Александр Невский, великий князь Новгородский, Переяславль-Залесский, Киевский и Владимирский.

Полководец, не проигравший в своей жизни ни одной битвы. Неизвестный автор «Повести о житии Александра Невского» сказал, что он побеждал непобедимых. Русская православная церковь канонизировала славного радетеля земли Русской в 1547 году. А 12 сентября 1724 года его мощи перенесли из Владимира в Санкт-Петербург в Александро-Невский монастырь, ставший позднее лаврой. Именно эта дата считается Днём памяти святого благоверного князя Александра Невского.

На Руси князя считали защитником от супостатов и покровителем военных. Накануне битвы воины молились пред его образом, чтобы в бою не оставило мужество, чтобы святой благоверный князь уберёг от тяжёлой раны и внезапной смерти. В день поминовения Александра Невского в храмах и монастырях читается акафист и поётся тропарь: «... И днесь сошедшеся в память твою верою и любовию, во псалмех и пениих радующеся славим Господа, давшаго тебе благодать исцелений. Егоже моли спасти град сей, и стране нашей Богоугодней быти, и сыновом Российским спастися».

*
Родословная Александра Невского по мужской линии восходит к Владимиру Мономаху, последнему значительному князю Древней Руси. Основатель Москвы Юрий Долгорукий приходился ему прадедом, а великий владимирский князь Всеволод Большое Гнездо был дедом.

Родился Александр Ярославич в 1221 году (дата рождения 13 мая под сомнением) в Переяславле-Залесском (ныне город Ярославской области). Основал его Юрий Долгорукий, рассчитывая, что новый град переймёт славу Киева и станет столицей Северо-Восточной Руси. Потому и назвал в честь старого южнорусского Переяславля (нынче Переяславль-Хмельницкий Киевской области Украины). Однако со смертью Юрия Долгорукого город утратил значение стольного града Залесской Руси, стал центром Переяславль-Залесского княжества.

Отцом Александра Невского был воинственный князь Ярослав Всеволодович (1190-1246), всю свою сознательную жизнь враждовавший со своими влиятельными родственниками. Борьба за власть постоянно толкала его на междоусобицу с Михаилом Всеволодовичем Черниговским. Князья не смогли утихомириться даже тогда, когда Русь горела и рушилась под ударами монгольских завоевателей. Только смерть помирила непримиримых при жизни князей, оба погибли в сентябре 1246 года от рук монголов. Михаила Черниговского убили в Золотой Орде за отказ пройти языческие обряды, а Ярослава Всеволодовича отравили в столице монгольской империи Каракоруме (на территории современной Монголии).

Мать Александра Невского Ростислава Мстиславовна приходилась дочерью князю Новгородскому и Галицкому Мстиславу Удатному (1176-1228). Князь был удачлив в своих военных походах, а когда умер, похоронили его в киевской церкви Святого Креста, построенной на его средства (не сохранилась).

Все предки Александра Невского по отцовской и материнской линии были видными военачальниками. Гены родственников сказались на его характере, напористость и решительность в схватках с врагами рано принесли ему славу выдающегося полководца. Умело защищал молодой князь своё новгородское княжество от европейских завоевателей! В войне с литовцами отстоял Смоленск и укрепил юго-западную границу Новгородской республики по реке Шелони (1239).

И в личной жизни князя произошло в это время событие важное. Он женился на полоцкой княжне Александре Брячиславовне, а через год родился у княжеской четы мальчик. Однако вряд ли можно назвать его семейную жизнь счастливой. События в Северо-Восточной и Южной Руси наложили на неё свой мрачный отпечаток.

Орды хана Бату уже сожгли Рязань, Москву, Владимир, пошли на Новгород. Однако застряли на две недели под Торжком. Город они взяли, но понесли большие потери. Да и время было утеряно, началась весенняя распутица. Монголы увязали в грязи. Решив прекратить наступление, от урочища Игнач Крест они повернули обратно. До Новгорода оставалось километров двести.

А на следующий год монголы ринулись в Южную Русь. Осенью 1239 года пал Чернигов, а через год монголы взяли Киев. Русь как самостоятельное государство исчезла с политической карты Европы. Русские князья, усмирив свою гордыню, вынуждены были раболепствовать перед завоевателями. Первым отправился в Золотую Орду засвидетельствовать свою покорность хану Бату владимирский князь Ярослав Всеволодович. За ним потянулся Даниил Галицкий, другие русские князья.

Католическая Европа в первой половине XIII века жёстко пыталась противостоять влиянию православного Господина Великого Новгорода на побережье Балтийского моря. Недаром папа римский Григорий IX объявил два крестовых похода в Финляндию. Они были направлены против усиливающего русского влияния в Прибалтике. Дания, Швеция и Ливонский орден, захвативший земли современной Латвии и Эстонии, решили совместно противостоять русской «агрессии».

Шведы «в силе великой» снарядили к границам новгородской земли своё войско. Войдя на кораблях в устье Невы, «пыхая духом ратным», сошли на берег и стали лагерем. Они надеялись на внезапность, но 19-летний новгородский князь Александр Ярославич действовал решительно и напористо. Считая дело правым, укрепляя свою малочисленную дружину в мужестве, произнёс он знаменитые слова, что «Бог не в силе, но в правде».

