Слово политология - греческого происхождения. Это составное слово, поскольку происходит от греческих слов πολίτης (читается, как «политэс» и переводится как «гражданин») и λόγος («логос», то есть «слово, учение»). Таким образом, если следовать смыслу греческих слов, то «политология» в переводе означает «учение о гражданском обществе». Мы же рассмотрим, что такое политология с точки зрения современных реалий и начнем с краткого определения предмета нашего разговора.

Что такое политология - определение

Современная политология - это наука о политике и обо всем, что связано с политикой. Политика - это человеческая сфера деятельности, в которой люди (политики) занимаются построением властных структур для эффективного управления обществом. То есть речь идет о государственно-политической организации общества, о различных политических институтах (партиях, правительственных организациях и т.п.

Что такое политология как наука

Основная задача политологии как науки заключается в исследовании механизмов власти и основ правовой системы, а также тех норм и принципов, которые, по замыслу политиков и ученых, должны обеспечить нормальную жизнь в обществе, его правильное функционирование. По сути, речь идет о всестороннем изучении форм взаимодействия между государством и обществом. Политолог должен знать и юриспруденцию, должен быть подкован и в гуманитарных науках - истории, философии, филологии, социологии, как науки, занимающейся непосредственно обществом. Задачей политологии как науки управленческой является улучшение эффективности политического управления, исследование тех процессов, которые влияют на качественное управление экономическими, технологическими и общественными видами человеческой деятельности. Политологи подсказывают политикам, как наладить оптимальную и стабильную правовую систему и грамотно выстроить вертикаль власти.

Основные проблемы, стоящие перед политологами

Прежде всего, любой политолог должен рассматривать политику или политическую систему с точки зрения философской основы, ее, скажем так, идейных оснований, чтобы выделить важнейшие признаки и характеристики, которые свойственны тому или иному историческому периоду, связанному с определенным политическим строем. Также политолог должен прекрасно разбираться в сходствах и отличиях различных политических систем, для того чтобы можно было судить о преимуществах и недостатках существующего политического строя. Это очень важно, поскольку высокая компетенция политолога в этом вопросе позволяет ему давать очень ценные советы современным политикам по наиболее эффективному и гуманному управлению обществом. И, наконец, еще одной важной задачей политологии является всестороннее изучение политического поведения и политического процесса, что роднит эту науку с социологией, которая, правда, изучает общество в несколько другом срезе.

представляет собой особую междисциплинарную область обществоведческого знания, дающую системное представление о политико-властной организации и функционировании общества .

Политология опирается на выводы и интегрирует знания таких самостоятельных дисциплин, как политическая , политическая , политическая и т.д.

Не только теоретико-познавательная, но и прикладная наука. Используя богатый арсенал политико-социологических методов сбора, анализа и обработки информации прикладники-политологи всесторонне исследуют реальную политическую жизнь и политическую конъюнктуру, “выдавая” в качестве конечного общественно потребляемого продукта объективные экспертно-аналитические оценки и рекомендации по решению практических задач , а также разновариантные (краткосрочные и долгосрочные) прогнозы будущего развития событий.

— это и мировоззренческая дисциплина . Осваивая политические знания, человек становится политически грамотным, приобретает способность рационально-критически осмысливать политические процессы, свободно самоопределяться и самоидентифицироваться в условиях политического выбора и т.д.

Основы политологии

Политические отношения — важнейшая составляющая структуры общественных отношений, их особая специфическая форма, в рамках которой наиболее зримо проявляются социальные интересы классов, наций, и индивидов. Ядром политических отношений выступают отношения социальных субъектов по поводу формирования и отправления власти. Эти отношения реализуются в ходе их политической деятельности, принимая форму сложного взаимодействия сторон в очень широком диапазоне: от конструктивного сотрудничества до обоюдного противодействия.

Необходимость политики как общественно полезного распорядительства вытекает из асимметричности социальной структуры общества. Регулируя взаимоотношения различных социальных формирований и волевым образом распределяя ценности, политика сохраняет целостность общества, обеспечивает необходимый минимум стабильности и порядка . Она дает обществу структуры, формы, создает законы и правила, изменяет ситуации и позволяет человеку адаптироваться к изменчивым во времени и пространстве условиям среды.

