлений, а также действий человека; положительная роль, которую они играют в удовлетворении чьих-либо интересов или для достижения поставленных целей.

Принципиальность – положительное нравственное качество, характеризующее личность и ее действия; означает верность определенной идее в убеждениях и последовательное проведение этой идеи в поведении.

Природа — материальный мир Вселенной, в сущности — основной объект изучения естественных наук. В быту слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания (всё, что не создано человеком).

1.Что такое природа? Ответ на этот вопрос мы найдем в словах русского писателя М.М.Пришвина. По его мнению, природа - это «огонь, вода, ветер, камни, растения, животные...», то есть всё то, что окружает человека, и сам человек, конечно же.

2.Вы никогда не задумывались: что такое природа? Мне кажется, ответ очевиден: это мир, который нас окружает и частью которого мы являемся. Это «живое существо», как сказал американский писатель Фенимор Купер, «которое нужно понимать»

3.Природа – это всё, что нас окружает: от самой далёкой звезды в космосе до мельчайшей песчинки под нашими ногами, Природа наделена не только удивительным инстинктом самосохранения, но и внутренней интуицией, позволяющей понимать, где враг, а где друг. И если перед ней, живой природой, друг, она готова делиться любовью, радостью…

4.Природа – это естественная среда обитания человека, окружающий его мир во всем многообразии проявлений.

Профессиональная честь – забота об авторитете своей профессии в обществе.

Раскаяние – признание собственной вины и осуждение своих прошлых поступков; проявляется либо в гласном признании перед окружающими своей виновности и готовности понести наказание, либо в особом чувстве сожаления о совершенных деяниях и помыслах. Раскаяние может быть проявлением совести или чувства стыда, но в обоих случаях оно играет роль самооценки человеком своих поступков, которая направляет его дальнейшие действия.

Самостоятельность

Обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение

– это свойство человека, который умеет ставить перед собой цель и добиваться её, решать проблемы, которые возникают на его жизненном пути. Самостоятельность – это свобода выбора и способность самому оплачивать эту свободу, брать ответственность за свои поступки на себя, за собственный выбор решения той или иной проблемы.

Что такое самостоятельность? Ответ на этот вопрос мы находим в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова: «Самостоятельность – это независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Самостоятельность – способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность». Нельзя не согласиться с таким толкованием. Действительно, самостоятельность – это способность человека принимать решение и отвечать за него.

Семья

1.Если мы обратимся к учебнику обществознания, то прочитаем, что семья - это группа людей, основанная на кровном родстве или заключении брака. Однако, как мне кажется, это определение не в полной мере отвечает на вопрос: что такое семья? На мой взгляд, семья – это особый мир, объединяющий самых близких людей, в котором комфортно всем, потому что он пропитан любовью, нежностью и заботой. Если этого нет, то семья распадается или становится несчастливой.

2. Семья – это живой организм: если плохо одному, то плохо всем, если счастлив один, то этим счастьем он «заражает» всех родных. Отношения в семье подразумевают высокую степень доверия, и если доверие потеряно, то рвутся семейные узы, только оно вместе с любовью скрепляет семью, делает её сильной и крепкой.

Сила духа – одно из главных качеств, делающих человека сильным не физически, а морально. Сила духа складывается из уверенности в себе, целеустремлённости, упорства, стойкости, несгибаемости, веры в лучшее. Сила духа заставляет человека находить выход из затруднительного положения, смотреть в будущее с оптимизмом, преодолевать жизненные невзгоды.

1.Что такое сила духа? Сила духа — одно из качеств, делающих человека стойким и несгибаемым. Эта сила складывается из воли и упорства. О мужественных людях говорят, что они сделаны из железа, не гнутся и не ломаются.

2.Сила духа (твердость духа) — высокая духовная, душевная стойкость. Благодаря ней достигаются цели и покоряются вершины. Это вся наша внутренняя энергия, без которой мы не сможем ничего добиться в жизни.

3.Сила духа – это стержень человека. Именно душевная сила позволяет ему добиваться жизненных целей и преодолевать препятствия, делает нас способными на настоящий поступок.

Смысл жизни – понятие, которое показывает, во имя чего необходима жизнь и деятельность человека.

Совесть – способность личности осуществлять самоконтроль, формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Что такое совесть? Совесть - это внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение.