Не ожидая помощи от отца из Владимира, князь со своей малой дружиной и небольшим отрядом новгородцев неожиданно напал на шведских рыцарей (15 июля 1240 года). Сеча была короткой, но яростной. Александр Ярославич, прорвавшись к предводителю шведов, ранил его копьём в лицо. Видя мужество князя, крепко рубилась его дружина, не отставали новгородцы. В «Житии Александра Невского» упоминаются имена шестерых воинов, проявивших отвагу при нападении на шведский лагерь.

Гаврила Алексич пытался въехать на коне на шведский корабль, но был сбит и упал в воду, выбравшись невредимым, дрался со шведами на берегу. Дружинник Яков врезался в самую гущу неприятеля и положил многих рыцарей, за что удостоился похвалы самого князя. Молодой воин Сава подрубил шатёр шведского предводителя, это воодушевило воинов Александра. Новгородец Миша со своими людьми сумел потопить три корабля. Ополченец Збыслав Якунович рубил шведов боевым топором. Отчаянно дрался в пешем строю слуга князя Ратимир, но пал, окружённый врагами.

Крепко и славно сражалась княжеская дружина и новгородцы! Потеряв много убитых и раненых, оставшиеся в живых рыцари второпях отплыли на уцелевших кораблях. За быструю и яркую победу над шведами прозвали князя Александром Невским. С этим именем навсегда вошёл он в русскую историю.
Однако первая неудачная попытка не охладила пыл крестоносцев. Они всё так же мечтали захватить русские земли, тем более, что нашли поддержку среди русских бояр. Изменники открыли им ворота Пскова.

А в это время в Новгороде не без помощи таких вот «прозападных» доброхотов зрело недовольство Александром Невским. Сумев смутить народ, они его выгнали. Но когда рыцари Ливонского ордена, воюя новгородские земли, подошли близко к Новгороду, горожане опомнились и слезно просили князя вернуться. Вернувшись в Новгород, Александр Невский подтвердил свою репутацию талантливого полководца. Он быстро очистил новгородскую землю от захватчиков, а дождавшись из Владимира своего брата Андрея, вместе с ним отбил у немцев Псков. Однако немецкие рыцари оставались всё ещё сильны и, «шатаясь безумием», готовились к генеральному сражению с войском Александра Невского.

Битва на Чудском озере (Ледовое побоище) произошла 5/ 18 апреля 1242 года. Зимы тогда стояли суровые, и лёд на озере ещё держался, хотя был уже довольно рыхлый местами. Церковная традиция говорит, что русскому войску пришёл на помощь по воздуху «полк Божий». Хорошо, когда помогает Бог, но ведь и самому не нужно плошать!

Александр Невский проявил в битве недюжинный военный талант. Немцы (с союзниками из прибалтийских племён их было до 10 тысяч против 15 тысяч русских) выстроили свои ряды «свиней». Но строй этот оказался неуклюжим и малоподвижным. Как ни щетинился копьями и мечами, был уязвлён русскими лучниками и сжат с боков русской конницей. Рыцари отступили на озеро. Сеча была злая, лёд трещал и покрылся кровью. Противник дрогнул и побежал. Русские гнали рыцарей 7 вёрст, многие в своих тяжёлых доспехах провалились под лёд и утонули. Как всё это происходило, хорошо показано в замечательном фильме Сергея Эйзенштейна «Александр Невский» (1938).

На льду Чудского озера Тевтонский орден (Ливонский входил в его состав) надолго похоронил свои надежды на завоевание прибалтийских территорий Новгородской Руси и вынужден был заключить с Александром Невским мирный договор. Пришлось немецким рыцарям отказаться от всех своих завоеваний в Прибалтике и даже уступить часть Латгалии (северо-восток современной Латвии). Агрессия Запада на Русь была остановлена.

А князь Александр Невский продолжал полную лишений ратную жизнь. Когда в 1245 году «литовцы стали капостить владениям Александра», князь с новгородским войском наголову разбил их у озера Жизца. В битве погибло много литовских князей. После этого литовцы стали бояться одного имени Александра Невского.

На Западе оценили силу и авторитет русского князя. Папа римский Иннокентия IV пытался склонить Александра Невского к католической вере и в 1251 году направил в Новгород двух кардиналов со специальным посланием. Но Александр Невский напомнил им, что его предок великий киевский князь Владимир принял православие от Византии, а он верен традициям дедов и прадедов, потому менять свою веру не намерен. И римские послы уехали от князя несолоно хлебавши.

А южнорусский князь Даниил Галицкий (1201-1264), надеясь на помощь западных стран в борьбе с монголами, внял уговорам папы римского и принял догматы католической веры. В январе 1254 года короновался и стал именоваться королём Руси. Он смог нанести несколько чувствительных ударов монголам, но через несколько лет вынужден был им подчиниться. Все обещания Запада помочь в борьбе с Ордой оказались лишь пустым звуком.

«Дранг нах остен» западных стран Александр Невский сумел сдержать и крепко потрепал Ливонский орден. Но приходилось считаться с сильными и жестокими монголами. С ними нужно было искать компромисс, даже вопреки своей воле и совести. В Золотой Орде уже побывал его отец Ярослав Всеволодович и получил от хана Бату ярлык на Владимирское и Киевское княжества. После смерти отца ему тоже пришлось отправиться в Орду, а потом вслед за своим братом князем Андреем поехать в Каракорум. Принудительная, по указке монголов, «командировка» в столицу Монгольской империи длилась два года (1247-1249).

