Мастер и Маргарита Булгакова — шедевр русской литературы, который можно назвать энциклопедией времен писателя. В нем, как в зеркале, отражается нравы, быт, мораль советской России, где изображаются разные типы и характеры людей, олицетворяя не только лучшие, но и худшие, и даже темные стороны.

Роман Булгакова — это многоуровневый мир с множеством действующих лиц. Этих персонажей связывает в пространстве неуловимая нить. Структура работы писателя сложная и именно через систему образов в произведении Мастер и Маргарита, раскрывается закономерность романа.

Вообще роман писателя очень многолюден. Если верить исследователям, то в нем насчитывается около полутысячи человек, из которых больше ста пятидесяти имеют собственные имена. Остальные герои безымянные и коллективные, примером могут быть сотрудники организации или же зрители Варьете.

Двойники в романе

Читая работу писателя, мы понимаем, что здесь сосуществует два мира, я бы даже сказала три. Это мир Понтия Пилата и Иешуа, то есть древний ершалаимский мир. Это современная для писателя Москва, то есть Москва тридцатых годов двадцатого века. И третий мир — мир вечный потусторонний. Таким образом можно заметить двойников в романе Мастер и Маргарита, а то и триады персонажей, ведь мы видим три мира. Персонажи из разных миров имеют общие сходства как в поступках, целях и мотивациях, так и порой схожи внешне. Таким образом можно выделить следующие триады лиц, чью схожесть можно назвать неоспоримой. Итак, это Понтий Пилат, что имеет своих двойников в образах Стравинского и Воланда. Двойниками Афрания являются Федор Васильевич и Коровьев Фагот. Марк Крысобой имеет двойников в образах Арчиба Арчибльдовича и Азазелло. Следующая триада это Банга — Тузбубен — Бегемот. Двойники Иуды — это Алозий Могарыч и Барон Майгель. У Низы двойниками являются Наташа и Гелла. Соответственно они есть представителями древнего, современного и потустороннего миров.

Самое интересное в том, что в работе среди придуманной системы образов, сложно выделить главных героев. В этом и есть особенность романа. Скажете, главными героями являются Мастер и Маргарита, ведь их именами и названо произведение? Но эти герои появляются почти в средине всей сюжетной линии, да и не менее значимыми героями здесь являются Воланд и Иван Бездомный. К тому же свои герои имеются и в ершалаимском мире, где выделяет автор Иешуа и Понтия.

Как видим, роман многослойный, сложный, но несмотря на это, не ощущается разрозненности. Вся композиция, как и система образов в романе писателя целостная, что создается благодаря тем самым связующим нитям, которые связывают прошлое, настоящее и будущее.

Три мира-триада персонажей (по их роли в общей структурной целостности романа)

По роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Подготовила Резаева Л.М., учитель литературы

МОУ «СОШ №1 г.Боровск»

2014-15 уч.г.


Библия; Л.Андреев «Иуда Искариот»; А.П.Чехов «Студент»; «Тайная Вечеря»-Леонардо да Винчи и др. авторов

  • Вся история начинается накануне Пасхи, накануне дня весеннего равноденствия.
  • Вся история начинается накануне Пасхи, накануне дня весеннего равноденствия.

свет = тьма // контакт между миром и преисподней

максимальный

Сфера Бога

вечность священная история

духовные ценности

Сфера дьявола тьма профанная история


  • Среда- явление чуда (появление Воланда со свитой с Москве)
  • Четверг(чистый) - день напряжённого развития драмы, день страданий. (именно в этот день Воланд испытывает москвичей)
  • С четверга на пятницу- время отступничества от Христа. В современном городе появляется Иван Бездомный, и Мастер отрекается от романа.
  • В это время идёт сеанс чёрной магии, время пророческих снов. Именно в это время происходит контакт человека с Богом.
  • Сон Маргариты: Бог сулит ей гибель и воссоединение с Мастером
  • Сон - казнь Христа

  • Пятница- кульминация истории священной и профанной.
  • Состоялась казнь Христа, а в полночь- возмездие Иуде.
  • Страшные муки Понтия Пилата.
  • Суббота- день явления чудесного .
  • К Воланду прилетает Левий Матвей и просит одарить Мастера и Маргариту покоем. На рассвете Мастер умирает, но воскресает.

Человек предстаёт перед нами как субъект истории. Мастера и Маргариту Бог прощает и дарует им место в вечности, там они обретают покой.


  • Все события постоянно сопровождаются астральными силами: гроза, огонь, вода. Символы несут в себе двойственную силу: вода

потоп крещение

  • луна (под луной происходит раскаяние Понтия Пилата)

солнце (опаляет)


  • Прокуратор Иудеи Понтий Пилат;
  • Князь тьмы-Воланд;
  • Директор психиатрической клиники профессор Стравинский;

  • Афраний
  • Коровьев
  • Врач Фёдор Васильевич
  • 3. Палачи:
  • Марк Крысобой, Азазелло, Арчибальд Арчибальдович
  • Марк Крысобой, Азазелло, Арчибальд Арчибальдович
  • Марк Крысобой, Азазелло, Арчибальд Арчибальдович
  • Марк Крысобой, Азазелло, Арчибальд Арчибальдович
  • Марк Крысобой, Азазелло, Арчибальд Арчибальдович
  • Марк Крысобой, Азазелло, Арчибальд Арчибальдович
  • Марк Крысобой, Азазелло, Арчибальд Арчибальдович
  • Марк Крысобой, Азазелло, Арчибальд Арчибальдович

4. Животные, наделённые человеческими чертами

  • Банга, любимая собака Понтия Пилата;
  • Кот Бегемот;
  • Милицейский пёс Тузбубен.

5. Предатели, враги Иешуа и Мастера

  • Иуда из Кириафа, работающий в меняльной лавке у родственников;
  • Барон Майгель , служащий в должности «ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы»;
  • Журналист Алоизий Могарыч , умеющий приспосабливаться к любым обстоятельствам, что «предопределяет живучесть этого типа в современной жизни»;

6. Женская триада

  • Агент Афрания Низа;
  • Служанка Гелла;
  • Домработница Наташа

Все они необыкновенно красивы!


