Что изучает гендерная социология

В чем проявляются различия социальных ролей мужчин и женщин

Под влиянием каких факторов формируются гендерные стереотипы

18.1. Суть гендерной социологии и и категориальный аппарат

Тендерные исследования начались в западноевропейских странах, США и Канаде с середины 70-х годов XX в. Начиная с этого времени, проблеме половых различий в мировой литературе посвящается до 1,5 тыс. Научных публикаций ежегодно.

Само понятие «гендер» в современном понимании означает "соотношение людей разного статьи", а на украинском языке дословно "род" (мужской, женской, средний). Сегодня термин «гендер» применяют для описания различных преобразований в обществе и государстве, поскольку они происходят под влиянием личности мужчины и женщины и их отношений.

"Гендер" отличается от понятия "пол" (на английском "sex"), который используется для обозначения физиологических различий человек. Если пол задается естественно, то гендер - социально и обусловлен культурой общества в конкретный исторический период. В широком смысле гендер можно определить как смоделированную обществом и поддерживается социальными институтами систему ценностей, норм и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни и образа мыслей, ролей и отношений женщин и мужчин, приобретенных ими в процессе социализации.

В общем, гендер достаточно сложное понятие. В научных литературе оно употребляется в нескольких значениях:

Как социально-ролевая и культурная интерпретация черт личности и модели поведения мужчины и женщины, в отличие от биологического;

Как приобретение социальности индивидами, родившихся в биологических категориях женской или мужской статей;

Как политика равных прав и возможностей мужчин и женщин, а также деятельность по созданию механизмов по ее реализации.

Считается, что термин «гендер» впервые был введен в научный оборот американским психоаналитиком Робертом Столлер в работе "Пол и гендер: о развитии мужественности и женственности" (1968). "Гендер" он рассматривал как понятие, выражающее биологические, социальные, культурные особенности, независимые от тех, что понимается биологический пол. Поэтому не обязательно связывать бытие женщины с женственностью, а бытие человека с мужественным поведением. Такой подход поддержало многие социологи, особенно женского направления. Именно этот подход начал новое направление социальных исследований - тендерных.

Гендерная социология - отрасль социологии, изучающая закономерности дифференциации мужских и женских ролей, половые различия на всех уровнях и их влияние на человеческое существование, сосуществования, особенности социальной организации, специфику мужской и женской социальных общностей.

Главным интересом гендерной социологии? проблематика, которая ранее считалась второстепенной: сфера повседневного, интимного (гендерные роли, домашние обязанности, брак и т.д.). Значительное внимание сосредоточено на теоретическом анализе неравновесия, несбалансированности положений женщины и мужчины и их возможностей и шансов в самореализации, самоутверждении и саморазвитию.

Основная задача тендерной социологии заключается в осмыслении радикальных изменений положения женщины, укрепление и расширение женского начала в обществе. Однако тендерные исследования не являются чисто женскими. Они изучают социальную жизнь обоих полов, их поведение, роли, характеристики, общее и отличное между ними, социальные взаимоотношения полов.

Тендерные исследования - исследование социальных и социально-психологических особенностей женщин или мужчин. Это исследование средств отображения социального понимания половых различий.

Сегодня тендерные исследования получили статус академической дисциплины в американских и европейских университетах. Например, исследования по проблемам женщин стали частью образовательных и исследовательских программ в США, Франции, Великобритании, Канаде и других странах. Научное исследование и изучение тендера все больше распространяется в академических центрах Украины, в которых изучение тендерной проблематики было начато в 1990-е годы. За период своего существования центры женских и тендерных исследований подготовили литературу по женской и тендерной проблематике. Среди них работы Т. Мельник "Тендерная политика в Украине", Л. Лавриненко "Женщина: самореализация в семье и обществе (тендерный аспект)", Л. Смоляр "Гендерная демократия - стратегия XIX в.", К. Левченко "Права женщин: содержание, состояние и перспективы развития "и другие.

Понятие "тендер" означает ролевые социальные ожидания от представителей каждой статьи. Но в отличие от понятия "пол", оно касается не биологических особенностей, по которым различаются мужчины и женщины, а социально сформированных рис. То есть если с полом связаны только физические различия строения тела, то с тендером - психологические, социальные, культурные различия между мужчинами и женщинами.

Понятие "маскулинность" (лат. Masculinus - мужской, здесь - мужество, сила) и "феминность" (лат. Femina - женщина, самка, здесь женственность). Они обозначают отличные психологические характеристики, исторически сложившиеся особенностями культуры данного общества. Маскулинность рассматривают как совокупность физических качеств, моральных норм и поведенческих особенностей, присущих любому мужчине от рождения. Так, масуклиннисть ассоциируется с активностью, независимостью, самоуверенностью и тому подобное. Феминность - это характеристики связаны с женским полом, охватывающих: пассивность, мягкость, кротость, чуткость, эмоциональность и т.д., а также характерные формы поведения в каждом конкретном обществе. Высший уровень родства рис маскулинности и феминности, достигнутый одним лицом, свидетельствует о ее андрогинность (греч. Androgynos - двуполый). Она означает индивидуальную способность лица в зависимости от конкретных ситуативных условиях действовать одновременно по-женски и по-мужски. Понятие "андрогинность" появилось в литературе в 70-х годах. Американский психолог Сандра Бем была первой, кто разработал опросник по измерению андрогинности. Ее исследования показали, что почти треть взрослых людей имеют высокие показатели одновременно феминности и маскулинности. Также оказалось, что андрогинный люди более гибкие и легче адаптируются к окружающей среде, чем те, чьи показатели были изменены в сторону маскулинности. Например, люди, которые демонстрируют традиционные нормы маскулинной поведения, склонны к агрессивному поведению и не подвержены сопереживаний и нежности. Те, кто ведет себя в традиционно феминной манере свободно проявляют теплые чувства, сопереживание и нежность, однако они менее склонны к демонстрации настойчивости и независимости. Андрогинный люди могут быть независимыми и сильными и одновременно мягкими и добрыми, в зависимости от ситуации.

В отличие от андрогинными, маскулинный тип тендерной роли приводит к негативным общественным явлениям. Из исследований Украинской социолога Н. Лавриненко видно, что доминирование "мужского" в культуре приводит к культу силы в общественных отношениях. Принцип насилия, присущий маскулинном мировоззрения, переносится на взаимоотношения человека и природы, родителей и детей, женщин и мужчин.

Сексизм (лат. Sexus - пол) - дискриминация людей по признаку пола.

Патриархат определяется как семейная, социальная, идеологическая и политическая система, в которой женщина и женское всегда подчинено мужу и мужском. Данная категория является одной из наиболее употребляемых в феминизме. В отличие от патриархата, биархат является формой общественного устройства, при котором мужчины и женщины имеют равное положение в обществе.