Здесь братьев приветливо встретил глава Монгольской империи хан Гуюк. Длительное пребывание в Каракоруме закончилось для них благополучно. Они нашли общий язык с монголами, брат Андрей получил ярлык на Владимирское княжество, но правил там недолго. Женившись на дочери Даниила Галицкого, он стал его сторонником в борьбе с монголами. Между братьями пролегла тропа непонимания. Поражение в битве с ордынцами под Переяславлем-Залесским заставило его бежать в Швецию. Через несколько лет он вернулся, братья помирились. Андрей Ярославович получил от брата Суздальское княжество, но прежних добросердечных отношений между ними уже не было.

Монголы хорошо понимали, что русские князья - союзники ненадёжные. Однако уважали Александра Невского за ум и дар полководца. Они любили бесстрашных людей, недаром князь побратался с сыном хана Бату Сартаком. Бату так доверял своему приёмному сыну, что даже позволил открыть в Орде православную епархию. А это многое значит, даже не глядя на то, что монголы отличались веротерпимостью. Потому, когда князь Андрей пошёл против них, они поставили на Владимирское княжество Александра Невского и дали ему в управление Киев. Хотя древняя столица Руси давно уже потеряла значение главного русского города. Так Александр Невский стал князем всей Руси.

Хорошее к себе отношение ордынцев Александр Невский использовал не в своих личных целях (есть мнение, что это было нужно лично ему), а для укрепления русских земель, ослабленных монгольским гнётом.

Умер Александр Невский на обратном пути из Золотой Орды (14 ноября 1263 года), где находился почти год, пытаясь отговорить хана Берке от рекрутского набора на Руси. Русские воины нужны были для ведения войны с Ираном. Князь сумел отговорить хана от своей затеи, но это стоило ему здоровья. Домой он уехал больным. Поговаривали, что коварные монголы его отравили. Владимирский митрополит Кирилл, когда узнал о смерти князя, воскликнул в храме: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли». И народ с плачем ответил, что «уже погибаем». Так в тяжких неустанных заботах о Русской земле ушёл из жизни князь Александр Невский.
*
Некоторые историки говорят о жестокости Александра Невского, что с помощью монголов он жестоко расправлялся с непокорными в своём княжестве. Но разве можно обвинять государственного мужа в стремлении сохранить свою землю, когда она стонет под гнётом завоевателей? Любая власть замешана на насилии, так было всегда во все времена, к сожалению, такова природа нашего земного бытия. В наши якобы демократические времена крови льётся не меньше, чем в средневековье. Даже больше, и насилие над непокорными стало ещё изощрённей. Примеров этому вполне предостаточно, каждый сам может их вспомнить.

Иисус Христос в притче о блуднице сказал, что «кто из вас без греха, киньте в неё камень». Не нашлось таких. Это о том, что нет по своим душевным качествам людей идеально светлых. Даже на Солнце есть пятна. Тогда что уж говорить о смертном человеке? Александр Невский обладал высокой властью и распоряжался ей довольно жестоко. Но судить о нём нужно по тому, что сделал он для своей родины. А для неё совершил он немало. Сумел сохранить Новгородское и Владимирское княжество и заложил истоки новой русской (российской) государственности.

В царской России золотой с серебром орден Святого Александра Невского был учреждён императрицей Екатериной I, его девизом стали слова «За труды и Отечество». В Великую Отечественную войну вспомнили о русском князе, 29 июля 1942 года появился указ Президиума Верховного Совета СССР об учреждении ордена Александра Невского. Неизвестно, как выглядел в действительности князь, на ордене его изображение схоже с актёром Черкасовым, сыгравшим Александра Невского в одноимённом фильме Эйзенштейна.

Орденом награждали командный состав (не только высший), а также воинские части, полки, соединения за выдающиеся операции против вермахта. Существовала авиационная эскадрилья имени Александра Невского, на самолётах было написано имя прославленного русского полководца. На таком самолёте лётчик А.Д. Билюкин сбил 23 гитлеровских аса и стал Героем Советского Союза.

В современной России орденом Александра Невского награждают не только военных. Изменился и его внешний вид, по дизайну он стал схож с орденом Российской империи. По решению Русской православной церкви святой благоверный князь Александр Невский с 2016 года считается небесным покровителем Сухопутных войск страны.

Образ Александра Невского воплощён в литературе и кинематографе. Не счесть, сколько памятников стоит ему по всей России! Его именем названы улицы, площади и православные храмы. В столице Болгарии Софии есть храм Александра Невского, в нём находится частица мощей святого благоверного князя.

Поистине князь всенародный герой! Недаром победителем телевизионного конкурса «Имя России», прошедшего в 2008 году, россияне посчитали Александра Невского. А день, когда произошло Ледовое побоище, стал ныне в России Днём славы русского оружия. Отмечается 18 апреля по новому стилю.

2853 0

6 декабря день памяти святого благоверного Александра Невского... При погребении князя было чудо: когда хотели разжать ему руку, святой, как живой, сам взял грамоту у митрополита.

