Интерес - позитивная эмоция, она переживается человеком чаще, чем прочие эмоции. Интерес играет исключительно важную мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта. Интерес - единственная мотивация, которая обеспечивает работоспособность человека. Кроме того, он насущно необходим для творчества.

Следует различать эмоцию интереса и ориентировочный рефлекс. Если к щеке голодного младенца прикасается сосок материнской груди, ребенок рефлекторно потянется к нему губами. Слуховые раздражители вызывают ориентировочную реакцию у младенцев уже в 1-5-й дни жизни (Sameroff, 1971). Если же говорить о зрительной системе, то любой яркий объект обычно вызывает ориентировочную реакцию как у ребенка, так и у взрослого. Существуют также непроизвольные ориентировочные рефлексы на слуховые и тактильные раздражители. Все эти рефлексы могут запускать эмоцию интереса и способствовать ей. Интерес в сочетании с ориентировочными рефлексами <позволяет индивиду удерживать внимание на сложных объектах> (Tornkins, 1962, р. 338).

Уже в первые недели и месяцы жизни ребенок реагирует на человеческие лица и на человеческий голос, и этот интерес, по-видимому, имеет врожденную природу. Человеческое лицо, даже незнакомое, вызывает у двухмесячного ребенка больший интерес, чем лицо искусно сделанного манекена, но он дольше задержит взгляд на лице манекена, чем на любом другом неживом объекте, не имеющем лица, и этот факт свидетельствует о том, что человеческое лицо пробуждает в ребенке зачаточный интерес (Langsdorf, lzard, Rayias, Hembree, 1983). Таким образом, интерес - это нечто иное или нечто большее, чем внимание.

В некоторых случаях ориентировочный рефлекс инициируется эмоцией интереса, роль которого в этом случае сводится к тому, чтобы побудить ребенка повернуть голову или направить взгляд на объект, вызвавший интерес. Но эмоция интереса отличается от ориентировочного рефлекса хотя бы тем, что она может активироваться процессами воображения и памяти, которые не зависят от внешней стимуляции. Кроме того, интенсивная эмоция интереса может вызывать даже обратную реакцию - иногда она заставляет человека отвести взгляд от заинтересовавшего его объекта, так как зрительная информация мешает представлять объект и осмыслять его (Meskin, Singer, 1974). И наконец, интерес человека к идее может и не сопровождаться специфическими поворотами головы.

Не следует путать эмоцию интереса с реакцией удивления и изумления, хотя внешние проявления удивления сходны с проявлениями интереса: человек кажется всецело поглощенным объектом, мгновенно реагирует на него, стремится познать его.



Эмоция интереса, как и другие фундаментальные эмоции, усиливается неспецифическими влияниями ретикулярной формации ствола мозга. Для понимания интереса (и любой другой базовой эмоции) нужно научиться отличать эмоцию от факторов, способствующих ее появлению и усилению, то есть отличать эмоцию от активации центральной нервной системы (arousal).

В тех случаях, когда эмоция интереса задействует зрительную систему, взгляд человека либо фиксируется на объекте, либо быстро перемещается, исследуя объект. Фиксация взгляда указывает на то, что человек всецело поглощен, заворожен объектом, а взгляд, быстро оглядывающий объект, свидетельствует о том, что человек активно работает, стремясь понять и прочувствовать объект (Tornkins, 1962, р. 340). В принципе, такая же закономерность справедлива и для других сенсорных систем, задействованных эмоцией интереса.

Эту селективность восприятия и внимания ни в коем случае нельзя рассматривать как достояние исключительно младенческого возраста. Влияние эмоции интереса на нашу жизнь огромно. Чтобы понять это, достаточно представить, как по-разному могут увидеть и воспринять происходящие события хотя бы два человека, сидящие на одной скамейке в городском саду. Интерес в буквальном смысле определяет наши мысли и воспоминания, ибо он в значительной степени обусловливает содержание нашего восприятия, внимания и памяти.

Основное различие между эмоцией интереса и когнитивными процессами внимания и обработки информации станет наиболее очевидным, если вспомнить ранее сформулированное нами определение эмоции. Мы говорили о том, что эмоция складывается из трех компонентов - физиологического процесса, экспрессивного поведения и переживания. Когда вы увлечены интересной книгой, разговором с приятным человеком или присутствуете на совещании, от решений которого зависит ваше будущее, вы обязательно переживете эмоцию интереса и, возможно, даже осознаете свое переживание. И напротив, те процессы восприятия и внимания, которые связаны с объектами или событиями, не имеющими особого значения или эмоционально не важными для вас, характеризуются минимальным переживательным компонентом. Именно поэтому когнитивные психологи, исследуя в лабораторных условиях различные аспекты восприятия, используют в качестве стимульного материала разнообразные геометрические формы или отдельные буквы алфавита, стараясь таким образом если не исключить вовсе, то по крайней мере минимизировать возможность эмоциональных переживаний. Испытуемый, принимающий участие в таких экспериментах, наверное, должен испытывать некоторый интерес к происходящему, - иначе он плохо справится с заданием. Но в данном случае интерес к сотрудничеству искусственно подогревается экспериментатором или экспериментальным заданием, но не стимульным материалом как таковым.

