Само слово «гнев» рисует непривлекательную картину человека, брызжущего слюной, кричащего, покрасневшего от негодования, да и опасного для окружающих. У многих из нас слово «гнев» ассоциируется с неприятными и страшными образами: сцены оскорблений, насилия и разрушения. Но эта эмоциональная реакция имеет не только отрицательную сторону. Она естественна для человека, который увидел неприглядную сцену неадекватного поведения в обществе или ситуацию, связанную с угрозой для чьей-нибудь жизни. Воспитанный, психически уравновешенный человек в таких ситуациях испытывает гнев! Нам нужно ответить, все же, на вопрос «Что такое гнев?» Это хорошо или плохо? Ответ: и хорошо, и плохо. Все зависит от того, как проявился гнев, когда, при каких обстоятельствах, в какой мере, и по какой причине. Нам необходимо об этом думать, потому что чаще всего гнев мы выражаем в самом тесном кругу постоянного общения – в семье.

Каким бывает гнев?

Этим словом объединяется целая группа эмоций, которая выражает наше состояние неприятия: недовольство, возмущение, негодование, раздражение, ненависть, ярость и другие. Каждая эмоция сопровождается своеобразными физическими, психическими и поведенческими изменениями и реакциями — от слабой реакции недовольного человека до выраженной, яркой и опасной в состоянии ярости. Все зависит от воспитания, жизненного опыта, привычек, темперамента и многих других факторов.

  1. Состояние недовольства – начальная стадия проявления гнева, она вполне поддается управлению. При желании вполне можно скрыть свою реакцию. Она не агрессивна, не приносит особых изменений в мимике, жестах, способности адекватно мыслить, принимать решения. Человек может спокойно анализировать происходящее и контролировать свои действия и интонации голоса.
  2. Возмущение — более сильная реакция, при которой уже присутствует наличие гормонов стресса. Состояние возмущения можно определить по взгляду, жестам, интонации, но это вполне управляемая реакция гнева, сообщающая о неприятии ситуации, с которой столкнулась данная личность.
  3. Раздражение – следующая ступень выражения гнева. Отрицательные эмоции начинают управлять человеком, его движениями, позой, голосом и словами. Логическое мышление слегка подавляется гормонами стресса, поэтому необходим сильный сдерживающий фактор, человеку нужно некоторое время, чтобы выйти из этого состояния. Некоторые принимают решение в такие моменты выйти из помещения и при этом громко хлопнуть дверью.
  4. Негодование или гнев . В этом состоянии проявляется возбуждение центров речи, жестов и движений. Человек рвется в драку, кричит, угрожает, злословит и долго не может успокоиться. Появляется тремор (дрожание) в руках и ногах, напряжение во всех мышцах тела. Выбрасывание в кровь гормонов стресса частично блокируют логическое мышление и действуют негативно на все системы человеческого организма.
  5. Опасное состояние выражения гнева – ярость. Это чаще всего неуправляемая эмоциональная реакция, полная потеря контроля над собой, отсутствие логического мышления, иногда полная потеря памяти (состояние аффекта). Человеком начинают управлять подсознательные греховные начала, желание мести, уничтожения, крушения и разрушения. Одна женщина на консультации рассказала мне, как она «поговорила» со своим мужем после того, как обнаружила его измену. Она пришла в такую ярость, что, не контролируя себя, но при полной памяти схватила нож и вонзила его в грудь мужа! Оставив его лежать на полу, она вышла их кухни, позвонила в дверь к соседке и попросила вызвать милицию и скорую помощь. Со словами «Я убила своего мужа!», она села на стул и ожидала их приезда. Все обошлось благополучно, потому что нож вошел под большим углом и ничего не задел, но эта женщина долго не могла прийти в себя от сознания того, на что, оказывается, она способна! Она осознанно шла на убийство! «Что мне делать теперь?!», — в ужасе спрашивала женщина. «Как справиться с этим состоянием?»