  • 1. Раскройте сущность, предмет, объект, функции социологии труда и занятости.
  • 9.2. Категории социологии политики
  • 9.3. Гражданское общество и правовое государство
  • 9.4. Политическое сознание и политическая культура
  • Тема 10. Социология общественного мнения
  • 10.1. Общественное мнение как социальное явление
  • 10.2. Формирование общественного мнения
  • 10.3. Общественное мнение как фактор социальных изменений
  • 10.4. Основные методы изучения общественного мнения
  • Тема 11. Социология коммуникаций
  • 11.2. Основные подходы к изучению массовой коммуникации
  • 11.3. Особенности функционирования средств массовой информации
  • 11.1. Объект, предмет, история возникновения массовой коммуникации
  • 11.2. Основные подходы к изучению массовой коммуникации
  • 11.3. Особенности функционирования средств массовой информации
  • 2. Охарактеризуйте основные подходы к изучению массовой коммуникации.
  • 3. Проанализируйте особенности функционирования сми.
  • Тема 12. Социально-поселенческая структура общества
  • 12.1. Социология города
  • 12.2. Социология села
  • Тема 13. Этносоциология
  • 13.1. Этносоциология как научная отрасль социологии
  • 13.2. Этнические общности: племя, народ, нация
  • 13.3. Национально-этнические отношения
  • 13.4. Национально-этническое возрождение
  • Тема 14. Социология образования
  • 14.1. Предмет социологии образования. История ее развития
  • 14.2. Образование и общество. Социальная сущность образования
  • 14.3. Система образования: ее структура и функции
  • Тема 15. Социология науки
  • 15.1. Социология науки: история возникновения и предмет
  • 15.1. Социология науки: история возникновения и предмет
  • 15.3. Определение ключевых понятий социологии науки
  • Вопросы для самопроверки:
  • Тема 16. Социология молодежи
  • 16.1. Сущность, предмет, объект, функции социологии молодежи. Место и роль социологии молодежи в системе гуманитарных наук
  • 16.2. Молодежная проблематика в зарубежной и отечественной социологии
  • 16.3. Субкультура молодежи как социологическое понятие
  • 16.4. Государственная молодежная политика, ее основные направления
  • Тема 17. Социология семьи и брака
  • 17.1. Социальная сущность и функции семьи
  • 17.2. Классификация семейно-брачных отношений
  • 17.3. Кризис семьи и ее будущее
  • Тема 18. Социология конфликта
  • 18.1. Понятие конфликта, его социальные предпосылки
  • 18.2. Функции социальных конфликтов и их классификация
  • 18.3. Механизм социального конфликта и его стадии
  • Тема 19. Поколения как субъекты общественной жизни
  • 19.1. Понятие поколения: сущность и содержание
  • 19.2. Возрастная стратификация общества
  • 19.3. Отношения поколений: преемственность и конфликты
  • Тема 20. Гендерная социология
  • 20.2. Основные положения гендерной социологии
  • 20.3. Проблема гендерных отличий в мировой социологии
  • 20.4. Феминизм: сущность, этапы, направления
  • 1. Раскройте сущность и содержание основных категорий гендерной социологии.
  • Проблемные вопросы и индивидуальные контрольные задания
  • Литература
  • Темы рефератов и докладов
  • Задания для самостоятельной работы Проблемные вопросы и индивидуальные контрольные задания
  • Литература
  • Темы рефератов и докладов
  • Задания для самостоятельной работы Проблемные вопросы и индивидуальные контрольные задания
  • Литература
  • Литература
  • Темы рефератов и докладов
  • Задания для самостоятельной работы
  • Литература
  • Семинар №11. Социальные конфликты (2 часа) План
  • Темы рефератов и докладов
  • Задания для самостоятельной работы
  • Литература
  • Типы семей
  • Словарь ключевых социологических понятий и терминов
  • Методические указания для самостоятельной работы студентов дневной формы обучения
  • Контроль (определение рейтинга) учебной работы студентов
  • Оценка видов учебной, организационной и научной деятельности студента в рейтинговой системе
  • Методические указания для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения Методические рекомендации к подготовке рефератов (контрольных работ)
  • Темы рефератов для студентов-заочников
  • Вопросы к экзамену (зачету)
  • 49. Сущность и содержание основных категорий гендерной социологии.
  • 50. Феминизм: сущность, этапы, направления.
  • Тема 20. Гендерная социология

    20.1. Сущность, основные категории гендерной социологии

    20.2. Основные положения гендерной социологии

    20.3. Проблема гендерных отличий в мировой социологии

    20.4. Феминизм: сущность, этапы, направления

    Основные понятия : гендерная социология, гендер, гендерные отличия, феминизм

    20.1. Сущность, основные категории гендерной социологии

    На рубеже XX-XXI вв. постсоветская социология стала осваивать новые подходы и направления, среди которых и гендерные исследования, хоть эту проблематику немало исследователей рассматривают как экстравагантную.

    Гендерная тематика вошла в научное обращение в западноевропейских странах, США и Канаде в начале 80-х годов XX в. А еще в 60-ые годы понятие «гендер» в современном понимании - «соотношение людей разного пола», «социальный конструкт пола» - было неизвестно и употреблялось лишь для обозначения грамматической категории, которая дословно переводится как «род». Активное использование во многих европейских странах понятия «гендер» в новом значении свидетельствует, что в последние десятилетия произошло не только переосмысление проблемы отношений полов, но и о том, что их теперь стали рассматривать как форму социальной организации.

    Английским аналогом понятия «пол» является «sex». Традиционно оно использовалось для обозначения морфологических и физиологичных отличий людей. Однако в 70-ые годы XX в. социологи предложили различать понятия «sex» и «gender», поскольку, кроме биологических отличий, между мужчинами и женщинами существует деление на социальные роли, формы деятельности. Они отличаются поведением, ментальностью, эмоциональностью. Внедрение этого понятия было вызвано необходимостью переосмысления взглядов на разные половые черты и роли как проявление «природных» качеств. Следовательно, в конце XX в. гендерную роль рассматривали не только как проявление природой заданных особенностей, но и как систему ожиданий адекватного поведения; не как естественный пол, а как «социально-культурный конструкт». С этой точки зрения, некоторые характеристики женщин (например, эмоциональность, склонность к самопожертвованию, ориентированность на семью и детей) становились не природными качествами, а характеристиками, сформированными определенным типом общества.

    Считается, что впервые понятие «гендер» было внедрено в научное обращение американским психоаналитиком Робертом Столлером в труде «Пол и гендер: о развитии мужества и женственности» (1968). «Гендер» он рассматривал как понятие, которое выражает психологические, социальные, культурные особенности, независимые от тех, что характеризуют биологический пол. Поэтому необязательно связывать сущность женщины с «женственностью», а сущность мужчины с «мужественным» поведением. Такой подход был поддержан многими социологами, он положил начало новому направлению социальных исследований - гендерных. Теперь это понятие употребляется в разных значениях: как обозначение пола - «социальный пол»; как ожидание того, что должны делать мужчины и женщины. Но понятийное поле этого понятия еще не до конца очерчено, а под гендерным подходом понимают:

    а) отдельную гендерную теорию, которая изучает семью и социальные отношения полов;

    б) универсальную концепцию патриархата как системы господства в обществе;

    в) общеметодологический подход, который рассматривает отношения полов как отношения власти.