Стыд – одно из проявлений нравственного самосознания личности; моральное чувство, в котором человек выражает осуждение своих действий, мотивов и моральных качеств.

Счастье – это состояние души человека, это высшее удовлетворение жизнью. Каждый человек вкладывает в это слово своё понимание. Для ребёнка счастье - это мирное небо над головой, развлечения, веселье, игры, любящие родители. И страшно, когда счастливый мир ребёнка рушится.

1.Что такое счастье?«Счастье — состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего человеческого назначения» - читаем мы в Википедии. Я бы добавила, что счастье - это гармония в душе человека.

2.Задумывались ли когда-нибудь над вопросом, что такое счастье. Мне кажется, счастье – это такое состояние души, когда всё видится в розовом цвете, когда каждый мир жизни приносит радость. Счастье должно быть настоящим… Дом — тёплым… Любовь - взаимной… Дружба – надёжной...

3.Счастье... Сколько неоднозначного и волшебного заложено в этом слове, сколько непостижимого кроется в смысле этого чувства. Думаю, человек становится счастливым тогда, когда он отдаёт себя, свой труд, свою любовь другому человеку...

4.Слово «счастье» включает в себя несколько понятий: любовь, семейный очаг, возможность самореализации, финансовый успех, карьера... Каждый сам определяет, что для него является счастьем. Для меня это, безусловно, семья. Только рядом с родными людьми я чувствую себя счастливым.

5.Счастье – это любовь к отчему дому, это умение мечтать, строить планы, загадывать самые несбыточные мечтания и жить верою, что они сбываются. Счастье – это ощущение тепла весеннего солнца, это уверенность в завтрашнем дне, это забота близких, родных людей...

5.Счастье — это состояние, которое человек испытывает здесь и сейчас, состояние души, когда человека переполняет радость, восторг, и другие позитивные чувства. Кроме того, состояние счастья предполагает, что отсутствуют негативные чувства и эмоции, которые порождают страдания и боль.

6.Формулу счастья можно определить так: «Счастье — это множество мощных источников радости в жизни человека и отсутствие источников страданий», когда в числитель ставятся источники радости, и чем их больше, тем лучше, а в знаменатели источники страданий.

7.Счастье — это живущая в сердце человека радость, и чем она больше и мощнее, тем сильнее состояние счастья.

8.Счастье - это то состояние, которое ты испытываешь, когда понимаешь, что тебя любят те, кого любишь ты.

Семейное счастье

Семейное счастье... Определить это состояние можно только такими словами, как любовь, гармония, взаимоуважение и желание сделать что-либо важное и значимое друг для друга.

Уважение – одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически признается достоинство личности.

Формализм – чисто внешнее следование заповедям и нормам, формальное выполнение долга, когда человек не задумывается над социальным значением своих поступков, не осознает действительного смысла своей нравственной деятельности или не способен мотивировать ее с точки зрения потребностей общества и человека.

Ценности (см. «Жизненные ценности»)

Цинизм – моральное качество, характеризующее презрительное отношение к культуре общества, к его духовным и нравственным ценностям. Цинизмом называют слова и деяния, в которых совершается надругательство над тем, что составляет исторические достижения культуры человечества, глумление над нравственными принципами, осмеяние дорогих людям идеалов, попрание человеческого достоинства.

Человечность — гуманизм, гуманность, человеческое отношение к окружающим. В общем смысле — система нравственных и социальных установок, предполагающая необходимость проявления сочувствия к людям, оказания помощи, не причинения страданий. Поскольку человек — социальное существо, то человечность - это требуемое поведение в социуме.

Чёрствость души - бессердечность, бездушность, сухость, холодность, нечуткость, неотзывчивость.

Честь – понятие морального сознания и категория этики, тесно связанная и во многом сходная с категорией достоинства. Понятие чести раскрывает отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества.

Чтение - специфическая форма языкового общения людей посредством печатных или рукописных текстов, одна из основных форм опосредованной коммуникации.

1.Чтение - это идеальное совмещение приятного с полезным. С одной стороны, это хобби, неоспоримое удовольствие от процесса, с другой - знания в чистом виде.

2.Процесс чтения - это повышение словарного запаса и уровня грамотности тоже, но самое главное – это развитие внутреннего мира человека.