Апостол Павел упоминает в своем послании к Ефесянам 4, 31 стих: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4:31). Библия напоминает о трех последних стадиях выражения гнева, которые не должны проявляться в нашем поведении ни при каких обстоятельствах. «УДАЛЕНЫ» — значит КОНТРОЛИРУЕМЫ! А если контролируемы, то мы должны научиться, как их контролировать.

Господь знает, в каком эмоциональном состоянии находится человек на этой грешной земле, в какие ситуации мы можем попасть, поэтому предупреждает нас о том, что мы встретимся с проблемой выражения как справедливого, так и неуправляемого гнева. Самый мудрый человек на нашей земле — Соломон в своей книге Притчей дал некоторые советы, помогающие удерживать себя на контролируемых стадиях гнева. Их две: недовольство и возмущение.

Притчи 12:16: «У глупого тотчас выказывается гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление». «Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его». (Притчи 29:11). «Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость». (Притчи 15:1). Советы очень ценные для человека в ситуации, когда его оскорбили. В чем будет проявляться благоразумие? Он задаст себе вопрос: «А чем я спровоцировал такое поведение? Может быть, я сам что-то не так сделал?» Обдумывая ситуацию, мудрый найдет долю своей вины и извинится (кроткий ответ), и гнев другого человека перейдет в более слабую стадию. Пока мудрый ищет ответ на свой вопрос, проходит некоторое время, ситуация больше не накаляется, резкого ответа не последовало и конец «стычки» может быть даже положительным – понимание, прощение и примирение. А если ответная реакция происходит немедленно и потому необдуманно, напряжение нарастает и вскоре оба участника инцидента приходят в состояние повышенной агрессии – ненависти или ярости.

Как реагирует наш организм на выражение гнева?

Как только мы попадаем в ситуацию выражения гнева, особенно трех последних стадий, возникают различные формы реакций и их последствий в организме.

Физические последствия:

  • В ответ на электрическую стимуляцию зоны гипоталамуса мозга вырабатывается и распределяется дополнительное количество адреналина (гормона стресса).
  • Поднимается давление, расширяются зрачки.
  • Нервная система отводит кровь от кожи, печени, желудка, кишечника к сердцу, мозгу и мышцам.
  • Пропадает чувство голода.
  • Обостряется слух и чувствительность к звукам.
  • Мускулы напрягаются, сжимаются кулаки, лицо искажается, поднимаются плечи.

Чтобы эффективно функционировать, организм должен избавиться от этого напряжения, что со временем становится задачей непосильной, и со временем появляются типичные заболевания: язвы, гастриты, колиты, головная боль, гипертензия, сердечные заболевания и др.

Эмоциональные последствия:

  • Выражение неконтролируемых эмоций приведет к потере друзей, близких, семьи.
  • Появляется страх за результат своего поведения.
  • Вырабатывается привычная реакция перехода от стадии недовольства до неконтролируемой ярости в течение доли секунды.
  • Склонность к депрессии, как следствие постоянного напряжения, приводит к заболеваниям центральной нервной системы, к зависимостям от различных наркотических веществ.
  • Понижается сопротивляемость к раздражению. Человек испытывает ощущение, что он постоянно готов к раздражению, когда голоден или переутомлен, когда ему противоречат или не соглашаются с его мнением.

Замечательное Библейское выражение: «Кому вы отдаете себя в рабы, того вы и рабы», говорит нам об очень важном правиле жизни. «Мы не должны стать заложниками или рабами гнева, который будет руководить нами». Из состояния рабства очень трудно выйти, лучше туда не попадать. Мы видим, как легко попасть в рабство гнева, неправильно выражая его. Ситуации, где существуют причины для проявления гнева, могут быть самыми разными. Больше всего он проявляется в семье, между мужем и женой, между детьми и родителями, между тещей и зятем, невесткой и свекровью. В этой среде люди долгое время находятся вместе, бок о бок работают, ошибаются, наступают друг другу на ноги в прямом и переносном смысле. Они привыкли друг к другу, ушла та осторожность и сдержанность, которая присуща при взаимоотношении малознакомых людей. Но нам всем нужно научиться, как правильно, конструктивно выражать свой гнев. Ведь эмоции гнева заложены Творцом, только необходимо учиться управлять этими процессами.