  • Михаил Александрович Берлиоз;
  • Иосиф Каифа;
  • Неизвестный в Торгсине, выдающий себя за иностранца.

  • Левий Матвей , бывший сборщик податей и единственный последователь Га-Ноцри;
  • Иван Бездомный , единственный ученик Мастера;
  • Поэт Александр Рюхин и все причастные к литературному труду.

1. Что даёт построение триад для понимания смысла и композиции романа «Мастер и Маргарита»?

2. Сопоставьте портретные черты и роли в романе персонажей, входящих в одну из триад.

4. Почему, по-вашему, в триады включены не только главные, но и второстепенные персонажи? Как они соотносятся с главными героями?

Вопросы к диспуту.

    Почему у мастера нет имени?

    Столкновение каких противоположных начал в характере мастера показывается Булгаковым?

    Чем является, по Булгакову, отказ мастера от любви Маргариты?

    Почему мастер «не заслужил света, он заслужил покой»?

    Какой путь в романе проходит Маргарита?

    Какие качества Маргариты восхитили старого скептика Воланда?

    Какой видится Маргарита в разные периоды ее жизни: до встречи с мастером, в период расцвета их романа, в период одиночества, на бале у сатаны, во время прощального полёта?

    Какое положение занимает образ Маргариты в романе и какие нравственные качества олицетворяет?

    В чём назначение писателя? Сравнив судьбы мастера и Булгакова, найдите черты сходства и существенного различия в жизни художников слова.

III . В процессе диспута, которым руководит учитель, учащиеся приходят к следующим выводам:

    Мастер – имя-обобщение, означающее «творец, в высочайшей степени профессионал своего дела». Мастер – самое первое слово романа, им открывается произведение в целом и заявляется тема творчества. Очень важно, что у мастера нет настоящего имени: имя выражает сущность личности, отсутствие имени означает трагедию личности, что и подтверждает текст романа.

Отсутствие имени у мастера – свидетельство обобщенности портрета героя, который сочетает в себе гоголевское и пушкинское начала и имеет черты сходства с автором романа и его судьбой. Имя мастера стёрто его отказом от себя и неверием в справедливость жизни.

    Роман о Понтии Пилате не мог быть напечатан в 30-е годы ХХ век, так как по своей сути это глубоко христианское произведение, а указанный период в истории страны – эпоха всепоглощающего атеизма. Роман о Пилате – это покушение и хула на власть и господствующий порядок, олицетворением которого в те годы был Сталин.

    Ощущение тупика жизни и страх перед её бурями постоянно присутствуют в признаниях мастера, когда он исповедуется Ивану Бездомному в клинике Стравинского. В то же время есть в мастере соседствующая со страхом и временами взрывающая его грозная повелительность пророка, которую можно увидеть в эпизоде, когда мастер настаивает на своей избранности, гордо отвечая на вопрос Бездомного: «Вы – писатель?» - «Я – мастер». Столкновение противостоящих начал страха и пророчества лишает мастера душевного равновесия, и он заболевает. Эта душевная болезнь - трагическая черта эпохи, в которой живут и мастер, и Булгаков. Но мастеру свойственны и высокое представление о человеке, и протест против любого унижения и насилия.

    Для мастера любовь – спасение другого человека. Понимая катастрофичность своей любви к Маргарите, он отказывается от любимой женщины, не желая губить ее той тьмой, которая охватила его душу после поражения в борьбе за роман. Отказ мастера от любви – неверие в свои силы и выздоровление. Расплата за грех неверия в себя и свои силы – страх, приведший к уничтожению романа и душеубийству героя (его болезни).

    Мастер не заслужил «света» потому, что это противоречило бы христианским требованиям, ведь и за смертным порогом он оставался слишком земным, не преодолел в себе человеческого начала, оглядывался на свою земную грешную любовь – Маргариту, хотел с ней делить будущую неземную жизнь. Отчаяние и уныние мастера также греховны по христианским канонам, а сожжение романа – своего рода самоубийство, страшный грех, непрощаемый. «Свет» как награда мастеру не соответствовал бы и философской концепции романа. Это было бы односторонним решением проблемы добра и зла, света и тьмы, упрощением диалектики их связи в романе. У Булгакова Воланд и Иешуа – партнеры (учение Оригена о примирении Дьявола с Богом). «Покой» – своего рода соглашение между ними. При решении судьбы мастера любовь и творчество уравновесили на чаше весов отсутствие веры. Отсюда компромиссное решение – наградить-наказать мастера покоем. Несомненна автобиографичность романа, и наградить райским сиянием мастера – потерять доверие читателя, которому Булгаков так искренне рассказал о себе, о своем творчестве, о своей любви. В ХХ веке идея достигнутого счастья – награды, высшего блаженства не звучала актуально, искусство стремилось к переосмыслению традиционного толкования Евангелия. Булгакова интересует человеческое, нравственное содержание образа Христа. В этом ключе мастер заслуживает лишь «покоя» как единственной награды художнику, которому ведомы вечные начала бытия и который не может жить в согласии со своим временем. Но «покой» в романе – это мечта мастера и Булгакова, но не воплощенная, не реализованная. Эпилог романа, рассказывающий о сне И.Н. Понырева, – тому доказательство. За пределами мира земного Булгаков не утверждает ничего наверняка и дает роману скептический финал, поскольку преобладающее настроение последнего периода творчества Булгакова - христианский скепсис.

    Маргарита в романе совершает путь, противоположный мастеру: от отчаяния, тревоги, пустоты жизни она движется к вере в неё и в свои силы, к всепобеждающей любви. Она ни на минуту не теряет веры в чудо спасения, возвращения возлюбленного. Ради этого выдерживает тяжелейшие испытания (бал у сатаны), она тверда, упорна, сильна и благородна.

    Старый скептик Воланд, презирающий людей за неспособность быть стойкими и чистыми, поражен мужеством, достоинством и милосердием гордой Маргариты, наделенной спасительной энергией любви, которая заражает мастера и постепенно возвращает к вере и любви.