3.Чтение - это увлекательное, полезное и важное занятие: приятно погружаться в мир воображения и фантазии после долгого дня; тепло и уютно сидеть с книгой в большом кресле, завернувшись в плед, пока за окном дождь и холод... Много интересного и нового можно почерпнуть из огромных талмудов и больших томов; где между пыльными страницами прячутся знания...

4.Чтение — это искусство управлять собой, своими мыслями, чувствами, интеллектом, это творческий процесс (диалог с автором), это одно из лучших времяпровождений, позволяющих становиться лучше.

Щедрость - оказание бескорыстной помощи другим, отсутствие скупости.

Эгоизм – жизненный моральный принцип и моральное качество, характеризующее человека сточки зрения его отношения к обществу и другим людям; означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами общества и окружающих людей и является наиболее открытым проявлением индивидуализма.

Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль: происхождение, структура, функции, а также проблемы развития нравственности: вопросы о том, как должен поступать человек (нормативная этика) и собственно теоретические вопросы о происхождении и сущности морали (теоретическая этика).


Этикет – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

Сегодня, когда о ком-то говорят, что этот человек умеет жить, часто имеют в виду то, что он не особо честен, как говорится "не соврешь, не проживешь". Трудно утверждать, что существует такой человек, который честен всегда, во всем и со всеми. Все мы проживаем довольно продолжительное время, за этот отрезок волей или неволей приходится сталкиваться с разного рода трудностями и то, как мы себя ведем в обществе по отношению к другим может зависеть многое. В современном мире, когда каждый сам за себя, можно ждать всего, чего угодно, даже от самого близкого друга. Люди ради выгоды способны на многое, начиная от примитивной лести и заканчивая грубым предательством.

Понятие честность очень широко по своей сути и содержанию, оно высоконравственно, быть честным - это значит всегда и во всём говорить только правду, но зачастую бывают такие ситуации, когда ложь бывает во благо не только для человека совравшего, но и для того, кто это вранье воспринял, например тяжелобольному человеку внушают, что на самом деле его болезнь обычный недуг с которым можно легко справиться и честность в данном случае неуместна, дабы больной не падал духом и продолжал надеяться на выздоровление.

Иногда при взаимодействии с детьми, приходится что-то утаивать, дабы не травмировать неокрепшую психику. Порой внутри семьи, чтобы сохранить спокойствие близких мы не находим уверенности честно признаться в каких то личных проблемах. В конце концов дозированная честность важна для собственной же безопасности, если речь идёт про общение в сети интернет с малознакомыми людьми т.к. подлость и обман может быть где угодно.

И если в чистую честность поверить трудно, то можно поверить в большее или меньшее ее проявление на степень этого проявления влияет воспитание человека, его моральные принципы и установки, степень его эгоистичности, ведь скорее всего мы лжем оттого, что мало знаем и плохо учимся. И еще важен момент отличия честности от прямолинейности. Прямолинейность часто бывает бестактна и оскорбительна, а вот именно честность - это скорее умение выражать правду тактично, но к сожалению этой тактикой владеют не многие.

Вариант 2

У каждого свое понимание о честности. Как по мне, так это человек, который не обманывает в первую очередь себя, а потом уже окружающих.

Честный человек никогда не боится сказать правду в глаза, какая бы она не была, а не пускает за спиной сплетни. Он уважает окружающих не зависимо от того близкий это или чужой ему человек. Искренне любит родных, дорожит репутацией и доверием к нему, ценит то, что имеет и никогда не притворяется, изображая себя лучше, чем есть на самом деле. Тот, кто называется «честным» всегда трудится на совесть и ему никогда не будет за себя стыдно. Это малая часть качеств «честного человека», но, как по мне, они самые главные и верные.

С детства нас учили, что врать – это нехорошо, но никогда не объясняли почему. Человек может врать для благих целей, но никогда не задумывается о последствиях. Последствия могут быть самые разные, ведь когда – нибудь тайное, становится явным. Вскоре, совравший человек, теряет к себе доверие. Близкие люди не смогут верить ему, ведь раз он уже солгал. Конечно, одно дело, если человек что – то не договорил и совсем другое, если он соврал близкому человеку, например другу. После такого вряд ли этот человек сможет быть настоящим другом.

К вранью также все относятся по – разному. Для кого – то соврать – это как сходить в магазин. Некоторые же люди, соврав, потом все переосмысливают, и их мучает совесть. Они хотят рассказать о своем поступке, но боятся реакции обманутого человека. Кто – то легкомысленно относится к тому, что человек ему солгал. Он даже не предполагает, что так может продолжаться всю жизнь.