Некоторые правила выражения справедливого гнева.

  1. Старайтесь решать проблему, ставшую причиной вашего гнева на первой стадии — недовольства. Вы вполне можете проконтролировать свои эмоции, слова, решения и интонацию, от которой зависит реакция вашего собеседника. Оставляя «на потом» решение проблемы, вы накопите ваше недовольство, она вырастет до стадии раздражения или гнева. В таком случае, вы рискуете не справиться с собой.
  2. Если вы в состоянии возмущения или раздражения, это сразу же обнаружится в вашей речи и интонации. Обычно это приводит к возбуждению таких же эмоций с другой стороны. Спокойного разговора не получится, и в этом будут виноваты оба. Чтобы успокоить себя и привести в нормальное состояние интонацию голоса, ответьте себе на вопрос: «За что я уважаю или люблю этого человека?» Ведь не может быть такого, чтобы не нашлось чего-то положительного у человека, с которым у вас возник конфликт! Именно с этих слов и начните свою речь: «Я очень уважаю тебя за то, что…»
  3. Дальше употребите слова «Я-концепции», то есть, не говорите о его вине, об упущениях с его стороны, а выскажите свое состояние в данный момент: «Я очень огорчен тем, что…» или «Я разочарован», «Я удивлен, возмущен и т. д.»
  4. Никогда не начинайте свой разговор с ситуации, которая вас огорчила или возмутила. Можно сделать анализ многих конфликтных ситуаций, особенно в семьях, когда разговор начинался именно с самого поступка, вызвавшего возмущение. «Сколько раз тебе говорить: «не делай так!», «Зачем ты опять все разбросал?!!!», «Почему носки опять под диваном!?» Такое начало никогда не приведет к хорошим решениям, а только к обороне с другой стороны и к крупной ссоре, к неконтролируемому гневу.
  5. Никогда не прибегайте к обобщающим фразам-воспоминаниям. «Ты всегда!» или «Ты никогда!» Некоторые люди умудряются к этой фразе прибавить всех родственников, мам, пап, бабушек и дедушек всех поколений. Это верный путь к выражению неконструктивного гнева с переходом в состояние ярости. Избегайте искушения совершить экскурсию в «музей прошлых обид». Даже в случае, если ваш «противник» это сделает, не идите на поводу у этой раздражающей привычки. Вы продолжайте свою спокойную речь или немного помолчите, чтобы сосредоточиться.

Все эти практические советы помогут воспитать в себе чувство ответственности за каждое слово, быть сдержанными в выражениях, контролировать свои реакции и выполнить Библейский совет: «Итак, братья мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев; ибо гнев человека не творит правды Божьей». Иакова, 1:19.

НЕЙКУРС ЛИДИЯ, семейный консультант.

Третья страсть – это гнев. Гнев – маска сумасшествия, пляска бесов, добровольная одержимость, зверские отношения людей друг с другом, драка дикарей. Гневливый похож на волка, который вцепился зубами в свою добычу и не отпускает ее, или на эпилептика, который упал на землю и корчится в конвульсиях. Когда гневливый не может сорвать свой гнев на других, то он мечется в своей комнате как зверь в клетке, ломает мебель, будто вещи провинились перед ним, бьет себя по голове и кусает руки до крови. В этом состоянии человек уверен, что он во всем прав и борется за то, чтобы установить справедливость. Но когда гнев проходит он видит свою душу, загрязненную бранными словами, как берег после отлива, где волны оставили мусор, вынесенный со дна моря. Нередко после припадка гнева у человека наступает стыд и раскаяние за то, что он причинил незаслуженные обиды и боль людям. Он старается загладить это, проявляя к ним особую ласковость, и становится мягким как щелк. Но это обманчивое состояние: через некоторое время вспышки гнева повторяются, иногда по самым неожиданным поводам. Гневливый похож на бомбу, которая может взорваться в каждое мгновение. Если даже гневливый прав, то его слова, напоенные злобой как ядом, не воспримет другой человек – он постарается защититься от них как черепаха, которая втягивает голову в панцирь: ведь человек, которого бьют во время драки, не думает, кто прав и кто виноват, а старается защититься от ударов. Не только внутреннее состояние разгневанного человека, но его внешний вид становится похожим на зверя. Если бы он в это время взглянул в зеркало, то не узнал бы самого себя в существе, у которого оскалены зубы как клыки, глаза мечут искры, лицо покраснело, будто залито багровой краской. Нередко человек корчится и делает странные движения, как трясется больной во время лихорадки.