    Стержнем научного интереса современной гендерной социологии является проблематика, которая раньше считалась второстепенной: сфера повседневного, интимного (гендерные роли, домашние обязанности, брак и др.). Ее интерес концентрируется на проблеме идентичности (самоопределенности). Гендерные исследования, не игнорируя количественных методов, отдают преимущество качественным: глубинному интервью, методу устных историй, биографическому методу, культурологическому анализу, психологическим и этнографическим техникам, которые передают драматизм субъективного опыта людей. Часто они применяют специфические методики: принцип «партнерства», соучастия, диалог, которые предают исследованию эмоциональную окраску. При этом отношение исследователя к объекту исследования имеет особое социальное проявление: гнев, радость, симпатия, которые возникают в процессе взаимодействия и могут влиять на результат исследования. Это предопределяет повышенное внимание к этике гендерных исследований. Гендерная социология должна учитывать в своих исследованиях отличия в экономическом, семейном и социальном статусах, особенности состояния здоровья, возраста, политических взглядов объектов. Ее интересует не обезличенное большинство, а отдельные специфические социальные группы. Не препятствуют этому немногочисленность и нерепрезентативность этих групп, поскольку лишь учет всех разногласий дает возможность адекватно познать реальность во всем ее разнообразии.

    Гендерная социология – отрасль социологии, изучающая закономерности дифференциации мужских и женских ролей, половые отличия на всех уровнях и их влияние на человеческое существование, сосуществование, на особенности социальной организации, специфику мужского и женского социальных сообществ.

    Понятие «гендер » (gender) означает социальное ожидание от представителей каждого пола. Но, в отличие от понятия «пол», оно характеризует не биологические особенности, по которым различаются мужчины и женщины, а социально сформированные черты. То есть если с полом связанны только физические различия в телосложении, то с гендером - психологические, социальные, культурные различия между мужчинами и женщинами. Соответственно понятие «пол » охватывает комплекс репродуктивных, поведенческих, телесных, социальных характеристик, которые определяют индивида как мужчину или женщину. В мировой социологии биологический пол определяют понятием «sex», а социальный – понятием «гендер».

    Не связанны с биологическим полом понятия «маскулинность » (лат. masculinus - мужской; здесь - мужество, сила) и «феминность » (лат. femina - женщина, самка; здесь - женственность). Они характеризуют различные психологические характеристики, исторически сформированные особенностями культуры определенного общества. Маскулинность ассоциируется с активностью, независимостью, самоуверенностью, а феминность - с зависимостью, несмелостью, сентиментальностью. Характеристики, объединяющие черты маскулинности и феминности, свойственные для в одного человека, свидетельствуют о его андрогенности (грец. androgynos - двуполый). Маскулинность, феминность и андрогенность являются предпосылками определенной модели социального поведения. Андрогенная личность имеет больший выбор вариантов моделирования поведения, она гибче в отношении социального приспособления. Профессор психологии Сандра Бем (США) объясняла андрогенность как индивидуальную способность индивида в зависимости от конкретных ситуативных условий действовать или по-женски, или по-мужски.

    Понятие «сексизм » (лат. sexus - пол) было внедрено в научный оборот феминистами по аналогии с расизмом и означал систему установок, которая оправдывает социальное неравенство женщины, ссылаясь на существенные недостатки (изъяны) женской природы, якобы неспособной к социальному творчеству. В наше время понятие «сексизм» получило более широкое значение и указывает на дискриминацию по половому признаку как женщин, так и мужчин. Как социальное явление, сексизм близок к патриархату. В начале 90-х годов XX в. профессор социологии Сильвия Волби (США) дала определение понятия «патриархат » как системы взаимоувязанных социальных структур, посредством которых мужчины подавляют и эксплуатируют женщин. В связи с этим категория «патриархат» является одной из самых употребляемых в феминизме, одна из представительниц которого американка К. Миллет считает, что патриархальными были все исторические цивилизации. Ведь под руководством мужчин всегда были армия, индустрия, технология, образование, наука, политика и финансы - все, из чего состоит власть. Современные общества тоже патриархальные, отличаются лишь степенью и особенностями социального неравенства, обусловленного социальным статусом мужчин и женщин, то есть гендерным неравенством. В отличие от патриархата, биархат является по форме общественным строем, при котором мужчины и женщины имеют равное положение в обществе. Он тесно связан с гендерной симметрией (совокупностью представлений об исконном равенстве людей).

    Актуальность современных гендерных исследований обусловлена социальными трансформациями общества, которые знаменуют выход на историческую арену такого феномена как «женская революция». Речь идет не только о новых женских проблемах и осложнении существующих. Женский фактор настойчиво и стремительно врывается в современную картину мира, нуждаясь в переосмыслении многих основ цивилизации, в том числе места и роли женщины в современном мире, без решения которых невозможно поступательное развитие. Осмыслить радикальные изменения положения женщины, укрепления и расширения женского начала в обществе призвана гендерная наука.

    Гендерные исследования не являются сугубо женскими, они сориентированы и на проблемы мужского сообщества, сравнительный анализ женских и мужских особенностей, отличий и проблем (в социальном контексте), но именно женский вопрос привлекает внимание научных работников больше всего. Теория гендера акцентирует внимание не на проблемах женщин, а на отношениях женщин и мужчин в обществе, на невозможности адекватно понять положение женщины в обществе без анализа и понимания гендерных отношений.

    ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ, раздел социологии, в котором рассматривается, как связаны отношения между людьми в группах с их принадлежностью к определённому полу. Пол при этом понимается не как биологическая характеристика человека, а как совокупность социальных признаков, которые приписываются полам в разных культурах на разных этапах их развития (смотри Гендер). Принципиальная теоретическая посылка гендерной социологии заключается в том, что гендерные отношения образуют систему, или порядок, основанный на власти и иерархии. Предметом гендерной социологии являются различия социальных ролей разных полов, называемых гендерными группами или гендерами, а также смыслов и значений, которые с этими ролями связаны.

    Гендерная социология начала формироваться в 1970-е годы в Великобритании, США, а затем и в других странах Запада. В конце 1980-х - начале 1990-х годов она вошла в научную практику России. Социальной предпосылкой развития гендерной социологии явилось развитие женского движения - так называемого феминизма 2-й волны. С этой точки зрения гендерная социология, наряду с другими областями гендерных исследований, является когнитивной (познавательной) практикой движения женщин за равенство прав и возможностей. Поэтому первоначальным предметом анализа гендерной социологии выступали женщины.