Святой князь Александр Невский родился 30 мая 1219 года в Переяславле-Залесском. Отцом его был Ярослав – младший сын Всеволода Большое Гнездо, прадедом – Владимир Мономах. Мать святого князя Александра Феодосия происходила из южно-русских князей и была наследницей их лучших качеств. Прадедом матери был князь Мстислав Храбрый, причисленный к лику святых, мощи которого находятся сейчас в Софийском соборе. Дед матери, Мстислав Мстиславич Удалой в конце своей жизни стал схимником.

Основные военные победы князь Александр одержал в молодости. Во время Невской битвы (1240 год) ему было около 20 лет, во время Ледового побоища - 22 года.

С самого раннего детства св. князь принял благословение на ратное служение во Имя Бога на защиту Русской земли. На третьем или четвертом году жизни совершался постриг в воины.

Княжеских сыновей обычно постригали епископы. Обряд происходил в храме. Мальчика ставили перед царскими вратами, и над ним произносилась молитва, в которой испрашивалось благословение Божие. Затем постригались волосы в знак того, что дитя посвящается Богу. После совершения обряда отрока сажали на коня – это означало его будущую самостоятельность. В руки давали оружие, обыкновенно – лук со стрелами, что указывало на обязанность воина защищать родину от внешних врагов.

Этот обряд был совершен над Александром святителем Симоном, епископом Суздальским, в Спасо-Преображенском соборе города Переяславля, где проходило детство великого князя. С молодых лет князей учили грамоте. При обучении старались ознакомить юношу с книгами Священного Писания, главным образом с Евангелием и Псалтирью.

Юный Александр с юных лет отличался глубоким религиозным настроением и живым чувством долга. Серьезный не по летам характер его не позволял ему предаваться пустым забавам. Кроме чтения священных книг, любил он церковное пение.

Приобретали юные князья и светские знания. Они изучали иностранные языки, преимущественно латинский и греческий, и на этих языках читали античную литературу. Наряду с книжным воспитанием обращалось большое внимание и на воспитание физическое: езда верхом, стрельба из лука, владение другим оружием.

Выдающимся событием в жизни князей было «посажение на стол». Этот обряд считался необходимым, без него князь не был бы князем. Поэтому в летописях к выражению «вокняжился» обычно прибавляется: «и сел на столе».

«Вокняжение» молодого Александра Ярославича происходило в Софийском Новгородском соборе в 1236 году. Благословляя сына своего на княжение в Новгороде, Ярослав Всеволодович сказал ему: «Крест будет твоим хранителем и помощником, а меч – твоею грозою! Бог дал тебе старейшинство между братьями, а Новгород Великий – старейшее княжение во всей земле Русской!» Архипастырь, возложив руки на главу князя, молился Царю царей, чтобы он «из Своего жилища» благословил верного раба Своего Александра, укрепил его «силою свыше», утвердил его на «престоле правды», показал его доблестным защитником святой соборной церкви и сподобил его «небесного царства».

В 1239 году Александр вступил в брак, взяв в жены дочь полоцкого князя Брячислава Александру. Отец, Ярослав, благословил их при венчании святой чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери. Эта икона постоянно находилась при святом Александре, а затем она была взята из Городецкого монастыря, где он скончался, его братом Василием Ярославичем Костромским и перенесена в Кострому.

Начиналось самое трудное время в истории Руси. С востока шли, уничтожая все на своем пути, монгольские орды, с запада угрожали крестоносцы, которые, воспользовавшись нашествием Батыя, вторглись в пределы Отечества. В 1240 году войско шведов на кораблях под командованием зятя шведского короля Биргера вторглось в Неву. Гордый швед прислал в Новгород к князю Александру гонцов со словами: «Если можешь, сопротивляйся – я уже здесь и пленяю твою землю».

Но этот надменный вызов не смутил юного князя, хотя у него была только малочисленная дружина. Отдав приказание наличным военным силам быть готовыми к походу, Александр пришел в Софийский собор. Там он вместе со святителем и новгородским народом горячо молился.

Окончив молитву и приняв благословение от святителя Спиридона, вышел князь Александр из Софийского собора к своей дружине и новгородскому народу и обратился к ним со словами: «Братья! Не в силе Бог, а в правде!»

Его святое воодушевление передалось дружине и народу. С небольшой дружиной, уповая на Бога, князь сразу же направился навстречу врагу.

Перед битвой случилось чудное предзнаменование. Воин Пелгуй, во святом крещении Филипп, был в ночном дозоре. Он всю ночь провел без сна, следил за шведским войском, которое прибывало на кораблях по Неве до устья реки Ижоры, где высаживалось на сушу. Этот воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по Неве, и в ней святых князей мучеников Бориса и Глеба. И сказал Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику нашему Александру».

Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князю, святой Александр по благочестию своему повелел никому не говорить о чуде, а сам, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов, которые были застигнуты врасплох. Прежде чем враги успели опомниться, русские дружным натиском ударили на них. Как Божия гроза, впереди всех пронесся в середину врагов юный князь и с неукротимой отвагой бросился на Биргера и нанес ему тяжкий удар по лицу – «возложил ему печать на лицо». Была страшная битва. Ангел Божий незримо помогал православному воинству. Когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти русские воины, было обнаружено множество перебитых врагов.