Некоторые считают, что гнев, в отличие от других страстей, не дает даже иллюзорного наслаждения. Но нам кажется, что это не так. В состоянии ярости человек переживает темное звериное наслаждение, будто он поедает свою добычу и отдается этому чувству как сладострастию.

Гнев имеет много разновидностей. Это змей, который порождает детенышей, более ядовитых и опасных, чем он. Эти змееныши: ярость, ненависть, зависть, ревность, злопамятство, которые делают несчастным как самого человека, так и его близких.

Гнев легко сочетается с другими страстями и тогда появляется целый спектр цветов и оттенков, как при преломлении луча через кристалл.

Гнев, соединенный с печалью, порождает раздражительность, досаду, ропот и хроническое недовольство всем и всеми.

Гнев, соединенный с унынием, порождает ненависть и презрение к самой жизни, протест против промысла Божьего, хулу на Бога, и нередко агрессивный атеизм. Такое состояние является предвестником отчаяния и бывает одной из причин самоубийства.

Гнев, соединенный с тщеславием, порождает зависть, злопамятство и мстительность. Для такого человека враг уже тот, кто в чем-то превзошел или опередил его. Он готов употребить против своего «соперника» самые низкие средства: язвительные насмешки, сплетни, клевету и донос.

Гнев, соединенный с гордыней порождает ненависть к человечеству, фанатизм и беспощадность. Эти две страсти звучат в пафосе трибунов революций. Когда такие люди захватывают власть, то они становятся перманентными убийцами и маниакальными некроманами, особенно, если к этому еще прибавляется параноический страх за содеянные преступления. По преданию, таким страхом был обуреваем Каин после убийства Авеля. Он дрожал как лист и постоянно переходил с места на место, словно преследуемый невидимыми мстителями, как призраком убитого брата: то он прятался за стенами построенного им города, то блуждал в горах и скрывался в чащах лесов, пока не был убит случайной стрелой Ламеха, принявшего его за зверя.

Римский император Калигула – садист и параноик на троне римских цезарей – говорил, что жалеет о том, что у человечества нет единой шеи, чтобы отрубить ему голову одним ударом меча.

Ярость представляет собой высший накал гнева. Ярый означает «огненный». В состояние ярости у человека проявляется демонический импульс разрушения, более страшный, чем инстинкт зверя, почувствовавшего кровь. В этом состоянии он не жалеет ни своей, ни чужой жизни. Александр Македонский, названный Великим, за свою жизнь не проиграл ни одной битвы, но часто терпел поражения от собственного гнева. Однажды, в состоянии внезапной ярости, он убил своего лучшего друга, с которым был неразлучен как Ахилл с Патроклом, а затем сам ужаснулся своему поступку и горько оплакивал убитого.

Из других порождений гнева упомянем следующие страсти:

Злопамятство – окаменевший гнев; он таится в глубинах сердца и в любое время может вспыхнуть, как тлеющие под пеплом угли, если на них бросить хворост.

Мстительность – постоянное желание причинить зло своему обидчику. Подверженный этой страсти похож на ночного убийцу, который, спрятав нож в складках одежды, выслеживает жертву. Если в состоянии ярости человек бросается на врага, не таясь и не прячась, а лицом к лицу, то мститель обычно наносит удар в спину.

Зависть – это скорбь о чужой радости и радость о чужой скорби.

Ревность – следствие безумной привязанности к человеку и страх потерять предмет своей страстной любви. Это змея, живущая в сердце и постоянно кусающая его. Для ревнивого смерть лучше потери своего кумира.