    До встречи с мастером Маргарита – женщина из московской элиты обитателей особняков на Арбате. В её жизни, с точки зрения советского обывателя, все было хорошо. Но не было главного смысла жизни - любви и необходимости жить ради близкого, дорогого человека. Героиня открывает себя, своё сердце, обретает смысл жизни и становится земной женщиной (а не «небожительницей»), встретившись с мастером и посвятив себя целиком служению этому талантливому человеку. Потеряв его, почти отчаивается, но терпеливо ждёт и верит, что настанет день возвращения возлюбленного. Общение с сатаной, его свитой и всей фантастической нечистью меняет облик Маргариты, но не разрушает её душу, открытую для любви, сострадания и милосердия (история с Фридой). Восхищает её внутренняя сила (близкая отваге Иешуа, отстаивающего идею неистребимости добра), упорство, настойчивость и непреклонность в достижении цели. Но главное – вера, которую Маргарита не теряла никогда, даже в самые трагические минуты жизни.

    Маргарита занимает исключительное место в романе. У Булгакова этот образ не имеет параллелей ни в ершалаимских главах, ни в нереальном мире, но действует во всех трёх мирах романа и олицетворяет любовь, милосердие, добро, на основе которых должно быть, по мысли писателя, устроено человеческое общество. Прообразом Маргариты была Елена Сергеевна Булгакова. В начале 30-х годов она, жена крупного советского военачальника, ушла к писателю Булгакову, разделив его нелегкую судьбу. Елена Сергеевна и Михаил Афанасьевич впервые встретились в феврале 1929 года, а в мае был начат роман «Мастер и Маргарита» - плод любви и творчества писателя Булгакова и его Музы, вдохновительницы, прекрасной Елены. Елена Сергеевна была любимой, другом, помощником, секретарём, ангелом-хранителем. Она сдержала слово, данное умирающему Булгакову: «Я даю тебе честное слово, что я подам его, тебя будут печатать». Делясь воспоминаниями о жизни, прожитой с Булгаковым, она говорила: «Это была самая светлая жизнь, какую только можно себе выбрать, самая счастливая. Счастливее женщины, какой я тогда была, не было». С полной уверенностью эти слова можно отнести и к образу Маргариты, которая обрела свое счастье в любви к мастеру, став единственной, преданной и верной спутницей его жизни.

    Судьба талантливого человека в России всегда трагична. В этом убеждает история жизни мастера, Булгакова и страстно любимых им Пушкина и Гоголя … Михаил Афанасьевич, в отличие от своего мастера, до конца своих дней жил, не прекращая работы над романом, веря, что наступит день, когда будут напечатаны его романы, повести, пьесы и имя его будет известно всей России, как имена его гениальных учителей.

Завершаем разговор о судьбе художника в России замечательным стихотворением А.А. Ахматовой «Вот это я тебе, взамен могильных роз…» В нем – гордость за талант и силу характера Булгакова, боль невыносимой утраты и понимание истинного назначения творчества художника.

Памяти М.А. Булгакова

Вот это я тебе, взамен могильных роз,

Взамен кадильного куренья;

Великолепное презренье.

Ты пил вино, ты как никто шутил

И в душных стенах задыхался,

И гостью страшную ты сам к себе впустил

И с ней наедине остался.

И нет тебя, и всё вокруг молчит

И на твоей безмолвной тризне.

О, кто подумать мог, что полоумной мне,

Мне, плакальщице дней не бывших,

Мне, тлеющей на медленном огне,

Всех пережившей, все забывшей,

Придется поминать того, кто полный сил,

И светлых замыслов, и воли,

Как будто бы вчера со мною говорил,

Скрывая дрожь смертельной боли.

март 1940 года

I V . Домашнее задание.

    Письменно составить тезисы по вопросам диспута (к зачетному уроку).

    Повторить все изученное на предыдущих уроках (к зачету-тесту по роману).

    Написать сочинение-рассуждение по одной из тем:

а) Смысл и значение эпиграфа романа.

б) За что наказан М.А. Берлиоз?

в) «...каждому будет дано по его вере» .Судьбы главных героев в финале романа.

г) Значение образа Ивана Бездомного в романе.

д) Нравственные ценности в романе Булгакова.

Приложение № 5

УРОК ПЯТЫЙ

Зачет по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цели урока:

1. Проверить усвоение учащимися изученного материала по роману;

2. Подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения по роману;

Ход урока:

I. Учащиеся получают задание: ответить на вопросы теста по роману (см. приложение № 10) в течение 15-20 минут.

II. Учитель читает вслух 4-5 лучших сочинений-рассуждений (домашнее задание к зачетному уроку см. приложение № 11)

III. Учащиеся получают домашнее задание: написать сочинение по одной из тем:

    Тема творчества на страницах романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

    Почему мастер «не заслужил света, он заслужил покой»? (По роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»).

    Вечные темы в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

    «… каждому будет дано по его вере.» (По роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»).

    «… изменились ли эти горожане внутренне?» (значение сатирических глав романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».)

    Гоголевские традиции в сатирических главах романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

IV . Задание учащимся: составить сложный план к одной из тем домашнего сочинения.

Домашнее задание:

Написать сочинение. (см. приложение № 12).

Приложение № 6

ПЕРВАЯ ГРУППА.

«Окололитературный» мир. Берлиоз, Бездомный, Дом Грибоедова.

(главы 1,3,4,5,6,28).

1. Положение М.А.Берлиоза в литературном мире столицы, его интеллектуальный уровень и идейная роль в воспитании «бездомных».

2. Какова судьба Берлиоза на страницах романа и идейная значимость этого образа?

3. Поэт Иван Бездомный в начале романа. Какие события в его жизни произошли до встречи с мастером в клинике для душевнобольных? Сравнить образы Бездомного и Рюхина.

4. Справедливо ли замечание Коровьева о том, что в Доме Грибоедова «скрывается и вызревает целая бездна талантов»?

ВТОРАЯ ГРУППА.

Мир «искусства». Советская бюрократия во всей своей неприглядности.

(главы 7,10,14,17,27).

1. Руководство Варьете в лице Степы Лиходеева - олицетворение пошлости, бездарности и обывательщины людей, имеющих отношение к миру искусства. Доказать примерами из текста справедливость данного тезиса.