Я считаю, что нужно говорить правду, какой бы она не была. Некоторые люди могут сказать прямолинейно, и не задумываясь о последствиях, тем самым ранят человека. В таких случаях, прежде чем сказать стоит подумать, а затем преподнести это в более мягкой форме. Возможно, для начала стоит подготовить человека, если это что – то действительно серьёзное.

Стоит всего лишь поставить себя на место этого человека и подумать, что бы сделал ты, если бы тебе соврали. Поэтому, стоит задуматься о чувствах другого человека, когда ты ему врешь. Не стоит думать, что это пройдет просто так. Ведь всегда найдется другой человек, который соврет и тебе. То есть вся твоя ложь вскоре к тебе и вернется.

В честном человеке ты можешь быть уверен и ему можно доверять. С лживыми людьми все сложнее. Они могут сказать, что больше такое не повторится, но ведь гарантии нет. Он также сможет наврать или предать и во второй, и в третий раз. Таких людей нужно сразу вычислять и стараться как можно меньше с ними общаться.

В любом случае к честным людям и относятся по – другому. Ведь мало кому захочется того, чтобы его друг врал ему.

Стоит стремиться к тому, чтобы быть честным. Однако, честных людей не всегда понимают, а особенно те, кто так любит врать. Нужно еще с самого раннего детства прививать ребенку то, что врать – это плохо. Одних слов мало и поэтому стоит конкретно все объяснить и даже привести конкретные примеры.

Сочинение рассуждение Что такое Честность

Животные не могут врать, наверное, даже, если обучить животных общению, они не смогут понять, как обманывать. Хотя этот вопрос является дискуссионным, точным фактом является ложь, которую может говорить только человек. Обратной стороной лжи является честность.

В человеческих отношениях многое не так однозначно и иногда честность считается чрезмерной, в частности, когда мы высказываем нечто о других людях. Иногда нужно сдерживать честность из дипломатии и тактичности, некоторые также занимаются этим, исходя из личной выгоды.

Стоит ли всегда быть честным? Таким вопросом часто задаются люди и как пример приводят ситуации, когда откровенность с другими людьми может быть неприятной для этих людей. Например, не следует девушке говорить о каких-то недостатках внешности и откровенно говорить о чрезмерной массе тела или чем-то подобном.

Поэтому не следует путать честность и чрезмерную откровенность или хамство. Ведь у каждого есть какие-то недостатки, но не всегда об этом следует напоминать.

Если мы обратимся к классической литературе, то увидим как много писатели видят положительного в этом мире. Паустовский или Пришвин могли отыскать великолепие в самых простых феноменах природы. Они могли описать эти феномены невероятным образом, так было ли такое описание приукрашением или ложью, то есть отсутствием честности?

Наверное, не совсем так. Просто каждый видит мир по-своему, то есть для кого-то он такой, для кого-то другой.

Когда-то мне удалось услышать притчу из буддизма, где говорилось о том, как разные существа видят озеро. Так вот, божества видят озеро как емкость с благоуханным нектаром, люди просто как озеро (только каждый окрашивает в собственные эмоции и опыт), а существа демонического порядка видят озеро как обилие гноя и испражнений. Соответственно, если у каждого из этих существ спросить, чем является озеро, они честно ответят каждый о своем.

Подобным образом часто и люди совершенно по-разному честно оценивает разные события и феномены, то есть полностью честным трудно кого-либо назвать. Именно поэтому, на мой взгляд, подлинная человеческая честность проявляется в искреннем поиске истины. Ведь только настоящая истина и понимание таковой может позволить быть человеку действительно честным.

9 класс, 15.3, ОГЭ, аргументы.

  • Сочинение Именно в труде, и только в труде велик человек

    Одним из смыслов человеческой жизни является труд. Не даром говорят – «Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда». Только в труде человек проявляет себя во всём величии и красоте. Труд – незаменимый показатель мощности человека

  • Анализ рассказа Пришвина Белая радуга

    М. Пришвин провел всю свою жизнь, как бы ведя диалог с природой. Главным смыслом его жизни являлась идея: познакомить всех людей с чудесами природы и научить любить все живое вокруг себя

  • Для многих рисование это просто хобби, а для некоторых это и вовсе становится профессией. Рисовать любит каждый человек,