Есть еще один вид гнева – холодное равнодушие, это огонь, превратившийся в лед. Христианам заповедано забывать обиды, а в этом случае человек старается забыть не обиду, а обидчика, изгнать его из своего сердца, вычеркнуть имя его из памяти. Это безразличие похоже на холод клинка, а не на христианское прощение, когда враг становится другом; оно скорее напоминает буддийское равнодушие и презрение стоиков, для которых мстить это унизить себя: мудрецу сравняться с невеждой, аристократу духа – с вонючим плебеем.

К греху гнева принадлежит также жестокое отношение к животным: желание мучить и причинять боль беззащитным существам. Например, ребенок отрывает голову у куклы, затем мучает кошку, бросает камнями в собаку, отрывает крылья у бабочек. Он начинает испытывать наслаждения, причиняя боль другим. Из таких людей часто вырастают маньяки и садисты, которые не только убивают, но подвергают пыткам свои жертвы.

Иногда жестокость и глухая ненависть к людям могут сочетаться, как ни странно, с сентиментальностью. Некоторые нацистские палачи, которые заживо сжигали людей в газовых камерах, возвращаясь домой после своей страшной работы, развлекались, играя на скрипке, и нежно ласкали своих детей.

Но, к сожалению, сочетание сентиментальности и жестокости характерно не только для этих профессиональных убийц. Всмотритесь в портрет Александра Блока. Его взгляд, отрешенный от мира, устремлен куда-то вдаль. В нем отражена не лазурь неба, о котором он так проникновенно писал, а метафизическая пустота. На его лице как неизгладимая печать – жестокая складка губ. Тогда начинаешь понимать, откуда обаяние его демонической лирики. Это странное сочетание: потухшие глаза умирающего голубя и губы Мефистофеля.

Возьмите портрет Брюсова, написанный Врубелем. Кажется, что темное пламя вырывается из груди и сочится из глаз этого князя декадентов, как бы обнажая даже и не звериную, а зверскую глубину или, точнее, изнанку его души.
Корифеи русской поэзии 20-го века: Брюсов, Блок, Андрей Белый, приветствовали революцию не только потому, что страшились расправы и чтобы выжить стали на колени перед победителем, но еще потому, что багряный отсвет революции уже давно горел в их душе, как искры ада. В революции они нашли свое, хотя «свое» оказалось веревкой виселицы. Блок открыто радовался кровавой оргии революции и призывал узурпаторов власти разрушать церкви и монастыри. Брюсов сочинял реквиемы на смерть Ленина, похожие на Интернационал. Пастернак написал поэму о лейтенанте Шмидте – офицере, изменившем своей присяге, а затем, в течение нескольких лет составлял «Лениниаду» (будучи полиглотом, по поручению советского правительства он выписывал из иностранной прессы все, что касалось Ленина). Сологуб – модный лирический поэт предреволюционных годов, в анонимном стихотворении призывал народ водрузить три виселицы: на одной повесить царя, а на других – царевен. Чем не образ екатеринбургской Голгофы? (Андрей Белый в своих воспоминаниях свидетельствует, что эта мерзкая анонимка принадлежала Сологубу).

Как бороться со страстью гнева? Прежде всего, молчанием. Если гнев подступил к твоему горлу, то останови его, запри как пойманного скорпиона в банке, не вступай в это время в разговор, хотя бы это было так трудно, как не вскрикнуть при ожоге. В страстном состоянии нельзя ни сказать, ни сделать ничего доброго, кроме одного: успокоить самого себя. Правда, сказанная с раздражением и злобой, звучит как ложь. Если человек сумел промолчать во время гнева, то это – первая победа. Тогда ему станет радостно на душе, что на этот раз демону не удалось обмануть его. Успокоившись, он найдет другие слова, чтобы сказать человеку то, что хотел.

Когда подступает гнев надо вспомнить о смерти и представить две могилы рядом друг с другом: в одной будешь лежать ты, в другой – твой обидчик; что осталось от тебя и от него? Кости и тлен. Глаза, которые смотрели дерзко, вытекли из орбит; сердце превратилось в горсть гноя, язык, говоривший злобно и гордо – изъеден червями. Подумай, что жизнь это только сон, который проходит бесследно, как тает весенний снег. Что значат все земные страсти перед тайной смерти и вечности.