    Исходными теоретическими понятиями гендерной социологии и гендерных исследований в целом явились понятия патриархата, разделения публичного и приватного и половой роли. Патриархат в традиционном обществе - власть главы расширенной семьи над женой, младшими мужчинами, детьми и другими домочадцами. Глава современной нуклеарной семьи существует в сфере публичного и обеспечивает её связь с внешним миром, то есть выполняет роль добытчика и кормильца. Роль женщины в этой системе ограничивается сферой приватного. Она принимает на себя функцию заботы, эмоциональной поддержки и воспроизводства рабочей силы. В первой исторической форме гендерной социологии, в американском структурном функционализме 1940-50-х годов (Т. Парсонс, Р. Бейле), подобное разделение половых ролей рассматривалось как необходимое условие социального порядка. В 1950-60-е годы в работах учёных М. Комаровски (США) и В. Клейн (Великобритания) эта теоретическая посылка была подвергнута системной критике. Они (так же как их единомышленники 1970-1980-х годов - английские исследователи С. Уайз, Х. Вайнрайх, Л. Стэнли и др.) указывали, что в этой посылке не предусматриваются возможности изменения половых ролей, конфликты между предписываемыми и реально осуществляемыми ролями, а также между одновременно выполняемыми ролями. Анализ этих недостатков функционалистской модели вылился в разработку гендерной версии аналитической теории конфликта (американская исследовательница Дж. Чафиц и др.).

    Критика ограничения социального пространства женщин сферой приватного приводит к пересмотру традиционной концепции стратификации. Основываясь на марксистской модели капиталистической эксплуатации, гендерные социологи отмечают, что женщины принимают участие в воспроизводстве рабочей силы, но их труд в домашней и неформальной экономике не оплачивается. Поэтому они как класс оказываются социально невидимыми: их социальный статус определяется по статусу отца, мужа или старшего мужчины в семье [смотри об этом в трудах К. Дельфи (Франция), Х. Хартман (США), С. Уолби (Великобритания)].

    Несмотря на высокий уровень занятости женщин в публичной сфере и рост технической оснащённости производства, концепция традиционных половых ролей сказывается на гендерной сегрегации и стратификации профессий и их разделении на «мужские» и «женские». В гендерной социологии отмечается более низкий статус «женских» профессий и сфер занятости, гендерное неравенство в оплате труда, устойчивость феномена так называемого стеклянного потолка, то есть неформальных ограничений социальной мобильности женщин в рамках данной организации. Гендерная социология тесно связана с гендерной экспертизой трудового законодательства, работой по его совершенствованию с точки зрения равноправия гендерных групп и контролем за его исполнением.

    Устойчивость гендерного неравенства, сохраняющегося вопреки проведению антидискриминационных мер, приводит к необходимости поиска причин этой устойчивости в сознании людей и практике социальных взаимодействий. Теоретико-методологическими основаниями этих исследований послужили этнометодология (Х. Гарфинкель) и символический интеракционизм (И. Гофман), которые изучают социальное взаимодействие как процесс переговоров и согласования смыслов. Категоризация обсуждаемых смыслов с помощью слов естественного языка и их последующее овеществление называется социальным конструированием. В этнометодологическом направлении гендерной социологии гендер понимается как поведение дееспособного индивида, отвечающего перед обществом за соответствие нормативным концепциям мужественности или женственности. Понимаемый таким образом гендер отличается от пола как отнесения человека либо к мужчинам, либо к женщинам на основании биологических признаков и от половой категоризации, то есть социальной идентификации индивида как мужчины или женщины. Пол человека не должен обязательно соответствовать той половой категории, к которой его относят, тогда как гендер должен обязательно ей соответствовать. Именно этим обстоятельством объясняются сложности освоения мужчинами «женских» сфер занятости, а женщинами - «мужских». Так, мужчина, занятый в столь гендеризованной области, как уход за детьми, должен найти способ разрешения противоречия между выполняемой им гендерной функцией заботы, которая приписывается женщинам, и принадлежностью к своей половой категории.

    Формирование и воспроизводство гендерной системы, согласно этнометодологам (американские учёные К. Уэст, Д. Зиммерман и др.), происходит не в силу усвоения заданных гендерных ролей, а в силу того, что в процессе взаимодействия человек обязан соответствовать той половой категории, к которой его относят. Именно этим механизмом объясняются неравное распределение домашних обязанностей в ситуации равной занятости обоих супругов и так называемый двойной гнёт, который падает на плечи занятых в общественном производстве женщин.

    Последователей символического интеракционизма интересуют самые разнообразные символические ресурсы конструирования гендерных отношений. Помимо конкретных ситуаций социального взаимодействия они анализируют также тексты, зрительные образы и фильмы, которые рассматриваются как орудия контроля и власти.

    Исследования гендера как социального конструкта осуществляются с помощью качественных методов, таких как включённое наблюдение, глубинное интервью, дискурсивный анализ и др., что роднит их с классической этнологией, с одной стороны, и с постструктурализмом - с другой.

    В последовательных формах конструктивистского подхода в гендерной социологии (например, американской исследовательницы С. Кесслер, У. Макенна) было пересмотрено исходное противопоставление пола гендеру как биологическому социальному и показано, что даже те сферы взаимодействия полов, которые первоначально считались биологически детерминированными, а именно телесно-эротические контакты людей (сексуальность), также являются социальными конструктами. Это способствовало расширению предмета гендерной социологии - стали исследоваться особенности сексуальности и эротизма в условиях модерна и постмодерна (3. Бауман, Э. Гидденс и др.). Наряду с нормативными сценариями сексуального поведения изучаются отклоняющиеся формы (инцест, сексуальная эксплуатация, сексуальное насилие, порнография как форма доминирования).

    Отмеченные изменения в подходах гендерной социологии синтезированы в дефиниции гендера, которую даёт один из ведущих гендерных социологов - австралийский учёный Р. Коннелл. Согласно этому определению, гендер - структура социальных отношений, стержнем которой является репродуктивная сфера человека, и множество управляемых этой структурой практик, привносящих репродуктивные различия между телами в социальные процессы.

    Отечественная гендерная социология формировалась на фоне множественности подходов и концепций, которые уже сложились на Западе, а также традиции исследования отношений между полами, заложенной русскими философами (Н. А. Бердяев, В. В. Розанов) и теоретиками и практиками решения «женского вопроса» (А. М. Коллонтай и др.). Поэтому российская гендерная социология с самого начала отличается множественностью представленных в ней научных парадигм.

    Тематически гендерная социология в России определяется специфическими проблемами, связанными с изменением гендерной системы в условиях трансформации социально-экономических отношений, начавшейся в 1990-е годы. Сюда относятся такие проблемы, как поведение разных гендерных групп в новых экономических условиях, изменение так называемого социального контракта «работающей матери», характерного для советского времени, роль СМИ в конструировании новых идеалов мужественности и женственности, изменение сценариев сексуального поведения, гендерные аспекты общественных движений.