Главным инструментом реализации политики и ее концентрированным воплощением выступает государственная власть. предстает как универсальная организация, обладающая монополией на легитимное принуждение. Пределы этой универсальности колеблются в диапазоне: от тотального огосударствления всей общественной жизни, т.е. поглощения общества государством, до его роли в качестве “ночного сторожа”, т.е. блюстителя и охранителя общественного порядка.

В структурном плане государство являет собой разветвленную сеть учреждений, олицетворяющих три ветви власти — законодательную, и судебную. В демократических системах они построены на принципе разделения (у каждой свой объем полномочий и прерогатив).

На социальном срезе государство характеризуют такие институты, как , правящая , особый слой государственных чиновников и служащих (бюрократический управленческий аппарат).

Существенную роль в процессах распределения и перераспределения власти в демократических обществах играют . Благодаря построенной на плюрализме партийной деятельности граждане демократического государства, выступая в роли избирателей, имеют возможность альтернативных действий, т.е. осознанного и ответственного выбора высших должностных лиц. В рамках этого выбора в итоге формируется народное большинство, которое и наделяет властью тех, кто побеждает в электоральной борьбе.

Но демократия — это не только многопартийность. Это и высокий уровень развития ассоциативных форм общественно-политической жизни , реализуемых в деятельности разного рода организованных групп интересов и групп давления (профсоюзов, объединений, клубов и т.д.) В их множестве и разнообразии воплощено не только право граждан на групповую организацию, но и гарантированное конституцией право на обращение с ходатайством к своему правительству и право быть услышанными им. В результате не только на стадии формирования органов власти, но и в их рутинной повседневной работе частные интересы получают возможность оказывать влияние на процессы принятия решений, в том числе и в сфере законодательства.

Политическая жизнь во всем многообразии ее проявлений в немалой степени детерминируется политической культурой как общества в целом, так и отдельных, его составляющих социальных слоев и групп. При этом существенное значение имеют особенности национального политического менталитета, т.е. глубинные пласты национального самосознания и психики, устоявшиеся на уровне стереотипа образы мысли и действия как массы, так и отдельной личности, которые у каждого народа играют своеобразную роль “консерванта” его национальной самобытности и аутентичности. Поэтому не случайно западные страны, в которых демократия явилась продуктом длительной естественно-исторической общественной эволюции, отличаются большим разнообразием использования государственных форм и способов правления, “технологий” властвования и участия в этом процессе широких народных масс и т.д.

Что касается стран, в которых демократия спускается сверху по инициативе правящих кругов в рамках курса на “догоняющую модернизацию”, то здесь она нередко выступает “чужеродным” по отношению к национальной политической культуре и менталитету телом. По этой причине она или отторгается, или же принимает формы, весьма далекие от западного нормативного образца. Сказанное в полной мере относится и к России. Окунание с головой в демократию абсолютно неподготовленной к такому “демократическому купанию” массы (как из числа “верхов”, так и из числа “низов”) обернулось для нашей страны тем, что дореволюционный отечественный правовед и философ С.Франк назвал “бесчинством разнузданности”.

Политология как наука.

Введение…………………………………………………………………………………………………...2

1.Понятие политологии как науки, её сущность ……………….………………….…3

2. Возникновение и становление политической науки……………………….….5

3.Функции и задачи политологии………………………………………………………..…..8

4.Методы политологии………………………………………………………………..…………..9

Заключение……………………………………………………………………………………….…….12

Список литературы……………………………………………………………………………….…13

Введение.

Политическая наука занимает видное место в ряду других общественных наук. Ее высокая значимость определяется важной ролью политики в жизни общества.

В современном понимании обычно политологию истолковывают как науку о политике или мире политического. Речь идет об особой подсистеме общества, связанной с властью, государством, политическими отношениями и процессами, протекающими в том или ином обществе. Вместе с тем политология тесно связана с историей, философией, социологией, правоведением, экономикой и другими социально-гуманитарными дисциплинами. При изучении политологии необходимо учитывать данное обстоятельство, но при этом помнить, что она имеет свой собственный предмет.