Для борьбы с гневом необходима перемена нравственных ориентиров человека. Одной из причин гнева является разрыв между желанием и возможностью. Поэтому в борьбе с гневом надо рассмотреть наши желания и стремления – правильны ли они. Ложное желание, основанное на страсти, вызывает ложные представления. Человек попадает в область иллюзий, образами которой питаются ум и сердце. Неисполненное желание порождает протест, как волна, ударившаяся о камень – обратную волну. Поэтому, чтобы бороться с гневом, необходимо определить главную цель жизни и подчинить ей свои душевные силы. Для этого надо очищать ум от фантазий и воображений, которые порождают иллюзию мысли, а сердце – от гордости и притязаний на особое место в мире.

Итак, борьбу с гневом надо начать с исправлением мысленной силы – ума, затем – желательной силы (область эмоций), а потом – раздражительной силы (реактивной силы души).

Для борьбы с гневом, также как с другими страстями, необходима внутренняя молитва. Если невозможно отложить спор на время, когда полностью успокоится сердце, то надо положить себе правило: 33 раза сказать Иисусову молитву, прежде чем ответить человеку. Можно также читать стих псалма: «Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устах моих».

Существуют два вида гнева: естественный и греховный. Естественный гнев является необходимым свойством человеческой души, защищающим ее от вторжения невидимых духовных змей – как иммунная система защищает организм человека от болезнетворных начал. Это гнев против демона и греха. Он является стражем души; без него невозможна чистота сердца, стяжание благодати и любовь к Богу. О таком гневе написано в Библии: «Гневайтесь и не согрешайте».

Без гнева невозможно очищать душу от страстей и изгонять нечистые помысли во время молитвы. Без святого гнева сама любовь деградирует в равнодушие и попущение греху. Многие объясняют свое безразличие снисходительностью и милосердием, но на самом деле в их душе погас святой гнев к греху, и исчезла любовь к Богу. В борьбе существует прием: обращать силу противника против него самого. В духовной борьбе надо научиться обращать святой гнев против страстного, извращенного гнева. Великое искусство гневаться на гнев. Вначале это покажется парадоксальным: как можно огнем тушить огонь, ветром останавливать ветер и рекой преграждать поток другой реки? Но упражнения в этом искусстве и опыт – научат, что надо делать. Нужно гневаться на гнев, как на позорное состояние богоподобной души.

При этом обнажается причина греха, которая ранее было скрыта от человека. Если можно употребить такое сравнение, то гнев, подчиненный разуму, подобен прирученному льву, который защищает своего хозяина от хищных зверей.

В настоящее время стали распространяться восточные учения, где борьба со страстями, в том числе с гневом, основана на порочных антропологических предпосылок, а именно, что само тело человека будто является злом и поэтому эмоциональную сферу следует не очищать от страстей, а уничтожать. При уничтожении естественного гнева наступает состояние эмоционального безразличия, притупляется отвращение к греху и постепенно стирается граница между добром и злом.

Борьба с гневом является в тоже время пробуждением, освобождением и восстановлением естественного гнева в его в прежних законных границах. Это необходимо для исцеления и возрождения всей тримерии человека. Человек, овладевший искусством гневаться на гнев, сможет подавлять вспышки этой страсти вначале, как тушат водой загорающийся огонь.

Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что есть люди от природы незлобивые и гневливые, но он больше ублажает вторых, если они через труды и подвиги победили свою страсть.

Гнев, злость, раздражение – это негативные эмоции, которые могут ухудшить отношения с людьми, да и жизнь в целом. Они плохо поддаются контролю. Порой ими оправдывают свое поведение и слова. Но это негативная аффективная реакция человека – то есть то, что длится недолго, но протекает очень бурно (здесь имеются ввиду эмоции). Чем сильнее гнев, тем более сильной будет его реакция. В таком состоянии у человека часто краснеет лицо, и он готов буквально разнести все вокруг или как минимум, источник раздражения.