    Лит.: Connell R. W. Gender and power: society, the person and sexual politics. Camb., 1987; Abbott Р., Wallace С. An introduction to sociology: feminist perspectives. L.; N. Y., 1990; Здравомыслова Е. А., Темкина А. А. Исследования женщин и гендерные исследования на Западе и в России // Общественные науки и современность. 1999. №6; Хрестоматия феминистских текстов / Под редакцией Е. А. Здравомысловой, А. А. Темкиной. СПб., 2000; Ярская-Смирнова Е. А. Одежда для Адама и Евы. Очерки гендерных исследований. М., 2001; О мужественности. Сб. ст. / Сост. и редактор С. А. Ушакин. М., 2002; Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. М.; СПб., 2002. Главный 9; Gender. А sociological reader / Ed. by S. Jackson, S. Scott. L., 2002; Социология гендерных отношений / Под редакцией 3.М. Саралиевой. М., 2004; Кон И. С. Сексуальная культура в России. 2-е изд. М., 2005; Тартаковская И. Н. Социальное положение женщин и мужчин: гендерные проблемы современной России // Социальные трансформации в России: Теории, практики, сравнительный анализ / Под редакцией В. А. Ядова. М., 2005.

    Гендер - это понятие которое обозначает социальный пол человека, в отличие от биологического пола, социально ролевой статус, который относительно социальных возможностей каждой в образовании, проф. . деятельности, доступа к власти, семейной роли и репродуктивному поведению и естьодним из базовых измерений социальной структуры общества.

    Пол - это понятие что означает теанатомо-биологические особенностиі людей в основном в репродуктивной системе на основекоторых люди определяются как мужчины или женщины.

    Женщины в средние века. Каждая благородная дама могла иметь одного или нескольких поклонников-рыцарей, которых законный супруг обязан был признавать без ревности.

    Представление о способностях мужчин и женщин в разных сферах деятельности.

    Оценивая социальный статус мужчин и женщин в современном украинском обществе, 43% респондентов определили статус мужчины и женщины как одинаковый, а 35% указали на то, что статус мужчиныесть высшим чем статус женщины. Гендерные стереотипы, которые существуют в обществе, очень часто становятся на помехе и мужчинам, и женщинам в их профессиональной деятельности и в личной жизни. Они существенно влияют на стремление и самооценку женщин и ужнин, предопределяют предубежденную оценку их действий и способностей Гендерная социализация.

    Гендерная социализация - это процесс усвоения социальной роли, определенной для нее обществом от рождения, в зависимости от того, мужчиной или женщиной она родилась Отношение христиан к женщине.

    В христианской традиции существует две противоположные тендэнции в отношении к женщине: ей поклоняються, в образе Божей Матери, воздаютженщин - мироносиц, которым первым появилсявоскресший Христос, уважаютженщин святых и великомучениц. С другой стороны женщинусчитают более близкой кпотусторонним силам, она сеть соблазна, она создана изАдамового ребра, нечистая и неполноценная, а самое главное виновная, потому что через нее произошло изгнание из рая.

    Сексуальные домогательства на работе.

    Сексуальные домогательства на работе стали понятием повсеместным. Отвергнувшигруду исторических подробностей, начнем из того, что различают двавида сексуального домогательства. Первый "работает" по законам бизнеса - услуга за услугу. В Украине нет четкого механизма прописания норм относительно сексуального домогательства (в том числе служебного), как, например, в США, где данной проблемой занимаются психологи, союзы, организации, научно-исследовательские институты и т.д. Но ответственность, хотя и очень коротко, прописанная в Уголовном кодексе Украины, а именно в статье 154 (Принуждениековступлению в половую связь), где в ч.1 говорится, что за принужденияженщины или мужчиныковступлению в половую связь естественным или неестественным образомлицом, от которого женщина или мужчина материально или служебно зависимы, - наказывается штрафом до пятидесяти необлагаемых минимумов.

    Понятия стать, роль, маскулинность, феминность, идентичность.

    Стать – это понятие, что обозначает те анатомо-биологические особенности людей в основном в репродуктивной системе на основании которые люди обозначаются как мужчины и женщины.

    Роль – это характеристика поведения человека в условиях, определяемых социальными институтами.

    Маскулинность - система свойств личности, которые традиционно полагают мужскими.

    Феминность - это свойство личности, котораяпредусматривает соответствие женщины собственному психологическомуполу, соблюдение женских половых ролевых норм, типичного для женщины поведения, ценностей, установок.

    Идентичность - собственные чувства и сознательное поведение лица которая редактируется его биологическим полом и обучение, усвоение и воспроизведение гендерных ролей.

    Женщина в семейном быту.

    В течение XIV - XVIII ст. семья в Украине, как и во всех тогда окружающих соседних странах, оставалась патриархальной. Главой семьи, итак, должен был бытьмужчина, которомуженщина обязанная была быть верной и послушной, во всем покорной. Женщина была будто полуполноправнымлицом, что все время находилась под чьей-то опекой: пока не выйдет замуж - ею охраняли родители, или, если они умирали, ближайшие родственники, a когда девушка выходила замуж, переходила под опеку своего мужчины.

    Гендерные стереотипы.

    Гендерные стереотипы - это обобщенные и упрощенные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям “мужское” и “женское. - Стереотипы маскулинности-фемининности. Маскулинность приравнивается к активно-творческому, культурному началу, а фемининность – к пассивно-репродуктивному, природному.

    Стереотипы, закрепляющие семейные и профессиональные роли в соответствии с полом. Для женщины главные социальные роли – семейные роли, для мужчин – профессиональные. Женщин принято оценивать по наличию семьи и детей, мужчин – по профессиональному успеху.

    Согласно обыденному сознанию, “нормальная” женщина хочет выйти замуж и иметь детей и что все другие интересы, которые она может иметь, являются вторичными по отношению к этим семейным ролям.

    Стереотипы, связанные с различиями в содержании труда. Согласно этому стереотипу, удел женщины – экспрессивная сфера деятельности, где главным является исполнительский и обслуживающий труд. Тогда как инструментальная сфера, где главным является творческий, созидательный, руководящий труд - это область деятельности для мужчин.

    Понятие транссексуализма, трансвестизма, гомосексуализма.

    Трансвестизм - это более легкая форма нарушения гендерной идентичности, которая проявляется в стремлении играть роль противоположного пола, потребности переодеваться, использовать имя и заимствовать другие ролевые атрибуты противоположного пола, хотя это не сопровождается полным осознанием себя лицом противоположного пола.

    Транссексуализм - это полное осознание себя представителем противоположного пола Гомосексуализм (грец. Герц, герц, грек, грен, грець, греця, грецю, греці, грець, греця, грецю, греці homois - подобный и лат. seksus - пол) - психосексуальная ориентация, направленность полового прельщения и форм его реализации к лицам своего пола, половых отношений между лицами своего пола.

    Государственная политика поддержки семьи.

    Основными задачами Программы есть - усовершенствование нормативно-правовой базы по вопросам семьи для ее надлежащего развития и выполнения социальных функций - всестороннее укрепление правовых, моральных и материальных принципов семейного жизни -внедрение правовой, психолого-педагогической и организационно-методической системы с целью создания оптимальных социально-экономических условий для полноценного воспитания детей всемьи;

    повышение уровня экономической активности и самостоятельности семей, оптимизация их социальной защиты, прежде всего тех, что имеют детей - создание системы целенаправленной подготовки будущих родителей к супружескому жизни, повышению уровня психолого-педагогической культуры граждан.