За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари-крестоносцы.

В 1240 году немцам удалось захватить Копорье, Псков и Изборск.

Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, святой Александр молился: «Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею на Амалика и прадеду моему Ярославу Мудрому на окаянного Святополка». По его молитве помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены.

Западные пределы Русской земли были ограждены, но с восточной стороны против бесчисленных полчищ монголов требовалась мудрая дипломатия, «кротость голубя и мудрость змеи». Поскольку невозможно было противостоять военной силой против монголов, нужно было искать компромисс.

Князь Александр пять раз ездил к хану татарскому, кланялся, унижался, вымаливал милость и пощаду. Однажды пришлось святому Александру ехать в самое гнездо татарского царства, в Монголию, к пределам Дальнего Востока, к истокам Амура, среди невыразимых трудностей и опасностей тогдашнего путешествия. Надо было кланяться хану, надо было унижаться и смиряться, надо было переносить потерю независимости русского народа. Много золота и серебра уплатил князь хану, выкупая пленных русских, смягчая его гнев данью и подарками. Одного он не хотел отдать, одним не мог пожертвовать: святою православною верою.

Русский летописей передает нам картину приема ханом князя Александра. У хана Батыя был такой обычай: приезжающих к нему на поклонение сразу не допускали к хану, а отправляли к волхвам, которые заставляли их пройти сквозь огонь, затем надо было поклониться кусту, огню и идолам. Александру Ярославичу также предстояло исполнить эти обряды.

Благочестивый князь наотрез отказался подчиниться требованиям, противным христианской совести. «Смерть, смерть ему», – закричали волхвы. Но приближенные хана пошли к Батыю, чтобы узнать решение своего господина. Прошло несколько минут напряженного ожидания. Наконец, явились ханские слуги и, к общему удивлению, принесли приказ хана не принуждать Александра к исполнению обрядов. Александр предстал пред лицо Батыя.

Величественный вид князя поразил хана. Батый сразу понял, что перед ним – князь, далеко превосходивший других князей своим умом и достоинствами. Самодовольная улыбка проскользнула по лицу хана, когда князь Александр склонил перед ним свою голову и сказал: «Царь, я поклоняюсь тебе, потому что Бог почтил тебя царством, но твари не стану кланяться+ Я служу единому Богу, Его чту и Ему поклоняюсь!» Батый некоторое время любовался героем, наконец, произнес, обратясь к окружающим: «Правду говорили мне, нет князя, равного этому».

Верность Православию святой князь Александр показал, когда посланные в 1248 году Римским папой Иннокентием IV два кардинала пытались склонить князя в католичество, обещая помощь в борьбе с монголами. На это князь ответил, что мы верны Христовой Церкви и Православной вере, которая зиждется на Семи Вселенских Соборах, а «от вас учения не принимаем».

Святой Александр, вдохновляемый верой Христовой, чувствовал великую ответственность пред Богом и историей за судьбу Святой Церкви и своей Родины. В 1261 году стараниями князя Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.

В 1262 году суздальский и ростовский народ, не терпя татарских сборщиков дани, поднял восстание против них. Пущены были слухи, что сам великий князь Александр разослал по городам грамоты, что «татар бити». Восставший народ, несмотря на справедливую ненависть к притеснителям, ограничился только убийством наиболее свирепых хищников, поэтому и убитых было немного. Ждали татарской мести. Но Бог направил события в совсем другое русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством. В этом великом соединении русских и татарских земель была положена основа будущего многонационального Российского государства.

Святой князь Александр в своей последней поездке в Сарай исполнил свой долг пред Богом, спасая Русь от возмездия татар за восстание против них. Но и силы его были отданы все, жизнь его была положена на служение своей Родине и вере. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно заболел. Не доезжая Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий. Святое тело его было перенесено во Владимир, в Рождественский монастырь, где митрополит Кирилл с духовенством совершил погребение. В надгробном слове митрополит Кирилл сказал: «Знайте, чада моя, что уже зашло солнце земли суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле».

Александр Невский канонизирован как благоверный князь.

При погребении было явлено Богом чудо. Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. «И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв, и тело его было привезено издалека в зимнее время».

Так прославил Бог своего угодника – святого воина-князя Александра Невского.

Протоиерей Анатолий Малинин, "Православие и мир"

Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

6 декабря празднование Благоверного великого князя Александра Невского, одного из самых почитаемых в России православных святых.

Поколениям, выросшим во времена атеистического воспитания, Александр Невский представляется едва ли не былинным персонажем, наряду с Ильей Муромцем или Добрыней Никитичем (а у кого-то с Бэтмэном или Суперменом).

Еще Невского невзначай могут спутать с Петром I: "Это тот Невский, который шведов под Полтавой громил и кричал, что отсель грозить мы им будем?". Между тем, один из самых почитаемых в России православных святых за свои дела и подвиги признан не только народом, но и советским правительством.

Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в городе Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в крещении Феодор, был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо. Мать св. Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна. В 1227 г. князь Ярослав, по просьбе новгородцев, стал княжить в Новгороде Великом. Он взял с собой сыновей, Федора и Александра. Начиналось самое трудное время в истории Руси: с востока шли монголы, с запада надвигались рыцари. В этот грозный час и состоялся князь Александр - воина-молитвенник.