В порыве злости часто люди совершают необдуманные поступки, за которые им потом приходится расплачиваться в буквальном смысле – деньгами или же разбираться с обидой близких людей или окружающих. Гнев и излишняя гневливость чаще всего играет отрицательную роль в жизни человека. Поэтому так важно научиться с ним бороться.

Гнев – это эмоция. Поэтому, не совсем верно говорить о том, как побороть гнев или перестать злиться. Скорее, как научиться контролировать свои эмоции в целом. Придется бороться не только с гневом в частности, а скорее с самим собой в проявлении своих эмоций. Обретя контроль над своим состоянием, сразу станет намного легче жить, будет проще выстраивать отношения с людьми и можно избежать множества ошибок, которые бывают из-за несдержанности.

Как контролировать гнев?

Прежде всего, нужно уяснить для себя, что если приступы злости повторяются часто (больше одного раза в две недели), то это нехороший признак. Он может свидетельствовать о наличии нарушений психики различного характера, начиная от стресса, невроза и заканчивая психическими заболеваниями. Если вы решили бороться с гневом, то это уже хорошо. Это означает, что вы признали у себя проблему. Сделали один из самых трудных шагов в изменении себя, решили бороться со своим характером.

Коротко можно выделить основные предпосылки возникновения гнева:

  • Стресс, психологическое напряжение, страх. Эти факторы могут быть в комплексе, а могут выступать и отдельными причинами. Когда человеку страшно, у него мобилизуются все его внутренние резервы, гнев будет как способ защиты от угрожающей ситуации.
  • Как приемлемая форма поведения. Почти у каждого есть в окружении люди, которые без зазрения совести кричат на окружающих, хамят или даже вступают в драку по малейшему поводу. В этом случае, злость выступает как доза адреналина и способ получения удовольствия – человеку нравится убеждаться, что он гораздо сильнее других, это доставляет ему садистское удовольствие.
  • Как способ выразить излишнее напряжение. Есть люди, которые долго никак не показывают своих негативных эмоций. Внутри растет напряжение. Наступает момент, когда человек за один раз все «выплескивает» наружу.

Если понять, что именно чаще всего вызывает раздражение и почему оно возникает у конкретного человека на конкретные ситуации, то станет проще контролировать свою излишнюю гневливость и раздражительность. Нужно более разумно подойти к этой проблеме, с минимум эмоций и субъективных переживаний. Только факты. Можно заранее готовить себя к тому, что может возникнуть раздражение.

Может ли гнев быть нормой?

Он может быть вариантом нормального, адекватного ситуации поведения. В случае, если человек проявляет его при опасности (мнимой или действительной) или он возникает разово, от излишнего эмоционального напряжения. Излишняя гневливость не может быть нормальной в обывательском смысле. Постоянное раздражение – это всегда плохо. Искать причины нужно прежде всего внутри себя. Внешние факторы - чаще всего не причины, а только предрасполагающие к гневу явления. Внутренние факторы - усталость, стресс, разочарование, страх также могут быть располагающими факторами к проявлению злобности. Как справиться с раздражительностью и гневом в этом случае? Подумать о себе, о своем состоянии. Почаще отдыхать и расслабляться. Иногда полезно отпустить ситуацию. Все может разрешиться само собой.

Гнев - нормальная реакция человека на неудовлетворение потребностей, если он выражается в социально-приемлемых формах и не ущемляет ничьих прав. Злость приходит в моменты, когда невозможно что-то получить или чего-то добиться. Иногда бывает целесообразнее снизить свои требования к окружающим, а свои потребности попытаться удовлетворить приемлемыми способами и усмирить эмоции.

Причины гнева

Психология рассматривает реакции гнева с разных точек зрения. Некоторые авторы в психологии считают, что если человек сможет контролировать свои эмоции, то он сможет решить многие проблемы развития своей личности. Некоторые же, наоборот, считают, что раз эмоции - это кратковременные реакции, то и тщательного анализа они не требуют. Возможно, если гневливость и злость подчинить разуму, жить на самом деле станет легче. Это, с одной стороны.