2. Фантасмагория замены человека вещью используется Булгаковым для высмеивания советского бюрократического аппарата. Сопоставить отрывки из гл.17 и 27, связанные с заведующим Зрелищной комиссией Прохором Петровичем, и сделать вывод о гоголевских традициях в прозе Булгакова.

ТРЕТЬЯ ГРУППА.

«Сатана там правит бал …»

(главы 9,12,15,18,22,28,Эпилог).

1. Каким изображен мир московских обывателей 30-х годов ХХ века? Ответить на вопрос, используя эпизоды:

а) председатель жилтоварищества дома №302-бис по улице Садовой Никанор Иванович Босой, мошенник, взяточник и попрошайка, в квартире №50;

б) суета вокруг квартиры покойного Берлиоза; квартирная афера, о которой рассказывает Маргарите Коровьев;

в) сеанс черной магии в Варьете;

г) разоблачение председателя акустической комиссии московских театров А.А.Семплеярова;

д) «претензии» буфетчика Сокова;

е) метаморфоза, произошедшая с сиреневым покупателем в Торгсине.

2. Найти традиции гоголевской сатиры в анализируемых сценах. Какой сатирический приём использует Булгаков, чтобы разоблачить и высмеять пошлый мир советского обывателя?

ЧЕТВЕРТАЯ ГРУППА.

Воланд и его свита.

1. Каким предстаёт Воланд на страницах романа, когда общается с московскими обывателями?

2. Какова роль Воланда и его свиты в сатирических главах романа?

3. Соотнести все рассмотренные эпизоды с ключевой фразой романа: «… каждому будет дано по его вере» и сделать вывод по теме урока.

квартирный вопрос

Риложение №7

Москва 30-х годов ХХ века

в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Приложение № 8

Сообщение о прокураторе Иудеи Понтии Пилате.

Понтий Пилат – реальная историческая личность. Он был прокуратором Иудеи в 26-36 г.г. н.э. Булгаковский Пилат сильно облагорожен по сравнению с прототипом, поэтому его взяточничество и стремление к наживе спрятаны в подтекст. Известно, что именно из-за непомерных поборов с населения Пилат и был смещен в конце концов со своего поста.

По средневековой германской легенде прокуратор был сыном короля-звездочета Ата и дочери мельника Пилы, живших в прирейнской Германии. Однажды Ат, находясь в походе, узнал по звездам, что зачатый им тотчас ребенок станет могущественным и знаменитым. Королю привели дочь мельника Пилу. Пилат получил имя от сложения их имен. Прозвище Золотое Копье прокуратор получил, очевидно, за меткий глаз и за любовь к золоту.

Посмертная судьба Пилата связана еще с одной легендой. В статье «Пилат» энциклопедии Брокгауза и Ефрона с судьбой пятого прокуратора Иудеи связывалось название одноименной горы в Швейцарских Альпах, где «он будто бы и доселе появляется в великую пятницу и умывает себе руки, тщетно стараясь очистить себя от соучастия в ужасном преступлении».

Повествование о Пилате восходит к евангельскому рассказу (Евангелие от Матфея, гл.27:19) о предупреждении Пилата его женой, которая советует мужу не причинять зла виденному ею во сне праведнику, иначе ему, Пилату, придется пострадать за свои неосторожные действия. Символично, что болезнь прокуратора гемикрания (мигрень) усиливается из-за розового масла – масла розы: красная роза – символ крестных мук и последующего воскресения Христа.

Мотив колебаний, страха Пилата, прямой угрозы ему со стороны иудеев – жителей ненавидимого прокуратором города Ершалаима – также содержится в Евангелии от Иоанна (гл.19)

Булгаков в своем романе развертывает глубинный евангельский сюжет сомнений, страха и, в конце концов, предательства Пилатом Иисуса. Речь уже в Евангелии от Иоанна идет именно о предательстве, поскольку Понтий Пилат «не находил в Нем [Иисусе] вины» и «искал отпустить его».

Приложение № 9

ЦИТАТНЫЙ ПЛАН К ОБРАЗУ МАСТЕРА

    «я…не выношу шума, возни, насилий…» (с.129)

    «Я - мастер». (с.133)

    «У меня нет больше фамилии…я отказался от неё, как и вообще от всего в жизни». (с. 134)

    «Историк по образованию», «Я знаю пять языков…» (с. 134)

    «… однажды выиграл сто тысяч рублей». « Службу в музее бросил и начал сочинять роман о Понтии Пилате». (с. 134)

    «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих!» (с. 137)

    «Я впервые попал в мир литературы… вспоминаю о нем с ужасом!» (с. 139)

    «… роман, упорно сопротивляясь, все же погибал». (с. 144)

    «…страх владел каждой клеточкой моего тела». (с.146)

    «…меня сломали, мне скучно, и я хочу в подвал». (с. 285)

    «Он не заслужил света, он заслужил покой…» (с. 353)

Приложение № 10

Тест-зачет по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

В какой период Булгаков создавал роман «Мастер и Маргарита»?

Какой прием использован Булгаковым в названии романа?

С каким феноменом 20-х годов ХХ века связан замысел романа?

Как традиционно определяется жанр романа?

Кто посвятил М.А. Булгакову строки:

Ты так сурово жил и до конца донес

Великое презренье...

Назовите три мира, которые переплетаются в романе.

Какие герои образуют в романе диаду?

Что в переводе с немецкого означает Воланд?

Кто является главным героем ершалаимских глав?

Какими необыкновенными способностями обладал Иешуа?

Какие главы составляют смысловой центр романа?

Кто явился прообразом Маргариты?

Какие обвинения были предъявлены Иешуа Малым Синедрионом?

Кто руководил МАССОЛИТом?

Что составляло особый предмет гордости членов МАССОЛИТа и зависти московских обывателей?

Где оказался Иван Бездомный после неудачной попытки догнать иностранного профессора?

Почему на следующий день после сеанса черной магии в Варьете московские таксисты не хотели принимать «червонцы» в качестве оплаты за проезд?