Воспользовавшись нашествием Батыя, крестоносцы вторглись в пределы Отечества. Первыми были шведы. Множество кораблей подошло к Неве под командованием ярла Биргера. Александр, когда ему не было еще двадцати лет, долго молился в храме Святой Софии. Архиепископ Спиридон благословил князя и воинство его на брань. Выйдя из храма, Александр укрепил дружину исполненными веры словами: "Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовем!" С небольшой дружиной князь поспешил на врагов. Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней мучеников Бориса и Глеба, в одеждах багряных. Александр, ободренный, повел с молитвой войско на шведов. "И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым копьем". За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал Александра Невским.

Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241 году молниеносным походом Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. В 1242 году зимой он освободил Псков, а 5 апреля дал Тевтонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера.

Западные пределы русской земли были надежно ограждены, настало время обезопасить Русь с востока. В 1242 году Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Миссию увенчалась успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв; князь Ярослав отдал за это жизнь. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой, необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси, продолжал крепить Александр Невский. Обещав свою поддержку, Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи. В 1252 году многие русские города восстали против татарского ига. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Александру опять пришлось ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Александр стал единовластным великим князем всей Руси. В 1253 году он отразил новый набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил в поход в финскую землю. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.

В 1256 году умер хан Батый. Князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. В 1261 году стараниями Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.

Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное Александром Невским историческое призвание Руси. В 1262 году по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики воинов – баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном Руси с востока. В этом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное государство, включившее впоследствии в свои пределы почти все наследие Чингизхана до берегов Тихого океана.

Эта дипломатическая поездка Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. На обратном пути, не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник скончался 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий.

Нетленные мощи князя были открыты, по видению, пред Куликовской битвой в 1380 года, и тогда же установлено местное празднование. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском соборе 1547 года.

Народ прославил Александра Невского задолго до канонизации Церковью. А Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 года учрежден Орден Александра Невского. Им награждали командиров дивизий, бригад, батальонов, полков, рот и взводов за проявленные в боях за Родину в Великой Отечественной войне личную отвагу, мужество и храбрость, за умелое командование, обеспечившее успешные действия частей и соединений.

Специально для Столетия

Эссе

ученицы 10 класса Мустайкиной Анжелики

«Не в силе Бог, а в правде».

Издавна люди обращаются к Богу. Чаще всего они упоминают его имя в те моменты, когда им нужна помощь, когда не хватает сил доказать свою правоту. Просьбы людей бывают услышаны, происходят чудеса.

В одном знаменитом изречении князя Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде» противопоставляются правда с силой, а не как принято с ложью. А есть ли сила в правде, которую в нас воспитывают с детства? Ведь именно с детства в нашем сознании вместе с понятием «правда» формируется и вера в Бога.

Верить в Бога или нет – дело каждого, отдельно взятого человека. Но ещё в давние времена вера вдохновляла русских воинов на полях ратных сражений. Практически все воины верили в Бога, и в минуты самых серьёзных сражений обращались к нему за помощью. Даже великие полководцы перед военными походами всегда просили благословения у Бога.

Одним из наиболее почитаемых и любимых в народе героев-защитников Земли Русской является Александр Невский. Мы знаем его как одного из самых успешных правителей Руси, причиной тому были его многочисленные военные успехи, а самый главный его успех – это, пожалуй, победа в «Ледовом побоище». Исходя из вышеупомянутого нами изречения Александра Невского: «Не в силе Бог, а в правде» невольно задумываешься о существовании Бога, ведь немногочисленное войско Александра побило огромную армию тевтонских рыцарей. Может быть именно поэтому, зачастую, побеждает не сила, а справедливость. В сердцах людей живёт вера на которую люди опираются даже в самые тяжёлые моменты своего жизненного пути.

Одним из примеров может служить фильм известного режиссёра Сергея Эйзенштейна «Александр Невский», снятый в 1938 году. Этот фильм был создан для того, чтобы вселить в людей веру, вдохновить на защиту Отечества от нависшей угрозы фашизма.

Слышится героическая музыка композитора Сергея Прокофьева, которая усиливает эмоциональное воздействие на зрителя.

Два великих художника, С. Эйзенштейн и С. Прокофьев, сумели добиться впечатляющей связи между зрительными и музыкальными образами.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что изречение Александра Невского «Не в силе Бог, а в правде» затронуло не только военную тему, но и области искусства, в частности кино и музыку. Например, в опере Михаила Ивановича Глинки «Иван Сусанин» мы встречаемся с такими понятиями как «сила» и « правда». Сила была на стороне польских захватчиков, а правда на стороне русского героя Ивана Сусанина. Определённо в этом произведении мы наблюдаем победу правды над силой, а это свидетельствует о том, что Бог на стороне справедливости и правды.

В современном мире наблюдается тот факт, что правда всегда оказывается в меньшинстве, но, практически, всегда побеждает. Мне кажется, что это вселяет в каждого человека надежду на то, что не столь важно есть ли у тебя сподвижники или ты один в своих убеждениях, но если ты прав, то справедливость всё равно будет на твоей стороне.