Прежде чем предложить определение предмета политологии, необходимо заметить, что не следует смешивать последний с объектом изучения политической науки. Дело в том, что объектом всякой науки выступает тот или иной фрагмент объективной действительности, данный исследователю вне, до и независимо от его субъективных представлений о нем. А предметом исследования являются те существенные, устойчивые, повторяющиеся и необходимые связи, отношения и зависимости, которые выделяются в объекте анализа в процессе его изучения. Применительно к политологии сказанное означает, что объектом политологии выступают сфера политики, политические отношения и процессы, мир политического в целом. Предметом политологии в свете сказанного выступают изучаемые и раскрываемые политологами существенные, необходимые, устойчивые и повторяющиеся связи, отношения и зависимости мира политического, которые оформляются в законы, тенденции и закономерности функционирования и развития политики. Сама же политика представляет собой сферу общества, характеризующую многообразие отношений и связей между людьми, общественными группами и институтами по поводу власти, ее завоевания, удержания и использования в интересах тех или иных индивидов, групп и общества в целом.

Понятие политологии как науки, её сущность.

Политология- наука о политике, о закономерностях возникновения политических явлений (процессов), о способах и формах их функционирования и развития, о методах управления политическими процессами, о политическом сознании культуре и т. д.

Существует много определений понятия «политология». Например, некоторые исследователи рассматривают политологию в широком смысле, как науку изучающую всю совокупность разнородных, разномасштабных и разноуровневых знаний о политике и политическом во всех их проявлениях. В этом случае имеется в виду вся совокупность политических наук: политическая философия, политическая экономика, политическое право и т. д. К такому широкому взгляду на политологию наилучшим образом подходит понятие «политические науки».

1. Политология - наука, традиционно занимающаяся исследованием государства, партий и других институтов, осуществляющих власть в обществе или воздействующих на нее, а также ряда других политических явлений.

2. Политология - единая наука о политике.

3. Политология - общая, интегральная наука о политике во всех ее проявлениях, включающая весь комплекс наук о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом: политическую философию, политическую социологию, политическую психологию, теорию политических институтов и, прежде всего государства и права и т.д.

Предметом именуют совокупности понятий, с помощью которых данная наука описывает объективную реальность. Предметом изучения и исследования политологии выступают такие основные слагаемые политики, как политические институты, политические процессы, политические отношения, политическая деятельность.

В отличие от других областей политического знания, политология имеет цель проникнуть в сущность политики как целостного общественного явления; выявить на макро- и микроуровне ее необходимые структурные элементы, внутренние и внешние связи и отношения, определить основные тенденции и закономерности, действующие в разных общественно-политических системах. Наметить ближайшие и конечные перспективы ее дальнейшего развития, а также выработать объективные критерии социального изменения политики.

Политология изучает поведение людей как представителей политических объединений, т. е. как граждан государства, членов политических партий, представителей властных структур. Политические отношения в обществе или политическое взаимодействие социальных субъектов.

Кроме того, нам необходимо подчеркнуть различия между политологией как наукой, в задачу которой входит изучение политической реальности, и политологией как учебной дисциплиной, целью которой является накопление и передача знаний о политике возможно большему количеству людей.

Возникновение и становление политической науки.

Очевидно, первые попытки понять и осмыслить политику уходят в те далекие времена, когда в обществе начали возникать первые политические институты. Наиболее ранние представления о причинах возникновения и функциях государственных (политических) формах организации общества носили религиозно-миологический характер. Об этом, в частности, свидетельствуют дошедшие до нас представления древних египтян о божественном происхождении своих правителей фараонов. По древнекитайскому мифу, власть императора имеет божественное происхождение, а сам он является одновременно сыном неба и отцом своего народа.