    Гомосексуальность.

    Гомосексуализм (грец. Герц, герц, грек, грен, грець, греця, грецю, греці, грець, греця, грецю, греці homois - подобный и лат. seksus - пол) - психосексуальная ориентация, направленность полового прельщения и форм его реализации к лицам своего пола, половых отношений между лицами своего пола. Формирование психосексуальной ориентации охватывает пубертатный (12-18 лет) и переходной (16-26 лет) периоды сексуальности. Становление психосексуальной ориентации есть конечным этапом психосексуального развития, на котором происходит формирования платонического, эротического и сексуального либидо. Термин "гомосексуал" впервые предложил венгерский журналист и защитник прав человека Карл - Мария Бенкерт в 1869 году. Этот срокпоявился в двух памфлетах, в которыхБенкерт высказывал протест против прусскогозакона что запрещал содомию. Гомосескуальність открыто в больше чем в 400 видов млекопитающих и птиц. Поэтому практически все ученые склоняются кмысли, которая сексуальная ориентация имеет генетические причины.

    Ролевой конфликт работающей женщины.

    Этот личностный конфликт между ролями чаще возникает у женщин, ориентированных на свою семью, но вынужденных работать вне дома, то есть половотипизированыхженщин. Ролевой конфликт работающей женщины рассматривается как комплекс субъективных негативных переживаний, которые возникают у женщины, при оценке ею того, как она справляется с совмещением ролей в профессиональной и семейной сферах. Деструктивным показателем ролевого конфликта являются чувства вины, которое рождается из модели восприятия женщин своїх ролей.

    Гендерные конфликты.

    На макроуровне гендерный конфликт - это конфликт интересов, то есть борьба женщин как социальной группы за высший статус в обществе Гендерные конфликты вызванные разногласиями между нормативными представлениями о чертах личности и особенности поведения женщин и мужчин и невозможностью или нежеланием личности и группы людей отвечать этим представлениям – требованиям.

    Мужская и женская сексуальность.

    Сексуальность - урожденная потребность и функция человеческого организма подобно к процессам дыхания, пищеварение и т.п. С биологической точки зрения - это готовность к полноценной сексуальной деятельности: развитыегеніталії, половой поезд, способность к сексуальному возбуждению и его интенсивность, возможность переживать оргазм, вековой и конституционный критерий. Но сексуальность значительно более широкая от нее сугубо генітальногоизмерения и, как говорят, 90% сексуальности - в голове, а не в половых органах.

    Проблема гендерной неравности в Украине.

    Существующее выраженное доминирование представителей мужского пола во многих сферах социального жизни в Украине базируется на постоянных гендерных стереотипах и устаревшей культурной детерминанте. Стали стереотипы создают значительные трудности в достижении женщинойдействительногоравенства в таких сферах жизни как семени, политика и бизнес. Если оказать в процессе формирования стереотипов тот период, когда возникает доминирование мужского типа в социуме, то можно максимально повлиять на этот процесс и добиться перераспределения мужского доминирования и тем самым значительного роста количества женщин, которые будут занимать ключевые руководящие должности в политике, бизнесе ит.п. И главное, отказ от старых гендерных стереотипов поможет росту демократизации государства и его культуры, созданию социального, открытого общества, в которомженщина, в качестве лидера, ценится также высоко, как и мужчина.

    Ключевые понятия : гендерная социология, гендерные исследования, женские исследования, мужские исследования, гендерная социология в России.

    Каким образом определяется объект и предмет гендерной социологии. Здесь мы наблюдаем различие точек зрения исследователей.

    По Н. Смелзеру, социологи исследуют различия между мужчинами и женщинами на основе анализа четырех компонентов половой идентичности:

    а) биологического пола, или первичных и вторичных физических признаков, которые определяют принадлежность человека к мужскому или женскому полу;

    б) гендерной идентичности, или осознания своего пола;

    в) гендерных идеалов, или культурных, стереотипов поведения мужчин и женщин;

    г) сексуальных ролей, или разделения труда, прав и обязанностей в соответствии с полом. 6

    Это определение предметной области гендерной социологии. За рубежом в последние десятилетия гендерные исследования про­водятся преимущественно на теоретической основе феминистских тео­рий, позволивших значительно расширить традиционную социологиче­скую проблематику. По мнению Л.Г. Титаренко , гендерная социология 7 – (1)специальная (частная) социологическая теория , изучающая закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей, разделения труда по признаку пола, культурные символы и социально-психологические стереотипы мужественности и женственности, их влияние на разные стороны общественной жизни. Объектом исследования гендерной социологии являются исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин и соответствующий им патриархальный образ социальной реальности. Предметом исследования гендерной социологии является гендерное неравенство и социальная несправедливость в отношении женщин, которые наиболее полно проявляются в социальной стратификации по признаку пола на микро-, мезо- и макроуровнях. Как специальная теория, гендерная социология является частью социологического знания в рамках любой из существующих парадигм; (2) новая социологическая парадигма , признающая необходимость кардинального пересмотра всего социологического знания под углом зрения признания исторически сложившегося взаимоотношения полов несправедливым и включения уникального научного и повседневного опыта женщин в социологическое знание и ставящая своей целью не только понимание и объяснение мира, но и его изменение. Теоретико-методологической основой такого подхода выступает феминизм 8 .

    С точки зрения Г.Г. Силласте , гендерная социология изучает закономерности развития и социального взаимодействия гендерных общностей (мужской и женской) во всех сферах общественной жизни, эволюцию их социальных статусов, сознания и отношений с учетом влияния конкретных исторических условий, культурных традиций, символов и стереотипов, а также биопсихологических особенностей пола. Понятие «гендерная социология» в западной литературе практически не употребляется 9 .

    Объект гендерной социологии, по Г.Г. Силласте, - мужчины и женщины как крупные гендерные общности в социальной структуре населения, различающиеся статусными характеристиками, ролевыми функциями, особенностями психологического склада, поведения и сознания. Преобладающим объектом гендерной социологии в российской социологии традиционно является женский социум . Предмет гендерной социологии - социальный статус мужчин и женщин как гендерных общностей и его эволюция под влиянием конкретных условий (исторических, политических, экономических, духовных). Большой вклад в развитие гендерной социологии внесли работы Маргарет Мид 10 , Бетти Фридан 11 , Симона де Бовуар 12 и др.

    Т.А. Гурко пишет, что «так же, как и на Западе, в России и СССР гендерные аспекты вначале анализировались не столько в рамках социологии, сколько в смежных с ней дисциплинах. <…> В последние годы хотя и появились специальные исследовательские гендерные центры, но недостаточная проработанность теоретических и методических основ пока не позволяет говорить об окончательной сформированности этой дисциплины» 13 .