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра

В "Походном журнале императора Петра Первого" за июль 1710 года придворный историограф записал: "Государь, будучи в Петербурге, осматривал места, где быть каким строениям, и над Невою рекою... при устье речки Черной, усмотрел изрядное место, которое называлось Виктори, где указал строить монастырь во имя Св. Троицы и Св. Александра Невского".

Нас немного, а враг силен

ОСНОВАНИЕМ святой обители на отвоеванной у шведов дедовской отчине, и именно в честь князя Александра, Петр Первый возблагодарил Господа за дарованные русскому оружию победы в Северной войне. С младых ногтей питал он благоговейную любовь к заступнику земли русской, причисленному еще в 1547 году (примечательно, что на 40-й день правления Ивана Грозного) к лику святых.

Невский был одним из немногих русских князей, о котором еще при жизни в народе говорили как о святом. Во всех преданиях, что дошли до нас, он предстает не просто мудрым провидцем, но Мессией, исполняющим волю Бога и находящимся под его покровительством. В "Повести о житии и храбрости Благоверного и Великого князя Александра", которая включена во Вторую псковскую летопись, составленную около 1486 года, есть эпизод, раскрывающий потаенный смысл знаменитого изречения победителя шведов, сказанного им, как утверждает летописец, своей немногочисленной дружине, которой предстояло встретиться с войском ярла Биргера: "Нас немного, а враг силен; но Бог не в силе, а в правде!"

И повел он свою небольшую дружину в землю Ижорскую, не дожидаясь подкреплений, но уповая на Святую Троицу... А рано утром 15 июля 1240 года объезжавший передовые посты Александр на берегу Невы встретил старейшину ижорян Пелгусия, возглавлявшего морской дозор. Всю ночь тот провел на берегу Финского залива, где христианскую молитву чередовал с наблюдением за шведскими судами. Перед восходом солнца Пелгусию было видение. Разыгрался вдруг страшный шум, и в лучах яркого света увидел ижорянин плывущую по водной глади ладью, в ней - святых мучеников Бориса и Глеба, стоящих в одеждах багряных и держащих руки на плечах друг у друга. А гребцы сидели, как будто окутанные облаком... Услышал Пелгусий, как сказал Борис: "Брате Глебе, да поможем мы сроднику своему, великому князю Александру Ярославичу!" (этот эпизод отражен в картине художника Уткина "Видение Пелгуя", что украшала южную стену Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры).

Александр внимательно выслушал Пелгусия и спустя несколько часов повел свою дружину в решительную атаку на шведов. В поединке с ярлом Биргером Ярославич "возложил ему печать на лицо острым своим копием", повергнув врагов в неописуемый ужас и надолго отбив охоту приходить к нам с мечом...

А ранним утром в субботу, 5 апреля 1242 года, у Вороньего камня, глядя на приближающиеся полчища крестоносных рыцарей, 20-летний князь, уже нареченный Невским, воздел руки к небу и воскликнул: "Суди меня, Боже, и рассуди спор мой с этим велеречивым народом!" Чем закончился кровавый спор, мы знаем.

Жизнь после смерти

МЕЖДУ прочим, крестоносцы звали себя воинами Христа, и на Русь они пришли по благословению Папы Римского, дабы обратить "язычников и еретиков" в латинскую, как тогда говорили, веру. От исхода Ледового побоища зависела судьба православия на Руси. Выходит, если бы Богу был угоден переход русских в католичество, Вороний камень стал бы для Ярославича и его соратников надгробным...

Благоверный Александр, защитник православия и всея Руси, не оставил свой путь служения Отечеству и после физической смерти. "Добрые россияне включили Невского в лик своих ангелов-хранителей, - пишет Н. М. Карамзин, - и в течение веков приписывали ему, как новому небесному заступнику, разные благоприятные для России случаи..." Имя его стало символом небесного предстательства в борьбе против иноземных захватчиков, столетие за столетием зарившихся на русские пределы.

Не случайно орден Александра Невского в 1942 году был учрежден и в Советском государстве, как двумя столетиями ранее, в 1725 году, его ввела в России Екатерина Первая, исполняя замысел умершего своего супруга Петра. А девизом этого императорского ордена было: "За труды и Отечество".

Почитают св. Александра Невского и далеко за пределами России. Храмы в его честь стоят в Париже и Потсдаме, Софии и Таллине...

На закате своей жизни, 29 мая 1723 года, Петр Первый, в очередной раз посетив отстроенный вчерне Александро-Невский монастырь, распорядился перенести туда из Владимира мощи покровителя русских воинов. На всем пути следования, во всех селах и городах их встречали с крестами и иконами, пением молебнов и перезвоном колоколов.

30 августа 1724 года, в третью годовщину завершившего Северную войну Ништадтского мира, раку с мощами под колокольный звон и пушечный салют перенесли в освященную к этому событию монастырскую церковь во имя святого князя, что встала на берегу речки Черной...

"Духом от небес на град сей призирает..."