Как был разоблачен А.А. Семплеяров?

Почему мастер желал критику Латунскому судьбу Берлиоза?

Что позволило мастеру бросить службу и начать писать роман о Пилате?

Что произошло на Лысой Горе «в пятом часу страдания разбойников»?

Какой прием сатирического разоблачения «приготовил» Булгаков для руководителя Зрелищной комиссии Прохора Петровича?

За что и как были наказаны служащие Городского зрелищного филиала?

Кому Азазелло приказал вернуться в Киев и сидеть там «тише воды, ниже травы и ни о каких квартирах в Москве» не мечтать?

Что должна была сделать Маргарита, чтобы вновь увидеть мастера?

Кто еще и почему воспользовался кремом Азазелло?

Назовите «средства передвижения» Маргариты и ее домработницы Наташи.

Каким образом гости попадали на бал Сатаны?

Кто произнес слова: «... каждому будет дано по его вере»?

Во что превратилась голова Берлиоза после беседы с Воландом?

Почему Воланд хотел «обзавестись тряпками и заткнуть ими все щели» своей спальни?

Назовите два последних «предприятия» кота Бегемота и Коровьева.

Какое «поручение» дал Пилат Афранию?

Что происходит с И.Н. Поныревым один раз в году, в весеннее полнолуние?

Назови героя романа:

«... одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе.»

«... росту был не маленького и не громадного, а просто высокого... с левой стороны у него были платиновые коронки, а с правой – золотые. Он был в дорогом сером костюме, в заграничных, в цвет костюма туфлях. Серый берет он лихо заломил на ухо, под мышкой нес трость с черным набалдашником в виде головы пуделя.»

«Этот человек был одет в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его было прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью.»

«... плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках.»

«... отражается в трюмо в виде человека с торчащими в разные стороны волосами, с опухшей, покрытою черной щетиною физиономией, с заплывшими глазами, в грязной сорочке с воротничком и галстухом, в кальсонах и в носках.»

«... маленький, но необыкновенно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненно-рыжий.»

«...бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми.»

«Явившийся к Пилату человек был средних лет, с очень приятным округлым и опрятным лицом, с мясистым носом. Волосы его были какого-то неопределённого цвета. Национальность пришельца было бы трудно установить. Основное, что определяло его лицо, это было, пожалуй, выражение добродушия, которое нарушали, впрочем, глаза, или, вернее, не глаза, а манера пришедшего глядеть на собеседника. Обычно маленькие глаза свои пришелец держал под прикрытыми, немного странноватыми, как будто припухшими, веками. Тогда в щёлочках этих глаз светилось незлобное лукавство».

«Пришедший человек, лет под сорок, был чёрен, оборван, покрыт засохшей грязью, смотрел по-волчьи, исподлобья. Словом, он был очень непригляден и скорее всего походил на городского нищего, каких много толчётся на террасах храма или на базарах шумного и грязного Нижнего Города.»

«... молодой, с аккуратно подстриженной бородой человек в белом чистом кефи, ниспадавшем на плечи, в новом праздничном голубом таллифе с кисточками внизу и в новеньких скрипящих сандалиях.»

Приложение № 11

Сочинение-рассуждение

За что наказан М.А. Берлиоз?

В финале романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд утверждает, что «...каждому будет дано по его вере.» Председателю крупнейшей московской литературной ассоциации (МАССОЛИТ) Михаилу Александровичу Берлиозу было «дано по его вере», точнее, отнято по причине безверия. Он лишился головы, более того, она была «удостоена чести» стать чашей, из которой испил сам Сатана.

За что же так жестоко наказан почтеннейший член советского общества, уважаемый руководитель, талантливый литератор, эрудит, наконец? Берлиоз не просто безбожник, атеист (не мода в те года, а незыблемый закон), он воинствующий теоретик атеизма, материалистического догматизма; более того, он наставник, духовный вождь тех, кто живет и пишет сообразно его убеждениям. Иванушки Бездомные, которые «плодились» сотнями по всей стране, – результат деятельности Берлиозов.

В споре с Воландом о кантовском нравственном доказательстве бытия Бога Берлиоз не аргументирует свою точку зрения, выступает типичным демагогом коммунистического толка, а И. Бездомный развивает на примитивном уровне логику своего учителя: «Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки!»

Булгаков особенно пристрастен к Берлиозу: ведь он не рядовой критик Латунский, а руководитель крупной писательской организации, несущей моральную ответственность за Бездомных, Латунских, Лавровичей. В результате деятельности Берлиоза русская классическая литература превратилась в «ширпотреб», соответствующий конъюнктуре советского общества.

Сильнейшим аргументом в пользу жестокого наказания Берлиоза является корыстность всех поступков руководителя МАССОЛИТа. Дачи, путевки, квартиры, премии – «лакомый кусок», ради которого можно предать талант, убеждения, продать душу Дьяволу.

Наибольшего сатирического обличения деятелей МАССОЛИТа Булгаков достигает в двух «зеркальных» сценах романа: пляски литераторов в ресторане Дома Грибоедова и выступления беснующегося обезьяньего джаза на бале Сатаны. Автор не дает развернутых характеристик «питомцам» Берлиоза: ему достаточно совмещения благородного имени и дикой в фонетическом отношении фамилии поэтессы Адельфины Буздяк, чтобы добиться неподражаемого сатирического эффекта.

Таким образом, каждый герой романа получил по заслугам, но Берлиоз наказан страшнее других, ведь он не осознал всей высочайшей ответственности, которая была возложена на него, руководителя писательской массы, обязанной нести обществу духовность, а не уничтожать подлинный талант. Не исключено, что какой-нибудь «Берлиоз» стал однажды на пути Булгакова со своей коммунистической идеологией. Вот почему Михаил Афанасьевич так непримирим по отношению к Михаилу Александровичу Берлиозу.

Приложение № 12

СОЧИНЕНИЕ

«…изменились ли эти горожане внутренне?»