    Отметим точку зрения Е. Здравомысловой и А. Темкиной . По их мнению, «термин «гендерный подход» возникает в социологии в 70-е годы. Он формируется как оппозиция исследованиям отношений между полами. Под гендерным подходом в социологии мы понимаем анализ отношений власти, организованных на основании культурно-символического определения пола. Культурно-символическое определение пола (то, что называется гендером) - это комплексная характеристика статуса, которая возникает на пересечении множества признаков индивида и/или группы. Таким образом, гендерный подход представляет собой вариант стратификационного подхода, в нем всегда присутствует тезис о неравном распределении ресурсов по признаку приписанного пола, об отношениях господства-подчинения, исключения-признания людей, которых общество относит к разным категориям пола» 14 .

    Социология практически всегда включала в свое поле рассмотрение отношений полов, которое зависело от общего теоретического подхода, пол при этом интерпретировался как «аскриптивный», или приписанный статус. Гендерный подход сформировался как критика представлений классической социологии о природе отношений между полами. В его рамках статус пола перестает быть аскриптивным. Гендерные отношения рассматриваются как социально организованные отношения власти и неравенства 15 . Гендерный подход развивается как феминистская критика основных направлений социологии.Как считают социологи Здравомыслова и Темкина, гендер - это социальный статус, который обусловливает индивидуальные возможности образования, профессиональной деятельности, доступа к власти, сексуальности, семейные и репродуктивные роли мужчин и женщин.

    Под влиянием феминистских идей в 1970-е годы в американских университетах стали развиваться учебно-исследовательские программы «женских исследований» (women"s studies), в которых женщины изучали и переосмысливали опыт женщин. Главными отличиями «женских исследований» как научного направления от всех предшествующих исследований, касающихся социально-половых ролей, этнографии, психологии и социологии пола, были:

    1. Ориентация на критику наук, ранее не «видевших» женщин . Под видом изучения человека вообще, то есть Homo sapiens, эти науки фактически изучают мужчин, а женщины не включены в исследовательское поле. Так, например, биология, антропология, медицина и психология долгое время изучали под видом «человека вообще» мужчину. Традиционные исторические исследования касались, как правило, событий «большой» (мужской) истории - войн, битв, революций, смены династий, а повседневная жизнь людей, считающаяся сферой деятельности женщин, редко оказывается в поле зрения исследователей. Женщины, таким образом, оказались «спрятанными» от истории, но в таком случае и сама история не в полной мере описывает жизнь людей. Обнаружение этих тенденций вылились в констатацию того, что науке свойственны андроцентризм и маскулинизм. Социально-политический контекст появления женских исследований был создан либералистскими идеями (эмансипации, равенства, автономии, прогресса), нашедшими отражение в (1) молодежных движениях конца 1960-х гг. и революции «новых левых», (2) сексуальной революции, от последствий которой женщины выиграли более мужчин.

    2. Нацеленность на критику общества и потому связанность с женским движением , участницами которого являются только женщины. При этом они могут отстаивать как свои собственные права и интересы (и тогда термин выступает как синоним феминистского движения), так и права и интересы других людей (например, движение Солдатских матерей). Проблемы, для решения которых женщины объединяют свои усилия, могут быть сами разными – борьба за мир, за охрану окружающей среды, за социальную безопасность, против бедности, в поддержку людей с ограниченными физическими возможностями и др. Женские движения могут поддерживать самые разные политические взгляды, быть клерикальными или антиклерикальными.

    3. Развитие на пересечении научных дисциплин в форме междисциплинарной исследовательской практики . В традиционной науке женщины не являются ни субъектом, ни объектом познания. Именно поэтому женские исследования открыто и сознательно апеллировали к использованию жизненного опыта женщин как основы для разработки новой методологии социального познания. В конце 70-х г. возникли Европейская сеть женских исследований и Национальная ассоциация женских исследований (США), появилось много специализированных журналов, в которых обсуждался вопрос о статусе этой дисциплины. В женских исследованиях особый акцент делается на образовательные программы, в ходе которых учащиеся в интерактивной форме обсуждают социальные дискриминационные практики, что содействует изменению познавательных и житейских установок. В 90-е гг. ХХ в. образовательные программ женских исследований были особенно распространены в США (они существовали в 600 колледжах и университетах 34 штатов, включая магистерские и докторские программы), а также в Европе (Германия, Великобритания, Нидерланды).

    Развитие мужских исследований (Men"s Studies) стало своеобразным академическим ответом на феминизм и женские исследования. Но свою роль сыграли и социальные изменения положения мужчин на рынке труда и в семье. Мужественность казалась ясной, естественной и противоположной женственности. Переосмысление женщинами своей сущности привело к тому, что и мужчины оказались озабоченными этим вопросом. И при рассмотрении «загадки мужественности» белых пятен оказалось еще больше, чем при обсуждении в чем заключается «мистика женственности» (Б. Фридан). Выяснилось, что отождествление мужчины с «человеком вообще» сыграло злую шутку: универсализация образа мужчины привела к тому, что многие аспекты мужского опыта столь же мало изучены и осмыслены, как и женский опыт. Первыми обескураживающий вопрос «Что есть мужчина?» поставили американские антропологи, затем к нему обращались англичане, австралийцы и скандинавы. «Мужские исследования» пытались выявить основные этапы становления концепций маскулинности, возможные кризисы и девиации, особенности способов, механизмов, каналов формирования института мужского пола и предложить возможные варианты преодоления жесткости мужской гендерной роли (в частности – через так называемое «новое родительство», в рамках которого оба родителя активно участвуют в воспитании).

    В современных мужских исследованиях анализируются этапы становления мужественности, исторические кризисы последней, особенности гендерных технологий в формировании образов маскулинности и т. д. Основная идея маскулинного менталитета - «Быть мужчиной, а это означает быть заведомо обреченным властвовать... иллюзия мужественности оправдывает право на обладание» (П. Бурдье). И наоборот - обладание удовлетворяет мужественность, пусть и иллюзорную. Довольно быстро «мужские исследования» в истории и социологии оказались востребованы не только академическим знанием, но мужскими организациями, которые показали себя такими же борцами с гендерными предрассудками и привилегиями, как и феминистки, защитниками прав геев, бисексуалов, транссексуалов, лесбиянок.

    До середины 1980-х гг. мужским проблемам посвящались преимущественно популярные книги и исследования медико-биологического характера. Затем количество публикаций стало расти в геометрической прогрессии, захватывая все новые темы и отрасли знания. Наиболее полная библиография литературы о мужчинах и маскулинности, составленная и регулярно переиздающаяся Майклом Футом (Австралия) состоит из 50 разделов и насчитывает больше 3000 названий. Как грибы, растут специальные журналы о мужчинах и для мужчин.