Благодаря трудам таких знаменитых мыслителей древности как Конфуций, Платон, Аристотель, политические взгляды и представления начинают приобретать самостоятельный концептуальный характер. Появляются первые теоретические категории, определения (дефиниции) и целые концепции, носившие философско-этические формы. В этот же период появляется и само понятие

В средние века политическая наука развивается в рамках религиозной концепции, суть которой сводилась к обожествленному происхождению власти. Наиболее яркими представителями этой концепции являются Аврелий Августин и Фома Аквинский.

В Новое время возникает гражданская концепции политической мысли. Благодаря исследованиям таких выдающихся мыслителей как Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье и других, учения о политике и государстве были подняты на качественно новый теоретический уровень. В этот период политическая и наука освобождается от философско-этических и религиозных взглядов и постепенно трансформируется в самостоятельную науку.

Современный облик политология начинает приобретать со второй половины ХIХ века. Это в значительной мере связано с общим прогрессом социологических знаний, с развитием эмпирических методов исследования.

В этот же период политология становится самостоятельной, независимой академической дисциплиной. В 1857 г. в Колумбийском колледже США была создана кафедра «История и политическая наука». В 1880 г. в этом же колледже организуется первая школа политических наук. В 1903 г. в США создается Американская ассоциация политических наук, которая существует в настоящее время.

В 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО была создана Международная ассоциация политических наук. Политология как учебная дисциплина была введена в программы ведущих университетов США и Западной Европы. Следовательно, как учебная дисциплина политология окончательно утвердилась в середине ХХ века.

В России в конце ХIХ начале ХХ веков политическая наука развивалась достаточно интенсивно. Заметный вклад в мировую политическую мысль внесли М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев М. Острогорский, Г.В. Плеханов, В.И. Ленин и др.

Однако, после революции 1917 г. и установления Советской власти, политология оказалась под запретом. Тоталитарному режиму было невыгодно обучать своих граждан политической грамотности. Отдельные политические исследования проводились в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права, но они были настолько заидеологизированы, что не могли дать правильных ответов на запросы времени.

Только в 1989 г. Высшая аттестационная комиссия включила политологию в перечень научных дисциплин. Постановлением Правительства РФ политология была определена как учебная дисциплина в вузах России.

Функции и задачи политологии .

Как всякая научная область знаний политология выполняет определенные функции. Обычно выделяют такие как:

1)Познавательная -функция признана познавать политическую реальность и давать знания о природе и источниках властных отношений, способах их рациональной организации.

2)Инструменталистская (или практическая)- функция призвана использовать научные выводы в политической практике, государственном управлении, партийной стратегии и тактике, в процессах принятия решений и технологиях их реализации.

3)Воспитательно-социализационная - призвана формировать демократическую политическую культуру граждан, воспитывать индивида как гражданина своей страны и как вообще «политического человека».

4)Диагностическая функция призвана определять соответствие программ политических курсов как тенденциям социального прогресса, так и реальным возможностям и состоянию развития конкретного общества.

5)Функция политической рефлексии призвана вырабатывать способность рационально-критически оценивать политические процессы, свободно самоопределяться в политической жизни.

6)Прогностическая функция признана разрабатывать желаемые и возможные варианты развития политических процессов, учитывая действие различных факторов.

В отечественной политологии отмечаются такие функции политики:

Выражение властно значимых интересов всех групп и слоев общества,

Разрешение общественных конфликтов, их рационализация,

Руководство и управление политическими и общественными процессами в интересах тех или иных слоев населения или всего социума в целом,

Интеграция различных слоев населения за счет подчинения их интересов интересам целого, обеспечение целостности общественной системы, стабильности и порядка,

Политическая социализация, обеспечение преемственности и инновационности социального развития общества.