Эмоции интереса и радости тесным образом связаны с познавательной деятельностью ребенка. Интеллектуальный успех невозможен, если ребенок активно не переживает эти эмоции.

Интерес рассматривается К.Изардом как фундаментальная, врожденная эмоция и считается доминирующей среди всех других2. Именно интерес побуждает ребенка к исследованию окружающего его мира. Говоря о значении интереса для развития познавательной сферы, С.Томкинс

Подчеркивает, что без него развитие мышления было бы серьезно нарушено. «Чтобы думать, нужно переживать» -добавляет он. Интерес тесным образом связан с эмоцией радости. Их взаимодействие - это своеобразная эмоциональная основа творческой деятельности ребенка. Вот почему так важен положительный эмоциональный фон в ходе познавательной деятельности. В этой связи добавим, что интерес - это наиболее распространенная форма положительных эмоций. Там, где есть положительная эмоция, там, как правило, любые действия сопровождаются интересом. Таким образом, становится понятным педагогическое значение в процессе учебы позитивных эмоциональных состояний ребенка.

Чувство личной ответственности, любознательность, приятные и успешные действия - все это вызывает и стимулирует интерес у ребенка. Что еще могут сделать родители в плане развития интереса у своего ребенка?

Во-первых, самим быть любознательными. Родители, охотно принимающие новый опыт, скорее передадут ребенку свое отношение к окружающему миру.

Во-вторых, нужно предоставить ребенку больше свободы для игры, развития воображения и фантазии. Последнее оказывает решающее воздействие на развитие интереса.

Выше уже отмечалась тесная связь радости и интереса. Дети, переживающие радость, имеют больше возможностей узнать и оценить окружающий мир. Такому ребенку легче увидеть красоту и добро в природе и человеческой жизни. Радость позволяет ребенку чувствовать более тесную и многообразную связь с миром. Радость -нечто большее, нежели положительная установка на себя и на мир. Радость всегда сопровождается чувством энергетического подъема. Радостный ребенок имеет больше оснований чувствовать себя свободным, чем тревожный и угрюмый.

Каково же влияние радости на разные аспекты жизни ребенка?

Радость оказывает позитивное влияние на восприятие и познавательную деятельность школьника. Однако в некоторых ситуациях взаимодействие радости с познавательной деятельностью может давать парадоксальные эффекты. Например, если задача слишком трудна для ребенка и требует большой и настойчивой работы, то школьник, преисполненный радостным настроением, может просто отбросить саму задачу как помеху на пути переживаемой им эмоции.

Наряду с этим нужно иметь в виду, что эмоции радости и интереса влияют на развитие у ребенка так называемой психологической зависимости. Об этом нужно помнить, когда мы пытаемся разобраться в причинах возникновения дурных, с точки зрения взрослых или общества, привычек. Например, вредное действие или поступок, совершаемый ребенком, приносит ему радость или вызывает интерес. Если это закрепляется в результате повторений, то это может способствовать развитию психологической зависимости. Привычка к курению или наркотикам хорошо иллюстрирует механизм возникновения зависимости; например, курение наркотика или предвосхищение этого является первичным источником радости или, наоборот, его отсутствие вызывает отрицательную эмоцию. Как отмечает К.Изард, изучение механизма психологической зависимости показывает, что мотивацион-ная система человека имеет тенденцию подчиняться объекту зависимости (склонности). Ради него человек может пренебречь другими объектами (книгами, играми) и даже сильными межличностными связями.

Что препятствует переживанию радости? Самое распространенное препятствие состоит в условиях социальной жизни ребенка. Если он обставлен правилами, инструкциями, нормами и прочим, подавляющим его активность, устанавливающим жесткий и все-проникающий контроль, то ни о какой радости говорить не приходится. Переживанию радости препятствуют безличные и слишком иерархизованные отношения ребенка с взрослым. Догматизм в воспитании, мешающий ребенку познать и понять самого себя, также ведет к угнетению этой эмоции.