В 1752 ГОДУ из первого серебра, добытого на Колыванских рудниках, по указу императрицы Елизаветы Петровны для мощей св. Александра была отлита новая великолепная рака длиной около 3 метров. Ее украшает надпись, сочиненная Михайлом Ломоносовым:

"Святой и храбрый князь здесь телом почивает, но духом от небес на град сей призирает..." На двух щитах серебряной пирамиды позади саркофага выбита и прозаическая эпитафия, тоже ломоносовская: "Богу Всемогущему и Его угоднику Благоверному и Великому Князю Александру Невскому, россов усердному защитнику... укротившему варварство на востоке, низложившему зависть на западе..."

30 августа 1790 года из Благовещенского собора, возведенного в 1717 - 1724 гг. в формах итальянского и немецкого барокко по проектам Д. Трезини и Т. Швертфегера, раку с мощами Александра перенесли в только что отстроенный за 16 лет архитектором И. Е. Старовым в стиле раннего классицизма более величественный Свято-Троицкий собор.

Церемония перенесения была приурочена Екатериной Второй к заключению Верельского мирного договора, удачно завершившего развязанную Швецией войну 1788 - 1790 гг. В той войне, задуманной как реванш за поражение в Северной, шведский флот входил в Финский залив и готовился к бомбардировке и захвату Петербурга... Этим планам не позволили сбыться мужественно сражавшиеся моряки эскадр адмиралов Василия Чичагова и Самуила Грейга.

На торжественном приеме в Зимнем дворце в честь победы над шведами государыня в знак признательности церкви за помощь в ободрении войск и флота пожаловала митрополиту Петербургскому Гавриилу розовую панагию с изумрудами, а скульптор Федот Шубин по заказу Екатерины выполнил его беломраморный поясной бюст, поставленный в нише Свято-Троицкого собора против мощей св. Александра (ныне бюст - в Русском музее).

С той поры полукруглая ротонда-ниша со священной реликвией в Свято-Троицком соборе помнит всех без исключения российских государей, часто здесь бывавших, и всех кавалеров ордена св. Александра Невского (а среди них практически все известные полководцы и флотоводцы), ибо это был их орденский храм.

Здесь служили благодарственные молебны во славу русского оружия, отпевали упокоившихся вождей армии и флота. В Благовещенской нижней церкви лавры похоронены генералиссимус А. В. Суворов и трое генерал-фельдмаршалов (В. В. Долгоруков, А. Г. Разумовский, А. М. Голицын), в церкви Воскрешения Лазаря - генерал-фельдмаршалы С. Ф. Апраксин и И. Ю. Трубецкой. Всего же на территории монастыря (с учетом Лазаревского и Тихвинского кладбищ) нашли вечный покой сотни прославленных воинов. По Александро-Невскому некрополю можно ходить часами, встречая знакомые с детства имена не только военных, но и государственных, политических деятелей, ученых, художников, композиторов...

С петровских времен в монастырь (с 1797 года по указу императора Павла Первого именовавшийся лаврой) передавали реликвии воинской славы и другие исторические ценности. В открытом в 1910 году древнехранилище и ризнице паломники могли увидеть крест, найденный на Куликовом поле, кровать Петра, на которой он отдыхал, приезжая в монастырь говеть на Страстной седмице, трости Петра и Екатерины I, маршальский жезл Петра...

А возле раки с мощами святого Александра хранился переданный Николаем Первым ключ от ворот Адрианополя, взятием которого была завершена русско-турецкая война 1828 - 1829 годов...

Конец гонения на веру

ПОЧЕМУ о принадлежавших лавре святынях речь идет в прошедшем времени? Дело в том, что Советская власть почти все их изъяла. Многие утрачены безвозвратно. Драгоценные для православных мощи св. Александра Невского в 1922 году перекочевали в Казанский собор, где был устроен музей религии и атеизма, а знаменитую серебряную раку, разобрав на части, отвезли в Эрмитаж... Алтарные образа, украшавшие Свято-Троицкий собор, - шедевры кисти Ван Дейка, Рубенса, Бассано, иконы и картины русских художников Воинова, Уткина, Мошкова и др. - частью тоже перекочевали в эрмитажную коллекцию, а частью были проданы на Запад.

Большевистская власть подвергала лавру разгрому несколько раз. Последний из действовавших храмов во имя Св. Духа был закрыт в ноябре 1935-го.

Но сбылось пророчество священномученика митрополита Вениамина, расстрелянного в августе 1922 года: гонениям на веру наступил конец. В июне 1989 года мощи св. Александра были возвращены церкви, и впервые за много десятилетий по Невскому проспекту из Казанского собора в Свято-Троицкий прошел крестный ход. С 1996 года в лавре возрождается монашеская жизнь. И ангельское пение, которым так славилась лавра в дореволюционные годы (хор митрополичьих певчих, регентом которого в начале XIX века был протоиерей и композитор П. И. Турчанинов, считался лучшим в Петербурге), вновь зазвучало под сводами ее церквей...

Ежегодно 6 декабря, когда церковь отмечает память св. Александра Невского, в Свято-Троицком соборе вновь собираются кавалеры ордена его имени, а 30 августа в честь торжества перенесения его мощей в Свято-Троицкий собор иерархи петербургского духовенства на площади перед лаврой принимают парад курсантов военных училищ. И как века назад, нынешнее поколение защитников Отечества воздает честь православным святыням, осенявшим дружинников Александра Невского, ополченцев Минина и Пожарского, гренадеров Петра Великого...