Задачи политологии: формирование знания о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования. С этими задачами органически связаны функции политологии. Важнейшими из них являются следующие: гносеологическая, аксиологическая, управленческая, функция рационализации политической жизни, функция политической социализации науки (в рамках системно-управленческого подхода в политологии) - это система принципов и приемов с помощью которых осуществляется снятие неопределенности, объективное познание политической системы управления в государстве, а так же политических, социальных, экономических и иных последствий императивного политического управления. Роли политологии (в рамках системно-управленческого подхода в политологии) - повышение социально-экономической эффективности деятельности, а так же снижение политических рисков социально-экономических субъектов. В представлении многих учёных предмет политологии представляет собой междисциплинарную науку, предметом изучения которой являются тенденции и законы функционирования и развития политической жизни, которые отражают реальный процесс включения субъектов политики в деятельность с реализацией политической власти и политических интересов. Но в то же время многие учёные придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что нет особых оснований для открытия «вечных» истин и «неизменных» политических законов. По их мнению, часто сторонники поиска политических законов не учитывают главного-то, что один теоретик рассматривает как «прогресс», для другого оказывается регрессом.

Методы политологии.

Политология имеет большой арсенал исследовательских методов, поскольку является междисциплинарной наукой и использует методологическую базу всех смежных дисциплин.

Первые попытки теоретического обобщения знаний о политике основывались на философско-этических (в основном умозрительных) идеях и представлениях. В средние века, доминирование в Западной Европе религиозных концепций предопределило и то,что и политическая мысль развивалась в рамках логической парадигмы.

Зарождение гражданской концепции политической мысли дало мощный толчок - возникновения и развития новых методов. В свои Трудах Дж.Локк, Ш.Монтескье, Э.Берк и другие, заложили основы институционального метода в политологии. В ХIХ начале ХХ века этот метод является одним из ведущих в политических исследованиях.

Институциональный метод ориентируется на исследование политических институтов: государства, партии, политических организаций и движений, избирательных систем и иных регуляторах политически деятельности и политического процесса.

С возникновением социологии как науки в середине Х I Х века социологические методы начинают применяться и в политических исследованиях. Этот метод так же становится одним из основных. Он широко используется и в настоящее время.

Социологический метод предполагает выявление социальной обусловленности политических явлении раскрывает социальную природу власти, определяет политику как взаимодействие больших социальных общностей. Основанный на конкретных социологических исследованиях (сборе и анализе реальных фактов) социологический метод заложил основу прикладной политологии, ориентированной на практическое применение результатов исследования.

Сравнительный (компаративный) метод использовался уже в античные времена. Так, Платон и Аристотель, на основании сравнения различных политических режимов, определяли «правильные» и «неправильные» формы государства, и конструировали в своих теоретических трудах наиболее совершенные (идеальные), по их мнению, формы государственного устройства.

В настоящее время сравнительный метод широко используется в политических исследованиях, а сравнительная политология является отдельным, относительно самостоятельным, научным направлением в структуре общей политической науки.

Антропологический метод анализирует политическое явление исходя из природной коллективисткой сущности человека. Еще Аристотель говорил, что человек по своей природе существо политическое и не может жить обособленно. В ходе своего эволюционного развития, люди совершенствуют свою социальную организацию и на определенном этапе переходят к политической организации общества.

Психологический метод предполагает изучение психологических механизмов психологического поведения и мотивации. В качестве научного направления они возник в ХIХ веке. Однако в его основу легли многие значимые идеи античных мыслителей (Конфуция, Аристотеля, Сенеки) и ученых Нового времени (Макиавелли, Гоббса, Руссо).

Значительное место в психологическом методе занимает психоанализ, основы которого разработал. Фрейд. С помощью психоанализа исследуются бессознательные психические процессы и мотивации, которые способны оказывать активное воздействие на политическое поведение.

В конце ХIХ начале ХХ века в американской психологии возникает такое научное направление как бихевиоризм. В 30 -50 годах ХХ века он активно развивается в политической науке и становится одним из самых значительных политических методов в американской политологии.

Бихевиористический метод основывается на эмпирических наблюдениях за социальным поведением индивидов и групп. При этом приоритет отдается изучению индивидуальных характеристик. Этот метод способствовал изучению электорального поведения избирателей и разработке предвыборных технологий. Бихевиоризм внес значительный вклад в развитие эмпирических методов исследования в политике, способствовал становлению и развитию прикладной политологии.