(Сатирические главы романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Роман «Мастер и Маргарита» – итог творчества русского писателя ХХ века Михаила Афанасьевича Булгакова. Острый, захватывающий сюжет, изрядная доля мистики, не теряющая своей актуальности сатира делают роман интересным и незабываемым. В своём последнем произведении Булгаков, продолжая традиции Н. В. Гоголя и М.Е. Салтыкова-Щедрина, подвергает беспощадной критике советскую бюрократию, мир литературы и искусства, образ жизни и систему ценностей обывателей нашей страны 30-х годов ХХ века. Главным обличителем в романе выступает господин Воланд – сам дьявол. Но в книге Булгакова он не ассоциируется с силами зла, наоборот, творит благо во имя торжества справедливости. Об этом свидетельствует и эпиграф к произведению.

Открывается роман встречей Воланда с литераторами, членами МАССОЛИТа, молодым поэтом Иваном Бездомным и председателем этой писательской организации Берлиозом. Общение с сатаной для всеми уважаемого редактора и высокопоставленного чиновника окончилось печально: он лишился головы (и жизни, разумеется). Почему так суров Воланд? Берлиоз не просто ни во что не верит. Будучи глубоко безнравственным человеком, он пропагандирует это безверие в умах советских граждан, подобных Бездомному, Рюхину, для которых литература – прибыльное ремесло. Вышеупомянутый МАССОЛИТ – далеко не храм искусства. Все литераторы увлечены погоней за дачами, квартирами, бесплатными путевками, завистливы и жадны. О каком творчестве здесь может идти речь? Даже если что-то ими и писалось, то было это бездарно, пошло, но обязательно в духе советской идеологии. А появление истинно талантливого произведения встречалось обвальной критикой, призванной унизить и уничтожить инакомыслящего (как было в случае с романом мастера). Разоблачить порочное общество людей, именующих себя деятелями литературы, - задача писателя, с которой он блестяще справляется.

Булгаков, продолжая традиции Гоголя, использует фантастику, гротеск, чтобы уродливые явления советской действительности предстали во всей своей неприглядности. МАССОЛИТ сожжен, изрядно напугано руководство Варьете, одурачены советские граждане, падкие на дармовое и яркое. Один за другим на страницах романа появляются типы в гоголевском духе. Вот пробуждающийся ото сна с глубокого похмелья директор Варьете Степа Лиходеев, бездельник, дон жуан, карьерист и взяточник. А вот еще не менее яркая картинка: Н.И. Босой, председатель жилтоварищества, вор и мошенник, не прочь поживиться за счет богатого иностранца, а заодно заткнуть «брешь» в бюджете кооператива. Фантастический прием – вползающая самостоятельно в его портфель пачка денег – выглядит почти реалистично, иллюстрируя быт советского общества 30-х годов.

Не менее типичной и характерной приметой времени (увы, не изжитой в России до сих пор!) является бюрократизм чиновников всех уровней власти. Булгаков-сатирик беспощадно высмеивает деятельность чиновников-бездельников, рассказывая о заведующем Зрелищной комиссией. Костюм, оставшись без хозяина, Прохора Петровича, чрезвычайно плодотворно «руководил» учреждением, а сам начальник, вернувшись в привычное кресло, одобрил (!) все действия «заместителя». Не менее «трудолюбивы» и служащие городского зрелищного филиала, за что наказаны уроком хорового пения, сильно затянувшимся.

Изменились ли горожане внутренне? Такой вопрос задает Воланд, давая сеанс черной магии в Варьете. Да, возможно, но вряд ли в лучшую сторону. Ажиотаж поднялся, когда с потолка посыпались деньги, когда Коровьев-Фагот открыл «дамский магазин». Легковерные, корыстные и суетливые граждане жадно хватали все, что можно было зацепить. Современники совершенно не симпатичны Булгакову, так как их ценности носят ярко выраженный материальный характер: квартиры (попытка киевлянина Поплавского заполучить московскую квартиру), дачи, элитный отдых, изысканная пища, деньги, конечно же, золото, валюта… Иметь последнюю строжайше запрещалось, но очень хотелось, поэтому пряталась она, например, в погребе или зарывалась в землю. «…люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…» Обыватели алчны, и Воланд дает им урок добропорядочности в надежде, что они станут лучше. С этой же целью пишет свой роман Булгаков.

Истекшие десятилетия показали, что люди не изжили своих пороков, а потому роман «Мастер и Маргарита» читается очень современно. Общество осталось твердо в своих пристрастиях. Сатирические главы романа Булгакова демонстрируют скудность внутренней, духовной культуры советского гражданина: и чиновника, и деятеля искусства, и обывателя. Обличить порок, выставить его во всей неприглядности, уродливости – задача сатирика. Это служение своему Отечеству. Горький хлеб. Булгаков сполна испытал это на себе.

Список использованной литературы.

    Ахматова А.А. Собрание сочинений в двух томах. - М.:Правда, 1990. - Т.1.- с.251.

    Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Театральный роман. Собачье сердце. - Томское книжное издательство, 1999. - 640 с.

    Карсалова Е.В. Совесть, истина, человечность …: Роман Булгакова М.А. «Мастер и Маргарита» в выпускном классе //Литература в школе. - 1994. - №1. - с.72-79.

    Крючков В.П. «Он не заслужил света, он заслужил покой…»: Комментарий к «Мастеру и Маргарите» М.А.Булгакова.// Литература в школе. - 1998. - №2. - с.54-61.

    Крючков В.П. «Еретики в литературе»: Л. Андреев, Е. Замятин, Б. Пильняк, М. Булгаков: Учебное пособие. – Саратов: Лицей, 2003. – 288 с. – (По страницам литературной классики).

    Лобова В.И. «Это была самая светлая жизнь…»: По роману «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова // Литература в школе. - 2002. - №7. - с.28-31.

    Маранцман В.Г. Проблемный анализ романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». XI класс //Литература в школе. - 2002. - №5. - с.40-42. - №7. - с.23-27. 2003. - №1. - с.27-32.

    Пушкин А.С. Сочинения в трех томах. - М.:Худ.литература, 1985. - Т.1. - с.528.

    Соколов Б.В. Роман Булгакова М.А. «Мастер и Маргарита»: Очерки творческой истории. - М.:Наука, 1991. - 175с.

    Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов: Книга для учащихся. Издание 2. – М.:Просвещение, 1985. –208 с.

    Шенталинский В. Мастер глазами ГПУ: За кулисами жизни Михаила Булгакова. // Новый мир. - 1997. - №10. - с.177.

    Ягупова Н.П. Какой дом обрёл Иван Бездомный?: «Мастер и Маргарита». // Литература в школе. - 1998. - №2. - с.134-139.

    Яновская Л. Треугольник Воланда: Главы из книги. //Октябрь. - 1991. - №5. - с.182-188.

1 Корсалова Е.В. Совесть, истина, человечность...: Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» в выпускном классе// Литература в школе. – 1994 г. – №1. – с 72-79

2 Ягупова Н.П. Какой дом обрел Иван Бездомный?: «Мастер и Маргарита»// Литература в школе. – 1998 г. – №2. – с. 134-139

3 Маранцман В.Г. прблемный анализ романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». 11 класс// Литература в школе. – 2002 г. о – п №5. – с. 40-42. – № 7. – с. 23-27. – 2003 г. – № 1. – с. 27-32

1 Яновская Л. Треугольник Воланда:Главы из книги //Октябрь. - 1991. - №5. - с.182 - 188.

1 Шенталинский В. Мастер глазами ГПУ: За кулисами жизни Михаила Булгакова // Новый мир.- 1997.- №10.-с.177

Документ

... Изучение творчества Владимира Набокова в школе ) I. Обоснование необходимости изучения творчества Набокова в школе ... современных , самых эстетически влиятельных художников. Во-вторых, творчество писателя причастно к истории ... введения учащихся в изучение ...

  • Современные школы трансперсональной психологии

    Документ

    современные школы трансперсональной психологии Лидерами современной трансперсональной... науки”. История современной науки показывает... («Око Духа», Введение ) Наряду с... в изучении всего спектра... в индивидуализации и творчестве (которые нередко...

  • Центр оценки и контроля качества образования методическая разработка о мире и даре владимира набокова (изучение творчества владимира набокова

    Методическая разработка

    К изучению творчества писателя 43 X. Результаты изучения творчества В. Набокова в школе 45 Библиография 46 I. Обоснование необходимости изучения творчества Набокова в школе ...

  • история русской литературы хх века учебное пособие выпуск второй советская классика новый взгляд введение социалистический реализм в контексте литературной эпохи

    Учебное пособие

    ... школа утверждает универсальность поэтической техники; если современные школы ... литературоведом Г. Хьетсо был введен в научный оборот малоизвестный... 1980. 48. Черешин Г.С. Из истории изучения творчества Маяковского: Маяковский и культ личности Сталина...

  • Тест
    Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»
    1.Укажите авторские варианты названия будущего романа «Мастер и Маргарита».

    2.Какой подзаголовок носило произведение М.А.Булгакова?
    1)фантастический роман
    2)чудовищная история
    3)театральный роман
    4)повесть о том, как близнецы погубили делопроизводителя

    3.В какой редакции произведения впервые появились образы Мастера и Маргариты?
    1)в редакции 1929 года
    2) в редакции1932 года
    3) в редакции 1937 года
    4)) в редакции 1940 года

    4.Назовите автора и его произведение, цитата из которого предпослана роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
    1) «Илиада Гомера»
    2) «Фауст» И.-В.Гёте
    3) «Божественная комедия» Данте
    4) «Дон Кихот» М.Сервантеса

    5.С каким великим христианским праздником совпадал советский праздник весны и труда?
    1) Троица
    2) Рождество
    3) Великий Четверг
    4) Пасха

    6.Назовите героя романа, с которым связана тема трагической судьбы художника в тоталитарном государстве?
    1)Берлиоз
    2)Майгель
    3)Мастер
    4)Римский

    7.Роман «Мастер и Маргарита» поднимает ряд важнейших вопросов. Назовите философские проблемы, поставленные в нём автором.

    8.С какими героями романа связана тема нравственного выбора? Напишите номера всех правильных ответов.
    1) Коровьев
    2)Понтий Пилат
    3)Мастер
    4) Азазелло

    9.Кто из героев романа связан с важнейшей темой милосердия? Напишите номера всех правильных ответов.
    1)Стёпа Лиходеев
    2)Иван Понырёв
    3)Фрида
    4)Маргарита
    5) Семплеяров

    10.Установите соответствия между героями и его принадлежностью к одному из трёх сюжетно-стилевых пластов. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    СЮЖЕТНЫЕ ПЛАСТЫ
    ГЕРОИ

    А) «московские главы»
    Б) «ершалаимский мир» В)потусторонний мир
    1)Крысобой
    2)Варенуха
    3) Гелла

    11.Не все персонажи «Мастера и Маргариты» образуют соответствия. Кто из героев романа не имеет двойников, не вписан в триады или тетрады?
    1)Маргарите
    2)Мастер
    3) Иешуа
    4)Понтий Пилат

    12.К пятому прокуратору Иудеи Понтию Пилату приводят «бродячего философа», обвиняемого в государственном преступлении, чей образ ассоциируется с Богочеловеком Иисусом. Какие чудеса совершает Иешуа?

    13.В каких повествовательных формах предстаёт перед читателями Евангелие от Мастера? Напишите номера всех правильных ответов.
    1) вещий сон Маргариты
    2) рассказ Воланда
    3) чтение Маргаритой рукописи Мастера
    4) Сон Ивана Бездомного
    5) рассказ Иешуа

    14. Установите соответствия между членами свиты Воланда и описанием их внешности. Установите соответствия между героямиГЕРОИ

    А)Азазелло
    Б)Коровьев
    В)Бегемот

    1)длинное, гибкое тело, пенсне с треснувшим стеклом
    2)»бритый», «с острым носом, встревоженными глазами», клоком волос
    3)маленький широкоплечий человек с огненно-рыжими, волосами, с торчащим изо рта клыком
    4) «вихрастый молодой человек в заломленной на затылке клетчатой кепке и чёрных тапочках

    15. Установите соответствия между героями и предсказаниями их судеб. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    ГЕРОИ
    ПРЕДСКАЗАНИЯ СУДЬБЫ