Но с другой, человек не может быть роботом. Мало того, эмоции помогают понять другого человека. Гнев, как и любая другая эмоция, может играть как отрицательную роль в жизни человека, так и положительную. Зачастую он выступает как защитная реакция. Или, когда человек занимает оборонительную позицию. Когда он уже мало думает, как контролировать свой гнев или раздражительность. Его мысли заняты защитой от окружающих или внешних обстоятельств. Особенно, это касается детей.

Злость может быть сигналом для окружающих, типа – опасно приближаться. На самом деле, функций может быть множество. Но для самого человека проявления злобы и раздражительность оказывают скорее негативное влияние на общее состояние. Злость истощает психику, делает ее более уязвимой. Еще поэтому так важно знать, как обуздать свой гнев и злобность. Человек начинает злиться и раздражаться, когда что-то идет совсем не так, как он задумал или хотел.

Основная причина – это неспособность (нежелание) себя сдерживать в конкретный момент. Не те обстоятельства, которые в данный момент вызывают раздражение, а именно неспособность человека на конкретные обстоятельства не злиться и не гневаться.

Как избавиться от гнева?

Сразу стоит отметить, что бороться нужно не с разовыми проявлениями, нужно разобраться с внутренними причинами злости и попытаться устранить их. Если вы заметили, что приступы злости стали возникать сравнительно недавно, то это явный признак внутреннего напряжения. Нужно работать с ним. Разберитесь в себе, для начала. Почему вы так бурно выражаете свои отрицательные эмоции. Как побороть злость? Сразу отметим, что окончательно от этого освободиться нереально. Людям нельзя постоянно держать себя в жестких рамках. Негативные эмоции порой нужно проявлять.

Если же гнев – для вас норма, то есть это постоянный ваш спутник, и все знакомые уже привыкли, что в случае чего вы рвете и мечете, то тут уже труднее. Гнев превратился в черту характера, и придется бороться не с гневом, а со своей злобностью.

В случае, когда гнев - это только разовый способ «сбросить» напряжение, он возникает редко, то особого повода для беспокойства нет. Если, конечно, от этого люди не страдают слишком сильно.

Способы борьбы с гневом :

  • Открытое вербальное выражение. Примеры: «Я сейчас такой злой, готов всех прибить», «Меня ужасно злит эта ситуация, я уже не знаю, как на это повлиять», «Меня раздражает, когда люди так поступают. Почему они так делают?». Ничего страшного, даже если эти фразы будут звучать на повышенных тонах. Главное, не переборщить.
  • Физические нагрузки. В случае, когда вы чувствуете, что гнев потихоньку овладевает вами, постарайтесь найти способ для интенсивной, кратковременной физической нагрузки – приседания, отжимания, бег, поднятие и перетаскивание тяжелых предметов. Достаточно 3-5 минут, гнев отступит. Подойдет даже быстрая ходьба. После этого вы сможете более цивилизованно выразить свое негодование.
  • Аутотренинг (внутренняя тренировка). Специальная дыхательная гимнастика или хотя бы просто глубокие вдохи и выдохи. Счет про себя, а если есть возможность, то вслух будет еще лучшим способом. Не обязательно порядковый. Нужно «загрузить» мозг любыми математическими операциями, пусть даже и сложными. Это будет только плюсом и поможет сдержаться.
  • Можно пойти поесть или выпить чаю. Еда оказывает успокоительный эффект. Дает энергию. А вкусная еда может снять раздражение. Шоколад, пирожные, конфеты. Сладкое дарит хорошее настроение. Пусть и на время. Но этого времени будет достаточно, чтобы негатив ушел. Трудно быть злым все время.

Только нужно помнить, что эти способы могут помогать, если нет серьезных внутренних проблем. Тревоги, страхи, волнения только провоцируют вспышки гнева и агрессии. Наивно было бы думать, что с приступами гнева можно справиться легко и просто. Этот процесс может растянуться на долгие месяцы. Все трудности надо преодолевать постепенно. Особенно, если это стало стилем поведения. Тогда неконтролируемые вспышки гнева уже превращаются в хамство и несдержанность, в неумение владеть собой.