К недостаткам бихевиоризма можно отнести то, что он отдает приоритет исследованию оторванных (атомизированных) от общей социальной структуры и социокультурной среды индивидов и групп, отвергает исторические традиции народов и моральные принципы в угоду «голой» рациональности. По мнению А.С.Панарина, бихевиоризм является наиболее приемлемым для американского общества - общества, лишенного естественных исторических корней. Бихевиористский индивид-атом знает только внешние ограничения, связанные с давлением других атомов. В этой роли он чувствует себя связанным ни традициями, ни моралью ни какими-либо ценностями.

Структурно-функциональный анализ предполагает, что политическая сфера, как и общество в целом представляет собой сложную систему (структуру), с стоящую из множества взаимосвязанных элементов каждый из которых выполняет определенную, свойственную лишь ему, функцию.

Системный подход как отдельное направление политических исследованиях возникает в 50- 60 года ХХ века. Основными разработчиками этого подхода, являются американские исследователи Д.Истон и Г. Альмонд. Хотя сама теория системы так или иначе освещалась (разрабатывалась) в трудах Платона, Аристотеля, Гоббса, Маркса, Спенсера, Дюркгейма и др.

Системный подход по сути становится альтернативой бихевиоризму, так как в отличие от последнее рассматривает политическую сферу как целостную саморегулирующуюся систему, находящуюся в непосредственном взаимодействии с внешней средой, дает возможность упорядочить наши представления политической сфере, систематизировать все многообразие политических событий, построить некую модель политического действия.

Кроме перечисленных методов в политических исследованиях существуют и другие. Например, такие как метод экспериментных оценок, моделирование политических процессов, онтологический подход, исторический подход.

Заключение.

Итак, политология – это наука об общих и специфических законах, тенденциях и закономерностях функционирования и развития политической сферы общества, о формах их проявления и механизмах действия в современном обществе.

Сказанное о предмете позволяет увидеть, что сегодня политология представляет собой обширную область научных знаний, включающую в себя историю и философию политики (политическая теория), теорию политических институтов и процессов, политическую компаративистику (сравнительная политология), теорию мировой политики и международных отношений.

Список литературы.

1. Гаджиев К.С. Политология: Учебник. - М.: Университетская книга, Логос, 2006. - 468 с.

Политология. Ее высокая значимость определяется... идеологии. Современная политическая наука Политология активно развивается и окончательно формируется как наука во II половине...

  • Политология как наука (13)

    Реферат >> Политология

    Политология как наука П. Как понятие образуется из двух греческих слов: politia - город, logos - наука , учение. Политология - учение... о политике, механизмах изучения власти и управления обществом.Объект политологии - ...

  • ЧЕМ ЗАНИМАЕТСЯ ПОЛИТОЛОГИЯ

    Политика - традиционная область научного интереса. К ее исследованию имеют отношение" не только политология, но и другие области гуманитарного знания: философия, социология, политическая экономия, психология, география, юридическая, историческая и другие науки. Сказанное объясняется тем, что политика представляет собой сложное и многообразное явление, которому присущи как общие с другими общественными явлениями, так и специфические признаки. Они и дают возможность исследовать политику как с общетеоретического, так и с конкретно-социологического уровня, между которыми располагаются различного рода промежуточные уровни. Целесообразность и необходимость исследования политики под разными углами зрения не вызывает сомнений. Однако важно иметь в виду, что ни один из них не дает исчерпывающего представления о политике в целом. Только органическое единство, синтез всех уровней политологического знания позволяет создать тот сплав, который именуется политологией. Объединяя различные уровни, с позиций которых исследуется политика, политология не превращается вследствие этого в арифметическую сумму знаний, полученных другими науками. Она перерабатывает указанные знания под собственным углом зрения, образуя свой, политологический спектр исследования, в рамках которого политика как бы расчленяется на составляющие ее элементы (политические нормы и ценности, политическую идеологию и политическую психологию, политические институты и политические учреждения, политические отношения и политическое поведение). Причем эти элементы исследуются не только в тесной взаимосвязи друг с другом, но и с обществом в целом.