Эмоцию радости редко переживают дети с нечеткой полоролевой идентификацией. Источником возникновения радости может стать чувство удовольствия, отсутствие конфликтных отношений, приятные и успешные действия, например, альтруистическое поведение ребенка.

Можно ли помочь ребенку обрести радость? Взрослые хорошо знают, что когда усилия человека направлены на достижение радости как таковой, она ускользает. С другой стороны, мы видели и видим, что целенаправленная деятельность и достижение цели часто приводят к радости. Многие психологи утверждают, что открытость и искренность являются основными составляющими в процессе полной реализации человеком его возможностей и при переживании радости. В.Шутц писал: «Человек должен стремиться познать самого себя и открываться перед другими. Он должен выражать и изучать свои чувства. Должен открывать в себе еще непознанные уголки души. Это может причинить боль, но он должен верить в то, что с течением времени боль уступит место освобождению огромного творческого потенциала и радости. Это пьянящая и пугающая перспектива».

Конечно, ребенок не в состоянии осознать глубину этих слов и выработать программу действий. Это - задача взрослого, прежде всего, родителей, учителей и врачей.

Решила, что вторая заметка, посвященная эмоциям будет про интерес, крутая же тема. Но что-то не пишется. Не интересно просто писать про интерес. Так что же мне в этом интересно? Наверное, привлечь ваше внимание к этой эмоции у себя и напомнить одну простую вещь: важно, чтобы было интересно. Вот почему.

Влас Прогулкин -
милый мальчик,
спать ложился,

взяв журнальчик.
Всё в журнале

интересно.
- Дочитаю весь,
хоть тресну!

Маяковский

Эмоция интереса обеспечивает выбор объектов восприятия и внимания, упорядочивает и стимулирует познавательную активность.

Как возникает интерес

Сейчас я буду показывать картинки и объяснять свою идею, а вы следите за тем, как возникает, усиливается и пропадает интерес от картинки к картинке. Ощущается он как активация, воодушевление.

Давайте сначала представим себе то, как мы смотрим на мир без интереса, в виде серого поля. Все области его одинаковы и одинаково неинтересны. Пусть это будет исходное положение.


На сером поле появляется что-то новое - запускается ориентировочный рефлекс.

Ориентировочный рефлекс, реакция «что это?», возникает на новизну, захватывает на время внимание. Физиологически сопровождается (цитирую по Лурии) изменением сопротивляемости кожи к электрическому току, сужением сосудов руки с расширением сосудов головы, изменением дыхания, «десинхронизацией» в биоэлектрических реакциях мозга, выражающихся в депрессии «альфа ритма» (электрических колебаний 10-12 в сек, характерных для работы мозговой коры в спокойном состоянии).

Внимание захватывают интенсивные и контрастные раздражители.


Еще сильнее привлекают внимание движущиеся раздражители как постоянная новизна. Привет телевизор и блестящая переливчатая одежда!


Если человек опознает объект и он кажется ему не важным, рефлекс угасает. Например, вы сидите дома, слышите стук, появляется ориентировочная реакция, определяете, что стучали у соседей. Важно? - Не важно. Реакция угасает. Если же стучали в вашу дверь, это значимо, важно для вас и для вашей жизни . Возникает интерес - вы идете открывать дверь. Эмоция интереса станивится мотиватором и организует деятельность. Если бы не она, вы бы остались сидеть на стуле.

Так внешний мир через интерес связывается с внутренним - «цепляет». За что цепляет? За субъективно значимое. Что такое субъективно значимое? Я думаю, нечто связанное с потребностями и ценностями субъекта, проще говоря с тем, что мы любим, в чем нуждаемся, что ценим.

Вот этой книге повезло меньше. Она цепляет меня за желание нравиться, быть начитанной, но на текст не отзывается ни один из значимых моих мотивов - не могу читать.

Всем знакомо ощущение, когда трудно начать читать книжку, описываются какие-то события, люди, что-то происходит, но не интересно. Образы текста никак не связываются со внутренними мотивами, не случается читательская завязка. Авторская-то, может, уже случилась, но конфликт для вас лично не значим. Некоторые на этом этапе книжку бросают, некоторые включают произвольное внимание, поддерживают активность при помощи воли (я верю в этого автора, прочитаю еще 50 страниц – у меня так было с «Песнью моряка» Кена Кизи). В результате мы часто переходим через некий рубеж, что-то находим значимое для себя и интерес появляется (постпроизвольное внимание). Он организует нашу деятельность на столько часов, сколько требуется на прочтение книги. Если бы не интерес, мы бы не читали, а занимались чем-то другим.