    Гендерные исследования (gender studies) – это теория, методология и практика междисциплинарного изучения общества и культуры на основе гендерного подхода. Феминизм первым остро поставил лежащие в его основе вопросы, но для их обсуждения и практического решения феминистские подходы - только одна из многих возможностей, тем более, что сами эти подходы неоднозначны. Между западными философскими феминистскими теориями и конкретными исследованиями, которыми занимаются обществоведы и психологи, - дистанция огромного размера.

    Основой методологии гендерных исследований является не просто описание разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но анализ власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения. Гендерные исследования рассматривают, какие роли, нормы, ценности, черты характера общество через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы предписывает исполнять женщинам и мужчинам, чтобы выстроить традиционную (патриархатную) иерархию власти. Истории становления гендерных исследований на Западе и в России различны. Гендерные исследования в США и Западной Европе формировались как феминистская критика основных социальных теорий (психоанализ, неомарксизм, экзистенциализм, феноменология, структурно-функциональный анализ, структурализм и постструктурализм).

    Теоретический уровень гендерных исследований связан с разра­боткой таких основополагающих категорий, характеризующих струк­турные отношения в обществе, как патриархат и капитализм . Оба по­нятия широко применяются и вне гендерной социологии. Специфика их использования в гендерной социологии состоит в интерпретации всей истории человеческого общества на основе включения половых отношений в объяснительные модели.

    Многие вопросы, обсуждаемые на Западе, для постсоветского пространства не имеют реального социального значения или, как минимум, не являются первоочередными. Обсуждать их можно и нужно, потому что главные тенденции развития являются глобальными, но «с крупинкой соли».Идти нужно от проблем, которые, при достаточно ясном понимании их сути, могут быть сформулированы «на пальцах».Если идти от «дискурса», дело сведется к усвоению некоторого количества новых иностранных слов, которые и на Западе являются эзотерическими и довольно быстро устаревают, сменяясь новыми. В наших же палестинах эта неизящная словесность выглядит и вовсе экзотической.

    Гендерная концепция не была в России «выстрадана» долговременным развитием женского движения и не была ответом на его социальный запрос, как то случилось на Западе четверть века тому назад (в условиях молодежных движений конца 60-х гг., второй волны феминизма и сексуальной революции). Однако благодаря этому и, в известном смысле, вследствие того гендерной парадигме удается пока избегать того трагического разрыва между академическим знанием и практикой, когда «научные тексты, будь они философскими, историографическими или литературоведческими, остаются “китайской грамотой” для практических феминисток», когда теоретики и практические деятельницы не имеют никаких точек соприкосновения.И вот почему.

    Гендерная теория в России не выступала и не могла выступить как критическое осмысление существовавших социальных теорий, потому что сама социальная теория существовала в России (тогда - в СССР) в «единственно верной форме», а с начала перестройки находится в стадии становления. Гендерная концепция в России была воспринята «сверху» и с некоторым временным опозданием. То есть Россия как страна запаздывающей модернизации в очередной раз имела возможность использовать готовые результаты прогресса Запада, причем заимствуя их, нимало не смущалась тем, что рецепция эта может происходить и довольно агрессивно, в том числе и в форме упрощений, схематизации, иногда даже профанизации знания. Усвоение интеллектуальных практик Запада, освоение идей разнообразных течений, направлений и школ, возникавших там в определенной последовательности и с определенной логикой, происходило и происходит в России ускоренными темпами 16 .

    В России исследований и надежных эмпирических данных по гендерной проблематике значительно меньше, но сравнение результатов массовых опросов общественного мнения, качественных гендерных исследований представленных в российских СМИ образов маскулинности приводит к заключению, что и общее направление развития маскулинности, и связанные с нею проблемы в России те же, что и в странах Запада. В то же время приходится констатировать, что:

    а) российское гендерное сознание, как мужское, так и женское, значительно более консервативно;

    б) принцип гендерного равенства чаще принимается на словах, чем на деле, а то и вовсе оспаривается;

    в) налицо значительное расхождение мужских и женских социальных ожиданий и предъявляемых друг к другу требований;

    г) существует системное недопонимание социального характера гендерных проблем и одновременно переоценка возможностей государственной власти в их решении;

    д) в ходе социальных трансформаций последних двух десятилетий в каноне маскулинности сформировались две противоположные тенденции: с одной стороны, признание своей мужской несостоятельности («несостоявшаяся маскулинность», выученная беспомощность и т. д.), а с другой – резкое усиление агрессивной маскулинной идеологии, чему способствуют поддерживаемое в обществе состояние моральной паники и идеализация исторического прошлого.

    Вся гендерная проблематика исторически связана с постепенным признанием культурой, а затем и наукой, множественности индивидуальных различий, которые не укладываются в привычные дихотомические схемы. Сначала объявили о своей субъективности и праве на нее женщины. Этому предшествовали 150 или больше лет феминистского движения и, что не менее важно, глубочайшие и необратимые социально-структурные сдвиги в половом/гендерном разделении труда, характере публичной власти и т.д. Затем, после Второй мировой войны, вышли из чулана геи и лесбиянки. В конце ХХ в. настала очередь «третьего пола», трансгендерников.

    Говоря о тенденциях развития гендерных отношений, необходимо иметь в виду следующее. Каждый человек имеет множество идентичностей, но главная из них - та, в которой он чувствует себя наиболее уязвимым. Социологам и социальным психологам это давно известно и у них есть понятийный аппарат для описания соответствующих процессов.

    Отправной точкой новоевропейского дискурса о мужском и женском была дихотомическая модель, замкнутая на репродуктивную биологию, которой подчиняли все остальное. Позже эта модель стала многофакторной, показав, что соотношение мужского и женского в одних сферах жизнедеятельности предполагает взаимную исключительность, в других - более или менее существенные различия, а в третьих - полную взаимозаменяемость. Затем на свет божий вышли индивидуально-групповые вариации. Несколько десятилетий они казались преимущественно продуктом культуры и социализации, на одной и той же биологической основе.

    Основной вопрос - что на самом деле меняется в социальном положении и деятельности мужчин и женщин, от которых (от положения и деятельностей) производны стереотипы маскулинности и фемининности и связанные с ними образы Я.

    В первом приближении «мужская» позиция в рассматриваемом воп­росе может быть сформулирована следующим образом: женщины по неясным причинам начали требовать большего, чем им было отведено самой природой, и получили на свою голову в дополнение к рождению и воспитанию детей ещё и заботу о карьере и материальном достатке. Но они сами этого добивались и, в конечном итоге, именно реализация их желания поставила с такой остротой демографическую проблему на всем пространстве, именуемым по-западному «цивилизованным».

    «Женская» позиция, в свою очередь, сводится к прямо противополож­ному убеждению. Она исходит из того, что мужчины, веками видевшие в женщине только объект для удовлетворения своих потребностей и маши­ну для рождения детей, сегодня наблюдают «бунт машин»: мы - такие же, как и вы, а потому требуем, чтобы вся «специфичность» женщины длилась не более девяти месяцев - в остальное же время, в том числе нужное для воспитания потомства, роли мужчин и женщин не должны различаться.