    Понятия и категории, разрабатываемые на других уровнях общественного знания, не механически переносятся в сферу политологии, а наполняются там новым содержанием. Так, например, проблема сознания в социологии исследуется как проблема группового сознания, в теории государства и права - как проблема правового сознания, а в политологии - как проблема

    политического сознания. Аналогичным образом проблема культуры, являясь философской категорией, в социологии выступает как культура той или иной социальной общности, в государственно-правовых науках - как правовая культура, а в политологии - как политическая культура со всеми присущими ей особенностями.

    Наряду с философскими и социологическими в политологии находят отражение понятия других общественных наук. Таковы, в частности, понятия: «политический строй», «политический статус», «политическая норма», «политическая этика», «политическая психология» и т. п. В политологии разрабатываются также понятия, которые отражают конкретные стороны и процессы политической жизни общества и личности и которые призваны способствовать успешному проведению конкретно-социологических исследований в этой области. К ним относятся: «политическая деятельность», «политическая активность» «политическое поведение», «электоральное поведение», «политическое решение», «политические установки и ориентации»; «политические ценности», «политическое лидерство», «легитимность», «политическая роль» и т. д.

    Политология как комплексная и относительно самостоятельная область современного гуманитарного знания не ограничивается лишь переводом общих философских, социологических и частно-научных понятий в так называемые операциональные определения, облегчающие эмпирический анализ политической действительности. Она имеет своим предметом раскрытие сущности политики как целостного общественного явления: 1) выявление на макро- и микроуровне ее необходимых структурных элементов, внутренних и внешних связей и отношений, 2) определение основных тенденций и закономерностей, действующих в различных общественно-политических системах, ближайших и конечных перспектив развития, 3) выработка объективных критериев социального измерения политики.

    Поскольку политика есть специфическая форма теоретической и практической деятельности классов, наций, социальных групп и индивидов, направленная на завоевание, удержание и использование политической власти, постольку наиболее важным объектом внимания политологии служит сама политическая власть, определение ее сущности и структуры; механизм распределения и осуществления этой власти в обществе. А это наилучшим образом может быть осуществлено лишь тогда, когда политика рассматривается в системе различных связей и отношений, ибо чтобы действительно знать предмет, надо всесторонне изучить его.

    Существует ряд практических и теоретических предпосылок, обусловливающих значение этой отрасли социального знания, ее включение в структуру гуманитарного образования в нашей

    В первую очередь к ним относятся потребности практического характера, формируемые процессами демократизации нашего общества, теми радикальными преобразованиями, которые ныне в нем происходят. Опыт этих преобразований убедительно показал, что политология обладает громадными возможностями воздействия на них. Ведь она имеет дело с таким массовым общественным явлением, как политика. Заниматься политикой в условиях происходящих ныне преобразований - значит рассматривать общественную жизнь с точки зрения того, какие массы людей вовлечены в эти преобразования, как они воспринимают их, на какие социальные инициативы готовы, какую активность проявляют в них. Далее, политология исследует особую сферу общественной жизни - политическую, в которой сосредоточены основные рычаги управления обществом - государство, партии, профсоюзные и иные общественно-политические организации. От того, как будут взаимодействовать между собой эти организации, каким содержанием будет наполняться их деятельность в ходе общественных преобразований, как адекватно они будут отражать качественно новый характер политических отношений, зависит не только сам процесс радикальных преобразований, но и их результаты. И наконец, политология по своей предметной направленности обращена не только к массам, но и к конкретным личностям. Вот почему весьма важной ее задачей в условиях радикальных преобразований является исследование факторов, способствующих политическому самовыражению личности, гуманизации политики, наполнению общечеловеческим содержанием.

    С другой стороны, именно опыт политического развития нашей страны убедительно свидетельствует о том, что без демократии, гласности и открытости не может быть подлинной политической науки. О какой политической науке могла идти речь в условиях культа личности Сталина, когда массовый характер приобрели репрессии, всеобщая подозрительность, недоверие и страх, когда политические решения готовились и принимались узким кругом лиц, когда уголовно наказуемой считалась любая попытка критического отношения к политической реальности. О какой политической науке могла идти речь в период политической деятельности Брежнева, когда процветало подхалимство и славословие, когда живая, творческая мысль подменялась непререкаемыми истинами, подлежащими лишь комментированию, когда мир повседневных реальностей и мир показного благополучия все больше расходились друг с другом, когда господствующим оставался стереотип, согласно которому в мире социализма все хорошо, а в мире капитализма все плохо.