Итак, внутри у каждого есть целая пирамида потребностей Абрахама Маслоу . Объекты внешнего мира, совпадающие с желанием или ценностью из личной «пирамиды», становятся интересными.

Как действует эмоция интереса

Вот я придумала ребус.


Интерес к такой картинке возникнет, если у вас есть познавательный мотив и мотив достижения. Решение ребуса занимает какое-то время, интерес организовывает деятельность, приковывает внимание. Быстро ли летит время, когда вы заняты решением?

Субьективно эмоциональное состояние интереса переживается как возбуждение, желание исследовать, поглотить информацию, испытать новые переживания от взаимодействия с объектом, возбудившим интерес. «Даже оставаясь недвижным, заинтересованный человек ощущает, что он «живет и действует»» (Изард).

Итак, интерес активизируется, когда мы ищем или сталкиваемся с чем-то новым и субъективно значимым. Когда интересно, действовать легко и приятно, легко удерживать внимание, а часто не чувствовать голода, боли и усталости. Эмоция интереса имеет огромную мотивационную силу.

Интерес бывает врожденным

У человека есть врожденный интерес к одушевленному.

http://www.biomotionlab.ca/Demos/BMLwalker.html

Одушевленное стало для нас значимо в процессе эволюции: если передо мной животное или человек, то он может быть опасен или, наоборот, необходим для выживания.

Врожден также интерес к человеческому лицу. Сравните 2 жж-юзерпика, лицо по идее притягивает больше внимания, если только вы не заядлый грибник.

Захватчики внимания

Например, такой баннер запускает ориентировочный рефлекс и бескорыстное любопытство.

Такой баннер использует то, что социальные психологи называют «эффект ссылки на себя». Self reference effect - склонность индивида хорошо запоминать и эффективно обрабатывать информацию, имеющую к нему непосредственное отношение. (Д. Майерс). Прежде всего мы себе сами важны и интересны.

Этот баннер «цепляет» за мотив поиска отношений, за потребность в любви. Если кого-то любовь не интересует, на баннер кликать не захочется.

А этот баннер может заинтересовать тех, кому важно решить какую-то проблему, или кто ищет смысл жизни.

Этот ряд можно было бы продолжать, но от цветочков уже рябит в глазах. 🙂

Эмоция интереса в жизненных предприятиях

А теперь самое главное, на мой взгляд. У каждого в жизни существуют долгосрочные проекты - профессия, брак и др. - которые организованы из множества разных подзадач, трудны, часто болезненны. Часто они становятся средством для получения денег, престижа, безопасности, привязанности, но процесс не интересен, не цепляет, их приходится тянуть на чистой воле, иногда втягиваешься, но все равно бодрости маловато. Я считаю, что в таких важных делах будет легче, если давать себе возможность действовать на внутренней активации, на естественной энергии, которую дает эмоция интереса.

Работа

Хорошо бы выбирать работу в соответствии со своими ценностями и интересами, в этом помогает лучшее знание себя или профориентация. Об этом как раз вопросы: Чем бы я занимался бесплатно? Чем бы я продолжал заниматься, даже если было бы очень трудно? Многие советские мамы и папы бы возразили, что работа в охотку - это роскошь и надо быть довольным тем, что есть стабильный доход. Я думаю, что в их время сильной мотивацией были выживание и крепкая идеология, у нас такой нету, у нас самообслуживание, мы часто сами придаем ценность и браку, и работе.

Брак

С браком вроде как та же фигня: ценности хорошо бы совпадали, а еще лучше интересы. 82-летняя Мария Розанова в статье « » на colta.ru:
«Идеальная ситуация - это когда с мужиком, с которым живешь, еще и пересекаешься: немножко живешь, немножко работаешь. Очень полезно, когда мужик суется в твою работу. В крайнем случае его можно послать, если не вовремя сунулся. Это дело простое. Очень интересно и полезно иметь единомышленника. Мне было самой интересно с Синявским работать. Я что-то придумала и бегу наверх: «Смотри, что я придумала!» И он точно так же спускался ко мне. Мы не писали вдвоем, мы жили вдвоем. То, что написано Синявским, - это жизнь, которая кипела в нашем доме.»

Потеря интереса

Иногда бывает, что вроде бы и с партнером интересно, и работа интересная, а нет сил. В таком случае, я бы рекомендовала мысленно взмахнуть крыльями, подняться метра на 3 над собой и посмотреть шире, может, вы устали, тогда надо отдыхать, может, задача слишком сложная - надо подробить ее на маленькие или на время отступиться. Интерес перекрывается базовыми потребностями - в любви, безопасности, отдыхе или еде! Тотальное отсутствие интереса может быть симптомом депрессии, а также более серьезных психических заболеваний.