    А) буфетчик Соков
    Б) Иван Бездомный
    В) барон Майгель
    1)скорая кончина
    2) рак печени и уход из жизни через девять месяцев
    3)пребывание в психиатрической клинике
    4)смерть под колёсами трамвая

    16. Установите соответствия между персонажами московского мира и занимаемой ими должностью. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    ГЕРОИ
    ДОЛЖНОСТЬ

    А) Степан Богданович Лиходеев
    Б) Григорий Данилович Римский
    В) Аркадий Семёнович Семплеяров
    1)финдиректор театра «Варьете»
    2)администратор театра «Варьете»
    3) директор театра «Варьете»
    4)председатель Акустической комиссии московских театров
    5)председатель правления МАССОЛИТа

    17. Установите соответствия между персонажами московского мира и грехами, носителями которых они являются. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    ГЕРОИ
    ГРЕХИ

    А) Бездомный
    Б) Семплеяров
    В) Римский
    1)гордыня
    2)чревоугодие
    3)похоть
    4)лживость
    5)гнев

    18. Установите соответствия между формами наказания за грехи, которые избирает потусторонняя сила, и персонажем. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    ПЕРСОНАЖИ
    НАКАЗАНИЕ

    А) Варенуха
    Б) Берлиоз
    В) Лиходеев

    1) «брошен в Ялту магией Воланда»
    2) превращён в «вампира-наводчика»
    3) попадает под трамвай и лишается головы
    4) убит из пистолета Азазелло

    19.Какие действия совершает свита Воланда во время сеанса чёрной магии в «Варьете»? Установите соответствия между героями и их действиями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
    ГЕРОИ
    ДЕЙСТВИЯ

    А) Гелла
    Б) Коровьев
    В) Бегемот
    1)раздаёт червонцы и бесплатные дамские туалеты
    2)отрывает голову конферансье
    3) играет роль хозяина(хозяйки) дамского магазина
    4) молчаливо присутствует на сеансе

    20.События московских глав в пародийном, сниженном варианте повторяют события ершалаимских глав через промежуток в 1900 лет. Сеанс чёрной магии в «Варьете» развивает мотив карнавала, где высокое и низкое, священное и низменное меняются местами, где происходит обнажение в прямом смысле слова, совершаются кощунства, непристойности. Толпа у «Варьете» образует параллель с гостями на великом балу у сатаны – сборищем убийц, палачей, развратников, отравителей. Укажите героя, с которым связана профанация одного из великих таинств – воскрешения.
    1) Максимилиан Андреевич Поплавский
    2) Жорж Бенгальский
    3) Варенуха
    4) Степа Лиходеев

    21. «Пятый прокуратор Иудеи всадник Понтий Пилат» наказан за свою трусость тем, что сотни лет вынужден находиться на площадке в горах. Когда-то под давлением первосвященника Каифы он должен был согласиться на казнь бродячего философа и сам огласил приговор на площади. Теперь он мучается раскаянием и мечтает «отменить казнь». По просьбе Мастера и Маргариты Пилат получает свободу и возможность вновь встретиться с Иешуа идёт по лунной дорожке. Сколько длилось наказание Понтия Пилата?
    1) месяц нисан
    2)1930 лет
    3)2000 лет
    4)12 тысяч лун

    22.Каждый из булгаковских персонажей получает заслуженное возмездие и наказание. Установите соответствия между героями и его дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ПЕРСОНАЖИ
    ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

    А) Римский
    Б) Мастер
    В) Иван Понырёв
    1)обрёл «вечный приют»
    2)стал профессором Института философии и истории
    3)назначен заведующим гастрономическим магазином в Ростове
    4)возглавил театр детских кукол в Замоскворечье.

    23.Какое участие в судьбе главных героев принимают инфернальные (адские) персонажи? Установите соответствия между их образами и формой участия в судьбе центральных действующих лиц. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ГЕРОИ
    ФОРМА УЧАСТИЯ В СУДЬБЕ МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ

    А) Азазелло
    Б) Воланд
    В) Коровьев
    1)сжигает историю болезни Мастера, вручает героям документы
    2)возвращает Маргарите Мастера, восстанавливает рукопись романа
    3) приглашает к сатане, даёт героям отравленное вино, отправляя их в инобытие
    4) провожает Мастера и Маргариту до машины

    24. Установите соответствия между персонажами и действиями, которые они совершают во время великого бала у сатаны. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ПЕРСОНАЖИ
    ДЕЙСТВИЯ

    А) Бегемот
    Б) Гелла
    В) Коровьев
    1) купается в бассейне с коньяком
    2)руководит действиями королевы бала
    3)варит мазь и растирает ногу Воланда
    4)поджигает квартиру и скрывается

    25.Многие исследователи отмечают в романе парадоксы времени и пространства, которые может сжиматься и раздвигаться. Укажите «нехорошую квартиру», которая, превращаясь в огромное помещение, становится местом проведения великого бала сатаны.

    1) кВ.№50 дома 302-бис по Садовой улице
    2) подвальчик в одном из арбатских переулков
    3) дом Грибоедова
    4) кВ.№50 по Садовой,10

    № п/п
    Ответ

    1.
    «Чёрный маг»,»Консультант с копытом», «Великий канцлер», «Вот и я», «Он появился», «Шляпа с пером», «Чёрный богослов», «Подкова иностранца», «Копыто консультанта», «Сатана», «Евангелие от Воланда», «Князь тьмы».

    7.
    Свободы и необходимости, истины, доказательства бытия Бога, предопределения.

    10.
    А-2,Б-1, В-3.

    12.
    Излечение Понтия Пилата от гемикрамии, читает мысли.

    14.
    А-3,Б-1,В-4.

    15.
    А-2,Б-3,В-1.

    16.
    А-3,Б-1,В-4.

    17.
    А-1,Б-3,В-4.

    18.
    А-2,Б-3,В-1.

    19.
    А-3,Б-1,В-2.

    22.
    А-4,Б-1,В-2.

    23.
    А-3,Б-2,В-1.

    24.
    А-1,Б-3,В-2.

    Лидия Николаевна Белая