    В этой связи не случайно, что период «оттепели» ознаменовался заметным повышением теоретической и практической активности 7

    советских политологов. Появились интересные работы по актуальным проблемам политики Г.Х. Шахназарова, Д.А. Керимова, Б.Н. Топорнина, Н.И. Азарова, В.Е. Чиркина, Β.Α. Туманова, В.Е. Гулиева, В.И. Разина, Н.М. Кейзерова и других, объективной оценке стали подвергаться различные стороны экономической, социальной, политической и духовной жизни прошлого. Возрос интерес к зарубежной политологии.

    Еще большие перспективы открылись перед политологами в условиях радикальных преобразований, начатых во второй половине 80-х годов, когда возникли необходимые предпосылки (организационные, нравственные и психологические) для проведения фундаментальных и прикладных исследований политической жизни, активизировалась научная, учебно-педагогическая деятельность самих политологов; возрос их престиж как внутри страны, так и на международной арене; более четко обозначились как общие, так и специфические подходы к пониманию международных, внутренних и региональных проблем между советскими и зарубежными политологами.

    Существуют и очевидные потребности организационного характера, появление которых обусловлено необходимостью подготовки специалистов самого широкого политологического профиля, способных решать практические и теоретические проблемы сегодняшнего и завтрашнего дня. Реальное демократическое управление может осуществляться, лишь опираясь на принцип профессиональной компетентности, а демократия превращается в пустую говорильню и митинговщину, если она не подкрепляется авторитетом политического знания, В совершенствовании своих политических знаний нуждаются и депутаты, и работники исполнительных органов, и представители средств массовых коммуникаций. И здесь важную роль призвана сыграть политология и как наука, и как учебная дисциплина.

    Действуют и потребности теоретического характера: бурный рост и накопление политических знаний создают необходимость их творческого осмысления во всем их многообразии. Речь идет как о классиках политической мысли типа Платона, Аристотеля, Локка, Гоббса, Монтескье, Макиавелли, Алексиса де Токвиля, К. Маркса, В. Ленина, М. Вебера, В. Парето, Э. Дюркгейма, так и о современных теоретиках политики.

    К потребностям исторического характера относятся важность и необходимость научного осмысления как нашего собственного историко-политического опыта, так и историко-политического опыта других стран. Если иметь в виду наш собственный историко-политический опыт, то он обязывает политологов-теоретиков и политиков-практиков бережно относиться ко всему рациональному, что в нем накоплено в результате тысячелетнего развития российского общества. Речь идет, например, о роли

    общины в экономической, социальной, политической и духовной жизни России.

    Что касается политико-исторического опыта зарубежных стран, то он был и остается важным для нас в таких областях, как конституционная теория и практика, гражданское и правовое общество, личная и общественная защищенность, парламентская и внепарламентская деятельность, законотворчество и нормотворчество, политическое управление и самоуправление, государственное регулирование бизнеса и.защита окружающей среды, политический процесс и политическое, в особенности электоральное, поведение. В качестве примера можно сослаться на принцип разделения властей, четко проведенный в конституционной теории и практике США.

    Существует и очевидная необходимость приобщения к достижениям мировой цивилизации, в том числе к достижениям в политологической области. Как и другие общественные науки, политология представляет собой международную область знания. Она развивается усилиями ученых разных стран, разных политических убеждений. Она имеет свою историю, начало которой восходит к работам Платона и Аристотеля. Большое значение для нынешнего этапа развития политической науки в России имеет внимательное отношение к теоретическому и практическому опыту, накопленному мировой политологией, Особый интерес для нас представляет политическая наука США. Именно там в конце XIX в. возникли первые школы политической науки. Именно в США впервые отработаны приемы исследования политической жизни. Именно там сконцентрировано более 90 процентов всех политологов мира.