Еще интерес можно потерять в период личностного кризиса, когда мотивы и ценности изменились, а деятельность во внешнем мире осталась прежней.

Кэррол Э. Изард. Психология эмоций.
А.Р. Лурия. Лекции по общей психологии.
Д. Майерс. Социальная психология.

Эмоции развиваются с самого раннего возраста. Сначала в арсенале ребенка присутствуют только несколько эмоций - радость, привязанность, страх, гнев.
Со временем эмоций становится больше, палитра обогащается, у эмоций появляются оттенки и нюансы. Конечно, у всех это развитие происходит по-разному. У кого-то к 5-ти годам может быть палитра из 50 эмоций и оттенков, в которых уже присутствует и развитый интерес, и вдохновение, и разочарование. А у кого-то эмоций по-прежнему может быть 5,5, и все скорее из палитры неприятных.

Развитие эмоций зависит от нескольких факторов:
- Первый (но это не значит, что определяющий) - это наследственность. Предрасположенность к развитию эмоциональной сферы передается от родителей к детям.
- Второй фактор - это окружение. Ребенок наблюдает, подмечает и учится у ближайшего круга тому, как следует обходиться с эмоциями, как будто отпечатывает на себе эмоциональную палитру родителей. Ведь эмоции передаются очень многими выразительными средствами - это и мимика, и интонации голоса, и жесты, и взгляд! И ребенок, замечая тонкие знаки, учится, что на все своя реакция, и даже радость от встречи с разными событиями имеет разные оттенки. Либо ребенок учится, что на все события в жизни надо реагировать раздражением. Или тоской. Или злостью.

Рекомендации по развитию эмоций у ребенка - это, прежде всего, развитие эмоциональной сферы родителей . Эмоциональная сфера, развитая и богатая, - показатель здоровой психики. Но мало кто задумывается, что эмоциональную сферу надо развивать. В основном бытует мнение, что сильно развитая эмоциональность - это помеха, и нас учат с нею «справляться». Тем самым помогая психике своей и своего ребенка постепенно угасать, становиться беднее. Тут зачастую бывает путаница. Эмоциональный человек - это вовсе не тот, кто много кричит, жестикулирует, которого швыряет из радости в горе, который не может свои эмоции сдерживать, контролировать. Такого человека можно скорее назвать эмоционально расторможенным. Эмоциональный взрослый человек - это скорее тот, кто имеет богатую палитру и диапазон эмоций внутри, проживает их сильно и глубоко, и может выразить их адекватным ситуации способом.

Как развивать эмоции у детей? Интересно?

Вот кстати интересная эмоция - интерес. Ее обычно даже как эмоцию не выделяют. А ведь это базовая эмоция для развития человека, именно человека. Как вы думаете, как было изобретено колесо? Интересно, а что случится, если я эту штуку начну катить? И детки в своем развитии обязательно проходят стадию изобретения колеса, экспериментируют, пробуют, изучают. И движется это изучение и исследование мира на эмоции «интерес». Эта эмоция - великий генератор энергии. Когда она достаточно развита, имеет широкий диапазон и включается вместе с эмоцией - радость, вдохновение, воодушевление, любовь (и не только к человеку, но и к стране, делу, миру) - то появляется огромное количество энергии. Истребить эту эмоцию не просто, но возможно - просто одергивайте вашего ребенка каждый раз, когда он проявляет интерес к чему бы то ни было, поощряйте его сидение рядом с вами, безучастие к окружающему миру, и к школьному возрасту вы получите безразличного человека, который привык большинство дел в своей жизни делать на «воле», то есть «заставлять себя жить». Оно вам «интересно»? Ведь если смотреть чуть глубже, то из интереса к отдельным вещам вырастает интерес к жизни, наслаждение жизнью, жадное и завоевательное отношение к своей жизни (в хорошем смысле этого слова). Это называется «экспансией», когда я вижу вокруг интересное, стараюсь это завоевать, обработать и присвоить. Как это не пафосно звучит, но главная задача родителей - вдохновить ребенка жизнью, доказать, что жизнь - это интересно, захватывающе, разнообразно, вдохновляюще да и много еще как, и что ради этого стоит справляться с трудностями, преодолевать препятствия.

Вспомните состояние сильной влюбленности. По сути - это сильный интерес к другому человеку, желание его изучить, познать и «завоевать». Откуда тут берется такое количество энергии, когда ни есть, ни спать не хочется, когда вам хочется говорить об этом человеке, стремиться к нему, когда любые препятствия - нипочем по сравнению с радостью быть рядом!